Что такое йога? Место Бога в йоге. Йоги боги


в какого бога верит йога? — Размышления о йоге

Вопрос о связи йоги и религии в целом и индуизма в частности, а также о том, не противоречат ли занятия йогой христианской традиции, задается довольно часто, а в последнее время не реже становится и предметом спекуляций со стороны разнообразных религиозных фанатиков. Для того, чтобы на этот вопрос ответить, нужно, прежде всего, определиться, что мы будем подразумевать под словом «йога» и что – под словом «религия».

Если понятие «йога» ограничивается комплексом физических упражнений, фитнесс-программой, пусть даже расширенной за счет дыхательных упражнений, очистительных процедур и простейших медитаций, родственных аутотренингу, то вопрос религиозности такой «йоги» отпадает сам собой, также как вопрос религиозности пилатеса, например, или каланетики.

Асаны йоги можно практиковать как обычную (или пусть даже не очень обычную) гимнастику, совершенно не интересуясь мировоззренческими аспектами. Однако не могу удержаться от того, чтобы не отметить, что такое представление о йоге – верхний предел, «апофегей» профанации древнего знания. Впрочем, даже такая «йога», как и другие фитнесс-программы, способна принести некоторую пользу организму.

Йога как часть индуизма

Йога – одна из философских систем индуизма, основным текстом которой являются «Йога-сутры» Патанджали. Индуизм в настоящее время является третьей по численности приверженцев религией в мире и претендует на звание мировой. При этом индуизм не является однородной доктриной, а включает шесть различных философских систем, общими для которых является признание авторитета Вед и некоторые понятия: карма, дхарма, сансара, мокша и т.д. Шесть систем индуизма – это: санхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса и веданта. Иногда к числу индуистских традиций причисляют также буддизм, джайнизм и сикхизм, не признающие авторитета Вед.

Не все эти традиции полностью соответствуют нашему пониманию слова «религия» как доктрины о Боге. Некоторые можно рассматривать как религиозные только в качестве учения о сверхъестественном, выходящем за рамки восприятия нашими органами чувств и постижения сознанием.

Йога базируется на теоретических и метафизических положениях другой индуистской традиции – санкхья. Санкхья же атеистична, понятие Бога в ней отсутствует. Йога, так же как и санкхья, ни по своей метафизике, ни по средствам достижения цели – мокши или кайвальи – не нуждается в понятии Бога, тем не менее, это понятие в ней присутствует.

Ишвара

Бога Патанджали зовут Ишвара. Однако это не совсем Бог в нашем понимании этого слова. Ишвара – не творец, не хранитель вселенной, и не «менеджер, присматривающий за порядком на земле». Он не награждает и не наказывает людей. Упрощенно говоря, Ишвара – это сознательная сущность, находящаяся на значительно более высоком уровня развития и организации, чем человек, но это не бог в нашем традиционном понимании этого слова (высший Пуруша в терминологии Патанджали). Будучи свободным от всяких затруднений земного существования, Ишвара живет в вечном блаженстве без заслуг и недостатков, не затронутый влиянием страданий и кармы и является всеведущим, учителем древних риши (мудрецов).

Ишвара Патанджали служит практическим целям: он оказывает содействие и помогает йогину, устраняя препятствия на его духовном пути, облегчает достижение освобождения, но не дарит его непосредственно.

Практика йоги призвана привести йогина к такому же уровню развития, как у Ишвары. Отличия между реализовавшимся йогином и Ишварой в том, что Ишвара изначально был безграничным и не нуждался в специальных практиках, чтобы таковым стать. В отличие от освобожденных душ, которые утрачивают связь с миром, Ишвара находится в вечной связи с ним.

Но, поскольку йогин может обойтись в своей практике и без Ишвары, многие исследователи высказывают мысль, что Патанджали ввел это понятие под влиянием господствовавшего в то время общественного мнения, в стремлении избежать обвинений в непопулярном атеизме. То есть, со стороны Патанджали это была своего рода теологическая дипломатия, популизм.

Тем не менее, в «Йога сутрах» неоднократно упоминается такой способ достижения освобождения от мирских уз как преданность Господу. Под этим понимается смирение, доверие и покорность своей судьбе и отказ от желания наград в виде мирских наслаждений. Это также одно из средств достижения постоянства мышления, успокоения ума, предмет для концентрации и медитации. Однако это всего лишь одно из вспомогательных средств и при том не самое действенное для достижения конечного освобождения.

Соединение или разъединение?

Слово «йога» нередко переводят с санскрита как «соединение», подразумевая, в том числе, и соединение человека с богом. Однако такое толкование, во-первых, спорно и неоднозначно, потому что возможны и другие многочисленные варианты перевода.  Во-вторых, с точки зрения йоги, целью человеческого стремления является не единение с богом, а разъединение, отделение духа (души, дживы) от материи. И наконец, учитывая происхождение йоги от атеистической санхьи, трудно понять, с чем или с кем нужно было объединяться.

Даже если смотреть на этот вопрос с позиций адвайта-веданты, то соединение души человека с богом невозможно, поскольку, с этой точки зрения, душа и есть бог, и необходимо лишь устранение неведения, чтобы она это осознала.

Современная йога

Такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др. привлечены в йогу из тантризма, да и сами практики, по сути, заимствованы у тантрических школ.

Сегодня под йогой в лучших ее формах понимается все же не философия «Йога сутр», а комплексный психо-физический тренинг, набор практик, целью которого является личностный рост человека, и  который захватывает все аспекты личности: как физический, так и психо-эмоциональный и ментальный. В тех случаях, когда практика йоги переступает границы физического тела, расширяется и углубляется, все больше затрагивая сознание, в нее нередко приходят такие элементы, как мантры, янтры, мурти (изображения божеств), визуализации и т.д., которые обладают ярко выраженной религиозной окраской. Однако такая йога не является йогой в чистом виде, а представляет собой компиляцию йоги и тантризма. Именно из тантризма привлечены в йогу такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др., да и сами практики,  по сути, заимствованы у тантрических школ.

Тантра же религиозна, мистична и эзотерична, она связана с религией и разнообразными аспектами и персонификациями Бога. Богатый и выразительный символизм тантры обогатил йогу такими элементами как янтры, мантры, некоторые упасаны (практики почитания, поклонения тем или иным божествам) и др.

Однако это ни в какой степени не обязывает практикующего, в том числе и серьезного практика, активно вовлекаться в традиции и обряды индуизма или тантризма и почитать многочисленных индуистских богов. Во-первых, потому что они рассматриваются скорее не как боги в привычном нам понимании,  а как персонификации определенных сил в природе, таких, например, как время, сознание, энергия. Мантры, янтры, религиозные практики направлены не на умилостивление этих богов, а на гармонизацию сознания практикующего с более высокими уровнями сознания, существующими во вселенной. Во-вторых, большинству индуистских школ и традиций присуще понятие безличностного Абсолюта, который является причиной, источником и вместилищем всего, а персоны индуистского пантеона – это олицетворения различных его аспектов.

Ничто не обязывает практикующего вовлекаться в традиции и обряды индуизма и почитать многочисленных индуистских богов.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев за внешней формой инструментов тантры не просматривается никакого внутреннего содержания. Зачастую отсутствует даже понимание тантрического символизма. То есть искомой гармонизации, сонастройки с какими-то более высокими уровнями сознания не происходит. Для того, чтобы это происходило нужны очень серьезные учителя. И даже приобщение к той или иной духовной традиции, особенно, если оно формальное, не является гарантией, что эти практики удастся реализовать.

Поэтому, на мой взгляд, если нет желания приобщаться к индуистским традициям, то все религиозные аспекты из практики йоги можно смело исключить. Тем не менее, если от йоги ожидаются серьезные результаты – расширение границ сознания, растождествление с ложным эго, духовный прогресс, приобретение сверхъестественных способностей и т.д., – изучение и понимание мировоззренческих и метафизических основ йоги как одной из религиозно-философских систем индуизма все же необходимо. Без этого утрачиваются цели и смысл практики, и в результате она скатится к уровню банальной физкультуры.

Comments

namaste.md

Бог познаваем - Общая Йога

       Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.  В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.       Йога  зародилась на полуострове Индостан несколько тысячелетий назад.  За свою долгую историю она развивалась в разных направлениях. Слово «Йога» означает концентрацию и сосредоточенность и может быть переведено как «объединение». Под этим понимается как объединение с Богом – соединение Души с Божьим Духом, так и метод физической и духовной практики и медитации, направленный на достижение этой цели.       В основе санскритского слова йога лежит корень «юдж» - соединять или создать союз с Богом, единение с Божественным. Йог стремится соединить свою Душу с Космическим сознанием, отождествиться с ним.       Йога – это ускорение Эволюции или, точнее, сокращение полного цикла эволюции человека. Про таких людей, которые ускорив и сократив свою эволюцию, говорят: «Они опередили свое время».       В Йоге существуют восемь основных направлений, систем, путей. Образно говоря, когда быков  запрягают вместе, каждый из них все еще остается сам по себе, они держатся обособленно, но идут в одном и том же направлении, следуют по одному и тому же пути. Эти 8 методов похожи на такую упряжку: они ставят нас на путь  и указывают направление движения к Богу. Они открывают перед нами возможность почувствовать Бога, лицезреть Бога, Отождествиться с Ним, или стать подобным Ему – уподобиться, найдя свое Душевное Существо и укрепляя его. Если в упряжке быков становится меньше – замедляется движение. А может случится и так, что когда количество быков в упряжке уменьшится до такого количества, что повозка остановится окончательно. По этой причине необходимо использовать все эти восемь направлений, как бы параллельно. Иногда люди изучают и используют  на себе только Хатха-йогу – асаны, которые частично укрепляют физическое тело.         Йога  так же – это набор традиционных методик, позволяющих укрепить здоровье, надолго сохранить физическую красоту и обрести сверхнормальные психические способности.       Аффекты удовольствия (корень страсти), страдания, корень вражды и тупости (корень неведения) подлежат устранению посредством йоги.       Вот конкретные методы и способы, применяйте их добросовестно, и тогда, если вам не откроется Высшая Истина, вы будете вправе сказать, что это учение ложно; отрицать же его, не проверив, нерационально.                             Первая система       Яма. Ее требования – не причинение вреда, правдивость,  не присвоение чужого, воздержание и непринятие каких бы то ни было подарков. Я не совсем понял слова:  «не принятие подарков». Хотя слова очень правильные. Подарки иногда принимают нехороший смысл, если они имеют цель, подобную взятке. Частенько портят нам настроение  вопросом: «Что подарить?». Или мы  принимаем такие ненужные подарки со словами: «Какая красота! Какая необходимая вещь для меня! Большое спасибо!». А потом долго ломаем голову, куда бы выбросить данный «ценный» подарок. Или дарят очень дорогой подарок. Опять перед дарителем неудобно. В основном при всех случаях присутствует неудобство, а иногда и фальшь. Но у нас принято дарить подарки. Придется дарить и принимать их, никуда от этого не денешься. Но лучше, задумываясь о подарке, делать это от души и с выдумкой. Такой подарок-сюрприз всегда приятен и дарителю, и получателю.                             Вторая система       Нияма. Ее требования – чистота, довольство, укрощение страстей, размышление и предание себя на волю Божию.       По смыслу, первые две ступени Йоги – это наша мораль. Без выполнения этой морали развиваться дальше будет сложно, точнее никакие действия в Йоге не будут иметь успеха. Йог не должен обижать ни мыслью, ни словом, ни делом, и не только человека, но и животных. Милосердие не должно ограничиваться только людьми, но должно распространяться на все окружающее.                            Третья система   

Хатха-йога. Все началось очень-очень давно, во времена незапамятные и первобытные. Мы почти ничего не знаем о них, ибо само по себе слово «незапамятные" говорит о том, что они остались за пределами  памяти нынешней человеческой цивилизации. Ничего кроме, пожалуй, одного: в те далекие времена людям тоже было свойственно болеть, и это вынуждало их искать средства избавления от проблем, связанных с нарушениями здоровья. Тысячелетия эволюции человеческого общества не прошли впустую. Сведения о природе болезней и средствах борьбы с ними, а также основанные на целенаправленном   расширении и углублении осознания методов общего развития человеческого существа, доставшиеся  нам в наследство от забытых предков нынешнего человечества, своей точностью и совершенством, полнотой и радикальностью поражают порой даже самое развитое воображение.       Обозримый отрезок земной истории ничтожно мал в сравнении с тем, сколько времени прошло с тех пор, как на Земле появился человек. И, разумеется, с самого начала первобытных времен человек вынужден был сражаться за выживание – с природой, с врагами, с самим собой. И с болезнями, что заставляло его искать лекарства, обращаясь к четырем основным источникам: к миру растений, к миру животных, к миру минералов и к самим токсинам болезней.       Однако чем сложнее и изощреннее становились формулы лекарственных препаратов, тем с более тяжелыми побочными эффектами их применения сталкивались лекари.       Отсюда – бытующее на Востоке высказывание: «Сотню пациентов должен убить новичок, прописывая лекарства лишь для того, чтобы не прослыть невеждой в медицинской науке, прежде чем начнет постигать сущность болезней и  секреты лечения. Тот же, кого величают истинным целителем, должен убить тысячу, дабы воистину овладеть тайнами силы лекарств».       Ужасные последствия медицинских ошибок и наплевательского отношения к себе тех, кто все надежды возлагает на кого-то другого – врача, знахаря, целителя, - всегда побуждали людей к поиску альтернативных методов. И начали они с того, что  попытались заимствовать способы самоисцеления у животных. Многие статические позы (асаны) в Йоге  поэтому имеют названия разных животных.         Те люди, которые правильно делают эти асаны, никогда не бывают больны. Они живут долго: сто лет для них ничего не значит; в 150 лет они выглядят молодо и не имеют ни одного седого волоса. На эти слова один читатель сказал с возмущением, что это не правда. Сказал, что зафиксирован долгожитель планеты – 130 лет. Мы никак не можем понять, что настоящие йоги не будут рекламировать свои годы и регистрироваться в книге рекордов. На нашей планете среди нас присутствуют не только такие долгожители, но и Боги. Но это сложно объяснить. Нам надо, чтобы он показал хотя бы паспорт. А тому Богу, чтобы Он принес нам справку о рождении от Всевышнего и обязательно с печатью!                           Четвертая система       Раджа-Йога.  Вот у меня на столе лежат 4 книги по Раджа-йоге.          1. Медитация в Раджа-йоге. Автор Д.Ч.Хассиджа.          2. Практическое руководство по психологии Ражда-йога. Автор Рамамурти С. Мишра.          3. Раджа-йога. Метод и цель. Автор Брахма Кумарис.          4. Философия Раджа-йоги. Автор Свами Вивикананди.       На эту часть йоги обращают усиленное внимание. И Хатха-Йогу практикуют с элементами Раджа-Йоги. Раджа-йога – это наука о религии, рациональное объяснение всех богослужений, молитв, обрядов, церемоний и чудес. Духовная мощь Кундалини, который связан с вопросом касающимся психической энергиии, тоже относится к Раджа-йоге. Управление жизненной энергией (пранаяма). Если человек научится управлять праной (жизненной энергией) – у него появится такое могущество, что он может двигать звезды. Следующая ступень Раджа-йоги называется пратьяхара, где написано (перепишу дословно): пользуйтесь своим собственным умом, управляйте телом и сознанием сами, помните, что если вы не больны, никакая посторонняя воля не может действовать на вас, и избегайте всякого, кто велит вам слепо верить, как бы велик и добр он ни был.  В этой книге сложно все переписать о Раджа-йоге. Желающие изучить эту тему подробнее, могут обратить свое внимание к вышеперечисленным авторам.                          Пятая система       Карма-йога. Вот передо мной лежит книга Е.П.Блаватской,  которая называется «Карма судьбы» - 495 страниц.  О Карма-йоге много можно найти и у других авторов. Карма – буквально переводится, «деяние», «поступок». Или можно понять как «работа», «деятельность». Понимается как закон причинно-следственный связи  (закон возмездия, закон воздаяния). Дословно выпишу одно предложение из книги Свами Вивикананди: «Изучая характеры великих деятелей, которых когда-либо знал мир, мы отметим, что в огромном большинстве случаев  горе учило их больше, чем радость, бедность учила лучше, чем богатство, и удары лучше возбуждали внутренний огонь, чем похвалы».       Считается, через посредство этого закона  во Вселенной осуществляется высшая справедливость, которая всякую причину приводит к соответствующему следствию, а всякий поступок к такому же результату. «Что посеешь, то и пожнешь». Это примерно то, что касается Кармы. Вся наша жизнь состоит из действий или работы. И мы с этим  действиями постоянно творим следствия или точнее наше будущее. Карма творит наша будущее. А Йога нам объясняет и помогает строить нашу судьбу по нашему усмотрению, такую, какую мы хотим. Наверное, мы все желаем строить свою судьбу хорошую, но не знаем как. Частенько мы себя ставим перед «фактом» - такая судьба. Слово «фактом» ставлю в кавычках, потому что это не  категоричный факт. Судьбу мы сами строим. Чему же нас учит Йога? Любое эгоистическое действие строит плохую судьбу. Делай добро ради добра, а не для того, чтобы показать, какой ты хороший.  Для тех, кто верит в существование бесконечной системы рождений, смертей и перерождений, где каждая следующая жизнь зависит от того, как прожиты предыдущие, йога будет освобождением из этого замкнутого жизненного круга.   Влияние прошлых жизней на нашу жизнь в настоящем выражено в учении о карме.                           Шестая система       Джнана-Йога - это путь познания себя и мира.  Передо мной лежит книга автора Свами Вивикананди, которая так и называется – Джнана-Йога. В ней 334 страницы. Эта книга состоит из четырнадцати лекций, прочитанных Свами Вивикананди в Лондоне в 1896 году. Они были напечатаны в его книге, выпущенной в 1897 году.  Я просто перечислю главы этой книги.          Человек действительный и кажущийся.          Эволюция представлений о Боге.          Абсолют и Его проявление.          Космос (Макрокосм и Микрокосм).          Бессмертие.          Единство в разнообразии.          Бог во всем.          Свобода Души (Душевного Существа).       Все, что существует в этой Вселенной, все, что есть в ней, все должно быть облечено Богом. Да, во всем мы должны видеть самого Бога. Весь мир полон Богом. То, что существовало, был Сам Бог. Он был в ребенке, в жене и в муже.  Он был в добре и Он же был во зле. Он был в грешнике и Он был  в грехе. Он был в жизни и Он был и в смерти (единство в разнообразии).                          Седьмая система       Бхакти-Йога.  Путь Набожности. Йога Набожности может быть использована таким образом,  чтобы  привести к возвышению всей сферы человеческих эмоций, ощущений и эстетической перцепции до божественного уровня, к ее одухотворенности и к оправданию усилий космоса, ведущих к становлению любви и радости во всем человечестве.       Знать, быть и обладать Божественным – это единственное, что является необходимым и что содержит в себе все остальное. Путь Знания, служение Божеству, путь Труда – быстрее всего приходим к совершенному Знанию, Любви и Служению Единому во всех Его существах и во всех Его проявлениях.                          Восьмая система       Интегральная Йога. В Хотха-Йоге инструментом является  тело и жизнь.  В Раджа-Йоге выбранным инструментом становится ум.  Познание – Джнана-Йога  выбирает рассудок и умственное видение. Труд – Карма-Йога – выбирает своим инструментом волю исполнителя работ, делает жизнь жертвоприношением Божеству. Преданность – Бхакти-Йога – выбирает эмоциональные и эстетические силы души.  Цель всех этих особенных путей – в единении или отожествлении человеческой души с высшим Духом.       В Интегральной Йоге все силы человека будут объединены и включены в превращающее средство. В книге «Интегральная Йога» автора Шри Ауробиндо 413 страниц. Советую вам изучить эту книгу.       Если у вас есть желание получить удовольствие от жизни, а не страдать от разных болезней, то я вам советую ежедневно выполнять ниже приведенную систему,  которая называется «Хатха-йога» с элементами «Раджа-йоги». Эта система состоит из упражнений для разминки, способов правильного дыхания,  методов управления жизненной энергией и, конечно, из статических поз – асан, с указанием способов правильного их выполнения. Но эта система без соблюдения общепринятой морали мало эффективна.

Календарь
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

snanie.ru

Бог ШИВА. Ведический пантеон Богов

1.ОМ ШИВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Благому!

 2.ОМ МАХЕШВАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Великому Господу!

 3.ОМ ШАМБХАВЕ НАМАХАОм. Поклонение Тому, Чья Сущность - Благо! 

4.ОМ ПИНАКИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Держащему лук Пинака! 

5.ОМ ШАШИШЕКХАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Увенчанному Луной!

6.ОМ ВАМАДЕВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Прекрасному Богу!

7.ОМ ВИРУПАКШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Необычноглазому!

8.ОМ КАПАРДИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Спутанноволосому! 

9.ОМ НИЛАЛОХИТАЙА НАМАХАОм. Поклонение Тёмно - красному!

10.ОМ ШАНКАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Творящему благо!

11.ОМ ШУЛАПАНАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Вооружённому трезубцем!

12.ОМ КХАТВАНГИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Вооружённому дубинкой!

13.ОМ ВИШНУВАЛЛАБХАЙА НАМАХАОм. Поклонение Возлюбленному Господа Вишну!

14.ОМ ШИПИВИШТАЙА НАМАХАОм. Поклонение Пронизанному лучами!

15.ОМ АМБИКАНАТХАЙА НАМАХАОм. Поклонение Повелителю Амбики!

16.ОМ ШРИКАНТХАЙА НАМАХАОм. Поклонение Обладателю прекрасной шеи! 

17.ОМ БХАКТАВАТСАЛАЙА НАМАХАОм. Поклонение Возлюбленному Своих преданных!

18.ОМ БХАВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Сущему!

19.ОМ ШАРВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Губящему! 

20.ОМ ТРИЛОКЕШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Владыке трёх миров!

21.ОМ ШИТИКАНТХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Синешеему!

22.ОМ ШИВАПРИЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Возлюбленному Благой Богини!

23.ОМ УГРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Грозному!

24.ОМ КАПАЛИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Обладателю чаши из черепа!

25.ОМ КАМАРАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Врагу вожделения!

26.ОМ АНДХАКАСУРАСУДАНАЙА НАМАХАОм. Поклонение Убийце демона Андхаки! 

27.ОМ ГАНГАДХАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Держащему Гангу!

28.ОМ ЛАЛАТАКШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Имеющему глаз во лбу!

29.ОМ КАЛАКАЛАЙА НАМАХАОм. Поклонение Времени времён!

30.ОМ КРИПАНИДХАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Сокровищу милосердия!

31.ОМ БХИМАЙА НАМАХАОм. Поклонение Мощному!

32.ОМ ПАРАШУХАСТАЙА НАМАХАОм. Поклонение Вооружённому боевым топором! 

33.ОМ МРИГАПАНАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Держащему лань в руке!

34.ОМ ДЖАТАДХАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Носящему собранные пучком волосы! 

35.ОМ КАЙЛАСАВАСИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Обитающему на Кайласе!

36.ОМ КАВАЧИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Облачённому в панцирь!

37.ОМ КАТХОРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Суровому!

38.ОМ ТРИПУРАНТАКАЙА НАМАХАОм. Поклонение Уничтожителю Трипуры!

39.ОМ ВРИШАНКАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Быкознамённому!

40.ОМ ВРИШАБХАРУДХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Восседающему на быке!

41.ОМ БХАСМОДДХУЛИТАВИГРАХАЙА НАМАХАОм. Поклонение Умащенному пеплом!

42.ОМ САМАПРИЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Любящему мелодии Самаведы!

43.ОМ СВАРАМАЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Голосистому!

44.ОМ ТРИМУРТАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Воплощённому в Тримурти!

45.ОМ АНИШВАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Неимеющему над собой владык!

46.ОМ САРВАГНЬАЙА НАМАХАОм. Поклонение Всезнающему! 

47.ОМ ПАРАМАТМАНЕ НАМАХАОм. Поклонение Высшему Духу!

48.ОМ СОМАСУРЙАГНИЛОЧАНАЙА НАМАХАОм. Поклонение Тому, Чьи три глаза - Солнце, Луна и Огонь!

49.ОМ ХАВИШЕ НАМАХАОм. Поклонение Жертвенному возлиянию!

50.ОМ ЙАГЬЯМАЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Вкушающему жертву!

51.ОМ СОМАЙА НАМАХАОм. Поклонение Луне!

52.ОМ ПАНЧАВАКТРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Пятиликому!

53.ОМ САДАШИВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Всеблагому!

54.ОМ ВИШВЕШВАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Владыке Вселенной!

55.ОМ ВИРАБХАДРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Мощному Герою! 

56.ОМ ГАНАНАТХАЙА НАМАХАОм. Поклонение Повелителю Ганов!

57.ОМ ПРАДЖАПАТАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Прародителю существ! 

58.ОМ ХИРАНЙАРЕТАСЕ НАМАХАОм. Поклонение Золотому Семени! 

59.ОМ ДУРДХАРШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Неодолимому!

60.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Владыке священной горы Кайласа! 

61.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Владыке Гималаев!

62.ОМ АНАГХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Безупречному!

63.ОМ БХУДЖАНГАБХУШАНАЙА НАМАХАОм. Поклонение Украшенному змеями! 

64.ОМ БХАРГАЙА НАМАХАОм. Поклонение Сияющему!

65.ОМ ГИРИДХАНВАНЕ НАМАХАОм. Поклонение Хозяину гор! 

66.ОМ ГИРИПРИЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Любителю гор!

67. ОМ АШТАМУРТАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Воплощённому в Восьми Образах! 

68.ОМ АНЕКАТМАНЕ НАМАХА

Ом. Поклонение Имеющему много воплощений!

69.ОМ САТТВИКАЙА НАМАХАОм. Поклонение Благостному!

70.ОМ ШУДДХАВИГРАХАЙА НАМАХАОм. Поклонение Тому, Кто свободен от сомнений и колебаний

71.ОМ ШАШВАТАЙА НАМАХАОм. Поклонение Вечному!

72.ОМ КХАНДАПАРАШАВЕ НАМАХАОм. Поклонение Держащему секиру! 

73.ОМ АДЖАЙА НАМАХАОм. Поклонение Нерождённому! 

74.ОМ ПАШАВИМОЧАКАЙА НАМАХАОм. Поклонение Избавителю от оков!

75.ОМ КРИТТИВАСАСЕ НАМАХАОм. Поклонение Облачённому в шкуру!

76.ОМ ПУРАРАТАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Врагу крепости демонов! 

77.ОМ БХАГАВАТЕ НАМАХАОм. Поклонение Господу! 

78.ОМ ПРАМАТХАДХИПАЙА НАМАХАОм. Поклонение Высшему Повелителю праматхов!

79.ОМ МРИТЙУНДЖАЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Победителю смерти!

80.ОМ СУКШМАТАНАВЕ НАМАХАОм. Поклонение Тонкотелому!

81.ОМ ДЖАГАДВЙАПИНЕ НАМАХАОм. Поклонение Пронизывающему всю Вселенную!

82.ОМ ДЖАГАДГУРАВЕ НАМАХАОм. Поклонение Учителю Вселенной! 

83.ОМ ВЙОМАКЕШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Тому, Чьи волосы - небеса!

84.ОМ МАХАСЕНАЙА НАМАХАОм. Поклонение Отцу Великого Воителя (Сканды)!

85.ОМ ЧАРУВИКРАМАЙА НАМАХАОм. Поклонение Мягкодвижущемуся! 

86.ОМ РУДРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Рудре!

87.ОМ БХУТАПАТАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Повелителю духов!

88.ОМ СТХАНАВЕ НАМАХАОм. Поклонение Стоящему!

89.ОМ АХИРБУДХНЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Змею глубин!

90.ОМ ДИГАМБАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Облачённому в стороны света! 

91.ОМ МРИДАЙА НАМАХАОм. Поклонение Нежному!

92.ОМ ПАШУПАТАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Повелителю созданий!

93.ОМ ДЕВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Богу! 

94.ОМ МАХАДЕВАЙА НАМАХАОм. Поклонение Великому Господу!

95.ОМ АВЙАЙАЙА НАМАХАОм. Поклонение Неизменному! 

96. ОМ ХАРАЙЕ НАМАХАОм. Поклонение Господу, избавляющему от оков!

97.ОМ ПУШПАДАНТАБХИДЕ НАМАХАОм. Поклонение Выбившему зубы у Пушпана!

98. ОМ БХАГАНЕТРАБХИДЕ НАМАХАОм. Поклонение Выбившему глаза у Бхаги!

99. ОМ АПАВАРГАПРАДАЙА НАМАХАОм. Поклонение Подателю конечного освобождения!

100. ОМ АВЙАГРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Непечалящемуся!

101. ОМ АВЙАКТАЙА НАМАХАОм. Поклонение Неописуемому!

102. ОМ АНАНТАЙА НАМАХАОм. Поклонение Бесконечному!

103. ОМ ДАКШАДХВАРАХАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Разрушителю жертвоприношения Дакши!

104. ОМ САХАСРАКШАЙА НАМАХАОм. Поклонение Тысячеокому! 

105. ОМ ТАРАКАЙА НАМАХАОм. Поклонение Спасителю!

106. ОМ ХАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Разрушителю!

107. ОМ САХАСРАПАДЕ НАМАХАОм. Поклонение Тысяченогому!

108. ОМ ШРИ ПАРАМЕШВАРАЙА НАМАХАОм. Поклонение Великому Богу!

all-yoga.ru

Что такое йога? Место Бога в йоге.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги!

В этой статье я хочу определиться с терминами.

Под йогой нынче понимают и физические упражнения (многие думают, что йога – это вообще гимнастика для похудения), и бесчисленные трюки, с глотанием мечей и хождению по углям, и вообще Бог его знает что.

Для того чтобы иметь верное представление о йоге, нужно понимать следующие два термина:

1. Что такое йога?

Одно из философских определений йоги, взятое из национальной философской энциклопедии гласит:

Йога в общем смысле, создававшемся и обогащавшемся на протяжении 1,5 тыс. лет (VI до н. э. — X н. э.), — техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых видах йоги и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри, исходя из имманентных критериев, а при некотором особом теоретическом ее понимании, кроме того, еще и интеграцию личности с высшим, то есть сверхличным, духовным началом. Йога ведет к преодолению всего преходящего и к вечности; это духовность в техническом ее аспекте, отвлекаясь от метафизических, теологических и прочих предпосылок.

Основные три акцента данного заумного определения:

  • Йога — это наука (проверена, перепроверена и доказана многими тысячелетиями (появилась она намного раньше, чем ученые подозревают).
  • Физический потенциал йога тоже раскрывает, но основная задача этой науки – расширить понимание человека о себе. Помочь ему осознать, своё духовное начало и духовный потенциал, следствием которого физический и является.
  • Йога — это наука достижения единства маленького ограниченного человеческого сознания с большим безграничным Высшим Потенциалом.

2. И второе, что важно правильно понимать, чтобы правильно относиться и практиковать йогу – это термин — Бог.

В нашей западной цивилизации мы привыкли в церквях к изображениям всемогущего пожилого мужчины с длинной бородой, который восседает на Небесах и которого принято называть Богом-Отцом.

Лично мне и этот образ очень нравится, но многих в наш научный век прогресса он, по понятным, причинам отталкивает. Здесь я не буду вдаваться в концепции разных религий, хотя они и очень увлекательны.

Сейчас просто скажу, что для правильного понимания темы йоги не так важно, какой образ у вас возникает при слове Бог:

Бородатый дяденька, Иисус Христос, Кришна, Будда…

Или же безличные проявления Высшего, такие как:

Единое Безграничное Сознание, свет, энергия, любовь, радость.

Такие термины как:

Ваше Высшее Я, Ваша Высшая природа, Божественная Природа в человеке, Радость, Любовь, Свет, Счастье, Блаженство, Всеведение, Вездесущность, Всесильность.

Самое главное, чтобы данный образ-термин Вас вдохновлял становиться лучше, чтобы для Вас от него веяло чем-то прекрасным, чем-то, куда стремится ваша душа, и что будет ассоциироваться для Вас с большим Счастьем.

Разница между всеми этими образами и терминами конечно же есть, но самое главное в них – это пробудить в человеке стремление осознать свою Истинную Природу.

Наша Истинная Природа – это Сат-Чит-Ананда – Вечное Сознание, Вечное Существование, Вечно-новое Блаженство.

Всё что хоть как-то будет двигать человека в этом направлении, правильно затрагивая струны его души – можно назвать на данном этапе пути — верным термином.

Там внутри вас данный образ-термин должен именно вас вдохновлять на стремление к чему-то большему.

Что вас вдохновляет?

На страницах данного сайта я часто для обозначения конечной цели йоги использую словосочетание — Наша Высшая Природа, Наше высшее Я, Расширенное Сознание, Сверхсознание и просто слово Бог.

У меня не осталось блоков против какого-либо образа и имени, обозначающего Бога, как и против самого слова Бог я ничего не имею. Однако же я понимаю всех тех, у кого сформировалось отторжение к данному термину.

Просто найдите то, что конкретно вас вдохновляет становиться лучше. Прилагая усилия по достижению совершенства, вы, в итоге, станете совершенным. Процесс такого становления и называется йогой — процесс самосовершенствования, самореализации.

Чтобы правильно заниматься йогой, важно понимать, к чему вы стремитесь. Идущие в никуда, никуда и приходят (если конечно у них уже не стопроцентная интуиция, которой они стопроцентно следуют).

Вот, в общем-то, и всё, что в данной статье я хотела сказать – йога это наука объединения со своим Высочайшим, Наипрекраснейшим потенциалом, Абсолютного Блаженства. Без чего-то более Высокого йога не существует. Как может существовать объединение, если не с чем объединяться?

Чем выше прогресс человека в йоге, тем более он естественным образом проявляет все аспекты Сверхсознания, тем естественнее выполняет все Ямы Ниямы и тем он истинно счастливее.

Пишите комментарии, можете рассказать о том, что вы понимаете под словом Бог? Задавайте вопросы, и до встречи в Реальности йоги.

reality-yoga.ru

Законы йоги

Сегодня мы поговорим о законах йоги. Вначале - о том, что такое йога. Очень часто под словом "йога" понимается, в лучшем случае, хатха-йога, и в худшем - оккультизм и магия. В представлении обывателя сформировался образ "йога" в виде стоящего на голове или сидящего в позе "лотос" человека, который, к тому же, может лежать на битых стеклах или гвоздях, пьет кислоту и т.д.

Но на самом деле йога - это, прежде всего, Любовь. Слово "йога" переводится с санскрита на русский язык так же, как латинское слово "религия", - т.е. слияние, соединение человека с Богом. Йога - это движение к Богу. Основой этого движения, основой йоги является Любовь. Любовь - с большой буквы. Любовь - в том смысле, в котором о ней говорили Иисус Христос, Кришна и другие.

Любовь - это то, что соединяет человека с человеком, позволяет найти гармонию со всей окружающей средой в многомерном пространстве, то, что, будучи развитым, позволяет прийти к соединению с Богом.

Нет у человека другой возможности исполнить высшие религиозные заповеди, изложенные и в Новом Завете, и в Бхагавадгите, кроме как через развитую Любовь. Та школа есть школа истинной йоги, которая исповедует Любовь.

"Бог есть Любовь", - так сказал Иисус. Что это значит? Это значит, что, если мы хотим исполнить главную заповедь Нового Завета "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", то мы должны здесь, на Земле, в этих телах, обрести Божественную Любовь. Мы должны научиться любить друг друга, все твари, все Творение. Мы должны научиться любить так, как нас любит Бог, Который есть Любовь.

Эти же идеи Любви-бхакти заложены в Бхагавадгите. Там - та же концепция Любви, что и в Новом Завете. То есть сначала надо научиться Любви через взаимоотношения с элементами Творения, с элементами Абсолюта, чтобы затем перенаправить эту Любовь на Творца.

Таким образом, йога - это Путь Любви, идя которым мы можем прийти к слиянию, соединению с Богом.

Об этом соединении, слиянии говорили и Кришна, и Иисус. В Бхагавадгите, в частности, записаны такие слова Бога: "Направь свой ум на Меня, погрузи свое сознание в Меня - и будешь жить ты тогда во Мне". И Иисус то же самое говорил своим ученикам (это записано в "Книге для совершенных" апостола Фомы): мы должны через свои религиозные усилия слиться навсегда с Царем (т.е. с Богом-Отцом).

Так что Учения Иисуса Христа и Кришны совпадают как по определяемой ими конечной Цели, так и по методологии духовного продвижения. Новый Завет и Бхагавадгита прекрасно взаимодополняют друг друга. В них одни и те же истины изложены чуть-чуть разными словами, что только помогает нам усвоить их.

Итак, что такое Божественное Совершенство, к которому мы должны прийти? Оно состоит из трех основных аспектов: Любви, Мудрости и Силы. Эти три качества присущи Богу. Поэтому, стремясь к Божественному Совершенству, мы должны развивать себя по этим трем направлениям. Есть очень хороший образ, представленный в Бхагавадгите: человек как поле - поле, которое покрыто ростками. Эти ростки - наши качества. Человек - это поле, состоящее из качеств. И этих ростков-качеств - великое множество. И вот, на Пути к Божественному Совершенству человек должен вырасти до зрелости именно всеми ростками ценного злака, каждый из них должен быть выращен до зрелости. А пороки-сорняки должны быть уничтожены.

Это очень важно знать, что мы должны развиваться множеством признаков, а не каким-то одним. Об этом надо говорить, потому что некоторые религиозные направления значительно упрощают представления о сути духовного роста человека. На самом же деле мы должны развиваться именно по многим направлениям: надо и спортом заниматься (особенно это важно для детей), чтоб заложить основу силового развития, и должно быть широкое образование, чтобы смогла в дальнейшем - на базе многообразных конкретных знаний и развитого аппарата мышления - сформироваться Мудрость, и сфера репродуктивной деятельности нужна, особенно воспитание детей, это помогает нам заложить в себе основы той любви, которая в дальнейшем должна перерасти в Божественную Любовь. Никто не может стать совершенным, не освоив всего этого. И чем больше в нас жизненный опыт проб, ошибок и побед - тем ближе мы к Совершенству. И весь положительный и отрицательный духовный опыт других людей - тоже полезен для нас; мы можем учиться не только на своих, но и на чужих достижениях и ошибках.

В соответствии с тремя основными аспектами Совершенства существуют три Направления духовной работы в йоге. Первое - этическое направление, представленное двумя ступенями: карма-йогой - учением об этически верном действии и бхакти-йогой - учением о Любви. Второе - интеллектуальное: джняни-йога. Третье - психоэнергетическое, представленное хатха-йогой (подготовительной ступенью), раджа-йогой (работой с энергетикой организма) и буддхи-йогой - ступенью, на которой ведется работа с энергией сознания. Буддхи-йога есть высшая ступень йоги, на которой реализуются, в частности, слова Иисуса: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Здесь речь идет о том, что человек, научившись действовать не через посредство тела, а непосредственно как энергия сознания, должен устремиться к Божественному Сознанию. Методология буддхи-йоги изложена в Бхагавадгите.

А теперь можно перейти к законам йоги

Первый из них - закон Любви. Нам надо с самого начала и до самого конца своего духовного продвижения учиться Любви. Мало - хотеть научиться любить. Мало - зазубрить наизусть заповеди о Любви. Есть любовь "от ума", и есть любовь "от сердца". Первая из них является необходимой предварительной ступенью на пути овладения Любовью: мы должны сильно захотеть научиться любить и мы должны вначале пытаться разобраться в этом интеллектуально. Но любовь "от сердца", т.е. эмоция, рождающаяся в чакре анахате, является уже тем прочным фундаментом, на котором может быть взращена Любовь Божественная - т.е. Божественно утонченная, мудрая и сильная.

Весь духовный Путь человека состоит из овладения Любовью. Ибо мы не можем научиться любить Творца, если у нас нет уже сформировавшейся способности к эмоциональной любви. И повторяю, что любовь может быть развитой, только если мы имеем развитый орган, продуцирующий это психическое состояние, - чакру анахату. Поэтому гармоничное развитие ученика духовной школы обеспечивается именно в том случае, если начинать психоэнергетическую работу с этой чакры.

Второй закон - закон ступенчатости развития. Чем различаются между собой люди? Мы привыкли видеть различия по возрасту и полу наших тел, цвету кожи, национальности и прочее. Но, оказывается, все это вовсе не имеет первоочередного значения по сравнению, например, с различиями в психогенетическом возрасте - возрасте души, которая живет в разных физических телах много раз на пути к своей конечной и полной самореализации.

Знание об этом было утрачено в христианстве, хотя этому учил Иисус Христос. Например, Иисус говорил, что Иоанн Креститель и есть Илия, который пришел, но не узнали его. Этому же посвятил свое евангелие ученик Иисуса Апостол Филипп. Вследствие этого недоразумения современное массовое христианство не имеет целостной, строго научной концепции эволюции человека и серьезной методологии духовного совершенствования.

Итак, есть главное различие между людьми по "количественному" признаку - по возрасту души. Второе - "качественное" различие - то, как люди использовали данную им в воплощениях возможность самосовершенствования. Ведь одни, например, усердны в учебе, другие - ленивы.

Благодаря этому знанию, мы можем глубоко понять Мудрость Бога, Который благоприятствует развитию на Земле именно многих очень разных духовных школ. Ведь чем их больше, тем большее число людей сможет выбрать для себя оптимальную именно для данного момента их личной эволюции конкретную программу самосовершенствования. При этом они обретают и положительный, и отрицательный опыт. Причем, обладание последним - не менее важно. Запомним: только мудрый человек может идти по духовному Пути быстро.

Итак, каждому нужны в данный момент свои методы. Никто не имеет права принуждать другого идти по своему пути. Потому, что у каждого - свой путь.

Есть разные схемы, отражающие закономерности духовного роста человека. Это - схемы психотипизации. Сейчас мы рассмотрим одну из таких схем, известную в индуизме.

Вначале любой человек - как в своем психогенезе (развитии в ряду воплощений), так и онтогенезе (индивидуальном развитии в пределах одного воплощения) - является учеником. Он сам в этом своем состоянии еще ничего не умеет создавать. Он - учится. Учится, в частности, помогая другим в качестве слуги (в самом широком и положительном смысле этого слова, а не в качестве лишь домашней прислуги).

Затем, научившись многому, приобретя много знаний и развив интеллект, он становится грихастхой (домохозяином).

Грихастхой можно назвать того, кто, достигнув определенного возраста в этом теле, обзавелся своим домом и семьей, научился материально содержать не только себя, но и других, воспитал детей. Человек, который научился крепко, сильно стоять на земле, - вот кто такой грихастха.

Но грихастхи бывают разного масштаба. Например, в качестве грихастхи можно рассмотреть и Кришну. То есть грихастха может быть "маленький" - и "большой". "Большой" - это тот, например, который возглавил целое духовное направление. Для такого грихастхи его "семья" - это уже все его последователи, все люди Земли.

И лишь тому, кто стал хотя бы "средним" грихастхой, имеет смысл стать (в той или иной мере и на то или иное время) отшельником, затворником, как, в частности, поступил незадолго до своего ухода из тела один из ярчайших Грихастх нашего века - Раджниш.

Во многих религиозных направлениях и школах понимания этой закономерности развития человека нет, и там всех адептов сразу пытаются перевести в состояние "отшельника", что приносит им только вред.

Есть в индуизме еще одна схема, изложенная в Бхагавадгите, - ступени варн.

Первая ступень в ней аналогична стадии ученика из предыдущей схемы. Вначале человек сам еще ничего не умеет. Его социальная роль может быть только вспомогательной. Помогая другим, он сам учится. На этой ступени он называется шудрой.

Следующая ступень - вайшья. Это - крестьяне, ремесленники, торговцы, т.е. люди, которые уже успешно ведут свое дело. Эти люди - уже грихастхи.

Потом они становятся кшатриями - руководителями, лидерами. Это - еще более высокое исполнение функций грихастхи, выход на следующую ступень социальной активности. Именно на ней и развиваются оптимально такие аспекты Совершенства, как Мудрость и Сила, а также создаются предпосылки для расширения Любви.

Настоящий грихастха-кшатрий должен иметь и силу, которую одним лишь подниманием штанги не накачаешь, и мощный аппарат мышления. Только тогда ему можно будет успешно двигаться дальше.

Все эти стадии человек обязательно должен пройти прежде, чем он сможет познать Брахмана и стать таким образом членом варны брахманов.

Иначе, чем через эти ступени к Совершенству не прийти. Вот почему надо еще и еще раз подчеркивать пагубность тенденции преждевременного ухода от социальной активности. Ведь только во множестве вполне "земных" ситуаций мы можем приобрести то, что совершенно необходимо на заключительных стадиях сближения с Богом.

Третий закон - закон трех "октав", сформулированный Георгием Ивановичем Гурджиевым. Он гласит, что только тот человек быстро и уверенно движется по духовному Пути, который одновременно работает по трем направлениям. Первое - конкретная работа по изменению себя. Второе - духовная помощь вполне конкретным людям. Третье - активная роль и ощущение своего членства в жизни духовного объединения людей - духовной школы, общины, группы.

Если какая-то "октава" "выпадает", т.е. если человек не работает хотя бы по одному из этих направлений, то у него неизбежно наступает остановка.

Четвертый закон - закон синусоиды. Он гласит, что за каждым духовным подъемом неизбежно следует тенденция к снижению.

Особенно ярко это проявляется на психоэнергетической линии развития. Обязательно после очередного достижения мы вскоре теряем набранную высоту. И если мы хотим, то мы можем приложить усилия и сверхусилия, чтобы вернуться к достигнутому. Так мы закрепляем себя на новых ступенях. Так Бог, отбирая на время наши достижения, испытывает нашу устремленность к Нему. Этим способом Он также позволяет нам не двигаться со слишком большой пока для нас скоростью. Иначе говоря, через это выясняется, насколько нам оказались нужны в данный момент наши последние достижения.

И будем помнить, что именно Бог является Осуществителем для нас этого закона. Именно Он, испытывая нас, отбирает у нас то, что Сам дал перед этим. Для чего? Для того, чтобы мы в своих достижениях стали прочнее. Для того, чтобы нам не "сломаться" от непосильной пока ноши.

А тот, кто действительно может и хочет непрерывно и быстро двигаться вверх, - тот, зная об этом законе и сохраняя бдительность, будет успешнее преодолевать нисходящие участки траектории своего движения.

Пятый закон - закон следования вглубь многомерного пространства на Пути к Богу. Мы уже знаем, что Бог - не на небе и что нет смысла летать в поисках Бога в космос или лазать на горы. Локализованного там Бога нет. Он есть там, но не в большей степени, чем везде. Божественное Сознание присутствует и внутри наших тел, и вне их. Его можно постичь, только лишь научившись погружаться вглубь многомерного пространства.

Этот путь начинается с утончения своей эмоциональной сферы, с отказа от грубых эмоциональных состояний, с того, чтобы научиться жить только в положительных эмоциях, с очищения своих организмов от грубых энергий (а это невозможно без перехода на "безубойное" питание; "безубойное" питание также является соблюдением библейской заповеди "не убивай").

Утончению также способствует сонастройка с тонкими состояниями природы, общение с детьми, с продвинувшимися в духовном отношении людьми, с соответствующими произведениями искусства.

Этому же могут способствовать христианское Причащение, медитативная работа на "местах силы", приемы раджа-йоги, а затем и буддхи-йоги.

На ступени раджа-йоги мы, работая с чакрой анахатой, можем познать Атман - Духа Божия, Который живет в нас (языком Нового Завета). Так познаётся состояние Самадхи, о котором говорил Кришна в Бхагавадгите. Дальнейшее психоэнергетическое совершенствование посвящается проникновению в Обитель Бога-Отца, закреплению там и исчезновению в Нем. Так мы приходим к состоянию, которое Иисус обозначил словами "Я и Отец - одно".

Отмечу, что только строго монотеистическое мировоззрение, вмещающее в себя знание о многомерности пространства, где Творец есть Изначальное Сознание, сущее в тончайшем плане вселенной, - только это мировоззрение позволяет быстро пройти этот Путь.

Шестой закон - закон интеллектуальной готовности. Высокие истины, о которых мы сейчас говорим, не могут быть поняты людьми, проходящими начальные этапы своей эволюции в человеческих телах, а также теми, кто движется в "нисходящем" потоке развития. У каждого человека должна быть предварительная интеллектуальная готовность для вмещения каждой новой порции высоких духовных знаний. Причем, важно обращать внимание на гармоничность развития в желающем получить новое посвящение в сокровенные знания именно всех трех основных аспектов совершенствования: интеллектуального, этического и психоэнергетического. Если же эта гармония нарушается и развитие идет лишь по последней линии, то это только вредит человеку. В частности, слабый интеллект может не выдержать нагрузок, которые ложатся на него в результате проникновения в глубины многомерной вселенной.

Отметим также, что полноценное этическое развитие невозможно без соответствующей интеллектуальной базы. В противном случае происходит лишь поверхностное понимание этических принципов. Пример - исполнение заповеди "не убивай". Кого и когда нельзя убивать? Только меня чтоб не убивали? Или и мне нельзя убивать? А если на меня нападают? А если война? А если напали на моих друзей? А животных - тоже не убивать? А комаров убивать можно? А как быть с убийством растений для питания ими и для прочих нужд?

И ведь сходный перечень "трудных" вопросов можно задать на любую из 10 заповедей, полученных Моисеем. И все эти вопросы Бог обязательно задает нам в теоретических и практических занятиях в школе под названием "Земля" по мере нашего взросления.

Еще пример - исполнение заповеди "не кради". Мы можем отказаться от кражи денег и имущества других людей. А вот прекратить красть их свободу, которую мы крадем, навязывая им свою волю, - многие ли поднимаются до этого уровня нравственности? А если то же рассмотреть в наших отношениях с животными? А воровство биоэнергии у других людей при нашем хотении чего-либо от них?

А как совместить заповедь "не прелюбодействуй" с заповедью Нового Завета "просящему у тебя - давай"? И чем отличается "прелюбодеяние" от "любодеяния" (такое слово тоже фигурирует в посланиях апостолов)?

А как трудно избавиться от греха осуждения! Но ведь прежде надо разобраться, чем отличается осуждение от критической оценки поступков других людей. А как быть с "праведным гневом"? Или с "правом" на "обличение", которое православие "узаконило" в обход запрета на осуждение? Понимаем ли мы, что и "обличение", и "праведный гнев" точно также выстилают дорогу в ад, как и гнев осуждения? Ведь в ад попадают не те, кто формально "согрешил" один или несколько раз, а те, кто приучил себя при жизни в теле к грубым эмоциональным состояниям, кто не учился эмоциональной сердечной любви, не утончал, боясь, может быть "согрешить", свою душу через ласку и нежность.

Это все - сложные вопросы этики, для разрешения которых требуется развитый интеллект. И как просто напугать человека со слабым интеллектом из-за его "смертного греха", повергнув его в пучину хронического страха и предопределив, ему этим место в аду!

А сколько трудных вопросов возникает у того, кто! знакомится с жизнью в других пространственных мерностях! И как просто тут запутаться и заблудиться!

Нет смысла учеников младших классов пытаться учить тому, что проходят в институтах. Так и в духовной работе. Для получения сокровенных знаний требуется соответствующая зрелость ученика. Требуется, чтобы он сначала обучился тому, чем должен владеть грихастха. Только кшатрий может стать брахманом!

Седьмой закон - закон силы в тонкости. Важно знать, что имеет смысл развивать не грубую, а тонкую силу. Поэтому на "прямом пути" йоги требуется вначале обучать утончению, а лишь потом - силе. Иными словами, сильной лучше делать не исходную грубость, а утонченность.

Гармоничное развитие силовой функции начинается с делания тела здоровым, пластичным, чистым, сильным физически. Это может достигаться через приемы хатха-йоги и другие системы тренировки тела.

Вторая ступень - развитие биоэнергетических структур организма: чакр и хара. Это - ступень раджа-йоги.

Третья ступень - буддхи-йога, где у подготовленного во всех отношениях ученика проводится "кристаллизация" сознания и другие преображения.

Еще важно подчеркнуть, что аспект Силы целесообразно начать развивать, только если накоплены значительные потенциалы Любви и Мудрости. Иначе обладание силой может причинить человеку большой вред.

Восьмой закон - закон повернутости лицом к Богу. Напомню слова из Бхагавадгиты: "Направь свой ум на Меня, погрузи свое сознание в Меня - и будешь жить ты тогда во Мне". В индуизме есть очень ценное образное сравнений наших чувств (функций органов чувств) со щупальцами (индриями). Когда мы смотрим - мы испускаем из глаз "щупальцы", которыми касаемся объектов. Когда слушаем - то же делаем из ушей. Даже когда думаем о каком-то объекте - направляем на него индрии своего ума.

На религиозном Пути задача состоит в том, чтобы направить индрии своего ума, а затем и сознания на Бога, чтобы в итоге срастись с Его Сознанием. Последнее совершается именно методами буддхи-йоги: именно они позволяют решить эту проблему радикально. Но говорить подробно об этих приемах сейчас смысла нет: они сообщаются только тем, кто вышел на "финишную прямую".

Девятый закон - закон уничтожения своего "я". Окончательная цель человека - слияние с Творцом - может быть достигнута только через полное уничтожение своего "я". В Ишвару нельзя внедриться, в Него можно только влиться, исчезнув в Нем. Это достигается с помощью специальных медитативных техник буддхи-йоги. Подготовительным этапом к этому заключительному акту служит овладение состоянием Ниродхи - одной из ступеней Нирваны, когда сознание переводится в состояние "не-я" или "тотальной реципрокальности". Но стремиться к реализации этой задачи имеет смысл начинать уже с самого начала Пути, вырабатывая в себе скромность, смиренномудрие.

В высшей тибетской йоге существует формула: сначала Атман должен быть расширен до бесконечности, а потом уничтожен. Когда человек, прежде овладевший высшими Любовью и Мудростью и развивший до космических масштабов свое сознание в высших пространственных мерностях, исчезает - это значит, что он сливается с Творцом.

Десятый закон - закон обрыва связей с Землей и земным. Исполнение этого принципа приводит к достижению состояния Мукти (Мокша). К нему приходят через отказ от всех "земных" привязанностей, через овладение приемами работы с индриями и уничтожения своего "я" в Ниродхи.

Подчеркну, что нет никакого смысла пытаться это осуществить, не пройдя предварительно все предшествующие ступени личного становления в "земных" делах и на лестнице духовного восхождения. Состояние Мукти может быть достигнуто только через методы буддхи-йоги, которым должны предшествовать ступени раджа-йоги.

Слиянию с Творцом обязательно должно предшествовать исполнение десятого закона.

На всех ступенях духовного восхождения человек может оставаться включенным в социальную жизнь, что продемонстрировали, в частности, Кришна, а за Ним - Иисус, Раджниш и другие. При этом социальная роль таких людей по мере их продвижения становится все более и более совершенной. Ведь они действуют уже не из личной заинтересованности, не из корыстных побуждений, не из привязанности к самой деятельности, а ради блага всех, применяя все возрастающую Мудрость.

nervana.name

11. Йога божества. Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла

В буддизме существуют два основных типа практик — Сутра и Тантра. До сих пор мы обсуждали практику Сутры. Особая же роль Тантры — в том, чтобы открыть путь, быстрее приводящий к цели, что позволит опытным практикующим скорее обрести способность помогать другим. В тантрической медитации используется сила воображения: такая практика называется йогой божества.[6] В рамках этой практики вы представляете себе:

1) замещение вашего ума, в его обычном, полном мешающих эмоций проявлении, умом чистой мудрости, движимой состраданием;

2) замену вашего тела в обычном проявлении (т. е. слагающегося из плоти, крови и костей) телом, сотканным из движимой состраданием мудрости;

3) развитие в себе ощущения незапятнанной самости, обусловленной чисто воображаемыми умом и телом в идеальной среде, полностью вовлеченными в помощь другим существам. Поскольку эта особая тантрическая практика требует от вас представления самого себя обладающим телом и возможностями будды, совершающим его деятельность и погруженным в присущее ему окружение, ее называют "использованием представления в качестве духовного пути".

Но не является ли подобная практика в чем-то сомнительной? Вы рассматриваете себя как существо, обладающее качествами будды, хотя в настоящее время они вам не присущи. Тогда верно ли такое медитативное осознание? Да. Ваш ум вовлечен в постижение реальности, из которой вы появляетесь как божество. Следовательно, с этой точки зрения ваш ум не ошибается. Кроме того, вы намеренно представляете себя обладателем чудесного тела, не будучи пока что таковым. Это умозрительная медитация; в глубине своего естества вы не убеждены в том, что ваши ум, тело и самость действительно чисты. Напротив, основываясь на чистом представлении совершенного ума и тела, вы развиваете в себе ощущение того, что являетесь божеством, которое из сострадания помогает другим.

Чтобы стать избранным учеником Тантры (то есть тем, для кого, собственно, Будда изложил практику Тантры), необходимо обладать выдающимися способностями и уже достичь непоколебимой мудрости понимания пустоты и быть готовым быстро привести эту мудрость в действие. Требования для обычных практикующих Тантру не столь жестки; тем не менее эта практика на любом из своих уровней требует четко выраженного намерения достичь просветления ради блага других и столь же сильного желания добиться этого как можно скорее.

В самом начале практики Тантры основной путь достижения непоколебимого спокойствия состоит в том, чтобы медитировать на свое тело так, как будто оно является телом божества. Созерцая божественное тело, вы сначала медитируете на пустоту, обретая как можно более полное осознание отсутствия собственного существования. Когда такое состояние станет для вас вполне привычным, следует использовать свой ум как некую основу, из которой появляется божество. Постигая пустоту, ум выступает таким божеством и всем тем, что его окружает. Итак, сначала вы медитируете на пустоту, затем из нее появляется божество и, наконец, вы сосредоточиваетесь на этом божестве.

Таким образом, йога божества сочетает в себе мудрость и сострадательную мотивацию; одно и то же сознание осознает пустотность и, движимое состраданием, принимает форму альтруистического божества. Единство мудрости и сострадательной мотивации имеет место и в Сутре, но там практика мудрости только лишь подвержена действию силы практики мотивации, а последняя, в свою очередь, только лишь подвержена действию силы практики мудрости; они не сосуществуют в пределах одного сознания. Отличительная черта Тантры — в том, что здесь происходит именно это. Включение мотивации и мудрости в одно сознание как раз и делает тантрический прогресс столь быстрым.

В детстве Тантра была для меня всего лишь объектом слепой веры. В возрасте двадцати четырех лет я лишился своей собственной страны и, переехав в Индию, начал по-настоящему читать разъяснения Цонкапы о пустоте. Затем, перебравшись в Дхарамсалу, я стал более усердно изучать стадии пути, пустоту, Тантру и выполнять соответствующие практики. Таким образом, только к тридцати годам, после того как я получил определенный опыт осознания пустоты, йога божества обрела для меня смысл.

Однажды в главном храме Дхарамсалы я выполнял ритуал, при котором представлял себя в облике Гухьясамаджи — божества Высшей Йога-тантры. Мой ум был постоянно сосредоточен на произнесении ритуального текста, и когда я дошел до слов "я сам", то совершенно забыл о своей обычной самости, связанной с моим телом и умом. Вместо этого у меня возникло очень ясное ощущение собственного "я", связанного с новым, чистым сочетанием ума и тела Гухьясамаджи, которое я себе представлял. А поскольку такое самоотождествление и составляет суть тантрической йоги, этот опыт привел меня к убеждению, что, имей я в своем распоряжении достаточно времени, я определенно мог бы достичь особых, глубоких состояний, описанных в текстах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru


Смотрите также