Адвайта йога


Собрание тайн / монастырь йоги

2018.01.30Привлечение благословений через служение01:13:13117 МбТекст Шри Ади Шанкарачарьи. Как происходит разрушение васан – васанакшая. «Я пришел сюда (в монастырь) служить». Служить в просветленном состоянии – единственный нормальный вариант. Служение осуществляет самбандху (связь со Всевышним Источником). Рост садху через служение, очищение ума, осознанность. Какая вайю наиболее активна, так мы и видим мир. Садху отделяет себя от эго – вивека. Скачано: 0 раз2018.01.29Комментарий Ишаны к тексту Йога Васиштха00:45:5273 МбЗнать священные тексты своей традиции. Текст – это только 15% от священного текста. Комментарий Ишаны. Перед тем, как узнается, что меня нет, познается сфера своей кармы. Не надо воевать со своими самскарами и вассанами. Учиться жить во внутренней мауне. Каждому человеку не хватает ясности – джняна-шакти. О внутреннем безмолвии. Скачано: 0 раз2018.01.23Послание Шанкары о главном методе00:33:1353 МбДелать поклон Гуру – каждый раз напоминать себе о своей цели. Не следует ориентироваться на других. 4 типа практикующих. Первая мысль практикующего в любой ситуации: «Я должен осознавать свою истинную природу». Любую ситуацию делать путем. Надо хорошо разбираться в своей Дхарме. Главный и второстепенный метод – анвайя и вьятирека. Скачано: 0 раз 2018.01.22Комментарий Махешвари на упадешу Десять сердечных советов верному ученику00:54:5888 МбОтказ от достижения просветления только приблизит его. Не бывает личного Просветления. Комментарий Махешвари «Принцип служения». Почему для нас важна энергия Ануграхи. Скачано: 0 раз2018.01.19Атман присутствует внутри нас всегда00:58:3794 МбГимн восхваление Шанкары. Атман присутствует внутри нас всегда. Римат и сатьям. Главная задача – искать осознанность Атмана. Наложение на Атман ложных проекций. Васанакшая – изменение своих старых тенденций и черт характера. Изменение и угасание васан – признак правильного опыта и практики. Манонаша – стадия зачатия – малое Просветление. Манонаша – недвойственное видение мира. Боддха – вступление в пробужденное сознание. Внутренняя жизнь садху всегда скрыта от других. Скачано: 0 раз2018.01.16Гимн восхваление Шанкары00:52:5985 МбТекст Шри Ади Шанкарачарьи «Атма бодха». Послание святых проникает сквозь время и пространство. Глубже Адвайта Веданты может быть только Адвайта Веданта. История про Свами Даянанду Сарасвати. Изучать Адвайта Веданту через принцип Гуру-йоги. История про диспут Шанкары и Мандана Мишры. Скачано: 0 раз2018.01.15Комментарий Нитьяшри на шлоки из Трипура Рахасьи00:35:0256 МбКомментарий Нитьяшри на текст «Трипура Рахасья» «Диалог Аштавакры и Джананки». Комментарий Гуру. Как божества передают энергию на уровне мадхьямы. Скачано: 0 раз2018.01.13Наш безграничный потенциал и ограниченное проявление00:33:5654 МбЛучший способ раскаяния. Очень важно наблюдать себя, тогда Гуру-йога, принцип Прибежища, дух самайи проявятся сами. Текст Шри Ади Шанкарачарьи «Атма бодха». Авеша – проведение божественной энергии. Разные виды амшаки – соединения с божественной волей. Атмашакти. Не обманываться формой божества. Скачано: 0 раз2018.01.12Просветление случается после мананы00:48:2678 МбТекст Шри Ади Шанкарачарьи «Атма бодха». Устранить свои старые представления. Тиродхана шакти. О перерождениях в низшем теле. О свидетельствующем сознании. Квантовая физика. Овладеть умом, речью (праной) и телом. Нидидхьясана – поддержание созерцания и объединение с телом, речью и умом. Нидидхьясана Ишвары и практикующего качественно не отличаются. Кальпита и акальпита сиддхи. Преображение клеш в мудрости. Удовлетворенность, спокойствие и мир в душе, сантоша, удовлетворенность тем, что есть. Тело света. Скачано: 0 раз2018.01.10Растворение мира в Атмане00:46:2875 МбТекст Шри Ади Шанкарачарьи «Атмабодха». Утвердиться в недовойственной идентичности. Хорошо изучить как медитировать на махавакью «Ахам Брахмасми». Пятичленная формула. Пурнатва – внутренняя целостность. Скачано: 0 раз2018.01.08Познание собственной самости00:38:2962 МбТекст Шри Ади Шанкарачарьи «Атма Бодха». Атмабодха – познание собственной идентичности. Атман подобен свече внутри сосуда. Овладение воззрением. Ложная идентификация. Метод нети-нети. Атмаманана. Способность проявлять различные эманации. Скачано: 0 раз2018.01.05Атман подобен свече внутри сосуда00:33:5154 МбКаждый выбирает то, в чем у него недостаточно опыта. Действие закона кармы. Текст Шри Ади Шанкарачарьи «Тат твам Аси». На каком уровне душа тождественна Ишваре. Медитация «Ахам Брахмасми» возможна только после панчакошавивеки. Чистое измерение. Нечистая материальная энергия. Стадии забывчивости. Скачано: 0 раз2018.01.04Всегда выражать уважение к Богу00:48:5578 МбЧто такое йога. Самбандха. Делать подношения своему Высшему «Я». Рассказ о Васиштхе. Быть в присутствии и практиковать Гуру-йогу – одно и тоже. Искушения садху. Передача трансцендентного Учения требует большого уважения. Распознавать Бога как свое состояние осознанности. Что такое упасана. Манана – устранить неверные направления ума. Скачано: 0 раз2018.01.03Уметь посмеяться над собой01:04:26103 МбПрактикующий всегда имеет правильное смирение. Уметь посмеяться над собой. Вслед за прощением приходит благодарность. Самый главный критерий практикующего – способность в жизни применять Учение. Причины перерождений богов, асуров, людей, претов, животных, существ ада. Постараться, чтобы выработать непрерывное осознавание. Скачано: 0 раз2018.01.02Главные вопросы для садху00:51:2883 МбГлавные вопросы для садху. Познание Бога через познания самого себя – атмабодха. У всех живых существ есть страх. Кто такой авадхута. Прервать неведение, которое длилось миллиарды лет. Обретение природы Ума – сущность всех учений. Разворачивание сознания по таттвам кашмирского шиваизма. Не соотносить себя с прошлым. Наблюдать свой ум без оценок и рефлексий. Объединять пространство с движением. Принять решение войти в Великое Недеяние. Скачано: 0 раз2018.01.01Измерение причинного тела00:45:5674 МбСмысл ашрамов в сангхе. Четыре стопы Абсолюта: Вишва, Тайджас, Праджня и Турья. Осознавание во сне без сновидений. Состояние сиддхов – сушупти-турья. 16 уровней сознания. Важность буддхи. Прямая передача – скачок в причинное тело. Утвердитmся в джаграт-сушупти. Джняна-пада – сразу войти в недвойственное воззрение. Ценность Ануттара-тантры. Смена идентичности. Не путать Путь и Плод. Что значит мгновенный путь и его отличие от относительных путей. Скачано: 0 раз2017.07.31Теизм и реализм в шиваизме01:23:58134 МбФилософия шиваизма. Теистический абсолютизм и духовный реализм. Чистое видение. Скачано: 0 раз2017.07.29Шактипатха01:33:37149 МбТекст «Основы кашмирского шиваизма». Шактипатха. Типы шактипатхи. Скачано: 0 раз2017.07.27Изучение воззрения шиваизма01:13:56118 МбТекст «Основы кашмирского шиваизма». Изучение воззрения шиваизма. Скачано: 0 раз2017.07.26Текст Основы кашмирского шиваизма00:41:4867 МбТекст «Основы кашмирского шиваизма». Скачано: 0 раз2017.07.25Уровни реализации турия00:48:4578 МбТекст «Основы кашмирского шиваизма». Четыре уровня праны, четыре уровня сознания. Достижения прошлых жизней – потолок в практике нынешней. Состояние пралайякала, виджнянакала. Уровни реализации турия. Акалы. Мантры, их действие. Скачано: 0 раз2017.07.24Уровни свапна и сушупти и их существа00:51:3883 МбЧетыре состояния праны. Текст «Основы кашмирского шиваизма». Свапна, сушупти. Шактипатха в жизни садху. Скачано: 0 раз2017.07.22Четыре состояния праны и разные уровни существ00:46:3575 МбВоззрение с точки зрения тантризма. Четыре состояния праны и разные уровни существ. По книге «Параадвайта. Основы кашмирского шиваизма» Скачано: 0 раз

www.advayta.org

Адвайта. Бог есть и в тигре

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

В этой статье поговорим о концепции Единства (Адвайта).

О том что это за концепция чудесно написано в Википедии. Данную статью я пишу потому что часто сталкиваюсь с фразой «Всё едино» из уст духовных искателей, которые не совсем понимают, что хотя, по сути своей, всё действительно Едино и нет ничего, кроме этой Сути, которая всё пронизывает, и которой всё является, которая, по сути, и есть всё (мне нравится называть эту суть Богом), но всё же, хотя нет ничего другого, для того чтобы действительно утверждать это, следует не просто данную концепцию прочитать, не просто манасом с ней ознакомиться, надо Адвайту осознать, нужен свой собственный опыт Её постижения через интуицию, которая сможет данное знание сделать достоянием каждой клеточки вашего существа. Как говориться: «Истину нельзя познать, ею нужно стать». Святые, осознавшие Бога Мастера в один голос говорят, что всё есть Бог и нет, быть не может ничего другого кроме Бога, они это уже осознали. Но когда данное изречение слышишь из уст ещё явно не святых, то возникает вопрос: «А имеет ли человек вообще право, говорить то чего сам ещё не осознал?»

Будда и Шанкара

Древнее учение Индии содержит три основных подхода к истине: Санкхья, Йога и Веданта. Санкхья объясняет почему нужно искать истину; Йога говорит о том, как обрести её; и Веданта рассказывает (абстрактно, без того, чтобы дать реальный опыт),  что истина есть такое, когда её находишь.

Основателем философии Адвайта-веданты был Ади Шанкарачарья – великий религиозный деятель и реформатор. Он воплотился на землях Индии во времена, когда идея последователей Будды о том что Бога не существует стала особенно популярной. Будда не говорил, что Бога не существует, просто в то время, когда жил Гаутама Будда каста брахманов настолько монополизировала знания о Боге и духовности, настолько погрязла в ритуалах и обрядах, без которых Бога было якобы не достичь, что Будде пришлось сместить акцент с познания Бога и выдвинуть на первое место для каждого человека личную работу над собой, главной техникой этой практики была медитация. Если человек старательно медитирует, выполняет остальные заповеди буддизма, которые во многом идентичны Ямам и Ниямам, то познание высшей реальности – Бога, неминуемо настанет.

От того, что Будда не говорил про Бога, его последователи решили что Бога нет. Они создали ещё одну искажающую истину концепцию. Ади Шанкара пришёл, чтобы исправить посеянную последователями Будды ошибку. Он не просто сказал, что Бог есть, он сказал, что есть только Бог, а всё остальное иллюзорно.

И что сделали последователи Шанкары? Они стали утверждать, что мира не существует. До этого Бога не существовало, теперь наоборот мира не существует. Воистину, людские умы очень однобоки. В общем-то манас действительно не может видеть единства, логика в духовном мире только мешает, для его познания нужна буддхи – интуиция, которая у большинства духовных искателей ещё довольно крепко спит.

Так что же реально Бог или мир?

Больше всего при ответе на этот вопрос о реальности или нереальности мира мне нравится использовать пример данный Свами Криянандой:

«Если вы спите, и вам приснилось, что вы ударили голову, то во сне, приснившаяся вам голова будет болеть».

Для святого, действительно осознавшего, что всё есть Бог, весь этот мир — иллюзорный сон, в том числе и сам себе этот святой сниться и он осознает это, но для того, кто спит и считает себя реальным этом сне, даже если он уже раз сто прочитал о том, что этот мир не реален, этот мир остается реальным, ведь привычка считать себя обособленной личностью — это не просто ментальная концепция – это определённый расклад энергий в подсознании данного человека. Пока все эти энергии не будут очищены и преобразованы, этот сон будет более реальным, чем настоящая Божественная Реальность.

В общем-то, когда человек упорно повторяет, что всё воспринимаемое органами чувств нереально, это работает как аффирмация, поэтому потихонечку будет приближать его к состоянию истинной осознанности. Лишь бы эта фраза не стала оправданием лени и безответственности (ну, а что я буду напрягаться? Всего этого ведь всё равно не существует), праздности (какая разница, как я развлекаюсь, всё это всё равно не реально) и глупости (раз всё есть Бог, то почему бы не зайти в клетку с тигром – это ведь Бог).

Как сказал Рамакришна, который уж точно знал, что всё есть Бог:

«Бог есть и в тигре, но Бога в тигре следует опасаться».

Пока человек действительно не осознал Единства (йога как раз таки и призвана по максимально быстрой и безопасной траектории привести к такому осознанию), нужно очень внимательно изучать и соблюдать правила этой Большой игры. Эта игра уже давно началась, и мы уже давно в неё играем, тот кто в ней разобрался и применил правильные усилия, уже выиграл, но если кто-то из игроков отказывается делать ход, то от этого победителем он не станет. Особенность данной игры в том, что даже отказ делать ход — становиться мудрее и применять правильные усилия — тоже будет ходом. Тот кто начал играть в эту игру, в итоге обязательное её пройдёт, разница только в том насколько много шишек он набьёт, а это в свою очередь зависит от того насколько мудро он будет использовать имеющиеся у него ресурсы – время, энергию, волю, интуицию, концентрацию, здравый смысл…

Если кто-то выиграл, он действительно начинает видеть, что всё есть Единая реальность – Адвайта (недвойственнсоть).

Знать о ней полезно – она ориентир, путеводная звезда и показатель правильности своих усилий: если ощущение единства со всеми окружающими возрастает, любовь расширяется и доверие к Богу усиливается, значит направление верное и осознание Адвайты приближается.

Но пока мы в самой игре следует помнить, о том что хотя, в итоге, она заканчивается в недвойственности, но проходит в двойственности.

На тему, того как мудро применить свои способности, очень хорошие рекомендации дал Парамаханса Йогананда:

«Бог даровал нам силу духовного вдохновения — осознание чистого блаженства Его присутствия в нас. Но сила зла в мироздании придумала фальшивые подражания. Временный бодрящий эффект алкоголя и наркотиков представляет собой суррогат подлинного духовного опыта. Их прием зачастую ведет к сексуальным излишествам, подтачивающим способность к духовному вдохновению и привязывающим ум к стойкому отождествлению с телом.

Многие пьют вино, чтобы забыть грустные и неприятные воспоминания и отрешиться от забот, однако такой вид забвения крадет у человека его природную душевную мудрость, то есть ту самую силу, с помощью которой ему предназначено выстоять в испытаниях и обрести долговечное счастье. Бог, будучи Самой Радостью, желает, чтобы мы искали и находили в собственной душе Его непреходящее блаженство.

Суррогаты вредны, ибо это приманки майи, силы космического миража, всегда стремящейся исказить все прекрасные проявления Бога во вселенной. Во всем творении мы наблюдаем противостояние сил добра и зла. Бог сотворил любовь, дьявольская сила сотворила ненависть. Бог сотворил добро, дьявольская сила — эгоизм. Бог сотворил душевный покой, дьявольская сила — душевное смятение.

Зная все это, вы должны понимать, что алкоголь и наркотики пагубны для вашего счастья, что из-за них вы теряете истинную радость и осознанность души. Иногда бывает достаточно одного бокала спиртного или одного приема наркотика, чтобы возникла постоянная привычка к ним, ибо соответствующая склонность, возможно, уже встроена в вашем подсознании, поскольку была развита в прошлых жизнях. Зло всегда надо расценивать именно как зло, и поэтому его всегда надо остерегаться».

Стадии осознания Адвайты довольно хорошо отражает данная история суфийского Мастера, и в поэме «Большая касыда» речь о том же самым идёт.

Будьте мудрыми и осторожными, мой дорогой читатель. Желаю нам всем поскорее осознать Адвайту!

 

reality-yoga.ru

Лайя-йога сиддхов, учение Будды и Адвайта Шанкары

Лайя-йога сиддхов, учение Будды и Адвайта Шанкары

Предисловие

Существует устойчивый миф, усердно поддерживаемый некоторыми ортодоксальными представителями, как индуизма, так и буддизма, о якобы непреодолимых различиях в философии и подходах в воззрении на Бытие «Я» и мира, ведантистов и буддистов. Более двух тысяч лет по этому поводу ведётся полемика между орденами ведантистов и буддистами, занимающими жесткие концептуальные позиции. И, возможно, сейчас, спустя две с половиной тысячи лет после появления Будды и через тысячу лет после появления Шанкары, пришло время рассеять иллюзии о так называемой «великой пропасти», разделяющей воззрения традиционного ведантического индуизма и буддизма на благо всех миллионов их последователей.  

 

Часть I

Индуизм глазами буддийской философии

 

В основном, изначальный спор вращается вокруг понятий Абсолюта, Атмана в индуизме (Брахмана, Трансцендентной Реальности) и Шуньяты, Абсолютной Пустоты и «Я» в буддизме. Буддисты, следующие пути Тхеравады, а также махаянисты, следующие Мадхьямике Чандракирти, подчеркивают  негативную сторону Шуньяты, отрицая отсутствие какого бы то ни было самобытия «Я» (Анатман) и самобытия вещей. Все же другие взгляды в индуизме они стремятся объявить ложными учениями «тиртхиков», крайними взглядами «этерналистов», демонстрируя прямо-таки этерналистскую веру в свои «правильные» концепции.

 

1.1. Учение Хинаяны и Веданта

Тип воззрения индуизма Веданты и тантры, усердно критикуемый буддийской ортодоксальной школой, -  это взгляды «мустегпа», то есть так  называемое «этерналистское» воззрение «тиртхиков» или Шашватавада. «Тиртхики», по понятиям ортодоксальных буддийских школ, это те, которые утверждают, что реально существует некая вечная неизменная сущность под названием «Я», на санскрите - Атман. Такое воззрение присуще ведантистам и шайвам, однако палийский канон старейшин «Стхавирский канон» школы Тхеравада  содержит в себе сутры, противоречащие многим ортодоксальным буддийским взглядам на «Я», которые, кстати сказать, приводят в замешательство и самих буддистов. К примеру, в их сутрах есть многочисленные упоминания о «личности» и упоминается «ачинтья атма пудгала», то есть непостижимое сознание Самости, термин более ведантический, нежели буддийский, а в  «Садхата сутре» говорится о вечном сознании и о том, что Абсолют или Нирвана подобны невидимому бесконечному всепроникающему сознанию, которое сияет, также выдвигаются идеи близкие к идеям Упанишад и Шанкарачарьи о том, что осознанность (осознавание) есть вечный, неизменный  центр личности,  который есть единственное нечто абсолютное в этом мире непостоянства. Ученый Тибета Кедруб Дже, главный ученик Цзонхавы в своих «Основах буддийской тантры» пишет, что в его время (1385-1438 г.г.) из восемнадцати  школ шраваков целых пять! школ не обладали собственно буддийским воззрением, поскольку были приверженцами невыразимой словами «пудгала атмы». Это школы: махасамата, ватсипутрия, уттария, дхармагуптика и бхадраяния, тем не менее, их считали буддистами остальные школы, поскольку они признавали  Прибежище, дисциплину и Четыре Благородные Истины. Следуя этим критериям, философия Гаудапады, послужившая в первом тысячелетии основой для будущего ренессанса Адвайта-Веданты могла быть вполне разновидностью буддизма, а монашеские ордена, основанные Шанкарой, могли почти  не отличаться от вышеупомянутых школ и считаться буддийскими, если бы они приняли авторитет буддизма. 

 

1.2. Буддийская тантра и Веданта

Однако мы коснулись только раздела буддийской сутры. При анализе махаянских учений тантры и, в особенности, аннутара-тантры,  различия уменьшаются в геометрической прогрессии, вплоть до их полного исчезновения в кульминационной колеснице ньингмапинской  Ати-йоги. Последователи Махаяны и Махасангики прямо ввели в употребление идею абсолютной мысли,  которая совершенно чиста по природе и обладает так называемой «светоносностью» или лучезарностью (прабхасвара читта). Эта идея и вовсе мало согласовывается с теориями дхарм стхавиров, а является, скорее всего, более поздним заимствованием из тантрического индуизма, присущего Упанишадам и монизму Адвайта-Веданты. 

 

1.3. Адвайта-Веданта и тибетская Ати-йога (Дзогчен)

В соответствии с текстом разряда «упадеша»,  называемым «Ожерелье воззрений», входящим в Тибетский канон Тангьюр и приписываемым Падмасамбхаве (хотя многие исследователи сомневаются в этом), другие представители «неверных» индуистских воззрений называются  «муртугпа», то есть «нигилистами». «Нигилисты» по этому тексту обозначаются как те, кто утверждает, что все события происходят случайным образом, а не в силу кармы, а их учение называется здесь Уччхадавада. 

Допуская возможность таких крайних взглядов в индуизме, всё же мы можем посмотреть на карму с абсолютной точки зрения, с позиции недвойственности, где нет ни субъекта, ни объекта, ни причин, ни следствий, ни  связанности, ни Освобождения, а есть лишь спонтанная игра – лила, проявление абсолютной энергии, Пустоты, саморождённой естественной мудрости или Брахмана.  Если мы допустим это, то такой взгляд, даже, как нам, казалось бы, последователей крайних взглядов,  вполне имеет право на существование, и он даже признаётся самими буддистами, к примеру,  последователями высших школ Ньингмапа (Дзогчен), как вершина их философии.  К примеру, тибетский святой этой школы Лонгчен Рабжампа в тексте «Сокровищница Дхармадхату» занимает позиции в отношении причины и следствия более похожие на индуистскую школу мысли, нежели на буддийскую, говоря о том, что «для низших колесниц придерживаться закона причин и следствий допустимо, но для следующим высшим  колесницам не подобает придерживаться ограниченных взглядов на закон причин и следствий». 

 

Взгляды тибетской Ануттара-тантры, в особенности ее кульминационной колесницы Ати-йоги (Дзогчена), с точки зрения ведантиста являются заимствованием и развитием идей Упанишад, философии Гаудапады и Шанкары. Учение об «основе», «чистоте и совершенстве» Изначального Ума, в особенности о его «манифестации» и способности  к проявлению в виде лучезарной энергии,  соответствует описанию ведантического проявленного и непроявленного всепроникающего Брахмана, или Сат-Чит-Ананде Упанишад, а также философии кашмирского шиваизма, школы «Пратхьябхиджня». Такие выражения и обороты, встречающиеся в коренных тантрах Ати-йоги и упадешах, типа «как вода в воде», «молоко в молоке» и «масло в масле», «искра в пламени», указывающие на процесс растворения индивидуального «я» во всеобщем Источнике, устойчивая метафора «пространство внутри кувшина»  внутреннего и внешнего пространства, и вовсе выглядят цитатами из индийских Упанишад. Стилистика языковых оборотов имеет мало общего с первоначальными буддийскими текстами, скорее они напоминают «Авадхута Гиту» Даттатрейи или обороты из древних Упанишад, которые возникли до появления Будды. 

 

Очевидно, в этом кроется причина того, что в Тибете учение Ати-йоги, школы Ньингмапа и Дзогчена, начиная с ХI-го века и до сих пор, не считались подлинным учением Будды и против них возводились обвинения в ереси (например в том, что Дзогчен возник под влиянием Чань, индуизма и Бона). Очевидно, что эти обвинения имели под собой основания. Согласно хроникам школы Ньингмапа  ХVI-го века, тибетский принц Шива Од, пытался даже запретить  воззрения Ати-йоги Ньингмапы, объявив, что это учение напоминает доктрину индуистской Адвайта–Веданты, и называл его этерналистским воззрением тиртхиков «мустэгпа». Среди критиков-ученых в Тибете и по сей день бытует версия о появлении учения Ати-йоги в Тибете, где упоминается история о трех шиваитских индийских йогах-сиддхах, приглашенных бонскими шаманами для лечения тибетского царя, которые восхитили бонцев своими магическими силами и принесли с собой в Тибет Веданту, от которых Бон позаимствовал индуистскую атрибутику в виде трезубца, свастики и костыля для медитации. С этим периодом связывают один из трех периодов в истории тибетского Бона, так называемый реформированный Бон. Есть предположение, что именно в этот период значительно выросло влияние учения Бон, которое заинтересовало многих тамошних буддистов. 

 

Новое учение вскоре было интегрировано в буддийское мировоззрение, таким образом, образовав совершенно новую для тибетского буддизма школу Ньингмапа. Кстати сказать, в самом Тибете до сих пор ведутся дискуссии, является ли высшее учение Ануттара-тантры - Ати-йога школы Ньингмапа и Дзогчен Бона собственно буддийскими учениями или же они есть отклонение от истинно буддийского мировоззрения. Фактически, можно этот вопрос поставить так: «Является ли вершиной и кульминацией учений тибетского буддизма заимствованная из индуизма Адвайта-Веданта или же тибетский буддизм сам в своем развитии дошел до того же уровня, что и Адвайта-Веданта, испытав влияние Чань буддизма в VIII в., когда Вайрочана учился у китайского мастера Чань Хэшана Махаяны?».

 

Многие ученые в Тибете, особенно школы Гелугпа, в XVII-XVIII в.в. не признавали подлинности тибетской Ати-йоги, к примеру, Сумпа Кхампо в своей книге «История буддизма», ч.2, говорит о том, что учение Ати-йоги в Тибет принес не Падмасамбхава, который был в Тибете всего лишь восемнадцать месяцев, а индийский садху в одеждах Падмасамбхавы, который заявил, что он, якобы, был Падмасамбхавой, и обучил тибетцев Адвайта-Веданте, то есть нынешнему Дзогчену, убедив других, что это буддийские учения, затем эти доктрины  были восприняты школой Ньингмапа. К слову сказать, многие исследователи считают это вымыслом или сектантской полемикой, тем не менее, есть факт отождествления учения Адвайта-Веданты и кульминационной  колесницы в тибетском буддизме. 

 

Некоторые буддисты отрицают наличие общих корней в кульминационной колеснице тибетского буддизма и Адвайта-Веданте, на том основании, что «Светоносная Ясность» в махаянском буддизме и «Основа» в тибетской Ати-йоге, это  вовсе не то же самое, что этерналистский  Абсолют в индуизме. Что и «Светоносная Ясность» тантры, и «Основа» в Дзогчене все-таки не имеют независимого существования, то есть их природа – Пустота, а потому это - не индуистская Шашватавада.

 

1.4. Что есть истинный этернализм?

Однако если быть последовательными, то и ведантический Абсолют, Брахман и  Атман – это не застывшие этерналистские концепции,  это всего лишь неадекватные указания, «вохара вачана» (общепринятая речь), условные концептуальные ярлыки, указывающие на нечто, что не определимо словами и познается только в связи с духовным опытом вне концепций в самадхи. Здесь слова концепций, логики не уместны при описании конечной реальности Брахмана, а, значит, мы не принимаем всерьез ни одну из концепций, ни Брахмана, ни Пустоты, зная, что это определенное концептуальное обозначение, не передающее саму сущность конечной  Реальности. Значит, термин Брахман или Атман вовсе не может ограничить описание конечной Реальности как некую однозначную данность. В противном случае концепции Нирваны и Пустоты  тоже могут быть признаны этерналистскими концепциями. 

 

Здесь мы выходим на новый гносеологический уровень проблемы. То, насколько мы привязаны к концепциям вообще, и какое место мы им отводим в своем понимании Дхармы. С точки зрения сиддхов Лайя-йоги, этернализмом являются не понятия и концепции, а сама привязанность к любым концепциям, даже таким как «Абсолют»,  «Пустота» или «Будда» и объявление других учений ложными, так как они являются следствием веры в самобытие концепций и представляют собой истинный этернализм, которого практику следует опасаться.

 

Часть II

Буддизм глазами индуистской Адвайты

 

Очевидно, что диалогу, между Адвайта–Ведантой и Ануттара-тантрой, высшими учениями буддизма, когда-нибудь предстоит произойти. Если говорить об отношении Веданты к буддизму, то многие школы индуизма считают буддизм учением «настика», то есть нигилистами. Многие ведантисты рассматривают буддизм, как разновидность Адвайты–Веданты, преувеличивающую негативную сторону Абсолюта, с использованием изречения «Нети, Нети».

 

Среди многих пандитов, придерживающихся взглядов Двайта и Вишишта-двайта, есть взгляды на приход Будды, как на особую миссию Бога Вишну, который проявил себя в облике аватара, чтобы ввести в заблуждение демонов иллюзорной концепцией Пустоты, поскольку их неглубокое понимание не могло впитать в себя нечто большее, а именно – проявленный аспект Бытия. Среди них принято считать, что взгляды на Высшее «Я», на Атман как на несуществующий, и взгляд на Высшую Реальность Веданты – Брахман, как на Пустоту, – это негативная нигилистическая концепция, вроде попытки продать глупому королю невидимое платье, которое никогда на самом деле не шили. 

 

2.1. Пустота и отсутствие самобытия «Я» в индуизме Упанишад

Тем не менее, в «Брихадараньяка Упанишаде» мы встречаемся с описанием отсутствия самобытия «Я» в диалоге брахмана Яджнавалкьи, который говорит своей жене, ученице Майтрейе, излагая ей учение, очень похожее на буддийскую теорию о взаимозависимом происхождении и об отсутствии «Я»: «Этот Атман не имеет ничего ни внутри, ни снаружи, возникнув из этих элементов, он исчезает в них, нет после смерти сознания», - так сказал Яджнавалкья» [«Брихадараньяка Упанишада», 5-я брахмана (13)]. Кажется, что эти слова более уместны для буддиста, а не для персонажа самой известной из индуистских Упанишад. 

 

Отсутствие «Я», учение о Пустоте, термин для обозначения конечной реальности -  Пустота, центральное понятие буддизма, отнюдь не является только его прерогативой, и гармонично присутствовал в индуизме Веданты. В Упанишадах и в тантрических текстах, наряду с позитивистскими терминами Атман, Брахман, Пуруша, Ишвара, Пустота также описывается как Шунья–Ашунья. «То всё - высочайшая Пустота, из высочайшего высшее, нет которого выше, несознаваемая, превосходящая понимание Истина» («Теджабинду  Упанишада» (10, 11).

 

2.2. Понятие Пустоты в тантре

В одной из главных шиваистских агам - «Девикалоттаре», говорится: «Только те герои, кто стрелой Пустоты пронзили все сферы, признаны знатоками этой Пустоты. Сосредоточением ума на абсолютно пустой Пустоте достигается Нирвана». Читая эти строки, трудно поверить, что это не буддийские сутры. Однако, «Девикалоттара» является одной из самых авторитетных индуистских агам.

 

В тантрическом тексте «Шива Самхита», признаваемой большинством тантрических школ индуизма, есть описание практики медитации на Пустоту: «Пусть йогин непрестанно думает о Великой Пустоте. Великая и бесконечная Пустота сияет подобно десяти миллионам солнц и имеет прохладное сияние десяти миллионов лун. Созерцанием ее достигается Освобождение» («Шива Самхита», раздел «Раджа–йога»).

 

2.3. Взгляды Гаудапады и буддизм Нагарджуны

Доктор Радхакришнан упоминает, что святой Гаудапада, основоположник Адвайты, учитель Говинды, который был наставником самого Шанкары, принимал некоторые буддийские взгляды, если они не противоречили его теории Адвайты. К буддистам Гаудапада обращался в виду того, что его воззрение не находится в зависимости, от какого-либо богословского текста или божественного откровения (Радхакришнан, «Индийская философия», том 2, гл.8, (14). 

 

В знаменитой «Карике» Гаудапады, где изложены основные положения Адвайты, в последней четвертой главе «Алата Шанти» или «Тушение пожара», имеются ссылки на взгляды йогочаров и неоднократно упоминается имя Будды. По мнению Радхакришнана, по языку и мысли «Карика» Гаудапады имеет поразительное сходство с трудами Мадхьямики и содержит в себе много иллюстраций, использованных в этих трудах. 

 

Сам Гаудапада осознавал сходство своей системы мысли с некоторыми аспектами буддистской философии и даже протестовал против того, что его взгляды тождественны буддизму. В конце книги Гаудапада говорит: «Это не было сказано Буддой». Комментируя эти слова, Шанкара пишет: «Теория буддизма кажется похожей на Адвайту». 

 

Радхакришнан утверждает, что работы Гаудапады носят на себе следы буддийского влияния, в особенности, виджнянавадинов и мадхьямиков. Гаудапада пользуется теми же аргументами, которые применяют виджнянавадины.  Вместе с Нагарджуной, Гаудапада отрицает достоверность закона кармы в конечной реальности: «Нет ни разрушения, ни созидания, ни зависимых, ни стремящихся к Освобождению, ни желающих освободиться, ни освобожденных – это абсолютная истина». 

 

Кроме этих пунктов, имеется сходство в терминологии, которое указывает на влияние буддизма. Сравнение с огненным кругом тоже часто использовалось в буддийских произведениях как символ нереальности. По мнению Радхакришнана, «Карика» Гаудапады представляет собой попытку соединить негативную логику мадхьямиков с позитивизмом Упанишад. 

 

2.4. Философия Шанкары и буддизм

Если говорить о взглядах Шанкары, то, по мнению многих индийских исследователей, в действительности философия Шанкары более сродни буддизму, чем ортодоксальной Веданте. До 60-го года н. э., когда творил Шанкара, большинство ведантистов не поддерживало доктрину безличной реальности Брахмана. Ведантисты того времени были приверженцами  не столько безличностного брахмана, сколько Махапуруши, высочайшей души, и звались пурушавадинами, философами. Пурушавадины учили, что цель Веданты – высшая личность. Так же по свидетельствам древних авторов, ведантистов того времени, были приверженцами философии «абхеда бхеда» (единства и различия). 

 

Философия Шанкары вызвала удивление у буддистов. Буддистский пандит Бхартрихари, живущий в одно время с ним, выражает удивление, что имперсональное учение Шанкары сходно с буддизмом, несмотря на то, что тот был последователем Упанишад.

 

Наконец, современный последователь Шанкары, пандит доктор Раджмани Тигунаид из «Гималайского института Йоги» в своей книге «Семь систем индийской философии» пишет, что идеи буддистских философов Шуньявады, вайдистов, очень близки идеям Шанкары. Многие современники Шанкары из противостоящих школ, такие как Ямуначарья и Рамануджа, неоднократно упрекали Шанкару в том, что он внедрил в учение Веданты буддистскую идею конечной Пустоты, заменив словом Брахман, Абсолют из Упанишад слово Шунья, Пустота, и самого Шанкару называли «хромым буддистом», «переодетым буддистом», а его Майяваду называли «замаскированным буддизмом». В «Падма Пуране» Ишвара говорит Парвати: «Теория майи - это ложная доктрина, замаскированная форма буддизма. О, Богиня, я сам в образе брамина предлагал эту теорию в кали-югу». Многие оппоненты Шанкары, критикуя его Майяваду, утверждали, что его учение не что иное, как аранжировка и копия буддизма, и не соответствует Ведам. Доктор Радхакришнан пишет, что Виджняна бхикшу, комментируя систему Санкхья, указывает: «Теория майи, предложенная лицами, называющими себя ведантистами, представляет собой разновидность субъективного идеализма буддистов, эта теория не является догматом Веданты» («Индийская философия», гл. 8, «Адвайта-Веданта» Шанкары», 12).

 

Спустя тысячу лет трудно вообще представить Веданту без Шанкары. Встает закономерный вопрос, если Веданта Шанкары  - это скрытый буддизм, что же вообще тогда Адвайта-Веданта? Что же вообще представляет собой Веданта, которую мы знаем?

 

Индуизм незаметно воспринял буддийские нормы поведения, осудил жертвоприношения  животных, признал Будду как аватара Вишну, появились шактистские и шиваитские тантры индуизма, источник которых приписывается Будде («Махачиначарасара тантра», «Рудра Ямала тантра»).

 

Радхакришнан утверждает, что не подлежит сомнению, что Шанкара развивает всю свою систему из Упанишад, а «Веданта сутру» разрабатывает безотносительно к буддизму. Укоренившееся неправильное понимание религиозной истории Индии служит источником широко распространенного взгляда, что буддизм  - религия, чуждая Ведам. Однако, по мнению Радхакришнана, Будда развивал лишь определенные воззрения на Упанишады, и он появился для укрепления ведической Дхармы, а не для ее подрыва. Этим и объясняется включение Будды в число аватаров. 

 

Таким образом, даже при беглом, непредвзятом, поверхностном рассмотрении, подобном этому, и подходе с точки зрения практики йоги (не академического ученого),  рассеиваются горы тысячелетних предубеждений и вековые мифы, основанные на концептуальных ярлыках, служившие реальным препятствием к адекватному диалогу  двух величайших учений: буддизма и Адвайта-Веданты. Воистину, иллюзия,  основанная на мыслях, самоосвобождается, когда лишь только мы приложим  к ней сверкающую ясность обнаженной осознанности.

 

В соответствии с учением Лайя-йоги мы не принимаем ни одну из концепций и ни одну из точек зрения, не причисляя себя ни к каким-либо философиям или институциональным религиям, не отвергаем их и не принимаем, пребывая в осознавании. Находимся в созерцательном присутствии, не очаровываясь мыслями и зная секрет их самоосвобождения. И нам по большому счету даже неважно, каким словом будет описана реальность – позитивным  или негативным способом, и назовут ее Пустотой или Брахманом или чем-либо еще, вопрос, насколько мы осознанны в данный момент и различаем обнаженное осознавание от затмевающих ее концептуальных ярлыков. Поскольку осознавание находится вне концепций, мы пребываем в изначальной свободе осознанности, не следуя ни за одной из концепций. Мы доброжелательно воспринимаем любую из концепций, рассматривая ее как волны на поверхности океана, как игру  энергий понятийного ума, спонтанно проявляющуюся на поверхности бездонного океана осознавания. Это спонтанное проявление не имеет ни единой капли самобытия и реально настолько же, насколько может быть реален рогатый кролик, который, танцуя, идет по радуге в город гандхарвов.

www.advayta.org

Арруппадай

Арруппадай

Внести пожертвования

 

Согласно мнению сиддхов, причина существования иллюзий в нашей жизни не только личная, она носит так же коллективный характер. Ведь личность часть чего-то большего – всего человечества.

 

Что нас держит в Сансаре? Магия коллективных установок. Внешний мир таков потому, что таково наше сознание. Нас обучили видеть мир таким, какой он видится нам сейчас. Но мы можем это изменить.

 

Мир вокруг нас есть ничто иное, как коллективная визуализация, результат прошлых ментальных отпечатков, своего рода коллективный договор, конвенция.

 

Мы имеем общее кармическое видение, заставляющее нас быть смертными людьми. Мир изменится, если заключить новый «коллективный договор» и обрести «чистое» видение, где нет старости, страданий и смерти, а есть вечная жизнь, бессмертие, бесконечность, свобода, величие, красота и гармония.

 

Человек нынешний – переходное существо на пути к богочеловечеству. Человечество нынешнее – это мост на пути к богочеловечеству. Меняя себя с помощью учения Лайя-йоги, мы поменяем мир. Освобождаясь от иллюзий, очищая ум, открывая беспредельное в себе, мы обнаружим новый мир – мандалу чистого измерения, «чистую землю», где жизнь вечна, бесконечна, где царит гармония, красота, любовь, где священное, сакральное видение мира является нормальным, где величие, святость, божественность, чистота, запредельность, глобальность, тайна, бесконечность, игра, присущи каждому. 

 

Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв)

 

Сейчас относительная ситуация в общине Санатана Дхармы в СНГ такова, что довольно многих людей серьезно интересует учение Лайя-йоги. Многие пытаются выполнять практики, которые они получили на ритритах. Однако очень важно не упустить тот факт, что любое учение имеет смысл, реально действует и дает подлинные результаты только в контексте передачи. Если этого контекста нет, то учение не работает.

 

Что же означает принцип «передачи»? Это значить, что следует установить постоянную глубокую духовную связь с учителем и теми людьми и структурами, которые его представляют. Установив такую связь, мы должны беречь ее и постоянно углублять, то есть дорожить этой связью как чем-то ценным.

 

Принцип духовной священной связи учителя и ученика предполагает активное сотрудничество обеих сторон. Не только учитель проявляет себя, обучая, но и ученик активно проявляется, давая знаки учителю, что связь установлена, что она работает, что «процесс пошел».

 

Многие ученики это понимают. Чтобы учить дальше, Мастеру нужно видеть, знать, чувствовать, осязать, то, что для ученика Лайя-йога очень важна, что она для него так же драгоценна, как и для него самого, что его слова и наставления работают, применяются реально в жизни, а не только на семинарах.

 

Мастера боевых искусств, сиддхи древности обучали именно так, то есть процесс обучения сводился не только к передаче технического мастерства, но и к чему-то большему. Мастер не только давал ученику знания, но и вводил в иное измерение жизни, проводил через испытания, помогал закалить волю, найти пустоту сердца, отрешенность и обрести себя.

 

Ясно, что когда учеников много и они живут на большом расстоянии от учителя это не просто. Тем не менее, Учитель постоянно пытается обратить внимание учеников и кандидатов на важность духовной связи, на то, что истинный ученик живет теми же заботами, что и сам учитель, стремится выполнять все его наставления, то есть активно сотрудничать, проявляя присутствие и осознанность в отношении своей самой важной духовной связи.

 

Если мы осознаем наш выбор и наша судьба – Лайя-йога сиддхов, община, учение и Учитель, то логично, что мы будем заинтересованными постараться сделать все от нас зависящее и даже намного больше чтобы оправдать, реализовать этот выбор. Наилучший способ практики чередовать уединение, ритриты со служением сверхличностным, возвышенным идеалам. Именно так, живут монахи. Однако часто ученики-миряне не придают значения этому.

 

Духовная практика Лайя-йоги это не только медитация внутри, пранаямы и созерцание в уединении или ритрите. Это также преображение внешнего пространства в «чистое» через созерцание в действии в повседневной жизни и служение сверхличностным энергиям.

 

Это активное привнесение в жизнь принципа осознанности, на основе внутренней пустоты. Это осознанное открытие себя сверхличностным вселенским просветляющим силам и взаимодействие с ними.

 

По мере нашего прогресса в созерцании внешнее пространство окружающее нас, должно меняться, ведь на самом деле внешнее пространство неотделимо от внутреннего, это тоже сознание, чистый Свет. Это важно понять. Важно выполнять карма-йогу, усвоить принципы служения. С помощью служения мы открываем для себя новые измерения, новые пространства «чистого видения», расширяем сознание, осознаем новые энергии, идущие из пространства Вселенной и обретаем взаимодействие с ними.

 

Хороший практик всегда стремится «притягивать», концентрировать энергию Просветления из пространства, насыщать ею свое окружение, менять с ее помощью свою жизнь. Так же как мирянин-бизнесмен, думая о богатстве, стремится «притянуть» к себе энергию богатства, процветания, то есть благословение Богини Лакшми, так и мы должны стараться через служение притягивать к себе энергию «чистого видения», просветления, божественной мудрости, благословение богов и сиддхов, чистоты, красоты, гармонии, здоровья, долголетия, бессмертия, игры, глобальности, вечности, бесконечности – благословение Богини Ануграхи – силы божественного самораскрытия и проявления. Служение это своего рода магическое действие для привлечения этих сил из Вселенной. Чем больше мы их призываем, тем более явно они проявляются в нашей жизни, помогая нам.

 

В связи с этим внутри Всемирной общины Санатана Дхармы образовано движение «Арруппадай».

 

«Арруппадай» – объединение бескорыстных служителей и добровольных распространителей учения или объединение служителей Вселенских энергий Просветления.

 

«Арруппадай» – термин тамильских сиддхов, означающий направление, указание пути к Просветлению и «Великому переходу» к бессмертию всего человечества. Одним из великих сиддхов, давших это направление, был сиддх Боганатар, известный в Китае под именем Бо-янг.

 

Много сотен и тысяч лет назад сиддхи дали обет служения человечеству через собственное Просветление. «Арруппадай» означает указание пути к Просветлению всему человечеству, всем и каждому независимо от религий, национальности, касты, веры и пола.

 

Сиддхи испытывая любовь и сострадание, стремились, чтобы все люди мира обрели счастье, бессмертие и гармонию. Идеал сиддхов – всеобщий переход к просветлению в масштабах всего мира («лока санграха»).

 

Именно с этой целью провозглашена Всемирная община Санатана Дхармы и провозглашен принцип «Арруппадай» как принцип служения. Мастер обращается к ученикам из мирян с просьбой насколько возможно чутко и внимательно отнестись к этой новой структуре, воспринять ее как проявленную энергию учения сиддхов, энергию Гуру и энергию Дивья Локи, и принять участие в деятельности этого объединения. Фактически, это движение уже существуют давно, и ничего нового мы не создаем, то есть уже несколько лет есть люди, которые постоянно оказывают значительную поддержку монахам, учению, проектам Дивья Локи, и есть те ученики, которые активно трудятся на благо учения, издавая книги, организовывая лекции, ритриты и т.д.

 

Новизна заключается в том, что теперь эта деятельность концептуально и организационно полностью оформлена, ей дано название и стало ясно каким образом можно действовать как в международных масштабах, так и в местных Дхарма-центрах.

 

Так же есть еще два главных момента, которые следует отметить.

 

Мастер всегда старается дать учение так, чтобы ученик сам делал выбор, сам осознанно приходил к выводу о сотрудничестве, служении и т.д., то есть, действовал на основе собственной осознанности, на основе личной свободы воли и свободы выбора, а не на основе его конкретных или чьих-либо указаний или призывов.

 

Тем не менее, Мастер считает, что многим ученикам очень важно знать его планы и его мнение в отношении относительной деятельности общины, перспектив, стратегий в отношении к миру, обществу в целом.

 

Часто многие задают Учителю вопрос: «Скажите, а что конкретно делать?»

 

Положения о структуре «Арруппадай» – есть ответ на этот вопрос.

 

Другой момент касается нашей непосредственной деятельности и планов. Дело в том, что в планах Дивья Локи есть очень глубокие и очень важные и долгосрочные проекты, которые, разумеется, монахам с их стилем жизни, распорядком и возможностями не осуществить. Реализация этих проектов может вывести учение на невиданный ранее уровень и принести огромную пользу ученикам и даже всему человечеству.

 

Я говорю о проектах: «Дивья Лока», «Дхарма-центры для мирян», «Музей-ашрам 108 махасиддхов», «Всеобщее Просветление», «Великий переход», «Пракрита-сиддхи», «108 храмов – единства всех религии», «Кайя-кальпа», «Йога Нидра», «Пять шагов к бессмертию всего человечества», «Переводы творений сиддхов», «Махамайя» и др.

 

Само собой, что они требуют осознанного участия, большую концентрацию намерения многих людей и привлечения больших средств, серьезную организационную работу, сотрудничество.

 

Реализация этих проектов, я думаю, принесет ученикам огромную, неоценимую пользу. В общем, я думаю это понятно. Если мы построим хороший ритритный центр, в том числе для темных ритритов, то мы сможем в них медитировать. Если мы сможем издать тексты, эти тексты помогут осознать путь к Освобождению. Если ашрамы «Кайя-кальпа», «Йога Нидра» разовьются, можно будет их использовать для продвижения, для обретения сиддхи.

 

Принцип осознанности не означает просто быть в некоем аморфно-пассивном «недеянии», чувствуя себя бессильным что-либо изменить. Овладение естественным состоянием, практикой осознанности должно проявляться как ощущение, понимания того, что мы можем изменить мир, мы можем сделать его лучше, используя осознанность и намерение. Ведь мир есть проекция сознания.

 

Быть в присутствии, войти в естественное состояние, означает войти в единство, в состояние Бога творца, и хотя бы немного повлиять на реальность, силой своего намерения – санкальпы так чтобы эта реальность стала немного лучше, гармоничнее, чтобы в ней стало больше красоты, процветания, счастья, любви, чистоты, мудрости богов и Просветления.

 

Именно с этой целью решено внутри общины мирян создать объединение «Арруппадай».

 

Приходит время нового мира, время Великого Перехода к новому человечеству – богочеловечеству. Мы сами выбираем мир, в котором будем жить завтра.

 

www.advayta.org


Смотрите также