Что такое Дживамукти-йога? Основа стиля и 5 составляющих. Дживамукти йога


7 причин, почему мы любим Дживамукти-йогу

Что такое Дживамукти-йога? На что будет похоже твое первое занятие по Дживамукти-йоге? 

Вот 7 интересных фактов о Дживамукти, которыми мы хотим поделиться с вами.

Дживамукти-йога – одна из самых мощных и структурированных практик. В ней есть и духовная составляющая, и методики, которые способны развивать вас на физическом и эмоциональном уровнях.

Каждый открытый класс начинается с пения мантр. Затем учитель рассказывает личные истории, а также передает учение от основателей метода. Характерный музыкальный ритм сопровождает энергичные последовательности асан на протяжении всего занятия. Также практика включает в себя медитацию, которая позволяет нам просто быть. Эту практику уважают и любят множество людей по всему миру, и это определенно одна из прекраснейших форм практики йоги. Предупреждаем – она может вызывать зависимость!

Итак, 7 причин бесконечно любить Дживамукти-йогу:

1. Выбирайте занятие по уровню и потребности

Всегда есть несколько типов классов, из которых можно выбирать, особенно если вы только собираетесь попробовать Дживамукти-йогу: 

– Базовый (для новичков). Обычно является частью 4-недельного курса, который позволяет любому человеку изучить основы йоги.

– Час силы (для продолжающих). Подходит тем, кто ограничен во времени – и длится ровно час.

– Открытый (для всех). 90-минутный урок, который охватывает 5 основополагающих принципов практики Дживамукти-йоги. Практикующие узнают больше о древних священных писаниях (шастрах), о преданном служении (бхакти), о доброте по отношению к себе и другим (ахимса). Особенно нам нравится музыкальный аспект (нада) и медитация (дхьяна).

Эти классы вы можете посетить по всему миру, где бы вы не оказались.

2. Пойте мантры

За что мы любим Дживамукти, так это за богатство практики. Многие учителя начинают свое занятие с изучения священных писаний – в форме пения мантр и чтения. Даже если вы не привыкли петь мантры, это прекрасный опыт – находиться в одной комнате с людьми, которые делают это давно и с удовольствием. Используйте этот как возможность раствориться в вибрациях музыки.

3. Будьте частью подлинной традиции

Дживамукти-йогу известна благодаря ее основателям. Она зародилась в результате сотрудничества между Шэрон Гэннон и Дэвидом Лайфом, которые сформировали ее на основе духовных принципов. Ученики любят практику еще больше, так как она обогащает не только их тела, но и души. Каждый месяц основатели представляют новую «Тему месяца». Ее подхватывают преподаватели по всему миру, и получившаяся энергия (если вы вообще верите, что такая штука существует) — просто волшебная.

4. Сохраняйте баланс

Не обманывайтесь, считая, что занятия по Дживамукти-йоге легкие. После того, как учитель сказал несколько слов о теме месяца и пропеты мантры, идет разминка и невероятно энергичный поток асан. Занятия по Дживамукти-йоге менее жесткие по структуре, чем последовательности Аштанги и при этом более структурированны, чем большинство других классов по Хатха-йоге, в которой последовательности одного учителя могут радикальным образом отличаться от последовательностей другого. Нам очень нравится, что каждый учитель в студии Дживамукти дает свою интерпретацию основной последовательности, но при этом все равно остается ощущение сфокусированности. 

5. Кто бы мог подумать, что музыка в классе йоги может быть … настолько классной?

Мы думали, что предпочитаем заниматься без музыки... пока не стали ходить на Дживамукти-йогу. Возможно, потому что и Шэрон, и Дэвид — музыканты, и музыка — неотъемлемая часть их практики. С того момента, как начинается физическая практика, большинство преподавателей включают энергичную, проникновенную музыку на свой выбор (иногда и поп-музыку тоже!) Должны признаться, очень круто, когда все в классе двигаются вместе!

6. Учитель поправит вас в асанах и сделает массаж

В Дживамукти-йоге практикуют правку в асанах — возможно, из-за влияния Паттабхи Джойса, который популяризировал Аштанга-йогу на западе. На каждом занятии преподаватель обязательно подойдет к каждому ученику и поправит его. 

Многие инструкторы приносят на занятие ароматические масла и делают ученикам массаж головы и шеи, а также исправляют им положение плеч, пока они в Шавасане. Ммммм...райское блаженство.

7. Говорите правду

Дживамукти-йога не заканчивается практикой асан (физическими практиками). Она гордится своими принципами и близостью к социуму. Сторонница защиты прав животных, веган и борец за окружающую среду, Гэннон создает потрясающе вкусные рецепты без животных компонентов. Множество блюд, полезных как для тела, так и для души, можно попробовать в Jivamuktea Cafe – в кафе при студиях йоги.

Но никогда — повторяем, никогда! – не занимайтесь на полный желудок! Дживамукти-йога — интенсивная практика, и если вы до нее поели, у вас может случится несварение желудка.

И обязательно скажите преподавателю о любых травмах, которые у вас были, и вообще о любых проблемах со здоровьем.

Заинтересовал этот стиль? Приходите на  класс Тони Арно в рамках Новогодних Yoga Beauty Days!

9 и 10 декабря в пространстве «Вкус & Цвет» вас ждут практика йоги, медитация, мастер-классы, лекции, beauty-бар, массаж, маникюр и много других интересных сюрпризов. 

На маркете вы сможете найти интересные новогодние подарки своим близким.

Практики и мастер-классы не повторяются, поэтому вы можете посвятить себе весь weekend, один день или выбрать наиболее удобную сессию и прийти с подругами. 

Подробности

yogajournal.ru

Что такое Дживамукти-йога? Основа стиля и 5 составляющих.

Основатели Дживамукти-йоги – супруги Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. В конце 1970-х они долго жили в Индии и учились у великих гуру Свами Шивананды и Свами Нирмалананды. Сама жизнь показала, что западным жителям необходима такая практика, которая бы гармонично сочетала бы в себе развитие тела и духа. По приезду домой в Нью-Йорк Дэвид и Шэрон разработали свой уникальный метод. Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение, таким образом, душа, которая получает освобождение при жизни. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса и 5 основных составляющих:

  • Священные писания. Источники изучения – древние санскритские тексты: «Йога-сутры» Патанджали (священный текст, в котором показано, как преодолеть ментальные препятствия на пути к просветлению). «Хатха йога-прадипика» (руководство по технике хатха-йоги). Бхагавад-гита (здесь Кришна излагает три основных пути йоги: бхакти – преданность; карма – служение; джняна – познание). Упанишады (фундаментальные священные тексты, разъясняющие концепцию недуальной природы Бога).
  • Бхакти (Преданность). Считается, что целью всех практик йоги является богопознание. И поэтому поощряется атмосфера взаимопонимания и терпимости между различными религиями. Чтобы создать возвышенное настроение, используются алтари, религиозные картины и иконы. Применяется киртан (религиозные песнопения) и джапа (повторение имени Бога).
  • Ахимса (Отказ от насилия). Отказ от насилия основной нравственный принцип йоги, поэтому пропагандируется Нравственное вегетарианство. Защита животных. Деятельность по охране окружающей среды и социальная активность.
  • Музыка (Нада-йога). На занятиях по дживамукти-йоге музыка используется, чтобы утончить слух путем прослушивания вдохновенной духовной музыки во время выполнения асан.
  • Медитация. Она необходима, без медитации никакие достижения в йоге невозможны. Например, без медитации просто нет смысла в асанах.

Дживамукти-йога — это простой метод освобождения. В первую очередь, освобождение идёт от последствий кармических действий в прошлых и в этой жизнях. Эти последствия вызывают образование блокировок в чакрах, которые можно устранить при помощи выполнения упражнений (прогибы вперёд и назад).

Асаны выполняются в определённой последовательности. Они плавно перетекают из одной в другую, сочетаясь с дыхательными практиками. Все эти компоненты йоги помогают человеку в его занятиях, создавая гармонию. Так, физические упражнения Хатха-йоги провоцируют биохимическое изменение в организме, которые, в свою очередь, улучшают способность к медитации и изучению древних канонических текстов. Мантры сподвигают человека на совершение благих поступков. А медитация помогает развитию концентрации и внимательности, необходимых при выполнении асан.

Дживамукти-йога учит быть счастливым, несмотря на весь предыдущий негативный опыт и сложные жизненные обстоятельства.

И обязательно скажите преподавателю о любых травмах, которые у вас были, и вообще о любых проблемах со здоровьем.

Заинтересовал этот стиль? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Подробности: conf.yogajournal.ru

Юлия Ященко, преподаватель Дживамукти-йоги.

Фото: lorenlotus/instagram.com

yogajournal.ru

описание и как проходят занятия

Дживамукти йога – это выполнение виньяс, напоминающих танец, пение мантр, прослушивание красивой музыки, медитации, изучение Священных писаний и приверженность к вегетарианству.

В переводе с санскрита слово «дживамукти» значит «душа, освобожденная при жизни» или «человек, достигший освобождения от законов кармы». Дживамукти йога – это, в первую очередь, ментальная практика, это попытка представить йогу как единую систему, объединяющую в себе как физический, так и духовный аспект, и стремящуюся к просветлению.

Данное направление представляет интерес для тех учеников, которые не ограничиваются работой с телом, тяготея при этом к преодолению границ своих физических возможностей, и ищущих тонкой работы с умом, углубления в индийскую философию.

Дживамукти йога – это отнюдь не терапевтический, мягкий стиль, доступный для совсем новичков и сомневающихся. Она предполагает наличие у практикующего значительного резерва физических возможностей и крепкой силы духа.

История направления

Эта авторская методика принадлежит американским инструкторам Девиду Лайфу и Шэрон Гэннон. Семейная пара начала практиковать в семидесятых годах, они много путешествовали по Индии и даже обучались у знаменитых гуру Свами Шивананды и Свами Нирмаланды, а по приезду начали преподавать в Америке.

По словам основателей направления, в тот момент практикующие вне Индии упускали важнейший аспект практики – философию, лежащую в основе йоги. Дэвид и Шэрон решили познакомить западный мир с подлинной йогой, фундаментальной целью которой является самореализация и освобождение.

Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон

Не будет преувеличением сказать, что они стали первыми американскими преподавателями, которые уделили должное внимание духовности в практике: пению мантр и религиозных гимнов, толкованию канонических текстов, крийя-йоге и дыхательным техникам.

Итак, в 1989 году Дэвид и Шэрон начали проводить в Нью-Йорке первые неформальные занятия, тогда же мир впервые узнал о Дживамукти йоге. Сегодня центры данной школы обучают практикующих в Америке, Англии, Канаде и Германии. Знаменитыми адептами ее являются Стинг, Кристи Тарлингтон и Гвинет Пэлтроу.

Идейные вдохновители «Поющей йоги» не устают пропагандировать этическое вегетарианство и необходимость защиты природы, сотрудничают с американской организацией РЕТА и проповедуют Бхакти (преданность Богу, которая должна лежать в основе практики).

В настоящий момент Дживамукти йога в студиях нашей страны не преподается, однако есть все основания полагать, что в ближайшем будущем ситуация кардинально.

Особенности стиля

Дживамукти йога – это способ освобождения. Именно этот мотив авторы направления считают основополагающим и более того - единственным для духовных практик. О каком освобождении здесь идет речь? Шэрон и Дэвид говорят о свободе от последствий предыдущих карм, иными словами, от поступков, совершенных в настоящей и прошлых жизнях. Дело в том, что негативные действия вызывают блокировки в чакрах, избавиться от которых можно во время практики, к примеру, определенные зажимы снимаются прогибами назад и вперед.

Стиль основан на изучении Священных писаний, пении мантр, развитии тонкого слуха, медитации и интенсивной практики Хатха йоги. В основе последней – Виньяса (последовательность асан, синхронизированных с дыханием и плавно перетекающих одна в другую) Паттабхи Джойса, дополненная новыми упражнениями и со стороны напоминающая танец.

Дживамукти йога акцентирует внимание на творческом подходе к освоению йоги – творчество стало основой метода, потому что, по словам основателей, именно оно способно возвысить человека над материальным, оторвать от повседневной суеты.

На занятиях музыка используется для утончения слуха и речи, путем прослушивания духовной музыки и киртана (попеременного (солитс/хор) пения).

Киртан

При этом музыкальные паузы сочетаются с выполнением асан, в том числе довольно сложных для начинающих учеников. Физический аспект практики предполагает усердную работу и даже в каком-то смысле вызов себе, своим возможностям. Об этом не стоит забывать ученикам, которые решили остановить свой выбор на данном стиле.

Кроме того, обязательным условием является вегетарианство. Шэрон и Дэвид утверждают, что существует простой способ установить контакт с Богом напрямую, для этого необязательно уезжать в ашрам или медитировать в пещерах, достаточно просто не есть мяса и рыбу.

Как проходит занятие?

Каждое занятие включает в себя все элементы методики: изучение санскритских гимнов, медитация, выполнение асан и пение мантр. Основатели стиля считают, что такой подход к практике способствует наиболее полному и гармоничному развитию личности, результатом которого является подлинное освобождение.

Асаны провоцируют биохимические изменения в организме, которые улучшают способности к медитации и изучению канонических текстов, мантры побуждают человека совершать благие действия, а без сосредоточения вообще теряется смысл физической практики.

Анна Кехнель - директор и основатель студий Дживамукти-йоги в Берлине, преподаватель высшего уровня

Последняя начинается с комплекса Сурья Намаскар и продолжается определенным комплексом ключевых асан и виньяс.

Эффект

«Поющая йога» располагает к саморазвитию и последовательно на него настраивает. Теория, безусловно, необходима для правильного настроя на практику, а практика помогает не только избавиться от зажимов и блокировок, но и возвращает бодрость, придает силу, насыщает энергией и формирует красивое, подтянутое тело.

Данная школа учит каждого ученика быть счастливым, несмотря на негативный опыт и сложные жизненные обстоятельства.

Дживамукти йогу можно назвать телесно-ориентированной терапией, главная задача которой: через изменение походки, осанки, устранения зажатости и болевых точек избавить человека от отрицательных эмоций и воспоминаний.

Регулярная практика творит чудеса: мимика лица становится приятной и мягкой, возвращается блеск в глазах и хорошее настроение, мысли проясняются, а ум пребывает в состоянии умиротворения и покоя.

Читайте также:

Шивананда йога любима новичками потому, изучение начинается с техник релаксации, а не асан, а опытные йогины любят ее за приближенность к учению Патанджали.

Знаете ли вы, что Тантра йога – это намного больше, чем пробуждение чувственности. И существует целых три ее вида: красная, черная и белая Тантра.

Выбирая эту школу, вы обретаете возможность прикоснуться к настоящей йоге, какой ее видели мудрецы тысячелетия назад.

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Дживамукти-йога: 10 асан для начинающих - Тело

Йога для свободы

«Дживамукти» в переводе с санскрита означает «освобождение души». Этот стиль родился в 1984 году в Нью-Йорке, его создала семейная пара йогов – Дэвид Лайф и Шэрон Геннон. Лайф и Гэннон долго жили в Индии и учились у тамошних гуру, а потом вернулись в США, чтобы делиться приобретенными знаниями с западным миром.

Дэвид и Шэрон были не очень довольны западным подходом к индийской практике – чисто физкультурным. Им очень хотелось донести до практикующих, что йога нужна не только для хорошего самочувствия и крепкого подтянутого тела, но еще и для того самого освобождения души – причем не в каких-то заоблачных эмпиреях, а прямо сейчас, при жизни. До них западные учителя йоги вообще не уделяли внимания духовной, психологической стороне. Шэрон и Дэвид сразу заявляли, что для них йога – это прежде всего ментальная практика.

Но пусть вас не вводят в заблуждение эти слова: все это так, и в то же время дживамукти отлично подходит для тех, кто любит, чтобы на йога-классе было побольше «физкультуры» и поменьше мистики и эзотерики. На занятиях по дживамукти дается серьезная физическая нагрузка, а психологическая составляющая вплетена в уроки вполне ненавязчиво – да, на занятиях поют мантры, медитируют, на каждом уроке обсуждают какую-нибудь тему из древних священных йоговских текстов, но не оторванную от нашей современной жизни, а психологически значимую и актуальную для современного человека, принадлежащего к западной культуре и живущего в реальном мире. Асаны выполняются под красивую музыку в потоке – то есть плавно, вместе с дыханием, перетекают одна в другую. Такой потоковый стиль выполнения асан и связок-виньяс хорошо знаком всем, кто был хоть на одном занятии по аштанга-виньяса-йоге. Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф считают, что, интенсивно выполняя асаны, человек решает свои психологические проблемы, снимает эмоциональные блокировки. Вот так выглядит поток асан в исполнении самих Шэрон и Дэвида: 

Базовый комплекс дживамукти-йоги 

Но до такого плавного перехода из асаны в асану надо еще дойти, а сначала – отстроить правильное выполнение каждой позы по отдельности. Вот комплекс асан, предназначенный для тех, кто раньше никогда не практиковал йогу.

Начните занятие с посвящения высшей цели: мысленно направьте энергию любви близкому человеку или создайте позитивный посыл, адресуя его всем тем, кто болен или огорчен и нуждается в вашей поддержке. В начале занятия по дживамукти-йоге традиционно поется мантра Loka samasta sukhino bhavantu («пусть все живые существа будут свободны и счастливы»).

Выполняйте асаны аккуратно, стараясь прислушиваться к ощущениям, возникающим в теле. Первую неделю практики входите в позы стоя из Тадасаны (позы Горы) и выполняйте их в обе стороны. Продвинувшись, вы можете пойти дальше и выполнять позы через динамические связки с акцентом на дыхании так, чтобы асаны плавно перетекали друг в друга. Чтобы избежать травм, не гонитесь за быстрым результатом, соблюдая по отношению к себе один из главных принципов йоги – ненасилие (ахимсу).

Прежде чем начать

Будьте счастливы. Сядьте в Сукхасану (Удобную позу). Вытяните спину, положите руки на бедра. Закройте глаза. Расслабьте мышцы лица, язык и горло. Дышите, удлиняя вдохи и выдохи. В процессе наблюдения старайтесь сохранять внутренний ритм дыхания на четыре счета. Затем спойте три раза мантру «Ом». Настройтесь на предстоящую практику.

1. Тадасана – поза Горы 

Соедините внутренние части стоп. Подтяните мышцы бедер. Уберите прогиб в пояснице. Поднимите плечи вверх и уведите их назад, раскрывая грудную клетку. Вытяните руки вдоль корпуса. Закройте глаза и сделайте пять циклов дыхания.

2. Урдхва Хастасана – Вытяжение рук вверх в положении стоя

Стоя в Тадасане, вытяните руки перед собой, а затем, развернув мышцы плеч наружу, поднимите их вверх. Прижмите стопы к полу и разведите пальцы ног в стороны друг от друга. Останьтесь в этой позиции на пять циклов дыхания.

3. Уттанасана – поза Интенсивного вытяжения

Опустите кончики пальцев рук на пол и, отталкиваясь ими, прогнитесь в грудной клетке. Затем захватите руками лодыжки и еще раз прогнитесь, втягивая мышцы бедер. Разводя руки в локтях, приблизьте корпус к ногам. Останьтесь так на пять циклов дыхания.

4. Адхо Мукха Шванасана – поза Собаки мордой вниз

Прижмите ладони к полу. Сделайте шаг назад сначала правой, а затем левой ногой. Сохраняя пятки на одной линии, прижмите их к полу. Направьте седалищные кости к потолку. Втяните живот, расслабьте голову, направьте взгляд на пупок. Сделайте пять циклов дыхания.

5. Уттхита Триконасана – поза Треугольника

Расставьте стопы пошире и разверните их вправо. Вытяните руки в стороны. Опустите правую руку на лодыжку, а левую вытяните вверх. Поверните голову и посмотрите на большой палец левой руки. Сделайте пять циклов дыхания. Выйдите из позы, затем выполните ее влево.

6. Вирабхадрасана II – поза Воина II

Расставьте стопы пошире и разверните их вправо. Согните правую ногу в колене, сохраняя при этом ровным таз. Раскройте грудную клетку. Не опускайте ладони ниже плеч. Поверните голову вправо и направьте взгляд поверх вытянутой руки. Сделайте пять циклов дыхания. Выйдите из позы. Выполните ее влево.

7. Вирабхадрасана I – поза Воина I

Расставьте стопы пошире и разверните их вправо. Разверните таз и корпус вправо. Сохраняя ровным таз, сгибайте правую ногу в колене до положения параллельно полу. Вытяните руки вверх. Поднимите голову и посмотрите на ладони. Сделайте пять циклов дыхания. Затем выйдите из позы и сделайте ее влево.

8. Врикшасана – поза Дерева

Встаньте в Тадасану. Прижмите правую стопу к полу, затем, согнув левую ногу в колене, приблизьте левую стопу к правому паху. Вытяните руки в Урдхва Хастасану. Балансируя на одной ноге, активно прижимайте правую стопу к полу, а левую – к внутреннему бедру правой. Смотрите поверх кончика носа. Сделайте пять циклов дыхания. Вернитесь в Тадасану. Выполните позу Дерева влево.

9. Випарита Карани – поза Перевернутого озера

Приблизив таз к стене, поднимите ноги на стену. Угол между туловищем и ногами составляет 90 градусов. Лежа на спине, согните руки в локтях и расположите их на полу. Закройте глаза. Оставайтесь в позе от пяти до десяти минут, наблюдая за дыханием и ощущениями, возникающими в теле. Чтобы выйти из позы, оттолкнитесь стопами от стены. Полежите минуту на спине, затем повернитесь на правый бок и аккуратно поднимитесь.

10. Шавасана – поза Мертвеца

Лягте на спину и расслабьтесь, постепенно отпуская напряжение в теле. Особое внимание уделите расслаблению мышц лица, век и глаз. Отпустите челюсть и язык во рту. Ощутите, как дыхание становится естественным, ровным и спокойным. Пусть голова будет пустой. Оставайтесь в Шавасане не менее десяти минут. Прежде чем выйти из позы, пошевелите пальцами рук и ног. Вытяните руки за головой, повернитесь на правый бок и медленно поднимитесь. Сядьте в Сукхасану и соедините руки в Намасте (знак благодарности).

Завершите практику

Помедитируйте. В конце каждого занятия выполняется простая, доступная новичкам медитация. Сядьте ровно с прямой спиной. Дышите ровно, глубоко, но не надувайте грудную клетку и живот – делайте это естественно. Переведите взгляд на кончик носа. В течение десяти минут наблюдайте за тем, как течет ваше дыхание, отпуская на выдохе физическое и умственное напряжение. 

Хотите попробовать этот стиль?

У вас есть уникальная возможность позаниматься у легендарных основателей Дживамукти – Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа – на 10-й Конференции Yoga Journal 15 и 16 октября!

Вы познакомитесь с богатейшим миром йоги, поэкспериментируете с новыми стилями, усовершенствуете собственное мастерство, дополнив практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления дживамукти-йоги. На Конференции состоится российская премьера документального фильма What is Real («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Другие преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие. Не пропустите главное событие в мире йоги! Подробности: conf.yogajournal.ru.

www.sncmedia.ru

Дживамукти йога - энциклопедия йоги и аюрведы

Дживамукти йога – это практика, построенная главным образом на выполнении виньяс, которые в процессе исполнения напоминают плавный и красивый танец. За исключением их, ученики поют мантры, предаются медитации, вникают в священные тексты и слушают музыку. Человек, выбравший Дживамукти йогу для совершенствования тела и ума должен придерживаться вегетарианства.

С санскрита слово "дживамукти" переводится как "душа, освободившаяся от оков при жизни". В другой интерпретации "дживамукти" трактуется следующим образом: "человек, на которого больше не влияют законы кармы".

Это учение в первую очередь является ментальным. Его основная цель – это представить йогу в качестве единой системы, которая объединяет в себе физические и духовные аспекты, что в результате приводит к достижению главной цели восточных учений – просветлению.

Поэтому данная школа представляет большой интерес для людей, которые желают не только развить свое тело при помощи упражнений, но еще и улучшить свое психологическое состояние; выйти за пределы текущих физических способностей и сформировать четкое понимание того, что есть внутренний и внешний мир.

Человек, которому приглянулся данный стиль, должен понимать, что Дживамукти йога является относительно жесткой, посему, осваивая ее потребуется довольно много времени, особенно тем, кто ранее не занимался восточными практиками. Для того чтобы начать, практикующий должен быть уверен в том, что он располагает достаточным резервом физических и умственных сил.

Как появилась Дживамукти йога?

История Дживамукти йоги началась тогда, когда два американца по имени Шэрон Гэннон и Девид Лайфу путешествовали по Индии. В процессе своих странствований, им посчастливилось поучиться этому мастерству у многих индийских гуру.

Согласно их словам, идея создать новое направление пришла, когда они увидели, что многие из тех, кто практикует йогу, упускают ее главную составляющую – философию. По возвращению в США, они решили познакомить своих соотечественников с истинным учением, цель которого – это самосовершенствование и освобождение.

Признаться честно, Гэннон и Лайфу стали первыми западными людьми, которые предприняли должный подход к практике и преподаванию древнего индийского учения. После возвращения из Индии, они стали больше внимания уделять изучению религиозных текстов, пению мантр, а также дыхательной практике.

Когда более или менее сформировался стиль, в 1989 году Гэннон и Лайфу провели первое публичное занятие, которое, в прочем, было неформальным. Именно тогда, мир впервые узнал о Дживамукти йоге. Сейчас, спустя более, чем 20 лет, центры, где практикуют Дживамукти йогу существуют в США, Канаде, Англии, России и Германии.

Адепты этого учения, все как один, придерживаются вегетарианства и активно выступают за сохранение природы. Также они тесно сотрудничают с PETA и занимаются пропагандой Бхакти (религиозное индийское движение).

Особенности Дживамукти йога

Самая главная целью практики этого учения заключается в достижении освобождения. Именно данную цель ставят перед собой все те, кто решает стать адептом Дживамукти йоги.

Некоторым, возможно, не совсем понятно, что подразумевается под словом "освобождение". Как следует из слов основателей Дживамукти йоги, освобождение – это избавление от оков, которые создали мы сами своими собственными поступками. Дэвид и Шэрон, опираясь на индийские тексты, считают, что все плохие поступки негативно сказываются на чакрах. Из-за кармы они либо ослаблены, либо вовсе заблокированы. Практика Дживамукти йоги позволяет вернуть их в надлежащий вид, то есть энергия должна свободно проходить через чакры.

Большая часть учения сосредоточена на погружении в изучение священных писаний, медитации, пении мантр и выполнении асан из Хатха йоги.

В отличии от многих других направлении, Дживамукти йога позволяет и поддерживает творческий подход к своей практике. Основатели этого учения считают, что творчество позволяет человеку меньше думать о материи, и больше внимания сконцентрировать на духовном.

В процессе занятий ученики слушают музыку и киртаны, которую исполняют сами.

Что представляет собой занятие?

На каждом занятии ученик практикует каждый элемент из этой йоги. Так, практика может быть начата с изучения религиозных писаний; позже ученик принимает нужную позу и погружается в медитацию; закончив ее, человек переходит к асанам и пению мантр. Благодаря такому подходу, происходит комплексное развитие, которое способствует гармоничному совершенствованию тела и ума.

Следует отметить, что порядок элементов в уроках может отличаться от того, что описан выше. Так, например, почти всегда практика асан идет раньше, чем медитация. Все дело в том, что в процессе исполнения определенных поз, в организме вырабатываются особые химические вещества, которые способствуют наиболее глубокой медитации.

Эффект от практики

Дживамукти йога, как уже отмечалось выше, направлено на развитие человеческого тела и обретение душевного равновесие. Даже если человек не сильно верит в результат, и занимается не в полную силу, спустя некоторое время. Практика сама заставляет его идти дальше и прикладывать больше усилий, даже в том случае, если до этого ученик не очень этого хотел.

Теоретическая часть этого учения нужна для того, чтобы правильно настроиться, и понять, как выполнение упражнений поможет избавиться от существующих проблем. В свою очередь, сами упражнения устраняют зажимы на чакрах, и способствуют устранению блокировок. Благодаря всему этому, ученик, практикующий "Поющую йогу" обретает былую бодрость, избавляется от страхов и тревог, а также привлекательное тело.

Дживамукти йога учит человек быть счастливым, несмотря все негативные события, которые когда-то произошли в его жизни. Она дает ему силы справляться с существующими проблемами.

Практика Дживамукти йоги позволяет обрести красивую походку, она устраняет дефекты в осанке и избавляет от болей, которые вызваны различными факторами.

Постоянная практика позволяет добиться огромных перемен. У человек изменяет мимика, глаза становятся более живыми, а настроение становится всегда приподнятым.

dayoga.ru

Дживамукти йога: философия, основный аспекты

Представляет собой практику, построенную преимущественно на исполнении виньяс. Процесс выполнения всего комплекса виньяс являет собой некое подобие прекрасного танца, неторопливого и очень вдумчивого. Естественно, занятие построено не только на выполнении движений тела, практикующие также занимаются пением мантр, чтением священных текстов, медитациями и слушанием музыки. Дживамукти-йога — это путь к очищению, самопознанию, совершенствованию не только своего тела, но и прежде всего сознания и ума. Для того чтобы достичь желаемого результата по максимуму, практикующему надлежит освоить систему вегетарианства.

Перевод термина «дживамукти» с санскрита имеет двоякую интерпретацию. Согласно первой, это «душа человека, которая сумела скинуть с себя оковы при жизни», согласно другой — это «практикующий, освободившийся от влияния законов кармы». В первую очередь практика эта носит ментальный характер. Основной целью данного учения является представление йоги как единой системы, вобравшей в себя и физическую, и духовную составляющую, результат которой — достижение просветления. По этой причине дживамукти-практика очень популярна среди приверженцев учения йоги, желающих не только развивать физические возможности своего тела посредством выполнения асан, но и привести в порядок свой внутренний мир, прийти к гармонии и с собой, и с окружающим миром. Добившись поставленной цели, ученику йоги откроется возможность формирования чёткого понимания себя, своего внутреннего мира, мира, который находится вне его. При этом физические возможности сами собой отходят на второй план.

Если вы уже определились с тем, что вам подходит именно дживамукти-стиль, вы должны чётко отдавать себе отчёт в том, что это достаточно жёсткая практика. Осваивать этот стиль нужно постепенно, медленно совершенствуясь как физически, так и духовно. Нужно набраться сил и времени, а главное, терпения, а когда будут достигнуты первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом. Дживамукти-йогу, как, впрочем, и любой другой стиль этого древнего учения, практикуют всю жизнь и не видят предела совершенствованию.

Дживамукти-йога: истоки

Отправная точка развития данного направления — это путешествие по Индии двух американцев, Шэрона Гэннона и Дэвида Лайфу, во время которого им довелось практиковать дживамукти-йогу у истинных мастеров. По их утверждению, в Америке многие практикующие не придают особого значения главной составляющей йоги — философии. Так им пришла идея создания принципиально нового направления древнего учения. Вернувшись на родину, в Америку, эти два первопроходца, если можно их так назвать, принялись знакомить соотечественников с основами самосовершенствования и освобождения. Надо отдать должное Гэннону и Лайфу: среди западных людей они стали первыми, кто предпринял первые попытки преподавания и практических занятий йоги так, как то должно быть на самом деле, когда физические упражнения — это лишь средство на пути достижения высшей цели. Так на занятиях появились изучение религиозных писаний, пение мантр, дыхательные практики и многое другое.

1989 год был ознаменован тем, что был сформирован дживамукти-стиль и проведено первое занятие публичного характера, однако оно всё-таки было кулуарным. Тогда-то миру и открылось это направление. На сегодняшний день, по прошествии уже практически трёх десятков лет, дживамукти-йогу практикуют по всему миру. Немцы, россияне, канадцы, англичане, американцы и многие другие народы знают и любят этот стиль и с удовольствием ездят по миру и обмениваются опытом.

Приверженцы данного направления также являются вегетарианцами и яростными борцами за охранение природных ресурсов. Кроме того с этими адептами осуществляют тесное взаимодействие РЕТА и участники религиозного индийского движения Бхакти.

Дживамукти-йога: специфика

Каждый из нас, так или иначе, приходит к тому, что нуждается в освобождении, когда нам на определённом этапе развития приходится столкнуться с переоценкой ценностей и тем, что мы начинаем осознавать свою собственную ограниченность. Далее, естественно, последуют попытки сбросить эти оковы, для кого-то они станут мучительным жизненным этапом. Именно на решение этой задачи и направлена практика дживамукти-йоги.

Как ни странно, мы сами, своими поступками, поведением, опутываем себя этими оковами. Именно это осознание пришло к Дэвиду и Шэрону, которые под этой эгидой приступили к изучению древних индийских текстов и пришли к обоснованному выводу, что дурные помыслы, поступки, эмоции разрушают чакры. Карма, если она полна негатива, ослабевает их или совсем блокирует. Занятия дживамукти-йогой способствуют свободному прохождению энергии сквозь наши чакры, а значит, мы встаём на путь освобождения от всего того, что нас так тяготит и мешает идти дальше.

Данное учение сосредотачивает своих приверженцев на глубоком изучении текстов, содержащих священные писания. Ученикам будет предложено освоить асаны хатха-йоги, пранаямы, медитативные практики. Основная специфика дживамукти-йоги заключается в том, что она поощряет подход на творческом уровне к освоению. Основателями данного направления справедливо отмечено, что творческий подход позволяет ученикам в полной мере сконцентрироваться на духовной составляющей и максимально отстраниться от мира материального. Много времени в процессе практики отведено слушанию музыки и киртан в исполнении самих адептов.

Дживамукти-йоги: практическое занятие

Во время каждого занятия практикующие тщательно выполняют каждый из предложенных элементов. В основном занятие начинается с изучения одного определённого религиозного писания (на следующем занятие будет другое), далее, приняв необходимую позу, ученики погружаются в медитацию, затем наступает черёд исполнения асан, и только потом ученики поют мантры. Именно такой подход способствует комплексному развитию для гармоничного совершенствования разума и тела.

Конечно, такая последовательность может отличаться в незначительных моментах, поскольку каждый мастер придерживается индивидуального подхода. К примеру, небезосновательно считается, что исполнение определённых асан способствует выработке в организме особых химических веществ, которые в свою очередь направлены на глубокое медитативное погружение.

Дживамукти-практика: результат

Выше уже было сказано, что основной результат — это то, что практикующему удаётся обрести душевное равновесие, поверить в себя, научиться не видеть границ и прийти к пониманию, что все препятствия создаёт себе он сам. Как ни странно, приходя на групповые занятия, многие люди не очень-то и рассчитывают на такие высокие достижения, однако под чутким руководством истинного мастера-йога они начинают добиваться первых успехов, а уже дальше всё получается само собой. Самое главное — не бросать начатое и не бояться трудностей!

Не стоит пренебрегать теоретической частью занятий, она помогает настроить своё тело правильно и подготовить его к достаточно сложным физическим упражнениям. Асаны же помогут раскрепостить чакры и сбросить блокировки. Нельзя опускать и благотворное влияние, которое, несомненно, оказывают физические упражнения: в организме появляется бодрость, улучшается настроение, приходит ощущение счастья, пропадают страхи и тревоги, нормализуется сон, тело становится гибким и привлекательным.

Автор статьи Яна Романенко

asanaonline.ru

Веган-йога. Часть 1. «Соблюдение ахимсы важнее практики асан»

Какие стили йоги рекомендуют отказ от продуктов животного происхождения и почему? Мы начинаем серию интервью с преподавателями современных стилей йоги, рекомендующих растительную диету. В этой публикации мы беседуем с Анной Шаповал, преподавателем Дживамукти-йоги и йоги Айенгара.

Как известно, подавляющее большинство последователей йоги – вегетарианцы, но сколько из них осознанно соблюдают исключительно растительную диету? «Веганство – явление социальное и зародилось оно на Западе. При чем здесь йога?», – скажете вы и будете правы. Но! В последние годы в все популярнее становятся стили йоги, пропагандирующие полный отказ от молока, кожи и прочих продуктов эксплуатации животных. В России это Дживамукти-йога и ТриЙога, на Западе, кроме данных направлений, уже много лет существует школа дхармы-йоги.

Если подразумевать под йогой живую развивающуюся практику, можно ли предположить, что веганство станет ее составляющей, как сегодня вегетарианство*? Ведь перестала же йога ассоциироваться исключительно с аскетами, ушедшими от социума. Более того, она не отрицает семью и детей, а брахмачарья сегодня, в первую очередь, нравственное воздержание. 

В этой статье пробуем разобраться в особенностях Дживамукти-йоги вместе с Анной Шаповал.

Методика, адаптированная под западный ум

Что такое Дживамукти йога?

Стиль, сформулированный в 1984 году американскими учителями Шэрон Гэннон и Дэвидом Лайф, учениками Паттабхи Джойса.

Дэвид и Шэрон хотели передать йогу не просто как систему упражнений, но и как духовную практику. При этом они старались адаптировать методику под западный ум. Дживамукти-йога уделяют внимание не только практике асан, но и медитациям, пению мантр, изучению первоисточников. 

Занятия включают такие элементы как Виньяса (динамические последовательности упражнений), Пранаяма (дыхательные упражнения), Дхьяна (медитация), Нада (пение на Санскрите), Шастра (изучение философии йоги) и глубокое расслабление. Классы длятся 90-95 минут и открыты для всех уровней практикующих. Последовательность асан составляет преподаватель. 

Как вы пришли к йоге и дживамукти йоге в частности? 

Йогой я начала заниматься в 2005 году после прочтения книги Гиты Айенгар «Йога – жемчужина для женщин». Мне нравилась эта четкая последовательная методика, которая позволяет идти постепенно к цели, условно говоря, не перепрыгивая из 1-го класса в 6-й.

Какое-то время я выполняла всего несколько асан, которые шли первыми в списке в этой книге и с удивлением замечала, насколько улучшилось мое самоощущение, походка, осанка. После года самостоятельной и ежедневной практики я отправилась на первое занятие в Центр Йоги Айенгара на Пятницкой, где и училась последующие несколько лет и поступила на курс для инструкторов.

В конце 2010 года меня позвали переводчиком на конференцию Yoga Journal в Москве, где выступала с мастер-классом директор лондонской студии Дживамукти-йоги Кэт Элип-Дуглас. Сначала я переводила и смотрела, но к концу класса уже не могла спокойно стоять, потому что они так заразительно двигались! Сама преподавательница была такой энергичной в хорошем смысле этого слова, бодрой. Я не выдержала и начала делать со всеми эту виньясу. Тогда я впервые ощутила, что такое динамичная практика.

Через какое-то время меня еще несколько раз звали переводчиком на конференции –  так я начала ходить на занятия по Дживамукти-йоги регулярно. В итоге меня пригласили на интенсивный курс для учителей в пригород Нью-Йорка, и я решила не препятствовать естественному ходу вещей и поехать. Тем более, на тот момент такая возможность была. К тому времени я уже закончила обучение на двухгодичном курсе для преподавателей йоги Айенгара и вела занятия. Обучение в школе Дживамукти длились месяц. Жили мы обособленно от обычной жизни – в институте для специальных практик, в комплексе, чем-то напоминающем подмосковную дачу. Месяц непрерывной практики асан, учебы, самоизучения и общения в многонациональном коллективе стали очень ярким опытом.

От последовательности в йоге – к последовательности в жизни

Как появился этот стиль?

В основе Дживамукти-йоги – элементы аштанга-виньянсы. Его основатели, Шерон Гэнон и Дэвид Лайф, ездили учиться в Майсур к Паттабхи Джойсу, и в дальнейшем получили авторизацию и благословение на преподавание. И уже в Нью-Йорке создали свой стиль. И это нормальный процесс: любой мастер рано или поздно приходит к тому, что привносит что-то свое в практику, исходя из собственного опыта. Они назвали этот стиль «Дживамукти». Джива — индивидуальная душа, проживающая циклы рождения и жизни на земле и смерти, получающая физическое тело в соответствии со своей кармой; такие циклы называются самсара. Мукти переводится как свободный. Дживанмукта – значит, освобожденный при жизни, просветленный, осознавший, что он не индивидуум, а часть Абсолюта. При достижении просветления происходит автоматическое освобождение от кармы.

 Когда Дживамукти-йога появилась в России? 

Насколько мне известно, Шерон и Дэвид несколько раз приезжали в Москву – в 2009-м, в 2012-м. В этом году их визит намечен на осень. Первые сертифицированные преподаватели появились в России в 2009 году.

В США, конечно, это направление более популярно. В Нью-Йорке есть школа с тремя залами, где каждый час начинается новый класс. Есть крупные студии Дживамукти в Берлине, Мюнхене, Лондоне и других городах. Несколько раз в год в США, Германии, Коста-Рике и других странах проходят месячные тичерз-курсы, куда приезжают учиться люди со всего мира.

Как в Индии относятся к тому, что в Европе и США появляются столько стилей?

Недавно же ходили слухи, будто индусы собираются запатентовать йогические позы, асаны. На мой взгляд, йога – это такая же живая материя, как язык. 50 лет назад, например, русский язык был не таким, как сегодня. Точно так же и практика йоги. Например, Шри БКС Айенгар занимался аштанга-виньясой (которая тогда называлась «виньяса») у Кришнамачарьи, учился, как и Паттабхи Джойс. Они практиковали под руководством одного учителя, затем продолжали заниматься самостоятельно, развивались, взрослели, старели, у Айенгара были травмы, – и в итоге его практика превратилась в ту, что сейчас называют йога Айенгара. Это совсем иная практика, не та, что была 30-50 лет назад.

Дживамукти – адаптированный к современности метод достижения йоги. Но Шерон и Дэвид не свели его к обычной физике, а рассматривают в тесной связи с психологией и самоизучением, так как ничего не существует по отдельности. Мы работаем с телом, но при этом мы работаем и с нашим умом, отслеживаем реакции психики, смотрим, как состояние тела легко меняется через практику и как мысли и эмоциональные переживания влияют в свою очередь на тело.

В Дживамукти есть несколько классов с прописанной фиксированной последовательностью, которую преподаватель может выбирать по своему усмотрению либо строить свою собственную.   Они назвали это класс 6 и класс 7. Есть еще класс «Час силы» для жителей мегаполиса. Скажем, есть у офисного сотрудника час на обеденный перерыв, он либо может поесть в этот промежуток времени, либо сделает пару асан и переключит фокус со слишком активного ума на пассивное тело. И час гораздо лучше, чем вообще ничего.

Дживамукти-йога – это исключительно динамика?

Да, но и она трансформируется. Сегодня в этом направлении все больше внимания уделяют объяснению и разбору асан, даже используются вспомогательные материалы. При этом фиксации в каждой позе небольшие, кроме сарвангасаны и ширшасаны.

Часто приходится слышать, что виньясы и динамика – это не йога, а просто гимнастика. Подлинная йога начинается в статике, когда можно остановить колебания создания.

Дживамукти-йога – не просто динамика, это еще и работа с дыханием в виньясах и осознанное расположение тела в пространстве. К осознанному дыханию мы подстраиваем осознанное движение, так как первое всегда приоритетнее, чем второе. Выполнение виньяс учит нас последовательно и спокойно двигаться и в повседневной жизни – так же, совершая шаг за шагом на пути к результату.

Диета – одна из практик на пути к состоянию йоги

Дживамукти-йога рекомендует веганское питание или настаивает на нем? И не вступало ли это в противоречие с традицией Айенгара?

В йоге Айенгара не делается сильный акцент на питании. Даже когда Гуруджи БКС Айенгар приезжал в Москву, и ему на конференции задавали вопрос, должен ли практик быть вегетарианцем, он очень сдержанно отвечал на него. Он спросил: «Кто из вас, практикующих, поменял свой рацион?». И все подняли руки. И действительно, когда ты занимаешься, меняется химический состав тела, кислотность. Кто-то бросает курить, кто-то пить, кто-то начинает задумываться над тем, что он ест. По крайней мере, делает выбор в пользу натуральных продуктов. Айенгар тогда сказал: «Вы видите, что эти изменения происходят естественным образом, сами собой. Вы же знаете, что Гитлер был вегетарианцем?».

Есть информация, что Гитлер все-таки не был вегентарианцем…

Я всего лишь передаю ту информацию, которой на тот момент обладал Гуруджи. В любом случае, даже если было и так, то это, скорее, исключение из правил. При этом мы все понимаем, что далеко не всегда предпочтения в еде могут охарактеризовать человека как доброго и сострадательного.

Так или иначе, в Дживамукти-йоге дело с питанием обстоит иначе. Согласно этому методу, диета – это одна из практик, которая очищает наше тело, физическое и информационное. Можно заметить, что от одной еды нас клонит в сон, от другой – портится настроение. В методе Дживамукти веганская диета рассматривается как необходимая часть практики, которая позволяет достичь состояния йоги. Вообще мне очень нравится, что они не упрощают вещи, и не говорят, что йога – это выполнение асан. Они говорят, что йога – это состояние, которого можно достичь разными практиками, в том числе, практикой асан, медитацией, практикой бхакти (служение Богу), практикой нада-йоги (развитие способности слушать и слышать внешний звук, а потом и внутренний).

Состояние йоги можно достичь всеми этими способами, при этом диета – одна из составляющих, но не обязательная?

Как раз нет. Дживамукти-йога настаивает на том, что это обязательная часть. Как известно, есть правила ямы и ниямы. Первое правило ямы – ахимса, ненасилие, непричинение вреда всем живым существам, а точнее, всем, у кого есть сознание. Важный момент – не вредить самому себе, не быть слишком настойчивым в практике, уважать свое тело, равно как уважать права всех живых существ на счастье и свободу. Даже если мы не убиваем животное непосредственно, чтобы съесть его, употребляя этот продукт, мы так или иначе косвенно участвуем в уничтожении. Но эту идею можно развивать до бесконечности. Если мы приходим в невегетарианский ресторан или приглашаем туда друзей, мы спонсируем производство мяса и молока. Но так можно очень далеко зайти, поэтому важно понимать, что ахимса – это все-таки практика, стремление причинить наименьший вред всем живым существам, потому что нет ничего абсолютного. Мы не можем вести себя безупречно каждый день, но мы можем иметь намерение и стараться.

Согласно философии йоги, мы не можем себя вести безупречно, потому что у нас есть карма из прошлой жизни, которая обуславливает наши действия в этой жизни. И каждый день, совершая какие-то поступки, мы действуем так, как нам предписывает карма – по кругу. Но мы можем разрывать этот порочный круг, привнеся осознанность в свою жизнь: задумываясь каждый раз, как среагировать, как не быть рефлектором, а выдерживать паузу между внешним воздействием и нашими реакциями. В этом, кстати, очень помогает медитация, которая разрывает неосознанные автоматические реакции. Дживамукти говорит про осознанный выбор еды в том числе. Задумываясь и выбирая то, что ты кладешь себе на тарелку, ты меняешь собственную карму. 

Ваш взгляд на веганство в целом и в разрезе Дживамукти-йоги. Становится ли веганство популярнее?

Если ваше издание существует, значит, вегетарианцев уж точно становится все больше.  Веганство очень популярно в США. При этом, веганство и здоровый образ жизни там не всегда пересекаются. В Америке есть множество веганских ресторанов, где блюда вовсе не здоровые: обильные десерты, жареная картошка.  В США 3 млн. веганов сегодня и среди них есть дети. Как это отразится на подрастающем поколении, сказать сложно, должно пройти время.  

Я лично считаю, что веганство – это инструмент. Религиозный пост – это тоже инструмент, идея, концепция, которые можно использовать, как для объединения людей, так и для разделения. Все будет зависеть от того, как будут это преподносить. Ведь йогу также можно использовать по-разному: можно поделиться на разные направления и презирать тех, кто не практикует твой метод. Такое бывает с начинающими. Как правило, те, кто давно практикует духовные практики, очень спокойны и сдержанны и понимают, что человека невозможно что-то заставить делать, если он не будет к этому готов.

Простой пример. Зоозащитная организация РЕТА снимает очень однозначные фильмы про то, как на промышленных животноводческих фермах жестоко обращаются с животными. Они показывают очень страшные вещи крупным планом: на живых кроликах тестируют косметику или лекарства, забивают коров на бойне и пр. Но эти жуткие кадры не останавливают людей. Можно объяснить это кармой или убеждениями, можно возразить, что, смотря этот фильм, мы видим все поданное глазами авторов фильма и оператора, а не своими собственными. Кто-то будет утверждать, что все есть Брахман и все, что есть в этом мире, – это проявление Брахмана во всевозможных формах. Человеческий ум изворотлив.

Если сравнить производство молока сегодня и в прошлом, то возможно мы увидим, что это разные вещи. Молоко в современном мире – не назовешь саттвичным продуктом. Если посмотреть на йогу в развитии, можно ли предположить, что со временем под ахимсой будут понимать не только отказ от мяса, но и от молочных продуктов?

Теоретически такое возможно. У большинства людей нет способности связывать пакет молока с тем, откуда он взялся и что за ним стоит.  В этом случае йога учит расширять обычное понимание вещей, приобретать способность к более всеобъемлющему видению – способности связывать причину и следствие.  Ахимса – непричинение вреда –  важнее, чем практика асан. В ее основе – сострадание ко всем живым существам. Мы понимаем, что в промышленном производстве молока нарушена не только ахимса, но и брахмачарья: коров используют для конвейерного производства телят и молока, и так они проводят всю свою жизнь.

Какое будущее можно спрогнозировать веганству?

Трудно говорить про будущее, но мы так или иначе повышаем уровень сознания, хотя бы потому что у нас растет уровень жизни. Мы не заняты тем, чтобы только прокормить себя. У нас появляется больше возможностей разнообразить досуг, осуществлять поиск. Меняется само информационное поле вокруг нас. Информация свободно проникает через границы государств, и мы имеем доступ к культуре питания других стан, можем смотреть и сравнивать. 

Веганство – результат развития современного общества.

*Разумеется, не все йоги – вегетарианцы, и в некоторых климатических условиях это, наверное, невозможно, но в данной статье мы имеем в виду подавляющее большинство традиций.

Беседовала Светлана Зотова

Продолжит серию материалов интервью с преподавателем ТриЙоги Гангой Риверой.

    

vegetarian.ru


Смотрите также