Йога для начинающих дома: как не оступиться. Основа йога


Йога для начинающих дома: основы и практика

Трудно представить себе, как заниматься йогой, не будь оборудованных спортзалов и обученных тренеров. Но исторически это, скорее, экзотика. Комплексы асан практиковали в монастырях и дворцах, под палящим солнцем и в лесной чаще, на берегу моря и на голых скалах. Йога для начинающих в спортивном зале – это веяние нового времени. Но значит ли это, что без него можно обойтись, занимаясь просто дома по видео выполняя весь комплекс? Индийский мудрец Шри Ауробиндо говорил йогам, что можно соединиться с абсолютом, не покидая привычного мира. Значит, и из дома выходить не обязательно? Предлагаем вам ознакомиться с нашей статьей йога для начинающих дома, как не оступиться?

Содержание:

Йога дома: советы для начинающих

Знакомиться с индийской практикой дома – это, скорее, экстрим. Если так уж не хочется покупать абонемент в спортзал, для начинающих лучше сходить на пару-тройку пробных занятий. Тренер отстроит вам основные упражнения, покажет усложнения для дальнейшей практики, расскажет всё, что нужно знать о йоге. Дальше уже можно рискнуть заниматься дома.

Как же найти подходящий комплекс асан для первого занятия? В интернете есть множество подробных и полных видео для начинающих, где есть все советы. Есть фото-инструкции и целые книги, где описаны упражнения дома. Их недостаток в том, что никто не поправит вас, если вы делаете ошибки в выполнении асан, и никто не скажет, что основы йоги вы уже освоили и пора двигаться дальше. Чтобы освоить теоретическую часть древней практики, можно почитать авторитетные книги индийских йогов, например, труды Шри Ауробиндо.

Главное – запомните, что всю ответственность за происходящее во время занятий вы будете брать на себя. Поэтому будьте осознанны, постепенны в продвижении освоения асан и никогда не выполняйте упражнения, если не уверены в своих силах.

Шаг 1. Организуем пространство для занятия

Как создать дома пространство для комфортных занятий? Прежде всего, нужно выбрать чистое и светлое место. Обратите внимание, чтобы вы могли раскинуть ноги и руки, не задев посторонних предметов – как стоя, так и лёжа. Тогда вам ничего не будет мешать, когда вы будете выполнять комплекс асан.

Нужно хорошо проветрить комнату. Дома не должно быть слишком душно, ведь основы йоги – это дыхание. Свежий воздух поможет вам более эффективно выполнять упражнения.

Ещё один важный момент – гимнастический коврик под ногами. Он поможет не повредить позвоночник (например, когда вы делаете сарвангасану – «берёзку») и не поскользнуться (например, в адхо мукха шванасане – «собаке мордой вниз»). Либо выберите место дома, где поверхность под ногами не будет скользить.

Дело за малым. Выбрать подходящее видео, настроиться и взяться за первый комплекс асан. Кстати, хорошо брать с собой стакан негазированной воды. Позы активизируют вывод токсинов, а они выходят с жидкостью.

Шаг 2. Используем подручные предметы

Чтобы освоить основы йоги, нужно начинать с простых асан

Чтобы освоить основы йоги, нужно начинать с простых асан. Любой комплекс для начинающих имеет упрощения. В фитнесс-клубе вам выдадут специальные блоки, на которые вы можете опираться, если, например, стоя вы не можете дотянуться руками до пальцев ног. Но видео, предназначенные для занятий дома, советуют: нет блоков – возьмите книгу потолще, или даже стопку. Можно использовать специальную индийскую литературу, например, собрание сочинений того же Ауробиндо. Его же можно почитать на досуге.

Выполняя упражнения на вытяжение подколенных сухожилий – например, дандасану – для начинающих рекомендуют использовать гимнастический ремень. Не нужно обладать большой хитростью, чтобы догадаться, что простой ремень или пояс от домашнего халата тоже подойдут.

Инструкторы видео занятий часто подсказывают, как можно использовать обычную мебель во время упражнения. Выполняя какасану (позу на корточках), можно взяться за батарею, чтобы плотнее прижать ступни к полу. А готовясь освоить хаста падангуштхасану, можно закидывать ногу на полки книжного шкафа: сперва на нижнюю, потом – всё выше.

Шаг 3. Не гуру, но всё же…

Итак, мы отказались от йога-тренера в пользу видео. Мы повторяем упражнения, показанные на экране. Но правильно ли мы делаем комплекс в целом? Мы можем не замечать ошибок. Ауробиндо говорил, что действие йоги незаметно, и физические чувства не могут сразу же не него отреагировать.

На помощь может прийти друг, муж, мама или любой человек, оказавшийся поблизости. Он не сможет оценить степень разогретости связок и готовность к выходу в стойку на голову. Но он может дать советы: пятки неплотно прижаты к полу, корпус завалился, а колено провисает. Для начинающих это может быть незаменимая помощь, которую не может оказать видео. В крайнем случае, можно поставить перед собой зеркало.

Шаг 4. Чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями

По словам Шри Ауробиндо, вся жизнь есть йога. Значит, мы можем практиковать где угодно

Под руководством опытных инструкторов можно браться за самые сложные упражнения. Но если ваш инструктор – видео из интернета, то лучше не рисковать. Для начинающих будет достаточно сделать несколько полных кругов приветствия солнцу и какой-нибудь несложный комплекс асан. И только постепенно, в течение нескольких занятий, можно добавлять что-то ещё.

Это не значит, что комплекс нужно выполнять спустя рукава. Но есть признаки, по которым можно понять, что вам срочно нужно прекратить его делать. Скорее всего, в видео будет об этом упомянуто. Например, если во время сарвангасаны вы почувствовали боль в шейных позвонках, нужно срочно выйти из неё. Возможно, виной тому анатомические особенности вашего тела.

Негативные признаки для начинающих – это боль или чрезмерный дискомфорт, тремор, головокружение или помутнение в глазах.

В общем, практика дома возможна, но только под вашу ответственность. По словам уже упомянутого Шри Ауробиндо, вся жизнь есть йога. Значит, мы можем практиковать где угодно.

comments powered by HyperComments

yogavedi.ru

Классификация Вед. Йога в Ведах

oum.ru Классификация Вед. Йога в Ведах

Ведических писаний невероятное число, возможно, это самое большое в мире собрание духовных текстов. Они раскрывают практически все аспекты жизни любого человека, нет таких вопросов, на которые не могли бы ответить Веды.

Общепринято считать, что мудрец Вьяса (Кришна Двайпаяна), сын мудреца Парашары и Сатьявати, — автор четырёх Вед и множества Ведант. Но так как с санскрита слово «Вьяса» переводится как «редактор» или «подробное изложение», вероятно, что подпись «Вьяса» была общей для всех авторов, кто записывал текст.

Так называемые Шрути (Услышанное), или Веды, изначально были одним целым, они являлись извечным, трансцендентным, изначальным знанием, рождённым из первого звука ОМ, произнесённого Брахмой при сотворении материальной природы. Веды говорят о цикличности времени: существуют благостные времена, когда знания не нуждаются в записи, все люди знают веды наизусть и живут, следуя их законам. Но есть и времена как культурного, так и интеллектуального упадка, и для грядущего века Кали, для деградирующего общества, неспособного запоминать и понять суть Вед, Вьяса разделил их на четыре части и впервые записал.

Ригведа — веда гимнов,Яджурведа — веда о жертвенных формулах,Самаведа — веда песнопений,Атхарваведа — веда заклинаний.

Несмотря на то, что сам Вьяса говорил про записанные Веды, что «знания стали доступны даже шудрам», большинству современных людей Веды невероятно сложны для понимания.

Каждая Веда (Шрути) состоит из четырёх частей:

Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады.

Самые древние части — это сборники мантр для богослужения — Самхиты; основа и скелет — Шрути; к ним примыкают Брахманы — части Вед, объясняющие ритуалы, поясняющие процессы церемоний во время жертвоприношений и обрядов; Араньяки («лесные») — направлены, как и Брахманы, на пояснения техник проведения ритуалов. Позднейшие тексты из Шрути — Упанишады, их задачей являются философские разъяснения понятий Бога, мировосприятия, медитации, основ жизни, устройства общества и быта. Они считаются основной сутью Вед. 

Дополняющие Шрути (Услышанное) — это Смрити (Запомненное), в них входят пять типов писаний:

Дхарма-шастры — свод законов, норм поведения и этикета для человека в различные временные периоды (18 книг).

Итихасы — истории и сказания, такие как «Махабхарата», «Рамаяна».

Пураны — некие былины-предания о различных аспектах ведической традиции. Основные такие писания называются Маха-пураны («великие») и Упа-пураны («дополнительные»). В них описывается сотворение вселенной, вторичное сотворение после разрушения, генеалогия богов и мудрецов, происхождение людей и истории различных Родов. Кроме этого, существуют Стхала-пураны — истории о создании различных храмов, и Кула-пураны — истории о происхождении варн.

Веданги — 6 дополнительных текстов:

Вьякарана — санскритская грамматика,

Джьотиша — небесное светило (астрология),

Кальпа — наука о ритуалах,

Нирукта — этимологические трактования,

Шикша — фонетика, наука о правильном произношении гимнов,

Чандас — наука о поэтической метрике.

Агамы — писания, провозглашавшие наивысшей ипостасью Бога Шиву (шиваитские Агамы), Бога Вишну (вайшнавские Агамы) и Женскую Божественную энергию Шакти (шактийские Агамы).

Кроме Упанишад классических, существуют «сектантские» Упанишады, относящиеся к разным школам и традициям: вайшнавские Упанишады — 14 штук, шактийские Упанишады — 9 штук, и шиваитские Упанишады — 14 штук.

Ведические направления и школы

Вьяса также считается автором «Веданта-сутры», эпоса «Махабхарата» и «Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата-пураны». Несмотря на старания Вьясы, желание разъяснить суть вопроса для грядущего поколения, его писания породили множество школ, споров и комментарий к его тысячелетнему труду. После окончания ведического периода (по разным источникам, от 1 до 7 тысяч лет до н. э.) образовываются шесть Даршан (Астика) — философских ортодоксальных школ (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика), которые принялись спорить о первичности и важности материальной природы и Бога.

Санкхья — построенная на философии взаимодействия Пуруши (мужской, неподвижной энергии, вселенского духа) и Пракрити (женской, творческой, подвижной материальной природы). Свойства Пракрити — непостоянство и вечная изменчивость — это гуны материальной природы: Саттва (благость), Раджас (страсть), Тамас (невежество). Свойство Пуруши, неизменчивой и постоянной энергии, — многообразность и способность воспринимать отдельно части как индивидуальное сознание. Пуруша — сам по себе, Ниргуна — не имеющий свойств, но, «бросая взгляд» на Пракрити, ложно отождествляет себя с ней и проявляет в материальный мир поочередно элементы с их свойствами.

Йога — также ортодоксальная философская школа и во многом основывается на школе Санкхья. Основателем школы был Патанджали, он автор основополагающего текста «Йога-сутры». Цель — освобождение от иллюзий посредством сосредоточения ума.

Ньяя — основной текст «Ньяя-сутра»; основана на логической системе познания, достоверном и недостоверном познании. Достоверное — восприятие, вывод, сравнение и свидетельство, а недостоверное познание — память, сомнение, ошибка и гипотетический аргумент. Часто сравнивают эту школу с диалектической школой древних греков. Идеи этой школы встречаются в «Махабхарате» и «Рамаяне»: диалектик Готама спорит с Рамой.

Вайшешика — основатель — мудрец Канада («пожиратель атомов»), писание «Вайшешика-сутра». Эта школа враждебна к идеям буддизма, но так же, как и Ньяя, говорит о вечных атомах (земли, воды, огня, ветра) и акаше (эфире). Материальный мир не вечен из-за постоянного движения, соединения и разъединения атомов, атомы, в свою очередь, проявляются благодаря изначальному Творцу. Впоследствии Вайшешика и Ньяя слились.

Миманса — направлена на подтверждение авторитета Вед, но в большей степени направлена на понимание огненных жертв и мантр. Она признаёт реальность материальной природы, души и Бога. Благодаря кармическим законам из совокупности атомов создаётся материальный мир, и признания Бога для формирования бытия необязательно.

Веданта — основана на писаниях Вьясы. Как и Миманса, Веданта признаёт авторитетность Вед, но упор делает, в отличие от неё, не на Самхиты и Брахманы, а на Араньяки и Упанишады. Основная мысль — это самопознание человеком абсолютной истины (Брахмана). Главными текстами признаётся «Веданта-сутра», тексты афоризмов. Они были направлены на укрепление авторитетности вед, из-за распространения буддизма брахманизм стал утрачивать своё влияние. Интерпретации афоризмов породили множество новых различных взглядов и направлений школ, в частности Веданта породила шесть новых учений, три из которых наиболее распространены на территории Индии — это Адвайта-веданта, Вишишта-адвайта, Двайта. И три более позднего периода, Двайта-адвайта, Шуддха-адвайта, Ачинтья-бхеда-абхеда.

Адвайта — школа, основоположниками которой стали Гаудапада и Шанкара. Адвайта означает «недвойственность». Эта школа считает реальностью только личность Бога, всевышнего Брахмана, а все остальные проявления — иллюзорными. Под идеей недвойственности подразумевается единство Атмана и Брахмана.

Двайта — школа, созданная Мадхвой. Он утверждал, что джива не является непосредственной частью Брахмана, она отдельна от него, существует вечно, а её существование зависит от степени погружения в сансару. Также школа считает, что собственных усилий недостаточно для освобождений, Бог сам выбирает тех, кто должен спастись.

Вишишта-адвайта — школа, признающая реальным и личность Бога-Творца, и материальную природу, все дживы «возвращаются» в изначальное состояние Параматмы. Основатель Рамануджа.

Двайта-адвайта — принципы одновременного единства и отличия. Основатель школы Шри Нимбаркачарья, он говорит о трёх видах реальности — души, Брахмы и материальной природы. Душа и материя отличны от Брахмана, но зависимы от него. Всевышний является тем, кто наслаждается, а материальная природа — то, чем он наслаждается. Объекты поклонения — Кришна и Радха, метод поклонения — Бхакти-йога.

Шуддха-адвайта — чистая недвойственность. Основанная Валлабхой школа базируется на четырёх текстах: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-Гита», «Веды» и «Веданта-сутра». Первое писание считается наивысшим. Основная идея: Парабрахман — неизменнный, без материальных качеств (Ниргуна), бесконечен, проявляет вселенную из себя, бесконечно трансформируясь, остаётся неизменным. Материальная природа, вышедшая из Брахмана, также является реальной и представляет собой его тело.

Ачинтья-бхеда-абхеда, или Гаудия-вайшнавизм, — основатель Чайтанья Махапрабху, он учил о единении живатмы с Брахманом, но одновременно различной с ним, и непостижимости этого процесса. Наивысшей ипостасью Бога считал Кришну.

В каждой из этих школ есть своя трактовка слова «йога» и методы выполнения духовных практик. Многие из которых получили отдельный статус в современном мире и сформировались в отдельные учения и школы.

Йога в ведических писаниях

Первое упоминание о йоге встречается в Ригведе и используется в смысле «упряжка».

«1.018.07a Без кого не ладится жертвоприношение даже у вдохновенного,

1.018.07a yasmād rte na sidhyati yajño vipaścitaś cana

1.018.07c Тот погоняет упряжку мыслей.

1.018.07c sa dhīnāṃ yogam invati

2.008.01a Как стремящийся к награде (торопит) колесницы, (Так) поощри восхвалением упряжки Агни

2.008.01a vājayann iva nū rathān yoghān agner upa stuhi

10.114.09a Какой мудрый умеет запрячь стихотворные размеры?

10.114.09a kaś chandasāṃ yogam ā veda dhīraḥ ko dhisnyām prati vācam papāda».

В ведических писаниях есть сравнение тела человека с колесницей, его органы чувств — это пять запряжённых в неё коней, Атман — хозяин колесницы, ум — это возничий, а дорога, по которой скачет колесница, — это объекты чувств, и, вероятно, упряжка, благодаря которой ум может направлять свои чувства, — это Йога.

Кроме перевода «упряжка» йога имеет множество значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и ещё множество других. Есть перевод как «идеальное действие», и является совокупностью духовных, психофизических практик, нацеленных на изменение привычного состояния человека, и достижения им высшего духовного состояния Нирваны.

Существует версия первоначального звучания слова «йога» на территории современной Руси — это Иго. В современном понимании это нечто агрессивное, некий политический гнёт, но в древние времена «йога» звучала как «иго» и произошла от корня «запрягать». «Иго-го» до сих пор ассоциируется с лошадью и не идёт вразрез с версией об упряжке.

В различных писаниях говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира. Например, Шива в медитации познаёт искусство йоги и даёт её как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. В других вариантах это делает Брахман, рождая Знание, Йогу, Отречение и Тапас в виде четырёх Кумар — вечных младенцев, которые никогда не достигнут юности, полового созревания и старости. Несмотря на вариации, парампара йоги ведётся от Шивы.

Однажды Шива сидел на берегу реки в медитации, к нему пришла его драгоценная супруга Парвати, восславила его и поинтересовалась, что за ожерелье из человеческих черепов висит у него на шее. Тогда Шива поведал ей, что всё это — её головы. Жизнь богов очень продолжительная, случается, они забывают о своём рождении и о смертности. «Каждый раз, когда ты умирала, — сказал Шива, — я забирал твою голову и вешал, как бусинку, на своё ожерелье, потом находил тебя в новом воплощении и брал в жены». Парвати была в изумлении от услышанного и спросила у своего супруга, как ей прекратить этот цикл смертей и рождений. Шива ответил, что много раз пытался передать ей знание йоги, но она, недослушав, всегда засыпала. В этот раз случилось тоже самое, когда держатель трезубца стал рассказывать Парвати о йоге — недослушав, она уснула. Тогда Шива воскликнул: «Ну хоть кто-то меня слушает?» Тогда к нему подплыла рыбка и ответила, что она слушала, и Шива превратил рыбу в человека, и это стал его первый ученик — Матсиендра.

Классическими текстами по йоге считаются «Йога-сутры» Патанджали, «Хатха-йога Прадипика», «Шива-самхита», «Гхеранда-самхита».

Основополагающий и коренной текст йоги — это «Йога-сутры» Патанджали (III век до н. э.). Такие писания, как Сутры, рассчитаны на заучивание на память, характеризуются особой грамматикой и излагают мысль очень кратко, используя зачастую афоризмы и образность. Несмотря на сложность восприятия текста, Патанджали снял некую завесу мистичности йоги и показал, что она методична, научна и изучаема. Такого рода тексты больше похожи на записки для себя с личными мыслями. Сутры, как корни у деревьев, — основа философской дисциплины, а ствол и ветви — различные комментарии, без которых понять «заархивированный» текст порой невозможно. Комментарии к сутрам обозначаются санскритским словом «бхашья», что переводится как «разговор, разговор о сутрах». К «Йога-сутрам» Патанджали комментариев несколько, два наиболее древних и авторитетных — это «Вьяса-бхашья», датируемый X веком н. э., и комментарии Гуруджараджи «Йога Матанга», V век н. э.

Патанджали дал следующее определение йоги: «йогах-читта-вритти-ниродхах (yogaś-citta-vṛtti-nirodhaḥ)», что означает «Йога — обуздание волнений, присущих уму».

Наши психические события весьма многообразны, и вся наша жизнь — последовательность психических событий. Патанджали предлагает разделить их пятью компонентами. В ведических текстах всегда, когда встречается в перечислениях число пять, предполагается, что это некие две пары, которые противопоставлены друг другу и сами себе, и есть некий пятый компонент, который объединяет их.

Парамана (Правильное знание) и Випарьяя (Ошибка). Эти две пары описывают некий содержательный аспект нашего существования, правильное понимание вопроса или неправильное. Нидра (Сон без мыслительного процесса) и Смрити (Память) — способности извлекать из сознания образы и события в прошедшем времени. И Викальпа — способность пользоваться языковыми и образными знаками, объяснять одни понятия с помощью других, представлять и думать. Это то пятое слово, объединяющее Параману и Випарьяю, не имеющих временных характеристик, и Нидру и Смрити, имеющих временные рамки.

Способность овладеть всеми аспектами психики и есть йога. Наблюдая психические события со стороны, йог остаётся беспристрастным и уподобляется Пуруши — вселенскому наблюдателю, пропадают стремления к гунам материальной природы — Саттве, Раджасу и Тамасу (благости, страсти и невежеству). А продолжительная практика – Абхьяса — освобождает человека от «семян» кармы или оставленных впечатлений на психике человека, формирующих в дальнейшем его восприятие внешнего мира и тенденцию реакций на психические и физические события.

Проявленная форма Всевышнего — мантра ОМ. И сознание, сосредоточенное на этом слоге, обретает свободу от оков материальной природы.

Пять Клеш (омрачений), которые мешают на пути к Самадхи — конечной цели йоги:

Авидья – неведение,

Асмира — чувство самосохранения,

Рага — влечение или привязанность,

Двеша — отвращение,

Абхинивеша — страх смерти.

Как и в прошлой пятёрке, есть две пары и пятое, объединяющее понятие. В данном случае Авидья — связующая двух пар — Влечения и Отвращения (Рага и Двеша) и Чувства самосохранения в положительном смысле и Чувства страха смерти в негативном понимании (Асмира и Абхинивеша).

Пока сознание омрачено, оно порождает новые и новые кармические следы, что влечёт за собой приобретение постоянно нового опыта, рождения и смерти. В противовес постоянной смене жизней, Патанджали предлагает восемь ступеней в йоге, ведущих к освобождению от перерождений и омрачений ума.

1. Яма — соблюдение внутренних правил нравственности, которые в свою очередь состоят из пяти компонентов:

Ахимса — ненасилие,

Сатья — правдивость,

Астея — неворовство,

Брахмачарья — воздержание,

Апариграха — непривязанность.

2. Нияма – соблюдение внешних, социальных правил:

Шауча — очищение тела,

Сантоша — удовлетворённость,

Тапас — самодисциплина, закалка,

Свадхьяя — самообразование,

Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары. Ишвара (наивысшее существо, Пуруши, не вовлечённое в созерцание) в йогических, шиваитских текстах подразумевается Шива и признаётся как высшее существо. Хотя в «Бхагавад-Гите» — вайшнавском писании — Кришна говорит Арджуне «Я — Ишвара».

3. Асана – поза, которую йог выполняет устойчиво и без напряжения.

4. Пранаяма – контроль вдоха и выдоха.

5. Дхарана – контроль над органами чувств.

6. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами.

7. Дхьяна — медитация (внутренняя психическая деятельность, которая постепенно приводит к самадхи).

8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Ещё один древний текст «Хатха-йога Прадипика», автор этого писания — Свами Сватмарама, последователь Натхов («мастеров йоги») и мудрец, собрал воедино древние представления о Хатха-йоге. Существует несколько разновидностей текста — это десятиглавое писание и четырёхглавое. На русский язык на сегодняшний день переведена только четырёхглавая версия. Оба варианта отличаются друг от друга лишь разным порядком шлок — последовательностью изложения.

Десятиглавая версия имеет следующую последовательность:

В первой главе говорится, что человек занимается Хатха-йогой для достижения Раджа-йоги, или Царской йоги.

Атман происходит из энергии эфира и огня, Ум происходит из энергии ветра, а тело и органы чувств — из земли, самой «тяжёлой» энергии. Созревание кармы происходит из деятельности органов чувств, которая приводит к следующему телу земли. И мир творится из деяния и кармы.

Истинный йог — тот, кто видит причины кармы. Первый элемент — это эфир, и его свойство — звук, под влиянием времени и иллюзии (майи), а также «взгляда-внимания» Пуруши, или Брахмана, появляется ветер с характерным свойством — осязанием. В месте соединения эфира и ветра рождается огонь, и его свойство — зрение. Вода возникает от слияния эфира, ветра и огня и имеет свойство — вкус. И земля появляется из предшествующей четвёрки и имеет свойство — обоняние.

Брахма управляет стихией земли, Вишну заведует первостихией воды, Рудра — стихией огня, Ишвара — стихией ветра, Сада Шива заведует стихией акаши, или эфира.

Этот текст говорит о шести компонентах йоги:

  • Асана (положение тела),

  • Пранасанродха (запирание жизненного воздуха), или Пранаяма (контроль жизненного воздуха),

  • Пратьяхара (отвлечение органов чувств от своих объектов),

  • Дхарана (сосредоточение),

  • Дхьяна (созерцание умом),

  • Самадхи (собранность).

12 Асан рождают 12 Пранаям, 12 Пранаям рождают Пратьяхару, 12 Пратьяхар порождают Дхарану, 12 Дхаран - Дхьяну, а 12 Дхьян порождают Самадхи.

Питание йога должно быть умеренным и здравым; перечень продуктов подходящих для йоги:

пшеница, рис, ячмень, шастика (рис, выдержанный в течение шестидесяти дней), молоко, топлёное масло, тростниковый сахар, сливочное масло, мёд, сушёный имбирь, листовые сушёные овощи, маш и небольшое количество воды.

К успеху йога ведут: воодушевление, стойкость, твёрдость в решениях, понимание сути, отказ от общения, знание текстов, опора на Гуру и на собственный опыт.

Мешают йогу на пути: неумеренность в еде, перенапряжение, болтливость, отсутствие упорства в соблюдении ниям, избыточность в общении.

Вторая глава описывает Асаны как «приятные, удобные» позы.

11 асан для укрепления тела: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьясана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.

4 асаны медитативные: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.

Третья глава говорит, что йог должен практиковаться в очищении Нади (каналов), в Мудрах и Пранаяме.

Асана, Кумбака, Мудры, Мантраяна — это правильная последовательность практики. У кого разбалансированность трёх дош, рекомендуется выполнять шесть очистительных техник — Шаткарм («шесть действий»):

  • Дхаути — заглатывается лента материи;

  • Басти — приняв позу Уткатасана, по щиколотку в воде вставляется трубочка в задний проход, поднимая апану, втягивать воду;

  • Нети — хлопковой нитью длиною в ладонь засовывается в нос и вытаскивается изо рта;

  • Тратака — не моргая смотреть на небольшой предмет, пока не потекут слезы;

  • Наули — не очень быстро справа налево вращать мышцами живота сотню раз;

  • Капалабхати — короткие и резкие выбросы воздуха, которые сопровождаются спокойными и медленными вдохами.

Очистив Нади в теле, можно задерживать прану. Йог, овладевший пранаямой, может выводить все нечистоты из организма, и другие очистительные техники ему не нужны.

Четвёртая глава описывает техники выполнения дыхательных упражнений — Пранаям. Брахма достиг положения Брахмы постоянной практикой Пранаямы.

Пранаяма троична:

Речака — опустошение, или контролируемый выдох;

Пурака — наполнение, или контролируемый вдох;

Кумбхака — контролируемая задержка.

Всё это Пранава (ОМ), которая состоит из 12 матр (матра — долгота произнесения слога).

Описывается восемь Кумбхак:

Сурья Бхеда — «пробой» солнечного канала,

Уджайи — «победоносная»,

Ситкари — шипящая, или «сладострастный выдох»;

Ситали — охлаждающая;

Бхастрика — «кузнечные меха»;

Бхрамари — «жужжание крупной пчелы»;

Мурчха — «обморок»;

Кевала — «исключительный»,

Плавини (указана в 4 главе версии).

Пятая глава рассказывает о мудрах;

Шестая глава подробно повествует о Пратьяхаре;

Седьмая глава называется «Раджа-йога»;

Восьмая называется «НаданаСадхана» и посвящена практикам со звуком;

Девятая – «Кала-Джьяна» («знание времени»). Говорится о предсказаниях собственной смерти, о работе с кармой.

Десятая глава — «Видья Мукти» («освобождение вне тела»).

Также существует некий комментарий к этому труду «Йога Пракашика».

Следующим авторитетным текстом считается «Гхеранда-самхита». Был записан в XVII веке, хотя долгое время существовал в устной форме.

Гхеранда — некий собирательный образ учителя, отвечающего на вопросы. Построенные таким образом тексты «вопрос — ответ» весьма нормативны для ведических писаний.

В отличие от «Хатха-йога Прадипика» в тексте описан семиступенчатый путь.

Шаткарма — очищение,

Асана — укрепление,

Мудра — уравновешивание,

Пратьяхара — умиротворение,

Пранаяма — облегчение,

Дхьяна — понимание,

Самадхи — отречение.

Очистительные техники — Шаткармы: Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати.

Упоминается, что всего асан столько, сколько типов живых существ — 8 миллионов 400 тысяч, точное количество знает только Шива. Есть миф, что все живые существа появились благодаря асанам Шивы. Когда он принимает какую-либо позу, на свет появляется существо соответствующего вида и названия. Но только 32 из них люди могут использовать. Это асаны: Сиддхасана, Падмасана, Бхадрасана, Муктасана, Ваджрасана, Свастикасана, Симхасана, Гомукхасана, Вирасана, Дханурасана, Мритасана, Гуптасана, Матсьясана, Матсиендрасана, Горакшасана, Пасчимоттанасана, Уткатасана, Санкатасана,Маюрасана, Кукутасана, Курмасана, Уттанасана, Врикшасана, Мандукасана, Гарудасана, Врикшасана, Салабхасана, Макарасана, Уштрасана, Бхуджангасана и Йогасана.

Также приводится 25 Мудр: Маха, Набхо, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха, Мула-бандха, Маха-веддха, Кхечари, Випарита-карани, Йони, Ваджроли, Шактичалани, Тадаги, Мандуки, Самбхави, Панчадхарана, Ашвини, Пашини, Каки, Матанги, Бхуджангини.

Пищей для йога может быть: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль, огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу, каккола (вид ягод), зизиф, бананы и фиги, незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, бринджал, корни и плоды растения риддхи, молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья патолы, виштука (вид шпината), овощи хималочика. И следует избегать йогу: горького, острого, кислого, солёного и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева, плодов Кулаттха, плодов чечевицы, тыквы и вьющихся растений, диких огурцов, ягод Капитха и Палаша, Кадамба, лимонов, Бимба, Лукуча (разновидность хлебного дерева), чеснока, Пилала, Хинга, Сальмали и Кемука, сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника; спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чём есть кислый сок.

Не должен йог совершать по утрам холодные омовения, не должен голодать, подвергать тело страданиям, не должен есть только один раз в день или оставаться без еды более 3 часов. Прежде чем прибегнуть к практике Пранаямы, должны быть очищены все нади, они очищаются двумя способами: Биджа-мантрами или Дхаути.

Описано пять основных пран:

Прана — в области сердца,

Апана — в области ануса,

Самана — в области пупа,

Удана — в шее,

Вьяна — проникает через всё тело.

И пять других пран:

Нага-вайю — вызывает пробуждение сознания,

Курма-вайю — вызывает зрение,

Крикара — вызывает голод и жажду,

Девадатта — зевание,

Дхананджайя — порождает речь.

Есть 8 видов задержки дыхания: Сахита, Сурьябхеда, Уджайи, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Кэвали. В последней главе рассказывается о достижении Самадхи. Существует четыре основных пути для достижения Самадхи:

Дхиана-самадхи — через созерцание, она осуществляется с помощью Самбхави-мудры;

Нада-самадхи — поглощение разума во внутреннем звуке;

Нада — она осуществляется с помощью Кхечари-мудры;

Расананда-самадхи — от вкушения нектара и осуществляется Бхрамари-мудрой;

Лайя-самадхи — Самадхи растворения, осуществляется Йони-мудрой.

А также пятый путь — Бхакти-йога, и шестой — Маномурчха-кумбхака.

Направления Йоги

Классически существует четыре направления йоги:

Раджа-йога — «царская» йога, 

Карма-йога — йога деятельности, 

Джнана-йога — путь знания, 

Бхакти-йога — любовное служение Всевышнему.

Раджа-йога

Наиболее древнее направление в йоге. Основные свои идеи черпает из «Йога-сутры Патанджали», хотя само название появляется впервые в «Хатха-йоге Прадипика» около XIV века н. э.

Раджа-йога, или «царская» йога, — это цель Хатха-йоги и Крийя-йоги. «Царской» её называют потому, что это практики работы с умом, а ум с древности всегда называют «царём над психикой и физическим телом человека» — вспомните фразу «без царя в голове». В состав Раджа-йоги входят Кундалини-йога как работа с энергиями и Лайя-йога — работа с сознанием.

Путь самосовершенствования человек начинает с этического, нравственного и духовного развития, воспитывает в себе положительные качества — это Яма и Нияма, поклоняется богам, совершая обряды и ритуалы, затем очищает своё тело — Шаткарма.

Эти первые ступени Крийя-йоги, или очистительной йоги, очищают ум, речь и тело и подготавливают человека к Хатха-йоге.

Хатха-йога — это путь к Раджа-йоге. Практика асан и пранаям служит подготовкой тела и сознания для работы с умом, к техникам расширения сознания и самоуправления психическими процессами. Медитативные практики (Дхьяна), работа с чакрами, поднятие Кундалини — всё это Раджа-йога. Она приводит человека к высшей цели — Мокше (освобождению).

Свами Шивананда в своей книге «Четырнадцать уроков Раджа-йоги» пишет: «Раджа-йога — это сдерживание мыслей, или волн, или модификаций сознания. И "царская" она потому, что напрямую связана с сознанием».

Карма-йога

«Карма» переводится с санскрита как ‘действие’, любое действие имеет следствие.

Карма-йога — йога действия.

Основывается на вайшнавском писании «Бхагавад-Гите».

Идея практики заключается в беЗкорыстной деятельности, не привязываясь к плодам этих действий. Выполнять свой долг из чувства служения Всевышнему беЗкорыстно и не ожидая награды. Для того чтобы достичь высокого роста, не обязательно отказываться от материальной природы, уходить в лес для отречения и практиковать бездействие. Вечная сила проходит через человека, побуждая его действовать. Редко человек совершает выбор самостоятельно. Изменив отношение к действию, мы меняем и карму. В комментариях Шри Рамакришны Парамахамсы «Карма-йога» говорит:

«Карма-йога есть общение с Богом при помощи труда, деятельности. Это то, чему вы учите. Исполнение обязанностей домохозяина не ради получения каких-либо результатов, но ради прославления Всевышнего — вот то, что подразумевается под этим видом йоги. Внешнее поклонение Божеству молитвы, повторение имени Бога и другие религиозные обряды также включаются сюда, если всё это исполняется без всякого стремления к достижению каких-либо результатов для себя, а делается исключительно для прославления Бога. Цель карма-йоги — это точно также познание безличного Абсолюта, или, наоборот, личного Бога, или того и другого вместе».

Благодаря деятельности, предписанной для человека, можно достичь освобождения от последствий кармы и прийти к просветлению.

Джнана-йога

Йога знаний — основная идея адвайта-веданты, соединение Атмана с Брахмом. Человек способен мыслить и мысли может направить на правильное понимание Брахмана — высшего духовного аспекта. Благодаря научному подходу к интеллекту и возможности изучать вопросы сознания человек переходит на высший уровень сверхинтеллекта. Но ни в коем случае не рекомендуется превозносить ум, он всего лишь инструмент для познания высшего Я. Наше сознание ограничено органами чувств, и такие слова, как «беЗконечность», «Абсолют», «беЗсмертие» находятся не в интеллектуальной сфере, а на уровне веры. Размышляя о таких предметах как вне времени и пространства, человек сталкивается с когнитивным диссонансом, и помочь осознать вопросы вечности — задача Джнана-йоги.

Бхакти-Йога

Эта практика эмоциональной привязанности и любви к личностной форме Бога. В шиваизме, шактизме и вайшнавизме личность Бога подразумевается или Шива, или Шакти, или Вишну. В вайшнавской традиции это в основном аватары Вишну — Кришна, Рама и Нарасимхадев.

В направлениях вайшнавизма — валлабха-сампрадая, нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм — Кришна назван верховной формой бога и называется источником всех других аватар. В таких писаниях, как «Бхагавад-Гита» и «Шримад –Бхагаватам», Бхакти-йога провозглашается как наивысшая духовная практика и стоит выше Джнана-йоги (йоги знаний) и выше Карма-йоги (йоги действий).

В шиваиской традиции Бхакти, или любовное служение, направлено на многочисленные воплощения Шивы. Также и в шактизме: поклонение и любовная связь с Богиней-Матерью направлена на разные её воплощения — Лакшми, Дурги, Кали и др. Во многих древних текстах Бхакти-йога названа как самый эффективный и действенный способ достижения духовных высот, особенно в век деградации — Кали-югу.

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

Шравана — слушание о Боге, 

Киртанам — повторение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога, 

Смаранам — памятование о Боге, 

Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами, 

Арчана — поклонение Божеству в храме, Вандана — вознесение молитв Богу,

Дасйа — олицетворение себя вечным слугой Бога, 

Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом, 

Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Сама практика заключается в постоянном, ежедневном памятовании о Боге как о друге, муже, брате, возлюбленном или сыне. Постоянное произношение имени Бога, приношение ему даров, цветов, фруктов и молока.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога». Бхагавад Гита. 18 глава 55 шлока.

Лайя-йога

Практика осознанности. «Лайя» переводится как ‘ритм’ или ‘растворение’ — это практика состояния медитации в повседневной жизни, соблюдая внутреннюю тишину и остановку внутреннего диалога, практик погружён в осознавание Атмана — высшего Я, «наблюдателя».

Бог Шива поведал Матсиендре 250 тысяч путей достижения Лайи — растворения в Недвойственности. Лайя-йога входит в состав Раджа-йоги, во многих текстах называется «кульминацией» практики йоги, и достижение её порой возможно после обретения Самадхи.

«Гхеранда-самхита» 7.22. («Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения (Лайа-Амрита) и другие. Одну из (этих истин), ведущих к спасению, я передал тебе кратко»).

Три главных принципа в Лайя-йоге: Шравана — передача учителя, Манана — размышление о практике и рассеивание сомнений, Нидидхьясана — постоянная практика осознанности методами Лайя.

Методы практики включают в себя пять Янтр (визуальные инструменты, служащие для концентрации внимания): 

Праджня-янтра — янтра мудрости, 

Шакти-янтра — янтра энергии, 

Нидра-янтра — янтра сновидений, 

Нада-янтра — янтра звука, 

Джьоти-янтра — янтра света.

Современные направления Йоги

Спрос рождает предложение, и на сегодняшний момент направлений йоги становится всё больше и больше. Многие современные учителя, достигшие хороших результатов, создают своё направление и стараются быть оригинальными и необычным для своих последователей. В основном современные школы — это те, которые образовались на западе, где йога была чем-то загадочным, экзотическим и мистическим.

Йога Айенгара

Название происходит от имени основателя школы Беллура Кришнамачарьи Сундарараджа Айенгара. В 1952 году Айенгар посещает Европу и демонстрирует различные комплексы асан, вызывая этим большой интерес к йоге в западном мире. Его книга «Light on Yoga» была переведена на 17 языков. Он открыл множество центров по всему миру, несколько институтов по изучению йоги. Благодаря Айенгару йога стала известна всем.

Практика выполняется в классической статичной Хатха-йога технике, но большое значение придаётся правильному положению тела в асане. На первых стадиях используются различные вспомогательные материалы (пропсы): кирпичи, ремни, валики и другие устройства для анатомически верного положения тела в асане.

Аштанга-виньяса-йога

Основал эту школу Шри Кришна Паттабхи Джойс, возглавлявший институт Аштанга-йоги в Индии. Он был учеником Шри Тирумалая Кришнамачарья более 30 лет. Аштанга-виньяса — это динамическая практика, разновидность хатха-йоги, выполняется динамически, сменяя последовательность асан виньясами (дыхательно-двигательными системами упражнений). Для всех поз установлено определённое количество виньяс – от пяти до восьми.

Хотя и распространение по миру произошло недавно, сама практика известна тысячелетия. Патанджали говорит об Аштанге (восьми ветвях). Начало этих практик положено в Гималаях и Тибете, где прохладный климат позволял заниматься активно динамическими практиками, и не было большой нагрузки на сердце, как это могло произойти в жаркой индийской части.

Один из самых известных таких динамичных комплексов — это Сурья Намаскар — Приветствие Солнцу. Комплекс из 12 асан с пранаямой, задержками и бандхами, может исполняться с мантраяной и янтраяной одновременно. Существует около семи уровней практики Аштанга-виньяса-йоги, зависящие от уровня сложности практики.

Кундалини-йога или Йога Бхаджана

Современное направление в йоге, появившиеся в 1968 году в США. Йоги Бхаджан открыл благотворительный фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные» где обучал Кундалини-йоге. Ранее эта техника передавалась только от учителя к достойному ученику, но теперь ей мог обучиться любой желающий. В те годы в Америке был бум наркомании, и Кундали-йога стала спасательным кругом в вопросе о возвращении к здоровому образу жизни. Техника поднятия энергии «Кундалини» (змеи), названной так из-за сходства энергии в области Муладхара-чакры (корневой чакры в районе позвоночника) со змеёй, когда она спит, скрутившись кольцами. Она чрезвычайно эффективна, и человек, недавно начав заниматься, за короткий промежуток времени мог ощутить эффект от работы с энергиями и мог позволить себе заменить одни пристрастия новыми, здоровье укрепляющими увлечениями. Бхаджин говорил, что практика Кундалини-йоги для мирян, для тех, кто вынужден ходить на работу и не может себе позволить путь отшельника. Благодаря большому набору дыхательных и энергетических техник энергия начинает побуждаться и подниматься вверх. В конечном результате энергия должна подняться на высшие чакры и слиться с божественной, или космической, энергией и даровать практику просветление.

Бихарская школа йоги

Основатель этой школы известный йог, мыслитель, учёный и путешественник Свами Сатьянанда Сарасвати, ученик Свами Шивананды, не менее известного Гуру. Является автором более 80 книг. В 1963 году он основал Международное содружество йогов и в Индийском штате Бихар в городке Мунгер стал давать последователям древнее направление Бихарской школы йоги. В центре, основанном Сарасвати, одновременно находится и по сей день ашрам и современный научно-исследовательский центр.

Практика заключается в выполнении несложных асан в небольшом количестве. Больший упор делается на пранаяму и очистительные техники, делается акцент и на поднятие Кундалини. Кроме того, включает в себя уникальный подход к практике Йога-нидра.

Йога-Нидра

Основатель Свами Сатьянанда Сарасвати в начале XX века. Йога сна. Практика предполагает такие техники, как опознавание себя во сне, развитие тела сновидений (Майя-дэха), управление и трансформация сновидений, вхождение в осознание сна без сновидений и Ясного Света. Это особый вид медитации, во время которой расслабляется всё тело, а сознание перестаёт быть направленным на внешний мир.

Шивананда-йога

Ещё одно методическое направление преподавание Хатха-йоги, разработанное Свами Шиванандой. Он постарался в своей школе собрать максимальное количество духовных практик, помогающих на пути самосовершенствования. Практики включали в себя и поклонение Божеству, и изучение писаний, и тренировку тела, и бескорыстный труд.

Шивананда-йога — это пять правил в практике:

  • правильная тренировка тела (выполнение упражнений),

  • правильное дыхание (пранаяма),

  • правильное расслабление (Шавасана),

  • правильное питание (вегетарианство),

  • правильное понимание (изучение священных писаний и медитации).

Занятия начинаются всегда с комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнца).

Затем 12 асан: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсиендрасана, Бакасана, Падахастасана, Триконасана. И практики пранаямы, медитации и пение мантр.

Несмотря на огромное разнообразие в практиках, йога остаётся самой загадочной и привлекательной. Тысячи людей ежедневно начинают практиковать йогу, улучшают свою жизнь и жизнь окружающих. Йога призвана делать мир гармоничней и здоровее. Йога даёт не только физическое здоровье, но и психическое и ментальное. Человек, который ни ест мяса, не употребляет никаких вредных веществ и занимается телом, умом и речью, по-настоящему становится счастливым. Путь йоги — это путь духовного, высоконравственного и глубоко верующего человека.

1.62. Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности мира, йогин видит в своём собственном духе Вселенский дух в его подлинной сущности. 1.63. Увидев свой дух — а это даёт счастье, находимое в самом себе, — с помощью своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством Самадхи. («Шива-самхита»).

Автор статьи Сергеева Юлия

www.oum.ru

Принципы травмобезопасности при занятиях хатха йогой для начинающих — OUM.RU Здравый Образ Жизни

oum.ru Принципы травмобезопасности в хатха-йоге

Начиная заниматься йогой, важно понимать, что йога как таковая начинается с целого комплекса действий, только в этом случае можно ждать результата, и результат будет положительным. Необходимо помнить об этих сопутствующих аспектах практики, которые мы постараемся кратко перечислить. 

Итак, начав заниматься хатха-йогой необходимо: 

Вести правильный (здоровый) образ жизни. Это означает, что необходимо отказаться от наркотиков, курения, употребления алкоголя или каких-либо искусственных стимулирующих веществ. По-возможности, лучше ограничить употребление мяса и скорректировать диету (режим питания) таким образом, чтобы в организм поступало достаточное количество полезных и питательных веществ, особенно это важно, если физическая нагрузка на занятиях для вас кажется интенсивной. Необходимо достаточное количество времени уделять сну, который особенно нужен тем, кто имеет физические нагрузки. 

Особое внимание желательно уделить очистительным процедурам или шаткармам и крийям. Лучше делать эти процедуры ежедневно. 

Желательно также обратить внимание на свое окружение, важно. чтобы среда и образ жизни не действовали в разрез с вашими желаниями, целями, развитием, не опустошали эмоционально, а еще лучше, способствовали духовному росту и совершенствованию. Это очень важно с точки зрения психо-эмоционального состояния, которое не может не сказываться на практике йоги.

В случае несоблюдения этих правил можно не только не получить пользу для здоровья от занятий хатха-йогой, но и нанести вред своему организму. 

 Необходимо всегда помнить, что успех или прогресс в хатха-йоге тесно связан не только непосредственно с физическими возможностями вашего тела, но и с тем образом жизни, который вы ведете, а также с психо-эмоциональным состоянием, которое в результате этого образа жизни формируется. 

Практика, укрепляющая здоровье и принципы травмобезопасности: 

1. Регулярность и настойчивость. Первый принцип, о котором необходимо сказать — регулярность и настойчивость практики, только те, кто занимаются регулярно, могут достичь успеха в йоге. 

2. Влияние самочувствия. Начиная заниматься хатха-йогой, нужно помнить о необходимости прислушиваться к собственному телу. Нельзя не учитывать влияние самочувствия на интенсивность практики (в т.ч. месячный цикл у женщин) 

3. Время занятий. Время года в практике также необходимо учитывать: в частности, «разогрев» тела — основа безопасной и полезной для здоровья тренировки, в холодное время года «разогреву» стоит уделять большее значение. 

4. Начиная практику необходимо помнить о синхронности концентрации, дыхания и физической работы в асане. То есть, делая асаны, важно всегда помнить о правильном ровном дыхании и направлять внимание, не отвлекаясь, в те части тела, которые задействованы в асане. Работая с вниманием и выравнивая и удлиняя дыхательный цикл постепенно можно добиться полного исчезновения дискомфорта в теле при работе с асанами. Дыхание в практике имеет огромное значение — всегда есть связь состояния ума и тела с характеристиками дыхания; о связи дыхания с движением в йоге также не нужно забывать. 

 5. Сбалансированность комплекса. Приступив к занятиям, необходимо по-возможности, строить практику хатха-йоги так, чтобы соблюдались принципы компенсации при выполнении комплексов асан. особую важность имеет разминка, контрпозы (компенсирующие позы), а также общая структура всего комплекса (структура занятия должна быть сбалансированной хотя бы на начальных этапах практики). 

6. Сила и гибкость должны развиваться пропорционально. Сила и гибкость — очень тесно взаимосвязаны, без сильного и крепкого мышечного корсета развитие гибкости чревато травмами, чрезмерное внимание в силовым нагрузкам закрепощает тело и мышцы. Очень важно найти баланс, только в этом случае тело будет совершенствоваться гармонично. Существуют два стиля практики хатха-йоги — Ха и Тха стили, которые можно применять и комбинировать в зависимости от целей занимающегося. Тренинг в Ха-стиле означает предельную мощность во всех упражнениях и концентрацию Духа. Техника упражнений в этом стиле подразумевает высокую функциональную подготовку, опыт исполнения множества разнообразных силовых элементов, выносливость, молниеносную реакцию и волевой контроль. Тренинг в Тха-стиле означает предельную чувствительность и пластичность. Это чистая спонтанность и созерцание потока упражнений в ходе тренинга. В этом стиле доминируют пассивные женские энергии. Техника упражнений в этом стиле подразумевает высокую сенситивность, широкий диапазон восприятия, знание личной ограниченности и Мудрость. Ха-Тха-стиль подразумевает чередование Ха- и Тха-стилей в процессе тренинга, развитие способностей, необходимых в практике обоих стилей, и сознательный выбор наиболее благоприятного метода для достижения цели. Это развитие всевозможных качеств и расширение функциональной способности быть любым. 

7. Осторожность и корректность в работе с телом. Опасные зоны — колени, локти, поясница, шея. Необходимо знать о строении суставов, самые уязвимые места — колени, локти, поясница, шея, эти участки нужно особенно аккуратно задействовать при практике асан. Не стоит забывать о собственных существующих или когда-либо перенесенных травмах или имеющихся заболеваниях и строить практику, учитывая это.

www.oum.ru

основы, виды, уровни, ступени. Асаны йоги (позы). Йога и дыхание. Йога в лечении. Йога и здоровье

Вернуться в начало раздела Красота и здоровье

Появившаяся в последние годы мода на здоровый образ жизни привела к тому, что все больше людей в наши дни стремятся уделять внимание не только, и даже не столько привлекательной внешности, сколько всецелому развитию личности, гармонизации внутренних процессов в организме, обретению физического и духовного здоровья. В связи с этим особую популярность приобрела йога — древняя система, направленная на достижение человеком внутренней гармонии, одновременно с гармонизацией отношений с окружающим миром.

Йога (от санскритского корня «йуг», что значит «соединение, слияние» — то есть «единство и гармония физического и психического состояний») - это не просто система физических упражнений, развивающих гибкость, выносливость или улучшающих фигуру. Это одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, комплекс древних знаний и мировоззренческая система, целью которой является осознанное избавление человека от болезней и страданий, повышение качества жизни и иное понимание жизни и своего места в ней. Главное отличие йоги от привычных нам силовых физических упражнений — это отказ от резких движений, которые при многократном повторе неизбежно приводят к появлению усталости, тренировка концентрации и внимания. Особое место в занятиях йогой занимает дыхание — при правильном дыхании стимулируется работа сердца, все органы нашего тела в необходимом количестве снабжаются кислородом, в то время как из них выводится двуокись углерода и другие метаболиты. Это особенно важно, поскольку, как было доказано учеными, не всегда большое количество упражнений, когда человек буквально падает от усталости, дает максимальный эффект для его здоровья и мышечного тонуса. Более того, слишком интенсивные силовые упражнения бывают вредны и даже опасны для здоровья человека. Главное заключается в том, чтобы найти оптимальный баланс между качеством и количеством упражнений и получаемым эффектом. С точки зрения КПД, йогу трудно переоценить.

Основы йоги. Виды йоги. Уровни йоги

Для занятия йогой не имеет значения ни профессия, ни религия, ни национальная принадлежность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным обрядом. Ее цель - развивать такие качества организма, которые позволяют лучше понимать действительность и утверждать самосознание, поддерживать нормальное функционирование организма и психики. Различают 5 основных уровней йоги...>>

Ступени йоги. 8 ступеней для овладевания йогой

В настоящее время увеличивается интерес к различного рода оздоровительным системам, в том числе к йоге и биоэнергетическим методам оздоровления. Йогу включили в свои программы некоторые организации, занимающиеся оздоровительными системами. Суть йоги – это достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Чтобы добиться этой цели необходимы правильные средства. Мудрец Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги...>>

Йога и дыхание. Упражнение для выработки правильного дыхания при занятии йогой

Упражнения хатха-йоги включают три основных элемента: асаны, контроль над сознанием и контроль над дыханием. Энергия, существующая во Вселенной имеет особую внутреннюю причину — прану (космическую энергию), содержащуюся в воздухе. В организме человека прана трансформируется в жизненную силу. Йога учит нас дышать так, чтобы накопить достаточное количество праны в нервных центрах. Дыхательные упражнения занимают особое место в занятиях йогой, но сначала нужно научиться просто правильному дыханию...>>

Подготовка к занятиям йогой

Чтобы заниматься йогой необходимо подготовиться. Практика асан и мудр рассчитана на очень внимательное отношение к тому, что происходит и с сознанием, и с телом. Поэтому проводить занятия йогой рекомендуется в тихом и спокойном месте, избегая факторов, отвлекающих внимание тренирующегося от самого процесса тренировки. Если человек занимается йогой в помещении, то оно должно хорошо проветриваться, свежий воздух является непременным условием для занятий, однако следует избегать сквозняков...>>

Йога асаны - позы хатха-йоги

Асаны йоги играют немаловажную роль в поддержании жизненной силы и улучшении здоровья. Асаны хатха-йоги можно разделить на две основные группы — это позы для медитации и позы для упражнений. Правильно выполняя позы медитации мы способны увеличивать нервную энергию для пробуждения внутренней духовной мощи. Позы для упражнений положительно воздействуют на группу нервных центров, наполняя жизнью и энергией каждую клеточку тела, улучшая состояние всех органов и систем...>>

Пранаяма - контроль над дыханием в йоге, дыхательные упражнения

Дыхание — есть жизнь, когда мы прекращаем дышать - мы умираем. Йоги считают, что если бы все люди дышали правильно, придерживались здоровой диеты, то многие болезни стали бы лишь тусклым воспоминанием. С помощью Пранаямы человек может развить и усилить способность концентрироваться, силу воли, моральные качества, самоконтроль. С помощью дыхательных упражнений вы научитесь контролировать нервную систему, а постепенно тренируясь, вы сможете достигнуть контроля над жизненной энергией...>>

Йога и очищение организма, Крия

Развивать способность управлять своим телом и контролировать его йоги начинают с очищения организма. В практике йогов очищение называется Крия. Целью этой практики является удаление из организма вредных, ядовитых или же просто ненужных веществ. Не от всех вредных веществ организм может избавиться самостоятельно. Мы помогаем ему в этом - очищаем кожу, чистим зубы и т.д. Практика Крии направлена на то, чтобы помочь организму избавиться от вредных веществ в тех частях тела, которые являются труднодоступными...>>

Йога и здоровый образ жизни

В организме любого человека есть определенная жизненная сила, которая постоянно способствует сохранению здоровья и самой жизни. В основе ее работы лежит ряд принципов, заложенных самой природой, и первый из них - это самосохранение. в нашем организме содержатся все силы и возможности для выздоровления и исцеления. Для того чтобы восстановить здоровье, нужно не мешать работе инстинктивного разума. Кроме того, нужно вести здоровый образ жизни: это касается и питания, и отдыха, и физических нагрузок, и очищения...>>

Важной особенностью йоги является влияние ее на работу различных органов и систем нашего организма. Многие заболевания, которые мы, особо не задумываясь, «глушим» бесконечными лекарствами, например, болезни сердца, диабет, дисфункции желез, заболевания позвоночника и суставов, проблемы с давлением, можно вылечить, или хотя бы облегчить с помощью диеты, дыхательных и физических упражнений йоги.

«Проблемой тысячелетия» врачи называют заболевания суставов и позвоночника. Уже в 20 лет большинство молодых людей не могут похвастаться хорошей гибкостью, а к 35 у многих начинаются серьезные проблемы с суставами, боли в позвоночнике. Проблемы с позвоночником могут иметь разнообразные причины, однако наиболее распространенными являются нарушение равновесия и повреждение связок, что приводит к укорочению связок позвоночного столба, свойственному людям, которые ведут преимущественно сидячий образ жизни, например, студенты и служащие, в равной степени ему подвержены и топ-менеджеры крупных компаний, и кассиры супермаркетов. Это происходит за счет того, что человек, сидя, вытягивает вперед голову и шею, а позвоночник, в свою очередь, компенсируя это положение, сгибает спину.

С течением времени проблема только усиливается, и вот уже, каждый раз выпрямляя позвоночник, человек начинает испытывать сильную боль в шее. Это может, в свою очередь, вызывать головные боли и повышение чувствительности волосистой части головы. В результате укорочения связок у основания черепа возникает давление, которое раздражает нервы, проходящие по лицу. Это раздражение до некоторой степени передается периферическим нервам от места укорочения связок на всем их протяжении. Таким образом, головные боли, а также боли в плечах и руках можно легко устранить такими позами йоги, как поза рыбы и стойка на лопатках. Они облегчают движения головы и шеи, обеспечивают растяжку связок, устраняя тем самым ущемление нервов и повышение чувствительности нервных пучков.

Поэтому не будем забывать, что скелет — это не только каркас тела. На нем также крепятся сухожилия, мышцы и связки, от его состояния во многом зависит общее самочувствие человека. Так вот, потерю гибкости тела можно свести до минимума с помощью йоги, и тело даже в 80 лет будет сохранять гибкость ребенка.

Хотя йога не является, строго говоря, разделом медицины, но за счет своей направленности на гармонизацию всех внутренних процессов в организме йога способна справиться даже с проблемами, не легко поддающимися традиционной медицине. Например, заболевания эндокринной системы являются, пожалуй, одними из самых сложных для современных врачей. Йога же может с помощью различных поз привести в норму секреторную деятельность этих желез. В системе йогов имеются разные упражнения, предназначенные для укрепления желез внутренней секреции.

Научно доказано, что такие эмоции, как грусть, ревность, страх, ненависть, любовь и зависть, воздействуют на организм человека, а особенно на эндокринную и нервную системы, пропорционально их интенсивности. Сильная тоска или страх иногда могут стать даже причиной смерти. Эти эмоции оказывают на нервную систему действие, схожее с действием ударной волны, — они ведут к дегенерации эндокринных желез. Менее сильные эмоции не вызывают физической гибели человека, но все же поражают нервную и эндокринную системы.

Тело человека подобно сложному механизму, которому необходимы топливо, смазочные материалы, электричество, и так далее. Без любого из вышеперечисленных компонентов он просто не сможет работать. В традиционной медицине считается, что энергию организм получает из пищи и воды («топливо»). Однако на самом деле «топливом» является также и воздух, и солнечная энергия. Большую часть энергии человек получает из воздуха, а не из пищи, как принято считать. Извлечение энергии из воздуха достигается с помощью дыхания.

Солнечное сплетение — это аккумулятор нашего организма, который снабжает его энергией праны.

Кроме того, любому более или менее сложному механизму необходима и система охлаждения - в нашем случае охлаждение может быть достигнуто с помощью расслабления.

Следующий важный момент — смазка суставов и сочленений, которая достигается с помощью различных видов упражнений. Нервные импульсы являются своего рода электричеством, и нехватка нервной энергии будет дисбалансировать всю систему человеческого организма.

Работа нашего мозга подобна работе оператора, управляющего сложным механизмом, главной задачей которого является контроль над всеми функциями и системами с целью сохранения жизнеспособности. Если «оператор» окажется глупым и недальновидным, то любой, даже самый совершенный прибор, раньше времени придет в негодность. Поэтому наш разум должен быть свободен от ненужных мыслей, сконцентрирован, настроен на положительные эмоции и спокоен — только так упражнения йоги принесут максимальный эффект.

Все вместе эти компоненты принесут необходимый эффект и заставят вас удивиться тому, на что способно ваше тело при полном раскрытии его возможностей.

Вернуться в начало раздела Красота и здоровье

www.inmoment.ru


Смотрите также