Современная Йога против традиционной Йоги. Йога современная


Современная йога | SLAVYOGA

В наше время всеобщее увлечение йогой достигло действительно огромных масштабов. Йогу практикуют люди всех возрастов, национальностей, профессий…

И вроде бы все хорошо: люди занимаются, развиваются в данном направлении, очень многие получают определенную пользу, кто-то — травмы и разочарования, но в действительности имеет ли современная йога глубокую связь с той интегральной системой, которой уже как минимум несколько тысяч лет и которую в некоторой степени можно обозначить термином «классическая» или «традиционная йога»?

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Современная йога

На сегодняшний день подавляющее большинство людей имеют представление о йоге, достаточно сильно отличающееся от истинной сути данного учения, которая в концептуальном виде изложена в таких первоисточниках, как, например, «Йога сутры» Патанджали, «Хатха-йога Прадипика«, «Шива самхита».

В настоящее время современная йога большинством людей видится как система создания здорового и тренированного тела в виде постоянной практики огромного количества асан и реже — как методика успокоения ума и снятия стресса за счет сознательного управления потоком дыхания.

Уместно будет сказать, что йога, как цельная система, несмотря на то, что уделяет очень большое внимание созданию абсолютно здорового и хорошо тренированного физического тела, ставит перед собой гораздо более емкую и глобальную цель — достижение состояния самадхи с последующей открывающейся перспективой расширения границ индивидуального самосознания до безграничных пределов.

Таким образом, искажение сути современной йоги и отождествление данной гармоничной науки со средством избавления от разного рода недугов и веселого времяпрепровождения в череде сменяющих друг друга гимнастических форм, является как минимум заблуждением, а иногда и приобретает черты умышленной манипуляции общественным сознанием ради достижения конкретной материальной цели в виде сохранения и приумножения постоянного дохода учреждений фитнес-индустрии.

Сознательная подмена понятия «Йога» отнюдь не безобидная вещь, как это может показаться на первый взгляд, и является по своей сути действием, сбивающим с толку как минимум не одну тысячу практикующих по всему миру, уводя их в сторону от изначальной цели учения.

Чтобы выработать иммунитет к такому распространённому в современном обществе способу подачи информации, каждому человеку, соприкасающемуся с йогой, следует глубоко осознать тот факт, что йога — это в первую очередь духовная дисциплина, в которой достижение высших целей достигается в том числе и за счет работы со своим физическим телом, дыханием и умом но никак не наоборот: что йога — это сугубо физическая система с мощной духовной составляющей.

Если смотреть на данный вопрос через призму «Йога сутр» Патанджали, то асана и пранаяма — это всего лишь 2 ступени из восьмеричного пути, ведущего к осознанию своей истинной природы, которым уделяется всего несколько сутр. «Гхеранда самхита» и «Хатха-йога Прадипика» уделяют описанию инструментов йоги большее внимание, однако также отводят им своё определённое место.

Все ступени практики йоги — это своеобразные «транспортные средства», которые помогают осуществить путешествие сознания к Источнику всего сущего.

Полезным навыком в данном контексте служит развитие в себе чувства непривязанности и отрешенности (вайрагьи), которая служит не только своеобразной «подушкой безопасности», уберегающей практикующего от различного рода неадекватных поступков, сопровождающихся формированием последующих специфических кармических реакций, но также и связующим звеном, помогающим плавно переходить к следующим путевым точкам на пути путешествия души в контексте данного воплощения.

В данном месте может возникнуть закономерный вопрос: «Получается, практика одной лишь хатха-йоги — вещь не самодостаточная?»

Безусловно, корректное использование инструментов хатха йоги потенциально способно принести немало пользы практикующему, особенно, если система практики качественно адаптирована под каждого конкретного человека с учетом климатических, анатомических, социальных, информационных и иных характеристик.

Однако, без осознания места хатха-йоги в контексте всей Йоги, считанные единицы самоотверженных индивидуальных душ будут иметь шанс реализовать глубинный смысл данной дисциплины.

Заканчивая данную статью, уместным будет акцентировать внимание на том, что чем глубже современная йога резонирует с истинной сутью данного искусства, тем больше шансов у практикующего не потерять в пустую время своей жизни и произвести определенный эффективный труд в эволюционном плане.

При оформлении статьи использовались фото из архива Вероники Тулаевой — преподавателя методической системы yoga23.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Современная Йога против традиционной Йоги

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Во первых, изначально Йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – Aсанам.

В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью Йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь.

Целью Йоги является исключительно сама Йога – как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей  того, что они преподносят под «Йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ Йоги», «центров Йоги», «классов Йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги». Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на  машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система Йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод Йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под  Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» – шлока 4.79 – «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие Хатха-йогу, которые не имеют знаний в Раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения Хатха-Йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином, ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» – ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» – ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация Йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) Йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы Йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом».

Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

Из статьи Свами Джанешвара Бхарати

econet.ru

Современная Йога против традиционной Йоги

8 марта 2012 г.

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками. Во первых, изначально Йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – Aсанам.

В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью Йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь.

Целью Йоги является исключительно сама Йога – как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей  того, что они преподносят под «Йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ Йоги», «центров Йоги», «классов Йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги». Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на  машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи».

Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе. Вот характерный пример подмены понятий.

На сайте ashtanga.  com Аштанга-йога описывается как «система Йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009).  Этот метод Йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати:

«В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под  Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» – (шлока 4.79) :

«Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие Хатха-йогу, которые не имеют знаний в Раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий». Приносят ли упражнения Хатха-Йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином, ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» – ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» – ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью. Коммерциализация Йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) Йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр.

И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы Йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом». Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

(Из статьи Свами Джанешвара Бхарати. Ознакомится с полным текстом статьи на английском языке можно здесь)

. ——————————–

И еще раз повторю то, что много раз повторяла в других постах и комментариях:

“В основном труде по Йоге «Йога сутры» Патанджали говорится «Йога – это остановление волнения ума». И все!

Про Асаны – еще одна строчка – «Примите удобное для вас положение тела». И все!

Для остановки ума неважно, что вы делаете. Что удобно, или что показывает вам ваш учитель/инструктор и что не противоречит вашему внутреннему состоянию – то и делайте. Не слушайте приверженцев особых школ/направлений что «только так – правильно». Правильно – успокоиться. Тогда и Асаны будут не нужны, вы сможете входить в нужное состояние мгновенно.

—————————–  UPD 1:

Беседа с Андреем Лаппой о целях Йоги, настоящих Учителях и физкультуре «Йога — это наука, а не религия»

 

 UPD 2:

1-го декабря 2016 года философия индийской йоги была внесена в список нематериальных объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

————————–

ЗАКАЗ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С АЮРВЕДОЙ ПРОИЗВОДИТСЯ НА СТРАНИЦЕ «КОНСУЛЬТАЦИИ».

ayurveda.help

9 видов на выбор! Спортивный журнал Daily Vision

Древнейшее искусство достижения гармонии души и тела – йога, сегодня обретает все большую популярность. Однако немногие знают, что современная йога отличается от традиционной, более того, на ее основе появилось много разновидностей, отвечающих запросам современного общества. Что же из себя представляет современная йога?

Выбирайте йогу по душе

Традиционно йога разделялась на совершенствование каких-то определенных составляющих человека, будь то тело (хатха), знание и мудрость (джани), способность трудиться (карма), любить, быть преданным (бхакти) или размышлать (раджа). Каждый вид йоги достоин особого внимания, однако в этой статье мы уделим его направлению, отвечающему за совершенствование тела.

1. Хатха-йога

Фундаментальный, основополагающий вид для всех остальных, появившийся в Индии в VI веке нашей эры. Хатха-йога включает: позы (асаны), дыхательные упражнения (пранаяму), расслабление (медитация). Цель хатха йоги  ‒ достичь душевного покоя и гармонии между телом, духом и окружающим миром.

2. Аштанга-йога

Динамичный вид йоги, похожий на аэробику. Темп упражнений – очень быстрый, асаны повторяются в строгой последовательности и в определенном дыхательном ритме, переходят одна в другую и требуют хорошей физической подготовки. Каждой позе соответствует определенное направление взгляда, всего их существует девять. Очень подходит для подростков, чтобы направить их бьющую через край энергию на пользу и совершенствование тела.

3. Йога Айенгара

Названа по имени создателя-гуру. Внимание в этом виде йоги направлено на тщательное и правильное выполнение каждой позы. Выполнение асан занимает продолжительное время и переход к следующей осуществляется медленно и плавно. Освоение йоги Айенгара начинается с простых поз, постепенно переходя к более сложным. Идеально для людей с ограниченной подвижностью, а также тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. Способствует развитию силы и гибкости тела, делая его симметричным, выравнивая энергетические каналы и восстанавливая душевное равновесие.

4. Бикрам-йога

Названа по имени создателя-гуру, ее часто называют «горячей йогой», потому что занятия проходят в комнате, натопленной до температуры 40,5 градусов по Цельсию. В таких условиях мышцы становятся эластичными, а из организма хорошо выводятся токсины. Цикл упражнений длится 90 минут и включает 26 асан. Они помогают снять стресс, улучшают приток крови ко всем частям тела, эффективны для похудания и укрепления мышц, а также излечения от артрита и диабета, ускоряет заживление спортивных травм. Для занятий этим видом йоги следует проконсультироваться с врачом по поводу переносимости физических нагрузок при высоких температурах.

5. Пауэр-йога

Силовая разновидность йоги, в которой упражнения выполняются не в закрепленной последовательности, но с хорошей интенсивностью. Этот вид йоги прекрасно подходит для людей в хорошей физической форме, но желающих увеличить гибкость и ликвидировать дисбаланс мышц, который часто встречается у спортсменов. Ритмичная и быстрая смена поз похожа на танец и требует большой концентрации.

6. Вини-йога

Терапевтическая йога, где каждая поза может видоизменяться в зависимости от индивидуальных нужд и возможностей обучающегося. Здесь важна не правильность выполнения, а получаемые ощущения. Подходит тем, кто перенес физическую травму и стремится избавиться от ее последствий.

7. Кундалини-йога

Йога «пробуждения спящей змеи» — раскрывающая энергию Кундалини (в переводе с санскрита ‒ «свернувшаяся змея»), находящуюся в нижней части позвоночника. Во время выполнения упражнений «змея просыпается и медленно вытягивается» вдоль позвоночника ‒  в тело поступает новая энергия. Надо приложить максимальные усилия для выполнения поз и удержания их как много дольше. Этот вид йоги подходит абсолютно всем.

8. Йогалатес

Объединяет в себе медитативные и развивающие гибкость элементы йоги с системой силовых упражнений и растяжек пилатес. Помогает поддерживать тело в хорошей форме, подходит для любого уровня физической подготовки.

9. Йогабит

Упражнения выполняются под современную музыку, чередуя энергичные и медленные движения. Медленная часть  ‒ для разогрева, далее ‒ интенсивная нагрузка, упражнения в паре и завершается занятие медитацией. Йогабит‒  скорее фитнес с элементами йоги, приветсвуетс спонтанность движений.

Общие рекомендации

  • перед занятиями нельзя есть тяжелую пищу, упражнения делать лучше всего на голодный желудок
  • до и после занятий нужно пить воду
  • не ограничивайтесь одним видом – пробуйте разные

Современная йога дает возможность каждому встать на путь самопознания и самосовершенствования в духовной и физической сфере: йога для людей с ограниченными возможностями, парная йога, для ведущих сидячий образ жизни, больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и многие другие. Не имеет значения, какой вид йоги подходит именно вам, главное — регулярность занятий.

www.dvjournal.ru

Современная йога или традиционная йога?

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Во первых, изначально йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – асанам. В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь. Целью Йоги является исключительно сама йога — как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения ли простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги». Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» — шлока 4.79 – «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» — ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» — ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

 Свами Джанешвара Бхарати

ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОБРОЕ ДЕЛО? РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ!:

yogaji.ru

разбираемся в современных стилях — Размышления о йоге

Сегодня стилей преподавания йоги насчитывается несколько десятков. На фоне этого разнообразия не только люди, собирающиеся начать заниматься йогой, растерянно разводят руками с вопросом: «А мне какая йога нужна?», но и практикующие по несколько лет путаются и не могут разобраться. Я это поняла, когда на одном из мастер-классов мужчина, занимающийся йогой несколько лет, спросил: «А хатха-йога – это что?»

При этом, если человек несколько лет собирался заняться йогой, и вот наконец решился, но промахнулся с выбором стиля, он может разочароваться в йоге навсегда, даже не подозревая, что все йога-классы разные.

Разные «йоги» постоянно плодятся, как грибы после дождя, и с каждым годом их становится все больше, потому что все больше преподавателей заявляют о создании  собственных авторских методик, прикрепляя к слову «йога» свое имя или красивое слово на санскрите. Описать все это невозможно, да и не всегда возможно понять, чем та или иная методика отличается от других. Поэтому речь пойдет только о самых популярных и известных во всем мире стилях. Итак.

Хатха-йога – это что?

Хатха-йога – это все. Все, что сегодня преподается и практикуется под названием «йога» в фитнесс-клубах и йога-студиях, это хатха-йога, в том числе и все стили, о которых речь пойдет ниже. Хатха-йога – это практика работы с телом. Инструменты хатха-йоги – это шаткармы (очистительные практики), асаны – непосредственно «позы йоги», пранаямы (упрощенно говоря – дыхательные, а на самом деле — энергетические практики), бандхи, мудры, крии и медитативные практики, плавно выводящие хатха-йогу за пределы работы с телом и подводящие ее к раджа-йоге, точкой приложения которой является уже не тело, а сознание человека.

Помимо хатха-йоги, с легкой руки Свами Вивекананды, который, кстати, хатха-йогу не жаловал, принято различать уже упомянутую раджа-йогу, джняна-йогу – йогу изучения священных текстов, карма-йогу – йогу осознанного проживания, исполнения своего жизненного долга, непривязанности к плодам своего труда и т.д., и бхакти-йогу – йогу божественной любви. На самом деле это разделение более чем условно, потому что, если человек становится на путь Йоги в высшем смысле этого слова, все перечисленное становится неотъемлемыми частями его жизни и не просто гармонирует между собой, а немыслимо одно без другого.

Иногда можно услышать/прочитать о мантра-йоге, свара-йоге, янтра-йоге и др. Так называют различные техники, которые могут практиковаться как в рамках работы с телом, так и в рамках работы с сознанием.

Итак, хатха-йога – это общее название различных стилей телесной или, как сейчас говорят, — постуральной практики. Почти все (за крайне редкими исключениями) эти стили появились в XX веке на западе, и продолжают появляться сейчас. Многие из них настолько далеки от классических практик хатха-йоги, что непонятно, почему они вообще используют это слово в своем названии. Ну да не об этом речь.

Йога Айенгара

Айенгар – по сути тот самый первый человек, принесший хатха-йогу на запад.

Айенгар – по сути тот самый первый человек, принесший хатха-йогу на запад. Именно с него и началось победное шествие йоги по планете. Сегодня его система является одной из самых распространенных и известных в мире.

Особенностью этого направление является скрупулезное выстраивание асан, вплоть до мельчайших деталей. Выстраиванию каждой асаны на занятии уделяется достаточно много времени, поэтому за одно занятие прорабатывается всего несколько асан. В практике преобладает статичная работа в асанах.

Другой характерной чертой йоги Айенгара является использование большого числа различных вспомогательных средств, которые называются пропсами. Это блоки (кирпичи), ремни, болстеры, веревки, одеяла, стулья, скамьи, мешочки с песком и др.

Заниматься  йогой Айенгара могут, на мой взгляд, абсолютно все, независимо от возраста и физической подготовки.

Аштанга виньяса йога

Основателем направления является Паттабхи Джойс, который, так же как и Айенгар, был учеником Кришнамачарьи.  Его система весьма популярна на западе, в разное время у него занимались Стинг, Мадонна и Гвинет Пэлтроу.

Практикуются последовательности асан разного уровня сложности, которых всего 6 (?).  К освоению каждого следующего уровня практикующий допускается только после совершенного овладения всеми асанами предыдущего.

В классическом варианте, т.е. в зале самого Джойса, ученики приходили на занятие в любое время и каждый работал самостоятельно. Закончив отработку своей последовательности, все также поодиночке и расходились. Преподаватель следит за практикой, исправляет ошибки, дает рекомендации.

Аштанга виньяса йога – динамическая практика, требующая неплохой физической подготовки. Поблажек на возраст, физическую слабость пр. здесь делать не принято.  Поэтому этот стиль больше подходит молодым, спортивным людям, но при желании, конечно, по крайней мере, первые последовательности аштанга виньяса йоги может освоить практически любой человек. Это дело времени и настойчивости.

Кундалини йога

Кундалини йога – это современное направление йоги, не имеющее никакого отношения к тантрическим практикам пробуждения кундалини. Направление было разработано в 60-70хх гг. прошлого века Йоги Бхаджаном. Чрезвычайно популярное направление во всем мире.

Практика кундалини йоги динамичная, временами может приближаться к аэробным тренировкам.

В Индии довелось услышать версию, что кундалини йогу Йоги Бхаджан разрабатывал по заказу американского правительства в качестве компонента комплексной программы реабилитации наркозависимых. Насколько это правда – не знаю.

Практика кундалини йоги динамичная, временами может приближаться к аэробным тренировкам. Кроме выполнения асан на занятиях рецитируют мантры, поют бхаджаны, танцуют и обнимаются. Весело и подходит для всех.

Бихарская школа йоги

Свами Сатьянанда Сарасвати оставил около 20 замечательных трудов по йоге и тантре, в которых могут найти ответы на все вопросы как начинающие, так и опытные практики.

Это не особо популярное направление, поскольку пройти обучение в этой  школе не так-то просто. Большинство курсов проводятся на хинди и ориентированы на этнических хинду, для иностранцев курсы на английском языке проводятся 1 – 2 раза в год. Обучение достаточно продолжительное – минимум 4 – 6 месяцев, на протяжении которых студенты ведут практически монастырский образ жизни. Бихарская школа йоги не интегрирована в систему международного Йога Альянса (и для столь авторитетной школы это правильно), а соответственно не выдает вожделенный сертификат, дающий право преподавания йоги на западе, из-за чего ее привлекательность для западных преподавателей уменьшается. Да и добраться до Мунгера, где она расположена, — это отдельная история.

Тем не менее, на сегодняшний день это авторитетнейшая школа йоги, основанная Свами Сатьянанда Сарасвати. После принятия основателем школы саньясы руководство перешло к Свами Ниранджанананда Сарасвати. Школа хранит древние классические традиции и практики йоги и тантры и обучает им студентов. Практика мягкая, ненасильственная, с терапевтической направленностью. Школа ведет серьезную научно-исследовательскую работу и просветительскую деятельность. Свами Сатьянанда Сарасвати оставил около 20 замечательных трудов по йоге и тантре, в которых могут найти ответы на все вопросы как начинающие, так и опытные практики. Кстати, известная многим практика «йога нидра» была разработана именно в рамках Бихарской школы йоги.

Если вам когда-нибудь представится возможность позаниматься в традиции этой школы йоги, ни в коем случае ее не упускайте.

Шивананда йога

Свами Шивананда – учитель Сатьянанды Сарасвати, один из самых выдающихся учителей йоги и тантры XX столетия и один из основателей йогатерапевтического направления. Автор более чем полутора десятков замечательных книг, не теряющих со временем своей актуальности, представляющих серьезное подспорье в любой йогической и тантрической практике. Несколько Шивананда-ашрамов расположены в Индии и по всему открыто множество Шивананда-центров.

Шивананда ашрам в Ришикеше.

Сегодня Шивананда-йога – это две фиксированные последовательности из 12 асан и несколько дыхательных практик. От всех преподавателей, называющих свои занятия Шивананда-йогой требуется строгое соблюдение этого канона. Никакой самодеятельности не допускается. Направление находит своих последователей в Индии, в США и других странах.

 

Сукшма вьяяма

Йогананда Баба широко известен во всем мире тем, что, перешагнув столетний (!) рубеж сохранил здоровье, активный образ жизни, ясный ум, замечательное чувство юмора и жизнерадостность и продолжал проводить классы сукшма вьяямы.

Это динамическая практика, включающая не только классические асаны йоги, но и другие упражнения, а также дыхательные практики. На западе сукшма вьяяма стала известна благодаря Свами Дхирендра Брахмачари – одному из выдающихся учителей XX столетия, наставнику Индиры Ганди и Джавахарлала Неру. Брахмачари посещал СССР и участвовал в подготовке советских космонавтов. Традицию Брахмачари наследовал у своего учителя Шри Махариши Картикейи и передал своим ученикам, самые известные из которых Бал Мукунд Синг и Рейнхард Гамментхаллер.

Конечно, Брахмачари не был единственным носителем традиции, и те, кто в последние годы гостил в индийском городе Ришикеш, считающимся мировой столицей йоги, могли освоить практику сукшма вьяямы в классах Йогананда Бабы. Йогананда Баба широко известен во всем мире тем, что, перешагнув столетний (!) рубеж сохранил здоровье, активный образ жизни, ясный ум, замечательное чувство юмора и жизнерадостность и продолжал проводить классы сукшма вьяямы. Йогананда Баба оставил тело в 2015 году в возрасте 106 лет. Его пример, безусловно, свидетельствует в пользу этой практики и доказывает, что при весьма небольшой физической нагрузке сукшма вьяяма в умелых руках дает замечательные результаты.

Бикрам йога

Занятия проходят в специально нагретых помещениях, в которых поддерживается температура 38 — 40 градусов и определенная влажность.

Основатель – Бикрам Чоудхури. Особенностью является то, что занятия проходят в специально нагретых помещениях, в которых поддерживается температура 38 — 40 градусов и определенная влажность. По мнению автора, в таких условиях тело лучше поддается растяжке, больше расслабляется и снижается опасность возникновения травм. Практика представляет выполнение фиксированной последовательности асан и дыхательных упражнений. Это направление также называют «горячей йогой» и рекомендуют, в том числе, и для снижения веса.

Сам Бикрам активно практиковал йогу с детства и уже в юном возрасте добился в практике асан серьезных успехов. К сожалению, успех обернулся серьезной травмой коленного сустава. Длительная реабилитация после травмы, которая увенчалась успехом, и стала импульсом к рождению Бикрам йоги.

Йога в гамаках

Будьте готовы к тому, что практика потребует больших усилий, чем традиционная йога на коврике.

Еще называется антигравитационная или аэро-йога. В рекламных роликах выглядит очень привлекательно. Но если вы реально собираетесь в этом гамаке что-то делать, а не просто залезть в него и посидет-полежать-покачаться, будьте готовы к тому, что практика потребует больших усилий, чем традиционная йога на коврике. Особенно нагрузка возрастает на руки и плечевой пояс. Безусловно, периодически такие тренировки могут быть очень полезны, но вряд ли есть смысл ограничивать свою практику аэро-йогой.

Дело в том, что на таких занятиях практикующий вынужден постоянно взаимодействовать с внешним предметом – гамаком. Это значит, что внимание постоянно направлено вовне, а не внутрь. То есть йоги-то, по сути не получается. Получается гимнастика с элементами акробатики. Еще один минус – повышенная опасность травм.

Плюс в том, что гамак позволяет интенсифицировать растяжку. Также задействуются мышцы, которые недостаточно нагружаются в традиционной практике и появляются новые паттерны движения.

Парная йога

Парная йога – это индикатор парных отношений в жизни вообще, потому что поведенческие паттерны, существующие в жизни, проявляют себя и в практике

Еще одно относительно новое направление с неплохим потенциалом, но весьма слабо разработанное вследствие недостатка коллективного опыта. В результате парная йога сводится к выполнению десятка-полутора известных асан, а затем перетекает в цирковое представление или в поочередное освоение роли помощника, инструктора, массажиста для своего партнера.

В то же время парная йога может стать замечательной и очень эффективной практикой. Взаимонаправленные усилия практикующих интенсифицируют практику, увеличивают амплитудность асан, улучшают растяжку и т.д.

Но главное не в этом. Парная йога – это индикатор парных отношений в жизни вообще, потому что поведенческие паттерны, существующие в жизни, проявляют себя и в практике, но здесь это сразу бросается в глаза. Практика сразу показывает, какова степень готовности человека к коммуникации и сотрудничеству, насколько мы готовы доверять, отпускать контроль, чувствовать другого человека возле себя. Если взаимодействие партнеров складывается успешно, это приносит совершенно новые ощущения.

К минусам парной йоги нужно отнести то, что далеко не каждый человек готов к такому достаточно близкому взаимодействию с другим. А кроме психологической готовности нужно еще чтобы партнеры подходили друг другу и по физическим параметрам тела: росту и весу. Если вы занимаетесь йогой, при случае сходите на класс парной йоги. Даже если вам не понравится, все равно приобретете новый опыт.

Виньяса фри фло  (Vinyasa Free Flow)

Переводится как «свободный поток». Это последнее направление, о котором я хочу рассказать. Не потому, что оно популярно, а потому, что это мой выбор и именно тот формат, в котором я провожу занятия. Особенностью стиля является то, что на протяжении всего занятия асаны плавно и непрерывно трансформируются, перетекают одна в другую. Силовое усилие, релаксация и растяжка гармонично чередуются. Практика асан синхронизируется с дыханием и включает бандхи, дришти, крии. Такой стиль практики способствует концентрации и постоянному удерживанию сознания на своем теле, предупреждает рассеивание внимания, когда мысли человека после выхода из асаны, «вылетают» из практики, создает непрерывное медитативное состояние. Кроме того, мягкий переход из одной асаны в другую способствует более глубокой, но в то же время ненасильственной проработке тела и обеспечивает довольно быстрый прогресс в практике. Кроме того, на таких занятиях нескучно, несмотря на то, что преобладает статическая нагрузка.

Как же сделать правильный выбор?

Большинство популярных сегодня стилей йоги подойдут практически каждому человеку. За исключение, разве что, аштанга виньясы, которая все же требует предварительной подготовки и хорошей физической формы. Люди, предпочитающие статические нагрузки и любящие разбираться во всех нюансах, вполне могут выбрать йогу Айенгара. Тем, кто любит ритм, подвижность, динамику, может подойти кундалини йога или сукшма вьяяма. Лучше всего, сделать выбор самостоятельно, посетив разные классы. Кроме того, важна личность, знания, опыт и жизненные установки преподавателя. Современная практика йоги зачастую складывается из элементов классической йоги, веданты, тантризма, современных техник и много чего еще разного. И этот винегрет каждый преподаватель смешивает по своему рецепту, иногда добавляя, кроме (или вместо) картошки и морковки «идентичные натуральным ароматизаторы, стабилизаторы разрыхлители и консерванты». Соответственно и вкус и последствия для желудочно-кишечного тракта получаются разные).

Пробуйте, занимайтесь, читайте, смотрите видео, общайтесь с другими практикующими, и ответы на все вопросы обязательно найдутся!

 

Comments

namaste.md


Смотрите также