Школа Классической йоги Виктора Бойко. Йога классика


Почему вас не научат классической йоге в наших фитнес-клубах

Йога за 90 минут

Йога для беременных, жиросжигающая йога, йога для коррекции фигуры, йога для упругой попы, йоготерапия, йога для повышения IQ, йога… Простите, сложно остановиться. Все эти явления можно объединить под одним названием — «йога в России».

Если спросить среднестатистического посетителя йога-центра, зачем тот занимается йогой, он ответит что-то вроде: «Для поддержания тела и духа здоровыми», «Для саморазвития», «Чтобы справляться со стрессами». Или найдёт ещё какое-нибудь оправдание. И в целом будет прав: именно с таким посылом популяризировалась индийская духовность, волной накатившая на Россию после распада Советского Союза. Центры йоги стали расти как грибы после дождя, а разомлевшее перед восточной диковинкой население православной Руси вдруг стало хором петь «Ом, шанти, ом», скрестив ноги на гламурных термопластиковых ковриках. Ведь лотосы прекрасны.

Чтобы стать учителем йоги, достаточно одолеть месячный курс обучения: бегло ознакомиться с санскритским алфавитом и освоить курс пранаямы для чайников.

После этого смело можно идти учить людей, отсутствие опыта вряд ли смутит работодателя. В самом деле, не приглашать же индийского гуру, когда спрос на услуги духовной прокачки едва ли не превышает предложение.

Центры йоги — это такие места, в которых люди без сертификата учителя встречают человека с сертификатом. Там они изучают кончик своего носа, пропевают непонятые им слова и занимаются гимнастикой. После сеанса, духовно выросшие и достигшие внутреннего баланса, они отправляются во внешний мир, полный проблем, стрессов и разрушающих достигнутую гармонию факторов. Чтобы потом повторить цикл.

В СССР был эффективный аналог йоги. Назывался он зарядкой. И стресс снимал эффективно, и здоровье улучшал, и гармония в жизни после упражнений появлялась. Некоторые даже сейчас практикуют.

Читайте классику, господа!

К чему весь этот ёрнический пафос? Оригинальное учение йоги и те практики, которые сложились в России и на Западе и гордо именуются хатха-йогой, — две разные вещи. Конечно же, не стоит абсолютизировать. Наверняка найдутся единичные случаи, в которых учитель пытается правильно расставить акценты и донести до публики оригинальную мысль.

Классическая йога — это философская школа Древней Индии. В основе её учения лежат «Йога-сутры» мудреца Патанджали. Хатха-йога — позднее образование, однако она является продолжением традиции классической йоги. Хатха действительно ориентирована в большей степени на работу с телом, но её теоретические положения не противоречат оригинальному учению, а основываются на нём. Именно недостаток знания теории на Западе, а также её искажение делают саму практику йоги бессмысленной.

В тексте «Йога-сутр» поднимаются серьёзные философские вопросы. Мир, в соответствии с учением Патанджали, является результатом соединения пуруши (сознания) и пракрити (природы). Сознание бездеятельно, пассивно, но, выражаясь метафорически, оно есть чистый свет. Природа динамична, но она действует подобно автоматическому механизму. Их контакт описывается как союз слепого и безногого: только вместе они могут реализоваться.

Проблема мироздания заключается в том, что пуруша начинает отождествлять себя с пракрити. Он принимает её проявления за свои собственные.

Мы считаем, что наше тело, мысли, воля, эмоции — безусловная часть нашего «я». Однако это не так.

Сознание не личность. Ни физические вещи, ни психические явления не имеют никакого отношения к сознанию. Оно чистый свет, прожектор, освещающий то, что происходит на сцене.

Задача человека в этой ситуации — познать свою нетождественность телу и уму. Они вообще не имеют никакого значения. Это костыли, которыми нужно воспользоваться, чтобы прийти к своему «я».

Заметьте, насколько сильно это расходится с тем, что преподаётся в школах йоги, в которых культивируется западная ценность «в здоровом теле — здоровый дух». Для мудреца, достигшего цели классической йоги, всё равно, здорово его тело или нездорово, страдает ли оно от депрессии или же оно счастливо, свисают ли с его бочков жировые наросты или нет, потому что ни депрессии, ни боли, ни даже жира в сознании нет.

Представьте море ночью. Волны колеблют воду, из-за чего приходит в движение и луна, отражающаяся в ней. Но отражение не есть сама луна, которая неподвижна и вечно спокойна. Аналогично человек принимает колебания ума за колебания своего «я». Цель йоги — обнаружить самодостаточность пуруши, его полную независимость от пракрити. То есть от жира на боках. Зачем от него избавляться, если ни бока, ни жир не являются вашими?

Через тернии к йоге

Таким образом, целью йоги является достижение абсолютного знания. В самом тексте Патанджали перечисляет элементы практики йоги, главными из которых называются три стадии сосредоточения. Асаны (позы) и дыхательные практики, которые и составляют ядро хатха-йоги, упоминаются как вспомогательные средства. Это только первые ступени на пути к конечной цели.

Да, в процессе практики человек будет чувствовать положительные психофизические изменения. Однако это лишь побочный эффект. Невозможно заниматься йогой с целью улучшения здоровья. Это полное извращение смысла философского учения. Средство здесь превращается в цель. То, от чего следует отказаться, здесь нужно улучшать и развивать. Это всё равно что покупать шахматы, чтобы пустить доску на растопку печки, а фигуры повесить на ёлку в качестве украшения. Или поступать в Гарвардский университет, чтобы потом устроиться работать уборщиком в «Макдоналдс».

Йога — это не путь оздоровления и даже не путь духовного развития. Она вообще о другом, и, чтобы понять это другое, нужно определённое интеллектуальное усилие.

Йога зародилась в совершенно иной культуре и религиозной традиции, построенной на иных ценностях. Когда элементы одной традиции попадают в чужое культурное поле, они тут же адаптируются к местным стандартам мышления, подгоняются под привычные шаблоны. И, вполне возможно, это неплохо. Всё же йога как-то помогает беременным, прочищает носовые пути, улучшает фигуру. Проблема только в том, что из-за повсеместного искажения представлений найти путь к настоящему учению становится крайне сложно.

Классической йогой можно заниматься везде и когда угодно. Для этого не нужны ни коврик, ни человек с сертификатом, ни абонемент в специальное заведение. Идя по улице и сосредотачиваясь на своём сознании, размышляя о нём, вы будете ближе к йогическому идеалу, чем стоя на голове в позе споткнувшегося барашка с контролирующим вас инструктором.

Другой вопрос, насколько вам нужно это соответствие.

Классическая йога — самый крутой лайфхак, она даёт решение всех проблем, абсолютное знание и счастье.

Но цена за него западному человеку может показаться слишком высокой. Придётся пожертвовать своим эго и полностью переработать систему ценностей.

В этой статье я очень кратко изложил учение йоги. Заинтересовавшимся оригинальным учением классической йоги советую начать с «Йога-сутр» Патанджали с комментариями Вьясы.

lifehacker.ru

особенности стиля, как проходят занятия, эффективность

Данная школа акцентирует свое внимание на общем оздоровлении, Йогатерапии и глубоком расслаблении. Она может быть адаптирована абсолютно для каждого человека, в том числе, имеющего проблемы со здоровьем, поскольку предполагает выстраивание индивидуальной программы. В этом случае она просто незаменима.

Практика придется по душе людям, которые обращаются к йоге с целью решить свои внутренние проблемы, излечить физические недуги и обрести осознанность по отношению к себе, своей жизни и окружающему миру.

Любителям силовой йоги, а также всем тем, кто расстилает коврик, надеясь лишь подкорректировать фигуру, стоит обратить внимание на Пауэр йогу. Классическая йога Виктора Бойко направлена на гармонизацию всей личности, а не только физической оболочки.

Школа Классической йоги Виктора Бойко не фокусируется на метафизическом аспекте, не проповедует погружения в эзотерику, индийскую философию и религию, поэтому доступна даже непосвященному современному практикующему.

История направления

Виктор Бойко начал свою практику в 1971 году и единственным его «учителем» была книга Б.К.С. Айенгара «Йога дипика». Как рассказывает сам йог, от природы он обладал весьма умеренной гибкостью и надеялся обрести ее, обучаясь по труду знаменитого мастера. Однако, несмотря на годы усердной практики, достичь этого не удалось, и Виктор Бойко решил обратиться к тексту первоисточника. Так началось скрупулезное исследование йоги Патанджали, результатом которого стало понимание глубокой сущности Хатха йоги, изложенной в Сутрах.

Виктор Бойко

Позже, скорректировав занятия, он добился более значимых для себя результатов, чем пластичность тела.

Постоянная практика и преподавание йоги для людей, имеющих проблемы со здоровьем, вылились в авторскую методику самосовершенствования и оздоровления.

Фактически школа была создана в Москве в1993 году, тогда она носила название Центра «Классической йоги» и являлась первой отечественной школой йоги. В то время Виктор Бойко проводил только индивидуальные занятия, и только в 2000 году была зарегистрирована Школа йоги Виктора Бойко, популярность которой резко возросла, после того, как он выпустил в свет книгу «Йога. Скрытые аспекты практики». В настоящий момент филиалы школы проводят классы в Санкт-Петербурге, Ярославле, Томске, Челябинске, Новгороде и других городах.

Основатель школы регулярно проводит семинары и йога-туры не только в России, но и Индии, Египте и странах постсоветского пространства.

Особенности стиля

Данное направление представляет собой классическую школу и основывается на «Сутрах» Патанджали, в которых йога определяется, как остановка деятельности ума. Исходя из этого, очевидно, что к «йога-спорту» школа Виктора Бойко не имеет никакого отношения. Она фокусируется на развитии личности и отвергает «западный подход» к духовным практикам.

На занятиях основное внимание уделяется техникам глубокого расслабления, в частности, Шавасане и Йога нидре, а также выполнению классических асан в статике, каждая из которых проходит тщательную отстройку.

Главной особенностью данного стиля является персонализированный подход к каждому ученику. Занятия проходят в малочисленных группах (от 8 до 12 человек), для практикующего составляется индивидуальная программа в зависимости от типа его комплекции, возраста, общего состояния здоровья, опыта практики и других критериев. Она постоянно корректируется в зависимости от насущных потребностей человека. Преподаватели проводят регулярные беседы и настраивают учеников на самостоятельные занятия йогой, поскольку это является обязательным условием успеха.

Занятия проходят в малочисленных группах (на фото: Школа йоги Виктора Бойко, зал на Покровке)

Каждый практикующий получает подробные инструкции для домашней практики и тренируется 4-5 раз в неделю.

Как проходит занятие

Первое занятие является своеобразным тестом, оценивающим физическое состояние практикующего: его пластичность, выносливость и физическую силу. Он выполняет несложный вводный комплекс и заполняет анкету. На основе полученных данных составляется уникальная программа с учетом индивидуальных пропорций и конституции.

Этот набор упражнений и осваивается учеником на последующих занятиях, которые проходят в зале не чаще, чем раз в неделю. Домашние же тренировки должны проходить ежедневно.

Йога нидра, также называемая «осознанным сном йогов», - это особая практика, представляющая собой пограничное состояние между реальностью и сном, которое достигается путем глубокой релаксации и создания однонаправленности ума.

Каждый класс включает в себя технику йогического сна – Йога нидру и Шавасану (расслабление в позе мертвеца), предполагающую полное расслабление ума и тела.

Йога нидра

Эффект

Регулярная практика направлена на быстрый терапевтический эффект, улучшение общего физического состояния. Она нормализует работу всех систем организма, излечивает от самых волнующих человека заболеваний, поскольку сфокусирована на его основных потребностях.

Школа классической йоги Виктора Бойко концентрируется также на психическом аспекте, помогая успокоить сознание и ум, обрести душевное равновесие и научиться сохранять уверенность в своих силах даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Адепты школы говорят о мощном оздоровлении организма и даже об исцелении от мучающих недугов. Видимо, именно поэтому методика Виктора Бойко пользуется огромной популярностью.

Читайте также:

Эта школа провозглашает идею «сознательной эволюции в йоге». особенно интересен  последний ее уровень, когда йогин приступает к «парадоксальным упражнениям».

Выбирая эту школу, вы обретаете возможность прикоснуться к настоящей йоге, какой ее видели мудрецы тысячелетия назад.

Один из самых молодых стилей. По словам ее основателя, эта методика, как никакая другая способна пробудить в каждом йогине «внутреннего учителя».

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Классическая йога

Классическая Йога - это определенная система мировоззрения и точное знание о Человеке и Мире, который нас окружает. Как и любое знание, Классическая Йога в своем арсенале имеет очень четкие и ясные ключи, без понимания которых сложно постигать Йогу. В отличие от распространенного подхода к изучению Йоги в современном мире, где часто существует просто определенный набор позиций без какой-либо логики, в Классической Йоге есть четкое понимание как эти позиции рождаются, по каким принципам строятся и для чего применяются. Точно такие же ключи и основные элементы существуют в дыхании и в упражнениях на концентрацию.

В Древней Индии существовало представление, что человеческое тело может принять 78 позиций, все остальное - лишь их вариации. Помимо физического принципа, который был заложен в эти позиции и работы с телом, каждая из них оказывает влияние на разум, на психическую сферу человека. В Древней Индии тело человека сравнивали с кувшином (Kumbhaka), который заполняет разум, дыхание, воля и от формы этого кувшина во многом зависит и его содержание. Поэтому укрепление тела в Классической Йоге, являлось лишь ступенью на пути постижения внутренних психических процессов и того, как они влияют на нас и по каким принципам работают. С этой позиции Классическая Йога намного ближе к психологии, чем к физкультуре или фитнесу, что увы, в основном и происходит с Йогой сегодня.

Преподаватели

Великорецкий Эльдар

"Для меня йога - совершенная наука, дает мне глубокое понимание жизни."

  • Ведет преподавательскую деятельность с 2000 года. Ведущий преподаватель Федерации Йоги Москвы. Большой опыт ведения групповых и индивидуальных занятий. Ведение семинаров по Истории Индии, Йоги. Преподавание Санскрита.
  • Образование: МГУ им.Ломоносова, Социологический факультет
  • Образование в Йоге: Диплом преподавателя классической Йоги школы «Дхарма-Марга» (школы более чем с сороколетней историей). Изучает Йогу под руководством В.Д.Вязьмина (одного из первых преподавателей Йоги в Советском Союзе).
Муртазаева Камила

С 2014 года ученица и последователь школы боевой и классической йоги “Дхарма Марга” под руководством Вадима Вязьмина. В данный момент имею желтый пояс, учусь непосредственно у Постоенко Андрея Петровича. Занималась йогой различных направлений (в частности проходила учительский тренинг по Кундалини йоге у Карта Сингха 1998-1999 гг). Обучаюсь в Федерации йоги на курсе для преподавателей Хатха йоги. С 2016 года преподаю классическую йогу и гимнастику для позвоночника.

Дополнительная практика - ученица школы Дайто-рю Айкибудо, 3й Кю.

"Личная практика для меня - метод максимально адекватного восприятия и понимания себя и жизни в целом. Это возможность развития и искренней самореализации."

Запись на тренировку

Запишитесь на бесплатную тренировку!

Как нас найти

Москва, Шубинский пер., д.6.

В зале Саторикан Додзё

Пн. 19:00 - 20:30 Великорецкий Эльдар
Ср. 19:00 - 20:30 Великорецкий Эльдар
Пт. 19:00 - 20:30 Муртазаева Камила

yoga.daito-ryu.su

Что такое йога. Какую йогу выбрать. Классическая йога.

Точкой отсчёта для йоги в том виде, в каком она известна современному человечеству, принято считать дошедший до наших дней письменный труд древнеиндийского мудреца Патанджали под названием «Йога-сутры». Сутры — это краткие изречения, конспект, квинтэссенция знаний. В них Патанджали умудрился сжато и точно изложить науку йоги: в чём её суть, что она может дать человеку, и какими путями этого можно достичь. Такая йога называется классической или аштанга-йогой (не путайте с, так называемой, аштанга-виньяса йогой, изобретённой в XX веке).

Аштанга — означает «восьмичастная», состоящая из восьми частей. Из этих частей большинству людей известна только одна — асаны. Это как раз те необычные (непривычные) положения тела, которые считаются панацеей от всех болезней и показателем мастерства йогов. Иллюстрациями асан наполнены все сайты и журналы о йоге. Изучению и практике асан уделяется основное внимание в подавляющем большинстве школ йоги. Изобретаются всё новые вариации выполнения асан, и эти поделки выдаются за очередную «йогу».

Большинство занимающихся «йогой» и не подозревают, что в классической йоге асаны являются лишь средством, транспортом для достижения определённого состояния сознания. В «Йога-сутрах» Патанджали асаной называется удобное и устойчивое положение тела, в котором отсутствуют всякие движения ума:

«асана достигается релаксацией или ослаблением усилия и сосредоточением на бесконечном» (2-47)

Главное же — это наработка в результате длительной практики умения достигать устойчивого ментального расслабления, так называемого «молчания ума», или «внутреннего безмолвия», или «прекращения внутреннего диалога». Результаты такой практики поистине удивительны и грандиозны для каждого индивидуума — в двух словах не опишешь.

Да, это непонятно и непривычно для мышления типичного западного человека. Вместо усилий — расслабление, вместо работы — релаксация, вместо стремлений — отсутствие желаний. Поэтому классическая йога могла зародиться только на Востоке. Как только она проникла на Запад (читайте — «на перспективный рынок»), сейчас же начали плодиться и размножаться её суррогаты, под красочной обёрткой которых утеряна сама сущность предмета.

Возникает вполне закономерный вопрос — как работает йога, каков механизм воздействия классической йоги на организм человека?

С физическими упражнениями, к примеру, всё ясно: нагружаем мышцы — получаем увеличение их силы или выносливости. С упражнениями на растяжку тоже достаточно прозрачно: растягиваем мышцы и связки — получаем бóльшую их эластичность. То же насчёт суставной гимнастики: воздействуя на суставы — достигаем возрастания амплитуды движения в них, т.е. гибкости. Понятно, что можно придумать великое множество сочетаний этих трёх видов упражнений, потому-то и появляются чуть не каждый год новые разновидности фитнеса и всё новые псевдо-йоги.

Есть два момента, которые объединяют все эти виды физической активности и отличают их от классической йоги:

1. Вы думаете (а как же не думать? — в голове ведь постоянно какие-то мысли крутятся)

2. Вы стараетесь (а как же не стараться? — ведь без усилий ничего не добьёшься)

Современная массовая йога — это нонсенс. Массовой может быть только физкультура.

В чём же особенность йоги? Модная экзотика? Вместо названия поз по-русски — названия асан на санскрите? Неужели вы взаправду считаете, что если наклон вниз назвать уттанасаной и делать его на йоговском коврике, то это окажет какое-то особое влияние на ваш организм? Или вы думаете, что сила йоги в необычности асан, и для обретения здоровья нужно просто поднабраться мастерства и освоить определённый их арсенал — ну там, научиться стоять на голове или сидеть в позе лотоса? Увы, нет. Всё это так и останется лишь физическими упражнениями. Пусть необычной, пусть со своими «наворотами» и «примочками», но физкультурой. И хорошо, если вы будете знать меру, занимаясь тем, чем вы занимаетесь, а то ведь нетрудно на экзотических упражнениях да с русским энтузиазмом и повредить себе чего-нибудь сгоряча. Занимайтесь на здоровье, поддерживайте свою физическую форму, только, увы — не йога это.

Суть классической йоги не в необычности поз и названий, не в эффектных движениях и процедурах, а в состоянии вашего сознания во время практики. Йога есть врéменное торможение ментальной активности, т.е. особое, ни на что из обыденной жизни не похожее, состояние ума. Так что любые виды физической активности, выполняемые в обычном, повседневном состоянии сознания, йогой отнюдь не являются — как бы красиво они ни назывались и как бы заманчиво ни преподносились.

Как достичь требуемого состояния? Не сразу и не вдруг. Это годы и годы кропотливой работы с собою. (Впрочем, первые результаты обычно начинают проявляться уже через несколько месяцев регулярных занятий.) Но и плоды такой йоги неоценимы. Регулярно практикуя в классической традиции вы предоставляете своему организму уникальную (недоступную ни в каких других видах деятельности) возможность запускать собственные механизмы самовосстановления и саморегуляции, заложенные в нас эволюцией. Это чрезвычайно мощные механизмы! Психосоматика (психика + тело) вначале восстанавливает сама себя до оптимального уровня, а затем поддерживает его, невзирая ни на какие внешние обстоятельства. Вот оно — желаемое железное здоровье!

 

Что же происходит в практике классической йоги, когда вы учитесь ментальному расслаблению и уже в таком состоянии, безо всякого старания, выполняете асаны?

Органы чувств отвлекаются от внешнего мира, ваше внимание полностью сосредотачивается внутри вас. После приобретения некоторых навыков притормаживается и внутреннее «пережёвывание» мыслей, сознание становится чистым экраном. Вы начинаете явственно различать ощущения в теле при выполнении асан. Между тем, тело принимает ту форму, которая ему доступна на данном этапе — ни больше, ни меньше. Ментальная тишина и отсутствие явных усилий вкупе с полным контролем над ощущениями подводят организм в точности к границе его возможностей. Это ювелирная работа — положения тела в асанах могут быть весьма разнообразны, и столь же разнообразны нагрузки на все системы тела, но, в то же время, полностью исключены перегрузки, обычные для всех прочих видов тренировок.

А дальше начинается самое интересное. Бездействующий ум, неподвижность позы и время её выдержки на границе без ощущений включают в теле механизмы адаптации, недостижимые никакими волевыми усилиями. Организм начинает приспосабливаться к асане! Без участия вашего ума и вашей воли. Вы просто находитесь в асане, а не делаете её. Всё, что нужно для пребывания в асане и «для жизни» в ней, тело подготовит и сделает само. Ваша задача состоит только в том, чтобы обеспечивать необходимые условия для организма, КАК он приспособится — это его врождённые природные «ноу-хау». Для того, чтоб это сработало, необходима регулярная практика. День за днём, год за годом. Только постоянная грамотная практика йоги позволяет вначале вернуть разбалансированный организм к его оптимальному состоянию, а затем и достичь других кажущихся невероятными возможностей.

gyoga.ru


Смотрите также