Каналы (нади) в тонком теле человека. Йога нади


Каналы (нади) в тонком теле человека

Сам термин «нади» является шакто-тантрическим и происходит от «нада» , т.е. то, что проявляется из Шива-Шакти таттвы. Нади связаны с телом Кундалини-шакти, которая известна как звуки санскрита – матрика, как основная нади – сушумна, или «кула-марга». Она является каналом союза Шивы и Шакти.

Вся символика тонкой энергетической структуры является отображением принципов каула-тантризма. Вероятно, такой символикой было проще передать значение процессов, происходящих в энергетической структуре человеческого тела.

Все каналы (нади) в неактивном состоянии направлены вниз, а в активном – вверх. Такое явление происходит практически во всех основных йогических мудрах, наиболее интересно оно отражается в випарита-карани (перевернутая мудра), а вся хатха-йога или любая другая йога у натхов часто определяется как ульта-садхана (обратный процесс). В випарита-карани на уровне тела вы способны реально ощутить обратный процесс, при котором лепестки чакр постепенно обращаются вверх.

Каналы замыкаются в грантхи, а грантхи также формируют и чакральную систему. Не углубляясь в метафизику и трактовку различия чакр в разных системах, смело можно сказать, что так как каналы связаны с пульсом, то по пульсу можно диагностировать состояние энергетической структуры. Просто на физическом, самом грубом уровне нада проявляется в пульсе, а когда энергия в процессе очищения организма переходит на более высокий уровень, то тогда и понятие «нада» для йога уже более широкое. Он видит проявление космической праны не только на уровне жизненных функций своего тела, но и за их пределами, йог открывает другие источники праны. Но до этого момента он должен себя очистить как физически, так и духовно.

Прана – это движение, она присутствует во всем, что движется, а там, где есть движение и поток Нада, там есть и звук. Если закрыть уши, то вы услышите звуки, вызванные функционированием организма, потому что в нем происходят разные обменные процессы, это ведь тоже работа праны. Поэтому прана связана со звуком, а также с сознанием, ведь в мире все движется, потому что есть некое сознание, которое всем движет. Прана, Нада и Сознание – взаимосвязаны. В мире все объекты сформированы некой формой сознания как проявление Абсолютного сознания (Парасамвит). Это сознание и есть Шива. Соответственно, метод расширения праны (пранайама), метод расширения сознания и метод расширения восприятия звуковой вибрации Нада связаны между собой.

Тривени

Тривени – это место соединения трех каналов или «рек», реки тоже называются нади. Три реки символизируют три канала в теле человека, таких основных мест соединения нади в тонком теле – два. Одно находится в канде, расположенной в области от промежности до «набхи» (пупка), а второе место – в центре между бровями – аджна, или «куташтха».

Куташтха – означает место, где располагаются три источника света: солнце, луна и огонь. Юкта-тривени является точкой, где концентрируются и соединяются (юкта) праны; когда они поднимаются вверх до куташтхи, то вы видите яркий свет. Этот свет является признаком того, что освобождение приближается, юкта-тривени – последняя точка, где на вас еще влияют гуны, когда три гуны соединяются вместе и уравновешиваются, то ваше сознание переходит в авьякту (сферу непроявленного).

Когда они окончательно растворяются в брахмарандхре (двери Брахмана), то вы видите самый ярчайший свет и достигаете нирвикальпа-самадхи. В этот момент вы видите адришья-брахманду (незримую вселенную) – то, что вы не способны увидеть физическим зрением. В этот момент Атман становится Параматмой, а тело становится всей вселенной, йогин навсегда освобождается от инкарнаций, он становится дживанмуктой (освобожденным в миру). 

Разные школы по-разному описывают, где в теле расположена мукта и юкта-тривени: одни считают, что мукта – в канде, например, каулы, другие – что в аджне, например, Шри Видья Самая. Но наиболее распространенный вариант нахождения мукта-тривени – уровень аджны, а юкта-тривени – область канды.

Связь тривени с «внешними» периодами времени

Юкта-тривени гармонизирует энергию в теле, мукта – высвобождает сгармонизированный потенциал и способствует восприятию макро-космической сферы. Весеннее равноденствие связано с точкой мукта-тривени, так как в этот период энергия активно высвобождается, раскрывается, а осеннее равноденствие связано с точкой юкта-тривени. Эти два периода благоприятны для занятий дхьяной, для ретритов, это время благоприятно для всех внутренних практик, так как вся прана в тонком теле приходит в равновесие. Йогические тексты натхов рекомендуют начинать очищение нади при помощи пранаямы. 

Сушумна

Концентрация на сушумне позволяет быстро центрировать ум и прану, отсечь все второстепенное. Может быть, кто-то из йогов даже сказал бы, что такой вид практики выше по сравнению с пуджами и почитанием Деваты пуджами. В этом есть, конечно, много разумного и много своих преимуществ (хоть и не для всех), но все же в такой «опоре» вы зависите от того, к чему вы больше всего привязаны, т.е. от тела. Можно, конечно, более глубоко объяснить важность сушумны и ее эзотерические аспекты, почему в ней естественным образом так легко поглощаются праны и сознание.

Сушумна – это главная нади, а о том, что такое нада много говорится в разных Тантрах. По сути, нада – это то, в чем растворяется вся двойственность, и следовательно, это символ (лакшья), возвращающий нас к тому изначальному и самому высокому состоянию, которое дано изначально. Поэтому сушумна способна интегрировать микрокосм, через нее мы способны совершенным образом видеть, как нам правильно взаимодействовать с внешним миром. Так что концентрация на сушумне – это правильный вариант.

Сушумна – это лакшья, согласно текстам натхов (лакшья - букв. «то, что должно быть познано» или куда нужно направлять свое восприятие). Условно выделяют три лакшьи, так как это удобно для определенных разделов практик йоги. Но на самом деле есть одна лакшья. То же самое и с акашами: есть одна акаша – Атман, остальные – его сварупы, они нужны для практики осознания Атмана.

Чистота нади

«Очищенность» нади – это также чистота сознания, которое направлено на Бога. Думать, что нади можно очистить исключительно практикой нади-шоддханы или подобными ей, не совсем верно, равно как и соблюдение целибата без искренней веры и бхакти не приведет к тому, что называют брахмачарьей. Разумеется, целибат и чистый образ жизни необходим для практики полноценной йога-садханы. По большому счету, брахмачарья – это следование Богу.

Есть также люди, которые полагают, что контроль семенной жидкости (вирья) и есть брахмачарья, поэтому они пытаются во время полового акта сдерживать эякуляцию, но бинду – это в первую очередь сознание, и именно его нужно контролировать. Прана, манас и бинду взаимосвязаны: если вы контролируете одно, то контролируются и все остальные элементы. Вирья – это одна из дхату, которые не имеют отходов жизнедеятельности, поэтому как врачи-аюрведисты, так и врачи западной медицины доказали, что потеря вирьи, как правило, укорачивает жизнь человека, ведет к потере оджаса, истощает нервную систему и т.д.

Однако это не всегда так. Для настоящей брахмачарьи недостаточно одного внешнего полового воздержания, брахмачарья, по сути – это Шива-Шакти-самарасья. Соприкосновение с любыми мирскими объектами чаще всего ведет к тому, что человек отворачивается от божественного. Но в некоторых случаях человек может не терять связь с божественным, пребывая в мире независимо от того, с чем он соприкасается в этом мире. Вот почему я часто говорю, что даже простая практика карма-йоги может оказаться эффективнее, чем самые изощренные эзотерические техники.

Дело не в том, что вы совершаете, а в том, с каким состоянием сознания. Это не должен быть показательный внешний ритуал, вроде «я делаю пуджу, посмотрите…, это говорит о том, что совершаются духовные поступки». Все в нашем сознании. Человек теряет прану, осознанность, болеет и умирает не потому, что он в глазах других смотрится аморально, хотя то, что на него направляет внешний мир, тоже играет большую роль.

Человек болеет и умирает из-за того, что он накопил карму и эта карма над ним властна. Накопление кармы происходит незаметным для него образом, из-за его эгоизма и т.д. Очищение нади возможно только в том случае, когда человек решит поменять себя радикально, когда он займется полноценной садханой. Однако, нужно заметить, что понятие «следование Богу», не может быть однозначным, несмотря на то, что есть якобы две альтернативы – санньяса и грихастха (семейный уклад жизни). Да, можно жить «жизнью грихастхи» и быть при этом серьезным садху, но если кто-то считает что это легко, то сильно заблуждается. Это не легче, чем жить в затворничестве.

Духовная практика – это непрерывный процесс, в котором, в зависимости от того, насколько растут наши отношения с Ишта-девом, меняются и связи с миром.

Тело можно по-разному привести в порядок, какими-то асанами – временно, так, что после них легко будет сидеть с прямой спиной 30-50 мин. Некоторые йоги идут дальше и каждой асане больше уделяют внимания, делая их в режиме тапасьи. Так, при долгом пребывании в каждой асане подключается медленное дыхание (это лучше очищает энергетические каналы) и внутренние практики, и тогда находиться в одном положении в течение долгого времени становится легко. Долго сидеть в асане, причем свободно, а не через силу, становится легко, когда хорошо очищены нади и психофизически человек к этому готов. Чистые каналы – это как свободное течение энергии в теле, так и свободное от ментального мусора сознание, когда ум чист и открыт для всего. Отчасти это может реализоваться и во время самой практики асан, а на более высоком уровне в асанах (как совершенном психофизическом состоянии) - на все 100%.

Хотя сами каналы нади находятся в тонком теле, но когда они включаются, то они могут давать эффект на физическом уровне. Например, по опыту, мудры и бандхи происходят сами при активации сушумны. Но вы можете найти упоминания об этом также в некоторых текстах натхов.

Различия в энергетических процессах у мужчин и женщин

В литературе индийских тантриков описывается различие энергетических процессов мужчины и женщины, например, в книге Према Кумара Шармы. Там говорится, что Шива и Шакти-таттвы в разных процентных соотношениях представлены в обоих полах. Те, кто занимаются духовной практикой должны реализовать самарасью, полное равновесие этих таттв в себе.

Речь идет о том, что мы воплощались множество инкарнаций и, выйдя из ограничений времени, мы постигаем опыт всех живых существ, миров, охватывая своим сознанием всё. В конечном счете, осознавая в себе всю вселенную без остатка. Это не просто состояние осознания себя мужчиной или женщиной, а всех форм – Богов, Риши, Асуров и даже обитателей низших миров. Нет ничего, что осознание не могло бы охватить и тогда йогин может осознанно воплощаться в любой форме, но для него все будет лилой, а не бандханой.

Женская сила ануграха-шакти нисходит как милость познания себя как сознания Шивы. В женщине она наиболее проявлена. В мужчине – восходящая сила Калагни-рудры Бхайравы, посредством чего он познает силу Махашакти. На картинках часто можно видеть изображение лингама, окаймленного йони. Когда мужчина почитает в женщине Богиню, она реализует ануграху и познает Шиву, когда женщина почитает мужчину – мужчина осознает себя как раскрывающееся сознание Шивы, познающее природу Махашакти. Постепенно оба идут к равновесию. У обоих в чакрах изображают треугольники – символ йони и лингама, просто разное процентное соотношение у мужчин и женщин.

Конечно, больший процент женщин познает мир через внутренние ощущения, а мужчины - через внешние, не потому что у них не работают другие каналы. Это скорее вопрос того, что включается первично, а что вторично. К примеру, многие думают, что власть свойствена больше мужчинам, но на самом деле это не так – женщина может тоже управлять, только через податливость и даже так, что можно не заметить, как она пытается это делать. Она делает то же самое действие, что и мужчина, только с другими акцентами.

Это ещё можно сравнить с пуджей: два разных человека могут делать одну и ту же пуджу, но перед началом они сделали каждый разные санкальпы. Действие делают оба одно и тоже, но изначальное отношение к пудже – разное. Так же и с каналами, они одни и те же – ида и пигала у всех одинаковы, но объединение праны и апаны происходит у всех по-разному. При пробуждении Кундалини меняется, скорее, осознание божественности женской и мужской природы. 

Ваджра-нади, читрини-нади

В текстах упоминаются эти еще более тонкие нади, находящиеся внутри сушумны. Приведу часть перевода книги Вену Гопала об этих нади:

Сушумна проходит через полость позвоночника, ида находится с левой стороны, а пингала - с правой стороны. Они представляют Сурью (Солнце), Чандру (Луна) и Агни (Огонь).

Все колебания во вселенной одновременно отражаются в тонкой системе эфирного тела, которое, в свою очередь, оказывает влияние на физическое тело. Колебания, которые происходят в окружающей среде, влияют на кармические действия, совершаемые нами. Все они оказывают влияние на прана-нади и всю чакральную систему. Сушумна нади хранит информацию всех действий в форме сукшмашарир (крохотное эфирное тело).

Сушумна нади также известна как Брахмарандхра, Махапатха, Мадхьямарга, Шмашана, Шамхави, Падави, Шактимарга, Сурья, и Агнимарга. Сушумна названа Брахмарандхрой потому, что Брахма нади находится внутри сушумны.

Внутренняя часть сушумна-нади напоминает горизонтально расположенное дерево. Сушумна-нади – фактически внешняя часть, оболочка. Роль сушумна-нади – защищать энергию внутри тела от любых повреждений стенок важных внутренних нади. Внутри сушумна-нади существует источник жизненной энергии тела называемый ваджра-нади. Размер сушумна-нади – одна сотая (1/100) часть нити паутины или одна тысячная (1/1000) размера человеческого волоса.

Ваджра на санскрите означает «удар молнии»; она действует подобно в удару молнии. Всякий раз, когда физическому телу требуется дополнительная сила, эта нади накапливает всю энергию из тела и увеличивает адреналин. Ваджра-нади начинается от исходной точки сушумны и идет вверх внутри самой сушумны. Эта нади также помогает в поддержании потока энергии во всех частях тела в пропорциональном уровне. Ваджра-нади получает информацию от различных психических узлов (Брахма, Вишну и Рудра грантх) согласно потребностям тела. Ваджра-нади управляет сушумной и сохраняет ее в надлежащей форме для процесса пробуждения. Размер этой нади – тысячная часть нити паутины или десятитысячная часть человеческого волоса. Эта нади сияет, подобно Солнцу и содержит раджасические качества.

Ваджра-нади, в свою очередь, включает читрини-нади. Читрини-нади также начинается в исходной точке ваджра-нади и идет вверх, внутри самой ваджра-нади. Читрини-нади – духовная нади, которую могут видеть только те, кто очистил тело, ум и дух.

Размер этой нади – десятитысячная часть нити паутины. Эта нади приводится в действие только тогда, когда вся индивидуальность человека изменена, то есть очищена ментально, физически и духовно.

Когда эта нади активизирована, можно заметить следующие изменения: • Свет в лице. • Аура человека становится сильной, подобно магниту притягивает других. • Человек становится беспристрастным по отношению к материальному миру.  • Он освобождается от болезней, кроме тех, которые он приобретает. • Способен контролировать все другие нади и удерживает человека постоянно в духовной сфере.

Читрини-нади прохладен по природе подобно лучам Луны. Он содержит внутри себя качества саттвы.

После открытия читрини-нади процесс пробуждения становится легким, поскольку эта нади ведет дремлющую энергию – свернутую змею, к достижению сахасрара-чакры, через брахма-нади. Брахма-нади или брахмарандхра-нади начинается от отверстия Сваямбху-лингама в муладхаре и идет вверх, находясь внутри читрини. Брахма-нади течет от муладхара чакры к сахасрара чакре. Нижнее отверстие нади известно как Брахмадвара в муладхара-чакре, а верхний конец называется Брахмарандхра в сахасрара чакре. Брахма-нади также называют сушумной, так как она находится в сушумна нади.

Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Есть ли различия в расположении каналов ида или пингала в зависимости от пола – у мужчин каналы с одной стороны, а у женщин – наоборот?

В традиционных йогических школах я информации о различии в каналах женщин и мужчин никогда не встречал, за исключением версии, что такое различие есть только на эфирном уровне. Возможно, это просто придумали на Западе или в современных индийских школах, ориентированных на Запад. В традиционной индийской линии Натхов считается, что йогин уже в себе содержит два начала – Шиву и Шакти, Шакти – это Кундалини, а Шива – Сверхсознание, к которому Кундалини восходит.

И женщины, и мужчины одинаково содержат в себе эти начала, поэтому даже женщин в Сампрадайе называют «натх», но некоторые называют их «натхини». Потому что Шива – изначальная таттва, в которой находится все. Правда, в Индии можно встретить тантрическо-вамачарскую литературу на хинди, где есть разделения в каналах у мужчин и женщин, но эта литература рассчитана не совсем на йогинов, и, по сути, не совсем на настоящих тантриков, развивающих сиддхи.

Такого рода литература, скорее, подобна «Кама-сутрам» и «Рати-рахасье», которые направлены на большее и качественное наслаждение. Такое тоже в Индии встречается. Это не совсем тантра, хотя тантра и подразумевает практики для реализации разных желаний – «манокамана», но без отстраненности от мирского, все эти методы работают слабенько. Их суть схожа с «выторговыванием» у Божеств того, что вам нужно для бытовых целей, и это очень далеко от настоящей практики с духовными целями. 

Какие самые важные нади в органах действия (кармендриях)?

Канал Гандхари идет к левому глазу, Хастиджихва идет к правому глазу, Пуша идет сверху к правому уху, а Яшасвини – к левому уху, канал Алмабуша находится во рту, Куху связан с гениталиями, канал Сарасвати находится во рту – проходит от кончика языка вниз вдоль сушумны и связан с ней, этот канал отвечает за речь. Когда эти нади в органах восприятия очищаются, тогда легче достичь пратьяхары и направить прану в главный канал – сушумну, при этом практика йоги переходит на более высокий уровень.

Как можно почистить каналы от разного рода негатива, который там скапливается на психологическом уровне?

В йоге и в тантре самый популярный способ очистить каналы – это нади-шуддхи пранаяма. Но обычно начинают с анулома-виломы, это просто попеременное дыхание, а нади-шуддхи – с задержкой. Есть несколько основных мантр, которые используются в пранаяме, первая - это ОМ, вторая – с тремя биджами: «яМ» – воздуха, «раМ» – огня и «тхаМ» – амриты, которая делается на задержке, она соединяет солнечную и лунную праны. Что касается биджи тхАМ, она относится к системе А-Ка-Тха треугольника в Гуру-чакре, которая немного выше аджны. Гхеранда рекомендует там представлять стопы Гуру и что с них стекает Чаранамрита (нектар, омывающий все чакры, т.е. все матрики). А поскольку матрика бывает разной – внутри чакр, снаружи (как, например, ее устанавливают в бахирматрика-ньясах), то, собственно, речь идет об омывании нектаром всего тела. 

По материалам форума dharmanathi.ru

nathas.org

Нади в йоге (энергетические каналы) — Пранаяма

12 февраля 2018 г.

Существует несколько вариантов перевода слова «нади», происходящего от санскритского корня «nad»: это трубка, канал, и в то же время звук, вибрация, движение. В йоге существует понятие системы, образованной множеством каналов, по которым течет прана – жизненная энергия. Деятельность тонких тел и взаимодействие их структур осуществляется посредством данных каналов нади. Аналогично в физическом теле по сосудам циркулирует кровь и лимфа, обеспечивая все органы и ткани кислородом и необходимыми веществами и выводя продукты обмена. В йоге считается, что эфирная структура с ее системой каналов первична по отношению к физическому телу и одновременно связана с ним. Нарушение движения праны по каналам со временем приводит к проблемам со здоровьем.

Основные энергетические каналы

Эфирная структура включает множество нади, пронизывающих тонкое тело. В разных древних санскритских трактатах описаны десятки и сотни тысяч каналов. К примеру, Шива-самхита называет 350 тысяч проводников эфирной энергии. Но основных каналов всего три: сушумна, пингала, ида. Каждый из них имеет определенное местоположение и выполняет особые функции. От иды, пингалы и сушумны берут начало остальные каналы.

Сушумна означает «солнечный луч» – центральный поток, исходящий из точки, соответствующей основанию позвоночника – муладхаре. Его окончание соотносится с брахмарандрой (чакра, энергетический центр, расположенный над макушкой) и проецирующийся через макушку головы во Вселенную, от Вселенной обратно. Внутри сушумны вложены три тончайших потока: Ваджра-нади, Читрини-нади, Брахма-нади. Все три потока обладают разной природой: солнечной, лунной и чистого сознания. Целью йогической практики является пробуждение энергии, расположенной в копчике (на санскрите – Кундалини, а также известны ее другие названия: тумо, сила земли) и продвижение энергии к брахмарандре. Тогда достигается состояние самадхи (ощущение единения со всем мирозданием). Продвигаясь вверх, Кундалини пронизывает чакры, наполняя их жизненной силой. Также в йоге считается, что йогин, пробудивший кундалини, поднявший энергию через тело и через брахмарандру – отверстие Брахмана, достигает силу, бессмертия своего сознания.

Ида и пингала начинаются от муладхара-чакры, слева и справа от копчика. Закручиваясь по спирали вокруг сушумны, они соединяются с ней в чакрах и сливаются все вместе в аджне. Одной из целей духовной практики является уравновешивание энергий лунного и солнечного потоков, подразумевающее ослабление чувства двойственности.

Ида – левый канал, оканчивающийся в правой ноздре. Поток имеет лунную женскую природу и определяет силу ума (манас). Иде свойственна функция очищения и насыщения тела животворной праной. В периоды активности потока рекомендуется практика созерцания. Ида ответственна за левую сторону тела и парасимпатический отдел нервной системы.

Пингала – правая нади, наполненная активной солнечной энергией (прана-шакти). Она обладает свойствами движения и творения. Эта энергия считается грубой, мужской, придающей телу активность. Пингала так же несет функцию очищения, но такое очищение огненное, разрушающее. Правый поток завершается в левой ноздре. Под его управлением находится правая сторона тела и симпатические нервные структуры.

Предлагаем рассмотреть дыхательные практики для уравновешивания каналов:

Пранаяма Нади шодхана
Сурья Бхедана Пранаяма
Анулома-вилома пранаяма

Нарушение движения в нади и аюрведические целительные техники

Дисбаланс между основными потоками, чрезмерная активность или замедление циркуляции эфирной энергии в отдельных каналах, сохраняющиеся длительное время, приводят к болезням физического тела. В аюрведе это описывается как дисбаланс дош: питы, ваты, капхи – трех видов жизненной энергии, ответственных за работу тела, чувств и ума. Болезнь сопровождается накоплением токсинов – амы.

Аюрведа предлагает две техники лечения болезней: шаману (смягчение симптомов) и шодхану (устранение причины). Основной методикой шодханы является панчакарма, включающая пять базисных процедур для выведения из организма токсинов. Панчакарма использует природные движения дош для удаления амы. Лечение проводят в три этапа. Вначале организм подготавливают к очистительным процедурам. Используют техники промасливания, прогревания, массажа. Основной этап включает 5 процедур: очистительную рвоту (ваману), введение лекарственных веществ в нос для очищения головы (насью), чистку кишечника (виречану и басти), лечебное кровопускание (рактамокшану). Окончательной целью техники является восстановление равновесия в организме. На ее достижение направлен третий заключительный этап панчакармы, включающий диету и определенный образ жизни.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

www.hara.ru

Нади шодхана пранаяма | SLAVYOGA

Нади шодхана пранаяма (дыхание по очереди правой и левой ноздрёй)

(Шлоки 7-9 «Хатха-йога Прадипика«).

(7) Сидя в баддха падмасане, йог должен вдыхать через левую ноздрю, задерживать дыхание, сколько сможет, а затем выдыхать через правую ноздрю.

(8) Затем, вдыхая через правую ноздрю, он постепенно наполняет брюшную полость, выполняет кумбхаку, как и ранее, а затем полностью выдыхает через левую ноздрю.

(9) Вдыхай через ту же ноздрю, через которую делался выдох, максимально задержи дыхание и выдохни через другую ноздрю медленно и без усилий.

Нади шодхана пранаяма: шодхана значит «очищать». В русском переводе эту практику ещё называют «очищение нади». Практика нади шодхана пранаямы выполняется через дыхание по очереди через правую и левую ноздрю, такая пранаяма гармонизирует и активизирует каналы ида и пингала.

Искусство осознанного дыхания, к которому приводит регулярная практика нади шодхана пранаямы, требует определенной степени подготовки.

Если вам до этого никогда не приходилось выполнять техники пранаям, то для изучения и последующей правильной практики очень важно для начала ознакомиться с техникой естественного осознанного дыхания.

Техника естественного осознанного дыхания

Ложитесь в шавасану и постарайтесь максимально расслабить тело. Сконцентрируйте своё внимание на вашем дыхании, вдыхая воздух через ноздри, далее вниз по трахее и в лёгкие.

Постарайтесь почувствовать, как ваши лёгкие расширяются от вдыхаемого воздуха, как надувается ваш живот и как появляется лёгкое напряжение в груди.

Выдыхая воздух, сначала опускается живот, затем сжимаются лёгкие, а тело расслабляется по мере выхода воздуха наружу через нос и ноздри. Дыхание должно быть естественным. Можете практиковать его 5-10 минут.

Большинство людей дышат поверхностно, не используя полностью весь объем своих лёгких. При вдохе, лёгкие должны максимально расширяться, а живот выпячиваться наружу. При выдохе живот должен максимально расслабиться, а лёгкие вытолкнуть максимальное количество воздуха. Процесс правильного выполнения такого дыхания будет совершенствоваться в результате выполнения данной практики.

Вскоре у вас выработается совершенное осознавание и регулировка дыхания, тогда вы сможете начать практиковать в сидячем положении.

Техники нади шодхана пранаямы

:

Техника 1.

Сидя в сиддха-йони-асане или сиддхасане и закрыв правую ноздрю большим пальцем правой руки, старайтесь полностью и медленно вдыхать и выдыхать через левую ноздрю.

Выполнив десять раз это упражнение, повторите то же самое с другой ноздрей, закрыв с помощью безымянного пальца правой руки левую ноздрю и оставив средний и указательный пальцы в согнутом и свободном положении. Управлять дыханием нужно таким образом, чтобы длительность вдоха и выдоха были приблизительно одинаковы, т.е. время вдоха и время выдоха должны соотносится как 1:1. Сделайте около десяти циклов такого дыхания.

Немного позднее соотношение времени выдоха и вдоха будет изменяться, а также добавится кумбхака (задержка). Однако, первым делом вам необходимо научиться уравнивать интервалы времени вдоха и выдоха. По мере освоения практики соотношение интервалов времени обычно изменяется в порядке: 1:1, 1:2, 1:2:2, 1:4:2 и 1:4:2:3.

Скачать метроном для нади шодхана пранаямына iPhone / iPad можно здесь

Существует два способа закрывания ноздрей. В первом нади шодхана пранаяма подразумевает поочередное использование большого и безымянного пальцы=ев правой руки, при этом средний и указательный пальцы согнуты. Во втором — добавляется выполнение насагра/насикагра мудры, при этом указательный и средний пальцы помещаются у основания носа между бровями. Большой палец предназначен для закрывания правой ноздри, безымянный — для закрывания левой ноздри. Во всех техниках всегда используйте правую руку, даже если вы левша. Другая рука может находится на ноге в джняна мудре.

Техника 2.

Сделайте вдох через левую ноздрю (см. технику 1), а выдох — через правую. Выполните 10 раз.

Далее сделайте вдох через правую ноздрю, а выдох — через левую. Выполните это также 10 раз.

Всего выполните 5 — 10 полных циклов такого дыхания. Далее можете продолжать выполнять эту технику постепенно увеличивая количество циклов, при этом стараясь делать длительность вдоха и выдоха максимально равными по времени.

Техника 3.

Объединяем обе стадии техники 1.

Вдох осуществляем через левую ноздрю, а выдох через правую, затем вдох через правую и выдох через левую.

Это будет один цикл. Выполните от 5 до 10 таких циклов.

Далее, после определённого совершенствования в этой практике следует начинать нади шодхана пранаяму с выполнением задержки дыхания после вдоха. При выполнении задержки обе ноздри закрываются большим и безымянным пальцами несколько выше нижнего края ноздрей, при этом стараясь полностью перекрыть поток воздуха.

В «Гхеранда Самхите» это описано так: «После вдоха в течение всего времени задержки (кумбхаки) удерживайте две ноздри большим и безымянным пальцами и мизинцем, не используя указательный и средний пальцы».

В ходе всего времени, когда практикуется нади шодхана пранаяма, необходимо следить, чтобы туловище и голова не были наклонены ни в какую сторону. В том случае, если устаёт правая рука, можно поддержать ее под локоть левой рукой. Постепенно вы научитесь полностью управлять дыханием, а длительность ваших вдохов-выдохов увеличится, тогда вы можете вводить в эту практику задержку дыхания. Однако здесь ни в коем случае не нужно перенапрягаться; кумбхака (задержка) должна осваиваться постепенно.

Техника 4.

Примите положение сидя в сиддха-йониа-сане или в сиддхасане.

Выполняйте все пункты, как в технике 3, только после вдоха выполняйте дополнительно

задержку дыхания. Начните с соотношения 1:2:2, а спустя некоторое время (около месяца и более) начинайте пробовать увеличить задержку в соотношении 1:4:2.

Некоторые пояснения: в шлоке 7 для выполнения пранаямы рекомендуется падмасана, но более практичной легко осваиваемой для большего количества людей является сиддхайониасана или сиддхасана. Использовать падмасану следует лишь тем, кто сможет просидеть в ней минимум минут пятнадцать без ощущения малейшего дискомфорта.

Благодаря регулярной практике нади шодхана пранаямы вы легко овладеете искусством осознанного дыхания и сделаете свою жизнь еще более сбалансированной.

Будьте гармоничны, занимайтесь йогой, практикуйте пранаяму!

Метрономы для практики нади-шодхана (анулома-вилома) пранаямы

Это плейлист, который содержит 24 метронома, рассчитанные на различный уровень практики нади-шодхана пранаямы.

Скачать метрономы к себе на компьютер

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Нади - энергетические реки нашего тела

Йога и каналы энергии нади

У индийского мудреца однажды спросили: «Где Бог?» И ответ его был одновременно простым и сложным: «Он живет в дыхании внутри каждого вдоха».

Чтобы понять всю глубину этого высказывания, нужно смотреть дальше, чем просто дыхание на физическом уровне (кислород, углекислый газ и другие вещества, которые мы вдыхаем и выдыхаем). За пределами каждого вдоха, но при этом внутри него, находится прана, жизненная энергия, которая является в буквальном смысле основой жизни.

Одна из целей занятий йогой – управление этой энергией, ее использование для нашего физического, умственного и духовного развития. Чтобы научиться перенаправлять прану, давайте обратимся к более глубоким уровням сознания и тонкого тела.

К счастью, этот внутренний мир уже был исследован до нас первыми последователями тантры, которые смогли визуально отобразить многочисленные способы циркуляции энергии внутри человеческого тела. Те, кто достиг совершенства в практике тантры смогли обнаружить систему энергетических каналов, правильное функционирование которой делает человека энергичным, целостным и просветленным.

Санскритское слово «нади» имеет корень «над», означающий «поток», «движение», «вибрация». В самом слове отражается природа нади: течь подобно воде, искать путь наименьшего сопротивления и подпитывать энергией все на своем пути. Нади – это наша энергетическая оросительная система; по сути дела, мы и существуем лишь благодаря каналам нади.

В литературе имеются разные сведения о количестве каналов нади. Согласно многим тантрическим текстам, в теле человека содержатся 72000 нади, которые направляют прану в каждую клеточку организма (по другим источникам, их 300000 и больше). Одни каналы широкие, с интенсивным потоком энергии, а другие подобны тонкой нити. Когда энергия в каналах течет свободно и беспрепятственно, мы здоровы и энергичны, но если она ослабевает или блокируется, мы начинаем болеть на ментальном и физическом уровне. Для усиления движения праны эффективны занятия хатха-йогой, которые помогают активизировать поток энергии и устранить препятствия, мешающие его свободному движению.

Поскольку нади нельзя увидеть в микроскоп (впрочем, как и чакры – психоэнергетические центры, и прану, и другие элементы тонкого тела), современная медицина не относится к ним серьезно. Но классическая йога основана на реальности тонкого тела, работа с которым так же ваажн, как и развитие физического тела. К сожалению, сейчас делается акцент именно на гимнастический аспект йоги.

Ночь и день

У йогов вызывают особый интерес три нади: первый из них - сушумна (самый главный восходящий канал) – большая «река», текущая от основания позвоночника к макушке и последовательно проходящая все семь чакр. По этому каналу поднимается энергия кундалини шакти («сила спящей змеи»), а вместе с ней и высшее духовное сознание, которое она питает. Ее движение начинается у муладхары (корневой чакры) и заканчивается в ее истинной обители – в чакре сахасрара («тысячелепестковом лотосе»), в макушке головы. На тонко-энергетическом уровне сушумна-нади – это путь к просветлению.

Второй канал называют ида-нади, а третий – пингала-нади. Эти два канала (ида – левосторонний, а пингала – правосторонний) движутся по спирали вокруг сушумны подобно двойной спирали ДНК, пересекаясь друг с другом на каждой чакре. Если представить себе кадуцей, символ современной медицины, он имеет некоторое визуальное сходство со взаимодействием иды, пингалы и сушумны. В итоге все три центра сходятся в аджна-чакре («чакре управления»), которая расположена посередине лба между бровями.

Канал ида начинается и заканчивается слева от сушумны. Его называют еще «лунным каналом»; он прохладен и отвечает за эмоции и прошлое, и соотносится больше с женскими качествами человека. Для обозначения тонкой вибрационной природы ида-нади используется белый цвет.

Пингала-нади еще называют «солнечным каналом»; он начинается и заканчивается справа от сушумны. Этот канал теплый и стимулирующий, он контролирует все жизненно важные соматические процессы и соотносится с мужскими аспектами человеческой природы. Вибрационные качества пингала-нади обозначаются красным цветом.

Взаимодействие между ида-нади и пингала-нади можно сравнить с незримым парным танцем интуиции и разума, сознания и жизненной силы, левого и правого полушарий. В обычной повседневной жизни один из каналов нади всегда преобладает над другим. Каналы доминируют по очереди, но один из них обычно преобладает дольше и интенсивнее, чем другой. Свойства и проблемы характера, поведения и здоровья человека можно разбить на две группы: по типу ида-нади и по типу пингала-нади.

Люди с типом ида имеют «лунные» качества; они эмоциональны и заботливы, но им может не хватать упорства для прохождения интенсивной практики йоги. Такие люди могут обладать большим потенциалом, но они не проявят его в полной мере в земных делах или в духовном развитии, пока не разовьют свои качества пингала-нади. У людей пингала-типа больше развиты солнечные качества: они обладают задатками лидера, энергичностью и способностями к творчеству. Но если они не развивают свою ида-сторону, им может не хватать умиротворенности, способности к самосозерцанию и чувствительности, необходимых для духовного пробуждения.

Достижение баланса ида и пингала

Главная цель хатха-йоги – привести в равновесие энергию ида и пингала. Эта задача настолько важна, что само слово «хатха» символизирует этот баланс энергий. Его буквальное значение на санскрите – «мощный», но при этом оно состоит из двух слогов «ха» и «тха», которые являются семенными мантрами (биджа-мантрами) с тайным смыслом и силой. «Ха» обозначает солнечные качества, жизненную силу – пингала; «тха»- разум и лунные качества ида-нади. Уравновешивание солнца и луны, пингала и ида способствует пробуждению и подъему кундалини, а вместе с ней – и развитию высшего сознания. Более того, некоторые направления йоги считают, что до тех пор, пока есть преобладание одной из энергий – ида или пингала, канал сушумна остается закрытым, а энергия кундалини продолжает оставаться в спящем состоянии.

Самым эффективным методом уравновешивания ида и пингала является Нади Шодхана (буквальный перевод с санскрита – «очищение нади»), практика дыхания через нос с чередованием ноздрей. В основе этого метода лежит прямая связь ида-нади с левой ноздрей, а пингала-нади – с правой.

Отличный способ восстановления баланса между двумя нади – сделать несколько циклов пранаямы после практики асан, на тот случай, если во время асан вы непреднамеренно нарушили баланс энергий.

Практика Нади Шодхана - очищения энергетических каналов.

Примите удобную медитативную позу. Сожмите в кулак правую руку, затем отставьте в сторону безымянный палец и мизинец. Положите подушечку большого пальца на правую ноздрю, а подушечки безымянного пальца и мизинца – на левую. Зажмите безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю, а правой ноздрей сделайте полный выдох. Затем сделайте полный вдох, закройте правую ноздрю большим пальцем, откройте левую ноздрю и сделайте через нее полный выдох. После этого сделайте вдох, закройте левую ноздрю пальцами, откройте правую ноздрю и выдохните через нее. На этом заканчивается один цикл Нади Шодхана.

Помимо использования Нади Шодхана, для баланса ида и пингала можно делать некоторые асаны. В начале занятия сядьте и понаблюдайте за своим дыханием, чтобы определить, какая ноздря и, соответственно, нади является доминирующей. Если вам трудно это определить, сделайте несколько циклов дыхания с чередованием ноздрей – так вам будет сразу понятно, в какой стороне дыхание более свободное и в какой – затрудненное. Если доминирует левая ноздря, то «включена» энергия ида, и для активизации пингала-нади есть смысл сосредоточиться на энергичных, бодрящих асанах: прогибах назад, скручиваниях, перевернутых позах и асанах, выполняющихся стоя. Если доминирует правая ноздря, то рекомендуется заняться сидячими асанами и наклонами вперед: их спокойная, охлаждающая энергия усилит ида-нади.

По сути, контролировать энергии ида и пингала можно в каждом занятии йогой: в перерыве между позами понаблюдайте над тем, какая энергия преобладает в вашем дыхании. Также наблюдайте за своим настроением; вы заметите, что его перемены тоже тесно связаны с преобладающей энергией нади.

Вы активны и взволнованы (пингала-нади) или спокойны и внимательны (ида-нади)? Путем такого наблюдения вы поймете, какие позы активируют тот или иной вид энергии нади, и какие из них наиболее эффективны для вас в достижении физического и эмоционального равновесия. Со временем вы сможете лучше разбираться в своем состоянии, добьетесь прогресса в практике йоги и создадите основу для духовного роста.

Обсудить и задать вопросы на форуме

ecovedic.livejournal.com

Пранаяма нади шодхана (очищение психической сети), от Свами Ниранджанананда Сарасвати

16 января 2014 г.

Нади шодхана — это особенно важная Пранаяма. Слово шодхана означает «чистить» или «очищать»; следовательно, нади шодхана представляет собой практику, посредством которой производятся разгрузка и очищение пранических каналов. Она выполняется путем чередования вдоха и выдоха между левой и правой ноздрями, что оказывает влияние на ида и пингала нади, управляя колебаниями сети тела/ума и внося равновесие и гармонию во всю систему. Это поистине уравновешивающая пранаяма, поскольку независимо от того, имеется ли дисбаланс в физическом или ментальном деле, нади шодхану можно использовать для восстановления равновесия.

В качестве ежедневной практики ее можно использовать для оживления наших пранических энергий и для того, чтобы справляться с жизненными ситуациями. В качестве терапевтического инструмента ее можно применять почти при всех физических и умственных расстройствах, хотя это следует делать под опытным руководством. В качестве духовной практики она пробуждает дремлющую шакти в муладхара чакре и направляет ее по сушумне — пути духовного пробуждения — приводя к глубоким состояниям медитации. Это вполне самодостаточная практика.

Практика изложена в трех частях - начальной, промежуточной и продвинутой. Следует получить надлежащие рекомендации прежде чем приступать к любому из этих уровней. Все три части вместе составляют восемнадцать стадий, и, как и со всеми техниками, необходимо осваивать каждую стадию, прежде чем переходить к следующей. Это означает, что на каждой стадии вы должны быть способны контролировать продолжительность вдоха, выдоха и задержки дыхания без какого либо напряжения и без необходимости делать дополнительные вдохи-выдохи после каждого круга.

Пусть вас не тревожат большие соотношения дыхания продвинутого уровня. Их трудно освоить, и они предназначены только для серьезной садханы. Если вы сможете в совершенстве освоить все стадии начального и промежуточного уровня, то получите полную физическую, умственную и духовную пользу. Продвижение дальше этого этапа — это садхана, которую следует выполнять только под строгим руководством гуру.

Поза: На предварительных стадиях можно использовать такие позы, как сукхасана, ардха падмасана и ваджрасана, но на более продвинутых стадиях эти позы не будут замыкать тело и обеспечивать его устойчивость. Поэтому лучше выбрать одну из замкнутых медитативных поз — сиддхасану, сиддха йони асану, падмасану или свастикасану.

Не следует пытаться делать продвинутые стадии кумбхаки с большими отношениями и бандхами, если только вы не можете удобно оставаться в одной неизменной позе в течение всей практики. Любого рода напряжение будет препятствовать свободному течению праны и отвлекать осознание. Вам следует периодически проверять свое положение, чтобы убедиться, что спина, шея и голова остаются прямыми, устойчивыми и неподвижными. Не должно быть никакого подергивания или нервной дрожи ни в одной части тела.

Насикагра мудра: Дыханием через ноздри управляют пальцами правой руки, которые держат перед лицом в насикагра мудре. Выполняя эту мудру следует держать предплечье вертикально перед грудью, чтобы уменьшить тенденцию руки утомляться, а головы — поворачиваться в одну сторону. При длительной практике можно поддерживать правый локоть левой рукой, хотя необходима осторожность, чтобы исключить стеснение груди.

     

Обе ноздри должны допускать свободный проход воздуха, хотя сила свары может варьировать, особенно в начале практики. В ситуациях, когда поток через одну из ноздрей крайне уменьшен, следует заранее практиковать уравновешивание дыхания в пададирасане. Заложенность носа можно устранить, используя очищающие крийи джала или сутра нети.

Стадии практики: Описанные ниже восемнадцать стадий обеспечивают плавное развитие от начальных до продвинутых уровней. Однако это должно происходить на протяжении длительного времени. Следует практиковать каждую стадию по меньшей мере две недели, прежде чем переходить к следующей. Освоение некоторых стадий может занять месяцы, но спешить совершенно некуда. Можно получить больше пользы, совершенствуя детали дыхания, недели достигая продвинутых стадий. Управление дыхательной системой требует постепенного развития. Телу и уму необходимо время, чтобы приспособиться к действию удлиненного дыхания и задержки.

Знакомство с техниками увеличения объема дыхания  позволит вам практиковать каждую новую стадию нади шодханы через обе ноздри, прежде чем переходить к попеременному дыханию ноздрями. Этот тип дыхания рекомендуется в начале каждой стадии. Даже в ежедневной садхане дыхание через обе ноздри с надлежащим соотношением длительностей поможет создавать ритм дыхания перед началом действительной практики нади шодханы.

Дыхание: В практике нади шодханы дыхание должно быть беззвучным. Это будет гарантировать отсутствие какого бы то ни было принуждения или ограничения дыхания. По мере продвижения вперед продолжительность вдоха, выдоха и задержки следует увеличивать в пределах удобства. При увеличении и отношения, и длительности, дыхание становится очень легким и тонким. На более развитых стадиях это создает ощущение, будто воздух просто втекает в ноздри и вытекает из них. Продвижение через стадии будет легче, если вы разовьете способность расслабляться с дыханием. Увеличение соотношения и длительности дыхания не должно достигаться в ущерб расслаблению, ритму и осознанию.

Счет кругов: Один круг нади шодханы включает в себя вдох через левую ноздрю, выдох через правую, вдох через правую и вьщох через левую, то есть два полных цикла дыхания. Согласно стандартной процедуре каждый круг начинается с левой ноздри. Число кругов, выполняемых ежедневно, зависит от типа предпринимаемой садханы и от имеющегося времени. Для общих целей достаточно от десяти до пятнадцати кругов. Если вы хотите еще больше увеличить практику, ваш учитель сможет дать вам подходящие рекомендации.

Бандхи: На промежуточных и продвинутых стадиях нади шодханы используются джаландхара, уддияна и мула бандхи. Эти бандхи описаны в главе о бандхах, существенных для пранаямы, и их следует практиковать независимо, прежде чем пытаться включать их в саму практику нади шодханы.

Предосторожности: Для начинающих в практике нади шодханы конечное соотношение Стадии 5 является таким, которое вызывает благоприятную реакцию систем организма. Страдающим гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, либо язвой желудка или двенадцатиперстной кишки не следует двигаться дальше этого уровня практики.

Начальный уровень.

Первые пять стадий нади шодханы доступны всем и используются в терапевтических ситуациях, а также представляют собой метод поддержания равновесия между телом и умом в повседневной жизни.

Таблица 1.

Стадии и соотношения пранаямы Нади шодхана.

 

Уровень

 

 

Стадия

 

Вдох

 

Внутренняя задержка

 

Выдох

 

Внешняя задержка

 

Бандхи

 

 

 

Начальный

 

 

1

2

3

4

5

 

1

1

1

1

1

 

Нормальное

-

Нормальное

-

-

 

-

1

-

1

2

 

 

Нормальное

-

Нормальное

-

-

 

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточный

 

6

7

8

9

10

11

12

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

2

2

2

2

2

 

1

2

2

2

2

2

2

 

-

-

-

-

-

1

1

 

-

-

-

Джаландхара

Джаланжхара и мула

-

Джаланжхара и мула при внутренней задержке. Маха Бандха при внешней задержке

 

 

 

 

 

Продвинутый

 

13

14

15

16

17

18

 

 

1

1

1

1

1

1

 

4

4

4

6

8

8

 

2

2

2

4

4

6

 

-

1

2

2

2

4

 

-

На каждой стадии джаландхара и мула при внутренней задержке и Маха Бандха при внешней задержке

 

Техника.

Стадия 1: Сидите в удобной асане.

Чтобы приготовиться к пранаяме нади шодхана, сперва в течение короткого времени выполняйте кайя стхаирьям, чтобы сделать и тело, и дыхание как можно более спокойными и устойчивыми.

Сосредоточьте свое внимание на ноздрях; используя насикагра мудру, закройте правую ноздрю и сделайте пять нормальных вдохов-выдохов через левую ноздрю.

Когда закончите, закройте левую ноздрю и сделайте пять нормальных вдохов-выдохов через правую ноздрю. Дыхание должно быть бесшумным и расслабленным. После этого сделайте пять нормальных вдохов-выдохов через обе ноздри.

Повторяйте этот процесс из пяти вдохов-выдохов левой ноздрей, пяти нормальных вдохов-выдохов правой ноздрей и пяти нормальных вдохов-выдохов обеими ноздрями любое количество раз. На этой стадии нет ограничения.

Стадия 2: Повторяйте ту же процедуру, что и на стадии 1, но на этот раз делайте выдох такой же продолжительности, как и вдох, то есть, если при вдохе вы досчитываете до четырех, то и выдыхайте на четыре счета.

Сделайте пять вдохов-выдохов левой ноздрей, пять вдохов-выдохов правой ноздрей и потом пять вдохов-выдохов обеими ноздрями.

Можно выполнять любое количество кругов.

Стадия 3: На этой стадии начинается попеременное дыхание левой и правой ноздрями.

Сидите в своей асане и дождитесь, пока тело и дыхание не станут устойчивыми.

Выполняйте насикагра мудру; большой палец контролирует правую ноздрю, а безымянный палец — левую ноздрю. Закрыв правую ноздрю, равномерно вдыхайте через левую ноздрю.

По завершении вдоха закройте левую ноздрю, откройте правую и выдыхайте через правую ноздрю

Оставьте правую ноздрю открытой и вдыхайте через нее; затем закройте правую ноздрю, откройте левую и выдыхайте через левую ноздрю. Это один круг. Выполните до пятнадцати кругов.

Стадия 4: Продолжайте попеременно дышать ноздрями, подстроив выдох так, чтобы он был равен вдоху. Если на вдохе вы досчитываете до четырех, то и выдох должен быть на четыре счета.

Попробуйте метод счета путем мысленного повторения мантры Ом, то есть, один, Ом; два, Ом; три, Ом; четыре, Ом и так далее.

Ни в коем случае не перенапрягайтесь.

Подберите удобную для вас продолжительность вдоха и выдоха, и затем сохраняйте эту продолжительность в течение некоторого времени.

Примечание к практике: Спустя несколько дней попробуйте увеличивать время вдоха и выдоха, сохраняя то же соотношение 1:1, то есть попробуйте увеличить время вдоха до 5 счетов и время выдоха до 5 счетов. Когда это достигается легко, попробуйте досчитывать до 6 при вдохе и до 6 при выдохе. Никак не принуждайте дыхание и не ускоряйте счет при выдохе, чтобы компенсировать нехватку дыхания. При малейших признаках дискомфорта сократите время вдоха и выдоха, или на один день прекратите практику. Через 15 или более дней переходите к стадии 5.

Стадия 5: После овладения Стадией 4 можно удвоить продолжительность выдоха.

Если при вдохе вы досчитываете до четырех, выдыхайте через противоположную ноздрю на счет восемь, и так далее. Продолжайте заниматься таким образом некоторое время, практикуя попеременное дыхание с соотношением 1:2. Со временем, продолжительность вдоха и выдоха можно постепенно увеличивать, сохраняя то же соотношение между ними.

Промежуточный уровень.

На этой стадии вводится сначала внутренняя, а затем внешняя задержка дыхания. Помните, что кумбхака является целью пранаямы, поскольку именно при задержке дыхания активируется духовная энергия. Освоение каждой стадии требует постепенного приучения тела и ума к более длительным периодам задержки дыхания; мозг приучается не давать команду на вдох или выдох при небольшом возрастании уровня углекислого газа в крови.

Кроме того, вводятся бандхи, которые блокируют шакти, или энергию внутри, не давая ей рассеиваться в теле и уме, и направляя ее в канал сушумны. Таким образом, к тому времени, когда мы достигаем стадии 12, нади шодхана становится полной практикой, оказывающей благотворное действие на всех уровнях, от грубых до тонких.

Стадия 6: Время выдоха сокращается до равного времени вдоха, и одновременно добавляется внутренняя задержка (антаранга кумбхака) на время, равное продолжительности вдоха, то есть, с соотношением 1:1:1.

Делайте вдох на четыре счета, затем закрывайте обе ноздри и удерживайте дыхание, досчитывая до четырех, и затем делайте выдох на четыре счета.

Стадия 7: Время выдоха снова увеличивается до удвоенного времени вдоха, так что общее соотношение теперь равно 1:1:2.

Стадия 8: Время внутренней задержки увеличивается до удвоенного времени вдоха. Теперь соотношение дыхания составляет 1:2:2. Во время задержки дыхания держите ноздри закрытыми.

Стадия 9: Повторяйте стадии 6, 7, и 8, используя джаландхара бандху во время внутренней задержки дыхания. При желании на всех стадиях нади шодханы можно использовать одну эту бандху.

Стадия 10: Повторите стадию 9, добавляя мула бандху к джаландхара бандхе во время внутренней задержки дыхания. При выполнении этих двух бандх руки должны оставаться в насикагра мудре, держа обе ноздри закрытыми.

Стадия 11: Теперь к практике добавляется задержка дыхания снаружи на время, равное продолжительности вдоха.

При внутренней и внешней задержке обе ноздри должны быть закрыты. На этой стадии не делайте никакие бандхи, сперва осваивая соотношение дыхания 1:2:2:1. Постепенно увеличивайте продолжительность вдоха, выдоха и задержки.

Стадия 12: Сохраняйте соотношение 1:2:2:1.

Во время внутренней задержки дыхания выполняйте джаландхара и мула бандхи.

Во время внешней задержки выполняйте маха бандху (джаландхара, уддияна и мула бандхи вместе взятые). Во время выполнения маха бандхи кладите руки на колени, фиксируя положение тела.

Примечание к практике: По мере овладения каждой стадией и каждым соотношением постепенно увеличивайте продолжительность счета. Например, если взять за основу пять единиц счета, то соотношение 1:2:2:1 превращается в 5:10:10:5. Прибавьте к этому одну единицу для вдоха и внешней задержки, и две единицы для внутренней задержки и выдоха, получив 6:12:12:6.

По мере того, как пранаяма становится удобной, постепенно добавляйте единицы, получая 7:14:14:7 и так далее. Вам потребуется самим оценивать свои возможности, чтобы знать, до какой степени увеличивать продолжительность дыхания, не перенапрягая дыхательную систему. Найдите свой оптимальный уровень и оставайтесь на нем. Не пытайтесь увеличивать продолжительность просто ради больших цифр. Высокое соотношение и большая продолжительность не означают, что вы более продвинуты в духовном отношении, и наоборот, простая практика пранаямы не дает основания думать, что вы не достигаете духовного роста или лучшего здоровья.

Продвинутый уровень.

Этот уровень включает в себя стадии 13-18, а соотношения можно найти в Таблице 1 — Стадии и соотношения. Начиная со стадии 13, требуется очень хороший контроль всех аспектов дыхания. Постепенно увеличивается отношение длительности выдоха, внутренней и внешней задержки к длительности вдоха. Длительность вдоха остается основой, на которой строится каждая стадия. Однако не следует пытаться достигать более высоких соотношений, делая короткий быстрый вдох, и соответственно сокращая выдох и кумбхаку.

Выдох должен быть равномерным, беззвучным дыханием йогов, и занимать одно и то же время в течение каждого круга. Тогда и остальные временные промежутки в каждом круге будут оставаться постоянными.

Необходимо как следует осваивать каждую стадию, прежде чем переходить к следующей. На этом уровне для стабилизации соотношений дыхания требуется больше времени. Вы можете быть способны легко выполнять один круг, в то время как следующий заставит вас задыхаться. Доведение до совершенства каждой стадии может занимать недели или месяцы.

Чтобы понизить уровень углекислого газа в теле, можно заранее практиковать бхастрика пранаяму; тогда более длительные задержки и большая продолжительность дыхания становятся легче.

Сначала добивайтесь мастерства в каждой стадии, не используя бандхи. Затем практикуйтесь с ними, прежде чем переходить к следующей стадии. Постепенно увеличивайте длительность счета в границах своих возможностей. Поэкспериментируйте и найдите свой собственный оптимальный уровень соотношения и длительности дыхания.

Конечным результатом этого уровня практики является кевала кумбхака - спонтанное прекращение дыхания, которое приводит ум в состояние глубокой медитации. При наличии практики, веры и упорства это несомненно произойдет.

Самавритти нади шодхана.

В пранаяме самавритти, пурака, речака и кумбхака соотносятся как 1:1:1:1. Это соотношение можно использовать и в нади шодхане. Оно относительно удобно, и используя его вы будете получать пользу антар и бахир кумбхаки после достаточно небольшой практики; без необходимости не переходите к соотношениям, которые могут оказаться вам не под силу.

По мере увеличения продолжительности дыхания во время кумбхаки можно практиковать бандхи. Сперва выполняйте только джаландхара бандху. Спустя некоторое время прибавьте к ней уддияна и мула бандху, если это позволяет длительность задержки.

Гаятри нади шодхана.

Те, кто желают сделать свою садхану пранаямы более всеобъемлющей практикой, могут использовать Гаятри мантру в качестве единицы отсчета времени для соотношений дыхания в нади шодхане. Мантру повторяют в уме, и продолжительность пураки, речаки и кумбхаки подбирают в соответствии с мантрой.

Поскольку полная мантра состоит из двадцати четырех слогов, при мысленном повторении она может занимать до десяти или двенадцати секунд. Поэтому использование этой мантры требует способности легко выполнять удлиненное дыхание.

Каждый из слогов мантры называется матра, или единица времени, так что для соотношения 1:2:2:1 отсчет будет составлять двадцать четыре матры для пураки, сорок восемь матр для антар кумбхаки, сорок восемь матр для речаки и двадцать четыре матры для бахир кумбхаки.

 Хотя такой отсчет времени предназначен для людей, которые развили свои дыхательные способности, его можно вводить на любой стадии при условии, что вам под силу общая продолжительность дыхания. Гаятри предназначена для практики на восходе солнца, и составляет очень приятное добавление к ежедневной практике нади шодханы. Говорят, что Гаятри составляет суть четырех Вед и что квинтэссенция Гаятри — это Ом.

Вилома нади шодхана.

На начальном и промежуточном уровнях нади шодхану можно практиковать вместе с виломой (прерыванием дыхания). Однако ко времени достижения продвинутого уровня дыхание должно стать очень тонким, и потому вилома будет излишней.

 Все три стадии виломы — то есть прерывистый вдох, прерывистый выдох и прерывистые вдох и выдох — можно встраивать в стадии нади шодханы. Число прерываний дыхания и силу дыхания можно варьировать, получая разные эффекты. Большое число коротких мощных импульсов будет более оживляющим, тогда как несколько медленных беззвучных импульсов будут оказывать более успокаивающее действие, хотя и то, и другое, по-прежнему считается уравновешивающими техниками.

Порядок освоения техники соответствует последовательности, описанной для нади шодханы.

Мысленная нади шодхана.

Это легкая модификация нади шодханы, которая оказывает тонкое и уравновешивающее действие. Практикуют простую нади шодхану без использования насикагра мудры, но с помощью ума и воображения. Ее преимущество состоит в том, что эту технику можно практиковать почти где угодно и при любых условиях, равно как и в составе ежедневной садханы.

Ей можно заниматься сидя, лежа, стоя или на ходу. Эта техника тонко демонстрирует силу ума. Даже хотя в начале вы только воображаете попеременное дыхание разными ноздрями, со временем вы будете действительно чувствовать, что движение дыхания в обеих ноздрях подчиняется мысленному приказу.

Эта пранаяма оказывает успокаивающее действие на нервную систему, и ее можно делать в стрессовых ситуациях незаметно для других людей. Это быстродействующий транквилизатор, который у вас всегда при себе; он не имеет вредных побочных эффектов, и, кроме того, способствует ясности ума и осознанию. Когда внешние обстоятельства вызывают тревогу, осознание должно оставаться сосредоточенным на дыхании, попеременно текущем через левую и правую ноздри.

Техника.

Примите любое удобное положение, расслабьте все тело и закройте глаза.

Полностью осознайте процесс дыхания.

Почувствуйте, будто не существует ничего, кроме вашего дыхания.

Мысленно направляйте свое дыхание в левую ноздрю и из нее. Для того, чтобы действительно вызвать это состояние, поначалу может потребоваться некоторое количество воображения. Продолжайте действовать таким образом в течение одной-двух минут.

Повторите ту же процедуру для правой ноздри. Чувствуйте, что весь поток дыхания входит и выходит только через правую ноздрю. Продолжайте это делать в течение одной-двух минут.

В течение всей практики осознавайте дыхание. Затем попробуйте направлять дыхание внутрь и наружу попе­ременно через разные ноздри.

Чувствуйте, что вы вдыхаете через левую ноздрю и выдыхаете через правую; затем что вы вдыхаете через правую ноздрю и выдыхаете через левую. Это и есть один круг мысленного чередования дыхания разными ноздрями. Выполните любое количество кругов.

Вариант: Примите любое удобное положение, расслабьте все тело и закройте глаза. Осознайте процесс дыхания.

Теперь вообразите, что поток воздуха движется вверх через обе ноздри одновременно в форме перевернутой буквы V. При вдохе поток воздуха через обе ноздри встречается в точке между бровей.

<s

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

www.hara.ru


Смотрите также