Гьяна-йога. Гьяна йога


Гьяна-йога

Гьяна – йога – это путь знания, она направляет человека к истине путем трансформации его знаний о своей сущности и окружающем мире. Можно сказать, что это йога интеллектуального пути. Она дает свободу уму, порабощенному иллюзорными представлениями о мире, направляет человека к познанию истинных законов Вселенной.

«….Из этих трёх путей Гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит, не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём Карма-йоги».

Шримад-Бхагаватам

Этот путь начинается с осознания того факта, человеческий ум занят рассматриванием иллюзий. И до тех пор, пока он сфокусирован таким образом, он не способен разрешить загадку жизни. Таким образом, Гьяна-йога предписывает уделять особое внимание воспитанию ума.

Гуру йоги говорят, что, достигнув успеха на этой пути, практикующий способен навсегда избавиться от двойственности, осознать свое предназначение, место во Вселенной и в Атмане.

Гьяна-йога считается самой трудной, результат достигнуть в ней гораздо сложнее, она требует огромной организации ума, воли, способной удерживать человека на Пути без дополнительных упражнений, и развитого интеллекта.

Учителя не рекомендуют обычному человеку практиковать данный подход без помощи других видов йоги, поскольку он может привести к результату, обратному желаемому.

Лишь йогин, который достиг просветления в прошлых воплощениях, может изолированно от других путей идти к Гьяна-йоге.

Что такое Гьяна-йога?

Санскритский термин «Гьян» означает знание. Если говорить точнее, он переводится как «знание, основанное на внутреннем опыте». Гьяна-йога – это общение с Господом при помощи Знания – различения истинного от ложного. Иными словами, это интеллектуальное и интуитивное постижение Бога, когда человек видит его во всем окружающем мире, в каждом существе и в себе самом: Я и Бог суть одно. Особенно важно понять, что через одно можно четко увидеть другое. Этот путь йоги представляет концентрацию на той истине, что Бог является причиной всего.

Гьяна йога - это путь знания

Гьяна-йога предписывает размышление об истинной природе вещей для отыскания Абсолютной Истины. Человек должен понять разницу между материальным и духовным, осознать себя как дух, а не как материю. Именно это и есть Гьяна – трансцендентное знание.

Гьяна-йога учит нас, что истиной может быть только то, что мы ощутили как истину, и что необходимо проверять ее другой истиной. Только так можно достигнуть вершины знания, поскольку с точки зрения высшего сознания только эти истины могут считаться подлинными.

Вставая на этот путь, человек должен освободиться от влияния собственных представлений, мыслей и понятий, научиться проверять слова фундаментальными принципами, освободить свой разум от влияния желаний и страстей.

Когда йогин непрестанно контролирует свой разум, он становится способен переживать трудности, приходящие извне. При этом он должен уже владеть техниками глубокой медитации и стремиться к концентрации на единении собственного «Я» с Абсолютом.

Основная цель Гняна-йоги

Главной целью Гняна-йоги является победа над незнанием (авидьей), поскольку она – основная причина всех человеческих бед, и обретение брахмавидьи (божественного знания).

Сознание йогина должно быть готово к мышлению в непривычных направлениях, которые не имеют связи с внешними аспектами вещей, но хранят их суть, фундаментальные законы, а ум - работать быстро и точно, уметь выделять главное и не распыляться на второстепенное.

Таким образом, Гьяна-йога провозглашает свободу ума от тех узко ограниченных условий познания, в которые его «загоняет» логическое мышление и чувственное восприятие.

Человек должен понять, что на этом пути его целью не является «собирание» разнообразных знаний. Задача заключается в том, чтобы во всех вещах научиться видеть базовые принципы, основы бытия.

Высшее достижение пути Гьяна-йоги – слияние с безличным, всепроникающим Абсолютом с помощью знания.

Шри Ауробиндо говорил, что человек в этом случае видит Господа повсюду. Но он не начинает ошибочно считать, что он – Бог. Тот, кто обладает этим философским осознанием, и есть Гьяна-йог.

Шри Ауробиндо - просветленный мастер школы Веданты

Читайте также:

В современном мире принято считать, что «в здоровом теле – здоровый дух». В духовных практиках – наоборот. Почему йога – это не просто фитнес?

Мастера учат, что, практикуя Бхакти-йогу в отрыве от других путей, йогин утрачивает возможность пользоваться той огромной силой, которую дает эта йога.

Знаете ли вы, что, отказываясь от выполнения своего долга, йогин привносит в этот мир хаос? О том, что такое Карма йога и как обрести свободу от кармы, вы узнаете в этой статье.

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Гьяна-йога. Вечные ответы

Гьяна-йога – это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этот путь обычно выбирают философы и мыслители, которые разочаровались в попытках найти счастье в материальном мире. Их квалификация – разочарованность. Их способ – сознательное ограничение, отрешенность, терпение, размышление над словами священных писаний. Их цель – избавление от страданий.

Во всех традициях есть люди, которые удаляются от мира, разочаровавшись в материальном счастье. Схимники, отшельники, затворники. Обычно они живут в уединении, в очень аскетичных условиях, храня целомудрие и удовлетворяя только самые насущные телесные потребности. Они учатся контролировать свой ум и сосредоточивать его на объекте познания – душе.

Причины страданий

Не думаю, что кто-то из читателей уже настолько устал от этого мира, что готов уйти в гималайские пещеры или северные монастыри, но кое-что полезное мы сможем найти и в этом пути. Давайте вспомним, что в «Йога-сутрах» называется причинами страданий:

«Пятью видами страданий, нарушающих равновесие сознания, являются: невежество и отсутствие мудрости; ложное отождествление и гордыня; привязанность к удовольствию; избегание боли; страх смерти».

Йога-сутры 2.3

Гьяна-йоги, изучая писания и оттачивая разум, учатся проникать сознанием в эти причины и постепенно избавляться от них.

Невежество и отсутствие мудрости

Мы уже говорили о том, что невежеством в «Йога-сутрах» названо непонимание своей духовной природы, неспособность отличить вечное от временного. Имея очень сильный разум, гьяни словно скальпелем рассекают материю, выворачивают ее наизнанку. Они ищут вечную душу, исследуя и отделяя материю – «не то, не то».

«Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трех тонких элементов5. Душа находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать все, что ее окружает, говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться различать материю и дух».

Шримад-Бхагаватам 7.7.23

Ложное отождествление и гордыня

Про «ложное эго» мы тоже уже немного говорили. «Йога-сутры» определяет его как «отождествление созерцателя со способностью видеть, которая является лишь средством». Исследуя механизмы своего ума, йоги учатся видеть во всем взаимодействие гун и перестают считать себя действующими.

«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».

Бхагавад-гита 3.27

Привязанность к удовольствиям

Потакая своим прихотям, мы пробуждаем желания и начинаем тяготеть ко все большим и большим удовольствиям, а в результате становимся пленниками своих желаний. Чтобы избежать этого, гьянайоги живут в очень аскетичных условиях и, стремясь избавиться от материальных желаний, размышляют об их последствиях, задавая себе вопросы: «Чем ты хочешь наслаждаться? Что это даст? Сколько продлится? Какова цена? Что будет потом?» Таким образом они постепенно становятся безразличными к любым радостям этого мира.

Попытки избежать страданий

Рага и двеша – привязанность и неприязнь – всегда идут рука об руку. Человек становится пленником своих желаний, и точно так же он может стать пленником ненависти или безразличия. Страх перед болезнями, банкротством, утратой красоты – все это источники страданий.

Знаменитый учитель йоги Б.К.С. Айенгар в своем комментарии на эту сутру пишет: «Если человек постоянно вспоминает прошлые радости, которые, накладываясь на ощущения от неисполненных желаний, еще больше терзают его, он не испытывает ничего, кроме печали и сожаления. Доходя до крайней степени страдания, он начинает ненавидеть себя, свою семью, близких, все свое окружение – и ощущает себя полностью бесполезным. Человек, обладающий способностью различать, стремится обрести знание, которое помогло бы ему найти золотую середину между счастьем и страданием и жить свободно как от наслаждения, так и от боли».

«Счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

Бхагавад-гита 2.14

Страх смерти

«Йога-сутры» называют страх смерти самой тонкой причиной страданий, избавиться от которой сложно даже мудрецам. Инстинкт самосохранения, который движет нами, проявляется в виде страха перед любыми переменами – будь то экономический кризис, война или просто смена привычной обстановки…

Если мы хотим лучше понять путь гьяна-йоги, давайте попробуем представить себе человека, который мог бы его выбрать в наше время. Наверняка он очень начитан и блестяще владеет логикой. В своей жизни он много видел и взлетов, и падений. При этом он или не смог найти настоящей любви, или нашел, но она принесла ему разочарование. Тогда этот человек решил для себя, что счастье – в непривязанности, в отстраненном созерцании происходящего. Он победил эмоции. С помощью своего совершенного ума он научился подавлять в себе любые желания, смотря на них как бы со стороны и анализируя их с помощью логики. Возможно, окружающие считают его циничным и черствым, но при этом его спокойствие и беспристрастность вызывают уважение. Скорее всего, он живет аскетично, даже если очень богат. Его лучшие друзья – книги по философии и размышления о бренности мира.

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё суета и томление духа!»

Екклесиаст 1.14

Для многих путь отречения выглядит не слишком привлекательным, скорее даже пугающим. Кажется, что человек может пойти по нему только вынужденно, если нет других вариантов. Но в Индии до сих пор можно встретить молодых людей из богатых семей, которые поменяли все блага современной цивилизации на чашу для сбора пожертвований и посох отшельника, – они отказались от того, что мешало им сосредоточиться на поиске высшего счастья.

Аштанга-йога

Занятия аштанга-йогой сегодня предлагают во многих йога-центрах и даже фитнес-клубах. Именно поэтому хочется немного рассказать, что же это на самом деле. А вы сможете сравнить, насколько это соответствует тому, что пишут в рекламе.

Аштанга-йога, которую иногда выделяют как самостоятельный путь йоги, по большому счету является одним из направлений гьяны. Эта восьмиступенчатая система (ашта – значит «восемь», анга – «часть») представляет собой инструмент для достижения мистических совершенств (сиддх), познания своей души (атмы) и поисков Бога. Для всего этого необходимо поднять человека на уровень благости, поэтому первые два этапа – это запреты и предписания, называемые на санскрите яма и нияма.

Яма – это нормы поведения, самоограничения: нельзя применять насилие, нельзя лгать, нельзя присваивать чужое, нельзя вступать в половые отношения, нельзя накапливать лишнего.

Нияма – это религиозные правила и предписания, полное посвящение себя духовным практикам: чистота, скромность (удовлетворенность), самодисциплина, изучение духовной литературы, принятие Бога в качестве единственной цели жизни.

На следующих ступенях начиналась работа с физическим телом и потоками жизненной энергии – асаны и пранаяма.

Асана – приведение в порядок физического тела, так называемая хатха-йога. Это очень эффективные упражнения для поддержания тела в хорошей форме. Важно помнить, что йога – это не спорт и что асаны (йогические позы) в практике аштанга-йоги – не самоцель, а лишь инструмент для духовного развития. С помощью асан устраняются первые препятствия на пути сосредоточения – болезни, вялость, отсутствие энергии. Наше тело доставляет множество беспокойств – просто попробуйте какое-то время просидеть совсем без движения, и вы увидите, как начинает ныть тело и метаться ум, не привыкший к отсутствию движения. Сразу захочется почесаться, поменять позу, куда-то побежать, вспоминаются самые важные дела и так далее. Но серьезная медитация предполагает не просто долгое, а очень долгое сосредоточение. Поэтому йоги с помощью асан готовят тело к тому, чтобы оно не мешало достижению высшего состояния медитации – самадхи.

Пранаяма – дыхательные техники, которые позволяют управлять праной, потоками жизненной энергии в нашем теле. Дыхание очень сильно связано с сознанием – вспомните, как меняется наше дыхание, когда мы возбуждены, напуганы или, наоборот, поглощены размышлениями. Чтобы проверить это на практике, понаблюдайте за своим дыханием в разных ситуациях и попробуйте управлять им. Скажем, когда вы сильно раздражены – попробуйте начать дышать очень спокойно и ровно, все свое внимание сконцентрировав на вдохах и выдохах. Через какое-то время вы заметите, что стали гораздо спокойнее. Это самый простой пример, но если у вас будет возможность научиться хотя бы нескольким техникам из этого раздела аштанга-йоги – думаю, вы оцените их действенность и пользу. Единственный совет – обучаться под руководством опытного учителя. Чем более могущественная техника используется, тем выше вероятность навредить себе, делая что-то неправильно.

На следующих уровнях начиналась непосредственно медитация – это уровни пратьяхары, дхараны и дхьяны.

Пратьяхара – сознательное отделение себя от привязанности к объектам чувств, восстановление ощущения своей независимости. Ограничивая контакты с объектами чувств, человек занимает позицию наблюдателя. Это похоже на черепаху, которая вбирает в панцирь конечности и таким образом защищается от опасностей.

«Необходимо избавиться от всех без исключения материальных желаний, возникающих в уме, и с помощью ума подчинить себе все чувства».

Бхагавад-гита 6.24

На самом деле мало кто в наше время поднимается даже до этого уровня, не говоря уже о последующих.

Дхарана – удержание сознания в стабильном состоянии хотя бы на небольшое время. Для этого требуется в том числе абсолютная неподвижность – ни один мускул не должен дрогнуть, и даже все внутренние процессы, такие как пищеварение, берутся под контроль.

Дхьяна – отличается от дхараны длительностью и глубиной. Объясняется, что дхьяна – это полная концентрация в течении 144 секунд. Если кому-то покажется, что это мало, значит, он не понимает, что такое настоящее сосредоточение. Человек на какое-то время забывает о себе, растворяясь в объекте медитации. На этом уровне начинают развиваться мистические способности и практикующий может видеть внутреннюю природу вещей. Эта стадия таит множество опасностей, поскольку йог обретает поистине сверхчеловеческие способности и, возгордившись, может сойти с духовного пути.

В ведических писаниях приводится список мистических совершенств, которые может развить человек, идущий путем аштанга-йоги. Это свобода от голода, жажды и других потребностей тела, способность слышать и видеть то, что находится очень далеко, способность передвигаться со скоростью ума, способность принимать любой облик, проникать в тела других, умирать по своему желанию, знать прошлое, настоящее и будущее, терпеть жару, холод и другие проявления двойственности, противодействовать силе огня, солнца, воды, яда и так далее. Более подробно об этом написано в ШримадБхагаватам (11.15.4–9).

В книге Радханатха Свами «Путешествие домой» есть история об одном йоге, который обладал мистическими способностями, но при этом был человеком честным и не пытался с их помощью обрести богатства и последователей.

«На лекцию пришло несколько сотен человек. На сцене стоял Балашива Йоги. Я сел на стул слева от сцены. Балашива Йоги начал программу с того, что показал всем пустую ладонь. Затем он сжал ее и погрузился в медитацию. Когда он снова открыл ладонь, на ней, к великому удивлению толпы, лежал черный продолговатый камень. Это был Шива-лингам – символ Господа Шивы. Камень появился у Балашивы на ладони из ниоткуда, словно вырос на ней. Все были поражены увиденным. Насколько я мог судить, это была не ловкость рук, а самое настоящее чудо. Балашива Йоги поставил Шива-лингам на сцену, а затем, произнося какие-то мантры, материализовал у себя на ладони пепел. Этот мистический пепел непрерывным потоком стал сыпаться из его ладони прямо на Шива-лингам. Не прошло и минуты, как тот оказался скрыт под горой пепла. Собравшиеся, включая меня, смотрели на это чудо как завороженные. Какой-то старик поднялся со своего места и стал прославлять Балашиву Йоги, а старуха с благоговением смотрела на него так, будто тот был Богом. Когда выступление Балашивы Йоги закончилось, все обступили его, чтобы выразить ему почтение.

Вдруг Балашива Йоги, воздев руки, громогласно обратился к присутствующим: «То, что вы сейчас видели, – это йогическая способность, именуемая прапти-сиддхи. Она кажется сверхъестественной только тем, кто не знаком с наукой йоги. Занимаясь йогой, можно научиться манипулировать грубыми физическими элементами. Для этого сначала нужно понять, как управлять тонкими элементами с помощью ума». Нахмурившись, он предупредил: «Никому не позволяйте обманывать вас. То, что я продемонстрировал сейчас, не имеет никакого отношения к духовности. Это – материальные способности, приобретенные благодаря аскезе и медитации. Я не Бог. То же самое можно сказать и о других, кто творит подобные чудеса.

Я всего лишь обычный человек, обладающий некоторыми йогическими сиддхами». Он сделал движение обеими руками, подбросив горсть пепла в воздух. «Я могу создать горстку пепла, но Бог создает вселенные». Он замолчал, оглядывая своих слушателей, а затем провозгласил самое главное из всего, что хотел сказать: «Духовная практика нужна, чтобы понять, что мы не тело, не ум и не эго, а вечная душа.

Духовная жизнь – это поиск Бога и божественного начала в самом себе. Только там можно обрести удовлетворение».

В результате всей практики предыдущих ступеней йог приходит к заветной цели – самадхи.

Самадхи – состояние блаженного осознания своей истинной природы. Самадхи можно определить как полное сосредоточение на объекте медитации, соединение с ним. Это мистическое состояние, которое невозможно описать привычными аналогиями.

Вот как описывает процесс аштанга-йоги Кришна:

«Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».

Бхагавад-гита 6.12-15

К сожалению, путь аштанга-йоги в наше время практически закрыт, так как полное усмирение ума требует необычайно суровых аскез. Даже Арджуна, великий воин и аскет, был вынужден сказать:

«Практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильной, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер».

Бхагавад-гита 6.33-34

Прямых аналогов аштанга-йоге в других традициях практически нет, хотя различные дыхательные техники и приемы концентрации существуют, например, в суфизме и буддизме.

Подведение итогов

Кришна объясняет путь гьяна-йоги так:

«Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и душой и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели».

Бхагавад-гита 13.35

Поскольку этот путь идет через полное разочарование в материи – им не сможет следовать тот, кто еще надеется хорошо устроиться в этом мире. Вспоминается анекдот про студента, который выучил все билеты по философии, но на экзамен не пришел, потому что понял: все иллюзорно и жизнь не имеет смысла. Но, в отличие от этого студента, йоги находят смысл и удовлетворение в собственной духовной природе. Познавая ее, они действительно чувствуют свою вечность и неподверженность внешним обстоятельствам. И поскольку их знание о душе реализованное, то, даже когда на поверхности океана жизни бушует шторм, в глубине сердца йога тихо и спокойно.

В чистом виде этот путь чрезвычайно труден, и мало кто в наше время может по нему идти. Но его элементы с успехом используются искателями истины разных традиций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Гьяна-йога - Книга Знаний - вторая книга после Библии

Религия. Гьяна-йога

Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава, желая дать людям возможность точно достичь совершенства , Я создал для них три пути — путь знания, путь действия и путь преданности. Человек может возвыситься духовно только следуя одним из них.

Из этих трёх путей гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много безусловно материальных желаний , должны идти к совершенству путём карма-йоги.

Тем же, кому посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни, следует идти путём любви и преданности Мне и так точно достичь совершенства .

Шримад-Бхагаватам, 11.20.6-8

Пока ум не решительно достиг состояния (источник не указан) духовного счастья, человеку нужно анализировать временную природу скорей всего материальных объектов (источник не указан) в космосе, на земле и в микромире. Ему следует постоянно наблюдать процессы творения и разрушения, происходящие в природе под действием разнонаправленных сил.

Шримад-Бхагаватам, 11.20.22

Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трёх тонких элементов. Душа быть может находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать всё, что её окружает, говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться различать материю и дух.

Шримад-Бхагаватам, 7.7.23

Говоря о йоге, мы имеем в виду соединение может быть нашего сознания (источник не известен) с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода самоосознания. Когда в основе этого процесса лежит деятельность, цель которой — получить «вещественный» результат, его называют карма-йогой, когда его основу составляют философские изыскания, его называют гьяна-йогой, а когда конечно преданное служение (источник не известен) Верховному Господу — бхакти-йогой.

Гьяна-йога — это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этому процессу следуют и великие мыслители, которые, тем не менее, ещё не обрели веру в слушание и воспевание славы Верховного Господа. Цель гьяна-йоги — понять разницу между материей и духом, осознать — «Я дух, не материя». Такое осознание называется гьяна — трансцендентное знание.

Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы наверняка материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути определенно преданного служения , именно который является (примечание переводчика) венцом всех как бы наиболее вероятно философских систем .

Шримад-Бхагаватам, 3.29.1-2

Если трансценденталист по каким-то причинам ещё не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских размышлений он может осознать, что он духовен по природе, и потому не имеет ни капли общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путём гьяна-йоги в скорей всего течение многих жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта Абсолютной Истины. Но это не быть может полное осознание . Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своём пути, необходимо стать бхакти-йогом.

Те, кто сразу следуют путём бхакти-йоги, получают гьяну от Господа — через вероятно священные писания и представителя Бога, решительно духовного учителя (именно так и было!) . Имея веру в вероятно священные писания и представителя Бога, человек, просто услышав (прочитав) о том, что он не тело, а духовная душа, может понять это с помощью разума, даже не имея непосредственного опыта пребывания вне тела. Или он может пережить такой опыт в результате скорей всего клинической смерти , во время медитации или даже без всяких быть может видимых причин (хотя такой внетелесный опыт, как правило, неполон — требуется ещё понимание того, что личность — не ум), а затем встать на путь бхакти-йоги.

Современный мудрец Шри Ауробиндо говорит, что на именно третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду. Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.

knowledgebook.ru

Глава тридцать четвертая. Гьяна - йога. Золотая книга йоги

Глава тридцать четвертая. Гьяна - йога

Еще она известна как ниргуна-дхъяна (медитация без атрибутов), медитация на Ом, пранава-упасана или брахма упасана. Очищайте ум и внимание, выполняя бескорыстную деятельность в течение двенадцати лет. В результате чистоты ума обретается способность различать и отречение. Приобретайте четыре квалификации (сад-хана чатуштайя) - вивеку (способность отличать истинное от ложного), вайрагью (отречение), шесть добродетелей и мумукшут-тву (стремление к спасению от перерождений). Затем приблизьтесь к гуру. Практикуйте слушание, размышление и медитацию. Регулярно и внимательно изучайте двенадцать классических Упанишад и "Йога-Васиштху". Достигните всеохватывающего и глубокого понимания подлинного значения великого утверждения "тат твам аси, ты есть То". Затем постоянно размышляйте над этим подлинным значением в течение двадцати четырех часов. Это размышление о Брахмане и сосредоточение на Нем. Не допускайте в ум никаких мирских мыслей. Ведическое познание достигается не рассудительностью, но непрерывной медитацией.

Для ведической духовной практики не нужна никакая асана. Вы можете медитировать, когда разговариваете, стоите, сидите, полулежите в кресле, ходите и едите.

Вызывайте стремление в Высшему "Я" из вашего благостного сознания через размышление о подлинном значении великих утверждений "ахам брахмасми, я есть Брахман" или "тат твам аси, ты есть То". Эта склонность к высшему осознанию возникает, когда вы пытаетесь ощутить себя бесконечным. Эта склонность разрушает неведение, вызывает высшее знание, и, в конечном итоге, отмирает сама по себе, подобно семени нирмал, которое удаляет осадок из воды и пускает ростки в грязи и других нечистотах.

Удалитесь в медитационную комнату. Для начала сядьте в падма, сиддха, свастика или сукха асану. Расслабьте мышцы. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на межбровном пространстве. Повторяйте мысленно Ом, размышляя о Брахмане. Это правильное отношение, очень-очень важное. Успокойте ум. Мысленно повторяйте и постоянно ощущайте:

Я - вездесущий океан светаc

Я - бесконечность. ОМ ОМ ОМ

Я - вездесущий бесконечный свет. ОМ ОМ ОМ

Я - всепроникающий, совершенный, исполненный света Брахман. ОМ ОМ ОМ

Я - всесильный. ОМ ОМ ОМ

Я - всеведущий. ОМ ОМ ОМ

Я - всеблаженный. ОМ ОМ ОМ

Я - вечность-сознание-блаженство. ОМ ОМ ОМ

Я - вся чистота. ОМ ОМ ОМ

Я - вся слава. ОМ ОМ ОМ

Все заблуждения будут побеждены. Все узы неведения будут разорваны. Плотный покров незнания будет сорван. Отождествление с пятью оболочками будет устранено. Вы будете покоиться в состоянии вечности-сознания-блаженства. Вы найдете высшее знание, высшее блаженство, высшее постижение и высшую цель жизни.

Для видения Духа нет никаких трудностей. Вы можете получить эту способность в мгновение ока, как раджа Джанака, раньше, чем сожмете цветок в руке, раньше, чем зернышко упадет на дно горшка. Вы должны следовать целеустремленной, постоянной и интенсивной практике. Вы обречены достичь успеха в течение двух или трех лет.

В наши дни существует множество "болтающих брахманов". Никакое красноречие и многословие не может сделать человека брахманом. Только постоянная, интенсивная, целеустремленная духовная практика может принести человеку непосредственное осознание Высшего Духа. Он видит Брахмана так же, как видит твердую стену перед собой и ощущает Брахмана так же, как ощущает под собой этот стул.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru


Смотрите также