Бандхи в йоге. Бандхи йога


Бандхи в йоге (мула, уддияна, джаландхара)

В классическом тексте по хатха йоге «Хатха Йоге Прадипике» в отношении важности использования бандх (замков) говориться следующее: «при сжатии промежности, выполнении уддияны (втягивание живота) и запирании пингалы и иды посредством джаландхара бандхи (шейного замка) становится активной сушумна”.

Так как прана находится в постоянном движении в организме человека, попеременно активизируя то иду, то пингала нади, это приводит к возникновению различных состояний, биоритмов и колебаний ума. Йогическая практика устраняет данные флуктуации между двумя крайностями иды и пингалы. И хотя известно множество техник по формированию равновесного состояния между телом и умом, самой эффективной технологией является использование трех бандх (замков): мула-, уддияна- и джаландхара бандхи, которые осуществляют связывание и удержание энергии.

Мула бандха

«Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так, что апана вайю движется вверх, — это мула бандха» (Хатха Йога Прадипика).

При сокращении мышц промежности весь низ тазовой области начинает подтягиваться вверх. Однако следует отметить, что частой ошибкой при освоении мула бандхи является сокращение ануса, что известно как ашвини мудра. Мула бандха осуществляется в центре тела, не сзади и не спереди. Тогда осуществляется непосредственное сжатие муладхара-чакры. Систематическое контролируемое сжатие области промежности или шейки матки генерирует в тонком теле тепло, которое пробуждает потенциал кундалини.

«При регулярном выполнении мула бандхи происходит объединение праны и апаны, наблюдается уменьшение мочеиспускания и стула, и даже очень старый человек вновь становится молодым».

«Апана направляется вверх в область огня (манипура чакру), увеличивая его пламя».

«После того, как апана и огонь встречаются с праной, которая сама по себе является горячей, еще больше усиливается качество тепла в теле».

«Тогда кундалини, чувствуя жар, просыпается, подобно змее, по которой ударили палкой, шипя и выпрямляясь».

«Как змея вползает в свою нору, так и кундалини входит в брахма нади (центральный элемент сушумны). Поэтому йог должен всегда выполнять мула бандху.» (Хатха Йога Прадипика, шлоки 66-69).

Техника выполнения мула бандхи

Техника выполнения мула бандхи 1

(техники описаны по возрастающей степени сложности)

1. Примите сидячее удобное положение в медитативной позе с полностью выпрямленным позвоночным столбом (предпочтительно в сиддхасане

или сиддха йони асане)

2. Расположите кисти рук на коленях, выполнив джняна мудру и, закрыв глаза, полностью расслабьтесь, сделав несколько глубоких циклов дыхания, внимательно наблюдая за ощущениями в теле.

3. При прямом позвоночнике и расслабленном теле мужчинам следует сжимать область, располагающуюся внутри промежности, (точка 2) концентрируя там свое внимание. Женщины фокусируются на шейке матки, поскольку должны сокращаться мышцы шейки матки и влагалища.

Сокращение должно осуществляться в течение нескольких секунд при полностью спокойном и ровном дыхании.

4. Выполнить до двадцати циклов.

Техника выполнения мула бандхи 2

1. Подготовка аналогична предыдущей практике.2. Сократить мышцы промежности или шейки матки и стремиться максимально долго удержать это сокращение.3. Полностью расслабиться.4. Выполнить до двадцати подходов.

Техника выполнения мула бандхи 3

1. Подготовиться аналогично первой технике.2. Сжатие должно происходить лишь частично и очень нежно. Слегка напрягая мышцы, удерживать их без расслабления.3. Сократить мышцы несколько сильнее.4. Сокращать мышцы все сильнее, пока приблизительно за десять раз не будет достигнута максимальная степень сокращения.5. Стремиться удержать такое положение максимально долго при нормальном дыхании.

Уддияна бандха

«Уддияна бандха так зовется йогинами, потому что посредством ее практики прана поднимается по сушумне».

«Данная бандха также называется летящей или поднимающей бандхой…» (Хатха Йога Прадипика, шлоки 55-56)

При практике уддияны органы брюшной полости подтягиваются вверх и внутрь, формируя естественный поток энергии, направленный вверх.

Уддияна бандха способствует изменению движения вниз апана вайю и объединению ее с прана вайю и самана вайю в манипура чакре. Когда данные противоположные энергии встречаются вместе (апана и прана), то происходит мощнейший взрыв потенциальной энергии, которая поднимается вверх по сушумне, активизируя высшие чакры.

При корректном выполнении уддияны увеличивается жизнеспособность, поскольку она мощным образом оптимизирует внутренние органы, мышцы, нервную и эндокринную системы. Формирующийся эффект «всасывания» способствует притоку свежей крови и легкому массажу сердца при участии диафрагмы. Образовавшееся отрицательное давление в области грудной клетки способствует оттоку венозной крови от брюшной области и обогащению внутренних органов свежей артериальной кровью.

Происходит укрепление автономных нервных узлов, формирующих солнечное сплетение. Оказывается прямое воздействие на процессы пищеварения, всасывания и выделения веществ. Помимо этого уддияна укрепляет мышечную ткань диафрагмы и мышц, участвующих в процессе дыхания. Благодаря сжатию легких в процессе практики улучшается степень газообмена. Так как мозг во время задержки дыхания находится в состоянии недостатка кислорода, то его адаптивная функция также улучшается.

Уддияна бандха может выполняться стоя, сидя или лежа на спине. Для первоначального освоения лучше начинать с положения стоя. Желудок должен быть совершенно пустым. Желательно перед практикой опорожнить кишечник.

Техника выполнения уддияна бандхи 1

1. Станьте в вертикальное положение, расставляя стопы приблизительно на расстояние ширины плеч.

2. Слегка согнув ноги в коленных суставах, расположите кисти рук над коленями на бедра так, чтобы большие пальцы оказались внутри, а остальные – наружу.

3. При ровной спине, и открытых глазах нужно глубоко вдохнуть через нос, а затем быстро и полностью выдохнуть через рот без чрезмерного усилия, выполняя джаландхара бандху — опуская подбородок к груди и поднимая плечи.

4. Осуществите втягивание живота по направлению к позвоночному столбу и немного вверх и зафиксируйте это положение на несколько секунд.

5. Перед вдохом следует расслабить живот и желудок, отпуская «замок» джаландхары, поднять голову и выпрямиться.

6. Сделав несколько глубоких и осознанных циклов, сделайте еще несколько циклов (от трех в сумме для начинающих, постепенно увеличивая количество повторов до десяти в течение нескольких месяцев).

Техника выполнения уддияна бандхи 2

1. Примите удобное положение в бхадрасане

или в сиддхасане (для мужчин)

или в сиддха йони асане (для женщин)

или же в падмасане

2. При прямом позвоночнике положите кисти рук на колени.

3. Выполните от 3 до 10 циклов уддияна бандхи совместно с джаландхарой, как описано в технике выполнения 1.

Джаландхара бандха

Упоминаемая уже ранее джаландхара бандха берет свое название от санскритского термина «джал», что означает горло и «дхара» — поддержка.

Джаландхара исцеляет ряд воспалительных заболеваний горла, оптимизируя функции щитовидной и паращитовидных желез. Данный замок при наклоне головы блокирует иду и пингалу, заставляя энергетические потоки устремляться в сушумну и собирает прану в вишудха чакре.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Бандхи в йоге и техника их выполнения

Бандхи в йоге представляют собой способы перенаправления жизненной силы. Изначально практика йоги предназначалась для достижения сверхъестественных результатов. Вместо того чтобы, успокоить поток жизненной силы, она усиливает его. Вместо охлаждения тела, она приносит тепло. Изменяет привычные пути течения жизни в теле, ограничивая одни пути и заставляя её искать новые маршруты, развивая и питая даже самые удалённые части тела.

Побочным результатом практики йоги для достижения сверхъестественных результатов, всегда является существенное улучшение общего состояния организма и здоровья, восстановление молодости и лёгкости в теле.

Одним из парадоксальных способов изменения путей течения жизненной силы являются бандхи (bandhas) или замки. Понять принцип их действия возможно только в контексте понимая общей энергетической природы человеческого тела. Узнать какое влияние оказывает перекрытие горла (Джаландхара-бандха), глубокий выдох и втягивание живота (Уддияна-бандха), сжатие сфинктера (Мула-бандха), возможно только с помощью теорий, представленных в Хатха, Тантра и Кундалини-йоги. Ознакомление с этими направлениями позволит выйти за пределы общеукрепляющего действия практики и приблизиться к трансцендентальным целям.

Энергия и пути её течения

Пути течения жизни в теле человека подобны узорам калейдоскопа, постоянно меняются представляя из себя сложную картину взаимодействий на множестве уровней. Каждый вид энергии представляет из себя конфигурацию из пяти первичных элементов, называемых пять элементов Праны (Prana).

Среди них два являются наиболее важными, это прана (название первичного элемента совпадает с названием силы — Прана) и апана (a-PAH-na), элементы которые отвечают за получение и ликвидацию силы. Получение Праны представляет собой процесс подъёма жизни в теле человека снизу вверх. Этот процесс непосредственно связан с грудной клеткой и горлом, там он регулирует потребление воздуха, воды и пищи. Апана это противоположный процесс движения сверху вниз, он связан с нижней частью живота и таза. Она регулирует такие функции организма, как мочеиспускание, дефекация и менструация.

Третьим элементом Праны является Самана (sa-MAH-na) сосредоточенная в области пупка и солнечного сплетения. Область пупка связана с пищеварением и генерацией внутреннего тепла. В теории Кундалини пламя в этой области символизируется горящим треугольником остриём, направленным вверх, основание которого расположено в районе верхнего таза и вершиной в нижней части груди, с этой точки она излучается на остальные части тела по специальным каналам, называемым Нади (Nadi).

Другими элементами Праны являются Вьяна (Vyana) и Удана (Udana), они участвуют в распределении силы в организме и в некоторых социальных функциях, таких как речь.

Представленные элементы Праны представляют собой лишь один уровень системы человеческого тела. Но чтобы понять роль йогических бандх необходимо рассмотреть два других уровня. Среди них важную роль играют изменения в путях энергии, которые повсеместно происходят день за днём.

Колеблющиеся энергии

Часто утверждают, что Прана подобна птице, с противоположных сторон привязанной на двух крепких тросах. Она пытается найти свободу, летя то в одном направлении, то в другом, но не может вырваться. Аналогично Прана ограничена двумя внутренними режимами работы тела, но в случае с Праной они могут быть объединены и Прана получит свободу.

Одним из видов силы, ограничивающих Прану, является солнце, оно обозначается слогом Ха (Ha) и такими словами, как мужская, рациональная, активная, тёплая. Эта солнечная энергия течёт в одном из каналов Нади называемом Пингала (Pingala), который заканчивается в правой ноздре. Вторым видом является лунная энергия, луна обозначается слогом Тха (Tha) и такими словами, как женская, интуитивная, восприимчивая и охлаждающая. Она течёт по каналу, называемому Ида (Ida), который заканчивается в левой ноздре.

Тонкие колебания формируют повседневное состояние тела, глубоко влияя на физическое и психическое состояние человека. Когда два мантрических слога, символизирующих эти силы соединяются вместе, они образуют слово Хатха, обозначающую систему йоги, предназначенную для регулирования и преобразования их.Практикующие Кундалини-йогу считают, что когда эти парные силы действуют интегрировано, начинает развиваться трансцендентальная сущность человека. В это время Прана, обозначающая сознание, течёт вверх в одном центральном канале, расположенном вдоль позвоночника и называемом Сушумна (Sushumna). Эта концепция двух разнородных, дополняющих друг друга сил, сливающихся в центральном канале, широко представлена в традиционной культуре Индии и символизируется слиянием дня и ночи на рассвете или в сумерках, так же как когда логика совмещается с интуицией, благодаря бандхам, возникает мудрость.

Северный и южный полюсы

Второй составляющей энергетической системы организма является природная полярность спинной оси. Бандхи позволяют контролировать полярность организма. Верхняя часть позвоночника представляет положительный северный полюс, в то время как нижняя часть представляет отрицательный южный полюс. Такие понятия, как северный и южный являются условными и дают общее представление о направлениях движения фактически же значение этих полюсов обуславливает способность человека к самосознанию.

Например, когда наши мысли и действия являются инстинктивными и осуществляются с небольшой степенью осознания, то движение силы направлено на нижний южный полюс позвоночника.

Там доминируют страхи, неудовлетворённые желания, они контролируют поведение человека и обуславливают его окружение. Но по мере роста самосознания, направление движения меняется, страх превращается в бесстрашие, вожделения в желание дать другим, желание доминировать уступает место коммуникации с другими и гармонии с окружающей средой. Поэтому многие учителя йоги утверждают, что повышение самосознания, при помощи бандх привлекает силу из нижнего полюса и возвышает её.

Три внутренних замка йоги

Для того чтобы навести порядок в сложной системе внутренней энергии и подготовить тело для развития самосознания, используются различные внутренние замки или бандхи, которые были описаны тантрическими учителями, а позже адаптированы для Хатха-йоги. Три из них являются основными это замок горла (Джаландхара-бандха), замок живота (Уддияна-бандха) и корневой замок (Мула-бандха), эти бандхи могут быть довольно легко освоены новичками, а затем практиковаться в течение длительного периода практики.

Назначение Уддияна-бандхи и Мула-бандхи в том чтобы перекрыть верхний и нижний полюсы позвоночника. Согласно источникам, замок горла временно перекрывает поток Праны вверх и ограничивает потоки через Ида и Пингала. Корневой замок блокирует движение Апаны вниз и возвращает её обратно в область пупка. Когда разно направленные потоки блокируются таким образом, они вынуждены сближаться друг с другом в области пупка, подобно двум палкам они трутся друг с другом и происходит выделение тепла. Замок живота ещё больше сближает эти потоки, увеличивая количество выделяемого тепла.

По мере практики возрастает концентрация энергии в области пупка, что приводи к поразительным явлениям, у очень развитых практиков тепло, созданное замками, пробуждает энергию и направляет её к верхнему полюсу от страха и инстинктов к просвещению и самосознанию, что и представляет собой цель йоги.

Польза бандх

Выполнение трёх замков может дать потрясающие результаты, но не стоит думать что простое движение мышц может чудесным образом изменить глубинные стереотипы мышления и самосознания. Бандхи должны быть соединены с принятием философии йоги, контролем своих мыслей и направлением их на улучшение и развитие энергетической системы в вашем теле. Первоначальная цель состоит в осознании и контроле за движением энергии, достижение которой принесёт множество положительных моментов, таких как:

  • улучшение пищеварения и устранение необходимости дополнительной стимуляции организма;
  • очищение энергетических каналов;
  • улучшение тонуса внутренних органов;
  • улучшение общего функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • повышение концентрации;
  • подготовка ума для медитации;
  • облегчение депрессий иных расстройств психики.

Существуют и противопоказания к выполнению бандх в йоге, к ним относятся:

  • период менструации;
  • наличие грыжи;
  • язва желудка или кишечника;
  • глаукома;
  • болезни сердца;
  • иные травмы или заболевания области живота.

Рекомендуемое:

yogah.ru

Бандхи: для чего они нужны

Бандхи — это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

При выполнении бандх специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Это непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.

Бандхи: для чего и что происходит

В традиционных текстах йоги говорится о трех грантхах, именуемых брахма, вишну и рудра грантхами. Они представляют собой психические блоки и умственные проблемы, не дающие человеку «воспарить» в сферы медитации. Если человек хочет познать опыт высшего осознания, эти блоки или узлы необходимо устранить. Они могут быть устранены навсегда или на время. Бандхи особенно эффективны для взламывания или удаления таких блоков, по крайней мере, на короткое время, и это временное устранение помогает избавляться от них навсегда. С точки зрения йоги, эти блоки препятствуют направлению потока праны в главный канал тела — сушумну. Когда они устранены, прана немедленно начинает течь через сушумна нади, что ведет к повышенной восприимчивости ума и, в свою очередь, к более высокому осознанию.

Помните, что эти так называемые узлы находятся в психическом, а не в физическом теле, но такие физические манипуляции, как бандхи, способны их вскрывать. Каждый уровень проявления имеет последствия на других уровнях. Неправильно строго разделять физическое тело, праническое тело и тело ума. Все они взаимосвязаны и, в действительности, являются частями единого целого. Их разделяют и относят к разным категориям только для удобства объяснения. Поэтому физическое тело влияет на ум и праническое тело. Праническое тело влияет на ум и физическое тело. А ум влияет на праническое тело и физическое тело. А еще лучше займитесь йогой, попробуйте развить чувствительность и убедиться в этом на собственном опыте.

Подобно другим практикам йоги, бандхи воздействуют и влияют на различные уровни индивидуального существа. Они имеют глубокие следствия на физическом, праническом и ментальном уровнях.

Без знания бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. Мы рассмотрим лишь основные бандхи, ориентированные на предварительную подготовку к медитации. Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.

Мула бандха

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха — «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Мула бандха: техника выполнения

Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. "спусковом крючке" муладхара-чакры. Физическая точка "спусковой крючок" расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.

Замечание

Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.

Предостережения

Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!

Мула бандха: польза

Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии - прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

Ашвини - Ваджроли - Мула (комбинационно и раздельно).

Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.

Техника 1 стадии.

Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.

Техника 2 стадии.

Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.

Замечания.

Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.

Джаландхара бандха.

Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Слово джалан на санскрите означает «сеть». Слово дхара означает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть, или скопление нади, или проводящих путей». Следовательно, джаландхара — это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

Упоминания в текстах

В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

«Напрягай горло и плотно прижимай подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть». (гл. 3:70)

«Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла». (гл. 3:71)

«Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну ; поток праны в других нади прекращается)». (гл. 3:72)

Во время джаландхара бандхи следует задерживать дыхание. Эта задержка может быть в форме антар кумбхаки (внутреннего удержания), либо бахир кумбхаки (внешнего удержания), либо того и другого вместе, в зависимости от практики и соединения с другими техниками. То есть, можно делать глубокий вдох, полностью раздувая легкие, и затем выполнять джаландхара бандху, либо делать полный выдох и затем выполнять джаландхара бандху. Оба метода находят применение в связи с другими практиками.

Продолжительность кумбхаки не должна быть большей, чем это удобно. Это применимо и к джаландхара бандхе. Ни при каких обстоятельствах не перенапрягайтесь. Увеличивайте продолжительность задержки дыхания на протяжении недель и месяцев. Если вы уже регулярно практиковали нади шодхану, как мы рекомендовали, то вам будет нетрудно выполнять джаландхара бандху в течение разумного периода времени.

Джаландхара бандху можно делать во множестве различных поз.

Раджа йогическая техника.

Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.

Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова. Вы можете выполнять столько циклов, сколько пожелаете, при условии, что вы не испытываете абсолютно никакого неудобства. Начинающим следует постепенно увеличивать количество циклов, начав с пяти.

Кундалини йогическая техника.

Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

Замечание.

Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.

Предостережение.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Ограничения.

Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.

Физиологическая точка зрения

Джаландхара бандха сдавливает сонные синусы — органы, расположенные на сонных артериях в шее. Это главные артерии, снабжающие мозг кровью. Сонные синусы играют роль барорецепторов (датчиков давления. — Пер.) и помогают согласовывать кровяное давление и частоту сердечных сокращений с работой дыхательной системы. Они посылают по особым нервам сигналы в мозг, который, в свою очередь, предпринимает необходимые действия для уравновешивания систем кровообращения и дыхания. При повышении кровяного давления сонные синусы сжимаются. В результате этого в мозг поступает сигнал о необходимости предпринять шаги для предотвращения повышения давления.

Благотворное действие

Джаландхара бандха воздействует на человека на всех уровнях: физическом, психическом и ментальном. Она контролирует течение праны в теле. Это вызывает умственное расслабление

Сдавливание сонных синусов также помогает вызывать уравновешенность ума за счет замедления сердцебиения. Кроме того, оно способствует интроверсии — человек забывает о внешнем мире. Вся нервная система и мозг успокаиваются. Как правило, это приводит к большей сосредоточенности.

Эта бандха перекрывает дыхательное горло и сдавливает различные органы в горле. В особенности, она массирует щитовидную железу, расположенную в полости горла. От этой железы зависит совершенное развитие и поддержание всего тела. Массаж, обеспечиваемый выполнением джаландхара бандхи, помогает делать работу этой железы более эффективной.

Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

Уддияна бандха: действие на организм

Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко». Термин «bandha» - «узел, привязывание», но, как правило, слово «бандха» не переводят на русский язык. Поэтому правильным переводом может быть - «высоко летающая бандха». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх. С физиологической точки зрения эта техника предназначена для тренировки подвески внутренних органов, силы диафрагмальных мышц и мышц брюшного пресса. Для глубокого массажа органов брюшины. «Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове24» Б.К.С, Айенгар.

 

Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих

Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.

Уддияна бандха: противопоказания

Не практиковать:

  • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
  • в дни месячных;
  • при беременности.
  • Осваивать осторожно при любых формах:
  • патологии лёгких;
  • сердечно-сосудистых заболеваний;
  • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
  • при грыжах в брюшной полости;

Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.

Уддияна бандха: польза

Упражнение уддияна бандха: физиологический эффект
  • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
  • Усиливает перистальтику.
  • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
  • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
  • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
  • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
  • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.
Упражнение уддияна бандха: энергетический эффект
  • Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Манипуру-чакру).
  • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.
Упражнение уддияна бандха: психический эффект

Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

Терапевтический эффект уддияна бандхи
  • Устраняет и предупреждает появление грыж.
  • Устраняет смещение внутренних органов.
  • Лечит заболевания внутренних органов и желудка.

Маха бандха (или большой замок)

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Маха бандха: техника выполнения

Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх бандх, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно - от уддияна бандхи. И наконец - от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.

Маха бандха: предостережение

Маха бандха - могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.

Маха бандха: польза

Польза маха бандхи в том, что эта техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Удара-бандха. Брюшной замок наружу

Этот замок выполняется на задержке после вдоха. Вначале необходимо сделать мягкий и глубокий вдох через нос, далее во время задержки дыхания нужно надуть живот, выталкивая переднюю стенку живота вперёд и вниз. Задержка сохраняется доступное время, после чего происходит плавный полный выдох и выполняется уддияна-бандха.

Удара-бандха и выполненная следом уддияна-бандха — это пурна-уддияна, или полная уддияна, полный брюшной замок. Пурна-уддияну также называют аджагари.

Эффекты пурна-уддияны:

  1. воздействие на нервную систему, железы, сосуды в области живота и солнечного сплетения;
  2. активизация парасимпатической нервной системы за счёт воздействия на блуждающий нерв;
  3. оздоровление внутренних органов.

Сету-бандха. Затылочный замок

Это второй вариант джаландхара-бандхи, который также называют сету-бандха в некоторых школах йоги. При выполнении сету-бандхи необходимо вытянуть шею и увести голову назад, фиксируя взгляд между бровями, стараясь не зажимать, а вытягивать заднюю часть позвоночника.

Пада-бандха. Захват ногами

Используется для активизации мышц и нервных окончаний стоп, что воздействует на организм в целом, помогая направить энергию от земли вверх, а также для увеличения устойчивости, связи с опорой и выравнивания тела.

Во время выполнения пада-бандхи ощутите опору на следующие три точки:

  1. под большими пальцами стоп,
  2. под мизинцами,
  3. в середине пятки.

Старайтесь не заваливаться на какую-то сторону стоп — внешнюю арку (латеральную, от мизинца до пятки), формирующую внешний свод стопы, а также на внутреннюю (медиальную, от большого пальца до пятки), формирующую внутренний свод стопы. Эти два свода называются продольными сводами стоп. Также нам важно активизировать поперечный свод стопы — от основания большого пальца до основания мизинца.

Во время выполнения замка ощущайте подъём в сводах, наблюдайте за тремя точками, отслеживайте взаимодействие с опорой.

Кати-бандха. Поясничный замок

Кати-бандха, или поясничный замок, применяется в ситуациях, где необходимо защитить поясницу от чрезмерного прогиба. То есть мы снижаем поясничный лордоз, делая область поясницу более плоской. Для этого необходимо довернуть копчик вперёд, при этом пупок уходит немного вверх, а также активизировать мышцы живота и ягодиц. Благодаря этому нам удастся зафиксировать поясницу и защитить её от излишней нагрузки.

Джану-бандха. Коленный замок

Джану-бандха — коленный замок. Выполняется за счёт подтягивания коленных чашечек вверх. Это позволяет активизировать мышцы-разгибатели бедра, в основном четырёхглавую мышцу бедра. Такой замок применяется в асанах с прямыми ногами (прямой ногой), для того чтобы более органично распределить нагрузку, активнее включить ноги в работу, повысить устойчивость и снизить нагрузку с коленных суставов, что позволяет повысить уровень травмобезопасности.

Например, при выполнении Вирабхадрасаны I актуально применить джану-бандху к колену задней ноги, так как существует тенденция к его сгибанию. Другой вариант применения — во время выполнения гибкостных поз, например Пашчимоттанасаны. Активизируя мышцы вокруг колена, мы можем больше расслабить заднюю поверхность ног, задействуя связь антагонист–агонист.

Существуют также другие замки — плечевой, запястный, локтевой, которые включаются за счёт приведения в тонус мышц, окружающих сустав, и используются для того, чтобы распределить нагрузку в позе равномерно (особенно когда на него усиливается нагрузка) и не изнашивать, не травмировать сустав, что особенно актуально для людей с гипермобильными суставами.

Будьте осторожны в осваивании этих техник, отслеживайте свои ощущения. Проявляйте Здравомыслие, Живите по Совести и в Ладу с Природой!

www.oum.ru

Бандхи в йоге | Секреты йоги для красоты и здоровья!

17 Июль 2014 Автор: Оксана Подус

Для того, чтобы получить максимальный эффект от практики йоги, необходимо кое-что знать о бандхах.

Бандха — значит связь, соединение, сковывание, захват. Так называют также позу, в которой какие-то органы или части тела сокращены и взяты под контроль.

 Несмотря на то, что существует множество техник по формированию равновесного состояния между телом и умом, самой эффективной технологией является использование трех бандх (замков): мула-, уддияна- и джаландхара бандхи, которые осуществляют связывание и удержание энергии. 

1. Джаландхара бандха

Первая бандха, которую йогу следует освоить, — это Джаландхара (от слова «джала» — сеть, сетка, паутина, решетка). В Джаландхаре шея и горло сокращены, а подбородок опущен на грудь в ямку между ключицами наверху грудины. Йог осваивает эту бандху, упражняясь в Сарвангасане  и других асанах ее цикла, так как при их выполнении тоже образуется подбородочный замок. Джаландхара Бандха регулирует поступление крови и праны к сердцу, к железам, расположенным в области шеи и головы, и к мозгу. Джаландхара Бандха играет существенную роль в трех процессах пранаямы, а именно: пураке (вдохе), речаке (выдохе) и кумбхаке (задержке дыхания).

2. Уддияна бандха

«Уддияна бандха так зовется йогинами, потому что посредством ее практики прана поднимается по сушумне».

«Данная бандха также называется летящей или поднимающей бандхой…» (Хатха Йога Прадипика, шлоки 55-56)

При практике уддияны органы брюшной полости подтягиваются вверх и внутрь, формируя естественный поток энергии, направленный вверх.

Уддияна бандха способствует изменению движения вниз апана вайю и объединению ее спрана вайю и самана вайю в манипура чакре. Когда данные противоположные энергии встречаются вместе (апана и прана), то происходит мощнейший взрыв потенциальной энергии, которая поднимается вверх по сушумне, активизируя высшие чакры.

При корректном выполнении уддияны увеличивается жизнеспособность, поскольку она мощным образом оптимизирует внутренние органы, мышцы, нервную и эндокринную системы. Формирующийся эффект «всасывания» способствует притоку свежей крови и легкому массажу сердца при участии диафрагмы. Образовавшееся отрицательное давление в области грудной клетки способствует оттоку венозной крови от брюшной области и обогащению внутренних органов свежей артериальной кровью.

Происходит укрепление автономных нервных узлов, формирующих солнечное сплетение. Оказывается прямое воздействие на процессы пищеварения, всасывания и выделения веществ. Помимо этого уддияна укрепляет мышечную ткань диафрагмы и мышц, участвующих в процессе дыхания. Благодаря сжатию легких в процессе практики улучшается степень газообмена. Так как мозг во время задержки дыхания находится в состоянии недостатка кислорода, то его адаптивная функция также улучшается.

Уддияна бандха может выполняться стоя, сидя или лежа на спине. Для первоначального освоения лучше начинать с положения стоя. Желудок должен быть совершенно пустым. Желательно перед практикой опорожнить кишечник.

 

Техника выполнения уддияна бандхи 

 

 

1. Станьте в вертикальное положение, расставляя стопы приблизительно на расстояние ширины плеч.

2. Слегка согнув ноги в коленных суставах, расположите кисти рук над коленями на бедра так, чтобы большие пальцы оказались внутри, а остальные – наружу.

3. При ровной спине, и открытых глазах нужно глубоко вдохнуть через нос, а затем быстро и полностью выдохнуть через рот без чрезмерного усилия, выполняя джаландхара бандху — опуская подбородок к груди и поднимая плечи.

4. Осуществите втягивание живота по направлению к позвоночному столбу и немного вверх и зафиксируйте это положение на несколько секунд.

3. Мула бандха

Мула бандха осуществляется в центре тела, не сзади и не спереди. При сокращении мышц промежности весь низ тазовой области начинает подтягиваться вверх. Однако следует отметить, что частой ошибкой при освоении мула бандхи является сокращение ануса, что известно как ашвини мудра.  Систематическое контролируемое сжатие области промежности или шейки матки генерирует в тонком теле тепло, которое пробуждает потенциал кундалини.

«При регулярном выполнении мула бандхи происходит объединение праны и апаны, наблюдается уменьшение мочеиспускания и стула, и даже очень старый человек вновь становится молодым».

«Апана направляется вверх в область огня (манипура чакру), увеличивая его пламя».

«После того, как апана и огонь встречаются с праной, которая сама по себе является горячей, еще больше усиливается качество тепла в теле».

«Тогда кундалини, чувствуя жар, просыпается, подобно змее, по которой ударили палкой, шипя и выпрямляясь».

«Как змея вползает в свою нору, так и кундалини входит в брахма нади (центральный элемент сушумны). Поэтому йог должен всегда выполнять мула бандху.» (Хатха Йога Прадипика, шлоки 66-69).

Техника выполнения мула бандхи:

1. Примите сидячее удобное положение в медитативной позе с полностью выпрямленным позвоночным столбом.

2. Расположите кисти рук на коленях, выполнив джняна мудру и, закрыв глаза, полностью расслабьтесь, сделав несколько глубоких циклов дыхания, внимательно наблюдая за ощущениями в теле.

3. При прямом позвоночнике и расслабленном теле мужчинам следует сжимать область, располагающуюся внутри промежности, (точка 2) концентрируя там свое внимание. Женщины фокусируются на шейке матки, поскольку должны сокращаться мышцы шейки матки и влагалища.

Бандхи всегда должны выполняться после практики асан и пранаям или же в совокупности с другими техниками.

Уддияна ВСЕГДА должна практиковаться с джаландхарой.

 

 

 

Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями! Рубрика: С ЧЕГО НАЧАТЬ?.
Навигация по записям
Предыдущий пост:     ← Бихарская школа йоги (Сатьянанда йога)Следующий пост:     Правильное выполнение асан йоги →

protsvetaem-vmeste.ru

Бандхи – энергетические замки. Зачем они нужны?

Существует очень интересное и тонкое понятие в йоге – энергетические замки. Почему замки и почему энергетические? В этом стоит разобраться поподробнее.

Дело в том, что помимо физической тренировки мышц, суставов, в йоге большое внимание уделяется накоплению и перенаправлению энергии, на определенном этапе, даже больше, чем физической тренировке. В нашем теле постоянно циркулируют тонкие потоки энергии, у нас множество энергетических каналов, основным из которых является сушумна. Сушумна – энергетический канал в центре позвоночного столба, по которому движется прана – внешняя энергия, энергия жизни и Космоса, а также апана – энергия, выделяемая человеком. Апана – энергия нисходящая, энергия, отвечающая за выделительные процессы в теле человека, порождается она в самой первой чакре – муладхаре, она активна ночью, в отличии от праны.

Если попытаться кратко и понятно выразить суть — бандх - это как раз-таки техники, объединяющие прану и апану, балансирующие эти два мощных потока. Йогин посредством практик и усвоения замков, направляет прану и апану, соединяет их в сушумне, пробуждая свою кундалини – энергию. Ведь не достаточно просто получить энергию с помощью практики, ее нужно уметь удерживать и направлять, только тогда йогин сможет открыть и очистить свои энергетические каналы, получить еще больше энергии для жизни.

Бандхи – это в какой - то степени закрепление и окончание асаны. В идеале, асаны желательно проводить или заканчивать теми или иными бандхами. То есть, получая энергию в определенной асане, йогин концентрирует и закрепляет ее, а также управляет ее движением с помощью бандхи. Именно поэтому бандхи (замки) – называют именно энергетическими замками.

Существует всего три основных бандхи: джаландхара бандха (шейный замок), уддияна бандха (пупочный замок) и мула бандха (корневой замок). Выполнение всех трех замков одновременно называется маха – бандхой (великим замком).

На физическом плане – бандхи прорабатывают мышцы, которые вряд ли можно проработать просто так, в повседневной жизни. Они как-бы собирают тело. Кроме того, в практике пранаям, бандхи особенно важны. Они тесно связаны с кумбхакой – задержкой дыхания, йогин при этом получает намного больше благ от пранаямы.

Выполнение замков

Джаландхара бандха (шейный замок)

В «Хатха – йоге Прадипике» так пишется о шейном замке:

«….Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха. Помогает преотвращать старость и смерть…»

Вообще, банхи выполняются в любой свободной удобной позе. Наиболее подходящие позы это – ваджрасана, сукхасана или падмасана (поза лотоса). Итак, сядьте в удобную позу. Сконцентрируйте свое внимание на макушке, закройте глаза. Постарайтесь тянуться макушкой как можно выше, при этом вы должны почувствовать автоматически, как ваш подбородок немного опускается к груди. Важно то, что именно первая концентрация должна быть не на шее, а на вытягивании макушки. Выполните вдох, и на выдохе замкните замок, как бы закрывая горло, опущением шеи к груди. Сконцентрируйтесь теперь на центре шеи, в области вишудхи – чакры.

Польза этого замка заключается в следующем: во-первых, этот замок снижает внутричерепное давление, а также при удержании джаландхара бандхи происходит массаж щитовидной железы. При этом активно начинает выделяться тироксин – гормон щитовидки, обеспечивающий нормальный обмен веществ. Таким образом, практикуя шейный замок, мы помогаем нашему метаболизму. Энергетически, этот замок прекращает движения определенного вида энергии, отвечающего за нашу молодость в манипуру, вниз, где он сгорает. Таким образом, эта практика удлиняет нашу молодость. Я думаю, это как раз-таки связано с активной работой щитовидной железы. В общем, энергетические процессы, как известно очень взаимосвязаны с физикой тела.

Также шейный замок помогает задерживать дыхание на более длительный срок, что важно при выполнении определенных пранаям.

Джаландхара бандха противопоказана людям с гипертонией.

Уддияна бандха (брюшной или пупочный замок)

Сядьте в удобную позу. Сконцентрируйтесь на дыхании. Выполните вдох и на выдохе, задержите шейный замок, перекройте горло. Потяните диафрагму и втяните живот как можно сильнее. В месте солнечного сплетения должна образоваться впадинка, это значит, что в легких нет воздуха, диафрагма подтянута. Оставайтесь в задержке сколько сможете. Концентрируйтесь на солнечном сплетении – манипуре чакре. Далее плавно (очень плавно) сделайте вдох и наполните воздухом легкие.

Практиковать уддияна бандха необходимо ТОЛЬКО натощак или не кушая перед выполнением пару часов.

Это очень полезный замок. Он убирает все расстройства желудка и кишечника: запоры, поносы, колиты. Помогает протолкнуть застоявшуюся кровь, производит массаж внутренних органов. Кроме того, этот замок стимулирует надпочечники, гормональные процессы идут сильнее, и у человека наблюдается рост активности.

На энергетическом плане, уддияна бандха гонит апану (нисходящую энергию) вверх, в манипуру. Пробуждается энергия Шакти, далее уже можно дальше направлять апану, соединенную с праной в высшие центры.

Противопоказана уддияна бандха при беременности, менструации, а также при язвенных заболеваниях желудка и гипертонии.

Мула бандха

«Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана – вайю движется вверх – это мула бандха…» - «Хатха - Йога Прадипика»

Пожалуй, самый важный замок на начальных этапах практики йоги. Корневой замок связан с корневым центром – муладхарой, и научиться работать с ним очень важно – ведь это центр выживаемости нас в этом мире.

В любой удобной позе сконцентрируйтесь на точке в районе копчика. Вдохните и на выдохе, сожмите мышцы ануса и промежности (влагалища у женщины). Ощущение должно быть, как будто вы соединяете «в одну точку» мышцы ануса и лобковые мышцы, конечно физически это невозможно, просто так легче объяснить, что нужно делать. Оставайтесь в задержке какое-то время. Полезно выполнять около 20 циклов за время практики.

Это очень важный замок. Он регулирует половую сферу, удерживает сексуальную энергию, может помогать при задержке семяизвержения. На этом замке, как раз-таки, основаны даосские техники задержки семени при половом акте. Происходит массаж внутренних органов, усиливается выделение половых гормонов. Апана движется вверх, поднимается жар в теле, этот замок очень важен для пробуждения кундалини. Этот замок – как мощный импульс, проталкивает апану к пране, направляет ее в сушумну, пробуждает нашу кундалини. Человек, практикующий мула бандху не ведом инстинктами и низшими эмоциями, он умеет контролировать свою сексуальную энергию.

Очень полезно выполнять этот замок беременным женщинам. Женщинам, при выполнении замка, необходимо фокусироваться на области шейки матки (считается что ее сжатие и расслабление происходит при мула бандхе). Этот замок очень поможет в процессе родов, облегчит процесс.

Вообще выполнение этой бандхи, усиливает в дальнейшем ощущения при половом акте, как тренируются мышцы промежности.

Стоит отметить, что практика бандх должна быть постоянной и систематической. Рассматривайте это в первую очередь как энергетические процессы. Старайтесь чувствовать подъем энергии в высшие центры, осознавать и ощущать мир именно «верхами». Практика бандх очень поможет в этом.

getalife.ru

Бандхи | Блог йога

Прошло два года с начала моей регулярной практики уддияна бандхи (втягивания живота), результаты поразительные. Давайте сначала я вам расскажу, что такое уддияна бандха и зачем она нужна. В интернете полно всякого рода статей на эту тему, от бредовых до разумных. На самом деле уддияна бандха это один из трех основных энергетических замков, а все физические полезности тут вторичны.

Не буду описывать вам технику выполнения, ее можете увидеть ниже, посмотрев видео.

Уддияна бандха это способ поднять и накопить свою энергию, а так же трансформировать апана вайю в более высокие энергии. Оговорюсь сразу, для скептиков, перед тем как писать комментарии про прилив крови и прочие вещи, сначала практикуйте эту бандху года два-три, а потом пишите, пожалуйста.

Итак, энергия.

Это упражнение настолько сильно поднимает энергию, что мне было не холодно тренироваться в мороз на берегу моря босиком в одних шортах. Это был декабрь месяц. Уддияна бандха позволяет поднять энергию выше манипура чакры.

Есть признаки забитой манипура чакры:

1) Тяга к накопительству, стяжательство. Типа есть один джип куплю яхту, потом самолет и так далее. Это не плохо, но это накладывает определенные ограничения, лишает свободы.

2) Живот, у всех манипурщиков большой живот и что они с ним не делают, ничего не получается.

Это все я знаю на своем опыте. У меня тоже был живот. И сколько бы я не тренировался, что бы не делал, какие бы диеты ни применял живот никуда не уходил. После практики уддияна бандхи живота нет и все в жизни в порядке.

Вас будет потрясывать

При выполнении этой бандхи вас будет потрясывать. Это не удивительно – у вас забиты энергетические каналы, энергия пытается пробиться, от этого и трясет. При правильном выполнении этой бандхи у вас может появиться много энергии. Даже после одного раза может выступить пот на лбу и так далее.

Похудение

Многие методики похудения применяют втягивание живота и говорят, что это их авторские методики. Это так же как техника дыхания по Стрельникову… Обычные простенькие пранаямы. Ну да Бог с ними. Они как могут, помогают людям и на том им спасибо. Но это все йога. Поможет ли похудеть? Да, конечно поможет! Мне же помогло, хотя такой цели не было. Но я не только делал уддияна бандху, я просто живу йогой.

Массаж внутренних органов

Тут все просто – прорабатываются и массируются такие места, которые больше никак нельзя проработать. Создается сильное разряжение и кровь устремляется вверх, тем самым ликвидируя все застойные процессы.

Как делать?

Делайте утром, после чтения мантр, на голодный желудок. Очень желательно сходить утром, перед практикой, в туалет и опоржнить кишечник. Лично я не начинаю без этого практику. Можно выпить натощак полстакана чистой воды. Лучшее время восход солнца. Можно и раньше, но без фанатизма оптимальное время за час до восхода. Но это для меня для вас может быть хорошо и другое время. Не делайте на полный желудок! Не делайте, когда у вас повышенное давление! Практикуйте эту бандху и вы избавитесь от многих неприятностей со здоровьем.

Диета при выполнении уддияна бандхи

Я сыроед, то есть ем только сырую растительную пищу. Но вам достаточно быть вегетарианцем или веганом, придерживаться традиционного йогического питания. Это тоже хорошо, но на своем опыте я пробовал кришнаитскую диету – это очень вкусно, полная ахимса, но поджелудочная была против. Вегетарианское питание это благо как для тела, так и для души. Написано – не убий! И не уточняется в заповеди, кого именно не убий. Значит, никого не убий. Но человеческие особи трактуют эту заповедь очень вольно, едят трупы, а потом болеют и умирают, попадая прямиком к чертям на сковородку. Это было бы весело не будь это правдой…

Обращаю ваше внимание на то, что я не волшебник, я только учусь, поэтому вам лучше найти настоящего гуру и спросить у него как правильно делать уддияна бандху. Здесь изложен мой личный опыт и ощущения. Всех люблю. Ом шанти, шанти, шанти.

blog-yoga.com

ЗАМКИ В КУНДАЛИНИ ЙОГЕ (БАНДХИ)

ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок. 

Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые. 

Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза. 

Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца. 

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику. 

Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе. 

КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь. 

Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе. 

ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других. 

Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами. 

ПОДРОБНЕЕ: 

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия. 

Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу — апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу. 

Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет. 

Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами. 

Бандхи — это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика. 

Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками. 

Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги — это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое — это правильная поза, второе — это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью". 

ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое. 

Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед. 

Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее. Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево. 

КОММЕНТАРИЙ Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез. 

Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" — "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" — открытие ворот для соков мозга. 

В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами. 

В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств. 

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА Название этого замка — "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го — 9-го позвонков грудного отдела позвоночника. 

Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы — более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна. 

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе. 

КОММЕНТАРИЙ Для того чтобы хорошо научиться выполнять этот замок иногда вначале будет лучше выполнять его стоя. Некоторым людям бывает трудно выделить мышцы, участвующие в этом движении. Встаньте прямо с ногами на ширине плеч. Наклонитесь немного вперед, опираясь руками на колени. Приподнимите грудную клетку и сделайте замок. В этом положении легко почувствовать, как живот втягивается полностью как снизу, так и в верхних частях. 

В какой бы позиции вы ни практиковали уддияна бандху, это будет прямым массажем кишечника и сердечной мышцы. Таким образом этот замок замедляет все процессы разрушения, связанные со старением и приносит молодость. Уддияна бандха помогает очищению организма. Если шейный замок помогает накапливать энергию в лунном центре, то диафрагмальный — развивает и удерживает энергию солнечного центра, расположенного в солнечном сплетении. Это центр элемента огня. Практика уддияна бандхи усиливает огонь и помогает открыть сердечный центр. Таким образом, качества доброты, сострадания и терпения становятся более доступными для вас. 

КОРНЕВОЙ ЗАМОК ИЛИ МУЛА БАНДХА Это наиболее сложный из всех трех замков. Он похож на гидравлический зажим в основании позвоночного столба. Он координирует, стимулирует и уравновешивает энергии, связанные с анусом, половыми органами и пупком (первые три чакры). Он направляет сексуальную энергию для использования в процессах творчества и самоисцеления тела. Если в системе не хватает сексуальной энергии, этот замок восстановит нужный уровень. 

Эта бандха часто используется для завершения упражнения или медитации для кристаллизации ее эффектов. Обычно она делается в сочетании с джаландхара бандхой. Мула бандха состоит из трех частей. Прежде всего, сожмите анальный сфинктер, он втягивается внутрь и вверх. Затем сожмите мышцы, окружающие половые органы, это ощущается как движение вверх и вращение внутрь лобковой кости, как если бы вы хотели перекрыть поток мочи при мочеиспускании. Затем сожмите и подтяните внутрь мышцы живота, расположенные ниже пупка и сам пупок. Быстрое, плавное и практически одновременное выполнение этих трех частей — и есть мула бандха. 

Этот замок может выполняться при задержке дыхания, как на выдохе, так и на вдохе. Отличие от уддияна бандха в том, что мышцы, расположенные выше пупка остаются спокойными. В некоторых случаях этот замок выполняется постоянно в течение всей медитации или упражнения. Это возможно, поскольку мышцы, вовлеченные в этот замок не участвуют ни в дыхании ни в движении верхней части туловища. 

КОММЕНТАРИЙ Корневой замок выполняет несколько функций. Ключевым эффектом служит смешивание энергий праны и апаны в пупочном центре. Обычное направление движения апаны — вниз к первой чакре. Мула бандха блокирует это направление, и циркуляция позволяет апане, подниматься вверх. В пупочном центре она встречается с нисходящим потоком праны. Смешение праны и апаны в третьей чакре производит внутренний жар, тапас, который открывает вход в сушумну, центральный канал, ведущий вверх вдоль позвоночника к голове. 

Йоги Бхаджан однажды сказал: "Если мы хотим быть здоровыми счастливыми и праведными, мы должны пробудить наш внутренний компьютер к осознаванию Бесконечного. Этого не произойдет до тех пор, пока Кундалини, духовный нерв не пробьется через блок в муладхаре и затем, поднявшись вверх, не достигнет того положения, которое даст вам сверхсознание в сознании. Вы должны создать заряд праны и смешать ее с апаной, что создаст жар. Этот жар способен пробудить Кундалини". Мула бандха начинает процесс трансформации грубого в тонкое. Она также стимулирует циркуляцию спинномозговой жидкости. ВЕЛИКИЙ ЗАМОК ИЛИ МАХА БАНДХА Великий замок — это одновременное выполнение трех описанных выше замков при задержке дыхания на выдохе. Утверждается, что практика и совершенное выполнение этого замка способны избавить человека от таких проблем, как повышенное или пониженное кровяное давление, болезненные или нерегулярные менструации, плохое кровообращение, поллюции и т.д. 

Когда все три замка выполняются вместе, тело находится в состоянии способствующем его самоисцелению. Эндокринная и нервная системы омолаживаются и восстанавливаются. Этот замок практикуется после пранаямы и упражнений. Он выполняется в различных позах и с различными мудрами. Это часть центральной инфраструктуры Кундалини йоги. Каждый ученик должен довести выполнение трех замков и великого замка до мастерства.   

academyyoga.ru


Смотрите также