Джон Том - Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения. Йога не работает


Глава 5. ЙОГА НЕ РАБОТАЕТ

Глава 5. ЙОГА НЕ РАБОТАЕТ

Несмотря на тот факт, что жажда остается неослабной, число тех, кто в последнее время обеспечил себе высшую благодать мистического контакта с Божественным, сократилось по сравнению с тем, сколько было их в древние времена или даже в Средние века.

Гопи Кришна

Трудно было представить себе менее удачное время для духовного пробуждения, чем тот момент, когда оно случилось со мною впервые. В минуту фрустрации (глава 1), когда я утратил хладнокровие и злобно бормотал себе под нос: «Я не в состоянии это выносить.», — оно не было тем радостным состоянием блаженства, о котором я говорил; все, чего я жаждал в тот момент, — просто расслабиться, но обстоятельства не позволяли мне этого сделать.

Вообразите мой ужас, когда я осознал, что потерял. Единственное, о чем я мог думать, так это о том, как вернуть все обратно. Я сразу же возобновил занятия йогой и тайцзи-цюань, думая, что экстаз вскоре вернется тем же необъяснимым способом, каким начинался; но, увы, в моем духовном перерождении участвовали и другие факторы, которых я тогда попросту не понимал.

Вскоре лето подошло к концу, и 24-часовой круговорот солнечного сияния и мягкого света, которыми отличается северное лето, быстро уступил место сумеркам и темноте, по мере того как зима сжимала эту землю в ледяной хватке холода и мрака. Свежих фруктов больше не было, и мне пришлось вернуться к более привычному рациону. Я также снова набрал несколько фунтов веса и вернулся к сексуальной активности. И все шансы на пробуждение заново оказались утрачены мною безвозвратно, пусть сам я о том и не догадывался.

Все зимние месяцы я старательно занимался йогой и тайцзи-цюань, но к началу весны 1979 года начал всерьез сомневаться в действенности йоги как средства пробуждения кундалини. Если бы практика йоги была истинным катализатором, тогда новое пробуждение должно было быть простым делом, результатом продолжения серии упражнений, которые я выполнял в прошлом июне.

И только после своего второго пробуждения в сентябре 1993 года я понял, что именно казавшиеся несущественными факторы среды и обстоятельств, а вовсе не йога были катализаторами моего первого пробуждения.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К МОЕМУ ПЕРВОМУ ДУХОВНОМУ ПЕРЕРОЖДЕНИЮ:

1. Велосипедная поездка продолжительностью в месяц.

2. Скудная диета с ограниченным числом калорий.

3. Недостаток сна.

4. Сексуальное воздержание.

5. Хатха-йога и тайцзи-цюань.

6. Ежедневная практика созерцания и релаксации перед сном и сразу после пробуждения.

7. Нарушения сна: преждевременные пробуждения среди ночи из-за появления полуночного солнца.

Если бы не эта непреднамеренная садхана и не своевременное появление солнца в наиболее благоприятный момент из всех возможных, мое духовное перерождение могло бы никогда не случиться, как бы усердно я ни занимался йогой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САДХАНА

Прямое поражение молнией или выигрыш в национальную лотерею стократ вероятнее, чем возможность достичь духовного перерождения посредством занятий йогой или любой иной устоявшейся формы духовной дисциплины; ни в одном ином человеческом предприятии такие шансы не сочли бы приемлемыми.

В соответствии с йогической доктриной, вдоль позвоночника расположены в определенных сочленениях узлы или сужения, которые действуют как препятствия для свободного тока кундалини. Традиция поддерживает представление о том, что эти узлы могут быть развязаны с помощью практики различных дыхательных упражнений вроде бхастрика-пранаямы. Чтобы выполнить эту пранаяму, требуется применение двух бандх (энергетических замков) — замка сфинктера и замка диафрагмы.

Мой собственный опыт говорит обратное: эти узлы — не блокираторы, препятствующие кундалини во время ее восхождения, но сужения, вызванные рефлекторной реакцией тела на вливание больших объемов энергии, чем те, с которыми нервная система в норме привыкла иметь дело во время бодрствования.

Спонтанное исполнение йогических асан (поз), пранаям (контроля дыхания) и бандх (замков), которое происходило во время моего первого духовного пробуждения, раскрыло истинные отношения между йогой и кундалини. Это демонстрирует следующее упражнение.

ЗАМКИ (БАНДХИ)

Сядьте на стул, плотно поставив на пол обе ступни; голову и туловище держите прямо, удобно; плечи расслаблены, руки свободно свисают по бокам. Когда будете готовы, выполните следующую последовательность движений:

1. Сократите сфинктерный мускул (мула-бандха).

2. Втяните внутрь и вверх диафрагму (уддияна- бандха).

3. Выгните спину.

Каждое действие ведет к следующему: при сокращении сфинктера диафрагма склонна подниматься, а при поднятии диафрагмы спина склонна выгибаться. Если вы станете выполнять эту серию движений с умеренной скоростью, то заметите, что она создает волновой эффект, который ровно течет вверх по позвоночнику.

Теперь представьте, что чувствуете щекочущее электрическое ощущение в подошве левой стопы или острую боль в большом пальце ноги, за которым следует восприятие проникающей энергии, поднимающейся по ноге.

Двигаясь от стопы к колену, кундалини-шакти отличается приятным чувственным качеством, но когда поток энергии приближается к верху бедра, ощущения становятся все более эротическими. Когда кундалини достигает основания позвоночника, приводится в действие последовательность движений, которые mi только что выполняли, и энергия устремляется к темени головы и вовне, к конечностям.

ДЫХАНИЕ КУЗНЕЧНЫХ МЕХОВ (БХАСТРИКА-ПРАНАЯМА)

Движение кундалини может происходить волнами или проявляться как равномерное течение. Если поток энергии не ослабевает, тело может на довольно долгое время оказаться зафиксированным в одном положении. Когда диафрагма насильственно сокращается, становится трудно дышать и тело компенсирует это частым или поверхностным дыханием («дыхание кузнечных мехов»).

Позы, замки и дыхание могут использоваться для того, чтобы контролировать, направлять или замедлять поток пробужденной кундалини-шакти. Но в свете вышеприведенной демонстрации можете ли вы представить какой-то способ, которым эти методы способны привести к появлению кундалини?

РЕЗУЛЬТАТ НЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ПРИЧИНУ

Занятия йогой не пробудят кундалини: результат не может вызвать причину. Наоборот, тело естественно и спонтанно выполняет бандхи, мудры, пранаямы и асаны в ответ на движение энергии во время происходящего духовного пробуждения.

Кундалини останавливает мысль, овладевая энергочувствительными когнитивными процессами, и делает человека чистым душою, подавляя единственную причину всякой нечистоты — основанное на мысли человеческое эго. Это эго, или аналог «я», — продукт деятельности левой фронтальной доли человеческого головного мозга.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЙОГИ

Практика йоги может совершенствовать равновесие, снижать тревожность, уменьшать усталость, понижать уровень холестерина, снимать стресс, нормализовать кровяное давление, улучшать сон, ослаблять болевые ощущения и улучшать общее качество жизни тех, кто ею занимается.

Йога способна усиливать либидо и существенно увеличивать глубину, продолжительность и интенсивность оргазмического экстаза, который может в некоторых случаях длиться по нескольку часов. Вероятно, это и есть причина стойкого представления о том, что кундалини связана с сексом; однако истинное просветление выходит за пределы сексуальной сферы — к центрированному на сердце блаженству самопознания.

Примечание: Чтобы получить внятный и отчетливый взгляд на риски и блага этой древней практики, прочтите революционную книгу Уильяма Броуда «Наука йоги» (The Science of Yoga).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САДХАНА

«Я» только одно Если оно ограничено, то это эго. Если же не ограничено, то оно — бесконечность, оно — реальность.

Рамана Махарши

Буддийский Восьмеричный Путь дает набор указаний, основанных на восьми ветвях йоги, но делает упор на моральный, этический и поведенческий аспекты духовного развития. Старательно следуя Восьмеричному Пути, практикующий йогу благодаря несгибаемой преданности предположительно достигнет нирваны.

Восьмеричный Путь состоит из:

1. Правильного взгляда: понимания того, что мир одновременно и хорош, и плох и что индивидуального «я» не существует.

2. Правильного намерения: понимания, что намерение определяет качество поступка и что человек должен отречься от нездоровых, преходящих желаний и избегать причинять вред себе и другим.

3. Правильной речи: избегания лжи, грубого языка и злословия.

4. Правильных действий: воздержания от убийства, воровства и запретной сексуальной деятельности.

5. Правильной жизни: избегания поступков, которые могут повредить другим живым существам.

6. Правильного усилия: поддержания здоровых (целостных) ментальных состояний при сопротивлении вредоносным злым мыслям.

7. Правильного памятования: культивации осознания посредством сосредоточения внимания на чувствах, эмоциях и состояниях ума и таких бессознательных действиях, как дыхание и движение благодаря разнообразным практикам йоги.

8. Правильного сосредоточения: практических занятий рядом техник — таких, как сосредоточение или удержание внимания, с целью превзойти самосознание.

Буддийский Восьмеричный Путь, похоже, действительно обеспечивает превосходный набор указаний тем, кто жаждет обрести толику покоя в светском мире; но что в нем пользы для тела, которое не имеет эго и не обладает способностью к различению?

Просветленное существо действует соответственно своей природе и движимо инстинктом, чувствами и эмоциями, а не следует набору изобретенных человеком правил, управляющих моралью, этикой и поведением, которых не существует в природе, какими бы похвальными они ни казались. Эго — вот в чем проблема; благое эго ничуть не ближе к просветлению, чем дурное эго.

САДХАНА СИДДХАРТХИ

По легенде, Сиддхартха покинул дом в возрасте двадцати девяти лет и провел шесть лет в поисках причин человеческого страдания. Поначалу он практиковал различные формы йоги и преуспел в этих практиках. Затем он стал аскетом и претерпевал крайнее самоограничение. Наконец, после многих лет отрицания и самоистязания, он осознал, что ни йога, ни крайний аскетизм ему не помогли и он ничуть не приблизился к ответу на свой вопрос.

Рожденный принцем, Сиддхартха познал крайности роскоши и лишений. Он решился отказаться от своей аскетической жизни и следовать духовной садхане посередине между этими двумя крайностями, ныне известной как Срединный путь.

Сразу после того, как Сиддхартха принял решение вернуться в мир, к нему пришла молодая крестьянская девушка и предложила ему чашку риса. Вкусив этой пищи, Сиддхартха сбросил свою изодранную одежду и омылся в ближайшей реке. Затем он сел под деревом (деревом бодхи) и поклялся, что не сойдет с этого места, пока не достигнет высшей и окончательной мудрости. Он просидел под деревом весь день и всю ночь и к следующему утру стал Буддой, «пробужденным».

Два года Сиддхартха практиковал йогу, четыре года — аскетическое самоограничение; он был предельно истощен и близок к смерти; он съел одну чашку риса и сел под священным фикусом. На следующее утро, проснувшись, он достиг «мгновенной нирваны».

Если эта история верна, то как могла простая садхана Будды привести к рождению широкой системы взглядов на ритуал и поведение, именуемой буддизмом?

Безусловно, буддизму нет равных как светскому духовному пути, он помог и помогает миллионам людей во всем мире жить осмысленной жизнью. Вот только он не ведет к просветлению.

ВИНИТЕ ЧЕЛОВЕКА?..

За годы, последовавшие за моим первым духовным пробуждением, я прошерстил горы научных трудов, посвященных духовности и религии, — книг, которые теперь, при ретроспективном взгляде, кажутся мне частью какого-то темного заговора, организованного с целью скорее затуманить, чем раскрыть истину. Если бы не мое второе пробуждение в 1993 году, я бы, весьма вероятно, так и остался блуждать в лабиринте полуистин и неверных воззрений на духовность, которые существуют уже не одно тысячелетие.

Традиция заявляет, что неспособность достичь просветления является изъяном индивидуального человека, которого винят в том, что он недостаточно хорош, недостаточно дисциплинирован, недостаточно добродетелен или недостаточно развит. Вина никогда не возлагается на действительного виновника — на саму неэффективную духовную дисциплину или ложные представления и заповеди, на которых эта дисциплина основана. В свете современных знаний этот подход более не приемлем.

Все духовные дисциплины, признают они это или нет, имеют одну общую цель, и цель эта — достичь нирваны. Традиционные формы садханы неэффективны, поскольку они подходят к вратам самопознания из бодрствующего состояния. Они пытаются создать брешь в потоке мысли в тот момент, когда биохимические механизмы в мозговом стволе активно сопротивляются любым изменениям в состоянии сознания. Проблема в том, чтобы найти какой-то путь, позволяющий обойти этот подавляющий нервный контроль; решение — подойти к вратам из состояния сна, а не бодрствования и использовать нестесненную духовную энергию сновидений для воздействия на трансформацию.

ДАЛАЙ-ЛАМЫ ОШИБАЮТСЯ

Религия должна быть действенной. И как только она перестанет быть эффективной, ее сменят.

Карен Армстронг

Писательница и религиовед Карен Армстронг описывает одну историю, которая показывает, насколько неверные представления сложились у нас о духовности. По словам Армстронг, Тензин Гьяцо, нынешний Далай-Лама, однажды прослезился, когда кто-то из американских слушателей спросил его, как можно достичь «мгновенного просветления». Очевидно, Тензин не представлял, что дела идут настолько плохо, что люди теперь верят в возможность обретения просветления без усилий.

Увы, ошибается именно Далай-Лама. На беду свою, Тензин Гьяцо был рожден в духовной традиции, которая ошибочно полагает, что просветление — это нечто такое, чего можно достичь в будущем, — может быть, даже после нескольких жизней дисциплины и добродетельного самопожертвования — став лучшим, более высокоразвитым индивидуумом, свободным от негативной кармы.

Не существует никаких доказательств, поддерживающих точку зрения Далай-Ламы. Напротив, в главах первой, второй и четвертой этой книги мы имеем несколько примеров индивидуумов, которые действительно пережили мгновенную нирвану без предшествующей садханы, — и ни одного задокументированного примера человека, который обрел бы самопознание благодаря дисциплине и тяжкому труду или став более высокоразвитой личностью. Мгновенное просветление, хотя и случается крайне редко, является нормой.

Имеет ли смысл идея о том, что возвращение к просветленному состоянию должно занимать не один год, а возможно, даже не одну жизнь, если оно — наше естественное состояние? Просветление — это наша «настройка по умолчанию», и оно должно происходить при простом нажатии кнопки «перезагрузка», как на зависшем компьютере, а не быть результатом некоего ошибочного курса дисциплинированного самосовершенствования. Как мы пришли к столь запутанным представлениям о нирване?

МГНОВЕННОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ

В соответствии с их собственными отчетами, Экхарт Толле и Рамана Махарши не соблюдали ни одной из форм садханы до своего духовного перерождения. Гопи Кришна в течение семнадцати лет практиковал дхарану (концентрацию), сидя в падмасане (позе лотоса), но, как отмечено в главе второй, сам факт, что он практиковал дхарану, был не так важен, как момент времени.

А как же Гаутама Будда, который много лет предавался самоограничению, а потом, после единственной трапезы, решительно сел под дерево бодхи на один день и одну ночь — и достиг нирваны? Гаутама обрел собственное просветление, не следуя Срединному пути; так что то, что побудило его учить, то, что история демонстрирует нам как достойный общественный образ жизни, было всего лишь неэффективным методом трансценденции.

В течение месяца, предшествовавшего первому духовному пробуждению, моя йогическая практика включала в себя асаны, дхъяну и пранаяму. Занятия йогой предназначались лишь для усиления гибкости и улучшения фокуса, чтобы усовершенствовать исполнение тайцзи-цюань.

Я наверняка знаю: никто не поверит, что какой-то один месяц занятий йогой мог способствовать моему духовному пробуждению, в то время как миллионы знающих, преданных, упорных ее последователей проводят всю жизнь в занятиях йогой без всякого результата. Это плюс тот факт, что мое второе духовное пробуждение — и каждое последующее с тех пор — не задействовали ни одной из форм устоявшихся духовных дисциплин, позволяет сомневаться в жизнеспособности этих древних убеждений и практик.

ДИСЦИПЛИНА И ТЯЖКИИ ТРУД

Абсолютная отстраненность как от отрицаний, так и от утверждений жизни — вот что делает дживанмукту (освобожденного) отличающимся от духовных личностей, которые сознают лишь пределы своих способностей.

Г Р. Субрамайя

Даже великие пандиты, прославленные в стихах Веданты, продолжают практиковать ее (йогу). Иначе их мысли не затихают Так что можно сказать, что она полезна для тех, кто не может иначе заставить ум умолкнуть.

Рамана Махарши (беседа о йоге)

Ради сопоставления давайте взглянем на три хорошо изученных примера дисциплины и тяжкого труда: Б.К.С. Айенгара, автора нескольких ученых и познавательных книг по практике и истории йоги; Йоги Бхаджана, ученого и основателя Общества кундалини- йоги, и Сатчидананду, весьма почитаемого основателя интегральной йоги. Каждый из них — мастер йоги и был дисциплинированным, преданным ее практиком на протяжении всей жизни — и все же, несмотря на все их знания и усилия, ни один из них не достиг просветления.

А как насчет самого Далай-Ламы, религиозного лидера и политика, который написал несколько книг о тибетском буддизме, но признает, что ни разу не обрел духовного переживания в результате медитации? В его искренности невозможно усомниться; но как мог Тензин Гьяцо написать книгу под названием «Как стать просветленным», когда он сам не обладает непосредственным знанием или опытом нирваны?

Будда не следовал Восьмеричному пути буддизма, а Экхарт Толле не практиковал The Power of Now до своего просветления; Рамана Махарши задался вопросом «Кто я?» лишь месяцы спустя после начала своего пробуждения. Отвлекающие второстепенные феномены, которые проявляются как часть любого духовного перерождения, и прежде исповедуемые взгляды и предрассудки как участника, так и наблюдателя ведут к всевозможной путанице и неверному пониманию.

Причины этой путаницы понятны: если бы мое духовное пробуждение в 1978 году сделалось постоянным, я бы и по сей день верил, что ключом к нему была йога, и рекомендовал бы ее всем и каждому. Утрата этого трансцендентного состояния и последующие неудачные попытки вернуть его принудили меня усомниться в жизнеспособности йоги и искать альтернативного объяснения. Только после моего второго пробуждения, которое не было связано с практикой йоги, я сумел увидеть общие черты обоих этих опытов и обнаружить в них то, что действительно было существенно.

Будда по сей день остается почитаемой духовной иконой, ибо он — один из очень немногих людей за последние 2900 лет, которым удалось обрести просветление. Если учения, приписываемые Будде, жизнеспособны, если моральное и этичное поведение — ключ к нирване, тогда почему со времен Будды не было ни одного просветленного буддиста?

Попробуйте найти хотя бы одного практика буддийской медитации, ныне живущего или покойного, который отвечает простому критерию просветленности, описанному в главе третьей. В том редкостном случае, если вы действительно наткнетесь на просветленного буддиста, — копайте глубже, поскольку в его просветлении непременно «повинны» какие-то другие факторы.

Считается, что Будда испытал мгновенное просветление, однако его собственная садхана никак не была связана с его столь превозносимым Срединным путем. Будда, подобно Толле и Махарши, ошибался в определении истинной причины собственного пробуждения.

ДИЛЕММА КРИШНЫ

Внезапное пробуждение в 1934 году пандита Гопи Кришны было сопряжено с трудностями. Он был испуган и обессилен своим внезапным погружением в оккультный мир и убежден, что его состояние ненормально. Он отчаянно искал человека, который мог бы предложить ему совет и руководство, но неизменно сталкивался с одними разочарованиями.

В своей книге «Кундалини: эволюционная энергия человека» Кришна делает вывод:

В этой великой стране (Индии), которая породила высокую науку о кундалини много столетий назад, самая почва которой напоена ее ароматом, богатое религиозное знание которой переполнено упоминаниями о ней, я не нашел ни одного человека, способного мне помочь.

ОШИБОЧНЫЙ ВЫВОД ЗАПАДНЫХ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

В недавнем выпуске журнала «Что такое просветление» (What is Enlightenment) приведена цитата из высказывания издателя и редактора Эндрю Коэна:

Большинство западных духовных учителей, мастеров и гуру пришли к выводу не только о том, что нет никакой реальной возможности превзойти эго, но также — и это еще более значимый вывод — что любое серьезное стремление к этому авантюрно, старомодно и необоснованно… Некогда считавшееся благородным намерение воистину подняться над собой, превзойти мелочное служение себе и нередко деструктивные импульсы эго было заменено более «зрелым» приятием себя «со всеми изъянами и недостатками». Создается такое впечатление, что самоприятие стало показателем более высокого развития.

К сожалению, западный духовный учитель, мастер или гуру подобен скалолазу, который, потерпев личную неудачу в достижении вершины, делает вывод, что любая попытка сделать это должна, следовательно, быть «авантюрной, старомодной и необоснованной». И это невероятная «медвежья услуга» искреннему искателю.

Безусловно верно, что, несмотря на шумиху, поднятую этими личностями, в чьих интересах поддерживать иллюзию прогресса, истинное духовное пробуждение — вещь практически не существующая в нашем современном мире. Но столь же верно и то, что любое пробуждение, которое действительно случается, происходит спонтанно и без обращения к какой- либо формальной системе садханы.

Все свидетельства говорят о том, что человечество не развивается к более высокому состоянию бытия, но, напротив, все глубже погружается в невежество. Каждое поколение более патологически эгоцентрично, чем предшествующее, а в терминах человеческого прогресса именно социопат является наиболее высокоразвитым индивидуумом, поскольку воплощает крайний эгоцентризм. Как ни странно, западный духовный учитель, мастер или гуру не подвергает сомнению сам метод, но вместо этого ищет изъяны в стремлении к трансценденции. Возможность того, что применяемые методы и поддерживающие их идеи ущербны, даже не рассматривается.

Удивительно ли, что из сотни наиболее влиятельных ныне живущих духовных личностей, поименованных в 27-м выпуске Watkins Review: Mind Body Spirit, девяносто девять, похоже, не имеют непосредственного знания или опыта нирваны! Очевидно, что современное духовное движение пребывает в состоянии кризиса, однако никто, похоже, этого не замечает. Вместо этого мы имеем толпу гуру самопомощи с их бессмысленной болтовней об эволюции.

КОНЧИНА ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЕРОВАНИЙ

Традиционная система верований становится все более неэффективной по мере того, как эго укореняется все более прочно. Эго возникло и окружило себя виртуальной средой, которая отражает и усиливает коллективный самообман. При таких условиях духовное перерождение стало практически невозможным.

Хотя не существует никаких доказательств, указывающих на то, что род людской развивается в направлении некоего более высокого духовного состояния, это не означает, что доступ в царство духа более невозможен или нежеланен. На самом деле, доступ к блаженному состоянию зызвал бы радикальную перемену в нашем понимании природы реальности и вновь привнес бы ощущение чуда и смысла в нашу жизнь.

На протяжении всей истории системы духовных верований пытались примирить наше врожденное духовное осознание с нарождающимся светским взглядом на мир. С развитием материалистической науки традиционные космологии утратили кредит доверия. Человек не должен быть вынужден отвергнуть преобладающее мировоззрение, отставить в сторону свои убеждения и усвоить то, что для современного разума являет собою натянутую и даже смехотворную систему верований, прежде чем сделать первый шаг по пути духовного поиска.

Материю и дух можно примирить благодаря развитию систем, мифов и технологий, основанных на современном мировоззрении человека. Благодаря своей предвзятой озабоченности материей как единственной реальностью наука создала искаженные и деструктивные взаимоотношения с природой; но, поступая так, наука также создала прочный фундамент, опираясь на который можно начать новое исследование духовного царства. Это царство и есть истинная реальность, а мы просто потеряли его из виду за завесой невежества.

ИТОГИ ГЛАВЫ 5

1. Мое духовное пробуждение было не следствием занятий йогой, но в значительной степени конечным результатом ряда личных обстоятельств и среды, в которых йога играла второстепенную роль.

2. Занятия йогой не приведут к духовному пробуждению. Бандхи, мудры, пранаяма и асаны — это естественные реакции тела на приток пробужденной кундалини; результат не может вызвать причину.

3. Восьмеричный путь Будды состоит из набора указаний, которые могут помочь практику йоги стать более гармоничной, интегрированной личностью; но он никогда не приведет к самадхи.

4. Не стоит винить во всем человека. Изъян кроется в укоренившихся системах верований, архаичных и неверных методах и заповедях, которые сопротивляются любому изучению или изменению. Эта вечная ригидность, это неумение адаптироваться к постоянно меняющемуся взгляду на мир сделали традиционные верования и практики избыточными и даже смехотворными.

5. Просветление — наше естественное состояние, а самадхи — норма. Системы верований, которые включают в себя представление о том, что моральное, этичное и добродетельное поведение приведет к самадхи, ошибочны; просветление никак не связано с психологией.

6. Не существует никакого божества, выносящего оценочные суждения о нашем поведении или ведущего космическую оценочную ведомость, отражающую наш духовный прогресс на протяжении бесчисленных жизней.

7. Хотя некоторые идеи, концепции и практики сохраняют свою полезность, традиционные системы духовных верований в нашем современном мире стали едва ли не избыточными.

8. Дух и материю больше нельзя связать с помощью архаических религиозных методологий. Дух должен быть воссоединен с материей через науку — не потому, что наука обладает лучшим пониманием реальности, но потому, что наука представляет наш нынешний взгляд на мир.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Читать онлайн «Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения»

К НОВОЙ ДУХОВНОЙ ПАРАДИГМЕ

Я полагаю, что в данный момент истории мы нуждаемся в новой духовной революции. Нам нужна новая вера.

Карен Армстронг

Несмотря на звучную саморекламу групп и отдельных личностей, пытающихся изображать иллюзию прогресса, в современном мире редко случается истинное духовное пробуждение, ведущее к Просветлению. И эти редкие случаи бывают внезапными и спонтанными — обычно они не зависят от помощи какой бы то ни было формы духовной дисциплины.

Системы религиозных и духовных верований возникали в человеческой истории как способ навести мосты через постоянно расширяющуюся философскую и эмпирическую пропасть между субъективной духовной реальностью и объективным физическим существованием. Поскольку в ландшафте светского мышления стала доминировать научная точка зрения, традиционный способ восприятия начали считать смехотворным и даже эксцентричным. Нам отчаянно нужна новая духовная парадигма — та, что сможет соединить современный взгляд на мир с нашими врожденными чувствами и восприятиями.

Когда одно представление о Боге теряет свой смысл или значимость, его отбрасывают и заменяют на новую теологию.

Карен Армстронг

В июне 1978 года, вскоре после того, как автору этой книги исполнилось 34, он пережил спонтанное духовное пробуждение, но, как истинное дитя западного общества, счел себя обязанным искать этому наиболее рациональное объяснение. Поиски понимания привели его ко многим изумительным прозрениям в области работы мозга, разума, тела и природы реальности.

Исследуя случаи духовного пробуждения Раманы Махарши, Экхарта Толле, Гопи Кришны и Гаутамы Будды, книга «Йога не работает» обнаруживает в них скрытые общие моменты. Автор объясняет, как в человеческой истории возникло многажды оклеветанное эго; подробно разбирает вопрос о том, чем в действительности является просветление, и показывает, почему невозможно достичь самадхи, следуя существующим духовным практикам.

«Йога не работает» заново открывает древние истины, утраченные в эпоху расцвета формализованных систем садханы (метод духовной практики) — таких, как индуизм, джайнизм, сикхизм и буддизм. Она дает определение трех врат самопознания и показывает, как любой человек при должном старании может пережить спонтанное духовное пробуждение всего через несколько недель, вместо того чтобы всю жизнь подчинять себя строгой дисциплине и предаваться самопожертвованию, во что нас заставили ошибочно уверовать традиционные духовные космологии.

В некотором смысле «Йога не работает» — это первая по-настоящему оригинальная книга о духовности за последние две тысячи лет. Если вы искренний искатель истины, жаждущий просветления превыше всего прочего, эта книга — для вас.

Глава 1. МГНОВЕННОЕ САМАДХИ

(спонтанное погружение в дух, или «я», в трансе или в отсутствие такового, временная приостановка человеческих способностей)

Июнь 1978

Это сознание не далеко и не близко — это то, что в самом себе кажется ощущением блаженства, и потому оно осознается в себе.

«Йога-Васиштха» (пер Дивья Чайтанья)

Осенью 1977 года мною овладели скука и беспокойство и я решился предпринять велосипедную поездку из своего родного города Ванкувера (Британская Колумбия) в Уайтхорс, что на территории Юкон. На 1500-мильное путешествие по грунтовым и гравийным дорогам через пустоши Северной Канады должен был уйти месяц — я планировал отправиться в путь в мае 1978 года.

В то время я был безработным и не имел ни единого предмета экипировки, которая требовалась для такого путешествия. Но пробегая глазами тематические объявления в местной газете, я высмотрел среди них вакансию инженерно-технического работника для участия в проекте строительства скоростного шоссе, который носил название «Шаквак».

Как оказалось, Шаквак — это название долины на территории Юкон. Предварительные проектные работы планировалось завершить в Ванкувере в течение зимних месяцев, а потом, в мае 1978 года, офис должен был переехать в Уайтхорс, где непосредственно начиналось строительство шоссе.

Я не только сразу получал работу в Ванкувере — она ждала бы меня и по прибытии в Уайтхорс в будущем году. Я принял это предложение с условием, что мне дадут месячный отпуск для запланированной поездки.

1 мая 1978 года я выехал из Ванкувера, начав путешествие, которое не отличалось особой насыщенностью событиями. На некоторых участках дорога была настолько пустынной, что я мог часами жать на педали, не встретив ни одного транспортного средства, а между станцией техобслуживания и ближайшим кафе или магазинчиком могло быть расстояние в несколько сот миль.

После пары недель одиночества, во время которых компанию мне составляли лишь свист ветра и хруст гравия под колесами, мое путешествие начало обретать сродство со сновидением — казалось, я втягивался в некое первобытное состояние бытия, ощущая неуловимый дух леса и слыша несомые ветром голоса.

Тихий Уайтхорс с его четырнадцатью тысячами жителей резко контрастирует с «миллионником» Ванкувером; так что по прибытии мне не пришлось заново адаптироваться к лихорадочному темпу жизни большого города.

Несмотря на скудость рациона, состоявшего из консервов и сухого пайка, суровые условия прошедшего месяца привели меня в состояние отменного здоровья. Я остро осознавал контраст между тем подтянутым и здоровым человеческим экземпляром, которым я стал, и прежним тридцатичетырехлетним типом с брюшком, который покинул Ванкувер первого мая.

Желая сохранить это состояние здоровья и благополучия как можно дольше, я установил для себя следующий режим:

1. Я ежедневно занимался хатха-йогой, тайцзи-цюань и совершал пробежки.

2. Моя диета состояла из свежих фруктов, йогурта и фруктовых соков.

3. Я дал себе зарок соблюдать половое воздержание столько, сколько сумею выдержать.

Работа продвигалась успешно, и никакие проблемы или препятствия не омрачали моего ощущения умиротворенности и самообладания. Однако вскоре я уже был готов лезть на стену от сексуальной неудовлетворенности, хотя почему-то продолжал упорствовать в воздержании. Так прошел почти весь июнь.

И вот 21 июня я проснулся среди ночи. Я не представлял, который может быть час, поскольку в летние месяцы в Канаде светло и по ночам. Должно быть, что-то меня потревожило, поскольку обычно я сплю всю ночь напролет, не просыпаясь. Какое-то мгновение я лежал неподвижно на грани сна, чутко вслушиваясь в безмолвие, пока мое внимание не привлекло странное ощущение в основании позвоночника.

Первой мыслью было подозрение, что мое тело каким-то образом замыслило обойти данный мною обет целомудрия; но то, что начиналось как назревающий сексуальный оргазм, внезапно приняло совершенно иное направление. Качество и интенсивность последовавших ощущений не были похожи ни на что из того, что я когда-либо испытывал или воображал, — мощный порыв чистой энергии внезапно устремился вверх по моему позвоночнику (заставив спину и шею выгнуться крутой дугой) и взорвался дождем ослепительного света в темени.

Я был оглушен. Но не успел я прийти в себя, как вверх рванулся следующий поток, а потом еще, и еще один, подобно волнам, что обрушиваются на морской берег. Я был похож на марионетку в руках безумного кукольника: падал навзничь, а потом, без всякого волевого импульса с моей стороны, садился на постели или извивался из стороны в сторону. Каждый поток энергии по-своему выламывал мое тело, заставляя его принимать все новые экстравагантные позы. Мой язык прилип к верхнему нёбу, диафрагму свело спазмом, и я, задыхаясь, стал хватать ртом воздух.

Я был так же не властен над собой, как эпилептик в момент припадка, и вполне мог бы перепугаться, если бы не всепроникающее ощущение благого присутствия — и, кроме того, возможно ли, чтобы такая острая эротическая чувственность несла в себе вред? Но какая неистовая сила! Мои мысли, когда я был способен хоть как-то думать, были отрывочными и бессвязными, и я помню, что в какой-то момент ясности сказал себе: «Пожалуйста, будь осторожен», ибо немного опасался, что нанесу себе травму.

Я раздвоился — с одной стороны, погруженный в ошеломительное ощущение глубинно-экстатического восторга, а с другой — наблюдающий все происходящее из своего рода парящей развоплощённой отстраненности.

Как это ни невероятно, посреди всего этого я ухитрился уснуть, но сном, не похожим ни на какой другой: пока я погружался в глубины дремы и вновь поднимался к поверхности сновидения, мой разум сохранял абсолютное и блаженное осознание. То было не тусклое осознание, нормальное для состояния бодрствования, но его более чистая форма, лишенная какого бы то ни было ощущения времени или пространства, в нем была неподвижность, неизменно омываемая искрящимся золотым светом.

Важно то, что приливы экстаза и неистового движения, казалось, прекращались в тот момент, когда я засыпал, а потом начинались снова, когда я просыпался в конце следующего цикла сна. Этот рисунок повторялся всю ночь. К утру я проснулся с дурной головой, измученный этим непонятным приступом, но сумел достаточно собраться с мыслями, чтобы встать, позавтракать и отправиться на работу.

Весь день мне было трудно сосредоточиться: блаженные волны энергии вдоль и поперек гуляли по моему телу, мышление требовало усилий и концентрации. Когда мое внимание рассеивалось пусть ...

knigogid.ru

Джон Том - Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения

Джон Том - Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения

"Йога не работает" - самая провокационная, самая дерзкая и невероятная книга о духовности и пробуждении", которую вы когда-либо встречали Казалось бы, "София", издающая книги на подобную тематику, этой опровергает все, что мы делали до сих пор, кроме разве что книг Экхарта Толле, к которому Джон Робертсон Том относится с большим пиететом, считая, впрочем, его метод полной чепухой.

Но автор не только опровергает, но и предлагает свой собственный - весьма скоростной метод пробуждения

Попробуйте внимательно прочесть эту увлекательнейшую книгу - и вы увидите, что все на самом деле совсем не так просто.

Содержание:

К НОВОЙ ДУХОВНОЙ ПАРАДИГМЕ

Я полагаю, что в данный момент истории мы нуждаемся в новой духовной революции. Нам нужна новая вера.

Карен Армстронг

Несмотря на звучную саморекламу групп и отдельных личностей, пытающихся изображать иллюзию прогресса, в современном мире редко случается истинное духовное пробуждение, ведущее к Просветлению. И эти редкие случаи бывают внезапными и спонтанными - обычно они не зависят от помощи какой бы то ни было формы духовной дисциплины.

Системы религиозных и духовных верований возникали в человеческой истории как способ навести мосты через постоянно расширяющуюся философскую и эмпирическую пропасть между субъективной духовной реальностью и объективным физическим существованием. Поскольку в ландшафте светского мышления стала доминировать научная точка зрения, традиционный способ восприятия начали считать смехотворным и даже эксцентричным. Нам отчаянно нужна новая духовная парадигма - та, что сможет соединить современный взгляд на мир с нашими врожденными чувствами и восприятиями.

Когда одно представление о Боге теряет свой смысл или значимость, его отбрасывают и заменяют на новую теологию.

Карен Армстронг

В июне 1978 года, вскоре после того, как автору этой книги исполнилось 34, он пережил спонтанное духовное пробуждение, но, как истинное дитя западного общества, счел себя обязанным искать этому наиболее рациональное объяснение. Поиски понимания привели его ко многим изумительным прозрениям в области работы мозга, разума, тела и природы реальности.

Исследуя случаи духовного пробуждения Раманы Махарши, Экхарта Толле, Гопи Кришны и Гаутамы Будды, книга "Йога не работает" обнаруживает в них скрытые общие моменты. Автор объясняет, как в человеческой истории возникло многажды оклеветанное эго; подробно разбирает вопрос о том, чем в действительности является просветление, и показывает, почему невозможно достичь самадхи, следуя существующим духовным практикам.

"Йога не работает" заново открывает древние истины, утраченные в эпоху расцвета формализованных систем садханы (метод духовной практики) - таких, как индуизм, джайнизм, сикхизм и буддизм. Она дает определение трех врат самопознания и показывает, как любой человек при должном старании может пережить спонтанное духовное пробуждение всего через несколько недель, вместо того чтобы всю жизнь подчинять себя строгой дисциплине и предаваться самопожертвованию, во что нас заставили ошибочно уверовать традиционные духовные космологии.

В некотором смысле "Йога не работает" - это первая по-настоящему оригинальная книга о духовности за последние две тысячи лет. Если вы искренний искатель истины, жаждущий просветления превыше всего прочего, эта книга - для вас.

Глава 1. МГНОВЕННОЕ САМАДХИ(спонтанное погружение в дух, или "я", в трансе или в отсутствие такового, временная приостановка человеческих способностей)Июнь 1978

Это сознание не далеко и не близко - это то, что в самом себе кажется ощущением блаженства, и потому оно осознается в себе.

"Йога-Васиштха" (пер Дивья Чайтанья)

Осенью 1977 года мною овладели скука и беспокойство и я решился предпринять велосипедную поездку из своего родного города Ванкувера (Британская Колумбия) в Уайтхорс, что на территории Юкон. На 1500-мильное путешествие по грунтовым и гравийным дорогам через пустоши Северной Канады должен был уйти месяц - я планировал отправиться в путь в мае 1978 года.

В то время я был безработным и не имел ни единого предмета экипировки, которая требовалась для такого путешествия. Но пробегая глазами тематические объявления в местной газете, я высмотрел среди них вакансию инженерно-технического работника для участия в проекте строительства скоростного шоссе, который носил название "Шаквак".

Как оказалось, Шаквак - это название долины на территории Юкон. Предварительные проектные работы планировалось завершить в Ванкувере в течение зимних месяцев, а потом, в мае 1978 года, офис должен был переехать в Уайтхорс, где непосредственно начиналось строительство шоссе.

Я не только сразу получал работу в Ванкувере - она ждала бы меня и по прибытии в Уайтхорс в будущем году. Я принял это предложение с условием, что мне дадут месячный отпуск для запланированной поездки.

1 мая 1978 года я выехал из Ванкувера, начав путешествие, которое не отличалось особой насыщенностью событиями. На некоторых участках дорога была настолько пустынной, что я мог часами жать на педали, не встретив ни одного транспортного средства, а между станцией техобслуживания и ближайшим кафе или магазинчиком могло быть расстояние в несколько сот миль.

После пары недель одиночества, во время которых компанию мне составляли лишь свист ветра и хруст гравия под колесами, мое путешествие начало обретать сродство со сновидением - казалось, я втягивался в некое первобытное состояние бытия, ощущая неуловимый дух леса и слыша несомые ветром голоса.

Тихий Уайтхорс с его четырнадцатью тысячами жителей резко контрастирует с "миллионником" Ванкувером; так что по прибытии мне не пришлось заново адаптироваться к лихорадочному темпу жизни большого города.

Несмотря на скудость рациона, состоявшего из консервов и сухого пайка, суровые условия прошедшего месяца привели меня в состояние отменного здоровья. Я остро осознавал контраст между тем подтянутым и здоровым человеческим экземпляром, которым я стал, и прежним тридцатичетырехлетним типом с брюшком, который покинул Ванкувер первого мая.

Желая сохранить это состояние здоровья и благополучия как можно дольше, я установил для себя следующий режим:

1. Я ежедневно занимался хатха-йогой, тайцзи-цюань и совершал пробежки.

2. Моя диета состояла из свежих фруктов, йогурта и фруктовых соков.

3. Я дал себе зарок соблюдать половое воздержание столько, сколько сумею выдержать.

Работа продвигалась успешно, и никакие проблемы или препятствия не омрачали моего ощущения умиротворенности и самообладания. Однако вскоре я уже был готов лезть на стену от сексуальной неудовлетворенности, хотя почему-то продолжал упорствовать в воздержании. Так прошел почти весь июнь.

И вот 21 июня я проснулся среди ночи. Я не представлял, который может быть час, поскольку в летние месяцы в Канаде светло и по ночам. Должно быть, что-то меня потревожило, поскольку обычно я сплю всю ночь напролет, не просыпаясь. Какое-то мгновение я лежал неподвижно на грани сна, чутко вслушиваясь в безмолвие, пока мое внимание не привлекло странное ощущение в основании позвоночника.

Первой мыслью было подозрение, что мое тело каким-то образом замыслило обойти данный мною обет целомудрия; но то, что начиналось как назревающий сексуальный оргазм, внезапно приняло совершенно иное направление. Качество и интенсивность последовавших ощущений не были похожи ни на что из того, что я когда-либо испытывал или воображал, - мощный порыв чистой энергии внезапно устремился вверх по моему позвоночнику (заставив спину и шею выгнуться крутой дугой) и взорвался дождем ослепительного света в темени.

profilib.net

Почему йога не работает мгновенно

Два года назад при слове йога я невольно вздрагивала – перед глазами всплывал образ старого знакомого, обаятельного тусовщика, который за три месяца в Индии превратился в отстраненный от жизни скелет. Каково же было моё изумление, когда тело после практики стало меняться к лучшему. Спина со сколиозом — честно говоря, я давно махнула на него рукой — выровнялась, шея перестала болеть. И это лишь верхушка айсберга.

Моё знакомство с йогой Айенгара началось случайно: за обедом подруга обмолвилась о предстоящей практике и пригласила за компанию. «Йога — модно, а я не в теме», — крутилось в голове. Хотя вру, один раз я побывала в известном центре на Арбате. В зале случился аншлаг, а в душевой потек кран – в лужу на выходе из раздевалки я вляпалась трижды. Желание пропало надолго. А тут второй шанс, я загорелась.

Сначала на занятиях было тяжко. Каждая поза давалась с колоссальным усилием. Я чувствовала себя куском дерева — не могла ни согнуться, ни разогнуться. «Плечи жесткие и ноги жесткие. В спине как-будто камень», — говорила мне инструктор Марина. Я злилась и недоумевала. Я же такая спортивная, семь лет потела в спортзале, а тут непонятная йога, ничего не получается и я совершенно бессильна. Несмотря на трудности, в воскресенье я послушно ехала на другой конец Москвы. Марина внушила, что дисциплина в йоге важнее интенсивности.

Со временем люди в зале приходили, уходили, а я стабильно посещала класс. Изменений по-прежнему не наблюдалось — локти не разгибались, трапеции не опускались, спина продолжала ныть. Впрочем, небольшие сдвиги все-таки были. Помню, сажусь в машину после йоги и спиной чувствую рельеф сидения. Удивилась и порадовалась. Зимой осознала, что увереннее хожу по льду, ноги почти не скользят. Внутри появилась устойчивость, я стала спокойнее. Эти первые достижения казались чудом.

Через год на йога-семинаре в Подмосковье я обнаружила, что без помощи инструктора не могу сделать ничего. Ни уголок, ни даже хорошую собаку или тем более стойку на голове. Тело как будто парализовало от страха. Год практики завершился крахом для самолюбия, я чувствовала себя новичком.

Конечно, самонадеянно было ожидать, что жесткое тело очнется быстро. Но как понять это в моменте? Я занималась год, равнявшейся вечности в моей системе координат, купила розовый коврик, начиталась умных книг и почти запомнила названия на санскрите. А тело вдруг оказалось не готово. Позже я осознала, что излишне требовательна к себе — в погоне за внешней целью не всегда соизмеряю амбиции с собственными возможностями.

Постепенно я научилась прислушиваться к телу. Во мне пробудился исследовательский интерес. Йога-центр пришлось сменить, я стала заниматься по утрам и обрела поддержку в лице нового инструктора Натальи. Глядя в зеркало я все чаще замечала — тело меняется. Грудная клетка расправилась, спина выровнялась, лопатки втянулись. О таком я даже не мечтала.

На самом деле йога — тот еще квест. У каждой асаны своя техника с миллионом нюансов. Их нужно не просто понимать, а чувствовать изнутри. Одновременно в позе задействованы несколько частей тела, о существовании которых до йоги я даже не подозревала. Одну надо расслабить, другую втянуть, а третью развернуть. Сделать это без тренировки нереально.

Впрочем, результат того стоит. Если раньше я понятия не имела, в каком месте у меня болит — теперь всё встало на места. Выяснилось, что зажим в грудном отделе и шее, помимо сидячего образа жизни, вызван эмоциональным напряжением. От этого у меня затекали руки и простреливало под левой лопаткой. Я начала больше двигаться и избегать напряжения.

Интересно, что когда чувствительность тела возвращается, временами кажется, что стало хуже: проблемные участки ощущаются отчетливо, дискомфорт становится частью тебя, из тела в буквальном смысле хочется выпрыгнуть. Слабости признавать всегда крайне неприятно, но именно они — точка старта осознанной практики.

Ещё через год разогнулись колени и локти, в спине появилась легкость. Выяснилось, что две половины моего тела существуют отдельно друг от друга. На правую ложатся основные усилия, а в левой (связанной с эмоциями) — вакуум, я ее почти не чувствую. Мне надо было соединиться в целое, подружить половинки между собой. Это стало новой целью практики.

За два с половиной года йога отрезвила меня. Научила двигаться поступательно, принимать свои ограничения. Когда кажется, что в жизни ничего не происходит, регулярные занятия удерживают на плаву, помогают почувствовать движение. Тело напоминает об уже пройденном пути, позволяет быть терпимее к себе, не сдаваться в отсутствие большого результата. Думаю, это идеальное начало любви на всю жизнь.

Фото: Array

yogajournal.ru

Джон Том - Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения

ЭНЕРГИЯ

Значит, энергия где-то скрывает тайну.

Мишель Жуве

Словарные определения:

1. Оргазм: высшая точка (кульминация) сексуального возбуждения.

2. Экстаз: высшее восторженное эмоциональное возбуждение.

3. Восторг: духовный или эмоциональный экстаз.

4. Духовный: имеющий отношение к духу или состоящий с ним в отношениях.

5. Дух: животворная сила или энергия.

Сновидения включают в себя беспрепятственное движение энергии вдоль спинного мозга - от основания позвоночника до головного мозга, - которое стимулирует разнообразные чувственные, эмоциональные и сенсорные системы. Доказательства существования этой энергии можно наблюдать на примере телодвижений во время развития человеческого плода.

После формирования спинного мозга, который способствует двигательной активности (но до развития головного мозга), плод начинает демонстрировать спонтанные движения, которые характеризуют активный сон, а активный сон - это предшественник сновидения.

Тот факт, что сны, секс, чувства и эмоции имеют общего "прародителя" и способны проявляться независимо от головного мозга, поддерживает эту гипотезу. Функция системы контроля исполнения во время бодрствования заключается в том, чтобы быть посредницей восприятий и модулировать и контролировать энергию. Эта энергия называется кундалини, и во время сновидений кундалини-шакти не сдерживается контролем нервной системы. Именно сопоставление состояний сна и бодрствования в переходе от сна к бодрствованию делает возможным просветление.

ЦИРКАДНЫЕ РИТМЫ

(биологический ритм продолжительностью около суток, который отражает 24-часовой планетарный цикл)

С планетарной точки зрения циклов темноты и света или отдыха и деятельности не существует. Земля вращается, как волчок, вокруг слегка наклонной оси, двигаясь по орбите вокруг Солнца. Все минуты суток происходят одномоментно, и закат в одном месте - это восход в другом.

Циркадные ритмы можно ощутить только в отношении к некоему фиксированному географическому качеству или месту, однако они формируют основы всех развивающихся биологических процессов. Эти ритмы - результат тесной связи между небесным движением и циклическими геофизическими ритмами, важными для жизни. Сны обнажают основополагающий механизм биокосмической эволюции.

Почти невозможно представить себе полный энергии живой мир без этого ежедневного небесного цикла наряду с его "отпрысками" - климатом и приливами. Без циркадных ритмов не было бы ни сна, ни сновидений, и у сложных биологических форм бодрствующее осознание лишилось бы поддержки.

Циркадные ритмы на уровне взрослого человека циклически повторяются: сон, сновидение и бодрствование сменяют друг друга изо дня в день. Сон - это естественное состояние, в то время как сновидение и бодрствование возникают как результаты сложных процессов, включающих в том числе движение энергии и взаимодействие энергии с материей. Эти циклы прибывают и убывают подобно океанскому приливу, между светом дня и тьмой ночи, их отражает и поддерживает система контроля исполнения в стволе головного мозга.

Сон и сновидения позволяют заглянуть в тайну исторических состояний ума. Это не подразумевает, что человечество или его предшественники буквально жили в мире снов, но сводится все примерно к тому же. Каким мир кажется, таков он и есть. Конфигурация нервной анатомии, естественная для любого животного вида, диктует качество и природу его восприятий.

АКТИВНЫЙ СОН И КУНДАЛИНИ

Исследуя свои сновидения, мы в основном озабочены визуальным рядом и его интерпретацией. Ощущение тела утрачено, и мы не осознаем физических процессов, лежащих в основе сновидений.

Эти физические феномены порой вторгаются и в бодрствующее состояние. После тревожного сновидения мы можем просыпаться в холодном поту, с бешено бьющимся сердцем; но это явление не столь уж и обычное. Однако сновидения действительно начинаются и заканчиваются генитальным возбуждением, и для мужчины нормально проснуться с эрекцией, а для женщины - с набуханием влагалища.

Вообразите секс без возбуждения. Интенсивно сосредоточенная энергия, свойственная быстрому сну, не была бы возможна без активного сна, а активный сон не возник бы без этого таинственного источника энергии, известного древним как кундалини. Существует множество исторических упоминаний о кундалини; она не только заряжает энергией наши сновидения, но и участвует во всех истинных духовных пробуждениях.

В промежутке между сном и бодрствованием беспрепятственное высокоэнергетическое состояние, именуемое сновидением, непосредственно соприкасается с бодрствующим состоянием, в котором энергия регулируется. Когда система контроля исполнения в стволе мозга отключается во время перехода между сном и бодрствованием, кундалини-шакти беспрепятственно течет в бодрствующее состояние, ведущее к самадхи.

Сонный переход - это ключ к пробуждению духа, связующее звено между духовным и материальным, и он доступен благодаря естественным биологическим процессам.

ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ И ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Осознанные сновидения возникают тогда, когда во время сновидений пробуждаются наши когнитивные способности. Это ведет к возникновению очень связной и сравнительно стабильной среды сновидения с автономным центральным персонажем (эго), вокруг которого якобы разворачивается сновидение.

Для духовного перерождения, когда тот же автономный центральный персонаж удаляется, верно обратное. Происходит наложение сновидческих чувств, эмоций и восприятий на бодрствующее состояние, сопровождаемое блаженством или восторгом. Удаление сенсорных блоков и сонного паралича порождает ошеломительно иное восприятие мира и "Я", чем ощущается при нормальных когнитивных процессах.

Осознанные сновидения - краткий конспект подъема человеческого эго. Историческое возникновение самоосознания должно было поначалу сопровождаться ощущениями удивления и волнения, и блаженство "Я" сохранялось; однако столетие за столетием это блаженство постепенно утрачивалось, а эго все более укоренялось. Эго незаметно подкралось к нам, а мы и не сознавали этого, пока не стало слишком поздно.

Для того, кто поглощен феноменами, внутренне присущими только что пробужденной кундалини, реальный мир подобен сновидению. И наоборот, когнитивному исследователю осознанного сновидения реальным кажется мир сновидений. Эго возникает в осознанном сновидении; это прямая противоположность просветленному состоянию.

Фундаментальная природа любого мира зависит от системы координат или точки зрения. Сновидения могут стать реальными, в то время как объективный физический мир может сделаться подобным сновидению. Во время духовного пробуждения отношения человека с миром существенно изменяются. Чувства и эмоции усиливаются, а когнитивные процессы просто подавляются блаженством самопознания.

СНОВИДЕНИЯ НАЯВУ И БЕССОННЫЙ СОН

Санскритские термины для описания разнообразных состояний разума:

Джаграт: бодрствование.

Свапна: состояние сновидения.

Сушупти: глубокий сон без сновидений, переживание чистого бытия.

Турийя: четвертое состояние (помимо бодрствования, сновидения и сна).

Турийятипга: когда индивидуум погружается в высшее, сливаясь с ним.

Мы можем начать оценивать отношения между состояниями мозга-тела и ума, удалив сенсорные блоки сна и мышечный паралич сновидения, таким образом создавая состояние осознания, называемое сновидением наяву (джаграт-свапна) или бессонным сном (джаграт-сушупти).

Во время духовного пробуждения сонный паралич снимается и сновидец обретает способность воспринимать и предпринимать действия во внешнем мире. Когнитивные способности подавлены кундалини, и эго не возникает.

Джаграт-свапна: тело бодрствует, но ум остается поглощенным феноменами, лежащими в основе сновидения, ярко осознавая чувства, эмоции и ощущения, оставаясь при этом сознательным. Могут возникать оккультные переживания и разнообразные восторги наряду с восхитительными прозрениями в природу реальности.

Джаграт-сушупти: это состояние бесстрастной непривязанности, в котором тело больше не ощущается как "я". Тело продолжает циклически двигаться сквозь различные состояния возбуждения и торможения, но ум остается погруженным в блаженство самопознания. Эти необычные состояния мы будем исследовать в последующих главах.

profilib.net

Джон Том - Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения

Сентябрь 1993 - июнь 1998

В ноябре 1993 года я пережил сошествие нирвикальпа-самадхи, а в мае 1994, насколько мне помнится, - ненадолго травмировавшее меня раскрытие сердечной чакры, которое разрешилось в блаженство сахаджа-нирвикальпы. Это стало моим привычным состоянием до 1998 года. Я был отстраненным и безучастным и более присутствовал вне тела, чем в нем, подобно призраку, дрейфующему по призрачной текущей чуть ниже поверхности мира реке. Я смутно осознавал мир, но не испытывал к нему интереса; мое внимание было полностью поглощено Божественным и пребывало в постоянном единении с Ним.

Мой опыт согласовывался с описаниями, данными древнеиндийскими учителями, но методы, использовавшиеся ими для достижения этих состояний, разительно отличались от моих собственных. На самом деле я не мог даже утверждать, что у меня есть какой- то метод: все, что у меня было, - это восхитительное прозрение, которое случилось со мной сразу после моего второго пробуждения. Его-то я и хотел исследовать.

Я начал рассматривать свое первое духовное пробуждение 1978 года, пятнадцатилетний путь поисков и второе пробуждение 1993 года как своего рода предназначение, поскольку эти два независимых друг от друга опыта дали мне возможность проникнуть взглядом за завесу и обнаружить скрытую тайну нирваны.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МИР

Июнь 1998

Духовное пробуждение подобно сну в том смысле, что исследовать переживание сновидения в состоянии самого сна практически невозможно. Только после пробуждения или обретения ясности во сне мы способны оценить это переживание и определить его значение. То же и с состоянием просветления: эго-мысль, или "я"-мысль, утрачивается во время трансценденции и не остается никого, кто мог бы определить, что происходит на самом деле.

Какое-то время мне удавалось уравновешивать внутренний и внешний миры; но медленно и неуклонно мое внимание обращалось вовне назойливой неспособностью примирить блаженство моего собственного состояния со страданиями и недовольством тех, кто меня окружал.

Как так получилось, что я нежусь в этом радостном состоянии блаженства, когда все книги по данной теме, которые мне доводилось читать, настойчиво утверждали, что для этого необходимы годы дисциплины и самопожертвования? Я "не заработал" своего блаженства, и вся моя прежняя жизнь, полная самопотакания, казалось, вступала с ним в противоречие. Я жаждал поделиться своим опытом. Мне необходимо было поведать другим, что они тоже могут стать джняной; и я осознал: чтобы сделать это, мне пришлось бы вернуться в мир.

Приняв такое решение, к лету 1998 года я вновь очутился в мире мыслей и вещей, хотя и с глубоко измененным восприятием и пониманием - с ядром внутреннего умиротворения, которого прежде во мне не существовало. Обретение заново этого центрированного на теле "я" сбивало меня с толку, но в то же время я с радостью воспринял возможность изучить опыт пяти прошедших лет и сравнить его с переживаниями других людей, которые прошли через аналогичную трансформацию. Вскоре я осознал, что ни один из тех невольных участников преобразовательного процесса, опыт которых я изучал, не обрел никакого истинного озарения в его истинном смысле. Уникальным моментом моего опыта было то, что у меня случилось два духовных пробуждения, разделенных пятнадцатью годами, и обстоятельства, при которых они произошли, были совершенно разными.

Мое первое пробуждение было естественным и спонтанным, в то время как второе было отчасти спровоцировано искусственными средствами. Благодаря этому я смог исследовать общие точки этих двух событий и выяснить, как можно намеренно пробудить кундалини. Вас удивит способ достижения этой цели.

Глава 2. ВРАТА САМОПОЗНАНИЯПЕРВЫЕ ВРАТА

Когда человек впервые познаёт свое истинное "Я", нечто иное поднимается из глубин его существа и овладевает им. Это нечто вне ума, оно бесконечно, божественно и вечно.

Рамана Махарши

В 1937 году, в возрасте 34 лет, пандит Гопи Кришна испытал спонтанное духовное пробуждение. В течение последних семнадцати лет у Кришны вошло в привычку каждый день вставать до рассвета и проводить несколько часов в спокойном размышлении о "воображаемом лотосе в макушке его головы".

После пробуждения Кришна страдал от ряда психологических проблем и временами думал, что сходит с ума, - пока наконец, спустя примерно 12 лет после пробуждения, он не вошел в состояние экзальтации и счастья, которые невозможно описать.

В 1977 году, в возрасте 29 лет, Экхарт Толле, много лет страдавший депрессией и тревожностью, "проснулся в состоянии ужаса и сильнейшего страха". Глубинная эмоциональная травма, которая сопровождала это событие, оказалась катализатором духовного перерождения Толле. Следующие пять месяцев Экхарт "жил в состоянии ничем не нарушаемого глубокого умиротворения и блаженства, после чего интенсивность его несколько уменьшилась". Следующие два года он провел, "сидя на парковых скамейках в состоянии необыкновенно сильной радости".

Эти два опыта кажутся не связанными друг с другом. Духовное пробуждение Кришны вроде бы опиралось на дисциплинированную медитацию, в то время как трансформация Толле, похоже, была вызвана депрессией и тревожностью; однако у них действительно есть одна общая черта. Если перефразировать Махарши: "нечто поднялось из глубин их существа и овладело ими". Это "нечто" называется кундалини.

Если бы нам удалось спросить Гопи Кришну, как лучше всего пробудить кундалини, он, возможно, велел бы нам сидеть в падмасане и медитировать на сахасрара-чакру в течение семнадцати лет. Несомненно, многие пытались подражать ему, но, насколько я знаю, никому не удалось преуспеть.

Духовное пробуждение всегда включает в себя факторы восприимчивости, на которые трудно рассчитывать. Как Гопи Кришна пробудил кундалини и почему ему потребовалось для этого так много времени? Он почти ничего не говорит нам о событиях или обстоятельствах, которые непосредственно предшествовали его трансформации. Семнадцать лет дисциплинированной медитации - в его случае - могли сыграть свою роль; но почему так случилось именно в этот день?

В своей книге "The Power of Now"[1], Экхарт Толле рекомендует нам направить фокус внимания на Сейчас, таким образом создавая брешь в потоке мыслей. Обостренно осознавая текущий момент, мы, предположительно, входим в состояние внутренней связи, в котором становимся более бдительными и пробужденными, чем в состоянии, отождествленным с разумом. Это, по словам Толле, и есть сущность медитации.

Кришна и Толле рекомендуют техники, разработанные для создания бреши в потоке мыслей. Эти методы были производными устоявшихся духовных практик, возраст которых насчитывает тысячи лет. Однако, к несчастью, медитация как таковая, или медитация сама по себе, не приведет к духовному пробуждению. На свете есть искушенные практики медитации, которые способны заглушать мысли на длительные периоды времени - или, подобно философу Кену Уилберу, даже вызывать неврологическое состояние, имитирующее гибернацию (зимнюю спячку), не переживая при этом духовного перерождения.

Все традиционные духовные космологии обосновывают свои недостатки, либо наделяя особым статусом тех, кто благодаря удаче или случайности каким-то образом умудряется пробудить кундалини, либо путем изобретения надуманных иерархий, основанных на таких концепциях, как карма, благодать, духовная эволюция или личностный рост.

Любопытно, что Толле, кажется, не занимался никакого рода садханой до своего духовного перерождения. Иными словами, Толле не следовал инструкциям, которые он дает в своей книге "The Power of Now", и сам собой напрашивается вопрос: смог бы Толле вызвать духовную трансформацию, следуя своим собственным инструкциям?

Ответ, вероятно, нет: Толле был депрессивной личностью и верил, что к духовному перерождению его привела депрессия. Если бы он выполнял рекомендации "The Power of Now", это свело бы к нулю все преимущества, которые дала ему депрессия. Именно депрессия Экхарта, а не "The Power of Now" привела к спонтанному эмоциональному кризису, который предшествовал его трансформации.

Только Кришна может указать на историю духовной дисциплины, которая - как кажется, пусть хотя бы на поверхностный взгляд - привела его к пробуждению; но даже Кришна не сумел прозреть его истинную причину. Йога Кришны была не самым существенным фактором его пробуждения, и тот факт, что он был практиковавшим самоконтроль и дисциплину человеком, способным на столь полное владение собой, на поверку оказался источником проблем, поскольку это лишало его способности сдаться и усугубляло боязнь утратить контроль над собой.

Истинной проверкой любого опыта является его повторяемость. Ценность любого наставления определяется тем, ведет ли оно к просветлению. Миллионы людей страдают от ментального дистресса[2], депрессии и ярой ненависти к себе, еще больше на свете практикующих медитацию, но такие переживания или практики крайне редко приводят к самореализации - а точнее, почти никогда.

profilib.net

Джон Том - Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения

ИНТЕГРАЦИЯ

Те индивидуумы в нашем современном обществе, которые оказываются неспособны развить стабильное и устойчивое чувство "я", считаются умственно нездоровыми. Эти люди, страдающие шизофренией, не являются ментально больными, они просто застряли между подобным сну не-эготическим состоянием наших предков и автономным, полностью интегрированным эго современного общества развитого мира.

Джулиан Джейнс, блестящий канадский психолог и автор "Происхождения сознания в процессе краха бикамерального разума" (Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind), утверждает, что шизофрения, или бикамеральность, в действительности представляет собой переходное состояние, которое переживалось коллективно во времена исторического возникновения человеческого эго.

В определенный момент истории наши предки, как и современные шизофреники, слышали голоса в голове, которые считали голосами своих богов, и эти боги руководили и направляли их. Некоторое время шизофрения была нормальным состоянием разума для коллективного человечества.

Если бы три тысячи лет назад в Месопотамии какой-нибудь человек заявил, что богов не существует, а голоса, которые люди слышат в своей голове, на самом деле являются их собственными мыслями, его сочли бы сумасшедшим или проклятым, потому что присутствие бога было самоочевидным фактом для каждого.

Сегодня большинство из нас идентифицирует разнообразные части тела и голос, который мы слышим в голове, как наши собственные; но так было не всегда. Структура древних языков указывает на то, что люди не всегда рассматривали тело или его придатки как свою безраздельную собственность.

Эго было слабо определено. Люди говорили о руке, ноге или теле как об "этой руке", "этой ноге" или "этом теле" и никогда не называли их "моя рука", "моя нога", "мое тело". В древних языках даже не было слов, которые мог использовать человек, чтобы обращаться к самому себе или заявить свое право собственности на что бы то ни было.

Как ни странно, даже сегодня, когда большинство из нас распознают эти якобы бесплотные голоса как свои собственные яркие внутренние мысли, мы по-прежнему придерживаемся веры в того же начальственного личного Бога, как делали наши шизофреники-предки.

С нашей предвзятой точки зрения это может быть трудно принять, но идея о том, что "я есть тело", столь же иллюзорна, сколь иллюзорно было частично сформированное эго, утверждавшее в древние времена, что оно слышит голоса богов. Мир, полный шизофреников, был в свое время столь же жизнеспособен, как и наш собственный современный эгоцентричный мир.

Наши палеолитические предки жили в мире, который мы ныне зовем духовным, - как будто это какой- то другой мир, отдельный от физического. Разнообразные верования и идеи, которых придерживались наши предки на протяжении истории, отражают постепенное, на протяжении тысяч лет, возникновение автономного эго.

Мир не меняется; меняется только наше восприятие мира. Созданный человеком мир нереален, это фикция, сотворенная языком и его производными. Индивидуум - иллюзия. Существует только Божественное "Я" - и это оккультная реальность, которая скрывается за завесой майи, или иллюзии.

ИТОГИ ГЛАВЫ 4

1. Эго можно видеть возникшим или долженствующим возникнуть в трех обособленных, но родственных контекстах:

I) в переходе между сном и пробуждением;

II) исторически - как часть коллективного прогресса человечества

III) во время роста и развития индивидуума.

2. Точки перехода, в которых можно видеть возникновение эго, также являются точками, в которых с наибольшей вероятностью может произойти просветление.

3. Наиболее вероятный момент для обретения просветления: конец второго - начало третьего десятилетия жизни, как у Махарши. Это время перехода, подобного переходу между сном и бодрствованием, и оно подводит итог историческому возникновению эго.

4. Чем дальше мы уходим от этой точки перехода, тем труднее обрести самадхи. Как только эго укоренится в начале третьего десятилетия жизни, сонный переход остается единственными вратами самопознания.

5. Инстинкт, чувство и эмоция тоже выражались у примитивных людей, но абстрактная концепция "я" как тела возникла только с пришествием современного человека.

6. То же можно сказать о современном ребенке, отроке или подростке, у которых инстинкт, чувство и эмоция остаются доминирующими до тех пор, пока кора головного мозга не станет полностью активной в конце второго - начале третьего десятилетия жизни.

Глава 5. ЙОГА НЕ РАБОТАЕТ

Несмотря на тот факт, что жажда остается неослабной, число тех, кто в последнее время обеспечил себе высшую благодать мистического контакта с Божественным, сократилось по сравнению с тем, сколько было их в древние времена или даже в Средние века.

Гопи Кришна

Трудно было представить себе менее удачное время для духовного пробуждения, чем тот момент, когда оно случилось со мною впервые. В минуту фрустрации (глава 1), когда я утратил хладнокровие и злобно бормотал себе под нос: "Я не в состоянии это выносить.", - оно не было тем радостным состоянием блаженства, о котором я говорил; все, чего я жаждал в тот момент, - просто расслабиться, но обстоятельства не позволяли мне этого сделать.

Вообразите мой ужас, когда я осознал, что потерял. Единственное, о чем я мог думать, так это о том, как вернуть все обратно. Я сразу же возобновил занятия йогой и тайцзи-цюань, думая, что экстаз вскоре вернется тем же необъяснимым способом, каким начинался; но, увы, в моем духовном перерождении участвовали и другие факторы, которых я тогда попросту не понимал.

Вскоре лето подошло к концу, и 24-часовой круговорот солнечного сияния и мягкого света, которыми отличается северное лето, быстро уступил место сумеркам и темноте, по мере того как зима сжимала эту землю в ледяной хватке холода и мрака. Свежих фруктов больше не было, и мне пришлось вернуться к более привычному рациону. Я также снова набрал несколько фунтов веса и вернулся к сексуальной активности. И все шансы на пробуждение заново оказались утрачены мною безвозвратно, пусть сам я о том и не догадывался.

Все зимние месяцы я старательно занимался йогой и тайцзи-цюань, но к началу весны 1979 года начал всерьез сомневаться в действенности йоги как средства пробуждения кундалини. Если бы практика йоги была истинным катализатором, тогда новое пробуждение должно было быть простым делом, результатом продолжения серии упражнений, которые я выполнял в прошлом июне.

И только после своего второго пробуждения в сентябре 1993 года я понял, что именно казавшиеся несущественными факторы среды и обстоятельств, а вовсе не йога были катализаторами моего первого пробуждения.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К МОЕМУ ПЕРВОМУ ДУХОВНОМУ ПЕРЕРОЖДЕНИЮ:

1. Велосипедная поездка продолжительностью в месяц.

2. Скудная диета с ограниченным числом калорий.

3. Недостаток сна.

4. Сексуальное воздержание.

5. Хатха-йога и тайцзи-цюань.

6. Ежедневная практика созерцания и релаксации перед сном и сразу после пробуждения.

7. Нарушения сна: преждевременные пробуждения среди ночи из-за появления полуночного солнца.

Если бы не эта непреднамеренная садхана и не своевременное появление солнца в наиболее благоприятный момент из всех возможных, мое духовное перерождение могло бы никогда не случиться, как бы усердно я ни занимался йогой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САДХАНА

Прямое поражение молнией или выигрыш в национальную лотерею стократ вероятнее, чем возможность достичь духовного перерождения посредством занятий йогой или любой иной устоявшейся формы духовной дисциплины; ни в одном ином человеческом предприятии такие шансы не сочли бы приемлемыми.

В соответствии с йогической доктриной, вдоль позвоночника расположены в определенных сочленениях узлы или сужения, которые действуют как препятствия для свободного тока кундалини. Традиция поддерживает представление о том, что эти узлы могут быть развязаны с помощью практики различных дыхательных упражнений вроде бхастрика-пранаямы. Чтобы выполнить эту пранаяму, требуется применение двух бандх (энергетических замков) - замка сфинктера и замка диафрагмы.

Мой собственный опыт говорит обратное: эти узлы - не блокираторы, препятствующие кундалини во время ее восхождения, но сужения, вызванные рефлекторной реакцией тела на вливание больших объемов энергии, чем те, с которыми нервная система в норме привыкла иметь дело во время бодрствования.

Спонтанное исполнение йогических асан (поз), пранаям (контроля дыхания) и бандх (замков), которое происходило во время моего первого духовного пробуждения, раскрыло истинные отношения между йогой и кундалини. Это демонстрирует следующее упражнение.

profilib.net


Смотрите также