5 способов обуздать свое эго с помощью йоги. Йога эго


Йога и эго | SLAVYOGA

Практикуя йогу, садхака сталкивается с рядом препятствий или ступеней, поднимаясь по которым, он или эволюционирует, либо находится в стагнации или же, что еще грустнее, накапливает карму. Известно, что в процессе практики йоги у человека есть возможность, только выполняя асаны на коврике развязывать свои кармические узелки, а как же выходит так, что он завязывает новые плюс к уже имеющимся?

Вот на эти и другие вопросы попробую ответить в этой статье. Давайте по порядку: почему статья называется йога и эго…

Немного теории

Эго — это часть структуры личности человека, которую он осознает, как свое Я, которая отвечает за его самовыражение в социальной, интимной жизни и жизни духовной (но на начальном этапе духовного становления). Эго – это проводник между внутренним и внешним содержанием мира, в нас и в не нас.

Йога и человеческий эгоизм

Эго начинает формироваться у человека в возрасте 3-х лет, а потом, по мере взросления, крепнет и становится сильным или слабым эго и, к сожалению, становится довольно ригидным. Эго — это определенная константа в жизни, своего рода призма личности, через которую человек ощущает себя и окружающее пространство. Оно отвечает за достижения человека, за то какие оценки он выносит себе и своему окружению. Часто, эго называют ложной частью личности человека.

Происходит это из-за того, что система не может познать сама себя изнутри, а эго это некая внутренняя организация психики, которую невозможно потрогать или увидеть или даже услышать, а значит и познать полностью невозможно. Говоря по- другому, это если бы кого-нибудь попросили описать себя, но при этом он ни разу не видел себя. Как бы он это сделал?

Вот так происходит и с человеком, который практикует йогу. Он знает, или, думает, что знает себя, прилагает усилия, входя в различные асаны, ежась на коврике, говорит о себе: « Я занимаюсь йогой, я йог и т.д. …» А что и ради чего, зачем он это делает? И тут на помощь приходит эго. Садхака отвечает себе на вопрос и, конечно, ответов много….. А что отвечаете себе вы? Особенно тогда, когда тяжело или не комфортно в какой-либо асане, куда вы смотрите в этот момент, что слышите, что чувствуете?

Вот в этот момент ответ дает ВАШЕ эго: оно либо стимулирует, либо говорит, — «А вон, посмотри, и у других тоже не получается», а может так: «Мне так тяжело, это не для меня, мне еще рано, делать такие сложные асаны»… Или же другой вариант: «Вот он\она делает, чем я хуже? И я так могу»…

И снова, все не так однозначно, как хотелось бы. Если нет честолюбия в процессе практики асан, скорее всего, нет и реальных результатов. Честолюбие и эго взаимосвязаны и каждый выбирает сам путь, по какому идти.

Древние писания в один тон утверждают, что нужно:

— Не быть привязанным к эго— Не цепляться за жизнь— Быть свободным от своих желаний— Трудиться, не привязываясь к плодам своего труда

Это своего рода отражение закона парадокса или единства противоположностей — выбирайте сами, кому какая парадигма ближе. Все положения истинны только в какой-то мере, всякое доказательство имеет несколько сторон, любая истина частично справедлива только наполовину, проследите ее, и вы обязательно столкнетесь с ее другой стороной. Всякое понятие «существует» и «не существует» одновременно, и поэтому всякое полностью истинное утверждение обязательно должно быть парадоксально.

Все это происходит из-за того что наше эго позволяет видеть нам только одну сторону медали в данный момент. Если допустить, что мы можем разотождествиться со своим телом, эго, то мы, находясь везде и нигде одновременно, смогли бы увидеть все грани того или иного явления. Это было бы похоже на то, как увидеть все точки шара одномоментно, находящиеся как внутри так и снаружи его. Вот в этом и заключается истинное понимание, как наше эго помогает нам расти в практике йоги и как оно одновременно с этим является мощнейшей преградой на пути нашего духовного взросления.

Погружаясь в практику йоги, развивайте осознанность, раскрывайте механизмы работы Вашего эго и ищите путь к своему истинному Я!

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

5 способов обуздать свое эго с помощью йоги

Что такое эго? Почему от него нужно избавляться? Что в нем такого плохого?

Действительно, некоторые люди наоборот считают это качество характера своим достоинством, полагая, что именно оно делает их индивидуальность такой яркой и незабываемой. Возможно, так оно и есть, если вы спонтанный художник или претенциозная дива, но если целью вашего существования является саморазвитие, вы регулярно практикуете йогу и медитируете, то эго — ваш самый настоящий и злейший враг. И хотя может казаться, что в нем нет ничего уж такого вредоносного, именно оно становится причиной постоянной неудовлетворенности, завистливости, зависимости от чужого мнения, непрерывной заботы о собственной персоне и невозможности элементарно наслаждаться жизнью. Эго – это черная дыра, которая поглощает весь свет и все радостные события, требуя все больше и больше, поэтому вы никогда не станете счастливыми до тех пор, пока оно вами управляет.

К счастью, если вы решительно настроены избавиться от этого недуга, то против него есть отличное эффективное средство и это — йога! Регулярная и корректная практика благодаря своему убойному комплексу «дыхание-асана-намерение» не оставит от эго и следа. Вот только загвоздка здесь в словах «регулярная» и «корректная», потому что просто купить абонемент и периодически поделывать Сурью Намаскар будет недостаточно. Чтобы на себе ощутить все волшебство и мудрость йоги, вам понадобится практиковать ежедневно, несмотря на плохое настроение, бытовые проблемы и мелкие неурядицы. Нужно как факел загореться желанием, потому что работы будет много, и она будет трудной. В общем, если вы уже ощутили в себе дух молодого бойца и готовы приступить к бою, то ниже для вас собраны полезные рекомендации, которые помогут выйти из самой сложной битвы, битвы с самим собой, победителем.

  1. Смотрите на коврик. Сказать – проще, чем сделать, так как все будет зависеть от масштабов проблемы: чем больше эго, тем труднее задача. А если вы – красивая дама, то миссия почти невыполнима. Женщины с детства озабочены тем, как они выглядят и какое производят впечатление, поэтому изменить этот паттерн быстро, просто невозможно, но если не отчаиваться и продолжать работать – все обязательно получится. Что нужно делать? Просто каждый раз, когда будете ловить себя на мысли, что на йоге ваши глаза блуждают взглядом по залу, подмигивая красавцу напротив, или сравнивая себя с гимнасткой справа, сделайте себе одолжение и просто уставьте их в пол! Если будет скучно, попытайтесь установить контакт с телом: дышите глубоко, наблюдайте за ощущениями, очистите сознание от мыслей и попытайтесь наконец-то услышать Себя, а не свое самодовольство.
  2. Будьте сами себе учителем. Только вы знаете, на что вы способны и чего от себя требовать, но, чтобы познать это знание, вам нужно уничтожить эго. Обычно оно сбивает с толку, заставляя вас пытаться впечатлить своего инструктора. Это чревато перенапряжением в асанах, блужданием ума и возможностью получения серьезных травм. Вы также можете беспрекословно подчиняться его указаниям, в то время, как ваше тело будет кричать, что оно устало или просто не способно выполнить ту или иную асану. Запомните, что инструктор – это не экстрасенс – он лишь дает установки, но ваша задача пропустить их через фильтр собственных ощущений, и применить те из них, которые подходят конкретно вам. Если вы устали стоять в Позе планки – уходите в Позу ребенка. Не бойтесь быть осмеянным (есть инструкторы, которые подшучивают над физической слабостью своих учеников), будьте сами себе учителем и критиком, тогда вы добьетесь грандиозных результатов.
  3. Скажите «Нет» селфи. Мы живем в информационную эпоху, но кажется, вместо того, чтобы использовать это себе во благо, непрерывно получая полезные знания и проявляя любознательность, большинство людей пользуется Интернетом в угоду собственному тщеславию. Йоги это касается в первую очередь. Иногда складывается впечатление, что люди помешались на собственных селфи: они делают их во время Шавасаны, забрасывают ногу за голову на не разогретое тело ради удачного кадра, нервничают из-за недостаточного количества набранных лайков, беспокоятся, что их стойка на голове недостаточно эффектная и прочее. Сложно поверить в то, что это действительно правда, но, кажется, придется. Как говорится: и смех, и слезы. Смешно то, что в таком поведении нет ни капли йоги (есть элементы гимнастики). А грустно потому, что есть зависть и самомнение, увеличивающееся с каждым днем в геометрической прогрессии. Если вы узнали себя в этом описании, признайте проблему и приступите к ее решению: расстелите коврик и отключите свои гаджеты, устремитесь вглубь своей души, генерируйте любовь и тепло. Вот это и будет настоящей йогой.
  4. Живите в настоящем. Иногда после практики люди не помнят половины асан, которые делали, так как в процессе выполнения думали о чем-то своем и занимались «соревнованиями» с соседями по коврику. Все дело в том, что наше эго не выносит тишины, и готово нести нам любую чушь, лишь бы не дать нам услышать собственное Я. Оно будет снабжать вас отрицательными эмоциями, бесполезными мыслями, лишь бы вы жили не здесь и сейчас, а в воображаемых диалогах и мечтах. Не позволяйте ему брать над собой верх: как только вы поймете, что в вас говорит эго, наклейте на эти мысли особый ярлык «Это всего лишь мое эго». После чего вернитесь вниманием в настоящее: приступите к работе, полюбуйтесь закатом или просто сделайте десять глубоких дыханий.  Вот увидите, со временем ваше эго станет беззащитным, как младенец, и перестанет вас терроризировать.
  5. Доверьтесь себе. В йоге важно не то, куда вы идете, а как вы идете. То есть, очень важно быть ориентированным на процесс, а не результат. Всегда будут новые позы, которые захочется поскорее освоить, всегда найдутся талантливые люди, которых захочется перегнать, всегда будет желание прыгнуть выше своей головы – это путь в никуда, так как продиктован вашим эго. Не воспринимайте йогу как соревнование или челландж, который надо во что бы то ни стало преодолеть. Йога – это прекрасный и удивительный путь, который развивает в человеке самые прекрасные качества – чувства гармонии и счастья. Ни один самый идеальный шпагат не сможет с ними сравниться. Доверьтесь себе, откажитесь от навязанных ориентиров, и вы вскори заметите, что ваша жизнь расцветает. 

 

 

    Фото: mandukayoga/instagram.com

    yogajournal.ru

    Лекция Йоги Бхаджана: Эго, Гуру и Путь | Кундалини йога в Москве | Кундалини йога для начинающих | Школа Кундалини йоги ВЕНЕРА

    Цель жизни заключается не в поисках Бога. Мне все равно, побьете вы меня сейчас или нет, но вы никогда не убедите меня в том, что мы здесь для этого. Это — величайшая ложь, в которую люди в наше время верят. Почему вы хотите обрести Бога? Бог уже нашел вас. Вы здесь, на Земле, по одной единственной причине — по Его воле. Меня просто поражает, во что вы позволяете себе верить. Даже если бы вы могли найти Бога, что бы вы с ним стали делать? Он ведь  не кокосовый орех, который можно съесть…

    Бог — это не что иное, как ваше собственное внутреннее сознание. И вот теперь я могу согласиться с вами в том, что вы не всегда можете ощущать Бога. Это происходит из-за того, что вы думаете, что вы отделены от Бога. Мы называем это Майя. Майя — это иллюзия отделенности; это — зыбучие пески жизни.

    Всегда, когда вы забываете, что у вас есть способность быть Богом, вы становитесь отделенным от Бога. И это очень печально и очень болезненно. Вы теряете связь со своим Наставником, и вас засасывает в зыбучие пески. Без направления не может быть самоопределения. Без самоопределения не может быть никаких достижений. Без достижений не может быть знания. Без знания не может быть осознания. Без осознания не может быть сияния. А без сияния вы будете как животные. Животное просыпается, кушает, совокупляется, воспитывает потомство и делает все тоже самое, что и вы. Но животное не способно мыслить, чтобы осознавать себя. В этом и состоит разница между животным и человеческим существом (human being). «Hu» – означает свет, «man» – означает ум. Человеческое существо — это существо светлого разума, ума, также как и тела. Но для того, чтобы ощутить себя людьми, вы должны тренировать свой ум методами Кундалини йоги для того, чтобы получить опыт Бесконечности.

    Жизнь задает вам вопрос, на который должен быть найден ответ. Жизнь говорит Эго: «Ты пришло со мной в эту жизнь, но ты не можешь идти со мною в смерть. Я должна использовать тебя, чтобы ты провело меня, но я не смогу взять тебя с собой, когда я уйду». Это тайна Эго, с которой мы сталкиваемся. Жизнь принадлежит к запредельным сферам; Эго дается вам просто как попутчик, чтобы вы могли выйти за пределы, преодолели ограничения, и Эго само по себе  не способно это сделать. Также Эго не может указать вам Путь, потому что Эго не знает, куда вы двигаетесь. Эго не знает, что вы принадлежите эфиру, тонким сферам, потому что Эго не дитя эфира. Оно является порождением Земли. Эго — друг и попутчик, которого нужно взять в путешествие, но он не водитель автомобиля. Хотя это вовсе не означает, что попутчик на заднем сидении не попытается начать управлять автомобилем.

    Вы должны контролировать этого товарища, и в итоге жить согласно своему предназначению. Без этого жизнь не имеет смысла, в ней нет радости, и не может быть никаких достижений. Если вы посвятите себя только Земле, вы не сможете наслаждаться жизнью, потому что ваша жизнь должна выходить за Земные пределы. Вы можете достичь огромного успеха, но все достижения относятся только к этому миру.  Лишь духовные достижения позволят вам познать свою  Бесконечность.  Чем лучше вы узнаете  свою Душу, тем полнее вы сможете слиться с  Бесконечностью, из которой вы пришли. Вот почему у вас есть Гуру: чтобы вы могли узнать и изучить свою Душу. Это —  Наставник, который помогает вам исполнить свое предназначение, став великим.

    Вам нужен Гуру не для того, чтобы управлять вами, а чтобы направлять вас. Вам нужен этот Наставник, чтобы ценить, вдохновлять и поправлять вас, когда вы ошибетесь. Гуру похож на компас: он укажет вам, где находится Северный полюс и ваше местоположение по отношению к нему, но он не отведет вас туда. Он установит отношения между вами и вашим бесконечным сознанием, чтобы у вас в жизни был путеводитель. Гуру — это как насос, который накачивает воздух в шину, чтобы ее можно было использовать. Как только эта работа выполнена, насос не бежит за шиной по дороге. Но если эта шина сдуется, насос снова можно использовать, чтобы колесо могло ехать дальше. Гуру — это как заправочная станция, которая наполняет вас духовностью.

    Гуру должен развеять ваши сомнения и тьму. Он должен возродить вашу духовность и перенаправить вас к вашей истинной цели. Он должен напомнить вам, что на самом деле является реальностью. И показать вам дорогу к этой реальности. Это работа Гуру — того, кто способен при любых обстоятельствах декламировать бесконечную Истину. Гуру вскрывает вас и испытывает, соотнося ваше Эго с Бесконечностью внутри вас. И вас это будет бесить, вы будете сходить с ума,  но это будет удерживать вас на пути к Истине.

    Если Бог дарит что-то этой Земле, Он хочет получить обратно тоже самое. Это – Его природа. И приближенные к Богу — это те, которые могут понять, кто ты есть, и напомнить тебе об этом,  если ты об этом забудешь.

    Этот мир создан для того, чтобы мы получали удовольствие, живя в нем. Но наше Эго не позволяет нам наслаждаться нашим пребыванием на Земле. Бесконечная Самость дается нам как подарок, но мы не верим ей. В тот момент, когда вы осознаете свою Душу, вы достигните просветления. Когда вы познаете Самость, вы уже точно будете знать, что вам делать и куда идти. В противном случае вы застрянете здесь надолго. Освобождение  — это не вознесение на Небеса. Нет такого королевства, куда нужно во что бы то ни стало попасть. Царство Небесное  находится прямо там, где вы сейчас есть.

    Гуру — это Наставник, который может вывести вас из тьмы к свету. Гуру — это океан, погружаясь в который, вы выходите из него умытым и чистым. Гуру — это секретная комната внутри вас, где вы можете познать свои величайшие секреты и узреете свет Истины. Те, кто отвечают этим требованиям, истинно благословлены на служение человечеству и на сопровождение нас через времена и эпохи.

    Перевод с английского Стефанович Е.&М.

    k-yoga.ru

    Эго или фанатизм в Йоге!— всё о практике йоги Oum.ru, клуб йоги Oum.ru

    Есть в моём окружении человек, который несколько лет назад очень сильно изменил свой образ жизни. Хотя, признаться честно, предпосылок к этому совсем не было. Как в одной песне поётся : » он жил, как все и плыл как все ….» Ничего не предвещало смену вектора его развития. Работа весёлая, денег достаточно, здоровье, тоже сильно не портило общей картины…

    Но в один момент он понял, что всё…. Его локомотив несётся по дороге, прямиком в пропасть.

    В одночасье, он перестал пить, курить, ругаться матом …. Стал, учитывая недавнюю «утку» журналистов, «психически нездоровым человеком», - перестал кушать мясо, рыбу, яйца. Увлёкся хатха-йогой. Что-то начал говорить об энергиях, каких-то Сущностях и каком-то Здравомыслии…. Вспоминается, что это началось по весне.

    Когда он начал заниматься, по его словам довольно легко стали получаться асаны не из лёгких. Как он мне рассказал, это очень сильно стало подстёгивать Эго, вернее будет сказать, что Эго его и толкало двигаться дальше в этом направлении и немного углубиться, насколько это позволяли тогда его возможности. Четыре раза в месяц он практиковал однодневные голодания. Исключил из своего рациона большое количество продуктов, объясняя это тем, что они вредные. Стали у него проявляться такие слова, что он особенный, а остальные люди совсем обычные. Мне видится, что его Эго стало разрастаться как на дрожжах. То, что ему говорили, он не слышал, делал своё, как он считал нужным на тот момент. Начал он ходить в одну большую московскую йога-студию. и много занимался дома.

    Как мне видится, по мере взращивания Эго, фанатизм только усиливается. Эти две крайности, «шагают по пути « всегда вместе.

    Видимо, они с одного полюса.

    Однажды, он мне рассказал, что попал в какое-то движение. У них там и йога и активное продвижение Здравого Образа Жизни. Съездил с ними в горы на праздник Купало. «оглядываясь назад»,-рассказывает,» вспоминаю, как мечтал, чтобы меня заметили руководители того движения». Для этого, говорит, корчился на коврике в асанах с ещё большим усердием. Думал, что чем лучше выполняешь асану, тем скорее тебя заметят и пригласят к себе в круг. Уж, очень ему хотелось этого. Что это, как не проявление гипертрофированного Эго?

    Шло время. Он посещал сразу две йога - студии в Москве. А его, всё не замечали. «Видимо, не достаточное усердие в асанах»- размышлял он. Быстрее, выше, сильнее - вот что было в тот момент его лозунгом. Но, как выяснилось чуть позже, такой вот своеобразный йога - спорт под управлением проявленного фанатичного эго, приводит к абсолютно - закономерным результатам. Он сломался… и сломался весьма серьёзно. Что - то там с позвоночником случилось. Не то смещение, не то вывих, точно не знаю, да и он не особо по врачам ходил, диагноз ему был неинтересен. Помню, как он мне рассказывал, что за день до этого вздумалось ему на работе, без разогрева, ножку заложить за голову. А, просто так. Такой вот он Йог. Заложил, как впоследствии выяснилось, неудачно. На следующее утро его тело отказалось двигаться. Он не мог даже повернуться на кровати, не говоря о том, чтобы с неё встать. В общем, этот горе - Йог выбыл на полгода из йоги. Встать-то, он встал через 4-5 дней, но заниматься ему стало не под силу. Уж, очень спина болела. Этим и был нанесён сокрушительный удар обстоятельствами или Кармой по его, не в меру раздувшемуся Эго. Волей-неволей пришлось задумываться о причинах страдания.

    Благо он встретил на Пути адекватных людей, которые проходя через такие ситуации или наблюдая их со стороны, нашли достойный выход из них. Соответственно, и нужные слова для него, чтобы он чуточку стал умнее. И перестал думать только о формах, а пытался смотреть в глубину, в суть.

    Насколько мне известно, сейчас мой приятель по-прежнему занимается хатха-йогой в москве, даже стал эдаким преподавателем йоги. Рассказывает, что его всё- таки заметили и теперь он тоже вносит небольшую лепту в продвижение Здравого Образа Жизни и Йоги. Но, по его словам, вся основная работа с собственным Эго и проявлением фанатизма в Йоге у него ещё впереди. Приглашал меня посетить летом йога- лагерь Аура, самому позаниматься различными направлениями в йоге, прикоснуться к своему внутреннему миру, попрактиковать в дольменах и заглянуть внутрь себя. Кто знает…? Глядишь, и поеду.

    Пожелаю всем людям, вставшим на Путь саморазвития быть очень внимательными к себе с самого начала. Старайтесь не допускать фанатизма во всём, а в Йоге тем более, это может всё не очень хорошо закончиться. И постоянно помните, что Эго не дремлет, как только дашь слабину, сразу попадешь в его «объятия»!

    Успехов на Пути!

    С Благодарностью, Косарев Роман!

    www.oum.ru

    РАСТВОРЕНИЕ ЭГО В ПРАКТИКЕ ЙОГИ- КАК ЭТО РАБОТАЕТ

    На самом деле "духовность", в отсутствии которой так любят обвинять современную йогу - это есть состояние внимательности и понимания истинной сути вещей с принятием адекватных решений, которые, сделанные из тишины и осознанности - всегда будут добрыми, "хорошими". Цель "духовной" практики это просто уход от "войны", это равновесие, в котором есть солнечный свет, есть жизнь, есть смысл, но нет суеты.

    Когда речь идет о том, что "цель йоги - растворить эго", очень сложно бывает понять как именно это "эго" растворяют и где. Потому давайте рассмотрим на практике несколько ситуаций.

    1. Вы инструктор по йоге и у вас есть ученик, с которым вы вместе уже несколько месяцев, а может и лет. Ученик пришел в не лучших физических кондициях, но очень старался и начался прогресс - ноги стали разгибаться, укрепились руки, пошли прогибы. Вы планомерно, с вдохновением, ведете его к более трудным асанам, закладываете подготовительные упражнения то тут, то там. Остаетесь поработать с ним после занятия. Ученик мечтает сделать пресс-ап (спичаг) и вы видите, что реально осталось где-то недели 2 работы и он выжмет выход из Титтибхасаны в Адхо Мукха Врикшасану, но вы не торопитесь - пару раз за занятие "проводите" его руками в этот выход, чувствуете, как с каждым занятием все больше работы делает он сам, как улучшается техника, появляется навык, из месяца в месяц вы твердите"плечи втянуть, таз назад" и вот, наконец, его тело вас слышит... хотя ему самому кажется что "что ж такое, прогресса нет, я уже полгода бьюсь с этим выходом". У вас тоже азарт - тоже хочется чтобы был результат скорее! И вот ученик пропадает... и спустя 1-2 недели появляется запись в его фейсбуке или инстаграме с занятия у совсем другого инструктора, где он делает этот вожделенный прессап, так легко и совершенно... рядом сидит улыбается тот другой инструктор и - куча восторгов! Ведро лайков! Полгода бился-бился и не получалось, а тут пришел к замечательной... как там ее зовут... и "у меня все получилось!" За неделю! Она - волшебница. И вот у вас внутри все словно каменеет. И вы сидите вот так, не в силах вздохнуть - ведь за этим "получилось" стоят месяцы, а может и годы работы. Тихой, незаметной, планомерной, выверенной, безопасной, продуманной - вашей. И тут какая-то... как там ее зовут... получила на занятие вашего ученика и за неделю "научила" его делать то, что у него "не получалось" у вас. И вот тут начинается дзен. В этот момент включается не WTF... а "духовность в практике йоги". Если у вас получится искренне порадоваться за ученика, что у него получилось то, о чем он мечтал (даже не у вас) - вам станет хорошо и спокойно, будут силы и энергия для вашей дальнейшей жизни и работы. И это смысл занятий йогой. Уметь отпускать. Наблюдать. И радоваться. Спокойно. Если у вас получится искренне порадоваться за... как ее там зовут... из-за того, что у нее, наконец, появился ученик, которым можно гордится и вы к этому причастны - вам станет хорошо и спокойно, будут силы и энергия. И это смысл занятия йогой. А если вы захотите забанить ученика на фейсбуке и пожелаете ему чего-то нехорошего - вы не йог и вам есть еще над чем работать. Если вы начнете с болью говорить о ... как ее там зовут... и искать всякие недостойные темные пятна в ее трудовой и прочей биографии, начнете сомневаться в ее компетенции и тоже забаните и расфрендите на фейсбуке - вам еще есть над чем работать. Если вам захочется говорить нехорошие слова и вы почувствуете агрессию, досаду, гнев... вам есть еще над чем работать. Растворение эго... отпускание всего...отрешенность... желание добра всем живым существам - дается легко только тогда, когда вы сыты, вы в безопасности, вас уважают и вас ничего не огорчает. Используйте ситуации, когда вас реально зацепили, когда вам больно - как тренажер для практики "духовности", стремитесь к спокойствию, ровному, свободному, осознающему - во всех жизненных ситуациях.

    2. Вы инструктор по йоге. У вас есть ученица, с которой вы занимаетесь индивидуально. У нее ужасно больная спина, недавно был вывих ноги, хронический гайморит и панические атаки, у нее двое детей и нет мужа, она много работает, но все равно выкраивает время для занятий йогой. У вас. Она приходит к вам часто с опозданиями и платит намного меньше, чем вы стоите, но она хороший человек и ей в жизни нелегко, а вам приятно быть полезным. Еще она любит с вами поговорить, ей нужны ваши советы и вам приятно от того, что все, что вы говорите - она принимает с такой искренней благодарностью, с таким энтузиазмом, что у вас у самого будто появляется больше сил. И вот она снова опаздывает на 45 минут, а у вас после занятия с ней еще ваша группа на другом конце города, но вы занимаетесь с этой ученицей ее честно оплаченный час, а потом еще минут двадцать отвечаете на вопросы, ведь ей это так нужно, она вас очень просит выслушать ее - ее панически атаки... дети... спина... болезни... вы так помогаете ей! Вам приятно быть полезным, но вы страшно опаздываете на следующее занятие, проводив ученицу, в дикой спешке выскакиваете на улицу, вам звонит близкий человек но вы "ааааа я не могу говорить!", не успеваете принять душ и взять зарядку от телефона. Ваши ученики на групповом занятии уже 15 минут как расстелили коврики и ждут вас. Так как после вас зал свободен, вы решаете чуть затянуть занятие, пожертвовать обедом, ладно уж, но сделать так, чтобы ученики ушли довольными. Потом у вас еще одно занятие, но вы устали без обеда, а еще у вас разряжен телефон - ваш близкий человек забыл ключ от дома и очень хочет попросить вас оставить ключ на ресепшене в йогастудии, но не может вам дозвониться. Третье занятие далось тяжело, у вас нет сил, нет "огонька", вы ведете его "на автомате" и два человека уходят, не дождавшись окончания, краем уха вы слышите как из раздевалки доносится "... так скучно, дает одно и то же", еще это слышит администратор йога студии и ваш коллега-конкурент, к которому уже ушло несколько человек из вашей группы. Вы едете домой - голодный, уставший и встречаете близкого человека.. может, это ваша жена или муж, или старший сын - которые сидят на лавочке под дверью... и почему-то очень злы на вас и не хотят разговаривать, а ведь вам так нужна поддержка именно сейчас. Вы ложитесь спать в состоянии опустошения и подавленности. Жизнь не радует и кажется что все как-то тяжело и идет не так, хотя вы, казалось бы, стараетесь изо всех сил, вы желаете всем добра и хотите чтобы было как лучше. Так вот, настоящая йога начинается там, где есть осознанность. Правила едины для всех и если кто-то опаздывает на 45 минут, то это не ваши проблемы. Стараясь исправить что-то в общем, сделать жизнь лучше в общем - не берите на себя конкретные проблемы других людей, не цепляйтесь за чужое. Помогайте там, где вы можете помочь, не ущемляя себя и интересы других людей. Умейте говорить "нет" вслух там, где вы внутренне уже давно сказали это, но боитесь... нет... даже не обидеть кого-то, а боитесь неприятной реакции других людей на вас. Эго очень коварно. Оно прячется в увиливании и создании комфортных ситуаций там, где может быть жестковато. Эго не любит, когда мы выглядим "плохими" в глазах других людей, чье эго, в свою очередь, плевать хотело на ваши планы, ваш обед и ваших близких. Оставаться в осознанности и равновесии - это значит принимать спокойные, верные решения, опираясь на "так, как оно есть". Опаздывать нехорошо всем, независимо от обстоятельств. Вы не можете повернуть время назад и растянуть 15 минут до размеров часа. Потому не пытайтесь это делать. Сохраняйте спокойствие, честность, четкость - и на вас нельзя будет обидеться. Наоборот, таким образом не потакая промахам и ошибкам других людей - вы помогаете им учиться, помогаете им становиться более пунктуальными, помогаете им рассчитывать свои время и силы.

    d-yatsenko.livejournal.com

    стадии трансформации, Кундалини йога, Йоги Бхаджан

    В Кундалини-йоге существует представление об определенных этапах развития. В на­чале путешествия карта или описание пути дает представление о трудностях и препятстви­ях, которые могут встретиться впереди. Лучшие из этих карт пока­жут, когда и как го­товить себя к различным этапам путешествия.

    Опытный путешественник знает, что все эти карты, какими бы подробными и точными они ни были, совсем не то же самое, что и территория которую они описывают. Насыщен­ные чувст­венные, эстетические, личные и социальные измерения реального опыта не могут быть в пол­ной мере отражены в символическом описании или в двух или даже трех мерной схеме. Только опыт может дать вам представление о реальности. Карта- это лишь поверх­ность, никакое описание не может вместить в себя всего разнообразия возможных путей личностного роста. Даже карта психологической, эмоциональной или духовной террито­рии - всего лишь абстракция. Изучение, обсуждение достоинств или недостатков такой карты неспособно изменить человека. Только реальный опыт и преодоление препятствий на пути открывает возможности для трансформации и творчества. И все же карта, описание пути служит существен­ным звеном, открывающим дверь к более глубокому знанию и опыту. Для того чтобы провести ум через различные стадии обучения к мастерству, необходимо знание и особые навыки. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах, ко­торые предстоит пройти от со­стояния начинающего к уровню Мастера.

    Многие великие люди достигали Мастерства в искусстве совершенствования своего "я" и оставили нам множест­во карт, техник, писаний и инструкций, чтобы помочь нам завер­шить путешествие и избежать возможных ошибок и опасностей. Общей чертой этих описа­ний служит разделение пути ду­ховного роста на этапы. Необходимо пройти через все ста­дии последовательно.

    Поскольку карта, которая нам нужна, описывает приобретение и интеграцию опыта, мы можем построить ее на основании изучения путей развития в любой области знаний. Все описания пути у разных народов, культур, древние и современные будут обладать одинако­вой структурой стадий развития и шагов. Мастера боевых искусств, музы­ки, науки или духа, все они должны были достичь мастерства в совершенствовании своей приро­ды. Однако для духовных дисциплин объектом исследования и служит именно эта природа.

    Существует пять универсальных стадий в процессе обучения и развития. В духовном из­мерении эти стадии были записаны сикхскими Гуру, в последствии эта схема была разработа­на Йоги Бхаджаном. Это сарам пад, карам пад, шакти пад, сахедж пад и сат пад (слово "пад" означает "ступень" или "шаг"). Если рассмотреть эти ступени в терминах описывающих личность практикующего, это будут ступени начинающего, ученика, практика, эксперта и, наконец, мастера. Природа опыта, а также учения и задачи полезные для учеников, находя­щихся на разных стадиях развития - раз­личаются друг от друга.

    САРАМ ПАД: СТАДИЯ НАЧИНАЮЩЕГО

    Первым этапом на пути является состояние начинающего. Вы впервые сталкиваетесь с объек­том исследования или задачей. На этом этапе у вас нет никакого опыта, или он неве­лик. Нет воспоминаний о прошлых неудачах или успехах. Вы могли слышать или читать что-то об этом, но вы никогда раньше не встречались с подобной ситуацией.

    Есть три типа мотивации, приводящей человека к шагу сарам пад: необходимость, воз­можность и призвание. Когда наша жизнь наполнена проблемами, болью, разочарованиями и неудачами, мы начинаем искать какой-то новый путь. Мы решаем рискнуть и начать что-то новое, потому, что у нас другого выхода. Все старые способы кажутся недостаточными, нам нужно что-то другое. Затем находится человек, который знакомит вас с новым мето­дом, или вы можете прочитать о нем в книге, или вы внезапно сами видите новый выход из ситуации.

    Другая мотивация возникает из возможности. Вы узнаете о своем друге или коллеге, который получает большое удовольствие от какой-то незнакомой вам деятельности или за­нятий. Вы хо­тите узнать как можно достичь такого же приятного состояния. Вы получаете примеры упраж­нений, видов пищи или способов мышления и находите их приятными. За­тем вы, стремясь уве­личить наслаждение, начинаете искать что-то подобное. В поисках большего удовлетворения и наслаждения, вы становитесь начинающим на том или ином пути.

    Третий вид мотивации основан на интуиции и исходит из творческой сущности человека. Это происходит независимо от наслаждения или боли, богатства или бедности, почета или презрения. Это происходит, когда вы чувствуете "зов". Это не просто желание, которое исхо­дит из некой час­ти вашей личности, которую вы до сих пор игнорировали. Зов приходит из полноты вашей лично­сти. Когда вы действуете под влиянием такого зова, вы чувствуете, что выполняете свое предна­значение. Вы делаете выбор и ваша воля при этом свободна, но чувствуете, что никогда не выбрали бы чего-то другого. Это - ощущение творческого про­явления чего-то, что может быть связано с истинным "я" и истинной целью. Это действие из любви, а не из страха или страсти. Вы двигаетесь вперед независимо от того, встречались ли вы уже с чем-то похожим или нет.

    Независимо от мотивации, которая приводит человека к первому этапу, все начинающие нахо­дятся в одинаковой ситуации с одними и теми же задачами и проблемами. Начинаю­щий не знает, на что обращать внимание.

    Первые инструкции для начинающего основаны на вещах, которые находятся на поверхности и легко усваи­ваются. Это позволяет концентрировать внимание и продолжать процесс. Задача для нович­ка - это понимать правила и следовать. У него еще нет полного восприятия цели, которую нужно достичь, ведь для этого необходим личный опыт. Личные ка­чества, которые следует развивать начинаю­щему - это дисциплина, послушание и мотивация.

    Ученики, которые легко находят сходные черты, следуют правилам и стараются подчинить им свое поведение, легко продвигаются на этой стадии развития. Полные энтузиазма, следую­щие правилам, те, кто не задает преждевременных вопросов о более продвинутых стадиях, которые еще сложны для их понимания, - такие люди считаются превосходными начинаю­щими учениками.

    На духовном пути правила помогают  понять различие между эго и истинным "я". Так ученик развивает в себе привычки, которые выбирают волю "я".

    КАРАМ ПАД: СТАДИЯ ПОДМАСТЕРЬЯ

    Вторая стадия развития - это состояние ученика или подмастерья. На этом этапе на первый план выходят действия, практика во множестве конкретных ситуаций. Слово "ка­рам" означает "действие", "достижение цели". Ученик должен достигать своих целей в разных обстоятельствах. Он сталкивается с исключениями и тонкостями, которые не мог­ли быть учтены в формулах, пригодных для первой стадии. Поэтому на этом этапе необхо­дима постоянная обратная связь между учениками и более подготовленным учителем, а также внут­ри группы учеников, выполняющих сходные задачи.

    Основными задачами карам пада являются обогащение чувственного опыта в различных ситуациях, новое определение природы стоящих перед учеником задач и ожиданий относи­тельно них, а также развитие способности концентрироваться в сложных ситуациях.

    Расширение опыта дает множество новых впечатлений. Обогащение чувственного вос­приятия служит центральной темой этой стадии. Большую помощь в прохождении этого шага могут оказать техники, развивающие открытость чувственного восприятия.

    Обычно человек предпочитает использовать какую-либо одну систему восприятия (например, зрительную). Это зависит от привычек, тренировки и темперамента человека. Однако ему может понадобиться расширить приток информации засчет других систем восприятия. Развитие подобной гибкости в восприятии является сущест­венным для про­хождения этого этапа обучения.

    Другим важным навыком, приобретаемым на этой стадии, является способность концен­трировать внимание на фоне растущего притока информации. Этому служит получение опыта в раз­нообразных ситуациях. Способность замечать сходства, не упуская из виду исключения из обычных правил, - такой стиль мышления позволяет легко продвигаться на этом этапе обуче­ния. Следует научиться в каждой новой ситуации видеть отличия от ис­ходных правил и фор­мулировки задачи и концентрировать внимание на том, чему можно научиться в этой ситуации.

    Хороший ученик должен развить на этой стадии то, что Йоги Бхаджан назвал "подсозна­тельной внимательностью к небольшим отличиям настоящей ситуации ото всех предыду­щих". Эта дополнительная энергия внимания позволяет ученику усилить концентрацию и ускорить обучение. Со временем накопление подобного опыта позволяет ему справлять­ся со все более слож­ными ситуациями и разнообразными задачами.

     В йоге ученик успешно продвигается на этой стадии, если его практика регулярна. Йо­гическая садхана, упражнения и медитации должны выполняться день за днем, независимо от колебаний настроения, меняющейся жизненной ситуации. Это развивает способность ви­деть перспективу на фоне меняющихся обстоятельств. На этом этапе ученик развивает в себе выносливость и гибкость.

    Для подготовки к следующему этапу обучения опыт, полученный на этой стадии должен быть как можно бо­лее разнообразным.

    ШАКТИ ПАД: СТАДИЯ ПРАКТИКА

    Третья стадия развития, стадия, когда человек становится практиком, является критиче­ским периодом во всем процессе обучения. Эта стадия наиболее трудна. Это время транс­формации и выбора, от которого зависит сможет ли ученик продвигаться дальше по пути к мастерству, ос­танется на уровне подмастерья или вообще покинет путь. На этом этапе происходит либо трансформация, либо остановка развития. В духовных дисциплинах шак­ти пад связывают с испытанием силы. К этому моменту ученик обладает большим опытом. Он знает смысл следования правилам, накопил запас сознательных и бессознательных способ­ностей и привычек, и перед ним разворачиваются огромные возможности для выбора. Те­перь практик должен выбрать цель, прояснить свою мотивацию и сознательно принять систему ценностей. Практику также нужно развить в себе способность делать выбор в соответ­ствии с иерархией ценностей. Он должен уметь выделять приоритетные направления рабо­ты и решения и понимать, какие из них существенны для достижения цели, а какие - нет. Нужно научиться брать на себя от­ветственность за выбор пути, принимая все его качества.

    На предыдущей стадии развития выбор конкретного маршрута осуществлялся руково­дителем, теперь вы сами должны выбрать свой путь. Вы понимаете, что в каждой конкрет­ной ситуации существуют свои правила. На стадии практика вы должны сами сформулиро­вать правила, со­гласно которым выбирается тот или иной набор правил в зависимости от ситуации. Эта стадия подобна подростковому периоду в развитии личности.

    Начинающий во всех отно­шениях похож на новорожденного, подмастерье- на ре­бенка. Практик подобен подростку, который готов идти на риск и действовать по-новому. Это созидательное и опасное состояние. Также как и подросток хочет использовать силу выбора, принятия решения, не принимая в расчет опасностей, вытекающих из ответ­ственности за последствия этого выбора, практик стремится принимать решения без при­нятия на себя каких-либо обязательств. Практик, овладе­вающий процессом принятия обя­зательств, учащийся преодолевать сомнения и различать ис­тинные ценности, с успехом проходит через эту стадию развития.

    Это проверка силы, которая происходит на стадии шакти пад. Мышление практика должно развиться та­ким образом, чтобы он мог воспринимать и оценивать все возможные варианты развития ситуации, исходя из всей доступной информации. Неверные действия, совершаемые из-за недостатка осознанности или узости взглядов, становятся фатальной ошибкой. Практик терпит поражение, если выбира­ет ценности или цели, которые кажутся ему наиболее при­влекательными или интересными, вместо того, чтобы следовать тому, что послужило бы осуществлению задачи или цели, ради которых он начал весь процесс самосовершенство­вания.

    Принятие таких решений - часто пугающий и болезненный процесс. Неопределен­ность по­следствий часто наполняет практика сомнениями. Это опасный и экзистенциаль­ный момент.

    Главным препятствием на этой стадии развития служит эго и привязанности.

    Одной из основных задач этой стадии служит преодоление сомнений. Действие, за кото­рым стоя­ли бы все части вашей личности, вашего ума. Это требует принятия определенных обязательств. Это требует вовлеченности в смысле ощущения ответственности за свой вы­бор и все результаты этого выбора, какими бы они ни были. Успехи и неудачи приобретают новое значение и влекут за собой определенные последствия. Каждое действие, посколь­ку теперь оно на сто процентов ваше, приобретает гораз­до большее значение.

    В духовных дисциплинах эта стадия подобна прыжку в неизвестность, где единственной опо­рой служит вера. Это момент, когда вы выбираете свои желания и привязанности или же выс­шие ценности, принятые на пути или в учении которому вы следуете. До этого пункта ученик не сталкивается с проблемой выбора. Новичок следует правилам, подма­стерье накапливает разнообразный опыт. Практик уже обладает практически всеми навы­ками, необходимыми для выполнения большинства задач в своей области. Теперь он дол­жен выбрать, куда приложить свои умения и ради какой цели.

    В учении йоги это время, когда многие ученики оставляют путь. Некоторые делают так потому, что чувствуют, что во всех их предыдущих усилиях они отвергали или недооценива­ли некоторые части своей личности. У других развивается «духовное эго», и они впадают в самообман, думая, что уже достигли цели, несмотря на то, что учителя и учение предо­стерегают от подобной ошибки. Другие отходят от пути постепенно, думая, что они являют­ся исключением из общих правил и им не обязательно следовать установленной на пути дис­циплине.

    Ученики, развивающие в себе способность действовать с верой и как одно целое, успеш­но про­двигаются на этой стадии. Легче всего преодолевают ее те, кто внимательно иссле­дует направ­ление своего развития, замечая все возможные отклонения от цели и корректи­руя свой курс. На этой стадии легко забыть о необходимости двигаться вперед, будучи оча­рованным удовлетво­рением, силой и умениями, добытыми на предыдущих стадиях. Если вы жертвуете всем этим ради пути и цели, к которой вы стремились в начале обучения, вы обретаете огромную силу и непоколебимую устремленность достичь этой цели.

    САХАДЖ ПАД: СТАДИЯ ЭКСПЕРТА

    Четвертая стадия пути, стадия эксперта, наполнена радостью. Опасности и искушения шакти пада пройдены. "Сахадж пад" означает состояние простоты и изящества. На этой ста­дии ученик распо­лагает значительным опытом, сосредоточен на цели и каждое новое испыта­ние служит его росту.

    Происходит сдвиг от сосредоточенности лишь на самом себе к слиянию с целью. На этой ста­дии характерными будут два состояния: работы в полном соединении с целью или предметом и оценки своего исполнения. Ученик находится попеременно то в одном, то в другом из этих со­стояний. Здесь никогда не возникает вопросов, связанных с тем, что он де­лает или почему, уче­ника интересует лишь развитие структуры того, чем он занят.

    Эксперт узнает личность и может действовать, опираясь на набор эвристических правил, являющих результатом его опыта. Реше­ние принимается немедленно и основывается на осязаемом прямом восприятии ситуации как целого. На этой стадии ученику уже не нужно анализировать ситуацию, рассматривая последо­вательно ее разные компоненты. Эта способность называется интуицией.

    Благодаря ин­туиции решение само внезапно вспыхивает в сознании. За этим следует сбор данных, поиск новых партнеров, и другие действия, направленные на воплощение видения в реальности.

    Эксперт всегда внимателен к различиям в, казалось бы, сходных ситуациях. Он выделяет значи­мые элементы ситуации и сравнивает ее с тем, что ему известно из опыта, полученно­го в про­шлом. Понимание принципиальной однотипности текущей задачи и уже встречав­шихся в про­шлом, позволяет быстро принимать правильное решение. Если все в порядке и не требуется никакого вмешательства, эксперт не станет ничего менять, следуя девизу: "Не чини то, что и так работает". Не стараясь "изобрести велосипед", он будет заниматься тем, что он уже хорошо знает.

    На этой стадии ученику требуется терпение, он должен выработать в себе отноше­ние к своему делу, как к служению. На этом этапе группа сподвижников, окружающих ученика становится гораздо меньше, чем на предыдущих. Эксперт учится от других экспертов и от мастеров своей традиции. Эксперт изучает также все записи и истории, оставленные мастерами прошлого, которые работа­ли в других обстоятельствах и окружении.

    Обучение на этой стадии состоит из четырех основных компонент: глубина осмысле­ния, ус­ложнение внутреннего процесса ассоциаций, обогащение интуитивного восприя­тия и способности видеть целое и передача своих навыков другим.

    Глубина осмысления относится к тому, как целое, предстающее перед экспертом, оказы­вается связанным с его делами, ощущениями, воспоминаниями, в результате чего происхо­дит иденти­фикация этого целого.

    Ученик йоги может выполнять ту или иную позу, которая выглядит и ощущается опре­деленным образом. Поза может выполняться с пол­ным осознанием тех внутренних изме­нений, которые она вызывает в сравнении с другими по­зами и в сравнении с выполнением той же позы, но в другом настроении. Продвинутый ученик может расширить свое восприя­тие до понимания смысла этой позы и ее связи с другими вида­ми деятельности: медита­цией, служением и пребыванием в покое. Эксперт оценивает также свое отношение к телу как к священному механизму.

    Ученик Кундалини йоги может медитировать и оценивать свою меди­тацию как ученик, йогин, че­ловек, внимательный к своему здоровью, член духовной общины, ответственный житель планеты Земля или как консультант, использующий эту технику.

    Эта стадия обучения в одном отношении похожа на стадию "карам пад": увеличивается откры­тость к новому восприятию. Разница в том, что здесь человек воспринимает целост­но: весь проект, человека, как целое, всю расстановку фигур на шахматной доске, йогиче­скую крию це­ликом, весь бизнес и персонал. Вместо того чтобы обращать свое внимание на мелкие детали, вы учитесь видеть и чув­ствовать всю картину цели­ком и различия между множеством таких картин, доступных с разных точек зрения, в одной и той же ситуации. Это открывает интуитивные ресурсы человека.

    Эксперт учится, обучая других. Для того, чтобы достичь мастерства в чем-либо вы должны учить. На этой стадии вы должны делиться приобретенным вами опытом с други­ми. В бизнесе это означает руководство младшими или менее опытными сотрудниками. Это помогает учени­ку развивать отстраненное отношение к задаче или навыку. Это стано­вится чем-то, что вы от­даете другому, как бы сажая семя и культивируя его дальнейшее развитие и рост. Это ведет к пробуждению внутреннего родителя и учителя.

    В настоящем эксперте всегда присутствует качество сострадания. Он независим от воз­можностей личных потерь или выгод. Эксперт исполняет свою роль в игре мощно, со всем умением и с полной концентрацией на цели. Эксперт не знает ни страха, ни гнева. Это дает ему преиму­щество открытости всем эмоциям и ощущениям. Эксперт живет и действует больше для цели, чем для самого себя.

    САТ ПАД: СТАДИЯ МАСТЕРА

    Пятая и последняя стадия - стадия Мастера. Это редкое достижение, недоступное многим. В духовных дисциплинах оно называется Сат пад, состояние Истины или Реально­сти.

    Мастер сосредоточен на реальности задачи и всей ситуации. Эго уже не является по­мехой. Мастер полностью сливается с действием.

    Мастер йоги сливается с истинным "я" и переживает его присутствие во всем.

    Мастерство - это полное присутствие, сфокусированное на контексте применения и воздейст­вии своих сил и умений в ситуации.

    Мастерство связано с качествами нейтральности. Мастер использует нейтральный ум. Его интуи­тивные способности не ограничиваются восприятием ситуации как целого, а позволяют ему пол­ностью сливаться с ситуацией, задачей, объектом или личностью.

    Йоги Бхаджан назвал эту способность всеохватывающим, сопоставляющим, понимаю­щим, интуитивным сознани­ем.

    Йогин, достигающий степени Мастера, чувствует, что все его действия исходят из Воли Бога или Дхармы. Исчезает различие между тем, что должно быть осуществлено по Воле Творца и выбором его собственной воли. Возникает переживание равенства и транс­цендентности в Бес­конечности Бытия. И это воплощается в каждом, даже самом незамет­ном действии, в каждом произнесенном слове.

    Другой особенностью Мастера служит невероятно быстрая оценка ситуации и принятие решения. Мастер не тратит много времени на обдумывание задачи, но фокусирует свое внимание, когда действует и на самом дейст­вии. Мастер йоги может развлекаться в компании друзей и одновременно поднимать Кундалини. Новичку может показаться, что Мастер невнима­телен или отвлекается, однако реальность в том, что если новичку для решения задачи необходи­мы все ресурсы его внимания, то Мастер способен сосредоточиться, принять решение и дей­ствовать быстрее, чем новичок сможет понять, в чем собственно его задача.

    Особого внимания заслуживает стиль мышления Мастера. Мастер одинаково просто об­ходится как со сходствами, так и с различиями. В добавление к этому он видит идентич­ность и уни­кальность возникающие скорее из самой задачи, человека или ситуации, чем из сравнений и спекуляций. Действия Мастера вневременны и своевременны. Все действия совершаются в должное время, но независимо от личной истории Мастера.

    Трансформация но­вичка в мастера сопровождается переходом от символов к метафорам, от абстрактных пра­вил к конкретным спе­цифическим действиям, от импульсивности к спонтанности и от рацио­нализации к интуиции.

    Есть несколько важных выводов из изложенной выше модели. Описанные стадии уни­версальны и могут применять практически в каждой ситуации, связанной с обучением.

    Итак, выводы: 1). Обучение - не состояние, а процесс. 2). Для разных стадий необходимы разные учителя 3). При отсутствии по­нимания и роли этих пяти стадий ученик может совершить множество ошибок или бу­дет продвигаться медленнее, чем это возможно.

    Ошибки или ловушки на пути овладения мастерством:

    1. Ученик действует так, как если бы был только один уровень. Это происходит из-за по­требности в уверенности или просто по незнанию. Для такого ученика карта - это терри­тория. Нет ника­ких альтернатив, мир существует в одной плоскости, спектр сужается до одного цвета. Ученик не старается научиться чему-то большему. Восприятие обедняется, отсутствует глубина и дета­лизация в понимании стоящих перед ним задач. Если вы чув­ствуете, что достигли вершины и вам кажется, что вы все знаете, это - иллюзия! Пробу­дитесь!

    2. Другая распространенная ошибка заключается в том, что ученик думает, что может перейти к более продвинутым стадиям просто потому, что видит и осознает их существова­ние! Это похо­же на то, как если бы подросток, понимая, что в будущем станет взрослым су­ществом, хотел бы миновать подростковый период развития. Некоторым вещам нельзя научиться иначе, чем пре­одолев все препятствия трудности, характерные для данного пе­риода обучения. Ученики, со­вершающие эту ошибку (обычно на стадии шакти пада), про­сто стараются имитировать со­стояние эксперта. Однако когда возникают реальные трудно­сти, они отступают, обнаруживая свою некомпетентность. Лучшим противоядием от этого заблуждения служит концентрация на задачах того уровня, на котором вы находитесь. Пусть следующая стадия придет к вам сама, естественно возникая из того, что вы делаете.

    3. Представим, что ученик становится экспертом или даже мастером в какой-то обла­сти. Затем ему кажется, что его квалификация распространяется не только на эту область, но и на все ос­тальные. Это, возможно, самая распространенная ошибка. На новых, неис­следованных про­странствах вы такой же новичок, как и все остальные.

    Эта ошибка возникает из заблуждения, что человек сам может определить, что достиг мастерст­ва. Многие ученики в не­который момент решают, что им больше не нужен учитель, что они сами ста­ли совершенными мастерами. Их эго верит в то, что они могущественны и великолепны, но на самом деле это ло­вушка.

    Урок, который мы можем извлечь из пятиуровневой модели, заключается в необходи­мости иметь учителя на каждой стадии. Главным инструментом самосовершенствования является обязательство достичь мастерства.

     

    Ступень 

    Тип учителя

     

     Обучающие техники 

    1.Начинающий Сарам пад

    Гуру: Инструктор, сообщаю­щий основные пра­вила, стиль описания, ин­структор жестко требует    выполнения правил. 

    Простые ясные инструкции, использующие оче­видные  характеристики и абсолютные правила. Ударение на том, как присоединиться к процес­су и избежать опасно­стей. 

    2.Подмастерье Карам пад

    Гуру: руководитель, пробу­ждающий ваши чув­ства,    дает задачи для выполне­ния, советы имеют вид предписаний. 

    Многочисленные задачи и разнообразные усло­вия вы­полнения одних и тех же задач. Высокий уровень обрат­ной связи, позволяющий добиться точности и усвоить критерии оценки. Основные навыки самосовершенство­вания. 

    3.Практик Шакти пад

    Сат Гуру: Учитель, даю­щий правила и способы их при­менения. Конфрон­тация учителя и ученика. Учитель -    консультант и советчик. 

    Развитие системной осознанности, способности делать выбор и решать в реальных жизненных ситуациях. Группа обмена опытом, состоящая из учеников с разным уровнем подготовки. Изуче­ние моделей обуче­ния, модели скрытого знания. 

    4.Эксперт Са­хедж пад

    Сири Гуру: Руководитель,    который учит с помощью указаний и демонстраций. 

    Углубленное изучение техник самосовершенст­вования, разрешение проблемных ситуаций. По­становка задач, кажущихся парадоксальными без иерархии ценностей, которой должен обла­дать эксперт. Осознанное отноше­ние к ценно­стям, владение различными моделями лич­ности. 

    5.Мастер Сатпад

    Вахе Гуру: учит собствен­ным      примером. Твор­чески, спонтанно и ин­туитивно взаимодейству­ет с каждым учеником-экспертом.

    Социальный контакт с учителем. Ответствен­ность за выполнение задачи с обратной связью от группы руко­водителей. Модели: Личность, Мастерство и Мир, обя­зательство достичь мас­терства.

     

    Таким образом, мы имеем пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги. Это один из классиче­ских типов описания стадий разви­тия духовности в соотнесении с преобразованием эго. Знакомство с этой схемой являет­ся прекрасной иллюстрацией к предыдущим главам, посвященным развитию духа и эго.

    Мы видим, что стадии развития мудрости являются одновременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. Следующее высказывание Йоги Бхаджана характерно для понимания того, что такое эго в парадигме йоги: "В Кундалини йоге личность человека не более чем сосуд. Не следует отождествляться с ней". Смерть эго, понимаемого как состояние ом­рачения вследствие эгоцентризма, происходит на критической третьей стадии разви­тия. Но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера. Следующее высказывание Йоги Бхаджана иллюстрирует это: «Когда вы следуете по Пути Души, то уменьшаете расстояние между вашим эго и внутренней божественностью, или космической искрой. По мере уменьшения этого расстояния вы начинаете осознавать космическую искру, которая существует в каждом человеке, в каждом творении вселенной. Таким образом, происходит слияние всех вещей, и проявляется истина. <...>  Достигнув переживания единства, или слияния всех вещей, вы достигните предельного человеческого сознания. Это сознание естественным образом ведёт человека к достоинству, к силе, находящейся за пределами материальных желаний. Достоинство ведёт к божественности, а божественность даёт вам силу и сострадание к жертвенности и служению другим, что, в конечном итоге, рождает счастье и здоровье. <...> Есть только один путь - это путь души».

    www.terton.ru

    Влияние Эго на практику йоги

    Возможно, вы слышали фразы типа «Освободиться от Эго», «Эго причиняет страдания», «Разотождествление себя с Эго» и т.д.

    Давайте попробуем понять по какой причине нам следует освободиться от Эго, и каким образом мы можем избавиться от негативного влияния нашего Эго на практику. Рассмотрим Эго, воплощённое в различных эмоциях и переживаниях, постигающих нас во время занятий йогой.

    1. Эго в страхе.

    Страх — это естественная защитная реакция организма. Страх ограждает нас от опасности, которая потенциально может нам угрожать, от чего-то, что может быть опасным для целостности нашего тела и психики. Практикуя йогу, вы рано или поздно встретитесь с асанами, которые вызовут в вас это чувство. Это могут быть некоторые перевёрнутые асаны, или балансы на руках.Но давайте поймём по какой причине этот страх появляется. Да, вы боитесь упасть и удариться головой, свернуть или потянуть себе что-то. И это не безосновательно. Ведь это может случиться, ЕСЛИ вы НЕ БУДЕТЕ делать всё ПОСТЕПЕННО и ВНИМАТЕЛЬНО! Но, когда вы систематично практикуете йогу, разбираетесь в корректности выполнения асан, приводите в тонус тело, начинаете больше его чувствовать, старательно оттачиваете более простые и безопасные положения, ваше тело постепенно приобретает навыки и внутреннюю уверенность. А это, в свою очередь, сводит основания к страху до минимума. Но, почему-то, он всё-равно остаётся.Если в начале вашего пути в йоге Эго помогало и оберегало ваше хрупкое и неуверенное тело, то теперь его происки становятся на пути нашего развития. Вот тут то нам и нужно заняться самоанализом, поверить своему телу и дать ему свободу, как подростку, который уже многому научился и хочет сделать что-либо без навязчивой помощи родителей. Поверьте своему телу, освободите его от оков страха, ведь страх действительно физически сковывает наше тело, и делает его менее гибким и чувствительным. Скажите своему Эго — «Стоп! Моё тело готово, оно не пострадает, ведь приобрело уже достаточно опыта». Расслабьте напряжённые мышцы, отпустите дурные мысли, сосредоточтесь на своём дыхании и теле, вспомните о замках, соберитесь и НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ПРАКТИКОЙ!2. Эго в стремлении достигнуть результата любым путём.

    Желание достижения чего-либо — способ выражения нашего Эго. Практика йоги периодически даёт нам вызовы, которые мы принимаем и пытаемся победить, всеми силами стремясь освоить какую-либо новую асану. Это пробуждает своего рода азарт, и мы практикуем, стремимся освоить всё новое и новое, стать на ступень выше, радуемся достижениям, и делаем всё, чтобы идти вперёд. Но, часто, эта погоня переростает в доминирование количества на качеством. Мы забываем о важном аспекте йоге — ненасилии над собой и своим телом. Да, нужно поддерживать в себе огонь стремления к развитию. Но, в то же время, необходимо укрощать своё Эго там, где на передний план выходит чрезмерное самодовольствование и желание добиться результата любой ценой. Помните, что ПРАКИКА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, а не боль и дискомфорт. Сремитесь, достигайте, но не поддавайтесь на провокации Эго и не забывайте о том, что тело у вас одно с ним нужно считаться в первую очередь.

    3. Эго в гордости.

    Стремление порождает гордость за результат. Очень приятно достичь того, над чем так долго работал. Это награда за старания и сладкий плод победы. Это даёт нам силы к постижению нового, ведь ничего не стимулирует лучше, чем успех. Но гордость также делает нас неспособными ПОСМОТРЕТЬ РЕАЛЬНОСТИ В ГЛАЗА. Эго говорит нам, что мы достигли многого и пути назад нет, мы выше остальных. Но путь назад должен быть открыт всегда. Например, вы уже достаточно далего ушли в практике — вы научились стоять на руках, делаете шпагаты и глубокие прогибы. Но, вдруг, вы замечаете, что в прогибах у вас начала болеть поясница или напрягаться шея. Возможно, вы что-то пропустили в погоне за результатом, что-то недоработали ранее. Вот тут то и нужно остановиться наперекор своей горости и вернуться на пару шагов обратно, какое-то время уделяя внимание более простым асанам и заново оттачивая в них комфртные и прятные прогибы. Для нашего Эго — это постыдный шаг назад, для нашего организма — это спасение. Он скажет вам огромное спасибо, отплатит новыми возможностями тела и ваше развитие пойдёт вперёд семимильными шагами.

    4. Эго в установленных представлениях о себе.

    Наше устоявшееся представление о себе является нашей самоидентификацией, так Эго выражает себя и в этой идентификации оно живёт. Очень часто случается так, что единственным камнем преткновения в развитии является именно наше представление о себе. Это могут быть фразы или мысли на подобие — «я не гибкая/кий», «у меня слабые руки», «у меня тяжёлое тело», «у меня слишком длинные/короткие руки/ноги». Конечно, что-то из этого может быть правдой, но всё-равно это явление временное и всё подлежит изменению. Может быть, вам нужно немного похудеть или больше практиковать. Но, зачастую, такие фразы являются нашими оковами, мы ставим на себе клеймо и огорчаемся на себя и своё тело. Как не странно, но не смотря на то, что нам самим это не нравится, именно так мы себя подсознательно идентифицируем. И единственным способом вырваться из этих оков является разотождествление себя с заданным бразом. Понятно, что это не так просто сделать, ведь вы себя так ощущаете. Ваше разотождествление не произойдёт моментально, но с каждой последующей практикой, представляя противоположное (гибкость, лёгкость, силу и т.д.) и стремясь к этому, допуская для себя то, что раньше казалось невозможным, вы будете отпускать свои клише и постепенно развиваться. Посредством йоги мы развиваем не только наше ТЕЛО, но и МОЗГ!

    Об этом важно помнить и ВЕРИТЬ В СЕБЯ И СВОИ СИЛЫ — они действительно велики!

    http://www.mila-yoga.com/Vlijanie_Ehgo_na_praktiku_jjogi

    polet-dushi.ru


    Смотрите также