Мантра йога. Йога мантра


Мантра йога. Сущность и воздействие на человека

Йога на санскрите в буквальном смысле означает связь или единение, Путь к Богу или воссоединение с Единым Сознанием (сочетание «га» – это дорога, путь; символ «юдж» — Высшая Истина, Бог).

Таким образом, Йога – это восстановление потерянной связи с Источником проявленного мира, который мы называем Богом, т.е. со своей Изначальной Истинной Природой, со своим Высшим Я.

В основном трактате о йоге – «Йога сутры» Патанжали — говорится, что смысл йоги заключается в «удержании сознания от вихрей», т.е. любых колебаний и движений в уме (мыслей, мыслеобразов, фантазий, грез и т.п.). Поэтому важно понимать, что все известные нам методы, разновидности и практики йоги вытекают из этого ее основного значения, как разнообразные инструменты для шлифовки одной скульптуры – нашего сознания. Таковой является и мантра йога, представляющая собой методы воздействия на энергию и ум, посредством особых звуковых сочетаний.

Согласно представлениям ученых звук (или звуковая волна) – «это передающиеся в пространстве механические колебания молекул вещества». Таким образом, звук воздействует на тонкие составляющие внешней среды (молекулы), которые, в свою очередь, изменяясь, изменяют более грубые составляющие и так до самых плотных слоев.

В понимании древних йогов реальность многослойна подобно матрешке. И эти слои далеко уходят за пределы молекул и атомов. Наш видимый физический мир – лишь следствие более тонких состояний материи и энергии. Описывая Творение, древние мудрецы связывали звук с астральным миром – слоем, который предшествует и из которого вытекает физический мир. Астральный мир – это мир образов, мыслей, фантазий, чувств, желаний, т.е. тех зерен, из которых вырастает дерево физической реальности. Таким образом, производя различные манипуляции с астральной средой, йоги добивались изменений в физической реальности.

Практика мантра йоги

Практика мантра йоги – это работа с энергией звука, определенными словесными, имеющими свой ритм и мелодию, сочетаниями, посредством которой древние мудрецы могли менять внешнюю среду: исцелять болезни, изменять погоду, привлекать нужное и нейтрализовывать нежелательные события и явления. Но главным предназначением мантра йоги являлась способность успокаивать ум.

Сочетание санскритских понятий манн (манас — ум) и тра (тратака – освобождать) определяют мантру как средство достижения внутреннего безмолвия. «Повторение мантр с сосредоточением внимания на источнике звучания захватывает разум целиком» (Рамана Махарши), таким образом освобождая его от посторонних мыслей.

Бог, Сознание – это намерение в потенциале. Мантра, слово, т.е. звук – это намерение в движение. Физический мир – это реализация изначального намерения. И все это суть одно. Определенное сочетание звуков и слов создает соответствующую форму: «как корабль назовешь, так он и поплывет».

Мир есть изначальная Мантра АУМ (ОМ), звуковой код, запускающий создание и распад мира, где А – это выдох, создание, рождение, бодрствующее состояние, У – само дыхание, поддержание, жизнь, сон со сновидениями, М – вдох, разрушение, смерть, глубокий сон без сновидений, и тишина после произнесение мантры – задержка дыхания, турия, самадхи, слияние с Единым, возвращение в Источник (по Упанишадам).

Каждый человек использует речь. Каждое произнесенное слово вытекает из мыслеобраза, созданного в уме, а мыслительная деятельность напрямую связана с энергией, которая создает определенные состояния, вызывающие реакции в уме, как следствие, мысли, слова и поступки.

Когда человек произносит мантру, он создает определенные звуковые колебания, которые воздействуют на энергетическое тело и передаются физическому. Если некоторое время и с должной концентрацией повторять соответствующие сочетания звуков, осуществляется «массаж» всего организма на тонком уровне, что способствует исцелению тела, очищению эмоций и равновесию ума.

Мантра – это определенный звуковой код, аффирмация на волновом уровне, который воздействует на ум, меняя настройки, и, таким образом, применяется для более глубокого управления чувствами и эмоциями, состояниями ума, тела и сознания.

Разновидности мантр в мантра йоге

Все мантры были получены древними мудрецами в состоянии сверхсознания или расширенного сознания с определенной целью, в зависимости от которой можно выделить:

• Мантры освобождения, полученные в состоянии экстаза и поглощенности Абсолютом или какой-либо формой Бога, суть которых в освобождении ума от ограничений человеческой формы и конечном освобождении;

• Мантры благословения, полученные в состоянии молитвы или призыва определенного Божества – Энергии, Эманации Абсолюта, суть которых в привнесении в обыденную жизнь благополучия и исполнения различных желаний;

• Мантры исцеления, как разновидность мантр благословений, направленны на исцеление конкретных болезней.

Мантры освобождения безопасны и могут читаться всеми. Заложенное в них намерение способствует эволюции Вселенной и трансформации человека. Эти мантры не имеют никаких эгоистичных материальных целей, основанных на жадности и желании удобнее устроиться в этом преходящем мире, а, соответственно, и никаких негативных последствий от их использования.

Мантры – благословения работают с определенными энергиями, как энергиями святых, божеств, так и энергиями различных духов, демонов и т.п., в зависимости от желания и его исполнителя. Кроме мантр исцеления и привлечения благополучия, здоровья и благосостояния в свою жизнь, лучше их вообще не использовать. Любое изменение на одном уровне влечет изменения на всех уровнях. Не имея соответствующего знания и видения последствий, практика чтения таких мантр нередко имеет противоположный эффект, запутывая человека еще больше в сетях своих бесконечных желаний.

Мантра – это лодка или ковер-самолет, который переносит наше сознание на те частоты, на которые мы настраиваемся посредством чтения мантры.

Мантра йога и чистота ума

Стоит также учесть, что практика мантр требует определенной чистоты ума и способности к концентрации. Вначале практики овладения искусством мантра йоги мантра используется как средство приведение ума в равновесие с помощью концентрации на произносимом сочетании звуков. Вы концентрируетесь на повторении мантры, отбрасывая все остальные мысли, создавая определенные волновые колебания, которые меняют настройки в вашем уме, очищая его от лишних мыслей и преображая более высокими энергетическими потоками тех состояний, в которых данные мантры получали древние йоги. Для данного этапа совершенно неважно, какие мантры произносить.

Когда уходит сопротивление процессу, и повторение мантры не требует усилий, практикующий переходит к безмолвному повторению мантры, в котором открывается ее истинная суть – понимание не интеллектуального уровня, а прямого знания. Чтобы мантра начала менять физическую реальность (исцелять недуги, изменять ход вещей и т.п.), необходимо вести соответствующую жизнь. Чтобы слово обрело силу, необходимо всегда следовать своему слову, говорить, что думаешь, и выполнять обещания, говорить правду, настроить свои чувства, мысли и действия на одну волну. Чтобы сила слова стала непоколебимой, необходимо в действии и бездействии пребывать в молчании ума, быть свободным от привязанностей и эмоций, не желать результатов и не уклоняться от выполнения своих обязательств. Чем чище ум, чем меньше в нем хаотичных мыслей и сомнений, чем лучше умение концентрироваться на чем-то одном, тем большую силу обретает мантра в устах такого человека.

С другой стороны, чудодейственное воздействие мантры кроется не столько в правильном сочетании слов, интонации, мелодии и ритме, сколько в самой вере. А вера происходит из сонастроенности ума с Абсолютом, Богом, Традицией, Учителем или всем вместе взятым. Когда вера становится аксиомой, тогда мантра начинает работать. Таким образом, сущность мантра йоги сводится к объединению мысли — стрелы и воли – способности лучника и приданию им силы – выпусканию стрелы (совершению правильного действия). Когда ум спокоен и мысль ясна, а воля непоколебима, рано или поздно стрела достигает своей цели. Когда стрела достигает цели, воля пробуждает веру, а уже вера творит чудеса.

Автор статьи — Лариса Семиколенова

Мантра йога. Видео

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Мантра йога - описание стиля, особенности, практика, эффект

Основное отличие Мантра йоги (Джапа йоги) заключается в том, что она фокусируется не на выполнении асан и пранаямы, а на высших состояниях духовных практик – Дхаране и Дхьяне. Поэтому данная школа является, пожалуй, лучшим выбором для духовных искателей, стремящихся обрести связь с Божественным и расширить свое сознание.

Мантра йога пришла к нам из глубины тысячелетий. Древние мудрецы считали, что в слове может содержаться вся Вселенная, поэтому оно обладает чрезвычайной силой воздействия на тело, ум человека и окружающее его пространство.

Этот стиль в какой-то мере может считаться терапевтическим, несмотря на то, что подобной цели он для себя не ставит, однако людям, обратившимся к йоге с целью оздоровления, стоит обратить внимание на традицию Б.К.С. Айенгара. Мантра йога не работает напрямую с физической оболочкой.

Особенности Мантра йоги

 Мантра – есть источник энергии, направленный на освобождение сознания. Это объединение с Божеством через звуковую вибрацию. Акустический резонанс, вызываемый собственным голосом, является основополагающим инструментом Мантра йоги, который позволяет достичь просветления, оздоровления и абсолютной гармонии.

Повторение мантр, священных звуков и молитв на протяжении веков и тысячелетий используют все религии, что является самым убедительным критерием эффективности этой практики.

Мантра «Аум»

Мантры и молитвы, имеющие по сути одну основу, отличаются друг от друга тем, что особое сочетание звуков мантры вызывает колебания в эфирной энергетике, и последняя обретает способность к трансформации физической и энергетической составляющей человека. При этом практикующему вовсе не обязательно понимать смысл произносимых слов, чтобы достигнуть Богосознания, потому что в них содержится ачинтья-шакти (невыразимая сила).

Практика Джапа йоги не предполагает никакой физической нагрузки. Многие опытные мастера считают, что современный человек утратил способность достигать Просветления, как высшей цели йоги, посредством Хатха йоги, поэтому единственным способом для него остается усердное повторение мантр.

Как практиковать Мантра йогу?

 Существует несколько способов пения мантр: 

  • Вайкхари джапа. Является самой оптимальной для новичков, а также практикующих, находящихся в подавленном состоянии, и представляет собой пение мантр вслух с соблюдение определенного мотива.
  • Упансу джапа – это пение мантр шепотом, который слышен только произносящему. Здесь соблюдения определенного мотива уже не требуется, а слова могут произноситься непрерывно. Упансу джапу рекомендуется выполнять не менее трех месяцев перед тем, как переходить на следующий уровень.
  • Манасик джапа. Здесь мантра пропевается мысленно, без движений губ. Такая джапа может оказаться невыполнимой для новичка, поскольку рассудок, не концентрируясь на голосе, легко отвлекается на посторонние мысли и образы.
  • Аджапа джапа – это самый высший уровень практики, когда происходит спонтанное повторение мантры без каких-либо сознательных усилий со стороны ученика.

 Мантра может практиковаться с четками, которые используются для отсчета, в Шавасане (при этом мантра используется для глубокого расслабления), с ручкой (мантра записывается на бумаге), на изображение гуру или Божества, группами в сопровождении с музыкой (киртан) и с концентрацией внимания на дыхании (Сагарбха пранаяма). Кроме того, начинающие могут читать ее с листа бумаги.

Киртан

Опытные учителя советуют заниматься ранним утром или вечером, после захода солнца, при этом перед джапой следует отказаться от еды хотя бы на несколько часов.

Эффект Мантра йоги

 Пение мантр создает расслабляющие вибрации, которые удаляют напряжение ума увеличивают концентрацию, очищает энергетические каналы и чакры. Оно пробуждает духовность и нравственность, освобождая от умственной «грязи», скверных мыслей и разрушительных чувств, укрепляет веру и настраивает сознание на Дхьяну.

Джапа йога обладает эффектом пранаямы, расширяя адаптивные способности организма и увеличивая устойчивость к переживаниям в расширенных состояниях сознания.

Некоторые мантры направлены на решение вполне конкретных задач: достижения счастья, благополучия и умиротворения, возвращение здоровья и исцеление, и имеют невероятную силу, поскольку содержат в себе обращения к Святым.

Читайте также:

То, что предлагает Шри Шри йога – это путь радости. Она помогла тысячам людей во всем мире научиться жить «здесь и сейчас» и обрести источник внутренней силы.

Шивананда йога любима новичками потому, изучение начинается с техник релаксации, а не асан, а опытные йогины любят ее за приближенность к учению Патанджали.

Эта школа провозглашает идею «сознательной эволюции в йоге». особенно интересен  последний ее уровень, когда йогин приступает к «парадоксальным упражнениям».

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Мантра-йога

Мантра-йога

Глава 1

Введение в Мантра-йогу

Мантра как имя божества

 

«Мантра – это сам Господь, мантра – великое лекарство. Нет ничего выше мантры, дарующей успех во всем». 

«Пурашчарья-арнава» 

 

Звуки мантр, гимны, семенные слоги передаются святыми учителями-видьядхарами, риши, божествами и пробужденными существами, чтобы другие могли установить с ними связь через речь, слоги и звуки.

 

Божественные существа, пребывая в измерении недвойственности, передают мантры в миры сансары, чтобы освободить существ от неведения посредством звуковых вибраций.

 

Мантра доходит до Гуру по линии преемственности и затем передается из уст Гуру в ухо ученику на физическом уровне, из праны Гуру в прану ученика – на энергетическом уровне и из природы Ума Гуру в сознание, духовное сердце ученика – на духовном уровне. 

 

Таким образом, ученик, получая мантру из уст Гуру, получает ее прямо по цепочке от самого высшего божества, неотличного от Абсолюта.

 

Приступая к мантра-садхане, мы читаем мантры, содержащие вибрации, имена божеств и сиддхов, чтобы:

  • пробудить их внимание и направить его на нас (даршан)
  • получить от них нисхождение мудрости и духовной силы (шактипатха)
  • пережить их прямое просветленное видение и благословение (Ануграха)
  • открыть светоносное пространство, пребывающее внутри любой мантры, как ее суть и соединиться с этим пространством.

 

Это подобно тому, как если бы мы, идя по лесу и потеряв дорогу, звали кого-либо по имени, и тот, кого мы звали, обернулся, заметил нас и подошел, чтобы помочь и указать дорогу.

 

«Мантра есть Брахман, воплощенный в форме звука, который проникает через слух в сердце, даруя Освобождение от океана рождения и смерти». 

«Гандхарва-тантра» 

 

Тело, речь, прана и ум избранного божества (ишта-деваты) и наши собственные тело, речь, прана и ум сливаются и становятся одним потоком благословения.

 

Читая мантру, мы называем имя избранного божества снова и снова, очищая препятствия к Пробуждению, устраняем омрачения, затемняющие наш ум и прану и пробуждаем истинную божественную природу речи, обретая вак-сиддхи и прана-сиддхи.

 

«От того, что она уничтожает последствия всех грехов, совершенных в течение тысяч жизней, и приносит осознание Всевышнего, – она именуется джапа». 

«Шандилья упанишада» 

 

С помощью этих сиддхи мы можем призывать силу благословения (Ануграху) изначальных божеств Вселенной, обладающих великой мудростью, просто произнося их имена. Имя божества и само божество неотличны, поэтому произнося имя, мы призываем силу просветленного божества.

 

Мантра-йога и пять сил

 

«Значение мантры есть мистическая форма божества. Так же, как объект неотделим от своего названия, не существует различия между мантрой и деватой».

«Ямала-тантра» 

 

Имя божества – мантра должна повторяться снова и снова длительное время, чтобы привлечь энергию пустотной мудрости божества (джняна-шакти) и установить прочную связь с этой энергией. Открытие джняна-шакти переживается как чистота, отречение (вайрагья) и мудрость воззрения вне субъекта и объекта.

 

«Звук, пребывающий во лбу и движущийся к темени, известен как джняна-шакти, о Парамешвари!»

«Сваччханда-тантра», гл.5, 76 

 

Повторяя и называя имена избранного божества (ишта-деваты), вспоминая его чистые качества во время мантры и поддерживая созерцание, мы все больше укрепляем связь с ним, входим в его измерение свободы (сватантрия-шакти).

 

Такая сила свободы легко позволяет нам освобождать кармы и омрачения, не следуя за ними. Тогда сила мантры (мантра-шакти) пробуждается, т.к. она становится каналом для нисхождения энергии божества (дева-вахини).

 

Когда сила божества нисходит, это наделяет нашу волю силой божества (иччха-шакти), что дает возможность не только очищать карму, но и проявлять волю, воплощать намерение, санкальпу и благодаря им усмирять эго и освобождаться от ограничений.

 

Где бы и когда бы мы ни повторяли имя своего божества с верой и искренностью, мы устанавливаем с ним связь, и эта связь дает результаты. 

 

Эти результаты трояки:

  • мы увеличиваем свою внутреннюю силу и обретаем риддхи (мирские сиддхи), т.е. возможность влиять на причины-следствия в материальном мире и улучшать свою жизнь
  • мы обретаем сверхспособности и силы, можем проявлять разные действия с помощью энергии, используя мирные, гневные и другие методы на благо других
  • мы открываем истинную, просветленную природу нашей речи-энергии, то вечное и чистое измерение, из которого исходят все звуки и вибрации, наша речь становится просветленной энергией божества.

 

Наконец, когда наша воля (иччха-шакти) полностью сливается с волей божества с помощью мантры, мы открываем еще более глубокое измерение – энергию всемогущества, владычества и славы божества (айшварья-шакти). Эта энергия очень важна для усмирения всех клеш, покорения внутренних демонов, препятствий, которые воплощают в себе нашу нечистую карму. 

 

Когда мы продолжаем мантра-садхану, и энергия владычества набрала силу, мы обретаем способность проявлять божественные деяния (крийя-шакти): творить, поддерживать, разрушать, сокрывать божественное и проявлять его.

 

На этом этапе йогин проявляет качества Ишвары и вибрация в его теле действует через горловую чакру.

 

«Божество бинду – Ишвара, его звучание производится в горле. Там же внутри пребывает деятельность (крийя) звука (шабда). Поэтому она именуется крийя-шакти».

«Сваччханда-тантра», гл.5, 73-74 

 

Мантра как очистительное средство

 

Мантра-йога очищает мантрой карму нашей энергии и речи. Наше нечистое восприятие речи очищается, очищаются прошлые, настоящие и будущие кармы речи.

 

Губы, читающие мантру, уподобляются божествам-родителям в мистическом соитии, которые, соединяясь, порождают бессмертного ребенка-божество. Звуки мантры являются очистительным средством, чистыми вибрациями, которые следует повторять до тех пор, пока они не станут непрерывными. Тогда все звуки, как внутри, так и снаружи, для йога становятся чистыми и несущими благо.

 

В результате повторения звуков мантры пробуждается мантра-шакти, ее внутренняя сила, и рождается ребенок-божество (бала-датта), т.е. прана преображается до божества. В будущем эта прана-речь будет помогать йогу растворять карму, усмирять и покорять омраченных существ, творить чистые области и миры, благословлять, избавлять от страданий и т.д., т.е. проявлять риддхи и сиддхи – чудесные силы богов.

 

Что очищается в результате мантра-садханы

 

«Все кармы, совершенные в прошлом и порождающие причины наслаждения результатами, вместе и по отдельности, воплощенные в место, время и тело, поглощаются мантра-шакти, подобно душам, что рождаются в разных телах в утробе и лонах Владычицы речи».

«Сваччханда-тантра», гл.4, 114-117 

 

Мантра-садхана вместе с визуализацией облика божества очищает причины для будущих рождений в сансаре, сжигая их семена звуковой вибрацией и растворяя их в пространстве чистого сознания.

 

Когда пробуждается сознание мантры, она наделяется могущественной силой (мантра-шакти). Эта сила вместе с осознанием проникает в тонкое тело, внутренний город из восьми частей, очищает его, а затем – полностью растворяет. 

 

Этот процесс называется «растворение внутреннего инструмента» (антахкарана-лайя-чинтана). 

 

Глава 2

Садхана начитывания мантры

Принцип Гуру-йоги и мантра-садхана

 

«Повторение мантр согласно правилам, наставлениями Гуру и в соответствии с предписаниями Вед называется джапой». 

«Шандилья упанишада»

 

Мантра передается ученику Учителем во время ритуала посвящения, когда он вместе со звуком мантр передает тонкую прану и бхаву, преображаясь в божество или зарождая присутствие божества (дивья-бхаву).

 

После этого даются конкретные наставления по мантра-садхане, и если ученик будет им следовать, они приведут его к Освобождению. 

 

Объединение мантры и созерцательного присутствия

 

«Не поклоняйся символу Шивы, сделанному из глины, камня, минерала или драгоценного камня. Поклоняйся только тому духовному символу, в котором воплощена вся Вселенная, состоящая из подвижных и неподвижных существ».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана» 

 

Если мантра выполняется в стиле прямого пути созерцательного недеяния сиддхов-авадхутов (Сахаджьи), то поддержание созерцательного присутствия в качестве фона для произносимой мантры является самым главным условием для достижения успеха.

 

Независимо от того, выполняем мы призывание божества или читаем мантру действия в ритуале, мы должны объединять естественное состояние и мантру, мы должны неуклонно пребывать в бесконечном распахнутом состоянии ума, подобном пространству.

 

Какую бы мантру мы ни читали, ключевым моментом является распознавание тонкой пустотной основы звука мантры, природы Ума, из которой рождаются все звуки, биджа-слоги и мантры.

 

«Благодаря созерцанию звука достигается сущность звука, наполнение речью».

«Сваччханда-тантра», гл.4, 275

 

Мантры не существуют сами по себе, они подобны радужным узорам на бесконечной поверхности ткани единого осознавания. Мантры есть игра энергии великой Пустоты. 

 

Читать мантру – это значит, отталкиваясь от звука, проникать в суть Пустоты и обнаруживать в звуке светоносность. 

 

Для этого мантра читается особым образом, так, чтобы состояние распахнутого ума, подобного пространству соединялось с каждым слогом.

 

Тот, кто понимает этот принцип, быстро достигает успеха в мантра-садхане.

 

«Там, где нет состояния двойственности, где не используются мантры и прочее, растворяются слог ОМ, нада и бинду – туда следует направиться.

 

Познав это труднодостижимое место, йогин не родится вновь никогда. У него нет начала, нет основания, нет направлений, нет также промежуточных направлений, нет звука, нет пространства. Созерцая его так, йогин обретет Освобождение».

«Сваччханда-тантра», гл.3, 28-30

 

Для того чтобы войти в состояние пространства, необходимо перед чтением мантры зародить взгляд, известный как шамбхави-мудра.

 

Лучшее место для практики шамбхави-мудры, а, значит, и джапы – открытое природное пространство.

 

«Общий вид дикой местности на расстоянии, без выделения находящихся там водоемов, гор, деревьев или даже с некоторой детализацией, приводит к целостному видению (пространства), будучи хорошо известным средством в осознании Бхайравы (Абсолюта)».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана»

 

Общие принципы начитывания мантры

 

«Сосредоточенность, чистота, дисциплина речи, постоянное размышление о сущности мантры, отсутствие уныния приносят плоды в мантра-садхане».

«Тантра-антара»

 

1. Вначале начитывания выполняем ритуальное очищение рта (ачамана) или омовение. Если мы делаем омовение, то омываем все тело или лицо, руки и стопы.

 

2. Принимаем правильную позу с прямой спиной и расслабляемся для гармоничной циркуляции ветра.

 

3. Начинаем практику шамбхави-мудры, выполняем три неподвижности, зарождаем базовое присутствие, подобное пространству.

 

4. При выполнении длительной мантра-садханы (пурашчараны) желательно, чтобы джапа происходила в одном и том же месте и регулярно, в одно и то же время.

 

Направление, в котором необходимо садиться

 

«Для умиротворения джапа произносится в уме, для процветания – шепотом, при магии – вслух, (повернувшись) лицом, (соответственно), на север, восток и юг».

«Сваччханда-тантра», гл.2, 145 

 

Мы всегда садимся лицом на восток в случае выполнения мокша-кармы и шанти-кармы, т.е. когда цель нашей джапы – призывание божества, самадхи, Освобождение и ничего более.

 

В других садханах, когда начитывается мантра действия, ради достижения каких-либо сиддхи, ради достижения плода, результата, направление может указываться отдельно в тексте передачи:

 

  • восточное направление соответствует богам, девам
  • север – видящим, мудрецам-прародителям, риши 
  • запад – асурам 
  • юг – духам предков (питрисам). 

 

Чтение мантры: избегание ошибок и покаяние

 

«Следует непрерывно в сердце памятовать мантру».

«Тантра-сара», 13 ахника 

 

При повторении мантры следует избегать следующих ошибок:

  • повторение во время блуждания ума
  • забывание о божестве, механичное повторение, когда дивья-бхава не возникает, такая ошибка называется «атма-дроха», пренебрежение божественным 
  • сбивчивое, быстрое, неясное повторение, когда слоги сбиваются, сливаются, теряют свое звучание.

 

Мантру следует читать на средней скорости, ясно, отчетливо, так, чтобы хорошо слышать каждый слог. Не следует произносить лишние слоги, пропускать слоги.

 

Мантру нужно читать не слишком громко, не слишком тихо, следует избегать разговоров с другими и смешивания разных мантр. 

 

Для того чтобы практика углублялась без отвлечений, можно выполнять покаяние (праяшчитту):

  • если совершается зевок или происходит прерывание мантры – следует выполнить ачаману или пранаяму,
  • за каждое отвлечение мысли – нужно возвращаться на одну бусину
  • за каждый механичный слог – возвращаться на две бусины
  • за сбивание, потерю слогов, лишние слоги, кашель, чихание, зевание – выполняется ачамана и возврат на три бусины
  • за каждое произнесенное слово при джапе – на пять бусин
  • за прерывание на длительный разговор, когда круг не завершен – выполняется ачамана и возврат на десять бусин или начинать круг сначала. 

 

Также в этом случае, если надо, йогин может выполнять омовение лица, рук, ног и очищение языка и рта (мукха-шодхана) – если во время мантры были допущены отвлечения, посторонние разговоры.

 

Способы произношения мантры

«Если джапа не слышна для самого себя, она именуется ментальной (манаса). Та, которая слышна только для себя, известна как шепотная (упамшу). Та, которая слышна другим, именуется произносимой вслух. (Они) произносятся на четках со ста восемью бусинами и Меру».

«Сваччханда-тантра», 146-147

 

Мантру нужно читать ясно, отчетливо, ровно, не сбиваясь, ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, но так, чтобы слышать звук своего голоса. При чтении язык и губы должны шевелиться, участвуя в садхане.

 

«Джапа — это повторение мантр, в которое человек посвящен должным образом его Духовным Учителем и которое не противоречит правилам Вед. 

Джапа бывает двух видов — с устным или мысленным произношением. 

Мысленная джапа относится к созерцанию умом.

Устная джапа бывает двух видов — с громким и тихим произношением. 

Громкое произношение приносит заслугу согласно тому, как об этом утверждается в Ведах, тихое дарует заслугу в тысячу раз большую. Мысленная джапа дарует заслугу в десять миллионов раз большую».

«Шандилья-упанишада», гл.1.2

Существует три способа повторять мантру: 

  • громкое повторение (вачика- или вайкхари-джапа)
  • повторение шепотом (упамшу-джапа)
  • мысленное повторение (манасика-джапа).

 

«Грубая, проявленная речь (вайкхари) является внешней манифестацией, всего лишь придатком истинной внутренней речи (мадхьяма-вани)».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана»

 

Повторение вслух (вачика) 

Считается, что метод вачика годится для практик усмирения, одержания победы над вредоносными духами и демонами.

 

Повторение шепотом (упамшу) 

Мантру не следует читать во время приема пищи, переживая страх, гнев, сильное возбуждение или сильный голод. Это касается мантры, читаемой шепотом (упамшу) и вслух (вачика), но не касается мантры, которая читается в уме (манаса).

 

Мысленное повторение (манасика) 

Когда мы повторяем мантру мысленно, никакие упомянутые выше ограничения не берутся в расчет.

 

Когда мы читаем мантру, важно обращать внимание на внутреннюю речь – серию ментальных тонких образов, бхав, вспышек ясности, возникающих в сознании в момент проговаривания мантры. 

 

Такая внутренняя речь является квинтэссенцией мантра-садханы, а ее внешнее выражение, т.е. звук, произносимый языком – это всего лишь приложение к ней.

 

Для того чтобы поставить ум под контроль и пресечь отвлечения и колебания, читая мантру, мы сосредотачиваемся на единстве звука, формы божества, речи и сознания. Повторение мантры с верой дарует реализацию и плоды там, где медитацией или созерцанием их обрести невозможно.

 

Скорость чтения мантры

«Открыв глаза, следует затем мысленно приступить к джапе. Переход от слога к слогу не должен быть ни быстрым, ни растянутым».

«Сваччханда-тантра», гл.2, 139

 

Мантру можно произносить разными темпами. 

 

Если мантра читается в медленном темпе, это настраивает ум на созерцание, погружая в естественное присутствие. Этот темп рекомендован для индивидуальной садханы.

 

Слишком быстрая джапа может вызвать болезнь, а слишком медленная – погрузить в бессознательное пространство, в состояние глубокого отречения (вайрагьи) и разрушить материальное благосостояние и процветание.

 

Если мантра читается в среднем темпе, это обостряет осознанность, пробуждая бдительное, яркое и ясное созерцательное сознание (авадхану). 

 

Этот темп используется при проведении ритуалов, нацеленных на достижение результатов, сиддхи. Этот темп годится для чтения, как в коллективных практиках, так и в уединении, в ритрите.

 

Знаки в сновидениях и указания божеств

«Ученик, одетый в белое, с цветами в руках, склонив голову перед довольным Гуру, должен поведать (свои) сны».

«Сваччханда-тантра», гл.4, 2

 

Если во время чтения мантры в сновидениях ясности или в глубокой медитации были получены указания, знаки от избранного божества об особенностях чтения мантры, например, о слогах и их вибрациях, об особых мелодиях, на которые нужно начитывать мантру, положениях тела, дыхании, взгляде и т.д., об этих знаках следует сообщить коренному Гуру, чтобы проверить их, и если они будут признаны достоверными, получить благословение на их применение.

 

Количество повторов

Согласно учениям тантр мантру следует повторять сто тысяч раз для каждого слога коренной мантры, чтобы завершить практику избранного божества. Это минимальное число повторений. Например, если мантра содержит семь слогов, то ее следует начитывать семьсот тысяч раз. Это число для главного божества. Для второстепенных божеств свиты число повторений в десять раз меньше.

 

Мантру следует читать, пока не будут достигнуты знаки реализации и обретены духовные силы, а в идеале – высшее Пробуждение и Освобождение.

 

Очищение погрешностей и ошибок

Для очищения погрешностей, ошибок и пропусков, по традиции, в конце длительных садхан в затворе прибавляют еще одну десятую часть от общего числа, т.е. если начитывается сто тысяч, то читают еще десять тысяч, если начитывается десять тысяч – то читают еще тысячу.

 

Время, благоприятное для чтения мантры

Если мы хотим усилить действие особых мантр, направленных на результат, следует рассчитать мухурту (благоприятное время) из особых таблиц, в которых нужно подобрать правильное сочетания созвездия (накшатра), дня недели и суток (титхи).

 

Лучшим временем для мантра-садханы, как и для медитации, является брахма-мухурта – это раннее утро, за полтора часа до восхода Солнца.

www.advayta.org

Джапа или мантра йога - путь к успеху

Мантра в переводе с санскрита означает «освобождение ума». Йога означает «единение». Мантра йога — это единение со Вселенной посредством очищения ума. Или по-другому: мананат траяте — «это постоянное размышление или работа над воспоминаниями, которые защищают от сансары — круговорота рождений и смертей». Эта теория является основой духовной практики Востока, открывает путь к физическому здоровью, духовной гармонии, самопознанию и просветлению. Звуковая терапия активно используется во всех областях Аюрведы (Аюрведа — это комплекс научных и практических методов физического, психического и духовного совершенствования) и тибетской медицины.

Типы мантр

Мантры сначала были записаны в священных ведических текстах: «Упанишады», «Яджурведа», «Атхарваведа», «Самаведа», «Ригведа». Затем санскритские тексты распространились как в индуизме, так и в буддизме, а также в джайнизме. Приведём примеры:

  • ОМ (АУМ, Пранава, Омкара) — главная священная практика. Ом — это имя Бога, Брахмана. Пранава-джапа повторение слога ОМ оказывает глубокое воздействие на ум. Лишь вспомнив Имя, можно уничтожить всю отрицательную карму, накопленную за множество рождений. Все мироздание возникло от этого звука, настолько велика сила этого звука. Омкара считается символом трёх главных божеств индуизма – Шивы, Вишну, Брахмы. Данное слово встречается почти во всех текстах.
  • Панчакшара. Звук Шивы, произносится как «Ом Намах Шивая». Переводится как «я нахожу убежище в Господе».
  • Гаятри, является старейшей из всех. Она дарует просветлённую мудрость, пробуждение осознания и просветление.
  • Маха-мритьюнджая. Это исцеляющая практика. Она защищает от болезней и несчастий и дарит даже бессмертие. Её полезно повторять 108 раз в день в течение нескольких месяцев.
  • Ом Мани Падме Хум — буддийский текст.
  • СОХАМ — переводится как «Я есть». В комбинации с «ОМ» она означает «Я есть все, все есть Вселенная».
  • Биджа — это слоги, из которых составлены другие тексты. Пример: ХУМ, ХАУМ, ДУМ, АИМ, БРИМ, КРИМ, ХРИМ, ШРИМ, КЛИМ, КШРАУМ, ГАМ, ГЛАУМ.
  • Харе Кришна. Мантра, данная Кришной во время его пребывания на Земле.

Джапа

У занятий мантра йогой есть ещё одно название — это джапа. Джапа означает повторение мантр или имён Бога на санскрите. По ведическому учению мы сейчас живём в эпоху Кали-юги. В данную эпоху самый простой способ духовной садханы (практики) — это не Хатха-йога, не принесение жертвоприношений, не Джняна-йога (йога знания), и не практики Раджа-йоги (королевской йоги) — а именно джапа.

Постоянное повторение священных слов очищают ум и наполняют его добрыми и чистыми помыслами. Тексты повторяют либо вслух, либо шёпотом, либо в уме. При произнесении создаются вибрации, которые благотворно и мощно воздействуют на тело, ум и дух.

При джапе прислушивайтесь к ощущениям своего тела. Ощутите, как ваша позитивная энергия присоединяется к общему энергетическому полю Вселенной, делая вас спокойнее и уравновешеннее. Пусть она напомнит вам, что вы занимаетесь не только для себя, но и для того, чтобы сделать мир лучше.

Практика

Выберите мантру, которая вам по душе, и которую вы её будете повторять в течение нескольких месяцев каждый день. Найдите место у себя в доме, где вас никто не потревожит в течение часа. Наиболее благоприятное время для выполнения практики — раннее утро, брахма-мухурта.

Приготовьте чётки (малу) для подсчёта повторений. В мантра йоге и буддизме используют чётки с 108 бусинами, в православии их 100. Примите удобную позу, необязательно садиться в позу лотоса, можно сесть по-турецки или просто лежать (но не спать, а находиться в сознании). Повторяйте текст, не отвлекаясь на посторонние мысли. Прочитайте полный круг (108 раз) или несколько кругов. Очень важно практиковать каждый день, необязательно читать много кругов сразу, не берите небеса штурмом.

Волшебство звука

Все мироздание состоит из вибраций. Материя — это разновидность электромагнитной вибрации. Произнесённое слово — это тоже вибрация. Через соответствующие звуки можно войти в гармонический резонанс с соответствующими силами и божествами и добиться потрясающих результатов. Есть звуки, которые избавляют от болезней, защищают как йога, так и его окружение, приносят успех и богатство, меняют судьбу. Потому знание вибраций звука даёт человеку инструмент для изменения судьбы своей и других людей.

Мистическая сила мантр

Сиддхи — это мистические силы. Их можно приобрести, если достаточно долго и упорно практиковать. Ясновидение, яснослышание, телепатия, левитация, а если не эти силы, то возможно просто появление внутреннего знания — тесной связи со своей интуицией. В занятиях большое значение придаётся преемственности учитель — ученик. Если учитель принадлежит к парампаре — цепочке авторитетных учителей — то он может передать ученику личную практику и вместе с ней свою духовную силу. Впрочем, в наше время учеников гораздо больше чем духовных учителей и человек может развиваться, опираясь только на свою интуицию и на внутреннюю связь со своим Духом.

Развитие зависит только от самого человека, от его усилий на духовном пути.

Результаты мантра-медитации

Мантра йога и джапа-медитация — слова-синонимы. Медитация является одной из основных составляющих практических занятий йоги и представляет собой различные методики психотренинга, направленные на развитие ментального равновесия и умственных способностей. Это упражнение, посредством которого происходит постоянное наблюдение за движением ума. Джапа-медитация заключается в концентрации на звуке, что успокаивает ум и позволяет осознать внутреннее «я».

Благодаря регулярной практике джапа-медитации вы приобретёте целеустремлённость и силу воли, ваше мышление станет яснее и сосредоточеннее. У вас улучшатся способность к концентрации, память, ясность восприятия, интуиция, возрастёт эмоциональная стабильность, активируется творческий потенциал, разовьются настойчивость и решительность и вы достигнете внутренней гармонии.

Рекомендуемое:

yogah.ru


Смотрите также