Йога адвайта


Вопросы – ответы

Вопросы – ответы

Вопрос к Свами:

Намасте! У меня вопрос Вам. Сейчас очень много говорят о чипизации. В православных источниках много предсказаний об этом. Но в индийских текстах об этом совершенно ничего нет. Или я просто не читала. Что об этом говорит Свами Вишнудевананда Гири? Если вообще говорит об этом.

 

Ответ:

Кратко мое мнение таково: любая технология – как лекарство, она может нести и пользу, и вред – в зависимости от пропорции и от того, в чьих она руках находится. При нынешней существующей атмосфере в мире, культуре, отношению к правам человека эта вещь в эпоху информационных войн может легко использоваться для ограничения его свобод, разного рода манипуляций, а значит, этого надо избегать или отказываться от этого.

 

В будущем, когда изменится ментальность людей, когда появятся новые поколения с саттвичным менталитетом, когда каждый будет уважаться подобно божеству, возможно, это может приносить пользу, но пока – не видно этого. 

 

Возможно, это будет полезно отдельным людям экстремальных профессий – солдатам, спасателям, пожарным, ученым в секретных лабораториях, тем, кто отправляется в сложные экспедиции. Возможно, это будет полезным тем, кто должен находиться под присмотром врачей 24 часа в сутки.

 

Но остальным людям, я думаю, в этом смысла никакого нет. Потому что есть большие возможности для злоупотреблений этим сейчас, к сожалению. 

 

Все дело – в людях. Не в технологиях.

 

Технологии могут нести пользу или вред в зависимости от того, кто их использует.

 

Жизнь – это таинство. Истинная жизнь – это жизнь в свободе, без ограничений. Каждый человек волен сам распоряжаться своей жизнью. Каждый должен обладать приватностью своей жизни, ее неприкосновенностью. Сделать жизнь целиком прозрачной и видимой на мониторе, благодаря чипу, свести ее к номеру в базе данных, счету, чипу, означает лишить жизнь этого таинства, обезличить человека, и этого следует всячески избегать. 

 

Вопрос к Свами:

Я практикую несколько лет и те, кто практикует рядом со мной, добились кое-каких успехов в медитации, в созерцании и т. д., а у меня духовного прогресса нет. Что я делаю не так? Ведь я делаю все то же самое. 

 

Ответ:

Все дело в карме. Посмотрите свои гороскопы, сравните их с гороскопами других – разве они будут одинаковы? 

 

С точки зрения кармы, заслуг, вы не найдете двух одинаковых людей. И в то время, как один человек, сидя в медитации махашанти, будет получать опыты дхьяны один за другим, другой в это время будет бесцельно сидеть и бороться с мыслями.

 

Потому что его заслуга перед Дхармой, внутренний свет (дхарма-сукрити) не позволяют этого делать. Просто на кармическом счету мало заслуг, мало хороших воспоминаний, духовных впечатлений, а плохих или мирских много. Поэтому мастера и говорят – не копите богатства, копите заслуги. Заслуга – это энергия божественной благодати, энергия саттвы. Она ценится в духовном мире. Ее можно и нужно накапливать. Тогда и духовный прогресс будет. 

 

Еще очень важны ваш образ жизни, ваше окружение, ваша йогическая самодисциплина. Есть индийская поговорка. Современный человек по утрам – «йоги», днем он становится «бхоги» – рабом чувств, а к вечеру – «роги» – больным. Если вы отдаете слишком много своей энергии мирским желаниям, целям мира сего, а на практику не хватает времени, и вы не овладели стабильной осознанностью в течение дня, так, чтобы никогда не отвлекаться, у вас не будет энергии. 

 

Потому что энергию дает Атман внутри. А если ты целый день в уме, в чувствах, во внешнем мире, то как ты получишь свет и энергию от Атмана? Это будет возможно только во сне без сновидений на 3-4 часа – в состоянии «сушупти». 

 

Поэтому делайте анализ своей практики, образа жизни, если надо, то корректируйте его, составляйте для себя расписание, планируйте ритриты или ежедневные занятия. Относитесь к практике стратегически, планируйте ее хорошо, если хотите прогресса.

 

Вопрос к Свами:

Я слышал мнение одного человека, что якобы в одной школе не может сочетаться столько методов, сколько у нас. Я с этим не согласен, но хотелось бы услышать Ваше мнение.

 

Ответ:

Санатана Дхарма очень богата методами, учениями, и это предмет нашей гордости. Этим нужно гордиться. Например, если какой-то бедный человек видит богатого, у него возникает мысль: «Невозможно жить в такой роскоши». Но для богатого – это норма. Скорее всего, этот человек не очень знаком с силой и многообразием истинных духовных традиций. Любая серьезная духовная традиция, особенно тантрическая, будет невероятно богатой методами, учениями, текстами и т.д. В этом-то и есть ее сила. Она дает нам разнообразные виды духовного снаряжения, чтобы мы прошли Путь Освобождения до конца.

 

Это духовное богатство. И кто скажет, что какая-то школа не может быть такой богатой, значит он не знаком с глубиной традиции сиддхов. И если ваш Мастер или ваша школа передает их, это значит, что они благословлены богиней Сарасвати. И это ваша удача, это ваша большая заслуга, что вам удается принадлежать к такой традиции, к такой школе, такому Мастеру.

 

В юности я всегда был жадным к духовным знаниям, в хорошем смысле. Я был очень счастлив обнаружить такое настоящее богатство традиции сиддхов Адвайты. Конечно, не только наша школа, линия является такой богатой, есть и другие, и мы их тоже уважаем.

 

Возьмем, например, не очень далекий от нашей традиции, тибетский буддизм школы Кагью. Они придерживаются «Шести йог Наропы» – йоги туммо, бардо-йоги, йоги сновидений, йоги света, йоги иллюзорного тела, йоги пхова. Это линия Миларепы и Марпы. Есть линия «Шести тантрических йог сестры Нигумы». Также они придерживаются Учения Махамудры, похожего на нашу джняна-йогу. И все это – одна линия школы Кагью. А таких линий там много и каждая богата своими учениями, методами, текстами. 

 

Бывает, некоторые из лам получают сотни посвящений в различных божеств. Понятно, что нет даже времени их практиковать.

 

Таким же образом, наша духовная линия обладает огромным богатством учений – кроме традиционных раджа, бхакти, джняна, карма-йоги, являющихся фундаментом, это также драгоценная лайя-йога, переданная Шивой и Дататреей, описанная в «Йога-таттва-упанишаде», в «Йога рахасье», содержащая в себе другие учения, такие как: нада-йога, нидра-йога, джоти-йога, кундалини-йога, анава-йога, прана-видья, таттва-видья и т. д., множество различных философских теорий. Это Учение упанишад.

 

И это настоящий духовный пир для настоящего духовного искателя, для знатока, ценителя, интеллектуала. Потому что истинная Дхарма именно такова. Это то, во что можно погружаться всю жизнь. 

 

Это то, чем можно жить с утра до вечера. Это нисходящая божественная милость Абсолюта – ануграха, это видья – проявленное тело Древа Прибежища, богов и святых сиддхов, мандала, духовное поле, состоящее из текстов, передач, смыслов, учений, методов Дхармы.

 

Это не просто метод или пара методов, это не просто доктрина, в которую вам надо поверить раз и на всю жизнь. Это целая жизнь в методе, другая цивилизация, другая культура жизни, другой мир. А Учение позволяет войти в этот мир.

 

Ошибочно думать о Дхарме, как только о школе. «Школа в ведической традиции» – это конкретная линия, ашрам конкретного Мастера, матх, то есть это ашрам и парампара (линия передачи), это также традиция практики, сложившаяся в них. 

 

Ашрам и парампара, в свою очередь, входят в йогическую сампрадайю – более широкую духовную традицию, которая придерживается определенного воззрения. Сампрадайя, в свою очередь, входит в более широкое течение, например – шайва, шакта, вайшнава. И все эти течения – это часть огромного древа Санатана Дхармы. И все это огромное древо – наше, хотя, конечно, у каждой линии есть свои методы и взгляды на духовную жизнь. 

 

Раджа-йога, бхакти-йога, карма-йога, джняна-йога – это общие йоги для всех, кто следует Санатана Дхарме.

 

 Вопросы – ответы (16 Кб )

www.advayta.org

Базовые практики

Базовые практики

БАЗОВЫЕ ПРАКТИКИ

   

Для следования по Пути Мастеров необходимо заложить прочный фундамент через выполнение базовых практик, способствующих взращиванию таких качеств, как отрешенность, решимость, терпение, усердие, однонаправленность, внимательность, а также очищению сознания, энергетических каналов, центров (чакр) и тела.

Поэтому первой ступенью обучения ученика являются базовые практики. Для успешного их выполнения необходимо создать благоприятную среду через соблюдения йогических принципов, самайя, следования процессу обучения в соответствии с наставлениями учителя, а также постоянность и регулярность в духовной тренировке.

Данные правила являются главными критериями успеха в практике. Поэтому нужно усердно стараться в их соблюдении, если не получается сразу, то, по крайней мере, выразить намерение насколько возможно их придерживаться, чтобы со временем сделать их своим правилом жизни.

 

 

Базовые практики таковы:

~ Гуру-йога с опорой на слог ОМ

~ Концентрация на точку, пламя свечи, визуализируемый знак «ОМ»

~ Простирания (Молитва Прибежища) 10 тыс. раз

~ Мантра «ОМ» 1 млн. раз

~ Медитация Анапанасати

~ Размышление над 4 Осознанностями

~ Четыре Бесконечных Состояния Брахмы

 

Базовые практики раздела сознания (Праджня-янтра):

~ Наблюдение за действиями тела из четырех основ созерцания

~ Атма-вичара

~ Аналитическая медитация Пустоты

 

Базовые практики раздела энергии (Шакти-янтра) таковы:

1. Сурья намаскар

2. Крийя комплекс (9 упражнений)

3. Асаны (комплекс 1,2)

4. Пранаямы:

~ базовая дыхательная техника

~ анулома-вилома пранаяма

~ сахита-кумбхака пранаяма

5. Бандхи:

~ Мула

~ Уддияна

~ Джаландхара

 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ ПРАКТИКУ

Очень важно правильно построить свой ежедневный распорядок, чтобы уделялось внимание как практикам медитации, так и методам работы с энергией.

Вариант распорядка дня:

 

Сессии, Практики   Время Проведения Название Практик  

Подъем 5:00 Мантра Гаятри

Технические практики   5:10–5:40 

5:40–7:00 Крийя-комплекс 

Асаны, пранаямы

1-я медитационная сессия   7:00–7:45 

7:45–8:00 

8:00–8:30 Джапа (Мантра ОМ) 

Медитация 4 БСБ 

Простирания

2-я медитационная сессия 14:00–16:00 Анапанасати

Изучение учения 17:00–19:00 Материал монастыря по предлагаемому списку

3-я медитационная сессия 19:00–19:30 

19:30–21:00 Концентрация на точке (ОМ) 

Медитация Атма-вичара

Вечерняя практика 21:00–22:00 

22:00–22:30 Прослушивание лекций Гуру 

Бхаджан-мандала

 

Одним из важных условий успешной практики является замена внутренних данных через самостоятельное изучение текстов традиции, священные писания, материал монастыря (книги, лекции учителя). Данные об истине должны полностью вытеснить нечистую сансарную информацию из нашего ума. А это возможно благодаря изучению, прояснению, обдумыванию и практическому применению в жизни наставлений святых-махасиддхов.

Учение подобно карте, следуя которой мы должны обнаружить бесценный клад своего Истинного «Я». Если в ней самым тщательным образом не разобраться или не спешить изменить себя и свою жизнь, то есть большая вероятность ошибиться на Пути. Поэтому в монастыре особое внимание уделяется интеллектуальной подготовке и правильному пониманию учения послушниками и монахами.

Тексты, рекомендованные к изучению

 

Для прояснения сути учения:

~ «Кодекс Мастера»

~ «Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги» том 1,2

~ «Трипура Рахасья»

 

Для обретения правильной мотивации и укрепления намерения в практике:

~ «Семь драгоценных медитаций»

~ «Песнь Пробужденного»

~ «Опыт Просветления»

 

Для общего понимания традиции сиддхов:

~ «Лайя-йога в традиции авадхутов»

 

Философия учения:

~ Тексты Шанкары, Гаудапады,

~ Авадхута Гита Даттатрейи

~ книги Шри Раманы

~ Трактат «Парасаттарка-логика»

 

Основными каноническими текстами традиции являются:

~ «Сокровище зеркала...»

~ «Освобождающий нектар...»

и комментарий на них в главных книгах учения:

~ «Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги», том 1(О сознании), том 2 (Об энергии).

 

а также тексты, раскрывающие отдельные аспекты учения:

~ «Путь божественного сознания»

~ «Путь божественной гордости»

~ «Путь божественной игры»

~ «Путь растворения пяти элементов» (включен в «Сияние» т.2)

~ «Нада-йога»

 

Тексты и брошюры, раскрывающие основные методы учения:

~ «Сутра сердца йогической практики»

~ «Фундаментальные практики Лайя-йоги» (методы учения раздела

Праджня-янтры)

~ «Источник сознания» (Атма-вичара, концентрация)

~ «Мудрость и метод Адвайта-Лайя-йоги»

~ «Мистерия чистого звука» (коллективная практика чистого видения)

 

 

Тексты йогической практики (для понимания методов йоги)

~ «Традиция сиддхов» т.1, 2, 3

 

Рекомендуется изучать учение в вышеприведенном порядке. Обычно изучение книг «Сияния» дает полное представление о Лайя-йоге и проясняет все основные аспекты учения.

 

Коллективная практика созерцания и 

чистого видения «Бхаджан-мандала»

 

«Бхаджан-мандала» является особым видом коллективной практики созерцания, когда мы объединяемся со звуками (бхаджаном), образами божеств (мурти) и погружаемся в мистику пространства (мандалу), зарождая в сознании особый способ «чистого», божественного, священного восприятия окружающего мира.

Основные принципы ее выполнения подробно описываются в брошюре «Мистерия чистого звука».

Благоприятно ежедневно выполнять эту практику в общине (Дхарма-центре) совместно с другими практикующими или самостоятельно, делая подношения благовоний, цветов. Один раз в неделю, к примеру, по субботам, как это делается в монастыре, выполнять расширенный вариант – Махапуджу, с подношениями цветов, фруктов, сладостей (прасада, санскр. милость). Эта практика помогает взрастить «чистое видение», прояснить понимание принципа Гуру-йоги и укрепить священную связь (самайя).

 

Об укреплении духовной связи 

с Учением и призывания в свою жизнь 

Просветляющих сил Вселенной

Одним из важных аспектов духовной практики является накопление семян белой кармы (заслуги). Накопление заслуг через практику служения является неотъемлемой частью духовной трансформации, укрепляющей духовную связь с Мастером, устраняющей эгоистичные цепляния и привязанности ученика. Не прояснив этот важный принцип, невозможно надеяться на сколько-нибудь серьезные результаты в йоге. Это способ привлечь более могущественные силы вселенной, которые подобно божественному нектару растворяют все двойственные представления йогина.

Поэтому начинающим кандидатам в ученики рекомендуется активно сотрудничать с монастырем или общиной в служении Дхарме, служению просветляющим силам вселенной.

 

 

Об участии в обучающих 

семинарах и ритритах

Очень благоприятно периодически принимать участие в ритритах и обучающих семинарах, проводимых Гуру и монахами в городах России и Украины, получать посвящения в методы учения.

Ученики и кандидаты в ученики, которые приняли Прибежище, практикуют базовые практики, изучают учение, занимаются служением, принимают участие в семинарах и ритритах могут приехать в монастырь на обучение продолжительностью от 1 до 3 месяцев в году, или на коллективные практики, проводимые в монастыре 4 раза в год:

~ Вьяса-пуджа 24 октября (с 20 по 27 октября)

~ Ритрит на Новый год с 1 по 7 января

~ День почитания махасиддхов в ночь на Шиваратри – февраль-март (вычисляется по лунному календарю)

~ Ежегодный интенсивный ритрит для учеников-мирян с 1 по 14 июня

 

 

О самайях

Сокровенной стороной практики является соблюдение особых священных клятвенных обещаний – самайя. Это обещания искренности и чистоты помыслов в отношении Мастера, Учения и учеников.

Этот принцип является главным в любой тантрической традиции, особенно в Ануттара-тантре, где основой практики всегда является Гуру-йога, самоотдача – сонастройка с сознанием Мастера. Именно благодаря установлению таких тонких духовных отношений, Учитель передает свое мастерство и реализацию ученику.

Поэтому ученик должен быть особенно бдительным, чтобы бережно хранить священную связь-самайю в самой глубине своего сердца, не допуская нечистоты в мыслях, речи и поступках.

Если же по невнимательности допущено нарушение самайи, нужно вновь восстановить ее, пересматривая свое отношение к той или иной ситуации, событию, человеку.

При более грубых нарушениях, особенно по отношению к Мастеру, Учению, самайным братьям и сестрам по дхарме, необходимо выполнить искреннее раскаяние и сделать подношения, тем самым, очистив и восстановив свою самайю.

 

Учение Лайя-йоги – это глубоко внутренний путь. Это практика прежде всего связана с пребыванием в созерцании за приделами концепций. Все другие методы являются лишь дополнением, искусными средствам, способствующими прояснению и углублению естественного состояния, проявлению правильных знаков реализации.

Поэтому, выполняя любые практики, следует придерживаться главного принципа – внимательности и созерцания. Не страшно, если это состояние еще не открыто, сама настройка на такое осознавание будет способствовать раскрытию и углублению созерцательного присутствия.

 

Как проверять свою практику

 

Проанализируйте:

~ Внимательность к поддержанию присутствия в повседневности (ходьба, еда, разговор, туалет, одевание и т.д.)

~ Уровень дхьяны в медитации

~ Гуру-йогу, духовную связь (чистота самайи, уважение и чистота линии передачи)

~ Свой уровень энергии, чистоту нади и пран

~ Свою задержку (кумбхаку), частоту и длину дыхания

~ Как ведется работа с санкальпой

~ Наличие и глубину чистого видения

~ Свое служение (каким энергиям открываемся)

~ Интеллектуальное знание учения и текстов

~ Заземление и гармония пран

~ Свое окружение: люди, элементы и т.д.

~ Свои взаимоотношения с окружающими (самайными братьями и сестрами)

~ Свои сновидения и просыпание утром

~ Свое всеприятие и «единый вкус»

~ Ведется ли улавливание особых моментов (зевание, первый момент после пробуждения, чихание, испуг, желания т.д.)

~ Наличие нектара и продвижение в Чандали-йоге

~ Состояние чакр

 

На основе такого анализа вы можете корректировать свою практику, более пристально обращая внимание на слабые стороны, развивая и укрепляя их.

 

Экзаменационное задание 

ученикам-мирянам для присвоения I ступени обучения 

«Вступивший на путь Мастеров» (Йога-юдж) 

после овладения и выполнения базовых практик

~ Знание основ учения по книгам «Сияние», каноническим текстам Адвайты

~ Качество и знание методов I ступени (на выбор Стража Дхармы)

~ Пройти 1 круг чанкраманам

~ Кумбхака 2,5 минуты

~ Практика «трех неподвижностей» 1 час

~ Речевое самоосвобождение

~ Выполнение базовых практик

~ Прохождение двухнедельного ритрита в Дивья Локе или Всеобщего ритрита I ступени.

Вопросы для изучения Учения 

I ступень

Предварительные учения

1. 4 осознанности (рассказать в общем, раскрыть суть)

2. 7 драгоценных медитаций (рассказать в общем, раскрыть суть)

3. Структура большой вселенной (общая)

4. 6 миров сансары, их характеристики

5. Миры Формы (Рупа Лока), Без-Формы (Арупа Лока), Мир Изначальной Свободы (Маха Нирвана), их характеристики

6. Закон кармы. Три типа кармы (санчит, прарабдха, агами), пять видов кармы (прарабдха, дхарма, манаса, будхи, бхагавата)

7. Карма шести миров, ее проявление на уровне сознания и энергии

8. Клеши и мала (омрачения), их пагубное влияние на духовную практику. Взгляд на клеши с точки зрения Ануттара-тантры. Три пути (Сутра, Тантра, Ануттара-тантра) и методы их преодоления.

9. История учения, линия передачи

10. Святые-махасиддхи (перечислить основных, почитаемых в Лайя-йоге, их краткая биография, достижения)

11. Три Сокровища

12. Принципы взаимоотношений Учитель-ученик, правила общения с Учителем

13. Гуру-йога, преданность и самоотдача. Принципы и ее значение в Ануттара-тантре

14. Виная, Самайя, Единая самайя созерцания. Три вида самайи, 14 коренных соблюдений.

15. Принцип «чистого видения» и его значение в Ануттара-тантре

16. Требования к качествам йогина

17. Типы тантрических темпераментов и статусы йогинов (пашу, вира, дивья), их характеристики

18. Соблюдение правил дисциплины и требования к образу жизни

19. Семена белой кармы и их виды. Принцип накопления заслуг, их значение в духовной практике

20. Правило обучения

21. Правило практики (ритритное правило 12-ти летнего обучения)

22. Семь ступеней обучения и уровни достижения

23. Пять янтр Лайя-йоги

24. Три типа сознания (джаграт, свапна, сушупти)

25. Абсолютная и относительная истины, способы их постижения

Учение о перерождении (антарбхава видья)

1. Цвета бардо и способы их преодоления

2. Реинкарнация. Суть учения о перерождении

3. Типы Бардо

Раздел сознания

1. Три главных принципа (общее понятие)

2. Основа, Путь, Плод Лайя-йоги

3. Основа, понятие Ума-основы в учении Лайя-йоги

4. Качества Исконного «Я» (чистота, совершенство, непостижимость, бесконечность)

5. Путь: Видение, медитация, поведение

6. Виды медитации: Концентрация, полнота внимания, медитация, созерцание, интеграция. Привести примеры

7. Препятствия в медитации и способы ее устранения (расплывание и возбужденность)

8. Пятеричная формула самоосвобождения

9. Четыре мары и три ловушки на пути

10. Самоисследование. Понятия «я»-мысли, самоисследования и самоосвобождения в медитации Атма-вичара

11. Понятие самоосвобождения в учении Лайя-йоги. Два вида ментального самоосвобождения

12. Типы самадхи

Раздел энергии

1. 7 тел

2. Чакры, кундалини и энергетические каналы (нади)

3. Узлы (грантхи)

4. Прана, ее основные виды и функции.

5. Виды очистительных практик (шат-карма) и их необходимость

6. Благоприятные и неблагоприятные действия

7. Засоры в нади и желания. Очищение каналов

Овладеть:

Методы раздела энергии (Шакти-янтры)

1. Семичленная поза лотоса. Позиция тела для практики созерцания и управления ветрами

2. Крийя-комплекс (9 упражнений)

3. Базовый комплекс асан Лайя-йоги (комплекс №1)

4. Три бандхи

5. Начальная техника дыхания

6. Анулома-вилома пранаяма

7. Сахита-кумбхака пранаяма

Методы раздела сознания (Праджня-янтры)

1. Медитация Четырех Бесконечных Состояний Брахмы

2. Аналитическая медитация

3. Грубая концентрация (Стхула дхарана)

4. Тонкая концентрация (Сукшма дхарана)

5. Медитация наблюдения за дыханием (Анапанасати)

6. Медитация самоисследования (Атма-вичара)

7. Чанкраманам:

~ Наблюдение за телом (Сатипаттхана)

~ Наблюдение за дыханием (Анапанасати)

~ Ходьба с мантрой «ОМ»

~ Установка (санкальпа) «это – сон»

~ Самовспоминание (Атма-вичара)

8. Мантра «ОМ»

9. Молитва Прибежища (простирание)

10. Коллективная практика «Мистерия чистого звука» (Бхаджан-мандала)

1) Что такое практика «Бхаджан-мандала»

2) Что такое намастэ-крийя (прартхана-мудра) и как она выполняется, ее смысл

3) Как выполняется Гуру-йога «ОМ» перед «Бхаджан-мандалой»

4) Смысл Гуру-йоги «ОМ» перед «Бхаджан-мандалой»

5) Как выполняется созерцание перед «Бхаджан-мандалой»

6) Что означают песни призывания сиддхов, какой в этом смысл?

7) Как выполняется преображение в:

~ Даттатрейю

~ Горакшанатха

8) Что означает Гуру-йога после «Бхаджан-мандалы». Как должна делаться визуализация?

9) Как выполняется визуализация и медитация в практике 4 бесконечных состояний Брахмы

10) Назовите основные этапы «Бхаджан-мандалы» 

11) Как объединить практику «Бхаджан-мандалы» с повседневной жизнью?

www.advayta.org

Символ веры

Символ веры

 

1. Верю в Парабрахман, один без другого, недвойственную Реальность, в ТО, что не рождено, не имеет имени, формы, качеств и атрибутов, в вечное, бесконечное, вездесущее, всенаполняющее, чистое Сознание, пребывающее во всех существах как Сат-чит-ананда.

 

2. Верю в то, что Абсолют обладает способностью к непрерывным творческим манифестациям и проявляется как три космические силы Вселенной – творение (сришти-шакти), поддержание (стхити-шакти и разрушение (самхара-шакти), а также как силы мудрости (джняна-шакти), воли (иччха-шакти) и действия (крийя-шакти), персонифицированные как Брахма, Вишну, Шива (Тримурти) и их супруги.

 

3. Верю в тройной канон (прастхана-трайя) священных текстов ведантической традиции, а также в недвойственные тантры, упанишады и устные наставления (упадеши) святых линии передачи.

 

4. Верю в божественное происхождение, мудрость и благословения семи мудрецов ведической традиции, к которым относятся риши Васиштха, Вишвамитра, Кашьяпа, Бхарадваджа, Гаутама, Джамадагни и Атри.

 

5. Верю в божественных существ, святых мудрецов, сиддхов ближней и дальних линий передачи Учения и в их освобождающую силу благословения, даруемую через Прибежище, самайю и Гуру-йогу.

 

6. Верю в Бхагавана Авадхуту Даттатрейю и его инкарнации как в особое, уникальное, универсальное воплощение Абсолюта, соединившее в себе черты трех главных божественных сил Вселенной, как в центральное божество (ишта-девата) традиции.

 

7. Верю в десять главных принципов (ачар) учения Лайя-йоги.

Эти ачары таковы:

  • недвойственное воззрение единого «вкуса» (адвайта-самарасьячара),
  • естественное состояние (сахаджачара),
  • обет преданности и чистоты (самайячара),
  • совершенный метод (упайячара),
  • почитание святых объектов (садачара): святого Учения (Сатья-веда), духовного Учителя (Садгуру) и святых (арья-сангха),
  • сострадание и самоотдача (бхритьячара),
  • внутренняя аскеза (тапачара),
  • спонтанное проявление совершенства без ограничений (сиддха-свеччхачара),
  • божественная гордость и чистое видение (дивьячара),
  • открытие просветляющему потоку нисходящей силы раскрытия божественного (даршаначара)

 

8. Верю как в форму Абсолюта и источник всех явлений во Вселенной в саморожденную естественную мудрость, естественное состояние (Сахаджью), природу Ума, подобную бесконечному пространству вне фиксаций и ограничений, переживаемую в созерцании как чистое обнаженное осознавание вне понятий, концепций и оценочных суждений, непостижимую логикой и рассудочным умом.

 

9. Верю в основу, путь и плод учения, где основа есть саморожденная мудрость (Сахаджья-праджняна), неотличная от Парабрахмана, путь – есть путь созерцания обнаженным осознаванием естественного состояния, полученного при передаче, методом трех главных принципов (шравана, манана и нидидхьясана), а плод – три просветленных тела:

  • тело мудрости, подобное пространству чистого сознания (Джняна-деха),
  • иллюзорное тело, подобное божеству (Пранава-деха),
  • совершенное тело проявления (Сиддха-деха)

 

10. Верю в принципы и заповеди йоги, тантрийские обеты (самайи) и единую самайю созерцания, которые необходимо применять и тщательно соблюдать в соответствии со своим статусом, местом, временем и указаниями коренного Гуру.

 

11. Верю в философию риши Васиштхи, в то, что мир становится таким, каким он  создается в мыслях, что он есть проявление видения, что Вселенная иллюзорна, подобна отражению в зеркале, пуста по своей природе, и все в ней является проявлением фундаментального Ума, бесконечного Сознания, в то, что усмиряя и очищая ум, можно устранить все страдания и творить подобно самому Творцу Вселенной Брахме.

 

12. Верю в закон кармы, реинкарнацию, драгоценность человеческого рождения, в то, что обусловленное состояние сансары ведет лишь к неисчислимым страданиям, а истинная цель жизни каждого существа – стремиться к Освобождению.

 

13. Верю в силу сострадания, ненасилия (ахимса) и любви ко всем живым существам, в том числе и к низшим.

 

14. Верю в чистое видение, в то, что все явления во Вселенной чисты, спонтанно совершенны в своей основе и есть не что иное, как игра энергий божеств в мандале Абсолюта (Парабрахмана). 

 

www.advayta.org

Адвайта-йога

   

Лесные лекции о Высшей Йоге/Адвайта-йога

Слово адвайта означает недуальность, недвойственность.

Об адвайте много говорят в направлении философской мысли, получившем название веданта. Веданта, фактически, не есть некое стройное единое учение, но совокупность личных воззрений нескольких индийских философов, пытавшихся осмыслить и развить, прежде всего, некоторые положения древнеиндийских Вед. Все они жили на Земле намного позднее Кришны. И, надо думать, все они читали Его Учение, изложенное в Бхагавадгите. Но... не все смогли его понять.

И это — удивляет: ведь через Бхагавадгиту Бог разъяснил людям и суть Брахмана, и суть Ишвары, и суть и значение существования индивидуальных душ и их развития в воплощениях. (Причём, отмечу, что ведь Учение Кришны полностью совпадает со всеми теми Учениями, которые Бог передавал на протяжении тысячелетий воплощённым людям! С этим можно подробно познакомиться в нашей книге Классика духовной философии и современность).

Из Учения Кришны вполне ясно, что Брахман является Проявлением и Исполнителем Воли Ишвары (Изначального Сознания, Творца). Иначе говоря, термины Брахман и Святой Дух — идентичны.

Но в концепциях ведантистов термину Брахман придают то значение Ишвара, то Абсолют — что почерпнуто из философских воззрений, существовавших ещё задолго до Божественного Воплощения Кришны.

У нас сейчас нет цели — подробно анализировать истинные и ложные взгляды ведантистов. Но сосредоточим внимание на главной именно ценной мысли веданты — на адвайте.

Об этом, впрочем, ведь и Кришна говорил, показывая нам цель наших духовных усилий:

Я есть Ишвара. Но Я есть также и Всё (то есть, говоря современным языком, Абсолют). А Всё есть совокупность Ишвары и Мира Брахмана, то есть, сферы деятельности Брахмана, иначе говоря — Творения, включая и все материальные тела, и воплощаемые в них эволюционирующие индивидуальные души. И задача людей — развивать себя до познания сначала Брахмана и Слияния с Ним в Брахман-Нирване, а потом — и до познания «Меня в Моей сокровенной Сути» и Слияния со Мной в аспектах и Ишвары, и Абсолюта.

Иными словами, Бог в аспекте Абсолюта есть именно ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ. И каждый из нас должен осознать — но не только в мыслях и словах, а и через практику развития себя как сознания — эту Его Тотальную Единосущность, а также свою Единосущность Ему.

Причём реализация Единосущности Абсолюту может в реальности иметь место лишь после обретения Слияния с Творцом-Ишварой. Ведь именно Творец — бесчисленными Своими Руками Любви — пронизывает и скрепляет всё Своё Творение.

Вот в этих-то терминах — и надо говорить об адвайте!

Причём людям, уже имеющим духовный опыт, ясно, что реализация данной задачи возможна только через последовательное восхождение по ступеням: сначала — очищения ума, тела, эмоциональной сферы, основных энергоструктур, затем — последующего утончения сознания и его количественного выращивания посредством специальных медитативных приёмов.

* * *

Это вовсе не похоже на то, что можно наблюдать в практике современных сект «ведантистов», где «решения» этих грандиозных задач развития индивидуального сознания до Божественности — видят только в умствованиях и самовнушении…

И из этого могут следовать и такие — парадоксальные по нелепости! извращения — как следующее: «Я есть составная часть Бога, я это понял (поняла), а значит, все мои мысли, желания, эмоции, слова и поступки — БОЖЕСТВЕННЫ! Я — как неотъемлемая часть Бога — имею право на абсолютно всё! Это я — проявляю Волю Бога здесь на Земле! Всем — слушаться МЕНЯ! Всем — подчиняться МНЕ! Хочу — и заберу твоё! Хочу — убью тебя! Я — буду унижать тебя, уничтожая в тебе твоё «я», помогая и тебе через это осознать единосущность со МНОЙ!…». И так далее…

Причём психопатология, развивающаяся на фоне столь дикого сектантства, — это вовсе не единичные случаи. Мне лично приходилось встречаться с такими чудовищами неоднократно, в частности, среди наркоманов, почитающих этот свой «путь» — духовным путём… То, чего они «достигают» на этом своём «пути», — это разрушение интеллекта, а как следствие — потеря нравственности, затем — огрубление эмоциональной сферы и обретение адского состояния души ещё при жизни в теле… А после развоплощения — ад и, возможно, даже… обретение «недуальности», «адвайты» (разумеется, в кавычках) с… протопурушей… после полного распада души в аду: в той самой «геенне огненной»…

* * *

Но к истинной адвайте надо идти совсем иначе: именно так, как этому учит Бог!

Что же конкретно надо делать? На что имеет смысл поставить акценты, идя Путём адвайта-йоги?

В интеллектуально-этическом ракурсе следует как можно более полно проникнуться принципом Ишварапранитханы — постоянного ощущения пронизанности всего, включая моё тело, Божественным Сознанием. Это даст постоянное ощущение присутствия моего Учителя-Бога не только рядом, но даже и внутри меня, что особенно важно в экстремальных ситуациях. И именно экстремальные ситуации пусть напоминают мне о необходимости возвращения к этому ощущению! Что Ты хочешь мне сказать этим? — вот тот вопрос к Богу, который первым должен при этом возникать.

Ещё очень актуален принцип апариграхи — свободы от ненужных (не необходимых) вещей: ведь это позволит не рассеиваться вниманием, пусть в центре внимания останется именно Бог.

Иисус Христос однажды сказал Своим ученикам: «Где сокровище ваше — там и сердце ваше». Это — чрезвычайно весомые слова! В итоге работы по изменению себя мы должны будем совместить себя (как сознание, преображённое в огромное и утончённое до состояния Ишвары духовное сердце) — с «Сердцем Абсолюта», то есть, с Самим Ишварой, Творцом.

Вспомним также то, как этому учил Хуан Матус; я имею в виду эпизод со столом; (если кто-то об этом не знает — расскажу чуть позже): только тогда, когда тональ (то есть, мир материальных предметов) расчищен от всего лишнего, — только тогда можно успешно созерцать и изучать нагваль — нематериальные компоненты Абсолюта.

Также нам будет не обойтись без акцента на принцип хри — смиренномудрия. Ведь, когда речь идёт о Слиянии двух сознаний, двух душ, — должно образоваться именно ОДНО сознание. Причём, если мы это рассматриваем применительно к Слиянию с Богом, — то надо понимать, что Ишвара БЕСКОНЕЧНО ОГРОМЕН — в сравнении с претендующим на Слияние с Ним индивидуальным сознанием, сколь бы высоко развито оно ни было! И это Слияние представляет собой именно ВЛИВАНИЕ себя в Него и РАСТВОРЕНИЕ в Нём.

Повторяю: должно получиться ОДНО Сознание; второму здесь места не остаётся!

И учиться этому надо как можно раньше, учиться — через развитие в себе смиренномудрия: смиренного, скромного, неамбициозного и безобидчивого ощущения себя — пред Величием Вселенского Абсолюта.

Но овладеть этим можно лишь через освоение искусства психической саморегуляции, основанного на очищении и развитии своих чакр; об этом мы подробно говорили в книге Экопсихология.

Ведь, например, головная чакра аджня (её название, кстати, переводится как не мудрая) как раз и является носителем того самого низшего человеческого «я», которое и является, так сказать, «центром эгоцентризма». И лишь если мы научаемся «выключать» аджню, перемещаясь концентрацией сознания в чакру анахату, — только тогда, и никак иначе, появляется возможность реализации смиренномудрия!

Но интеллектуально отслеживать в себе такие эмоции, как обидчивость, раздражённость, гнев, само-оборонительная амбициозность, ревность и тому подобные состояния души, — тоже необходимо, чтобы победить в себе эти пороки.

Изучение и исполнение всех остальных этических принципов, приведённых, в том числе, в нашей книге Экопсихология, в главах, посвящённых анализу Учения Патанджали, называемого аштанга-йогой, — тоже необходимо. Продумаем сами значение для нас в рассматриваемом ракурсе, например, принципов ахимсы, сатьи, дайи…

Сказанное позволяет увидеть, в том числе, что такие «приёмы», как их сейчас принято называть, «современной психологии», как унижение, оскорбление своих учеников-жертв «преподавателями» — с целью якобы уничтожения в них их «низших я» — такие приёмы являются не только тотально не эффективными, но должны расцениваться как злостное хулиганство, являющееся ярким проявлением самых отвратительных душевных свойств тех самых «преподавателей»…

* * *

Ну а на психоэнергетической линии развития — надо осваивать все ступени очищения чакр и основных меридианов, приёмы развития себя в качестве утончаемого и растущего количественно духовного сердца.

Исполнить это возможно, кстати, только на фоне исихии — внутренней тишины, которая может быть обретена лишь при уже заметно подросшем духовном сердце. Обо всём этом мы уже неоднократно говорили в наших беседах и писали в книгах, включая Экопсихологию.

А затем — приходит пора исследовать весь многомерный Абсолют: вначале по частям, затем — объединяя все Его Части воедино в медитации НАМ.

Скажу про последнюю медитацию подробней, поскольку существует слишком много случаев её неправильного понимания.

Дело в том, что в духовном ракурсе под этим словом надо понимать не имя, а описание Бога.

Вначале мы, так медитируя, можем сонастраиваться и даже — кто уже умеют — сливаться сознаниями со всеми конкретно известными нам Божественными Учителями. Первым среди Них — вполне уместно, чтобы стал Кришна.

Потом добавляем сонастройку со всеми освоенными слоями многомерного Абсолюта, которые были обозначены на схеме изучения строения Абсолюта в книге Экопсихология. (Разумеется, не надо сливаться только с содержимым ада. Хотя именно границу с этим слоем хорошо бы чётко запечатлеть.)

Надо также научиться именно сливаться с Сознаниями высших эонов. Механизмом такого Слияния является медитация, называемая тотальной реципрокальностью. Освоение её позволяет постичь Нирваническое состояние Ниродхи.

Когда мы сможем собирать в себе все основные эоны одновременно, причём с акцентом в Обители Ишвары — можно считать, что весьма значительная часть Пути уже пройдена.

Причём осваивать всё это целесообразно на соответствующих каждой ступени местах силы. Так, и для нахождения границы с адом, и для освоения каждого из «зазеркальных» эонов, а потом и для исполнения всей медитации целиком — могут быть найдены соответствующие оптимальные места. Ищите — и Божественные Учителя помогут достойным!

Ну а потом?

А потом надо будет удвоить всё это через специальные приёмы буддхи-йоги; тогда способность к восприятию Ишвары и Абсолюта тоже удвоится — и этого будет уже достаточно для полноты Слияния с Богом в обоих этих Высших Его Аспектах. Я говорю о медитации ‘Крест’, которой обучал Своих учеников Иисус Христос и на которую указывал в Своём Евангелии Апостол Филипп.

Вот только тогда — адвайта станет реальностью!

Но и на этом — работа по совершенствованию себя ещё вовсе не заканчивается!…

Адвайта - это, определение слова, понятие. Что такое Адвайта ...

Степанов А.М › Что такое Адвайта, определение, значение слова ... Адвайта – одна из самых абстрактных форм учения веданты, восходит к ...http://www.insai.ru/slovar/advaita

(Демонстрацию упражнений смотрите в фильме).

xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai

Вопросы – ответы

Вопросы – ответы

Вопрос к Свами:

Намасте! У меня вопрос Вам. Сейчас очень много говорят о чипизации. В православных источниках много предсказаний об этом. Но в индийских текстах об этом совершенно ничего нет. Или я просто не читала. Что об этом говорит Свами Вишнудевананда Гири? Если вообще говорит об этом.

 

Ответ:

Кратко мое мнение таково: любая технология – как лекарство, она может нести и пользу, и вред – в зависимости от пропорции и от того, в чьих она руках находится. При нынешней существующей атмосфере в мире, культуре, отношению к правам человека эта вещь в эпоху информационных войн может легко использоваться для ограничения его свобод, разного рода манипуляций, а значит, этого надо избегать или отказываться от этого.

 

В будущем, когда изменится ментальность людей, когда появятся новые поколения с саттвичным менталитетом, когда каждый будет уважаться подобно божеству, возможно, это может приносить пользу, но пока – не видно этого. 

 

Возможно, это будет полезно отдельным людям экстремальных профессий – солдатам, спасателям, пожарным, ученым в секретных лабораториях, тем, кто отправляется в сложные экспедиции. Возможно, это будет полезным тем, кто должен находиться под присмотром врачей 24 часа в сутки.

 

Но остальным людям, я думаю, в этом смысла никакого нет. Потому что есть большие возможности для злоупотреблений этим сейчас, к сожалению. 

 

Все дело – в людях. Не в технологиях.

 

Технологии могут нести пользу или вред в зависимости от того, кто их использует.

 

Жизнь – это таинство. Истинная жизнь – это жизнь в свободе, без ограничений. Каждый человек волен сам распоряжаться своей жизнью. Каждый должен обладать приватностью своей жизни, ее неприкосновенностью. Сделать жизнь целиком прозрачной и видимой на мониторе, благодаря чипу, свести ее к номеру в базе данных, счету, чипу, означает лишить жизнь этого таинства, обезличить человека, и этого следует всячески избегать. 

 

Вопрос к Свами:

Я практикую несколько лет и те, кто практикует рядом со мной, добились кое-каких успехов в медитации, в созерцании и т. д., а у меня духовного прогресса нет. Что я делаю не так? Ведь я делаю все то же самое. 

 

Ответ:

Все дело в карме. Посмотрите свои гороскопы, сравните их с гороскопами других – разве они будут одинаковы? 

 

С точки зрения кармы, заслуг, вы не найдете двух одинаковых людей. И в то время, как один человек, сидя в медитации махашанти, будет получать опыты дхьяны один за другим, другой в это время будет бесцельно сидеть и бороться с мыслями.

 

Потому что его заслуга перед Дхармой, внутренний свет (дхарма-сукрити) не позволяют этого делать. Просто на кармическом счету мало заслуг, мало хороших воспоминаний, духовных впечатлений, а плохих или мирских много. Поэтому мастера и говорят – не копите богатства, копите заслуги. Заслуга – это энергия божественной благодати, энергия саттвы. Она ценится в духовном мире. Ее можно и нужно накапливать. Тогда и духовный прогресс будет. 

 

Еще очень важны ваш образ жизни, ваше окружение, ваша йогическая самодисциплина. Есть индийская поговорка. Современный человек по утрам – «йоги», днем он становится «бхоги» – рабом чувств, а к вечеру – «роги» – больным. Если вы отдаете слишком много своей энергии мирским желаниям, целям мира сего, а на практику не хватает времени, и вы не овладели стабильной осознанностью в течение дня, так, чтобы никогда не отвлекаться, у вас не будет энергии. 

 

Потому что энергию дает Атман внутри. А если ты целый день в уме, в чувствах, во внешнем мире, то как ты получишь свет и энергию от Атмана? Это будет возможно только во сне без сновидений на 3-4 часа – в состоянии «сушупти». 

 

Поэтому делайте анализ своей практики, образа жизни, если надо, то корректируйте его, составляйте для себя расписание, планируйте ритриты или ежедневные занятия. Относитесь к практике стратегически, планируйте ее хорошо, если хотите прогресса.

 

Вопрос к Свами:

Я слышал мнение одного человека, что якобы в одной школе не может сочетаться столько методов, сколько у нас. Я с этим не согласен, но хотелось бы услышать Ваше мнение.

 

Ответ:

Санатана Дхарма очень богата методами, учениями, и это предмет нашей гордости. Этим нужно гордиться. Например, если какой-то бедный человек видит богатого, у него возникает мысль: «Невозможно жить в такой роскоши». Но для богатого – это норма. Скорее всего, этот человек не очень знаком с силой и многообразием истинных духовных традиций. Любая серьезная духовная традиция, особенно тантрическая, будет невероятно богатой методами, учениями, текстами и т.д. В этом-то и есть ее сила. Она дает нам разнообразные виды духовного снаряжения, чтобы мы прошли Путь Освобождения до конца.

 

Это духовное богатство. И кто скажет, что какая-то школа не может быть такой богатой, значит он не знаком с глубиной традиции сиддхов. И если ваш Мастер или ваша школа передает их, это значит, что они благословлены богиней Сарасвати. И это ваша удача, это ваша большая заслуга, что вам удается принадлежать к такой традиции, к такой школе, такому Мастеру.

 

В юности я всегда был жадным к духовным знаниям, в хорошем смысле. Я был очень счастлив обнаружить такое настоящее богатство традиции сиддхов Адвайты. Конечно, не только наша школа, линия является такой богатой, есть и другие, и мы их тоже уважаем.

 

Возьмем, например, не очень далекий от нашей традиции, тибетский буддизм школы Кагью. Они придерживаются «Шести йог Наропы» – йоги туммо, бардо-йоги, йоги сновидений, йоги света, йоги иллюзорного тела, йоги пхова. Это линия Миларепы и Марпы. Есть линия «Шести тантрических йог сестры Нигумы». Также они придерживаются Учения Махамудры, похожего на нашу джняна-йогу. И все это – одна линия школы Кагью. А таких линий там много и каждая богата своими учениями, методами, текстами. 

 

Бывает, некоторые из лам получают сотни посвящений в различных божеств. Понятно, что нет даже времени их практиковать.

 

Таким же образом, наша духовная линия обладает огромным богатством учений – кроме традиционных раджа, бхакти, джняна, карма-йоги, являющихся фундаментом, это также драгоценная лайя-йога, переданная Шивой и Дататреей, описанная в «Йога-таттва-упанишаде», в «Йога рахасье», содержащая в себе другие учения, такие как: нада-йога, нидра-йога, джоти-йога, кундалини-йога, анава-йога, прана-видья, таттва-видья и т. д., множество различных философских теорий. Это Учение упанишад.

 

И это настоящий духовный пир для настоящего духовного искателя, для знатока, ценителя, интеллектуала. Потому что истинная Дхарма именно такова. Это то, во что можно погружаться всю жизнь. 

 

Это то, чем можно жить с утра до вечера. Это нисходящая божественная милость Абсолюта – ануграха, это видья – проявленное тело Древа Прибежища, богов и святых сиддхов, мандала, духовное поле, состоящее из текстов, передач, смыслов, учений, методов Дхармы.

 

Это не просто метод или пара методов, это не просто доктрина, в которую вам надо поверить раз и на всю жизнь. Это целая жизнь в методе, другая цивилизация, другая культура жизни, другой мир. А Учение позволяет войти в этот мир.

 

Ошибочно думать о Дхарме, как только о школе. «Школа в ведической традиции» – это конкретная линия, ашрам конкретного Мастера, матх, то есть это ашрам и парампара (линия передачи), это также традиция практики, сложившаяся в них. 

 

Ашрам и парампара, в свою очередь, входят в йогическую сампрадайю – более широкую духовную традицию, которая придерживается определенного воззрения. Сампрадайя, в свою очередь, входит в более широкое течение, например – шайва, шакта, вайшнава. И все эти течения – это часть огромного древа Санатана Дхармы. И все это огромное древо – наше, хотя, конечно, у каждой линии есть свои методы и взгляды на духовную жизнь. 

 

Раджа-йога, бхакти-йога, карма-йога, джняна-йога – это общие йоги для всех, кто следует Санатана Дхарме.

 

 Вопросы – ответы (16 Кб )

www.advayta.org


Смотрите также