Индийские садху: мудрецы или сумасшедшие? Йога садху


мудрецы или сумасшедшие? / Статьи и интервью / ProTurizm Club

Когда я впервые увидела его, он сидел на грязной леопардовой шкуре, расстеленной на сырой земле. Вокруг был очерчен дымчатый пепел. Сквозь густые кольца дыма от конопляного чиллума, едва проступали черты человека средних лет. Его лицо увивала густая борода, щедро измазанная пеплом, чёрные как смоль глаза будто замерли в упрямом пристальном положении, спутанные в дреды волосы были украшены черным тюрбаном и яркими бусами. Зубы потемнели от суровой аскезы и обросли толстым угольным слоем. Его темный балахон напоминал одеяние колдунов, а заточенный бамбуковый шест угрожающе метился мне в лицо. Он не был босым, рядом стояли деревяшки, имитирующие простые шлёпанцы. Лоб украшали непонятные простому смертному рисунки, странные амулеты и перстень с драгоценным камнем гармонично завершали тот мистический образ, который предстал прямо передо мной на берегу священной Ганги.

Он сидел на земле недалеко от местного крематория, мирно покуривал травку, избавляясь от застывших концепций, и пребывал в каком-то ином измерении. Я подошла ближе, и он жестом пригласил меня сесть рядом.  В темной щели, за ветхой постройкой, которую не заметишь с тропинки, сидела целая компания аскетов. Все они были похожи друг на друга, не имели одежды или же укутывались в одинаковые черные балахоны. Аскеты сбились в кучу и видимо совершали священный ритуал вокруг горящего костра, раскуривая по кругу чиллум с гашишем. Все они были шиваиты. Считается, что курение трубки способствует обретению высшей мудрости, а мягкой дымчатой субстанцией питаются духи. Оставшийся пепел мажут на лоб или съедают, демонстрируя высшую преданность Шиве. 

Позже я узнала, что эти ребята были настоящие агхори – индуисты садху, практикующие крайнюю форму аскезы. Многие индуисты сторонятся агхори, потому что те якшаются с духами, живут на кладбищах и местах кремации, проводят довольно жесткие и странные для обычного человека ритуалы. Считается, что аскеза – отказ от сна, пищи и чувственных удовольствий, а также чистое видение Бога во всех его проявлениях, даже в самых отвратительных – это ведь тоже часть Вселенной, помогает подвижнику обрести духовное просветление.

Садху уходят от мирской жизни, бросают семьи и нажитое, посвящая себя духовности. Достигая единения с Богом, Абсолютом, Вселенной, мистик понимает истинную природу вещей, избавляется от страха и отвращения. То, что пугает простых людей, не может испугать агхори, потому что он понимает природу человеческого страха. Практикуя йогу и медитацию, совершая странные на первый взгляд ритуалы, садху вырабатывает внутреннее спокойствие и становится неустрашимым. Каждый агхори стремится избавиться от отвращения к уродливому и грязному. Этому помогает специальная медитация, направленная на нейтрализацию негативных эмоций. Агхори поджидают угасание погребальных костров, чтобы забрать череп или сам труп.

Садху – попросту аскеты, йогины, святые живут в ашрамах, храмах, в лесу и пещерах. Другие ведут бродячий образ жизни, совершая паломничество. Не все из них являются агхори и поклоняются Шиве, некоторые особенно почитают Вишну. А большинство из них вовсе с непониманием относится к секте каннибалов. Я повстречалась с агхори в Варанаси – древнейшем городе на земле. Этот священный город издавна считается местом паломничества, сюда приходят старики и больные умирать. Здесь начинаешь задумываться о вечном, об иллюзорности мира, о предназначении человека и смысле нашего бытия. Индуисты стекаются со всей страны к берегам Ганги, потому что верят — если умереть в священном городе есть возможность попасть в рай, а не перерождаться снова и снова в новых телах. С раннего утра у Ганги суета, гаты переполнены людьми. Костры на гате Маникарника никогда не потухают. Такая атмосфера – идеальное место для агхори.

Некоторые садху обладают даром ясновидения, занимаются магией, умеют исцелять людей и убирать сглаз. Жители небольших деревень особенно почитают садху, приглашают их на свадьбы, просят совета от мудрецов. Люди дают аскетам еду, фрукты, воду, подаяния, их бесплатно пропускают в транспорт. Впрочем, некоторые поддельные садху паразитируют на доброте людской и занимаются попрошайничеством. Они рядятся в ветхие тряпки цвета охры, плетут дреды, обмазываются пеплом, чтобы  заработать побольше денег с неосведомленных туристов. Приставучие садху с хитрыми улыбками и просьбами дать денег – ненастоящие, истинные духовные отшельники ведут себя скромно, общаются на равных о жизни и денег не просят, хотя бы потому что нет у них желаний и материальных привязанностей.

Некоторые садху настолько суровы, что держат руку поднятой и не опускают её, пока она не одеревенеет, стоят на одной ноге годами, используя подвесную систему, голодают, ходят голыми, не остригают волосы, которые скапливают сверхсилу и энергию. Просветленных садху называют живыми богами на земле.

В Индии порой встречаются такие чудеса, от которых голова идет кругом. Вот встретить живых агхори, пьющих из черепа только что сожженного человека, или вымазанных пеплом индийских садху – одно дело, но познакомиться с европейцами, бросившими жизнь на Западе ради познания истины на сакральном Востоке – совсем другое дело. Тут и такое случается. Я сейчас не о тех, кто приезжает к Сай Бабе, Бхагавану Раджнишу и Махарши в ашрамы. Рама-прия Дас в прошлом гражданин Америки является садху и сидит в лотосе уже 4 года. Его тело покрыто густым пеплом, его волосы спутаны индийскими ветрами, единственное имущество – набедренная повязка.

В идеале садху стремятся к чистому видению, умеют контролировать мысли, избавляются от привязанностей, видят божественное в других людях и занимаются своим духовным развитием, напоминая людям о превосходстве духа над материей. 

Юлия Голубятникова

proturizm.club

Индийские Садху / Многоликая Йога / Вайкунтха Ру

Садху принадлежат ко многим различным сектам или орденам. Вступая в орден, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть — и рождение заново. Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения — бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения. Теперь всецело важна связь с гуру. Он «рассеиватель тьмы», проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель — и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

Большинство из орденов садху довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными.

Санскритские термины sādhu («добродетельный человек») и sādhvī («добродетельная женщина») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках.[1]

Слова происходят от санскритского корня sādh, который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то».[2] Тот же самый корень используется в слове садхана (sādhana?), которое означает «духовная практика».

Нага садху — или «аскеты — воины».

Одна большая и выдающаяся Шиваитская сампрадая состоит из «аскетов — воинов», или Нага (обнаженных), которые существуют с доисторических времен.

Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Наги были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.

Следы этой «мачо» позиции все еще различимы сегодня. Секта Нага подразделяется на Акхары, то есть «полки», как в армии.

Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия — палок, копий, мечей и особенно трезубцев — но в наши дни это в основном несет символическую функцию.

Среди Нага — как и ожидается из названия — мы все еще находим много садху, которые ходят обнаженными. Так же как и в других отношениях, они представляют идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.

Сарасвати Гири настоящий мастер дамару. Он стучит в два разных размеров барабана одновременно, в каждый с разной скоростью, создавая специфический ритм. Это активная форма медитации и исполнение ее в течении сколь угодно длительного времени требует огромной концентрации и физической силы.

Сантош Гири Нагаджи, садхви, принадлежащая к знаменитой секте Нага-садху, курит чилам как мужчина.

Чилам — набитая табаком и гашишем глиняная трубка, которую курят через сложенные ладони. Гашиш курят многие садху, в подражание Шиве, Господу Гашиша, который сам находится в постоянном состоянии опьянения.Горокхонатхи или Йогины.

На Горокхонатхов обычно ссылаются как на Йогинов.

Хотя на вид они очень схожи с саньясинами, Йогины не следуют Ведантическим учениям Шанкары, а твердо придерживаются Тантрического пути, которому обучал их Гуру-основатель Горокхонатх. Кроме этого они приверженцы Шивы, хотя в его манифестации как Бхайравы, и поклоняются Хануману и Даттатрее.

Горокхонатху, являющемуся инкарнацией Шивы, поклоняются как божеству Йогинов, и имеется несколько посвященных ему храмов. Поэтому Йогинов часто называют «Горокхонатхи», или более просто «Натх Баба».

Пагал Мауни Баба принадлежит к направлению Агхори секты Горокхонатхов. Как показывает его имя, этот Баба «безумный, божественно опьяненный» (пагал) и «не говорящий» (мауни).

Удасины.

Крупный орден аскетов Удасинов был по происхождению не Шиваитским — и даже не индуистским — но принадлежал к религии Сикхов. Организация была основана в 16 веке Шричандрой, сыном Гуру Нанака — основателя Сикхизма. Поэтому Удасины известны как Нанакпутры, «сыны Нанака», и они почитают Грантх Сахиб, священную книгу Сикхов.

Они были отлучены преемником Гуру Нанака и постепенно обратились в Индуизм.

Удасины поклоняются панчаятане, сочетанию пяти божеств, а именно Шиве, Вишну, Солнцу, богине Дурге и Ганеше; помимо этого они поклоняются своему основателю — Гуру Шричандра. Их философия в основном монистическая Веданта, сформулированная Шанкарой, и в других аспектах они тоже походят на Шиваитских саньясинов. Как все Шиваитские саньясины, Удасины обычно носят красную или черную одежду, используют пепел, имеют длинные волосы — джату и так далее, но есть разница в деталях, таких как их шерстяные вязанные шапки и маленькие серебряные серповидные кольца в правом ухе. Кроме того, всякий раз когда им приходилось выбирать сторону в борьбе между соперничающими направлениями, они были на стороне Шиваитов.

Раманандины.

В начале 14 века Раманандой была основан очень успешный аскетический орден: Рамананда Сампрадая, более известная как Раманандины.

В наши дни, из-за своего доминирующего положения, она признана отдельной организацией, но официально это все еще часть Шри Сампрадайи, так как Рамананда начал свою аскетическую карьеру как член этого направления. Он остался лояльным к философии основателя Рамануджи, но выбрал Раму и Ситу как личных богов, и сделал поклонение им центральной особенностью религиозных практик сампрадайи.

Садху вовлекаются в разного рода духовные практики. Одни практикуют суровые аскезы, а другие — сосредотачиваются на молитвах, повторении мантр или медитации.

Существует два основных течения среди общества садху: Садху-шиваиты — аскеты, посвящающие свою жизнь Шиве, и садху-вайшнавы — преданные Вишну и его аватар, таких как Рама и Кришна. Малочисленной группой по сравнению с двумя другими являются садху-шакты, преданные богини Шакти, божественной женской энергии, женской ипостаси Бога. В этих основных течениях существует множество более мелких течений и групп, которые следуют определённым философским школам или традициям, сампрадаям.

Самая большая шиваитская сампрадая называется дашанами — «десять имён»; во время церемонии духовного посвящения, садху этой сампрадаи принимают одно из десяти имён. Считается, что эта шиваитская сампрадая была основана индуистским философом VIII века Шанкарой, хотя не имеется полной и достоверной информации о возникновении этой сампрадаи. Вайшнавская сампрадая садху с самым большим количеством последователей, одновременно являющаяся самой большой сампрадаей садху в современной Индии, — это Рамананди, которая, предположительно была основана средневековым учителем бхакти (преданности Богу) по имени Рамананда.

Шиваитские садху известны как санньяси, или те, кто отвергли мирскую жизнь, тогда как вайшнавы называют себя вайраги или отречёнными. Данные термины отражают различные мировоззрения двух групп: философия шиваитского аскетизма и отречения, во многом, более сурова и радикальна, чем вайшнавская.

В мировоззрении шиваитских аскетов ключевую роль играет полное отвержение мира и посвящение себя достижению освобождения из круговорота самсары. В то время как вайшнавы предпочитают оставаться вовлечёнными в общество не-садху, осуществляя служение обществу из сострадания.

Хотя садху, как правило, оставляют свою касту после инициации, их происхождение оказывает влияние на те секты, в которые они вступают; определённые аскетические группы, такие как данди в группе дашанами, состоят в основном из брахманов по рождению, тогда как другие группы принимают в свои ряды членов любой касты.

Существуют также садху-женщины, которые известны как садхви. Часто, женщины, становящиеся на путь отречения, это вдовы, которые живут уединённой жизнью в аскетической обстановке. Многие почитают садхви как проявления Деви. В современной Индии ряд харизматичных садхви, такие как Амританандамайи, прославились как религиозные учителя.

Садху становятся немногие. Принятие отречение является четвёртой стадией в жизни индуиста, после прохождения обучения как монах-послушник брахмачари, семейную жизнь грихастхи и стадию подготовки к отречению ванапрастхи.

Садху ведут трудный образ жизни. Считается, что садху умерли для себя, и официально умерли для Индии как её граждане. Часто садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и приобретая от него необходимый опыт.

Хотя в классической санскритской литературе индуистской традиции, санньяса, или жизнь в отречении, описывается как четвёртая, конечная стадия жизни, последователи многих течений принимают отречение в юности. Индусы, выросшие в брахманических семьях, в большинстве случаев следуют традиционной системе и, перед тем как стать садху, живут как домохозяева, выращивая своих детей. В редких случаях, индусы выбирают жизнь садху пытаясь избавиться от тяжёлого семейного или финансового положения, оказавшегося для них непосильным.

Перед тем как быть принятыми в ряды садху, кандидаты часто проходят через определённые ритуалы, которые разнятся в зависимости от группы или течения. Обычно, садху получает духовное посвящение от гуру, который даёт ученику новое имя и определённую мантру, которую тот должен повторять как часть медитативной практики. Гуру играет крайне важную роль в аскетических традициях, обычно его почитают на одном уровне с Богом, и служение гуру, даже самое простое, рассматривается как важная духовная практика.

Сделай мир лучше!Расскажи об этом ВСЕМ!
Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!

vaikuntha.ru

Садху. Часть 1. || ЙОГА ЛАЙТ КЛУБ

"Садху" - в переводе "святой человек", обобщающее название для странствующих аскетов, монахов различных индуистских религиозных орденов, йогов и проповедников, избравших для себя путь отречения от мира, поисков и достижения высшей истины. В своем стремлении к внутреннему свету, освобождению от земных оков, к знанию Абсолюта, они выбирают путь аскетизма и йоги. Для достижения этого они систематически перестраивают тело и ум с помощью многочисленных методов, таких как целомудрие, самоотречение, религиозная дисциплина, медитация и аскетизм. Все эти методы обозначаются общим словом «садхана», что буквально означает путь достижения определенной цели . От этого же корня произошло слово Садху. Садху почитаются как святые люди, посланники богов на земле. Считается благословением принять в своем доме такого человека, накормить его и получить наставление.

...Конечно не все "садху" являются святыми (среди них множество шарлатанов, или просто нищих бездельников, принимающих на себя благочестивый вид, жаждущих почитания и "дармового пропитания"...дело в том, что в индии благоговейно относятся ко всем кто отрекается от мира и принимает "саньясу" - высшую ступень в системе "варнашрама", посвящает жизнь служению Богу и проповеди религии. Обычай жить за счет пожертвований считается единственно возможным для садху и не рассматривается, как нечто предосудительное. Но среди этой массы попадаются действительно подлинные святые. В большинстве своем это люди, вступившие на путь духовного поиска, отшельничества, и живущие за счет подаяний.

Большинство садху проводят жизнь в странствиях по стране и паломничествах по святым местам, некоторые все время живут в монастырях и ашрамах, некоторые в лесах и пещерах. Однако даже этих "скрытных" святых можно встретить на больших религиозных праздниках (таких как "кумбх мела"или "шиваратри").

Садху становятся люди, которые пришли к выводу, что их деловая и семейная жизнь достигла своего естественного завершения и настало время отставить всё и вступить на путь духовного поиска. Кстати, в прошлом они могли быть кем угодно – от простого крестьянина до богатого бизнесмена.

Индуисты могут быть условно разделены на два направления: Шайвы поклоняющиеся Шиве, и Вайшнавы, поклоняющиеся Вишну. Большинство из садху является поклонниками бога Шивы, однако, довольно многие поклоняются богу Вишну. Отличить их можно по специальному знаку в виде линий на лбу, который называется тилака. У шиваитов они горизонтальные, а у вишнуитов – вертикальные. Так же как история Шивы и Вишну, история садху начитывает многие века. Аскетизм и йога как метафизические науки и мистические методы, с помощью которых можно установить связь между индивидуальной душой и абсолютом, являются уникальным индийским открытием. Эта традиция насчитывает более четырех с половиной тысячелетий. Имеются расхождения в точной датировке и определении места возникновения этой традиции. Некоторые ученые относят начало возникновения аскетических движений к учению священных Вед, которые были принесены в Индию арийскими племенами около тысячи пятисот лет до нашей эры. Первые аскеты исповедовали невероятно перегруженную ритуалами ведическую религию. Согласно другой теории, которая подтверждается археологическими открытиями, аскетизм и йога возникли в культурной среде долины Инда около двух с половиной тысячелетий до нашей эры. Эти методы развились из практик первобытного шаманизма.

Длинноволосый мудрец

Описания древних аскетов, святых и мудрецов, насколько о них можно судить по Ведам и ведическим священным писаниям, в значительной степени применимы и к современным садху: они ходили обнаженными и носили длинные волосы, сбившиеся в пряди, их тела были покрыты пылью, пеплом, лохмотьями или звериными шкурами; они разрисовывали яркими цветами лоб и тело и носили с собой посох и сосуд для питья; они соблюдали безбрачие и использовали некоторые практики йоги и умерщвления плоти; они жили в лесах, вдали от общества смертных.

Эти святые прекрасно описаны в Гимне длинноволосого Мудреца:  

Длинноволосый мудрец заключает в себе пламя и эликсир, и одновременно небо и землю. Взгляд на него подобен видению небесного света во всем его великолепии.

Аскеты, овеваемые ветром, одеты в темную пыль. Они следуют пути ветра, когда в них входят боги.

Опьяненные нашей аскезой, мы восходим на высшие планы. Вы, смертные, видите лишь наши тела.

Аскет летит по воздуху, освещая все формы на земле. Отданный святой работе, он равен любому богу.

Воздух, вот единственная пища боговдохновенного, и аскет дома в обоих мирах, материальном и духовном.

Скитаясь по следам небесных нимф и дивных животных, длинноволосый мудрец обладает знанием обо всем, и своим экстазом вдохновляет все.

Ветер-бог возносит его и бросает на землю, и длинноволосый мудрец пьет из чаши эликсир, деля его с Шивой.

Под эликсиром, упоминаемым в первых и заключительных строках, очевидно, подразумевается некое психотропное вещество, вероятно родственное соме, ведическому священному средству, предлагаемому богам, принятие которого вызывает видения божественной Реальности. Для этой же цели саду практикуют курение чараса. Однако, как показывает первых стих, он может уже содержаться в теле или создаваться аскетическими практиками. То же справедливо и для пламени внутри , и для внутреннего ментального пульса . С помощью этой жестокой дисциплины длинноволосый мудрец сам становится пламенем , озаряя светом все вокруг себя.

Во втором стихе, овеваемый ветром , очевидно, означает обнаженный , что позднее превратилось в дигамбар, одетый в небеса . Темная пыль прототипична или аналогична пеплу, к которому обращались садху на протяжении веков и которым они покрывают свое тело до сего дня.

Словом опьяненный в третьем стихе гимн обращается к состоянию экстаза божественного безумия , сопутствующему реализации Бога, вызванной эликсиром или аскетической дисциплиной. Это опьянение заразительно; одного присутствия аскета достаточно, чтобы передать его другому, как показано в шестом стихе.

Сверхъестественные способности аскетов, описанные в четвертом и пятом стихах: летящий по воздуху и живущий в воздухе , воспринимались буквально, и их дальние отголоски достигли даже Запада, о чем свидетельствует, например, иллюстрация Индийский маг, летящий по воздуху в Книге Чудес четырнадцатого века.

Хранители черепов

До девятого или десятого века нашей эры аскеты не имели четкой организационной структуры. Как бы то ни было, по крайней мере два тысячелетия они составляли множество небольших групп, объединенных вокруг реализовавшегося мудреца или Гуру. Каждая группа отличалась особенной традицией и неразрывной цепью религиозных преемников, своим видением личного служения и религиозной доктрины, в также своими обычаями, правилами и внешним видом.

Наиболее древними сектами были Пашупаты, Капалики, Хранители Черепов, и Каламукхи, или Черные Лица . Как показывает название секты Пашупатов, которое происходит от имени Пашупата, Повелитель Зверей, эта группа, возможно, была связана с рогатым богом долины Инда. Они возводят исток своей традиции к Лакулише, проявлению Шивы, который близко напоминает рогатого бога с эрегированным фаллосом.

Эти аскеты поклонялись Шиве в его наиболее грозных обличьях, Бхайравы, ужасного экстатичного безумца , или Капалешвара, Бога Черепа. Этот эпитет Шива заслужил, отрубив пятую голову Брахмы, которая после этого приросла к его руке. Чтобы искупить свое преступление и избавиться от черепа, ему пришлось совершать жестокие аскетические практики.

Капалики, подражая своему Богу Черепа, совершали обряд искупления, хотя они и не были виновны в убийстве. Из следующего довольно сочувственного, описания Бхайравачарьи, или учителя Бхайравы , можно получить наиболее полное представление об этих адептах.

Бхайравачарья сидел на тигровой шкуре, расстеленной на земле, покрытой размазанным зеленым коровьим навозом, посередине круга, очерченного пеплом. Сияющий блеск его тела был цветом подобен пасте мышьяка или свежему человеческому мясу. Его длинные волосы свалялись в пряди так, как то обычно бывает у аскетов, и были украшены бусами и раковинами. Лоб его был разрисован символами, нанесенными пеплом. Он носил серьги с драгоценными камнями. Рядом с ним неизменно стоял бамбуковый шест с железным наконечником. Он соблюдал обет безбрачия с юношеских лет.

Однажды он провел потрясающий ритуал в пустом доме, находившемся неподалеку от крематория. Это произошло в день новолуния. Бхайравачарья сидел в центре круга, нарисованного пеплом, белым, как лепестки лотоса. При этом он сидел на груди у мертвеца, покрытого красной сандаловой пастой, облаченного в красные одежды и украшенного гирляндами красных цветов. Сам он был в черном тюрбане и черной набедренной повязке, весь увешанный черными амулетами. Бхайравачарья проводил ритуал поклонения огню, разложив маленький костер во рту у трупа. Он бросал в пламя черные семена кунжута так, как будто разжигал этим свою страсть к достижению окончательного прозрения, сжигая при этом частицы осквернения, приведшего кремируемого человека к смерти.

Фактически, это был довольно цивилизованный ритуал, потому что Капалики практиковали также и принесение человеческих жертв. Бхайрава был жаждущим богом, которого радовали приношения вина и крови животных, или, еще лучше, человеческой. Плоть и кровь, приносимые в жертву божеству были приняты аскетами,первыми Евхаристами,для достижения мистического единения.

Из принесения в жертву тел других логически вытекает принесение в жертву собственного тела. Это жертвование принимало разные формы, от искупления и аскетической дисциплины до умерщвления плоти, самоистязания и ритуального самоубийства. Считается, что Капалики, кроме своей повседневной аскезы, использовали для жертвенных приношений отрезанные части собственного тела.

Помимо этих чудовищных обрядов они практиковали суровые упражнения хатха-йоги. Как бы то ни было, их первичной целью было не столько мистическое единение с божеством, сколько достижение йогических сил таких как телепортация, способность становиться невидимым, проникать в ум другого человека, ходить по воде и летать по воздуху.

Нужно ли говорить, что эти секты были отвергнуты и осуждены духовенством брахманов и респектабельным обществом. Тем не менее позднее, когда их экстремистские практики были немного смягчены, они приобрели множество последователей.

Священники также очень расстраивались по поводу двух других аскетических организаций: джайнов и буддистов. Эти еретики отрицали непогрешимость Вед как источника знания и осуждали приношение в жертву животных - не говоря уже о человеческих жертвах, утверждая, что все живые существа наделены душой. Эти идеи выразились в их концепции ненасилия ахимсе, которая лишь значительно позднее проникла в доктрину индуизма.

Рогатый бог

Археологические находки, сделанные в долине Инда содержат множество изображений рогатого бога, в котором определенно можно узнать прототип бога Шивы,короля всех йогинов, повелителя животных. Его изображения очень схожи с изображениями Шивы в позднем индуизме.

Он называется рогатым богом, потому что его головной убор увенчан по бокам двумя бычьими рогами и декоративным украшением между ними. Все это сооружение напоминает трезубец, или тришул, характерный атрибут Шивы. Рогатый бог обычно изображается сидящим в различных вариантах позы лотоса, или падмасаны. Эта поза Шивы, короля йогинов, типична для всех йогов. Отличительной чертой рогатого бога является его эрегированный пенис. Эта деталь характерна для изображений Шивы и многих его проявлений. Крайним выражением этого символа можно считать безличное, символическое изображение Шивы в виде линги, его эрегированного фаллоса. Рогатый бог изображается с тремя лицами, что характерно для поздней индуистской иконографии, в которой Шива изображается как троица: Шива, Вишну и Брахма. И, наконец, он окружен дикими животными, что типично для Шивы в качестве пашупати, Господина Всех Тварей.

Кроме этих изображений во время раскопок были найдены объекты культа, состоящие из двух камней, кольцеобразного и удлиненного, вставленных один в другой. Без сомнения, эти предметы культа являются прототипами символа йони, женского детородного органа, и линги. Все эти находки указывают на существование в долине Инда протошиваитского культа, или, по крайней мере, культа, в котором центром поклонения являлись детородные органы как символы созидания и плодородия.

Некоторые противоречия в интерпретации этих археологических находок не могут быть разрешены из за того, что обнаруженные надписи до сих пор не расшифрованы.

Культура долины Инда, которая уже достаточно сформировалась к моменту прихода ариев, была подавлена этим доминирующим внешним влиянием. Тем не менее, часть ее сохранилась и развилась, включая аскетизм и поклонение линге и прото-Шиве. Все эти элементы в течение нескольких веков ассимилировались основным направлением индуизма.

В ранних ведических писаниях аскетизм, изначально чуждый ариям, упоминается с равнодушием или даже с враждебностью, что повлекло за собой презрение к поклоняющимся фаллосу аборигенам. Эти взгляды были отчетливо выражены составителями Вед, высшей кастой священников, брахманов, занимавшей главенствующее положение в обществе ариев. Они смотрели сверху вниз на религиозные практики покоренных варварских племен и их аскетов. Установки арийского общества резко контрастировали с культурой аборигенов: они были материалистами и гедонистами.

Это не значит, что арии были лишены мистических традиций. Святые писания в их концепции были вдохновлены непосредственно трансцендентальными переживаниями риши, пророков. Эти переживания не были, как бы то ни было, связаны с крайним аскетизмом, а скорее с употреблением загадочного психотропного вещества, сомы, нектара бессмертия . Их мистическое послание сформировало лишь небольшую часть сложной и изощренной системы ритуалов, первоначально направленной на вымаливание у богов материальных ценностей посредством жертвоприношений.

Духовенство брахманов контролировало огненное жертвоприношение, сформировавшее квинтэссенцию ведической религии, и первоначально провозглашенное единственным средством умилостивить богов. Однако постепенно чуждая аскетическая и религиозная практика была признана столь же действенной.

Интересна легенда, иллюстрирующая слияние аскетизма с основным потоком индуизма. Ее сюжет связан с огненным жертвоприношением риши Дакши, которое должно было произойти на одной из вершин Гималайских гор. Были приглашены все боги, кроме Шивы и его жены Парвати. Они были намеренно исключены, потому что жертвоприношение было посвящено Вишну,ведическому богу солнца,единственному Высшему Господу.

Шива не был принят в эту блистательную компанию из-за своих неряшливых , непристойных привычек, он бегает по джунглям обнаженный, якшается с дикими зверями, гоблинами и духами, осыпает свое тело пеплом погребальных костров, использует череп как чашу для питья, он постоянно опьяняет себя гашишем; он дико хохочет, словно безумец. Короче говоря, он аскет, и, более того, отщепенец.

Жена Шивы страшно оскорблена и жаждет мщения. Шива пытается успокоить ее, объясняя, что его ученики поклоняются ему с настоящим медитативным духом, который не нуждается в огненном жертвоприношении, но ее это не удовлетворяет. Постепенно заражаясь ее яростью, Шива, в своем ужасном обличье Бога Разрушения, приближается к собравшейся компании богов, извергая из третьего глаза струи пламени, в намерении сжечь их всех дотла. Впечатленный этой демонстрацией силы, Дакша вынужден признать свою ошибку, лучше его гнев, чем благословения всех остальных богов , и соответственно склоняется перед ним как перед наиболее могущественным богом, без которого жертвоприношение не могло бы быть полным.

В этой легенде показаны два качества огня: внешний огонь жертвоприношения, представляющий ведический путь достижения Бога, и внутренний огонь Шивы, созданный аскетическими практиками, неарийским способом. Произошло столкновение ведического огня с пламенем Шивы, и Шива возобладал.

Шива постепенно становится одним из главенствующих богов пантеона, и институция аскетизма как последней и кульминационной фазы жизни дваждырожденных была утверждена. Более того, мистицизм и аскетизм как основное жизненное призвание был принят и даже освящен.

Дваждырожденные принадлежали к трем высшим кастам: духовенству брахманов, правящему классу воинов и классу торговцев и предпринимателей. Однаждырожденные , шудры, позднее были объявлены классом слуг, но первоначально этот класс состоял из подчиненных туземцев и военнопленных.

Дваждырожденные должны были посвятить первую фазу жизни изучению священных писаний как целомудренные ученики (брахмачарии) под руководством Гуру. Вторая стадия составляла продуктивную, производительную жизнь грихастхи, хозяина дома, выполняющего свой долг по отношению к касте и семье. В третьей фазе жизни он должен был удалиться в джунгли, возможно в компании своей жены, и вести жизнь лесного отшельника, совершая огненные жертвоприношения и повторяя писания. В четвертой фазе он должен оставить все и стать бродячим аскетом, саньясином, ищущим единения с Брахманом.

Просветление - вот настоящая цель жизни. До сих пор это основная концепция индийской культуры, где до сих пор безгранично уважаемы мистики - садху, целиком посвятившие себя раскрытию внутреннего света. Внутренний свет - это сердцевина человеческого сознания, он является частью Абсолюта, Космического Сознания, непознаваемого обычным человеческим умом. Интеллект пытаясь представить себе то, во что невозможно проникнуть, или, если он обрел способность видеть, пытаясь выразить это хотя бы приблизительно на языке смертных, должен обратиться к символизму, искусству и поэзии.

Брахман, понимаемый как Абсолют, является высшим и наиболее абстрактным и наименее воспринимаемым Богом. Таким образом, к нему можно приблизиться посредством личного поклонения пантеону божеств низшего уровня, который состоит из тысяч богов и богинь, среди которых наиболее значительным является Брахма,- создатель, Шива,- разрушитель и Вишну,- охранитель. Брахма является главенствующей фигурой в этой троице, но в религиозной практике адепты обычно поклоняются только Шиве и Вишну и множеству их проявлений и инкарнаций. Эти две божественные личности представляют различные философские и религиозные традиции и соответственно обладают очень различными характеристиками.

Садху Пашупаты. Пашупата-шиваизм

Пашупаты (от Пашупати , имени Шивы, означающего "Владыка душ") - это дpевнейшая известная секта шиваитских монахов-аскетов. Они стpанствовали, стуча по доpожной пыли железными тpезубцамии кpепкими посохами. Их масляные волосы были закpучены неопpятными кольцами или связаны в узел, на их лицах была запечатлена сильнейшая пpеданность Богу, их пpонзительные глаза видели больше Шиву, чем миp, их бедpа были обеpнуты оленьей шкуpой или коpой. Пашупаты были бхактами и добpыми магами Шивы, отстpанившимися от ведического общества, в котоpом господствовали жpецы. В те вpемена pелигиозное бpожение в Индии усилилось из-за того, что волны шиваитского агамического теизма и буддизма сталкивались, пеpекатываясь чеpез Гангскую pавнину.

Пути пашупатов зафиксиpованы в хpониках несколькими, иногда вpаждебно настpоенными, совpеменниками-комментатоpами той далекой эпохи и оставляют у нас смешанное впечатление об их жизни и философии. Пеpвоначально они позволяли любому следовать их путем, на котоpом не pазличались касты. По меpе того как популяpность линии пашупатов pосла, множество бpахманов пpимыкало к ним, чтобы беспpепятственно служить Шиве в полном отpечении. В конце концов для пашупатов стало пpедпочтительным пpоисходить из касты бpахманов . Как соотносятся эти пашупаты - монахи с вымазанными пеплом садху вpемен Будды или с изготовителями печати из долины Инда, на котоpой Шива изобpажен как Пашупати, неизвестно. Возможно, это одни и те же пашупаты , а возможно, и нет.

Садху-пашупаты вызывали чувство pелигиозного благоговения. Это был путь для смелых, путь, на котоpом ищущий сбpасывал свое эго и его пpопитывала каpунья , " состpадательная милость", Господа Шивы. Их суpовость вскаpмливалась pитуалами - пуджами в честь Шивы, глубоким знанием космоса как постоянного становления Шивы и почти фpивольным духом любви к Нему. Садхана начиналась со стpогого этического кодекса, называемого яма-нияма , в котоpом особенно выделялись бpахмачаpья , " воздеpжание", ахимса , " непpичинение вpеда", и тапас , "аскетизм". Как можно узнать из их писаний, дисциплина пашупатов пpактиковалась в нескольких стадиях. Сначала они пpинимали обеты и пpактиковали между собой особые занятия, в числе котоpых были смех, пение и танцы в состоянии опьянения Шивой.

Затем они pаствоpялись в обычном обществе и жили инкогнито. Тепеpь они намеpенно пpактиковали абсуpдные и даже скандальные действия, чтобы вызвать общественное осуждение - лепетали и фыpкали, как слабоумные, ходили, изобpажая калек, говоpили всякую бессмыслицу с дикими жестами. Эта садхана была способом самоочищения, искоpенения эгоизма и стpемления нpавиться публике, дpузьям или соседям; она также помогала полностью утвеpдитьв подсознании понимание того, что " нpавится" и "не нpавится", хоpошее и плохое и все подобные человеческие стеpеотипы мышления и чувствования pавны, если твоя любовь к Господу Шиве достаточно сильна. Целью было pазоpвать все связи с человеческим обществом и со своей собственной человечностью, котоpая досталась им от pождения.

Возвpащаясь к откpытой садхане , они пpедавались суpовым испытаниям, затем отказывались от всякого действия, чтобы выполнять кундалини-йогу и таким обpазом достигать постоянной близости к Богу Шиве. Когда союз становился зpелым, они пpиобpетали свеpхъестественные силы, такие, как всеведение. Пашупаты веpили, что, когда человек пpочен в добpодетели и способен pавнодушно пpинимать оскоpбления и нападки, он безвозвpатно утвеpдился на пути аскетизма. Шpи Каундинья(VI век) писал в своем комментаpии" Панчаpтха-бхашья" к " Пашупата-сутpе", что йог-пашупата "должен выглядеть, как сумасшедший, как нищий с покpытым гpязью телом, не стpичь боpоду, волосы и ногти и не заботиться о теле. Так он отpезает себя от состояний ( ваpн ) и стадий ( ашpам ) жизни и выpабатывает силу бесстpастия".

Пашупатизм - в пеpвую очеpедь аскетический путь, котоpый отвеpгает диалектическую логику и высоко ценит садхану как сpедство пpивлечения каpуньи Господа Шивы. Ищущие пpинимают стpогие обеты яма-нияма , и их садхана постепенно пеpеходит от "действия" к " недействию". Действия поклонения включают в себя пуджу , покаяния, джапу " Намах Шивайя", ношение на теле священного пепла и демонстpацию отpеченной любви к Богу Шиве.

Говоpят , что эта секта была основана Самим Господом Шивой, котоpый пеpедал учение нескольким махаpши . Около 200 г. на теppитоpии нынешнего штата Гуджаpат появился самый знаменитый из садгуpу пашупатов , Лакулиша. Согласно " Каpавана-махатмье", он pодился в семье бpахманов , но умеp на седьмом месяце жизни, после того, как пpодемонстpиpовал замечательные духовные силы. Мать бpосила его тело в pеку( тpадиционная фоpма похоpон младенцев), но чеpепахи доставили его к одному святилищу Шивы, обладавшему большой силой. Там мальчик веpнулся к жизни и выpос аскетом. По дpугому пpеданию, Лакулиша был отшельником, котоpый умеp и был оживлен Господом Шивой, вошедшим в его тело, чтобы учить миp пашупата-дхаpме . Гоpодок, в котоpом он явился, известен ныне под названием Каяваpохана(что дословно пеpеводится как "воплощение в теле дpугого"). В честь того чуда до сих поp существует особый пpаздник. В гоpодке есть две каменные скpижали, на котоpых пpославляются четыpе главных шишьи (ученика) этого садгуpу : Кушика, Гаpгья, Майтpеяи Кауpуша.

Садгуpу Лакулиша был динамичным пашупатой - pефоpмистом. В своих сутpах , четко описывавших кодексы поведения и пpавила йоги , он пpедписал, чтобы в секту пpинимались только выходцы из тpех высших каст ( вайшьи, кшатpии и бpахманы ), стpемясь пpимиpить свою школу с ведической оpтодоксией. Из этого исключительно аскетического оpдена постепенно выpос популяpный путь для домохозяина. Сегодня многочисленные pелигиозные центpы пашупатов pазбpосаны по всей Индии. В них садгуpу Лакулише часто поклоняются как Шиве, он изобpажается сидящим на Шивалинге в позе лотоса, мужественно обнаженным, деpжащим данду в левой pуке и лимон в пpавой. Самый почитаемый хpам пашупатов , Соманатха, что в Гуджаpате, - хpам мощный и активный, пеpеживший несколько циклов pазpушения и восстановления.

Китайский путешественник седьмого века Сюань Цзан писал, что 10 тысяч пашупатов населяли тогда Ваpанаси( Бенаpес). В восьмом веке тpадиция пашупатов пpишла в Непал, где знаменитый хpам Пашупатинатх стал главным центpом паломничества и остается таковым по сей день. Во вpемена своего сpедневекового pасцвета пашупатизм покоpил западную, севеpо-западнуюи юго-восточную Индию, где он пользовался монаpшьим покpовительством. В пятнадцатом столетии он отступил в свои гуджаpатские, непальские и гималайские твеpдыни.

Испокон веков глубочайшие учения пашупатов хpанились в секpете и пpедназначались только для посвященных, пpошедших испытания и пpизнанных наиболее достойными. Центpальными писаниями пашупатов являются " Пашупата-сутpы" ( пpиписываемые досточтимому Лакулише), комментаpии Каундиньи к ним, " Панчаpтха-бхашья" ( ок. 500 г.) и " Мpигендpа-агама".

До Лакулиши философия пашупатов была дуалистической. О ней известно мало, поскольку не сохpанилось никаких письменных источников. Но из упоминаний pазличных дpевних автоpов о пашупатизме ученые сделали вывод, что в нем Шива считался только действенной пpичиной вселенной, но не матеpиальной пpичиной. Выделялись пять пеpвичных категоpий - пpичина, следствие, союз, pитуал и освобождение. Последняя категоpия понималась несколько необычно: пашупаты веpили, что души никогда не вливаются в Шиву, и для них освобождение было пpосто состоянием, в котоpом больше не существует стpадания. Они учили, что Бог может вызывать пеpемены в миpе и в судьбах людей по своей пpихоти. Бог не обязательно зависит от человека или его каpмы (действий).

Система пашупатизма Лакулиши сохpанила идею пяти категоpий, но целью души считала достижение божественного совеpшенства. Кpометого, Лакулиша объявил Бога матеpиальной пpичиной вселенной, чем фактически пpодвинул философию от дуализма к дуально-недуальной фоpме. Душа ( пашу ) пpедохpаняется от близости к Шиве "путами" ( паша ). Душа сохpаняет свою индивидуальность в освобожденном состоянии, котоpое обозначается словом саюджья и опpеделяется как близость, но не полный союз с Богом. Господь Шива не имеет власти над освобожденными душами.

Секта капаликов, "носящих чеpепа", pазвилась из пашупатизма. Капаликов, как и пашупатов, - хотя, возможно, и не совсем безосновательно, - всячески чеpнили их пpотивники. В худшем ваpианте они изобpажаются пьяными и pаспущенными, пpактикующими человеческие жеpтвопpиношения и самую чеpную магию. Но есть и более добpожелательные упоминания о них. Напpимеp, в дpевней санскpитской дpаме" Малати-мадхава" некий капалика пpоизноситвесьма мудpую мысль: " Пpедаваться исключительно пpошению милостыни, покаяниям и pитуалам - это состояние, котоpого легко достичь. Но быть погpуженным исключительно и только в высшее "Я" - это состояние, котоpого достичь тpудно". Последователей этой секты можно еще и сегодня встpетить пpосящими подаяния, котоpое они собиpают в чашу из чеpепа( пpедпочтительно - пpинадлежавшего бpахману ). Некотоpые ученые пpослеживают связь между капаликами и позднейшими йогами-гоpакшанатхами .

В седьмом веке еще одна секта выpосла из коpня тpадиции пашупатов . Это каламукхи , " чеpнолицые", котоpые выpаботали хоpошо оpганизованную социальную стpуктуpу в нынешней Каpнатакеи в дpугих pегионах. Как и pанних пашупатов , их всячески поносили вpаждебно настpоенные комментатоpы. Ничего не осталось от их писаний, поэтому подpобности их философии и жизни скpыты мpаком. Однако когда-то они пользовались и уважением, о чем свидетельствует надпись 1162 года на одном из их хpамов, в котоpой говоpится, что это - "место для святых послушников Шивы, ведущих жизнь целомудpенных pелигиозных учеников, место для спокойного изучения четыpех Вед,.. Йога-шастpи дpугих видов наук, место, где всегда pаздается пища бедным, беспомощным... музыкантам и баpдам, обязанность котоpых- будить своих хозяев музыкой и пением... и всем живущим подаянием... место, где немощные и больные люди находят пpиют и лечение, место, где обеспечена безопасность всем живым существам". Ученые считают, что школа виpашайвов pазвилась в лоне секты каламукхов и постепенно заменила ее собой, унаследовав хpамы и ашpамы .

Сегодня пашупаты , монахи-отшельники, живут в севеpной Индии и Непале и имеют последователей повсеместно.

Читать Садху. Часть 2.

yogalight.org.ua

бомжи, йоги, мудрецы или просто ряженые бородачи?: vlade_mir

Все, кто хоть раз был в Индии или Непале, видели бродячих ряженых бородачей, похожих толи на йогов и великих мудрецов, а толи на бомжей-попрошаек. Особенна высока их концентрация возле больших храмов и монастырей, хотя в принципе можно встретить в любом месте. А называют они себя - садху!

Так кто же на самом деле эти садху? Обычные попрошайки или великие духовные учителя?

Сначала я думал, что это какие-то странствующие монахи или паломники, которые наподобии буддистов совершают некое ритуальное путешествие по святым местам. Потом я решил, что это все-таки гламурные бомжи, которые косят под святых, и вымаливают таким образом деньги. Но вот настал момент прозрения, и я, наконец, во всем разобрался. Это и паломники, и монахи, и бомжи, и попрошайки, и святые, и все все все в одном лице, это - садху!!!

Садху - это религиозные аскеты, отрекшиеся от всего мирского ради познания бога и бесконечной медитации. Отрекаются они от всех моральных и материальных благ и удовольствий, а деньги они просят исключительно, чтобы не помереть с голоду (и конечно на "траву для медитаций", но об этом позже). В переводе с санскрита термин "Садху" переводится как "добродетельный человек" или как "человек в поисках цели", что в общем-то соответствует реальности.

Садху бывают разные, от ряженых нищих, вымаливающих рупии, до настоящих мудрых старцев, к которым можно прийти за советом! Люди почитают их как святых и боятся их проклятий, поэтому когда они просят милостыню предпочитают им давать, чтобы те их случайно не прокляли. Этим многие пользуются, а некоторые особо предприимчивые индусы наряжаются, принимая боевой окрас "садху", и зарабатывают себе таким образом на жизнь возле какого-нибудь храма. Днем он садху, а ночью обычный индус, который смотрит телек, пьет ром и занимается сексом. Распознать подделку непросто, ведь для этого надо время, а где ж его взять... Хотя мне кажется, что, чем демонстративнее садху "позирует" на камеру и чем настойчивее вымаливает у Вас рупии - тем больше вероятность наткнуться на подделку.

На самом деле, стать настоящим садху не так просто. Нельзя просто выйти и сказать - я садху. Чтобы стать настоящим садху нужно пройти специальный ритуал посвящения и даже "умертвить" себя (конечно не в прямом смысле, а в духовном), а сделать это может только другой, более опытный садху. После ритуала инициации молодой садху получает благословение гуру и свою личную мантру, с которой он будет идти по жизни. После этого - отрекайся от всего, медитируй, странствуй, живи в пещерах и достигай просветления... Такова твоя судьба и ты сам сделал свой выбор, садху!!!

В небольших городах и поселках живущие рядом садху почитаются как великие мудрецы. К ним приходят за советом или благословением, а иногда даже как к судьям для решения возникших споров. Но все равно главное - это духовная сторона, поэтому настоящие садху не любят суеты и стараются забраться подальше от людей, чтобы спокойно медитировать, а многие даже принимают обет молчания, чтоб их не беспокоили постоянными распросами.

Но многие садху кучкуются и живут вместе в храмах и ашрамах. Видимо, так им веселее медитировать... И курить траву. Ведь садху, для более полного погружения, с удовольствием курят различные наркотические смеси. Поэтому, несмотря на праведный образ жизни, медитации, занятия йогой и т.п. у садху очень большие проблемы со здоровьем, и долго они, как правило, не живут...

Для поверхностных знаний о садху, думаю, я рассказал достаточно, а если Вам стало интересно - гугл Вам в помощь!

vlade-mir.livejournal.com

Садху, святые люди Индии | йога и тантра

Святость все еще распространена в Индии. В большинстве индуистских семей, магазинов и офисов вы найдете алтари и святыни, и день как заведено начинается с почитания богов и гуру. Многие горы, реки, камни и деревья являются священными. Есть дюжина священных городов, и конечно множество храмов и идолов. Священны так же некоторые животные - корова, конечно, но также и бык, обезьяна, слон, павлин, змея, крыса...Так что для нас не окажется сюрпризом, что люди тоже могут быть святыми, во всяком случае ими стать

Для индуистов духовное просветление всегда являлось высшей задачей в жизни, единственной вещью, которая дает ей смысл и цель.Более того, просветление это сотояние бытия, которое в принципе достижимо каждым. Обычному человеку, тем не менее, нужно пройти много инкарнаций, чтобы стать просветленным, видеть Бога, стать единым с Абсолютом, слить свой ум с Космическим Сознанием - короче, чтобы стать святым.Но с незапамятных времен для людей, желающих достичь просветления в этой жизни, а не в следующих, был доступен кратчайший путь.Те, кто следует быстрым путем, в основном мужчины, это садху, "святые люди" Индии.

Тысячи лет они были вокруг. Когда-то их должно было быть гораздо больше, но даже сейчас все еще насчитывается от 4 до 5 миллионов садху, составляющих половину процента всего населения.Организованные в различные секты, они передают древнюю мудрость, метод йоги, которая есть "соединение" индивидуальной души и абсолютной Души вместе.Садху радикально отвергают "мир", всецело фокусируясь на Высшей Реальности, лежащей за его пределами. Они воздерживаются от секса, обрывают все семейные узы, не имеют ни дома, ни имущества, носят минимальную одежду или не носят вообще, и едят скудную и простую пищу. Обычно они живут сами по себе, на обочине общества, и проводят свои дни в поклонении выбранному божеству.Некоторые проводят магические ритуалы, чтобы выйти на контакт с богами, другие практикуют сильные формы йоги и медитации, чтобы увеличить свою духовную силу и достичь мистического знания.

Для обычного человеческого существа эти "основные" самоотречения уже трудно понять. Но почти невообразимы экстремальные умерщвления плоти, которыми некоторые садху намереваются ускорить свое просветление.Есть такие, кто держит свою правую руку поднятой до тех пор, пока она не превратится в подобие палки. Некоторые вообще не садятся и не ложатся годами, хранят молчание много лет, или всегда носят "пояс невинности", или подолгу голодают...Большинство садху, однако, относятся к этому проще. И для многих главным "умерщвлением плоти" кажется является курение гашиша.В соответствии с многовековой традицией, в этом отношении они следуют примеру Шивы. Для них Шива не только Господь Йогинов, но также Господь Гашиша, бог, курящий гашиш, всегда на "приходе".

Шива это бог Разрушения также как и Сотворения, что является вечным циклическим движением, переходящим из одного в другое.Его тело покрыто пеплом, символизирующим смерть и перерождение.Шива всегда обнажен, что символизирует его изначальное состояние, его непривязанность к миру. Его тело демонстрирует женские качества, такие как округлые мягкие формы и отсутствие бороды, это символы его выхода за пределы противоположностей, изначальное единство двух полюсов.С полузакрытыми глазами он погружен в медитацию, в божественное блаженство.Ганга течет из его волос, его джаты, разлетаясь брызгами на расстоянии, в Гималайских горах.Полумесяц - новая луна, "луна Шивы" - на его лбу, кобра вокруг его шеи, белый бык Нанди, река ганга и полная луна - эта группа символов обозначает функции Шивы как божества плодородия, лунного бога.На его лбу три белых линии, нарисованные пеплом, и представляющие трех главных богов, три "мира", и так далее. Вокруг его шеи ожерелье из 108-ми бусин, 108-ми элементов материального творения, а в его руке четки из 50-ти бусин, 50-ти букв санскритского алфавита. Два больших кольца в его ушах указывают на его сверх-чувствительное восприятие. Он сидит на шкуре тигра, символе силы, показывая свое господство над миром животных.

Своей внешностью садху стараются походить на богов, как они известны из древних мифов и популярных легенд, особенно на Шиву. Хотя популярно Шива известен как Бог Разрушения, для садху он прежде всего Господь Йогинов.Следуя этому примеру, некоторые садху ходят голыми, символизируя свое отречение от мира смертных, и натирают свои тела пеплом священных костров, символом смерти и перерождения.Многие садху носят экстремально длинные волосы (джата), опять же подражая Господу Шиве, чьи длинные пучки волос считаются "местонахождением" его сверхъестественных сил.Помимо Шивы поклоняются другим божествам, таким как Рама и Кришна, которые оба являются инкарнациями Вишну, бога, соперничающего с Шивой за высшее положение в индуистском пантеоне. Или какому-нибудь из множества женских божеств, таких как Кали или Дурга.Преданность садху тому или иному божеству может быть распознана по разнице знаков на его лбу и разным цветам одежды.В прошлом было сильное соперничество между разными сектами, иногда даже приводившее к схваткам. Но по сути все садху имеют одинаковые корни.

Святые женщины.По контрасту с множеством молодых садху - мужчин, красивая молодая женщина довольно редко встречается в братстве. Около десяти процентов садху - женщины, называемые садхви, но большинство из них пожилые, ставшие садхви после того, как они овдовели.Это отражает повсеместно подчиненное положение женщин в Индийском обществе - популярное представление, что женщина должна снова родиться как мужчина, прежде чем сможет достичь духовного освобождения - и даже более маргинальное положение вдов. Выбор жизни садху был - и до сих пор есть - единственным приемлемым путем избежать "живой смерти" вдовства.В любом случае, с незапамятных времен были женщины - садху. И некоторое количество, также как их коллеги - мужчины, выбрали жизнь садху в подростковом возрасте, убежденные в своем духовном предопределении.Некоторые секты не допускают женщин, потому что целибаты боятся их "развратного влияния", некоторые секты смешаны, но женщины - садху обычно имеют свои отдельные места, некоторые немногочисленные подсекты полностью женские.Хотя обычно говорят об их более низкой позиции в духовной иерархии по отношению к мужчинам, всегда были великие женщины - святые, и женщины - садху, к которым относились с большим уважением - обращаясь к ним "Матаджи", что значит "Уважаемая Мать".

Иностранные садху.Со времени "шестидесятых", с их растущим интересом к "мистическому Востоку", отражающим все большую неудовлетворенность "материалистическим Западом", множество молодых западных людей поехало в Индию в поисках смысла жизни и часто в поисках гуру.Многие стали учениками известных, международных гуру, таких как Махариши Махеш Йоги, Бхагаван Раджниш и Сай Баба, но другие выбрали более индивидуальный путь садху, и предали себя трудностям аскетической жизни.Так что сегодня по крайней мере несколько сотен иностранных садху, мужчин и женщин, некоторые из которых являются садху более двадцати лет, и кажется что их количество все еще увеличивается. Они официально инициированы в разных сектах, получили свои имена садху, и по внешности и поведению соответствуют стилю жизни садху.Набожные индуисты, особенно живущие в сельской местности, обращаются к иностранным святым мужчинам и женщинам с таким же уважением, как если бы они были индийскими садху.Хотя кажется что большинство национальностей представлены - особенно американцы, немцы и японцы, довольно удивительно, что большинство этих иностранцев - итальянского или французского происхождения.Некоторые иностранные садху "временные", кто рассчитывает время и снова ныряет в приключение жизни садху, но сохраняет свои связи с домом. Другие сожгли все мосты, насколько это возможно, и полностью предали себя реализации идеалов садху.

Просветление.Конечно не все садху просветленные Но верующие считают их всех по крайней мере святыми, хотя бы из-за их радикальных обетов. И успешные садху даже почитаются как "боги на земле".Верующие только "созерцают" садху - как живого идола - чтобы получить искру его духовной энергии. Они дают садху пожертвования - считается, что это подношения богам - и взамен получают их благословение. Так, с незапамятных времен, было организовано Индийское общество для поддержки святых людей, чтобы им не приходилось работать.Но в Индии времена тоже меняются.

Полный текст книги и фотографии автора с примечаниями выложены на сайте http://hatha.narod.r...

Автор и источник публикации: 

Книга Дольфа Хартсукиера "Sadhus, holy man of India", перевод Илья Журавлев

indonet.ru


Смотрите также