Йога тени и Шандор Ремете. Йога тени


Йога тени. Чайя йога – осознание собственной силы

Йога тени (чайя йога) – направление не настолько популярное в йоге, чтобы о нем знали все, о нем не снимают фильмы, не пишут в популярных журналах. Как же это хорошо! Потому что йога – это не для всех. «Заставь дурака Богу молиться – он лоб расшибет» - это вообще, то, к чему привела популяризация йоги. Йога –это не только асаны, красивые сложные позы, тренировки по четвергам.

Йога тени – изучение и познание своего внутреннего «я», скрытого за тенью, наслоением теней, которые нужно познать и разгрести, чтобы обрести шакти – внутреннюю энергию.

Это учение принес в мир Шандор Ремете – культовый йог, один из лучших учеников Б. К. С Айенгара. Йога тени – синтез классической хатха йоги, ци гун, других воинских искусств, традиционных танцев. Это очень приблизительное описание этого стиля. В него нужно действительно уйти с головой, чтобы понять суть и смысл йоги, потому что сама йога родилась от архетипичных воинских искусств и танцев, и, только познав простое, мы придем к сложному.

Шандор Ремете – европеец, родом из Венгрии. Он родился в семье, где практиковали учение йогов, и уже с 6 лет, отец начал обучать его азам йоги. Позже семья переехала в Австралию. С юношества он начал изучать японские воинские искусства от учителей с острова Окинава. В это время ему попадает в руки «Прояснение к йоге» («Йога Дипика») Б. К. С Айенгара. Шандор очаровывается ей и уезжает к учителю в Пуну (Индия). Там он становится учеником Айенгара, и несколько лет посвящает обучению у него. Он достигает больших успехов, становясь одним из лучших учеников Айенгара, имеет доступ к редким писаниям йогов, работам Кришнамачарьи.

Однако, в йоге Аейенгара, Шандор Ремете не находит того, что искал, и он начинает идти своим путем. Шандор начинает изучать воинские искусства Индии, а также особое внимание уделяет традиционным народным танцам Южной Индии – катакали и барратанья. Он занимается Аштанга – виньяса йогой, изучает аюрведу, учение о основных точках на теле человека (марма – стаана), ци гун.

Впитав все это, осмыслив и наложив на свой собственный опыт, полученный еще с детства, Шандор применяет все это для создания собственного авторского стиля – Йога тени (чайя йога).

Что такое йога тени?

Вопрос: почему йога тени? Как тень может скрыть свет солнца, так и внутренние тени скрывают свет нашей души, закрывая внутренние силы, делая нас слабыми. Да вообще в нашем современном обществе кто может похвастаться чистотой и ясностью ума, не затемненностью сознания, силой мысли и формы, гибкостью тела и ума? Никто в полной мере. Йога – в изначальном смысле дает все эти сокровища. Но мир спешки и поверхностности, и йогу так преподносит. Начинаем осваивать самые клевые асаны, забывая, что монахи Шаолиня много лет выполняют одно простое движение. Движение от простого к сложному, от начала к концу – наша жизнь как она есть. Так почему же, имея столько проблем и стрессов, болезни, вялое тело и затуманенное сознание, мы не стремимся убрать эти тени, а лишь, в лучшем случае, завуалировать эти вещи, прикрыв их более светлой, рафинированной тканью?

В древнем тантрическом писании «Шива Свародайя» есть раздел «Чайя Пуруша». Там описывается наблюдение за тенью человека, очень внимательное проникновение в ее особенности, по которой можно определить состояние человека. Подобные описания есть в «Чарака самхита». Наверное, не зря йоги древности уделяли много внимания этой теме.

Двигаясь от простого к сложному, от наблюдения к движению, можно научиться пробуждать свою шакти.

Система Шандора Ремете включает несколько этапов, по которым нужно постепенно двигаясь, углубляясь как в теорию, так и в практику йоги. Наблюдение за собой и индивидуальный подход -очень важные составляющие йоги тени.

1 Этап – раскрытие своих теней (Чайя виваранам).  Это первые вспомогательные упражнения, направленные на укрепление опоры: ноги, руки, дыхание. Происходит пробуждение чувства ритма, координации, устойчивости.

2 этап – Введение в силу (Балакрама). Это база. Освоение динамических техник, которые укрепляют опорно-двигательную систему организма, приводят ум в безмятежность, укрепляют намерение. Два первых этапа готовят ученика к освоению простой асаны.

3 этап – Обуздание воина тени (Санчаланам). Это уже средний уровень сложности. Развитие тазобедренного отдела. Плавные спиралевидные движения, движения танца. Учит отдачи и спонтанности движений. Подготовка к средней сложности асаны.

4 этап – Картикея мандала. Продвинутый, сложный уровень. Особое дыхание. Круговые сложные движения.

Кроме того, в занятиях используются длительные стойки, перевернутые позы. Все это учит выдержанности и укреплению тела, сухожилий, делая ткани более эластичными. Постепенно двигаясь в этапах, меняется дыхание, оно удлиняется при переходе к плавным, круговым движениям. Все это сопровождается обязательным усвоением и практикой удияна бандхи (брюшного замка). Йога тени очень сильно развивает третий центр – волю, хара – так называли этот центр в боевых практиках Востока. С постепенным изменением тела идет трансформация сознания, отбрасывание страхов и зажимов, ученик получает умение контролировать потоки силы и сознания – вот цель йоги. Это и цель данной практики – к этому шел Шандор Ремете, не найдя результатов в современной йоге (кроме поверхностных, таких как улучшение физики тела).

Очень важным моментом является не возможность практиковать Йогу тени без наставника, учителя. Прямая преемственность очень важна. Только под чутким контролем учителя ученик может обрести силы, изучить свои тени. До сих пор инициацию в эту практику дает сам лично Шандор Ремете.

Йога тени – для людей готовых погрузиться в себя и не испугаться, погрузиться в настоящую йогу (связь). Эта сложная система, требующая внутренней дисциплины и взятия ответственности. Однако приобрести можно нечто большее, чего все ожидают от привычных занятий в йога клубах. 

getalife.ru

Shadow Yoga — Йога Теней. Путь к познанию себя

Это красивое направление зародилось в лоне Хатха йоги – и заключает в себе нечто, что объединяет тень и свет, Луну и Солнце, день и ночь… База Йоги теней основана на индивидуальной подготовке и методике, при которой познаются скрытые (теневые) стороны человеческого сознания. Йога Теней — это один из подходов к изучению Хатха Йоги, который рассматривает ограничения (блокировки, привычки) физического тела как слои застывших теней (подробнее о тенях см. Шива Свародайя, Аштанга Хрдайя, Чарака Самхита). Посредством упражнения в предлагаемых последовательностях тело освобождается от указанных ограничений, а ум освобождается от наслоений обусловленного существования. Йога Теней — это то синтез существенно важных методов и упражнений традиционной Хатха йоги. Йога Теней — утончённый и мощный метод индивидуальной подготовки и развития человека, имеющий целью освоение различных слоёв (теней) человеческого организма.  В классической Хатха йоге описаны некоторые «слои» человеческой природы: — физическое начало (сила) — эмоции и ментальность — интеллектуальный слой — слой блаженства Подобно тому, как тени заслоняют солнечные лучи – эти слои засоряются от жизненных проблем, стрессов, неосознаваемых привычек и постоянного дисбаланса. Очистить свет от тьмы помогают постоянные практики, освобождающие движение жизненной силы. Оптимизация движения жизненной силы ведет к улучшению качества жизни. Йога Теней основывается на принципах и практиках, общих для Хатха йоги и внутренних воинских искусств. Йога Теней использует положения «марма-станы» (науки о 108 жизненно важных точках тела), а также науки о «нади» (тонких каналах) и «вайю» (основных ветрах). В основе системы Йоги Теней, лежат древние тексты Хатха Йоги, в которых говорится о том, что базовые последовательности форм должны быть составлены таким образом, чтобы постепенно перерасти в практику “свободного стиля”. Свободный стиль – необходимая ступень в развитии качественного долголетия и, если получится, просветления, то есть практического умения осуществлять необходимые действия в нужное время, в нужном месте и нужном количестве. На начальном этапе собственно “практика” состоит из постепенного освоения четырех последовательностей движений (одной “подготовительной” и трех “прелюдий”). Последовательности школы Йоги Теней таковы: Чайя Виваранам (раскрытие теней) – вспомогательная динамическая последовательность, направленная на постепенное освоение и развитие координации линейных движений рук, ног и дыхания. Развивает умение сосредотачиваться, восстанавливает чувство ритма и способствует изучению брюшного замыкания (уддияна банд’а). Последовательность готовит к освоению простой асаны. Балакрама (введение в силу) – БАЗОВАЯ динамическая последовательность, развивающая силу скелетно-мышечного аппарата; регулярное упражнение приводит к стабилизации дыхания и значительному сокращению излишков жировой ткани, развивает подвижность тела и устойчивость ума. Последовательность готовит к практике простой асаны. Чайя Йодда Санчаланам (обуздание воина тени) – динамическая последовательность СРЕДНЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ. Плавные и спиралевидные движения оттачивают координацию движения тела и дыхания, и применение замыканий. Использование последовательности направлено на оптимизацию дыхательного процесса, освобождение “грубой” структуры от напряжённостей и усиление циркуляции жизненной силы. Последовательность готовит к освоению асаны средней сложности. Картиккейя Мандала (гирлянда света) – динамическая последовательность ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ, направленная на оттачивание дыхания в процессе кругообразных движений тела. Упражнение в этой последовательности приводит к удлинению дыхания при кругообразных движениях тела в соответствии с движением крови. Последовательность готовит к освоению сложной асаны. Регулярное упражнение в указанных последовательностях приводит к изменению эластичности тканей и устойчивости тела, развивает непрерывистое дыхание, а также ведёт к осознанию ритмичных токов внутреннего движения жизненной силы. Указанные четыре последовательности состоят из вариаций форм воина (вирапарампара) и форм солнца (сурьянамаскара) и служат прелюдиями к практике простейшей, основной, усложненной и «продвинутой» асана-виньясы. Каждая последовательность завершается перевернутыми положениями, которые, в свою очередь, служат переходом к пранаяме и другим, внутренним практикам Хатха йоги. Линейная работа в стойках используется для пробуждения силы ног, которая, в свою очередь, интегрируется со спиралеобразными, круговыми движениями в целях оживления энергий тазобедренного перехода, туловища и позвоночника. Указанные действия сочетаются с ритмичным дыханием и брюшным замыканием (уддияна банда) в целях культивирования внутренней силы и пищеварительного огня. Указанный процесс является основой, фундаментом Хатха йоги и служит катализатором исцеления и трансформации человеческого организма на многих уровнях. После освоения, указанные последовательности движений используются как подготовка необходимых внутренних условий для практики асаны-виньясы, которая предлагается наставником в соответствии с потребностями ученика. Заниматься Йогой теней необходимо с наставником! Это связано с тем, что человек всегда заложник собственного Я, на которое  необходимо взглянуть со стороны (при помощи и поддержке мудрого Учителя) Йога теней — непрерывная и дисциплинированная практика принципов и упражнений вызывающая к жизни свет сознания, способного отличить душу от того, что душой не является. А человек приобретает способность умело и творчески откликаться на изменчивые обстоятельства жизни, находясь в гармонии с собой, с другими существами и с силами Природы.

subscribe.ru

polet-dushi.ru

Shadow Yoga – Йога Теней. Путь к познанию себя

Это красивое направление зародилось в лоне Хатха йоги – и заключает в себе нечто, что объединяет тень и свет, Луну и Солнце, день и ночь… База Йоги теней основана на индивидуальной подготовке и методике, при которой познаются скрытые (теневые) стороны человеческого сознания. Йога Теней – это один из подходов к изучению Хатха Йоги, который рассматривает ограничения (блокировки, привычки) физического тела как слои застывших теней (подробнее о тенях см. Шива Свародайя, Аштанга Хрдайя, Чарака Самхита). Посредством упражнения в предлагаемых последовательностях тело освобождается от указанных ограничений, а ум освобождается от наслоений обусловленного существования. Йога Теней – это то синтез существенно важных методов и упражнений традиционной Хатха йоги. Йога Теней – утончённый и мощный метод индивидуальной подготовки и развития человека, имеющий целью освоение различных слоёв (теней) человеческого организма.  В классической Хатха йоге описаны некоторые «слои» человеческой природы: – физическое начало (сила) – эмоции и ментальность – интеллектуальный слой – слой блаженства Подобно тому, как тени заслоняют солнечные лучи – эти слои засоряются от жизненных проблем, стрессов, неосознаваемых привычек и постоянного дисбаланса. Очистить свет от тьмы помогают постоянные практики, освобождающие движение жизненной силы. Оптимизация движения жизненной силы ведет к улучшению качества жизни. Йога Теней основывается на принципах и практиках, общих для Хатха йоги и внутренних воинских искусств. Йога Теней использует положения “марма-станы” (науки о 108 жизненно важных точках тела), а также науки о “нади” (тонких каналах) и “вайю” (основных ветрах). В основе системы Йоги Теней, лежат древние тексты Хатха Йоги, в которых говорится о том, что базовые последовательности форм должны быть составлены таким образом, чтобы постепенно перерасти в практику “свободного стиля”. Свободный стиль – необходимая ступень в развитии качественного долголетия и, если получится, просветления, то есть практического умения осуществлять необходимые действия в нужное время, в нужном месте и нужном количестве. На начальном этапе собственно “практика” состоит из постепенного освоения четырех последовательностей движений (одной “подготовительной” и трех “прелюдий”). Последовательности школы Йоги Теней таковы: Чайя Виваранам (раскрытие теней) – вспомогательная динамическая последовательность, направленная на постепенное освоение и развитие координации линейных движений рук, ног и дыхания. Развивает умение сосредотачиваться, восстанавливает чувство ритма и способствует изучению брюшного замыкания (уддияна банд’а). Последовательность готовит к освоению простой асаны. Балакрама (введение в силу) – БАЗОВАЯ динамическая последовательность, развивающая силу скелетно-мышечного аппарата; регулярное упражнение приводит к стабилизации дыхания и значительному сокращению излишков жировой ткани, развивает подвижность тела и устойчивость ума. Последовательность готовит к практике простой асаны. Чайя Йодда Санчаланам (обуздание воина тени) – динамическая последовательность СРЕДНЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ. Плавные и спиралевидные движения оттачивают координацию движения тела и дыхания, и применение замыканий. Использование последовательности направлено на оптимизацию дыхательного процесса, освобождение “грубой” структуры от напряжённостей и усиление циркуляции жизненной силы. Последовательность готовит к освоению асаны средней сложности. Картиккейя Мандала (гирлянда света) – динамическая последовательность ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ, направленная на оттачивание дыхания в процессе кругообразных движений тела. Упражнение в этой последовательности приводит к удлинению дыхания при кругообразных движениях тела в соответствии с движением крови. Последовательность готовит к освоению сложной асаны. Регулярное упражнение в указанных последовательностях приводит к изменению эластичности тканей и устойчивости тела, развивает непрерывистое дыхание, а также ведёт к осознанию ритмичных токов внутреннего движения жизненной силы. Указанные четыре последовательности состоят из вариаций форм воина (вирапарампара) и форм солнца (сурьянамаскара) и служат прелюдиями к практике простейшей, основной, усложненной и “продвинутой” асана-виньясы. Каждая последовательность завершается перевернутыми положениями, которые, в свою очередь, служат переходом к пранаяме и другим, внутренним практикам Хатха йоги. Линейная работа в стойках используется для пробуждения силы ног, которая, в свою очередь, интегрируется со спиралеобразными, круговыми движениями в целях оживления энергий тазобедренного перехода, туловища и позвоночника. Указанные действия сочетаются с ритмичным дыханием и брюшным замыканием (уддияна банда) в целях культивирования внутренней силы и пищеварительного огня. Указанный процесс является основой, фундаментом Хатха йоги и служит катализатором исцеления и трансформации человеческого организма на многих уровнях. После освоения, указанные последовательности движений используются как подготовка необходимых внутренних условий для практики асаны-виньясы, которая предлагается наставником в соответствии с потребностями ученика. Заниматься Йогой теней необходимо с наставником! Это связано с тем, что человек всегда заложник собственного Я, на которое  необходимо взглянуть со стороны (при помощи и поддержке мудрого Учителя) Йога теней – непрерывная и дисциплинированная практика принципов и упражнений вызывающая к жизни свет сознания, способного отличить душу от того, что душой не является. А человек приобретает способность умело и творчески откликаться на изменчивые обстоятельства жизни, находясь в гармонии с собой, с другими существами и с силами Природы.

subscribe.ru

В избранное

meditation-portal.com

«Йога Тени» Шандора Ремете: Путь воина Виньясы

«Внимательно рассмотрев каждую из теней, можно увидеть, как разные люди вязнут на разных уровнях. Кто-то ищет удовольствия, кто-то жаждет власти, кто-то прослыл интеллектуалом и т.д. В этих проявлениях нет ничего плохого, но сами по себе они ни к чему не ведут. Однако если тщательно, без предрассудков исследовать эти тени, то они могут наполнить энергией путь к просветлению». / Шандор Ремете, «Йога Тени Чайя Йога».

«…Ум, это постоянное состояние блуждания, меняет свою привязанность к одной вещи на другую и постепенно истощает жизненную энергию человека. В Садханга (Хатха) Йоге энергия ума вынуждена возвращаться назад через практику асан и пранаямы. Это Обуздание Тени». / Шандор Ремете

Йога Тени — не совсем, а точнее, не просто йога. Это синтез классической хатха-йоги, цигун, восточных единоборств и традиционных индийских танцев. Наряду с знакомыми позами йоги (хотя они и выполняются зачастую в динамической форме, перетекая одна в другую — «виньясами) — в этой системе наиболее явна сильная составляющая «боевых» китайских энергетических искусств. Это и неудивительно, ведь ее основатель, Шандор Ремете, серьезно изучал Японское «Буси До» (Путь Воина) и традиционные индийский танцы. Этот стиль смело можно назвать «авторским», как и многие другие современные направления в йоге.

Кстати, Шандор особо подчеркивает, что получение практических, основательных знаний по его стилю йоги из книг и даже от тренированных инструкторов* не заменяет контакт с хранителем традиции. Инициация в практику осуществляется лично самим Шандором Ремете, — как и передача собственно знаний и техник, она происходит на семинарах Мастера, точнее — двух Мастеров. Ведь хранителя традиции на сегодняшний день два: основатель стиля, сам Шандор (Natanaga Zhander \ Shandor Remete) — и Эмма Балнавес (Emma Balnaves), «директор» и ведущий преподаватель Шадоу-Йоги.

В интернете представлено несколько эффектных ознакомительных видео с Эммой, которая демонстрирует разминку и основные последовательности движения Йоги Тени. Первая половина разминки Йоги Тени практически копирует набор подготовительных шакти-бандхасан Бихарской школы йоги, а вторая — это уже что-то из восточного Цигун и восточных боевых искусств. Несмотря на то что Эмма Балнавес на многих видео демонстрирует поистине мастерское выполнение серий Йоги Тени — включающих порой не только сложные асаны и виньясы, но и глубокое, замедленное дыхание — очевидно, что «это не всё». Как становится ясно уже из ознакомительной информации на официальном сайте компании и статей русскоговорящих адептов, показываются широкой публике лишь вводные, внешние части системы, так сказать — «надводная часть» огромнейшего айсберга Йоги Тени. Который подразумевает освоение мудр, бандх и медитаций йоги, в сочетании с другими техниками и по все возрастающей сложности**!

Йога Тени до какой-то степени противопоставляет себя «обычной Хатха-йоге», которая — как это очевидно всем, кто хочет видеть — в руках расторопных «звездных» преподавателей наших дней превратилась из инструмента глубокого самопознания для серьезных духовных искателей в еще одну фитнес-примочку для весьма приземленной буржуазии. Противопоставляет себя Йога Тени именно поп-продукту (современной «йоге»), а не изначальной практике Йоги (Пурна-йоге).

«Патанджали говорит, что есть Бог, но это по-разному для каждого человека. Это индивидуальная возможность каждого — развивать в себе религиозную веру через практику йоги» Ш. Ремете

О Йоге Тени не снимают «культовые» фильмы, не издают толстых и богато иллюстрированных книг, не снимают и не продают обучающих DVD. Семинары и занятия по Йоге Тени тоже — словно специально! — неприлично дороги и неудобны для посещения. А уж стать инструктором Йоги Тени — это вообще, видимо, задача на грани человеческих возможностей. Теперь сравним все это с совершенно противоположными явления в подаче (и продаже) «обычной» хатха-йоги! Идея прослеживается четко — основатель этой системы не хочет делать ее массовой и популярной по каким-то своим соображениям.

В то время, как лидеры коммерческого потока йоги стремятся к массовости, доступ к Йоге Тени подчеркнуто ограничен, и подход тут штучный. Семинар с 15 участниками — это не многотысячные «йога-конференции», не 108 Сурья-намаскаров на Красной площади или занятия по «горячей йоге» в зеркальном зале, в которых могут одновременно без проблем принимать участие сотни человек, в том числе имеющих слабое представление о йоге как таковой. Сложно сказать, «хорошо» это или «плохо», и какие мотивы стоят за такой «подачей» себя — но это визитная карточка стиля. С этим приходится считаться.

Шандор Ремете (Нагасена Зандер) — не американец, он родом из Венгрии. Ему повезло родиться с семье йогов, и отец начал обучать его азам йоги с 6 лет. В молодости Шандор увлекся восточными боевыми искусствами (японским Бусидо), но потом ему в руки попала книга Айенгара «Прояснение йоги» (Йога-дипика), которая очаровала юношу еще больше. Он поехал в Пуну, стал учеником Айенгара, и несколько лет упорно занимался с ним. Потом, как он сообщает, отношения себя исчерпали, а практики не давали результата: как отмечает Шандор в одном интервью, он заметил, что «определенные вещи не проявляются».

Ш. Ремете разъяснил и подробнее: «Основная причина в том, что определенные аспекты подготовительной работы в современной йоге не имеют соответствий ни в воинских искусствах, ни в народных танцах, ни в иных подобных искусствах. Тем не менее, эти практики заимствовались из вышеописанных искусств, что очевидно. Однако они не используются в соответствии с предназначением и, естественно, не приводят к тому, к чему должны приводить».

И Шандор покинул Гуруджи, чтобы продолжить поиск и обучение, в том числе у одного из опытных учеников Паттабхи Джойса.

Взгляд «одного из лучших учеников» Айенгара на йогу и опытного мастера Аштанга-виньясы был совсем не тот, за который дают сертификат и право нести миру ту или другую традицию: он решил «идти своим путем»… Изобретая этот путь прямо под ногами — словно легендарный Хануман, переходящий по морю к о. Цейлон для победы над демонами!

Вместо продолжения ученичества или работы в стремительно расширяющихся империях Айенгара и Паттабхи Джойса, Шандор поехал по Индии искать учителей боевых искусств и традиционных индийских танцев (Катхакали и Баратанатья), а танцы эти, надо сказать, требуют физической подготовки как у преподавателей Аштанга-виньсы! (Тут невольно вспоминается Г.И. Гурджиев и его путь в йоге!). Кроме боевых и танцевальных приемов, Шандор изучает Аштанга-виньясу, а также Сидда-медицину и Марма-стаана — науку о ключевых точках тела, и это логично: ведь она сродни и любимым боевым искусствам, и в целом воинским традициям Майсора. Вот так — из мирных и боевых искусств и родилась Йога Тени. Но это только то, что заметно при первом знакомстве.

Ответ, на который легко ответить: почему «йога тени», про какие тени идет речь? Дело в том, что по мнению Шандора, йога призвана освобождать душу от «теней» — слабостей, которые словно закрывают свет солнца и делая человека слабым.

Путь «из тени в свет», Йогу Тени, Шандор поделил на уровни:

«1 Этап — раскрытие своих теней (Чайя виваранам). Это первые вспомогательные упражнения, направленные на укрепление опоры: ноги, руки, дыхание. Происходит пробуждение чувства ритма, координации, устойчивости.

2 этап — Введение в силу (Балакрама). Это база. Освоение динамических техник, которые укрепляют опорно-двигательную систему организма, приводят ум в безмятежность, укрепляют намерение. Два первых этапа готовят ученика к освоению простой асаны.

3 этап — Обуздание воина тени (Санчаланам). Это уже средний уровень сложности. Развитие тазобедренного отдела. Плавные спиралевидные движения, движения танца. Учит отдачи и спонтанности движений. Подготовка к средней сложности асаны.

4 этап — Картикея мандала. Продвинутый, сложный уровень. Особое дыхание. Круговые сложные движения».

Чтобы стало понятнее, как проходит занятие по Йоге Тени, лучше всего посмотреть видео-ролик, который находится в открытом доступе.

Существует и другое условное деление Йоги Тени: на предварительные формы и Нртта Сад’ана — то ли «боевые», то ли «танцевальные» динамические движения, похожие на упражнений Аштанга-Виньсы.

В процессе освоения Йоги Тени, происходит следующее:

  1. Балакрама (введение в силу) — подготовительные упражнения, которые дают: улучшение координации движений, в т.ч. руками и ногами; стабилизация дыхания; сокращение излишков жира; увеличение силы и выносливости тела, наработка способности концентации ума, улучшение «чувства ритма»; освоение Уддияна-бандхи. На этом этапе выполняются простые асаны.
  2. Чайя Йодда Санчаланам (движение и обуздание тени) — динамическая последовательность среднего уровня сложности, которая оттачивает навыки координации движений, использования бандх и ресурсов дыхательной системы. На этом этапе адепт уже по большей части очищает свою физическую энергетическую структуру от блоков и повышает циркуляцию жизненной силы. Последовательность готовит к освоению асан средней сложности.
  3. Картикейя Мандала (гирлянда света) — динамическая последовательность продвинутого уровня, направленная на оттачивание дыхания в процессе выполнения йогических, физкультурных и боевых скруток в динамике. Происходит значительное замедление дыхания, и — как утверждают адепты — синхронизация дыхания с продвижением крови по телу и конечностям. Это, помимо очевидно необходимой физической тренировки, подразумевает знание Марма-Станы, т.е. 108 самых важных точек или областей тела и правил воздействия на них в рамках системы Йоги Тени. На этом уровне также выполняются сложные асаны йоги.

Как отмечают знатоки этого стиля, «Три вышеуказанные последовательности суть комбинации различных форм воина (вирапарампара) и солнечных форм (сурьянамаскара), которые работают как прелюдии к асана-виньясе (начальной, средней и сложной). Прелюдии и асана-виньяса заключаются перевёрнутыми положениями тела, которые, в свою очередь, приводят к упражнению в пранаяме и прочим внутренним процессам типа дьяна и проч. Нртта Сад’ана (ритмический танец) — это сад’ана, посредством который сад’ака (претендент) вновь обнаруживает для себя ритмические токи жизненной силы, упрятанные в покровах туловища и конечностей с помощью естественного, не навязанного позиционирования. Из ста восьми карана, упоминающихся в Натья Шастре, не более тридцати шести используются с целью само-культивирования».

В целом, как отмечают последователи стиля, практика Йоги Тени постепенно строится от простого к сложному, по мере того как нарабатываются физическая сила, гибкость, ловкость и способность выполнять длинные серии движений (почти как в Тенсегрити, не правда ли?). Параллельно идет развитие дыхательного аппарата и в частности, способности дышать глубоко и медленно. Осваивается Уддияна-бандха, а также тренируется «Хара» (Манипура), традиционно ключевой момент в боевых искусствах. Как утверждают адепты стиля, это приводит к достижению большой личной силы и бесстрашия, а также способности «контролировать потоки силы и сознания». То есть, в конечном итоге, все-таки медитация и является целью йоги по Шандору Ремете — недаром его стиль в интернете иногда называют «истинной Йогой Патанджали». Парадокс?

То есть, несмотря на откровенно «физкультурный» пиар в интернете, Йога Тени — совсем не физкультурное направление йоги.

О серьезном использовании мудр и других тонких пратик в Йоге тени очевидно указывает, например, такой пассаж из книги Ш.Ремете («Йога Тени Чайя Йога»): «Среди органов восприятия центральную роль играет язык, который служит проводником между периферическими и центральными каналами. Соответственно, он оказывает важнейшее влияние на физиологические функции тела».

Подробнее об упражнениях Йоги Тени можно почитать здесь. Более глубоко ознакомиться с Йогой Тени можно прочитав (единственную, насколько мне известно) книгу Ш. Ремете на русском языке — она так и называется «Йога Тени Чайя Йога» и содержит символичные 108 страниц. (Вышла и аудиокнига, доступная на iTunes — $11).

Узнать о том, почему Йога Тени — это совсем не Йога Айенгара — и получить ответы на другие вопросы о Йоге Тени можно из большого интервью с Ш.Ремете (автор интервью — Андрей Рожнов, инструктор Йоги Тени). Еще один интересный материал на русском языке (про то как стояли 30 минут на цыпочках и др.) американской студентки.

…он рекомендовал нам попробовать найти три книги — «Йога Васишта Самхита» (The Yoga Vasishta Samhita), «Йога Яджнавалкья Самхита» (The Yoga Yagnvalkya Samhita) и «Секреты Марма» Дэвида Фроули (David Frawley’s The Secrets of Marma) — и прочесть их. (из рассказа про семинар Ш. Ремете)

Примечательно, что известный специалист по Аюрведе и йоге — Роберт Свобода *** (автор известных книг «Ахгора», «Величие Сатурна» и др.) — в своем предисловии к книге «Йога Тени» высказывает на первый взгляд странную идею, что именно Йога Тени — и есть… настоящая Хатха-Йога! Он пишет:

«Эта бесценная книжка знакомит читателя с практиками настоящей хатха йоги в полном объеме. В ней представлено достаточно подсказок, на которые следует обратить внимание опытным практикам с тем, чтобы кардинальным образом изменить практику. Книжку следует прочитать каждому, кто серьезно изучает йогу».

Однако все более-менее встает на свои места, если учесть, что говорит сам Шандор о месте своей системы в общей картине йоги высказался так:

«Йога — это духовная система, которая на практике занимается процессом просветления. Конечная цель — умение отличать душу от всего, что душой не является. Йога Тени — это возрождение того, что было и остается наидревнейшим методом подготовки тела, ума и духа».

Подчеркнуто абстрагируясь от наследия динамических, с одной стороны, и лечебно-физкультурных стилей йоги с другой, а также в целом от современного легкомысленного отношения к йоге как «физкультуре», Шандор описывает свою «Йогу Теней» именно как систему Хатха йоги****, базирующуюся на принципах шиваизма, т.к. ее структура опирается на весьма существенную скрытую (и, конечно, не показанную на промо-видео!) эзотерическую составляющую. То есть, в действительности, невзирая на то, что вы можете увидеть на видео в интернете, Йога Тени подразумевает, кроме освоения красивых и сложных динамических танцевально-боевых форм, еще и целый набор силовых и медитативных асан, а также бандхи, крии, мудры, пранаямы — и даже мантры, а также освоение древнеиндийских знаний о мармах и знакомство с йогической философией.

Выводы:

  • Этот стиль следует отнести к блогу направалений, условно называемых «Пурна Йога» — то есть, «полноценное изучение йоги» именно как целостной системы саморазвития, а не только вида физкультуры. Если человек не хочет делать йогу образом жизни, лучше держаться подальше от этого стиля.
  • Чтобы изучить Йоги Тени, следует получить инициацию от Шандора Ремете.
  • Если вас не пугает, что автор пишет слово «хатха», используя всего ТРИ буквы, а также использование мантр и ритуаллов индуизма в практике йоги (это происходит на инициации и на семинарах с Ш. Ремете), и хочется освоить йогу не как физкультуру, а именно как образ жизни и систему глубинноо самопознания — вот как раз тогда это для вас.
  • Однако с организационной точки зрения, понадобятся некоторые усилия, и мат. средства, чтобы «включиться в систему». А это будет только началом долгой работы над собой, которую подразумевает Йога Тени!

Рекомендуемая литература:

«Йога Тени Чайя Йога», Шандор Ремете (в открытом доступе — не найдена, кто знает — оставьте комментарий).

Видео:

Разминка Йоги Тени (перевод не требуется):

Демонстрация продвинутой серии упражнений Йоги Тени (перевод не требуется):

ВАЖНО: Не пытайтесь заниматься под эти видео, не имея посвящения в практики йоги тени! Это может быть опасно для вашего здоровья.

Вся информация выше представлена исключительно для общего ознакомления.

—Сноски:—

*Преподавать этот стиль можно лишь имея сертификат от Шандора Ремете.

**В некоторых практиках Йоги Тени существует система уровней сложности, например 1-5, причем два последних — для избранных, единичных учеников.

***Доктор Роберт Свобода — автор книг «Аюрведа: Жизнь, Здоровье и Долголетие» и «Пояснение жизни: введение в астрологию Индии».

**** Кстати, у Ш. Ремете есть еще одна книга, которая так и называется — «Хатха Йога». Это отчасти проясняет вопрос о сути Шадоу-Йоги.

В подготовке статьи были использованы материалы сайтовhttp://soaryoga.kiev.ua/, http://www.sarpa.ru/, http://shadowyogabook.com/

polet-dushi.ru

Йога тени. Чайя йога – осознание собственной силы

Йога тени (чайя йога) – направление не настолько популярное в йоге, чтобы о нем знали все, о нем не снимают фильмы, не пишут в популярных журналах. Как же это хорошо! Потому что йога – это не для всех. «Заставь дурака Богу молиться – он лоб расшибет» — это вообще, то, к чему привела популяризация йоги. Йога –это не только асаны, красивые сложные позы, тренировки по четвергам.

Йога тени – изучение и познание своего внутреннего «я», скрытого за тенью, наслоением теней, которые нужно познать и разгрести, чтобы обрести шакти – внутреннюю энергию.

Это учение принес в мир Шандор Ремете – культовый йог, один из лучших учеников Б. К. С Айенгара. Йога тени – синтез классической хатха йоги, ци гун, других воинских искусств, традиционных танцев. Это очень приблизительное описание этого стиля. В него нужно действительно уйти с головой, чтобы понять суть и смысл йоги, потому что сама йога родилась от архетипичных воинских искусств и танцев, и, только познав простое, мы придем к сложному.

Шандор Ремете – европеец, родом из Венгрии. Он родился в семье, где практиковали учение йогов, и уже с 6 лет, отец начал обучать его азам йоги. Позже семья переехала в Австралию. С юношества он начал изучать японские воинские искусства от учителей с острова Окинава. В это время ему попадает в руки «Прояснение к йоге» («Йога Дипика») Б. К. С Айенгара. Шандор очаровывается ей и уезжает к учителю в Пуну (Индия). Там он становится учеником Айенгара, и несколько лет посвящает обучению у него. Он достигает больших успехов, становясь одним из лучших учеников Айенгара, имеет доступ к редким писаниям йогов, работам Кришнамачарьи.

Однако, в йоге Аейенгара, Шандор Ремете не находит того, что искал, и он начинает идти своим путем. Шандор начинает изучать воинские искусства Индии, а также особое внимание уделяет традиционным народным танцам Южной Индии – катакали и барратанья. Он занимается Аштанга – виньяса йогой, изучает аюрведу, учение о основных точках на теле человека (марма – стаана), ци гун.

Впитав все это, осмыслив и наложив на свой собственный опыт, полученный еще с детства, Шандор применяет все это для создания собственного авторского стиля – Йога тени (чайя йога).

Что такое йога тени?

Вопрос: почему йога тени? Как тень может скрыть свет солнца, так и внутренние тени скрывают свет нашей души, закрывая внутренние силы, делая нас слабыми. Да вообще в нашем современном обществе кто может похвастаться чистотой и ясностью ума, не затемненностью сознания, силой мысли и формы, гибкостью тела и ума? Никто в полной мере. Йога – в изначальном смысле дает все эти сокровища. Но мир спешки и поверхностности, и йогу так преподносит. Начинаем осваивать самые клевые асаны, забывая, что монахи Шаолиня много лет выполняют одно простое движение. Движение от простого к сложному, от начала к концу – наша жизнь как она есть. Так почему же, имея столько проблем и стрессов, болезни, вялое тело и затуманенное сознание, мы не стремимся убрать эти тени, а лишь, в лучшем случае, завуалировать эти вещи, прикрыв их более светлой, рафинированной тканью?

В древнем тантрическом писании «Шива Свародайя» есть раздел «Чайя Пуруша». Там описывается наблюдение за тенью человека, очень внимательное проникновение в ее особенности, по которой можно определить состояние человека. Подобные описания есть в «Чарака самхита». Наверное, не зря йоги древности уделяли много внимания этой теме.

Двигаясь от простого к сложному, от наблюдения к движению, можно научиться пробуждать свою шакти.

Система Шандора Ремете включает несколько этапов, по которым нужно постепенно двигаясь, углубляясь как в теорию, так и в практику йоги. Наблюдение за собой и индивидуальный подход -очень важные составляющие йоги тени.

1 Этап – раскрытие своих теней (Чайя виваранам).  Это первые вспомогательные упражнения, направленные на укрепление опоры: ноги, руки, дыхание. Происходит пробуждение чувства ритма, координации, устойчивости.

2 этап – Введение в силу (Балакрама). Это база. Освоение динамических техник, которые укрепляют опорно-двигательную систему организма, приводят ум в безмятежность, укрепляют намерение. Два первых этапа готовят ученика к освоению простой асаны.

3 этап – Обуздание воина тени (Санчаланам). Это уже средний уровень сложности. Развитие тазобедренного отдела. Плавные спиралевидные движения, движения танца. Учит отдачи и спонтанности движений. Подготовка к средней сложности асаны.

4 этап – Картикея мандала. Продвинутый, сложный уровень. Особое дыхание. Круговые сложные движения.

Кроме того, в занятиях используются длительные стойки, перевернутые позы. Все это учит выдержанности и укреплению тела, сухожилий, делая ткани более эластичными. Постепенно двигаясь в этапах, меняется дыхание, оно удлиняется при переходе к плавным, круговым движениям. Все это сопровождается обязательным усвоением и практикой удияна бандхи (брюшного замка). Йога тени очень сильно развивает третий центр – волю, хара – так называли этот центр в боевых практиках Востока. С постепенным изменением тела идет трансформация сознания, отбрасывание страхов и зажимов, ученик получает умение контролировать потоки силы и сознания – вот цель йоги. Это и цель данной практики – к этому шел Шандор Ремете, не найдя результатов в современной йоге (кроме поверхностных, таких как улучшение физики тела).

Очень важным моментом является не возможность практиковать Йогу тени без наставника, учителя. Прямая преемственность очень важна. Только под чутким контролем учителя ученик может обрести силы, изучить свои тени. До сих пор инициацию в эту практику дает сам лично Шандор Ремете.

Йога тени – для людей готовых погрузиться в себя и не испугаться, погрузиться в настоящую йогу (связь). Эта сложная система, требующая внутренней дисциплины и взятия ответственности. Однако приобрести можно нечто большее, чего все ожидают от привычных занятий в йога клубах.

polet-dushi.ru

Йога теней как подход к изучению хатха — йоги

Школа Йоги Теней, основанная Шандором Ремете (Natanaga Zhander), — это один из подходов к изучению Хатта (хатха) йоги. Этот подход рассматривает ограничения (блокировки, привычки) физического тела как слои застывших теней (подробнее о тенях см. Шива Свародайя, Аштанга Хрдайя, Чарака Самхита и т.д.). Как оказалось, ограничения физического тела устраняются путем использования простых и естественных движений. Посредством упражнения в предлагаемых действиях тело освобождается от указанных ограничений, а ум освобождается от наслоений обусловленного существования.

Йога Теней — это не новый “бренд” йоги. Это, скорее, синтез существенно важных методов и упражнений традиционной хатха йоги. Популяризация йоги привела к тому, что понимание этих методов и упражнений — в основном — утрачено в погоне за быстрыми результатами и внешней привлекательностью.

Йога Теней — это утончённый и мощный метод индивидуальной подготовки и культивирования человека, имеющий целью освоение различных слоёв (теней) человеческого организма. Слои описываются в текстах Йоги как:

— физическое тело— энергетическое тело— ментально-эмоциональное тело— интеллектуальное тело— тело блаженства.

Под воздействием стресса и неосознаваемых привычек эти слои “засоряются” и препятствуют свободному течению жизненной силы подобно тому, как тень заслоняет свет солнца. Хатха йога получила развитие с целью растворения этого “мусора”, освобождения и оптимизации движения жизненной силы. Оптимизация движения жизненной силы ведет к улучшению качества жизни.

Йога Теней основывается на принципах и практиках, общих для хатха йоги и внутренних воинских искусств. Йога Теней использует положения марма-станы (науки о 108 жизненно важных точках тела), а также науки о нади (тонких каналах) и вайю (основных ветрах).

В основе подхода лежат древние тексты хатха йоги, в которых говорится о том, что базовые последовательности форм должны быть составлены таким образом, чтобы постепенно перерасти в практику “свободного стиля”. Свободный стиль – необходимая ступень в развитии качественного долголетия и, если получится, просветления, то есть практического умения осуществлять необходимые действия в нужное время, в нужном месте и нужном количестве.

На начальном этапе собственно “практика” состоит из постепенного освоения трёх последовательностей движений или так называемых “прелюдий”. Силовая работа в стойках используется для пробуждения силы ног, которая, в свою очередь, интегрируется с круговыми и спиралеобразными движениями рук в целях оживления энергии тазобедренного перехода, туловища и позвоночника. Указанные движения сочетаются с ритмичным дыханием и брюшным замыканием в целях культивирования внутренней силы и пищеварительного огня. Указанный процесс является фундаментом хатха йоги и служит катализатором исцеления и трансформации человеческого организма.

Последовательности школы Йоги Теней таковы:

Балакрама (введение в силу) – БАЗОВАЯ динамическая последовательность, развивающая силу скелетно-мышечного аппарата; регулярное упражнение приводит к стабилизации дыхания и значительному сокращению излишков жировой ткани, развивает подвижность тела и устойчивость ума. Последовательность готовит к практике простой асаны.

Чайя Йодда Санчаланам (обуздание воина тени) – динамическая последовательность СРЕДНЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ. Плавные и спиралевидные движения оттачивают координацию движения тела и дыхания, и применение замыканий. Использование последовательности направлено на оптимизацию дыхательного процесса, освобождение “грубой” структуры от напряжённостей и усиление циркуляции жизненной силы. Последовательность готовит к освоению асаны средней сложности.

Картиккейя Мандалам (гирлянда света) – динамическая последовательность ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ, направленная на оттачивание дыхания в процессе кругообразных движений тела. Упражнение в этой последовательности приводит к удлинению дыхательного цикла в соответствии с движением крови. Последовательность готовит к освоению сложной асаны.

Указанные три последовательности состоят из вариаций форм воина (вира-парампара) и форм солнца (сурья-намаскара) и служат прелюдиями к практике простейшей, основной, усложненной и «продвинутой» асана-виньясы. Каждая последовательность завершается перевернутыми положениями, которые, в свою очередь, служат переходом к пранаяме и другим, внутренним практикам хатха йоги.

После ОСВОЕНИЯ, указанные последовательности движений используются как подготовка необходимых внутренних условий для практики асаны/виньясы, которая предлагается наставником в соответствии с потребностями ученика.

Задача состоит в том, чтобы постепенно развить способность принимать асану таким образом, чтобы она отвечала таким характеристикам как лёгкость и нерушимость. Это — предварительное условие внутренней работы (упражнения) в пранаяме (упорядочении жизненной силы), пратьяхаре (обуздании органов восприятия), сосредоточении и созерцании.

Йога Теней — это непрерывная и дисциплинирующая практика, вызывающая к жизни свет сознания, способного отличить душу от того, что душой не является. В процессе практики человек приобретает способность умело и творчески откликаться на изменчивые обстоятельства жизни, находясь в гармонии с собой, с другими существами, с силами Природы.

Автор: Андрей Рожнов

Источник:www.fitness4you.com.ua

polet-dushi.ru

Йога Тени: этапы подготовки в соответствии с методикой

Подготовительная работа начинается с изучения стоек, то есть с освоения энергий стопы. На этом фундаменте, то есть, в стойке, происходит изучение и освоение поворотов торса, а равно и движения рук.  Именно в стойке происходит изучение того, что организм есть нечто большее, чем набор тех или иных “физиологических систем” и “органов”.

Работа в стойках представлена так называемыми прелюдиями (предварительными формами), состоящими из спиралеобразных, сгибающих, разгибающих, раскачивающих движений, в которых содержатся семена традиционной асаны.  Прелюдии отрабатываются с использованием определённого способа дыхания и брюшного замыкания, которые позволяют ученику ощутить ритм каждой из прелюдий.  Собственно это и освобождает пространство для психо-физического сосредоточения, что и позволяет ученику разумно подготовиться к практикам хатта-йоги.  Более подробно о прелюдиях можно почитать в разделе “Форма” .

Отработка прелюдий – это нелёгкая, требующая разумного усилия и – в то же время – сбалансированная практика, которая с первых шагов ставит перед учеником вопрос о том, на сколько он готов к переменам.

Этапы подготовки отражают постепенность, пошаговость освоения предварительных форм.

ЭТАП 0 (НАЧИНАЮЩИЕ): 0 – 6 (180 дней) месяцев опыта занятий.  Как правило, обучение осуществляется в виде 6 месячных курсов и создаёт фундамент основных движений, элементарной координации.  Занятия состоят из массажа, разминочных “упражнений”, простых (основных) положений стоя, которые восстанавливают силу, подвижность, координируют их с дыханием и работают над восстановлением “ментального фокуса” (способности сосредотачиваться).

ЭТАП 1:   от 6 (180 дней) до 12 (360 дней) месяцев опыта занятий. Как правило, обучение осуществляется в виде 6 -12 месячных курсов.  Во время классов данного курса изучаются положения первой формы, Балакрамы. (НЕОБХОДИМОЕ условие участия: освоенная “программа” 6 месячных курсов для начинающих).

ЭТАП 2:  от 12 (360 дней) до 24 (720 дней) месяцев опыта занятий.  Как правило, обучение осуществляется в виде 6-12 месячных курсов.  Во время классов данного курса изучаются положения второй формы, Чайя Йодда Санчаланам, а равно и используются положения Балакрамы.  (НЕОБХОДИМОЕ условие участия: освоенная “программа” 6 месячных курсов Этапа 1).

ЭТАП 3:  от 24 (720 дней) до 36 (1080 дней) месяцев опыта занятий.  Обучение осуществляется в виде 6-12 месячных курсов.  Во время классов данного курса используются положения Чайя Йодда Санчаланам, Балакрамы, простая асана, а также изучаются положения третьей формы, Картикейя Мандалам. (НЕОБХОДИМОЕ условие участия: освоенная “программа” 6 месячных курсов Этапа 2).

САМОПОДГОТОВКА – для тех, кто готов культивировать ритм предварительных форм под наблюдением наставника.

Ознакомление, изучение и освоение предварительных форм (прелюдий) осуществляется в течение, как минимум, 5 – 7 лет регулярной и настойчивой практики.

В настоящее время наиболее доступный и эффективный способ изучения предварительных форм – это интенсивные тренировочные курсы.  Промежутки между курсами используются учениками для самостоятельной практики.

ВНИМАНИЕ!  Право преподавания в соответствии с данной методикой (Йога Тени, Shadow Yoga) ПРЕДЛАГАЕТ только один человек – Шандор Ремете.  Для того, чтобы получить подобное предложение, необходимо досконально изучить и знать на практике все три предварительные формы, соответствующие им ключевые традиционные асаны, принципы хатта йоги, кратко изложенные в книге “Shadow Yoga, Chaya Yoga (The Principles of Hatha Yoga)”, демострировать понимание форм и принципов на практике, а затем – по получении адекватной рекомендации – подвергнуться трехлетнему курсу подготовки под чутким руководством и личным наблюдением Шандора Ремете. Следует отдавать себе отчёт в том, что для того, чтобы подвергнуться, нужно знать английский язык до такой степени, чтобы должным образом воспринимать и понимать наставления.

Андрей Рожнов

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Похожее

polet-dushi.ru


Смотрите также