Диета Йогов и Пища в Трех Гунах. Йога гуны


Диета Йогов и Пища в Трех Гунах

Диета йогов — тема весьма интересная, т.к. то, что мы едим, напрямую влияет не только на наше тело, но и на наше сознание. Любой, кто внимательно следил за собственными привычками в еде, наверняка замечал, как те или иные продукты могут воздействовать на организм, а также на настроение, да и на ясность сознания вообще. Иногда пища может вызвать тяжесть, и желание спать, иногда наоборот — чувство бодрости и энергии. Это пища в разных гунах или качествах материальной природы. Я уже писал об этом в статье про питание при занятиях йогой. Сейчас я хочу немного более подробно разобрать эту тему.

Да, система питания йогов очень положительно влияет на здоровье и нормализацию веса, но основная ее задача — сделать вашу практику йоги оптимальной. Именно поэтому рекомендуется вегетарианство как диета, наименее загрязненная энергетически. Хотя сейчас это может звучать абстрактно, как только вы получите определенный опыт в йоге, вы сможете почувствовать преимущество вегетарианской или веганской диеты для занятий йогой.

Так или иначе, перейдем ближе к теме.

Диета При Занятиях Йогой

Согласно философии йоги, материальная энергия в своей тонкой форме, делится на три части, называемые на Санскрите гунами (качествами): саттва (благость, понимание, счастье), раджаса (страсть, активная деятельность) и тамаса (тьма, невежество, инертность).

Эта энергия пронизывает всю вселенную и также участвует в образовании форм и объектов этого мира, соответственно, все, включая пищу, несет в себе отпечаток той или иной гуны. Эти три гуны естественны для этого мира, и практически всегда присутствуют в смешанном состоянии. Однако, часто преобладает одна или две гуны. Почему это важно? Независимо от того, верим мы в концепцию гун или нет, это не отменяет того факта, что пища, которую мы едим, может влиять определенным образом на наше сознание, как, впрочем, и образы, звуки, и т.д. Любой объект в той или иной гуне будет переносить свои качества на нас при соприкосновении с ним, вернее, мы будем отражать его качества в своем сознании, если у нас нет достаточной духовной силы противостоять подобному влиянию. Теперь, гуны существуют не просто так, они способны вызывать определенные состояния сознания, некоторые нам будут приятны и желанны, других же захочется избежать. Например, соприкасаясь с гуной благости, человек начинает чувствовать удовлетворение, радость, счастье, к нему приходит знание и понимание вещей, устройства вселенной, чистота в мыслях и действиях, и т.д. Практика йоги в благости принесет максимально возможные положительные результаты. Наиболее простой способ поднять свой уровень благости — есть пищу в гуне благости.

Гуна страсти связана с активной деятельностью и удовлетворением материальных желаний. В принципе, звучит нормально, но проблема в том, что в этой гуне отсутсвует полноценное удовлетворение, т.е. несмотря на активное удовлетворение чувств, человек может оставаться неудовлетворенным. Это приводит к беспокойству в уме, и, в конечном счете, ведет к погружению в гуну невежества.

Гуна невежества характеризуется инертностью, беспамятством, отсутствием знания и понимания, и сопряжена со страданиями. Очевидным примером человека в гуне невежества может служить пьяница, лежащий в сточной канаве.

Наша задача — стараться находиться под влиянием гуны благости.

На самом деле, не всегда плохо, если присутствуют разные гуны. Например, сон — это проявление тамаса, однако, он необходим. Также, разное время суток характеризуется влиянием разных гун, например, утро — благость, день — страсть, вечер и ночь — невежество.

Также все три гуны могут присутствовать в одном объекте, в связи с его состояниями. Например, яблоко — фрукт в благости (саттва), однако, когда яблоко находится в процессе созревания — это проявление страсти (раджаса), т.е. активности, а если яблоко перезрело или начало гнить, то это уже гуна тьмы или невежества (тамаса).

Йога Питания: Пища В Гунах Или Что Лучше Есть?

Саттвичная диета:

— Чистая

— Наиболее подходящая для йоги

— Питает тело

— Поддерживает спокойствие ума

— Ведет к настоящему здоровью и внутреннему балансу

Примеры саттвичных продуктов:

злаки

хлеб из непросеянной муки

свежие фрукты и овощи

натуральные фруктовые соки

молоко

сливочное масло, топленое масло, сыр

бобовые

орешки

семена

проросшие семена

меда и травяные чаи

растительные масла

Раджасичная пища:

— слишком горячая

— очень много специй

— очень острая

— слишком соленая

— чересчур сладкая

— перец, шоколад, кофе, чай, стимулирующие напитки

Тамасичная пища:

— не приносит пользы ни уму, ни телу

— лишенная жизненной энергии (праны)

— вызывает болезни

— с истекшим сроком годности, гнилая, пропавшая

— вызывающая гнев, жадность, и подобные «темные» эмоции, застилающие разум

— клонящая ко сну

Кстати, переедание даже саттвической пищей может обернуться гуной невежества, т.к. благость — это баланс.

К тамасической пище также относится:

— мясо

— рыба

— яйца

— алкоголь

— лук, чеснок

— ферментированные продукты, такие как уксус

— Перезрелые овощи и фрукты

Иногда пища в невежестве все же обладает полезными свойствами и может использоваться в качестве лекарства, например, лук и чеснок, однако она не рекомендуется для регулярного употребления тем, кто хочет преуспеть в йоге.

Пожалуйста, помните, что любые существенные изменения в вашем питании лучше согласовать с врачом, если вы страдаете от каких-либо серьезных заболеваний. Если вы решили перейти на вегетарианство или стать веганом, то делайте это последовательно, без рывков, чтобы дать организму адаптироваться.

Еще интересные статьи:

denissvetlichny.ru

Гуны материальной природы - Йога для начинающих

Есть группа сил, которые влияют на наше сознание, интересы в жизни, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения в питании и многое другое – это так называемые «гуны материальной природы». Природа наших желаний и поступков будет более понятна, если попробовать разобраться в этой важной теме.Слово «гуна» с санскрита переводится как «качество». Есть и второе значение – это «верёвка», и это очень интересный образ.  Часто в ведической литературе встречается такая иллюстрация: люди – это марионетки, а гуны показаны как божества, которые дергают людей за веревочки. Мы считаем, что являемся творцами своих желаний, и все действия выполняем сами. Однако гуны – это как раз то, что нас связывает или сковывает, не позволяя полностью проявить своё предназначение.

Это то, что доставляет нам множество разных беспокойств, заставляя действовать определённым образом. Причём, если нам зададут вопрос: почему ты себя повёл именно так в этой конкретной ситуации – мы не всегда найдём, что ответить. Нам настолько кажется, что такое поведение естественно, что мы об этом даже не задумываемся, есть ли какая-то альтернатива. И как раз вот это состояние, когда хочется действовать так, а не по-другому – это и есть три силы, которые влияют на наш разум.

Итак, гуны материальной природы:1)      Тамас. Характеристика: невежество, разрушение.2)      Раджас. Характеристика: страсть, творение.3)      Саттва. Характеристика: благость, поддержание.Каков смысл существования гун?Гуны – это силы, которые призваны выполнять все наши желания, причём они выполняют их наилучшим образом. Все наши желания обязательно исполнятся, потому как они – причина создания материальной вселенной. Мы сюда попадаем для того, чтобы исполнялись наши желания, которые можно осуществить только в рамках материальных вселенных, потому что они имеют эгоистичную природу. И, помимо этого, гуны выполняют не только наши желания, но они также выполняют желания всех живых существ, которые по отношению к нам тоже чего-то желают.У людей, которые находятся под преимущественным влиянием одной из трёх сил, совершенно разные модели поведения. Понять мотивы благостного человека страстным или невежественным людям достаточно тяжело. Рассмотрим подробнее понимание счастья – того, к чему в конечном счёте стремится человек, в тамасе, раджасе и саттве.

Гуна невежества. Счастье – жить для себя·         культ силы·         плохая судьба·         плохое окружение·         тяжёлые болезни·         физическая и психическая деградация

Концепция жизни людей, находящихся под влиянием гуны невежества – это «жить для себя». Такой человек действует так, как хочет, используя законы или обходя их в достижении своих целей. А если кто-то встает на его пути – он его просто сметет.Что происходит с таким человеком? Он неизбежно будет психически и физически деградировать. Он будет подвержен влиянию плохой судьбы, плохому общению, у него появятся такие же, как он, друзья, он будет испытывать очень сильные страдания и несправедливость со стороны окружающих людей. Сам же при этом он будет совершать жестокие поступки, что приведёт к ухудшению его и так незавидного положения. Дальше – с точки зрения физики грубого тела – у него разовьются достаточно тяжёлые болезни, которые будут иметь хроническую или часто неизлечимую природу.

Конкретный пример такого «счастья» – это состояние алкогольного опьянения. Когда человеку плохо – он выпивает и входит в состояние невежества, и ему вроде бы весело, проблем нет (он их перестаёт чувствовать), однако это не значит, что проблемы ушли. Просто он вводит себя в животное состояние сознания, и он эти проблемы «убирает» у себя, и ему на время становится легче. И этот самообман – это единственное счастье, которое доступно под влиянием силы невежества.

Гуна страсти. Счастье будет завтра·         гонка за результатом·         напряженная работа·         нехватка свободного времени·         ухудшение отношений с близкими·         ухудшение здоровья·         разочарование и депрессии

Счастье в гуне страсти рождается от соприкосновения чувств с их объектами. Сначала оно подобно нектару, потом яду. Находясь под влиянием силы страсти, человек постоянно находится в напряжении. Потому что сила страсти заставляет нас считать, что «счастье будет завтра», т.е. в будущем. И поэтому жизнь человека, который находится под влиянием силы страсти, проходит в постоянной «погоне за счастьем». И чем больше он бежит за ним – тем дальше оно от него уходит.

Какой результат влияния этой силы на наше сознание? У человека уменьшается количество свободного времени, у него ухудшается здоровье (как психическое, так и физическое), потому что в погоне за счастьем человек не способен рационально использовать свои ресурсы, он всегда работает с перегрузкой. В результате он приобретает острые и хронические заболевания, у него портятся отношения со всеми, потому что если ты сам несчастлив – как ты можешь сделать счастливыми окружающих? И, в конце концов, человек постепенно разочаровывается во всём, к чему так сильно стремился. Часто в конце жизни такие люди приходит к выводу, что счастья он так и не нашёл в своей жизни.

Гуна благости. Счастье – жить для других·         развитие положительных качеств·         духовный рост·         улучшение положения в обществе·         улучшение отношений на работе, в семье·         укрепление здоровья

Человек, находящийся под влиянием гуны благости, считает счастьем жить для других людей, изучать истинное знание, заниматься духовной практикой, стремиться к бескорыстию. Сначала счастье в гуне благости подобно яду, потом нектару. Что же происходит в результате? Люди получают следующие вещи: неуклонный духовный прогресс, развитие хороших качеств характера, улучшение положения в обществе, поправление здоровья, успех в воспитании детей, успех во всех видах отношений: с родственниками, на работе, с друзьями, отречение от ненужного и все прочие блага.

Посмотрите, как интересно происходит: подавляющее большинство людей всю жизнь неистово носятся за всеми этими благами: хорошему положению в обществе, здоровью, деньгам, благополучной семье. Но на самом деле за ними бегать не надо! Делать нужно другое – нужно правильно настроиться в жизни, и тогда эти блага придут сами. Мы же делаем всё с точностью до наоборот – мы не хотим менять себя, мы просто желаем, чтобы всё у нас вокруг стало хорошо само по себе.

Суть йоги – помочь человеку измениться на уровне начальной мотивации. Научиться отдавать – этого нет в нашей культуре. Но только когда человек начинает отдавать, он становится интересен высшим силам.

Мы должны знать, что у каждой гуны, если мы с ней соприкасаемся, есть определенные последствия. В «Бхагавад Гите» написано, что общение с гуной благости приводит к очищению, просветлению, знанию, счастью, освобождению от страданий. Гуна страсти, наоборот, приводит к страданиям. Контакт с гуной невежества приводит к разрушению, глупости, иллюзии. И совершенно очевидно, что гуна благости из всех трех гун является наилучшей. В том же классическом труде Кришна говорит: «Пока мы не достигли освобождения – мы должны развивать гуну благости». Освобождение, хотя и не является нашей целью, в действительности очень высокое состояние. Освобождение обозначает, что на наше сознание больше не действует гуны материальной природы. Это обозначает, что человек полностью свободен от двойственности. Он ни на что не обижается, ничему материальному не радуется, ни о чем не скорбит.

Рекомендую почитать на эту тему «Законы Вселенной» Олега Торсунова и послушать цикл лекций Алексея Махова на «Аюрведа радио».

start-yoga.livejournal.com

Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > Три гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество)

Три гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество).(из книги Свами Шивананды "Йога и сила мысли")

1. В сознании есть три гуны, или качества, - саттва, раджас и тамас. 2. Когда преобладает саттва, человек спокоен и невозмутим.3. Когда доминирует раджас, человек беспокоен и возбужден.4. Когда господствует тамас, человек уныл и глуп.5. Контролируйте тамас с помощью раджаса. Контролируйте раджас с помощью саттвы. Контролируйте саттву с помощью самой саттвы.6. Знание гун и их проявления крайне необходимо. Только тогда вы сможете освободиться от их власти.7. Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре - тот мудрец и совершенный йогин 8. Три этих качества пракрити, или материальной природы, вводят человека в заблуждение и привязывают его к сансаре, или мировому процессу.9. В сущности, гуны - это первичные элементы пракрити. Они составляют основу всей материи.10. Поднимитесь над тремя гунами; вы достигнете освобождения, совершенства и бессмертия.

ВЛИЯНИЕ САТТВЫ (ГУНЫ БЛАГОСТИ)11. Когда в человеке усиливается саттва, он праведен; в нем развивается преданность Господу; в нем пробуждается знание.12. Когда сознание саттвическое, в душе воцаряется покой. Истина отражается в спокойных водах сознания.13. Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога.14. Саттва обладает такой характеристикой, как сияние. Это также гармония, добродетельность или чистота.15. Саттва чиста и прозрачна, как хрусталь.16. Саттва порабощает человека, привязывая его к счастью и знанию (низшему).17. Саттва - это золотая клетка. Раджас и тамас - железные клетки.18. Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.19. Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.20. Когда доминирует саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.

ГОСПОДСТВО РАДЖАСА (ГУНЫ СТРАСТИ)21. Раджас - это страсть и деятельность.22. Раджас порождает смятение и неугомонность.23. Раджас - это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.24. Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.25. Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.26. Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.27. Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.28. Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.29. Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.30. Его цель - деньги и чувственные наслаждения.31. Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.

ГОСПОДСТВО ТАМАСА (ГУНЫ НЕВЕЖЕСТВА)32. Тамас - это инертность и тьма.33. Тамас рождается из неведения. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью.34. Тамасический человек лишен способности разбираться, понимать и оценивать. Он совершает глупые поступки.35. В своих действиях он не руководствуется здравым смыслом.36. Он не испытывает ни малейшей тяги к работе. Он слишком много спит.37. Он бездумен и невежествен.38. Некоторые принимают тамас за саттву.39. Неправедность - вот результат влияния раджаса и тамаса.

РАЗЛИЧИЯ 40. Плод саттвической деятельности - счастье; плод раджасической деятельности - страдание; плод тамасической деятельности - неведение.41. Если человек встречает смерть, когда преобладает саттва, он поднимается в чистый Высший Мир.42. Если он встречается со смертью в раджасе, он рождается среди тех, кто привязан к действию.43. Если он встречает смерть в тамасе, он рождается в неразумном чреве. Его рождение происходит среди унылых и глупых, или самых низкоразвитых человеческих существ.44. Когда преобладает саттва, раджас и тамас усмирены.45. Когда преобладает раджас, саттва и тамас побеждены.46. Когда преобладает саттва, человек наделен даром проницательности, чистым разумом и чистым рассудком.

БЕЗ ГУН НЕТ МИРА 47. Три гуны представлены во всех людях. Ни один человек не свободен от деятельности любой из этих гун.48. Эти качества не постоянны. Иногда преобладает саттва; в другое время доминирует раджас или тамас.49. Анализируйте все явления с точки зрения этих гун. Хорошо изучите их признаки.50. Индивидуальная душа поддается влиянию гун.

all-yoga.ru

Йога в Софии - Каталог статей

ТРИ ГУНЫ ПРИРОДЫ

Базовое определение трех гун

 

В индийской философии – самкхье вся природа (пракрити) пронизана тремя тонкими силами – гунами: саттва-гуной (элементом интеллекта), раджа-гуной(энергией) и тама-гуной(элементом массы).

Гуны – составляют основу природы и являются причиной разнообразия мира. Взаимодействуя, эти три силы переплетаются между собой, влияя на нас и на весь окружающий мир. Гуны оказывают воздействие на наши решения, и они же формируют наш характер.

Каждая гуна имеет свою характеристику, но в природе практически не встретить чистого проявления только одной гуны. Представьте, что каждая гуна – один из основных цветов: красный, желтый, синий. Все многообразие цветов, которое мы видим вокруг – получено от смешения трех основных, так же весь мир вокруг обладает качествами трех гун смешанных в разных пропорциях.

В окружающем нас мире мы легко можем увидеть какая гуна преобладает в объекте. Саттва — это форма или проявление объекта, раджас — действие, тамас — сопротивление или бездействие.

 

Раджа гуна

В материальном мире мы можем наблюдать 3 основных процесса.Первый из них – сотворение или начало.

Этот процесс проходит под влиянием раджа-гуны (гуны страсти)Эта гуна самая активная, она характеризуется действием, движением и возбуждением.

Раджас – это страсть направленная на объект желания, неукротимое стремление овладеть им.

Если вы посмотрите вокруг, вы обнаружите, что большинство людей находятся под влиянием раджа-гуны. Мы хотим работу, на которой зарплата выше, хотим дом больше, машину мощнее, еще один шкаф, шоколадку, в кино… список наших желаний бесконечен и он продолжает подогреваться рекламой и окружающими. 

Для людей под влиянием раджа-гуны единственной реальностью является удовлетворение своих желаний и накопление имущества. Раджасичный человек полон амбиций, похоти, жажды материальных ценностей.

Гуна страсти побуждает терзаемого желаниями человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта.

Раджас – это пламя, которое сжигает человека, потому что он никогда не бывает удовлетворен до конца тем, что поучает.

Эта Гуна лишает человека проницательности и объективного взгляда на мир, требуя признания его исключительности, престижа и богатства.

К раджасичному типу людей относятся в основном люди, обладающие лидерскими качествами.

 

Саттва

Второй процесс в материальном мире это поддержание и сохранение. Этот процесс проходит под влиянием саттва-гуны,  гуны благости или добродетели.

Человек, находящийся под влиянием саттва-гуны – спокоен, внимателен, восприимчив к окружающему и искренен. В его душе живет покой, чистота и гармония.

Такие люди обычно не преследуют выгоды и заинтересованы в знании ради него самого. Саттвичные люди обычно бегут от чувственных удовольствий, их жизнь неподвластна тревожностям и депрессии.Именно саттва-гуна помогает нам принимать правильные решения и оставаться честными в первую очередь с самими собой. 

Саттва это – свет, радость, легкость и ясность.Действие этой гуны заключается также в активации чувств, интуиции и тонкому восприятию знаний.К саттвичному типу людей относятся философы, мыслители и ученые.

 

Тамас

Тама-гуна отвечает за уничтожение или конец.

Свойства тамаса – инертность, масса, отсутствие мыслей, невежество.Людей, находящихся под влиянием тамо-гуны всегда легко узнать.

Эти люди любят поспать, безразлично относятся к окружающему их миру, забывчивы и рассеяны. Такие люди часто ложно или искаженно запоминают информацию или вообще забывают ее.

Тамасичных людей легко отвлечь, они с трудом концентрируются на чем-то, нередко совершают глупые поступки, про них мы часто говорим – «он не учится на ошибках».

К тамасичному типу относятся люди, предпочитающие действиям отдых.

 

Влияние гун на нашу жизнь

Все эти гуны одновременно влияют на нас, и в разные моменты жизни преобладает то одна, то другая. На преобладание той или иной гуны влияет множество факторов таких как: окружение, погода, пища и т.д. Например, зимой мы более пассивны, часто не хочется выходить из дома, хочется посидеть в тепле, поваляться в теплой кровати – преобладает тамас. Весной мы полны сил и готовы к новым свершениям - раджас.

Днем мы находимся под влиянием раджа гуны – готовы к действию, ночью преобладает тамас  и это естественно, ведь наше тело нуждается в отдыхе, утром и вечер – время саттвы.

 

ДИЕТА

Повлиять на пропорции гун в нашем теле и сознании можно с помощью диеты.

 

Диета для саттва-гуны

Для увеличения саттвы рекомендуется есть фрукты, овощи, злаки, мед, орехи, молочные продукты.

Саттвичная пища необходима творцам, людям занимающимся умственной деятельностью или духовными практиками

 

Диета для раджа-гуны

Раджа-гуну увеличивает горькая, кислая, очень сладкая или острая еда, в том числе: мясо, кофе, чай, соль и сахар. К раджасичным продуктам относится большинство специй.

Такая диета придаст уверенности в себе и желание действовать.

 

Тамасическая пища считается безусловно вредной. К ней относится все жирное, несвежее, плохо усвояемое организмом, а также табак и алкоголь. Эти продукты вызывает состояние усталости и лени, такую пищу рекомендуется избегать.

Человеку, который стремится жить в гармонии с собой, необходимо привести в баланс все три гуны иначе он чувствует себя угнетенным, подавленным или чересчур возбужденным. При этом большое значение приобретает наш образ жизни, мысли и люди, которые нас окружают.

 

Статья пригодится преподавателям готовящимся к экзамену на уровень Intradactory I

 

ru.yog.bg

Три гуны - энциклопедия йоги и аюрведы

Если Доши — это компоненты тела, то Гуны являются составляющими ума. Именно они определяют тип личности и то, как будет функционировать мозг человека. Согласно Ведам, все процессы нашего мира: создание, развитие и разрушение, связаны с тонкими силами, которые пронизывают нашу вселенную вдоль и поперек. Эти невидимые субстанции и называются Гунами. На санскрите "Гуна" означает "качество". В Аюрведе они наряду с Дошами составляют фундамент всего учения, но в отличие от телесных составляющих, Гуны характеризуют качества природы в целом и данное понятие применимо абсолютно ко всем процессам, протекающим в мире. Итак, за всё происходящее во вселенной отвечают три элемента: Тамас, Раджас и Саттва, при этом каждый из них характеризуется преобладанием определенной Гуны. Тамас-гуна — это лень, ошибочное восприятие, деградация, беспомощность и депрессия. Раджас-гуна — борьба, беспокойность и возбуждение. Саттва-гуна — невозмутимость, умиротворение, спокойствие, просветление, духовность.

В утреннее и вечернее время преобладает Саттва, днем — Раджас, а после захода солнца все полгащает Тамас-гуна. Как взаимодействуют Гуны?

Гуны не могут существовать изолированно. Им постоянно нужно находиться в каком-либо событии, предмете или теле живого существа. При этом, очень большое значение имеет то, какая субстанция является преобладающей. К примеру, у животных больше Тамаса, у человека — Раджаса, а в ангельских и божественных существах доминирует Саттва.

Людям, желающим жить спокойно, чувствовать гармонию и умиротворение, нужно сбалансировать Тамас, Раджас и Саттву. Когда эти субстанции присутствуют в организме в неверных соотношениях, то человек начинает ощущать себя подавленным, слишком возбужденным и апатичным. Спустя определенное время, если ничего не делать, то это может привести к возникновению серьезных отклонений, например к депрессии.

Очень многое здесь зависит от того, как ведет себя человек, что делает и с кем общается. Так, например, когда мы часто находимся в обществе, где преобладают раздражительные люди, это в результате приведет к телесному и нервному истощению.

Согласно древнему священному тексту индуизма "Бхагавад Гите", в человеческом организме всегда идет борьба между тремя Гунами, однако, какая-то одна из них постоянно доминирует. От их соотношения, собственно, и зависит то, каким характером обладает человек.

Для того чтобы узнать какая из вселенских сил преобладает у вас, достаточно только прислушаться к самому себе, а также проследить за тем, как вы реагируете на определенные жизненные ситуации.

Как влияет Саттва?

Если в сознании доминирует Саттва, то человек очень внимательно относится к другим людям и жизненным ситуациям, он не ищет во всем личную выгоду, становится менее корыстным и более искренним не только по отношению к другими, но и с самим собой. Его душа является радостной, доброй и чистой, что приближает его к божественному. Преобладание Саттвы позволяет человеку успешно учиться, у него хорошо развита интуиция, а также могут быть способности к ясновидению. Для того чтобы в разуме стала преобладать именно эта Гунна, нужно тренировать себя: изучать священные тексты, общаться с мудрецами, отказаться от пищи мясного происхождения и повторять мантры. Ученые, философы и мыслители — это как раз те люди, в чьей душе доминирует Саттва-гуна.

Как влияет Раджас?

Раджас — это Гуна, крторую характеризует высокой активностью. Она предполагает разжигание страсти, полную самоотдачу для достижения поставленной цели и неукротимость желаний. Человек, в котором доминирует эта Гуна, жаждет материальных ценностей, похотлив и склонен к амбициям. Раджас подобен пламени, которое все сильнее и сильнее разжигает восприятие внешнего мира, тем самым вызывая желания. Люди, у которых преобладает данная Гуна, никогда не бывают в полной мере удовлетворены. Из-за Раджаса человек не способен объективно мыслить, он постоянно стремиться заполучить все больше и больше, а также требует, чтобы окружающие признали его исключительность. Обычно такие люди в обществе выступают в качестве лидеров.

Как влияет Тамас?

В том случае, если в человеческом сознании преобладает Тамас, то он очень легко поддается влиянию ложных убеждений и мыслей. Люди с данной Гуной склонны проводить много времени во сне, они часто совершают глупые поступки и не могут регулярно и плодотворно трудиться. Тамас делает из человека невежественное и инертное существо, которое не способно мыслить должным образом. Из-за данной субстанции в душе скапливается тьма, а сознание пропускает ложные знания. Тамасичный человек — это тот, кто больше предпочитает отдых, а не активные действия.

Как управлять Гунами через пищу?

Все люди могут самостоятельно управлять балансом Гун в своем сознании. Сделать это можно как посредствам физической деятельности и смены направления мыслей, так и посредствам изменения привычек питания. Так, для того, чтобы повысить уровень Саттвы нужно есть больше молочных продуктов, круп, фруктов, орехов, меда, бобов и злаков. В том случае, если вы много занимаетесь интеллектуальной деятельностью или практикуете медитацию, то вам нужно пересмотреть свой рацион в пользу именно этих продуктов. Они позволят вам обрести легкость мысли и войти поток, в котором вы сможете намного продуктивнее осуществлять свою деятельность.

В том случае, если вы хотите проявить себя активным, деятельным человеком, и хотите обратить на себя внимание, значит, нужно употреблять Раджасическую пищу. Благодаря такой еде можно обрести чувство уверенности. К ней можно отнести: сахар, соль, чай, кофе, мясо и почти все специи.

В свою очередь Тамасическая пища — это всегда вредная еда. К таковой можно отнести все несвежее, жирное, алкоголь, табак, кондитерские и мучные изделия, а также лекарственные препараты. Из-за всех этих продуктов в разуме начинает доминировать Тамас-гуна, появляется чувство беспокойства, вялости, упадка сил и нежелания чем-либо заниматься.

dayoga.ru

Три гуны: саттва, раджас, тамас

        Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Также гуны — это одно из главных понятий в Аюрведе, описывающeе  основные качества Природы.Их три:Саттва  – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;Раджас —  страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;Тамас  -бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:ВоздухЭфирВодаОгоньЗемля

а наш разум характеризуется 3-мя Гунами:Саттва – знания, чистота, непорочностьРаджас – действие, страстьТамас – инерция, невежество

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

1. Саттва-гуна.• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.• Гуна благости порождает истинное знание.• Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости.• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.

2. Раджа-гуна.• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.• Гуна страсти разжигает алчность.• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.

3. Тама-гуна• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества.

Источник: www.oum.ru

polet-dushi.ru


Смотрите также