Цели йоги. Методы их достижения в разных традициях. Цель йоги


Цели йоги. Методы их достижения в разных традициях

oum.ru Цели йоги. Методы их достижения в разных традициях

"Йога является бесценным даром для умного человека - она помогает ему стать мудрым. Мудреца же она сделает богом. Глупый человек, принимаясь за эту практику, неизбежно превращается в идиота, а идиота она всегда приводит к смерти. Обычному же, заурядному человеку заниматься йогой не нужно и некогда - у него есть дела поважнее. Поэтому, прежде чем прикоснуться к этому удивительному учению, постарайтесь быть предельно искренними с самим собой. Спросите себя: Кто я? И зачем мне это? От этого зависит Ваша дальнейшая судьба". Напутствие Учителя

«Ты можешь пить азотную кислоту, жевать железные гвозди и куски стекла? Это не имеет отношения к йоге. Победи свой ум, это всё». Свами Шивананда.

Занимаетесь йогой? Развиваете своё тело, красиво смотритесь в асанах и стабильно вызываете восхищение окружающих, принимая асану для очередного фото? Тогда вам будет интересна любопытная история об отношении к «хатха-йоге» некоторых почтенных писаний.

Согласно одному исследованию, слово «хатха» впервые появилось в буддийских текстах, а именно в Гухьясамаджа-тантре, датируемой 8 веком. Там говорится, что к хатха-йоге прибегает тот, кому не удалось добиться результатов методами тантры. Тантра, это совокупное обозначение практик, ведущих к духовному развитию и освобождению, чьим результатом является даршана – лицезрение проявления Бога, его понимания. 

  

В традиции буддийских учений дзогчен и махамудры, также советуют прибегнуть к методам ца-лунг (контроля жизненной энергии) тем, у кого не получилось обрести понимание созерцания.

О хатха-йоге говорится и в Калачакра-тантре . В комментарии к ней, Вималапрабхе, даётся первое определение хатха-йоги. Согласно нему, хатха-йога случается тогда, когда йогин, насильственно приведя поток жизненного дыхания в центральный канал посредством упражнения в звуке, может осуществить неизменный миг посредством нераспространения, с помощью удержания бинду бодхичитты в ваджре-драгоценности, помещённой в лотос мудрости. А вы думали два часа сложных асан?

Несмотря на то, что в наше время многие преподаватели фокусируются только на асанах и физическом теле, недооценивать хатха-йогу нельзя. Конечно, этому аспекту практики нужно уделять много внимания, ведь практика позволяет раскрепостить тело, позволив йогину, не обременяться его заботами и сосредоточиться на поиске высших истин. В конце концов, асаны — это физическая работа. 

    

Поз йоги огромное количество и говорить, что эта поза из йоги, а эта нет, не имеет смысла. В современную эпоху, дабы не смущать умы практикующих, актуальны 80-90 асан. Если практик чувствует потребность в дополнительной позе, не входящей в то ограниченное число, что приписывает к исполнению та или иная школа, он может выбрать нужную из миллионов и миллиардов других поз. Еще свободнее дело обстоит с названиями. Фактически их столько, сколько школ йоги, за редким исключением, когда одни и те же позы в разных школах йоги называются одинаково. Это всё к тому, что концентрация только на построении асан, оспаривание разными школами их правильного выполнения, доказывание подлинности названия и подобных вещей не имеют особого смысла в свете вышеприведенного. Тут, как говорится, кто во что горазд. Однако есть направления йоги, где отстройка асан поставлена во главу угла, и на занятиях, практики, тянут коленки, разворачивают мышцы, напрягают кожу. Стоит сказать, что одержимость совершенной отстройкой удерживает внимание только на позах и теле, и при этом никак не способствует внутренней концентрации. Излишняя сосредоточенность на правильном выполнении ведет к провалу. Если преподаватель йоги устанавливает стандарты совершенства, его ученики обречены на неудачу: стресс и чувство неуверенности не способствует практике йоги. Преподаватель йоги не идол, а йога не является демонстрацией или представлением, практику не оценивают и не осуждают. 

  

Совершенная асана случается, когда практикующий делает все, на что способен, и поддерживает устойчивость и расслабленность, «идеальное выполнение асан» не должно трактоваться как «идеальная отстройка асан». Согласно «Йога-Сутрам» Патанжали: единственный критерий правильно выполняемой позы-это ощущение удобства, стабильности и расслабленности. Вместе с тем, чрезмерная увлеченность физическими аспектами йоги очень ограничивает. Наблюдение: школы, которые полагаются в основном на отстройку асан, почти не занимаются пранаямой и медитацией. В основном так происходит потому, что эти аспекты сложно объяснить исключительно на уровне физиологии.

Конечно, анатомия дыхательной системы весьма увлекательна, а у медитации есть заметные проявления на уровне тела, но трансформирующая сила медитации и пранаямы неизмеримы и превосходят материальные эффекты. Асана тоже может стать формой медитации, если поза сделана верно, дыхание сопряжено с движением, а внимание сконцентрировано и зафиксировано в определенных точках. Фокусировка только на теле, нивелирует истинную ценность йоги как целого. Корректнее будет воспринимать тело как транспортное средство, а не как финальную цель, ведь поклонение телу лишь разочаровывает в конечном итоге: его смерть неизбежна. 

  

Йога – не религия, а священная традиция. Цель человека, практикующего йогу, – соединение со Вселенной путем достижения запредельного состояния, которое называется "самадхи" или "мокша". Таким образом, йога одновременно является как средством, так и целью. Она имеет много разновидностей и форм в отношении своей методологии, но все они, в принципе, ведут к одному и тому же состоянию освобождения.

Йога может быть адаптирована к любой культурной или религиозной ситуации, к любой профессиональной деятельности и к любому стилю жизни. Как говорил Шри Ауробиндо, «вся жизнь – это йога». Он объяснял это, что если вы хотите стать просветлённым существом, то всё, что вы делаете в своей жизни, может быть использовано для расширения сознания, т.е. для достижения "йоги" (соединения, единства).

Автор статьи: преподаватель йоги Каменская София

www.oum.ru

Постановка и достижение целей в практике йоги :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру

Сознание — неукрощенная лошадь,Ум — бешеная обезьяна.Если сознание неспокойно,Тело будет болеть и умрет.Ши Ван Мин (VI в. н. э.)

Цель йоги в начале пути не видна, она выясняется в процессе. Парадоксальный факт: действительно, первоначальные цели практики почти наверняка изменяются при получении многолетнего опыта в йоге — а потом еще раз (или не раз) — при получении действительных результатов (этот параментр не зависит от долгосрочности опыта занятий), причем не обязательно первоначальные цели будут достигнуты! Этот любопытный факт можно сразу отметить про себя и... забыть, т.к. реальную пользу он принесет гораздо позднее — когда практикующей осваивается в сфере йоги и выясняет, что такое йога, каково его место в ней, и что она действительно может дать.

Настоящие цели йоги (в общем-то, обозначенные в ведической литературе, но большиству до нее нет дела) для новичка совершенно не понятны и не интересны! Это можно сравнить с первоклассником, который идет первый раз в школу, конечно же, не потому, что потом, через 20 лет, ему — руководителю серьезной компании — понадобятся полученные уже в начальной школе навыки самоорганизации и общения в коллективе, а также начальные знания математики и грамотный русский язык. Школьник идет в школу либо потому, что папа и мама так сказали, либо потому, что портфель красивый, или потому, что там много других ребят — и девочек с косичками в обе стороны! с которыми, уж конечно, интересно будет пообщаться. Или же он мечтает стать космонавтом или же, скажем, суперзвездой. И ему кажется, что школа даст ему это.

На деле, космонавту нужна не только школа, но и высшее техническое образование (о котором первоклассник еще и не думает), а суперзвезде, по большому счету, и начальная школа не нужна.

Поэтому свою «программу» полезнее всего держать в голове (иначе не будет стремления заниматься), но не слишком за нее держаться. Она изменится. Для опытного йога стремление стать суперзвездой, космонавтом или нефтяником с помощью начальной школы покажется смешным — с высоты опыта. Очень забавно иногда бывает наблюдать людей, которые приходят на занятия и просят в сжатый срок сделать их матерым космонавтом. Или научить петь не хуже Д. Билана. Или научиться зарабатывать миллионы с помощью сиддх или божеств индийского пантеона. Обещать такие вещи — либо глупость, либо обман. Но поначалу карта звездного неба и портрет суперзвезды на «стене» (ментальной) — вполне допустимы. Да что уж там, и небольшой макет нефтяной вышки на столе не повредит.

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод, который позволит вам достичь успеха: не стоит нанимать специально обученного человека, чтобы он натаскал вас превосходить силу гравитации. Или дал мантру на успех. Лучше просто скромно заниматься йогой — делая широкий круг практик общего типа. Постепенно истинное лицо йоги проявится, и вы начнете лучше понимать ваши истинные цели. Еще раз — в начале они просто не видны и не могут быть видны, т.к. йога — это процесс очищения сознания, и делать его стоит только в том случае, если сознание замутнено — в этом состоянии ни на какое видение рассчитывать не стоит. В этом загвоздка йоги: чтобы достичь цели, надо идти к ней, не помня ее. Настоящая цель появится позже!

Люди, которые обличаются чрезвычайно плотным Эго, способны заниматься йогой годами, очень интенсивно, так и уцепившись за свою первоначальную цель. Смотреть на это смешно и грустно. Это, как если бы выпускник университета все еще думал о красоте своего портфеля, или о том, чтобы познакомиться с как можно большим количеством девочек с косичками в обе стороны. Т.к. годы усилий потрачены, человек может к этому времени приобрести самый красивый портфель во всем городе, и иметь на своем счету знакомство с сотней девочек с во-от такенными косичками! — а толку то? Скрытая цель была в том, чтобы человек приобрёл широкое видение себя и окружающего мира, и по выходе из учебного учреждения занял достойное место в реальной жизни. А не в том, чтобы портфель (или пусть даже пресс) был красивей чем у других!

Типичные цели в йоге и методы их достижения:

1. Приобрести повышенную гибкость, раскрыть таз, повысить подвижность суставов до здорового максимума. Актуально для «деревянных» людей и, конечно, женщин любого возраста (особенно перед родами). Достигается динамичным, кратковременным выполнением разнообразных комплексов асан, практикой Сурья-намаскара, Стхула- и Сукшма-вьяям стиля йоги Дхирендры Брахмачари и небольшого количества изначальных виньяс классической хатха-йоги (их еще называют Паван-муктасанами — упражнениями, «уравновешивающими праны»). В сочетании с вегетарианской диетой (в частности, потреблением большого количества зелени, куркумы, отказа от мяса, белой муки, и своевременного питания) и регулярными чистками (Шанкха-пракшалана, Басти, Кунджал, и также, возможно, другие, смотря по состоянию тела) — результат гарантирован! Для достижения таких целей лучше всего подходят популярные сегодня направления «Аштанга-виньяса йога» и подобные ему авторские стили (называться они могут по-разному, но суть одна — динамика и физическая работа с телом. Для спортивно не очень подготовленных женщин вначале зачастую больше подойдут мягкие стили — «Йога для женщин», «Инь-йога», для сильных мужчин нужны средства помощнее — «Йога23», «Пауэр-йога», «Баптист-йога» и т.п. Подходящим для широкого круга практикующих стоит отметить стиль «Кундалини-йога» Йоги Бхаджана, который требует максимальной отдачи и напряжения тела и воли, что позволяет не только оздоровить тело, но и избавиться от вредных привычек и в целом повысить энергетический потенциал — болезненно, но в кратчайший срок.

2. Очистить, оздоровить, укрепить организм, избавиться от хронических болезней или радикально облегчить их болезненные симптомы. Очень часто в йогу приходят люди уже немолодые, т.к. врач посоветовал заняться хатха-йогой, чтобы спина не болела. Это тоже вполне оправдано: скажем, регулярно (и даже не очень по многу) занимаясь асанами, можно полностью снять болезненность при сколиозе, остеохондрозе — и предотвратить развитие болезни. Делая йогические чистки (Шаткармы), особенно в сочетании с ежегодной Панчакармой — можно заметно оздоровить, омолодить тело, «выжать 100%» его потенциала на данный возраст и состояние, улучшить работу внутренних органов, нормализовать гормональный баланс. Практика, кроме чисток, должна включать выполнение широкого спектра асан — при этом, удержание должно быть статичным и долгим. Наилучшие результаты в достижении таких целей (насколько мне известно) отмечаются в школах Шивананда-йоги, Йоги Айенгара и «Йоги В. Бойко», а также школе «Ваджра-йоги» — «Корректного подхода к позвоночнику» (КПП) А. Пахомова. Ярким западным представителем этого направления является небезызвестный Шри Шри Шри Йоги Баба Рам Дэв (индийский современный «гуру» оздоровительной йоги для всех). Отчасти в этом направлении работает и «Кундалини-йога» Йоги Бхаджана, в ответвлении «Сат Нам Расаян».

3. Избавиться от стресса, успокоить ум. Тоже один из «хитовых» запросов занимающихся йогой (к сожалению, методам двух вышеперечисленных методов эта цель не достигается). Тут помогут такие «холистические» методы йоги, как Бихарская школа (стиль) йоги, «Гималайская йога», и чисто медитативные направления самой йоги (верхние ступени «восьмиступенчатой королевской», то есть полной истинной йоги): Раджа-йога, Крия-йога и подобные практики (это не стили!). В практиках вышеупомянутых школ асаны используются (выскажу личное мнение) скорее как разминка, подготовка к более утонченным практикам, работающим с умом либо через дыхание (пранаямы и пранаямы-медитации), либо напрямую (медитации, визуализации, крии). Краеугольным камнем успеха этих практик является тот факт, что если ум расслаблен — то обозначенная Патанджали как «Читта Вритти Ниродха» (остановка мыслеобразования) цель йоги достигается — да и тело как бы следует за умом в здоровом направлении. Можно сказать, что девизом направления является «здоровый дух — здорово и тело». В поддержку ряда простых и сложных медитаций, которые предлагается делать ежедневно адептами этого направления, применяются такие техники, как развернутая Шавасана, циклическая медитация и Йога-нидра: комплексная техника «психический сон йогов», включающая длинную Шавасану, циклическую медитацию на 54 точках тела, аффирмации и ряд специфических визуализаций.

Вполне возможно, что начав заниматься йогой для здоровья, вы позднее захотите успокоить «бешеную обезьяну» своего ума, или же укрепить мышцы — и ваши приоритеты будут меняться. Важно то, что практика йоги направлена на достижение вполне реальных целей, и эти цели достигаются. Наступает гармония — между желанием и действием, внешним и внутренним — и тогда, достигнув цель, вы можете получать удовольствие ... от самого процесса!

Истинный процесс самопознания, который и происходит в ходе практике йоги (помимо банального: очищения организма, укрепления мышц, улучшения растяжки и т.п.) остается и будет оставаться во многом незамеченным кем бы то ни было. Ни вы, ни ваш преподаватель, ни «фото ауры» не отследят ваш духовный рост. Можно даже попробовать предположить, что процесс йогического самопознания — это и не процесс вовсе, а скачкообразный рост чего-то, что условно называются «осознанностью» (никто на самом деле не знает, что это). Это было и остается скрытой «загадкой» или тайной йоги, которую нам надо раскрыть на собственном опыте.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

hanuman.ru

Истинные цели йоги

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.Во первых, изначально йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – асанам. В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь. Целью Йоги является исключительно сама йога - как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения ли простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги». Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» - шлока 4.79 – «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» - ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» - ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

www.314me.ru

Истинная цель йоги

      Йога – не религия, а священная традиция. Гопи Кришна указывает, что санскритский корень этого слова – "йудж" или "цуг" означает "соединение". Цель человека, практикующего йогу, – соединение со Вселенной путем достижения запредельного состояния, которое называется "самадхи" или "мокша".       Таким образом, йога одновременно является как средством, так и целью. Она имеет много разновидностей и форм в отношении своей методологии, но все они, в принципе, ведут к одному и тому же состоянию освобождения.       Йога может быть адаптирована к любой культурной или религиозной ситуации, к любой профессиональной деятельности и к любому стилю жизни. Есть индуистские формы йоги, христианские, буддийские, даосские; есть йогические программы в психиатрических клиниках, тюрьмах, восстановительных центрах.       Как говорил Шри Ауробиндо, "вся жизнь – это йога". Он подразумевал, что если вы хотите стать просветленным существом, то все, что вы делаете в своей жизни, может быть использовано для расширения сознания, т.е. для достижения "йоги" (соединения, единства). А слова Христа о том, что "бремя Моё легко" (Матф. 11:30) имеют более глубокое значение чем то, в котором его обычно воспринимают. Экзотерическое христианство интерпретирует это высказывание о "бремени" в смысле тяжелой ноши, тяжких трудов, но эзотерическое христианство придает этим словам иное значение - "практики, которые я предлагаю для обретения сознания Христа"…

      Есть сотни тысяч мужчин и женщин в этом мире, которых сильно привлекает оккультное и сверхъестественное. Есть также сотни тысяч, для которых тайна существования обладает непреодолимой привлекательностью, и много других, имеющих неудержимое желание обрести оккультные силы и "психические" сверх-способности. Эти искатели обращаются к йоге, спиритизму, психическим исследованиям, оккультным практикам и духовным дисциплинам, чтобы удовлетворить свои стремления. Это естественно и, с их точки зрения, правильно, но часто возникает путаница в интерпретации самих стремлений, и эта путаница увеличивается, когда в нее вмешиваются профессионалы, специализирующиеся в этих направлениях.       Целью йоги, как и всякой религиозной дисциплины, является плодотворная, праведная жизнь и достижение единства с Богом.       Достижение этой цели приводит к сверхрациональному знанию и к высшему состоянию сознания. Визионерский опыт, как это подтверждают почти каждый из мистиков, йогов и суфиев прошлого, является источником невыразимого счастья. Этот опыт дает искателю непоколебимую силу и веру, непоколебимую убежденность в бессмертии, запредельное знание и блаженное единение с океаном жизни, красоты, великолепия, сострадания, любви, мира и спокойствия. Этому нет равного на земле.       "Люди саттвические (чистые) почитают богов, – сказано в Бхагавадгите, – люди раджасические (страстные) почитают природных духов и демонов, в то время как тамасические (темные, неспособные к различению) люди почитают бесплотные души и призраков".       Различие между истинным стремлением души к Богу и жаждой чудес и психических феноменов отчетливо распознавалось просветленными с незапамятных времен. Практика предсказаний, "выхода в астрал", психического целительства, колдовства и т.п. существовала с самого начала зарождения культуры в Шумере и Египте, более пяти тысяч лет назад. С того времени бесчисленное множество людей во всех частях мира пытались извлечь из этих методов какую-либо выгоду. Многие пытались стать искусными в этом, в надежде обрести силу, удачу в жизни, способность общаться с духами, побеждать врагов, творить чудеса, продлевать жизнь и побеждать смерть. Но есть ли конкретные примеры, подтверждающие, что эти люди преуспели в своих намерениях и могут быть образцом для других?       Чудеса, приписываемые Христу, могли оказать помощь нескольким тысячам человек в его время, но только его драгоценное учение и жизнь, которой он жил, имеют влияние на человечество и по сей день. Чудеса, которые, как говорят, он совершал, и те, которые связаны с его рождением, в настоящее время можно считать одним из основных факторов, ответственных за те сомнения, которые сейчас есть относительно самого факта существования Христа. Все то, что не находится в соответствии с божественными законами, не может выжить долгое время. Учение Христа было в согласии с этими законами и поэтому выжило в целости и сохранности. Его чудеса не соответствовали этим законам, и поэтому их значение осталось в прошлом; их не признает рациональный интеллект нашего времени.       Это относится не только лишь к Христу. Все чудеса, приписываемые Будде, адептам йоги, христианским мистикам и другим духовным учителям, не только полностью отрицаются наиболее информированными людьми, но, кроме того, используются скептиками в качестве оружия, обращенного на сами основания той веры, которую эти чудеса как будто призваны укреплять.       Многие из чудес, приписываемых святым, такие, как полеты по воздуху, не только не были повторены никем, но и были превзойдены современной наукой. В древних трактатах, посвященных чудесным и волшебным достижениям духовных людей, нет ничего такого, что могло бы хотя бы приблизиться к тем чудесам, которые достигнуты сегодня благодаря интеллекту. Единственное чудо, которое выжило и осталось непревзойденным, несмотря на натиск времени, - это чудо просветления, чудо преображения, воспринимаемое как величайшая революция в мыслях и поведении для поколений и поколений человеческих существ. Это то, что дает утешение и силу душе, свидетельствует о преодолении горя и страдания посредством веры и дает надежду на светлое будущее в периоды самого тяжелого отчаяния. Все это служит необходимыми средствами для человеческого сознания, позволяющими поддержать доверие и мужество, несмотря на все тяготы эволюционного восхождения. Это – единственное чудо, которое наука никогда не сможет воспроизвести.       Желание разрешить загадку существования, проникнуть в темное и таинственное и заглянуть за завесу коренится в глубинном эволюционном побуждении человеческого сознания. Посредством этого побуждения природа вовлекает интеллект в исследование сверхъестественного и ноуменального, в конечном итоге ведущего к открытию сверхфизических сил, управляющих Вселенной.       Основная цель – вовлечь в душу исследование ее собственной тайны с тем, чтобы найти ответ на вопросы, возникающие в сознании почти каждого человека, - вопросы о проблеме собственного существования. Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя.

      Душа является бесконечным и вечным океаном блаженства, единым с солнцем, звездами и планетами, но незатронутым их непрестанным движением. Она – это свет мира, свободный от любых цепей, которые приковывают человеческое тело к земле. Цель этого эволюционного импульса - привести человека к осознанию самого себя. С этим высоким знанием он будет способен устроить свою жизнь как разумное человеческое существо, свободное от эгоизма, насилия, жадности, честолюбия и неумеренных страстей. Следовательно, целью природы является то, чтобы каждый ребенок, родившийся на земле, имел возможность обрести высшее сознание и жить прекрасной жизнью, осознавая свою бессмертную божественную внутреннюю сущность и пребывая в мире и гармонии с каждым человеческим существом.

bhajan.narod.ru

Высшая цель йоги

От “физической” йоги к трансмедитации и Бхакти-йоге

 

(Высшая цель йоги)

Если вы увлекаетесь йогой, эта статья может быть для вас полезной. Слово “йога” имеет смысл, сходный с нашими словами “связывать, давать связь”. Слово “йога” используется в различных областях ведической науки, например, в астрологии есть так называемые йоги (связи), когда планеты встречаются друг с другом. Итак, йога означает “связывать с чем-то”. А истинная связь означает “связь с Богом”. Поэтому Всевышний Господь Шри Кришна говорит в «Бхагавад-Гите»: “Из всех различных йогов, тот, кто постоянно думает внутри обо мне, я считаю его самым великим йогом”. Таким образом, йога это не просто набор “странных” физических упражнений. Если вы начали заниматься йогой, не останавливайтесь только на телесной стороне йоги. Постепенно рекомендуется переходить к трансмедитации  - размышлению о вечном Духе, одной из ипостасей Бога, и о вечной жизненной энергии, управляющей телом, то есть – атме/душе, которая запредельна к этому миру, относится к миру нематериальному, трансцендентному; истинная медитация – не на тело, а на атму. Затем рекомендуется переходить к Бхакти-йоге, кульминации всех видов йоги. Бхакти-йоге (Бхагавад-Бхакти) и посвящён этот сайт. Бхакти-йога направляет атму к её источнику, полному вечной Радости, запредельному материальным телу и уму – направляет к Прекрасной Личности Бога.

Для улучшения же телесного и умственно-психического состояния издревле в Индии использовали систему так называемой аштанга-йоги. “Ашта” означает “восемь”, а “анга” означает “часть”, то есть 8 частей йогической системы. Это способ, с помощью которого человек движется к психо-физическому совершенству с помощью практики йоги. Йогам рекомендуется сидеть на берегу священной реки в уединенном месте, йог должен находиться в одиночестве – очень трудно заниматься йогой, когда вокруг много людей. Поэтому действительно заниматься йогой в городе довольно  непросто. Прежде всего необходим хороший наставник, без этого настоящая йога невозможна. Нужно пройти обучение у гуру. На пути серьёзной йоги, после обучения, человек должен поселиться вдали от мирской суеты, в лесу или на берегу реки (лучше в Гималаях или другом святом месте), где он три раза в день сможет принимать омовение, пить чистую воду, размышлять о Боге в полном покое. Он должен сесть на небольшое возвышение и вначале заниматься йогической практикой асан. Асана означает различные позы, иногда это называют хатха-йогой, когда человек сидит в различных позах и с помощью дыхательных упражнений контролирует свой ум. Для контроля ума используют пранайаму – особое вдыхание, выдыхание и задержку воздуха. Вдыхая через одну ноздрю и придерживая при этом вторую большим пальцем, нужно считать до 16, затем он задерживать дыхание, считая до 64, затем выдыхать через рот, считая до 32. Результат этого – постепенное уменьшение нашей зависимости от воздуха, ведь согласно йоге человеку не нужно дышать так часто и много. За счет понижения числа вдохов йоги увеличивают продолжительность своей жизни, ибо говорится, что продолжительность нашей жизни определяется не числом наших клеток, а количеством вдохов, которые может сделать человек.

До сих пор в Индии есть йоги, которые знают это искусство продления жизни. Каждые 12 лет они приходят в одно священное место, где сливаются три великих древних реки: Ганга, Ямуна и Сарасвати, это рядом с городом Аллахабад (Прайаг). В это особое время мистические йоги приходят с Гималаев и появляются перед людьми. Например, есть один йог в Гималаях, которого зовут Деварала Йоги, и возраст его по меньшей мере 300 лет! Однако цель йоги не в том, чтобы прожить в одном и том же теле как можно дольше. Цель гораздо более высокая.

Итак, система пранайамы по задержке дыхания предназначена для успокоения ума. По своей природе ум очень беспокойный. Куда бы не отправлялись чувства, ум следует за ними и зачастую падает их жертвой. Мистический йог может контролировать свой ум с помощью пранайамы. Шаг за шагом он переходит к пратйахаре, когда он начинает отрывать свои чувства от обьектов чувств. Это делается внутри, когда человек находиться в трансе медитации. Затем он помещает все свои чувства в ум. Когда он оторвал свои чувства от их обьектов, подобно черепахе, втягивающей в панцирь свои конечности, начинается процесс дхарана. Это состояние, когда ум и чувства подняты до уровня разума. При этом рекомендуется повторять мистический слог Ом* и Имена Бога. Медитируя на глубокий звук Ом и Имена Бога, человек приходит на уровень гйаны. В этот момент в своем сердце он может видеть Высшую Душу.  На вершинах медитации аштанга-йоги наибольшего успеха может достичь тот, кто способен обрести созерцание Параматмы (Сверхдуши) в сердце. Но это лишь первое приближение к начальной, нейтральной “расе” (отношениям с Богом) – шанта-расе, с которой начинаются пять главных “рас” в Бхакти-йоге.

Иногда неудачливые йоги, когда видят Сверхдушу в своем сердце, начинают думать, что это они сами. Но это великое оскорбление, из-за которого они неизбежно падают с уровня мистической йоги (потому что Бог один и только один, никто не может занять Его место!). Однако те из йогов, которые не совершают оскорблений, когда видят Сверхдушу в своем теле, осознают, что на самом деле это Образ Верховного Господа. Они медитируют на этот Образ и смотрят на Него с величайшей сосредоточенностью и любовью. Затем у них возникает привязанность к этому Образу, которая приводит их на уровень самадхи. Нужно понимать, что узреть Образ Сверхдуши в своём сердце не так легко. Множество мошенников заявляют людям, будто бы они видят Бога (Сверхдушу) в сердце. Как правило, это обман, подтверждаемый и тем фактом, что они открыто говорят об этом публике – хвастаясь или желая заработать на этом. Истинный йог не рекламирует свои духовные достижения и не зарабатывает на них богатства или популярность. Исходя из этого критерия, большинство так называемых “гуру” в йоге – мошенники. Люди не знают о том, какова квалификация настоящего Гуру, и попадаются к таким мошенникам. Поэтому на духовном пути необходима осмотрительность и внимательность. Начинающему йогу (и на последующих стадиях также) следует смотреть и на себя – остерегаться гордыни от своих достижений в йоге, от обретённого понимания или чего-либо ещё. Гордыня перечёркивает все духовные успехи и оставляет человека ни с чем.

Итак, йог, достигший зрелости в аштанга-йоге, постепенно поднимает потоки воздуха, которые удерживают душу в нашем теле. Йог поднимает психическую энергию через последовательные чакры и постепенно поднимает жизненную силу вместе с душой на уровень аджна-чакры, которая находится над глазами. Но если он не достиг зрелости, то будет использовать эту воз можность, чтобы покинуть своё физическое тело и отправиться на другую, более высшую планету. Обычно йоги отправляются на Солнце, потому что это райская планета, она предназначена для мистических йогов, которые входят через врата Солнца и получают тело, состоящее из чистого огня. В соответствии с современной наукой это невозможно, потому что современные учёные “не видели жизни в огне”. Но согласно Ведическим Писаниям, вполне возможно жить в огне, только для этого нужно подходящее тело. Как есть тела, созданные из воды и земли, так есть и тела которые преимущественно сделаны из огня, и они могут жить на Солнце и других высших планетах, в невидимых для нас измерениях. Там живут великие йоги и мудрецы под началом Шри Брахмы, четырёхголового творца нашей брахманды – материальной вселенной (в материальном мире вселенных очень много, наша вселенная не единственная; в каждой вселенной есть свои Сурья-Солнце и Чандра-Луна, свой Брахма и другие деваты/полубоги).

Цель зрелого йога – постепенно подняться ещё выше Солнца, выше райских кущ, то есть на Ваикунтху**, “место, где нет тревог и беспокойств”, а точнее – прийти в Обитель Бога. Иногда это место называют Царством Божьим, Духовным Миром и т д. В этом и состоит смысл занятий мистической йогой – подняться до вечной Обители Самого Бога, чтобы там совершать вечное служение Ему.

Но как же обыкновенному человеку достичь успеха в своей жизни? Ведь описанные способы вряд ли подойдут обычному человеку. Для занятий йогой нужно совершенно уединённое место, более того нужна большая усидчивость, терпение, да и вообще откуда у людей столько много времени в наш век? Поэтому великие мудрецы прошлого рекомендовали в эту эпоху (Кали-йуга) простой и лёгкий способ. Этот путь называется Бхакти-йогой. Это нисходящий процесс, а не восходящий, в отличие от аштанга-йоги, где многое зависит от собственных усилий. То есть в Бхакти-йоге многое зависит от милости свыше, в этом отличие. Хотя Бхакти-йога внешне кажется простой, в то же время это самая высшая форма йоги и медитации, в которой полностью раскрывается лотос сахасрара-чакры. Практика этой йоги внешне проста, она основывается на повторении мантры, в котором совершается медитация на Звук Имени Бога. Но важно понять внутренний, очень глубокий смысл этого процесса. В основном в эту эпоху людям рекомендована одна мантра, самая главная, заключающая в себя благо всех остальных мантр. Великая молитва (Маха-мантра) состоит из 16 слов и звучит таким образом: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Но для её повторения обязательно необходима вера, (хотя и без веры повторяющий человек обретёт некое благо). “Ман” означает ум, “тра” – освобожение, то есть мантра значит “молитва, освобождающая ум от мирских беспокойств”. А Маха-мантра – это Великая Песнь спасения. Она неотлична от слога Ом. Даже те, кто в первый раз пробовали повторять её, говорят что это приносит большой эффект, успокаивает ум, избавляет от тревог и даже приносит здоровье (хотя, конечно, это лишь внешние особенности воздействия Имени Господа). Нужно знать, что Вайшнавы – это такие чистые души, непоколебимо преданные Господу, которые ни в коем случае не повторяют Имя Бога ради “успокоения ума, здоровья” или чего-либо ещё материального. Повторять Имя Бога для чего-то корыстного – недостойно.

Маха-мантра – самая высшая из всех мантр. Она сокровенна, таинственна, хотя её знают и произносят многие, и не только в Индии. Её нельзя раскрывать кому попало, то есть людям без веры в Господа Шри Кришну, оскорбляющим Бога, и в то же время по Милости Шри Чайтанйи Махапрабху Маха-мантра приходит в этот мир и становится широко известна. При этом нужно понимать, что истинное Имя Бога (Шуддха-Нам, чистое Имя Бога) невозможно произнести, просто узнав Маха-мантру из книги или интернета. Это не материальный звук, чтобы его можно было легко воспроизвести плотским языком. Истинное Имя Бога нисходит, проявляется только по воле Бога и по Милости святого Гуру-Вайшнава.

Настоящие, высшие йоги в наше время повторяют Имена Всевышнего Господа, сложенные в эту молитву (Маха-мантру) и упомянутую во многих древних Писаниях Индии – Пуранах и Упанишадах. Такому Бхакти-йогу, повторяющему до конца своей жизни святые Имена Господа, даже этот материальный мир представляется возможностью послужить Всевышнему, поскольку этот мир тоже связан с Ним и создан Им. Постепенно Бхакти-йог переносится из этого мира в другой Мир, более прекрасный, когда любящий Своих бхакт*** Всевышний Господь дарует ему такую Милость.

Бхакти-йогой можно заниматься и живя в городе, хотя, конечно, более естественна для человека жизнь на природе, на земле. Однако не все могут сразу переселиться в такие условия обитания. Тем не менее, Бхакти-йога возможно и в городских условиях жизни.

Бхакти-йогой можно начать заниматься даже и не проходя предыдущие стадии йоги. Если есть влечение к Бхакти-йоге, значит человек прошёл все предварительные стадии в прошлых жизнях. Или же в этой жизни он получил такую милость Вайшнавов, что имеет стремление к служению Личности Бога на пути Бхакти. По сути, Бхакти-йога не зависит ни от чего, кроме милости Господа и Его Близких Спутников.

Пожалуйста, внимательно читайте “Бхагавад-Гиту”, древнейшее богооткровенное Писание, Квинтессенция всех Ведических Писаний. “Гита” – это Слова Самого Всевышнего Господа Шри Кришны, сказанные Им более пыти тысяч лет назад Своему дорогому бхакте Арджуне, и через него – всем нам. На тему о йоге там есть два очень важных стиха – в главе шестой “Дхйана-йога”, стихи 46 и 47:

тапасвибхйо ‘дхико йоги гйанибхйо ‘пи мато ‘дхиках /кармибхйаш чадхико йоги тасмад йоги бхаварджуна //

“Йог неизмеримо более велик любого аскета, философа-эмпирика и того, кто занимается кармической деятельностью. Поэтому, о Арджуна, не взирая ни на что, стань йогом”.

йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана /шраддхаван бхаджате йо мам са ме йуктатамо матах //

“Среди всех йогов тот, кто, обладая непоколебимой верой, всегда выполняет Мои указания, думает обо Мне в глубине своего сердца и служит Мне с любовью и преданностью, самым тесным образом связан со Мной в йоге и превосходит всех прочих трансценденталистов. Таково Мое мнение”. (Гита 6.46-47)

Таким образом, Сам Шри Кришна подтверждает, что Бхакти-йога – наивысшая из всех видов йоги, и направляет нас на этот путь к Нему. Всех успехов на этом пути!

Хари Ом Тат Сат

_________________

* Хотя слог Ом стал широко известен за пределами Индии благодаря популяризации йоги, но согласно Писаниям этот священный слог Ом могут повторять только те, кто получил дикшу (посвящение) у Гуру-Вайшнава. Слог Ом – суть и начало всех Вед – связан с брахма-гайатри, которую повторяют достойные брахманы. Поэтому повторять слог Ом, строго говоря, позволяется только после посвящения у достойного Гуру. Таков правильный процесс повторения слога Ом. Для повторения же Имён Бога (Хари, Говинда, Рама, Нарасимха, Джаганнатх, Мукунда и других Имён Господа) не требуется посвящение. Маха-мантра – это высшая мантра, состоящая из Имён Бога, расположенных в определённом порядке, и в Маха-мантру посвящение у Гуру-Вайшнава всё же получают. Во время посвящения ученик получает от Гуру особые чётки, личное духовное имя и наставления о служении Святым Именам Бога, сложенным в Маха-мантре. Однако в отличие от слога Ом повторять Маха-мантру можно и до посвящения, такова милость Шри Чайтанйи Махапрабху в эту трудную эпоху, называемую Кали-йугой. Человек, начавший повторять Маха-мантру, ощутит такой вкус к духовному служению Господу, что захочет правильно научиться этому и будет искать наставлений у достойных Вайшнавов, и у кого-то из них он захочет должным образом  получить посвящение. Посвящение – это не только обряд, но гораздо больше. Оно зависит от правильного обучения (шикша). Без обучения Бхакти-йоге у Вайшнавов одно лишь посвящение мало что может принести. Зачастую люди получают посвящение у Вайшнава и не обучаются процессу Бхакти (который требует всей жизни), однако с гордостью заявляют о себе как об ученике “такого-то Гуру”. Гуру-Вайшнав даёт посвящение для изучения пути Бхакти, для изучения священных Писаний, для служения Господу, но не для развития гордыни или желания себе славы.

** Ваикунтха – личная обитель Бога, духовный мир. По сути, туда невозможно “придти” самому, туда могут только взять те, кто имеют такие полномочия – Близкие Спутники Всевышнего Господа Шри Кришны (Вишну). Видя устремлённость атмы к служению Богу, в должное время, в одной из жизней, они приводят атму в духовный мир.

*** Бхакта (Вайшнав) – человек, по-настоящему преданный Всевышнему Господу Шри Кришне (Вишну), живущий лишь ради служения Ему.

_______________________________________________________________________

Обратно к следующим статьям раздела “Знакомство с Бхакти” (ссылки внизу страницы): http://paramartha.info/intro

_________________________________________________________

(с) Парамартха 2006-2012. www.paramartha.info

paramartha.info

цели и способы достижения спокойствия ума

И снова здравствуйте! Согласитесь, что знание теоретических основ йоги помогает ее практической стороне. Вы уже познакомились с ашатанга виньяса йогой на страницах блога. Сегодня я подготовил для вас материал, дающий наиболее полное понимание того, что такое аштанга йога.

Прочитав его, вам откроются более глубокие мотивы для продолжения и усовершенствования своей практики. Если обращаться к истории, то всем известный факт в том, что принципы аштанга-йоги изложил в тексте «Йога-сутры» философ Патанджали во 2 в. до н.э. На его виденье мы и будем опираться, разбирая все по полочкам.

Понятие

«Аштанга-йога» в переводе означает «йога восьми ступеней». Но не стоит понимать слово «ступени» буквально. Правильнее будет воспринимать их как ветви одного дерева, ведь осваивая одни ступени и переходя к новым вершинам, человек продолжает нести в себе наработки предыдущих ступеней, не отбрасывая их как пройденный этап. Успех в достижении конечной цели заключается в накоплении опыта всех этапов пути.

Цель

Сама цель хорошо прослеживается во второй сутре древнего текста. Она звучит как «Читта Вритти Ниродхах». Так как проходя сквозь века, значение слов меняется, в разных источниках варианты перевода разнятся, но основная мысль одна. Эти слова примерно означают «сдерживание колебаний ума».

По-научному это, наверное, могло бы звучать как «остановка внутреннего диалога», но суть йоги, конечно, гораздо шире. В конечном итоге йог может не только взять под контроль свое тело и ум, но и соединить свое энергетическое поле с божественным источником, что полностью исключает другие потребности или цели.

Описание каждой ступени

Может ли достичь этого простой смертный? Несомненно, но каждая ступень, каждый шаг к этому – это определенная работа над собой и требуется полная отдача. Патанджали четко определил последовательность действий практикующего на протяжении всей садханы (поиска истины). Рассмотрим их подробно.

Ступень 1. Яма.

Это усилия человека по избавлению от своих порочных действий и мыслей, без выполнения которых дальнейшие шаги бессмысленны. Автор сутр включил в них следующее:

  • Ахимса. Жизнь в гармонии с природой и социумом без причинения кому-либо вреда. Сюда входит развитие сострадания ко всем живым существам, вегетарианское питание, неиспользование натурального меха и кожи, экономия водных ресурсов, доброжелательное отношение ко всем, отсутствие злых намерений и др.
  • Сатья. Честность по отношению к себе и окружающим. Важно говорить людям правду и не обманывать самого себя. В ином случае, погружая и погружаясь в заблуждения, человек неизбежно создает себе новые кармические влияния, которые рано или поздно его настигнут.
  • Астея. Отсутствие желания присвоить себе вещи других людей. Попросту говоря, не воровать. В век нынешних технологий помимо материальных вещей существует информационная собственность, плагиат которой также является нарушением этого предписания.
  • Брахмачарья. Воздержание от чувственных удовольствий (секс, слава, роскошная пища и т.д.) в пользу перенаправления освободившейся энергии на продвижение в практике.
  • Апариграха. Избавление от любых привязанностей (к людям, вещам, деньгам, местам и пр.), отказ от накопительства и богатства.

Ступень 2. Нийяма.

Нийяма подразумевает развитие в себе благоприятных качеств и привычек, способствующих духовному росту. Здесь также 5 основных наставлений:

  • Шауча. Поддержание чистоты на всех уровнях бытия – тела, ума и речи. К очищению телесной оболочки относится: ежедневное омовение, чистка зубов и языка, практика очистительных процедур (шаткарм) и пр. Ум целенаправленно движется в сторону благостных мыслей. Очищение речи – это произношение исключительно красивых и добрых слов, грамотное их формулирование, периодическая практика обета молчания и т.д.
  • Сантоша. Удовлетворенность тем, что вы имеете. Принятие своей жизни такой, какая она есть.
  • Тапасья. Это добровольная аскеза (ограничение) от так называемых «благ» материального мира. Все устремления йога направлены на духовный прогресс, а не на потворство мнимым желаниям, навязанным ему обществом.
  • Свадхьяя. Познание самого себя и своего места в существующем мире. Достигается это путем глубокого самоанализа, философских размышлений, изучения авторитетной духовной литературы и пр.
  • Ишвара пранидхана. Смиренность и понимание того, что все в мире пропитано присутствием Бога (Ишвары). Беспрекословное доверие ко всему происходящему.

Живя по принципам первых двух степеней, человек обретает простую жизнь снаружи и богатую наполненную внутри. При этом вся его энергия уходит в правильное русло.

Ступень 3. Асана.

Асана – это устойчивое положение тела, во время которого внимание ума устремлено в одну точку. Подразумевается то, что человек должен подготовить свое тело для нахождения подолгу в одной позе во время медитации. Для того, чтобы такое монотонное положение не приносило дискомфорт, необходимо развить выносливость и гибкость физического тела с помощью практики асан.

Ступень 4. Пранаяма.

Пранаяма – это комплекс дыхательных упражнений, способствующих равномерному распределению жизненной силы по энергетическим каналам человека. Секрет также в том, что спокойное еле заметное дыхание замедляет мыслительные процессы и ум тоже становится спокойнее.

Первые четыре ступени восьмиступенчатой йоги – это именно то, что мы называем хатха-йога, основные асаны и пранаямы которой, вы можете освоить под моим руководством Наша студия йоги находится в Санкт-Петербурге и имеет программы как для начинающих, так и для продвинутых йогов. Беременность не является противопоказанием.

После того, как ваше тело и желания стали вам подвластны, вы готовы приступить к следующим шагам, которые теперь направлены исключительно внутрь себя. Для ощутимого прогресса многие в этот период покидают социум.

Ступень 5. Пратьяхара.

Это работа над осознанным притуплением органов чувств. Внешние объекты и воздействия должны игнорироваться и не восприниматься. Все внимание уходит на внутренние ощущения.

Ступень 6. Дхарана.

Активная тренировка ума, совершенство концентрации на объектах. Объекты могут быть и внешние, и внутренние, главное, чтобы это происходило как можно дольше по времени.

Ступень 7. Дхьяна.

Собственно, это сама медитация. Сосредоточенное погружение в созерцательные процессы с отсутствием каких-либо мыслей. Ум взят под контроль.

Ступень 8. Самадхи.

Конечная цель йоги, которую принято называть просветлением, так как во все существо человека начинает проникать божественный свет и его оболочка сияет. Садхака больше не отождествляет себя с материей, а осознает свое единство с Высшим Абсолютом. Это мудрость в высшем ее проявлении.

Так как последние четыре ступени подразумевают внутреннюю работу, то сложно говорить о ней обобщенно, ведь у каждого индивидуума свои собственные, ни на что не похожие результаты практики. Которые к тому же с трудом поддаются словесному описанию.

Я желаю вам целенаправленно двигаться по тропинке жизни и добиваться незыблемых высот! Тем более что примерный путь вам теперь известен! Если возникли вопросы, пишите их в комментариях к статье

Похожие статьи:

Поделитесь с друзьями

yogaindigo.ru


Смотрите также