Бхакти-йога. Йога духовной Любви и преданности. Бхакти йога


упражнения и практика. Восемь ступеней учения.

Индия – страна древняя и во многом загадочная для европейца, а её многочисленные религиозно-мистические учения представляют собой определённую сложность для понимания и изучения. Тем не менее, для многих людей различные виды йоги являются неизъяснимо притягательными именно своей сложностью, так как ведут к пониманию своего собственного «я». Одним из самых интересных и глубоких направлений считается бхакти йога. Это высшее выражение любви, осознание и выражение себя через любовь к верховному божеству. Для некоторых людей эта практика является вершиной их продвижения в понимании и изучении йоги, так как считается, что учение о бхакти – это высшая ступень в занятиях йогой.

Понятие бхакти йоги

Любая мировая религия включает в себя любовь к своему божеству и почитание его как единственно возможного всемогущего и всевидящего единого вселенского разума. Однако каждое религиозное течение подразумевает различные методы выражения этой любви. В большинстве религиозных верований эта любовь – только безусловное подчинение, полное осознание своей зависимости от милости божества и ничтожности перед его властью. Но бхакти йога проповедует иной подход. В ней любовь – это путь и способ познания бога, выражение своей признательности за собственное существование, возможность соединения с божественной сущностью через чувство безграничной любви.

В древней индуистской философии эта практика относится к четырём базовым формам йоги. Она представляет собой развитие любви к богу путём бхакти, то есть служения ему с преданностью и любовью. Многочисленные индуистские священные книги пропагандируют её как самую быструю и лёгкую форму йоги. Она наиболее близка и понятна европейцам, так как понятие любви к богу существует и в христианстве, мало того, там утверждается, что «Бог есть Любовь». Это близко индуистским учениям, где высшее божество представляется в виде универсального безупречного разума, наделённого пониманием и любовью ко всему сущему.

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • Бхакти йога
  • Карма йога
  • Джнана
  • Раджа

Все остальные виды йоги могут считаться подготовкой души и тела к служению бхакти. Они развивают способности человека, подготавливают его дух и тело к осознанию своего единства в любви со своим высшим духом. Существующие в индуизме практики, основанные на бхакти, носят название движений бхакти.

Разновидности бхакти в кришнаизме

Древние греки признавали несколько различных видов любви, осознавая, что любовь – это очень широкое и всеобъемлющее понятие. Они отличались друг от друга тонкими нюансами и направленностью на объект. Одно дело – любовь к женщине, совсем другое – поклонение перед божеством или силами природы. Любовь могла быть страстью, преданностью, спокойной дружбой и так далее. Нечто подобное наблюдается и в йогической практике. Чувства к богу могут выражаться по-разному и приобретать различные смысловые оттенки.

Согласно трудам древних мудрецов, можно выделить 5 основных бхава, или видов бхакти:

  • Шанта – нейтралитет
  • Дасья – подчинение (слуга – господин)
  • Сакхья – дружба
  • Ватсалья – родительские чувства
  • Мадхурья – страсть (влюблённость)

Бхакти йога позволяет выбрать наиболее подходящий из перечисленных видов. Он должен быть по душе человеку и идеально соответствовать его мировоззрению и душевному настроению. Началом движения бхакти считается признание абсолютного величия божества. Оно состоит из того, кто служит, собственно служения и стороны, это служение принимающей.

Высшее состояние души – это любовь. Через неё познаётся истина. Индуисты считают высшим проявлением любви к божеству Мадхурья-бхава, то есть высокое чувство к богу как к своему возлюбленному, единственному суженному, с которым верующий считает себя единым целым. В этом и состоит суть практики этой формы йоги.

Поклоняющиеся Вишну насчитывают 9 форм бхакти йоги. Бесконечно светлой и чистой любви к богу можно достичь, следуя одному из следующих путей:

  • Шравана – прослушивание священных книг, писаний и преданий о божестве с постоянным произнесением и восхвалением его имён.
  • Киртана – восхваление деяний божества с воспеванием его священных имён.
  • Смарана – постоянное медитативное состояние на деяния, имена и личностные характеристики божества.
  • Пада-севана – персональное, глубоко личное служение богу.
  • Арчана – в индуистской практике это поклонение одной из мурти (изображений, статуй и так далее) божества.
  • Вандана – молитвы богу.
  • Дасья – служение для удовлетворения потребностей божества.
  • Сакхья – глубокие дружеские чувства к богу на духовном уровне.
  • Атма-ниведана – жертвенность, подчинение всего себя своему божеству.

Движения бхакти очень древние и в различных видах и формах присутствуют в практически всех религиозно-философских индийских учениях. Их отголоски можно обнаружить и в священных текстах, и в отношениях современных верующих к своим божествам, их воплощениям в реальном мире и в безграничном уважении и поклонении статуям и другим изображениям богов, почитании храмов и святых мест. Можно сказать, что вся Индия буквально пронизана бхакти – она полна любви, будь то крошечная букашка, священный слон, корова или человек. Здесь любовь может проявляться в разных формах – в танце, посвящённом Шиве или Кришне, музыкальном произведении, необыкновенной красоты статуе или изображении. Достаточно посмотреть, как индийцы, даже самые бедные и обездоленные, несут своим богам угощения, наряды и красивые венки из свежих цветов. В этом нет и доли рабского преклонения или страха перед возможным грядущим наказанием за прегрешения или нарушения традиций. Это любовь в чистом виде, ведь то, что они делают, связано исключительно с любовью, которую они испытывают. И это не религиозный экстаз, столь свойственный католической религии – здесь налицо великая мудрость, спокойствие просветлённой и безмерно любящей души.

Этот вид йоги позволяет человеку самому найти свой путь к божественной любви. Он должен целиком и полностью соответствовать потребностям души человека, ведь не зря говорят: «насильно мил не будешь». Все люди имеют свои особенности и тонкости душевной конституции. Кто-то по своей сути жертва и ему намного ближе будет жертвенная любовь, покорное служение богу с полным подчинением своих интересов. В этом он найдёт своё счастье. Другой чувствует своё духовное равенство с богом и готов воспринимать его как верного и любимого друга. Человек же, достигший просветления, относится к богу как к своему единственному возлюбленному, которого считает в буквальном смысле половинкой своей личности. В этом состоянии происходит полное слияние с божеством, растворение в волнах любви к нему. Такой человек абсолютно счастлив – он и есть Бог, светлая душа мира.

Отношение к бхакти ортодоксальных индусов

Бхакти йога – учение по своей сути одновременно и монотеистическое и пантеистское, так как там существует и верховное божество, и признаётся единство бога со всем сущим, окружающим миром. В некоторых своих проявлениях оно противоречит классической кастовой системе, поэтому встречает непонимание и отвержение у сторонников чёткого социального деления. В то же время люди из низших каст с восторгом относятся к бхакти и полностью её принимают, что абсолютно естественно и понятно. Говорить о всеобщей любви и терпимости к инакомыслящим в условиях строгого кастового деления не приходится. Опять-таки, здесь можно привести аналогии с христианством. Когда Иисус только начинал проповедовать, к нему в основном присоединялись отверженные, не находившие понимания и защиты в ортодоксальной иудейской вере.

Какие бы не существовали сложности в восприятии этой практики, бхакти сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии индийского общества, да и всего мирового человечества. Она стала источником многочисленных литературных и религиозных произведений, породила множество танцев и музыки, статуй, картин и других произведений религиозного искусства. Любовь к богу стала толчком в развитии самосознания нации и её дальнейшего самосовершенствования.

Высшая цель бхакти

Бхакти йога не требует отречения от своего материального тела, голодания. самобичевания или других аналогичных экстремальных действий. Это очень гуманное и рациональное учение, направленное на развитие высшей духовности, на открытие в человеке высших связей в божеством. Для этого пежде всего нужно уйти от современного упрощённого понимания йоги как какого–то спортивного комплекса или средства для очистки энергетических каналов.

Можно сказать, что бхакти йога – это связь между душой человека и высшей духовной сущностью, обмен любовью на нематериальном уровне. В этом случае тело полностью подчиняется требованиям и нуждам души. Практикующий бхакти испытывает чувства намного более глубокие, яркие и возвышенные, чем те, которые спрособны дать обычные отношения между людьми, которые мы привыкли называть любовными.

Основная практика этого вида йоги – глубокая медитация. Человек должен постоянно ощущать тесный духовный контакт со своим божеством, буквально соприкасаться с ним душами. Нужно сконцентрироваться на своём представлении о высоких качествах бога как личности, но не существа во плоти, а высокодуховной и высокоразвитой сущности. После этого человек должен осознать, что он представляет собой не просто смертное, временное материальное тело, но душу вечную и нематериальную.

Человеческая душа испытывает неистребимое желание любви, так как это чувство и сама душа связаны неразрывной и незримой «пуповиной». Как пример единства души и любви можно привести жизнь людей, которые внезапно оказались в одиночестве. Когда-то у них была большая семья и множество друзей, дети и знакомые. Они в изобилии изливали свою любовь и чувствовали себя счастливыми. Но вот дети выросли и покинули дом, друзья разъехались, а родные умерли. Оставшись один, человек продолжает испытывать острую необходимость любить кого-нибудь. Одни заводят домашних любимцев и безмерно балуют их, стараясь максимально облегчить их существование и сделать его приятным. Другие находят себя в служении больным или отверженным людям, третьи отдают своё время и силы религии. Это все происходит из-за того, что душа не может существовать без любви, это её естественное, природное состояние.

Упражнения, которыми оперирует бхакти йога, помогают душе человека найти внутренний стержень, связь с верховным божеством, в любви к которому она познает покой и высшее блаженство. Медитации помогут погрузиться в глубины собственного подсознания, осознать свою роль как части всемирного разума и мировой души. Только почувствовав, что вы окружены любовью, можно осознать, что любовь никогда вас не покидала, ведь вы и есть любовь, а значит, едины со всем миром и богом, который этот мир создал и возлюбил.

yogarossia.ru

Бхакти йога

Омовение и правила частоты

Рекомендации и правила сна

Забота о здоровье

Ведические предсказания о бхакти - йоги

Бхакти йога на санскрите означает связь с Богом и ничего общего с современной гимнастикой не имеет.

Бхакти - переводится с санскрита как любовь и преданность. Таким образом Бхакти-йога это связь с богом посредством любви и преданности.В отличии от всех разновидностей йоги, бхакти-йога не требует наличие каких-либо условий, будь-то возраст, пол, наличие здоровья, духовная подготовка и т.д. Для практики достаточно обдуманного желания.

Все наши эмоции, чувста все это связано с разновидностями различныъ энергий. Гнев это один вид энергии, состродание это другой вид энергии и т.д. И все эти энергии имеют одно основу - это энергия бхакти - шакти. Все живие существа по своей конституциональной природе являются носителями бхакти-шакти. И только тогда, когда мы начинаем приследовать материальные эгоистичные желания энергия бхакти оскверняется, и постепенно наша связь с Богом утрачивается.

Бхакти - йога это высшая деятельность.

Веды выделяют три вида деятельности живого существа. Карма, гьяна и йога. В соответствии с кармой живое существо нарабатывает себе благочестивые последствия для наслаждений. Гьяна это когда живое существа знает, что наслаждение это иллюзия и стремятся высвободиться из материальной вселенной. Йоги направлена на достижение мистических совершенств, для более тонкого наслаждения в материальной вселенной. Эти три вида деятельности изначально были единым целым. Разделение возникло в результате деградации сознания живого существа. Но даже при деградации эти деятельности несут в себе определенный смысл. Если человек вовлечен такой деятельностью как карма, он несомненно рано или поздно возвысится до деятельности гьяны, после чего перейдет на уровень йоги. И уже с уровня йоги живое существо перекидывает мост до уровня бхакти - йоги.

В нашу эпоху необязательно заниматься этими тремя видами деятельности, что бы осознать все великолепие, глубину и значимость Бхакти-йоги.

Бхакти - йога высший аспект абсолютной истины.

Ведическая литература раскрывает три аспект Бога. Низший аспект – Брахма джьёти, это божественное духовное сияние. Второй аспект – локализованная параматма или сверх душа, которая находится в сердце рядом с душой каждого живого существа. И третий, высший аспект абсолютной истины это Верховная личность Бога, причина всех причин, Кришна. Очень часто людей слово Кришна беспокоит. И если обратиться к ведическим писаниям, то в них говориться, что в современную эпоху будет множество религиозных систем не полных по своему содержанию. И в каждой системе тот или иной миссия будет являться носителем определенных качеств Кришны. Любая такая система имеет свой определенный уровень. Слово Кришна с санскрита переводится как источник вечного наслаждения. Таким образом как было сказано выше Бхакти - йога это практика направленная на любовное преданное служения высшему аспекту - верховной личности Бога.

Важным моментом практики Бхакти - йоги является непрерывное ежедневное повторение Махамантры Харе-Кришна или еще она называется Джапа-медитация. Для этого необходми приобрести либо сделать самому чекти, состоящие из 109 бусин, где 109 бусина будет являться отпровной.

На начальных этапах данной практики достаточно повторять мантру один круг, который равен 108 разам. Лучшее время для проведения джапа-медитации являются утренние часы, поскольку утреннее время относится к гуне благости. На чнтках необходимо перемещаться по часовой стрелки, указательным и средним пальцем. На 109 бусине мантра не читается.

При чтении мантры необходимо максимально сосредоточиться на произносимых слова, и очень внимательно слушать свое произношение. Нужно постораться на время повторения не поддаваться на уловки ума и не отвлекаться на посторонние процессы.

Маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

О могуществе данной мантры описано в данной статье. Величие и значение маха-мантры Харе Кришна

Посредсовом данной практики человек постепенно восстанавливает когда-то утраченую связь с Богом. Эта практика считается Юга-Дхармой, т.е. самой авторитетной практикой в наступившую эпоху Кали-Юги. Приимущества Бхакти - йоги состоят в том что, при практике не нужно отрекаться от работы, покидать семью, не нужно находиться в специализированных местах. Нужно только одно это осознанное любовное преданное служение Богу.

Прием пищи в Бхакти.

Если человек стал практиковать Бхакти-йогу, то так же рекомендуется йога приема пищи. Другими словами если перед тем, как употреблять пищу необходимо над ней три раза прочитать Маха-мантру, но при условии, что эта пища вегетарианская. Таким образом пища предлагается первоначально Богу как знак преданного любовного служения.

Существуют различные ступени реализации данной практики, от начальной стадии - Каништха, и до последней чистой беспримесной - Према-бхакти. Према - бхакти означает что живое существо находится в таких взаимоотношениях с Богом, при которых это живое существо ничего не требует от Бога, полностью освободившись от материальных желаний, и приисполнен только одним желанием это желание с чистой преданностью любовно служить верховной личности Бога. Но в Бхагавад-Гите сказано, что любой кто встал на путь преданного служения дорог Кришне. Таким образом все бхакти, не зависимо от уровня развития сознания на всех стадиях получают взаимную любовь Бога.

vedaclub.org

Бхакти-йога, философия и практика. Восемь ступеней учения Йоги.

У человека есть тело, есть ум и есть сердце (душа). Именно для сердечных и эмоционально чувствительных людей была создана мудрецами система Бхакти-йоги. Эмоциональную захваченность миром, доминирование чувств над умом, приводящее ко множеству проблем, учение Бхакти преображает в духовную пробуждённость, высшие духовные озарения, божественный экстаз в слиянии с Реальностью.

Тем самым то, что делало человека нестабильным - делает его духовным. Бхакти-йога использует душевные качества человека как помощников и направляет силы чувств на освобождение закрепощённости обусловленного ума. Силы человеческой души выражаются в совершенном состоянии Любви, которое наполняет ум светом и мудростью, а сердце радостью, состраданием, добротой. Чтобы открыть в себе высшую Любовь, для большинства людей, нужно приложить огромные усилия, хотя Любовь живет в сердце человека изначально, как внутреннее сияние души. Чтобы жить в этом мире в состоянии Любви нужны особые качества, которые развиваются через практику Бхакти-йоги, йоги Любви и преданности Высшему. В системе Аштанга-йоги методы и элементы Бхакти входят в пятый принцип второй ступени (Ниямы) - Ишвара пранидхана (преданность Высшему Началу).

ВведениеБхакти-йога или Йога Любви - это путь самоотдачи через трансцендентную Любовь, которая помогает человеку освободиться от давления собственного эго и следовать высшему "Я". Слияние с персональным проявлением Абсолюта находит своё развитие в учении Бхакти, это путь через раскрытие духовных качеств сердца. Состояние любви является особым качеством души человека, способным открыть в адепте истинную природу разума, так как растворяет личностные омрачённые качества эго в безграничном Океане чистого Сознания Вселенной.

Любовь и МудростьЛюбовь и Мудрость неразрывно связаны и не существуют одно без другого, так как оба этих аспекта являются сокровищем сердца. Поэтому, даже ментальные методы йоги, например джнана-йога, дхьяна-йога и подобные, хотя и используют как главный инструмент ум - тем не менее, должны приводить к раскрытию сердца, развитию качеств души. Настоящий мистик любит вселенную, жизнь и живых существ, если этого нет, то все идеи просветления будут лишь холодными ментальными концепциями. Направления Бхакти-йогиСуществует множество направлений Бхакти-йоги, в основном это определяется Формой персонификации высшего Нач или Абсолюта в каком-то конкретном образе. Например, восточные персонификации: Шива, Шакти, Дурга, Кали, Вишну, Кришна, Ганеша, Сурия, западные персонификации в христианстве: Иисус Христос, Дева Мария, различные христианские святые и т.п. Поскольку у людей существует образное объективное видение мира, то приблизиться и постичь абстрактный Абсолют для обычного ума необычайно сложно. Если выразить Высшее Начало через понятные человеку духовные символы, то направлять на них и удерживать внимание будет значительно легче. На этом и основаны системы слияния сознания через интеграцию и состояние Любви.  Ложные представления о Бхакти-йогеЛожные представления о Бхакти-йоге бытуют повсеместно во всех культурах. Религии поклонения и любви используют сложные ритуалы, таинства, мистические обряды, истинное значение которых остаётся для непосвящённых скрытым. Со стороны для неверующего всё выглядит как странное действие, духовный спектакль, представление для оглупления и подчинения невежественных масс, но на самом деле в невежестве находится сам наблюдатель, так как для него остаётся совершенно непонятным действительный смысл происходящего.

Обычно люди с сильным менталитетом, современные атеистически настроенные личности не способны проникнуть в тайну трансцендентного образа и действия, потому что это находится за порогом понимания обычного интеллекта, а попытаться исследовать непонятное, у интеллектуалов, как оказывается не хватает ни терпения ни способностей. В результате в их умах и душах рождается лишь скептицизм и откровенная ирония.

Вера в УчениеОгромное значение в Бхакти-йоге имеет вера, но это должна быть не слепая вера фанатика, а совершенно осознанная вера разумного человека, основанная на понимании скрытого значения символизма и священных ритуалов. За истинной верой стоит Знание, как проявление врождённой мудрости человеческой души. Вера позволяет последователю стать цельной личностью и обрести огромную концентрацию духа, стать однонаправленным, отбросить сомнения и отсечь отвлечения. Это даёт возможность накопить колоссальную энергию и тогда проявятся особые силы - духовные совершенства, сверхспособности (сиддхи).  Эмоциональные переживанияВ Бхакти-йоге, по сравнению с другими видами йоги (например: медитативными практиками покоя), адепт проходит через многочисленные духовные эмоциональные переживания. Это могут быть как обычные сентиментальные эмоции и чувства, так и совершенно особые трансцендентальные эмоциональные состояния, сопряжённые порой с духовной экзальтацией и экстазом.  Стадии слияния с БогомВ этом учении йогин развивает разные уровни проявления любви, от самых простых до наиболее возвышенных, можно сказать, что возникают особые духовные взаимоотношения человека и божества (высшего Разума) - отцовские, дружеские, отношения влюблённых, отношения супругов. Человек выступает в этой системе как душа, которая движется в своей духовной эволюции к Высшему "Я" в форме Бога. Если Бог персонифицирован как мужской аспект, то адепт становится женским, если Бог проявлен как высшее женское начало (например: дева Мария, Шакти, Дэви, Радха и т.п.), то адепт занимает позицию мужского принципа. Этот психо-эмоциональный механизм духовного сближения со своей истинной природой отражает и обычные человеческие взаимоотношения, которые трансформируются от поверхностных отдалённых, до глубоких и наиболее близких, вплоть до самого полного растворения человеческого "я" с божественным.

Наверх  Назад  Главная

yoga-shambhu.ru

йога - это... Что такое Бхакти-йога?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Бха́кти-йо́га (санскр. भक्ति योग, bhakti yoga IAST) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм Бога посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги в настоящую эпоху Кали-югу. Так, в «Бхагавата-пуране» бхакти описывается как стадия совершенства, превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме, одном из основных направлений индуизма, выделяется девять основных форм бхакти-йоги.

Бхакти-йога в гаудия-вайшнавизме

В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных разновидностей бхакти, называемых бхава:

  1. шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
  2. дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
  3. сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
  4. ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
  5. мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:

  1. Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
  2. Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
  3. Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
  4. Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
  5. Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
  6. Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
  7. Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
  8. Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
  9. Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

Движения бхакти

Движения бхакти являются монотеистическими по своей направленности, и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как верховной форме Бога. Эти движения, появившиеся вслед за установлением трёх систем веданты, влили новые силы в индуизм и явились ответом на эмоциональные и мировоззренческие запросы Индии, которые также нашли своё выражение в Бхаратанатьям и произвели радикальный переворот в индуистских обрядах и молитвах, сравнимый лишь с влиянием Шанкарачарьи. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.

В то время как новые философские течения, появлявшиеся в Индии на протяжении истории, работали в основном на интеллектуально-мировозренческом уровне, меняя образ мысли людей, бхакти всегда легко находила путь в сердца всех благодаря тому, что взывала к самому естественному чувству любви и перенаправляло его от бренных объектов материального бытия на высочайшие цели самоосознания и любовного служения Богу. Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, приверженных строгим правилам кастовой системы.

Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ненужных и поверхностных ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.

Известные проповедники бхакти

Примечания

Литература

На русском На английском
  • Hardy, Friedhelm (2001), «Viraha-bhakti: The Early History of Krsna Devotion in South India», Oxford University Press, ISBN 0195649168, <http://books.google.com/books?id=tdQHAAAACAAJ> 
  • Lutgendorf, Philip (1991), The Life of a Text: Performing the Ramacaritmanas of Tulsidas, University of California Press, ISBN 0-520-06690-1
  • Shrivatsa Goswami (1983), "Interview With Shrivatsa Goswami", in Steven J. Gelberg, «Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A. L. Basham, Shrivatsa Goswami», New York: Grove Press, сс. 196-258, ISBN 0394624548, <http://books.google.com/books?id=rcgFRgAACAAJ> 
  • Prakash Om Chapter 6 Bhakti Movement: Kabir, Nanaka and Chaitanya // Cultural History Of India. — New Age International, 2005. — P. 48-56. — 628 p.

Ссылки

dic.academic.ru

 

Бхакти - йога - высшая система йоги

Принципы бхакти-йоги

1) Бхакти-йога начинается с самого главного, это придание себя Богу и устранение Ложного Эго (корень материального существования, всех страданий и наших обусловленностей).

"Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага".

Бхагавад Гита 2.46

2) Естественна и не требует резких изменений в социальном положении.

3) Доступна для каждого, так как не требует ни какой предварительной квалификации (квалификация не зависит от кармического статуса).

"О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители. Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне".

Бхагавад Гита 9.32-33

4) Практика бхакти, в основании своем опирается на милость всеблагого Господа, а не квалификацию человека (бхакти делает ставку на квалификацию Бога). Остальные виды йоги рассчитаны на развитие внешней квалификации.

5) Бхакти дарует плоды всех других видов духовных практик, как побочный дополнительный бонус и в то же время дает возможность достичь наивысшего совершенства, которое не достижимо ни какими другими видами практик.

"Слава санкиртане Шри Кришны, которая очищает сердце от пыли, накопившейся за долгие годы, и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Движение санкиртаны – высшее благословение всему человечеству, так как оно распространяет лучи луны благословения. В нем – душа всего трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда так жаждем".

Шри Шикшаштака стих 1

"Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа".

Бхагавад Гита 8.28

"Дорогой Aрджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служением. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия".

Бхагавад Гита 11.54

6) Бхакти дает вечные, неразрушимые временем результаты, так как в этой йоге нет различия между целью и средством, благодаря этому бхакти создает эффект накопления. Разница среди практикующих в чистоте и искренности (новичок и святой на этом пути практикуют одни и те же принципы и методы).

"Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности".

Бхагавад Гита 2.40

7) Господь лично помогает прогрессировать в бхакти-йоге и берет придавшуюся душу под Свою опеку и покровительство.

"Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне. Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания".

Бхагавад Гита 10.10-11

  • Необходимые знания и возможность усваивать их (разум).
  • Силы и энтузиазм в исполнении практики.
  • Устраняет все материальные препятствия.
  • Обеспечивает всеми необходимыми ресурсами.

"Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть".

Бхагавад Гита 9.22

  • Защищает от последствий грехов совершаемых как в прошлом так и в настоящем.

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего".

Бхагавад Гита 18.66

"Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет".

Бхагавад Гита 9.30-31

8) Бхакти-йога экономит время (возможность достичь совершенства за одну жизнь).

"Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, - таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти".

Бхагавад Гита 12.6-7

9) Господь сам оценивает бхакти-йогу как наивысшую и самую совершенную, а преданного как самого дорогого для него из всех видов трасценденталистов.

"Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Aрджуна, невзирая ни на что, стань йогом. A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение".

Бхагавад Гита 6.46-47

 

Вывод:

В высшем смысле слово "йога" означает бхакти-йога, потому что все остальные виды йоги являются вспомогательными этапами для бхакти. Без бхакти все остальные виды йоги не работают и являются незаконченными. В действительности только благодаря присутствию элементов бхакти во всех других видах йоги, именно эти элементы бхакти позволяют прогрессировать в духовной жизни. Принципиальное отличие от всех других видов йоги - это предание себя Богу (Шаранагати), в зависимости насколько сильно этот элемент присутствует (является ли он доминирующим или напротив подавлен другими элементами), вид йоги определяется как карма-йога или карма-мишра-бхакти,  гйана-йога или гйана-мишра-бхакти. Приняв покровительство бхакти, человек сразу переходит в категорию особых душ. Это позволяет гораздо проще и безопасней пройти этапы духовного развития. Но предание (Шаранагати) должно присутствовать постоянно, так как именно оно является двигателем в этой системе йоги. Как только заканчивается предание, человек сразу перестает прогрессировать как бхакта и не получает всех преимуществ бхакти-йоги. Предание это вопрос настоящего.

"Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне. Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога".

 Бхагавад Гита 18.54-55

Там где практика других видов йоги заканчивается (достигается высшая цель), практика бхакти-йоги только начинается.

 

Цель бхакти-йоги - Према-бхакти беспрерывное, беспримесное, любовное, преданное служение Господу. 

Практика бхакти-йоги - 9 видов преданного служения под руководством гуру в духе предания себя Господу (Шаранагати).

Квалификация для бхакти-йоги - шраддха (вера), искренность, признание своей полной дисквалификации.

"Тем, кто занимается преданным служением, не обладая верой, никогда не достичь Меня, о покоритель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот самсары, снова и снова рождаясь и умирая в материальном мире".

 Бхагавад Гита 9.3

"Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет. О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, Вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители. Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне".

Бхагавад Гита 9.30-33

Результат практики бхакти-йоги

  • Восстановление своих вечных любовных отношений с Абсолютной Истиной в одной из 5 рас.
  • Возвращение в духовный мир.
  • Полная реализация всех 3 аспектов Абсолютной Истины - САТ-ЧИТ-АНАНДА

Степень эффективности бхакти-йоги

  • Приводит к полному осознанию Абсолютной Истины.
  • Легкодоступная, так как не зависит от внешней квалификации.
  • Проста и легка в исполнении, так как сразу дает высший вкус и Господь лично берет под покровительство, защиту и ведет по пути духовного развития.
  • Естественна, то есть средство и цель едины.
  • Самодостаточна.
  • Ставка на милость Бога.

"Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности".

Бхагавад Гита 2.40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

veda.co.ua

Бхакти-йога

Свами Шивананда писал, что бхакти – это тонкая нить любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа, это величайшая привязанность, спонтанное излияние бескорыстной, божественной любви. Бхакти йога – общение с Богом посредством преданного служения.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога».

Бхагават-Гита

Бхакти-йога – это высший путь, к которому неизменно стремятся мудрецы и который всегда оставался предметом их размышления. Это йога религиозного пути, наставляющая нас к Спасению. Она стирает различия между религиями, оставляя только саму их идею.

Знаменитый проповедник Бхакти, Рамакришна, бывший учителем Абенанды и Вивекананды, говорил, что принадлежит ко всем мировым религиям, принимая их таинства. Больше десяти лет своей жизни он потратил на то, чтобы вновь и вновь подвизаться в каждом из мировых верований. В конце каждого пути он приходил к одному и тому же состоянию – к экстазу, составляющему сущность всех религий.

Шри Рамакришна

Рамакришна наставлял учеников, что каждая из них ведет к Высшему Постижению.

Этот путь особенно актуален для современного мира. Когда в йогине пробуждается Кундалини, он постигает истинную Бхакти – божественный экстаз и всеобъемлющую любовь.

Мастера учат, что Карма йога помогает обрести психические сверх-силы, но лишь в том случае она ведет к познанию Бога, если человек направляет себя по пути Бхакти-йоги.

Ее нельзя считать доступной всем людям, несмотря на то, что Рамакришна считал Бхакти-йогу одним из самых легких путей, поскольку она требует самоотречения и отказа от привязанности ко всему земному. Иными словами, этот путь подходит человеку определенного душевного склада.

Бхакти-йога имеет общие черты с Раджа-йогой, однако в отличие от последней, также сосредотачивающейся на медитации, объектом созерцания она видит не человеческое «Я», а Бога.

Очень важно понять, что если практиковать Бхакти-йогу в отрыве от других путей, то она может обрести огромную силу, но человек, вероятно, потеряет возможность пользоваться ею. Это становится понятно на примере Рамакришны, пережившего самадхи несколько раз и после оказавшимся совершенно неспособным заботиться о себе самостоятельно. Однако мудреца это не испугало – он понял, что о нем заботится кто-то другой.

Следует также понять, что на низком уровне эта йога способна вырождаться до фанатизма, всепоглощающей страсти к своему предмету любви, которая бесконечно ценна сама по себе, но может стать предлогом для возникновения ненависти ко всем остальным религиям. Любовь к своему идеалу никогда не должна порождать ненависть и нетерпение к идеалам других!

Эта опасность возможна только на подготовительном, нижнем уровне Бхакти (гауни). Когда йогин достигает высшего уровня (пара) – фанатизм уже невозможен, душа источает только любовь.

Что такое Бхакти-йога?

Бхакти йога – это общение с Господом посредством любви и преданности. Она подразумевает связь человека с Кришной и возобновление вечных отношений с ним.

Бхакти йога - это путь любви

Первый шаг на пути Бхакти – признание величия Бога. Последнее всегда содержит слугу, само служение и принимающую сторону.

Бхагават Гита говорит, что этот путь всегда превосходит Карма-йогу, Гьяна-йогу и Раджа йогу, а в Бхагават Пуране написано, что Бхакти – это стадия совершенства, которая стоит выше, чем мокша (освобождение).

Не будет преувеличения, если сказать, что она является необходимой частью и дополнением к любому верованию и «введением» в религию для каждого непосвященного: «Отвергни все виды религий и просто предайся мне. (Шримад Бхагават Гита)».

Это значит, что быть религиозным человеком, не значит принять христианство, буддизм или иудаизм, но принять Господа, Абсолют, отрицая относительные истины.

Существует девять процессов преданного служения: слушание, воспевание, памятование, служение, поклонение, вознесение молитв, исполнение приказаний Господа, становление дружеских отношений с Господом, полное предание себя.

Интересно, что последователи Гьяна-йоги рассматривают любовь как способ освобождения, а проповедники Бхакти-йоги считают ее и средством, и самой целью. Вероятно, на более низком уровне Бхакти может использоваться как «инструмент», но на высоком – она становится вершиной пути.

Основная цель Бхакти-йоги

Бхакти-йога не предписывает, подобно другим путям, отклонения от материального мира, она требует всего лишь временного отказа он него для достижения высшей цели.

Основная цель данной йоги заключается в воспитании и приручения эмоций, которые подчиняют себе все прочие чувства. Также она развивает и совершенствует религиозные чувства у тех, ощущает их недостаток. Это активный путь, требующий инициативы.

Каждый человек, чтобы приблизиться к наитончайшим составляющим Абсолюта, познать его со всей ясностью, должен «утончать» свою душу и отказать себе в проявлении грубых эмоциональных состояний, ибо эмоции являются состояниями сознания. А йогин, желающий приблизиться к Абсолюту, должен взращивать себя в качестве духовного сердца.

Сияние Господа освещает все Вселенные, он исполнен всех трансцендентных качеств и всех богатств. Тот, кто в совершенстве познал эти истины, становится высшим йогом. И этого уровня позволяет достичь только Бхакти-йога. Все остальные пути существуют для того, чтобы приблизиться к нему.

Читайте также:

Мастера учат, что лишь тот йогин, который достиг просветления в прошлых воплощениях, может идти к Гьяна йоге, не ступая на другие пути

Знаете ли вы, что, отказываясь от выполнения своего долга, йогин привносит в этот мир хаос? О том, что такое Карма йога и как обрести свободу от кармы, вы узнаете в этой статье.

С этой статьей мы настоятельно рекомендуем ознакомиться всем новичкам, задающимся вопросом – что такое йога?

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Бхакти йога

Бхакти йога

Из того, что способствует освобождению, важнее всего бхакти. Одно из определений бхакти – это поиски своей подлинной природы. Исследование истины своего существа – это преданность.

Шанкарачарья «Вивека Чудамани», шлоки 31, 32. 

 

Слово бхакти происходит от корня бхаджа, который означает «преклоняться, любить, быть преданным». И это точно передаёт суть бхакти-йоги. От того же корня происходит слово бхакта, означающее человека, который практикует бхакти-йогу, чувствует преданность.

       

Бхакти-йога – самый естественный поиск Божественного, начинающийся, продолжающийся и завершающийся в любви. Одно мгновение пламенной, всепоглощающей любви к Богу приносит нам вечную свободу.  

     

«Бхакти, – говорит Нарада в своём объяснении афоризмов этого учения, – это неудержимая любовь к Богу».

     

«Когда человек проникается ею, он любит всё, всегда чувствует себя довольным и ни к чему не питает ненависти».

     

«Эта любовь не может сопровождаться мыслью о каких-либо земных выгодах, потому что, пока продолжаются земные желания, такого рода любви не бывает».

     

«Бхакти выше кармы, выше йоги, последние имеют в виду цель, бхакти же сама и средство, и цель».

             

Универсальность этого пути состоит в следующем. Тот, кто склонен к глубокой преданности и поклонению может идти путём бхакты, сосредотачивая всё своё существо на объекте поклонения. Этот метод в конечном итоге может привести преданного к трансцендентальному опыту всепоглощающей бхакти. Со временем и накоплением опыта такая бхакти будет становиться всё сильнее и приведёт к трансцендентальному знанию.

     

С другой стороны, если человек не склонен к служению и преданности и выбрал другой путь йоги, то этот путь в конце концов также приведёт его к духовному опыту, что автоматически приведёт его к бхакти, так как он постигнет нечто такое, чего не знал ранее. То есть, пути людей склонных и не склонных к поклонению в конечном итоге сходятся.

   

Вначале бхакти-йога  представляет полное сосредоточение внимания  на объекте поклонения и любви. Эта ограниченность автоматически исчезает, когда преданность приводит человека к расширенному осознанию и из самой глубины его сердца возникает спонтанная бхакти. Он тогда осознаёт божественную сущность, стоящую за всеми существами.

   

Также важно в практике бхакти-йоги поклонение без всякого ожидания плодов.

   

В Уддхава Гите сказано: «Поклоняющийся мне не желает ничего, даже трансценденции, если Я ему её не предложу, ибо отсутствие желаний – самый прямой путь к освобождению».

   

Отсутствие ожиданий представляет собой фундаментальный аспект бхакти-йоги.  Эту идею кратко выразил великий бенгальский бхакта Чайтанья: «Я молюсь не ради богатства; я молюсь не ради почестей. Не ради удовольствия или даже радостей поэзии. Я лишь молюсь, чтобы в течение всей своей жизни. Иметь любовь и преданность... иметь чистую любовь, чтобы любить Тебя».

       

Бхакти приносит удовлетворение всех желаний. Христос говорил: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». (Иоанн, 4614)

 

По поводу темы смирения и самоотдачи можно привести очень мощное высказывание из «Йога сутры» Патанджали. Там без лишних слов говорится: «Самоотдача высшему (ишвара пранидхана) ведёт к самадхи». 

     

Бхакти необходима, когда есть Гуру. Она составляет основу взаимоотношений ученика и Гуру. Без бхакти ученик не восприимчив к наставлениям и вибрациям сознания Гуру, и тогда Гуру не сможет преобразовать грубую природу ученика в более тонкую форму.

   

Путь к совершенству труден и опасен, его часто сравнивают с путём по лезвию бритвы: если сильно отклоняешься в ту или иную форму, то рискуешь впасть в заблуждение. Именно Гуру показывает ученику, как обходить препятствия.

   

Как восторженно сказал Кабир: «Если бы Бог и гуру предстали бы одновременно, к чьим стопам мы должны были бы припасть? Ответ несомненен – нам следует припасть к стопам гуру, ибо именно он показал нам Бога. Этого бы никогда не случилось, если бы не милость гуру».

   

В Куларнава Тантре говорится: «Пламя преданности гуру сжигает все примеси дурных мыслей».

   

Преданность гуру превозносят все священные писания всего мира.

www.advayta.org


Смотрите также