джняна йога для начинающих. Джняна йога


Джняна-йога: практика соединения с абсолютом

В индуистской философии один из видов йоги носит название джняна-йога. Она представляет собой путь к достижению мокши, или выходу из бесконечного колеса сансары, чередования рождений и смерти, и освобождения от мучений материального тела.В учении джняна-йоги человек должен силой ума отделить реальность от иллюзий и ощутить своё единение с высшей сущностью — Брахманом. Полное осознание приводит к стадии мокши и просветлению.

Цели джняна-йоги

Путь мудрости — это джняна-йога. Достичь её, как и познать истину, можно не интеллектуальным путём, а только лишь при помощи интуиции, или озарения. Для достижения целей джняна-йоги недостаточно выделять для медитаций некоторое время, нужно посвятить этому всего себя, раствориться в стремлении к Абсолюту.

В процессе познания практикующий джняна-йогу осознает, что не существует отдельного Познающего, Познания, Познанного, а все вместе это и есть Брахман, единство во множестве.

Джняна-йога — неотстраненное философствование и не способ самосовершенствования, так как йогин полностью отстраняется от своего эго, заключённого в оболочке бренного тела. Для идущего путём джняна-йоги цель не в поиске истины, а в полном слиянии с ней, растворении в идеале.

Практиковать джняна-йогу сложно, без подготовки далеко не каждый может продвинуться по направлению к достижению настоящей мудрости. Помогут занятия другими видами йоги, которые могут подготовить тело, разум и сознание йогина к достижению высшей цели.

Фото Dilip Muralidaran. Используется по лицензии creative commons: https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/2.0

Путь достижения целей Джняна-йоги

Чтобы достичь целей джняна-йоги через познание, необходимо полностью освободиться от желаний и страстей, свойственных как телу, так и душе. Идущий по пути джняна-йоги сознательно отказывается от беспорядочных половых желаний, стремления к успеху и богатству, желанию популярности, славы и почестей. Этот путь неподвластен ни стяжателям, поклоняющимся золотому тельцу, ни жаждущим власти и скованным догматами веры.

Для последователя джняна-йоги весь внешний мир, включая собственное тело, разум, ум, эмоции и чувства — это переменные, временные порождения, которые подвержены разнообразным воздействиям извне и изнутри. Они возникают, испытывают яркие чувства, страдание и счастье, взлёты и падения, утрачивают свежесть и вянут, а затем в муках утрачивают жизнь. Все это и составляет личность, своеобразные оболочки луковицы, внутри которых должен содержаться духовный центр, который не имеет ни начала, ни конца и не подвержен никаким изменениям. Высшая цель исповедующего джняна-йогу — найти внутри себя этот центр, погрузиться в него и созерцать весь мир и собственную жизнь из него. Этот центр и есть истинная реальность, объединение с Брахманом, Абсолютом, вселенским счастьем и блаженством, я — бог, суть всего сущего. Внешне может показаться, что этот искомый центр можно сравнить с душой в христианстве, но это не так. Душа эгоистична и очень «личностна», она ищет защиты и спасения у Бога, полностью полагаясь на него и не понимая своей божественной сущности. Для джняна-йогина центр — это не часть личности, а частица бога, единая с ним и неделимая, вечная и вездесущая, всезнающая и всепонимающая.

Два метода джняна-йоги

Существует несколько способов проведения медитаций в практике джняна-йоги и все они связаны с прерыванием идентификации йогина со своим умом и собственным телом. Один из самых популярных и известных способов носит название «нети-нети», в переводе с санскрита звучащий как «не то, не то». При этом методе практикующий джняна-йогу задаёт себе вопросы, отвечая на которые он осознает, чем же он не является. Это достаточно простые вопросы с очень глубоким и философским в широком смысле звучанием: «Я — это тело?», «Я — это разум?», «Я — это чувства?» и так далее. Последовательно отвечая на эти внешне простые вопросы, йогин осознает, что он намного больше, чем просто тело, ум, эмоции и прочее. Так, отталкиваясь от того, чем он не является, практикующий джняну подходит к осознанию своей сущности.

Второй метод — это отстраненное наблюдение, при котором практикующий джняна-йогу наблюдает за собой как посторонний свидетель, находящийся внутри. Этот способ требует глубокого погружения и сосредоточенности.

Условия успешного следования джняна-йоге

Для достижения целей джняна-йоги через познание человек должен быть полностью свободен от влияния чувств и страстей, а сделать это проще всего в уединении, вдали от людей и цивилизации. Джняна-йога — это непросто медитация и физические упражнения, это способ существования, в котором нет места ни личным желаниям, ни эгоистичным стремлениям. Для исповедующего это вид йоги мир несущественен, его цель — соединение с Абсолютом и ничто не должно отвлекать от этой цели.Этот путь труден и тернист, потребует силы не только духа, но и тела. Оно должно быть сильным, могучим и выносливым. К джняне дойдёт тот, кто уже практиковал йогические практики и продвинулся достаточно далеко, чтобы суметь отречься от внешнего мира ради достижения высших целей.

Владение собственным телом должно органично дополняться управлением сознанием, умением глубоко концентрироваться и подолгу медитировать. Это также сложно постичь быстро, поэтому может потребоваться различное время для того, чтобы суметь подойти к такому уровню, который позволит перейти к джняне.

Практикуя джняна-йогу, человек обучается умению отличать реальность от иллюзий, истину от лжи, становится выше суеты и условности каждодневной жизни. Это процесс непрерывного обучения и познания, в результате которого приходит осознание своей сущности и приближение к Абсолюту. Высшей стадий становится понимание того, что в своём стремлении к Абсолюту он сам стал им.

Первым шагом в обретении истин джняна-йоги является достижение уравновешенности, покоя и устремленности, которые проявляются в каждодневной жизни. Человек должен отречься от всех проявлений зла и полностью освободиться от всяческих пороков, эгоизма и гордыни. В процессе «очищения» постигается безличная, неэгоистичная и нетребовательная настоящая любовь. Это подлинное чувство объединяется с мудрым различением, аскетичностью и зрелостью сознания, познания того, что высшая наша цель — это освобождение, по сравнению с которой все остальное просто не имеет значения.

Чтобы для современного человека слова из древних писаний обрели истинный смысл, нужно стать внутренне независимым и свободным, очиститься от будничной жизни и его, что составляет нашу «животную» сущность. Все, что имеет отношение к земному, банальному, отвлекающему от возвышенного, служит препятствием на пути познания Истины. Пока тело, разум и эмоции преобладают и управляют человеком, он не может сосредоточиться на самосознании и продвижении по пути йоги. Только огромная внутренняя работа, направленная на глубокое очищение ума и растождествление себя со своими животными инстинктами может помочь человеку ступить на дорогу самосовершенствования, а впоследствии и самосознания и объединения с Абсолютом.

yogarossia.ru

Джняна-йога | Мир Йоги

Джняна-йога - это йога знания. Джняна-йога ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру.Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога использует те же методы, что и раджа-йога . Она начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума.

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий - незнание. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидьи, божественному знанию.С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т.е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Индийские учителя (гуру - Гуру йога) ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний. Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия. Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой- нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций.

 

 

Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Правильный метод непременно приведёт к известным истинам и, излагая метод, невозможно не коснуться этих истин.

Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги. Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их.

Джняна-йога учит тому, что истиной для человека может быть только то, что он ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления и то и дело возвращаясь к ней, чтобы обеспечить правильную ориентацию.Джняна-йога учит, что истины, которые выявлены логическим путём, воспитанным на наблюдениях этого трёхмерного мира, вовсе не являются истинами с точки зрения высшего сознания.

Джняна-йога учит человека не верить себе, не верить своим ощущениям, представлениям, понятиям, идеям, мыслям и словам; и более всего не верить словам, проверять всё и осматриваться на каждом шагу, сопоставляя с показаниями опыта и с фундаментальными принципами.

 

Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас.Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти.

Практика джняна-йоги требует отвергнуть «психологический» взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых «я». Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия «внешнего и внутреннего мира» туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним. Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и «погодозависимыми», они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих «сфер» личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.

 

 

Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства. Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник.

Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной. Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в «стоянии» в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в «неведении».  

Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

 

Тематический материал на сайте:

Раздел Школы йоги

 

Видео:

 

Книги:

Рамачарака "Джняна йога"

Свами Вивекананда "Джняна йога"

Свами Шивананда "Кундалини йога"

 

 

www.yogamir.ru

Джняна-йога (Гьяна-йога) - Обучение инструкторов по йоге, подготовка преподавателей: йога-обучение

Джняна-йога («йога знания») — один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума. Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

В основных учениях Джняна-йогов нет ничего, что могло бы противоречить истинным эзотерическим учениям какой бы то ни было религии, и, принимая эти основные истины, можно поддерживать связь с какой угодно формой религии. В самом деле, такое знание дает возможность всякому человеку понять эзотерическую сторону его собственной религии и оценить ее красоты, в то время, как его собратья, последователи ее, привязываются только к формам и словам.

Конечный ум может охватить только ничтожную долю бесконечного, но все-таки он может охватить эту малую долю при помощи духовного разума и эта «малая доля» и есть то, что Джняна йоги называют «истиной» – не в том смысле, что она «истина» только потому, что таково их мнение, а в том, что она «истина» потому, что знание ее может быть получено всяким человеком, который дает возможность духовному разуму сообщить ему это знание. А для этого бывает достаточно простого указания на истину, чтобы умы тех, кто готов к восприятию ее, интуитивно почувствовали ее очевидность. Истина может находиться за пределами интеллекта, но интеллект не отказывается признать ее, когда ум очищен от засорявшего его вздора.

Учитель всегда советует ученику, идущему путем Джняна-йоги, чтобы он подверг себя умственному перевоспитанию, дисциплине и самоисследованию с целью и мыслью «отложить в сторону» прежние суеверия, предвзятые мнения, догматические учения, унаследованные внушения, внедренные с детства в его душу и т.п. вещи, загромождающие его ум, с той цёлью чтобы ум мог беспрепятственно усвоить предъявляемую ему новую и целостную истину.

Это учение утверждает, что совокупность всего познаваемого нами составляет лишь бесконечно малую часть истинной вселенной, и утверждать, что эта часть есть Бог – все равно, как если бы мы сказали, что обрезок ногтя пальца есть весь человек. Джняна-йога не учит, что вселенная есть Бог, но она учит, что Бог проявляется во всем, что составляет нашу вселенную, и еще в миллион раз большем. Она утверждает, что истинное понятие о Боге превосходит человеческое понимание .Бог присутствует во всяком явлении жизни, явном или скрытом, созданном или не созданном, видимом или невидимом, познанном или непознанном. Это понятие о Боге, совершенно отлично от того, которое признает, что Бог есть только совокупность вещей, познанных и видимых, и точно так же отличается от представления, что Он есть нечто отдельное от своих творений. Джняна-йоги ничего не говорят о «творениях», так как они считают, что все вещи суть «проявления Бога».

Чтение философии Джняна-йоги начинается с утверждения: «Абсолютное есть». Все начинается и кончается в Абсолютном. мы не можем вообразить себе что-либо, лежащее совершенно за пределами нашего чувственного опыта, и потому не можем себе представить никакой вещи без причины. Следующим шагом будет усвоение того факта, что все существенное, видимое и невидимое, должно быть проявлением, или эманацией этого абсолютного Нечто, потому что не может быть ничего такого, что существовало бы вне его и не исходило бы из наго. Нет никакого «вне». Нет ничего внешнего. Все должно было произойти из одного источника.

Если Абсолютному нужно создать нечто, оно должно создать это из себя, по крайней мере, мы не можем иначе представить себе это в пределах понимания нашего интеллекта. Не может быть двух Абсолютов, – есть место только для одного. Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий — авидья, незнание. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидье, божественному знанию.

Целью джняна-йоги является освобождение человеческого ума от тех ограниченных условий познания, в которые он поставлен формами чувственного восприятия и логическим мышлением, основанном на противопоставлениях. С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т.е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Индийские учителя (гуру) ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний. Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия. Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой-нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций.

Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.

Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги. Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их. Джняна йога требует, чтобы вы отбросили все понятия, догмы и идеи, в правильности которых вы не убедились на собственном опыте. Выбросите их… не верьте ничему. Разумеется, это относится не ко всему. Если кто-то говорит вам, что скорпион может вас ужалить, верьте этому человеку. Нет никакой необходимости проверять его утверждение на личном опыте. Подобного рода идею можно принимать на веру, ибо она не имеет слишком большого значения в вашей жизни.

В действительности, для вас не так важно, истинно ли это утверждение или ложно – если, разумеется, скорпион вас не ужалит, а тогда будет слишком поздно. Чтобы идти по пути джняна йоги, необходимо быть безжалостным. Вот почему он считается трудным путем. Нелегко ничему не верить. Нелегко очистить ум от предвзятых идей и догм. Гораздо легче во что-нибудь верить, даже хотя вера может быть поверхностной или даже ошибочной. Поэтому джняна йогу могут практиковать только люди с непоколебимой решимостью. Джняна-йога говорит, что если вы верите во что-то без личного опыта, то, фактически, внушаете себе ответ. Вы занимаетесь самовнушением, и, подумав, вы согласитесь, что это действительно так.

Мы не можем тратить всю свою жизнь, проверяя и исследуя все на свете; если бы каждый захотел лично проверить, ядовито ли то или иное растение, мир бы превратился в кладбище; точно так же, воцарился бы абсолютный хаос, если бы каждый человек решил отправиться в Тимбукту, чтобы убедиться, что такое место действительно существует. О большинстве вещей нам приходится узнавать из слов других людей и их личного опыта. Но с исследованиями реальности дело обстоит не так. Те, кто хочет идти по пути джняна-йоги, не должны верить словам, догмам и проповедям других людей, касающимся этого вопроса. Если вы это делаете, то внушаете себе готовый ответ, не основанный на вашем личном опыте. А без неопровержимого доказательства личного опыта в вашей жизни не произойдет никаких изменений. Поверхностные ответы не проливают света на ваше существование. Они действуют просто как словесный интеллектуальный ярлык, за который вы кое-как цепляетесь, но ваше более глубокое существо не обманывается. В глубине души вы знаете, что сознательно вводите себя в заблуждение. Вы знаете, что слепо приняли на веру очередной «изм». Ваш образ жизни не изменится, и вы не будете ни счастливее, ни мудрее.

Таково начало джняна йоги. Откажитесь от всех понятий.

Всю совокупность знания, известного и неизвестного, можно очень приближенно и не вполне корректно сравнить с большим полем (ради аналогии будем считать, что знание конечно). Поверхность и земля этого поля представляют всю совокупность знания. На поле имеются разнообразные ямы – некоторые большие, некоторые маленькие. Они представляют знание, известное в настоящее время. Размеры ямы соответствуют количеству знания по тому или иному конкретному вопросу. Именно логика и рациональное мышление расширяют каждую яму, используя в качестве ее основы «интуитивное» знание. Иными словами, возможно, что яму начал «копать» какой-то ученый, который интуитивно угадал некоторое знание о конкретном феномене. Технология, прикладная наука и т.д. расширяют яму. Методы логики не «копают» новые ямы, а лишь расширяют существующие. Существуют большие части поля, где вообще нет ям. Это – «неизвестное знание». Единственный способ сделать это знание известным, состоит в том, чтобы «копать» новые ямы.

Это достигается путем интуитивных озарений. Именно интуиция создает новые направления знания. Логика расширяет эти направления и применяет знание в мире с созидательными (и разрушительными) целями. Основа джняны состоит в том, что человек должен знать и чувствовать ограничения интеллектуального мышления. Это чувство должно исходить из самой глубины души. Если вы знаете и принимаете жесткие ограничения интеллекта, то вы готовы начать путь джняна йоги. Джняна – это путь напряженного размышления. Это размышление ведет к интуитивному знанию. Ничто не следует принимать как само собой разумеющееся. Отвергайте и отбрасывайте все предвзятые догмы. Задавайте себе такие вопросы, как: «Что это за штука, которая называется «я»? Что такое сознание? Есть ли какая-то истина в „Атме», о которой упоминают столь многие мудрецы? Нет, это невозможно. Почему я должен этому верить?». Отбрасывайте все, что не основывается на личном восприятии. Все, что вам нужно делать – это постоянно задавать вопросы. Гуру помогает ученику на пути джняна йоги, даже когда ученик не знает, что он идет по этому пути. Гуру может поставить вопрос или сказать нечто такое, что кажется ученику полностью противоречивым.

Гуру может ставить вопрос прямо или косвенно; возможно, ученик услышит мимолетное замечание, но оно оставляет стойкое впечатление. Что-то в ученике пробуждается. Его ум приходит в состояние кризиса. Ученик становится полностью поглощенным попытками разрешить проблему или подойти к ее решению. В игру вступают более глубокие силы, пытающиеся разрешить конфликт. Ученик начинает обдумывать проблему. Он полностью увлекается – сознательно и бессознательно – старанием разрешить дилемму. Его ум настраивается; он становится однонаправленным и работает с максимальной эффективностью. Ум, который прежде отвлекался туда и сюда и занимался тривиальными мыслями, становится полностью поглощенным исследованием. Это исследование не обязательно должно происходить на сознательном уровне. В борьбе с проблемой в игру вступают все различные уровни человеческого существа. Весь ум сливается в единый поток. Семя посеяно – и все силы объединяются, чтобы оно принесло плоды. Обычно ум подобен реке с множеством вихревых течений; он отклоняется туда и сюда без какой-либо реальной силы. Затем открываются ворота шлюза… вихревые течения исчезают – река течет одним мощным объединенным потоком. Исследование открывает преграды ума.

Дремлющий ум высвобождается; он становится восприимчивым к притоку интуиции. В интуитивных вспышках, опосредуемых сосредоточенным и, в то же время, расслабленным умом, раскрывается более высокая истина. Такова джняна. Вплоть до настоящего времени идеи джняна-йоги передаются только в символической форме. Образы индийских божеств и фигуры индийской мифологии содержат многие идеи джняна-йоги, но понимание их требует устных объяснений и комментариев. Изучать джняну-йоги по книгам возможно, но сложно, потому что существует целая серия принципов, которые никогда не объясняются в письменном виде.

Указания на эти принципы, даже некоторые из их определений можно найти в книгах, но эти указания понятны только тем, кто уже прошёл непосредственное обучение. Трудность понимания этих принципов особенно велика, так как уяснить их умом недостаточно: необходимо научиться применять их и пользоваться ими для подразделения и классификации не только абстрактных идей, но и конкретных вещей и событий, с которыми человек сталкивается в жизни. Идея дхармы в одном из своих значений в индийской философии является введением в изучение одного из таких принципов, который можно назвать принципом относительности. Однако принцип относительности в науке йоги не имеет ничего общего с принципом относительности в современной физике; и он изучается в применении не к одному классу феноменов, а ко всем явлениям вселенной; таким образом, пронизывая собою всё, он связывает всё в единое целое.

С точки зрения джняна-йоги, человек должен, прежде всего, научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т. е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

www.niketan108.com

Видео джняна йога для начинающих смотреть онлайн - упражнения по джняна йоге

Каждый человек, который решил всерьёз заняться йогой, так или иначе познает окружающий мир, себя и своё место в нём. В зависимости от личных качеств и темперамента это происходит по-разному. Активные, деятельные и эмоциональные люди накапливают опыт и знания посредством насыщенной деятельности, анализируя причинно-следственные связи, ища общее между событиями прошлого, настоящего и будущего. Научившись не привязанности к плодам своего труда, альтруизму и состраданию, избавившись от эгоизма, последователи этого пути обретают свободу – это путь карма - йоги. Тот, кто обладает спокойствием, смирением, видит своё предназначение в безкорыстном служении Богу и любви ко всем живым существам, развивается путём бхакти - йоги. Есть ещё одно направление, благодаря которому начинающий практик может духовно развиваться – это джняна-йога.

Джняна-йога – способ познания окружающей действительности и самого себя благодаря не следованию общепринятым стереотипам и догмам, а самостоятельному и неустанному поиску истины. Следуя этому пути, человек анализирует и ставит под сомнение всё, с чем сталкивается в жизни, дабы убедиться в истинности того или иного утверждения с помощью обретения личного опыта.

Цели джняна–йоги

 

Избавление от иллюзий, обретение истинного знания, восприятие себя и всех живых существ как частичек одного целого – цель того, кто идёт путём джняна–йоги. Стремясь обрести мудрость, практикующий осознаёт, что всё, существующее во Вселенной – объект и субъект Познания, многообразие религий и духовных течений, все возможные формы жизни – всё это и есть Брахман, единство во множестве. Для достижения результата недостаточно выделять для медитаций какое-то время, нужно посвятить этому всего себя.

 

 

Способы достижения целей

 

Живя в социуме, практикующий, так или иначе влияет на окружающий мир и неизбежно попадает сам под его влияние. Это может проявляться в привычках, правилах, принятых в обществе, определённых шаблонах поведения. Человек, словно луковица, состоит из тех или иных слоёв, которые один за другим образуют толстую оболочку иллюзорных, кем-то придуманных ценностей, мешающих увидеть и осознать в самом себе главное – тот центр, являющийся частичкой Брахмана. Избавиться от мешающих стереотипов и научиться погружаться в самого себя поможет остановка внутреннего диалога. Безпокойный разум постоянно оценивает, взвешивает, анализирует всё, что воспринимает извне. Даже простое созерцание заката или пламени свечи у начинающего йогина может вызвать в уме целую дискуссию. Научиться сосредотачиваться и слышать внутри себя тишину поможет практика асан и дыхательных техник – пранаям. Остановимся на них более подробно.

 

Регулярно занимаясь йогой в зале или дома, практик делает своё тело сильным, здоровым и выносливым. Если вы только в начале пути не пренебрегайте асанами. Существует мнение, будто незачем заботиться о физическом теле, если есть более возвышенные духовные устремления, а организм – лишь сосуд, незаслуживающий внимания. Только тело начинающего практика чаще всего жёсткое, зашлакованное, неподготовленное к длительному пребыванию в одной позе. По энергетическим каналам энергия не сможет правильно течь, суставы начнут болеть, вместо медитации будет насилие над самим собой. Постоянно уделяйте внимание своему телу, занимаясь асанами и постепенно увеличивая нагрузку и продолжительность.

 

 

Основа всего в этом мире – это прана или жизненная энергия, без которой невозможно существование ни одного существа, ею пронизано всё, и для всего она является источником силы. Поступая в организм человека во время дыхания, прана циркулирует по энергетическим каналам и связывает физическое и тонкое тела. Когда этой энергии достаточно, чувствуется творческий подъём, отличное самочувствие, прилив сил, требуется меньше времени на сон. Существуют определённые дыхательные техники, позволяющие контролировать потоки праны и увеличивать её количество – это пранаямы. Регулярная практика пранаям позволит обуздать свой ум и осознанно останавливать внутренний диалог, насытит тело энергией, что в свою очередь поможет продвинуться на пути саморазвития.

 

Умение концентрироваться и контролировать поток сознания – это залог эффективной медитации и практики джняна–йоги. Помимо контроля над мыслями, не меньшее значение имеет качество и количество информации, поступающей извне. Телевидение, реклама, музыка, книги, общение с людьми – всё это ежедневно загружается в подсознание, и хотим мы этого или нет, формирует наши привычки, образ жизни и мировоззрение в целом. Чаще всего это насаждение потребительского отношения к жизни, эгоизма, чувства собственной неполноценности и желания купить побольше и получше, чем у соседа. Так как человек существо социальное, совсем уходить в затворничество необязательно, достаточно проанализировать, какую информацию вы ежедневно впитываете в себя, и заменить её более качественной. К примеру, просмотру новостей или ток – шоу предпочтите познавательный фильм, радио замените классической музыкой в современной обработке, вместо безполезной болтовни по телефону побудьте в тишине хотя бы 15 минут. Постепенно, изо дня в день, наблюдайте за собой, очищайте свой ум, это поможет избавиться от всего лишнего. Вы с удивлением обнаружите, что те вещи, которые были для вас важны, на самом деле никакой ценности не представляют.

 

Как сказал один великий мудрец: «Следи за своими мыслями, они становятся словами. Следи за своими словами, они становятся поступками. Следи за своими поступками, они становятся привычками. Следи за своими привычками, они становятся характером. Следи за своим характером, он определяет твою судьбу».

 

 

Практика джняна–йоги для начинающих

 

Джняна–йога подразумевает под собой знания, овладеть которыми можно благодаря интуиции и озарению, а не логике и интеллекту. Йогин медитирует над волнующими его вопросами и в результате практики освобождает свой ум от иллюзий и приближается к истинному знанию.

Существуют различные методы, но все они основываются на идентификации самого себя отдельно от тела и ума. Наиболее популярна медитация «Нети – нети», что означает «Не то, не это».

 

Техника выполнения:

 

Сядьте в медитативную асану и полностью сосредоточьтесь на своём дыхании. Просто наблюдайте, как вдох переходит в выдох, выдох во вдох. Поток мыслей через несколько минут замедлится. Может быть, это займёт у вас 5, 7 или 15 минут. Расслабьтесь и направляйте всё внимание внутрь себя. Затем задайте и ответьте последовательно на следующие вопросы: «Я – это тело?», «Я – это чувства?», «Я – это мои желания?», «Я – это ум?» и так далее. Суть данного метода в том, что в процессе медитации приходит осознание того, что наша подлинная природа – нечто гораздо большее, чем то, с чем мы привыкли себя ассоциировать. Определённое положение тела во время медитации обеспечит правильные потоки энергии в теле и сделает практику более эффективной. Для начинающих медитативной асаной может быть сукхасана или ваджрасана.

 

Сукхасана (удобная поза)

Отстройка:

  • Сядьте на коврик, отодвиньте ягодичные мышцы, почувствуйте, что сидите на седалищных буграх;

  • Согните ноги в коленях, положите левую стопу под правое бедро, а правую – под левое;

  • Упритесь руками в пол, вытянитесь макушкой вверх, раскрывая грудную клетку. Опустите вниз плечи, слегка направьте подбородок к груди;

  • Положите расслабленные руки на колени.

 

 

Ваджрасана (алмазная поза)

Отстройка:

  • Встаньте на колени. Бёдра вместе, стопы прижаты друг к другу;

  • Разведите пятки в стороны, большие пальцы ног вместе, опустите таз на пол, на внутреннюю поверхность стоп;

  • Упритесь руками в пол, чтобы выпрямить спину, отведите плечи назад и вниз, раскрывая грудную клетку;

  • Слегка направьте подбородок к груди и расслабьте руки, положив их на бёдра.

 

Еще один способ практики джняна–йоги – присутствие внутреннего наблюдателя. Для этой методики не требуется выделять какое-то отдельное время, её можно практиковать в повседневной жизни, занимаясь привычными бытовыми делами. Её особенность состоит в постоянном наблюдении за своими мыслями и действиями как бы со стороны, анализируя и спрашивая самого себя «Что движет мною в данный момент?», «Почему я принял именно это решение, а не другое?», «Действительно ли я нуждаюсь в том-то и том-то?». Таким образом, практик учится отличать иллюзию от реальности, главное от второстепенного, видеть вещи в их истинном свете. Джняна–йога – это путь исследователя, полностью поглощённого своим вопросом.

 

 

Условия успешного следования путём джняна–йоги

 

Тот, кто стремится к самосовершенствованию, может легко сбиться с пути, усомниться в правильности своего выбора, потерять мотивацию к дальнейшему развитию. Большую поддержку окажет общение с Учителем или компетентными людьми, которые являются примером и готовы поделиться знаниями.

 

 

Не менее надёжным подспорьем будет изучение священных писаний. Опыт и мудрость предков послужат образцом нравственности и здравомыслия, высоких стандартов морали и этики, дадут возможность учиться на чужих ошибках, а также позволят расширить картину мира и изучить законы мироздания. Стоит сказать, что древние тексты редко воспринимаются с первого прочтения. Чтобы полностью осознать суть писания, необходимо много раз возвращаться к уже прочитанным страницам, и с каждым разом священный текст будет открываться с новой стороны.

 

Следование в этом направлении требует от практика силы духа и спокойствия, самодисциплины, аскез, стойкости. Научившись контролю над своим умом, йогин достигнет внутреннего покоя. Аскеза, то есть выход из зоны комфорта, претерпевание определённых неудобств помогут обуздать свои страсти и желания. Регулярная практика асан сделает тело сильным и выносливым, а пранаяма насытит его энергией. Всё это было бы неправильно практиковать отдельно друг от друга, только гармоничное совмещение различных аспектов йоги и постепенное самовоспитание будут способствовать успешной практике.

 

 

 

Автор статьи: Елена Шалак

video.oum.ru

Джняна-йога.Мудрость Любви

Начало читайте тут.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.

Джняна — это знание Истины, знание Бога. Но не интеллектуальное знание или понимание, а Истинное знание, через проживание. Не очень точная метафора, но примерно это так же, как ваше знание того, что вы есть. Вы есть, и вы не можете подвергнуть это сомнению. Вы это знаете не интеллектуально, а через проживание. Вам не нужно для этого каждое утро подходить к зеркалу или щипать себя за руку. Вам не нужно, что бы кто-то вам это подтверждал каждую минуту. Вы проснулись утром, и вы знаете: «я есть». Вам снится сон, и вы знаете, что вы есть даже во сне.

Просветленных в индии называют джняни – люди Знания.

— Что же это за знание такое?— Все просто. Это знание того, кто ты есть.— Ну и что же тут такого? Каждый знает кто он!— А знает ли? Вот как вы ответите на этот вопрос? Кто вы?

Обычные ответы на эти вопросы: человек, тело, некоторые называют свое имя и фамилию, женщина, мужчина, могут называть свою профессию или социальный статус, кто-то говорит, что он душа, воплощенная в теле или дух в теле, и т.д.

Но эти ответы не правильные. Они все лежат на поверхности и касаются наших ролей в этом мире. Мы, долго не думая, начинаем перечислять свои социальные роли. Свои идеи о себе! И ведь так во всем! Мы долго не думаем! Мы просто оперируем первым, что пришло на ум. Никто не занимался этим вопросом глубоко, не исследовал этот вопрос. А те, кто исследовали – просветлели! Остальные же удовлетворяются концепциями и идеями о себе и Боге.

Джняна-йога.

Те, кто занимается разными духовными практиками, на автомате выдадут, что они душа, атман, частица Бога, или любой другой термин, который им кто-то сказал. Но в том то и дело, что сказал. А вы проверяли? Вы исследовали этот вопрос?

Кто ты? — это ключевой вопрос в джняна-йоге! И она предлагает не верить на слово, не верить концепциям и идеям о себе, а двигаться внутрь себя и исследовать, искать ответ на этот вопрос самим, внутри себя.

Джняна – йога – это самоисследование приводящее к самоосознанию. Ее цель – духовная реализация, познание Истинного себя. Джняна –йога помогает выйти за пределы ума, туда, где ум берет свое начало.

Рискните поставить под сомнение все, что вы о себе знаете, весь свой опыт! Рискните проникнуть в суть себя, минуя всё, что слышали о себе, о мире и Боге! В самое ядро себя! Посмотрите на того, кто дышит, живет, чувствует, думает, наблюдает!!!

Это ключевая практика в джняна-йоге. И она самая прямая. Это самый короткий путь к Богу! Это самый короткий путь к себе!

По пути к себе, пробираясь сквозь свои представления и идеи о себе, пробираясь сквозь свою память, опыт, сквозь свое воображение и свои желания, вы отбрасываете всё, что вами не является. А это вообще вся информация, которой напичкан ум, все чувства и эмоции, все, ценности, желания, цели, убеждения… Этот метод называется «не то, не то» (нети, нети). И вы устремляете свое внимание на самое постоянное, что только может быть. ТО, что никогда не меняется, не исчезает.

Не буду описывать все тонкости практик в этой статье. Просто скажу, что такая йога полезна всем! Как минимум, она вас очень продвинет по духовному пути. Постепенно вы начнете отличать иллюзию от реальности. Сможете осознать, что знающий тело и ум, отличается от тела и ума. Тогда практиковать будет проще. Она раздвинет ваши границы восприятия. Ну, а как максимум – она доставит вас прямиком к духовной реализации.

Практика вопрошания «Кто я?» называется атма-вичара. И ее рекомендуют практиковать все время и на любом этапе духовного пути.

Джняна-йога.

Важно понять, что джняна йога – это НЕ интеллектуальное познание Бога. Большая ошибка думать, что чисто интеллектуальный метод ! Это не просто чтение и изучение святых писаний. Просто изучения писаний мало! Просто интеллектуальных заключений основанных на логических выводах – мало! Просто интеллектуального понимания Истины — мало! Хотя одно только это уже расширяет границы и помогает немного прикоснуться к Истине.Джняна-йога – это выход за ум! А это уже не так просто и для большинства требует дополнительной подготовки. И тут, как раз я напомню про бхакти-йогу, которая очень хорошо помогает самоисследованию. Про различные практики усмирения ума, о которых я уже писала ранее.

Это очень тонкая практика, требующая высокой степени внимательности, расслабленности и искусства различения. Это пронизывающий взгляд внутрь себя. Но не физическими глазами, а внутренним взором сердца. Взгляд на того, кто смотрит.

Но если вот так прямо не получается, то добро пожаловать на различные виды йоги и постепенные пути, которые вас подготовят и рано или поздно подведут именно к этому методу.

Конечно, есть еще разные методы. Я не возьмусь описывать их все. А лишь те, что мне самой близки.

Продолжение следует.

Киселева Татьяна

om-a.ru

Джняна-йога. Статья по йоге. Эзотерика и духовное развитие.

Джняна-йога – это йога знания. Джняна-йога ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Источник - Эзотерика. Живое Знание

Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога использует те же методы, что и раджа-йога. Она начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума.

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий – незнание. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидьи, божественному знанию.

С точки зрения джняна-йоги, человек должен, прежде всего, научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т. е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Индийские учителя ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний. Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия.

Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой-нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций. Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.

Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Правильный метод непременно приведёт к известным истинам и, излагая метод, невозможно не коснуться этих истин.

Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги. Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их.

Джняна-йога учит тому, что истиной для человека может быть только то, что он ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления и то и дело возвращаясь к ней, чтобы обеспечить правильную ориентацию.

Джняна-йога учит, что истины, которые выявлены логическим путём, воспитанным на наблюдениях этого трёхмерного мира, вовсе не являются истинами с точки зрения высшего сознания.

Джняна-йога учит человека не верить себе, не верить своим ощущениям, представлениям, понятиям, идеям, мыслям и словам; и более всего не верить словам, проверять всё и осматриваться на каждом шагу, сопоставляя с показаниями опыта и с фундаментальными принципами.

Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас. Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти.

Практика джняна-йоги требует отвергнуть «психологический» взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых «я». Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия «внешнего и внутреннего мира» туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним. Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и «погодозависимыми», они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих «сфер» личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.

Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства.

 

Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник. Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной. Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в «стоянии» в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в «неведении».

Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

 

Рейтинг: 2.19 (Проcмотров: 3803)

Читайте раздел Йога на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

что это такое. Почему важна джняна йога

Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».

Свами Вивекананда

В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.

Что такое джняна-йога

Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.

Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.

Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.

Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.

Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей. 

Три стадии освоения Джняна-йоги

• Шравана (слушание),

• Манана (созерцание),

• Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.

В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.

Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.

Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.

asanaonline.ru


Смотрите также