Таинственная Индия — чудеса Йогов. Чудеса йоги


Таинственная Индия - чудеса Йогов

С незапамятных времен загадочный Восток, как магнитом, притягивал к себе многочисленных путешественников. Особенно манила европейцев таинственная Индия — «страна чудес». Столь необычный эпитет эта страна получила благодаря невероятным способностям, которые демонстрировали индийские факиры и йоги. Еще в далекие времена европейские путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали, что там живут необыкновенные люди — йоги, которые так развивают зрение, что могут видеть, как некоторые животные в темноте, а также мелкие предметы на далеких расстояниях на горизонте и даже за горизонтом, предметы, скрытые от глаз преградой. Эти люди могут длительное время смотреть на Солнце. Они не боятся ни жары, ни холода, и обнаженные стоят и сидят на снегу в Гималаях в необычных позах, проводя многие часы в медитациях. Путешественники уверяли, что видели своими глазами, как этих людей закапывали в землю на многие недели и месяцы, и что после раскапывания они оживали. Некоторые уверяли, что эти люди подвергаются методам закаливания пятью огнями «панч-дхуни», и тогда они не боятся огня и могут смело ходить по горящему костру. Сообщалось, что они не тонут в воде и длительное время могут сидеть на воде, покачиваясь на волнах священного Ганга. Говорили о невероятной выносливости йогов, которые могут бежать несколько дней без отдыха. Сообщались и другие невероятные способности йогов: якобы южные и северные йоги, отдаленные друг от друга тысячами миль, общаются между собой мысленно.

В Европе по-разному воспринимались эти сообщения. Одни считали их вымыслом от начала до конца, плодом неудержимой фантазии путешественников, другие более сдержанно выражали свои сомнения, допуская, что некоторые факты, описанные очевидцами, могли в действительности иметь место, но что все это требует достоверных подтверждений. Проходили десятилетия, а поток информации о йогах не уменьшался. Многие сведения, сообщавшиеся путешественниками, были подтверждены авторитетными учеными и специальными комиссиями, а также многочисленными очевидцами. Неоспоримым фактом оказалось необыкновенное владение йогами своим телом и внутренними органами: контроль за работой сердца, дыханием, а также вегетативной нервной системой, влияние на работу эндокринной системы, управление чувствами и эмоциями, невероятная закалка организма респов, генерирующих в теле тепло «тумо», невиданная выносливость «небесных скороходов» — лун-гом-па («созерцающие ветер»), бегущих несколько суток подряд без остановки, не сбавляя темпа бега.

Йоги свои достижения не считают чудом, и то, что они демонстрируют, может выполнить любой человек с помощью соответствующих тренировок, включая и такие, как закапывание в землю на месяц, телепортация и левитация.

Доктор философии и медицины, известный английский ученый психиатр Александр Кэнон, работающий в исследовательском психиатрическом центре в Кольне Хоч, в книге «Неведомое влияние» пишет о том, как он сам с помощью тибетского йога левитировал (перелетал) через широкое и глубокое ущелье в Гималаях. Подготовка к левитации через ущелье, пишет А. Кэнон, шла несколько часов. Вернувшись в Лондон, доктор А. Кэнон опубликовал книгу, в которой он описал свой эксперимент левитации. Ряд известных ученых подтвердили, что они также были свидетелями демонстрации левитации. Сейчас феномен левитации наблюдали сотни тысяч людей. Его демонстрируют по телевидению и в кино, в различных странах.

В 1934 году в Калькуттском университете перед известными индийскими учеными, среди которых присутствовал и сэр К. В. Раман, лауреат Нобелевской премии, открывший эффект диффузии света — «эффект Рамана», Свами Нарасингха глотал смертельные дозы серной и карболовой кислоты и затем принял внутрь один грамм соли цианистой кислоты. После этого он выпил воды и вывел кислоты из своего организма.

О йогах-огнеходцах и йогах, подвергающихся закапыванию в землю на длительное время, сейчас сняты научно-документальные фильмы. И все же в йоге остается много загадочного и неизвестного, особенно на ее высшей ступени — Раджа-йоге. 

Волшебные силы Йогов 

Способность людей творить чудеса в Индии называют сиддхи. В йоге насчитывается восемь основных сиддхи, достигаемых с помощью особой практики психофизических упражнений:

1. Анима (от санскр. «ану» — атом) — уменьшение в размерах. Согласно теории йогов, законы внутри пространства атома будут иными, чем известные законы пространства макромира. Посредством уменьшения в размерах адепт может стать невидимым, и тем самым он получает возможность проникнуть внутрь самых мельчайших объектов и изучить их внутреннюю структуру.

2. Лагхима — не иметь веса, т. е. управлять силой воздействия земного тяготения на свое тело с помощью развития в каждой клетке противоположных центробежных тенденций. Йоги считают это нетрудным актом и часто используют лагхиму для демонстрации левитации. В «Маркандейи пуране» отмечается, что лагхима означает «иметь высшую скорость».

3. Махима — становиться невероятно большим. Это дает возможность видеть громадные пространства, взаимодействие и движение солнечной системы и вселенной, проникнуть в суть их глубин.

4. Гарима — быть чрезвычайно тяжелым (в противоположность лагхиме). В некоторых трудах йогов вместо «гаримы» описывается «камавасайита» (полное удовлетворение) — полное чувство удовлетворения.

5. Прапти — переноситься в пространстве в какое угодно место в любое время. В «Шива самхите» по этому поводу пишется: «Он (адепт) найдет все, что захочет, ибо все у него будет под рукой».

6. Пракамья — выполнять все желания или видеть все свои желания реализованными.

7. Вашитва — управлять силами природы. Назначение живой мыслящей природы покорять неживую, инертную природу, а также подчинять воле человека остальной живой мир. Но чтобы господствовать, надо знать истоки. Для этого потребовались воля и мужество многих поколений йогов, удесятеренные жаждой знаний.

8. Ишитва — быть властелином мира, создавать и уничтожать, обновлять и разрушать.

Тридцать дополнительных качеств:

Помимо основных восьми сиддх, йоги описывают тридцать дополнительных качеств, приобретаемых ими в процессе психологической тренировки.

1. Достижения, полученные с помощью умственной деятельности («ниродха пиранама сиддхи») в результате самоконтроля и концентрации, основанных на явлениях в трех сферах: в сфере естественных законов («дхарма»), частичных законов («лакшана») и явлениях, происходящих в силу определенных условий («авастха»). С помощью этой тренировки адепт познает прошлое и может предугадать будущее развитие явлений.

2. Проникновение в значение слов и крики животных. Звуковой состав слов, их звуковая форма, значение слов, т. е. их внутреннее содержание, и сочетание звуков и слов являются тремя аспектами неделимого целого. Концентрируясь на каждом из этих аспектов отдельно, адепт может понимать язык всех живых существ.

3. Знание прошлого можно достичь с помощью концентрации на внешних и внутренних признаках, а также следах, оставленных прошлой жизнью на организме.

4. Чтение мыслей осуществляется с помощью концентрации на способности мышления и восприятия. По представлению древних, мысль быстрее скорости света, быстрее всего. Некоторые йоги считают, что мысль — это излучение ментального и психического поля (поля эмоций), издаваемого мозгом человека. Мозг материален и он излучает материальные волны определенной частоты, и, как всякая волна, они имеют способность перемещаться в пространстве, т. е. обладать последующим независимым бытием даже после гибели источника. Мысль посеяна в пространстве, как звездная пыль. Она всеобща. Йоги полагают, что мысль можно посылать и улавливать, настроившись на определенную волну с помощью ритмического дыхания.

5. Становиться невидимым. Посредством концентрации на форме тела излучение, идущее от него, с помощью которого оно зрительно воспринимается, слабеет и, в конце концов, контакт между зрительными органами окружающих и телом адепта полностью прекращается и адепт как бы исчезает. В действительности это только иллюзия исчезновения. Подобные превращения происходят и с другими органами чувств. Описаны случаи, когда йоги фотографируются вместе с другими людьми, но на фотографии появляется только группа людей, а вместо йогов на фотографии оказывается пустое место.

6. Познание смерти и ее сущности. Сосредоточиваясь на основных свойствах явлений, порождающих незамедлительные последствия, и на сущности явлений, воздействие которых сказывается позже, адепт познает процессы и сущность смерти.

7. Познание души («атма бала») или разума («пурна мано бала») достигается мысленной концентрацией на абстрактных понятиях, таких, как сила дружбы и любви, радости, сожаления, беспристрастности и отрешенности. Подобными упражнениями достигается познание глубины души и разума.

8. Приобретение физической силы животных достигается концентрацией на силе этих животных в совокупности с особой физической тренировкой. Свами Йогананда в «Автобиографии йога» описывает йога, который владел физической силой, значительно превосходящей силу тигра.

9. Познание тонких скрытых механизмов вещей и явлений, проникновение в их суть можно достигнуть посредством привлечения знаний, интуиции и концентрации мыслей.

10. Познание солнечной системы и звездных миров достигается сосредоточением ума и фокусированием его на солнце. Этим можно познать природу солнца и звезд и происходящие в них процессы.

11. Познание планет достигается сосредоточением и фокусированием ментальных способностей на Луну. Изучив Луну, можно понять и сущность планет.

12. Познание законов движения звезд достигается сосредоточением на Полярной звезде. Из-за громадных расстояний, говорили древние йоги, звезды нам кажутся неподвижными, в действительности же они находятся в вечном движении.

13. Познание тела и основной его сущности достигается концентрацией на солнечном сплетении и пупке.

14. Освобождение от голода и жажды можно достигнуть концентрацией на шейной впадине.

15. Спокойствие тела и души достигается сосредоточением на главной артерии (курма) около этой впадины (сонной артерии).

16. Сверхъестественные видения достигаются сосредоточением на свет, исходящий из тонкого центра, расположенного над бровями, называемого «Брахмарандхрой».

17. Всеобщее познание наступает после концентрации на «звезду прорицания» («притибха»), появляющуюся в голове после установления абсолютного спокойствия тела и ума.

18. Познание сознания достигается сосредоточением на сердце.

19. Мысленное воссоздание строения космоса. Когда достигается состояние подлинного сознания, при котором мысль абстрагируется от вещей и своего собственного «Я», углубляя концентрацию на этом состоянии, можно увидеть строение вселенной, суть Брахмы, основные законы построения всего мироздания. Вместе с этим достигается способность прорицания и пять чувственных достижений:

а) предсказания («пратибха») о прошлом и будущем;

б) способность внутреннего слушания («шравана»), с помощью которого можно прослушивать себя, а также понять священный звук «АУМ» (Ом) — главную мантру йогов.

в) способность абсолютного осязания («ведана»), с помощью которого можно проникать в сущность предметов, «видеть» их;

г) способность сверхвидения («адарша») — видеть предметы на далеких расстояниях, а также в темноте, и объекты, скрытые преградой.

д) вкусовые способности («асвадана») — утонченные до предела вкусовые ощущения;

е) способность к сверхобонянию («варта сиддхи») — предельное утонченное обоняние.

20. Покидать оболочку (тело). При концентрации всего внимания на тонком астральном теле узы, соединяющие его с оболочкой, ослабевают и адепт может покинуть свою оболочку или вновь войти в нее.

21. Быть вне контакта с внешним миром. Практикуя сосредоточение на жизненной энергии, расположенной в области горла («удана»), и направляя эту энергию в область головы, можно развить способность человека быть вне контакта с внешним миром, т. е. к адепту никто не может прикоснуться и ничто не может к нему пристать.

22. Контроль над огненной энергией («самана»). Огненная или пищеварительная жизненная энергия распространяется от пупка во все стороны равномерно. Она регулирует различные жизненные функции внутренних органов. От нее зависит их взаимодействие. Упражняясь в концентрации на ней, тело йога начинает излучать свет, похожий на отблеск горящего костра.

23. Способность слышания. Упражняясь в сосредоточении своего внимания на органах слуха, йоги могут слышать звуки на громадных расстояниях, им становится доступны звуки вне диапазона слышимости обыкновенного человека.

24. Левитация. Упражняясь в концентрации на взаимоотношении между телом, его клетками и всепроникающим изначальным веществом, заполняющим космическое пространство, а также сосредотачиваясь на мелких и легких предметах, йоги могут нейтрализовать гравитацию и стать невесомыми.

25. Свободное странствие мысли, не связанной с телом («махавидежа драхана»). С помощью упражнений на концентрацию мысли о свободном передвижении в пространстве в отрыве от тела, йогу становится легко и свободно и его мысли странствуют без каких-либо ограничений.

26. Покорение элементов природы. Каждый из пяти элементов имеет пять состояний: грубое («стхула»), состояние формы («сварупа»), тонкое («сухшма»), обусловленное («анвайя») и причинное («арт-хаваттва»). Сосредотачиваясь на этих пяти состояниях, йог постепенно подчиняет себе пять элементов природы.

27. Подчинение пяти принципов сенсорных восприятий дает возможность йогу достичь состояния «транслевитации» (маноявитва»), при котором йог по своему желанию со скоростью мысли может оказаться в любом месте. Путешествуя самостоятельно, мысль становится глазами и ушами разума йога, вместилищем всех пяти органов чувств, источником информации. Йоги таким образом постигают истину эволюции природы.

28. Познание вселенной. Познав внутренние свойства предметов и явлений, йог проникает в тайны вселенной, познает законы мироздания.

29. Познание времени. Время, в течение которого атом передвигается на расстояние своего поперечника, йоги называют «кшана». Его непрерывные движения называются по санкскритски «крама».

Концентрация и медитация есть процессы, посредством которых связано пространство и время. С помощью упражнений на концентрацию атома достигается знание времени и пространства («анубхава сиддха джнана»), так как движение атомов в данный момент является продолжением предшествующих движений складывается общая картина движения атомов во вселенной. Йоги таким образом могут познать прошлое, настоящее и будущее.

30. Трансцендентальное достижение («пара сиддхи»). До сих пор речь шла о достижениях нетрансцендентальных, они относились к миру форм. Но с помощью упражнений в умении распознавать явления, уметь выделять суть, йог может влиять на ход событий, тормозить их или ускорять. Он может разрушать зерна зла и достичь полной свободы.

Йоги различают также внутренние, или духовные достижения, имеющие те же названия, но эти сиддхи находятся на еще более высоком уровне понимания. 

по материалам из книги: Бореев Георгий - "Легенды и притчи, рассказы о йоге".

rodoswet.ru

ЧУДЕСА ЙОГИ. Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного

Знаменитый русский ученый А.Кондратов, наш современник, много лет посвятил изучению феноменов йоги, и вот что он рассказывает: "О чудесах индийских йогов рассказывали участники походов Александра Македонского, арабские ученые средних веков, европейские путешественники Нового времени. Но лишь недавно удалось экспериментально, в научных лабораториях, проверить их реальность. Оказалось, что без всяких иллюзионных трюков и факирских уловок йоги демонстрируют "нечто поразительное, выдающееся", но отнюдь не "нечто небывалое, сверхъестественное".

Могут ли йоги, как утверждают их поклонники, останавливать работу сердца? Если могут, то тогда это подлинное чудо, заявили медики. Первоначально казалось, что так оно и есть: пульс действительно не прощупывался, не слышно было и биения сердца. Но рентгенограммы и электрокардиограммы подтвердили, что сердце все-таки работало. Только частота его биения, обычно равная 60-70 ударам в минуту, падала вдвое. Зато давление внутри грудной клетки с помощью особого дыхания увеличивалось настолько, что препятствовало току крови через вены к сердцу – пропадал пульс, сердцебиение. Йог Свами Рама продемонстрировал ученым, как можно не только замедлять, но и убыстрять ритм сердца. Частота пульса с 70 ударов в минуту возрастала у него до 300 ударов! (Экспериментаторы ограничились 20-ю секундами работы в таком режиме, ведь учащение пульса даже до 200 ударов в минуту вызывает болезненные ощущения, обморок и т.п.)

Упражнения йоги – я испытал это на себе – позволяют контролировать работу не только сердца, но и других органов и частей тела, работающих автоматически и, казалось бы, не поддающихся приказам сознания, – например, пищевого тракта, желудка.

Многие авторы, как древние, так и современные, сообщали о том, что йог может быть захоронен заживо, пробыть в могиле несколько дней, недель и даже лет, а затем выйти из гроба живым. Действительно, в системе йоги практикуется так называемое "самадхи" – самадхи "зародыша в земле", когда йог отключает все органы чувств, впадает в подобие летаргического сна. Гроб с ним помещают в склеп или зарывают в землю. Ученые Индии провели серию экспериментов, чтобы выяснить, насколько правдивы рассказы о длительном погребении заживо и какие физиологические процессы происходят при этом.

В эксперименте участвовали и люди неподготовленные, и люди, практикующие йогу. Обычный человек в условиях герметически закупоренного бокса (он заменял гроб или склеп) чувствовал себя не очень уютно. Дыхание его учащалось, увеличивалось сердцебиение, электрическая активность мозга свидетельствовала о напряжении, нарастании стрессовой ситуации. По истечении 10-12 часов избыток углекислого газа заставлял прекратить эксперимент.

Люди, владеющие техникой йоги, могли пробыть в боксе в два раза дольше. Приборы показали, что дыхание тренированного человека замедлялось, пульс снижался, электрические потенциалы мозга были аналогичны состоянию умственной релаксации, расслабления. Никакой мистики тут нет, но как бы пригодилась техника йоги людям, попадающим в экстремальную ситуацию, связанную с недостатком кислорода (например, шахтерам или подводникам).

Дыхательные упражнения, пранаяма, – один из краеугольных камней учения йоги. В Индии, США, Франции, СССР и других странах проводились многочисленные исследования пранаямы. Никаких чудес, противоречащих законам физиологии, не обнаружено. Зато налицо поразительный эффект, который дают дыхательные упражнения йоги. С их помощью французский ныряльщик Жак Майоль смог без всякой аппаратуры погрузиться на глубину 101 метр ! Оказывается, под контроль можно поставить даже работу органов дыхания.

Трактаты по йоге, начиная с самого древнего и авторитетного – "йога-сутры" Патанджали, говорят о "силах сиддхи", сверхчеловеческих способностях, приобретаемых на высших стадиях йоги. Связаны ли они с так называемыми экстрасенсорными способностями, о которых столько спорят сейчас? На этот вопрос пока нет ответа, ибо нельзя решать одно – неизвестное через другое. Возможно, в ряде случаев мы имеем дело с управляемой галлюцинацией: приведя психику в определенное состояние, йог может "материализовать" свои видения, хотя для постороннего наблюдателя никакой "материализации" не происходит. Нет еще такой аппаратуры, которая могла бы зафиксировать эту работу мозга. Однако уже получены данные, характеризующие особенности электрической активности мозга у йогов, находящихся в глубоком сосредоточении (медитации).

Еще в 1929 году австрийский психиатр X. Бергер, пытаясь установить код работы мозга, говорил о его фантастической сложности. Расшифровать его не удается и по сей день. Удалось выяснить лишь несколько самых простых ритмов, связанных с тем или иным состоянием психики. Наиболее заметны так называемые альфа-волны, возникающие в состоянии покоя и расслабления. Если же воздействовать на человека каким-либо раздражителем, скажем, ярким светом или громким звуком, то происходит блокада альфа-ритма, резкое уменьшение амплитуды альфа-волн. Это у обычных людей. Но, как пишет Дж. Хэссет в книге "Психофизиология", у монахов буддийской школы дзэн при созерцании, направленном на внешний мир, а не в глубь себя, не происходило "привыкания" альфа-ритма к звуковым раздражителям. "В то время как у контрольной группы реакция ЭЭГ на звук (тон) постепенно ослабевала, у монахов она сохранялась. Таким образом, данные ЭЭГ подкрепляют утверждение этих монахов, что они "лучше осознают" окружающий мир. С другой стороны, медитация, которую практикуют индийские йоги, совсем иного рода: она связана с сосредоточенностью на внутреннем состоянии и отключением от внешнего мира. У них во время медитации не происходило блокады альфа-ритма при достаточно сильном раздражении (например, когда к руке прикладывают горячий предмет), хотя вне периода медитации те же раздражители блокировали альфа-ритм. Таким образом, судя по данным ЭЭГ, это состояние прямо противоположно тому, в которое приводят себя монахи дзэн. Йоги успешно отключают себя от внешнего мира".

Духовное и телесное, психическое и физическое у человека теснейшим образом связаны. Мы бледнеем и краснеем, испытываем разные чувства, волнение заставляет сильнее биться сердце, от страха тело покрывается потом, волосы встают дыбом. Процессы эти кажутся неуправляемыми, зависящими лишь от внешних причин. Однако практика показывает, что это не так. Вспомним хотя бы детей, которые могут плакать вовсе не потому, что им больно, а потому, что им так хочется. Есть люди, которые могут по своему желанию замедлять или убыстрять работу сердца, вызывать потоотделение в различных частях тела, даже поднимать дыбом волосы.

Работа нашего мозга происходит на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Мы сознательно воспринимаем речь, двигаем руками и ногами, замедляем или убыстряем дыхание. На уровне подсознания происходит регуляция работы сердца, температуры тела и других процессов, управляемых так называемой автономной нервной системой с ее функционально связанными симпатическим и парасимпатическим подразделениями. Природа поступила мудро, передав руководство этими процессами "нижнему этажу" мозга, – не будь этого, нам пришлось бы только тем и заниматься, что приказывать сердцу ритмично биться, легким дышать и т.д.

Система йоги создана была еще в глубокой древности. Модифицировав ее, немецкий врач-психотерапевт И. Шульц в 20– 30-х годах нашего века заложил основы аутогенной тренировки (от греческого "аутос" – сам, "генус" – рожденный), которая насчитывает сейчас более десятка различных вариантов. С помощью аутогенной тренировки можно брать под контроль многие функции организма, считавшиеся неподвластными сознанию. Например, метод активного самовнушения, созданный в нашей стране доктором А. С. Роменом, позволяет произвольно, за несколько десятков секунд повышать и понижать температуру кожи на кисти руки на несколько градусов, замедлять и убыстрять пульс, вызывать состояние "каталептического моста" без помощи гипнотизера, только самовнушением.

И все же возможности нашего мозга, способности сознания контролировать работу тела до конца не изучены. Видимо, не так уж далеко то время, когда основы психофизиологии (или аутогенной тренировки, или психической саморегуляции, или самогипноза, или системы йоги, приспособленной к условиям современной жизни) будут изучаться в школах и, овладев техникой самовнушения, любой человек сможет творить "психотворные чудеса", прежде считавшиеся уделом избранных или даже свыше.

До нас дошла легенда о воине, преодолевшем расстояние от марафона до Афин и упавшем замертво, принеся весть о победе. Когда в программу Олимпийских игр ввели марафонский бег, многие считали, что современный человек не в силах преодолеть эту дистанцию. Сейчас мы знаем, что марафон бегут не только сверхвыносливые атлеты, но и люди преклонного возраста, а женщины показывают результаты, намного превосходящие достижения спортсменов-марафонцев 20-х, 30-х, 40-х и даже 50-х годов. Причем эти результаты – итог регулярных тренировок. Насколько же сверхчеловеческими покажутся достижения людей, когда удастся глубоко познать работу мозга, ставить под контроль автоматику управления телом!

За последние тысячелетия человек не изменился физически. Изменились и давно превзойдены пределы его возможностей, указанные каких-нибудь полвека назад. Подлинное чудо – сам человек, его мозг, познающий мир и сам себя.

Многочисленны статьи в журналах и газетах о чудесах йогов, об их физических упражнениях, ходящие по рукам машинописные инструкции, как заниматься йогой, как себя вести и питаться…

Наконец, получивший широкую известность фильм Киевской студии научно-популярных фильмов под интригующим названием "Индийские йоги, кто они?", обошедший экраны страны. О йоге много спорят.е. ругают и хвалят, но, по существу, ни печатные материалы, ни этот безусловно интересный фильм так и не дают достаточно исчерпывающего ответа на вопросы, что же такое йога, какие цели это древнее учение ставит, для чего нужны его физические упражнения и особый режим жизни.

Начнем с азов. Кого считать йогом? Подходит ли под это определение человек, умеющий выполнять все упражнения йоги – так называемые асаны? При соответствующей тренировке их сможет с успехом выполнять гимназист или акробат, но станет ли он от этого йогом? Тогда, быть может, йог – человек, умеющий глотать раскаленные угли, запивая их стаканом неразбавленной соляной кислоты? Однако подобного рода трюками еще до революции развлекали почтенную публику в кабаре, балаганах, цирках фокусники, овладевшие премудростями иллюзиона и престидижитации. Может быть, йог – человек, получивший диплом с печатью и подписью, удостоверяющей окончание Института йоги? Но разве можно считать настоящим йогом того, кто лишь предъявляет справку о своей причастности к этому клану?

Среди индийских йогов немало последователей джайнизма, одной из трех основных религий Индонезии (наряду с буддизмом и индуизмом). Главная их внешняя отличительная черта – то, что они не признают никакой одежды. Единственная часть тела, которую они прикрывают марлей, – это.., рот. Ведь йоги-джайны дают себе обет не причинять вреда ни одному живому существу. Поэтому-то они и стремятся держать рот постоянно закрытым – чтобы случайно не проглотить мошку. Поэтому также они никогда не передвигаются с наступлением сумерек и ночью – дабы не задавить во тьме что-либо живое. И конечно же, джайны – убежденные вегетарианцы, одухотворяющие даже растения и считающие, что есть растительную пищу – также "убийство". Вот почему высшим достижением у них считается медленная смерть от голода. На нее, бывает, сознательно обрекает себя йог-джайн.

Полный контраст этим аскетам представляют так называемые йоги-агхорапантхи, приверженцы бога Шивы. Они бродили по лесам, точно дикие звери, и питались падалью, ибо все, что дано или взято Шивой, для них свято. Правда, сейчас эта секта практически сошла на нет.

Сравните сами "диеты" йогов-джайнов и йогов-агхорапант-хи – и вы поймете, насколько наивны и невежественны "глубокомысленные" советы псевдознатоков о "правильной" диете индийских йогов!

Известному йогу Рамакришне, человеку редкого бескорыстия и правдивости, и его лучшему ученику Свами Вивеканадзе, выступления которого когда-то пользовались огромным успехом в США, посвятил книгу Ромен Роллан, восхищенный душевной чистотой этих людей. В книге советского этнографа-востоковеда Л.В.Шапошниковой "Годы и дни Мадраса" описывается удивительная судьба и кристальная честность Веркатарамана, прозванного "Махариши" – "Великий учитель". Но в то же время в наши дни в Индии подвизается и другой "великий учитель" по имени Махеш, человек с бородой святого и глазами отъявленного плута. В своей резиденции в Гималаях, оборудованной по последнему слову техники (вертолетная площадка, кондиционеры в кельях, магнитофон для записи проповедей), он за солидную мзду принимает богатых клиентов, жаждущих приобщиться к "таинствам йоги". Прогрессивная индийская общественность не без оснований упрекает этого "йога" – миллионера в связях с американским Центральным разведывательным управлением.

Йогами именуют себя подвижники и мошенники, невежды и ученые, вегетарианцы и любители падали, изможденные нищие и удачливые дельцы. И дело тут не только и не столько в личных качествах людей, практикующих йогу. Ведь йога – это явление очень сложное, противоречивое. Она сложилась очень давно: в ту эпоху, когда еще не было четких граней, отделяющих научное знание от магии, материалистическую философию от теологии. Отсюда и ее многоликость: с одной стороны, в ней безусловно присутствуют проблемы, которые в наши дни решает целый комплекс современных наук; с другой – ее стремятся взять на вооружение представители различных религий и мистических обществ. Ведь именно йогу, по сути, используют наиболее эзотерические, скрытые от "непосвященных" секты, вроде мусульман-суфиев или буддистов-тантристов. "Обслуживает" йога и такие массовые религии, как буддизм, индуизм, ислам. В то же время многое из йоги, в частности физические упражнения, практикуют и неверующие.

Таким образом, в силу исторического развития, в йоге причудливо переплелось мистическое и рациональное, старое, свойственное донаучному мышлению, и новое – то, что теперь только начинают раскрывать и осознавать науки о человеке и что йоги в ходе практической подготовки к своим "высшим", мистическим целям интуитивно уловили тысячелетия назад. Но этот реальный опыт людей по использованию казавшихся таинственными, непознаваемыми возможностей нашего организма и психики долгое время трактовался чисто идеалистически как религиями, бравшими на вооружение технику йоги, так и различными мистическими обществами, вроде теософского. В наши дни наука стремится дать материалистическое объяснение этим явлениям – в первую очередь тем, которые связаны с загадками работы мозга.

В этой области, как и везде, где требуется отделить рациональное от мистических наслоений, идет принципиальный и бескомпромиссный бой между наукой и религией, между материалистическим и идеалистическим пониманием явлений. Однако путаницы, непонимания, нередко прямой фальсификации и подтасовки фактов здесь больше, чем где бы то ни было. Сложность точной и объективной оценки тут вызвана тем, что проблема йоги требует не только чрезвычайно глубоких и разносторонних знаний, но и дополнительных исследований в области медицины и санскритологии, психологии и лечебной физкультуры, психиатрии и истории религии, физиологии и индологии, тибетологии и целого ряда других востоковедческих и "человековедческих" дисциплин, а сверх того – с необходимостью требует исторического, диалектического подхода. Без всего этого любые выводы "за" или "против" будут поспешными, а всякие советы и рекомендации выглядят не только наивными или нежелательными – они просто вредны.

Чтобы убедиться в необходимости именно такого подхода к йоге, следует хотя бы в общих чертах познакомиться с ее историей и идеологией.

Не так давно считалось, что самый древний йогический текст – это знаменитая "Йога-сутра", сочинение, написанное древнеиндийским ученым и философом Патанджали около II века до н.э. Но вот в долине Инда, а затем и в других районах Индостана были раскопаны города, чей возраст превышает четыре тысячи лет. Одновременно с цивилизациями Древнего Египта и Двуречья здесь процветала протоиндийская (т.е. первоиндийская) цивилизация. При раскопках ее памятников обнаружили около 10 000 печатей, покрытых иероглифическими надписями. Расшифровать письмена протоиндийцев пока что не удалось. Кроме иероглифов, на печатях есть изображения животных, людей, богов. Некоторые из них показаны сидящими в традиционных позах йоги – асанах. А так как происхождение самой протоиндийской цивилизации до сих пор остается загадочным (на территории Индостана пока не удалось найти следов культуры-предшественницы, давшей начало протоиндийской), то, стало быть, мы еще не знаем, где и когда возникло учение йоги: в самой ли Индии или в неведомом нам "центре икс", колыбели протоиндийской цивилизации.

Эпоху, разделяющую протоиндийскую и классическую индийскую культуры, сейчас называют "темным периодом", ибо мы слишком мало знаем, как и по каким каналам проникали достижения протоиндийцев к прошлым племенам кочевников-арьев, вторгшимся в Индостан около 35-ти веков назад. Но такое проникновение, вне всякого сомнения, было. Арьи переняли от своих предшественников не только десятичную систему счисления, многие хозяйственные изобретения, но и веру в великого бога Шиву, считавшегося "творцом науки йоги", и ее практику.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

ЧУДЕСА ЙОГОВ. Невидимые силы йоги

С незапамятных времен загадочный Восток, как магнитом, притягивал к себе многочисленных путешественников. Особенно манила европейцев таинственная Индия — «страна чудес». Столь необычный эпитет эта страна получила благодаря невероятным способностям, которые демонстрировали индийские факиры и йоги. Еще в далекие времена европейские путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали, что там живут необыкновенные люди — йоги, которые так развивают зрение, что могут видеть, как некоторые животные в темноте, а также мелкие предметы на далеких расстояниях на горизонте и даже за горизонтом, предметы, скрытые от глаз преградой. Эти люди могут длительное время смотреть на Солнце. Они не боятся ни жары, ни холода, и обнаженные стоят и сидят на снегу в Гималаях в необычных позах, проводя многие часы в медитациях. Путешественники уверяли, что видели своими глазами, как этих людей закапывали в землю на многие недели и месяцы, и что после раскапывания они оживали. Некоторые уверяли, что эти люди подвергаются методам закаливания пятью огнями «панч-дхуни», и тогда они не боятся огня и могут смело ходить по горящему костру. Сообщалось, что они не тонут в воде и длительное время могут сидеть на воде, покачиваясь на волнах священного Ганга. Говорили о невероятной выносливости йогов, которые могут бежать несколько дней без отдыха. Сообщались и другие невероятные способности йогов: якобы южные и северные йоги, отдаленные друг от друга тысячами миль, общаются между собой мысленно.

В Европе по-разному воспринимались эти сообщения. Одни считали их вымыслом от начала до конца, плодом неудержимой фантазии путешественников, другие более сдержанно выражали свои сомнения, допуская, что некоторые факты, описанные очевидцами, могли бы в действительности иметь место, но что все это требует достоверных подтверждений. Проходили десятилетия, а поток информации о йогах не уменьшался. Многие фантастические сведения, сообщавшиеся путешественниками, были подтверждены авторитетными учеными и специальными комиссиями, а также многочисленными очевидцами. Неоспоримым фактом оказалось необыкновенное владение йогами своим телом и внутренними органами: контроль за работой сердца, дыханием, а также вегетативной нервной системой, влияние на работу эндокринной системы, управление чувствами и эмоциями, невероятная закалка организма респов, генерирующих в теле тепло «тумо», невиданная выносливость «небесных скороходов» — лун-гом-па ( йоги «созерцающие ветер»), бегущих несколько суток подряд с невероятной скоростью без остановки, не сбавляя темпа бега. Подобного рода демонстрации обычно в народе называются чудом. Йоги свои достижения не считают чудом, и то, что они демонстрируют, может выполнить любой человек с помощью соответствующих тренировок, включая и такие, как закапывание в землю на месяц, телепортация и левитация.

Доктор философии и медицины, известный английский ученый-психиатр Александр Кэнон, работающий в исследовательском психиатрическом центре в Кёльне Хоч, в книге «Неведомое влияние» пишет о том, как он сам с помощью тибетского йога левитировал через широкое и глубокое ущелье в Гималаях. Подготовка к левитации через ущелье, пишет А. Кэнон, шла несколько часов. Вернувшись в Лондон, доктор А. Кэнон опубликовал книгу, в которой он описал свой эксперимент левитации. Ряд известных ученых подтвердили, что они также были свидетелями демонстрации левитации. Сейчас феномены левитации наблюдают сотни тысяч людей. Его демонстрируют по телевидению и в кино, в различных странах.

В 1934 году в Калькуттском университете перед известными индийскими учеными, среди которых присутствовал и сэр К. В. Раман, лауреат Нобелевской премии, открывший эффект диффузии света — «эффект Рамана», Свами Нарасингха глотал смертельные дозы серной и карболовой кислоты и затем принял внутрь один грамм соли цианистой кислоты. После этого он выпил воды и вывел кислоты из своего организма.

О йогах-огнеходцах и йогах, подвергающихся закапыванию в землю на длительное время, сейчас сняты научно-документальные фильмы. Для ученых-материалистов и большинства мирян в йоге остается много загадочного, неизвестного и пугающего, особенно на ее высшей ступени — Раджа йоге. Так дикий человек пугается света обыкновенной лампочки, так как не понимает законов электрического тока.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

ЧУДЕСА ЙОГОВ. «Невидимые силы йоги»

 

С незапамятных времен загадочный Восток, как магнитом, притягивал к себе многочисленных путешественников. Особенно манила европейцев таинственная Индия — «страна чудес». Столь необычный эпитет эта страна получила благодаря невероятным способностям, которые демонстрировали индийские факиры и йоги. Еще в далекие времена европейские путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали, что там живут необыкновенные люди — йоги, которые так развивают зрение, что могут видеть, как некоторые животные в темноте, а также мелкие предметы на далеких расстояниях на горизонте и даже за горизонтом, предметы, скрытые от глаз преградой. Эти люди могут длительное время смотреть на Солнце. Они не боятся ни жары, ни холода, и обнаженные стоят и сидят на снегу в Гималаях в необычных позах, проводя многие часы в медитациях. Путешественники уверяли, что видели своими глазами, как этих людей закапывали в землю на многие недели и месяцы, и что после раскапывания они оживали. Некоторые уверяли, что эти люди подвергаются методам закаливания пятью огнями «панч-дхуни», и тогда они не боятся огня и могут смело ходить по горящему костру. Сообщалось, что они не тонут в воде и длительное время могут сидеть на воде, покачиваясь на волнах священного Ганга. Говорили о невероятной выносливости йогов, которые могут бежать несколько дней без отдыха. Сообщались и другие невероятные способности йогов: якобы южные и северные йоги, отдаленные друг от друга тысячами миль, общаются между собой мысленно.

В Европе по-разному воспринимались эти сообщения. Одни считали их вымыслом от начала до конца, плодом неудержимой фантазии путешественников, другие более сдержанно выражали свои сомнения, допуская, что некоторые факты, описанные очевидцами, могли бы в действительности иметь место, но что все это требует достоверных подтверждений. Проходили десятилетия, а поток информации о йогах не уменьшался. Многие фантастические сведения, сообщавшиеся путешественниками, были подтверждены авторитетными учеными и специальными комиссиями, а также многочисленными очевидцами. Неоспоримым фактом оказалось необыкновенное владение йогами своим телом и внутренними органами: контроль за работой сердца, дыханием, а также вегетативной нервной системой, влияние на работу эндокринной системы, управление чувствами и эмоциями, невероятная закалка организма респов, генерирующих в теле тепло «тумо», невиданная выносливость «небесных скороходов» — лун-гом-па ( йоги «созерцающие ветер»), бегущих несколько суток подряд с невероятной скоростью без остановки, не сбавляя темпа бега. Подобного рода демонстрации обычно в народе называются чудом. Йоги свои достижения не считают чудом, и то, что они демонстрируют, может выполнить любой человек с помощью соответствующих тренировок, включая и такие, как закапывание в землю на месяц, телепортация и левитация.

Доктор философии и медицины, известный английский ученый-психиатр Александр Кэнон, работающий в исследовательском психиатрическом центре в Кёльне Хоч, в книге «Неведомое влияние» пишет о том, как он сам с помощью тибетского йога левитировал через широкое и глубокое ущелье в Гималаях. Подготовка к левитации через ущелье, пишет А. Кэнон, шла несколько часов. Вернувшись в Лондон, доктор А. Кэнон опубликовал книгу, в которой он описал свой эксперимент левитации. Ряд известных ученых подтвердили, что они также были свидетелями демонстрации левитации. Сейчас феномены левитации наблюдают сотни тысяч людей. Его демонстрируют по телевидению и в кино, в различных странах.

В 1934 году в Калькуттском университете перед известными индийскими учеными, среди которых присутствовал и сэр К. В. Раман, лауреат Нобелевской премии, открывший эффект диффузии света — «эффект Рамана», Свами Нарасингха глотал смертельные дозы серной и карболовой кислоты и затем принял внутрь один грамм соли цианистой кислоты. После этого он выпил воды и вывел кислоты из своего организма.

О йогах-огнеходцах и йогах, подвергающихся закапыванию в землю на длительное время, сейчас сняты научно-документальные фильмы. Для ученых-материалистов и большинства мирян в йоге остается много загадочного, неизвестного и пугающего, особенно на ее высшей ступени — Раджа йоге. Так дикий человек пугается света обыкновенной лампочки, так как не понимает законов электрического тока.

litresp.ru

Волшебство йоги: 4 уникальных принципа

Как получается, что после тренировки в спортзале, пробежки, езды на велосипеде мы чувствуем усталость – пусть даже и приятную – а после йоги, даже если на занятии была вполне приличная физическая нагрузка, ощущается бодрость и прилив свежих сил? Как получается, что, с трудом заставив себя буквально приползти на йогу после тяжелого рабочего дня, после занятия можешь запросто отработать еще один такой же день? Почему с каждым годом все больше людей во всем мире начинают заниматься йогой? В чем преимущества йоги перед другими видами физической активности?

Статическая нагрузка

Во время статического напряжения работают глубокие мышечные слои, которые при других видах физической нагрузки либо не включаются вообще, либо включаются только тогда, когда мышцы поверхностного и срединного слоев уже утомлены и не могут эффективно работать. То есть во время обычных спортивных тренировок глубокие мышцы не тренируются. В этом причина того, что люди, активно занимающиеся спортом, с развитыми мышцами, придя на йогу, не могут справиться с простейшими асанами.

Однако же именно эти глубокие мышцы отвечают за мышечный корсет позвоночника и его здоровье. Поэтому у людей, практикующих йогу, всегда отличная осанка. Статическая практика асан помогает нам избавляться от очагов мышечного гипертонуса – постоянного напряжения некоторых мышц. Такие очаги есть почти у всех. Это могут быть отдельные мышцы или какие-то их участки. Их легко обнаружить, прощупывая мышцы, особенно в области шеи и поясницы. Они более плотные на ощупь и часто болезненные. Самостоятельно, по своему желанию, их расслабить почти невозможно. 

Но для того чтобы мышечное напряжение сохранялось в течение длительного времени, нужно «топливо», энергия, которая обеспечивает мышечное сокращение. В практике асан напрягаются одновременно большие группы мышц, это истощает энергетические ресурсы, которые поддерживают очаги напряжения. Когда мы выходим из асаны, мышцы расслабляются, а вместе с ними расслабляются и очаги застойного напряжения. В результате тело больше не расходует впустую энергию на поддержание ненужного мышечного гипертонуса. Для сравнения можно представить облегчение, которое мы испытали бы, если бы ходили целый день с гирями на ногах, а потом их сняли.

Экзотические позы

На йоге наше тело принимает такие положения, которые никогда не принимает ни в обычной жизни, ни при других видах физической активности. В результате этого задействуются все мышцы тела, в том числе те, которые обычно нагружаются редко и недостаточно. Нервные окончания, находящиеся в мышцах, отправляют в мозг сигналы о положении частей тела в пространстве. Необычные положения тела отправляют в мозг необычную информацию, активизируя его работу. Возможно, это одна из причин, по которой мы чувствуем после практики йоги бодрость и прилив сил.

Праздник неторопливости

На йоге мы все движения делаем медленно, подолгу задерживаясь в асанах. Выстраивание асан и выполнение сложных виньяс требует сосредоточенности и внимания, поэтому все наши мысли обращаются на самих себя. Это дает нам возможность осознать работу всех мышц, заметить и устранить лишнее напряжение и понять, в каких частях тела мышцы недостаточно сильные, в каких суставах не хватает гибкости, а где мышцы излишне напряжены и не могут расслабиться. Проблемы в мышечно-суставной системе нередко являются ответом на проблемы в чувственно-эмоциональной сфере. Эти проблемы часто ускользают от нашего сознания, но, фокусируя внимание на работе мышц, мы можем их выявить и осознать. Кроме того, концентрация сознания сберегает для нас ту энергию, которая тратится постоянно на неконтролируемую работу ума, непрекращающийся поток мыслей.

Расслабление

Расслабление – важнейший аспект йоги, причем на йоге расслабляются не только в релаксационных позах и традиционных для расслабления положениях тела, но и в сложных асанах. Это учит нас, во-первых, осознавать напряжение, а во-вторых, дает нам опыт и навыки сознательного расслабления. Расслабляясь, мы восстанавливаем силы, поэтому там, где есть расслабление, нет места усталости.

Секрета никакого нет!

Действительно, никакого секрета нет. Есть факт: практика йоги устраняет напряжение в теле, уме и … душе, останавливает бессмысленную потерю энергии, а расслабление восстанавливает наши силы.

Фото: alissayoga/instagram.com

yogajournal.ru

НЕМЫСЛИМЫЕ СПОСОБНОСТИ ЙОГОВ | Интернет журнал РЕПИН.инфо

Чудеса, которые показывают индийские йоги, приводят многих учёных в столь сильное замешательство, что они, учёные, часто отказываются верить своим глазам и разражаются бранью: «Мошенники, шарлатаны, жулики!» А йоги не спорят. Тихо себе медитируют, тренируют себя, а потом погружаются на полтора-два часа в воду… Видят в темноте… Различают мелкие предметы, которые находятся на расстоянии горизонта…Подолгу смотрят на солнце…

Наука, достигнув в своём развитии космических высот, всё более возвращается с небес на землю, и самым вожделенным объектом её внимания становится человек. Тайны человеческой биомеханики и биохимии наука только начинает постигать, а их – огромное множество. Идеальными образцами для изучения здесь выступают индийские йоги.

Интересный эксперимент протяжённостью в сорок дней проводился в Лахоре. Всё это время йог Харид был зашит в мешке и заколочен в деревянном ящике. Круглосуточная охрана следила за тем, чтобы никто не вскрыл указанный ящик и не снабдил йога едой и питьём. По истечению сорока дней ящик вскрыли, вспороли мешок и обнаружили Харида мёртвым. Ни дыхания, ни пульса, ни сердцебиения. Врачи умыли руки. Вслед за тем другой йог извлёк из ноздрей покойника воск, облил «коллегу» горячей водой, и произошло чудо. Харид ожил.

Или популярное хождение среди йогов по раскалённым углям. У исследователей имелись догадки о том, что йоги применяют специальные мази, однако наблюдения и химический анализ показали, что это не так. Йог Хусаин специально приезжал в Лондон, чтобы продемонстрировать, насколько возможно быть нечувствительным к высоким температурам. Физик Прайс лично зафиксировал факт того, как Хусаин прогуливался по металлическому листу, нагретому до восьмисот градусов. Тогда же произошёл несчастный случай с учениками Прайса. Они решив, что было бы желание и всё получится, тоже встали на раскалённый лист. Результат – тяжёлые ожоги.

Удивительно, что йогам также не страшен и холод. В Гималаях, в самом высокогорье, где температура ниже тридцати градусов, они проводят многочасовые медитации, и при этом совершенно обнажены. Иногда они соревнуются друг с другом. Вырубают в горных озёрах лунки, мочат простыни и сушат их на своих спинах. Как правило, данные «конкурсы» проводятся по ночам, когда мороз и ветер свирепствуют особенно. Некоторые йоги высушивают на себе за ночь до тридцати простыней.

В описанных случаях йоги непостижимым образом изменяют свойства собственных кожных покровов и температурный баланс в организме. Не менее поразительные явления демонстрируют эти люди, когда задействуют в своих тренировках мускулатуру. Не важно, какого возраста йог, старик или юнец, любой из них способен добиваться либо стальной твёрдости мышц, либо их чудесной эластичности.

Долгие часы йог может проводить в неестественных для человека позах. Обычный человек не в состоянии повторить подобное даже несколько секунд, его просто поразят судороги. Совершенно фантастический контроль йоги демонстрируют над мышцами живота. Вот йог расслабляет живот настолько, что становится возможным прощупать позвоночник, а спустя минуту он лежит спиной на битом стекле, и на животе у него доска с дюжиной взрослых мужчин. Или же поперёк йога переезжает грузовик…

Обычным способом передвижения для йогов является бег. Хотя, казалось бы, чему здесь удивляться, если запредельную скорость и выносливость показывают олимпийские спринтеры и марафонцы? Однако отличие есть. Йоги способны бежать без отдыха и воды по несколько дней… Это если не спешат. В случаях спешки они развивают скорость до тридцати-сорока километров в час! Причём предпочитают передвигаться ночами, чтобы к утру успевать в нужный им монастырь. В полной темноте йоги способны преодолевать до двухсот километров, и это по узким и неровным горным дорогам.

Различные очевидцы описывают бегущих йогов одинаково. У людей осоловелые глаза, на лицах никаких эмоций, кожа бледная, как луна. Во время бега йоги находятся в трансе. Их пробовали останавливать, они отрезвлялись, и потом им требовалось время, чтобы снова вернуться в транс и развить огромную скорость либо войти в режим многодневной нагрузки.

Итак, йоги одной лишь волей изменяют свойства своих кожных покровов, мускулатуры, способны контролировать теплоотдачу, кровоток и сердцебиение. Не менее, чем перечисленное, удивляет их пищеварение и обмен веществ. К примеру, Свами Нарасингха в 1934 году, находясь в Калькуттском университете в окружении виднейших учёных, включая лауреата Нобелевской премии по физике К. В. Рамана, проделал над собой немыслимый эксперимент. Он заглотал смертельные дозы карболовой, серной и цианистой кислот, запил водой и… ничего, остался жив и доволен.

Наконец, стоит вспомнить о феномене левитации. Он выглядит совершенным чудом, объяснить которое пытались ещё советские учёные. То есть они не отрицали его! Вообще, к настоящему времени собраны тысячи свидетельств левитации. Многие случаи документально зафиксированы.

Вполне нормальной картиной в Индии считается увидеть йогов, которые  сидят на воде… Волны мерно покачивают их, а они медитирует и, как говорится, не знают горя. Немало описано и задокументировано случаев, когда йоги парят в воздухе. Редко, но случается, что приглашение «полетать» получают европейцы.

Так, в книге «Неведомое влияние» Александр Кэнон повествует о том, что под руководством йога сумел левитировать через широкой горное ущелье. Вряд ли Кэнон фантазирует. Он - доктор филисофии и медицины, известный английский учёный, который дорожит своим авторитетом.

Сами йоги относятся к своим возможностям с обыденным спокойствием. Они не считают себя уникумами и убеждены, что любой человек имеет в себе потенциал, чтобы научиться тому, что умеют они.

repin.info


Смотрите также