Джапа-йога. Джапа йога


Джапа-йога

Слово "джапа" означает "повторение", и в джапа-йоге повторяется мантра при помощи малы, содержащей обычно 108 бусин, число которых соответствует способу использования четок. Этот метод легко изучить и он на удивление эффективен, поэтому он больше всего используется индийскими йогами на Западе.

Трансцендентальная медитация, которая популяризируется Махариши Махеши не что иное, как комбинация манасика-джапы и антар-мауны. Свами Сатчидананда в Нью-Йорке, который предлагает йогу вместо ЛСД, учит своих учеников джапе, так же как и хатха-йоге.

Мантру, которая может содержать один или несколько слогов, дает ученику его гуру. Это необходимо, так как мирянин должен понимать науку мантры для того, чтобы практиковать ее; необходимо также упорядочить свои привычки и сохранять волю.

Методов Джапа-йоги существует несколько.

ВАЙКХАРИ:  здесь мантра произносится громко и отчетливо; часто распевается очень длинная мантра. Одна из наиболее известных мантр стала лозунгом недавно основанного в Лондоне храма Радха Кришны: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе. Харе, Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе и т. д.". Эта мантра распевается в специально отведенном Бхаджан-зале двадцать четыре часа в сутки; этот зал находится в ашраме Шивананды с 1943 года. Это место, где мантра может распеваться в течение сотен часов.

УПАМШУ:  здесь мантра шепчется или бормочется.

МАНАСИКА:  мантра повторяется мысленно. Эта техника будет объяснена позднее.

ЛИКХИТА:  мантра пишется как можно мелкими буквами в особой книге; она может писаться голубыми, красными, зелеными чернилами и повторяется несколько сот раз. Буквы должны быть такими маленькими, насколько возможно. Иногда несколько сот этих букв располагаются в виде символа, но чаще они пишутся в строчку. В Индии в течение одного месяца (Шравана) ликхита-джапа практикуется на листьях дерева Билва многочисленными верующими.

Наиболее часто при этом используется мантра "Ом нама Шивайя". Она пишется пастой, сделанной из сандалового или красного порошка; пишется эта мантра в течение всего дня и ночи. На следующее утро эти листья с надписями жертвуются божеству в его храме.

АДЖАПА-ДЖАПА:  эта техника будет дана ниже.

Для всех техник джапы, за исключением только ликхиты, обязательно использование малы. Изготавляются они из следующих материалов:

а)  древесины туласи. Это растение - представитель семейства базилевых, считается священным деревом индусов. Он высаживается в большинстве ашрамов и частных садах и его листья часто приносятся в жертву в храмах или съедаются как прасад. Последователи бога Вишну и его воплощений Рамы и Кришны используют малы, изготовленные в основном из дерева туласи;

б)  древесины сандала, но, согласно традиционным взглядам, древесина сандала противопоказана эмоционально возбудимым людям, остальные же могут ею пользоваться;

в)  бусины из кристаллов используются в основном теми, кто поклоняется Божественной Матери в ее различных формах (Шакти). Существует, однако, мнение, что бусины из кристаллов горного хрусталя имеют сильное излучение и в результате становятся неприятными при длительном использовании;

г)  плодов рудракши, растущих в Непале. Первоначально мала из этого материала были принадлежностью исключительно саньясинов. Сегодня, однако, они могут быть легко приобретены в магазинах Индии многими желающими.

Мала, которые используются мастерами, в основном изготовлены из древесины туласи. Когда ученику дают его мантра-дикшу, ему вручают и мала.

Мантры, которые играют важную роль в йоге, даются жрецом в определенных случаях. Впервые мантра получается при рождении; затем при начале обучения или же при получении самостоятельности. Третья мантра дается при женитьбе, четвертая дается при отречении от мира. Естественно, эту четвертую мантру получает не каждый. В последний раз человек сталкивается с мантрой смерти в момент смерти. Мантра читается при приближении смерти.

Одни мантры широко известны, другие применяются в особых случаях, таких, как укус змеи, встреча с нежелательным человеком и другими неприятными обстоятельствами. Насколько серьезно действие мантры испытал на себе сэр Джон Вудрофф, который служил судьей в Калькутте. Однажды, когда он проводил заседание суда, он вдруг с ужасом обнаружил, что не может осудить ни одну из сторон. До этого подобного с ним не происходило никогда. Он начал присматриваться и обнаружил, что обе стороны бомбардируют его мантрой, чтобы оказать влияние и расположить в свою пользу. С этого случая началось его исследование в тантра-йоге, и он обнаружил, что основой тантра-шастр является система мантр, имеющая глубокое философское значение, еще не рассмотренное западной наукой достаточно серьезно.

Вначале мантра была способом поклонения и молитвы БогоМатери, куда входили мантра и янтра. Сегодня тантра часто понимается неправильно. В Индии она непосредственно стала приемом черной магии - надувательством, которое якобы помогает в любых жизненных ситуациях. На Западе тантра ассоциируется с заговариваем крови и сексуальной практикой. Но магии и оргии никогда не были тропой тантры: это случается при неправильном понимании ее элементов. Так, различные виды совокупления, изображенные на стенах пещерных храмов Индии, понимаются ошибочно, так как они изображают духовные упражнения, таким образом защищаемые от профанации туристами. Они представляют бога Шиву и его Шакти в первичном состоянии. Эта пара в таком состоянии называется "майтхуна", слово, которое в индийской астрологии применяется для обозначения сдвоенности. В европейской эзотерической традиции это состояние часто представляется гермафродитизмом, которое в геральдике представлено двухголовым орлом. В майтхуне мужчина и женщина проявляются как материально, так и духовно, и их союз является финальной целью всех троп.

Многие люди предполагают, что тропа тантры является путем оргий и магии. Поэтому не случайно создан миф появления тантра-шастр:

«Однажды жена господина Шивы, Парвати, пылая состраданием ко всем людям, которые не жили в монастырях или уединении, пожелала их спасти. Она попросила своего мужа найти дорогу, которая вела бы этих людей к спасению, без ухода от активной жизни. После длительных мольб Шива согласился продиктовать шестьдесят четыре тантра-шастры».

Этот миф утверждает, что те, кто ест мясо, например, каста кшатриев, должны применять особую духовную технику, поскольку они употребляют мясо. Женатые люди, не могущие избежать половой жизни, также получали возможность спасения.

Это демонстрация того, что йога подходит для любого человека, независимо от его образа жизни и профессии. Эти люди в противоположность тем, кто избрал чисто духовную тропу, называются в Индии домохозяйками (грихастхами). Материальное должно находиться в гармонии с духовным; Шакти, как Кундалини или змеиная сила, остается у основания спины, а ожидающий наслаждения Шива находится в Сахасраре, центре мозга, в сознательном потоке энергии. Сегодня эти два полюса можно назвать генетическим кодом и цепью ассоциаций личности.

В момент создания мира первоначальная точкоподобная пара разделилась и жизненная сила перешла на два различных уровня сознания и дала рождение мира. (Прим.: создание и растворение мира является космическим процессом, который воспринимается в эволюции индивидуального сознания). Это проявление силы называется Кали. Субъект и объект разделяются, и мир становится названием (нама), звуком (шабда) и формой (рупа). Хотя все сформировано из одной и той же силы, индивидуальность осмысливает только внешние формы, и поэтому думает, что предметы различны.

В процессе медитации на одной из троп - цель которой расплавить дуалистичность - это воспринимается как божество или бытие, растворяющееся в космосе. Это является следствием романтического пантеизма или неправильного понимания индийских концепций.

В тантра-йоге богиня Кали символизирует восходящее и нисходящее сознание. Этот процесс следует по определенному закону, согласно которому все люди и объекты мира находятся в определенной зависимости друг с другом и со всем космосом. Ясно, что один человек отличается от другого; он имеет свою личную структуру. он думает и чувствует различно и состоит в различных взаимосвязях с космосом и со всеми другими людьми. И все же человек относится к одному типу существ, общие черты которых сильнее их индивидуальных различий.

Этот космический закон символизируется ожерельем богини Кали, состоящим из различных слогов. Двенадцать слогов вместе означают "Имя" или "Звук" всей Вселенной, обозначаемый глагольным корнем ОМ. Все другие слоги являются аспектом этого конечного принципа и, как комбинация целого, являются определенной мантрой, особенно подходящей данному человеку; более того - этот слог является символом его личности. Повторяя его, он повторяет себя. Этот звук, повторенный сотни раз, становится постоянным отражением себя.

Так как мир не только проявляется как звук, но и как форма, каждая мантра должна сопровождаться формой янтры или Ишта-Дэватой. Согласно индийской традиции, эта форма представляется фигурой бога-хранителя или гуру. Для западного ученика этот символ может быть абстрактным, например, цветком, деревом, животным и т. д., а также, разумеется, любым религиозным символом, который выглядит наиболее симпатично. Он включает любую частную форму, но с условием, что ее каждый; должен открыть для себя и которая является им.

Эта форма необходима тогда, когда сознание исчезает в подсознании (то есть в момент пратьяхары).

Мантра обычно дается гуру, который, спросив дату рождения ученика, может понять индивидуальную комбинацию его личности. Если гуру нет и получить таким образом мантру нельзя, ее можно выбрать в соответствии с одним из пяти элементов. Мантра, которая может быть использована каждым без различия - ОМ.

Если будет выбрана неверная мантра, это может иметь определенный терапевтический эффект так же, как и в случае правильной мантры, но в глубокой медитации такая мантра окажется бесполезной, так как в ней проявится только часть личности, запрограммированной в подсознании. Хотя это и действует определенным образом, но не приводит к полному объединению различных частей.

ТЕХНИКА:

Возьмите малу в правую руку, держа ее между большим пальцем и третьим или четвертым пальцами. Второй и пятый пальцы остаются расслабленными. Начните с бусины, прилегающей к центральной (отмеченной маленькой кисточкой) и не быстро, но и не медленно отделите одну бусину, как только начнете мантру; нити не должны пересекаться, малу всегда находится в одной и той же руке, которая двигает бусины. Держать малу следует на уровне сердца или колена и отсчитываемая бусина всегда должна двигаться от ладони к телу. Левая рука используется для счета, один палец для полной малы или для трех мал, тогда один сустав пальца соответствует одной малу. Одна бусина соответствует одной произнесенной и продуманной мантре. Все должно соответствовать дыханию; вначале для этого приходится прилагать немалые усилия внимания.

Мантра сама по себе должна координироваться с различными чакрами, наиболее часто с Аджна-чакрой. Следующие наиболее важные Виджа-мантры соответствуют элементам и их частным чакрам:

ОМ = для свами или людей, решивших посвятить свою жизнь духовному пути. Концентрация на Аджне

Лам = земля - для чувственных людей. Муладхара чакра.

Вам = вода - для эмоциональных людей. Свадхистхана чакра.

Рам = огонь - для людей с сильной волей. Манипура чакра.

Ям = воздух - для думающих. Анахата чакра.

Хам = эфир - для уравновешенных людей. Вишуддха чакра.

Кроме того, существует огромное количество мантр, связанных с различными богами; наиболее важными являются тридцать четыре Гайатри-мантры. Приведем две из них:

1. Ом экадантайя видмахе вакратундайя дхимахи танно данти прачодайят.2. Ом каликайан ча видмахе шашанавасинайи дхимахи танна агора прачодайят.

Мантра является признаком уважения и молитвы к определенному божеству. Йоги обычно используют "ом нама Шивайя", которая является обращением к сохраняющим силам.

Если вы выберете манасика-джапу как свой путь и будете добиваться такого восприятия в джапа-йоге, чтобы ваше подсознание могло повторять мантру естественно и спонтанно, то лучше всего начать с джапа-ануштханы. Практически она выражается в том, что следует взять двухнедельный отпуск и практиковать мантру по четыре часа утром, четыре часа в обед и четыре часа ночью. Тогда следует соблюдать следующие характерные принципы:

- регулярность места, времени, позы и одинаковое количества мал:- правильное обращение с малу в мелочах;- приятная погода или комната с одинаковой температурой;- легкая диета, не обязательно вегетарианская, но желательно с ограничением мяса;- регулирование распорядка дня;- предварительное консультирование у мастера, который уточнит детали, помогающие быстрее достичь цели.

Джапа обычно является формой садханы или учения для ученика, идущего по духовной тропе, хотя ею очень часто достигается и материальный успех или сиддхи.

Это трудно и тяжело понять, но результат оказывается потрясающим. После нескольких дней достигается состояние, подобное наркотическому, с той только разницей, что оно не дает "побочных" или "последующих" эффектов. Наконец, когда достигается манасика-джапа, тогда достигается состояние полного покоя и гармонии, которое ничто более не в состоянии потревожить.

nervana.name

Джапа йога

- 2348

Слово “джапа” означает “ротация” (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые воздействуют на человека. Традиция утверждает, что наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт сам гуру или когда она спонтанно приходит во сне.Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению. Мала, или чётки, - следующий атрибут джапа йоги. Мала - нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами). Кроме того, есть ещё большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Очень часто начинающие в процессе чтения мантры отвлекаются от самой мантры и автоматически проговаривают мантру, перебирая чётки так же автоматически, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапы.Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние. Следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум - наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику.

Джапа йога подразделяется на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари - произнесение мантры вслух. Эта практика быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари, т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать.

Упаншу - произнесение мантры шёпотом так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы.

Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу. Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой. Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика манасик джапы непременно приведёт человека к просветлению.

Ликхит джапа - это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры.Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь.

Джапа анустхана

“Анустхана” означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе, и тогда она называется джапа анустхана. Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса или же как средство для достижения своекорыстных физических целей.Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, поётся мантра “Харе Рама Харе Кришна”. Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций.Манасик джапа анустхана, использующая мантру гуру, является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику.Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно. Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.Правила и советы для джапы;—Используйте рудракшу или туласи мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру, читая мантру своего гуру. Для тантрических мантр употребляются кристаллические мала.—Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до бус.—Джапу практикуйте в устойчивой медитативной асане (например, в падмасане или сиддхасане). Правая рука с малой может покоиться на правом колене.—Малу не должны видеть другие. Держите чётки в ткани или в шёлковом мешочке, когда их не используете. Чётки,предназначенные для джапы, не носят на себе.—Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу.—В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу. Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари, а затем возвращайтесь опять к манасик джапе незамедлительно.—Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо.Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать.—Не желайте ничего мирского во время повторения мантры.—Держите вашу мантру, данную гуру, в тайне.—Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались.—Если возможно, лучше повернуться во время практики лицом к северу или к востоку.—Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы. В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи, или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания)

Йога предупреждает, что существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа - это самадхи, чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты.Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами -всего лишь иллюзия. Когда садхана очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное “Я”.В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели.Иногда на поверхность вашего ума выплескиваются такие желания, что вы недоумеваете: откуда они взялись? Это явление означает, что ваше осознание мантры ещё поверхностно. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе, и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре.Свами Сатьянанда Сарасвати.

Добавить комментарий

slawa.su

Джапа Йога

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Джапа Йога

Из всех систем йоги, пробуждающих пратьяхару (отвлечение от внешних объектов) и ведущих непосредственно к самадхи, джапа йога является наиболее безопасной и лёгкой практикой и потому может использоваться каждым в любое время и в любых условиях.Слово “джапа” означает “ротация” (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые воздействуют на человека. Традиция утверждает, что наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт сам гуру или когда она спонтанно приходит во сне.Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению.&nbsp Мала, или чётки, - следующий атрибут джапа йоги. Мала - нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами). Кроме того, есть ещё большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Очень часто начинающие в процессе чтения мантры отвлекаются от самой мантры и автоматически проговаривают мантру, перебирая чётки так же автоматически, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапы.Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние. Следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум - наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику.

Джапа йога подразделяется на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари - произнесение мантры вслух. Эта практика быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари, т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать.

Упаншу - произнесение мантры шёпотом так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы.

Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу. Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой. Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика манасик джапы непременно приведёт человека к просветлению.

Ликхит джапа - это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры.Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь. 

Джапа анустхана. “Анустхана” означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе, и тогда она называется джапа анустхана. Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса или же как средство для достижения своекорыстных физических целей.Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, поётся мантра “Харе Рама Харе Кришна”. Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций.Манасик джапа анустхана, использующая мантру гуру, является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику.Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно. Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.

Правила и советы для джапы:—Используйте рудракшу или туласи мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру, читая мантру своего гуру. Для тантрических мантр употребляются кристаллические мала.—Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до бус.—Джапу практикуйте в устойчивой медитативной асане (например, в падмасане или сиддхасане). Правая рука с малой может покоиться на правом колене.—Малу не должны видеть другие. Держите чётки в ткани или в шёлковом мешочке, когда их не используете. Чётки,предназначенные для джапы, не носят на себе.—Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу.—В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу. Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари, а затем возвращайтесь опять к манасик джапе незамедлительно.—Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо.Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать.—Не желайте ничего мирского во время повторения мантры.—Держите вашу мантру, данную гуру, в тайне.—Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались.—Если возможно, лучше повернуться во время практики лицом к северу или к востоку.—Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы. В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи, или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания).

Йога предупреждает, что существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа - это самадхи, чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты.Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами -всего лишь иллюзия. Когда садхана очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное “Я”.В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели.Иногда на поверхность вашего ума выплескиваются такие желания, что вы недоумеваете: откуда они взялись? Это явление означает, что ваше осознание мантры ещё поверхностно. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе, и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре. Свами Сатьянанда Сарасвати.

all-yoga.ru

Джапа йога. Как осуществлять джапу. Четки для ждапа-йоги. Правила и разновидности джапа-йоги

Красота и Здоровье   Фитнес и спорт

Что такое джапа йога

Джапа йога — это духовная практика в индуизме, основанная на медитативном повторении мантр или имен Бога. Джапа считается легким путем богопознания. Это связано с тем, что она не требует физических нагрузок, как другие виды йоги.

Обряд повторения молитв в различных формах существует в большинстве мировых религий. Но дхармические религии придают ей особенно большое значение. В Христианстве аналогом джапа-медитации можно назвать молитвенные практики, которые заключаются в повторении молитв с использованием чёток.

При этом человек может находиться в позиции для медитации или просто заниматься своими делами, стоять или ходить. Самым важным при этом является то, что он должен обязательно сосредоточиться на звуках мантры. Возможно использование джапы и в качестве части формального обряда поклонения с группой лиц.

Как осуществлять джапу

В принципе, повторять мантру можно в любое время суток. Но в гаудия-вайшнавизме считается, что лучшим временем для повторения джапы является период брахма-мухурты. Это время представляет собой ранние утренние часы.

Джапа имеет различные цели, которые находятся в зависимости от применяемой мантры и религиозной философии практикующего. И в буддистских, и в индуистских традициях, мантры чаще всего дает ученикам их учитель, которого называют гуру. Это происходит только после специальной формы духовного посвящения. Конечной целью джапы может стать мокша, нирвана, бхакти, а также просто личное молитвенное общение с Богом.

Прежде всего, джапа должна войти в привычку человека. Но к занятиям следует приступать только с чистой душой, верой и божественной любовью. Совершать джапу необходимо с чувством. При этом очень важно знать смысл произносимой мантры. Необходимо также научиться во всем и везде ощущать присутствие Всевышнего.

Четки для джапа-йоги

Обычно при всех видах джапы применяются четки, которые называются джапа-мала. Последователи вайшнавизма чаще всего с этой целью используют чётки, которые изготавливаются из дерева туласи или нима.

Шиваиты же пользуются четками под названием рудракша. Количество бусин в чётках джапа малы обычно равно 108. Это связано с особенным священным значением этой цифры в обеих традициях. Чаще всего джапа-малу носят на шее. Но кришнаиты, к примеру, носят ее в специальном мешочке. Это позволяет сохранять четки в чистоте.

Мала представляет собой нить, на которую нанизаны бусины. Они закреплены на ней узлами созидания (брахма-грантхами). Имеется и 109-я бусина, которая называется Сумеру. Она большого размера и нужна для того, чтобы возвращать отвлекшегося человека к мантре. Это необходимо по той причине, что многие люди во время молитвы отвлекаются от самой мантры и произносят ее автоматически. Когда же пальцы наталкиваются на большую бусину, это отрезвляет ум.

Правила джапа-йоги

  • Прежде всего, необходимо выбрать себе мантру или имя Бога. Лучше всего, если это имя было дано гуру. Мантру необходимо повторять каждый день от 108 до 1080 раз. На четках это составляет от одного до десяти кругов.
  • Бусины при этом перекатываются только при помощи среднего и большого пальцев правой руки. Строго запрещено использовать указательный палец.
  • Четки не должны висеть ниже пояса, руку с ними следует держать на уровне сердца или носа.
  • Не следует пересекать Меру (макушку) четок. Дойдя до нее, нужно вернуться обратно.
  • Нельзя смотреть на четки. Нельзя также, чтобы их видели другие люди. Для этого их рекомендуется накрывать чистым носовым платком, который нужно стирать каждый день.
  • Некоторое время джапу необходимо читать мысленно. Если при этом Вы отвлекаетесь, то можно начать чтение шепотом или вслух. Но потом необходимо снова вернуться к мысленному повторению мантры.
  • Рекомендуется сочетать мысленное повторение мантры с любой работой.
  • Утром, перед чтением джапы, следует обязательно вымыть тело, лицо и рот. В остальное время это не обязательно. Джапу можно повторять в любое свободное время. Особенно подходят для этого утро, полдень и вечер.
  • Джапу рекомендуется сочетать с ритмичным дыханием, или пранаямой. Медитировать при этом следует на форму Вашего Божества. Для этого перед глазами помещается его изображение. Важно думать о значении мантры.
  • Каждый слог мантры необходимо произносить правильно и отчетливо. Не стоит делать это слишком быстро или слишком замедлять темп. Если начинаете отвлекаться. Ускорьте темп произнесения.
  • Никому нельзя открывать свою гуру-мантру.
  • Не следует просить у Всевышнего мирских вещей.
  • Необходимо соблюдать молчание, нельзя отвлекаться или поддаваться чувству тревоги.
  • Рекомендуется читать мантру, сидя при этом лицом на восток или на север. Лучше всего делать это в специальном помещении для медитаций или в уединенном местечке на природе.

Разновидности джапа-йоги

Джапу йогу принято подразделять на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари подразумевает произнесение мантры вслух. Данная практика приводит к быстрому формированию устойчивости ума и способствует заряжению его энергией. Благодаря ей человек обретает спокойствие.

Упаншу – это произнесение мантры шёпотом. Однако при этом ее должен слышать только сам шепчущий. Звука почти не должно быть слышно. Данный вид джапы оказывает более тонкое воздействие на ум человека.

Манасик джапу не следует практиковать до того, пока человек не освоил байкхари и упаншу. Особенно это необходимо людям, имеющим неустойчивый ум. Манасик джапа представляет собой ещё более тонкую технику. Наибольшее распространение она получила в Индии. Она должна обязательно привести человека к просветлению.

Ликхит джапа чаще всего предназначена для тех, кто с успехом освоил предыдущие виды джапы. Это записывание мантры сотни раз как можно более маленькими буквами. Для этого обычно принято использовать красные, голубые или зелёные чернила.

Автор: Верещагина Софья Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов возможно только с указанием активной ссылки на Женский сайт InMoment.

Фитнес. Что такое фитнес? Вернуться в начало раздела Фитнес и спортВернуться в начало раздела Красота и Здоровье

www.inmoment.ru

Джапа-йога

Большинству людей очень трудно сосредоточиться из за слишком большого количества внутренних и внешних потрясений. Во время медитативной практики человек либо переполнен непрерывным потоком внутренней болтовни, тревог и т.п., либо, с другой стороны, неспособен отвлечься от внешних шумов и других помех. Оба этих отвлекающих фактора препятствуют медитации. Разумеется, неспособность отключиться от внешних шумов в действительности представляет собой побочный продукт внутреннего смятения; при наличии внутреннего покоя автоматически происходит отключение от внешних влияний.

Еще одной ловушкой в медитативных практиках бывает сон. Практикующий может очень легко достичь небольшого расслабления и, поскольку это такая редкая вещь, он сразу же начинает чувствовать сонливость и засыпает. Необходимо расслабляться, но сохранять состояние бодрствования. Мы уже много раз говорили об этом, но повторяем снова, поскольку это ловушка, в которую попадают многие люди. Еще одна ловушка — принудительное сосредоточение. Многие понимают важность сосредоточения и пытаются его форсировать, что вызывает напряжение и не является настоящим сосредоточением. Настоящее сосредоточение возникает самопроизвольно в результате расслабления ума.

Поэтому мы сталкиваемся с дилеммой: одно из двух

1. Человек не пытается сосредоточиться. Это, как правило, ведет к уже упоминавшимся ошибкам — сну, отвлечению внешними шумами и т.п. или увлеченности внутренними бурлящими мыслями ума.

2. Человек старается сосредоточиться в попытке воспрепятствовать сну или тенденции увлекаться внешним миром или мыслительным процессом. Это, как правило, ведет к умственному напряжению.

Оба вышеописанных подхода неправильны и не позволяют получить пользу от медитативной практики. Выход состоит в том, чтобы не сосредоточиваться, а просто сохранять осознание. 

Джапа — превосходная система поддержания индивидуального осознания. Кроме того, она не дает практикующему увлекаться внешним миром либо внутренним миром мыслей. Она также помогает предотвращать сон или сонливость. Давайте посмотрим, как это достигается.

В практике джапы необходимо делать две вещи: произносить мантру и перебирать бусины четок. Эти действия служат опорной точкой для осознания. После кратковременной практики человек входит в ритм: круговое движение четок синхронизируется с произнесением мантры. У вашего ума и тела (одной руки) есть занятие. Это предотвращает упомянутые нами ошибки следующим образом:

1. Сон. Если человека тянет ко сну, то повторение мантры и движение четок становятся неритмичными или вовсе прекращаются. Это обычно действует пробуждающе, и при необходимости практикующий может ополоснуть лицо холодной водой. Конечно, если вы полностью проваливаетесь в глубокий сон, то нарушение ритма не поможет. Вы будете мертвы ко всему окружающему. Но в этом случае вы, вероятно, сильно утомлены и нуждаетесь в сне. Поэтому никакого вреда не будет. Но главное, нужно помнить о том, что нарушение ритма мантры и движения четок, как правило, помогает вам осознавать сонливость, и тогда вы можете как то исправить ситуацию.

2. Увлеченность внешним миром. Движение четок и повторение мантры быстро и автоматически делают вас интровертом. Это особенно верно, если вы повторяете мантру с чувством и настойчивостью.

3. Поглощенность внутренним мыслительным процессом. Важно, чтобы вы не подавляли мысли. Позволяйте им возникать, но вы должны их осознавать. Вы не должны в них полностью теряться. Не отождествляйтесь с ними. Вы должны наблюдать их как свидетель. Джапа — прекрасный метод, позволяющий человеку быть способным наблюдать мысли, не теряясь в них. Метод таков: вы должны, в некотором смысле, расщепить свое осознание. То есть, вы должны одновременно внимательно следить за всеми непрерывно возникающими Мыслями, а также за мантрой и движением четок. Позвольте Мыслям приходить, но также осознавайте практику джапы. Если вы начинаете теряться в своих мыслях, то перестаете перебирать четки, либо движение четок и произнесение мантры становятся несогласованными. В обоих случаях вы быстро заметите эту потерю осознания в джапе и затем сможете снова поровну разделить свое осознание. Вы должны продолжать это делать.

В конечном счете, если вы занимаетесь правильно и в течение достаточного времени, мысленный процесс начнет затухать. Происходит постепенный перенос внимания. Вместо бурлящих мыслей ум становится полностью поглощенным повторением мантры. Он автоматически становится более спокойным и сосредоточенным. Ваше осознание становится прикованным к мантре и процессу джапы. А это в точности то, что нужно. На этом этапе ум становится очень уравновешенным не за счет подавления, а вследствие исчерпания поверхностных мыслей и постепенного отучения от привычки теряться в мысленных грезах. Это состояние естественного безмыслия в сочетании с осознанием является вступлением к медитации.

На самом деле, непрерывное бурление мысленных процессов играет положительную роль, особенно если они происходят из более глубоких областей подсознательного ума. Это ваши внутренние проблемы. Наблюдая их, вы от них избавляетесь. Но мысли, в которых теряются большинство людей во время медитативной практики, как правило, бывают очень поверхностными. Чтобы можно было заглянуть глубже, их приходится постепенно устранять с помощью практики джапы. Таким образом, практика джапы первоначально направлена на последовательное отвлечение внимания от этих поверхностных, просто мешающих мыслей.

Когда ум становится сосредоточенным и внимание глубоко поглощено мантрой, можно внезапно столкнуться с видением или мыслью, которые возникают почти неожиданно. Они отражают одну из ваших глубинных проблем, от которых вам и нужно избавиться. Для этого достаточно простого осознания. Именно на этом этапе, погружаясь глубже поверхностных мыслей, вы начинаете очищать ум. 4. Сосредоточение. Оно будет возникать автоматически, когда вы исчерпаете непрерывный поток своих мыслей с помощью практики джапы. То есть, осознание ведет к сосредоточению ума. Когда вы исчерпаете разрушительные мысли ума, у вас не останется иного выбора, кроме сосредоточения. Вы будете почти вынуждены сосредоточиваться.

Джапа — простой, но эффективный метод преодоления всех упомянутых выше препятствий на пути медитативной практики. Именно поэтому он так широко распространен. Он позволяет достигать равновесия между поглощенностью внешним миром и ее противоположностью — полной утратой себя в мире мыслей. Он помогает достижению сосредоточения посредством осознания. Он позволяет успокаивать внутреннюю болтовню ума не подавляя мысли, а позволяя им возникать, в то же время прочно привязывая осознание к мантре и движению четок. Это очень разумный, научный метод. Он полезен тем, кто не обладает сосредоточенным умом, — то есть большинству людей.

из книги Сатьянанда Сарасвати "Древние тантрические техники йоги и крийи"

yoga-land.ru

Что такое джапа йога - ॐ

Джапа йога — это духовная практика в индуизме, основанная на медитативном повторении мантр или имен Бога. Джапа считается легким путем богопознания. Это связано с тем, что она не требует физических нагрузок, как другие виды йоги.

Обряд повторения молитв в различных формах существует в большинстве мировых религий. Но дхармические религии придают ей особенно большое значение. В Христианстве аналогом джапа-медитации можно назвать молитвенные практики, которые заключаются в повторении молитв с использованием чёток.

При этом человек может находиться в позиции для медитации или просто заниматься своими делами, стоять или ходить. Самым важным при этом является то, что он должен обязательно сосредоточиться на звуках мантры. Возможно использование джапы и в качестве части формального обряда поклонения с группой лиц.

Как осуществлять джапу

В принципе, повторять мантру можно в любое время суток. Но в гаудия-вайшнавизме считается, что лучшим временем для повторения джапы является период брахма-мухурты. Это время представляет собой ранние утренние часы.

Джапа имеет различные цели, которые находятся в зависимости от применяемой мантры и религиозной философии практикующего. И в буддистских, и в индуистских традициях, мантры чаще всего дает ученикам их учитель, которого называют гуру. Это происходит только после специальной формы духовного посвящения. Конечной целью джапы может стать мокша, нирвана, бхакти, а также просто личное молитвенное общение с Богом.

Прежде всего, джапа должна войти в привычку человека. Но к занятиям следует приступать только с чистой душой, верой и божественной любовью. Совершать джапу необходимо с чувством. При этом очень важно знать смысл произносимой мантры. Необходимо также научиться во всем и везде ощущать присутствие Всевышнего.

Четки для джапа-йоги

Обычно при всех видах джапы применяются четки, которые называются джапа-мала. Последователи вайшнавизма чаще всего с этой целью используют чётки, которые изготавливаются из дерева туласи или нима.

Шиваиты же пользуются четками под названием рудракша. Количество бусин в чётках джапа малы обычно равно 108. Это связано с особенным священным значением этой цифры в обеих традициях. Чаще всего джапа-малу носят на шее. Но кришнаиты, к примеру, носят ее в специальном мешочке. Это позволяет сохранять четки в чистоте.

Мала представляет собой нить, на которую нанизаны бусины. Они закреплены на ней узлами созидания (брахма-грантхами). Имеется и 109-я бусина, которая называется Сумеру. Она большого размера и нужна для того, чтобы возвращать отвлекшегося человека к мантре. Это необходимо по той причине, что многие люди во время молитвы отвлекаются от самой мантры и произносят ее автоматически. Когда же пальцы наталкиваются на большую бусину, это отрезвляет ум.

Правила джапа-йоги

  • Прежде всего, необходимо выбрать себе мантру или имя Бога. Лучше всего, если это имя было дано гуру. Мантру необходимо повторять каждый день от 108 до 1080 раз. На четках это составляет от одного до десяти кругов.
  • Бусины при этом перекатываются только при помощи среднего и большого пальцев правой руки. Строго запрещено использовать указательный палец.
  • Четки не должны висеть ниже пояса, руку с ними следует держать на уровне сердца или носа.
  • Не следует пересекать Меру (макушку) четок. Дойдя до нее, нужно вернуться обратно.
  • Нельзя смотреть на четки. Нельзя также, чтобы их видели другие люди. Для этого их рекомендуется накрывать чистым носовым платком, который нужно стирать каждый день.
  • Некоторое время джапу необходимо читать мысленно. Если при этом Вы отвлекаетесь, то можно начать чтение шепотом или вслух. Но потом необходимо снова вернуться к мысленному повторению мантры.

  • Рекомендуется сочетать мысленное повторение мантры с любой работой.
  • Утром, перед чтением джапы, следует обязательно вымыть тело, лицо и рот. В остальное время это не обязательно. Джапу можно повторять в любое свободное время. Особенно подходят для этого утро, полдень и вечер.
  • Джапу рекомендуется сочетать с ритмичным дыханием, или пранаямой. Медитировать при этом следует на форму Вашего Божества. Для этого перед глазами помещается его изображение. Важно думать о значении мантры.
  • Каждый слог мантры необходимо произносить правильно и отчетливо. Не стоит делать это слишком быстро или слишком замедлять темп. Если начинаете отвлекаться. Ускорьте темп произнесения.
  • Никому нельзя открывать свою гуру-мантру.
  • Не следует просить у Всевышнего мирских вещей.
  • Необходимо соблюдать молчание, нельзя отвлекаться или поддаваться чувству тревоги.
  • Рекомендуется читать мантру, сидя при этом лицом на восток или на север. Лучше всего делать это в специальном помещении для медитаций или в уединенном местечке на природе.

Разновидности джапа-йоги

Джапу йогу принято подразделять на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари подразумевает произнесение мантры вслух. Данная практика приводит к быстрому формированию устойчивости ума и способствует заряжению его энергией. Благодаря ей человек обретает спокойствие.

Упаншу – это произнесение мантры шёпотом. Однако при этом ее должен слышать только сам шепчущий. Звука почти не должно быть слышно. Данный вид джапы оказывает более тонкое воздействие на ум человека.

Манасик джапу не следует практиковать до того, пока человек не освоил байкхари и упаншу. Особенно это необходимо людям, имеющим неустойчивый ум. Манасик джапа представляет собой ещё более тонкую технику. Наибольшее распространение она получила в Индии. Она должна обязательно привести человека к просветлению.

Ликхит джапа чаще всего предназначена для тех, кто с успехом освоил предыдущие виды джапы. Это записывание мантры сотни раз как можно более маленькими буквами. Для этого обычно принято использовать красные, голубые или зелёные чернила.

источник:http://www.inmoment.ru/

rfl-prb.livejournal.com

Практика медитации Джапа йога / Непознанное / Socio-Life.Ru

Из всех систем йоги, пробуждающих пратьяхару (отвлечение от внешних объектов) и ведущих непосредственно к самадхи, джапа йога является наиболее безопасной и лёгкой практикой и потому может использоваться каждым в любое время и в любых условиях. Слово «джапа» означает «ротация» (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Неотъемлемым атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые благотворно воздействуют на психическую природу человека. Самое главное, чтобы ум принял эту мантру, привлечённый её обаянием. Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению. Мала, или чётки, — следующий атрибут джапа йоги. Мала — это нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами). Кроме того, есть ещё одна большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре (к руке с чётками) всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Для того, чтобы привлечь медитирующего к мантре, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапа йоги.

Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние. Здесь особо следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум — наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику. Джапа йога подразделяется на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая. Байкхари — произнесение мантры вслух. Эта практика довольно быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари, т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать. Упаншу — произнесение мантры шёпотом, но так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре, или науке о мантрах, сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы. Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу. Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой и наиболее распространённой в Индии. Священные Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика мана-сик джапы непременно приведёт человека к просветлению. Ликхит джапа обычно предписывается тем ученикам, которые успешно справились с другими техниками джапы и добились прогресса в концентрации. Ликхит джапа — это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры. Если у вас есть мантра, хорошо практиковать её следующим образом: три круга в байкхари, два круга в упаншу и один круг в манасик. Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь. Джапа-медитация представляет надежную специфическую тропу, несмотря на свой длинный путь. Она повышает все типы садханы и духовный прогресс садхака.

Джапа анустхана

«Анустхана» означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе, и тогда она называется джапа анустхана. Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса, используя методы физической, умственной и психической дисциплины, или же как средство для достижения практических целей. Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. В некоторых местах Индии одна и та же мантра поётся без перерыва в течение многих лет. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, день за днём, поётся мантра «Харе Рама Харе Кришна». Нет перерыва даже на одну минуту. Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций. Джапа анустхана очень популярна в Индии и является лучшим средством для тех, чей ум склонен блуждать. Манасик джапа анустхана является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику. Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно. Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.

Мантры

В конце данной книги, в разделе «Приложение», вы найдёте перечень мантр, которые используются в различных религиях. Правила и советы для джапы Выберите какую-нибудь мантру или имя Бога. Если же вы не имеете мантры, используйте Ом, который является универсальной мантрой и подходит для всех. Повторяйте Ом от 106 до 1060 раз в день, т.е. от одного до десяти кругов (или мала). Используйте мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру. Для прокручивания бусин используйте только средний и большой пальцы правой руки. Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до бус. Малу не должны видеть другие. Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу. В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу. Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари, а затем возвращайтесь опять к манасик джапе незамедлительно. Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо. Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать. Проникайтесь чувством, что ваше сердце очищается, а ум становится всё более устойчивым благодаря силе мантры. Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались. Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы. В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи, или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания). Читта шуддхи очень важна особенно на предварительных стадиях духовной жизни, так как если самскары и васаны не устранить теперь, они позже всё равно напомнят о себе, как серьезные препятствия.

Йога предупреждает, что существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений. Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа — это самадхи, чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты. Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами — всего лишь иллюзия. Когда садхана очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное «Я». В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе, и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре.

Глава XII. Мантра сиддхи йога

Последующие практики предназначены для подготовки к кундалини йоге, потому что они разъясняют ученику природу чакр и помогают ему осознать их локализацию в теле человека. Все эти практики связаны между собой различными типами джапы и представляют как бы особую анустхану, которая принесёт огромную пользу серьёзному и относительно квалифицированному ученику, способному провести в садхане свою жизнь от недели до месяца. Подобная садхана называется мантра сиддхи йогой, которая настраивает и стимулирует работу психических центров, или чакр.

Манипура шуддхи Стадия 1 Направьте внимание в манипура чакру. Прочувствуйте своё дыхание, продвигающееся внутрь и вовне из области манипуры. Прочувствуйте дыхание, которое словно расширяется и затем сжимается в области пупа. Не напрягайтесь, просто наблюдайте за процессом дыхания в течение 10 минут. Стадия 2 Продолжайте удерживать свое внимание на естественном дыхании в манипура чакре и мысленно повторяйте Ом на вдохе и на выдохе в течение 10 минут.

Анахата шуддхи Стадия 1 направьте внимание на анахата чакру. Прочувствуйте, как дыхание входит и выходит из области анахаты. Продолжайте 10 минут. Стадия 2 Прочувствуйте, как ваша грудь расширяется при вдохе и сжимается при выдохе. Проговаривайте Ом на вдохе и на выдохе.

Вишуддхи шуддхи Стадия 1 Начинайте осознавать, как ваше психическое дыхание входит и выходит из тела. В вашем теле дыхание автоматически продвигается вверх и вниз после каждого вдоха и выдоха. Осознавайте, как дыхание движется вверх и вниз сквозь горло и вслушайтесь в слабый звук Ом, который оно издаёт. Продолжайте 5 минут. Стадия 2 Теперь со вдохом осознавайте, как дыхание с мантрой проходят от пупа к горлу. С выдохом дыхание и мантра возвращаются к пупочной зоне. Стадия 3 Теперь осознавайте, как дыхание и мантра продвигаются вверх от вишуддхи к неведомой точке, расположенной у основания мозга, на уровне кончика вашего носа. Затем дыхание и мантра опускаются назад к вищуддхе, чтобы опять подняться к неведомой точке. Продолжайте практику ещё 5 минут. Стадия 4 Теперь наблюдайте, как дыхание и мантра поднимаются с вдохом вверх от пупочной зоны и продвигаются сквозь вишуддху к неведомой точке у основания мозга. С выдохом они пройдут назад вниз к пупочной зоне сквозь вишуддху. Практикуйте 10 минут.

Пингала шуддхи и ида шуддхи Сядьте в медитативную асану. Мысленно направьте своё дыхание через правую ноздрю (или канал пингала). Осознавайте своё дыхание, проходящее через правую ноздрю, и совместите мантру Ом с вдохом и выдохом. Подсчитывайте количество дыханий, начиная со 150, и двигайтесь к 0. Совмещайте счёт с дыханием, проходящим через левую ноздрю (или канал ида).

Анулома вилома Сядьте в медитативную позу и дышите глубоко и естественно. Вдыхайте через левую (ида) ноздрю и выдыхайте через правую (пингала) ноздрю. Это попеременное дыхание будет протекать посредством волеизъявления и потому называется психическим чередованием. Теперь вдохните через правую и выдохните через левую ноздрю. Затем вдохните через левую и продолжайте в том же духе, осознавая Ом в процессе дыхания. Сделайте 108 таких дыханий. Чётки (мала) держите в правой руке для подсчёта количества дыханий.

Прана шуддхи Сядьте в медитативную позу. Дышите глубоким естественным дыханием. Вдохните через обе ноздри и осознайте два потока дыхания, проходящих через два носовых прохода и встречающихся в межбровном центре, называемом трикути. Продвижение воздуха по каналу V-образной формы описано в главе «Психические основы йогической физиологии». Выдохните так же из три-кути через обе ноздри. Привнесите в дыхание Ом.

Вак шуддхи Стадия 1 Вдохните глубоко и естественно. С длинным выдохом пропойте Ом громко и на самой низкой ноте, на какую вы способны. Энергия Ом-мантры будет подниматься, и опускаться из манипуры. Продолжайте 15 минут. Стадия 2 Вдохните глубоко и на секунду задержите дыхание. На выдохе пропойте Ом столько раз, сколько сможете. Установите определенный ритм пения Ом-Ом-Ом-Ом… Во время вдоха повторяйте Ом мысленно, чтобы не разрывать его цельного потока. Продолжайте в течение 15минут.

Трикути сандханам Ощутите, как с каждой пульсацией из трикути эманирует мантра Ом. Прочувствуйте пульсирующую нади в трикути вместе с Ом и постарайтесь подольше удержать подобное ощущение. Выполняйте практику в течение 15 минут.

Чакра шуддхи Приготовьте 2 малы: одну с 11-ю бусинами и другую с 21 бусиной. В 21 мале сделайте один крупный узел. возьмите малу с 21 бусиной в правую руку, а малу с 11 бусинами в левую. Направьте ваше внимание на муладхара чакру. Представьте, что там медленно и глубоко пульсирует мантра Ом. Пульсация мантры отождествлена с пульсацией самой чакры. Отсчитайте на 21 мале 21 пульсацию чакры с мантрой. После этого переместите своё внимание вверх, к свадхистхане, и точно так же представьте, что там пульсирует чакра вместе с Ом. Отсчитайте на чётках 21 пульсацию. Продолжайте продвигаться вверх таким же образом сквозь манипуру, анахату, вишуддху, аджну, бинду (неведомую точку) и сахасрару. После 21 пульсации в сахасраре отделите одну бусинку на 11 мале в левой руке и возвращайтесь опять к муладхаре. Так продолжайте 11 полных раундов, пока не отсчитаете левой рукой 11 бусин. На это у вас уйдёт примерно 45 минут. — Глава XIII. Аджапа джапа

Джапа — это постоянное и осознанное повторение мантры. Когда повторение мантры становится автоматическим и спонтанным, без усилий, такая джапа называется аджапа джапой. Говорят, что джапа исходит изо рта, а аджапа джапа из сердца. Аджапа джапа является совершенной садханой, которая способна возвысить ученика над внешним сознанием и приблизить к высшим формам медитации. Если её выполнять регулярно, постепенно и с полным знанием дела, все подсознательные скрытые желания, страхи и комплексы будут извлечены из архива подсознания на свет сознания ученика, наблюдающего за самскарами и васанами, как беспристрастный свидетель. Одно лишь это наблюдение способно устранить все самскары и васаны, т.е. большинство психофизических нарушений. Таким образом, аджапа джапа непосредственно воздействует на нервное сплетение в коре головного мозга, расположенное в центральной его части. Для аджапа джапы можно использовать любую мантру, хотя традиционно применяется мантра Со Хам, т.к. она естественно имитирует звуки вдоха и выдоха.

socio-life.ru


Смотрите также