Дзогчен. Ати йога


Дзогчен - это... Что такое Дзогчен?

Один из основных символов, используемых в Дзогчене, — тибетский слог белый А, символ изначального состояния

Дзогчен, дзогпа ченпо, махасандхи (тиб. rdzogs pa chen po; санскр. महसंधि, mahasaṃdhi IAST, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, маха ати, санти маха, махасанпатра, махашанти, махабинду, тигле ченпо, — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма, Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон.

Значение термина и правописание

Иногда в переводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы позволяющие раскрыть это состояние условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве.

Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся с маленькой буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или титула, а также названием монастыря или организации и т. п. оно пишется с большой буквы, как имя собственное.

История дзогчен

Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез.

Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.

В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в 8 веке[источник не указан 301 день] и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву.

Согласно истории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей Дзогчена.[1] Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).

Согласно преданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый ученый-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.

В середине и второй половине 20ого века, когда тексты по дзогчен не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что дзогчен появился вследствие влияния принципов Китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учения Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчен переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство методов дзогчен и его терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.

В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев считают, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон еще до появления Индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители дзогчен уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.

Передача дзогчена

Буддийская традиция дзогчен опирается на следующую линию передач:

  1. Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже): III век н. э. также есть версия 184 до н. э. — 57 до н. э.
  2. Манджушримитра (Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: 'jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник Прахеваджры
  3. Шри Симха (Śrī Siṃha, Tib. Palgyi Senge, Wylie: dpal gyi senge): IV век н. э.
  4. Падмасамбхава: VIII век
  5. Вималамитра (Tib. Drime Shenyen, Wylie: dri med bshes gnyen): конец VIII века
  6. Вайрочана (Tib. Nampar Nangdze Lotsawa, Wylie: rnam par snang mdzad lo tsa ba): конец VIII века

В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчен от Гараба Дордже.

В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже.

В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV.

В религии Бон имеются свои три линии дзогчена: A-tri (Wylie: a khrid), Дзогчен и Shang Shung Nyen Gyu (Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все отходят от основателя Бон Тонпа Шенраба.

Содержание учения

В учении дзогчен говорится об изначальном состоянии, изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей, также используются термины «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Она не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчен часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчен, то он или она более не переживают дукха.

Это изначально чистое состояние является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.

Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.

Суть учения дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре:

  1. Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера).
  2. Устранить сомнения.
  3. Оставаться в этом состоянии.

В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам:

  1. Семдэ — раздел природы ума.
  2. Лонгдэ — раздел изначального пространства.
  3. Менгагдэ — раздел тайных устных наставлений.

Учение дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации «тела света» в конце жизни.

Современный дзогчен

Мастер Дзогчен лама Дзьянг Га Ринпоче кит. 江嘎上师

В настоящее время дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы:

  1. Международное Дзогчен-сообщество, созданное Намкхаем Норбу Ринпоче
  2. Тулку Урген Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче представляют школу Ка-Ньинг (кагью + ньингма), сочетающую традиции Дзогчен и Махамудра
  3. Центр Падмасамбавы, созданный Палдэн Шерабом Ринпоче и Цеванг Донгьялом Ринпоче.
  4. Университет Шри Сингха, созданный Дзогчен Кхенпо Чога
  5. Учитель дзогчен традиции Бон — Тендзин Вангьял Ринпоче

См. также

Примечания

  1. ↑ Тайны Дзогчена: Тайные Учения из Раздела Устных Наставлений Великого Совершенства / Пер. с тибет., коммент.Ламы Сонам Дордже. — К.: Ника-Центр, 2005. — С. 14. — ISBN 9665213407

Литература

Научная литература Буддийская литература

Ссылки

dic.academic.ru

Дзогчен — Энциклопедия буддизма

(санск. ати-йога, или Махаати, или Сантимаха;  тиб. rdzogs pa chen po, «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») 

- Великое совершенство,  изначальное совершенное состояние индивида, которое раскрывается в медитации. - одно из трех наивысших учений, данных Буддой Шакьямуни; Это практическое учение сохранилось до наших дней и представляет собой важнейшую часть наследия традиции ньингма, оно также известно и в других школах тибетского буддизма, и в традиции Бон;  - третья из трех внутренних тантр согласно девятеричной классификации традиции Ньингма: первая  -Махайога (основа) вторая - Ануйога (путь) третья - Атийога (плод)

Значение термина и правописание

В западных переводах понятие дзогчен используют часто как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. 

Полное совершенство (тиб. дзогчен) -это  изначальное естественное совершенное состояние индивида, которое достигается в медитации.  Методы, позволяющие раскрыть это состояние, условно называются учением дзогчен, т.е. учением о великом совершенстве.

Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа-ченпо (или сокращенно дзогчен) являются именами нарицательными  и поэтому по правилам русского языка пишутся с маленькой буквы. В случаях, когда слово "дзогчен" является частью имени человека или титула, а так же названием монастыря или организации и т.п. оно пишется с большой буквы, как имя собственное.

История и линия передачи дзогчен

Вималамитра в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры» описал линию передачи учения о высшем совершенстве, согласно которому было двенадцать древних учителей Дзогчена.  Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па,  второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па,  третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай,  четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева,  пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой,  шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн,  седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо,  восьмой Учитель — архат Сер О Дампа,  девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро,  десятый Учитель — Будда Кашьяпа,  одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо,  двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни.  В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).

Согласно преданию,  учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна. 

 По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине I тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Главным учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.

В середине и второй половине XX века, когда тексты тантр ати-йоги не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что дзогчен появился вследствие влияния принципов Китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учения Ваджраяны. 

Сейчас, когда многие тексты дзогчен переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство методов дзогчен и его терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.

В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев, считают, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон еще до появления индийского буддизма в Тибете.  Некоторые учители дзогчен уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг. Так или иначе, но следует признать, что все современные бонские тексты по дзогчен кроме 12 коротких строк Shang Shung Nyen Gyu заимствованы из буддийских источников. Буддийская традиция Дзогчен опирается на следующую линию передач:Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже): III век н. э. также есть версия 184 до н. э. — 57 до н. э.Манджушримитра (Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: 'jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник ПрахеваджрыШри Симха (Śrī Siṃha, Tib. Palgyi Senge, Wylie: dpal gyi senge): IV век н. э.Падмасамбхава: VIII векВималамитра (Tib. Drime Shenyen, Wylie: dri med bshes gnyen): конец VIII векаВайрочана (Tib. Nampar Nangdze Lotsawa, Wylie: rnam par snang mdzad lo tsa ba): конец VIII века

В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчен от Гараба Дордже.

В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже.

В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV.

В религии Бон имеются свои три линии дзогчена: A-tri (Wylie: a khrid), Дзогчен и Shang Shung Nyen Gyu (Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все отходят от основателя Бон Тонпа Шенраба.

Содержание учения

Тибетский слог белый А, символ изначального состояния

В учении дзогчен говорится об изначальном состоянии, неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей, также используются термины «изначальное осознавание» или «естественное состояние». 

Эта "природа" не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчен часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние Дзогчен, то он или она более не переживают дукха.

Это чистое состояние является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.

Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.

Суть учения Дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре:Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера).Устранить сомнения.Оставаться в этом состоянии.

В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам:Семдэ — раздел природы ума.Лонгдэ — раздел изначального пространства.Мэнгагдэ — раздел тайных устных наставлений.

Учение Дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации тела света в конце жизни.

Современный дзогчен

В настоящее время Дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы:1. Международное Дзогчен-сообщество, созданное Намкхаем Норбу Ринпоче2. Тулку Урген Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче представляют школу Ка-Ньинг (кагью + ньингма), сочетающую традиции Дзогчен и Махамудра3. Центр Падмасамбавы, созданный Палдэн Шерабом Ринпоче и Цеванг Донгьялом Ринпоче.4. Университет Шри Сингха, созданный Дзогчен Кхенпо Чога5. Учитель дзогчен традиции Бон — Тендзин Вангьял Ринпоче

См. также статьи:  Великое Совершенство

vbuddisme.ru

Атийога Википедия

Один из основных символов, используемых в Дзогчене, — тибетский слог белый А, символ изначального состояния

Дзогчен, дзогпа ченпо (тиб. rdzogs pa chen po, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, махасандхи, маха-ати, санти маха, махабинду, тигле ченпо — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма. Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон.

Значение термина и правописание

Иногда в переводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида, достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы, позволяющие раскрыть это состояние, условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве.

Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся со строчной буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или титула, а также названием монастыря или организации и т.п., оно пишется с большой буквы, как имя собственное.

История дзогчена

Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез.

Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.

В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в VIII веке[источник не указан 2215 дней] и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву.

Согласно истории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей дзогчена.[1] Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).

Согласно преданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый учёный-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.

В середине и второй половине XX века, когда тексты по дзогчену не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что это учение появилось вследствие влияния принципов китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учение Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчена переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство его методов и терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.

В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев, считается, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон ещё до появления индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.

Передача дзогчена

Буддийская традиция дзогчена опирается на следующую линию передач:

  1. Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже): III век н. э. также есть версия 184 до н. э. — 57 до н. э.
  2. Манджушримитра (Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: 'jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник Прахеваджры
  3. Шри Симха (Śrī Siṃha, Tib. Palgyi Senge, Wylie: dpal gyi senge): IV век н. э.
  4. Падмасамбхава: VIII век
  5. Вималамитра (Tib. Drime Shenyen, Wylie: dri med bshes gnyen): конец VIII века
  6. Вайрочана (Tib. Nampar Nangdze Lotsawa, Wylie: rnam par snang mdzad lo tsa ba): конец VIII века

В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчена от Гараба Дордже.

В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже.

В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV.

В религии Бон имеются свои четыри линии дзогчена: Атри (Wylie: a khrid), Дзогчен и Устная традиция Шангшунга (Shang Shung Nyen Gyu; Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все восходят к основателю Бон Тонпа Шенрабу.

Содержание учения

В учении дзогчена говорится об изначальном состоянии (Ригпа), изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей. Также используются термины — «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Ригпа не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчена часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчена, то он или она более не переживают дукха — каких-либо форм страдания.

Это чистое состояние является, по сути, изначально присуще каждому живому существу, являясь состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.

Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.

Суть учения дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах, которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре:

  1. Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера).
  2. Устранить сомнения.
  3. Оставаться в этом состоянии.

В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам:

  1. Семдэ — раздел природы ума.
  2. Лонгдэ — раздел изначального пространства.
  3. Менгагдэ — раздел тайных устных наставлений.

Учение дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путём реализации «тела света» в конце жизни.

Современный дзогчен

Мастер Дзогчен лама Чжамга Ринпоче кит. 江嘎上师

В настоящее время дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы:

  1. Международное Дзогчен-сообщество, созданное Намкхаем Норбу Ринпоче
  2. Тулку Урген Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче представляют школу Ка-Ньинг (кагью + ньингма), сочетающую традиции Дзогчен и Махамудра
  3. Центр Падмасамбхавы, созданный Палдэн Шерабом Ринпоче и Цеванг Донгьялом Ринпоче.
  4. Университет Шри Сингха, созданный Дзогчен Кхенпо Чога
  5. Учитель дзогчен традиции Бон — Тендзин Вангьял Ринпоче

См. также

Примечания

  1. ↑ Тайны Дзогчена: Тайные Учения из Раздела Устных Наставлений Великого Совершенства / Пер. с тибет., коммент.Ламы Сонам Дордже. — К.: Ника-Центр, 2005. — С. 14. — ISBN 9665213407.

Литература

Научная литература Буддийская литература

Ссылки

wikiredia.ru

Знание нашего истинного состояния - The Mirror

Выдержка из публичной лекции Чогъяла Намкая Норбу в Пекине, Китай, 9 октября 2015 года

Здравствуйте все и повсюду! Я очень счастлив находиться здесь, в Пекине. Прошу прощения, что не знаю китайского языка, чтобы дать объяснения на нём. Большая часть моей жизни прошла на Западе, поэтому я буду говорить на английском.

Я хочу немного объяснить, что такое Ати-йога, поскольку это то, чему я посвятил себя. Мой духовный путь, моя жизнь, мой способ существования объединены с принципом учения Ати-йоги. Я совершенно убеждён, что о нём очень полезно и очень важно знать не только тем, кто следует духовному пути и практикуют, но и вообще всем людям. Это причина, по которой я следую этому знанию и учению.

В Тибете изначально существовало четыре или пять буддистских традиций, а также добуддистская традиция Бон. Все они очень важны, но применяются и передаются по-разному: как и в медицине, в соответствии с  состоянием индивида. Когда у нас проблемы со здоровьем, мы идём к опытному врачу, который может дать совет, какие лекарства и лечение нужно применять. Подобным образом у нас существуют различные традиции и школы, однако, по своей сути между ними нет различия.

Когда кто-то следует учению, он хочет изучать то, что принесёт ему пользу. Для него самым важным является польза, а не то, сколько существует традиций. В моём случае я обнаружил, что важнее всего Ати-йога. Традиционно я принадлежу тибетской школе Сакья. В этой традиции нет принципа Ати-йоги, но когда я изучил все буддистские традиции, я понял, что Ати-йога действительно является их сущностью.

История Ати-йоги

Если изучить название «Ати-йога», можно понять его суть. Учение Ати-йоги изначально пришло, то есть появилось в нашу эпоху в наших условиях, из Уддияны. В буддистской традиции первым учителем считается Будда Шакьямуни, но если мы углубимся в историю различных народов, то найдём повсюду множество древних свидетельств, которые существовали ещё до Будды Шакьямуни. Например, мы следуем древним учениям Индии и знаем, что в учениях Ваджраяны фигуры божеств и бодхисаттв напоминают фигуры древнеиндийских принцев и принцесс. Это означает, что древняя традиция и история связаны между собой.

В истории Индии говорится, что в древние времена состояние человека было подобно состоянию дэва, таких, как Брахма или Кришна, и существовало много различных видов дэва. Изначально состояние человека было очень высоко развитым, но когда развились эмоции, люди стали всё больше им подвержены, и их состояние ухудшилось. Например, в кальпу Дзогдена, то есть очень древние времена, люди не нуждались в домах и не зависели от пищи, но с течением времени стали испытывать ограничения и зависимость от объектов. В истории описывается действительно очень древний период существования всего человечества, а не какой-то отдельной нации или народа. В те времена жил один из наиболее древних учителей Ати-йоги по имени Нангва Тампа, передавший принцип знания Ати-йоги. После него в разные эпохи один за другим приходили двенадцать учителей. Последним из них считается Будда Шакьямуни. Вот так, в целом, представлена история в учении Ати-йоги.

По сравнению с тем периодом время Будды Шакьямуни не очень древнее. Однако в то время учение Ати-йоги, в основном, исчезло. Мы живём во времени и пространстве, и многое меняется и исчезает. Всё, что сохранилось, так это учения Ати-йоги под названием ньенгьюд, или учения устной передачи, состоящие всего из нескольких слов. Во времена Будды Шакьямуни некоторые из ньенгьюд ещё существовали, но официально учение Ати-йоги не передавалось. Впоследствии учение Ати-йоги было заново передано эманацией Будды Шакьямуни Гуру Гарабом Дордже.

Сегодня у нас есть изначальные тексты Ати-йоги, а не только те первые тексты, которым учил Нангва Тампа. Все эти учения были заново переданы Гуру Гарабом Дордже, потому что он был всеведущим просветлённым существом.

За пределами причины и следствия

То, чему, в основном, учил Будда Шакьямуни, это Четыре благородные истины. Первая из них, благородная истина о страдании, означает, что не существует ни одного живого существа, которое не испытывало бы страданий. Но, несмотря на то, что нам не нравится страдать, мы не знаем, как с этим справиться, и когда у нас появляются проблемы, мы сражаемся с ними. Объясняя благородную истину о страдании, Будда сказал, что, если мы будем сражаться с проблемой, мы никогда не сможем победить, поскольку страдание – это следствие, а не причина. Мы должны обнаружить причину.

Затем Будда объяснил вторую благородную истину о причине. Когда мы обнаруживаем причину страдания, появляется возможность изменить или преобразовать её таким образом, чтобы не проявился плод. Знаменитое учение Будды о причине и следствии называется кармой. Однако у людей есть различные способности и состояния, и даже если бы люди хотели остановить или преобразовать отрицательные причины, многим из них не хватает способностей. Поэтому Будда дал путь, третью благородную истину о прекращении, которая означает, что можно остановить отрицательные причины. Одни могут остановить их сами, но у других нет таких способностей. В таком случае они принимают обеты, поскольку, поступая так, они как-то преодолевают отрицательную причину. Это тоже метод.

В буддистской традиции, особенно в Гималаях, мы можем принимать обеты. Мы можем попробовать перестать делать что-то в обычной жизни, например, бросить курить, поскольку считаем, что это вредно для здоровья, памяти, и т.д. Может быть, мы четыре или пять раз пытались это сделать, но все безрезультатно. Что нам делать в таком случае? Мы можем принять обет, получив его совершенным образом, и преодолеть эту проблему. По этой причине Будда объяснил благородную истину о пути. Путь – это разные методы, применяемые в зависимости от состояния индивида.

Основой учения, которое дал Будда, являются причина и следствие. Когда ученики спросили Будду, как можно выйти за пределы причины и следствия, он сказал, что в будущем появится учитель, подобный ему, который объяснит, как выйти за пределы причины и следствия. Будда не давал напрямую это учение, но сказал, что появится учитель, подобный ему. Этим учителем стал Гараб Дордже.

Тантра Драталгьюр

Учение Гуру Гараба Дордже основано на учении Нангва Тампа, который был первым учителем, передавшим учение под названием тантра Драталгьюр. Эта тантра является источником учения Дзогчен, поэтому можно сказать, что учение Дзогчен является сущностью, конечной целью всех учений. Эта сущность не проявляется особо вовне, как в учении Сутры. Мы можем понять это из тантры Драталгьюр, где объясняется, как долго учение Будды будет существовать на Земле. Говорится, что учение Сутры, которое Будда передал устно, исчезнет рано, тогда как учение Ваджраяны будет существовать еще долгие тысячелетия, поскольку Ваджраяна не связана с таким понятием, как обет на физическом уровне. Когда исчезнет учение Ваджраяны, учение Ати-йоги будет продолжаться практически до тех пор, пока не исчезнет Земля. Это потому что Ати-йога является знанием нашего состояния. В Ати-йоге нет правил, которым мы должны следовать или которые диктуют нам, как мы должны себя вести. Люди, которые интересуются Ати-йогой, должны учиться отвечать за себя.

Ати – изначальное состояние

Когда мы говорим об Ати-йоге, что значит Ати? На языке Уддияны это звучит как «ати», а на санскрите – «ади» и означает «изначальное состояние». У всех есть своё изначальное состояние. Нет единого изначального состояния для всех существ. Если рядом находятся десять человек, у каждого будет своё изначальное состояние. Мы можем понять это на примере учения Сутры. Например, если мы хотим развить сострадание, мы должны делать практику Авалокитешвары. Если мы хотим продлить свою жизнь, нам надо делать практику Амитаюса. Желая развить интеллект, мы делаем практику Манджушри. Однако просветлённое существо обладает всеми качествами, а также мудростью качества и количества. Манджушри обладает таким же состраданием, что и Авалокитешвара, а Авалокитешвара обладает той же интеллектуальной способностью. Зачем же мы их разделяем? Истинное состояние всех просветлённых – это одно и то же состояние, но это не значит, что они едины, как думают некоторые. Это представление больше свойственно индуистской традиции.

Если бы мы находились в состоянии реализованного существа, у нас не было бы представлений о разделении или единстве. Мы за пределами этого. Но если мы находимся за пределами, это не означает, что мы становимся едиными.

Йога, или налджор

«Йога» означает состояние истинного знания. Термин «йога» используется как в языке Уддияны, так и в санскрите, в индуистской традиции. Обычно говорят, что «йога» означает «союз». Но в учении Дзогчен и в учении Ваджраяны это не так. В древние времена, во времена Гуру Падмасамбхавы, когда он принес учения Ваджраяны и Дзогчена в Тибет, было много переводчиков, которые не только хорошо переводили, но и обладали истинным пониманием учения. В Тибете слово «йога» перевели как «налджор». Это очень важное слово, состоящее из двух частей. «Нал», или «налма» означает «изначальное состояние». Каждому присуще своё изначальное состояние. Если у нас есть знание нашего изначального состояния, тогда нет разницы между моим или его налма. Но, несмотря на то, что у них одна природа, это не означает, что мы становимся едиными.

«Джор» означает, что мы обладаем этим знанием. Это очень важно. У каждого живого существа есть своё налма, истинное состояние, но мы об этом не знаем и остаёмся в двойственности. В чём разница между двойственным видением и налма? Состояние налма – это нахождение за пределами времени и пространства. В относительном состоянии мы не можем понять, что означает «за пределами времени и пространства». Поэтому Праджняпарамита в учении Сутры находится за пределами понятий. В Ваджраяне объясняется, что состояние Махамудры запредельно понятиям, поскольку чтобы дать определение этому состоянию, мы должны думать, рассуждать, обосновывать. Если мы пытаемся понять умом, рассуждая и размышляя, пребывая во времени и пространстве, то как мы можем понять, что значит за пределами?

Ум и природа ума

Обычно, изучая учение, мы говорим об уме и природе ума. Каков наш ум? Мы можем понаблюдать за своими мыслями: через какое-то время мысли начинают появляться. Сразу же мы спрашиваем: «чунг, не, дро сум», т.е. откуда появляются мысли, где они пребывают и куда они уходят? Когда мы практикуем учение, учителя просят нас наблюдать за своими мыслями, чтобы обнаружить это. Когда появляется мысль, мы пытаемся понять, откуда она пришла, но ничего не можем найти, и мысль исчезает. Не найдя ничего, мы остаёмся в пустоте. Но это длится недолго, поскольку тут же возникает другая мысль. Когда я думаю, что ищу мысль, но ничего не нахожу, это ещё одна мысль. Я снова ищу, откуда пришла мысль, но опять ничего не нахожу. Всегда обнаруживаю пустоту. Можно сделать вывод, что мысли существуют, поскольку, в противном случае, они бы не появлялись, даже если мы не можем найти ничего конкретного.

Что такое природа ума? Некоторые люди, особенно последователи Сутры, говорят, что не могут найти ничего, кроме пустоты, и это и есть природа ума. Но это не так. В учении это называется переживанием. Мы испытываем много переживаний, а не только переживание пустоты. Мы всему научились на опыте. Например, если я хочу узнать, какой вкус имеет пища, сладкий или кислый, мне не надо много исследовать, чтобы понять что такое сладкое и кислое. Я это уже знаю, поскольку у меня уже был соответствующий опыт и я этому научился. Если бы мы только родились, у нас не было бы опыта или знания, и даже если кто-то стал бы нас учить и объяснять, мы бы ничего не поняли.

В учении Ати-йоги Дзогчена приводится пример. Если кто-то никогда в жизни не пробовал сладкого и хочет узнать, что это такое, он может спросить об этом у своих родителей или у других людей, но никто не сможет ему этого объяснить, если у него не было такого опыта. Мы можем написать тома книг, объясняя, что такое сладкое, но как это можно объяснить человеку, который никогда в жизни не имел подобного опыта?

То же самое относится и к природе ума, это просто концепция. Мы знаем, что ум существует, поскольку мысли появляются, и это живое переживание. Если ум существует, размышляем мы, значит, должна существовать и природа ума. Мы можем говорить о природе многих вещей, таких как, например, природа элементов: природа огня, и т.д. Но чтобы это действительно обнаружить, мы должны получить такой опыт. Например, если мы дадим человеку, который никогда не ел сладкого, маленький кусочек шоколада, то, попробовав, он сразу поймет, что это такое.

Точно так же мы научились всему в своей жизни через опыт. Например, если маленький ребёнок захочет подойти к огню, родители скажут, что этого не надо делать, потому что это опасно. Но он поймёт только то, что родители запрещают ему подходить а не то, что это опасно. Но когда родителей не будет рядом, он все равно подойдёт к огню и через опыт поймёт, в чём опаcность: необязательно дотрагиваться до огня. Все мы учимся через опыт. Иногда переживание бывает очень конкретным и материальным, а иногда оно может быть связано с речью, энергией, или же с ментальным уровнем.

В детстве мы учимся в начальной, в средней школе, затем в университете,  изучаем много вещей, пользуясь своим умом. В конце своего обучения мы думаем, что знаем всё. Это также означает, что мы стали квалифицированными, чтобы выполнять какую-нибудь работу, необходимую в  нашем обществе. Тем не менее, когда мы говорим о налджор, «джор» означает, что у нас есть понимание того, что такое наша истинная природа. Это действительно важно для всех. Мы должны обнаружить и понять, что каждому человеку присуще своё состояние, и мы должны к этому относиться с уважением. Это также принцип учения, которое объяснял Будда.

 

ru.melong.com


Смотрите также