Брахма и Сарасвати. Брахма йога


Брахма | Мир Йоги

Брахма, согласно «Пуранам», есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы. 

Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние «целенаправленного восприятия идей», а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.

 

 

Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно по своём рождении Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы.

По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.Согласно индийскому легендарному исчислению времени, сутки Брахмы равны кальпе или 2 000 Махаюг, то есть 43 200 * 2 000 = 8 640 000 000 земных лет.

 

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону.

Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек. Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины Брахма создал небо, божественную сферу, из другой — землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов — вода, огонь, земля, воздух, эфир — затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т. д.

 

 Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части — женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное. По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живет сто "собственных" лет, равных 311 040 000 000 000 "человеческих" лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма.

В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или "вышедшим из вод". В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги — символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.  

Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся. В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде. Супруга его — красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия. 

Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть не обусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться».

Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства. Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального.

 

В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков. Брахма является божеством, мало популярным среди широких кругов последователей индуизма, и во всей Индии имеется лишь один храм, посвящённый специально Брахме. Сарасвати, супруга Брахмы, почитается как богиня слова и наук. 

Видео:

 

Мантра (музыка):

 

Книги:

Шри Брахма-Самхита - Один из важнейших вайшнавских священных текстов — великое откровение Абсолютной Истины, подаренное этому миру Господом Брахмой. Она была вновь открыта человечеству Шри Чайтаньей Махапрабху, обнаружившему ее в одном из древних храмов во время странствий по Южной Индии. «Шри Брахма-самхита» не только раскрывает важнейшие положения вайшнавской философии, но и содержит в себе в сжатой форме всю сиддханту Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Понравилась ли вам статья? 

 

 

 

www.yogamir.ru

Глава 8. Путь к совершенной свободе. Тарака-брахма-йога.

00:00:01 Арджуна спросил: О, Высший, среди живущих. Что такое единое сознание – Брахман и что такое частичное сознание – душа? Что такое деятельность – карма, какая сила поддерживает все сущее? Кому предназначены жертвоприношения? Кто награждает за жертвоприношения и как Он определяет, что заслуживает живое существо за тот или иной поступок? Как душа, порвавшая с иллюзией, помнит Тебя в миг смерти?

00:00:48 Господь сказал: Брахман, это неуничтожимая, неизменная, Абсолютная Истина. Сознание – душа, это живое существо, деятельность – карма, это жертвоприношение, ради удовлетворения кумиров и Богов. Кармой души творят себе тела, которые состоят из грубого и тонкого вещества. Жертвенная деятельность или добрые поступки – это удовлетворение чужих чувств и исполнение долга. Все, что воспринимается чувствами, в том числе тело, иллюзия.

00:01:33 Вселенной управляют Боги во главе с Солнцем. Я единственный, кому предназначены жертвоприношения. Я сверх сознание, пронизывающее каждое существо, душу. Я побуждаю действовать, отказываться от действия и совершать жертвоприношения. Кто до последнего мгновения помнит обо Мне, тот, расставшись с иллюзорным телом, и покинув иллюзорный мир, приходит ко Мне. То, о чем живое существо думает в последний миг, уготовано ему в следующей жизни. Поэтому, повинуясь долгу воина, сражайся и помни обо Мне постоянно. Если ты исполняешь свой долг с мыслями обо Мне, то созерцаешь Меня разумом, а значит Я рядом с тобой, в этом нет сомнений.

00:02:37 О Арджуна, созерцая в сердце Лучезарную Высшую личность, йог достигает царства Всевышнего. Всевышний вездесущ, не имеет начала и конца, Он меньше точки и больше вселенной, и в тоже время имеет осязаемые очертания. От Него, как от солнца исходит сияние, которое проникает во все уголки мироздания. От Него к душе нисходит озарение принять путь преданности – бхакти. Над ним не властна иллюзия. Йог, который постоянно созерцает Лучезарную Высшую Личность и в миг смерти направляет жизненный воздух в точку между бровями, непременно попадет в царство единого вездесущего сознания.

00:03:35 Теперь Я расскажу, как добиться этого и опишу реальность, которую знатоки Вед обозначают словом ОМ. Туда попадают отшельники, избавившиеся от желаний. Чтобы оказаться там, йоги соблюдают обет безбрачия и укрощают плоть. Йог должен закрыть все врата восприятия, чтобы чувства не соприкасались с их объектами, направить жизненный воздух в точку между бровями, затем, произнеся звук ОМ, отключиться от внешнего мира и уйти во внутренний. Если в таком состоянии йог направит сознание на Меня, покидая тело, он войдет в Мою вечную обитель

00:04:29 Кого не прельщают корыстная праведность - карма и отречение - гьяна, райские удовольствия и свобода, кто всегда думает обо Мне, кто ищет личных взаимоотношений со Мной в служении, дружбе, родительской или супружеской любви, того Я с радостью жду в своей обители.Кто однажды вернулся в мою обитель и присоединился к моим играм, тот никогда больше не родится в иллюзорном мире, пристанище смертельных мук. Все обитатели вселенной, включая её творца Брахму, вынуждены рождаться и умирать вновь и вновь, но тот, кто нашел убежище в моей обители, обретает бессмертие.

00:05:25 День Брахмы длится тысячу великих эпох, каждая из которых состоит из четырех малых эпох. Столько же длится и его ночь. Кто знает об этом, тот знает, что такое день и ночь. С наступлением дня, Брахма, очнувшись ото сна, производит на свет обитателей вселенной с их разнообразными телами, органами чувств, объектами чувств, местами обитания и всем необходимым для жизни. Когда наступает ночь, обитатели вселенной снова погружаются в тело Брахмы, другое имя которого – Не рожденный.Все виды жизни, на которые распространяется закон, появляются на свет вначале дня Брахмы, и исчезают, с наступлением Его ночи, чтобы на следующий день родиться снова.

00:06:30 Над не рожденным Брахмой простирается стихия вечная и недоступная для восприятия чувств. Все виды жизни, включая Брахму, умирают в должный срок, но эта стихия неподвластна времени и неизменна. Эта стихия, не рожденная и неуничтожимая, провозглашена высшей целью. Найдя прибежище в этой стихии, душа не возвращается в мир иллюзии, Моя обитель – высшее пристанище души. Все живые существа находятся во мне. Я, высшая личность, пронизываю своим сознанием всю вселенную. Но соприкоснуться со Мной можно лишь обладая безусловной преданности Мне, в которой нет и тени собственной выгоды, нет отречения и желания заполучить власть над природой.

00:07:40 Без преданности не возможно войти в Мою высшую обитель, ни самостоятельно, ни с помощью других. Я расскажу тебе, в какое время йоги, оставляя тело, достигают освобождения, а праведники рождаются в лучших условиях. Приверженцы пути отречения, познавшие вечный, нетленный дух Брахман входят в него, если покидают тело в светлое время суток, при свете огня, солнца или других источников света, в течение 2-х недель, когда луна пребывает, в течении 6-ти месяцев, когда солнце движется в северном полушарии.

00:08:29 Праведник попадает в райские миры, если оставляет тело темной ночью, в течении 2-х недель убывающей луны, в течении 6-ти месяцев, когда солнце движется в южном полушарии. Однако он вынужден будет родиться на земле снова. Для обитателей вселенной, склонных к отречению или деятельности ради собственной выгоды, очерчены два пути: светлый и темный. На светлом пути, душа обретает свободу, на темном, снова рождается в материальном мире, но в лучших условиях. О, Арджуна, зная, куда приводят светлый и темный пути, мой преданный слуга не прельщается ни одним из них.

00:09:24 Они принадлежат этому миру, в отличии от пути служения Мне, который не осквернен корыстью и желанием обрести свободу. Я советую тебе принять этот путь. Соприкоснувшись со Мной и Моим окружением, душа открывает для себя, что преданность Мне – выше райских удовольствий и свободы и отказывается от даров, которые сулят праведность, знание, жертвоприношение, подвижничество и благотворительность. Отказавшись от всего, что связано с иллюзорным миром, и плохого и хорошего, она вступает в Мою высшую обитель, которая вне добра и зла.

audioveda.ru

Брахма | Международная федерация йоги ПАТАНДЖАЛИ

Согласно Бхагавата-пуранам, Брахма является саморожденным, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа  (рождённый из пупа). Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца Брахма был рождён как Хираньягарбха (Золотой Космический Зародыш). Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа (рождённый в воде).

Брахма является сыном Верховного Абсолюта, Брахмана,  и женской энергии Пракрити или Майя.

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. В Ману-смрити перечислины их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуласья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета (по другой версии, Дакша), Бхригу и Нарада. Затем Брахма сотворил семь великих мудрецов (Сапта-риши), которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра (сыновья, рождённые из ума). Брахма считается отцом Дхармы и Атри. Супруга Брахмы – богиня знания и учёности Сарасвати.

Брахма только иногда вмешивается в дела других богов и ещё реже в дела людей.

Бхагавата-пураны рассматривают Брахму как творца Вселенной, но не как Бога. Напротив, считается, что он был сотворён Богом (в его безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того, как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.

Шива-пураны рассказывают историю о том, как в результате проклятий, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было ограничено:

На заре творения Вишну и Брахма решили обнаружить начало и конец гигантского шивалингама. Вишну занялся поисками его начала, а Брахма – конца. Приняв облик вепря,Вишну принялся копать землю, в то время как Брахма в облике лебедя полетел вверх. Будучи не в состоянии обнаружить конец лингама, Вишну вернулся и поклонился Шиве как персонификации Абсолюта (Брахмана). Брахма, однако, не оставил так легко свои попытки. Поднимаясь всё выше и выше в своём полёте, он увидел небесный цветок. Брахма попросил цветок ложно засвидетельствовать то, что он смог обнаружить начало шива-лингама. Когда вести об этом дошли до Шивы, обман Брахмы привёл его в великий гнев. В результате, Шивапроклял Брахму, объявив, что отныне никто в трёх мирах не будет поклонятся ему.

Согласно другой легенде, Брахме не поклоняются из-за проклятия великого мудреца Бхригу. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведическое жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на яджне будет величайший из богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклонятся ему.

Брахма изображается с кожей красноватого цвета, одетым в красные одежды. Брахма имеет четыре головы и четыре руки. Четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу. Красный цвет кожи символизирует золото и указывает на то, что Брахма активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед.

Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования.

В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу – сосуд с водой, сделанный из метала или из скорлупы кокосового ореха, вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя, эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, акшамала (чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной), которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма держит книги Вед (символ знания) , но иногда – цветок лотоса (символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной). Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука – эго и передняя левая рука – самоуверенность.

На голове у Брахмы корона, символ его верховной власти во Вселенной.

Вахана Брахмы – лебедь, символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались.

new.yogatoday.ru

Брахма и Сарасвати. Йога и сексуальные практики

Брахма и Сарасвати

Брахма олицетворяет творческий принцип Божественного. Символом Брахмы является золотое яйцо, или аура, состоящая из бесконечной позитивной энергии. Согласно тантрической космологии, Брахма является воплощением всей творческой активности. Поскольку Брахма управляет судьбой и всеми делами мира, всеобщим императивом считается «стать Брахмой» или «союзником Брахмы». Восточные учения утверждают, что можно стать тем или иным существом, идентифицируясь с ним. Посредством идентификации сила творчества может постоянно существовать в индивидууме.

Признание реальности существования Творческого принципа внутри собственного существа открывает новое сознание, которое подобно сиянию, исходящему от центрального «семени», или золотого яйца. Эффективной техникой идентификации с Брахмой является визуализация себя, окруженного золотым яйцом, или аурой, позитивно заряженной энергии. Визуализируйте себя, излучающего золотые лучи, согревающие и наделяющие силой, освещающие и озаряющие саму жизнь.

Инструментами Творческого принципа являются чувства. Берущие начало в тонкой внутренней сфере Брахмы, они проявляются на поверхности реальности и выражаются через органы чувств – глаза, уши, нос, рот и кожу. Эти инструменты должны быть тонко настроены, чтобы служить проводниками внутреннего Божественного принципа. Эзотерические традиции называют ум инструментом шестого чувства. Когда ум принимает творческую установку, он начинает функционировать как орган шестого чувства.

«Брахма начал акт творения. Он разделился на мужчину и женщину, которые познали любовь. Так Брахма и Сарасвати дали начало всему роду смертных».

«Шива-пурана»

Сарасвати – имя, данное в индуистской традиции Женской Энергии – спутнице Брахмы-Творца. Ее называют Покровительницей шестидесяти четырех искусств, среди которых самым важным считается искусство любви. В Женской Энергии, или Шакти, заключается сила Творца, без которой не может происходить ни один акт творения. Таким образом, Брахма и Сарасвати представляют неразделимую Космическую Пару, поскольку Созидательный Аспект и Творческая Энергия нерасторжимы. Эта двойственность проявляется во всех мирских отношениях. Единство этих двух принципов имеет особое значение на пути тантрической любви. Когда тантрическая пара идентифицирует себя с этими высшими идеальными образами, все аспекты их интимных отношений приобретают абсолютную внутреннюю значимость, что чрезвычайно важно в искусстве любви.

Символом Сарасвати является индийский семиструнный музыкальный инструмент вина. К обоим концам резного грифа прикреплены тыквы в качестве резонаторов, что придает вине чувственную форму, напоминающую очертания женского тела. Звук, издаваемый виной, подобен красивому нежному голосу. Это инструмент чувств, услаждающий Брахму. Играя на вине, богиня Сарасвати выражает свою радость по поводу творения.

Семь струн вины Сарасвати символизируют семеричную природу эволюции, семь лучей творения, естественный закон изменений, проявляющийся во всех явлениях мира. В науке мы видим семеричное разделение элементов в периодической системе в соответствии с относительными атомными массами; в музыке – это семь нот октавы; луч света распадается на семь цветов; в тантрическом Тонком Теле существует семь уровней. Этот семеричный принцип можно встретить и в эзотерической литературе.

Брахму и Сарасвати нужно визуализировать в виде золотых и сияющих фигур. Подобно Солнцу, они испускают животворящий, пробуждающий свет, способствующий росту и эволюции. Через идентификацию с этими высшими Космическими Истинами тантрическая пара может получить огромную пользу. Эта абстрактная и в то же время очень специфическая медитация дает поддержку и огромную внутреннюю силу. «Становясь Брахмой и Сарасвати», тантрическая пара познает творческий архетип собственного существования.

«Из Брахмы, который есть Высшая Сущность, вышло пространство; из пространства – воздух; из воздуха – огонь; из огня – вода; из воды – земля; из земли – растительность; из растительности – пища; из пищи – тело всего человечества».

«Тайттирия-упанишада»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru


Смотрите также