Панча махапуруша йога. Хамса йога


Хамса йога

 

Хамса Йога или Садхана Сохам высоко оценена в индийских священных писаниях как высшая духовная практика, которая дает естественное единение индивидуального сознания с Брахманом. Несмотря на то, что она является высочайшей, если говорить о ее кульминационных результатах, эта садхана очень проста и не требует аскетической дисциплины и сложных практик йоги, с которыми связаны другие продвинутые духовные садханы.

Медитация на звук «соа» и «хам», непрерывно производимый уравновешенным дыханием в каждом вдохе-выдохе в процессе пранаямы, практикуется в начальной фазе хамса йоги. Хакара (звук «ха») рассматривается как проявление Господа Шивы в космических энергетических потоках праны, и сакара (звук «са») символизирует бытие вечной силы Вашего высшего сознания в духовном побуждении праны. Сурья свара (солнечная энергия) пробуждается хакарой, и Чандра свара (лунная энергия) – сакарой. Эти свары уравновешиваются высшей ступенью прнаямы, посредством хамса йоги. В этой садхане процесс медитации приводит к тотальному жертвоприношению эго и рассеиванию отождествления с «собой» в высшем сознании – в Брахмане.

Садхана Сохам (soaham) позволяет реализовать Нада йогу посредством Прана йоги. Техника и философия этой садханы обсуждается здесь в специфическом контексте «аджапа джапа» Гаятри Мантры и садханы Кундалини.Философские основы Садханы Сохам (Soaham Sadhana)

Каждый, изучавший науку, знает, что кислород крайне важен для поддержания жизни на земле. В действительности, его наличие более важно для выживания человеческого тела, чем вода и пища. Кислород регулирует содержание гемоглобина в крови. Он является топливом, которое согревает тело и дает силу для жизнедеятельности всем остальным компонентам механизма нашего тела.

Слово «прана» относится к более высокой форме жизненной энергии, которая на грубом уровне проявлена в энергии, регулирующей физико-химические функции тела. Объем праны человека отражается в его работоспособности, бодрости, внимательности, энтузиазме и талантах. Такие физические упражнения, как бег, быстрая ходьба, глубокое дыхание и тп., выполняются, чтобы обрести больше праны, - источника и силы жизненных процессов и сознания.

Много разных видов пранаямы описаны в писаниях йоги. Среди них сурьяведхана и анулома-вилома считаются составляющей частью прана йоги в садханах Брахма Варчас. Физическое упражнение заряжает энергией компоненты грубого тела, и пранаяма помогает повысить внутреннюю силу и уровень сознания. Пранаяма в сущности есть поддержание здоровья тонкого тела в нормальном состоянии.

Грубым компонентом (в данном случае кислородом) праны тело обеспечивается посредством физических упражнений, а тонкий компонент для тонкого тела поступает из вездесущего океана сознания посредством пранаямы. Подобно грубому и тонкому телу, причинное тело личности тоже нуждается в жизненной энергии или пране – это вершина силы духовно чистой праны, высочайший поток космической божественной энергии, именуемый махапрана. Махапрана, которая требуется причинному телу души, исходит из Брахмана. Эту непреходящую высшую прану получают посредством практики Хамса Йоги. Садхана (духовная практика) этой йоги также называется Садхана Сохам (Soaham Sadhana), которая в соответствии с учение Гаятри Упасаны описывается как аджапа джапа Гаятри.

В этой садхане Хамса Йоги ученику следует соединить свой ум с космическим уровнем сознания, в Высшим Сознанием. Ему нужно надлежащим образом пробудить внутренние интуитивные знания, чтобы осознать свое существо как душу, - за пределами уровня тела и ума. Жизненная энергия, прана и божественный магнетизм (сила притягательности) внутреннего существа, - все используется с полной концентрацией, усердием и беспредельной шраддхой для совершенствования тела, ума и глубочайшего эмоционального центра, чтобы достичь этого состояния. Когда это состояние достигнуто, то даже обычный процесс дыхания становится таким действенным, что может притягивать махапрану из космического пространства и направлять ее в более глубокие уровни своего внутреннего мира. В процессе вдыхания кислорода физическим телом и праны умом, имеет место также тонкое восприятие божественной энергии причинным телом. Духовное устремление и духовный опыт этого уникального вида пранаямы и есть Садхана Сохам.

Фаза вдыхания в течение пранаямы называется пурака, а выдыхание называется речака; промежуточная фаза задержки дыхания на вдохе и на выдохе называется антах кумбхака и бахья кумбхака соответственно. В Хамса Йоге человек концентрируется на звуке «соа» во время пураки. Этот звук не стоит слушать только как движение воздуха, скорее он должен восприниматься как проявление Шабда – высшего космического звука. Этот тонкий звук должен чувствоваться с помощью усилия воли, глубокой умственной концентрации и с почтительными чувствами шраддхи. Звук должен ощущаться как звук вамши, флейты Господа Кришны. Затем этот звук появляется, чтобы передать божественное послание и благословение. Этот поток Шабды входит в тело вместе с дыханием и позволяет обнаружить внутреннюю сферу своего «Я» с внутренним течением его вечной энергии.

Во время антах кумбхаки в сохам пранаяме садхака должен чувствовать, как все бытие его собственного «Я» целиком посвящено энергии «Соа» - Парабрахману. Во время речаки ему нужно концентрироваться на звуке «Хам» и чувствовать сердцем, что с этим выдохом вместе с воздухом его собственное «ахам» (эго) изгоняется навсегда. Затем (после выдоха) он должен задержать дыхание (бахья кумбхака) на несколько секунд и удостовериться, что «теперь для эго и связанных с ним иллюзий больше нет места; все, что есть сейчас внутри, - только отражение Брахмана». Это состояние живого существа (джива) эквивалентно реализации принципов Веданты «Шивохам», «Сатчитанандоахам» и др.

Выполняя аджапа джапу сохам как в вышеизложенной пранаяме, человек постоянно памятует о своем божественном источнике и таким образом пребывает в контакте с Ним. Поэтому эта садхана сохам дарует реализацию Брахмана. Духовные блага этой садханы колоссальны – она в действительности устанавливает единение души с Парабрахманом. Благодаря своему потенциалу поднимать индивидуум с положения несовершенства и невежества к наивысшему уровню единения с Брахманом, Садхана Сохам рекомендуется как главная йогическая садхана Брахма Варчас – садхана, нацеленная на абсолютную эволюцию.

Садханы высших ступеней могут намного быстрее приблизить жизнь садхаки к божественному уровню бытия, если сравнивать с обычными упасанами, выполняемыми в повседневной жизни. Тем не менее, выполнение этих садхан лишено всякого риска.

Принимая во внимание меры предосторожности и дисциплины, связанные с садханами высшего уровня, древние знатоки индийской духовной науки разработали традицию араньяка. В этой системе ученики обычно изучали и выполняли подобные садханы в араньяке под наблюдением и руководством опытных знатоков. Хотя система араньяка больше не существует в наши дни, ее релевантность и важность в духовной практике остались неизменными.

Сегодня практически нигде нет носителей традиций араньяки. В данных условиях найти аутентичного духовного наставника (гуру) тоже почти невозможно для большинства людей. Даже если находится такой гуру, способный обучать специфическим садханам высшего духовного уровня, зачастую у учеников нет преданности, усердия, мотивации и, более того, времени, необходимого, чтобы оставить дом и дисциплинированно практиковать предписанную садхану под руководством гуру. При существующих сегодня обстоятельствах простые, лишенные риска садханы представляются наилучшим решением. Такие садханы, благодаря их связи с внутренними, присущими садхаке чувствами, даруют великие духовные блага, равнозначные сложным садханам высокого уровня. Некоторые из таких садхан настолько простые, что любому ученику достаточно всего лишь несколько недель первоначального обучения, чтобы потом можно было продолжать выполнять их дома, без отрыва от социальной жизни.

В писаниях панча кошия садхана Гаятри описаны три типа пранаям. В любом случае, - идет ли речь о садхане Кундалини, Гаятри или пробуждения панча коша, - базовые принципы в каждой из них имеют дело с садханами очищения и возвышения праны. В садхане Савитри аналогично. Учение об этих садханах махапраны описано в Упанишадах как панчагни видья. Практика пранаям является важнейшей частью этих садхан. Обычно следующие пять шагов включены в этот возвышенный духовные практики. Каждый из них может выполняться дома любым человеком после недолгого наглядного руководства и интенсивного тренинга.

Эти фундаментальные ступени таковы: (1) аджапа джапа Гаятри, что есть Садхана Сохам; (2) кечари мудра; (3) шакти чалини мудра; (4) тратака и (5) нада йога. Среди них Садхана Сохам считается наиболее легкой. Она может выполняться в течение всех двадцати четырех часов в сутки, и она равноценна высшим духовным садханам в плане ее сверхъестественных достижений.

В основном, пранаяма базируется на двух ключевых свойствах – (1) контроль над дыханием, чтобы осмысленно, неторопливо гармонизировать систему и накапливание праны посредством такого дыхания, плюс (2) стяжание махапраны посредством санкальпы – решимости с большой силой воли и внутреннего побуждения. Стяжание махапраны и ее циркуляция внутри тела образуют полный завершенный цикл прана йоги. Только лишь одно из вышеупомянутых действий не поможет достижению настоящей цели. Потому что глубокое дыхание само по себе остается всего лишь хорошим упражнением для легких, которое может выполняться во время многих других телесных упражнений , рекомендованных физиологами, в таких как бег, растяжка назад и вперед, Сурья намаскар и др. С другой стороны, одно лишь решительное стремление стяжать махапрану подобна медитации. Само по себе оно не будет слишком эффективным, если оно не сочетается с контролируемым дыханием и накапливанием махапраны в теле и во внутреннем «я».

Как гласят индийские шастры по йогическим садханам, существует около 64 разновидностей методов управления дыханием. Некоторые другие виды дыхательных упражнений также популярны за пределами Индии. Специфические дыхательные упражнения, связанные с йогическими садханами и пранаямами, оказывают позитивное воздействие и на физическое здоровье, и на пробуждение умственной бдительности и внутренней силы.

Санкальпа, как часть пранаямы, в значительной степени зависит от силы воли садхаки и умственной концентрации. Большое многообразие мантр и графических изображений для медитации предписываются как способствующие достижению этой цели. Джапа (повторение вслух) этих мантр и сфокусированная визуализация особых образов помогают развить умственную сосредоточенность, необходимую для первоначальных шагов в обучении медитации. Садхаке нужно чувствовать, что он погружен в океан божественной праны, и стараться впитывать эту тонкую энергию с каждым вдохом.

Притягательная сила вишвасы, шраддхи и решимости не является всего лишь игрой воображения. В действительности это обладающие самосознанием потоки беспредельной энергии. Безграничная сила эмоций и сильной воли также была признана, изучена и подтверждена современными исследователями и учеными. Философы, психологи и знатоки духовных наук знают, что бесконечные сферы ума и глубинной сущности чувств – мана (ум), буддхи (разум), читта (подсознание) и ахамкара (чувство собственного бытия, самость, эго), – работают на основе чистой энергии четан (сознание). Жизненная энергия и, следовательно, все функции грубого тела претворяются в жизнь только с помощью этой энергии. Это основной источник оживленности, воодушевления, очарования, привлекательности и популярности личности.

Внутренние желания и переживания, связанные с силой санкальпы, побуждают соответствующие колебания мысли (в уме) и импульсы (в мозгу) и дают начало соответствующим действиям на уровне тела и «видимого я». Таким образом, совокупное усилие тела и ума, параллельно с непреходящей силой веры и решимости, становится причиной любого благого или дурного деяния и его последствий; результаты которого могут быть приносящими счастье или трагичными, благотворными или коварными, в зависимости от свойств и характера стоящего за этим умственного или эмоционального намерения. В сущности, все, что сопутствует индивидууму (все, чем он занимается), прямо или косвенно является следствием его санкальпы, - внутренней мотивации и мысленного выбора.

Сила и уровень санкальпы являются главными регулирующими факторами упадка или возвышения жизни человека. Каждое человеческое существо свободно строить свою собственную жизнь благодаря своей энергии. Коллективная решимость людей с большой силой воли может служить спусковым механизмом революций, менять судьбу целых наций, и, будучи мотивированными праведным божественным вдохновением души, могут создать идеальную окружающую среду для благоденствия всех живых существ. Говорится, что Природа, жизнь, бытие, бесконечное развитие и деятельность вселенной исходят из абсолютной решимости вечного творца – Господа Брахмы. Божественные воплощения и космические перемены, которые необходимы для уравновешивания вселенских циклов, также имеют место по Его воле.

Шраддха и вишваса (вера), определенно служат ключевыми, наиболее значимыми факторами в йогических садханах духовного преображения и происходят из эмоционально наполненной решимости внутреннего существа. Фактически, все ритуалы, физические и ментальные действия, связанные с процессом садханы, едва ли приносят одну четвертую часть того успеха, который дают шраддха и вишваса. Большая часть – три четвертых или больше, - зависят от искреннего желания и большой силы воли преданного. Если решимость и вера садхаки слабые и шаткие, он никогда не сможет достичь успеха в духовной садхане. В действительности, то же самое совершенно справедливо и в отношении любого проекта или деятельности в материальной сфере.

Серьезный, искренний настрой в сочетании с верой и шраддхой дает достаточную силу и поддержку, чтобы следовать необходимой дисциплине и успешно выполнять садхану. Несомненно, также и в садхане пранаямы осознанная сила санкальпы садхаки притягивает тонкую энергию праны вместе с воздухом посредством дыхания.

Многие виды пранаямы подходят для полного, всеохватывающего развития личности. Здесь мы обсудим только два из них, которые, вероятно, являются лучшими в плане их простоты исполнения и универсальности. Из этих пранаям самой легкой считается та, которая комбинирована с шаткармой (шестью ритуалами), выполняемой вначале перед ежедневными упасанами. Это важно для контроля и регулирования дыхания с помощью ментальной концентрации. Выполнять эту пранаяму настолько просто, что даже школьники могут делать ее без каких-либо затруднений.

Процедура выполнения вышеупомянутой пранаямы следующая: Садхака должен сесть в позу сукхасана, поддерживая свой позвоночник в прямом вертикальном положении и сохраняя спокойное мирное настроение; затем он делает глубокий, медленный, спокойный вдох (нормальная продолжительность этой пураки составляет около четырех секунд). После вдоха нужно удерживать воздух (антах кумбхака) в легких в течение нескольких секунд (если возможно, около шестнадцати секунд, если это не вызывает никаких затруднений). Затем нужно выдохнуть (речака) в медленном, спокойном и ровном темпе. После выдоха дыхание нужно задержать (бахья кумбхака) на несколько секнуд. Так завершается один цикл. Для ежедневной практики нескольких таких циклов (около четырех или пяти для начинающих) в течение одного сеанса достаточно. Общая продолжительность этой практики (пранаямы) может занять от пяти (для начинающих) до тридцати минут (для более опытных садхаков).

Благодаря правильной практике и ментальной сосредоточенности, дыхание так регулируется, что продолжительность антах и бахья кумбхаки и продолжительность пураки и речаки будет равной, и скорость вдоха будет такой же, как скорость выдоха в каждом цикле. В течение каждого цикла этой пранаямы садхаке следует стараться (с естественной решимостью) почувствовать, как во время фазы пураки светящийся поток праны входит вместе с вдохом, которая расширяется и впитывается телом во время антах кумбхаки. Садхака также должен чувствовать, что благодаря большой силе воли и накопленной пране, все нечистоты кусамскар (дурных склонностей и слабостей) уходят в процессе речаки и их возвращение в тело надежно предотвращено благодаря задержке дыхания в момент бахья кумбхаки.

В естественном функционировании органов дыхания, легкие втягивают воздух из атмосферы чтобы снабжать тело энергией через кровь. Кровяные тельца берут свою пищу – кислород – из воздуха и посредством циркуляции распространяют необходимые дозы энергии в мозгу и по всем частям тела. В течение пранаямы работа этих органов и систем также приводится в порядок благодаря гармонизированному дыханию. Более важное в это процессе то, что твердая воля и эмоциональное побуждение садхаки также притягивают вездесущую силу чистого сознания – прану, незримо присутствующую в атмосфере.

Сила внутренней воли и решимости садхаки напрямую связана с его собственным сознанием, и поэтому отвечает за количество и качество праны, которую оно привлекает. Управляемая санкальпа садхаки, притяжение и ассимиляция праны все вместе создают совокупный импульс, сильное воздействие во время пранаямы. Физическое, тонкое, а также причинное тела могут получить благо от гармоничных потоков высшего сознания, если садхака постоянно осознает свет, интенсивность и энергию привлекаемой космической праны божественного уровня абсорбируются каждым из этих трех тел.

Если же санкальпа садхаки слаба и нестабильна, или его эмоциональная привязанность и вера в этот процесс поверхностны, то в этой пранаяме он достигнет лишь оздоровительного эффекта от глубокого управляемого дыхания. Вовлеченность, работа сознания и интенсивность санкальпы могут быть усилены благодаря искренней вере и при условии, если регулярно уделяется время попыткам практиковать эту садхану в размеренном и нарастающем темпе. Садхаке следует сосредоточиться на ощущении, что божественная энергия – прана – проникает в него с каждым вдохом и свободно входит в его тело без каких-либо помех; таким образом, его тело наполнено этой энергией и заряжено ею изнутри.

Эта пранаяма, являясь частью шаткармы ежедневного сандхья-вандана, необходима для каждого стремящегося к духовному развитию. Даже ментальная концентрация не может быть достигнута без практики пранаямы, и садхаке также может показаться трудным выполнение последующих шагов в садхане, а именно – пратьяхару, дхарану и дхьяну в практике раджа-йоги.

Среди высших уровней пранаям, Сохам Садхана расценивается как величайшая, потому что санкальпа, связанная с ней, дает возможность развить индивидуальное сознание до изначального божественного состояния и соединить личное «я» с Брахманом. Никакой другой вид пранаямы не затрагивает такого уровня эмоциональной самоотдачи и санкальпы, как это происходит в Сохам Садхане. Вероятно, по этой причине ее обычно обозначают особым названием – Хамса Йога, – а не перечисляют в списке наряду с другими пранаямами. В священных писаниях о духовных садханах Хамса Йога упоминается так часто, что, если собрать их все воедино, то получилась бы независимая ветвь йога шастр.

Звуки «со» во время вдоха, «а» во время задержки и «хам» во время выдоха не звучат громко и четко как другие внятные слышимые звуки. Человек способен слышать их только благодаря «тонкому слуху» (т.е., посредством переживания недоступных грубым чувствам вибраций) с невозмутимой ментальной сосредоточенностью. Никто в действительности не может воспринимать их в непрерывных вдохах и выдохах, пока не сфокусируется на токних звуках, издаваемых движением воздуха внутрь и наружу ноздрей во время естественного процесса дыхания.

Звук «соахам» - это Анахата нада. В практике Нада Йоги человеку нужно медитировать на безупречные чистые звуки (анахаты) внутри тела, которые воспринимаются в состоянии полной тишины. В Хамса Йоге нос обеспечивает дополнительную поддержку; два чувства (функции носа и ушей) вместе с глубокой ментальной вовлеченностью помогают постичь скрытый звук «соахам».

Как описано в контексте Нада Йоги, многообразие тонких звуков, - включая те, которые воспринимаются в течение постепенного последовательного процесса в долговременной практике Нада Йоги, - следствие вибраций, порожденных тенденциями природы сат, радж и там, присущих пяти основным элементам. Все это, аналогично внутренним звукам нервов и мышц в теле, - Анахата нады, потому что они производятся лишь определенными видами вибраций. Даже безмолвная и манасика джапа производит Анахата наду, поскольку какое-либо, даже едва различимое, движение голосовых связок и составных элементов нервной системы, также всегда связаны с такими видами джапы. Только аджапа джапа продолжается естественно как непреходящий поток спонтанной, самопроизвольной Анахата нады Омкары.

«Ахата нада» – это выражение, описывающее проявления Шабды в природе, а «Анахата нада» указывает на скрытый Шабда Брахман – вечного Творца, источник всей вселенной, космическое «Я». По этой причине последнее (Анахата нада) имеет первостепенную, высшую значимость; Анахата нада рассматривается как изначальное проявление Шабды.

Знатоки духовных учений считают, что в глубочайшем, сокровенном центре души вечно и неизменно пребывает ее чувство осознания себя в качестве фрагмента Парабрахмана и дает начало непрерывным циклам самопроизвольной (аджапа) джапе Сохам (что означает «Я есть То, Брахман»). Наряду с обсуждением значения «сохам» человек не должен озадачиваться по поводу правильности соединения букв в этом санскритском слове (согласно грамматике санскрита «сах» (то) + ахам = «соахам»). Потому что соахам не было словом, производным из грамматики санскрита, скорее, это самопроизвольная нада, вследствие вечной связи «со» (То, высшее сознание) и «ахам» (индивидуальное сознание).

Сохам представляет единство души и Брахмана. Пранаяма Хамса Йога в Сохам садхане нацелена на пробуждение в дживе (индивидуальной душе) переживания единства. Без этой реализации человек верит, что только его тело и ум целиком и полностью и есть «он сам». Его стремления, заботы, беспокойства и его деятельность остаются замкнутыми в пределах интересов физического тела и ума. Его мысли и эмоции циркулируют в этой самодовольной ограниченной периферии, и только те объекты и люди, которые являются частью этой сферы, - имеющие какую-либо либо связь с его телом или бодрствующим умом, - кажутся ему своими. Он не испытывает никакого чувства ответственности, любви или привязанности к другим за исключением своих близких родственников и друзей. Кроме того, временами он даже не медлит и не колеблется, чтобы причинить зло другим, ради того, чтобы защитить интересы «своих» людей или удержать какие-либо вещи в «своем» владении.

Это невежество – это то, что называют майей, которая становится причиной меркантильных привязанностей и сковывает дживу в пределах эгоистичных хлопот. Эти узы заставляют его потворствовать своим желаниям в нежелательных поступках и грехах, которые служат помехой в духовном развитии и низвергают его в темный тоннель бесконечного путешествия в мире невежества, недостатков, боли, страданий и агонии безграничных желаний... Все виды духовных садхан нацелены освобождение индивидуума из состояния рабской зависимости от иллюзий и помогают встать на добродетельный путь, приводящий к высшему состоянию души.

Учение о Сохам известно как Саджнана, Татваджнана или Брахмаджнана – божественное знание, которое просвещает внутреннее существо и пробуждает душу, чтобы осознать свой вечный непреходящий источник. В результате Садханы Сохам человек начинает постигать свою истинную индивидуальность как отражение Брахмана. Знание Сохам содержит в себе ключ к освобождению от невежества и мирской рабской зависимости. Оно несомненно ведет к обретению состояния «Татвамаси, Шуддхоши, Буддхоши, Ниранджаноши» - совершенства, абсолютной чистоты, высшего знания и безграничного блаженства.Буквальное значение «сохам» - «Я есть Брахман» - не должно толковаться как выражение высокомерия. Потому что в этом случае «Я» не относится к телу или тому, что эгоистичный, невежественный и собственнический человек полагает, чем он является... Подобные неверные истолкования подразумевали бы то, чем претендовали быть такие демоны как Равана, Хамса и Хираньякашипу. Такие личности из-за своего сумасшедшего эго, внушительного могущества, самодурства и слепого комплекса превосходства, обычно считают себя равносильными Богу и даже навязывают это мнение другим. Но история свидетельствует тот факт, что такие иллюзии чрезмерной жестокости в конце концов становятся причиной их унизительной гибели.Следует помнить, что в значении «сохам» слово «Я» не относится к этому телу или уму, которые созданы из панча таттв (пяти основных элементов) и трех базовых тенденций составных элементов природы джада и четан. Это «Я» в действительности относится к душе. Таким образом, «сохам» - это божественное послание, которое напоминает о том, что душа является частью Брахмана. Духовные ученые всех времен описывали единство души с Брахманом как единство волны с океаном, света с солнцем, атома со вселенной, искры с огнем и тд. Единственное препятствие к постижению душой своей самобытности – это густой туман невежества (майя), когда душа пребывает в теле как живое существо (джива) в этом мире.

Сочетание заблуждений, злодеяний, совокупного влияния кусамскар из прошлых жизней, оковы эго, жадность и привязанность блокируют существующую связь индивидуума с его божественным источником. Вот почему человек, несмотря на то, что он часть этого всеведущего всемогущего Бога, продолжает вести бесцельную и бесполезную жизнь, полную неудовлетворенности, тщетности и греха. Духовные садханы нацелены на устранение этих неподатливых покровов, стирание латентных импринтов кусамскар и укоренившихся привычек и очищение ума и всего внутреннего существа садхаки. Божественное вдохновение, которое ведет душу к просветлению, может быть проявлено только в чистом, ясном, спокойном уме и благочестивом сердце. Садхана Сохам в результате также приводит к такому озарению разума и духовному преображению личности.

Религиозные писания неоднократно утверждают, что «Ишвара амша джива авинаши» - каждое живое существо является частицей «Того», Всемогущего и Вездесущего. Большинство людей слышали об этом и в принципе признают, но это не все. Признание этого факта или вера в него никоим образом не помогут, пока это не укрепилось глубоко внутри в уме и в чувствах. Только внутренняя вера, эмоциональная интенсивность и искренность могут пробудить шраддху, которая просветляет и просвещает внутреннее существо. Это вдохновение, которое может руководить мыслями и поступками человека.

Если шраддха человека развита и просвещена духовной сущностью «сохам», то осознание ее несомненно принесет в его жизнь духовное преображение. В этом возвышенном состоянии человек мыслит согласно божественному вдохновению, его сверхъестественные деяния подобны деяниям воплощений Бога. Только в таком случае индивидуум становится способным соединиться со своим истоком... Когда сточные воды впадают в святую Гангу, они смешиваются и становятся едиными со святой водой Ганги... Маленькая капелька воды, падая в море, теряет свою индивидуальность, но становится неотъемлемой составной частью морской воды, и так становится самим морем... Подобным образом, после реализации «сохам» душа погружается в Брахман и при этом обретает Его вездесущую форму. Поэтому садхака, преуспевший в этой садхане, производит впечатление совершенного существа – ангела – благодаря божественности его мыслей, безгрешным чувствам и альтруистичным поступкам, которые посвящены благополучию и счастью всех живых существ. Когда садхана Сохам используется с целью стимулирования и пробуждения Кундалини и практикуется в соответствии с учением и методологией садханы аджапа джапа Гаятри, она называется Хамса Йога. Мастера йогических садхан оставили много замечательных записей о хамса йоге. Некоторые из них приведены ниже.

Хамсасьякрати Вишта рам Бхуктимукти Пхалапрадамх |Сарвешу Денешу Вьяптам Вартате Ятха Хьягних,Каштхешу Тилешу Тайламива | Тадвидитва На Мратьюмети |Агнишимау Пакшавонкарах Шира Укаро БиндустринетрамМукхм Рудро Рудрани |Чаранау Дивидхам Камтхатах, КурьядитьюунманахАджапопасамхара Итьябхидхияте |Тасманмано Вилине Манаси Гате СамкальпвикальпеДагдхе Пунья Папе |Садашивах Шактьятма Сарватравастхитах Сваям Джйоти,Шуддхо, Буддхо, Нитйо Ниранджанах |Шантатамах Пракаш айяти та Веданувачанм Бхавати тьютпанишат |- Хамсопанишад

Перевод: Непреходящая форма и пространство «хамсы» дарует и высшее удовлетворение, и освобождение. Как огонь покоится в древесине, или масло в семенах сезама, так же эта чистейшая часть Брахмана заключена во всех живых существах. Знающий это обретает освобождение от оков смерти. Агни и Сома (вечные источники жизни и творения) – это крылья этого хамсы (хамса – это лебедь. прим. Переводчика). Омкара – его голова, бинду (божественная точка света) образует его глаза, Рудра (проявление Господа Шивы) пребывает в его устах, и Рудрани (энергия Рудры) в его стопах. Бессчетные измерения времени – его руки, агни (как божественный источник энергии) покоится в его подмышках, и сагуна (проявленное) и ниргуна (высочайшее, вездесущее непроявленное) формы Брахмана – два его бока.

Непрерывная джапа «Рама-Рама» звучит как «Мара-Мара». Подобным образом, если произносить звук «соахам» часто и отчетливо без паузы, это производит цикл и отражается в обратном порядке как «хамсоа, хамсоа» и таким образом, из-за непрерывности, звучит как «хамса-хамса». Поэтому садхана сохам также называется хамса йога садханой.

Хамсо Хамсохамитьевам Пунараварттанакрамат |Соахам Соахам Бхавеннунамитьогавидо Видух |- Йога Расаянам

Перевод: Повторение «хамсоа-хамсоа» слышится как «джапа» «соахам-соахам». Мастерам йоги хорошо известен этот факт.

Абхьясанантарам Курьад Гаччхмистишт хансавапаннапи |Синтанам Хамса Мантрасья Йогасиддхикарм Парам |- Йог Раса, 303

Перевод: даже перед (или после) регулярной практики (хамса йоги), отражение звука «соахам» (производимого при дыхании) непрерывно ощущается при ходьбе, сидении, и даже во время сна. Это ведет к высшему успеху. Эта мантра соахам также известна как хамсоа или хамса.

Когда ум погружается в вездесущую природу «хамсы» (Брахмана), все его грехи, его эго, желания и связанные с этим эмоции, мысли и раздумья полностью убывают. И затем внутренний разум просвещаетя светом абсолютно безупречной, возвышенной, блаженной, вечной энергией Брахмана.

Праннам Дехамадхье Ту Штхито Хамсах Садаачьют |Хамса Эва Парам Сатьям, Хамса Эва Ту Шактикам ||Хамса Эва Парам Вакьям, Хамса Эва Ту Вайдикам |Хамса Эва Паро Рудро, Хамса Эва Паратпарам ||Сарвадевасья Мадхьястхо, Хамса Эва Махешварах |Хамсаджйотиранупамьям Девамадхье Вьяваштхитам ||- Брахма Видьопанишад, 60-65.

Перевод: Божественная энергия пребывает в форме «хамса» в каждом творении. Только Хамса – наивысшая истина. Единственно Хамса – высшая энергия. Хамса – высшая форма Бога. Хамса – вечно совершенное, полное заключение. Хамса – это сущность всех Вед. Хамса – это величайший Рудра – Шива среди божественной Тринити. Хамса – это Парабрахман.

Хамса имманентна и постоянно присутствует как исключительный, непревзойденный свет среди спектра божественных энергий. Каждому из нас следует всегда совершать джапу этой хамса мантры с концентрацией ума и эмоциональной преданностью, сфокусировавшись на божественном свете.

Набхаштхам Нишкалам Дхьятва Мучьяте Вибамдханат |Анахатадхваниютам Хамсам Йо Веда Храдгатам ||Свапракашачиданандам Са Хамса Ити Гияте |Набхиканде Самау Кратва Пранапанау Самахитах ||Мастакашамратасвадам Питва Дхьяйена Садарам |Хамсавидьамрате Локе Насти Нитьятвасадханам ||Йо Дадати Махавидьям Хамсакхьям Парамешварим |Хамсахамсети Йо Бруйядхдамсо Брахмахарих Шивах |Гурувактратту Лабхйет Пратьякшам Сарватомухкам ||- Брахма Видьйопанишад, 20-34.

Перевод: Тот, кто постиг вечный свет, абсолютно блаженную природу хамсы, кто пребывает внутри себя с анахата надой, самого такого аскета награждают титулом «хамса». Тот, кто проливает нектар (безгрешности чувств и шраддхи) в процессе джапы «хамса» достигает сверхъестественных сил и способностей.

Не существует более высшей поддержки опоры, чем знание хамсы. Мастер, который обучает этому знанию и распространяет его, несомненно, достоин наибольшего уважения и почтения. Тот, кто успешно выполняет садхану хамса, постигает энергии божественной Тринити, присутствующие в нем самом, и обретает высшее знание Брахмана.

Манасо Хамсах Соахам Хамса Ити Танмайям Яджно Наданусамдханам |- Пашупата Брахмопанишад

Перевод: Хамса – это проявление Брахмана внутри существа. Это то, что выражается через «соахам». Эта хамса простирается вовне и также пребывает внутри (тела). Это форма Бога. (Соахам) яджна, выполняемая посредством медитации и понимания, эквивалентна надайога садхане.

Хамсатмамалика Варнабрахмакалапрачодита |Параматма Пуманити Брахмасампаттикарини ||- Пашупата Брахмопанишад

Перевод: Хамса – отражение Брахмана. Благодаря этой садхане человек может обнаружить (связь между собой) и Брахманом. Это Высшее Я и Пуруша.

Хамсавидьямавиджнайя Муктау Ятрам Кароти Ях |Са Набхобхакшаненайва Кшуннивраттим Каришьяти ||- Сутра Самхита

Перевод: Тот, кто достигает (узнав эту тайну) хамса йоги, наслаждается полным освобождением от всех честолюбивых замыслов и желаний.

Пашана Чхиттва Ятха Хамсо Нирвишамкакхамуткрамет |Чхиннапашаставатха Дживах Самсарам Тарате Тада ||- Кшрикопанишад, 20

Перевод: Как хамса (лебедь) чувствует себя свободно в небе, так же садхака хамса йоги становится свободным от всех оков мирских привязанностей.

Некоторые древние ученые также анализировали слоги «ха» и «са» (в «хамса») по отдельности. Эти два слога также имеют многочисленные сложные значения и подтексты, и комбинация этих двух слогов (в «хамса») дает садхаке должное руководство.

Хакаро Ниргаме Проктах Сакарена Правешанам Хакарах Шиварупена Сакарах Шактиручьяте |- Шива Свародая

Перевод: движение воздуха вовне при выдохе производит «хакара» (звук «ха»), а его движение внутрь при вдохе производит «сакара» (звук «са»). Хакара представляет проявление Господа Шивы, а Сакара соответствует Шакти (Богине Парвати).

Хакарена Ту Сурьях Сьятсакаренендуручьяте |Сурьячандрамосарайкйим Хатха Итьябхидхияте ||Хатхена Грасьяте Джаднам Сарвадошасамудбхав |Кшетраджнах Параматма Ча Тайораикьям Ядабхавет ||

- Йога Шикхопанишад, 133-134

Перевод: Хакара связана с сурья-сварой (свара производится течением праны через правую нади, связанную с правой ноздрей). Сакара соответствует чандра-сваре (свара левой нади). Гармонизация этих двух свар является целью Хатха Йоги. Благодаря таким йогам, невежество и инерция садхаки, которые являются причиной всех изъянов, искореняются, для того чтобы садхака смог соединиться с Ним, Всеведущим.

В процессе дыхания каждая джива естественно выполняет беззвучную джапу соахам, несмотря на то, что не осознает это. Среднее число повторений такой «незаметных» (латентной) джапы около 21600 раз ежедневно.

Хакарена Бахирьяти Сакарена Вишетпунах |Хамса Хамсетьюму Мантрам Дживо Джапати Сарвада ||Шата Шатани Твахоратре Сахастранйекавиншатих |Этатсамкхьянвитам Мантрам Дживо Джапати Сарвада ||

- Горакша Самхита, 1. 41-42

Перевод: осознанная энергия дживы таким образом непрерывно произносит «хамса-хамса». Так джива обычно повторяет (хамса) мантру около 21600 раз в течение каждого цикла дня и ночи.

В соответствии с определенными правилами грамматики санскрита, сокращённая форма «сохам» становится «Охам», что звучит как «Оам» (Ом).

Сакарам Ча Хакарам Ча Лопайитва Прайоджайет |Сандхим Ча Пурварупакхьям Татоасаупранаво Бхавет ||

Перевод: Если слоги, связанные с «хакарой» и «сакарой», исключить из слова «соахам», тогда слияние оставшихся гласных звучат как Оам.

Садхана хамса йоги имеет наибольшую важность в духовных практиках высшей сложности. Она рассматривалась как всеобъемлющая часть таких садхан, нацеленная на пробуждение Кундалини (змеевидного огня).

Вибхарти Кундалишактиратманам Хамсаяшрита |

- Тантра Сара

Перевод: Энергия Кундалини восседает верхом на хамсе, чтобы пронзить тонкие центры сознательного тела.

В божествах и визуальных описаниях Богини Гаятри она изображается как восседающая на хамсе (лебеде). Это описание подразумевает, что энергия Гаятри постигается благодаря посредничеству и поддержке хамсы (хамса йоги).

Сам хамса (лебедь) рассматривается как чистая и священная птица, которая обладает мудростью, отбирая правильную и чистую пищу даже если она смешана с мусором. Из-за этого качества слово «хамса» также используется в санскритской литературе для обозначения проницательного интеллекта, обладающего способностью различать, чистоты, честности и благоразумной рассудительности. Согласно этой литературной интерпретации, представление хамсы как транспортного средства Гаятри, указывает, что для успешной упасаны Гаятри жизнь садхаки должна быть чистой, сбалансированной и наделенной этическими ценностями, благоразумным мышлением и благочестивым поведением. Однако, в контексте садхан для духовного развития, представление Гаятри, сидящей верхом на хамсе, наиболее соответствующее толкование подразумевает роль хамса йоги для постижения энергии Гаятри, обладающей неоспоримым превосходством.

Древние индийские писания также упоминают историю, в которой Богиня Парвати однажды спросила Господа Шиву о йоге, которая могла бы дать все виды сиддх (сверхъестественные способности). Тогда Господь Шива ответил:

Аджапа Нама Гаятри Йогинам Мокшадайини |Асьях Самкальпа Матрена Сарвепапаих Прамучьяте ||

Перевод: Аджапа (аджапа джапа) Гаятри награждает йогов мокшей. Само начало выполнения этой садханы с непоколебимой решимостью может искоренить все изъяны в характере садхаки.

Услышав это, Богиня Парвати изъявила свое желание узнать метод выполнения этой уникальной йоги. Господь Шива сказал ей следующее:

Дево Девалайо Деви, Дживо Девах Садашивах |Тьяджедаджнананирмалая, Соахам Бхавена Пуджает ||

Перевод: О, Деви! Само тело живого существа – это храм, в котором пребывает Бог в форме дживы. После очищения храма снаружи и внутри посредством устранения тумана невежества и пагубного поведения, внутренний Бог должен быть почитаем самкальпой соахам.

Садхана Соахам – это йогическая садхана Гаятри. Она может выполняться постоянно, в процессе каждого вдоха на протяжении всей жизни.

Свансанишка сакале Хи Хакарам Парики ртьяте |Пунах Правеша Кале Ча Сакарах Прочьяте Будхаих ||

Перевод: Хакара произносится, когда мы выдахаем, и сакара – когда вдыхаем. Концентрация на этом постоянном течении нады – это садхана соахам.

Знатоки шастр указывают, что непреходящее ощущение самоосозавания души в глубочайшем внутреннем центре дживы само по себе дает начало аджапа джапе «соахам». (Эта скрытая джапа проявлена в звуке соахам, в каждом дыхании в течение всей жизни дживы).

В писаниях говорится о том, как Господь Шива сказал: повторяющийся цикл «хамсах (хамсо-хамсо) проявляется как соахам; соахам – это непрерывное движение Праны.

Хам Со Хам сохамитйевам Пунара вартанам Крама |Соахам Соахам Бхавеннунамити Йогавидовидух ||

Перевод: непрерывное повторяющееся произнесение «хам-сах, хам-сах» слышится в обратном цикличном порядке как «соахам, соахам» - это то, что испытывают йоги.

Растворение индивидуальной личности в космической Личности –принесение в жертву своих корыстных интересов ради духовного благоденствия других; переживание Его присутствия во всех и в каждом нюансе своего собственного бытия – это великая садхана соахам. В то время как садхака непоколебимо продвигается вперед в постоянной практике избавления от эго и себялюбия посредством звука «хам» в каждом дыхании и высекания божественных качеств посредством звука «со», он переживает просветление своего разума и качественное развитие и возвышение своего отношения к жизни. В результате происходит соответствующее развитие его личности. Таким образом он достигает высшей совершенной цели любой духовной садханы, которая заключается в очищении, усовершенствовании личности, чтобы наделить ее божественными качествами. В связи с этим садхака обретает полный успех во всем – как в физической, так и в духовной сфере своей жизни в роли человеческого существа.

Это учение о садхане соахам описывает союз дживатмы с Брахманом – индивидуального сознания с высшим, вездесущим, вечным сознанием. Оно помогает садхаке постичь «соахам» (со + ахам), то есть, «Ты – это я» и «я (душа) есть Тот – Всемогущий, Всеведущий Брахман». Идеальные представления садхаки о жизни, его верования, убеждения, мысли и эмоции реализуются благодаря этому осознанию. Все живые существа видятся ему как его близкие и дорогие, и его собственное личностное превращение в божественное существо посредством благородных поступков ориентировано на духовное благополучие всех.

Садхана соахам освобождает преданного от мирских забот и скорби посредством просвещения его ума и сердца светом самоосознания и посредством пробуждения скрытой силы его внутреннего существа. Основные причины упадка человеческих идеалов, разрушения взаимного доверия и любви, повышения преступности, эксплуатации и страшных мучений, которые мы видим сегодня в мире, заключаются в эгоизме, нескончаемой веренице страстей, амбиций и изнуряющих желаний, и в эгоистичном и собственническом отношении людей в целом. Принимая во внимание этот факт, выполнение садханы соахам, - благодаря ее потенциалу безграничного расширения личности посредством культивирования альтруистичного отношения и пробуждения божественного в своем характере, - несомненно, обещает дар счастливой, высоко развитой и мирной жизни всему миру.

Как утверждалось ранее, в этой садхане соахам нада мантры «соахам» «слышится» (воспринимается) в каждом дыхании «ушами» тонкого тела без повторения вслух какой-либо джапы. Поэтому ее также описывают так аджапа джапу Гаятри, которая пробуждает и освобождает прану (в океане махапраны). Ее также называют садханой Прана Гаятри.

Считается, что даже самопроизвольная, постоянная аджапа джапа Гаятри, выполняемая естественно (с каждым циклом дыхания), без какого-либо усилия, обеспечивает полную защиту праны и дает духовное знание и сиддхи, равноценные тому, что достигается с помощью других йогических садхан. Только подумайте о воздействии этой аджапа джапы, если она выполняется как садхана, с аскетической дисциплиной, санкальпой и шраддхой! В самом деле, тогда эта садхана (соахам) становится высочайшей разновидностью духовных садхан, потому что нет более высшего знания и учения, чем Гаятри-видья, и нет джапы лучшей, чем джапа Гаятри Мантры. Поэтому шастры воспевают хвалу садхане соахам.

Согласно шлокам из Деви Бхагаваты, хамса йога также включает в себя упасаны всех божественных энергий. Например, поразмышляйте над следующей шлокой:

Хамсо Ганешо Видхиревам Хамсо, Хамсо Харирмайяшча Шамбху |Хамсо Хи Дживо Гурудева Хамсо, Хамсо Маматма Параматма Хамсах ||Ха Ка рена Вахирьяти, Сака рена Вишет Пунан |Хамсатмикам Бхагавати Дживо Джапати Сарвада ||

Перевод: Хамса йога заключается в стяжании энергии Тринити Богов – Брахма, Вишну и Шива – и Господа Ганеши. Хамса – идеальный учитель, только хамса есть и джива, и Брахман – как душа, так и Сверхдуша, Вездесущее Высшее проявление Его.

Джива выполняет аджапа джапу Гаятри подсознательно. Вечная энергия Гаятри проникает вместе с сакарой и ее возвратно-поступательная энергия выходит с хакарой в непрерывном цикле жизни. Следующая шлока в Шарда Тилаке имеет сходный смысл:

Хамсах Парам Парешани Пратьямха Джапате Нарах |Мохандхо Йо На Джа нати, Мокша Тасья На Видьяте |Аджапа Нама Гаятри, Йогинам Мокша Дайини ||Тасья Виджнана Матрена Нарах Папаи Прамуччаяте |Аная Са драши Видья Ча найо Са драшо Джапах |Анайя Садрашам Пуньям На Бхутам На Бхавишьяти ||

Перевод: каждый человек выполняет джапу соахам с каждым вдохом-выдохом. То, кто не осознал это, подобен слепому, потому что он живет во тьме мирских иллюзий и он никогда не достигнет мокши. Аджапа Гаятри награждает йогов мокшей. Любой может избавиться от всех грехов и изъянов, обретя это знание и осознав его величие. Не существует знания, равноценного этому. Никогда не существовало в прошлом и не будет существовать в будущем никакой пуньи (пунья - благо. добродетель), соизмеримой с огромными благами этой садханы.

Бог – извечный отец, всегда хочет возвысить своих детей – джив. Но джива, из-за своего невежества, старается скрыть или оклеветать свет Бога, пребывающий внутри нее. Таким образом, между ними всегда имеет место борьба противостояния. Бог не удовлетворен, не находя добродетельного течения жизни дживы. Он остается неизменно последовательным в Своей справедливости и твердым в Своих замыслах творения судьбы, согласно действиям дживы на физическом, умственном, эмоциональном и духовном уровнях. Богу часто приходится наказывать дживу, чтобы напомнить ей о её вечной дхарме.

Джива, наполненная майей, думает, что, став «преданным» (поклонником) Бога, она получит в дар исполнение всех своих праведных или неправедных желаний. Она стремится к личной выгоде и, соответственно, настаивает (посредством молитв), что Бог должен осчастливить ее без испытания на предмет того, заслуживает она этого или нет. Если оба (Бог и джива) остаются твердыми в своей позиции и отношениях, то как же они сблизятся? Как преданный почувствует Его присутствие? Как джива сможет встретить своего божественного родителя?

Философия садханы соахам содержит в себе решение вышеописанной проблемы. Она естественным образом побуждает садхаку полностью посвятить себя, принося в жертву свое эго и желания и растворяя свою индивидуальность в Его божественной любви. Он должен очистить свой ум священным потоком шраддхи и полностью отдать свой ум и внутреннее существо под руководство вдохновения Бога. Он должен дисциплинировать свою жизнь согласно законам жизни, установленным Всемогущим в форме правдивости, искренности, сострадания, любви и уважения к каждому. Когда джива вручает себя Всеведущему, она обретает связь с божественным, и начинает ощущать и выражать скрытое присутствие Бога внутри себя.

Полная, тотальная самоотдача, даже если исходит только с одной стороны, в результате обязательно приводит к единению, потому что больше не осталось никакой дистанции между двумя полюсами; после этого невозможно никакое разделение или разъединение. Это, несомненно, - секрет настоящей любви, и тот же принцип относится к совершенствованию преданности садхаки. Когда дрова приносится в жертву огню, они больше не остаются дровами, а становятся самим огнем. Когда капля воды падает в океан, ее крошечное существование тотчас обретает грандиозное расширение. Если соль растворяется в воде или сахар в молоке, они оба теряют свои обособленные отличительные черты и объединяются с соответствующими растворителями, чтобы стать одним целым с ними.

Вышеупомянутый вид единения между дживой и Брахманом описывается учением Веданты как высшая конечная цель путешествия жизни, цель абсолютного бытия. Это то, что считается состоянием адвайты. В этом состоянии внутреннего существа садхака постигает свою идентичность как – Шивохам, Сатчитанандохам, Татвамаси, Айяматма Брахман – «моя душа – это все»; это высшее блаженство; это отражение Брахмана. В духовной литературе эта реализация описывается как «самоосознание», «единство с Ним» или «Брахма Нирвана» и тд.

Автор: Пандит Шрирам Шарма Ачарья (основатель организации Гаятри Паривар), перевод Rohini

hamsa.web-box.ru

Хамса-йога в ведической астрологии

Хамса-йогу образует Юпитер в Раке, Стрельце или Рыбах в угловом доме [т.е. в 1-м, 4-м, 7-м или 10-м домах гороскопа — прим. ред.]. Человек с такой йогой отличается привлекательностью, чистотой души и праведностью; он богат, живёт в роскоши и пользуется уважением окружающих.

Шри Говинд Сваруп Агарвал — «Ведическая Астрология»

* * * * * * * * *

Юпитер дает Хамса-йогу (лебедь). Она делает человека ученым, склонным к духовности, известным, добродетельным.

Базовый курс ведической астрологии в школе Василия Тушкина «Сурья-Сиддханта»

 

* * * * * * * * *

ХАМСА МАХАПУРУША ЙОГА

Описание

Парашара Муни  — «Брихат-Парашара-Хора-Шастра»

Физические особенности

Человек с Хамса Йогой имеет глубокий звучный голос (подобно, лебедю). Он красив и имеет хорошо развитый нос. Он имеет глаз медового или желтовато-коричневого цвета, красноватые ногти (и губы), острый интеллект, крепкие щеки, большой лоб и красивые ноги. Он имеет знаки рыбы, анкуш (железный крюк с помощью которого управляют слоном), лука, трезубца, раковины и лотоса на его руках и ногах. Он — 96 ангула (приблизительно 5′ 9″, если хаста 17″) высотой.

Характер и природа

Он ведёт себя подобно царю и обладает флегматичным характером. Он страстен и его страсть остается неудовлетворенной. Он любит плавать и водные спортивные состязания. Он наслаждается полнотой жизни и живет счастливо в течение 100 лет. Он — хозяин областей около Ганги и Ямуны.

Комментарий

Невыполненная страсть может проявляться разными способами и планеты, влияющие на Юпитер будут изменять её природу влияния. Если есть Гуру-Мангала Йога, соединение Юпитера и Марса в Хамса Йоге, это может проявиться как добровольное расставание с супругом, поскольку Марс указывает на безбрачие. Мы находим эту йогу в карте Бхагавана Шри Рамы [Карта 1], где Господь отказался от Своей супруги, чтобы выполнять желание обитателя Его царства. Мы также находим эту йогу в карте Шри Ауробиндо, где после его возвращения из тюрьмы, он отказался от жены и продолжил формировать ашрам в Пондичери (Ауровилле) [Карта 2]. В обоих этих случаях, хозяин седьмого Сатурн не аспектирован Юпитером. Острый интеллект — одна из особеностей, проявленных Шри Рамой в интерпретации Дхарма Шастр и монументальной работой Ауробиндо «Савитри»‘. Хотя продолжительность жизни в 100 лет обычно не дается, поскольку Махапуруша Йога — не без недостатка, длинная жизнь и защита обычно бывает когда Юпитер находится в Лагне. Человек также является победоносным в сражении, если Марс силен и аспектирован Юпитером, как в карте Шри Рамы. В карте Ауробиндо, Марс ослаблен и дал очень плохой опыт, связанный с политикой. Хамса Махапуруша Йога не может быть сформирована для Лагны в фиксированных знаках, поскольку Юпитер управляет двойственными знаками и возвышается в подвижном знаке. Черты Юпитера подобно камню Пушпараага (желтый сапфир, который имеет лучи утреннего Солнца), должны быть замечены в человеке. Духовность будет составным аспектом их жизней и они будут конечно читать священные писания, если йога сформирована в Лагне. Такой Юпитер должен защитить их от всех бедствий, включая преждевременную смерть, поскольку Юпитер (джива) имеет способность прогнать Яму — бога смерти.

Примеры для изучения:

Санджайа Ратх имеет Хамса Махапуруша Йогу и в возрасте 32 лет, стал обучать и писать книги о Джйотише.

Составлено Пандитом Санджайа РатхПеревод Чандрамукха дасПарашара Муни (БПХШ)

sudarshana.ru

Панча махапуруша йога

В главе, названной "Качества Панча Махапуруша", Мудрец Парашара объясняет качества пяти (панча) типов великих личностей (махапуруша), вызваные влиянием пяти планет Марсом, Меркурием, Юпитером, Венера и Сатурном, когда они помещены в их знаки владения или возвышения в квадранте к Лагне. Эти типы индивидуальности известны как Ручака, Бхадра, Хамса, Малавйа, и Шаша Махапуруша. Примечательно, что Парашара Муни не использовала слово "Йога", чтобы определить эти типы индивидуальности. И при этом Парашара не включил эти комбинации в раздел Раджа Йоги или в какой либо другой раздел, связанный с Йогами, а вместо этого оставил эту главу отдельной и как продолжение главы 'Панча Таттва' (пять элементов). Существуют отношения между пятью планетами, которые создают Панча Махапуруша и панча таттвой.

Таблица 1: Панча Махапуруша & Таттва

Марс Меркурий Юпитер Венера Сатурн
Ручака Бхадра Хамса Малавйа Шаша
Агни (огонь) Притхви (земля) Акаша (эфир) Джала (вода) Вайу (воздух)

Парашара установила эталонный тест природы и других особенностей человека, когда эти планеты занимают квадранты, но на нахождение планет в трине и в других домах он не распространяется. Это не общая Раджа Йога, которая может быть применима ко всем дробным картам и следует быть осторожными в утверждении, что, если такая комбинация встречается в дробной карте, это может дать хороший эффект на сферу, показаную рассматриваемой дробной картой. Это не принесёт эффекта Махапуруша Йоги в дробной карте, но даже простое присутствие любой из этих планет в квадранте с такой силой, должно усилить благосостояние, связанное со специфической дробной картой (аспектом жизни).

ХАМСА МАХАПУРУША

Описание

Парашара Муни (БПХШ)

Физические особенности

Человек с Хамса Йогой имеет глубокий звучный голос (подобно, лебедю). Он красив и имеет хорошо развитый нос. Он имеет глаз медового или желтовато-коричневого цвета, красноватые ногти (и губы), острый интеллект, крепкие щеки, большой лоб и красивые ноги. Он имеет знаки рыбы, анкуш (железный крюк с помощью которого управляют слоном), лука, трезубца, раковины и лотоса на его руках и ногах. Он - 96 ангула (приблизительно 5' 9", если хаста 17") высотой.

Характер и природа

Он ведёт себя подобно королю и обладет флегматичным характером. Он страстен и его страсть остается неудовлетворенной. Он любит плавать и водные спортивные состязания. Он наслаждается полнотой жизни и живет счастливо в течение 100 лет. Он хозяин областей, около Ганги и Ямуны.

Комментарий

Невыполненная страсть может проявляться разными способами и планеты, влияющие на Юпитер будут изменять её природу влияния. Если есть Гуру-Мангала Йога, соединение Юпитера и Марса в Хамса Йоге, это может проявиться как добровольное раставание с супругом, поскольку Марс указывает на безбрачие. Мы находим эту йогу в карте Бхагавана Шри Рамы [Карта 1], где Господь отказался от Своей супруги, чтобы выполнять желание обитателя Его королевства. Мы также находим эту йогу в карте Шри Ауробиндо, где после его возвращения из тюрьмы, он отказался от жены и продолжил формировать ашрам в Пондичери (Ауровилле) [Карта 2]. В обоих этих случаях, хозяин седьмого Сатурн не аспектирован Юпитером. Острый интеллект - одна из осебеностей проявленных Шри Рамой в интерпретации Дхарма Шастр и монументальной работой Ауробиндо "Савитри"'. Хотя продолжительность жизни в 100 лет обычно не дается, поскольку Махапуруша Йога - не без недостатка, длинная жизнь и защита обычно бывает когда Юпитер находится в Лагне. Человек также является победоносным в сражении, если Марс силен и аспектирован Юпитером, как в карте Шри Рамы. В карте Ауробиндо, Марс ослаблен и дал очень плохой опыт, связанный с политикой. Хамса Махапуруша Йога не может быть сформирована для Лагны в фиксированных знаках, поскольку Юпитер управляет двойственными знаками и возвышается в подвижном знаке. Черты Юпитера подобно камню Пушпараага (желтый сапфир, который имеет лучи утреннего Солнца), должны быть замечены в человеке. Духовность будет составным аспектом их жизней и они будут конечно читать священные писания, если йога сформирована в Лагне. Такой Юпитер должен защитить их от всех бедствий, включая преждевременную смерть, поскольку Юпитер (джива) имеет способность прогнать Яму - бога смерти. Примеры для изучения:

Шри Рама (карта 1)

Шри Ауробиндо (карта 2)

Санджайа Ратх (карта 3)

Санджайа Ратх имеет Хамса Махапуруша Йогу и в возрасте 32 лет, стал обучать и писать книги о джйотише.

Составлено Пандитом Санджайа РатхПеревод Чандрамукха дасПарашара Муни (БПХШ)

www.vedic-astrology.ru

Хамса Йога или Садхана Сохам: Эликсир самореализации

Автор: Пандит Шрирам Шарма Ачарья (основатель организации Гаятри Паривар), перевод мой.

Хамса Йога или Садхана Сохам высоко оценена в индийских священных писаниях как высшая духовная практика, которая дает естественное единение индивидуального сознания с Брахманом. Несмотря на то, что она является высочайшей, если говорить о ее кульминационных результатах, эта садхана очень проста и не требует аскетической дисциплины и сложных практик йоги, с которыми связаны другие продвинутые духовные садханы.Медитация на звук «соа» и «хам», непрерывно производимый уравновешенным дыханием в каждом вдохе-выдохе в процессе пранаямы, практикуется в начальной фазе хамса йоги. Хакара (звук «ха») рассматривается как проявление Господа Шивы в космических энергетических потоках праны, и сакара (звук «са») символизирует бытие вечной силы Вашего высшего сознания в духовном побуждении праны. Сурья свара (солнечная энергия) пробуждается хакарой, и Чандра свара (лунная энергия) – сакарой. Эти свары уравновешиваются высшей ступенью прнаямы, посредством хамса йоги. В этой садхане процесс медитации приводит к тотальному жертвоприношению эго и рассеиванию отождествления с «собой»  в высшем сознании – в Брахмане.Садхана Сохам (soaham) позволяет реализовать Нада йогу посредством Прана йоги. Техника и философия этой садханы обсуждается здесь в специфическом контексте «аджапа джапа» Гаятри Мантры и садханы Кундалини.

Философские основы Садханы Сохам (Soaham Sadhana)

Каждый, изучавший науку, знает, что кислород крайне важен для поддержания жизни на земле. В действительности, его наличие более важно для выживания человеческого тела, чем вода и пища. Кислород регулирует содержание гемоглобина в крови. Он является топливом, которое согревает тело и дает силу для жизнедеятельности всем остальным компонентам механизма нашего тела. Слово «прана» относится к более высокой форме жизненной энергии, которая на грубом уровне проявлена в энергии, регулирующей физико-химические функции тела. Объем праны человека отражается в его работоспособности, бодрости, внимательности, энтузиазме и талантах. Такие физические упражнения, как бег, быстрая ходьба, глубокое дыхание и тп., выполняются, чтобы обрести больше праны, - источника и силы жизненных процессов и сознания. Много разных видов пранаямы описаны в писаниях йоги. Среди них сурьяведхана и анулома-вилома считаются составляющей частью прана йоги в садханах Брахма Варчас. Физическое упражнение заряжает энергией компоненты грубого тела, и пранаяма помогает повысить внутреннюю силу и уровень сознания. Пранаяма в сущности есть поддержание здоровья тонкого тела в нормальном состоянии.Грубым компонентом (в данном случае кислородом) праны тело обеспечивается посредством физических упражнений, а тонкий компонент для тонкого тела поступает из вездесущего океана сознания посредством пранаямы. Подобно грубому и тонкому телу, причинное тело личности тоже нуждается в жизненной энергии или пране – это вершина силы духовно чистой праны, высочайший поток космической божественной энергии, именуемый махапрана. Махапрана, которая требуется причинному телу души, исходит из Брахмана. Эту непреходящую высшую прану получают посредством практики Хамса Йоги. Садхана (духовная практика) этой йоги также называется Садхана Сохам (Soaham Sadhana), которая в соответствии с учение Гаятри Упасаны описывается как аджапа джапа Гаятри.В этой садхане Хамса Йоги ученику следует соединить свой ум с космическим уровнем сознания, в Высшим Сознанием. Ему нужно надлежащим образом пробудить внутренние интуитивные знания, чтобы осознать свое существо как душу, - за пределами уровня тела и ума. Жизненная энергия, прана и божественный магнетизм (сила притягательности) внутреннего существа, - все используется с полной концентрацией, усердием и беспредельной шраддхой для совершенствования тела, ума и глубочайшего эмоционального центра, чтобы достичь этого состояния. Когда это состояние достигнуто, то даже обычный процесс дыхания становится таким действенным, что может притягивать махапрану из космического пространства и направлять ее в более глубокие уровни своего внутреннего мира. В процессе вдыхания кислорода физическим телом и праны умом, имеет место также тонкое восприятие божественной энергии причинным телом. Духовное устремление и духовный опыт этого уникального вида пранаямы и есть Садхана Сохам.Фаза вдыхания в течение пранаямы называется пурака, а выдыхание называется речака; промежуточная фаза задержки дыхания на вдохе и на выдохе называется антах кумбхака и бахья кумбхака соответственно. В Хамса Йоге человек концентрируется на звуке «соа» во время пураки. Этот звук не стоит слушать только как движение воздуха, скорее он должен восприниматься как проявление Шабда – высшего космического звука. Этот тонкий звук должен чувствоваться с помощью усилия воли, глубокой умственной концентрации и с почтительными чувствами шраддхи. Звук должен ощущаться как звук вамши, флейты Господа Кришны. Затем этот звук появляется, чтобы передать божественное послание и благословение. Этот поток Шабды входит в тело вместе с дыханием и позволяет обнаружить внутреннюю сферу своего «Я» с внутренним течением его вечной энергии.Во время антах кумбхаки в сохам пранаяме садхака должен чувствовать, как все бытие его собственного «Я» целиком посвящено энергии «Соа» - Парабрахману. Во время речаки ему нужно концентрироваться на звуке «Хам» и чувствовать сердцем, что с этим выдохом вместе с воздухом его собственное «ахам» (эго) изгоняется навсегда. Затем (после выдоха) он должен задержать дыхание (бахья кумбхака) на несколько секунд и удостовериться, что «теперь для эго и связанных с ним иллюзий больше нет места; все, что есть сейчас внутри, - только отражение Брахмана». Это состояние живого существа (джива) эквивалентно реализации принципов Веданты «Шивохам», «Сатчитанандоахам» и др.Это треть текста, остальное здесь, на сайте atmaville.org Можно обсудить на форуме По мере перевода книги с английского продолжение следует...

atma-raga.livejournal.com


Смотрите также