Три гуны материальной природы. Гуны йога


саттва, раджас, тамас — OUM.RU Здравый Образ Жизни

oum.ru Три гуны: саттва, раджас, тамас.

        Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

       Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Также гуны - это одно из главных понятий в Аюрведе, описывающeе  основные качества Природы. Их три: Саттва  – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила; Раджас -  страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие; Тамас  -бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов: Воздух Эфир Вода Огонь Земля

а наш разум характеризуется 3-мя Гунами: Саттва – знания, чистота, непорочность Раджас – действие, страсть Тамас – инерция, невежество

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун. 

1. Саттва-гуна. • Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо. • Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. • Гуна благости порождает истинное знание. • Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, - относится к гуне благости. • Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости. • Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости. • Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости. • Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости. • Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости. • Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости. 

2. Раджа-гуна. • Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности. • Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. • Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью. • Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания. • Гуна страсти разжигает алчность. • Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней. • Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго. • Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти. • Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности. • Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти. • Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти. • Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти. • Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти. 

3. Тама-гуна • Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии. • Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных. • Деятельность в гуне невежества лишает человека разума. • Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии. • Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы. • Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества. • Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества. • Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы. • Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.

www.oum.ru

Что такое Гуны, и как знания о них могут помочь в жизни и практике?

Что такое Гуны, и как знания о них помогают в жизни и практике?

Гуны – одна из интереснейших тем индуистской философии, встречающаяся во многих древних писаниях, важная как для йоги, так и для аюрведы. Согласно старинным текстам эти силы влияют на всю нашу жизнь, проявляются во всем, что нас окружает, а их понимание способно помочь как в практике йоги или иной ведической системы саморазвития в продвижении по духовному пути, так и в жизни.

Понятие Гун

В переводе с санскрита слово «Гуна» означает «веревка», а в более широком смысле «качество, свойство». В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств». Доктор аюрведы Дэвид Фроули дает такой перевод этого термина: «то, что связывает душу», что, на мой взгляд, является наиболее емким определением с точки зрения рассмотрения взаимодействия гун с сознанием человека (пуруши).

Гуны – это качество проявленной природы (пракрити), ее базовые свойства. Все многообразие вещей в мире, как физической, так и ментальной природы, возникает в ходе «игры» гун, их взаимодействия, переплетения.

Итак, выделяют три гуны: саттва, раджас, тамас. Для понимания сущности гун их можно рассматривать с четырех точек зрения: гуны, как формы колебания вещества, состояние энергии, процессы, свойства сознания.

Наиболее верным, на мой взгляд, является понимание гун как форм движения, ведь согласно учению вед и современным исследованиям квантовой физики вся вселенная – это колебания волн и частиц, которые по сути своей являются одним и тем же (корпускулярно-волновой дуализм).

Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний. Прекрасный пример для понимания того, как гуны формируют окружающий нас материальный мир, дает в своей книге доктор философии, кандидат наук в области психологии, специалист в области аюрведы Рами Блект. Вода в сосуде на микроуровне – это масса беспорядочно колеблющихся частиц (раджас), каждая молекула содержит две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, объединенных вместе на фиксированном расстоянии (тамас), в каждом атоме электроны вращаются со скоростью света по своим орбитам, а точнее образует стоячую гармоническую волну (саттва).

Можно рассмотреть природу гун и с точки зрения энергии. Саттва – контролируемая энергия, раджас – неподконтрольная, тамас – отсутствие энергии.

С точки зрения процессов тамас – это отсутствие развития, остановка эволюции, разрушение, но в том случае, когда нет энергии для поддержания структуры и созидания нового; раджас отвечает за созидание, как пиковый всплеск творческой, изменяющей (разрушающей через изменение) старое, энергии; саттва – равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.

В рамках сознания человека гуны получают морально-нравственную оценку: так раджас называют гуной страсти, тамас – невежества, саттву – благости. В данной концепции саттва отождествляется с добродетелью, нравственностью, служением другим, саморазвитием, раджас – со страстью, желаниями, яркими эмоциями, неустойчивостью, изменениями, тамас – с заблуждениями, невежеством, саморазрушением, бессознательностью и стагнацией. Таким образом, проявляясь в дуальном сознании человека, саттва является наиболее желанным состоянием разума, а раджас и тамас нежелательны. Но, тем не менее, не все так однозначно: тамас необходим для отдыха, так как сон – это тамасичное состояние, раджас нужен для созидания и изучения нового. Например, участие в каких-то проектах, проявление творческого акта – это раджасические явления.

Вспоминая знаменитую формулу Альберта Эйнштеина, доктор Дэвид Фроули также дает нам пояснение природы гун: E = mc2 (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света), где энергия – раджас, свет – саттва, масса – тамас. Далее он приводит пример, того, как гуны проявляются в человеке, где тело – это тамас, жизненная сила – раджас, ум – саттва.

Хочется отметить, что несмотря на то, что мы можем так уверенно, достаточно четко выделить и описать качества каждой гуны, ни одна гуна не существует сама по себе в чистом виде, гуны всегда и во всем присутствуют вместе, но одна, как правило, преобладает. Об этом мы можем прочитать в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а именно в Анугите (часть четырнадцатой книги «Махабхараты» — «Ашвамедхикапарвы»):

1. Нельзя говорить о гунах в отдельности о каждой:

Нерасторжимы качества: саттва, раджас, тамас;

2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;

Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;

3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас – в этом нет сомнения.

Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.

4. Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;

Совместно они вращаются, как причина и не-причина.

~ «Анугита» (XIV, 39, 1 и сл.)

Гуны, как психологические доши

Согласно Ведам материя состоит из 5 первоэлементов: огонь, земля, вода, воздух, эфир. Попарно они образуют три доши (вата – эфир и воздух, питта – огонь и вода, капха – вода и земля), фундаментальные жизненные силы, которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Человеческий ум для адекватного функционирования, психического здоровья и равновесия нуждается в ясности, покое, гармонии. Ум – это область наибольшего проявления в человеке саттвы, он наиболее нуждается в ней. Раджас и тамас являются для ума своеобразными психологическими токсинами и становятся дошами, регулируя работу сознания и определяя его состояние. Равновесие гун регулирует здоровье сознания (психики), также как равновесие дош определяет здоровье физического тела.

При сдвиге в раждас человека захватывает страсть, возбуждение, неконтролируемые желания и влечения, истерики. В тамасе человека охватывает леность, апатия, депрессии.

Мы можем классифицировать людей по трем типам в соответствии с гунами:

Сатвические личности – миролюбивые, уравновешенные, неэгоистичны. Склонны любить, служить другим людям.

Тамасические личности – страдают апатией, инертностью, депрессиями, скукой. Им не хватает мотивации, имеют серьезный дефицит чувств и не могут гармонично выражать себя.

Раджасические личности – активны, возбуждены, амбициозны. Защищают тех, кто им служит и враждебны к тем, кто им противостоит. Ими владеют постоянно изменяющиеся желания, которые так и не выходит удовлетворить. Часто эмоционально возмущаются и агрессивно реагируют на тех, кто мешает им в достижении их целей.

Для гармоничного развития и существования, избавления от страдания и получения радости от жизни человек должен взращивать в себе саттву.

Переизбыток тамаса аюрведа допускает устранять с помощью раджаса. В психологии примером этого может быть психоанализ, вскрывающий глубинные переживания и травмы личности. Переизбыток раджаса устраняется тамасом – это могут быть различные седативные (успокаивающие) травы и препараты. Однако обоими методами нельзя злоупотреблять.

Гуны и наше окружение

Окружающий нас мир – воплощение гун. Контактируя с его проявлениями, мы подпадаем под их воздействие. Общаясь с тамасическим человеком, мы сами попадаем под действие тамаса. Находясь в саттвическом окружении, например, ясным днем на поляне в лесу, мы попадаем под действие саттвы. Цвета, запахи, погода, время суток – во всем этом проявляются ее сущность. Зная природу проявления гун в окружающем мире, мы можем научиться контролировать баланс гун в своей жизни.

Крупные мегаполисы являются средоточиями раджаса. Большой темп жизни, люди захвачены материальными страстями. Небольшие промышленные города с плохой экологией, спальные районы мегаполисов – тамасичны. Парки, леса, все, что связано с природой, пропитано саттвой.

Если же говорить о пище, то можно выделить следующие вкусовые ощущения и связать их с гунами: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее. Сладкий вкус относится к саттве, кислое, соленое и острое – к раджасу, горькое и вяжущее – к тамасу.

В саттве пища свежая, натуральная, растительная. В раджасе – пережаренная, пересоленная, слишком острая пища, современные продукты в супермаркетах полные вкусовых добавок. В тамасе пища несвежая, с гнильцой, в том числе – мясные продукты.

Следующие цитаты из Бхагавадгиты раскрывают проявление гун в еде:

«Пища, дорогая тем, кто в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, улучшает их существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу.»

~ Бхагавадгита, XVII, 8

«Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни.»

~ Бхагавадгита, XVII, 9

«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища разложившаяся и испорченная, пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в гуне темноты.»

~ Бхагавадгита, XVII, 10

Уравновесить гуны в своей жизни мы можем и с помощью цвето-терапии. Используя цвета, оттенки, контрасты соответствующей гуны мы преумножим ее влияние на нашу жизнь. Можно обставить квартиру в соответствующих цветах, использовать лампы и светильники, обои, одежду и т.д.

Раджасичные цвета яркие, кричащие, оттенки пронзительные, с металлическим отливом. Раджасичные контрасты – резкие, образованные противоположными цветами, например, красный с зеленым или синий с желтым. Через свои цвета раджас возбуждает и раздражает ум и чувства. Следует с осторожностью использовать эти цвета для того, чтобы нивелировать тамасичные состояния.

Тамасичные цвета темные, тусклые, мутные. Например, болотный цвет, избыток черного или серого. Они отягощают ум и чувства, делают нас инертными и вялыми. Кратковременное их использование может помочь при раджасичных состояниях.

Базовый саттвический цвет – белый, олицетворяющий чистоту, свет и бога. К саттве также относятся любые гармоничные, мягкие, светлые, природные краски.

Для усиления саттвы важно поддерживать режим. Тамас заставляет ложиться нас задолго после полуночи и вставать после 8 утра, так как тамасичные люди наиболее активны ночью. Раджас заставляет ложиться в полночь-час и вставать в 7-8 утра. При активной саттве, мы ложимся в десять-одинадцать вечера и встаем в четыре-пять утра. Таким образом, утром с 4 до 10 – это время гуны благости. Именно в это время происходит наиболее гармоничное пробуждение, которое благоприятно для молитвы, изучения священных писаний, медитации, занятий йогой. С 10 утра до 22 часов – время влияния гуны страсти. В это время осуществляется активная деятельность. С 22 до 4 утра – время влияния гуны невежества. Это время сна – погружения в самозабвение. 

Гуны и практика йоги

Влияние гун важно учитывать в нашей личной практике йоги. Работа с гунами, пусть и не явный, но важный элемент любого занятия хатха-йогой. На утренних тренировках людям часто характерны тамасичные состояния – вялость, сонливость, ленность; вечером проявляется раджас, как результат перевозбуждения после активного дня или также тамас (в результате переутомления).

Таким образом, можно выделить три ступени практики (а также терапии болезней ума в аюрведе):

  1. Разрушение тамаса
  2. Усмирение раджаса
  3. Взращивание саттвы

Для разрушения тамаса можно принимать активные интенсивные комплексы, такие как Сурья Намаскар, виньясаны и сукшма-вьяяма. Для усмирения раджаса – успокаивающие и расслабляющие асаны и пранаямы, асаны на баланс. Взращивание саттвы происходит в медитативных практиках и, по сути, может происходить в любом из комплексов, упражнений и практик йоги при высоком уровне выполнения. Саттвическим людям в меньшей степени требуется практика асан, отдается предпочтение релаксирующим, созерцательным и медитативным практикам.

Опосредованно усилить раджас или тамас, а также привести их в равновесие и тем самым достичь состояния саттвы можно используя пранаямы. Так Нади-Шодхана, воздействуя на лунный и солнечный энергетический каналы и балансируя их, полезна как практика для усиления саттвы; Чандра Бхедана Пранаяма воздействует только на лунный канал, усиливая тамас; Сурья Бхеда Пранаяма посредством солнечного канала усиливает раджас.

Стоит отметить, что перечисленные выше способы воздействия на гуны через практику йоги не столь однозначны. Так возможно выполнение асан на баланс со страстью раджаса, медитация, переходящая в сон под действием тамаса и пр. Однако иметь в виду перечисленные методы работы с гунами в любом случае – полезно.

Достаточно точные инструкции, как освободиться от влияния гун в своей жизни, мы можем получить из древнеиндийского текста «Бхагавата-пурана» или просто «Бхагаватам», где также отмечается важность для этого методов йоги:

«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине. Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу. Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон. Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы.»

~ Бхагаватам 7.15.22-25

На мой взгляд, существует три поэтапных уровня работы с гунами практикующего (садхака):

  1. Поиск проявления гун в жизни и окружении. Устранение влияния тамаса и раджаса.
  2. Взращивание саттвы в целях духовного развития, для успешной практики йоги: при помощи карма-йоги, медитации, шаткарм, пратьяхары, дхараны и дхьяни, следования морально-нравственному кодексу йоги – яме и нияме.
  3. Состояние сантоши – приятие игры гун, как данности. Наблюдение за сменой гун без привязанностей и отвержения. Йогин разтождествляет свою сущность (атман) с телом и разумом, подверженным влиянию гун, благодаря чему обретает освобождение.

Мы живем в мире проявленной природы, выраженной с помощью трех ее качеств – гун. Гуны влияют на нас, наше окружение, нашу практику, качество жизни и сознания. Задача практикующего осознать это влияние и использовать это знание для поддержания своего физического и психического здоровья, а также достижения главных целей практики хатха йоги – душевной гармонии и погружения в самадхи.

Автор: Сергей Тверье

Сертифицированный инструктор хатха-йоги, выпускник Школы инструкторов йоги Федерации йоги России.

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями:

russianyogafederation.ru

О трех гунах: Саттва, Раджас и Тамас

Сфера влияния САТТВА (благость) РАДЖАС (страсть) ТАМАС (невежество) Общие качества Чище всех остальных, просветляет, освобождает от последствий грехов Вызывает неограниченные желания и влечение Вызывает заблуждение всех живых существ самоконтроль похоть гнев бесстрашие, отрешенность, радость, знание искаженное понимание из-за гипер активности чувств, познающие чувства неспособны отринуть от мирских объектов, болезненное состояние органов тела, временное заблуждение, замешательство, самообман бессильность концентрирования своего сознания, разрушение и разделение ума, проявление им невежества и депрессии Обусло-вленность счастьем и знанием материальной деятельностью ради выгоды безумием, ленностью, унынием и сном Привозрастании все врата тела освещаются знанием развиваются признаки крепкой привязанности, кармической деятельности, непреодолимых стремлений и вожделений мрак, бездеятельность, безумие, иллюзия, самообман Следующая жизнь,Общая тенденция и направленность чистые высшие миры великих мудрецов рождение среди занятых кармической деятельностью людей рождение в животном царстве поднимаются в высшие миры живут на земных планетах спускаются в адские миры поднимаются постепенно на все более высокое положение, на небесные планеты переселяются в человеческие тела в мире смертных попадают во все более низкие уровни рождения, отправляются в ад Результаты деятельностив гунах результаты благочестивой деятельности чисты ведут к мучениям и страданиям ведет к скудоумию и глупости Развивает знание жадность, алчность глупость, безумие, иллюзию, самообольщение Поклонение поклонение полубогам поклонение демонам поклонение призракам, духам Виды веры вера, устремляющая человека к духовной жизни вера, начинающаяся в кармической, т.е. корыстной деятельности вера, оправдывающая безбожную деятельность Пища увеличивает продолжительность и качество жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье, энергию, удовлетворение; сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу ведет к страданиям, несчастьям и болезнислишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая, слишком горячая; приготовленная более чем за 3 часа до употребления, безвкусная, разложившаяся, испорченная, гнилая, состоящая из остатков и непригодных продуктов питательная, чистая и добытая без трудности дает страстное наслаждение чувствам нечистая и приносит страдания Аскеза аскетизм тела, ума и речи, творимый с духовной верой людьми, неждущими материальной выгоды, но занятыми этим только ради Всевышнего совершаемая из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не может быть ни твердым, ни постоянным совершаемая из глупости, которой сопутствуют самоистязание или причинение вреда и погибели другим Благо-творительность совершаемая из чувства долга, не желая получить что-либо взамен, в надлежащее время и в правильном месте и по отношению к достойной личности в расчете на какое-то возмещениеи вознаграждение, или из желания что-либо за это получить, также совершаемая нехотя в нечистом месте, в не надлежащее время, недостойной личности или без должного внимания Отречение совершает данные обязанности из чувства долга, отрекаясь от материальных привязанностей к плодам деятельности отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами отказывается от предписанных обязанностей из-за самообмана или иллюзии Знание абсолютное знание основанное на двойственности глупое, заблуждающееся и материалистическое Восприятие видит одну неразъеденимую духовную природу во всех живых существах, хоть они и разделены на бесчисленные формы вид живого существа определяется физическим телом порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, очень скудное и не отражающее истину Деятельность (или поступки) посвященная Верховному Господу, без желания наслаждаться плодами жажда наслаждаться плодами из насилия и зависти деятельность регулируемая и исполняемая без привязанности или ненависти и без желания получить выгоду с огромными усилиями, ради удовлетворения своих желаний, проистекающая из чувства ложного эго совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями писаний, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях и боли Действующий свободен от привязанности заблужден и ослеплен личными желаниями полностью позабывший, как хорошее отличать от дурного исполняет свой долг, свободный от влияния гун природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в как в успехе, так и в поражении привязан к своей работе и ее плодам, жаждет наслаждаться этими плодами, жаден, всегда завистлив, нечист и движим эмоциями занят деятельностью, противоречащей наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый и изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный Понимание(или разум) знает, чего делать следует, а чего не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не стоит принимает безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении Решимость непоколебимая, неотступно поддерживаемая практикой йоги, контролирует деятельность ума, жизни и чувств устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного наслаждения не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения Счастье исходит из души основано на удовлетворении собственных чувств основано на заблуждении и деградации в начале подобно яду, а в конце подобно нектару; пробуждает человека к самоосознанию возникает от соприкосновения чувств с их материальными объектами; в начале подобно нектару, а в конце – яду слепо к самореализации, призрачно с начала до конца, проистекает из сонливости, ленности и иллюзии

www.ayurveda-info.ru

Три гуны: Саттва, Раджас и Тамас

Так же как Доши являются составляющими тела, так и Гуны  - это компоненты, присущие уму, их второе название «Ментальные Доши». Именно они определяют психологический тип личности каждого человека и описывают деятельность его мозга.

В Ведах говорится, что за внешними процессами творения, развития и уничтожения стоят тонкие силы, которые пронизывают весь физический мир. Это и есть Гуны.

Данное слово переводится с санскрита, как «качество». Гуны - это одно из базовых понятий Аюрведы, описывающих основные качества Природы.

Они имеют широкое значение, которое может быть применимо ко всей жизни во Вселенной. Иными словами, Саттва, Раджас и Тамас, как качества, необходимы для созидания любого элемента в материальном мире. При этом каждый элемент имеет какое-либо преобладающее качество – Гуну.

Автор, переводчик и комментатор многих канонических текстов Шрила Прабхупада так говорит о чистых типах Гун: «Один – счастлив (Саттва), другой – очень активен (Раджас), третий – беспомощен (Тамас)».

Шрила Прабхупада

В общем смысле, Саттва-гуна – умиротворение, духовность, просветление, спокойствие, невозмутимость.

Раджас-гуна – беспокойность, возбуждение, любое материальное начинание, динамика, сражение, борьба.

Тамас-гуна -  деградация, разрушение, лень, апатия, депрессия, беспомощность, ошибочное восприятие.

Утро – время Саттвы, день – Раджаса, вечер – Саттвы, ночь – Тамаса.

Взаимодействие Гун

Гуны не существуют отдельно друг от друга, они всегда присутствуют в той или иной вещи, человеке или событии. Определяющее значение при этом имеет преобладание одной из Гун, циклично сменяющих друг друга. Бог и ангелы имеют больше Саттвы, человек – Раджаса, а у животных доминирует Тамас.

Понимание механизма действия Гун очень важно для духовного искателя, ставящего перед собой цель добиться освобождения, Сагуны. Иными словами – трансцендентности, т.е. возвышения сознания над Гунами материальной природы.

Современному человеку, стремящемуся жить в гармонии с собой, необходимо привести в баланс Саттву, Раджас и Тамас, поскольку в противном случае он чувствует себя угнетенным, обессиленным или чересчур возбужденным. В дальнейшем это может привести к заболеваниям и депрессивному состоянию.

При этом большое значение приобретает наш образ жизни и люди, которые нас окружают. Так, человек, вынужденный находиться в обществе раздраженных людей увеличивает Раджас-гуну, что приводит к умственному и физическому истощению.

Бхагавад Гита говорит о том, что среди трех Гун всегда существует борьба за доминирование, тем не менее, какая-то из них в большей или меньшей степени доминирует постоянно. Именно так формируется характер.

Каждый человек может распознать преобладание какой-либо из Гун, прислушавшись к себе, понаблюдав за своим поведением и способом реагировать на жизнь.

Влияние Саттвы

Когда сознание обусловлено Саттва-гуной, человек становится восприимчивым и внимательным, он не преследует выгоды, развивая в себе искренность, осознанность и преданность к Богу. В душе живет покой, гармония и чистота, она прозрачна, как хрусталь.

Бог и ангелы пребывают в Саттве

Саттва – это радость, легкость и ясность, она бежит от чувственных удовольствий, неподвластна болезням, тревожности и депрессии.

Действие этой Гуны заключается также в активации чувств, интуиции, способности к ясновидению и восприятия знаний.

Саттва увеличивается от духовных бесед с мудрецами,  изучения священных писаний, повторения мантр и саттвической (вегетарианской) пищи.

К саттвичному типу людей относятся философы, мыслители и ученые.

Влияние Раджаса

Данная Гуна является наиболее активной, поскольку характеризуется возбуждением и движением. Раджас – это разжигание страсти, направленной на объект желания, неугомонность и неукротимые стремления.

Раджасический человек полон амбиций, похоти, жажды материальных ценностей.

Раджас – это пламя, которое сжигает человека, потому что он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что получает.

Человек в гуне Раджас бывает сжигаем страстями

Эта Гуна лишает человека проницательности и объективного взгляда на мир, требуя признания его исключительности, престижа и богатства.

К раджасичному типу людей относятся в основном люди, обладающие лидерскими качествами.

Влияние Тамаса

Господство Тамас-гуны рассредоточивает сознание, позволяя ложному восприятию и ложным мыслям свободно проникать в него.

Такой человек не способен руководствоваться здравым смыслом, нередко он совершает глупые поступки, теряет способность к труду, проводит много времени во сне.

Под влиянием Тамаса человек ощущает бессилие, усталость и заторможенность

Тамас – это инертность, отсутствие мысли и невежество. Эта Гуна является виновницей ложного знания и тьмы, сгущающейся в душе человека.

У тамасичному типу относятся люди, предпочитающие действиям отдых, чаще всего это «совы».

Управление Гунами. Пища.

Каждый человек может управлять действием Гун, помимо физической активности и направленности мыслей, огромное значение при этом приобретает выбор пищи.

Саттвическая пища – это злаки, бобовые, крупы, фрукты, орехи, мед и молочные продукты. Она дает легкое и творческое состояние, поэтому такую еду следует включать в рацион, занимаясь умственной деятельностью, йогой и медитациями.

Раджасическая пища – это горькая, соленая, кислая, острая или приторная еда, которая принимается не в меру, в частности, мясо, кофе, чай, сахар и соль, а также большинство специй. Такая еда придает человеку чувство уверенности, поэтому ее стоит принимать в том случае, если Вы хотите ярко проявить себя.

Тамасическая пища считается безусловно вредной. К ней относится все жирное, несвежее, плохо усвояемое организмом, а также табак, алкоголь, лекарства и кондитерские изделия. Заставляя доминировать Тамас-гуну, эти продукты дают состояние вялости и лени, способствуя накоплению лишнего веса и нереализованности физической энергии. Целеустремленным, активным людям Аюрведа тамасическую пищу настоятельно рекомендует избегать.

Читайте также:

Знаете ли вы, что наибольшее влияние Саттва-гуна оказывает на Вата-дошу, а Питы обязаны своей решимостию Раджасу?

Аюрведа учит, что вкус любой пищи неслучаен, он указывает на ее особые свойства, которые оказывают определенное влияние на доши, оздоравливая или разбалансируя их.

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Три гуны | Йога ашрам

ТРИ ГУНЫ Темпераменты

Так же как Доши являются составляющими тела, так и Гуны  — это компоненты, присущие уму, их второе название «Ментальные Доши». Именно они определяют психологический тип личности каждого человека и описывают деятельность его мозга.

В Ведах говорится, что за внешними процессами творения, развития и уничтожения стоят тонкие силы, которые пронизывают весь физический мир. Это и есть Гуны.

Данное слово переводится с санскрита, как «качество». Гуны — это одно из базовых понятий Аюрведы, описывающих основные качества Природы.

Они имеют широкое значение, которое может быть применимо ко всей жизни во Вселенной. Иными словами, Саттва, Раджас и Тамас, как качества, необходимы для созидания любого элемента в материальном мире. При этом каждый элемент имеет какое-либо преобладающее качество – Гуну.

Автор, переводчик и комментатор многих канонических текстов Шрила Прабхупада так говорит о чистых типах Гун: «Один – счастлив (Саттва), другой – очень активен (Раджас), третий – беспомощен (Тамас)».

В общем смысле, Саттва-гуна – умиротворение, духовность, просветление, спокойствие, невозмутимость.

Раджас-гуна – беспокойность, возбуждение, любое материальное начинание, динамика, сражение, борьба.

Тамас-гуна —  деградация, разрушение, лень, апатия, депрессия, беспомощность, ошибочное восприятие.

Утро – время Саттвы, день – Раджаса, вечер – Саттвы, ночь – Тамаса.

Взаимодействие Гун

Гуны не существуют отдельно друг от друга, они всегда присутствуют в той или иной вещи, человеке или событии. Определяющее значение при этом имеет преобладание одной из Гун, циклично сменяющих друг друга. Бог и ангелы имеют больше Саттвы, человек – Раджаса, а у животных доминирует Тамас.

Современному человеку, стремящемуся жить в гармонии с собой, необходимо привести в баланс Саттву, Раджас и Тамас, поскольку в противном случае он чувствует себя угнетенным, обессиленным или чересчур возбужденным. В дальнейшем это может привести к заболеваниям и депрессивному состоянию.

При этом большое значение приобретает наш образ жизни и люди, которые нас окружают. Так, человек, вынужденный находиться в обществе раздраженных людей увеличивает Раджас-гуну, что приводит к умственному и физическому истощению.

Бхагавад Гита говорит о том, что среди трех Гун всегда существует борьба за доминирование, тем не менее, какая-то из них в большей или меньшей степени доминирует постоянно. Именно так формируется характер.

Каждый человек может распознать преобладание какой-либо из Гун, прислушавшись к себе, понаблюдав за своим поведением и способом реагировать на жизнь.

Влияние Саттвы

Когда сознание обусловлено Саттва-гуной, человек становится восприимчивым и внимательным, он не преследует выгоды, развивая в себе искренность, осознанность и преданность к Богу. В душе живет покой, гармония и чистота, она прозрачна, как хрусталь.

Бог и ангелы пребывают в Саттве

Саттва – это радость, легкость и ясность, она бежит от чувственных удовольствий, неподвластна болезням, тревожности и депрессии.

Действие этой Гуны заключается также в активации чувств, интуиции, способности к ясновидению и восприятия знаний.

Саттва увеличивается от духовных бесед с мудрецами,  изучения священных писаний, повторения мантр и саттвической (вегетарианской) пищи.

К саттвичному типу людей относятся философы, мыслители и ученые.

Влияние Раджаса

Данная Гуна является наиболее активной, поскольку характеризуется возбуждением и движением. Раджас – это разжигание страсти, направленной на объект желания, неугомонность и неукротимые стремления.

Раджасический человек полон амбиций, похоти, жажды материальных ценностей.

Раджас – это пламя, которое сжигает человека, потому что он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что получает.

Человек в гуне Раджас бывает сжигаем страстями

Эта Гуна лишает человека проницательности и объективного взгляда на мир, требуя признания его исключительности, престижа и богатства.

К раджасичному типу людей относятся в основном люди, обладающие лидерскими качествами.

Влияние Тамаса

Господство Тамас-гуны рассредоточивает сознание, позволяя ложному восприятию и ложным мыслям свободно проникать в него.

Такой человек не способен руководствоваться здравым смыслом, нередко он совершает глупые поступки, теряет способность к труду, проводит много времени во сне.

Под влиянием Тамаса человек ощущает бессилие, усталость и заторможенность

Тамас – это инертность, отсутствие мысли и невежество. Эта Гуна является виновницей ложного знания и тьмы, сгущающейся в душе человека.

У тамасичному типу относятся люди, предпочитающие действиям отдых, чаще всего это «совы».

Управление Гунами. Пища.

Каждый человек может управлять действием Гун, помимо физической активности и направленности мыслей, огромное значение при этом приобретает выбор пищи.

Саттвическая пища – это злаки, бобовые, крупы, фрукты, орехи, мед и молочные продукты. Она дает легкое и творческое состояние, поэтому такую еду следует включать в рацион, занимаясь умственной деятельностью, йогой и медитациями.

Раджасическая пища – это горькая, соленая, кислая, острая или приторная еда, которая принимается не в меру, в частности, мясо, кофе, чай, сахар и соль, а также большинство специй. Такая еда придает человеку чувство уверенности, поэтому ее стоит принимать в том случае, если Вы хотите ярко проявить себя.

Тамасическая пища считается безусловно вредной. К ней относится все жирное, несвежее, плохо усвояемое организмом, а также табак, алкоголь, лекарства и кондитерские изделия. Заставляя доминировать Тамас-гуну, эти продукты дают состояние вялости и лени, способствуя накоплению лишнего веса и нереализованности физической энергии. Целеустремленным, активным людям Аюрведа тамасическую пищу настоятельно рекомендует избегать.

pavelkalaginyoga.com

Саттва гуна

Саттва гуна

​Саттва гуна — гуна благости, гармонии. Саттва гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо. Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. 

  • Гуна благости порождает истинное знание. 
  • Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, мед  — относится к гуне благости. Согласно знаниям аюрведы, самый саттвичный продукт на Земле — это молоко и все его производные продукты. Молоко — это любовь в чистом виде, единственный продукт, отдаваемый изначально добровольно и на благо. Все сыры также являются благостными, если они свежие и не содержат плесени и сычужного фермента (это можно посмотреть в составе). Во взглядах на молоко аюрведа несколько расходится с мнением современной науки. Последняя считает, что молоко не усваивается взрослыми людьми. Но аюрведа говорит, что мы просто не умеем его правильно употреблять. Молоко переваривается под действием ленной энергии, а значит, после захода солнца.
  • Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости. 
  • Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости. 
  • Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости. 
  • Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости. 
  • Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости. 
  • Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
  •  То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости.
  • ​Сознание, пребывающее в гуне благости, тянется к знаниям и Великой Истине. Это – люди ищущие. Тела их легки и подвижны, характер – приветлив и доброжелателен. Согласно древним трактатам, душа, покинувшая сей мир в саттве, в гуне благости, достигает «райских планет» или Нирваны.

​Остановимся подробно на саттвичных продуктах питания:

  • Чистые пищевые продукты, которые увеличивают жизненную силу, здоровье и радость, здоровые, питательные и приятные — это продукты типа саттва. Такие продукты делают сознание чистым и спокойным, помогают достичь хладнокровия, уравновешенности и миролюбия. Пищевые продукты типа саттва дают максимальную энергию, придают человеку сил, увеличивают выносливость, помогают устранять усталость даже тем, кто выполняет напряженную работу. Они способствуют доброжелательному отношению к окружающим и помогают в медитативной практике.
  • Пищевые продукты должны быть свежими и натуральными, желательно выращенными естественно, не измененными генетически, без консервантов или искусственных добавок Е. И съедены они должны быть, насколько это возможно, в своем естественном состоянии — или сырыми, или приготовленными на пару.
  • Пищевые продукты типа саттва включают прежде всего зерновые — такие, как кукуруза, ячмень, пшеница, неполированный рис, овес, просо и киноа, — а также грубые продукты типа овсянки и хлеба с отрубями. Они хороши для зубов и челюстей, стимулируют процессы пищеварения и выделения. Зерно снабжает организм необходимыми углеводами, главным источником энергии для тела.
  • Человеку нужны и белковые пищевые продукты типа бобовых, орехов и семян. Белки — строительные блоки тела. Ключом к здоровой вегетарианской диете служит питание таким набором пищевых продуктов, которые обеспечивали бы организм всем комплексом аминокислот, необходимых для создания белков.
  • Фрукты, как свежие, так и сушеные, равно как и натуральные фруктовые соки, включались в древности в питание раджа-йогов и риши-йогов. Среди разнообразия пищевых продуктов фрукты занимают одно из важнейших мест в меню йогов. Удивителен лечебный эффект свежих сочных фруктов. Они наполняют организм жизненной силой, минералами, витаминами и грубыми волокнами. Их щелочная среда помогает поддерживать кровь чистой. Весьма важны в питании овощи, поскольку они содержат много минералов, витаминов и грубых волокон. Питание должно включать очищенные от семян овощи — огурцы и тыквенные культуры, например кабачок, тыква, патиссон, а также все листовые овощи и корнеплоды или клубни. Их лучше всего есть сырыми или после минимальной кулинарной обработки.
  • Травы используются для приправ и травяных чаев.
  • Натуральные подсластители — такие, как мед, патока, кленовый сироп и концентрированный яблочный сок, — значительно полезнее, чем обработанный сахар. Нерафинированный сахар — традиционная часть йогических диет в Индии, где он известен как пальмовый сахар-сырец, — вырабатывается непосредственно из тростника и не подвергается обработке. Белого сахара в здоровом питании по возможности избегают.
  • Молочные продукты — молоко, масло, сыр и йогурт, — традиционно составляют существенную часть йогического питания. Желательно, чтобы они были без различных синтетических добавок.

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!

www.evaveda.com

Три гуны | Йога ашрам

ТРИ ГУНЫ Темпераменты

Так же как Доши являются составляющими тела, так и Гуны  – это компоненты, присущие уму, их второе название «Ментальные Доши». Именно они определяют психологический тип личности каждого человека и описывают деятельность его мозга.

В Ведах говорится, что за внешними процессами творения, развития и уничтожения стоят тонкие силы, которые пронизывают весь физический мир. Это и есть Гуны.

Данное слово переводится с санскрита, как «качество». Гуны – это одно из базовых понятий Аюрведы, описывающих основные качества Природы.

Они имеют широкое значение, которое может быть применимо ко всей жизни во Вселенной. Иными словами, Саттва, Раджас и Тамас, как качества, необходимы для созидания любого элемента в материальном мире. При этом каждый элемент имеет какое-либо преобладающее качество – Гуну.

Автор, переводчик и комментатор многих канонических текстов Шрила Прабхупада так говорит о чистых типах Гун: «Один – счастлив (Саттва), другой – очень активен (Раджас), третий – беспомощен (Тамас)».

В общем смысле, Саттва-гуна – умиротворение, духовность, просветление, спокойствие, невозмутимость.

Раджас-гуна – беспокойность, возбуждение, любое материальное начинание, динамика, сражение, борьба.

Тамас-гуна –  деградация, разрушение, лень, апатия, депрессия, беспомощность, ошибочное восприятие.

Утро – время Саттвы, день – Раджаса, вечер – Саттвы, ночь – Тамаса.

Взаимодействие Гун

Гуны не существуют отдельно друг от друга, они всегда присутствуют в той или иной вещи, человеке или событии. Определяющее значение при этом имеет преобладание одной из Гун, циклично сменяющих друг друга. Бог и ангелы имеют больше Саттвы, человек – Раджаса, а у животных доминирует Тамас.

Современному человеку, стремящемуся жить в гармонии с собой, необходимо привести в баланс Саттву, Раджас и Тамас, поскольку в противном случае он чувствует себя угнетенным, обессиленным или чересчур возбужденным. В дальнейшем это может привести к заболеваниям и депрессивному состоянию.

При этом большое значение приобретает наш образ жизни и люди, которые нас окружают. Так, человек, вынужденный находиться в обществе раздраженных людей увеличивает Раджас-гуну, что приводит к умственному и физическому истощению.

Бхагавад Гита говорит о том, что среди трех Гун всегда существует борьба за доминирование, тем не менее, какая-то из них в большей или меньшей степени доминирует постоянно. Именно так формируется характер.

Каждый человек может распознать преобладание какой-либо из Гун, прислушавшись к себе, понаблюдав за своим поведением и способом реагировать на жизнь.

Влияние Саттвы

Когда сознание обусловлено Саттва-гуной, человек становится восприимчивым и внимательным, он не преследует выгоды, развивая в себе искренность, осознанность и преданность к Богу. В душе живет покой, гармония и чистота, она прозрачна, как хрусталь.

Бог и ангелы пребывают в Саттве

Саттва – это радость, легкость и ясность, она бежит от чувственных удовольствий, неподвластна болезням, тревожности и депрессии.

Действие этой Гуны заключается также в активации чувств, интуиции, способности к ясновидению и восприятия знаний.

Саттва увеличивается от духовных бесед с мудрецами,  изучения священных писаний, повторения мантр и саттвической (вегетарианской) пищи.

К саттвичному типу людей относятся философы, мыслители и ученые.

Влияние Раджаса

Данная Гуна является наиболее активной, поскольку характеризуется возбуждением и движением. Раджас – это разжигание страсти, направленной на объект желания, неугомонность и неукротимые стремления.

Раджасический человек полон амбиций, похоти, жажды материальных ценностей.

Раджас – это пламя, которое сжигает человека, потому что он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что получает.

Человек в гуне Раджас бывает сжигаем страстями

Эта Гуна лишает человека проницательности и объективного взгляда на мир, требуя признания его исключительности, престижа и богатства.

К раджасичному типу людей относятся в основном люди, обладающие лидерскими качествами.

Влияние Тамаса

Господство Тамас-гуны рассредоточивает сознание, позволяя ложному восприятию и ложным мыслям свободно проникать в него.

Такой человек не способен руководствоваться здравым смыслом, нередко он совершает глупые поступки, теряет способность к труду, проводит много времени во сне.

Под влиянием Тамаса человек ощущает бессилие, усталость и заторможенность

Тамас – это инертность, отсутствие мысли и невежество. Эта Гуна является виновницей ложного знания и тьмы, сгущающейся в душе человека.

У тамасичному типу относятся люди, предпочитающие действиям отдых, чаще всего это «совы».

Управление Гунами. Пища.

Каждый человек может управлять действием Гун, помимо физической активности и направленности мыслей, огромное значение при этом приобретает выбор пищи.

Саттвическая пища – это злаки, бобовые, крупы, фрукты, орехи, мед и молочные продукты. Она дает легкое и творческое состояние, поэтому такую еду следует включать в рацион, занимаясь умственной деятельностью, йогой и медитациями.

Раджасическая пища – это горькая, соленая, кислая, острая или приторная еда, которая принимается не в меру, в частности, мясо, кофе, чай, сахар и соль, а также большинство специй. Такая еда придает человеку чувство уверенности, поэтому ее стоит принимать в том случае, если Вы хотите ярко проявить себя.

Тамасическая пища считается безусловно вредной. К ней относится все жирное, несвежее, плохо усвояемое организмом, а также табак, алкоголь, лекарства и кондитерские изделия. Заставляя доминировать Тамас-гуну, эти продукты дают состояние вялости и лени, способствуя накоплению лишнего веса и нереализованности физической энергии. Целеустремленным, активным людям Аюрведа тамасическую пищу настоятельно рекомендует избегать.

pavelkalaginyoga.com


Смотрите также