Что есть настоящая йога? Йога настоящая


20 видов йоги или почему "ваша йога не настоящая"

Когда вы начнете заниматься йогой, то довольно быстро обнаружите, что в рядах адептов существует определенный раздрай. И слова "это же не йога" "это не правильная йога" "это не йога, а непонятно что" - будут звучать как-то подозрительно часто. Так уж завелось, что почти каждая группа увлеченных приверженцев определенного стиля\школы хоть немножко, хоть малость, но считает, что их йога - "более настоящая" из того, что имеется. Следовательно, если есть что-то "более настоящее", значит, есть и "менее настоящее".

Если вы в прошлом (или по совместительству) молодая мама, начинающий кулинар, фотограф (и так далее узкопрофильно и современно) и почитываете тематические доски и форумы, то прекрасно знаете о тех могучих спорах, переходящих в баны и проклятия, завязывающихся на темах "завален горизонт", "пересвет", "майонез", "до скольки кормить грудью".  Казалось бы - одухотворенная и слегка левитирующая йоговская тусовка должна быть максимально далека от дрязг, сплетен и злословия. Но люди, если не практикуют по-настоящему - не меняются. Потому стайка молодых  адептов с ковриками за спиной, бурно надсмехающихся над "чужим" течением - зрелище вполне нормальное.

Но, как вы понимаете, этот спор  на самом деле никак не разрешим, истина находится в каждом дуновении ветерка, в распускающихся цветах и мерцании звезд Вселенной. И когда строгий айенгаровец косо смотрит на резвого аштангиста, а добродушный кундалинщик посмеивается над потным бикрамовцем - йога заканчивается и начинается что-то другое.

Я хочу рассказать о популярных видах практики, носящих в своем названии слово "йога" и разобраться почему для кого-то они могут показаться "не настоящими".Хатха-йога. Это то, чем занимается 90% современных европейских практиков, то, что дают в йога-студиях и клубах и чем сейчас пышет и вдохновляют Инстаграм и популярные журналы. Хатха-йога это асаны, это тело. К хатха-йоге относятся наиболее популярные виды современной йоги, которые вы встретите практически в любом крупном городе в специализированных центрах:

- аштанга виньяса йога (отличается фиксированной последовательностью для разных уровней, динамичностью и силовой нагрузкой)- йога Айенгара (отличается дотошностью в отстройке асан, вдумчивыми фиксациями, обилием ремней, подушек, веревок и тд)- йога23 (отличается силовой направленностью, местами - дыхание под метроном)- универсальная йога- йога теней- трай йога- дживамукти йога- шивананда йога.... и дугие....

Кто может возмущаться: так как изначально хатха-йога задумывалась как система подготовки тела к медитации в процессе длительного сидения, а не к лету в бикини со здоровой спиной - практики раджа-йоги могут высокомерно фыркнуть, что "одна физуха" это еще не йога в прямом понимании, а Эка Пада Раджакапотасана - не цель и не средство, дающие хоть какой-то повод городиться своей практикой.Почему это все-таки йога: потому что в процессе, занимающийся даже самой резвой Аштангой, попадает в медитативно-успокоенное состояние ума. Тело и ум - связаны дыханием. Которому, во всех этих видах йоги отводится огромное значение. Практика физических упражнений в любом из видов хатха-йоги носит медитативный, а не соревновательный характер. Даже самые заядлые секптики и физкультурники хоть на мгновение, но попадают в состояние тишины ума и, может, не до конца осознавая (для этого нужна все же "сидячая" медитация) могут созерцать ум, как таковой, изначальный и не обусловленный).

Отдельно вынесу практики, связанные с работой исключительно с телом, но с "затеинкой"

- Хот йога или Бикрам-йога - это та же хатха-йога, но выполняемая в специальном помещении, нагретом до 38 градусов и здорово увлажненном. Бикрам-йога отличается от хот-йоги тем, что там всегда дается одна и та же фиксированная последовательность из 26 асан. Время фиксации строго прописано. Хотя что там - прописан даже цвет покрытия на полу в студии, берущей франшизу! :) Хот-йога может быть с любыми асанами, в зависимости от возможностей группы и настроения инструктора.Кто может возмущаться: в принципе, все. Йога ассоциируется с дыханием а в жаре дышать тяжело.  "Йога в бане" кажется извращением - ненужным и нелепым.Почему это все-таки йога: потому что это все та же классическая хатха-йога, с медитативным состоянием, дыхательными упражнениями, вниманием к телу и тишиной в уме во время и после занятия. Жара на самом деле совсем не как в сауне (38 градусов это не 80),а как раз такая, чтобы телу было легче тянуться и расслабляться. Дышать, когда привыкнешь - совсем не трудно, ведь воздух специально увлажняется. Для проблемных суставов и "деревянных" сухожилий - хот-йога великолепный вариант, потому что не приходиться выкладываться так, как пришлось бы в "нормальном" помещении для достижения такого уровня разогрева.

- Флай йога или антигравитационная йога - это уже не совсем хатха-йога, потому что асаны делаются в специальных гамаках. Набирающее популярность направление благодаря возможностям для больных спин и сухожилий (в подвешенном состоянии сила притяжения действует на тело иначе, давая возможность безболезненно и просто выполнить некоторые трудные элементы)Кто может возмущаться: сторонники классической йоги, потому что если ты не стоишь на земле на своих ногах, то извините, это уже не йога:)Почему это все-таки йога:потому что в условиях "намоленной" йога-студии с йогом-инструктором практику в гамаках можно превратить не в забаву, а в то же погружение в себя, в свой ум через тело. И не так важно, как именно оно стоит или висит. Если оно осознанно дышит и находится во внимательном присутствии - оно уже делает йогу.

Акро-йога или парная йога - чем-то похоже на флай-йогу, только роль гамака выполняет партнер. С его помощью можно делать различные балансы, прогибы, силовые асаны, расслабляться.Кто может возмущаться: любители классической йоги потому что йога - это когда один на один с собой и своим дыханием. Это конкретные асаны в конкретном выполнении, без всяких "покрутите меня на ручках".Почему это все-таки йога: потому что медитативное внимательное состояние с опорой на партнера - очень даже по-йожески. Пусть это не альтернатива "соло"-йоге, но отличное дополнение, развлечение... называйте как хотите. Совместная практика позволяет лучше почувствовать друг друга и себя, а заодно и себя и весь мир вокруг, учит доверять и расслабляться, учит ответственности и внимательности.

Кундалини йога - метод, включающий в себя работу с телом, дыханием и медитацию. Отличительная черта - обязательные мантры в начале и конце занятия, а также длительные фиксации  (по 10-15 и больше минут) при достаточно простых асанах (чаще всего сидя). Кундалини - особенная мощная энергия, дремлющая у человека в области копчика. Благодаря специальным упражнениям ее можно "разбудить" и даже "поднять" вверх по позвоночнику.Кто может возмущаться: те, кто не верит в "энергии", не понимает зачем петь мантры на непонятном языке, кто любит динамику и ждет от практики йоги конкретный результат, выраженный в изменениях физического тела. Для привержецев раджа-йоги в методе слишком много "улетности".Почему это все-таки йога: потому что все занятие проходит в атмосфере медитации, умиротворения, погружения в себя. Во время длительных фиксаций из людей нередко "вылезают демоны" - открываются скрытые в подсознании блоки в виде агрессии, обид и так далее. Открываются и растворяются. Дыхание, тело и ум идут в тесной связке.

Сахаджа йога - работает с той же энергией Кундалини, но вообще не работает с телом в плане выполнения каких-то конкретных асан. В процессе практики идет понимание и ощущение "всепроникающей космической энергии" и адепты утвреждают, что даже чувствуют вибрацию в ладонях и особенные ощущения в чакрах.Кто может возмущаться: есть неподтвержненная информация, что организация сахаджа-йоги (более 100 представительств по всему миру)- даже что-то вроде тоталитарной секты. Те, кто понимают йогу как самосовершенствование путем работы с физическим телом, с дыханием и с умом- приходят в ужас и недоумение от "всепроникающей космической энергии". Почему это все-таки йога: если верить основательнице метода, то в основе лежит все та же медитация на "здесь и сейчас", "сахаджа-йог является активным членом общества, который в любой ситуации остается спокойным, уравновешенным, и с любовью относится к людям и миру". Энергетическая практика - неотъемлимая часть любой йоги, хотите вы того или нет. Показателем успешной практики в самых разных направлениях йоги считается ощущение этой самой энергии в теле.

Мантра-йога - довольно редко встречается как отдельное направление в чистом виде, где все занятие проходит за "голосовыми упражнениями". Но в очень многих видах йоги занятие начинается и заканчиватся пением мантр - особенных слов, настраивающих на практику.Кто может возмущаться: так как "заниматься йогой" для многих это не "сидеть и петь на непонятном языке" - метод может показаться спорным.Почему это все-таки йога: когда это не просто "сидеть и петь", а способ настроиться на практику, успокоить ум и отцентрироваться - мантры очень полезная штука. Звук обладает отличным медитативным эффектом, успокаивает ум. Голосовые вибрации действуют к тому же на гормональный фон человека, выравнивая его. Вдох и выдох при пении - также отдельная практика.

Йога нидра - популярное направление, используемое в подавляющем большинстве йога-студий  отдельное занятие во время которого человек выполняет одну единственную асану -Шавасану, а инстуктор дотошно, детально проговаривает каждый участок тела, от ушных раковин до большого пальца на ноге, куда нам нужно направить внимание. Несмотря на название, дословно переводящееся как "йога сна" - это не практика йогического сна, а опыт тотального расслабления телом и умом, но с сохранением  сознания.Кто может возмущаться: те, кто хотят делать что-то еще, кроме Шавасаны и кто предпочитает если и медитировать, то сидя с ровной спиной и без "подсказок".Почему это все-таки йога: в комбинации с хатха-йогой (физическими упражнениями), йога-нидра является великолепным дополнением, проявителем, закрепителем - называйте, как хотите. Это отличная тренировка ума и самосознания - как при тотальном расслаблении телом не "уплыть" в сон и беспамятство, а суметь остаться в удивительной тишине и ясности.

Гуру йога - метод, заключающийся в тотальном доверии и поклонению просветленному учителю. Благодаря "настройке" на его "волну", занимающийся сам достигает просветления. Идти по стопам просветленного учителя проще и технологичнее, чем бороздить целину самостоятельно.Кто может возмущаться: во-первых, те, для кого йога, это исключительно работа с телом, потому что гуру йога вообще не про асаны ни разу:) Во-вторых, напрячься могут противники поклонений и визуализаций - метод предлагает представлять гуру у себя над головой, в процессе медитации.Почему это все-таки йога: потому что учитель нужен, если вы решили заниматься по-серьезному. Спортсмену нужен тренер, каким бы талантливым он не был, студенту - профессор, а йогу нужен учитель. Без него никак. Доверять учителю - очень сильная практика, ведь в процессе мы работаем над своим эго.

Раджа йога - самая "классическая" из всех йог. Подразумевает работу с поведением  (яма, нияма) с телом (асана), с дыханием (пранаяма) и с умом (пратьяхара, дхарана, дхьяна), высшая ступень - самадхи, то есть просветление. В "полном" виде доступна немногим, так как кардинально меняет жизнь и занимает все ваше время.Кто может возмущаться: те, кто хочет заниматься только асанами на коврике или только медитацией "на тишину", и не понимает зачем нужно нужно пересмотреть отношения с родственниками и вообще почему нужна "йога поведения".Почему это все-таки йога: потому что метод восьми ступеней, описанный в сутрах Патанжали включает все аспекты жизни, а не только формальные упражнения на коврике. А йога это и есть жизнь на самом деле:)

.... и это далеко не весь список "йог", "на которые" вы можете сходить в наше время в наших городах.Спор о том, какая из них самая "йожистая" - обречен. Потому что у каждого человека свои мотивации и понимания того, что ему нужно получить от йоги. Потому честной и правильной она будет для каждого практикующего, если он честно и правильно для самого себя определиться со своей мотивацией.

d-yatsenko.livejournal.com

Настоящая йога: мифы и правда: ru_healthlife

Всем доброго дня!

Хотел бы представить уважаемым сообщникам небольшую статью о йоге и некоторых смежных темах (гимнастика, питание и пр.) от практикующего, и весьма успешно, врача-невролога и мануального терапевта. Помимо высокой квалификации по своей непосредственной специальности, автор чрезвычайно широко образован, что позволяет ему рассуждать не только по медицинским и физиологическим вопросам.

Статья небольшая, поэтому многие вещи упомянуты, но подробно не разъяснены. Если будет действительно интересно, спрашивайте, постараюсь найти более подробную информацию.

Настоящая йога: мифы и правда

Егор Лобусов, врач-невролог, рефлексотерапевт, тренер федерации йоги России, инструктор лиги традиционных боевых искусств, любитель цигун, тайцзи цюань и ба-гуа чжан, развенчал популярные мифы о здоровом питании и предложил альтернативу.

Современные пищевые привычки верно отражены в одной фразе из фильма «Питер FM»: «Чтоб мне такое съесть, чтобы похудеть?». Похудение – один из основных неврозов современного городского жителя. Человек, зажатый в двух противоречивых утверждениях, становится в прямом смысле желчным, злым. И, проделав путь от одной системы питания к другой, от одного психотерапевта к следующему, многие приходят к йоге как к системе, которая уже многие тысячелетия дает ответы на любые вопросы.

Что такое йога?

Согласно трактату о йоге Патанджали, йог – это не просто сухой гибкий человек, который не ест мяса. Йог — это человек, овладевший особой системой методик, благодаря которой он учится контролировать деятельность ума. В этом же трактате сказано: чтобы достичь этого, необходимо принимать асаны - удобные устойчивые позы (а вовсе не те акробатические подвиги, которые у нас стойко ассоциируются с йогой).

В фитнес-центрах подменили психотехнику гимнастикой. Как если бы в африканском племени жители стали думать, посмотрев телерепортаж из церкви, что православие – это соревнование, кто быстрее осенит себя крестным знаменем, и без контекста начали бы повторять это движение на скорость, да еще и с выкрутасами.

Йога. Религия. Питание.

Приобщаясь к йоге, многие всерьез задумываются о вегетарианстве и вообще о кардинальном изменения своего рациона питания. Здесь тоже не стоит путать религию и йогу.

Если йог является индуистом с определенным подходом к еде, со священным отношением к корове, то он будет соблюдать один пищевой режим. Если йог — мусульманин, но тоже хочет прекратить неконтролируемую деятельность ума, то у него будет совершенно другой рацион и ритм питания. Если йог следует китайской даосской духовной традиции, то он придерживается своеобразной системы поста «бигу», согласно которой человек отказывается от любых зерновых культур, либо от еды вообще. Важный принцип подготовки к такому посту – особые упражнения, помогающие ввести свой организм в состояние отсутствия потребности в еде при сохранении отличного самочувствия, без моральных и физических страданий.

А в христианской традиции есть очень важный ритуал – молитва до и после еды, благодарность за хлеб насущный. К тому же она действует как особая психотерапия: тебя не мучает вопрос о полезности, ты наслаждаешься и воспринимаешь пищу как божественный дар, и тогда она приносит действительную пользу, как телу, так и духу.

Йога. Похудение. Вегетарианство

В похудении как главной цели диеты немного смысла. Я не за или против, я за выбор и ответ на вопрос - зачем вам худеть. А пока наши желания находятся вне света сознания, они как демоны, управляют нами.

Средствам массовой информации выгодно взращивать в социуме недовольство самим собой, негодование от того, что не худеется и ноги не удлиняются. У меня было много пациентов среди фитнес-йогов, чей желчный пузырь из-за диет был сильно воспален. Они начинали питаться одной травой в разгар зимы, сводя организм с ума. Другое дело, если человек пересматривает свой рацион питания и в итоге осознанно отказывается от мяса, не желая причинять страдания животным. В таком случае это не диетический, а морально-ментальный дискурс.

Вегетарианцы часто говорят, что мясоеды агрессивные, а веганы добрые, и зачастую этот тезис они доказывают очень воинственно! На мой взгляд, вегетарианство не делает человека человечнее. В частности, Гитлеру оно не очень помогло. Хорошая концепция – питаться сезонными региональными продуктами, ведь к ним наш организм в процессе эволюции привык.Многие индийские йоги толстенькие, а совсем не изможденные, каковыми мы их привыкли представлять. Если ум их спокоен, а образ жизни подвижен, то плотное телосложение не осложняет работу организма.

Как правильно держать себя в форме?

- Наш главный враг – не жир, а неподвижность, ведь когда двигаешься, улучшается кровоснабжение.

- Все гонятся за кубиками на прессе, хотя живот должен быть округлым, но не за счет жиров, а за счет того, что он дышит. Хотите увидеть идеал здорового живота – сходите в Пушкинский музей и посмотрите на древнегреческие статуи, особенно это касается женского пола, ведь мягкость и округлость их живота даёт жизнь всем людям.

- Выбирая себе физическую нагрузку по душе, будьте осторожны с бегом. Сегодня jogging, оздоровительный бег, снова в моде. Но бегать в городе вдоль трасс по асфальту не слишком полезно из-за выхлопов и жёсткой ударной нагрузки на позвоночник и колени. Другое дело – по лесной дорожке.

- Одно время в США было популярно общественное движение «бегом от инфаркта». Регулярно занимающихся бегом людей тщательно обследовали на протяжении многих лет, и выяснили, что стоило переименовать акцию в «бегом к инфаркту». В результате постоянных перегрузок у сердца был повышен риск развития ишемической болезни.

- Другая модная тенденция – очищающее голодание. Если это не осознанное изучение возможностей своего организма, голодание будет причинять вам психическое мучение, и значит, вред. Через пару месяцев организм восстановит потерянные килограммы, да ещё и с запасом, на случай если строптивый хозяин опять решит его мучить голоданием.

- Единственный способ улучшить качество жизни – осознанно стремиться к достижению ясности ума. Понять, что «есть я» и что «пить я».

Взято отсюда.

ru-healthlife.livejournal.com

Колонка в Yoga Journal: настоящая медитация

Йогам часто сообщают, что нужно медитировать, чтобы это была «настоящая» йога, а йоги часто не понимают, чего от них хотят – сидеть неподвижно в позе Вайрочаны утомительно, нерационально, а медитацию мы все получаем, конечно же, во время практики. Асана, виньяса, вдох, выдох – колебания ума уменьшаются, вот и настоящая медитация. Зачем нужно что-то еще?

Нужно, потому что настоящий йог, повелитель момента «здесь и сейчас», властелин эмоций и привязанностей командир, должен время от времени останавливаться, чтобы состыковаться с этой самой реальностью. В чистом виде реальность – не помутненная планами на вечер, воспоминаниями, фантазиями, предвкушениями, опасениями, «ой, какая классная музыка» и «как хорошо сегодня пошла вторая Экапада Каудиньясана» – доступна нам крайне редко. Моменты, когда мы ни о чем не думаем, чаще всего приравниваются к небытию. Это может быть или просто сон или сосредоточенная работа. Например, в асанах. Выдох… уходим в собаку мордой вниз, вдох.. отводим правую ногу назад и вверх, стараемся макушку опустить к полу… выдох. В такие моменты, кроме происходящего мы больше ничего не замечаем. Полезный опыт, помогающий «отсечь все лишнее», «понять свое тело» и, конечно «успокоиться»… но вряд ли способный сделать нас более добрыми и осознанными существами. Ладно, добрыми быть сейчас не все хотят, потому напишу «эффективным». Эффективным можно стать только тогда, когда ты действительно понимаешь, что происходит не просто конкретно с тобой здесь и сейчас, а еще и с этим парнем, и с кучкой докучливых родственников, с хамом-начальником и прочим народом, имеющим к нашей жизни, как ни крути, определенное отношение. Осознанный эффективный йог сохраняет внимательность не только на коврике, где хорошо знает на что не нужно давить и что форсировать, чтобы не получить травму – и по жизни он тоже не теряет ощущения присутствия и понимания, что именно нужно делать с кем и когда. Ведь йога – это про осознанность, это про сделаем мир чуть лучше, да? Наше перекошенное, нейогическое окружение, увы, конфликтно по своей человеческой сути. Да и у нас тоже есть масса таких вещей, скрытых под ковриком и цветастыми шароварами, которые «давайте не будем об этом говорить» и «к моей практике никакого отношения не имеют, это болезненная тема, не трогайте ее». Именно за этим мы ходим на йогу – чтобы растворять, проясняя.Но если работать только с телом, не занимаясь умом, то ум продолжит направлять тело по старым рельсам. Ноги сами пойдут туда, где больно и ярко, руки сами возьмутся писать глупые сообщения ненужным людям, а мысли привычным клубочком покатятся туда, куда катились и до практики. Если рассматривать йогу как систему трансформации человека, способную из больного и перекошенного сделать свободного и здорового, то дело упирается далеко не в асаны. Без них, разумеется, сидеть часами в позе Вайрочаны было бы невозможно. Но важно хотя бы иногда вспоминать, что вся эта дотошная работа с телом ведется не для того, чтобы оно стало еще более сильным и крепким. Не для того, чтобы с новыми мышцами, задором и растяжкой шагать по пути своих привычных заблуждений – а для того, чтобы из них выбраться. А для того, чтобы выбраться, нужно хотя бы осознать все эти шероховатости, неточности и заблуждения нашей жизни. А для того, чтобы осознать, нужно время от времени сидеть с ровной спиной (чтобы не заснуть) и с опорой (на дыхание, на счет, на запах, можно даже на музыку), чтобы ни о чем не думать, осознавая, при этом все пространство вокруг себя и внутри себя вне заинтересованной частички себя во всем этом.

Как правило, результатом таких практик становится более широкое видение своей собственной жизни и жизней своих близких. Возможность посмотреть без оценок на происходящее приходит только в тишине и без движения. Во всех остальных случаях мы, такое впечатление, отчаянно убегаем от этой безоценочной реальности, в которой нет эго, нет обид, нет соперников, нет «неприятных тем» и «несимпатичных людей», где все конфликты способны решиться рядом несложных, точных действий одного единственного осознанного человека.

Таким образом, основной принцип йоги – ненасилие – берется не из вегетарианства, не из слушанья мантр и желания всем счастья, не из хождения босиком по травке, не из нюханья ароматических палочек – а из собственной осознанности, внимательности, не омраченной голосом вечно голодного, склонного к самолюбованию эго. А такая внимательность может взяться только из кристально чистой тишины ума. Когда видишь происходящее всего лишь таким, какое оно есть, без требовательного фонового шума личных чувств и переживаний.

http://yogajournal.ru/blogs/ada-samarka/chto-takoe-nastoyashchaya-meditatsiya/

d-yatsenko.livejournal.com

Все, что вы хотели знать о йоге, но боялись спросить

1. Йога это все-таки немного секта? Ведь вы перестаете есть определенные продукты, меняете интересы, места отдыха, даже работу иногда?

Хочу сразу заметить, что среди огромного количества того, что принято подписывать как "йога" - несомненно есть и такое, где прослеживается авторитарный и агрессивный характер, со всяческим прессингом своих адептов. Но я говорить буду о том, что близко мне лично. Так вот. Конечно, занятия йогой меняют. Но не обязательно эти перемены плохие! Когда вы много занимаетесь, то телу, если оно поест жареной картошки с котлетами и салатом "оливье", например, в момент стояния вверх ногами может стать просто нехорошо. Кто-то может из-за этого перестать заниматься йогой чтобы не расставаться с салатом, ну а кто-то просто поменяет пищевые привычки и обидит бабушку, которой теперь некому давать котлетки :). Но это проблема бабушки, а не вас.  Как правило, нам, позанимавшись, хочется просто здоровой, диетической, растительной еды и некоторым из нас почему-то не хочется мяса.  То же касается образа жизни, каких-то привычек, мест отдыха, например - нам может быть действительно скучновато ездить в такие места, где основные развлечения - это еда, алкоголь и болтовня ни о чем, хотя, не спорю, для многих людей это и есть самое большое веселье и "а как еще можно провести время?". Может, мы покажемся вам чудаками, но по мере того, как мы открываем новые возможности своего тела - нам открываются и новые интересности в мире вокруг. Примерно так дело обстоит и с работой - 252 могучих часа в месяц (при 8-часовом рабочем дне) человек может быть занят делом, которое, внезапно, оказывается совсем не радостным и не приносящим ему ничего, кроме средней зарплаты. Еще это может коснуться отношений, друзей, много чего... но сама по себе йога тут не причем. Просто человек в результате внимательной работы со своим телом (и дыханием) как будто «просыпается» и что-то, что казалось ему значительным и важным - на самом деле оказывается просто не самой лучшей привычкой. Занятия йогой часто приводят к «расхламлению» в голове и в жизни.

2. Для чего вы занимаетесь медитацией?

Потому что для меня это выход:) Вам знакомо состояние - вы чего-то ждете, вы планируете, предвкушаете, вы знаете, что это будет очень особенное и радостное событие. И вот оно происходит, нечто очень яркое и не часто происходящее в вашей жизни, и вот вы не чувствуете ТАКОЙ радости. Вот вроде всё так, да, сверяетесь постоянно с чем-то внутри: ну? нормально? мне хорошо или как? какую оценку ставим происходящему? а это хорошо? и тут тоже хорошо? И, в итоге, остаетесь после этого события в странном не до конца удовлетворенном состоянии, вот как будто чего-то не хватает? Знакомо? У меня это так часто бывало! Например, на море, когда вечер, огни, воздух, музыка, играющая вдалеке, запахи, свежий загар на гладкой коже... вот "все так" и в то же время досадно, тихо, укромно "не на пять баллов", вот чего-то все равно всегда не хватает. Может, какая-то старая обида, или непроясненная туманность в отношениях, или страх разочарования от конца отпуска и мрачное общество в каком-то затемненном пока углу в другом городе. Или вот после свадьбы:) Этот странный вечер в прострации самого счастливого дня в жизни:) Или после какого-нибудь супер-романтического свидания, такое.. утренее «ой… что это было?!». Конечно, в такие моменты мы говорим знакомым "о, я безумно счастлива!" и "это был прекрасный, великолепный отдых!" но часто, вот именно в те моменты, "ради которых мы живем и работаем" наблюдается какой-то досадный "недобор". И, в то же время, все мы знаем, что иногда бывает так, что ничего особенного будто и не происходит... просто день, просто будни, просто что-то, но вам так вдруг всеобъемлюще-самодостаточно-спокойно становится, и это состояние  "как надо" берется непонятно откуда и также непонятно куда девается. Оно не имеет ничего общего с учащенным сердцебиением и "бабочками в животе", с ёрзаньем предвкушений и визгом на концерте любимого исполнителя. Это даже как-то честнее, объемнее тихой материнской нежности в момент зависания над колыбелью. Вот за этим спокойно-самодостаточным-всеобъемлющим состоянием я и отправляюсь на медитацию.

3. Правда, что секс у йогов особенный?

Правда. Просто йоги более внимательны.В то же время, мы бываем внимательны прямо настолько, что не начинаем заменять сексом истинную потребность в чем-то другом - в общении, например, в способе показать свое расположение и заботу, в развлечении, самоутверждении и тому подобном:)

4. Можно заниматься йогой без религии? Мне не нравятся все эти палочки, мантры… но без них это уже не йога?

Сейчас существует столько видов йоги и они настолько разные – что если вы скажете «а я занимаюсь йогой», вы ничего не проясните. У людей разные способы попадания в состояние общего умиротворенного кайфа, который дает йога – и для кого-то непременный атрибут «настоящести» это работа с чакрами и энергиями, для кого-то – перебирание четок и повторение святых имен, для кого-то – набор трудных физических упражнений чтобы вся группа в мыле падала, для кого-то –  коврик со слоном на стене, не есть мясо и по утрам желать всем счастья. Потому сказать, что йога кончается там,  где не пахнет благовониями нельзя. Если брать за основу сутры Патанжали, то там говорится о чем-то куда более важном, о принципах ненасилия, например (смешные слова «яма» и «нияма»). Раньше, прежде чем допустить занимающегося к практике асан – смотрели готов ли он по уму, по поведению. Не вредит ли он себе и окружающим, пойдут ли силы, обретенные с этой практикой на «невоенные» дела. Сейчас именно об этом в йоге как-то и забыли. Но ведь даже если спев самые громкие мантры и окурив все пространство вокруг себя благовониям, мы останемся агрессивными, нетерпеливыми к окружающим и невеждами в отношении собственных мотиваций – о какой духовной практике можно говорить? Неважно, какую религию вы исповедуете – настоящая йога просто учит вас внимательности и состраданию.

5. Мне очень нравится, как вы рассказываете о йоге, но как ни попробую – не моё. Меня просто раздражает само занятие.Тут может быть несколько вариантов. Или вам попался не «ваш» учитель (скажем, я тоже могу запросто представить такую йогу, которая бы меня, несмотря на всю практику пратьяхары, откровенно раздражала бы) (аааа это так смешно, я как представила… у каждого из нас есть свой «инструктор из ночного кошмара»). Попробуйте походить в разные группы, в разные йога-студии, с разными стилями, поищите такое видео, где внешний вид и тембр голоса преподавателя соответствовал бы вашим представлениям о прекрасном:) Хотя бы с чего-то же нужно начать. И заодно старайтесь нащупать и не отпускать состояние той «приятной потягушки», в которой вы чувствуете себя просто равностно, спокойно-тонусно, в которой ничего и никак вас не раздражает. Как правило, это состояние приходит, когда мы просто дышим полным йоговским дыханием, отслеживаем движение воздуха в носоглотке, чувствуем, как воздух наполняет нас снизу вверх. Свежесть, прохлада на вдохе. И с выдохом все лишнее, отработавшее, уходит. Устойчивые ноги, слегка напряженный низ живота. Подтянутый подбородок. Тут не может быть места ни для какого раздражения. Если оно есть – наблюдайте за ним. Вот вы. И вот ваше раздражение. Ууууу какое :)Уверена, вас это даже развлечет.

6. Что посоветуете для домашней практики уверенным новичкам?Если нет возможности ходить в йога-студию, ну хотя бы пару раз в неделю – то мой личный совет это видео Андрея Сидерского и его системы йога-23. Это очень четкая, честная и продуманная система работы с телом. Там такие асаны, которые точно не навредят (а при самостоятельной практике - это самое главное). На сайте есть бесплатные видео, есть условно-платные (стоят совсем недорого), а еще есть онлайн трансляции – вы смотрите расписание, выбираете время и подключаетесь к текущему занятию в студии у себя дома. Если вам трудно организоваться, заставить себя, то вот мои советы: делаем расписание, в котором отмечена дата и время, и все домашние дела откладываются, а вы готовитесь к этому занятию заранее, как к приходу гостей, чтобы ничего не отвлекало вас (все коты-собаки накормлены, все звонки сделаны, родственники предупреждены и тд). Ребенку (если вы мама) – выдается особенный конструктор или особенная игрушка, которая подержит его в отвлечении какое-то время и даст понять, что и мама тоже занимается чем-то особенным и ее нежелательно дергать просто так. Если вы с вечера предыдущего дня начнете повторять, что у вас занятие и оно очень важно – вас услышат и может, даже поймут:). Отключите телефон и интернет на время занятий. Проведите какой-то «ритуал», скажем, зажгите арома-свечку, включите приятную спокойную музыку, здерните шторы или наоборот откройте окно. Записывайте время занятий и в конце месяца получите статистику по часам. Просите, чтобы вас фотографировали время от времени и отслеживайте прогресс. Не делайте трудные асаны и измочаливающие последовательности на первых порах. Только лишь уверенно закрепившись на своем уровне – двигайтесь дальше. Постепенно, домашняя практика станет привычным и, главное, приятым занятием.Полезные ссылки для домашней практики: https://www.youtube.com/user/TheYogaUahttps://www.youtube.com/user/centerbehappy

7. С чего начать занятия йогой?С мотивации. Не с выбора коврика, как многие могут подумать:)  Честно ответе себе на вопрос как именно, для чего вы собираетесь использовать этот мощный и сложный инструмент. В соответствии с этими ответами – двигайтесь дальше. Кто-то приходит, чтобы поменяться, потому что текущие «грабли» набили шишку на лбу и в йоге ему мерещится если не выход, то определенная вариативность:) Кто-то приходит развлечься. Кто-то приходит, потому что считает, что это круто когда говоришь «а я занимаюсь йогой». Кто-то приходит, чтобы улучшить растяжку, сесть на шпагат, сфотографироваться в инстаграм, познакомиться с принцем и уехать за границу. Кто-то хочет стать лучше новой жены своего бывшего мужа (и тоже блеснуть в инстаграме). Кто-то хочет уходить из дома на несколько часов в место, где его никто не трогает. Кто-то хочет начать новую жизнь.  Просто решите, чего именно хотите вы и как практика йоги поможет вам в этом. Ведь работать вам придется только с собой.

8. Йога не всем подходит. И то, что йога – безопасна, миф. Йоги – главные клиенты ортопедов.Факт. Но когда занимаешься чем-то с умом и без ума – две большие разницы. Если дать вам инструмент, которым вы не умеете пользоваться, но с помощью которого можно создавать классные шутки – шансы создать классную штуку и все поломать вообще нафиг – примерно одинаковы. Вы можете вполне оказаться во власти молодого амбициозного инструктора, который год позанимался йогой по видео и решил «а чего это я буду заниматься один – я наберу группу,  сам вот позанимаюсь, еще и денежку получу». И от неопытности завернет вас в «плуг», например (а что, хорошая асана, вот на сайтах написано, что «улучшает работу желез внутренней секреции») и у вас начнет очень сильно болеть шея. Или поставит на голову – потому что что это такое, прогресса нет, одна пенсионерская физкультура какая-то,а  йоги мы или кто?! И у вас снова начнет очень сильно болеть шея и даже звенеть в ушах. «но что это за йога – без стойки на голове?.. – недоуменно разведете вы руками.  Или я вот решила сесть на шпагат поскорее и порвала связки – дело было до, собственно, группового занятия, инструктор был не при исполнении. Но серьезная травма, за год – еле-еле отошла. Для окружающих, конечно «Оля на этой йоге оторвала себе ногу» И поди докажи им что не на йоге :) Насчет ортопедов у меня есть хорошая новость – у меня больная спина, две грыжи, 14 мм и чуть поменьше, показание к операции, они у меня с 2002 года живут (12 лет вместе!) и про боль в спине я знаю МНОГО. Так вот, во время очередного срыва (дело было на картошке, весной), когда я не могла пройти и 200 метров и в аппарат МРТ меня загружали с посторонней помощью – врач, посмотрев мои снимки и мою спину сказал – вы все делаете очень правильно. Идите упражняйтесь дальше, вот через 3 дня уже можно. При ваших данных - ваша спина в отличном состоянии, лучше не бывает. Так что именно благодаря йоге я могу, хоть на время, забывать о том, как это бывает больно когда у тебя в позвоночнике торчат два одежных крючка, например. Я теперь даже могу делать почти все прогибы, включая «мостик».

9. Мне не нравятся всякие индийские атрибуты, которые часто присутствуют в большом количестве вокруг йоги, запахи, цвета - это слишком не мое. а йогу попробовать хочется. я замечала, что даже те знакомые, которые раньше были, как я в этом вопросе, теперь тоже пахнут Так и т.д. не будет ли это оскорбительным для моего наставника в йоге, если я не стану перенимать такие разные крупицы индийской культуры? возможно неокультуриться в индийскую культуру?Возможно.  Наш учитель, например, с 20-летним стажем занятий йогой выглядит ну совсем не «по-индийски», у него нет ни колец, ни шароваров, ни серьги  в ухе. И, собственно, мы сами спокойно относимся  к индийской культуре – с уважением и интересом, но не превосходящим интерес, скажем, к китайской или японской культуре, родине Дзен, или даже к нашей собственной. Видов йоги очень много. Даже в одной йога-студии есть инструкторы, которые проводят занятие обязательно «с палочкой», а за ними приходим, мы, например, и несколько минут проветриваем помещение «от палочки» :). Люди ищут то, что им нравится и не задерживаются в местах, где им некомфортно.  Потому кто-то уходит после первого же занятия у нас в группе, потому что им странно, как это можно не петь мантру в начале занятия и не зажигать палочку, им не хватает этого, практика кажется слишком обыденной. А мы, например, не очень любим занятия, где долго говорят про чакры и работают сугубо с энергетическим аспектом, предлагая сделать фото ауры, например. Но это просто наш выбор, которым мы руководствуемся в результате наших целей в йоге, нашей мотивации. Насчет «оскорбительности» - я думаю, это слишком драматическое слово. Просто в каждой группе, в каждом коллективе есть свои какие-то правила. У нас, например, принято отмечать чей-то успех или праздник глотком шампанского после занятия, и когда новичок с круглыми глазами говорит «вы что! Я же йог, я не пью!» мы чувствуем некоторую разбаласированность между нами,  но не более того. И с пониманием относимся к человеку, который скорее всего к нам не придет больше, потому что мы не соответствуем его представлениям о том, какой должна быть йога. На то и существуют разные течения, стили, преподаватели.

10. "Физика" йоги мне подходит очень, как ничто другое. Все остальное (а остального гораздо больше, чем физики) - не подходит совсем, даже на дыхательные практики у меня внутренний стоп. Тоже ощущаю похожие сомнения типа, этично ли со своим неприятием фундамента нахально пользоваться прикладными аспектами) Еще я встречала мнения авторитетов в йоге, которые считают коммерциализированную йогу, йогу "для спортклубов" - ненастоящей, неправильной, неэффективной. Получается, сама по себе "физика" - не самодостаточна?Опять-таки, говорить об «эффективности» йоги нужно в соответствии с целями, которые вы для себя ставите. Если стоит цель «избавиться от всего мирского» или, например, разбудить и поднять энергию Кундалини – а вы пришли к кому-то вроде нас на занятия, где идет «просто физкультура» с достаточно простыми (как для ценителей) дыхательными упражнениями  и « скучная» медитация с «опорой на тишину» - то, конечно, такая йога вам покажется несерьезной.  В то же время, «просто физика» может быть вполне эффективна в том  плане, что вы научитесь более внимательно себя ощущать, что в процессе выполнения трудных асан, заметите, что всякие старые заморочки и суета уже не беспокоят вас, как обычно, что даже после занятия сохраняется ощущение одновременно «включенности» и тишины, такого «вкусного» присутствия, без желания немедленно куда-то мчаться и что-то делать. Но, конечно «дыхательные практики» - нужны в любом случае. Просто тут важно разобраться какие именно вам не подошли. Ведь, по сути, вся йога – это дыхательная практика. Мы на вдохе разгибаемся, толкаем руки вверх, а на выдохе расслабляемся, скругляемся, опадаем.  Более того, йога, как известно, работает напрямую с умом, с головой. Этим она и отличается от простого спорта. Но нет таких асан, которые бы двигали кости черепа, например, и вообще касались бы только головы. Потому посредником между осязаемым, контролируемым (тело) и неосязаемым, неявленным (ум и нервная система) является дыхание. Мы одновременно можем контролировать его и нет. Мы можем менять глубину вдохов и выдохов, но не можем совсем остановить их.  «Спортклубовская» йога ориентирована на «физический результат», и она менее «йожеская» в том плане, что и дыхание и ум заслоняются сугубо телом: выше, гибче, сильнее. Но терапевтический эффект при грамотной практике, все равно останется – йога для больной спины, например, йога для суставов… такая немного «модульная» йога, половинчатая, но именно в контексте изначальной "мирской" цели вопрошающего – она вполне может работать.Наша цель, например, звучит как «обретение состояния присутствия в тишине ума».  И для достижения ее мы используем работу с телом, с дыханием и умом. А есть группа в Киеве, которая называется «йога идеального тела». У них свои методы. У нас свои. И обе эти наши йоги – по-своему честные.

10. Зачем делать эти все смешные и трудные позы, когда можно просто – пойти в тренажерный зал. Или отправиться на пробежку?См вопрос мотивации. Если я хочу стать более осознанным человеком и выйти из «военных» состояний, поменять что-то в своей жизни и даже жизнях своего окружения – качалка мне не поможет. Нужна именно такая связка: тело-дыхание-ум. А такое есть только в йоге.

... чтиво по теме:Популярно о медитации: как сидим, почему сидим НАЧАЛО ЙОГИ: кто, как, зачем и почему приходит на йогу (статья нашего учителя)Несколько слов о дыхании, внимании и понимании во время практики йогиЙога – антисоциальная системаКак йога меняет людей и как поменяться правильноНовичкам о йоге: с чего начинают, как туда ходят и что там делают

d-yatsenko.livejournal.com

Что есть настоящая йога? | Веданта Йога

Чаще всего, те, кто начинает заниматься йогой, думают, что йога делится на хатха-йогу, аштанга-йогу, кундалини-йогу, акра-йогу и другие виды, которые они могут найти в йога-студиях своего города. На самом деле, в «Бхагват-Гите», «Песне Господа» — памятнике древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, части шестой книги «Махабхараты», говорится лишь о четырех основных разновидностях йоги.

В священном тексте говорится о карма-йоге (йога деятельности), дхьяна-йоге, или аштанга-йоге (мистическая йога), джнана-йоге (йога знания) и бхакти-йоге (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).

Согласно ведическим писаниям, человека нельзя назвать йогом до тех пор, пока его деятельность не будет направлена на восстановление взаимоотношений с Господом. 

Так, в «Бхагават-Гите» говорится, что все системы йоги достигают высшей точки в бхакти-йоге, бескорыстной, экстатической преданности Кришне (Кришна – одно из имен Бога, Верховной Личности).

Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава, желая дать людям возможность достичь совершенства, Я создал для них три пути — путь знания, путь действия и путь преданности. Человек может возвыситься духовно только следуя одним из них.

Из этих трёх путей гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём карма-йоги.

Тем же, кому посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни, следует идти путём любви и преданности Мне и так достичь совершенства.

Шримад-Бхагаватам, 11.20.6-8

Что есть йога?

В «Йога-сутрах Патанджали» говорится, что «Йога — обуздание волнений, присущих уму».

— Йога — это феномен, феномен не однозначный и чрезвычайно обширный. Йога формировался огромные периоды времени: в доведический период, ведический, постведичний, — рассуждает Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра «Yoga IF School», организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. — Все периоды имели свои особенности: точки зрения, взгляды, время радикально отличались. Можно для примера назвать период с четвертого столетия, когда тантра становится общеиндийского модой. Через тантру передавалось много верований, которые были несовместимы с брахманичной традицией. Да и само слово йога имеет несколько десятков переводов и стало синонимом плюрализма человеческих взглядов. Это с одной стороны. С другой, прослеживая и анализируя исторические факты, мы придем к пониманию, что йога была закрытой мистической традицией. В целом, йога — это даркшана индийской философии, которую описал Патанджали. Видимо, именно «Йога сутры Патанджали» стали той квинтэссенцией йоги, еще задолго до ее систематизации.

Впервые термин «йога» встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

— Йога, по своей сути, есть единение. Само слово «йога» происходит от санскритского слова «йудж», которое переводится как единение, союз. Йога является частью Вед. Это одна из шести частей ведического знания: правописание, фонетика, нумерология, астрология, йога, ритуаловедение, — поясняет Константин Хачатурян, сертифицированный инструктор Шри Шри Йоги международного уровня. — Существует несколько основных путей йоги: Бхакти — путь преданности и любви, Карма — путь служения, Гнана — путь знания и мудрости, Аштанга — восьмеричный путь йоги. Еше говорят о Раджа-йоге — пути дисциплины ума и тела. Все эти виды йоги являются массовыми, но на Западе прижилась, в основном, только йоговская гимнастика, которая является частью аштанга-йоги.

Чаще всего с йогой ассоциируют хатха-йогу и связывают ее с асанами – физическими упражнениями.

— Хатха-йога — это часть Аштанга-йоги. Если аштанга-йога означает комплекс дисциплин как телесных, так и умственных, тогда как хатха-йога, в основном, — только телесных, — объясняет Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». — В Кали-югу полная йога, то есть Аштанга-йога, то есть вся 8-ми ступенчатая йога, не доступна в связи с великой трудностью в ее выполненении. Особенно это касается таких пунктов, как дхьяна: требует сильного разума для того, чтобы владеть чувствами и умом, уметь погружать сознание в любую чакру, уметь управлять любыми процессами физического тела. В Кали-югу разум людей очень слаб, сознание не развито, причин тому множество. Например, деградация генофонда в связи с преждевременной беременностью: не удается открывать высшие центры (чакры) из поколения в поколения, мутация в генах в связи с плохой экологией (последние два столетия), преждевременное старение и так далее. Поэтому энергия большинства, за исключением тех, кто живет в Гималаях, или особых благочествых людей таких, как духовные учителя, не поднимается в высшие чакры, а концентрируется на выживании (марсианском ценре) и других нижчих чакрах. Поэтому и говорят, что есть хатха-йога (как утраченная аштанга-йога или то, что от нее осталось), но правильнее говорить аштанга.

Карма-йога

Йога действия, согласно которой человек активно трудиться без эгоизма во имя всеобщего блага, выполняет указы Самого Верховного Господа.

Свами Вивекананда, индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны, в книге «Карма-йога» достаточно доступно описывает, что есть карма-йога:

«… Мы постоянно творим карму. Я обращаюсь к вам — это карма. Вы меня слушаете — это карма. Мы дышим — это карма. Мы ходим — это карма. Все, что мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляющая свои отпечатки в нас.Есть действия, которые вбирают в себя, суммируют множество действий более мелких. Когда стоишь на морском берегу, о который разбиваются с ревом волны, то ведь знаешь, что каждая волна состоит из маленьких волн, из миллионов крохотных волн. Самая крохотная волна тоже производит шум, но мы его не улавливаем. Мы слышим их тогда, когда они сливаются в одну большую. Подобным же образом каждый удар нашего сердца есть работа. Существуют действия, которые мы сознаем, и они становятся ощутимы для нас, однако состоят они из множества мелких действий. Если вы хотите реально судить о характере человека, то обращайте внимание не на его большие дела — каждый глупец может случайно стать героем. Понаблюдайте за самыми обыкновенными поступками человека, ибо именно в них проявляется настоящее величие. Великие события способны и самого низкого из людей поднять до своего уровня, но по-настоящему велик лишь тот, чье величие проявляется постоянно, кто всегда остается собой… » 

На пути практики Карма-йоги поджидает немало трудностей.

— В материальном мире есть много тонких измерений, не видимых человескему глазу, эти мерности описываются в славяно-арийских ведах в Книге света. В этих измерениях души высокого уровня также могут исполнять указания самого Всевышнего, — рассказывает Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». — Что касается мира людей, то только йоги высокого уровня, которые могут общаться с Параматмой (переключать сознание в духовное измерение), также могут исполнять волю самого Всевышнего, что и есть карма-йога, деятельность ради Всевышнего. Поскольку в Кали-югу мы (люди) не обладаем таким разумом и таким благочестием, чтобы выполнять указания Господа непосредственно от Него, или от Нараяны, или от Параматмы, то мы руководствуемся принципом садху-шастра-шабда, то есть указаниями духовного учителя как представителя Бога на Земле, указаниями священных писания и наставлениями святых вайшнавов (шикша-гуру). Это принято считать за карма-йогу. Начав практиковать карма-йогу, лично я столкнулся с трудностями в контроле чувств, прошлыми низшими вкусами, привычками, с трудностями в избавлении от гордости, зависти, жадности. По мере того, как часто душа предается Богу, Бог помогает ей контролировать чувства. В Бхагавад-Гите Кришна изрекает: «Тех, кто постоянно служит или желает служить Мне с любовью и преданность, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне. Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания» (гл.10 т.10-11)

Почему же все действия нужно осуществлять ради Всевышнего?

Мы выяснили, что «карма» — значит «действие». Мы постоянно пребываем в действии. Чтобы разобраться, какие действия влияют на нас благотворно, а какие – нет, нужно понять, кто мы, какое место мы в этом мире занимаем и что должны сделать в это воплощение.

Многие из читателей уже уяснили урок, что человек духовен по сущности. Мы не это тело. Мы переходим из одного тела в другое, проходя процесс рождения, смерти, болезни, страдая при этом постоянно. И при этом в каждом воплощении испытываем последствия своей прошлой деятельности.

На Руси была популярна такая поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь». Кармическая реакция. В следующей жизни мы получаем то, что наработали (читайте «посеяли») в предыдущей. Однако причина кармической реакции — не в действии как таковом. В «Бхагават-гите» Верховный Господь объясняет это Арджуне:

Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями,кто следует этому учению с верой и не завидует Мне,освобождаются от рабства кармы[деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами]. Бхагавад-гита, 3.31

Арджуна — воин, вся «Бхагават-гита», собственно, и построена на разговоре Вреховного Господа с ним. Арджуну беспокоит тот факт, что он должен участвовать в сражении против множества демоничных врагов, чтобы защитить невинных людей. Но убийство считается величайшим грехом. И это беспокоит Арджуну. Ведь если человек убивает, то, согласно кармической реакции, он сам должен быть убит. Верховная Личность объясняет Арджуне: «Бездействие не освободит тебя от рабства кармической реакции. Ты не избавишься от неё, не делая ничего. Ты всё равно должен действовать».

Как же нам действовать, не создавая никакой отрицательной реакции?

Поэтому, о Арджуна, посвящая все свои действия Мне, полностью сознавая Меня,не желая выгоды и освободясь от эгоизма и апатии — сражайся. Бхагавад-гита, 3.30

Итак, тот, кто служит Верховной Личности (Богу), кто действует для Его удовольствия, не создаёт последствий, которые ему пришлось бы испытать в будущем. Более того, он очищается от всех прошлых кармических реакций.

Гьяна-йога

Йога размышлений, согласно которой человек развивает свой интелект и философское понимание Верховного Существа.

— Гйана-йога — это, как правило, изучение Упанишад с целью понять природу Брахмана (души и Бога) и научиться отличать дух от материи, — дает определение Василий Тушкин, переводчик, лектор, магистр Бхакти-шастри, региональный представитель «Международного Института Бхактиведанты». — Гйана-йога ставит своей целью понимание постулата Ахам-брахмаасми — я есть дух отличный от тела. Философствование бывает разным. Если оно основано на шастрах, то это часть процесса преданного служения. Если основой этого философствования являются умозрительные заключения, это даже не гйана-йога, а просто произвольные блуждания ума.

Чтобы начать практиковать Гьяна-йогу, начните читать «Бхагавад-Гиту», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамриту» и другие священные тексты, из которых вы сможете подчерпнуть истинные Знания.

— Если человек имеет сильный разум и достаточный запас духовного благочестия, то он, даже в этой жизни ни разу не открыв Бхагавад-Гиту или другие писания, напоминающие о Боге, будет сам себе задавать вопросы: «Откуда взялся этот мир, где его начало, когда он возник, что будет с ним в далеком будущем, есть ли Бог – создатель всего видимого и не видимого, если да — то кто Он или что Он с себя представляет, что есть сознание, что оно с себя представляет, где оно локализуется, что было со мной (с моим сознаним) до того, как я начал себя помнить как личность, что я существую, что случается с сознанием когда мы спим?», — объясняет Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». — Таких философ называют гьяни. Противоположность им – асуры (демоны).

— Гьяна йога — попытки осознать все умом. Насколько я поняла, это тяжело. Ведь в йоге мы успокаиваем ум,  — делится своим опытом Наталья Щепина, студентка московской школы йоги. — Ум может понять и поверить во многое. Но это ни как не отразится на его поведении. Я знаю, есть Ньяя школа — это школа основанная на няя-сутрах (я их не читала), и как раз она пытается понять все головой. Но я бы не сказала, что пытаться понять все умом — это йога. Можно понять и увидеть через концентрацию (раджа), через служению богу (бхакти) — это йога. А просто искать истину в рассуждениях — сложно. Но! Знать не помешает. Ведь вся йога основана на знаниях и само сатвичное поведение — это поведение, основанное на знаниях! Поэтому знания — очень важны, они помогают идти по пути йоги и помогают не сбиться. Начинаешь видеть колебания своего ума, замечать движения гун, и уже не так остро на них реагируешь. И тем самым меньше отвлекающих моментов, лучше осознанность. Но само знание без действия вряд ли к чему приведет. Поэтому по мне: понимать и знать очень важно, но это не единственное необходимое для йоги. Это очень хороший помощник на этом пути.

Шри Ауробиндо, индийский философ, поэт, основоположник интегральной йоги, говорил, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду.

Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.

Бхакти-йога

Подразумевает, главным образом, постоянное памятование о Боге, слушание о Нем из Вед, из уст истинного духовного учителя, святых, слушание и воспевание Его славы, имен, деяний, окружения, обители, постоянное вручение себя Господу, настроение непрерывного бескорыстного чистого любовного преданного служения.

— Потенция к интересу к Богу есть во всех религиях, за исключением Буддизма, но служение Богу есть только там, где руководствуются принципом шабда-садху-шастра, где шастра (веды, писания, знания, не искажались в угоду правительствам), — Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». — В связи с временем, местом и обстоятельствами, то есть с уровнем развития той или иной расы (народа) и присутствующей ей религии, люди доходят через соответствующие религи к определенному пониманию Верховной Изначальной Всесовершенной Личности и к пониманию своих отношений с Ней.

Бхакти очень редко в материальном мире. Примеры Бхакти можно узнать только из шастр (священные писания, Веды), и только в духовном мире присутствует настоящее непрерывное бхакти.

Большое внимание бхакти уделял Иисус Христос.

“Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нём” (1 Ин 4:16).

Йога — связь с Верховным Живым Существом с помощью любви. Господь Иисус Христос любит Бога как своего отца и друга. Иисус говорит: «Я и Отец — одно» (От Иоанна, 10.30). Это бхакти в настроении отца и сына или друзей. Именно это единство и движет Иисусом в его служении,  позволяет ему с готовностью принять столько аскез и лишений. Подобные внутренние отношения любви с Верховной Личностью, то есть бхакти, — вот настоящая духовная жизнь.

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоеюи всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. От Матфея, 22.37-38Аштанга-йога

Продвижение по духовному Пути, предложенная индийским риши Патанджали. Об аштанга-йоге мы уже писали в предыдущих материалах.

Тем не менее, напомним, что включает в себя аштанга-йога:

1) Яма — социально-этические нормы, поддержание чистоты ума, умеренность и отказ от накопления лишних вещей. Принцип ямы подразделяется на пять ветвей:

1. Ахимса (ненасилие). Человек учиться контролировать свой ум, слова и поступки и не причиняет никому вреда. При этом признаком полноценно развитой личности является умиротворение.

2. Сатья — чистота помыслов, поиск истины, адекватность в поведении, здравомыслие, правдивость.            

Здравомыслие относительно материальных вопросов может выражаться в приведенных к единому знаменателю трех критериев познания истинности, а именно: мнение компетентного человека по конкретному вопросу, позиция Вед по данному вопросу, личный опыт. Относительно духовных вопросов здравомыслие может выражаться в приведении к единому знаменателю позиции Вед по конкретному вопросу, мнения святых по данному вопросу, мнения истинного духовного учителя (в большинстве случаев личный опыт просто отсутствует в связи с ограниченностью человеческого интеллекта, несовершенными чувствами, несовершенством на пути йоги, потому здравомыслием будет узнать мнение святых людей в авторитетной цепи ученической приемственности).

3. Астейам (отсутствие воровства), также означает быть искренним по отношению к себе и своим поступкам.

4. Брахмачарья (целибат). Целибатом считается отсутствие интимной связи с противоположным полом не только в поступках, но и в уме.

5. Апариграха (скромность), свои потребности необходимо свести к минимуму и не накапливать больше благ и вещей, чем необходимо для спокойной жизни. 

2) Нияма — дисциплина. Практика самоочищения и умиротворения проходит как внешне, так и внутренне.

Разделяется на пять ветвей знания:

1. Чистота — важно поддерживать чистоту не только внешнюю, но и внутреннюю с помощью медитации и молитв. Отсутствие вредных привычек.

2. Тапас — распорядок дня, упорядочивание жизни и сосредоточенность.

3. Сантоша (умиротворение) — обретение покоя.

4. Изучение Вед.

5. Полное предание себя Всевышнему. Истинный йог сознает себя инструментом в руках Всевышнего, Его слугой. 

3) Асана — набор различных упражнений и поз тела для обретения здоровья, энергии и устойчивости ума. Известна как хатха-йога.4) Пранааяма — контроль дыхания. Открывает врата к состоянию глубокой медитации и полного равновесия ума. 5) Контроль чувств.6) Полная концентрация ума.7)Глубокая медитация. Практика непрерывного памятования о Верховном Существе. 8) Связь, общение со Всевышним в определенных взаимоотношениях с Ним.

— На мой взгляд, «Йога сутры», формируя свои 8 ступеней, начинаются с «Ямы» и «Нияма», которые являются своеобразными заповедями взаимодействия с внешним и внутренним миром, — поясняет Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра «Yoga IF School», организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. — В них в определенной степени заложено то, что понимается как «Карма-йога», то есть йога действия. Яма прописывает принципы: ненасилия, правдивости, неприсвоение чужого, содержание, неприятие даров, непривязанисть к плодам своего труда и тому подобное. Чем не Карма йога? Но, собственно, в сутрах представлена ​​мистическая традиция, и само исполнение этих установок носят сугубо прагматических характер. В ниями заложен принцип «ИШВАРАПРАНИДХАНА», который можно дословно перевести как «любовь к Богу», смирение перед высшими силами. Снова прямая аналогия с Бхакти-йогой. То, что постулирует джнана-йога, частично пересекается с принципом «Нияма», который звучит как «СВАДХЬЯ» — самообразование, познания.

Раджа-йога

В ее основе — сосредоточение и медитация. Считают, что раджа-йога – это последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали. В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог».

Свами Вивекананда в книге «Раджа-йога» писал, что «согласно учению раджа-йоги, человек — это капелька в бесконечном океане знания и силы, находящемся за пределами человеческого мира».

Если человек, не веря в себя, в свой собственный разум, слепо верит в высшую силу неких сверхъестественных существ, то это приводит к зависимости, страху, к духовному застою, суеверию и превращается в ошибочное убеждение, что человек слаб по своей природе. Наука раджа-йоги дает нам, прежде всего, способ наблюдать за нашим внутренним состоянием.

Ум – главный инструмент раджа-йоги.

Свами Вивекананда отмечает, что сила внимания, направленная вовнутрь помогает изучать ум, помогает увидеть факты, которые мы не видели или не понимали ранее. Ум — единственный наш инструмент познания. Все пользуются им для изучения и внутреннего и внешнего мира, но если необходимо детальное исследование внутреннего мира, то необходимо сосредоточиться, подобно ученому, который исследует окружающий мир. С детства большинство из нас привыкают обращать все свое внимание на окружающую действительность, не обращая пристального взгляда на самое себя. В то же время, чтобы познать себя, нужно обратить пристальный взгляд вовнутрь, заставив себя не отвлекаться на окружающие раздражители. Этому и учит раджайога.

— Мое мнение заключается в том, что Раджа йога — это тот своеобразный столб, на который мы можем опираться для познания йоги как таковой. Именно здесь представлен весь алгоритм, только в очень лаконичной форме, что не всегда способствует пониманию колоссальной глубины этого текста, — комментирует Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра «Yoga IF School», организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. — На том или ином этапе практики различие между системами нивелируются, и йога становится «единственной», знания соединяются в единое целое и транформуются из знаний в категорию «мудрости». Это я бы назвал термином «интеллектуального просветления». После него наступает переиод познания, который уже не потдается исследовательском восприятию или описанию словами.

— Раджа йога — знакомство с собой, когда ты один. Один в абсолютном смысле, один-един, там, внутри себя. Мы в большинстве вообще ничего не знаем о том себе, пока не практикуем — а оно невообразимо. Там целый мир, и мне кажется нечестным лишаться связи с этой удивительной вселенной, — делится своим опытом Лиет Шансон, практик йоги с 7-летним стажем.

Путь йога

Все процессы йоги призваны помочь человеку обрести понимание, что его истинное «я» — душа, которая стремится установить отношения с Богом. Такова, согласно ведическим писаниям, настоящая цель и настоящее определение йоги. 

—  Практикую все пять видов в разной степени. Если копнуть, то трудность везде одна: расхождение представлений о себе с реальным положением дел. Из этого вытекает прочее: невыполнение решений, казавшихся гранитно твердыми, погруженность в не-практику, просто лень. Без очень искреннего взгляда на себя, какое я есть, последовательность процесса невозможна, поскольку неразоблаченный многокомнатный ум превращает любую йогу в средство более изощренного самолюбования. И тогда ничего не меняется, цель — поддержание образа. Недостаток искренности — главная трудность, — считает Лиет Шансон, практик йоги с 7-летним стажем. — Для меня йога — это жизнь, чистота, осознание, сила, здоровье, мир и радость во веки веков — но кто сказал, что это нужно всем? Право на выбор священно. Начать практиковать можно с понимания, что в жизни без практики чего-то фундаментально не хватает, и что именно это недостающее дают именно эти виды йоги. А для этого нужно изучать и пробовать. После понимания «а зачем вообще мне это сдалось» начать, в принципе, нетрудно. Крайне желательно под руководством мастера, конечно. Хорошо соблюдать пропорцию между теорией и практикой, превращать знание в действие, сопровождать работу изучением. Это общие места, но они главные для начинающих.

Источник: veda-journal.ru

vedantayoga.ru

Как работает йога - йога для жизни и жизнь с йогой

Дмитрий Яценко знает, что между рассветом на Ибице и упражнениями на резиновом коврике есть связь

В детстве у меня случались моменты безусловной радости, спокойствия, ощущения наполненности жизни и правильности происходящего. Это было не праздничное предвкушение с хлопушками и конфетами, не нервное состояние, как бывает на Южном вокзале, – а нечто тихое, обыденное.Например, после тренировки я покупал в хлебном ароматную, еще теплую "плетенку", а в молочном – пакет молока. И съедал и выпивал это все немедленно, на пути к дому. И это было – оно. Мягкий белый хлеб и холодное молоко. Или хорошо было ранним летним утром выезжать на велосипеде – город еще спит, а я еду. Или бежать с песчаного обрыва, растопырив руки. Или клеить самолет. За окном непроглядная ночь, мороз – а у меня тихо, настольная лампа и я клею.

На английском языке звучание этих моментов переводилось бы как "well-being", "grounded", "content". Но с течением времени у меня в жизни появлялось все больше проблем и беспокойств, для устранения которых свежей плетенки было явно не достаточно. В поисках этого well-being подросшие дети отправляются в опасные походы, покоряют вершины, прыгают с парашютом, покупают дорогие вещи и носятся по ночному городу с громкой музыкой. В какой-то момент за этими занятиями, чуть поодаль от адреналина и драйва, вырисовывается иногда и оно, искомое: тихое, безэмоциональное content (то есть удовлетворенность, необходимая насыщенность без пресыщения). Мне было трудно представить, что общего можно обнаружить между рассветом на Ибице и задираниями ног на резиновом коврике – но общее нашлось очень быстро. И называется оно "успокоение ума".

Если посмотреть на все те ранние, сильные моменты устойчивого, основательного счастья – плетенка с молоком после тренировки, пластмассовый "мессершмит", свежий воздух и ветер в ушах, то можно рассмотреть некий общий знаменатель, объединяющий еду, кропотливую работу с мелкими деталями, чувство скорости и полета, глубокий вдох свежего морского воздуха, момент зависания над тортом, утыканном свечками. Ум в этот момент замирает и занят настоящим, вместе с нами. Качество жизни потому автоматически повышается – реальность настолько самодостаточна, настолько интегрирована в нас, что не остается места для вечных фоновых "шумов", отсылающих то в прошлое, то в будущее: "как можно было бы…", "а вот если бы…" "а вот вчера…" "не хочу думать о завтра…". Ум в этот момент замирает и занят настоящим, вместе с нами. Тело и ум связаны теснейшим образом. И, работая с телом, растягивая и потягивая его особым образом, снимая мышечные блоки и зажимы, разрабатывая суставы и сухожилия, тренируясь сохранять равновесие и дышать в перевернутых и непривычных положениях – мы, по сути, растягиваем и потягиваем всю окружающую реальность, обнаруживая даже в зале для занятий с пыльной улицей за окном моменты этого "well-being". Получается такой себе союз тела, души и окружающей действительности. Тело – может, душа – спокойна, окружающая действительность – не раздражает.

Практика йоги, сопровождаемая правильным дыханием, соединяющим тело и ум, делает дорогу к well-being куда более короткой и здоровой, чем если бы идти классическим путем погони за яркими эмоциями и удовольствиями. Но успокоение ума – это лишь начало йоги. За всеми этими хитроумными сплетениями рук и ног, стояниями на голове и сложными дыхательными упражнениями стоит цель – подготовить тело к длительной медитации. Именно этим сейчас пренебрегают во многих современных йога-студиях, делая упор на растяжку, на крепкое спортивное тело и, в лучшем случае, – на стрессоустойчивость. Йога-студиям нужно окупаться, делать занятия интересными – а кому может быть интересно сидеть без движения и тупо смотреть в одну точку перед собой, пытаясь постичь свой ум, в то время как горит работа, приходят из школы дети и космические корабли бороздят все что можно?.. Потому коммерчески оформленная, "модульная" йога не всегда работает и люди пожимают плечами: "мол, занимаюсь-занимаюсь, а ничего особенного …" Но оно есть, оно внутри, просто нужно его распознать. Потому, когда вы переходите к физической практике йоги, ориентируйтесь на эффект от занятий, выраженный не в глубокой мышечной боли в неожиданных местах, а в изменениях ваших отношений с людьми и окружающим миром далеко за пределами зала для занятий. Насколько безусловным и близким становится ваше well-being.

Колонка на lady.tsn.ua

d-yatsenko.livejournal.com


Смотрите также