Садхана — практика, с которой начинается день. Йога садхана


Садхана — что это такое, описание практики, видео

В суете современного мира сложно оставаться уравновешенным и спокойным. Бешеный ритм города, загрязненная экология, проблемы на работе и в семье вносят дисбаланс во внутренний мир человека. Садхана — одна из практик кундалини-йоги и бхакти-йоги, которая помогает восстановить баланс, утихомирить разум, устранить конфликты мыслей и познать абсолютную гармонию. В данном обзоре мы подробно узнаем, что такое садхана и к чему она приводит.

Садхана как «регулярная практика»

Суть этого санскритского термина заключается в ежедневной медитативной практике, которая настраивает Высшее «Я» человека на достижение контроля над всеми сферами жизни, и в первую очередь — над своим духовным восприятием действительности.

Садхана помогает стать наполненным и удовлетворенным, с чистой энергией, полной и самодостаточной.

Для приучения себя к дисциплине необходима регулярная практика — лишь ежедневные медитации позволят вам стать живой грацией, приблизят к совершенству, помогут познать собственное «Я» изнутри.

Важно! Только регулярная, ежедневная практика садханы приведет к победе над собой, пространством и временем.

Какова цель следования садхане?

Основная задача практики — усовершенствовать внутренний мир. Йога садхана, что буквально переводится как «ежедневная практика», — это глубоко личная вещь, относящаяся непосредственно к вам самим.

Это взаимоотношения Бога и человека, это очищение, это победа над собой. Цель ее — в ежедневной оценке себя, какое место мое «Я» занимает среди моих возвышенных желаний (божественных) и низменных (дьявольских).

Главный принцип самосовершенствования — не стараться вырывать с корнем греховные пороки, а уметь разграничивать, что хорошо и что плохо, перенаправлять свою энергию в положительную сторону.

Легче уйти в монастырь, как буддистский монах, отгородившись от всего порочного, чем уметь в повседневной жизни говорить «да» одним понятиям и «нет» — другим, и научиться ко всему относиться хорошо.

Знаете ли вы? Древние славяне изображали садхану в виде замысловатого солнца, заключенного в круг. В настоящее время такой оберег используется для защиты от негативного влияния и увеличения материального благосостояния.

Роль садханы в жизни человека

Что такое гармония и душевное равновесие для современного человека, как не жизненная необходимость?

Благодаря практике садхана бхакти каждый может ежедневно обретать одухотворенность и наполняться положительной энергией. Медитации избавляют от стресса, очищают подсознание и развивают новые привычки.

Каждый, исполняющий садхану, испытал на себе огромную пользу этой практики, ведь это не только способ духовного самосовершенствования, но и метод обретения материальных благ.

Существует минимальный риск получить вред или негативные ощущения от этой практики — только в случае, если вы находитесь в состоянии тяжелой болезни.

Физическое недомогание не будет способствовать обретению спокойствия, а выполняемые упражнения могут внести разрушения в страдающее тело.

Где и когда лучше всего практиковать

Садхана-йога — центральное понятие кундалини-йоги. Основная характеризующая — выполнение медитаций в ранние утренние часы.

Оптимальным временем для духовного уединения является время с 4 до 6-7 утра. В это время энергетические каналы (чакры) человека открыты и наиболее восприимчивы.

Суетный мир еще спит, и внутренние потоки могут беспрепятственно установить связь с Вышним. Время медитации длится от 2 часов — еще одно объяснение раннему проведению практики.

Да, преодолеть сонливость и пробудиться рано — не всегда под силу, но, преодолев это препятствие, вы получаете садхана-победу над временем.

Утренняя садхана — это время уединения и очищения. Идеально, если эти часы вы проведете на природе, наполняясь чистым воздухом и созерцая восход солнца.

Однако нет препятствий и для проведения этой практики дома. Главное — создать спокойную обстановку для устранения собственных паттернов, внутренней «чистки», концентрирования на собственных ощущениях. Если, к примеру, во время медитации вас отвлечет шум домашних электроприборов или плач ребенка — драгоценное время будет упущено, а баланс — нарушен.

Важно! Практика садханы проводится в утреннее время, до восхода солнца — так легче «услышать» свою душу.

Три части практики

Садхана проводится в три основных этапа — чтение священных духовных текстов, непосредственно медитация и пение мантр. Рассмотрим детальнее каждый процесс.

Чтение для развития ума

Для приготовления себя к лучшему восприятию священных истин йоги традиционно начинают садхану с тишины.

Затем произносятся слова «Джаб Джи Сахид» — это произнес основатель сикхизма Гуру Нанак своим ученикам вскоре после их просветления.

Далее читаются священные тексты Нанака, написанные вдохновленными поэтами и верующими различных вероисповеданий, отражающие суть духовности и самосовершенствования.

При чтении на языке оригинала — гурмукхи (практика наад-йоги) — создается особенная вибрация, которая вызывает ассоциации со звуками живой природы, такими как журчание ручья или шелест листьев. Каждый из 37 паури («поэмы») развивает отдельную грань бытия человека, и если произносить какой-либо определенный паури не один раз, то усилится энергия именно этого аспекта.

Знаете ли вы? День летнего и зимнего солнцестояния — особое время для проведения садханы. В этот период проявление космической энергии достигает своего пика, что положительно влияет на Высшее «Я» и общее духовное состояние.

Практика йоги

Следующий этап — забота о теле. Крийя (упражнения) — важная составляющая садханы, улучшающая общее состояние организма.

При выполнении упражнений достигается активная циркуляция, очищается система кровоснабжения, устраняются болевые ощущения, напряжение и зажатость.

С помощью крийя можно изменить секрецию желез и развить Кундалини (энергия в позвоночнике человека). Разминка и растяжение всех мышц пробуждает внутреннюю волю, способствует сохранению концентрации при чтении мантр.

В ходе ежедневных упражнений у человека вырабатываются определенные привычки. В зависимости от основной цели крийя, будь то похудение, развитие гибкости или поддержания общего тонуса, результата можно достичь уже через 90 дней.

Важно! Большое количество упражнений может утомить тело. Тяжелую садхану можно проводить тогда, когда до и после проведения практики будет достаточно времени для расслабления и восстановления.

Пение особых мантр

После выполнения упражнений следует время для медитации и особых пений — мантр. Обычно время медитации насчитывает 62 минуты, без перерывов во время их чтения.

В процессе пения человек очищает чакры, учится лучше понимать себя. Поза при медитации — Джаландхара бандха с ровной спиной (шейный замок).

Это способствует спокойному проникновению энергетических потоков в головной отдел. В утренней садхане используется 7 основных мантр.

Садхана эпохи Водолея

Эта практика была введена Йоги Бхаджаном 21 июня 1992 года. Суть ее — в следовании на протяжении следующих 21 года ежедневной садхане, взывающей к внутренней добродетели.

Этот отрезок времени — переход от эпохи Рыб к эпохе Водолея, где астрологически Уран управляет другими планетами. Садхана эпохи Водолея — это переход к зрелости, это век равенства и процветания.

Этот Величайший переход — начало нового цикла, позволяющее быть творцами Новой Земли, перейти в более совершенное духовное состояние. Физически это проявляется в изменении климата и скорости вращения Земли. Это особое время Хальса — тех, кто чист душой и сознанием, кто бесстрашен и готов к преобразованию.

Мантры для перехода к эпохе Водолея

  1. «Утренний зов» — семиминутная мантра, поднимающая Кундалини и раскрывающая чакры. В ней говорится о мудрости и бесконечном великолепии Творца. Создает взаимодействие с творческой энергией.
  2. «Ва Янти» — соединяет с тысячелетней молитвой. Была дана Гуру Гобинд Сингхом. Говорит о трех аспектах Бога: Брахма, Вишну и Шива. Восстанавливает ауру. Поется 7 минут.
  3. «Мул мантра» — продвижение к судьбе, ощущение своего глубинного сознания. Мантра насчитывает 108 букв, из стольких же элементов был создан мир. Расширяет творчество человека. Длится 7 минут.
  4. «Сат Сири Сири Акап» — напоминание о том, что человек является бессмертным существом. Семиминутная мантра для эпохи Водолея. Повествует о том, что человек, проходящий чрез эпоху Водолея, самоутверждает себя вне течения времени.
  5. «Ракхе Раканхар» — защита от всего дурного, отрицательного. Длится 7 минут. Оказывает особо успокаивающее действие на женщин.
  6. «Вахе Гуру» — мантра протяженностью в 22 минуты, рассказывающая об экстазе. При ее чтении медитирующие принимают позу Вирсана.
  7. «Гуру Рам Дас» — преисполняет смирением. Читается 5 минут. Говорит об исцелении и восстановлении.
Садхана бхагти — это не только особая практика. Йоги возвещают, что это такое глубинное медитативное состояние, при котором возможно достичь полной гармонии.

В санскрите говорится: обладающий спокойным умом становится царем всех царей. Медитируйте, чтобы избавиться от полярности ума. Упражняйтесь с помощью крийя-йоги, чтобы иметь совершенное тело. Совершайте садхану для победы над собой.

lifegid.com

Йога-садхана Горакшанатха

Перевод Школы Йоги Натхов, 2014 г. Автор оригинального текста – Йоги Байджнатх Махарадж.

В Ведах сказано:

«Бытие одно, но мудрецы называют его по-разному. В действительности, все это есть Брахма». 

Веками риши, йогины и святые стремились постичь Бытие множеством различных способов. За последние 5000 лет на религиозном небосклоне зажглись такие светила, как: Кришна, Патанджали, Будда, Махавир, Горакша, Шанкара, Кабир, Даду, Нанак, Миира, Рамакришна, Рамана Махарши, Ауробиндо и другие.

Без Горакха не было бы ни Кабира, ни Нанака, ни Даду, ни Фарида, ни Вазида, ни Мииры. Горакх – их прообраз, предтеча. Вся индийская духовная традиция в долгу перед ним. Как не смогла бы према-йога (йога любви) найти свое выражение без Кришны, а йога – без Патанджали, так же, как дхьяна (медитация) была бы лишена корней без Будды, так и методы постижения Высшего не обрели бы существования без Горакха.

Как и Кришна, Горакх стал первым звеном в цепи духовной традиции. Он предложил новый тип дхармы (духовного устремления).

Возможно, никто другой не сумел бы раскрыть глубочайшую сущность человека так же полно, как он. Горакх создал множество техник трансформации, и они являются важнейшими изобретениями в сфере духовности.

Садхана Горакши – это йога: система практик, способствующих установлению контроля над чувствами, умом, интеллектом и сердцем, направленных на полное очищение человеческого существа для того, чтобы его сознание достигло более высокого уровня развития и стало способно понять Высшую Истину. 

Йога – это видья, трансцендентное знание, благодаря которой Высшая Истина постигается полностью. 

Йога – это объединение индивидуальной души с Высшей Душой. Основой йоги является непосредственный опыт.

Не существует статического состояния самосознания, или самадхи. Есть все более и более высокие уровни самадхи. На каждом уровне Истина переживается все глубже и глубже. Разница между материей и сознанием исчезает, и то, что должно быть познано, становится познанным, а то, что должно быть достигнуто – достигнутым, все страдания уничтожаются, узы кармы (действия), грехи и благие дела перестают связывать.

В высшем состоянии йоги садхака (ищущий) видит бесконечное в конечном, единство в многообразии и вечность в преходящем. Он видит свою собственную душу в каждом. Он возносится над временем и пространством. Благодаря постоянной дисциплине, его тело, чувства, мысли и способность различать отточены и очищены. Он может видеть без глаз, слышать без ушей. Он становится всеведающим, трикалаей (тем, кто знает прошлое, настоящее и будущее). Силы природы повинуются ему.

О таком йогине Горакша говорит:

«Тот, кто может находиться в сверхсознательном состоянии безмыслия день и ночь, способен постичь истину, трансцендентную феноменам, постигаемым обычными чувствами. Тот, кто жертвует свое тело в огонь Брахмы, почтительно приветствуется самим Господом Шивой. Он видит невидимое, может описать неописуемое и даровать осознание того, что недоступно восприятию. Отрекшийся – это тот, кто роздал все, чем владел, и старается достичь единения с Абсолютом средствами йоги. Аскет, слышащий безначальный звук и остающийся в состоянии безмыслия может постичь трансцендентную Истину».

Только махайоги (великие йоги) могут быть гуру (духовными наставниками). В традиции натхов считается, что гуру – это не человек, а сущность, одна из форм Верховной Души. Она сама принимает ее.

Гуру – источник нашего бесстрашия, покоя и беззаботности. Тот, кто обожает своего гуру, является почитателем и последователем Верховной Души, потому что она и гуру – одно.

Махайоги Горакхнатх говорит в «Горакх-шатаке»:

«Я приветствую Шри Гуру, который есть воплощенное блаженство, одно только присутствие которого наполняет душу последователя бесконечным счастьем».

Все тиртхи (места паломничества) находятся у ног гуру, чьи высказывания обладают святостью Вед. В одной его руке бхога (наслаждение, удовольствия), а в другой йога. И при всем этом он абсолютно невовлечен и непривязан.

Такой гуру говорит:

«Горакх ходит повсюду, чтобы увидеть, какая душа пробудилась, а какая спит. Горакх и его гуру Матсьендра находятся в сердце каждого существа. Тот, кто получает инициацию от своего гуру, добивается успеха в достижении самореализации».

Как может спящее создание (человек) пробудиться? Как распознать гуру, находясь с ним лицом к лицу?  Ответ таков:

«Слушай, о добродетельный и мудрый, что говорят бессмертные души, достигшие совершенства. Когда ты склоняешь голову, сатгуру обретается, и темная ночь исчезает при пробуждении; другими словами, гуру пробуждает от сна невежества, и свет истинного знания нисходит на тебя».

Между Говиндой (Богом) и гуру есть и разница. Первый совершенен и полностью самодостаточен, наполненный светом, безначальный и безымянный, в то время как второй – это тот, кто делает неполное полным, кто раскрывает секрет всепроникающего, всеохватывающего Духа. Первый – это тайна, второй – раскрывающий тайну.

Гуру – это мост между Шивой и дживой (между Верховной и индивидуальной душой).

Гуру – это озеро без волн и ряби, спокойное и прозрачное. Подойдя к нему, ты увидишь не его, но свой собственный свет.

Отличительная черта такого Гуру такова:

«Слово истинного гуру подобно обоюдоострому клинку (прямому и эффективному), он ведет честную жизнь и постиг истину, неподдающуюся описанию».

Дальнейшее разъяснение таково:

«Тот, кто говорит или проповедует, – мой ученик, тот, кто изучает Веды – мой внук, но тот, кто практикует то, о чем проповедует, т.е. живет по правде, – мой учитель. Я предпочитаю быть с теми, чьи слова не расходятся с делом». «Тот, кто практикует то, о чем проповедует, – мой учитель, я рад быть его учеником или последователем».

Гуру полон блаженства, сострадания и любви. Сострадание изливается из его глаз, словно дождевая вода из облаков. Нектар любви каплет с его слов, а его действия излучают любовь. Он не любит. Он есть воплощение любви. Солнце ведь ничего не делает. Оно просто находится в своем нормальном, естественном состоянии. И его присутствие само по себе дарит тепло. Так и присутствие Гуру само по себе есть сострадание.

Садхака (ищущий), достигает своей цели через йогу благодаря присутствию и надзору такого Гуру.

Возникает вопрос, что есть желанная цель садханы и каков порядок ее осуществления в натх-пантхе?

Горакх отвечает на этот вопрос в своем тексте «Сиддха-сиддханта-паддхати». Он говорит:

«Шакти (энергия) сокрыта в Шиве, а Шива сокрыт в Шакти». Они суть одно и то же, как луна и ее лучи.

Шива может быть определен как душа Шакти, а Шакти – как тело Шивы. Шива – это духовный аспект Шакти, в то время как она – его выражение, постигаемое с помощью чувств и непосредственного опыта. Шакти не существует без Шивы, а он не способен проявить себя без нее. Шива становится всемогущим, всезнающим, наполненным блаженством Верховным Божеством со всеми его атрибутами, творцом и хранителем мира, наслаждающимся миром, благодаря своей Шакти. Без своей Шакти Шива не может ничего, а с ней он становится творцом и просветителем всего существующего.

Натхи считают, что Шива – это одновременно творец и творение, поддержка и поддерживаемое, душа и тело. Шакти трансформирует Одно во многое и растворяет многое в Одном. Сжатие Шивы есть распад [мира], а расширение – творение. 

Таким образом, для Горакха приемлемы обе формы Шивы: как сагуна (проявленная, с атрибутами и качествами), так и ниргуна (непроявленная, безкачественная).

Все сотворенное есть и в пинде (теле). Что бы не существовало во внешнем мире, оно так же присутствует в теле индивидуального существа. У каждого есть органическая связь с другими.

Считается, что в теле есть 6 чакр (сплетений), 16 адхар (особых точек), 3 лакшьи и 5 вьом (пространств, пустот). Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджня – это 6 чакр, седьмая же – Сахасрара, где располагается Шива.

В Муладхаре находится Кундалини (змеиная сила, или энергия), которая покоится во сне, направленная вниз. Эта свернутая кольцами энергия пробуждается и направляется вверх посредством различных техник бандх, мудр, пранаям, асан, дхараны и дхьяны через сушумна-нади (центральный энергетический канал). Первоисточник, основа всех тел – одна высшая сила или энергия, которая нераздельно связана и идентична одному-единственному Духу Шиве. Этот самопросветленный, находящий радость в самом себе недвойственный дух называется Шивой в своей собственной форме, а когда он становится активным для того, чтобы трансформировать Себя во вселенную, создавать, развивать и уничтожать разнообразные пинды (тела), ограниченные временем и пространством, а также проявлять себя во множестве форм, он называется Шакти.

Подобно этому Кундалини-шакти (свернутая кольцами энергия) в Муладхаре формирует основу тела. Когда Шакти (энергия) восходит, она достигает своей цели – Сахасрары – и сливается с ней. Это состояние называется самараскарана, т.е. полное слияние Шакти и Шивы. В самарасье (состоянии слияния, единения) разница между материей и духом более не существует, и йогин созерцает вселенную внутри себя, а себя – во всех созданиях мира. Он видит Шиву в себе так же, как и в мире, и чувствует себя и мир как самого Шиву. Он чувствует, что не существует ничего кроме Шивы. Самараскарана – это конечная цель, желанная для садхаки.

Самадхи – это Шива и Шакти в идеальной гармонии. В йоге она называется нирвикальпа-самадхи.

Это состояние описывается следующим образом:

«Пустота внутри и снаружи, как в горшке, находящемся в пустом пространстве, и полнота внутри и снаружи, как в горшке, погруженном в воду».

или словами Кабира:

«В воде кувшин, вода в кувшине. Внутри и снаружи кувшина вода. Когда кувшин разбит, вода снаружи сливается с водой внутри. Мудрый обращает внимание на эту истину».

Йогин достигает следующего состояния:

«Я вижу красный отблеск моего возлюбленного Господа куда бы не посмотрел», т.е. он видит Высшую Душу, охватывающую собой все.

Когда йогин достигает этого состояния, он избавляется от добра и зла в своей жизни. Его прарабдха (судьба) уничтожена. Эффекты его санчита- и крияман-кармы (совокупной и совершаемой в настоящем соответственно) сожжены. Он становится освобожденным.

Метод, позволяющий достичь такого состояния, называется хатха-йога. Хатха-йога не предполагает совершения мучительных действий типа изнывания под солнцем, висения на деревьях, изувечивания тела огнем, продолжительного стояния на одной ноге и пр.

В натх-пантхе термин «хатха-йога» используется в классическом значении, со всеми оттенками смысла. Одно это слово обозначает различные виды садханы. В то время как в йога-шастре Патанджали перечислены восемь частей йоги (аштанга-йога), Горакх говорит только о шести из них (шаданга-йога). Он полагает, что первые две части, описанные Патнджали, – яма и нияма – уже полностью освоены садхакой. Он верит, что садхака, который вступил на путь йоги, уже прошел стадии соблюдения ямы и ниямы.

Хатха-йога начинается с вопроса: «Поздняя ночь, почти полночь. Ребенок кричит от боли. Дышит ли в городе мужественная душа, способная унять страдания ребенка?»

Приведенное высказывание описывает состояние дживатмы (индивидуальной души). Почему она так беспокойна?

Потому что неполна, но должна стать целостной. Сперва она должна перестать быть дживой (связанной душой) и стать свободной душой, а затем превратиться в Высшую Душу.

Она тоскует и стремится туда, где может стать цельной, полной и совершенной. Где она может обрести все это? В состоянии, которое может быть описано следующим образом.

«Нельзя сказать, что есть Высшая реальность, и чем она не является. Высшая реальность находится за пределами бытия и небытия. Она непостижима. Ее нада (отзвук) слышен в брахмарандхре в состоянии безмыслия. Какое имя можешь ты дать ей? Она превосходит все описания». 

Это дитя в зените в небесах есть Высший Шива, который за пределами всех определений. Он есть высшее блаженство, высшее знание. Джива должна стать Шивой. Вот то, на что нацелена садхана хатха-йоги.

Эта метафора живо иллюстрируется образом двух птиц в «Мундака-упанишаде». Одна птица – сакши (наблюдатель) – сидит на верхней ветке дерева. Она чиста, спокойна, просветленна, бесстрастна, лишена трех атрибутов – саттвы, раджаса и тамаса. Другая птица сидит на нижней ветке и неустанно пробует сладкие и горькие плоды, становясь счастливой или несчастной в зависимости от их вкуса и качества. Она привязана к этому дереву и из-за эго полагает себя деятелем всех действий, а также должна пожинать плоды своих деяний. Отсюда, от беспокойства человек вступает на путь садханы. В натх-пантхе это путь хатха-йоги.

В общем, хатха-йога – это садхана прана-ниродхи (контроля дыхания), но Горакх включил в нее и множество других путей. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» говорится, что «ха» означает солнце, а «тха» – луну. Объединение солнца и луны есть хатха-йога. Под солнцем понимается прана-вайю (дыхание жизни), а под луной – апана-вайю (кишечный ветер, выходящий через анус). Объединение апаны и праны есть хатха-йога. Натх-пантх разделяет тело человека на три части. Нижняя – от Манипуры до Аджни – известна как йога (союз). В Аджня-чакре солнце (ха) и луна (тха) объединяются и входят в высшую область – сахасрару, или область Брахмы. Эта область или состояние определяется как самадхи.

Третье значение термина «хатха-йога» складывается из того, что «ха» обозначает солнечный нади (канал), который также называется пингала, а «тха» означает лунный нади, который называется ида. Благодаря практике хатха-йоги поток прана-вайю (жизненного ветра, дыхания) в этих двух каналах останавливается и направляется в сушумну. Когда дыхание равномерно движется через обе ноздри, говорится, что это дыхание через сушумну. Научно доказано, что во время такого дыхания в мозгу активизируются альфа-волны, что выражается в состоянии безграничного блаженства.

Четвертое значение хатха-йоги заключено в том, что выдох производит звук «ха» или «хум» а вдох – звук «саха», т.е. «ха» и «саха» произносятся в процессе вдоха и выдоха естественным образом. Во время дыхания через сушумну произносится «сохам» («то есть я»). Таким образом «ахам» (я, или индивидуальная душа) чувствует неразрывное единство с «саха» («то», т.е. Верховной Душой) и становится чистой.

В хатха-йоге различные асаны (положения тела) и действия (нети, дхоти, найоли, пранаямы, бандхи, мудры и т.д.) полагаются необходимыми для очищения тела, но главное назначение хатха-йоги – полное слияние Шивы и Шакти. «Ха» обозначает Шакти (энергию), а «тха» – Шиву.

Теперь следует сказать о том, что основы дхъяны (медитации) заложены натх-пантхом. Приведем утверждение Горакха, в котором разъясняются важные предпосылки для медитации:

«Тот, кто устойчив в позе, организован и умерен в еде, а также контролирует сон, никогда не состарится и не умрет. Так говорит Горакх».

Устойчивость позы, умеренность в еде и контроль сна являются тремя предпосылками для медитации. Контроль сна означает тотальную пробужденность, полностью осознанное состояние, без малейшей сонливости, вялости. Для медитации чрезвычайно важен и контроль чувств. Горакх настоятельно рекомендует брахмачарью (целомудрие, воздержание).

Вот, что он говорит по этому поводу:

«Тот, кто подвержен похоти и использует вульгарный язык, есть низменная и низкая личность. Тот же, кто практикует воздержание и правдив, является лучшим из людей».

Другими словами, Горакх твердо убежден в том, что те, кто не контролируют вожделение и пристрастия, никогда не станут успешными в йоге. В йогической философии Горакха медитация полагается главным методом достижения самадхи. Медитация означает нисхождение глубоко внутрь себя и наблюдение. Видеть и знать – вот два главных атрибута сознания. У низкого сознания способности знать и видеть ослабевают. Формула развития этих способностей – знать и видеть. Видеть сукшма (тонкий) ум через стхула (грубый) ум. Наблюдать очищенное сознание через грубое. Продвижение от известного к неизвестному, от внешнего мира к внутреннему (т.е. себе) – это целое путешествие. Видеть и слушать – вот две важнейшие для садханы формулы. Когда мы видим, мы не думаем, а когда думаем, мы не видим.

Горакх дает три сутры (афоризма) о медитации:

«Обрати свой взор внутрь, слушай безударный звук или внутренний мир и оставайся в сверхсознательном состоянии безмыслия. Вот что называется освобождением».

В этом утверждения могут быть увидены три техники медитации:

1) дришья-даршан (рассматривание обстановки), объединяющая глаза и ум; 2) нада-шравана (слушание нады – вечного слова), объединяющая уши и ум; 3) шунья-вичаран (странствие в пустоте), в которой ум становится не-умом.

Наблюдение за дыханием во время дришья-даршана (удержании внимания) – это главная техника садханы.

Наблюдение дыхания означает наблюдение вибраций прана-шакти (жизненной энергии) и сознания, которое заставляет прана-шакти вибрировать.  В основе техники нада-шраваны лежит шабда (слово). Могущество шабды безгранично.

Горакх говорит:

«Слово есть замок, и слово есть ключ, которым этот замок открывается. Слово пробуждает слово. Мир постигается через слово».

В философии Горакха это слово известно как «анахата-нада». Слово есть вечный безначальный звук, сопровождающий начало, середину и конец творения. Шунья-вичарам означает состояние, в котором ум преобразуется в не-ум.

Горакх говорит о 5 состояниях ума:

мудхата (невежество или тупость), чанчалата (беспокойство), экаграта (концентрация, однонаправленность), санлината (погруженность) и шуньята (пустота).

Психология различает три состояния ума – авадхана (внимание), дхарана (концентрация) и дхъяна (медитация). В последнем состоянии – пустоте – ум становится не-умом. 

Согласно Горакху это состояние называется унмани. Он говорит:

«Оставайся в сверхсознательном состоянии безмыслия, не рассказывай другим о своем опыте». «Аскет или йогин, который слышит безначальный звук и остается в состоянии безмыслия, может постичь трансцендентную истину».

Описывая силу ума, Горакх отмечает:

«Ум - это Шакти, ум - это Шива. Этот ум состоит из 5 элементов – воздуха, воды, земли, огня и эфира. Тот, кто пребывает в состоянии унмани, может говорить обо всех трех мирах, то есть обо всей вселенной».

Ум неодушевлен, но он единственное средство единения с Осознающим, т.е. Высшим Духом. Тот, кто способен превратить ум в не-ум, становится знающим абсолютно все. В процессе думания наша личность разделена на две части – видящий и видимое. Видящий – словно листок на дереве, одна часть которого зеленая, а другая пожелтевшая, другими словами, в видящем присутствуют жизнь и смерть, и он рассматривает любую ситуацию через призму этого. 

Видящий, являющийся, по сути, образом, рассматривает дюжины образов вокруг него и комментирует увиденное словами «это мне нравится, я буду беречь это», или «это мне не нравится, поэтому я избавлюсь от этого». Подобные реакции на образы продуцируют новые образы. Видящий есть сумма всех этих образов. Видящий есть опыт, оценщик и судья. Таким образом, видящий и видимое искажаются в ходе мыслительного процесса. За него отвечает ум.

Поэтому Горакх и настаивает на достижении состояния безмыслия путем уничтожения ума. Состояние безмыслия Горакх называет унмани, т.е. состояние не-ума. Превращение ума в не-ум необходимо для того, чтобы постоянно жить в настоящем в бодрствующем состоянии и быть наблюдательным. То, о чем говорит Горакх, это ничто иное как слова Шивы «живи в настоящем». Махавир говорил то же самое («познай момент»).

Система медитации Горакха – это путь музыки. Инструкция к нему такова:

«Смейся, играй и медитируй. Говори о всепроникающем духе день и ночь. Смейся, играй и пой от радости, удерживая ум в устойчивости. Смейся, играй и будь погруженным в блаженство пребывания в себе самом, не становись жертвой гнева и желания. Тот, кто воспринимает жизнь как игру и не тревожится страстными желаниями бесполезных вещей, непременно соединится с Высшей Сущностью».

Продолжай петь вслух и про себя песню Бога. Продолжай выполнять свои обязанности и опустошай свой ум от шлака и грязи. Это и дхьяна (медитация) и бхаджана (поклонение).

Горакх дает также критерий оценки личности, желающей медитировать во время пения, смеха и игры:

«Умри, о йогин, умри, смерть сладка. Умри смертью, которой умер Горакх, и познай истину»

т.е. убей свое эго и обрети интегральное видение, которое приведет к вечному блаженству. Пусть эго умрет. Пусть этот ложный образ самости будет уничтожен. Этот иллюзорный образ умрет только тогда, когда ум прекратит свое существование. Ум же умрет только тогда, когда мы умрем при жизни.

Таково краткое изложение йога-садханы Горакха и йогической философии, которая очень уместна и нужна сегодня. Философия Горакха практична.

Ее посыл – об объединении человечества, единстве вселенной и чистоте жизни. 

Горакх учил, что самоконтроль лучше потакания своим слабостям, что жертвование значительнее бхоги (наслаждения удовольствиями), что победа над собой важнее, чем любая другая победа, и что духовный рост лучше увеличения материального благосостояния.

Высшая цель Горакха – видеть и показывать.

nathas.org

что это такое? Значение слова

В настоящее время широкую популярность приобретают различные йогические практики. Одной из них является садхана. Слово «йога» переводится как «связь». В то время как «садхана» в переводе с индийского означает «регулярные действия». Они-то и позволяют налаживать связь с высшим источником.

Названная практика составляет основу кундалини-йоги. Смысл ее заключается в том, что упражнения необходимо совершать перед рассветом, когда человек максимально расслаблен и свободен от противодействий отрицательных сил. Конечным результатом будет осознанная жизнь, свободная от предрассудков, сковывающих сознание.

Роль садханы в жизни человека

По своей сути, практика садхана представляет собой набор действий, которые выполняются регулярно и осознанно каждым человеком. Однако результат придет, только если целенаправленно прилагать усилия. Важно, чтобы в практику вошла дисциплина, включающая в себя ежедневное выполнение различных упражнений и медитаций.

Наиболее благоприятным для занятий кундалини-йогой является время с четырех до семи часов утра. В этот период открыты энергетические каналы, и усилия по совершенствованию духовной сущности человека дадут максимальный результат. Именно утреннее время наиболее благоприятно для духовного самосовершенствования. Конечно, для того чтобы встать рано утром и заняться чем-либо, от человека требуется определенное усилие, однако в данном случае результат превзойдет все ожидания. Ангелы будут аплодировать личности, стремящейся к вершинам духовного совершенства.

Садхана – что это такое и как понимали эту практику древние народы?

Садхана в традициях древних славян

Отголоски восточных традиций можно проследить практически у всех народов, проживающих на территории Европы. Об этом свидетельствует наличие свастики в качестве культового символа. Невероятную силу и могущество имеет славянский оберег «Садхана».

Значение его связано с особой удачей, которую приносит талисман своему обладателю. Отдельные элементы древних верований дошли до наших дней. Например, студенты перед ответственным экзаменом рисуют свастику на ладони. А староверы до сих пор обозначают систему для связи с Богом посредством определенных знаков, имеющих символическое значение для понимания сути процесса самосовершенствования.

Суть садханы

Итак, постараемся разобраться в сути понятия, характеризующего эту уникальную практику. Садхана – что это такое и какое значение имеет эта практика в системе йоги? Основополагающая цель ее заключается в достижении человеком духовного совершенства.

Но иногда ею пользуются и для обретения материальных благ. Регулярное выполнение определенных ритуалов в одно и то же время с целью улучшения благосостояния – это также садхана. Как видите, значение этой практики в жизни человека сложно переоценить.

Садхана в системе йоги

В кундалини-йоге садхана подразделяется на три части:

  1. Прочтение священных текстов, в частности творения основателя сикхизма Гуру Нанака. Именно его высказывания содержат осмысление духовности и отражают ее суть. Особенно эффективно слушание священных текстов на языке оригинала. При прослушивании создается особая вибрация, вызывающая ассоциации со звуками, характерными в живой природе (пение птиц, журчание ручья, рычание диких животных).
  2. Следование принципам кундалини-йоги – лучшая садхана. Что означает "правильно практиковать"? Главное – регулярность занятий. Для получения необходимого эффекта нужно повторять медитации в течение определенного временного промежутка (до одной тысячи дней). В зависимости от желаемого результата (стремления похудеть, улучшить общее состояние организма), выбирается необходимая продолжительность занятий. Начинать их можно, выбрав комплекс, который следует повторять в течение сорока дней. Этого времени вполне хватит для того, чтобы существенно улучшить общее состояние организма. Можно избавиться от вредных привычек, раскрыть в себе новые способности, доселе дремавшие, а также наметить пути дальнейшего развития. В ходе ежедневных занятий у человека происходит формирование новых привычек (это происходит приблизительно после девяноста дней занятий). Уже после сотни занятий садхана-йога станет частью жизни. Далее человек будет с изумлением наблюдать, как меняется его сознание и мироощущение. Уже после девяноста занятий наступает состояние просветления. По прошествии ста двадцати дней человек ощутит приток сил. В дальнейшем это ощущение будет неизменно подкрепляться новыми впечатлениями. Важно постоянно подкреплять достигнутые результаты. После тысячедневной продолжительности занятий, просветление и степень осознанности станут непоколебимыми. Если же постоянно практиковать садхану, можно достигнуть со временем совершенства.
  3. Пение мантр. Посредством этого происходит очищение чакр. Человек учится понимать свою духовную природу.

В ходе регулярной практики происходит раскрытие духовной сущности, сознание постепенно расширяется и даже позволяет узнать свое предназначение в этом мире.

Наиболее эффективна групповая йогическая садхана. Под влиянием группы людей, объединенных общим порывом, сакральные способности раскрываются с наибольшей силой. В ходе групповых медитаций высвобождается огромное количество энергии, которую можно направить на достижение различных целей.

Возможные препятствия

Для того чтобы точнее понять, садхана – что это такое, давайте подробнее рассмотрим некоторые вопросы, чаще всего возникающие в процессе занятий.

Так, многие не знают, что делать в случае возникновения физических причин, препятствующих реализации практик. Как правило, возникающие проблемы свидетельствуют о том, что над ними необходимо работать. Препятствие является лишь стимулом к преодолению трудностей. Это означает, что факторы, сдерживающие самосовершенствование, необходимо полностью устранить из жизни.

Преодолеть препятствия к достижению высшей цели возможно посредством постоянного самоконтроля. Садхана позволяет достигнуть высочайшей степени удовлетворения этим миром и достигнуть в полной мере совершенства. Человек, погруженный в полной мере в садхану, становится по-настоящему красивым. Он ощущает холод космоса, но при этом остается нейтральным.

Важно знать

У людей, практикующих йогу, часто возникает вопрос и о периодичности смены или чередования упражнений. Для достижения максимального результата крайне важно регулярно использовать одну и ту же технику. Необходимо помнить о том, что каждая мантра приближает человека к космическому сознанию. Согласно учению, необходимо примерно срок дней для того, чтобы приобрести или освободиться от той или иной привычки.

Садхана и болезнь

Желающих прикоснуться к таинству садханы занимает вопрос о том, можно ли практиковать, когда человек болен. Следует различать степень серьезности болезни. В случае, когда болезнь протекает в достаточно легкой форме, можно практиковать садхану и заниматься медитацией. Однако, если человек болен серьезно, от садханы следует воздержаться.

В этот период можно просто лежать и слушать шабт. Регулярное выполнение несложных практик, даже во время болезни, не дает потерять необходимый настрой для выполнения садханы. Но слишком напрягаться все же не стоит. Важно правильно войти в ритм и выполнять упражнения каждое утро.

Место для практик

Кроме того, весьма актуальным является вопрос о необходимости места для выполнения практик. Наличие отдельного места для медитации, безусловно, желательно. Однако его отсутствие не может препятствовать связи с бесконечным. В случаях, когда приходится проводить медитацию в неприспособленных для этого условиях, следует делать все возможное для создания особой атмосферы. Наиболее эффективна групповая садхана. Йога-клуб или другие подобные заведения, где преподают йогу, – лучшее место, где можно правильно практиковать под присмотром опытных инструкторов.

Периодичность и продолжительность

Также часто задается вопрос о времени, необходимом для садханы. Для выполнения практик это не особо важно, поскольку время усилиями разума способно увеличиваться в несколько раз. Идеальным вариантом садханы является двухчасовое занятие. Со временем его продолжительность увеличивается.

Периодичность занятий зависит от степени заинтересованности человека в своем духовном самосовершенствовании. Не следует сразу рьяно браться за выполнение практик. Закономерным итогом такого подхода будет лишь полное разочарование. Необходимо подобрать темп, который был бы наиболее удобным для человека и максимально соответствовал его индивидуальным особенностям. Для тех, кто впервые прикоснулся к садхане, должно стать правилом постепенное познание всех таинств этого направления йоги.

Как приобщить детей?

Также перед человеком, решившимся освоить садхану, неизбежно встает вопрос о необходимости приобщения к таинствам и практикам детей. Ограничений по возрасту в садхане не существует. Поскольку наибольшую эффективность приносят занятия в утренние часы, важно совместить это с режимом дня детей. Сумев достигнуть гармонии в данном процессе, человек испытает чувство удовлетворения.

Вопрос о том, надо ли приобщать детей к садхане, является личным выбором родителей. Если ребенок живет в окружении людей, уже прикоснувшихся к великим тайнам, его приобщение к садхане происходит естественным путем. В любом случае присутствие ребенка на занятиях йогой следует предварительно обсудить с руководителем и членами группы.

Садхана – что это такое словами мудрецов

Садхана пронизывает буквально всю человеческую жизнь. Все мысли о Боге, мирских вещах и делах у человека, прикоснувшегося к садхане, находятся на острие сознания. Поскольку садхане свойственна дисциплина, человек ограничивает свои желания, вырабатывая покорность. Чувства часто стремятся нарушить баланс, но следование садхане не дает ежедневным людским потребностям взять верх над дисциплиной. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания многих признанных отечественных и зарубежных мастеров йоги.

Таким образом, садхана является весьма результативным средством совершенствования внутренней природы человека. Следование ей предполагает постоянное самосовершенствование и поиск новых возможностей в сфере управления поведением человека.

Как показывает опыт, овладение техникой садханы не является чем-то недостижимым. Она доступна каждому, желающему прикоснуться к тайнам человеческой души, и относительно легка для восприятия. Поэтому она доступна любому человеку, вне зависимости от его возраста и социального положения.

fb.ru

как сохранить баланс между семейной жизнью и практикой йоги?

Прежде всего, Садхана – это ежедневная практика, которая выстраивается, когда вы перестаёте жаловаться и анализировать, а просто начинаете практиковать, несмотря ни на что. Человека, посвятившего себя практике садханы, называют термином садхака (мужчина) или садхвика (женщина).

Для меня домашняя йога-садхана очень сложная и животрепещущая тема, потому что я воспитываю троих сыновей и при этом стараюсь сохранить баланс между социальной и семейной жизнью и собственной практикой йоги. Когда-то, когда у меня был только один ребёнок и я жила в Индии, мне казалось, что нет никаких преград для ежедневной полноценной практики. Я укладывала своего малыша в гамак и занималась рядом с ним по два часа. Почти через шесть лет у меня родился второй сын, а через десять третий – и тогда началась моя настоящая садхана. Читая различную эзотерическую литературу, я встречала много мнений, говорящих о том, что семейная жизнь и дети забирают всю энергию и сконцентрированность, и путь семьи диаметрально противоположен пути садхвики. Но на своём опыте я убедилась, что это не так. И опыт таких гуруджи как Кришнамачарьи, например, у которого была жена и шестеро детей, говорит об обратном.

  1. Время. Семейная жизнь – это ежедневная ответственность и работа над собой. Твой ребёнок проснулся в 6 утра, и вместо практики ты должен проводить время с ним, потом другого ребёнка нужно собрать в школу, третьего в детский сад. И такая круговерть продолжается изо дня в день. Казалось бы, как выстраивать здесь свою ежедневную практику, да и вообще, возможно ли заниматься чем-либо кроме детей, дома, готовки и рутинных дел? На самом деле, когда у меня появились дети, я стала практиковать гораздо регулярнее и ответственнее, потому что я почувствовала ценность времени, ценность настоящего. Когда я была предоставлена самой себе, то всё время играла в компромисс с самой собой, время казалось бесконечным, но одновременно тратилось в пустую. Сейчас я чётко рассчитываю на то, что когда мой ребёнок заснул, то я не сажусь праздно пить чай. И ограниченность, предопределённая тем, что через час ребёнок проснётся и всех нужно забирать из школы/садика, готовить ужин, даёт очень чёткое понимание того, что я должна делать в этот момент. На прогулки я беру с собой коврик и даже зимой делаю возможные асаны стоя. Поэтому первое, что мне хотелось бы сказать: успех вашей садханы в осознании настоящего. Когда ты сразу включаешься и, как сказано в комментариях Вьясы к йога сутрам Патанджали: «Не может осуществить йогу тот, кто не предаётся подвижничеству».
  2. Эмоции. И вот ты уже стоишь на коврике и не успел сделать даже первый круг Сурья Намаскар, как ребёнок, например, проснулся. Конечно же, сразу захлёстывают такие эмоции, как гнев и разочарование. Но и это тоже живительный нектар для настоящего садху – это и есть очень мощная практика сохранения равновесия и обретения контроля над своими чувствами. Как сказал Свами Сатьянанда Сарасвати: «Садхана – это путь преодоления умственных помех». Для меня эта фраза очень понятна. Потому что в ней кроется суть наших эмоциональных реакций. Ум начинает анализировать происходящее, возникают негативные эмоции. Но если вы преодолеваете их и спокойно делаете своё дело, неся благость и довольство, то это будет такой же эффективной тренировкой для вашего разума как выполнение асан для тела. Мне очень понравилось такое точное определение садханы: «Ты есть то, что ты делаешь каждый день». И именно отсутствие выбора и времени семейной жизни даёт возможность ежедневной духовной тренировки. Отсутствие идеальных условий – это расширение возможностей работы над собой. Потому что йога-садхана в семейной жизни – это очень живая работающая практика, видя которую люди понимают, что, чтобы заниматься йогой, не нужно ждать идеального места и идеального дня, нужно просто взять и начать заниматься. Как сказал Б.К.С. Айенгар: «Самое трудное – это постелить коврик». Мой коврик, правда, практически всегда лежит расстеленным, чтобы не тратить время и на это.
  3. Выбор. Это самый сложный пункт, о котором мне хотелось бы рассказать. Эгрегор в современном обществе настолько силён, подпитан социальными сетями, СМИ и возможностью всё время быть на связи с кем угодно, что у большинства моих знакомых, да и у меня самой порой возникает ощущение, что я недостаточно посвящаю себя йоге/детям/мужу – ведь вокруг то и дело проходит какой-нибудь фестиваль или мастер-класс и кажется, что все давно уже там. Порой возникает состояние, когда ты начинаешь ловить себя поочерёдно на чувстве вины и неудовлетворённости. Конечно же, это опять эмоциональные и социальные ловушки. И наша задача научиться не реагировать на них. Если говорить о доме, то ваша домашняя садхана – делать свою работу максимально хорошо. Любить и растить своих детей, находясь с ними в настоящем моменте, не думая, например, читая им книгу, об упущенных возможностях вашей йога-практики. Тогда ваша однонаправленность и пребывание в настоящем моменте и будет самой настоящей домашней садханой. Также и на коврике – не думать о домашних проблемах, а полностью находиться в практике, слушать своё дыхание, читать мантры. И даже если у вас сегодня есть всего десять минут на занятие, то проживите каждое дыхание этих десяти минут, сконцентрируйтесь и прочувствуйте практику в каждом моменте, в каждой асане.

В завершении своей статьи мне бы хотелось добавить несколько интересных мыслей Свами Сатьянанды Сарасвати о лайя йоге: «…всякая йога есть лайя йога. Будь ваша практика пранаямой или крийя-йогой, или созерцанием бога, либо вашего гуру, когда ваше личное сознание сливается со сверхсознанием – это и есть состояние растворения, или состояние лайя….лайя йогу не следует выполнять неженатому человеку, и если вы захотите заниматься лайя йогой, вы сначала должны жениться и заниматься ею… Есть много йог, которые, я считаю, могут выполнять все, но лайя-йога – йога растворения – только для женатых людей».

Дарья Осипова — инструктор йогатерапии сети центров «Федерация Йоги»: http://www.kundalini.ru

Фото: istockphoto.com

yogajournal.ru

Традиция Горакшанатха

Автор Йоги Матсьендранатх

В натха-сампрадае йогическая практика представлена мантра-йогой, хатха-йогой, лайя-йогой и раджа-йогой, а так же аштанга-йогой (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи) и шаданга-йогой (ступени от асаны до самадхи, исключая яму и нияму).

Мантра-йога

Практикуя мантра-йогу, садхака реализует полученную от Гуру мантру и ее сиддхи.

Хатха-йога

В хатха-йогу входят следующие практики: сукшма-вьяяма, шат-кармы (очистительные техники, такие как нети, басти, наули, тратака, капалабхати), асана (устойчивое положение тела), пранаяма (контроль жизненной энергии посредством дыхательных упражнений), мудра (печать) и бандха (мышечный «замок»), перенаправляющие поток праны в центральный канал сушумна. Эти методы способствуют пробуждению спящей духовной силы - Кундалини-шакти, которая поднимается вверх по центральному каналу и соединяется со сверхсознанием - Шивой. Этот союз духовной энергии и сознания называют хатха-йога. В классических текстах натхов есть много определений термина «ха-тха», вот некоторые только некоторые из них: Сурья-Чандра, Прана-Апана, Дакшина-Вама, Ямуна-Ганга, Ида-Пингала, Шива-Шакти, Кула-Акула, Двайта-Адвайта и др. Через полное единство противоположностей и достижения идеального равновесия (самарасья), достигается высшая цель хатха-йоги.

Лайя-йога

Практика нада-анусандхана. Согласно текстам натхов, лучшая практика лайя-йоге - сосредоточение на звуке нада, благодаря чему сознание достигает чистоты, путем растворения колебаний ума (мано-лайя). Ум растворяется в звуке нада. Звук - это ничто иное, как Кундалини-шакти, проявленная в чакрах в виде матрики (звуков санскрита).

Раджа-йога

Раджа-йога предназначена для достижения глубокого трансового состояния (самадхи). Раджа-йога - это методы работы с сознанием, которые выполняют в йоге фундаментальную роль.

Десять Ям

  1. Ахимса - ненасилие.
  2. Сатья - приверженность истине в действиях, словах и мыслях.
  3. Астея - неворовство.
  4. Брахмачарья - контроль над всеми чувственными наклонностями и следование Брахману.
  5. Кшама - прощение недостатков и вины других.
  6. Дхрити - терпение и стойкость во всяких обстоятельствах.
  7. Дайя - сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде.
  8. Арджава - простота жизни.
  9. Митахара - строгое регулирование питания.
  10. Шауча - очищение тела и ума.

Десять Hиям

  1. Тапас - аскетизм.
  2. Сантоша - удовлетворенность тем, что есть.
  3. Астикья - вера в священные писания, Гуру и всех просветленных.
  4. Дана - пожертвование.
  5. Ишвара-пуджана - преданное поклонение божеству.
  6. Сиддханта-вакья-шравана - систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.
  7. Хри - чувство совести и стремление к исправлению своих недостатков.
  8. Мати - развитие остроты разума, глубокого понимания.
  9. Джапа - повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно или вслух, с глубокой преданностью.
  10. Хома - предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося.

Асана

Асана - это устойчивое положение тела, в котором йоги может контролировать прану, ум и чувства. Асан существует великое множество, но все они ведут к качественному освоению сиддхасаны, падмасаны и др. положений, в которых можно с легкостью совершать дхьяну.

Пранаяма

Прана-аяма или продление, увеличение способностей жизненной энергии (праны). Результаты пранаямы обретаются через работу с дыханием. Существует около 10 основных техник пранаямы.

Пратьяхара

Пратьяхара - это контроль чувств через контроль ума, так как ум (манас) так же считается одним из органов восприятия (индрия). Посредством пратьяхары сознание от ограниченных объектов перенаправляется к Абсолюту.

Дхарана

Дхарана - это направление духовного сосредоточения на объект.

Дхьяна

Дхьяна - восприятие. Существует множество видов дхьяны, которые описаны в текстах натхов: стхула-дхьяна, сукшма-дхьяна, джьоти-дхьяна и др.

Самадхи

Самадхи - состояние глубокого транса, когда исчезают границы между объектом, субъектом и их самбандханой (взаимосвязью). Существует множество разновидностей этого состояния: савикальпа-самадхи, нирвикальпа-самадхи, дхьянайога-самадхи, лайяйога-самадхи, надайога-самадхи, раджайога-самадхи, расананда-самадхи, бхактийога-самадхи, махабхава-самадхи, джада-самадхи и др.

nathas.org

Садхана | Кундалини йога в Москве | Кундалини йога для начинающих | Школа Кундалини йоги ВЕНЕРА

«Что такое Садхана? Это практика самодисциплины, которая позволяет человеку проявлять Бесконечность внутри себя. Вы делаете ее, чтобы через принятие обязательства победить свою лень, свое эго, свою глупость. Это не то, что делается в угоду кому-то или с целью получить что-то. Садхана это личный процесс, в котором проявляется все лучшее, что есть в вас».Йоги Бхаджан

Садхана означает ежедневную духовную практику. Это —  основа силы нашего духа. Садхана — наш личный, индивидуальный духовный учитель. Это главный инструмент, который мы используем, чтобы работать над собой и достичь своих целей в жизни. Садхану можно делать в одиночку или в группе практикующих кундалини йогу. Перед тем, как вступить в новый день, сделайте себе одолжение и настройте себя, соедините свое сознание со своим Высшим Я. Чтобы работать на всех уровнях вашего существа, включите в ежедневную практику  упражнения, медитацию и мантры.

Во время так называемых «часов утренней амброзии» (два с половиной часа до восхода Солнца), когда Солнце находится под углом 600 к Земле, энергия, которую мы вкладываем в Садхану, принесет максимальный эффект. В это время на Земле преобладают самые совершенные вибрации для медитации, гипофиз наиболее активен.Окружающий мир еще погружен в тишину. Вам будет легче медитировать и сосредотачиваться, пока не начался новый день со своим шумом и суетой. Если вы вообще не можете вставать так рано утром, чтобы сделать Садхану, то сделайте ее в другое время! Выполнение Садханы в любое время дня и ночи принесет вам пользу.

Делайте Садхану регулярно и контролируйте свою жизнь! Встречайтесь со своим Высшим Я каждое утро, и решения, принимаемые вами, да и вся ваша жизнь станет лучше. От вас будет исходить свет и сияние. Каждая ваша Садхана – маленькая победа над собой. Ощущая эти радости побед, все вызовы, которая бросает вам судьба, будут вам нипочем.

Итак, начните свой день не торопясь. Сделайте в постели несколько потягиваний и пранаям. После этого примите холодный душ (Ишнаан),  который подготовит тело к практике. Делайте Садхану в удобной одежде из натуральных тканей, желательно белого цвета. Покройте голову белой шапочкой или банданой. Найдите в своей квартире постоянное, удобное место для практики кундалини йоги, и поместите туда изображения Гуру, цветы, свечи, благовонья и все, что посчитаете нужным. Также приготовьте плед для релаксации и овечью шкуру для того, чтобы сидеть на ней во время занятий.

Обычно Садхана состоит из настройки, выбранного вами комплекса упражнений Кундалини йоги, глубокой релаксации и специальной медитации для Садханы Эпохи Водолея.

Утренняя Садхана расписание (пример):

3:00 — 3:15 — подъем и подготовка к Садхане;3:45 — 4:10 — чтение Джап Джи Сахиб;4:10 — 4:15 — настройка с тремя повторениями Ади Мантры:  «Онг Намо Гуру Дэв Намо»;4:15 – 5:00 — крийя Кундалини йоги в течение 25 — 45 минут с разминкой или без;5:00 — 5:15 — глубокая релаксация;5:15 — 6:17 – мантры Садханы Эпохи Водолея в течение 62 минут;6:17 — 6:30 — дополнительно: чтение Сири Гуру Грантх Сахиб.

Йоги Бхаджан дал Садхану Эры Водолея 21 июня 1992 года, чтобы помочь нам перейти в Эпоху Водолея. Эта Садхана помогает нам приспособиться к новым вибрациям Земли и энергиям, которые нас окружают. Садхана Эпохи Водолея готовит наши гуны, чакры и наш разум к происходящим изменениям. Нам нужна интуиция, выносливость, как физическая, так и психическая, самосознание, и новый калибр духовного опыта, которые смогут укрепить личность в условиях глобальных изменений, неустанной конкуренции, информационной перегрузки и все больших экологических проблем.Также Йоги Бхаджан отметил, если он до ухода из своего физического тела не даст нам другую Садхану, то мы должны пользоваться этой постоянно.

Почему мы встаем на утреннюю Садхану? Потому что нам нужно прожить весь предстоящий день, а мы не можем это сделать без энергии. Люди уважают нас за три вещи: мудрость, обязательство и последовательность.Мудрость в определенном смысле — интуиция, которая позволяет нам давать правильные ответы на поставленные вопросы. На каждый вопрос у нас уже есть ответ.Целеустремленность это наша способность выполнять принятые на себя обязательства. Тогда люди смогут нам доверять.Последовательность  — это устойчивость во времени, жизнь в согласии со временем.Все это дает нам ежедневная практика Садханы.

Садхана Эпохи Водолея практикуется кундалини йогами по всему миру. Выполнение Садханы в группе развивает групповое сознание. Групповая практика усиливает и преумножает воздействие медитаций и мантр на человека.Садхана дает нам возможность знать, чувствовать и ощущать. Групповая Садхана, по мнению Йоги Бхаджана,  это «все за одного, один за всех».

Наше тело является храмом Божьим, а Душа – Божественным Гуру внутри. Итак, мы встаем утром, делаем упражнения, управляем дыханием, медитируем, повторяем мантры, обращаемся к своей Душе,  и объединяемся в групповом сознании. Таким образом, мы помогаем друг другу. Групповое сознание на Садхане призвано помочь каждому практикующему. Например, если один засыпает, то другой не спит. Если из всей группы хотя бы один человек откроется Богу только один раз, мы все будем благословенны. Вот это и имеет значение… В конце Садханы энергии всех практикующих смешиваются в единую, люди оказываются «на одной волне» друг с другом. Это способствует лучшей коммуникации и объединению нас внутри сообщества людей, практикующих эту замечательную кундалини йогу.

Отчаяние, депрессия, нужда приходят к тому, у кого нет дисциплины, нет личной Садханы. Садхана – самое эгоистичное, в хорошем смысле, действие из всех, что совершает человек, потому что это самоочищение. В это время человек принадлежит только себе… Если вы хотите блаженства, счастья и процветания, у вас должен быть чистый ум, ум через который может сиять ваша Душа.

k-yoga.ru

Йога Центр ЛотосЙога Центр Лотос

Сат Нам! Приглашаем всех желающих на утреннею практику  САДХАНУ    в Йога Центр «ЛОТОС».Когда:  каждую суббота на 5.00 утра.

А для тех кто хочет более подробно узнать о садхане. а тем более тем,  кто только начинает заниматься кундалини йогой или вообще просто хочет узнать что же это за практика, мы расскажем в этой статье.Садхана — это ни что иное, как смерть Кармы. Все грехи испаряются во время Садханы. Садхана — это избавление от неудач, трагедий, болезней и нереальности.Йоги Бхаджен

Садхана – это ежедневная, а вернее, ежеутренняя духовная практика.Йоги Бхаджан говорил, что это самая важная часть Кундалини йоги, потому что именно благодаря ей мы можем развиваться и менять себя.Садхана – это дисциплина. Практикуя ее каждый день, очень легко установить отношения с самим собой, стать хозяином своего ума и эмоций.Садхана – это проверка вашего мужества. Кто победит – вы или желание валяться в постели?

«Если ваша садхана важнее вашего невроза, вы впорядке. Если ваш нервоз важнее Садханы – вы не в порядке.»Йоги Бхаджан.

Почему мы встаем на утреннюю Суадхан? Потому что нам нужно прожить весь предстоящий день, а мы не можем это сделать без энергии. Люди уважают нас за три вещи: мудрость, обязательство и последовательность.

● Мудрость в определенном смысле – интуиция, которая позволяет нам давать правильные ответы на поставленные вопросы. На каждый вопрос у нас уже есть ответ.

● Целеустремленность это наша способность выполнять принятые на себя обязательства. Тогда люди смогут нам доверять.

● Последовательность – это устойчивость во времени, жизнь в согласии со временем.

Все это дает нам ежедневная практика Садханы.

Утренняя Садхана является специфической практикой в Кундалини Йоге. Садхана может относиться к любой духовной дисциплине, которую можно делать в любое время в течение дня. Однако в Кундалини Йоге чаще всего это практика, сделанная в течение 2,5 часов до восхода солнца. Почему 2,5 часа? Это минимальный срок, предложенный в Кундалини Упанишадах. Он действует в соответствии с принципом кармы: что бы вы ни совершили, это вернется к вам в десятикратном объеме. Поэтому если в день 2,5 часа уделять Божественному, то весь день будет благословенен. В это время особенный угол Солнца до Земли, и наши биоритмы наиболее благоприятны для чистки. Мало кто бодрствует в эти часы, поэтому легче взять тайм-аут для себя и не отвлекаться на постороннее.

Практика начинается в ранние утренние часы. Потому , что:

  1. В это время большинство людей ещё спит и пространство «чисто» от чужих мыслей, метушни и шума, поэтому ничего не отвлекает.
  2. Энергетические каналы открыты, уравновешено дыхание правой и левой ноздрей.
  3. Любые усилия, направленные на самосознание и трансформацию себя в лучшую сторону, дают результаты в десять раз больше, чем в другое время.
  4. Лучи солнца в предрассветные часы проходят атмосферу Земли под углом 60˚, создавая оптимальную атмосферу для очищения и установки правильных биоритмов.
  5. В древних индийских Ведах говорится, что только тот, кто встает до 6 утра, может изменить свою судьбу.Делая Садхану в группе, развивается групповое сознание. Когда Садхана начинается, все имеют различные вибрации, но на протяжении практики наши внутренние струны настраиваются друг на друга. Наши индивидуальные ауры сливаются в одну групповую ауру. Если группа хорошо настроена на Садхану, то общая аура будет цвета радуги, с голубоватым оттенком.Что делать, если у вас нет группы для Садханы?Представьте себе вот что. Йоги Бхаджан говорил: «Если вам приходится делать Садхану одному, то во время пения представляйте себе миллион других людей вокруг вас. Слушайте их пение, сидя в самом центре и не двигайтесь. Почувствуйте, что вы не поете физически, а руководите песней, и позвольте пению привести вас. Когда вы это представите, продолжайте пение».Подготовка к СадханеЕсли это возможно, то комната, где вы делаете Садхану, должна быть местом, где хранятся священные вещи и воспоминания. Во время Садханы энергия места, где вы находитесь будет влиять на вас, так что делать Садхану лучше в специальном месте. Может быть, перед алтарем. Это будет очень полезно. В комнате должно пахнуть свежестью, хорошо проветрено, температура должна быть умеренной, чтобы медитировать было легко. Сядьте на натуральную шкуру, так как ее нестатические свойства будут отделять ваше электромагнитное поле от электромагнитного поля Земли. В идеале помещение должно быть свободным от отвлекающих шумов. Чтобы подготовить себя, лучше просыпаться, совершая несколько физических упражнений. Потом принять холодный душ и выпить несколько стаканов воды. Надеть свободную, чистую одежду, лучше белого цвета.

    Садхана для женщины:Ничто не поможет женщине научиться управлять собой лучше, чем дисциплина и садхана. Если она примет решение выполнять садхану до конца своих дней и будет придерживаться этого решения, она сможет преодолеть в жизни всё. Она всегда будет побеждать. Женщине необходима стимуляция для того, чтобы почувствовать себя женщиной. И садхана является лучшей стимуляцией. Это независимая, личная, само-развивающая практика. Удовольствие от садханы в её выполнении и наполнении ощущениями, которые она даёт. Садхана — это победа над собой, над своей ленью. Когда семя выполнения садханы посеяно, из него обязательно вырастет плод. И тогда вы победите все свои слабости, страхи, неуверенность и чувство вины. И это даст вам волю, приведёт вас к победе.

    «Однажды один человек сказал о Садхане: «Если вы сделали Садхану, ничего с вами уже не случится. Я ответил: «Нет, когда Садхана происходит, все должно случиться с вами, и вы должны выйти победителем! Вот что дает вам Садхана. Она не дает вам письменную гарантию от Бога. Тот, кто делает Садхану, строит такую сильную личность, которая сможет все победить! Вот почему я делаю свою собственную Садхану. Я делаю ее в течение многих лет. Я делаю ее даже сейчас. Некоторые люди спрашивают меня: «Вы же Учитель, почему вы делаете Садхану? Я говорю: «Чтобы оставаться Учителем!» —Йоги Бхаджан

    Садхана состоит из трёх частей:

    1. Чтение священного текста «Джап Джи» («джап» — повторять, «джи» — душа). Произнося или слушая текст на языке оригинала – Гурумукхи (язык Гуру) – в создадите особую вибрацию, возвышающую сознание. Это как раскат грома, пение птиц, шум воды или рычание льва. Это не нужно переводить.

    2. Занятие традиционной Кундалини-йогой.

    3. Пение мантр.  Благодаря этому этапу Садханы ваше созание и чакры очищаются, вы учитесь чувствовать свою духовную природу, переживаете абсолютно новый опыть расширения сознания, который усиливается с каждым днем.

    В традиции Кундалини Йоги именно с чтения Джап Джи Сахиб начинается утренняя Садхана, после чего выполняется комплекс упражнений, и после релаксации, в течение 62 минут поются мантры описанные в конце книги. Самое благоприятное время для чтения Джап Джи Сабих считается за несколько часов перед рассветом, когда пространство максимально чистое, а все живое еще спит.

    Физические упражнения являются важной частью садханы. Крийя помогает кровообращению, снимает напряжение и отпускает эмоциональные блоки. Она очищает органы, стимулирует систему желез и пробуждает волю. Для всего этого Кундалини Йога является подходящей практикой. Это больше, чем просто физическая нагрузка, Садхана дает вам духовную тренировку и возможность работать вне своего ума. Поэтому в оставшейся части дня единственное над чем вам придется работать — это ваша жизнь. Физические йоговские упражнения, как правило, занимают около 30 минут, затем следует релаксация

Садхана практикуется Кундалини йогами по всему миру. Групповая практика усиливает и преумножает воздействие медитаций и мантр на человека, очищая подсознание. Если вы хотите спокойствия, счастья и процветания, у вас должен быть чистый ум, ум через который может сиять ваша Душа.

Пение мантр Садханы Эпохи Водолея Многие Кундалини йоги на утренней Садхане делают свои собственные медитации. Однако если вы хотите более длинную практику, делайте Садхану Эпохи Водолея, которую дал нам Йоги Бхаджан в 1992 году. После чтения Джап Джи, 25-30 минут упражнений йоги (с последующей релаксацией), все вместе мы поем мантры Садханы Эпохи Водолея.

1. Утренний зов

Эк Он(г) Кар Сат Наам Сири Вахе Гуру

Перевод: Един Творец, Истина – Его Имя. Великолепна и неописуема Его бесконечная мудрость.

Сделайте шейный замок, вдох; Эк – коротко, втягивая живот, Онг и Кар – долгие, равные по длительности. Вдох: Сат – коротко, втягивая живот, Наам – долгое, Сири – с остатком воздуха, — короткий вдох верхушкой легких – Вахе Гуру. Эта мантра поднимает Кундалини. Поется 7 минут.

2. Ва Янти

Ва Янти Кар Янти Джаг Дут Пати Адак Ит Ваха Брахмадэв Трейша Гуру Ит Вахе Гуру

Перевод: Великое Универсальное Я, Созидательное Я, творение происходит во времени, и все это есть Великое единое, три аспекта Господа: Брахма, Вишну и Шива – все это в мантре Вахе Гуру. Эта мантра, слова из Патанджали, соединяет нас с тысячелетней молитвой.

3. Мул Мантра

Эк Онг Кар, Сат Наам — Един творец – Истина Его имяКарта Пуркх — Деятель, создающий всеНирбхо, Нирвэр — Вне страха, вне враждебностиАкаал Мурат, Аджуни — Неумирающий, Нерожденный СэйбхонгГур Прасад — Самосущий, Милость ГуруДжап — ПовторяйАд Сач, Джугад Сач, Хе Бхи Сач, — Истина жива и сейчасНанак Хоси Бхи Сач — О Нанак, Истина пребудет вечно.

Эта мантра дает вам опыт переживания вашего глубинного сознания. Она продвигает вас вперед к вашей судьбе. Поется в течение 7 минут.

4. Сат Сири Сири Акал

Сат Сири, Сири Акал Великая истина, великая неумирающаяСири Акал, Маха Акал Великая неумирающая, великая бессмертнаяМаха Акал, Сат Наам Великая бессмертная, Истина – ИмяАкал Мурат, Вахе Гуру Бессмертный образ Господа, Мудрость, ведущая к блаженству Эта мантра говорит о том, что мы находимся вне времени, напоминает о том, что мы являемся бессмертными существами. Поется в течение 7 минут.

5. Ракхе Раканхар

Ракхе раканхар ап убарианГур ки пэри паэ кадж саварианХо аап дайал манахо на висарианСадх джана ке санга бхаваджал тарианСакат ниндак душт кхин маэ бидарианТис сахиб ки тэк Нанак манэ маэДжис симрат сукх хоэ сагалэ дукх джаэ

Перевод: Спаситель сам спасает всех. Он ведет нас к лотосным стопам Гуру и исполняет необходимое. Когда Он милостив и сострадателен. Он не забывает о своих преданных. Он спасает нас от океана материального существования, дав нам общество истинных святых. Он уничтожает неверующих, клеветников и грешников во мгновение ока. Нанак говорит: Я принимаю прибежище Господа в своем уме. Памятование о Нем приносит блаженство и изгоняет все скорби. Эта мантра защищает от всего негативного. Поется в течение 7 минут.

6. Вахе Гуру Вахе Гуру Вахе Гуру Вахе Джио

Сядьте на левую пятку, правое колено – перед грудью, ладони вместе перед грудью, взгляд – на кончик носа. Перевод: Блаженство вне слов и описаний ведет нас от тьмы к свету. Эта мантра об экстазе. Поется 22 минуты.

7. Гуру Рам Дас

Эта мантра воспевает Гуру Рам Даса и наполняет нас смирением. Поется в течение 5 минут.

Окончание Садханы Эпохи Водолея

Обычно Садхана завершается песней «Пусть солнце светит над тобой и любовь прибудет, чистый свет озарит тебя и хранит в пути.»(3 раза) и пением завершающей мантры Сат Нам.

 

Вход на садхану свободный.Благотворительный взнос приветствуется, дабы не нарушать энергетический закон Вселенной.

Записаться можно у администратора.Наши телефоны:067 433 89 99

093 087 77 88

(0432 )68 75 75

Наш адрес : ул. Ю. Смирнова, 23 ( р-н 3й больницы).

Будем рады вас видеть, Сат НАМ!

www.yogalotos.com


Смотрите также