Философия Учения Йоги и теория. Йога теория


Теория йоги. Философия учения.

"Пока Мы ДУМАЕМ, что знаем Истину, Знание неуловимо ускользает от нас..."   Шамбху

Обзоры философии духовных учений Санкхьи, Йоги и Тантры. Здесь представлены общие положения Учения Йоги, но для глубокого понимания этой системы необходимо серьёзно изучать классические трактаты-первоисточники, раскрывающие йогическую традицию. Задача сайта познакомить начинающих с теорией Йоги, чтобы создать ясное представление на каких принципах базируется практика Йоги и к каким результатам она ведёт.

Очень часто начинающие игнорируют изучение философии йоги, а потому, не могут получить ожидаемые результаты своих занятий. Поверхностный взгляд на философию йоги приводит к медленному продвижению в практике, когда успехи незначительны, а усилия колоссальны. Порой занимающиеся оказываются в совершенном недоумении, почему интенсивные и настойчивые тренировки не дают плодов, описаных в древних текстах. Либо возникает совсем парадоксальная ситуация, когда "опытный искатель" с многолетним стажем, не может найти ответы на вопросы:

- как контролировать чувства, избавиться от нестабильности души;- как защитить себя от негативных эмоций; - как обрести спокойствие ума и освободиться от навязчивого мышления;- почему я подвержен давлению других людей и стрессовых ситуаций;- почему занятия не освобождают меня от внешних воздействий;- почему практика продвигается рывками, и кажется нет никакого прогресса;- почему, несмотря на занятия, ум стал более рассеянным- почему я не могу контролировать свое раздражение и гнев;- каково истинное состояние моего ума;- к чему нужно стремиться в практике медитации;- почему не удаётся раскрыть подлинное состояние медитации или удержать его длительное время;

Подобных вопросов от последователей йоги, с разным опытом практики, можно услышать бесконечное множество...

Настойчивость в постижении УченияБез серьёзного изучения принципов йоги и применения этих идей в своей жизни, невозможно обрести новые качества и силы, получить позитивные изменения в характере и, тем более, реализовать высшие уровни йоги. Даже если теория йоги кажется начинающему практикующему огромным объёмом знаний и нет уверенности в том, что это возможно постигнуть в одной жизни - не следует отступать. Понимание приходит постепенно.Каждый шаг навстречу к реализации Учения йоги, приближает к достижению цели значительно быстрее, чем это кажется неискушённым искателям. Занимающийся начинает сам делать первые шаги, его поддерживают на пути единомышленники, инструктора и наставники в дхарме. Всегда помните о том, что духовная энергия интуитивно ведёт вас к познанию, из глубины души человека...

  Теория Йоги.  Духовное развитие
Аштанга йога - восьмиступенная йога, учение мудреца Патанджали
Хатха йога - Йога "Солнца и Луны". Система уравновешивания энергии в теле и сознании человека
Раджа йога - Царственная йога. Йога контроля над чувствами и низшим сознанием, путь к Освобождению от заблуждений
Джанана йога - Йога трансцендентального Знания. Аналитическая и медитативная система, интеллектуальный путь к  Просветлению
Карма йога - Йога совершенных действий, освобождающих сознание личности. Бескорыстная деятельность, отказ от эгоизма
Бхакти йога - Йога раскрытия божественной Любви к высшему источнику в собственном сердце
Кундалини йога - Йога развития жизненной силы (Кундалини). Освобождение сознания с помощью пробуждённой энергии.
Учение тантр - преобразование энергии и сознания человека, устранение внутренних проблем. Трансформация омрачений в мудрость
Семинары Школы - новые, планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
Семинары Лесной Школы Йоги - программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия
Список литературы для начинающих - электронные тексты для начального знакомства с йогой
Ошибки в йоге - наиболее часто встречающиеся ошибки в практике и понимании йоги
Методики для начинающих - практические материалы базового уровня
Пранаяма для здоровья и благополучия - вебинар "Осеннее дыхание"
Формы и способы передачи знания йоги
108 аспектов сущности Йоги - размышление о качествах Учения Йоги
Правильные цели и методы практики - ясное понимание пути или как не запутаться в лабиринтах йогических техник
Что важно знать теоретически перед началом практики йоги
Как изучение теории йоги влияет на организм, ум и линию жизни
Священные тексты и сокровенные писания йоги. Зачем необходимо изучать первоисточники
Свобода - высшая цель Учения Йоги - духовное совершенствование
Об учениках и Учителях. Особенности взаимоотношений
Описание сущности Учителя. Чандра Джнана Агама
Роль Учителя и наставника в Йоге. Виды гуру
Духовный рост преподавателя йоги - процессы личного развития инструктора и взаимодействие в учениками
Пробуждение сострадания и проблемы чувствительности - духовные трансформации на пути
Научные исследования пранаямы - влияние дыхания на организм
Каталог вопросов и ответов по теории и практике Йоги - часто встречающиеся вопросы
Праздник Шиваратри - значение, ритуал, практика, мистическое значение
Великая мантра Шивы. Практика махамантры - особенности рецитации и результат
Символика образа Шивы - персональные аспекты Высшей Реальности в форме Шивы
Эзотерический смысл Шивалингама - абстрактные символы Высшей Реальности
Астрология и Йога. Гороскопы великих духовных учителей и мудрецов
Каталог вопросов и ответов по теории и практике Йоги - часто встречающиеся вопросы
  Готовятся к публикации - планируемые статьи и тексты, которые будут размещены на сайте

 

Наверх  Назад  Главная

yoga-shambhu.ru

Хатха-йога: теория, практика и мифология

Мифов и расхожих заблуждений о йоге существует, пожалуй, больше, чем о какой бы то ни было другой восточной традиции.

Фото: Таисия Ельцина

Чем она только ни представляется людям, в зависимости от степени их информированности и личной «испорченности»: и фитнес-программой с модным названием, и дремучей эзотерикой для экзальтированных дамочек, и комплексом упражнений на растяжку.

За три года занятий я видел самых разных преподавателей; пожалуй, ни в одной другой традиции нет такого разнообразия версий о том, чему же именно эта традиция посвящена. Первые же два преподавателя вызвали во мне когнитивный диссонанс: одна дама была техничной и физкультурно-ориентированной, другая — собирала всех в круг и мы пели что-то про солнышко и птичек. Происходило все это в одном и том же зале и называлось одинаково. Только углубившись в эту практику и ее теорию, я смог расставить вещи по местам.

Разберемся с терминами

В первую очередь, когда у нас произносят слово «йога», то в подавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу. Это одно из направлений йоги, которой возникло очень давно в Индии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам). Существующие ныне письменные источники, описывающие и систематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, уже после Р.Х. В первую очередь, это такие источники, как «Хатха-Йога Прадипика», «Йога-Васиштха» и «Йога-Сутры».

Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге, иными словами, она готовит тело и разум к усиленным занятиям медитацией и духовными практиками. Как многие знают, в хатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре из которых — это яма (кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) и пранаяма (режим и практики дыхания).

Именно асана, одна из ступеней, понимается многими как йога. А когда она, как это часто бывает в йога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе с «индийским» интерьером клубов и электронной аранжировкой мантр во время занятий, это считается «настоящей духовной йогой».

На самом деле, асаны — это физические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, что они оптимальным образом влияют на физиологию тела человека, а также эффективность управления телом со стороны ума.

Основные направления влияния хатха-йоги на человека:

  • Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы и мышцы, поддерживающие внутренние органы, которые не работают в большинстве видов спорта, а также суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно она позволяет поддерживать внутренние органы в должном состоянии.
  • Оптимизация дыхания во время занятий и через это — в повседневной жизни. Дыхание в практике хатха-йоги — всегда медленное, глубокое и ритмичное. За счет брюшного или полного дыхания, а также известного многим «дыхания Уджайи», ткани и органы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы.
  • Тренировка внимания. Это уже относится к дальнейшим двум ступеням — пратьяхара (отвлечение от внешних объектов) и дхарана (концентрация). Во время упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли и ощущения только внутрь себя, в собственную практику. Именно поэтому йога всегда является персональной, а не групповой, практикой, несмотря на то, что в группе заниматься всегда проще из-за так называемого эффекта группового поля.

Коллекция заблуждений

Существует несколько мифов о хатха-йоге, которые мешают нам понять суть этой практики. Здесь я приведу три распространенных мнения, хотя их намного больше. Под воздействие этих мифов попадают практически все занимающиеся, что вполне закономерно. Первый миф для меня развеялся тогда, когда я начал заниматься йогой23 по системе Андрея Сидерского. Второй — когда съездил в Индию. Третий в основном встречается у прекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое.

Миф № 1. Одни физические упражнения (асаны) без духовных занятий — это еще не йога.

На самом деле, все зависит от того, как выполняются эти асаны. В продуманных и целостных методиках упражнения всегда выполняются с сопровождением правильно построенного дыхания. Кто-то из индийских гуру йоги сказал, что асаны без дыхания — это пустая трата времени. Удивительное влияние асан на организм человека обусловлено прежде всего дыханием. Встать в положение и продышать его — значит выполнить это положение.

Когда упражнение достаточно тяжелое, каким оно и должно быть в хатха-йоге, вы стоите в нем и пытаетесь к тому же медленно и мерно дышать — и речи не может быть о посторонних мыслях. Попробуйте встать в сложную балансовую позу и подумать о том, что завтра вам платить за кредит. Дыхание немедленно собьется и вы потеряете равновесие. С практикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения и режима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация). Асана — это ключ ко всей хатха-йоге.

Миф № 2. Чтобы учить йогу по-настоящему, надо ехать в Индию.

В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. Но нужно иметь в виду, что изначально все эти фигуры были предназначены для индийского тела и индийского менталитета. Мы, европейцы, совершенно другие, и то, что хорошо для них, может быть вредным для нас.

Манера обучения хатха-йоге в Индии не нравится многим. Она резкая и травмоопасная — индусам просто не приходит в голову, что белый человек не может с рождения садиться на шпагат и изгибать позвоночник дугой. Сами индийские учителя зачастую находятся не в лучшей физической форме, как раз «благодаря» своей методике занятий. Индусы, как правило, недостаточно грамотны в сфере анатомии и физиологии человека, они используют традицию как цельный кусок знаний, не пытаясь их систематизировать и осмыслять.

Чтобы раскладывать систему по полочкам, к ней нужно относиться без излишнего пиетета, спокойно и основательно. То есть применять западный научный подход.

Миф № 3. В йоге не должно быть усилия.

Усилие без насилия — любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги не могут быть простыми. Если что-то делается легко, значит, в этом положении не происходит работы тела. В некоторых интенсивных методиках, например, в той же йоге23, физические нагрузки при выполнении фигур достаточно велики, особенно с учетом дыхания и определенных последовательностей, в которых выполняются упражнения. На таких занятиях сильно устаешь и потеешь. Зато и эффект у них совершенно иной.

При этом, насилия над телом быть не должно. Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, а когда выполнение упражнений вызывает боль — это значит, что в данный момент вы что-то себе травмируете.

Глубина практики

Занятия хатха-йогой не должны зависеть от тематического интерьера или музыки. В идеале, занятия выполняются в тишине или среди естественных звуков природы, либо же под какой-то водитель ритма — например, метроном или собственное мерное дыхание. Интерьер, благовония, индийская символика — это приятно, но только до тех пор, пока не отвлекает от пратьяхары и дхараны: концентрации на моменте здесь и сейчас.

Фото: Таисия Ельцина

Преподаватель должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, травмобезопасности и организации процесса тренировки. Бегите прочь от болтливых «эзотеричных» преподавателей, так же как от «фитнес-тренеров», предлагающих заниматься йогой под бодрую попсу. Очень хорошо влияет на процесс саморазвития в йоге чтение источников. Их просто необходимо прочесть, но помнить — источники писались очень давно, в другой стране и в другом климате, при другом общественном строе и религиозном укладе. Не нужно принимать все безоговорочно. Каждый квант информации нужно пропускать через разум и анализировать.

В случае правильного подхода хатха-йога будет играть ту роль, для которой и была создана — она создаст единство тела и ума, гармонию мыслей и внутренних процессов организма, и в конечном итоге подготовит вас к дальнейшему пути, а быть может, даже к восьмой ступени — самадхи (просветление).

Саморазвитие #Здоровый образ жизни #Йога 

interesno.co

Теория йоги — Yarkoyoga

Пранаяма. Это загадочное слово означает дыхательные упражнения, целью которых является способность контролировать своё дыхание, в значительной степени управлять им, а также выработка внимания к тому, как мы дышим. Какую пользу можно извлечь сегодня из этой древней йогической методики? Насколько постепенно нужно осваивать пранаямы, чтобы не навредить себе?

READ MORE

В наше время большинство посетителей йога центров — женщины. Это выглядит странным, если задуматься о том, что когда йога зарождалась, женщинам даже не давали знаний о ней, йогическая практика была прерогативой мужчин. Однако, времена меняются, мужчины предпочитают попивать пивко, или, в лучшем случае, качать бицепсы. Наверное, это логично, так как в Кали Югу вибрация достаточно грубая, материальная, теперь мужчинам сложнее прочувствовать тонкую духовную составляющую йоги, и из видов физической активности они выбирают те, которые, по их мнению, сделают их более сексуально привлекательными. А в это время девушки и женщины мужественно стоят в чатурангах и смело осваивают стойки на руках… Хорошо это, или не очень?

READ MORE

Названия асан на санскрите для многих звучат слишком мудрёно и запутанно. Понять, что означает «Паривриттаикапада Ширшасана», или «Ардтха Баддха Падмоттанасана», начинающему йогу иногда кажется невыполнимой задачей. Я на своих занятиях стараюсь не усложнять жизнь практикующим, называя упражнения русскими названиями. Однако, если у вас есть желание разобраться в том, как выучить названия асан, я дам небольшую подсказку. По сути, в названиях асан просто указаны части тела и действие, которое необходимо совершить, либо, название животного, или героя индийского эпоса, в честь которого названа асана, иногда с добавлением действия. Например, всем известная «Собака Мордой Вверх» звучит на санскрите, как, «Урдхва Мукха Шванасана». Дословный перевод выглядит так — Урдхва — поднятый, направленный вверх, Мукха — лицо, Швана — собака, Асана — поза.

READ MORE

блог, Теория йоги Комментарии к записи 12 Вселенских правил сохранения энергии. отключены

Речь идёт о правилах, нарушая которые, мы нарушаем гармоничное существование, создаём себе ментальные проблемы и блоки, через которые затем теряем драгоценную жизненную энергию, рассеивая её на недовольство и возмущение «несправедливым миром». А в результате зачастую просто не имеем сил, чтобы сделать что то приятное себе или окружающим,что то улучшить в своей жизни.Итак, вот они , эти 12 золотых правил, следуя которым человек обретает счастье и полноту жизни.

READ MORE

yarkoyoga.com

Хатха-йога, теория и практика. Равновесие праны. Часть 1.

Система Хатха-йоги это физический, энергетический и духовный фундамент Классической йоги. Механизмы энергетического баланса каналов и чакр присутствуют во всех духовных системах, даже когда явно не применяются техники Хатха-йоги, такие как асаны и пранаямы. Но если адепт осознанно работает с энергетикой тела и физической оболочкой, то его продвижение неуклонно и застраховано от негативных состояний, которые часто проявляются у неподготовленных искателей при попытках войти в подсознание. Игнорировать методы укрепляющие жизненную силу, стабилизирующие человеческую личность, и при этом надеяться на серьёзный успех в духовном развитии - очень самонадеянно. Известно, что многие великие мудрецы практиковали Хатха-йогу до самой реализации.

Практика Хатха-йоги в Лесной Школе Йоги является базовой системой развития занимающегося, особенно на начальной стадии практики. Хатха-йога прекрасно подходит для укрепления физического и психического здоровья, и создаёт надёжную основу для достижения трансцендентальных состояний Раджа-йоги в дальнейшем, на это указывают авторитетные мастера. Обычно начинающие адепты имеют множество проблем с физическим телом, энергетическими каналами и центрами, поэтому применение сложных психотехник для большинства невозможно без предварительной подготовки. Попытки заниматься медитацией при зашлакованном организме и хаотичной пране приводят только к новым проблемам, потере веры в свои возможности, ослаблению желания практиковать методы духовной трансформации.

Хатха-йога в существующих школах йоги может быть выражена в различных стилях практики. При этом система может включат статические асаны, с длительным пребыванием в каждой отдельной позиции, динамические связки - с использованием плавных пеходов из асаны в асану, а также смешанный стиль выполнения асан. Особенности стиля практики может определять направление философской доктрины данной школы или традиции, представлено оно как аскетическое или же тантрическое, например.

Возможно применение того или другого стиля в зависимости от поставленных тактических задач практики и определённых стратегических целей всей школы. На выбор стиля практики может оказать влияние место, время, индивидуальные особенности самого практикующего.

Ни один из стилей практики не может быть приоритетным или наилучшим, всё определяется совокупностью различных условий, которые могут повлиять на результаты процесса йоги. В истинном смысле, ни одна школа йоги не может утверждать превосходство своей системы практики над другими школами, так как сама практика Хатха йоги относится к методам относительного уровня и поэтому не может дать окончательного постижения Истины. Уровень развития пластичности, силы или выносливости тела, а также различных сиддх не является определяющим, это лишь промежуточный этап совершенствования, который, однако, ещё не гарантирует достижение состояния Освобождения.

Подобрать необходимый стиль практики начинающему йогину поможет более опытный практик или наставник (гуру). Наиболее прогрессивным стилем практики будет тот, который содержит в себе весь набор необходимых техник для развития физического, энергетического и ментального тел. Так как Хатха-йога является переходным этапом к методам Раджа-йоги (йоги сознания), то техники Раджа-йоги должны культивироваться практикующим с самого начала практики, в упрощённой форме, с последующим развитием сложности, по мере достижения мастерства. Таким образом, йогину удастся осуществить плавный переход к высшему созерцанию через обретение баланса праны и равновесия ума, после очищения и стабилизации физического уровня.

  Режимы интенсивности практики Йоги

"Слабый зверь, попав в сети, запутывается и гибнет, а сильный - разрывает сети и освобождается". Это ключевой девиз Хатха-йоги. Силы иллюзии, действующие в проявленном мире, огромны. Если практикующий не сумеет развить в себе внутреннюю стойкость и силу противостоять этим сансарным влияниям, то он не сможет преодолеть обусловленности и омрачений. Поэтому, в зависимости от личной кармы, особенностей тела и жизненных обстоятельств, практик должен подобрать наиболее подходящий режим тренировок, соответствующий поставленным целям.

Более того, необходимо учитывать ритмы движения энергий тела, доминирующее влияние элементов пранического тела (пяти таттв), и в связи с этим строить свою личную практику по степени интенсивности. Жёсткий режим тренировки, на основе искусственно созданного распорядка, может иногда вступать в противоречие с естественным течением энергии тела, об этом необходимо постоянно помнить. Иначе ум будет "заставлять" прану действовать "против самой себя", это приведёт лишь к перенапряжению и ослаблению чакр.Режим интенсивности определяется степенью сложности выполняемых практик и количеством времени, отведённому вашей садхане, он подбирается строго индивидуально. Для коллективных занятий также существуют определённые критерии нагрузочного режима. Интенсивный режим практики подходит для тех, кто обладает мощными йогическими самскарами (качествами) и стремится активно изучать и практиковать йогу, или же для практикующих на период личного ритрита. В любом случае, необходимо быть очень внимательным к своему состоянию, чтобы вовремя избежать перегрузки. Интенсивный режим тренировок очень часто приводит к разного рода травмам от "избытка энтузиазма".Средний режим практики подходит для большинства практикующих. Он даёт наиболее стабильные результаты, позволяя сохранять прогрессивный режим тренировки длительное время, без опасности перенапряжения.Мягкий режим практики подходит в случаях, когда практик имеет некоторые нарушения здоровья или различные кармические проблемы. По мере очищения кармы и укрепления жизненной силы следует постепенно перейти к среднему режиму интенсивности тренировок и сделать его преобладающим.

Продолжение... 

Наверх  Назад  Главная

yoga-shambhu.ru


Смотрите также