Анатомия йоги. Пол Грилли. Часть 1. Анатомия йоги


Анатомия йоги — SportWiki энциклопедия

Источник: «Анатомия йоги»Автор: Лесли Каминофф, Эйми Мэтьюз Изд.: Попурри, 2010 год.

Нажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте

Анатомия йоги Лесли Каминофф[править]

Анатомия йоги

Йога для начинающих

Йога для двоих

Все что вам нужно знать о йоге

ГЛАВА 1 Йога: правильное дыхание

ГЛАВА 2 Йога и позвоночник

ГЛАВА 3 Скелетная система

ГЛАВА 4 Мышечная система

ГЛАВА 5 Асаны

ГЛАВА 6 Йога: позы из положения стоя

ГЛАВА 7 Йога: позы из положения сидя

ГЛАВА 8 Йога: позы из положения стоя на коленях

ГЛАВА 9 Йога: позы из положения лежа на спине

ГЛАВА 10 Йога: позы из положения лежа на животе

ГЛАВА 11 Йога: позы с упором руками

ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ

ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ

ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ

ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

ПОЗЫ С УПОРОМ РУКАМИ

Мне доставляет особое удовольствие писать предисловие к этому дополненному, переработанному и актуализированному изданию «Анатомии йоги», являющемуся еще одним плодом сотрудничества с моим другом Эйми Мэтьюз. Когда мы работаем вместе с ней, создается такое впечатление, будто наши индивидуальные знания и опыт — это два полушария мозга, которые, дополняя друг друга, в совокупности создают супермозг. Очень приятно, общаясь с человеком, чувствовать себя намного умнее, чем в одиночку. А если добавить талант нашего замечательного иллюстратора Шэрон Эллис и творческую помощь команды «Breathing Project», получается чрезвычайно мощное сочетание.

Успех первого издания нашей книги, вышедшей летом 2007 года, удивил, пожалуй, всех. Она переведена на 19 языков. К настоящему моменту продано 300 тысяч экземпляров, и в США она остается самой популярной среди всех книг, посвященных йоге. Мы получили массу восторженных откликов читателей, многие из которых преподают йогу. Они включили эту книгу в перечень обязательной литературы на своих занятиях. Кроме того, ее используют в своей деятельности ортопеды, хиропрактики, физиотерапевты, тренеры по фитнесу и пилатесу.

Особенно положительно были восприняты читателями две первые главы, в которых говорится о дыхании и позвоночнике. Как бы я хотел, чтобы содержащаяся в них информация была доступна мне 25 лет назад, когда я только пытался подвести анатомическую основу под обучение правильному дыханию при выполнении асан! Я очень рад, что эта часть книги оценена положительно, и поэтому новое издание содержит больше иллюстраций на данную тему. В нем более подробно обсуждается проблема внутреннего равновесия, разъясняется, что такое бандхи, дается краткая история эволюции позвоночника — всё, что было опущено в первом издании из-за нехватки места.

По некоторым вопросам мы с Эйми получили критические замечания от читателей, коллег и уважаемых профессионалов во многих областях деятельности. Мы учли их, внеся многочисленные изменения в текст. К числу самых важных относятся две новые главы о скелетной и мышечной системах, принадлежащие перу Эйми. Для них характерно поразительное сочетание сложности темы и простоты изложения. Благодаря этим главам становятся доступными некоторые специфические анатомические аспекты, встречающиеся в описаниях асан и касающиеся главным образом действий суставов и мышц.

Мы заново написали вместе главу 5, где излагаются принципы анализа асан. Ее следует прочитать прежде, чем переходить к конкретным асанам, потому что она объясняет наш нетрадиционный подход к их классификации, технике дыхания, работе суставов и мышц.

Эйми полностью переработала раздел, посвященный асанам. Она убрала оттуда спорную классификацию, некоторые термины, концепции и добавила информацию, поясняющую действия суставов и мышц. Лидия Мэнн помогла нам изложить переработанные сведения в виде таблиц, улучшающих восприятие. Дополнительно включены некоторые варианты асан и изменены подписи к отдельным иллюстрациям.

Мы с Эйми уверены, что новое издание «Анатомии йоги» по-прежнему будет оставаться ценным источником информации для всех, кто занимается йогой и преподает ее. Надеемся, что чтение книги доставит вам такое же удовольствие, как нам — работа над ней. Ждем ваших отзывов!

Лесли Каминофф, Нью-Йорк, сентябрь 2011 года

Выражение благодарности[править]

Прежде всего мне хотелось бы выразить благодарность своей семье жене Уме и сыновьям Саше, Джею и Шону. Их терпение, понимание любовь помогали мне на протяжении долгих лет, пока я обдумывал, писал и редактировал эту книгу. Хотелось бы также поблагодарить моих родителей за то, что они поддерживали столь необычный интерес сына на протяжении пяти десятков лет. Пожалуй, самый большой подарок, который родители могут сделать ребенку, — дать ему возможность самостоятельно выбирать свой путь в жизни.

Это был поистине коллективный проект, и он никогда не воплотился бы в жизнь без постоянной и очень ценной помощи многих талантливых- и целеустремленных людей. Лидия Мэнн, которую можно было бы назвать главным двигателем проекта, — талантливый дизайнер, художник и отличный друг. Она была рядом со мной на каждом этапе работы — организовывала,, выясняла, уточняла структуру книги, делала основную массу снимков (включая фото автора) и разработала макет обложки. Без помощи Лидии книга все еще находилась бы где-то между моей головой и жестким диском компьютера.

Шэрон Эллис зарекомендовала себя как умелый, вдумчивый и гибкий иллюстратор медицинских текстов. Когда я впервые познакомился образцами ее творчества в интернете и привлек ее к работе над проектом, она совершенно не разбиралась в йоге, но уже вскоре оперировала терминами на санскрите и названиями поз с такой легкостью, словно была опытным специалистом в этой области.

Этот проект никогда не состоялся бы, если бы сотрудниками издательства «Human Kinetics» не была разработана его главная идея, в основу которой положены в первую очередь исследования Мартина Барнарда. В реализации проекта большую роль сыграла поддержка издательства в лице Лея Килокка, Лоры Подески и Джейсона Мьюзиника. Мне трудно найти слова благодарности за их помощь и терпение, главным образом за терпение.

Особо хочется поблагодарить моего литературного агента и хорошего друга Боба Табиана, который обладает большой мудростью и опытом. Он был первым человеком, который разглядел во мне будущего автора и никогда не терял веры в то, что я действительно смогу им стать.

Моими учителями и вдохновителями на всем этом пути были Свами Вишну Девананда, Линда Хьюи, Лерой Перри-младш, Джек Скотт, Ларри Пейн, Крейг Нельсон, Гарри Крафтсоу, Йен Диански, Стиви Шрам, Уильям Лесассье, Дэвид Горман, Бонни Бейнбридж Коэн, Лен Истер, Джил Хедли и Том Майерс. Я также благодарен всем моим бывшим и нынешним ученикам и клиентам, которые стали моими постоянными и требовательными учителями.

Огромную признательность хотелось бы выразить всем моделям, которые позировали для иллюстраций. Это Эйми Мэтьюз, Алана Корнфелд, Джанет Ашкенази, Марико Хиракава (вы можете увидеть ее на обложке), Стив Руни (который также предоставил для фотосъемок свою студию в Международном центре фотографии), Иден Келлнер, Элизабет Лаккет, Дерек Ньюман, Карл Хоровитц, Дж. Браун, Джиоти Ларсон, Надя Ноттингем, Ричард Фримен, Арджуна (Рональд Стайнер), Эдди Стерн, Шон Каминофф и Ума Макнил. Большое спасибо также обществу «Krishnamacharya Yoga Mandiram» за разрешение использовать их фотографии для иллюстраций поз махамудра и мулабандхасана.

Неоценимую помощь в создании книги оказали также Джен Харрис, Эдиа Кал ев, Леандро Вилларо, Руди Бах, Дженна О’Брайен, Сара Барнаби, а также все преподаватели, сотрудники, студенты и помощники курсов дыхательной гимнастики «Breathing Project».

Лесли Каминофф

Прежде всего я хотела бы поблагодарить Лесли за щедрость духа. С того момента, как в 2003 году я впервые попала по его приглашению в «Breathing Project», он неустанно поддерживал меня в преподавательской деятельности, рекомендовал мои уроки и семинары ученикам, а затем предложил поучаствовать в работе над этой книгой.

Я и представить себе не могла, что в конечном итоге получится из этой «неплохой идеи»! В процессе написания и первого, и второго издания мы много беседовали друг с другом, сопоставляя и оттачивая свои мысли.

За то, что я стала преподавателем, хочу поблагодарить в первую очередь свою семью. Родители постоянно поощряли мое стремление понять себя. Отец всегда был готов ответить мне на любой вопрос, а мать стимулировала желание самостоятельно постигать истину. Они внушили мне, что я способна к исследовательской работе и что у меня могут быть собственные мысли. В том, чем я занималась, для них не было мелочей.

Большое спасибо всем учителям, которые развивали мою любознательность и стимулировали тягу к знаниям, особенно Элисон Уэст — за привитие исследовательского духа на занятиях йогой, Марку Уитвеллу — за постоянное напоминание о качествах, необходимых преподавателю йоги, Айрин Дауд — за энтузиазм и стремление к совершенству, Джилу Хедли— за то, что он воспитал во мне желание браться за незнакомые дела, и Бонни Бейнбридж Коэн, которая демонстрирует пример страстной увлеченности работой, что делает ее непревзойденным учителем.

В подготовке материалов для второго издания участвовали многие люди. Я чрезвычайно благодарна Хлое Чанг Миснер за редактирование черновиков новых глав и Мишель Гей за то, что она задавала мне в ходе работы массу полезных вопросов. Большое спасибо персоналу «Breathing Project», особенно Алане, Эде, Элисон и Алисии за то, что подменяли меня, давая возможность работать вместе с Лесли над книгой.

Я очень благодарна всем, кто поддерживал меня в процессе написания книги: моим дорогим подругам Мишель и Эйнсли, участницам наших кухонных посиделок Уэнди, Элизабет и Тарине, а также Кидни и всем остальным, кто изводил меня вопросами о том, как продвигается работа. Я выражаю искреннюю признательность своим ученикам Муншедоу, Рейвен-Лайт, Майклу, Розмари и Джесс за поддержку. Огромное спасибо Саре, которая вдохновляет меня на творчество и продолжение преподавательской работы.

Эйми Мэтьюз

Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Наша же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, — как ученикам, так и учителям.

Истинное «я» обитает в физическом теле[править]

Цель йоги состоит в познании своего истинного «я», которое обитает глубоко внутри нас. Зачастую этот процесс окутывается мистикой и исходит из предположения, что истинное «я» существует в неких нематериальных измерениях. Мы же в своей книге придерживаемся противоположного мнения и считаем, что эти поиски следует вести, путешествуя по своему физическому телу. Это поможет нам не только разобраться в анатомии, но и обнаружить реальные явления, лежащие в основе самой концепции йоги — материального тела как вместилища духа. Мы проводим четкое разграничение между мистикой (восприятием сверхъестественной реальности с помощью неких экстрасенсорных средств) и духовным началом.

Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: главные принципы йоги основаны на глубоком понимании устройства человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, — познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

Практика, познание и смирение[править]

Унаследованные нами древние учения формировались в процессе наблюдения за жизнью во всех ее формах и проявлениях. Пристальное наблюдение положило начало практической йоге (крия-йога), которую в классическом виде сформулировал Патанджали и закрепил в своей известной молитве Райнхольд Нибур(американский протестантский теолог: «Боже, дай мне мужества изменить то, что я могу и должен изменить, смирения, чтобы принять то, чего изменить нельзя, и мудрости, чтобы отличить одно от другого».). В рамках этой практики мы учимся пониманию (свад-хьяя) того, что бывают вещи, которые мы способны изменить (тапах), и те, которых мы изменить не можем (ишвара пранидхана).

Разве этого недостаточно для того, чтобы изучать анатомию в контексте йоги? Мы хотим знать, что находится у нас внутри, чтобы понимать, почему одни вещи меняются относительно легко, а другие — с большим трудом. Сколько сил надо приложить, чтобы преодолеть собственное сопротивление? В каких случаях необходимо признать, что дальнейшие изменения невозможны? И для изменений, и для признания их невозможности нужны определенные усилия. Смирение — это тоже акт воли. Существуют вечные вопросы, ответы на которые меняются каждый день. Именно поэтому мы должны неустанно их задавать.

В этом нам помогут некоторые познания в анатомии, особенно если включить в круг нашего рассмотрения вопросы дыхания. Почему дыхание имеет такое значение в йоге? Оно имеет двойственную природу, поскольку может совершаться как сознательно, так и неосознанно. Это одна из иллюстраций вечного вопроса о том, что мы можем, а чего не можем изменить.

Добро пожаловать в мою лабораторию[править]

Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводившиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию — человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Мы не стремились дать вам инструкции по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги. Наша задача — продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

Поскольку в йоге подчеркивается взаимосвязь дыхания и движений позвоночника, мы обратим особое внимание на эти две системы. Рассматривая все остальные структуры тела в свете этой взаимосвязи, йога является неким объединяющим принципом при изучении анатомии. Поэтому мы отдаем должное принятой в йоге концепции динамической взаимосвязи всех систем организма, а не ограничиваемся только анализом поз и перечислением их полезных свойств.

У нас есть все, что требуется[править]

Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное. С этой точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. Мы не ставили перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение. Мы хотим лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу.

В этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.

Другой древний принцип гласит, что главная задача йоги заключается в устранении препятствий, затрудняющих нормальное функционирование систем организма. Звучит достаточно банально, тем не менее данное утверждение противоречит широко распространенному мнению, что все наши проблемы связаны с нехваткой или отсутствием чего-то. Йога учит, что все, что нам необходимо для здоровья и счастья, уже имеется внутри нас. Надо только выявить и устранить препятствия, мешающие действию естественных сил, «подобно тому как крестьянин разрушает плотину, чтобы направить воду на поля»(Патанджали. «Йога-сутры», гл. 4, сутра 3. Цитируется по Т. К. V. Desicachar, «The Heart of Yoga: Developing Personal Practice» (Inner Traditions International, 1995).. Это отличная новость для всех людей независимо от возраста, состояния здоровья и степени подвижности: если вы дышите и обладаете разумом, вам можно заниматься йогой.

Из колыбели - к преодолению силы тяжести[править]

Вместо того чтобы представлять себе мышцы как средство приведения в движение системы рычагов и их сочленений с целью противодействия силе тяжести, давайте взглянем на организм как на динамическое сочетание сосудов, каналов и полостей, самостоятельно поддерживающих свою форму.

Сохранение формы во многом происходит без участия мышц, нуждающихся в обмене веществ для выполнения своих функций. Мы называем это явление принципом внутреннего равновесия. Наиболее наглядно он проявляется в совместной работе позвоночника, грудной клетки и таза в условиях механического воздействия извне. Полости тела, поддерживаемые этими структурами, испытывают на себе разность давлений, поэтому находящиеся в них органы вопреки силе тяжести стремятся двигаться вверх, в направлении зоны пониженного давления в грудной клетке.

Почему для того, чтобы овладеть глубинными источниками внутренней поддержки, нам требуется практика? В течение всей жизни мы используем усилия мышц для противодействия силе тяжести, а сложившиеся за долгие годы модели дыхания служат средством регуляции внутреннего эмоционального фона. И поддержание осанки, и дыхание в большинстве случаев носят непроизвольный характер — до тех пор, пока мы сознательно не вносим в них какие-то изменения (тапах), например в ходе занятий йогой. Именно поэтому йогу можно считать средством управления стрессом.

В данном контексте систематическое выполнение приведенных в книге асан устраняет барьеры с пути глубинных сил саморегуляции. В каждом случае мы даем указания, касающиеся правильного положения тела и техники дыхания.

Но не следует рассматривать асаны как способ внесения порядка в системы организма. Скорее, в данном случае речь идет об отыскании внутреннего порядка, заложенного от природы. Конечно, мы обращаем внимание на правильный вход в асану и последовательность движений, но мы не живем, чтобы заниматься йогой. Наоборот, мы занимаемся йогой, чтобы жить с чувством легкости, радости и благодарности.

Лесли Каминофф

Лесли Каминофф — известный специалист в области анатомии йоги. Его стаж работы в этой области насчитывает 32 года. Он является ведущим инструктором и одним из соучредителей школы «Breathing Project» в Нью-Йорке, которая делает основной акцент на дыхании как одном из терапевтических аспектов йоги.

В настоящее время Лесли занимается терапией с помощью йоги и преподает анатомию. Неоднократно проводил семинары в ведущих ассоциациях йоги, участвовал в организации международных конференций и симпозиумов.

Лесли является организатором получившего международное признание блога e-Sutra, сотрудничает с «Yoga Journal» и «New York Times», а также с рядом интернет-изданий.

Эйми Мэтьюз

Эйми Мэтьюз - аналитик в области анатомии, с 1994 года преподает кинетику человеческого тела в школе йоги «Embodied Asana» и Обществе инструкторов боевых искусств в Нью-Йорке.

Эйми имеет частную терапевтическую практику, ведет занятия в школах каратэ и йоги, а также организует семинары в США, Канаде, Израиле, Ирландии, Великобритании, Словакии, Швейцарии и Японии.

Об иллюстраторе[править]

Шэрон Эллис

Шэрон Эллис — магистр искусств, обладатель гранта Нью-Йоркского фонда искусств, более 30 лет работает медицинским иллюстратором в Нью-Йорке. Ее иллюстрации неоднократно отмечались премиями и демонстрировались на выставках в Нью-Йоркской академии медицины, Обществе иллюстраторов, Ассоциации медицинских иллюстраторов и галерее Sping Street в Сохо. Шэрон является членом Ассоциации медицинских иллюстраторов, которая наградила ее призом «За лучшие иллюстра-ции к медицинской книге». Работы Шэрон Эллис публиковались во многих книгах и журналах.

sportwiki.to

Введение. Анатомия йоги

Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Моя же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, — как ученикам, так и учителям.

Этого можно добиться только в рамках строгого подхода, который позволяет выделить самое важное из безбрежного моря доступной информации. Кроме того, такой метод помогает объединить все описываемые детали в единую картину, рассматривающую человека как «неделимое единство тела и духа»[1].

Все аспекты йоги, рассматриваемые в данной книге, основываются на особенностях структуры и функций человеческого тела. Поскольку йога всегда особо подчеркивает взаимосвязь дыхания и позвоночника, я уделю этим темам особое внимание. Рассматривая все структуры тела во взаимосвязи с дыханием и позвоночником, данная система является универсальным принципом изучения анатомии. Кроме того, для тех, кто занимается йогой, знание анатомии станет мощным инструментом, позволяющим обеспечить безопасность тела и придать своим мыслям реальную основу.

Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: основные принципы йоги основаны на глубоком понимании особенностей строения человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, — познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное. С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.

Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу. В этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.

Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в свое время нашими первыми ощущениями в жизни.

Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию — человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Это не инструкция по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.

Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

Ключевым элементом, отличающим йогу от гимнастики или калистеники, является неразрывная взаимосвязь дыхания, поз и движений.

Основную концепцию йоги, охватывающую все эти элементы, лучше всего демонстрируют следующие пары терминов:

прана — апана;

стхира — сукха;

брахмана — лангхана;

сукха — дукха.

Чтобы уяснить себе суть данных терминов, необходимо обратиться к их происхождению. Это приводит нас к фундаментальным жизненным функциям. Определение мы дадим по ходу изложения.

Для понимания базовых принципов йоги и анатомии нам понадобится вернуться к эволюционным и внутриутробным истокам жизни.

Ключевые метафоры йоги, которые имеют отношение к жизни в целом и демонстрируют структуру и функции нашего мышления, дыхания и движения, применимы как к простейшему одноклеточному организму, так и к человеческому организму.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Читать онлайн "Анатомия йоги" автора Каминофф Лесли - RuLit

Каминофф Лесли

"АНАТОМИЯ ЙОГИ"

Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Моя же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, — как ученикам, так и учителям.

Этого можно добиться только в рамках строгого подхода, который позволяет выделить самое важное из безбрежного моря доступной информации. Кроме того, такой метод помогает объединить все описываемые детали в единую картину, рассматривающую человека как «неделимое единство тела и духа»[1].

Все аспекты йоги, рассматриваемые в данной книге, основываются на особенностях структуры и функций человеческого тела. Поскольку йога всегда особо подчеркивает взаимосвязь дыхания и позвоночника, я уделю этим темам особое внимание. Рассматривая все структуры тела во взаимосвязи с дыханием и позвоночником, данная система является универсальным принципом изучения анатомии. Кроме того, для тех, кто занимается йогой, знание анатомии станет мощным инструментом, позволяющим обеспечить безопасность тела и придать своим мыслям реальную основу.

Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: основные принципы йоги основаны на глубоком понимании особенностей строения человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, — познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное. С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.

Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу. В этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.

Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в свое время нашими первыми ощущениями в жизни.

Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию — человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Это не инструкция по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.

Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

Ключевым элементом, отличающим йогу от гимнастики или калистеники, является неразрывная взаимосвязь дыхания, поз и движений.

Основную концепцию йоги, охватывающую все эти элементы, лучше всего демонстрируют следующие пары терминов:

прана — апана;

стхира — сукха;

брахмана — лангхана;

сукха — дукха.

Чтобы уяснить себе суть данных терминов, необходимо обратиться к их происхождению. Это приводит нас к фундаментальным жизненным функциям. Определение мы дадим по ходу изложения.

Для понимания базовых принципов йоги и анатомии нам понадобится вернуться к эволюционным и внутриутробным истокам жизни.

Ключевые метафоры йоги, которые имеют отношение к жизни в целом и демонстрируют структуру и функции нашего мышления, дыхания и движения, применимы как к простейшему одноклеточному организму, так и к человеческому организму.

Глава 1. ДИНАМИКА ДЫХАНИЯ

Клетка — основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов — может очень многое рассказать нам о йоге. И действительно, самые важные концепции данной системы можно вывести из наблюдений за формой и функциями клетки. В этой главе разъясняется анатомия дыхания с точки зрения йоги.

УРОКИ ЙОГИ, КОТОРЫЕ ДАЕТ НАМ КЛЕТКА

Клетки — это самые маленькие кирпичики жизни, начиная от простейших растений и заканчивая животными, в организмах которых содержатся триллионы таких клеток. Человеческий организм, состоящий примерно из 100 триллионов клеток, развивается из одной-единственной оплодотворенной яйцеклетки.

Клетка состоит из трех частей — клеточной мембраны, ядра и цитоплазмы. Мембрана отделяет содержимое клетки (цитоплазму и ядро) от внешней среды, в которой имеются необходимые клетке питательные вещества. Питательные вещества должны проникать сквозь мембрану, а когда они попадают внутрь, клетка в процессе метаболизма превращает их в энергию, поддерживающую жизненные функции. В ходе метаболического процесса образуются отходы, которые также должны быть каким-то образом выведены наружу через мембрану. Неспособность мембраны пропускать сквозь себя питательные вещества внутрь и отходы наружу приведет к гибели клетки либо от истощения, либо от отравления. Наблюдение за тем, как живые существа поглощают пищу, является основой для понимания термина "Прана", под которым подразумеваются не только питательные вещества, поглощаемые организмом, но и сам процесс их поступления[2].

Разумеется, должно существовать и противоположное явление.

В учении йоги прайс противопоставляется «апана», относящаяся ко всему, что выделяет организм живого существа, и к самому процессу выделения[3]. Эти два фундаментальных термина йоги — «прана» и «апана» — описывают основные жизненные функции.

Давайте проследим данные функции на конкретном примере. Чтобы питание (прана) попадало внутрь клетки, а отходы (апана) выводились из нее, должны существовать определенные условия. Структура мембраны должна позволять отдельным веществам проникать сквозь нее внутрь и наружу, то есть обладать проницаемостью (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Клеточная мембрана должна быть прочной и проницаемой.

Однако она не может быть проницаемой настолько, чтобы утратить свою целостность и прочность. В противном случае клетка либо разорвется от внутреннего давления, либо сожмется от внешнего.

В клетке (как, впрочем, и в любом живом организме) проницаемость уравновешивается стабильностью. Для выражения этих двух противоположностей в йоге существуют термины «стхира»[4] и «сукха»[5]. Все живые существа должны балансировать между стабильностью и проницаемостью, твердостью и гибкостью, неизменностью и приспособляемостью, свободой и ограниченностью[6].

Как видите, наблюдение за клеткой — основой строения и жизнедеятельности всех живых организмов — демонстрирует нам базовые концепции йоги: прана — апана и стхира — сукха. Давайте теперь, руководствуясь этими концепциями, рассмотрим структуру и функции дыхания.

Прана и апана

В человеческом организме процесс усвоения питательных веществ и выведения отходов жизнедеятельности не так прост, как в клетке, но и не настолько сложен, чтобы вы не могли разобраться в его сути.

На рисунке 1.2 упрощенно изображены пути, по которым питательные вещества поступают в организм, а отходы выводятся из него.

вернуться

В данном случае я ссылаюсь на известное высказывание философа и писательницы Айн Рэнд:

«Вы представляете собой неделимое единство материи и сознания. Отбросьте сознание — и вы превратитесь в животное. Отбросьте тело — и вы станете фантомом. Отрицая материальный мир, вы ввергаете себя в пучину зла».

вернуться

Слово «прана» на санскрите состоит из приставки «рта», означающей «перед», «прежде», и глагола «ап», который переводится как «дышать», «дуть» или «жить». В данном случае «прана» пишется с маленькой буквы, так как относится только к жизненным функциям конкретного живого существа. В случае, когда это слово пишется с прописной буквы, речь идет о более универсальном термине, отражающем творческие жизненные силы в целом.

вернуться

Слово «апана» состоит из приставки «ара», что означает «из«, «прочь», «вниз», и глагола «aп» — «дышать», «дуть» или «жить».

вернуться

Слово «стхира» переводится с санскрита как «твердый», «прочный», «сильный», «несгибаемый», «выносливый», «долговечный», «постоянный». Кстати, такие слова, как «стойкий» и «стабильный», происходят от того же общего индоевропейского корня.

вернуться

Слово «сукха» означает «удобный», «приятный», «ласковый», «мягкий».

вернуться

В сделанных руками человека вещах также присутствует баланс между стхирой и сукхой.

Так, например, отверстия в дуршлаге достаточно велики, чтобы пропускать жидкость, но в то же время достаточно малы, чтобы сквозь них могли проваливаться макароны. Подвесной мост достаточно гибок, чтобы противостоять ветрам и землетрясениям, но в то же время достаточно прочен, чтобы выдерживать вес перевозимых по нему грузов.

www.rulit.me

Анатомия йоги | SLAVYOGA

Философия Самкхья, которая является теоретическим фундаментом йоги, является философской школой Индии и, имея тысячелетнее прошлое, в основном опирается на доведическое знание шаманов, которое развилось в гармоничное целое, вобрав в себя знания Вед и достигшее своего пика в Упанишадах.

Учение самкхьи описывает самость или отдельную душу (джива-атман), как отлитое в индивидуальную форму, бесконечное божественное сознание (пуруша), которое принимает в человеческий облик благодаря действию созидательной силы природы (пракрити).

Согласно данной философии, которая является опорой для грубой и тонкой анатомии йоги, человеческое существо имеет троичное тело.

Анатомия йоги по философии Самкхья

1. Стхула-шарира – материальное тело. Это – объект чувств, в котором отдельная душа находится в бодрствующем состоянии дневного сознания. Оно называется также бхута-шарира, телом, образованным из элементов

2. Сукшма-шарира – тонкое тело. Называется также линга-шарирой, т.к. оно подобно линге, фаллосу Шивы, содержит в себе силы творения и разрушения. Оно образует основу нашей внутренней и внешней жизни и является причиной всех проявлений. Сукшма-шарира состоит из органа мышления (манас), органов чувств (индрии) и органов сверхчувственного восприятия, позволяющих нам познавать нашу картину мира и образ Бога. Оно продолжает существовать далее после смерти и заключает в себе силу создания нового материального тела. Частью этого астрального тела, например, является тело сновидения, в котором джива (душа) пребывает во время сна

3. Карана-шарира – причинное тело. Оно – первопричина нашего физического, умственного и психического существа, самая тонкая и самая эфирная из человеческих оболочек. Причинное тело есть отображение отдельной души (дживы), в котором она пребывает как в глубоком сне без сновидений до тех пор, пока в конце своих существований не соединится с Парама-Атманом, высшим бестелесным духом, Вселенской душой или Богом

Более молодые духовные науки, например, Веданта, возникшая в начале первого тысячелетия до Рождества Христова из философии Упанишад и учения Мимамса, пробовали, основываясь на простых и ясных принципах философии Самкхья, сделать человеческую сущность доступную интеллекту в ещё более тонкой классификации. Согласно этому учению, человек состоит из нескольких оболочек (коши), над которыми возвышается Атман, истинное, бессмертное «Я». Его охватывает и поддерживает Парама-Атман, наивысших, бестелесный дух, Вселенская душа или Бог, являющийся неизменным, неприкосновенным и самым чистым божественным сознанием. Из Атмана возникает отдельная человеческая душа (джива или джива-атман), которая окружена пятью материальными и тонкими оболочками (панча-коша).

Анатомия йоги по философии Веданты

1. Аннамайя-коша – так называемая «оболочка питания», наше физическое тело

2. Пранамайя-коша – тонкая, жизненная оболочка, состоящая из жизненной силы, проявление которой – дыхание. Благодаря её деятельности оживают и удерживаются вместе тело, мышление и дух

3. Маномайя-коша – «оболочка, состоящая из способности мыслить», которая принимает и обрабатывает все чувственные впечатления и претворяет нашу волю в действие

4. Виджнянамайя-коша – оболочка сознания или интеллекта, содержащая силы различения и воли, которая образует наше «человеческое сознание»

5. Анандамайя-коша – оболочка блаженства, которую мы обозначаем как «душа» и которая ближе всего к Атману, нашему божественному «Я»

Для нас, воплощённых живых существ, материальное тело – это транспортное средство, дееспособность которого существенно зависит от влияния тонких тел. Наука хатха-йоги и аштанга-йоги учит нас практическому воздействию, активизации и согласованности стхула-шариры и сукшма шариры (грубого и тонкого тел), вследствие чего происходит влияние на наше эфирное и психическое существо, что ведёт к глубокому взаимопроникновению всех слоёв, из которых строится наша интегральная личность.

Тонкие и эфирные области нашего существа научно не доказаны, но для живого существа с высоко развитым сознанием, это, тем не менее, переживаемая реальность.

Благодаря практике йоги, мы получаем возможность работать над видимым и ощущаемым, чтобы соединиться с невидимым и трудно представимым, тем самым мы можем освободиться из оков майи (иллюзии) и вместе с тем от вечного раздора двойственности.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Анатомия йоги - Творческий подход

Наверное, каждый, кто когда-нибудь занимался йогой, прекрасно знает, в какой асане какие мышцы работают. Нашла случайно сайт с иллюстрациями, на которых это наглядно видно. Не поленилась их все перетащить к себе в блог :)

Вот, например, одна из моих любимых асан, очень красивый прогиб (правда, я выполняю его с помощью ремня):

Йога - такая штука, что сколько бы лет ты не занимался, все равно время от времени обнаруживаешь в теле новые мышцы, особенно на следующий день после интенсивного занятия или освоения новой асаны.

Тут интересны два момента: в силовых асанах не всегда сразу понимаешь, где и какие мышцы нужно напрячь, чтобы придать телу правильное положение, а в скрутках и растяжках не всегда прилагаешь достаточно усилий, чтобы получить эффект.

В практике асан важна внутренняя работа. Я работаю так: довожу тело до состояния легкой приятной боли, а потом дышу сквозь те места, где возникают боль и напряжение, как будто у меня туда встроен нос. Одновременно я расслабляю эти места. Я создаю намерение, что в этих болевых точках возникают комфорт и покой, и тогда боль отступает, а потом я ухожу глубже в асану - больше наклоняюсь или поворачиваюсь - и снова работаю.

Вот, например, хорошо видно, как в этой скрутке работают боковые мышцы спины, именно их нужно расслабить:

В этой асане, правда, у меня еще работают плечо и ягодичная мышца, тут они почему-то не показаны.

Во время проработки могут возникать всплески эмоций. В физическом теле вскрываются какие-то внутренние блоки, и начинают выходить спрятанные, накопленные эмоции - раздражение, гнев, злость или, наоборот, смех и бурная радость. В такие моменты важно не включаться в эти эмоции, а смотреть на себя и свое тело со стороны, с позиции наблюдателя, и спокойно дать им выйти.

Тут давеча кто-то интересовался, как я подбираю асаны для самостоятельной практики. Перед началом занятия я сажусь и просматриваю тело изнутри. Мы всегда так делаем на групповом занятии. Признаться, первые несколько лет эта фраза учителя "а теперь мы просматриваем тело изнутри" вводила меня в полный ступор. Я сидела и думала: "Вот еще, ерундой какой заниматься, нет, чтобы скорее руки-ноги гнуть". И чего там смотреть - темно и ничего не видно.

Понимание приходит с осознанием своего тела и практикой - вот этого долгого, упорного, спокойно и настойчиво повторяемого на каждом занятии "мы просматриваем свое тело". Поначалу кажется, что просто работает воображение, но со временем приходят вполне ясные, конкретные ощущения. Чувствуешь, где напряжены мышцы, где спряталась боль, в каком месте тело только-только собирается заболеть, где есть перекос, где больше огня, где больше холода. А потом уже, исходя из своих ощущений и знаний по опыту, какое напряжение в какой асане лучше прорабатывается, строится практика. Да, и еще важно выстроить симметрию, проработать тело так, чтобы его правая и левая половина ощущались одинаково. И не забывать о компенсации - прогиб/наклон, скрутка влево/поворот вправо и т.д.

Иногда, бывает, сидишь на работе, и вдруг где-то что-то закололо или затекло. Минутное погружение внутрь себя и два-три простых движения позволяют снять напряжение и не доводить себя до такого состояния, когда потом приходится пить таблетки или ходить, скрючившись. Однако, надо понимать, что это требует приложения некого внутреннего усилия, определенной концентрации, собранности.

Кроме того, иногда просто опыту знаешь, после какой работы как нужно позаниматься. Например, я знаю, что после бега нужно растянуть икроножные мышцы, переднюю поверхность бедра, снять нагрузку с поясницы. Я знаю, что мне нужно укреплять мои слабые руки, и делаю силовые асаны. А после силовых надо сделать растяжку плечевого пояса. Я всегда работаю с тазобедренным суставом, потому что это важно, чтобы комфортно сидеть потом в медитации.

Совершенствовать выполнение любой асаны, даже самой простой, можно до бесконечности. В любой из них много нюансов. Чтобы это почувствовать на своей шкуре, достаточно сходить на занятие по йоге Айенгара :)

Покажу еще картинок. Стоит, однако, помнить, что все люди устроены по-разному, и вполне возможно, в этих же самых асанах лично у вас тянутся какие-нибудь другие мышцы. "Например, у кого-то ухо тянет", - как любит шутить наш учитель йоги.

Это одна из моих любимых силовых асан. Поначалу трудно сообразить, как в нее встать, но на деле она оказывается не очень сложной:

Наклон вперед с разных ракурсов. Обратите внимание, в нижней части первой картинки вид как бы снизу:

А вот эту узнали? Это же собака мордой вниз! Вид снизу :) В собаке важна работа спины, к сожалению, вида сверху тут нет.

Скорпион - сложная поза. Поначалу может показаться, что тут большая нагрузка на руки и плечи, но, на самом деле, труднее всего приходится спине и пояснице. Осваиваю потихоньку в паре с партнером.

Стойка на руках - вообще какая-то несбыточная мечта. Чтобы делать эту стойку, помимо сильных рук нужны крепкие мышцы спины и пресса.

"Танцующий Шива" - очень красивая асана :)

Поза дерева - одна из моих любимых. Восстанавливает внутреннее равновесие. Вообще люблю комплексы из этой позиции, стоя на одной ноге, там еще можно делать вращения суставами и дальше много разных асан.

Эта же асана, вид снизу:

Бакасана. Из этой асаны легко выходить в самую простую стойку на голове - с опорой на три точки. Аж три ракурса этой асаны:

Успешной вам практики! Ом!

loco-bird.livejournal.com

Видео Анатомия йоги. Пол Грилли. Часть 1 смотреть онлайн в хорошем качестве

В данной части видео Пол Грилли разъясняет основные анатомические понятия – сжатие и растяжение, которые помогают понять, почему практики йоги выполняют асаны по-разному и ни один человек никогда не сможет выполнить позы йоги точно так же, как другой. Пол развивает идею о том, что все ограничения, с которыми мы сталкиваемся в практике асан, делятся на две категории. В случае, если мы сталкиваемся с мышечным сопротивлением, можно постепенно углублять диапазон движения за счет растяжения мышц. Но если причина в компрессии, когда кости «упираются» друг в друга - ничего сделать уже нельзя. Когда мышцы растянутся максимально и кость упрется в кость, достигнуть большего раскрытия в позе уже не получится, как бы мы к этому не стремились. В силу анатомических особенностей строения скелета каждый практикующий сталкивается с компрессией на определенном этапе своей практики, который отличается в силу различия формы и размера костей. Для иллюстрации своей теории Пол пригласил преподавателей йоги и практикующих с огромным опытом (в отдельных случаях больше 20 лет), чтобы полностью исключить вероятность наличия мышечного сопротивления. Данная информация будет полезна как практикам, так и преподавателям йоги.

Главное, к чему призывет данное видео, это то, что нельзя заставлять практикующего в точности повторять асаны за преподавателем.Нельзя отстраивать асану по опыту и подобию другого человека. Все люди разные и каждое упражнение будут выполнять чуть по-своему.Главное не форма, а переживание процесса внутри.

Перевод и озвучивание - Алёна Чернышова.

Материалы по данной теме: 

Выполните вход. Выполнить вход можно через популярные социальные сети, такие как Вконтакте, Facebook и другие, в этом случае регистрация на сайте произойдет автоматически. После входа Вы сможете скачать видео. Для этого нажмите правой кнопкой на нужном разрешении и нажите "Сохранить как". Если Вы не пользуетесь социальными сетями, то зарегистрироваться можно здесь.

Выполните вход. Выполнить вход можно через популярные социальные сети, такие как Вконтакте, Facebook и другие, в этом случае регистрация на сайте произойдет автоматически. После входа Вы сможете добавлять понравившееся видео в Избранное, которое будет отображаться в Вашем профиле. Если Вы не пользуетесь социальными сетями, то зарегистрироваться можно здесь. Дорогие друзья!

Благодарим вас за интерес к сайту OUM.RU

Сейчас мы функционируем в основном за счет средств участников нашего актива, которые жертвуют средства на поддержание работы сайта (хостинг, поддержание и обновление нескольких серверов), выпуск материалов, с помощью которых возможно распространение среди людей идеи о здравом образе жизни (диски, листовки, наклейки). Предлагаем вам принять участие в распространении здравого образа жизни!

Направление средств на распространение знаний непременно благотворно повлияет и на ваше развитие.

Есть несколько простых и удобных способов помочь проекту:

1. Вы сделать перевод (по России и из-за рубежа) на счёт в Сбербанке используя следующие реквизиты:

Реквизиты Сбербанка: Получатель: Штукатурова Александра Игоревна № карты Сбербанка: 5469380063021041 № счета карты Сбербанка: 40817810138255335287 Банк получателя: Сбербанк России БИК 044525225 КПП 773601001 ИНН 7707083893 Кор. счет 30101810400000000225

2. Либо можете воспользоваться системой Яндекс.Деньги.

Для внесения пожертвований нужно пополнить счёт номер 410014957107547.

3. Либо использовать для перевода PayPal:

Адрес электронной почты для перевода: [email protected]

4. Или пополнить киви-кошелёк (Visa QIWI Wallet)

Номер кошелька : +79269251244

5. Также вы можете воспользоваться системой WebMoney, пополнив один из кошельков:

WebMoney: Рубли - R869991300508

Доллары - Z145558071084

Евро - E758650480371

Гривны - U916693195968

Будем благодарны, если сможете пожертвовать какие-то средства.

Ом!

video.oum.ru


Смотрите также