Яма и Нияма – десять ключей йоги к изобилию вашей энергии. Йога яма


Яма и Нияма: с чего начинается йога

oum.ru Яма и нияма. С чего начинается йога?

Существующая концепция и анализ происходящего подтверждают, что мы живем в уникальное время, когда процесс изменения степени осознанности жизни в ее множественных аспектах набирает свои обороты. Очень много наших современников начинают «смотреть по сторонам», задумываться на глобальные темы вселенского бытия, задавать себе «правильные вопросы» и т.д. Такие размышления не могут не привести людей к тем или иным способам реализации своего духовного потенциала. Йога является одним из мощнейших инструментов на пути духовного развития личности. В этой связи у человека, незнакомого с йогой, может появиться вопрос: с чего же начать? В данной статье постараемся раскрыть эту тему. Конечно же, не нужно однозначно все принимать на веру. Изучайте первоисточники самостоятельно, слушайте компетентных людей и проверяйте на личном опыте. При условии добросовестного приведения этих трех критериев к единому знаменателю, мозаика у вас полностью сложится.

Яма и Нияма – это названия двух первых ступеней йоги, сформулированные мудрецом Патанджали в «Йога- сутре». Это первые и основные условия для человека, который хочет начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования. Всего же этих ступеней восемь, а именно: • Яма • Нияма • Асана • Пранаяма • Пратьяхара • Дхарана • Дхьяна или Медитация • Самадхи. 

Яма – в ряде традиций (индуистской, буддистской, тибетской) считается богом царства мертвых. В русском языке Яма – всем знакомое Слово, которое по значению имеет подобный смысл, что и в других традициях. Бог Яма встречает души умерших людей, попавших в царство смерти, и ведет каждую душу в специально отведенное ей место. Из этого следует, что Яма – божество не просто мира мертвых, но и олицетворение справедливости. В ключе предписаний, «яма» означает контроль над действиями, как по отношению к внешнему, так и внутреннему миру человека. Ведь на самом деле всё, что происходит с человеком, проявляется не только на внешнем, физическом состоянии, а также на энергетическом и духовном (ментальном) уровнях. Именно с такой позиции предлагаю рассмотреть правила Ямы и Ниямы :) Но прежде, чем рассказать о самих правилах Ямы и Ниямы, нужно сказать, почему важно их соблюдать всем, кто стремится развиваться. Другими словами, правила Ямы/Ниямы – это этическо-нравственные основы, фундамент для успешного развития. Также как любое строение невозможно построить без фундамента, так и духовный путь становится невозможным без этих основ, по крайней мере, адекватное духовное развитие. 

Предписания Ямы/Ниямы готовят человека, закаляют его волю, учат контролировать свои внешние и внутренние проявления. Иначе, начав развиваться, человек может пойти, мягко говоря, не в ту сторону и «наломать дров». Ведь смысл в том, кто начинает заниматься различными практиками, одновременно проявляются, как позитивные, так и негативные качества, которые могут быть намного ярче, чем до того. Если привести сравнение, когда человек начинает заниматься практиками йоги, он как будто поливает почву живительной влагой,  в которой, как мы знаем, особенно вначале, помимо полезных растений всходы дают множество сорняков. В ведических писаниях, в частности в Рамаяне, есть показательный пример того, как далеко может увести от истины практика, если не придерживаться Ямы/Ниямы.  Это пример великого демона Раваны, основавшего демоническую цивилизацию на Шри-Ланке. Он и его брат практиковали йогу по-взрослому, и в своей практике достигли всего, чего только возможно, но не удержались на пути в силу раскрытия таких качеств, как эго, амбиции, тщеславие и т.п. Поэтому столь важно начинать путь самосовершенствования именно с этическо-нравственных основ.

В дополнение стоит сказать, что более глубокое изучение закона кармы также дает понимание важности, необходимости и справедливости правил Ямы и Ниямы.

Яма. Главные правила:

1. Ахимса – отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире. Почему так важно отказаться от насилия? Если разобраться по сути и посмотреть более глобально, то основные проблемы на этой планете именно из-за насилия. Насилия к Планете, животным, людям и ко многим другим живым существам, т.е. к Природе в целом. Ведь наша планета – такой же живой организм, как все остальные, только немного в другой форме. Именно поэтому необходимо правильное отношение к окружающему миру. В идеале желательно не убивать даже муху, которая назойливо вам мешает. Конечно же, это в идеале. Тем не менее это тоже важно и нужно к этому стремиться. Основная и наиболее понятная причина не причинять насилия – это понимание, что не ты дал жизнь существу, не тебе её и забирать, то есть вмешиваться в процесс эволюции этого существа в этом мире. С точки зрения закона кармы, причиняя вред или насилие другим живым существам, мы нарабатываем негативную карму. Соответственно, чем большее количество людей будет, например, убивать животных, тем больше негативной кармы они накопят. А каждая индивидуальная карма в итоге формирует общую или групповую карму общества, вследствие которой страдать тем или иным образом будут все. Если же помогать другим осознать последствия их действий, то и общая обстановка будет улучшаться.

2. Сатья – отказ от лжи, в первую очередь от самообмана;

Важность этого предписания очевидна. Как говорят нам с детства, что обманывать нехорошо! Но почему? Начнем с самообмана. Подумайте, если вы встали на путь развития, что может быть хуже, чем лгать и обманывать самого себя? Ведь, чем более мы будем правдивы перед собой, это поможет увидеть те внутренние проблемы, которые есть, а, значит, и прилагать усилия к их решению.  Когда видишь проблематику, легче понять и подобрать тот инструмент, который поможет ее решить. Также искренняя правдивость перед самим собой поможет быть максимально требовательным к себе, а значит, получить более емкий результат в итоге. Соответственно, если человек честен перед собой, то о какой лжи перед другими может идти речь? :) 

Возможно, кто-то скажет: «А есть же ложь во благо, полуправда». Например, когда врач в больнице не говорит больному, что жить ему осталось очень мало. Давайте рассмотрим этот случай. Начнем с того, что во многих ведических писаниях Будда и многие другие мудрецы прошлого иногда говорили только какую-то часть правды ученикам. Важно понимать, почему они могли это делать. Дело в том, что их уровень развития позволял им видеть все кармические последствия своих слов для ученика. Поэтому они могли это себе позволить. Точно зная, что не навредят ему. А кто в наше время способен видеть кармические последствия сказанной полуправды или лжи во благо? Поэтому, как бы там ни было, даже в случае с больным и врачом нужно говорить правду, какая бы жесткая она не была. Так как правда в данном случае – наиболее правильный вариант и, скорее всего, наиболее полезный для человека. Ведь именно благодаря правде у человека появится шанс сделать, как минимум, что-то реально важное в этой жизни, а как максимум, восстановить здоровье, изменив отношение к окружающему миру и своему телу. 

Также компетентные люди говорят об энергетическом аспекте обмана и лжи. Руководствуясь лживыми помыслами, деяниями и изречениями, человек формирует реальность, которая противоречит объективной действительности. Так неправдой он будет создавать вокруг себя такую энергию, которая через какое-то время заставит его видеть окружающий мир совсем не таким, какой он есть на самом деле. Из-за этого человек будет постоянно ошибаться и обманываться именно в силу той энергии иллюзии, которой он себя окружил.

3. Астейя – отказ от стремления обладать тем, что вам не принадлежит; неворовство.

Говоря об энергии следует сказать, что каждая вещь, которая есть у человека, в той или иной степени пропитана его энергией. Хорошим примером является одежда, которая несёт в себе энергию человека, носившего её. Если человек украл чью-то вещь, он незаслуженно присвоил часть жизненной энергии её хозяина. По закону сохранения энергии, она должна быть восполнена. И тогда тот, кто украл, будет страдать, чтобы компенсировать энергобаланс. Важно понимать, что страдания могут проявиться, как в этой жизни, так и следующей. При этом необязательно одинаково, что ты украл – украли у тебя, всё может быть гораздо жестче. Ведь закон кармы абсолютен. Компетентные люди говорят, что обычно воруют люди, у которых много нереализованной энергии страсти и действия (Раджаса). Если бы у такого человека было в жизни важное значимое дело, "отдушина", которое позволяло бы реализовать эту энергию, то он вряд ли бы начал заниматься воровством.

4. Апариграха – ненакопительство.

Если говорить с точки зрения энергии, то для того, чтобы какая-то вещь у вас появилась, то есть проявилась в нашем материальном мире, человек должен потратить колоссальное количество жизненной энергии. Ведь ничего просто так не происходит, на всё нужна энергия. "Безплатный сыр только в мышеловке" – как верно сообщает нам народная мудрость. Чтобы какая-то вещь проявилась рядом с нами, мы работаем, зарабатывая на неё деньги. Когда заработали, покупаем вещь. И продолжаем дальше тратить жизненную энергию, зарабатывая деньги уже на её содержание и поддержание. В процессе того, как мы стремимся заработать на ту или иную вещь, очень большую часть своей энергии мы направляем, чтобы эта вещь проявилась, питаем это событие энергетически. Что же тогда остается нам и нашим близким? Не говоря уже об энергии для духовного развития? Таким образом, чем большим количеством вещей мы себя окружаем, тем больше и больше энергии будет уходить только на то, чтобы все эти вещи поддерживать рядом с собой. Для людей с техническим складом ума существует хорошее научное обоснование этого явления. В девяностые годы группа физиков сняла фильм «Путешествие в Наномир». В нем было поставлено любопытное исследование о составе и структуре материи. Ученые пришли к выводу, когда они с помощью мощного микроскопа направились в глубь материи, то при увеличении 10 в 37 степени увидели, что материя – это ни что иное, как свет, вращающийся по кругу. Вот и получается, что те вещи, которыми мы себя окружаем, питаются тем светом, из которого мы состоим. Исходя из всего сказанного следует быть очень внимательным к тому, что ты покупаешь, сколько и для чего. Чтобы каждая покупка была максимально рациональна. Конечно же, помня о принципе ненасилия, ввиду того, из каких материалов сделана вещь. Тотже принцип касается всех вещей, которые мы создаем своими руками, а, значит, опять же, насыщаем своей жизненной энергией.

Скажу еще об одном важном аспекте уже с точки зрения реинкарнации. Те вещи, которые мы создали, останутся в этом материальном мире, и те, кто и для чего ими воспользуются, будут обуславливать, какую энергию получит в посмертии человек, сделавший эту вещь. Подытожу сказанное словами Будды: «Не думайте, что благо ваше может прийти извне. Благо внутри вас и зависит только от вас. Не рождаются волны в глубине моря, там всё в покое, — не допускайте и вы в себя волн внешнего мира, не стремитесь ни к чему внешнему — и вы будете обладать благом».

5. Брахмачарья – сдержанность, отказ от потакания своим страстям, чувственным, сексуальным желаниям и слабостям;

Это предписание имеет очень широкую основу. Начиная от чрезмерных сексуальных утех, заканчивая привязанностью к вкусовым ощущениям. Теперь подробнее, почему мудрецы прошлого старались практически полностью избегать половых взаимоотношений. Дабы максимально накопить и поднять энергию, чтобы максимально служить на благо общества, используя семя лишь для продолжения рода. Стоит сделать важную оговорку, что оргазм и семяизвержение это абсолютно разные вещи. Конечно, в современном социуме все средства массовой информации и, так называемая массовая культура, постоянно пропагандируют и инсталлируют в сознание максимально возможное удовлетворение сексуальных желаний. Из-за этого очень сложно обуздать то, что закладывалось в сознание десятками лет. Но нет ничего невозможного :) Необходимость контроля сексуальной энергии связанна с тем, что, удовлетворяя сексуальные страсти, человек сливает огромное количество жизненной энергии для получения столь кратковременного удовольствия. А когда энергии нет, куда уж думать о самосовершенствовании и заниматься духовными практиками. Тоже касается привязанностей к вкусовым ощущениям. Считается, что чем больше человек привязан к вкусу, тем больше жизненной энергии он расходует во время получения удовольствия от пищи. В этом ключе нужно стремиться к тому, чтобы пища в первую очередь была максимально проста и полезна, с наиболее простым вкусом. Это позволит сохранить большее количество энергии для более эффективной жизни и развития. Обычно привязанности к вкусу и сексуальным желаниям свидетельствуют об энергетической засоренности Свадхистана-чакры. В этом случае эффективным методом, помимо практики асан, является очистительная техника Шанкхапрокшалана. Она позволяет не только на физическом уровне очистить организм от шлаков, а также подействовать на уровне энергии, которую лучше тратить должным образом – на служение и помощь людям, чем на вкусовые ощущения.

Нияма. Главные правила

1. Шауча означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды, а также чистота сознания, мыслей и внутреннего мира человека. Другим словами, человек должен прикладывать усилия, поддерживая чистоту, спокойствие и ясность на трех уровнях – физическом, энергетическом и духовном.

2. Тапас. Постоянная упорная тренировка. Аскетизм и самодисциплина.

Это предписание становится понятным, если рассмотреть два понятия: Тапас и Аскеза. Тапас – это универсальная энергия, которую можно накопить. Тапас является своеобразным щитом для человека от неприятностей, так и энергия, за счет которой он может реализовывать те или иные свои задачи в этой жизни. Считается, что за счет накопленного тапаса человек может перевоплотиться в более совершенный мир, так как у него есть потенциал для этого. То есть тапас, если выражаться современными терминами, как сверхконвертируемая валюта во всех мирах. Однако в зависимости от мотиваций жизни и целей, которые ставит перед собой человек, как правило это материальные цели, его тапас может быть преобразован в материальные вещи. Для понимания важности совершения накопления и эффективной траты тапаса нужно разобраться в законах мироздания. Считается, единственное, что мы можем взять с собой, уходя в другой мир, это багаж накопленного тапаса, как средство к дальнейшему духовному развитию. Материальные вещи останутся в этом мире. Поэтому, если человек в этой жизни потратил весь тапас на материальное, то где взять энергию на развитие? :) Как говорил прославленный Миларепа: «Окончательный взгляд — это смотреть на свой собственный ум. Если ты ищешь взгляд вне ума, ты подобен тому, кто ищет изобилия, будучи уже богатым». Если же мы осознали то, что в материальном богатстве нет счастья, что это лишь иллюзия или морок – можно исправить положение. Для этого и предназначены аскезы. :) У этого термина много значений, но основные для понимания это «терпение», ограничение себя в чем либо, «самодисциплина». Именно аскеза помогает накопить тапас. Пример аскезы – тот дискомфорт, который испытывают люди, занимаясь йогой на коврике. Именно преодоление неприятных ощущений, то есть волевая и упорная работа над собой, позволяет накопить энергию, преодолев закрепощения в суставах. Конечно же такой принцип идет вразрез со многими современными концепциями удовольствия от жизни, которые по сути заставляют сливать человека свою жизненную энергию, абсолютно не туда, куда нужно прежде всего самому человеку. К слову говоря, важно знать, что закрепощения в теле – это только частично физические причины. Также это очень связано с работой сознания. Существует правило: «изменение энергий в теле, меняет работу сознания, а работа сознания влияет на накопление энергии в теле».

3. Сантоша – удовлетворенность. Удовлетворенность тем, что у тебя есть на данный момент».

Это предписание перекликается с ненакопительством. С тем, что для проявления и поддержания каких-то материальных вещей рядом с собой человек будет тратить колоссальное количество энергии. И у него просто не будет энергии заниматься чем либо еще. Главное - чтобы эта вещь выполняла свои функции. 

Также хочу добавить очень важный мировоззренческий момент, который связан с умом, а точнее с потребительскими концепциями, заложенными в сознание современного человека. На основании которых человек всегда думает, что его чем-то обделили, что нужно брать от жизни всё самому и не ждать манны небесной. Но это не так :) Посмотрите на Природу, где каждому существу, животному или насекомому Природой обеспечены все условия для полноценной жизни: пища, вода, температура и влажность воздуха, солнечный свет, возможность размножения и т.д. А разве человек не часть Природы? Разве ему также как всем в равной степени не дано всё необходимое для полноценной эволюции? Возможно, мы просто живем в дисгармонии с объективными законами Природы, отчего и страдаем, неустанно пытаясь придумать теории достижения изобилия, вкладывая все больше и больше сил в материальные блага. Подумайте об этом :)

4. Свадхьяя – Самообразование.

Если поискать на просторах интернета, можно найти такое определение этого принципа: «Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми». Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяя. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;

Хотелось бы добавить к пониманию важности этого пункта несколько аспектов. Поскольку наш мир дуален, нужно понимать, что в нём нет процесса нахождения на одном уровне. В нашем мире либо ты движешься вперед, либо назад. И тут многие путают, процесс якобы стабильности в чем-то с движением назад. Также самообразование важно с точки зрения познания себя, своего внутреннего мира, познания окружающего мира посредством себя, проверяя прочитанное на собственном опыте засчет практики. Загружая в себя адекватные знания, у человека изменяется отношение к миру, к людям, мотивации, цели жизни становятся более альтруистичными, появляется больше сострадания ко всем существам. Поэтому, так важно систематически прикладывать усилия в самообразовании, если человек хочет принести больше блага себе и окружающему миру.

Что такое адекватные знания? Это, прежде всего те писания, которые дошли к нам благодаря Учителям прошлого. Это Пураны, Сутры, Джатаки, Веды. Такие писания, как Махабхарата и Рамаяна. Все это содержит очень много истин с точки зрения мироздания, а также мудрость культуры, которая достигла высокого и гармоничного уровня развития и, используя которую, мы можем развиваться быстрее. Важный аспект здесь в том, что, выбрав определенное направление, постарайтесь максимально изучить и разобраться в нём, чтобы избежать путаницы и непонимания, читая литературу различных традиций. Для адекватности полученных знаний очень важно не просто накапливать много информации, как в библиотеке с большим количеством книг, а получать личный опыт. Тогда это действительно будет мудрость, которая способна принести благо, а не теоретический изыск, безосновательно принятый на веру. Интересная мысль по этому поводу: «Знание это не теория – это то, что меняет жизнь».

Что касается энергии, то существует закон концентрации. Этот закон очень прост. Мы получаем энергию от того, на чём концентрируемся. С этой позиции крайне важно выбирать то, что вы будете изучать, читать и смотреть. Если вы концентрируетесь на человеке, которого окружает энергия невежества или страсти – такую энергию вы и получите. Когда его окружает энергия благости, то часть энергии благости придет и к вам. Ведические писания, написанные мудрецами и учителями прошлого, несут в себе максимально здравую и адекватную энергию и, концентрируясь на них, вы будете сливаться, входить в резонанс с этой энергией. Что будет очень помогать на пути развития.

5. Ишвара Пранидхана – Посвящение заслуг Всевышнему.

Этот принцип стоит рассматривать, как посвящение своих благих поступков и заслуг во благо. Как можно больший альтруизм по отношению к мирозданию в целом, отдача всего того лучшего, что есть у тебя, что для тебя наиболее ценно в плане опыта и знаний. Знаний, которые помогут развиваться другим. Важно, чтобы это было максимально искренне, без каких-либо корыстных мотиваций, как на физическом уровне (заработать на этом), так и на ментальном, потешить свое эго и тщеславие. Такой принцип является противоположностью принципа «всё себе любимому». Поэтому допускаю, что люди, плотно сидящие на материальных основах мировосприятия, не поймут этого.

И это еще не всё, почему это предписание важно. Как утверждают компетентные люди и было проверено на личном опыте, существует «принцип лестницы». Если ты разобрался в чем-то и донесешь это до других, поможешь осознать им эту информацию, это будет твоим фундаментом-ступенькой, встав на которую сможешь пойти дальше, познав еще более высокие истины. Также это подтверждается старой казачьей поговоркой: «Что отдал – то твое, что оставил – то пропало». Возможно, она кажется трудной для понимания, поэтому приведу мудрое изречение арабского мудреца Ибн аль Фарида, который четко дает понять, что в абсолютном смысле, мое «я» и другой человек, «я» и Всевышний  – это одно и тоже:

О, наконец-то мне постичь дано: Вещающий и слышащий – одно. Перед собой склонялся я в мольбе, Прислушивался молча сам к себе.

Исходя из этого, становится ясно, что развиваясь самому и помогая развиваться другим по сути, помогаешь сам себе. :)

По большому счету, вышеописанное выражает суть йоги, которая заключается не в том, чтобы засунуть ногу за голову и круто фотографироваться в социальные сети. Суть йоги – это служение и практика во благо всех живых существ, а в итоге и самому себе.

Конечно, прочитать и понять принципы Ямы/Ниямы это одно, а вот вводить их в свою жизнь и практиковать – куда более сложная задача. Поэтому она так важна и сложна, ведь дает человеку неизмеримо больше того, что, прочитав эту статью, он будет продолжать жить, как прежде. Посему в заключении, чтобы вдохновится и продолжать развиваться или же встать на путь развития, вспомним слова великого и славного Миларепы, достигшего просветления за одну жизнь: «Любой человек, может упорствовать и достичь того же».

Если обозначить всё выше написанное одной строкой, то получится так: «Свято чтите Богов и Предков, Живите по Совести в ладу с Природой!»

Успехов Всем на Пути самосовершенствования!

Ом!

Олег Васильев

www.oum.ru

Яма — Нияма в йоге: основные принципы начала начал

Природа человека обустроена таким образом, что он всю жизнь ищет ответы на множество философских вопросов касательно происхождения и обустройства Вселенной, тайны зарождения и существования всего живого на земле, собственного предназначения в этом огромном мире.

Люди испокон веков искали и ищут заветную формулу счастья, успеха, духовного умиротворения, истины.

Для осуществления перечисленного существует множество духовных практик, познаний, многие из которых основаны на религии.

В последнее время одним из самых мощных и качественных инструментов познания мира, усовершенствования и умиротворения является йога, принципы и первые ступени которой, Яма и Нияма, являются предметом нашей статьи.

Яма

Теоретически йога представляет собой некий кодекс заповедей и правил, которых должен придерживаться каждый йогин.

Пренебрегая хотя бы одной из указанных норм, человек не сможет стать полноценным йогом и его практики не приведут к желаемому результату.

Яма и Нияма — это то, с чего начинается йога, своенравный свод заповедей, которых необходимо придерживаться.

Знаете ли вы? Основателем йоги является Патанджали, именно он подарил миру «Йога-сутру» — основоположный текст йогийской философской школы. Со времен Патанджали йогу трактуют как гармоническую связь между телом, духом и разумом, которая начинается с соблюдения принципов Ямы и Ниямы. Если говорить конкретно о Яме, то это первый шаг на пути к целостным и эффективным занятиям йогой, первичная частица полноценного йогического учения.

Прямое толкование Ямы — главные моральные правила, принципы самоконтроля. Полноценная йога начинается с конкретных указателей, касательно того, что должен исключить из своей жизни будущий йогин. Рассмотрим подробнее составляющие данного морального кодекса.

Ахимса

Сущность принципа Ахимса (ненасилия) заключается в том, чтобы исключить из своей физической, духовной и моральной жизни всё, что может причинить вред окружающему миру, вычеркнуть любой вид насилия и убийств из своей жизнедеятельности.

Согласно Ахимса, человеку, который стремится стать йогом, запрещается приносить вред этому миру.

Воздержание от вреда касается не только физических действий: даже мысли человека должны быть чистыми от любых упоминаний о насилии, ведь мысли имеют способность материализоваться.

Брахмачарья

Суть Брахмачарьи заключается в самоконтроле будущего йогина. Каждый, кто ступил на йогический путь, должен контролировать свои чувства, эмоции, страсти и похоти.

Брахмачарья гласит, что прежде всего человек должен доминировать над своими похотями, сохранять целомудрие до того, как вступит в брак. Распущенность не имеет места в йоге.

Йог должен быть внутренне собранным и уметь давать трезвую оценку любой ситуации, отвергать искушения, ему недопустимо идти на поводу собственных страстей.

Главной образом это касается половой чистоты, воздержания от искушений сексуального характера. Человек должен разумно распоряжаться своей энергией (физического и ментального характера).

Согласно Брахмачарьи, человеческая энергия должна быть направлена исключительно вверх, никак не вниз. Чувственные и плотские наслаждения приводят к тому, что человек попросту транжирит энергию, а в йоге это нечто вроде аналога греха в христианстве.

Важно! Йогические практики — это не только путь к нирване, это и возможность снизить риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Занятия йогой способствуют нормализации артериального потока, уменьшают риск возникновения болезней, вызванных высоким давлением. Залогом достижения такого результата в йоге является строгое соблюдение канонов Ямы и Ниямы.

Астея

Пункт под названием «Астея» обозначает исключение воровства из своей жизни. Это своенравный аналог библейских заповедей «Не укради» и «Не пожелай ничего, что является собственностью ближнего твоего».

То есть йог даже мысли не должен допускать о том, чтобы присвоить себе чужую собственность.

Суть Астеи сводится к тому, что каждая вещь способна накапливать энергию своего владельца. И если человек присваивает себе чужое имущество, то он также перенимает на себя энергию бывшего владельца.

Это приводит к тому, что начинается некий энергический дисбаланс и в жизни того, кто завладел чужим имуществом, и в жизни предыдущего владельца, который страдает от недостатка похищенной энергии. Астея также заключается в исключении жадности из собственной жизнедеятельности, поскольку данная черта станет источником человеческого недоверия к персоне, желающей стать йогом.

Важно! Отказ от воровства является своенравным отказом от желаний, которые способны завладеть мыслями духовного искателя и погубить его. Только тот, кто ничем не владеет, свободен от тягот мира сего. Необузданное желание владеть вещами, либо даже людьми, приводит к тому, что человек собственноручно накладывает на себя карму.

Сатья

Следующей ступенью Ямы является «Сатья», то есть отказ ото лжи как по отношению ко всем окружающим, так и по отношению к самому себе.

Йогин должен быть человеком, в мыслях и жизни которого фигурируют принципы честности и правдивости. Главное правило Сатьи — отказаться от самообмана.

Человек, который ступил на путь духовного очищения, не должен лгать самому себе, закрывать глаза на духовные и моральные проблемы, которые требуют немедленного решения, прибегать к суггестии и убеждать себя в правильности своих действий и шагов, даже ошибочных. Человек, который врёт самому себе, никак не может обойтись безо лжи к окружающим. Не стоит также прикрываться ложью во благо: мыслями и действиями йогина должна руководить только правда, даже жесточайшая.

Ведь правда дает человеку шанс остановиться, переосмыслить собственную жизнь и исправить огрехи. Проступком является не только ложь, но и замалчивание правды.

Важно! Соблюдение йогических практик Ямы призывает также к чистоте речи, контролированию собственного лексикона, ведь слова имеют возможность материализоваться; как гласит пословица, словом можно убить либо исцелить.

Апариграха

Апариграха обозначает исключение из жизнедеятельности йога накопительства. Слишком часто жизнь человека сводится только к тому, чтобы зарабатывать на содержание самого себя, покупку тех или иных вещей.

Данный процесс бесконечен, поскольку покупка одной вещи провоцирует зарождение желания приобрести другую. На всё это человек тратит огромное количество энергии, которой буквально пропитана каждая вещь, заработанная им. Страсть к накопительству приводит к акцентированию внимания человека исключительно на материальном мире и на том, чтобы забросить духовное развитие.

Данная ситуация приводит к нарушению самого процесса реинкарнации. Ведь, согласно йогическим учениям, после смерти каждый человек перерождается.

Вещи же, которые он приобрел, остаются в этом мире, их владельцами становятся другие люди, с другой энергией, получается своенравная «смесь» энергии умершего и энергии нового владельца продуктов деятельности усопшего.

Именно эта новая энергия определяет, какое участие ждёт усопшего в мире мёртвых.

Знаете ли вы? Свод установок «Яма» назван в честь индуистского бога царства мертвых. Согласно преданиям, Яма был первым человеком, который после смерти стал богом. Обязанности бога царства мёртвых заключаются в том, чтобы встречать умерших людей на входе в царство и разводить их в предназначенные им места, то есть в те, которые они заработали при жизни. То есть Яма является божеством, олицетворяющим справедливость.

Нияма

«Нияма» в переводе означает «следовать», то есть если «Яма» — это свод запретов, то «Нияма» — это то, что следует делать на пути к вершине йогического совершенства. Как и Яма, Нияма состоит из пяти ступеней.

Шауча

Шауча в Нияме — это подражание принципам чистоты в теле, духе и разуме. Настоящий йог должен следить за тем, чтобы его внешний вид (тело и одежда), а также сознание были чистыми.

Все, что окружает йогина, должно быть чистым: вода, воздух, пища. Он должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы относительно собственного тела. Чистота же мыслей и сознания — продуцент чистой энергии.

Сантоша

Сантоша — это воспитание и культивирование в себе умения удовлетворяться существующим положением: йог должен довольствоваться тем, что у него есть и кем он есть, исключать со своей жизни любого рода недовольство. Сантоша перекликается с Апариграхой.

Важно! Соблюдение ступени Сантоша в Нияме исключает удовлетворение и гордость за собственные достижения в йогической практике.

Йоги ориентируются на природу, неотъемлемой частью которой являются.

Растения и животные не заботятся про обустройство условий полноценной жизни, не накапливают деньги, вещи и другие материальные блага, не засоряют ум мыслями о том, что будет завтра, — природа обеспечивает их всем необходимым.

Человек также должен жить в гармонии с природой, дисбаланс с которой порождает множество проблем и неудовольствие от существующего положения.

Тапас

Аскетизм (тапас) — один из залогов успеха на пути к духовному совершенству. Тапас позволяет держать в тонусе тело и дух.

Именно отшельничество помогает человеку соблюдать главные йогические правила, развивать и тренировать в себе самоконтроль и самодисциплину.

Благодаря аскетизму йогу удается обуздать своё тело, приучить его к изменчивым условиям окружающей среды (жара, холод, ветер и др.), посту, приструнить похоти и страсти.

Аскетизм помогает закалить не только тело, но и дух, и разум, очистить энергию и не растрачивать её на мелочи жизни, упорно тренироваться и совершенствоваться.

Свадхьяя

Йог должен держать в тонусе не только тело и дух, но и разум, поэтому он должен заботиться о своём образовании, кормить собственный ум. Именно самообразование (Свадхьяя) является неотъемлемой частью целостной мозаики Ниямы. Йог должен много читать и буквально поглощать опыт великих духовных гуру. Но, чтение должно идти в комплексе с пониманием: просто читать, не понимая при этом смысла прочитанного, не принесёт никакой пользы.

Под чтением в йоге подразумевают не только механический процесс или понимание текста, но и духовный контакт с людьми, которые являются авторами книги.

Знаете ли вы? Йоги могут задерживать дыхание на длительное время. Если перейти к конкретике, то йог может затаить дыхание на 30, и даже 60 минут.

Ишвара Пранидхана

Ишвара Пранидхана — это преданность богу, умение благодарить его за всё, понимание того, что все собственные достижения в этом мире — это исключительно божья воля.

Йог должен чтить бога, любить его и верить ему, размышлять о нём. И самое главное, всё это должно быть искренним. Каждый желающий совершенствоваться духовно должен полностью посвятить себя, свои мысли, действия, поступки богу и во всем согласоваться с ним. Как видите, настоящая йога не заключается в умении поставить своё тело в определённую позу. Йога — это прежде всего духовная, моральная, умственная и энергетическая практика, и начинается она с соблюдения принципов Ямы и Ниямы.

Невозможно стать полноценным йогом, презрев хотя бы один из перечисленных выше пунктов.

lifegid.com

Яма и Нияма – десять ключей йоги к изобилию вашей энергии

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.В этой статье дана характеристика главных принципов гармоничного взаимодействия со всем миром, со всей вселенной, как внутренней, так и внешней, в йоге они называются Ямы Ниямы. Так или иначе, эти принципы рассматриваются во всех истинных духовных учениях и религиях. Любой человек, который хочет быть счастливым должен следовать им, так как нарушение Ям Ниям в долгосрочной перспективе всегда приводит к блокировке энергии, дисгармонии, болезням и страданиям. Чтобы ничего этого не случилось, внимательно ознакомьтесь с данной статьей. Помните, что исполнение данных рекомендаций является гарантией правильной йоги.Воистину, Яма Нияма – это десять ключей к истинному успеху и счастью во всём.

Чего же делать в йоге и жизни не следует?

Яма – первая из ступеней йоги Патанджали – пять рекомендаций о том чего не следует делать. Многие лингвисты говорят, что русский очень похож на санскрит (язык древних йогов-мудрецов). Так ли это, я для себя не определила (конечно похожие слова есть, но и отличающихся приличное количество), однако Яма с санскрита переводится как контроль и ещё — бог смерти…а на русском яма – это яма:) Чтобы не упасть в ямку, следуйте следующим пяти рекомендациям Восьмиступенчатой йоги Патанджали:

1) Ахимса (не навреди) – не следует вредить мыслью, словом или делом. Первая из Ям Ниям, она очень известна благодаря Махатме Ганди. Он старался во всём ей следовать. Традиционно Ахимсу переводят, как не убей. Но на самом деле не всё так просто…любая недоброжелательная, грустная мысль приводит к тому, что пославший её теряет энергию и, следовательно, вредит прежде всего себе. Так что будьте добры и оптимистичны в мыслях, словах и делах.

2) Сатья (не лги) – не следует говорить ложь или неконструктивную правду. То есть, не просто врать и самообманом заниматься нельзя, если говоря правду мы вредим душе человека (ну не готов он ещё эту правду услышать и не будет она конструктивной), то это тоже нарушение Сатьи. Если вы приходите к больному другу в больницу и честно ему говорите: «О, ты так ужасно выглядишь» — то пусть это десять раз правда, всё равно нарушение Сатьи — не конструктивно. Говорить надо правду и лучше всего приятную правду. Если ничего правдиво-прияного сказать не получается, то лучше молчать. Если сказать надо неприятную правду (очень-очень редко действительно надо что-то такое сказать), то в душе желая, лишь блага ближнему, говорим, искренне желая, чтобы это пошло на пользу человеку.

Ну и наконец, что же делать, если сказать что-то нужно, а правда очень навредит человеку (не о своей выгоде думаем, а том, что будет действительно правильным). Выбираем вариант, который поможет вам проявить, как можно больше любви (иногда это держать в себе и молчать, иногда сказать и расстроить другого). Жизнь слишком неоднозначна, жестких правил в ней быть не может, каждый момент уникален. Без интуиции не обойтись.Проверка простая: если после разыгранного сценария, когда вы что-то сказали или не сказали, на сердце легко и совесть не грызёт – значит, всё правильно произошло. Если же совесть явно не спокойна, может даже через несколько лет проснулась, то значит ошиблись и надо постараться исправить. Вообще тема интересная, поэтому пишите своё мнение в комментариях;) Обсудим.

Очень интересна взаимосвязь сатьи и духовной интуиции (вивеки).

Итак, пусть ваши любящие слова помогают другим становиться радостнее и совершеннее.

3) Астея (не воруй) – не следует желать того, на что не имеешь законного права. То есть, всё опять таки непросто…ладно не воровать видимых предметов, надо ещё и не желать того чего у вас нет, если вы ещё этого не заслуживаете и уж тем более не завидовать другим. Что значит заслуживаете? Яме и Нияме до законов нашего общества нет никакого дела: кто-то может по закону получить целое состояние, а с истинной точки зрения – он будет вором. Кроме спокойной интуиции никто не разберётся, что человек действительно заслуживает и значит, данное приобретение принесет ему благо, а что будет душе вредить. Мозгами (манасом) тут мало что можно решить. Так что, прежде всего — радуйтесь тому, что имеете и, мечтая о большем, старайтесь чувствовать, счастливы ли вы во время своих мечтаний. Желая большего, самое важное не вредить этими желаниями чувству счастья в здесь и сейчас – в настоящем моменте. Если внутри болезненное ощущение нехватки, чувство удрученности и обделённости – это нарушение Астеи и по закону вселенной, гласящему, что подобное притягивает подобное – энергии чувства обделённости притянут ещё больше негативных ситуаций. Как сказано в Евангелии(в котором любой копнувший в йогу поглубже видит всю туже мудрость йоги):

» Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12) «.

Излучайте счастье, благодарность и достаток, тогда всё что нужно у вас будет;) Кстати именно такова награда за достаточно хорошее выполнее этой Ямы — всё что человеку нужно начинает приходить к нему без каких-либо усилий с его стороны.

4) Аппариграха (не испытывай привязанность) – часто переводят, как непринятие даров…и не принимают подарков…ну каждому своё)) На самом же деле Аппариграха — это умение иметь вещи, дома, квартиры, даже людей (дети, родители, муж, жена, друзья) и при этом не быть к ним болезненно привязанными. В более глубоком смысле даже наше тело не принадлежит нам. Умение быть не привязанным к телу, поддерживать его здоровым и сильным по мере возможностей, но при этом понимать что вы — это не ваше тело – такое отношение способствует счастью.Итак, радуйтесь и будьте благодарны за всё, что у вас есть, за всех кто с вами, но не бойтесь потерять это. Вы — Сат Чит Ананда – вечное Сознание, вечное Существование, вечно-новое Блаженство, не ограничивайте себя видимым и материальным. Кстати все Ямы Ниямы при их соблюдении приносят не только всё возрастающую внутреннюю радость, но и определённые сверхспособности  — сиддхи. Так вот соблюдение Аппариграхи автоматически позволяет человеку вспомнить его прошлые воплощения.

5) Брахмачарья (не потакание чувствам) – чаще всего Брахмачарью ассоциируют с монашеством и воздержанием от сексуальных отношений. К сожалению, секс является одним из самых лёгких способов истратить энергию, но есть и множество других способов – переедание (не умение контролировать желание покушать), болтливость (через речь тоже очень много энергии теряется), бессмысленные растраты денег, да и любая крайность, которая захватывает и не даёт остановиться — всё, что слишком сильно вытягивает энергию во внешний мир (даже занятия хатха йогой могут быть чрезмерными).Так что будьте спокойно активными и не позволяйте энергии бесконтрольно утекать во вне, умейте бережно обращаться с энергией.Совершенства в Яме или Нияме достигли разве что святые (не важно какого религиозного направления) и очень продвинутые йоги. Совершенствоваться в Ямах и Ниямах должны все разумные, желающие себе счастья люди. Пока человек нарушает Ямы, он похож на бочку с дырками…энергия в него течет, но через дырки всё утекает, и если увеличить приток энергии, ничего не измениться, только утекать будет больше.

А вот если дырки заделали тогда можно уже говорить о второй ступени Патанджали (правда ещё раз уточню…Яма и Нияма очень связаны, если Нияму нарушать, то энергия тоже будет утекать, а если Яму соблюдать, то энергия будет приходить и оставаться).

Что же делать следует?Нияма говорит о пяти рекомендациях, которые следует соблюдать. Их исполнение ведёт к тому, что энергия к человеку приходит и направляется в те русла, которые в дальнейшем принесут ещё больше энергии, счастья и гармонии. В общем — это выгодное вложение, которое точно принесёт прибыль. Все Ниямы так же очень многослойны, и если на самом поверхностном уровне их соблюдение относительно простое, то о реализации глубокого уровня могут опять же разве что святые похвастаться.

Нияма. Пять рекомендаций к исполнению.

1) Сауча (чистота). Конечно же, в первую очередь речь идёт не о физической чистоте (которую однозначно лучше тоже соблюдать), а о чистоте мыслей, помыслов, желаний (или чистоте от желаний), чистоте всех энергий. Конечно же, при нарушении хоть одной из Ям чистота меркнет: возникла недобрая мысль – загрязнился, истратил энергию в пустую – уже сияешь не так сильно, испугался потерять свой любимый йоговский коврик, энергия опять занизилась и чистота померкла.Поэтому внимательно и осознанно относитесь к своим мыслям и чувствам, старайтесь сохранять их как можно более светлыми на благо себе и всему миру.

2) Сантоша (удовлетворенность). Ох уж эти люди, склонные жаловаться на свою нелёгкую жизнь, да ещё и перемывать косточки себе подобным. Вроде поговоришь о проблемах и станет легче…на ближайшие сутки, а потом новые проблемы и опять о них можно поговорить…а потом ещё больше и ещё…так всю жизнь и говорят о проблемах.Сантошу из десяти Ям Ниям называют — Высшей Добродетелью. И не зря! Она означает умение всегда, в любых обстоятельствах быть довольными и счастливыми. Это приводит не только к тому, что жизнь вроде бы особо не меняясь(как был сосед дятлом так и остался) реально начинает приносить счастье – ведь человек всем доволен(теперь я люблю своего дятла соседа:). Кроме этого, того что вызывает счастье и радость в жизни становиться больше: приятные события, встречи, радостные мысли – ведь то какую энергию мы излучаем, та в ответ и притягивается(бывает что надоедливые соседи переезжают, но это для нас уже не важно, нам ведь в любом случае хорошо!

На энергию жалоб и неудовлетворенности (даже собой) притянется ещё больше событий, которые вас расстроят. Конструктивный самоанализ – и признание своих ошибок — это одно. Переживание из-за случившегося неделями, месяцами, годами – чувство вины, с которым люди всю жизнь живут – вот это уже преступление.Будьте счастливы и удовлетворены тем, что у вас есть, тем какие вы. Принимайте себя и других такими, какие мы есть – на таком фундаменте счастливого настоящего удастся построить ещё более счастливое будущее.3) Тапасья (дисциплина, самоограничение, аскетизм). Все прекрасно знают, что для того, чтобы стать великим в чём-то, нужно кроме таланта приложить ещё и большие усилия, развить силу воли. То же самое и в искусстве быть счастливым. Этому можно научиться. С моей точки зрения — это вообще единственное чему нужно учиться. Но если вы хотите быть счастливым, к этому надо приложить усилия и ни раз, ни два, а каждый день, постоянно:) Тапасья, как раз таки и указывает на то, что понадобится дисциплина, соблюдение режима, систематичные усилия. От чего-то придётся отказаться, какие-то привычки заменить на новые. Точно могу сказать, что если вы возьметесь за это и будете мудро настойчивы, то у вас всё получиться.

4) Свадхьяя (самонаблюдение, самоанализ, интроспекция). Часто переводят как изучение священных писаний, но все Ямы Ниямы глубоко внутренние понятия. Без самоанализа, развития постоянной осознанности, исполнение ни одной из вышеназванных рекомендаций невозможно. Например, как понять была ли сказанная вами фраза конструктивна или произошло нарушение сатьи? Допустим – это была правда, но вот только на сердце как-то нехорошо, да и в момент речи скорее присутствовала энергия раздражения и желание доказать свою правоту, чем желания помочь. Но это слишком легкий пример. Интроспекция на пути йоги нужна очень глубокая – это и гарантия того, что вы будете продвигаться эффективно и одновременно техника безопасности. В конечном итоге, никто не скажет вам, как поступить – все ответы нужно будет увидеть внутри себя, интуитивно почувствовать, что же следует сказать или сделать.

5) Ишвара Пранидхана (доверие Всевышнему, доверие Богу). Йога – это наука расширения сознания и научный способ осознать свою Высшую природу. Её не надо создавать, она уже есть. Задача убрать всё лишнее: убрать беспокойства ума, убрать волнения чувств, убрать напряжения тела и с радостной готовностью открыться своей настоящей природе, что и происходит в настоящей медитации. Она рада помочь тем, кто обращается к Ней.

В обычной внешней жизни данный подход доверия Богу (а Он и есть настоящая наша Высшая природа, наше Высшее Я), кроме всего прочего помогает всегда быть удовлетворенными и благодарными. В священных писаниях сказано, что тот, кто исполняет Ишвара Пранидхану – полностью доверяет Богу, достигает всех плодов йоги – без каких либо других техник. Все христианские святые так Бога и достигли.

Вместе Ямы и Ниямы представляют из себя десять универсальных рекомендаций для любого человека, который хочет быть счастливым и понимает, что для того чтобы им быть, нужно над собой работать.

Высший смысл Ям и Ниям в том, что они помогают перенаправить энергию привычно текущую во внешний мир через органы чувств и чакры, так, чтобы она больше сосредотачивалась внутри.

Источник радости и счастья находится внутри каждого человека. Пока энергия слишком сильно течет во внешний мир понять эту простую истину невозможно – ум и чувства твердят о том, что счастье во вне. Практика йоги – очень быстро даёт прилежному ученику понять, что это не так.Казалось бы моральные рекомендации, практически слово в слово повторяющие десять заповедей Моисея и наставления духовных Мастеров всех религий, на самом деле являются очень важными и эффективными методами перенаправления энергии вовнутрь и поднятия в верхние чакры.Каким бы путем человек ни шел и какие бы техники в дальнейшем ни практиковал — эти десять рекомендаций должны будут исполняться в любом случае. Если же они не исполняются, то такой путь не является истинным и практика зайдёт либо в тупик, либо принесёт осложнения. Так же, если кто-то называет себя Мастером, Просветленным, но явно нарушает, хотя бы одну из Ям Ниям – лучше держаться подальше от такого «просветленного мастера».Собственный успех в йоге, так же определяется по все большему следованию Ямам Ниямам. Если жизнь начинает становиться радостнее, вы относитесь к людям доброжелательнее, а события из-за которых раньше начиналась паника и гнев теперь вызывают искреннее принятие и веру, что всё к лучшему – тогда вы добиваетесь настоящего, нерушимого успеха в жизни, практикуете правильно и идёте по истинному пути.

Всем нам желаю всё более прилежного и глубокого исполнения Ям Ниям – в этом, счастье и истинный успех.

К теме Ям и Ниям нужно будет сделать ещё очень много важных дополнений,  например о том, какие бонусы появляются благодаря выполнению Ям Ниям ещё до того как человек полностью достигает осознания своей Высшей природы  — Сат Чит Ананды. Так что впереди появится ещё несколько статей, глубже раскрывающих эту тему. А пока что, жду ваших комментариев! Размышления и обсуждения на такие воистину вечные темы, приносят огромное благо.Искренне желаю Вам Счастья, мой дорогой читатель, и до встречи в реальности йоги;)

Статьи, которые ещё полнее раскрывают тему Ямы Ниямы здесь:

http://www.ananda.ru/Yama-Niyama.htm

http://www.ananda.ru/Yama-Niyama-subtle-sense.htm

http://www.ananda.ru/Yama-and-Niyama-Essence.htm

 

reality-yoga.ru

Правила и принципы яма и нияма в йоге

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога. Сегодня я хочу рассказать вам о правилах и принципах первых ступеней йоги — яма и нияма, которые описаны в Йоге-сутрах Патанджали. Эти морально-этические нормы и принципы, записанные более 2000 лет назад, актуальны и сейчас. Их должен знать каждый человек, который стремится к духовному росту, занимается практикой йоги и медитацией.

Содержание статьи

Что означают понятия яма и нияма и для чего они нужны

Классическая йога основывается на трудах великого мудреца Патанджали. В его йога-сутрах описываются 8 ступеней на пути к гармонии с самим собой, со своим высшим Я и духовным развитием.

Многие нынешние практические занятия йогой пропускают два первых этапа и начинаются сразу с третьей и четвертой ступеней — асаны и пранаямы. Учителя, которые умалчивают о принципах Ямы/Ниямы, по сути обманывают неискушенную публику. Возможно преследуя материальную выгоду, они дают людям не то, что необходимо для настоящего развития, а то что приятно для ума.

Безусловно, асана и пранаяма дадут свой результат — улучшат здоровье и физические возможности, но без знания базовых этапов невозможно приблизиться к главному предназначению йоги — успокоению ума и духовному самосовершенствованию.

Яма и нияма это этические нормы, на которых построена философия и мировоззрение йоги. Во всех религиях есть схожие законы и заповеди.

Яма — значит ограничения. Это первая ступень йоги. Она предписывает отказ от поступков и внутренних установок, которые влекут за собой разрушение и дисгармонию, что приводит к “утечке” энергии.

Нияма — значит предписания. Это вторая ступень. Свод правил о том, какие качества следует в себе развивать, чтобы достичь гармонии и просветления. Помогает “накапливать” энергию.

5 принципов ямы

1. Ахисма — ненасилие, не причинение вреда. Данное правило более обширно чем библейская заповедь «не убий». Само собой, что эту простую истину оно в себя включает, но также затрагивает и другие области. Принцип Ахисма подразумевает, что человек не должен причинять вреда не только другим людям и животным, но и всему окружающему миру. Это касается как поступков, так и мыслей.

Для того, чтобы было проще следовать данному правилу необходимо осознать, что все в этом мире взаимосвязано, и причиняя кому-то вред, в первую очередь мы вредим сами себе. Соблюдение данного принципа развивает в душе благожелательность и любовь.

Кроме всего вышесказанного, ахисма это важный шаг для людей, занимающихся медитацией. Очищая душу от враждебности, из тела уходит внутреннее напряжение. Это помогает достичь расслабленности и умиротворенности, необходимые для релаксации. Сюда же входят и принципы питания. Отказ от пищи полученной насильственным путем, т.е. вегетарианство или веганство.

2. Сатья — отказ от лжи, правдивость. Это правило призывает нас к искренности и честности как с другими людьми, так и с самим собой. Отказавшись от самообмана, мы можем очистить разум от иллюзий. Это немаловажный шаг на пути духовного развития и йоги.

Есть такое убеждение, что данный принцип не должен нарушать предыдущего. Если вы знаете, что сказав правду, можете навредить кому-то или обидеть, то лучше всего просто промолчать. Я с этим убеждением не согласен, так как правду надо излагать в соответствии с высшими ценностями, а не просто сентиментальными рассуждениями, что кто-то может обидится. Если человек вор, то необходимо об этом сказать, чтобы предупредить других. Но в тоже время, иногда правда может и иметь обратную сторону. Расскажу Вам историю из Ведических писаний иллюстрирующую неправильное применение этого принципа.

Много лет назад жил один брахман ( человек посвятивший свою жизнь изучению писаний). Однажды он сидел медитировал и мимо пробегала корова. Через какое то время появился мясник, который гнался за коровой, чтобы убить ее. Он спросил у брахмана не видел ли тот, куда побежала корова. Брахман всю свою сознательную жизнь говорил только правду и он подумал, что не хорошо врать, так как славился своей правдивостью. Он указал мяснику куда побежала корова, мясник догнал ее и убил. В момент смерти брахман попал на адские планеты на суд к Ямараджу ( повелителю адских планет). Брахман недоумевал почему он туда попал, ведь он вел праведную жизнь, но Ямарадж ему предъявил, что тот виноват в гибели коровы.

3. Астейя — не воровство, не присвоение себе чужого. Пожалуй истина «не укради» слишком банальна для людей, занимающихся самосовершенствованием, навряд ли духовно развитому человеку придет в голову мысль о воровстве. Принцип этой ямы нужно понимать глубже.

В первую очередь, астейя предостерегает нас от зависти и присвоении чужого даже мысленно.

В Упанишадах говорится (Ишопанишад, мантра 1)

ишавасйам идам сарвам

йат кинча джагатйам джагат

тена тйактена бхунджитха

ма грдхах касйа свид дханам

Перевод:

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

4. Брахмачарья —  сексуальное воздержание, самоконтроль. Также как и предыдущие принципы, брахмачарью можно рассматривать в двух смыслах — в узком и более широком. В поверхностном понимании данное правило означает отказ от секса, но если копнуть глубже, то можно увидеть, что это призыв к самодисциплине и контролю над своими желаниями.

Данный обет дают йоги, монахи и отшельники. Для всех остальных людей следование этому обету проявляется в том, что половые отношения регулируются браком и рождением детей.

5. Апариграха — не накопительство, не стяжательство. Данное правило учит нас не привязываться к вещам. Этот принцип похож на третий, но разница в том, что астейя — это не привязка к чужим вещам, а апариграха — к своим. Достаточно осознать, что в этом мире нам ничего не принадлежит, и после смерти мы ничего не заберем с собой, поэтому бессмысленно накапливать богатства и прочие материальные ценности.

5 принципов ниямы

1. Шауча - чистота. Данная нияма подразумевает, что человек должен содержать в чистоте не только свое тело, но и мысли, чувства, намерения, речь. Это необходимо для очищения и гармонизации энергий.

2. Сантоша — удовлетворенность. Умение радоваться тому, что имеешь, принятие вещей и людей такими, какие они есть, этому нас учит сантоша. Развитие этого принципа приносит счастье и блаженство.

3. Тапасья — аскетизм, самоограничение. В выполнение этой ниямы может помочь соблюдение обетов каких либо обетов, которые мы даем сами себе. Тапасья дает силу и энергию, что пробуждает в человеке скрытые способности.

4. Свадхиайя (свадхйайа) — изучение писаний, самообразование. Такие занятия и изучения питают Разум, делают его сильным и способным принимать трезвые, взвешенные решения.

5. Ишвара Пранидхана — преданность Господу. Здесь имеется ввиду посвящение себя и своих благих дел Богу. Всецело отдавшись этому принципу можно достичь состояния Самадхи (Божественного блаженства).

Прежде чем приступать к практическим занятиям йоги, необходимо усвоить и впустить в свою жизнь эти священные принципы. Тогда практика принесет бесценные плоды не только на физическом, но и на духовном уровне. По сути, если человек не следует принципам яма и нияма, то о йоге речь не идет вообще. В лучшем случае такую практику можно назвать гимнастикой для тела.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы и буду рад комментариям к статье.

С уважением, Руслан Цвиркун.

veda108.ru

Яма Первая ступень классической йоги

В Аштанга-Йоге (она же "Восьмиступенчатый путь") "Ямой" называют самую первую ступень, через которую прокладывается дорога к просветлению. Она, в свою очередь, состоит из пяти принципов, о каждом из которых будет рассказано ниже.

Ахимса

Самый главный ее принцип — это Ахимса. Он является основой практики духа, а посему ее соблюдение не должно ограничиваться только одними мыслями. Человеку также нужно внимательно следить за тем что он говорит и делает.

Этот принцип подразумевает ненасилие. Сердце по своей природе является благожелательным, вернуться к такому природному состоянию можно только после того, как человек выгонит из своей души желание притеснения других живых существ и перестанет использовать их в корыстных целях.

Ахимса предполагает соблюдение принципа безвредности не только по отношению к живым существам, но и к окружающему миру. Все, что находится вокруг нас пронизано божественной энергией, что делает, даже казалось бы неодушевленные предметы, тоже в некотором смысле живыми.

Однако, при определенных ситуациях, например, в период войны, Ахимса разрешает насильственные действия. Но человек должен полностью отдавать себе отчет в том, что он делает и нарушать предписанные Ахимсой законы только в целях предотвращения большего зла.

После того, как ученик познает первый принцип, он сможет снять внутреннее напряжение, и как следствие этого обретет гармонию, которую хочет найти в духовной практике.

Сатья

Второй принцип Ямы — это Сатья. Он наставляет практикующего воспринимать себя самого и все, что окружает таким каким оно есть. Также, Сатья подразумевает отказ от лжи. Благодаря тому, что человек перестанет лгать самому себе и окружающим, он сможет развить свои ментальные силы в такой степени, что произнесенное им сможет без труда воплотиться в реальность.

Истина — это высшая степень благодетельности. Человек, желающий достичь покоя в своей душе, должен следить за тем, чтобы его слова и поступки были в согласии друг с другом.

Практикующему нужно научиться воздерживаться от обмана и самообмана, а также стать беспристрастным. Данный принцип очень много значит для медитации, так как в трансовом состоянии неподготовленный человек может легко поверить в галлюцинацию или подвергнуться самообману.

Правда несет в мир свет и добро, именно поэтому Сатья — это принцип, который как никакой другой воссоединяет человека с Богом.

Астея

Третий принцип Ямы предполагает освобождение человека от жадности и от желания иметь что-то, принадлежащие другим людям, будь то вещи или заслуги. Самая главная причина того, почему человек совершает хищения заключается в неукротимом желании обладать чем-либо. В связи с этим, для того, чтобы освоить Астею человек должен не только обуздать свои желания, но еще и избавиться от привязанности к собственным достижениям.

Если человек сможет принять идею не обладания тем, что он не заслуживает, то тогда он сумеет найти покой в своей душе и научиться быть в полной мере удовлетворенным тем, чего сумел добиться сам. Брахмачарьи

Четвертая Яма предполагает свободу от чувственных соблазнов. Нарушением предписаний Брахмачарьи являются: похоть, развязное поведение и желание находиться в компании, где присутствуют только лица другого пола.

Если более широко охватить данный принцип, то можно увидеть, что он распространяется абсолютно на все вещи, которые могут вызвать у человека желание физических удовольствий. Поэтому, Брахмачарьи — принцип, суть которого в необходимости сдерживания естественных потребностей, которые многие люди не в силах контролировать из-за собственной невежественности.

Для того, чтобы усвоить Брахмачарью необходимо не только воздерживаться от чувственных страстей, но и практиковать медитацию.

Апариграха

Последний принцип — предполагающий непринятие даров и благодеяний. От них следует отказываться так как, согласно индийской философии, они несут в себе все пороки дарителя, в результате чего образуется кармический долг.

Человек, который все глубже и глубже познает Апариграху, начинает понимать, что у него нет никакой собственности, а все что он имеет или делает — это дар Бога. В результате постижения этого последнего принципа Ямы ученик обретет память о своих прошлых жизнях.

Благодаря Апариграхе можно избавиться от горя утры, побороть боязнь и перестать беспокоиться о том, что тебе принадлежит.

dayoga.ru

Классическая йога. Яма и Нияма.

Как мы видим, первыми ступеньками классической йоги являются Яма и Нияма. На них и заострим свое внимание в данной статье. Это этическо-нравственные основы, это фундамент всевозможных духовных практик, фундамент Настоящей Йоги.

К сожалению, большинство современных йога — студий не говорят на данную тему. Некоторые учителя упоминают про это лишь вскользь, и только немногие заостряют на этой теме особое внимание.Казалось бы «Подумаешь, пропустили пару ступенек, что с того?» Однако, пренебрегая этими ступеньками можно очень сильно испортить себе всю оставшуюся жизнь и даже попасть в психбольницу.

Существует 10 принципов Ямы и 10 принципов Ниямы, но мы рассмотрим основные 5 Ям и 5 Ниям, так как остальные естественным образом вытекают из первых.

Принципы Яма:

Ахимса – не насилие (не причинение вреда)Сатья – правдивость (не ложь)Астея – не воровство (не присвоение)Апариграха – не принятие (не накопление)Брахмачарья – воздержанность чувственных наслаждений (не похоть)

Принципы Нияма:

Шауча – внешняя и внутренняя чистотаСантоша – довольство, умиротворениеТапас – контроль органов тела и состояний умаСвадхьяя – изучение священных писанийИшвара Пранидхана – посвящение себя и своих дел Богу

Итак, начинаем разбираться. Вот мы посмотрели на принципы Ямы и Ниямы, запомнили, записали, но вот незадача – прочитали не значит прошли. И вообще, как это, практиковать яму и нияму? Что это такое? Ведь, например один из принципов ямы это ахимса (не насилие), «ну, так я никого не насилую». Значит, я прошел эту яму. Дальше сатья (правдивость), «я и так говорю всегда правду», астея (не воровство) «да, вы смеетесь, что конкретно я украл?», апариграха (не накопительство) «я не коллекционер, не Плюшкин, ничего я не накапливаю» и т.д. Поэтому я, по крайней мере, с Ямой уже справился. Проставил на листе галочки и пошел с чистой совестью практиковать асаны и пранаяму. «А что, имею полное право».Хотя, конечно же, я никакую ступеньку не прошел. А как ее пройти? Где критерии? Непонятно. Очевидно же, что «чего-то тут не хватает».

2. Действия и мысли

Давайте разбираться. Наши тонкие тела постоянно пропускают через себя энергию — прану (рисунок 1).Действия и мысли

Эта энергия необходима для жизни. В данном тексте будем называть ее «деятельность», ведь благодаря ей мы действуем в этом материальном мире.

Другая энергия называется манас (ум) или мысли.ум

Эта энергия тоже подвижная, благодаря ей мы думаем/мыслим.Энергия деятельности движется снизу вверх, через все энергетические вихри (чакры). Мысли же бывают хаотичными.Важно понять тот факт, что эти две энергии очень сильно связаны друг с другом, если одна энергия находится в неспокойном состоянии, в такое же состояние приходит и другая. И наоборот. Доказательством тому, могут послужить известные фразы/изречения: «Куда мысль, туда и энергия (прана)» и «Успокоив дыхание, мы успокоим свой ум (мысли)». Таким образом, становится понятно, что прежде чем переходить к более сложным ступенькам йоги, необходимо научиться контролировать состояния ума и деятельность своего тела (органов своего тела).

3. Яма, Нияма

Первые ступеньки йоги направлены на работу с энергией деятельности и энергией ума. Принципы Ямы говорят, о контроле мыслей в своей голове, а принципы Ниямы говорят, какие действия необходимо регулярно/периодически выполнять, чтобы убирать невежественные блокировки на пути движения энергии – праны.

4. Невежественные блокировки

«Для того чтобы победить врага, нужно узнать врага». Природа в нас заложила определенные механизмы, помогающие нам выживать и совершенствоваться. Но на определенной ступеньке эволюции эти механизмы становятся злейшими врагами, которые мешают нам развиваться дальше. Эти механизмы мы назовем невежественными блокировками, они располагаются на уровне первых пяти энергетических вихрей (чакр).Главная невежественная блокировка это Незнание, из него произрастают остальные блокировки: отторжение и страсть, привязанность к материальности и эгоизм.

Рассмотрим невежественные блокировки немного подробнее. Что под ними подразумевается.

Привязанность1 Привязанность (привязанность к материальности). В данном случае имеется ввиду не сами материальные предметы и окружающие нас люди, а именно наше отношение к ним. Например привязанность к компьютеру или своей машине до такой степени, что в случае поломки или продажи человек не находит себе места. Мы находимся в материальном мире, и так или иначе нам приходится взаимодействовать с материальными предметами, людьми. Но накапливать привязанности/привязываться/цепляться за что-либо в этом мире не нужно.Известное мудрое изречение «Что приходит — не отталкивай, что уходит — не задерживай» относится сразу к двум невежественным блокировкам. Первая часть относится к отторжению — «Что приходит — не отталкивай» советует нам не отталкивать приходящее в нашей жизни. Вторая часть относится к привязанности – «что уходит не задерживай» говорит о том, что накапливать привязанности не нужно, так как рано или поздно нам придется с этим расстаться (это неизбежно), что приведет к страданиям если человек сильно эмоционально привязан к тому или иному материальному объекту.2 Страсть. В данном случае подразумеваются чувственные насаждения в целом, но особенно половые наслаждения. Здесь уместно привести отрывок из книги «Бхагават-Гита» в переводе С. Липкина.Страсть (5 чувств)Где чувства господствуют – там вожделенье,А где вожделенье – там гнев, ослепленье,А где ослепленье – ума угасанье,Где ум угасает – там гибнет познанье,Где гибнет познанье, – да ведает всякий, –Там гибнет дитя человечье во мраке.А тот, кто добился над чувствами власти,Попрал отвращенье, не знает пристрастий,Кто их навсегда подчинил своей воле, –Достиг просветленья, избавясь от боли,И сердце с тех пор у него беспорочно,И разум его утверждается прочно.Вне йоги к разумным себя не причисли:В неясности нет созидающей мысли;Вне творческой мысли нет мира, покоя,А где вне покоя и счастье людское?То сердце, что радостей алчет и просит,У слабого духом сознанье уносит,Как ветер стремительно и невозбранноУносит корабль по волнам океана.Так знай же, могучий на битвенном поле:Там – разум и мудрость, где чувства – в неволе.

Отторжение3 Отторжение. Человек внутренне не принимает: какие-либо обстоятельства, ситуацию, другого человека или что-либо в этом материальном мире (и даже весь этот мир целиком). Он считает, что те или иные обстоятельства не должны с ним происходить (образно он отодвигает/отталкивает от себя руками то, что ему не нравится).Если мы будем отталкивать от себя ситуацию — она по принципу маятника будет возвращаться обратно с еще большей силой, вызывая в нас еще больше непринятия/отторжения и, в конечном счете, может вылиться в гнев, злость, агрессию и т.д. Что мы и видим повсеместно… То есть, отталкивая от себя ситуацию – мы никогда не сможем ее решить.

4 Эгоизм. Человек не понимая свою природу, не понимая того, что все в этом мире принадлежит природе или Богу начинает присваивать/воровать (у природы) какие-либо достижения и т.д. Думая, что «Я достиг вот этого!», «Это принадлежит мне!», «Ведь Я этого достиг!», «Это Я такой хороший!» человек развивает в себе ложное эго (эгоизм), отдаляется от истинного себя, от своей истинной природы. Эгоизм развивает в человеке зависть, критику и ревность. Поэтому и с этой невежественной блокировкой необходимо разобраться.Эгоизм

5 Незнание. Подразумевается незнание и невежество в различном понимании. Человек не зная объективных законов природы, законов этого мира, естественным образом будет допускать ошибки в этом мире. Поэтому некоторые люди, замечая, что-либо нехорошее в жизни говорят «Все от незнания».

Теперь, когда мы рассмотрели невежественные блокировки, можно продолжать.

Когда ум или прана подвержены невежественным блокировкам, энергия начинает застаиваться/скапливаться на том или ином уровне (рисунок 2)умЭто ведет к приостановке нормального потока энергии в тонких телах, зацикленности на каких-то мыслях или действиях, и приостановке эволюции сознания. Поэтому, при помощи Ямы необходимо навести порядок в голове (не допускать определенные мысли), а при помощи Ниямы совершать благоприятные действия для правильного движения энергии, для ускорения эволюции.

… И Кришна сказал: “Для стремящихся к йогеЯ прежде уже указал две дороги:Для жаждущих с Сущностью Вечной слияньяЕсть йога познанья и йога деянья…«Бхагават-Гита» (перевод. С. Липкин)

Перейдём непосредственно к основным принципам Ямы, Ниямы.

5. Яма

Давайте рассмотрим (рисунок 3), какие мысли вредны для нашей эволюции? Накопление, похоть, вред, присвоение, ложь.Чакры (Яма Нияма)Мысли относящиеся к перечисленным темам необходимо стараться пресекать на корню. К сожалению, не знаю кому принадлежит следующее изречение «Вы не можете запретить птицам летать над вашей головой, но можете по крайней мере не дать им свить на вашей голове гнездо». То есть, мысли будут появляться, главное не давать им развития, не продолжать думать на эти, запрещенные принципами Яма, темы.АпариграхаАпариграха — Если мы будем в мыслях накапливать привязанности к материальным вещам, людям, нашим достижениям, различной ненужной информации, то мы будем привязываться к этому материальному миру, а энергия будет застаиваться на Манипура чакре. Это будет вызывать в нас чувство жадности, скупости и т.д. Поэтому необходимо в мыслях не привязываться в этом мире ни к чему. Так же следствием жадности является болезнь – рак тех или иных органов.

Брахмачарья — Если мы будем допускать мысли о сексе, похоти, разврате, то мы будем поддерживать в себе качества страстей и желаний. Энергия будет скапливаться на уровне Свадхистана чакры, и через нее же выходить.Энергия будет тратиться на похоть, или же (другая сторона этой чакры) на различные страхи. Поэтому необходимо не допускать таких мыслей. И энергия будет спокойно подниматься выше.Действовать необходимо всегда по совести, но мысли пошлые допускать нельзя

admin-minsk.livejournal.com

Яма и нияма в йоге

Согласно информации, содержащейся в авторитетном источнике «Йога сутры» мудреца Патанджали, яма и нияма выступают в качестве первых двух из 8 ступеней аштанга йоги. Несмотря на то, что в литературе есть множество значений ямы и ниямы, предельно упростив, их суть можно выразить следующим образом: яма- это комплекс отношений к внешним вещам в социуме, а нияма – это отношения с самим собой.

Яма и нияма — 10 ступеней к совершенству

5 составляющих ямы

1. Ахимса. В переводе слово «химса» означает «жестокость», «несправедливость». Приставка а- означает отрицание. Однако, следует отметить, что ахимса – это не просто отстутсвие насилия.

Ахимса включает в себя доброту, дружелюбие, внимательное и разумное отношение ко всему окружающему пространству.

2. Сатья является следующей ямой и представляет собой принцип правдивости. Но правду нужно уметь говорить правильно. Человек должен учитывать последствия правды на его окружение. Если, высказывая правду, приносится вред, то лучше вообще промолчать. В Махабхарате говориться: «Говори приятную правду. Не гвори неприятной правды. Не лги, даже если ложь приятна».

3. Третьим принципом ямы является астея. «Стея» переводится как воровство. Астея, как противоположность, учит нас не брать ничего из того, что не принадлежит нам по праву. Применяя принцип астеи в своей жизни, мы также не должы использовать в корыстных целях и извлекать выгоду из людей, которые нам доверяют и пологаются на нас.

4. Следующий принцип – брахмачарья. Составными этого слова являются корень «чар» (движение) и «брахма» (истина). Брахмачарью нужно понимать как движение к истине, к сути. Часто это слово используется только лищь как «воздержание» (особенно половое). На самом деле, брахмачарья формирует отношения, лишенные чрезмерных чувственных удовольствий, которые открывают в каждом понимание высшей истины.

5. Последним принципом ямы является апариграха (нестяжательство). Париграху можно перевести как «брать», «хватать». Апрариграха же подразумевает, что мы должы использовать только самое необходимое, и не использовать ситуацию для извлечения максимальной прибыли, которую мы не знаем, куда применить и которая остается невостребованной.

5 принципов ниямы

1. Шауча. Этот принцип соотносится с чистотой — как внутренней, так и внешней. Внешняя чистота означает элементарную чистоплотность. Внутрення же чистота имеет связь как со здоровьем человека, с функцией органов тела, также и с умственной чистотой. В поддержании качества внутренней чистоты основополагающую роль играет практика асан и пранаямы.

2. Сантоша (умение довольствоваться тем, что есть, скромность). Истинный смысл сантоши – это принятие всего таким, как есть.

3. Тапас является третей ниямой и представляет собой деятельность, направленную на поддержания тела в идеальной форме. Это и практика асан совместно с пранаямой, и правильное питание, а также правильный образ мыслей.

4. Четвертая нияма – свадхьхяя. «Сва» означает «свое», «адьхяя» переводится как «изучение», «исследование». Т.е. свадхьяя означает изучение самого себя.

5. Последней ниямой является ишварапранидхана. Термин «ишварапранидхана» обозначает принцип «подношения всех своих действий и их плодов Богу»

Используя данные принципы ямы и ниямы, человек не допускает излишних утечек энергии своей жизни и формирует оптимальные условия для полного осуществления всех эволюционных процессов.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru


Смотрите также