Детская йога. Коловратная драва или детская йога


Беби йога (бэби йога) | SLAVYOGA

Если бы 100-200 лет назад какому-нибудь просветленному мастеру рассказали о беби йоге, он бы, мягко говоря, удивился. Дело в том, что для занятий йогой в классическом понимании, необходим определенный уровень эмоциональной и психологической зрелости. У детей эта зрелость отсутствует, а, значит, до йоги им еще надо дорасти. Но в современном понимании, термин йога утратил свое исконное значение. Под практикой йоги понимается, прежде всего, выполнение определенных упражнений. А это под силу и ребенку.

Происхождение бэби йоги

Термин «беби йога», ровно, как и «йога для новорожденных», появился недавно, примерно в 80-х годах прошлого века. Трудно сказать, с чем это было связано. Возможно, с чрезмерной популяризацией йоги в то время на западе, когда стали появляться новые направления и авторские стили. А, возможно, и с теорией раннего развития детей, которая стала активно пропагандироваться. Её цель — развитие познавательных способностей детей раннего возраста. И роль физического развития в этом очень велика.

Давно доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за мышление, речь, моторику, находятся в тесной взаимосвязи. И если развивать двигательные навыки, то это положительно скажется на познавательном развитии.

Ученые заинтересовались йогой уже давно и пришли к выводу, что регулярная практика асан, пранаямы положительно сказывается на состоянии здоровья человека. Упражнения из йоги стали внедрять в различные педагогические программы, в том числе в школьную программу.

А с недавнего времени йогой было решено обучать и младенцев. Так появилась беби йога. Она включает в себя несколько направлений. Мы осветим лишь некоторые.

Йога для новорожденных

На Руси с давних пор новорожденными занимались повитухи. Они повивали младенца, т. е. совершали ряд манипуляций, призванных приспособить ребенка к новому миру, оказать посильную помощь в его адаптации. В настоящее время этим занимаются акушеры.

У казаков бэби йога называется традиционной казачьей гимнастикой, или коловратной здравой, благодаря использованию которой детей-казачат с раннего возраста приучают к выносливости и формируют крепкий фундамент физической и психической устойчивости перед агрессивными факторами внешней среды.

Йога для новорожденных получила свое название из-за того, что некоторые манипуляции похожи на асаны йоги. Ребенка массируют, гладят, сгибают ручки и ножки, имитируя асаны.

Период новорожденности длится 1 месяц. В это время ребенок очень уязвим, поскольку его организм только приспосабливается к окружающей среде, иммунная система не зрелая. И любое грубое вмешательство, да и просто нахождение рядом постороннего человека, может принести вред.

Поэтому, прежде чем заниматься йогой для новорожденных, проконсультируйтесь с врачом и тщательно выберите специалиста. А лучше воздержитесь от занятий вовсе, поскольку нет ни одного исследования, доказывающего положительное влияние такой йоги на ребенка. Наоборот, современные врачи, акушеры, сходятся во мнение, что чем меньше тревожить месячного ребенка, тем лучше. А единственное в чем он нуждается — это любовь и внимание родителей.

Йога с мамой

Под этим названием подразумевается практика, где мама и ребенок — равноправные участники процесса. Оба получают физическую нагрузку, но ведущая роль принадлежит взрослому. Возраст детей от 3 месяцев. Совсем маленьких можно держать в кенгуру или слингах, а деток постарше побуждают выполнять простые упражнения, либо используют вес детей для тренировки мамы. В тренировке используются как классические асаны, так и динамические упражнения из пилатеса, танцев, гимнастики.

Это наиболее предпочтительный вид беби йоги, так как: во-первых, малыш постоянно находится в контакте с мамой, он чувствует себя уверенно и спокойно во время занятия; а во-вторых, ребенок свободен в своих действиях, никто не пытается его сложить в немыслимую позу. Он делает только то, что ему нравится.

Этот вид детской йоги является прекрасной возможностью для мамы разнообразить свое общение с ребенком с пользой для фигуры.

Йога для дошкольников

Примерно к двум годам ребенок вступает в новую фазу своего развития. Ему становится интересно общаться с другими детьми, появляется склонность подражать взрослому. Кроме того, меняется тип ведущей деятельности с предметной на игровую.

Этот период — оптимальное время для знакомства с йогой. Дети занимаются в небольшой группе под руководством инструктора. Они в игровой форме осваивают асаны и дыхательные упражнения из йоги. У таких занятий нет противопоказаний. Они идеально подойдут для ослабленных детей, так как не требуют физической подготовки, не сопровождаются чрезмерными усилиями и совсем не травматичны.

Беби йога. Осознанный подход

С появлением ребенка в семье родители начинают искать оптимальные средства для его развития. Ведомые благими целями, на какие только ухищрения они не идут: йога для новорожденных, массаж, раннее плаванье… Однако следует учитывать тот факт, что не существует никаких более-менее серьёзных исследований о том, что все это полезно для малыша. Во-первых, потому, что проводить эксперименты на детях неэтично, а во-вторых, из-за того, что все эти методы слишком молодые и не прошло достаточного времени, чтобы оценить их эффективность.

В настоящий момент очевидно одно: единственное, в чем нуждается ребенок — это любовь и забота родителей. И когда Вы занимаетесь беби йогой со своим ребёнком в любом возрасте, находясь в данном состоянии, с чуткостью и пониманием к своему чаду, то любые упражнения будут во благо.

Беби йога может также стать прекрасной помощницей для мамы. С помощью простых упражнений можно успокоить или развеселить малыша, привести свою фигуру в форму, а также открыть новые грани общения с крохой.

Бэби йога. Подборка видео

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Детская йога – это модное веяние или наука? - Йога для детей - В мире йоги

Наталья Сандер, журнал «Йога», №3 2007

Фото: Елена Зотова, Евгения Ксенофонтова

Об особенностях занятий для детей рассказывает Вика Занкина – профессиональный педагог, первый и пока единственный в нашей стране сертифицированный преподаватель йоги для детей по методу «YogaKids».

— Существует мнение, что йогой детям заниматься вредно.Что ты об этом думаешь?

— Йогой детям заниматься очень даже полезно. В Индии я познакомилась с детскими преподавателями, несколько десятков лет успешно работающими с детьми. В традиции Свами Шивананды, например, дети от 5 лет выполняют весьма сложные асаны. В традиции БКС Айенгара существует мнение, что до 8 лет дети должны «играть в йогу», однако после восьми начинается весьма насыщенная практика. В Москве также – и от родителей, и от детей я вижу только позитив. Дети очень естественно реагируют на свои ощущения: как только они устают, они просто перестают делать упражнения. Они прекрасно чувствуют свои пределы, в отличие от взрослых.

— В чем особенности детской йоги?

— В форме подачи материала. Обычно наше занятие посвящено какой-то одной теме или истории, которая объединяет набор асан. Академически последовательность асан та же самая, что и у взрослых. Но используется максимальное количество сенсорных зацепок: визуальные – игрушки, картинки; аудиальные – музыка, счёт, пение; т.е. своеобразные «крючочки», помогающие запечатлеть асану в памяти ребенка не только как некое непонятное физическое положение, а как целый образ. Например, занятие сегодня было посвящено геометрической форме – кругу и его проекции – шару. В начале занятия мы делали различные круговые движения – разминали суставы. Параллельно мы вспоминали знакомые нам предметы или природные явления, связанные с этой формой: солнце, луну, каплю воды, с расходящимися от неё кругами. Затем мы выполнили Cурья намаскар – приветствовали солнце и, когда делался прогиб в спине, я подчеркнула, что он является частью круга. Комплекс включал в себя большое количество прогибов в разных вариантах. Т.е. круговая линия шла общей темой через всё занятие. И закончили мы, расстелив свои коврики по кругу, и эта непрерывная линия означала, что то, что мы отдаём, к нам и вернется по этому кругу рано или поздно.

— Чем вы еще занимаетесь помимо асан?

— Ещё раз повторюсь, что академическое наполнение наших занятий слабо отличается от взрослых. Кроме асан мы делаем те же базовые дыхательные упражнения: нади-шодхану, бхастрику, капалабхати.

Постепенно дети учатся выполнять их и испытывают то же самое воздействие от упражнений, что и взрослые.

— Почему именно детская йога?

— Я — преподаватель по своей натуре и образованию. Вся моя деятельность связана с детьми: какое-то время проработала в школе, затем в британской организации, консультировала родителей и детей, решивших получать образование в школах и университетах Великобритании.

В 2005 я попала на огромную ежегодную выставку йоги – Yoga Show - в Лондоне, где были представлены йога-школы Европы и Америки, проходили мастер-классы и т.д. Там моё внимание привлёк яркий сиреневый стенд с фотографиями малышей, делающих асаны. Я была потрясена! Как же мне раньше это не пришло в голову!

Оказалось, в мире существует несколько школ, специализирующихся на детской йога-практике, я сравнивала их подходы, сроки обучения, стоимость и выбрала «YogaKids». Школа родилась в Штатах порядка 20 лет назад, активно развивается и хорошо себя зарекомендовала. Автор метода – Марша Вениг – выпустила свою книгу. Мне понравилось то, что «YogaKids» не причисляет себя к какой-то одной йогической традиции, а наоборот объединяет преподавателей с разным опытом личной практики. Кроме того, в своей британской магистратуре я изучала психологию творчества и творческие процессы, и методы школы были мне близки.

После первого семинара я еще полтора года занималась дистанционно, у меня была чудесная научная руководительница из Мексики – опытная йогиня и детский психолог, общение с которой шло по электронной почте и телефону. Закончилось все финальным 10-дневным семинаром, дипломным проектом и, собственно, дипломом.

Было много практики и много теории, посвященной именно работе с детьми и форме подачи информации им: как объяснять асаны, откуда брать легенды, как делать визуализации и медитации. Я узнала много нового.

— Какова мотивация родителей, приводящих детей на занятия?

— У большинства родителей основная мотивация – это здоровье. Хотя, есть несколько человек, у которых «долгосрочные планы» на практику – и у родителей, и у детей. Процентов 30 детей приходит на занятия с мотивацией «просто нравится». Родители привели в первый раз из любопытства, и ребенок «бежит на занятия». Но зачем он бежит, они не знают.

Одна православная бабушка, приводящая внука, как-то сказала, что после занятий у неё возникает ощущение «как в церкви побывала».

До сих пор существует много стереотипов о йоге и йогах как о голодных аскетах, спящих на гвоздях, хотелось бы развенчать их и донести, что йога это не только упражнения два раза в неделю на коврике в зале…

Часть родителей под впечатлением от рассказов и показов детей начали сами заниматься йогой. Кто кого приводит на занятия?

— Какова мотивация детей?

— На мой взгляд, они не анализируют. Основной критерий «нравится-не нравится».

Нравится – делают, не нравится – не делают. Старшие дети уже могут описать словами свою мотивацию, например: хочу успокоиться после занятий в школе. А младшим просто нравится пообниматься, поиграть, порисовать, потискать друг друга, поболтать.

— Какие возрастные группы существуют?

— 4-5-6-7 лет, 8-9-10-11 и старшие. Такие возрастные диапазоны, на мой взгляд, наиболее оптимальны. Младшие смотрят на старших и тянутся за ними. Иногда бывают исключения, и малыши попадают в старшую группу или наоборот.

www.yoga.ru

Детская йога

Дети и йога

«Хотелось бы поинтересоваться, а чем различаются детская йога от взрослой, кроме как игровой формы? Ведь даже в книгах по детской йоге в принципе те же упражнения» – такой вопрос задаёт девушка – начинающий детский преподаватель йоги. То же часто спрашивают журналисты, собирающие материал по теме и совершенно запутавшиеся в многочисленных растиражированных сентенциях, вроде «дети – прирождённые йоги» или «детская йога – это игровой подход», а то и «йога детям вредна». Давайте возьмём эти три крылатых фразы за отправную точку и попробуем разобраться.

Дети – прирождённые йоги

Есть люди, которые считают, что дети уже владеют тем, чему учит йога: например, гибкостью, или особым умением жить в настоящем и ни о чём не переживать. Поэтому некоторые считают, что все дети обожают занятия йогой, а другие верят, что йога детям неактуальна – ведь они уже гибкие и счастливые!

Однако, те, кто долгое время наблюдают за детьми, осознают простую истину – все дети разные. В том числе и в своих вышеупомянутых «йогических» проявлениях. Возьмём гибкость: моя племянница, например, в 2 года садилась в позу бабочки и не могла опустить колени на пол, в то время как некоторые сутулые подростки, приходя впервые на занятие, берут и садятся в сложнейший лотос. Четыре с лишним года наблюдений за ребятами от 4-х до 15-ти лет в моих российских группах скорее говорят об обратном – гибких детей подавляющее меньшинство, и многие асаны даются им нелегко – это к вопросу о «повальной» детской гибкости.

Жизнь в настоящем у ребёнка неизбежно заканчивается, как только начинает развиваться такая психическая функция, как рефлексия – сознательная оценка себя и своих поступков. Это происходит, по мнению выдающихся русских психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, в возрасте 7-8 лет, а по моим наблюдениям намного раньше. Современные дети далеки от невинного и радостного порхания из песочницы на качели – они пытаются осознавать и решать такие взрослые проблемы, как развод родителей, учебные перегрузки, социальное расслоение. Такие аспекты практики йоги как сосредоточение и расслабление для многих ребят сложнее, но актуальнее, чем развитие пресловутой гибкости.

Напрашивается вывод – занятия нужны большинству детей, и каждый ребёнок с их помощью будет решать свои собственные задачи. Процесс внутренних изменений, как физических, так и более тонких, будет долгим и не всегда лёгким и приятным – усилий и дисциплины никто не отменял.

Предположим, что по каким бы то ни было причинам, родители решат привести ребёнка на детскую йогу. Предполагая забавные игры в собачек-кошечек, черепашек-слоников во главе с развесёлым преподавателем. Можно сказать, что с большой вероятностью так и будет, особенно если ребёнок младше 8 лет. А вот из чего будет состоять занятие с ребятами старше 8 – тут всё зависит от преподавателя и от его или её видения йоги как предмета. Кто-то и с подростками будет «превращаться» в черепашек и собачек, а кто-то будет учить санскритским названиям поз, объяснять угол разворота стопы или расположение энергетических точек в теле. Степень «развесёлости» тоже может быть разной – кто-то будет держать строгую дисциплину, кто-то махнёт рукой и просто даст детям «оторваться» – не раз слышала от родителей, что на некоторых занятиях дети просто носятся по залу, время от времени выполняя просьбы преподавателя.

Тут мы возвращаемся к такой переменной как личность, жизненный и профессиональный опыт преподавателя. Ведь каждый делится тем, что имеет – нельзя отдать то, чего у тебя нет. Логично предположить, что преподаватель-педагог или психолог по образованию, имея соответствующий интерес и опыт, будет больше уделять внимания вопросам поведения и развития личности ребёнка. В то время как, например, специалист по ЛФК и физической реабилитации, скорее всего, будет больше внимания обращать на решение с помощью занятий йогой таких детских проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз. Разумеется, возможны разные варианты, но факт сопоставления опыта преподавателя и акцентов, которые он или она делают в детской практике йоги, имеет место быть.

Методы же, которыми преподаватель пользуется в рамках занятия детской йогой, напрямую соотносятся с тем, как именно он или она строят свои личные занятия. Широта осведомлённости имеет значение и влияет на гибкость, но не тела, а ума. Известно, как будущие родители рассуждают о том, что они «никогда» не будут поступать со своим ребёнком вот так, зато «всегда» будут делать этак. А когда ребёнок уже появился – вот он, смотрит и видит каждое твоё микродвижение и слышит каждое случайно оброненное слово – выясняется, что в основном родитель поступает не так как хочет, а так как уже умеет. И в случае преподавателей детской йоги происходит то же самое – мы делимся с детьми тем, что умеем и понимаем сами, тем, что уже внутри. А внутри, благодаря гибкости ума, могут оказаться многие полезные вещи – есть примеры, когда преподаватели из разных традиций йоги успешно учатся друг у друга. Хуже с теми, кто не учится ни у кого.

Дети и йога – предостережения

Выше уже прояснилось, что йога – это собирательное понятие для самых разнообразных методов развития тела, ума, духа. А дети – это люди разного возраста, в каждом из которых решаются разные задачи. Если дошкольникам актуально развитие крупной и мелкой моторики, то подростки этот этап уже прошли – теперь им важно совладать с гормональной бурей. Младшим необходимо научиться вести себя в обществе, адекватно общаться с другими детьми и со взрослыми, а у старших на первый план выходит вопрос самости – кто я такой и зачем я здесь?

Исходя из этого понимания детской природы и знания об эффектах разных практик, можно говорить о том, что некоторые из них более или менее актуальны в разных возрастах. Также, если ребёнок развивается по особому сценарию, вызванному генетическими, психическими, неврологическими и другими диагнозами, например, синдром Дауна, аутизм, ДЦП и прочие, некоторые практики могут быть нужнее других, а некоторые не нужны совсем. Есть и однозначные противопоказания для всех детей – к ним относятся сложные дыхательные и некоторые глубокие внутренние практики.

Конечно же, не обладая достаточными знаниями в какой-то области, лучше перестраховаться и предостеречь родителей – что и делают многие врачи и детские специалисты. Однако, предостережения не значат абсолютный запрет на йогу как таковую, скорее, речь идёт о том, чтобы подобрать практику, соответствующую возрасту и актуальным задачам развития ребёнка. Поэтому главный вопрос – что и как преподаётся в классе йоги для детей разных возрастов. Тут вся ответственность лежит на преподавателе.

Думайте сами, решайте сами

Давайте попробуем подвести итоги вышесказанного. То, что йога ярко присутствует в современной культурной реальности больших и малых городов – неоспоримо. Растущее число центров йоги – это результат растущего интереса, основанного на положительном опыте, накопленном многими поколениями практикующих. Доступ к информации обеспечивает Интернет, специализированные журналы по йоге, различные конференции, курсы и семинары по многим аспектам практики и теории йоги. Для тех, кому этого мало, есть авиарейсы в Индию – можно поехать и попробовать отыскать первоисточники.

Выбор занятий детской йогой тоже за последние пять лет увеличился в разы, информации много. Нет-нет, да и в СМИ появляется сюжет или статья на эту тему – а там, в силу дефицита эфирного времени или бумажных полос, журналист по-быстрому выпаливает то, что уже было сказано много раз, сваливая в одну кучу гибкие детские суставы, развитие лёгких, игры в зверюшек и медитацию на гвоздях в позе лотоса. В итоге есть такое облако под названием «детская йога», из которого родителям нужно умудриться провести своих детей к свету, причём каждого ребёнка – своим путём, согласно поставленным задачам.

У каждого ребёнка этот путь к свету будет особенным: будут и радости, и трудности. Придётся пройти через «нравится-не нравится», «устал-надоело», «это хочу-то не хочу». Форсировать процесс не стоит – пусть занятия будут наградой, а не обязанностью. Будет замечательно, если у ребёнка появится опыт учёбы у разных преподавателей – в этом случае полезно спросить, что нового ребёнок узнал, чем отличаются разные занятия. И, поскольку йога – это знание, традиционно передающееся от учителя к ученику, отличным закреплением материала будет возможность самому стать учителем и научить младших. А если старшие проявят должный интерес и внимание, то им тоже можно раскрыть некоторые секреты йоги! И пусть это ценное знание принесёт здоровье и радость всей семье и окружающим.

Перейти на страницу расписания занятий йоги

 

Автор статьи: Вика Занкина, преподаватель йоги, школа YogaKids.

yogarazuma.ru

Детская йога | Shanti

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.

Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Основная задача йоги для детей — укрепить здоровье и развить в ребенке внимательное и уважительное отношение к своему телу. Асаны или «позы йоги» планомерно укрепляют все мышцы тела, без исключения, делают их эластичными, развивают подвижность суставов. Очень важная функция таких упражнений – это укрепление внутренних органов ребенка, как следствие улучшение защитных свойств организма и работы желудочно-кишечного тракта, увеличение сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Йога помогает формированию правильной осанки, так как укрепляет мышечный корсет. Кроме того, для детей, страдающих избыточным весом, и не имеющих возможности или желания активно двигаться, набор асан йоги станет отличным помощником в борьбе за стройность.

Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом.Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги или фитнес-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста.

До сих пор специалисты не пришли к единому мнению о том, в каком возрасте следует начинать заниматься йогой. Некоторые советуют приступать к упражнениям не ранее 11–12 лет, другие утверждают, что йога полезна даже малышам в возрасте от 3-х лет. Дело в том, что йога представляет собой многоуровневую систему и включает в себя в том числе медитацию и пранаяму (контроль дыхания), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а поэтому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то детям младшего школьного возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.

Занятия йогой с детьми от 3 до 7 лет, как правило, проходят в игровой форме. Инструктор пытается завладеть фантазией ребенка при помощи сказки. Детям нравится копировать поведение животных, поэтому они с удовольствием повторят асану «лягушки» или «собаки мордой вниз».

Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.

В подростковом возрасте дети активно развиваются, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и сосредоточенности, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и справляться со стрессами повседневной жизни.

Программа занятий по детской йоге, как правило, включает:

  • знакомство с возможностями тела,
  • воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью,
  •  формирование правильной осанки,
  • упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы,
  • развитие координации и пластики движения тела,
  • игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, фантазии, активности.

Кто может практиковать детскую йогу: все дети, неограниченные физическими возможностями, начиная с трехлетнего возраста. Упражнения детской йоги те же, что и для взрослых, но подбираются с учетом возраста, т.к. имеет значение воздействие отдельных асан на гормональный фон.

В йога-студии Шанти, группы по детской йоге размером не более 10 человек, что позволит уделить максимальное внимание Вашему ребенку и учесть все его особенности. Занятия проводит педагог-психолог, с личной практикой йоги более 4 лет, телесно-ориентированной терапии более 3х лет, опытом психологической индивидуальной развивающей работы с малышами более 5 лет, опытом психологического консультирования разных возрастных категорий более 3 лет.

myshanti.net

Детская йога, комплекс асан | Блог йога

Предлагаю вашему вниманию комплекс несложных асан для детей. Детская йога это здоровье для вашего малыша. По силе воздействия ей нет равных. Воздействуя на все органы и системы организма йога для детей укрепляет иммунитет, развивает гибкость, улучшает подвижность суставов, а занятия праноямой увеличивает объем легких. Детки с огромным удовольствием занимаются хатха-йогой. Посмотрите, как асаны выполняет пятилетняя Евочка. Довольно сложные, для взрослых, асаны она делает просто, с улыбкой на лице. Если у вас есть возможность, чтоб ребенок занимался с преподавателем это замечательно. А если, по каким-то причинам вы не можете себе этого позволить – для этого я сделал этот блог. Читайте, тренируйтесь и будьте здоровы.ВРИКШАСАНА 2 или поза дереваПоставьте ноги вместе немного присядьте и легким прыжком встаньте в АДХО МУКХА ШАВАСАНУ – или позу собакиИз позы собаки перейдите в ЧАТУРАНГ АСАНА после чего лягте на пол и сделайте последовательно, как описано, Бхуджангасану или позу змеи, кобры

После секунд 30 отдохните в позе зайца или ШашанкасанеСядьте на пол сделайте наклон на выдохе и 10-15 циклов дыхания посидите в ПашимотанасанеРаспрямитесь и выполните упражнение для пресса ПАРИПУРНА НАВАСАНу или позу лодки детки могут помогать себе руками.Встаньте на колени в БИДАЛАСАНу или позу кошкиПодробное описание асаны вы найдете перейдя по ссылке.После кошки Поза верблюда или Уштрасана или поза верблюдаОтдонем 10-15 циклов дыхания в позе зайца или ШашанкасанеИ сделаем Сетуасану или позу мостПосле примем положение ЧАКРАСАНА или позы колесаотдыхаем выполняя позу зайца или ШашанкасануИ заканчиваем утреннюю тренировку спокойным дыханием сидя баддха конасане

blog-yoga.com


Смотрите также