Все о йоге. Гуру йоги


Ценные знания, Упражнения хатха-йоги, Польза и философия йоги, основы практики йоги для саморазвития, книги для начинающих

С каждым днем на нашей планете йога становится все популярнее, все больше людей начинает интересоваться занятиями на коврике. Практически каждый когда-нибудь слышал загадочное и таинственное слово – Йога. Все больше знаменитостей на западе и в России практикуют упражнения — асаны и рекомендуют их своим почитателям.

Однако далеко не все знают, что йога – это не просто упражнения для развития гибкости, восстановления здоровья и душевного равновесия, а глубокая и мудрая система самосовершенствования, представляющая собой не только физиологию, но и духовную составляющую.

Для того чтобы ответить на вопрос, что же такое йога, клуб oum.ru подготовил раздел – «Все о йоге», призванный помочь ищущим людям в познании самого себя.

История возникновения йоги.

Согласно легенде считается, что в этот мир знания о йоге принес Шива, бог-покровитель всех аскетов, и через мудреца Матсиендру эти знания распространились по нашей планете. Матсиендра будучи в обличье рыбы услышал разговор Шивы со своей женой Парвати в момент передачи знаний, так Йога дошла до наших дней и получила признание.

Йога, ведическая культура и Россия тесно связаны между собой и имеют общие корни. Согласно преданиям 7 мудрых учителей с севера – СаптаРиши, принесли знания на территорию современной Индии после катаклизма, который произошел на севере нашей планеты.

Подробнее об этом, связи двух культур и многом другом, можно просмотреть в видео: «Зачем русскому человеку заниматься йогой».

Восемь ступеней йоги.

Согласно древнему трактату «Йога-сутры Патанджали», в котором подробно рассмотрено всё о хатха-йоге, существует 8 ступеней:

  1. Яма – это этическо-нравственные основы.
  2. Нияма – это методы подвижничества и самодисциплины.
  3. Асана – это физические упражнения.
  4. Пранаяма – это дыхательные техники.
  5. Пратьяхара – это обуздание своих чувств.
  6. Дхарана – это глубокая концентрация своего сознания на каком-либо объекте.
  7. Дхьяна – это медитация, наступающая вследствие Дхараны и сопровождающаяся успокоением сознания.
  8. Самадхи – это состояние сознания, как правило, вызванное глубокой медитацией, в которой узы эго человека ослабевают, и происходит слияние внутреннего микрокосмоса с внешним «космическим Абсолютом».

С чего начать занятия йогой.

Существуют два классических мнения относительно того с чего лучше начать занятия йогой, они описаны в компетентных и древних первоисточниках и именно поэтому являются классическими.

Первое из них гласит, что сначала нужно освоить две духовно-нравственные степени – Яму и Нияму.

Яма представляет собой этические ступени:

  • Ахимса – отказ от насилия, к этому пункту безусловно можно отнести также и вегетарианство.
  • Сатья – правдивость как перед другими, так и перед самим собой в своих мыслях.
  • Астея – неворовство или неприсвоение чужого.
  • Брахмачарья – воздержание от чувственных наслаждений, похоти и страстей.
  • Апариграха – непривязанность к материальным благам, ненакопление вещей, нестяжательство.

Нияма содержит в себе духовное подвижничество и состоит из:

  • Шауча – очищение ума и тела, чистоплотность.
  • Сантоша – позитивное мышление, принятие как негативных, так и положительных событий и равное отношение к ним. Удовлетворенность своим положением.
  • Тапас – Аскеза, самодисциплина и регулярная практика, тапасья.
  • Свадхьяя – самоизучение и познание духовной литературы.
  • Ишвара-пранидхана – посвящение своих заслуг Всевышнему, развитие в себе альтруистичных качеств.

Принципы нравственности и самодисциплины подробно были рассмотрены Андреем Верба в видео о йоге – «Яма и нияма»:

Подробнее об основах хатха-йоги, философских и нравственных понятиях, вы можете найти в специально подготовленном разделе – Основы йоги.

Второе мнение, которое наиболее приближено к нашей реальности, гласит, что на начальном этапе в наше непростое время – эпоху Кали юги, когда преобладает невежество и страсти, рекомендуется начать свой путь в йоге с шаткарм – очистительных методик. Всего их 6, но также существуют и различные вариации. Очищая свое тело посредством шаткарм мы также постепенно начинаем оказывать воздействие на наше сознание и ум, оздоравливаем организм, очищаем тонкое тело и тем самым делаем тело гибче.

Читать подробнее об очистительных методиках можно в разделе – Шаткармы.

Правильное питание. Вегетарианство.

Выполнив несколько шаткарм, таких, как шанкапракшалана, гораздо проще перейти на адекватное питание, способствующее йогической практике – вегетарианство.

На текущий момент все мифы относительно того, что вегетарианство несет в себе какую-то угрозу для здоровья, давно развенчаны. Более 1 миллиарда людей на нашей планете живет без мяса без каких-либо проблем и даже не слышало о пресловутом дефиците витамина Б12.

Во Всемирной Организации Здравоохранения, в недавнем докладе от 26 октября 2015 года, 22-х экспертов из 10-и стран мира, представили результаты 800-а научных исследований, по результатам которых мясные продукты были признаны канцерогенами, непосредственно влияющее на развитие рака у человека.

Вегетарианство или более модное сейчас направление – веганство, очень популярно на западе т.к. несет в себе очевидную пользу для здоровья, которую можно заметить достаточно быстро, перейдя на правильное питание. Знаменитые актеры и актрисы, певцы и певицы, режиссеры, бодибилдеры, известные политики и многие другие деятели современности ратуют за здравый образ жизни, который можно начать со своего питания. Вот лишь небольшой перечень известных вегетарианцев современности: Ума Турман, Тоби Магуайр, Ричард Гир, Пол Маккартни, Натали Портман, музыкант Моби, известный в прошлом боксер Майк Тайсон, Ким Бейсингер, Джим Керри, Деми Мур, Брэд Питт, Алисия Сильверстоун, Ольга Шелест, Николай Дроздов, Михаил Задорнов, Алексей Воевода и многие другие, список можно продолжать очень долго.

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные!?», так говорил известный русский писатель Лев Николаевич Толстой, видя окружающую его действительность.

Однако, если вы длительное время или на протяжении всей жизни питались мясной пищей, следует аккуратно переходить на безубойное питание, т.к. резкая смена рациона может привезти к ухудшению самочувствия. Чтобы помочь вам разобраться в этом вопросе мы подготовили очень подробный раздел о питании, который позволит ответить на интересующие вопросы о вегетарианстве и сыроедении – Правильное питание.

Лекция Павла Коноровского о Правильном питании «Вегетарианство — опора в практике йоги»:

Рекомендации по занятию йогой.

Практикуя шаткармы, постепенно меняя свой рацион питания, совершенствуюсь в яме и нияме, узнавая все о хатха-йоге, гораздо проще заниматься упражнениями – асанами. Ведь тело, по опыту многих начинающих практиков, становится более гибким и способным выдерживать большие нагрузки. Совмещая эти наставления, выполняя их параллельно можно добиться гораздо большего успеха в практике.

Постепенно начав заниматься асанами, выполняя рекомендации, описанные выше, важно придерживаться нескольких базовых принципов:
  • От простого к сложному – постепенное увеличение нагрузки, выполнение асан в простых вариациях в зависимости от уровня гибкости.
  • Аскеза - во время практики асан, в крайнем варианте выполнения упражнения, должен быть допустимый дискомфорт. Общая нагрузка не должна превышать 70% от максимально возможной. Это убережет тело от травм.
  • Регулярность практики – абхьяса. Каких бы усилий не прикладывал занимающийся, необходимо стараться сделать практику регулярной. Пожалуй, самый важный принцип для людей, занимающихся йогой в социуме.
  • Концентрация на практике йоги – для того чтобы этого добиться, можно использовать счет про себя, растягивание дыхания на вдохе и выдохе. Также можно закрывать глаза в несложных упражнениях, тем самым увеличивая сосредоточение.
  • Выполнение перевернутых асан после основного комплекса упражнений – таким образом энергия устремляется к высшим энергетическим центрам.
  • Если есть возможность, то занятие должно длиться от одного часа и больше. Обычно комплекс упражнений длится от 1.5 до 2 часов.

Цели йоги.

Основной целью йоги, согласно классическим текстам, является достижение мукти или мокши.

Мокша – это освобождение из сансары, круговорота рождений и смертей или, если воспользоваться буддийской терминологией – достижение Нирваны.

Однако существуют альтернативные мнения, главное из которых, согласно учению Будды традиций махаяны и ваджраяны, заключается в том, что целью развития живых существ является достижение просветления (Бодхи) — состояние Будды. Описать это состояние невозможно т.к. оно является ачинтьей. Ачиньтья – это то, что невозможно постичь с помощью ума, разума и интеллекта. Однако, следуя пути Бодхисаттвы и развивая в себе в шесть совершенств – парамит, стать Буддой может каждый, но на это может уйти не одна жизнь. Тем не менее, как говорил сам Будда, давая предсказания в Садхармапундарикасутре, каждый сможет прийти к просветлению – Ануттара самьяк самбодхи.

Узнать больше о целях саморазвития можно в видео лекции о йоге – «Самадхи и Путь Бодхисаттвы»:

Цели выполнения упражнений йоги.

Одной из главных целей, которые издавна ставили перед собой практикующие асаны – это добиться устойчивого положения, со скрещенными ногами с прямой спиной и пребывать в нём длительное время. Эти положения называются – медитативными асанами, такие как падмасана — поза лотоса, ардхападмасана, сидхасана, ваджрасана и другие.

Более подробный список с асаными и мудрами можно найти в разделе Энциклопедия йоги.

Для современных йогов живущих социальной жизнью, постепенно узнающих все о йоге – асаны обретают особую важность, ввиду их специфичного влияния на тонкие оболочки и энергетические каналы – нади. Выполняя те или иные асаны происходит очищение тонких тел и оболочек, очищается ум, уравновешивается сознание. Это происходит за счет аскезы, которая возникает в практике и именно поэтому дискомфорт во время занятий йогой крайне необходим.

Больше рекомендаций по выполнению асан можно найти в разделе – Асаны.

Пранаяма и медитация.

«Упрочившись в асане, приобретя контроль за своим телом и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с наставлениями гуру.»

Так гласит первая шлока второй главы одного из основных классических текстов йоги – «Хатха-йога Прадипика». Скачать, прочитать эту книгу, и узнать все о йоге, можно в разделе Книги для скачивания.

Добившись возможности длительное время пребывать в медитативной позе, принимая благостную пищу, можно постепенно осваивать дыхательные техники.

Основная задача пранаямы заключается в накоплении энергии, в её очищении и успокоении ума. Достигается это путем регулярной практики и обретением контроля над праной в тонком теле человека.

Однако следует аккуратнее относиться к дыхательным методикам, т.к. у них есть противопоказания как с точки зрения физиологии, так и готовности практикующего йогу человека к энергиям, с которыми он может столкнуться.

Подробнее об основах дыхательных техник, правилах выполнения и технике безопасности можно посмотреть в лекции – «Пранаяма: четвертая ступень йоги. Введение»:

Медитация – это глубокая концентрация, сопровождающаяся успокоением сознания. Пранаяма напрямую влияет на способность человека к медитации, чем глубже дыхание, чем оно спокойнее, тем сосредоточеннее ум практика.

Мудрец Сватмарама в Хатха-йога Прадипике говорит о том, что пока прана в тонком теле движется – читта (ментальная сила) также движется и наоборот. Иными словами, не добившись успеха в дыхательных методиках будет трудно успокоить свой ум и перенаправить внимание в нужную точку сознания или пространства.

Существует большое количество медитаций, степеней их эффективности и воздействия. Наиболее известная из них – это тратака. Очень часто тратаку называют медитацией для начинающих, однако эффекты, которые она способна дать практикующему её, могут заставить задуматься над необходимостью регулярного её выполнения. Эта очистительная техника и по совместительству медитативная практика способна повышать общий уровень энергии и концентрировать ее в Агья чакре (Аджна чакра), что в свою очередь раскрывает способность тонкоматериального восприятия и умение реализовывать достаточно серьезные жизненные задачи. Именно поэтому данные методики считаются тайными, ввиду их способности навредить как практикующему, так и окружающим людям.

Медитация, за счет акезы и концентрации, способна вырабатывать универсальную жизненную энергию – тапас. Тапас – это «валюта» с помощью которой йог добивается благополучного перерождения в следующих жизнях. От того сколько у человека тапаса в его «кармическом банке» напрямую зависит, то как он живет и будет жить в будущем.

Однако для того, чтобы получить эту универсальную «валюту» недостаточно знать всё о йоге и медитации и регулярно практиковать. Вся правда о йоге заключается в том, что тапас можно получить лишь, отдавая какие-либо знания и помогая людям в их духовном самосовершенствовании. Не все способны нести знания, однако большинство располагает временем, теми или иными способностями и профессиями, которые можно направить в русло помощи живым существам.

Много интересного о медитации можно узнать в лекции Екатерины Андросовой – «Медитация для начинающих»:

Классические тексты йоги.

До наших дней дошло достаточное количество авторитетных источников, в которых можно прочитать все о хатха-йоге. Общепризнанными основными классическими текстами являются:

Также компетентным источником принято считать:

Это не просто книги о йоге, это глубокие духовные писания, которые позволят разобраться в философии йоги и понять, то как лучше ею заниматься.

Читать эти тексты онлайн можно в разделе «книги для скачивания», в котором содержится всё о йоге и медитации.

Карма и реинкарнация. Философия йоги.

Двумя фундаментальными понятиями в философии йоги являются Пракрити и Пуруша, материальная и духовная составляющие.

Пракрити – это причинная материя, которая по сути является всем тем, что мы видим, слышим и осязаем, вся вселенная окружающая нас.

Однако существование вселенной невозможно без Пуруши – духовным началом всего сущего, именно при слиянии Пуруши с Пракрити происходит формирование вселенной, вследствие начала взаимодействия трёх гун материальной природы. Гуны – это три стихии или свойства, составляющие материального мира: саттва (благость, покой), раджас (страсть, движение), тамас (невежество). Ни одно живое существо не свободно от влияния этих стихий, будь то человек или небожитель (полубоги).

Увлекаясь материальным миром, человек формирует свою карму – причинно-следственную связь, вследствие влечения к каким-либо формам пракрити.

Карма – это действия как положительные, так и отрицательные, влияющие на последующую реинкарнацию людей в том или ином мире. Совершив какой-либо негативный поступок, человек будет обязан пережить плоды этого поступка на себе в будущем, однако не всё так фатально как может показаться на первый взгляд. Йога является тем инструментом, который способен минимизировать последствия, вызванные кармическими действиями. Воздаяние можно пережить в значительно меньшей степени, если, осознав свою неправоту, прикладывать усилия к практике хатха-йоги и испытывать аскезу во время выполнения тех или иных упражнений. Таким образом человек способен пережить негативную ситуацию в значительно более лёгком варианте, пребывая в спокойствии и гуне благости – саттве.

Реинкарнация, формируемая кармой человека, представляет собой важную составляющую в понимании мировоззрения йоги. Для индусов и многих других народов, в том числе раннем христианстве, понятие реинкарнации является абсолютно естественным процессом перерождения и развития души в материальном мире. Доподлинно известны факты перевоплощений, с которым можно ознакомится в специально созданном разделе – Реинкарнация.

Всё о йоге: книги и первоисточники.

Первоисточники йоги не ограничиваются тремя текстами, существует большое количество преданий, сохранившихся до наших дней. Всем, кто занимается саморазвитием они безусловно будут крайне полезны и интересны:

  • Махабхарата – сказание о великой битве между Пандавами и Кауравами, о добре и зле, о мужестве и отваге, о Дхарме и невежестве. Кришна, воплощение Бога Вишну является одним из главных персонажей в данном писании и доносит до своего преданного ученика Арджуны вселенские истины. Скачать все тома в одном архиве.
  • Рамаяна – история о царевиче Раме, воплощении Бога Вишну, который сражается с демоном Раваной. Глубоко затронуты важные составляющие Дхармы и жизни человека. Скачать книгу.
  • Йога-Васиштха – один из основных текстов философии йоги, повествующий о беседах мудрецов, собравшихся во дворце Рамы. На вопросы, которые возникают у Рамы, отвечает мудрец Васиштха. Скачать книгу Йога-Васиштха.

Видео о Махабхарате в лекции – «Махабхарата - коротко о главном»:

Больше видео о йоге и Ведической культуре можно найти в этом разделе.

Виды йоги.

Йога состоит не только из нравственных ступеней и разных практических методик. Подобно озеру, в которое впадает множество ручьев, йога вбирает в себя различные виды и направления:

  • Карма-йога – выполнение предписанных обязанностей в соответствии со своими способностями и умениями. Исполнение своей Дхармы, долга перед Богами и Предками. Важной составляющей в карма-йоге является непривязанность к плодам своих действий — акарма. Всякое действие, даже если оно несет благо, совершаемое с корыстными целями, представляет собой рабство, узы, удерживающие человека в этом мире.
  • Бхакти-йога – искреннее культивирование любви, преданности и служения Богу или космическому абсолюту. Одной из важных составляющих этого вида йоги — атма-ниведана, подношение всех действий и мыслей Богу. Регулярное пение мантры Ом будет также являться практикой бхакти-йоги, поскольку Ом — это воплощение божественного в звуке.
  • Джняна-йога (джнана-йога, гья́на-йога) – путь самопознания, в котором больший акцент уделяется устранению невежества – авидьи с помощью воспитания ума разными методами. Однако джняна – это не только накопление различных йогических знаний, но и самоанализ и разнообразные виды медитации. К данному виду также можно отнести концепцию здравомыслия — приведения трех критериев истинности к единому целому – шабда (мнение компетентного человека или божества), шастры (духовные писания) и садху (личный опыт, практика).
  • Раджа-йога – это то, что сейчас принято считать классической йогой, основанной на восьмиступенчатой йоге Патанджали (аштанга-виньяса). Раджа – царская, она ввиду того, что направлена на обуздание ума — читта-вритти-ниродхах, посредством разных асан, пранаям и медитаций.

Дабы самосовершенствование не было однобоким, не следует отдавать предпочтение какому-то одному из этих видов йоги, саморазвитие будет более полным и гармоничным если применять все эти методы параллельно, именно тогда продвижение в самопознании будет более успешным.

Стили йоги.

20-е столетие ознаменовалось бурным ростом популярности йоги во всем мире. Стали появляться множество стилей и направлений, которых уже сейчас насчитывается более 40. Наиболее весомый вклад в популяризацию йоги на западе и во всем мире внесли два ученика Шри Тирумалая Кришнамачарьи — Шри Паттабхи Джойс и Шри Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, более известный как Б.К.С. Айенгар.

Ими были основаны два направления:

  • Аштанга-виньяса йога (Шри Паттабхи Джойс) – стиль, базирующийся на Йога сутрах Патанджали, главной составляющей которого является достаточно динамическая практика с асанами перетекающими из одной в другую через виньясы (связующие упражнения с контролем дыхания). Во время занятий также важное внимание уделяется бандхам (энергетическим замкам), дришти (концентрация внимания на участке тела или пространства) и различным уровням сложности выбираемых последовательностей асан.
  • Йога Айенгара – стиль, в основе которого лежит детальная и подробная отстройка и освоение каждой асаны, двигаясь от простого к более сложному. Во время занятий, как правило, используются различные вспомогательные предметы: ремешки, кирпичи, подушки, валики и другое. Каждой асане уделяется достаточно большое количество времени.

Однако существует и много других направлений.

Узнать подробнее практически о всех существующих стилях можно в статье Валентины Ульянкиной https://www.oum.ru/literature/yoga/yoga-styles/

Клуб oum.ru не отдает предпочтение какому-то одному направлению йоги, ввиду того, что каждый стиль, их комбинации и вариации подходят различным группам практикующих. Преподаватели клуба изучают и практикуют разные стили йоги, однако предпочтение отдаётся классическим методикам.

Заключение.

Саморазвитие и культивирование в себе альтруистичных качеств является важной составляющей духовного развития человека. Именно поэтому преподаватели и участники клуба oum.ru собрали всё, что нужно знать о йоге в одном разделе для того, чтобы упростить поиск, облегчить освоение различных асан, пранаям и медитаций для людей, стремящихся к самосовершенствованию. Надеемся, что он окажется полезным для вас.

Ом!

Автор статьи: Антон Чудин.

P.S. Все конструктивные предложения и комментарии по улучшению раздела, можно высылать на адрес — [email protected]

www.oum.ru

Гуру-йога — Энциклопедия буддизма

(санскр.; тиб. лами налджор)

- важнейшая  практика буддизма Ваджраяны, восходящая к Будде Шакьямуни,  Медитация, в которой Учитель (санск. Гуру,  тиб. Лама) олицетворяет  сущность всех Будд и становится источником благословения для ученика. 

В Гуру-йоге, как и на посвящении, пробуждаются Четыре состояния Просветления, ученик получает благословение тела, речи и ума.  В заключении практики ум ученика сливается с просветленным умом сущности всех Будд  - умом коренного Гуру.  Эта практика позволяет ученику почувствовать "вкус" Пробуждения, благодаря открытости и доверию к опыту просветленного проверенного Учителя.   Гуру-йога - практикуется в начале пути как четвертая (заключительная) практика из комплекса  Четырех Основ (тиб. Нёндро), который выполняют все школы тибетского буддизма.   И затем становится основой всей  ежедневной практики вплоть до полной реализации Просветления.  В традиции сутр Хинаяны и в обычных сутрических учениях Махаяны, когда  учеником принимаются обеты прибежища; обеты мирян, начинающего, монаха и монахини; и обеты бодхисаттвы, - речь не идет о гуру или ламе в строгом смысле этого слова. Эти обеты получают от настоятеля или наставника- учителя или духовного друга, но не от гуру.  На уровне практики сутры нет аспекта коренного Гуру.  Лишь Ваджраяна выдвигает на передний план  учителя как источник благословения для ученика.

Калу Ринпоче о Гуру-йоге: 

В практике Ваджраяны ученики устанавливают тантрическое самайя- обязательство к определенному гуру, в ходе получения посвящения. Это может быть церемонией, куда включено посвящение формы, речи и ума йидама, или тантрическая церемония, включающая четыре стадии посвящения вазы, тайного посвящения, посвящения мудрости-осознавания и посвящение драгоценного слова. В любом случае, раз мы проходим через тантричеcкий процесс посвящения с учителем, то этот учитель становится нашим гуру. В самом общем смысле, кто бы ни был тот, от которого мы получаем посвящение Ваджраяны и учение, он является одним из наших коренных гуру.

Доверие и преданность к реализованному проверенному Учителю открывают сердце ученика для благословения от учителя и практики, так что становится возможным достичь высоких состояний реализации, что в идеале включает в себя уровень переживания Махамудры или Дзогчен.    Функция гуру и тантрического процесса состоит в том, чтобы дать нам источник благословения и стать средоточием для нашей преданности. Основные качества, которые проявляет Гуру по отношению к ученику -  забота, сострадание и любящая доброта.В одной из тантр, Будда прочитал стихотворение, чтобы показать, что гуру - это Будда, гуру - это Дхарма, и гуру - это Сангха. форма гуру - это воплощение Сангхи, речь гуру - это воплощение Дхармы, и ум гуру - это воплощение Будды или просветления. Поэтому наше уважение, вера и преданность основываются на признании того, что гуру для нас является источником Трех Драгоценностей.Гуру является формой, которая объединяет всех Будд и Бодхисаттв, он полагается Держателем Ваджры. Термин Держатель Ваджры - это синоним Ваджрадхары или Дордже Чанга [Rdo.rje.hChang], уровень Дхармакаи предельной реализации. Гуру считается тождественным этому абсолютному уровню просветленного существа.В другой тантре роль гуру подчеркивается словами Будды: "Ни один Будда, когда-либо достигавший просветления, не добивался этого не полагаясь на гуру; и из всех тысячи Будд, что появятся в нашей кальпе, ни один не достигнет просветления без помощи гуру." Для того, чтобы достичь просветления, такая опора на духовного учителя, гуру, является абсолютно сущностно необходимым фактором.Будда говорил довольно обстоятельно о необходимости того, чтобы и ученик и учитель изучали друг друга, прежде чем давать какое-либо формальное учение или посвящение. Ученик должен поразмыслив решить: "Годится ли этот учитель для меня? Хороший ли это учитель? Имеет ли этот человек подлинные учения и способности принести мне пользу?" Гуру определяет изучая, сумеет ли ученик приступить и сдержать обязательство практиковать, и является ли ученик подходящим сосудом для передачи того, что может предложить гуру. Когда установливается формальная связь через посвящение и учения, и мы принимаем данного учителя, как гуру, то, как подчеркивал Будда, для нас чрезвычайно важно по отношению к учителю не иметь никаких иных взглядов кроме чистых. С точки зрения тантрической практики важно, чтобы гуру также был держателем подлинной линии благословений и учений, которые идут от исторического Будды Шакьямуни или же от линии, берущей свое начало с уровня Дхармакаи, который называется Буддой Ваджрадхарой. Здесь предполагается,что наш гуру имеет гуру, или имел в какое-то время гуру, и что у него было обязательство самайа по отношению к этому гуру. Очень важно, чтобы наш гуру уважал и соблюдал самайа по отношению к своему гуру, так чтобы эта линия, которую они передают оставалась ненарушенной.Гуру, которые исторически составляли часть линии передачи с уровня Дхармакаи и до сегодняшнего времени, называются гуру линии; личный учитель,от которого мы в практике Ваджраяны получаем посвящение и учение есть наш коренной гуру.

Ламаизм

Важность Гуру-йоги, почитания Учителя в Тибете оказалось чем-то совершенно необычным для европейцев, столкнувшихся с тибетской культурой Ваджраяны  лишь в XIX веке и получившим первое представление о буддизме по своим южным колониям, где распространение имел сутрический буддизм Тхеравады, поэтому он и был взят в Европе за эталон истинного, или так называемого "раннего" буддизма. 

В Европе  буддизм Ваджраяны, распространенный в Тибете,  восприняли как особую религию почитания лам, и дали ей самостоятельное название - ламаизм. Этот курьезный термин, неизвестный самим тибетцам,  активно использовался на протяжении более сотни в академической литературе вплоть до недавнего времени.  Гуру-йога является неотъемлимым методом Ваджраяны, она восходит к Будде Шакьямуни и  была перенята из Индии тибетскими мастерами тантры, в ней нет никакой собственно тибетской специфики. Поэтому современной наукой понятие "ламаизм"  признано некорректным.  Литература:  Калу Ринпоче. Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений.  Андросов В.П. Индо-тибето-монгольский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011. 

vbuddisme.ru

Гуру йога — Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма

Основа практики Ваджраяны: Гуру йога

Начало любых отношений это преданность, и в этом случае полная преданность своему гуру: телом (телесно), речью (словесно) и умом (сознательно), пожалуй лучшая возможность — это Гуру йога, чтобы реализоваться на духовном пути быстро и легко. Но мы устроены по-другому, совсем иначе… В целом наш ум неуспокоен и взволнован многими вещами, а Гуру-йога это лишь одна из множества практик (открытых, закрытых и тайных), которая позволяет обратить фокусирование ум не наружу, а вовне себя. Помимо того, есть еще очень важный момент трансформации ума, если Гуру или Лама воспринимается вами как идам или живой будда. Эффект в этом случае возрастает в разы и вы разительно изменяетесь как внутри и внешне, эти результаты могут подтвердить только ваши знакомые, друзья и вообще люди близкие к вам.

гуру-йога гараба дордже

Гуру-йога раскрывает чакры и очищает каналы, более тайная практика способствует развитию стадии завершения и останавливает внутренние потоки, дает самадхи и внутреннее блаженство, которое испытывается дольше одного часа (в среднем). Концентрация на благом объекте в данном случае — это как раз образ ламы и соединение с его умом, практика слияния, которая осуществляется верно — дарует все земные и небесные блага и самое главное несет в себе духовные реализации.

Сущность Гуру-йоги

Сущность и смысл гуру-йоги или йоги зави-ламы, это пожалуй, особая вещь и этакая отдельная штучка. Можно сказать, что благо линии, некоторые инструкции и полномочия на практику отдельных йог и тантр можно получить только через практику на Ламу.

Гуру-йога в виде текста

Гуру-йога в виде текста, обычно вспомогательное средство для визуализации, где восхваляются всевозможные качества учителя, вспоминаются различные идамы, божества, будды и бодхисаттвы. Учителя более раннего периода могут тоже упоминаться в тексте гуру йоги. Вообще тексты гуру-йоги зависят от традиции и в этом разнятся. К главному Гуру или веренице учителей обращаются с определенной просьбой, перед этим повторив формулу прибежища и восстановив установку бодхичитты повторив также формулу (она может быть трех типов: коротка, длинная и средняя). Без прибежища, бодхичитты и посвящения заслуг невозможна правильная практика Гуру-йоги или чтение текста.

Воспитание себя через практику Гуру-йоги

Да, вы спрашиваете, иногда меня:

«а какой вообще смысл гуру-йоги, общий смысл и цель практики?»

Все достаточно просто самовоспитание и самодисциплина, без гуру или без воспитателя мы не сможем измениться, к сожалению или к счастью мы так устроены, что нам всегда нужен начальник, смотрящий, старший, тот кто нас поведет вперед к вершинам, некий проводник.

В этом случае гуру-йога создает некие условия для создания пути и создает доверие к учителю. Постепенно, раз за разом, практикуя гуру-йогу мы тренируем свой ум в визуализации линии и учителя, будд и бодхисаттв, идамов и божеств. И это не просто так, не просто так придумано для развлечения, нет это стабилизирует и уравновешивает наш ум, создает благую карму, которая впоследствии повлияет на нашу реализацию — полное и окончательное пробуждение. Теперь стоит рассказать об отдельных частях Гуру-йоги.

Упоминание учителя и его качеств

В любой гуру-йоги мы вспоминаем гуру и линию преемственности тем самым создаем в потоке своего сознания связь, чтобы в будущем не расставаться, а наоборот встретиться снова с учением и учителем (наставником), чтобы он показал нам путь к реализации и мы её достигли. Отпечатки в нашем уме могут повлиять на наше будущее и настоящее. Таким образом мы формируем благие качества ума и благую карму, отбрасывая все негативное в сознании и мыслительном процессе, когда концентрируемся на облике ламы или гуру и его качествах, а также учителях линии передачи.

Учитель как живой пример

Духовные качества учителя очень важны, в тибетском буддизме, это еще называется мудрость примера. Вся суть в том, что по скудоумию и невежеству мы не можем доверять кому бы то ни было. Мы боимся других или не доверяем им на все 100%. Когда в ламачодпа мы говорим, что подносим: тело речь и ум — это далеко не так, скорее мы обманываем себя, ведь не каждый из нас обладает подлинным и чистым доверием, а также полным самопожертвованием ради просветления и живых существ.

Нам необходим живой пример, благой пример для подражания, чтобы исправить в себе ошибки ума и запутанность. Специально для этого отлично помогает Гуру-йога.

Посвящение заслуг — ошибка в практике?

Что касается посвящения заслуг, никому вы не сможете передать духовные заслуги и они остаются только с вами? Тогда зачем нужно посвящение своих заслуг другим. Для развития полного сострадания и полной самоотдачи, для развития всех важных чувств и для того, что бы вы стали деятельными в реальной жизни. Карма не переносится от одного существа другому, как и чужие действия. Но вы можете путем посвящения заслуг создать благую мотивацию и карму для себя.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

eshedrugpa.wordpress.com

Гуру-йога

Гуру, Лама, Сифу, Сенсей на Востоке – не просто субъект, у которого можно чему-то научиться. В буддизме Лама – это персонификация высшего мистического опыта. У натхов Гуру и Иштадевата рассматриваются как одна сущность.

Если посмотреть в традиционные тексты, мы увидим, что многие виды дхьяны совершаются на Гуру. В «Гхеранда-самхите» стхула-дхьяна, которая входит в одну из высших «анг» йогической садханы, является Гуру-дхьяной, сукшма, джьотир; то же самое – дхараны на пять элементов, так как они связаны с таттвами: Садашива, Ишвара и т.д.

Аналогично и с разными видами самадхи – они все построены на связи пустоты и формы, микро и макрокосма, а это все та же практика Гуру-йоги. Просто на разных уровнях она может отличаться, но сама связь всегда сохраняется. Т.е. все практики – это не какая-то бездушная техника на световые точечки, квадратики и кружочки, покалывания, непонятные биджи, у всего этого есть более широкое и практическое значение, связанное с вашим Гуру.

Поэтому даже если кто-то и находится рядом с Гуру, то обычно Гуру, видя наличие серьезного отношения ученика к Учителю, сочетает Гуру-йогу с тем, что может внешне казаться самостоятельной техникой, никак с Гуру не связанной. Поэтому секреты в практике, если и есть какие-то, то как правило, являются таковыми в контексте их эффективности для конкретной ситуации. То, что может работать для одного, для другого может оказаться даже разрушительным. А то, что подразумевается под тайным, всегда связано, в первую очередь, с эффективностью конкретно для вас. Поэтому и нужен живой Гуру. Какой толк от того, что вам кто-то передаст какую-либо очень тайную технику, пусть даже ее все и будут считать таковой, если она у вас, допустим, не будет работать? Поэтому мистицизм заключен скорее в личностном отношении и внимательном отношении Гуру к вам, когда он видит вашу искренность. 

У натхов упасана и ритуальная часть имеют массу своих тонкостей. Есть тантрические пуджи, а также йогические. Например, в йогических, мантры во время пуджи читаются как «манасика» (мысленно).

Насколько садхака реализован в «карма-канде», настолько он продвинут в джяна-канде и йоге. Практика йоги – это тот же самый ритуал, только интровертированный. Все внешние ритуалы выстроены в соответствии с макрокосмическими процессами, йогические практики отражают процессы макрокосма. Для того, кто знает все эти тонкости, действительно не имеет значения, какой вид йога-садханы практикуется – мантра-йога или хатха-йога. Потому что для него это действительно осознанная практика, он предан своему Гуру, и Гуру корректирует его садхану. В Натха-сампрадае, уважение к Гуру и парампаре играет большую роль, ведь от этого зависит правильность садханы. В Гуру-йоге содержится большой эзотерический смысл.

Почитание Гуру – это почитание собственной брахманды и себя, так как вы сами – брахманда. В общем-то, видение вовне и видение себя взаимосвязаны, брахманда не ограничена ни телом Гуру, ни вашим, ни даже телом нашей планеты, поэтому Гуру-йога или работа со своей энергетической структурой в каком-то смысле – это отправная точка для получения опыта адришья-брахманды (невидимой вселенной), так как все пуджи ограничены тем местом, в котором они проводятся разными грубыми (стхула) элементами. Но если пуджа или практики йоги приводят к их истинному результату, тогда вы перешагиваете порог внешнего видения практики, благодаря мистическому опыту нетелесного характера.

Многие традиции и Гуру считают, что их внешние практики лучше, а практики других – менее эффективны; например, тантрики-каулы считают, что пуджа 5М более экстремальная, а вайдика-последователи – наоборот, что эффективнее всего предельно чистые обряды. Одни сосредоточены на почитании Божеств, другие – на Гуру, третьи – на тапасе; и все утверждают, что их подход самый верный. Но это все – различные упаи (уловки), не в них вся суть, а в том, к чему они должны вести.

Поэтому традиция Горакшанатха не отрицает ни один из подобных методов, а почитание Гуру и Гуру-пуджа (нади или шамбхави-пуджа) важны, потому что без Гуру в принципе не может быть никаких методов вообще, ведь нужен надёжный источник, через который вы получите этот метод.

Это один аспект. Второй заключается в том, что то, что вы проецируете на Гуру или Божество, то вы и получите для себя в большем количестве. Если вы видите в Горакшанатхе вселенную, то ее в себе и откроете. Горакшанатха и изображают как брахманду, имя его означает: «Го» – вселенная, «Ракша» – покровитель. Но он – не только форма тапасвина, в Горакшанатхе все Боги и все садханы, в том числе и каулическая, он также Учитель тантры.

Гуру-йога в индуисткой тантре и буддизме

В тантрическом буддизме много ответвлений, и в Индуизме тоже. Но схема в них похожа: в буддизме адепт сначала получает приверженность, потом практикует Гуру-йогу, затем – сами тантрические садханы, а после – йогические. На более высоком уровне – дзогчен. Но это не всегда так, все зависит от конкретного Гуру. То же самое в индуистской тантре, и не только в тантре: Гуру принимает ученика к себе на время, ученик занимается севой, в процессе которой его восприятие становится направленным на Гуру и традицию. Т.е. он должен уметь понимать Гуру, правильно воспринимать его, иначе, если он и получит дикшу, она не будет настоящей. 

Последнее время встречается много практикующих на Западе, как среди буддистов, так и хинду (причем, немало людей, которые изучили достаточно много всего, а также получили самые разные передачи, включая передачи в секретные практики), среди которых большое количество более-менее опытных практикующих. Все они сходятся во мнении, что Гуру-йога работает быстрее и эффективнее, чем что-либо еще. После долгого периода жизни в Индии может создаться ощущение, что западному человеку чуждо понятие «Гуру», но как показало общение со многими образованными людьми, следующими Традиции, этот взгляд на практику не чужд и западному сознанию. Просто есть разные категории людей, с разным виденьем духовной практики. 

Гуру-янтра

В Традиции натхов существуют совершенно конкретные практики почитания Гуру, Девяти Натхов и Чаураси-сиддхов, некоторые янтры включают в себя сразу несколько разных янтр Божеств. Так, например, Шри натха сиддха янтра включает Гуру-янтру, Горакшанатха-янтру, Йогини-янтру, Девяти натхов, Чаураси-сиддха-янтру и другие.

Центральная Гуру-янтра связана с Гуру-йогой, отдельно она будет выглядеть как анахата-чакра. Когда натх становится дикшита-аугхаром, он практикует эту садхану. 

По материалам форума dharmanathi.ru

nathas.org


Смотрите также