10 секретов, как стать хорошим преподавателем йоги. Преподаватель йоги


Советы начинающим преподавателям йоги

Я провела свой первый урок по йоге весной 1990 года. Правда это был даже не урок, а несколько практических занятий в рамках семинара с Индрой Дэви, всемирно известной тогда учительницей йоги, которая была ученицей Кришнамачарьи и преподавала йогу в Голливуде. В то время я работала в одной организации НПЦНМО (Научно-Практический центр нетрадиционных методов оздоровления) при ЦНИИМС (Центральный научно-исследовательский институт медицины спорта) Госкомспорта СССР. Эта организация занималась тем, что собирала семинары по ушу, йоге, биоэнергетике и прочему, приглашала интересных учителей со всего мира, в то время это было нечто необыкновенное, ещё совсем недавно страна была закрыта.

Индра Дэви была уже в преклонных годах, ей было 92 и она не вела практических занятий, а только читала лекции. Надо отметить, что эти лекции производили магическое впечатление на слушателей, Индре Дэви не нужен был перевод, так как она была русской по происхождению, в молодости она играла на сцене и легко устанавливала прекрасную связь с аудиторией. В конце лекции все становились в очередь, чтобы с ней обняться — это было частью программы. Но люди, приехавшие из разных городов нашей большой страны, ожидали практических занятий. По каким-то причинам не приехала девушка — ученица Индры Деви, которая должна была показывать практику. Руководитель нашей организации, Юрий Белоус, в жесткой форме предложил мне провести практические занятия для всей этой огромной толпы людей, и я согласилась.

Конечно, он предложил мне сделать это потому, что я к тому времени уже лет 5 занималась йогой, участвовала в семинарах по йоге, которые проводила наша организация, и буквально за месяц до приезда Индиры Дэви к нам приезжал Фаек Бириа, учитель йоги Айенгара из Франции, и тогда тоже было очень много людей и много часов практических занятий. Я согласилась, сама не знаю почему. Возможно, мне нравилось принимать вызовы такого рода, тем более в то время йога была единственным смыслом и целью моей жизни. Но как построить занятия? Что говорить и показывать? Возникало много вопросов, на которые невозможно было ответить. Не было ни опыта проведения занятий, ни понимания хоть какой-то методики преподавания, не было ничего, кроме молодости (мне было 26), природной гибкости и яростного энтузиазма.

И ещё был чистой воды плагиат. Я решила сделать кальку с занятий Фаека Бириа, который приезжал с семинаром всего месяц назад. Выйдя перед учениками в красных трусах-фонариках, которые мне подарил Фаек, я бросилась в бой. Класс длился два часа, было больше 100 человек, не было ковриков и других материалов (в то время их вообще не было в нашей стране). Люди остались очень довольны, подходили после занятия, задавали вопросы, благодарили...

Я ничего не помню, что я отвечала, не помню, кто были эти люди, но помню только одну девушку, которая во время занятий у Фаека была переводчицей, она подошла ко мне и сказала что-то вроде: конечно, Фаек — лев, но ты выглядела вполне перспективным львёнком. На следующий день состоялось другое занятие — часть 2-я, и все было по той же схеме.

Что я чувствовала во время этих уроков? Ничего! Меня не было, я была проводником, я не понимала, что я говорю, я ничего не помнила потом. Честно говоря, у меня до сих пор так часто бывает после уроков, я иногда даже не помню, кто я. А когда кто-то начинает напоминать мне, что я говорила, я думаю: «Как интересно... Кто это сказал?» А тогда, после моего первого урока, было ещё чувство подъема, полета, я была счастлива, потому что я нашла свое место в жизни, я обрела себя, ведь стать преподавателем йоги было моей мечтой! И я счастлива в своей профессии до сих пор.

Несколько советов тем, кто идёт проводить свой первый урок по йоге:

  1. Накануне вечером выберите форму для занятий, примерьте её, посмотрите внимательно в зеркало, сделайте пару асан, проверьте, хорошо ли вы выглядите в этой форме? Чувствуете ли себя удобно и уверенно? 
  2. Если у вас длинные волосы, подумайте о прическе, как волосы убрать, чтобы это выглядело красиво и не мешало вести урок. Лицо у преподавателя должно быть открытым, это важно для контакта с учениками.
  3. Настройтесь на то, чтобы вести себя максимально естественно, но если у вас мало опыта и вам пока нечем поделиться с вашими учениками, возьмите себе за образец какого-нибудь яркого и успешного преподавателя, чей класс вы посещали. Вы можете скопировать его манеру вести занятие, немного сыграть. Только не перегибайте и сделайте правильный выбор. Например, если вы молодой мужчина, не берите за образец пожилую женщину. Выберете себе как объект для подражания кого-нибудь близкого вам по возрасту, одного с вами пола (у меня таких примеров просто не было).
  4. Составьте план урока заранее. Просто план, в какой последовательности вы будете показывать асаны, что объяснять подробнее, чего просто коснётесь. Наметьте, сколько и на что у вас должно уйти времени, обязательно оставьте время для заключительной части — Шавасаны и перевёрнутых поз или того, что их заменяет. Если вы видите, что времени почти не осталось, а вы ещё где-то посередине, то прервите себя и переходите к завершению. Спокойная заключительная часть занятий даёт ученикам чувство удовлетворения от урока. Для того, чтобы ориентироваться во времени, смотрите на часы. 
  5. Будьте доброжелательны к ученикам, смотрите им в глаза, когда говорите, не поворачивайтесь спиной, не бубните себе под нос, старайтесь говорить ясно и громко, так чтобы вас было хорошо слышно. Улыбайтесь. 
  6. Следите за тем, как меняются лица учеников, если вы видите, что они перестают вас слушать или отвлекаются, выполняя асаны, меняйте ритм урока или верните их внимание как-то иначе, например, покажите какую-нибудь сложную позу сами или, наоборот, дайте ученикам сделать что-нибудь интересное и новое для них. 
  7. Если вы не можете справиться с застенчивостью, представьте, что перед вами не взрослые люди, которые могут как-то вас оценивать и критиковать, а маленькие дети (или котята, в зависимости от того, с кем вам больше приходилось общаться), то есть кто-то очень симпатичный и не способный причинить вам вред. Помните, что мы застенчивы от страха и гордости. 
  8. И, конечно же, посоветуйтесь накануне с более старшим и опытным преподавателем! У меня этой возможности не было....

Фото: Архив

yogajournal.ru

Как стать инструктором по йоге. Советы тем, кто хочет стать преподавателем йоги — OUM.RU Здравый Образ Жизни

oum.ru Рекомендации начинающим преподавателям йоги

Здравия!

Меня зовут Павел Коноровский. Не так давно я закончил курс-интенсив для преподавателей йоги. Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания. Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:

Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.

  1. Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы. Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
  2. Продумайте основу для каждой практики. По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого "чего-либо" → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Но выбирайте и пробуйте сами.
  3. Напиши два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три, объяснение в пятом пункте.
  4. Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук. Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
  5. Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ — Нет. И начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: "А мне сегодня перевёрнутые нельзя". И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
  6. Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону. Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого "клея", который был на первую сторону. Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
  7. Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится. Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой — почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
  8. Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
  9. Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится. Как минимум тому, что делать не стоит :)

  10. Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: "Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?" Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.

Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.

  1. Не бойтесь быть хуже или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не постелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
  2. Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев, вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
  3. Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших советов был ответ на вопрос: «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?» «Сказать: "А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!"». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
  4. Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию... и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т.д. Очень всем рекомендую — развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться :), но главное когда приходят «живые люди» :) никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть, ради дорогого друга или родственника, а там глядишь и втянутся.
  5. Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя, и постигать очень глубокие слои своего сознания.
  6. Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. При возможности займитесь мантраяной, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру пока еду в метро. Также, можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
  7. Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет и слова, вы отдадите эти энергии занимающимся. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
  8. Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам скажет о том, кто вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед проведённых вместе. Исходя из этого можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
  9. Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, если у вас хватит тапаса сразу объяснить духовность, то мой вам поклон. Но что стоит делать сразу и не отступать от этого ни на йоту, так это от фразы: «Йога — это не физкультура и не физические занятия».
  10. Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять зал, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не убили практикой.
  11. Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, те комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока вы говорите, вы не успеваете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для уже продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
  12. Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может и наоборот, вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
  13. Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
  14. Учитесь играть голосом, интонацией. Фраза «Расслабляйтесь в этой асане» и «Тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
  15. Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» — прогиб спины вверх; «Довольная кошка» — потягивание спиной вниз. В вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (вирабхадрасана 2) и закрытие таза (вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
  16. Держите контакт с людьми голосом и взглядом. По началу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз, или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите :)

Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.

  1. Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
  2. В конце практики, посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания. Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
  3. Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
  4. Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
  5. Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают. Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
  6. Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
  7. Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы с них не компетентны.

Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги — это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг."

Записаться на Курс преподавателей йоги.

С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!

www.oum.ru

10 секретов, как стать хорошим преподавателем йоги

Мода на йогу набирает обороты, и если 5 лет назад было много желающих заниматься «для себя», то сейчас переход от «я занимаюсь йогой» к «я учусь на преподавателя йоги» может занимать от 1 месяца до 1 года. На курсах, достойно готовящих новых йога-тичеров учится более 100-150 человек в год. Успешно заканчивают 10-20% учащихся. И многие хотят стать хорошими преподавателями, нашедшими свою аудиторию и помогающими другим.

Прежде чем начать обучение на курсе, нужно определиться с целью — зачем вы идете в инструкторы? Какие могут быть варианты: 

  • хочу быть похожим на своего любимого преподавателя
  • это популярно, тоже хочу быть в тренде
  • хочу славы и признания
  • хочу помогать людям
  • чувствую, что у меня есть потенциал 
  • не могу не делиться тем, что вдохновляет

Важно быть честным с собой в ответе. Путь преподавателя непростой, связан с постоянной работой над собой, над пониманием собственного несовершенства. Это ответственность, которую берешь на себя на коврике и вне его. И чтобы быть не просто преподавателем, а хорошим преподавателем, нужно знать секреты, как это реализовать.

1 секрет. Быть проводником. Когда встаешь на коврик, и группа смотрит на тебя, ты отдаешь ей энергию. Часто люди обесточены, столько сил тратят на то, чтобы выжить и реализоваться, что йога для них — это источник энергии, а преподаватель — проводник. И от того, к чему подключен преподаватель, будет зависеть, какими люди будут уходить с занятия. Какова ваша миссия, ценности, которым вы следуете сами и транслируете ученикам?

2 секрет. Быть ориентированным на «отдавать», а не на «получать». Ведение занятия — это всегда обмен энергией. Чем «заряженнее» группа, чем больше в ней опытных практиков и просто позитивных людей, тем легче вести занятие. Но это большая удача. Если ведете в основном группы для начинающих — вы отдаете много сил. А бывают совсем тяжелые случаи, когда люди на коврике «в минусе», и пришли за тем, чтоб подзарядиться от вас, как от солнечной батарейки. И вы с этим согласны по умолчанию. Старайтесь отдать даже больше, чем они рассчитывают, и тогда именно к вам будут приходить. Но нужно восстанавливаться, и отсюда вытекает...

3 секрет. Личная практика и техники, поддерживающие ресурсы. Бывает так — показываешь на занятии асаны на правую сторону, а на левую не показываешь, а ходишь и поправляешь группу. Как итог — асимметрия в теле и физические блоки. Поэтому занимайтесь личной практикой, соблюдайте режим дня, адекватное питание, не стоит вести занятия на износ, иначе в какой-то момент заметите, что вам нечего больше отдавать. Неправильная расстановка приоритетов — когда ведете занятие больной, и думаете, что такую самоотдачу оценят. Никто не оценит. Болезнь разовьется и вы выйдете из строя на длительное время. Поэтому необходимо поддерживать физическое тело, эмоциональные и ментальные ресурсы.

4 секрет. Общение с людьми. Нужно искренне интересоваться людьми, что они хотят от практики йоги, какие на этом пути возникают сложности, что мешает и что помогает. Ученики хотят живого общения, быть ближе к инструктору. Пусть это будет нечасто, но с вниманием и заинтересованностью.

5 секрет. Общение с глубокими, вдохновляющими вас людьми. Это авторитетные для вас преподаватели, духовные наставники, или же успешные люди, которые уделяют внимание разным сферам жизни. Нужно искать такое общение, благодаря которому хочется развиваться, и быть в этом кругу. Так называемый принцип «банки с солеными огурцами», когда пропитываетесь настроением тех, с кем общаетесь.

6 секрет. Учиться. Не жалеть времени и денег на образование, искать курсы, развивающие нужные вам навыки. Чувствуете, что аюрведа может быть хорошим помощником в индивидуальной работе — учитесь. Заметили, что часто подходят с медицинскими вопросами и диагнозами, и вам это нравится — тогда идите на курс по йогатерапии. Парные техники дают ощущение легкости и творчества – посещайте семинары и мастер-классы по акройоге. Посещайте конференции и семинары других преподавателей.

7 секрет. Сообщество. Обязательно вступите в тематические сообщества в социальных сетях, чтобы обсуждать сложные терапевтические случаи, спрашивать советы или просто делиться опытом преподавания. Когда долго ведешь занятия, особенно если живешь в небольшом городе, начинает казаться, что одинок в своих проблемах и нет нужного окружения. Возможно, с кем-то вы объединитесь чтобы сделать совместную авторскую программу, и это будет принцип синергии, усиления вашего суммарного потенциала.

8 секрет. Кармический менеджмент. Помогать другим преподавателям и радоваться их успехам. В йоге нет конкуренции в чистом виде, так как люди идут не просто на занятие, а на определенную личность. И этой личностью является преподаватель, со своими «фишками», с чувством юмора или его отсутствием, с потребностью много говорить или молчать и не мешать другим погружаться в практику.

9 секрет. Естественность. Преподаватель йоги – не застывшая в мраморе фигура в сложной асане и с отрешенным взглядом. Он живой, со своим жизненным опытом, видением, достоинствами и недостатками, с умением посмеяться над собой.

10 секрет. Быть, а не казаться преподавателем йоги. Это постоянная работа над собой, понимание, что две первые ступени Аштанга-йоги никто не отменял, даже если делаете сложные асаны и вдохновляете людей этим. «Яма-нияма» это фундамент, на котором будет строиться преподавание:

  • правила поведения и деятельность, помогающие держать сознание в чистоте;
  • соблюдение внешней и внутренней чистоты;
  • удовлетворенность тем, что есть;
  • самодисциплина;
  • постоянное самообразование;
  • посвящение себя и своих дел Высшему началу.

Одни секреты я узнала от своих учителей, когда только начала вести занятия, другие открыла для себя в процессе, некоторые дались через совершенные ошибки. Лучше сделать осознанный выбор, зная возможные сложности, чем быть в иллюзии и потом почувствовать разочарование.

Фото: littlebluekiwi/instagram.com

yogajournal.ru

7 вопросов для тех, кто хочет стать преподавателем йоги

Самое счастливое для вас время — часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать — и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать — и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя — это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие — даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать — особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах — не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели — те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги — ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя — гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы — те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию — без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц — опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога — мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём — мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в онлайн пре-тичерз курсе Yoga Journal!

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Фото: istockphoto.com

yogajournal.ru

Как стать преподавателем йоги | SLAVYOGA

Данная публикация будет интересна тем, кто стремится стать преподавателем йоги, тем, кто планирует свою реализацию в каком-либо спортивном тренерстве вообще, а также всем, кто хочет увидеть как происходит переход от личной практики к преподаванию

Это будет мой взгляд, он как всегда субъективный, и не претендующий на всю полноту картину, но вместе с тем я надеюсь, что мне получится показать как этот процесс проходил вокруг моей практики, с тем, чтобы вы могли уже достроить в своём воображении картинку соотносящуюся с вашей ситуацией. Ну, а если вы просто занимаетесь и никаким инструктором становиться вам в этой жизни не нужно, можете просто послушать историю о том, как оно бывает, что возможно позволит вам больше узнать о мире инструкторов и в том числе вас окружающих.

Я опишу этот процесс так, как я его вижу, о его правдивых и мифических сторонах.

Итак, прежде чем стать преподавателем, а в перспективе и тренером йоги – должно быть соответствующее желание и как модно сейчас говорить – мотивация. В истории о том, что кто-то там жил-жил, занимался себе тихонечко, а потом «вдруг» как пошло поехало, и вот он уже звёздный инструктор, а ведь на самом деле не очень то и хотелось даже… — враньё. Хотелось, и чем выше поднялся в своей квалификации преподаватель – тем больше хотелось, тем больше труда в это вкладывалось. Нельзя стать кем-то, не желая того.

Как стать преподавателем йоги и какого рода мотивация нужна?

Здесь возможны очень разные варианты. Раньше, ещё лет 20 назад, когда йога ещё не была превращена в такую развитую, как на сегодняшний день, индустрию были распространены варианты, когда человек действительно длительное время мог самостоятельно заниматься до какого-то момента и, почувствовав собственную уверенность и внешний запрос на йогу, переходил к самостоятельной организации групповых занятий. Тем более, в ситуации 20-летней давности, при общей государственной ломке, невыплатах зарплат, экономического краха для большей части населения, учитывая природную скромность йогов к толканию локтями – так востребованной в формировавшейся новой экономической формации, выходить в преподавание йоги – было хорошей возможностью ещё и банального выживания для себя и семьи.

Сейчас, конечно, такой путь прихода в йогу уже редкость. Мир йоги с каждым годом всё больше упорядочивается, укрупняется, появляются международные федерации йоги, вырабатываются какие-то единые нормы, и не учитывать всё это уже очень сложно.

Но вернёмся к желанию и мотивации.

Самое распространённое желание для преподавания йоги – это имея любовь к йоге, сделать её своей кормящей профессией. Убить, так сказать, двух зайцев сразу. И любимым делом продолжить заниматься, и людям что-то полезное давать, да ещё и денежки за это получать. Вполне себе нормальная мотивация. И даже, наверное, осуществимая. Если вы действительно хороший преподаватель, вложивший много лет вдохновения и трудов в собственную практику, уже всех гаруд, львов и собак мордой вниз съели, то конечно вы вправе на подобное претендовать.

То есть первый тип мотивации – это конвертация любви к делу в деньги. Как я уже сказал, это нормальное и правильное с моей точки зрения желание. Представьте себе, бывают случаи, когда в йогу «приходят» не имея к ней никакой первоначальной заинтересованности, а просто добавляя ещё одну квалификацию, пройдя какие-нибудь короткие курсы, к уже имеющейся по танцам, или аэробике. В моём районе, в большом фитнесс клубе йогу преподаёт именно танцор. Выглядит всё это очень забавно. В его случае это исключительно вопрос дополнительной работы. И понятно, что дальше его развитие тут, скорее всего, не пойдёт.

Второй тип мотивации для желания стать преподавателем йоги – это потребность реализовать себя. Реализовать какой-то внутренний поиск и глубоко личные запросы. Тут на первый план выносится ценность личного погружения в тему и цель найти «свой» путь в ней и через неё. Как говорит один мой друг – защитить внутреннюю диссертацию. Тут уже не важны деньги, регалии и признание, но, как правило, именно эта мотивация в итоге приводит к появлению по-настоящему новых и интересных систем, книг, и посмертных регалий и увековечивание их авторов.

Всем, конечно, хочется претендовать на второй тип мотивации, но чаще всего, даже не обязательно в этом себе признаваясь, побеждает всё-таки первый тип мотивации. Люди вливаются инструкторами в имеющиеся школы йоги и, в общем, растворяются в них.

Это касательно мотивации. Но приход в тренерство ею не ограничивается. Чтобы дело увенчалось успехом – должен быть пойман какой-то знак. Должна быть на самом деле какая-то внутренняя уверенность, что вам это надо. Потому что заниматься йогой для себя и для души – это одно, а преподавать её, проводя по 3-4 тренировки в день – это совсем другое. Просто стать инструктором чтобы «рубить бабки» ничего не делая, не выйдет. Тренерство это такой же труд, как и любая другая работа. Поэтому лучше на самом первом витке реализации своего желания стать преподавателем йоги, сто один раз задать себе вопрос нужно ли это вам.

Другое внутреннее переживание, которое в дополнение к первому может быть хорошим ориентиром для вас – это ощущение, что вам есть что сказать. Ну, а если к этому добавляется реальное чувство, что йога вас держит и не отпускает – тогда всё. Все нужные знаки у вас есть )

Дальше вам нужно приобретать соответствующие ЗУНы. ЗУН – это используемая в педагогике аббревиатура, за которой скрываются слова: «знание», «умение», «навыки». Поначалу возможно, это будет совсем базовый, набор совершенно необходимых для преподавания знаний. В принципе, я думаю на тех курсах йоги, которые сейчас представлены у нас, их вам дадут, а их развитии – это уже вопрос вашего личного творческого энтузиазма, так сказать.

Но давайте я их списком назову.

1. Умение показать, выполнить и умение отстраивать асаны2. Общие методические представления как строить тренировку3. Специфику воздействия асан4. Физиологию асан5. Режимы практики и их специфика6. Соотнесение интенсивности занятия с уровнем занимающегося и его здоровьем7. Технику безопасности (как бы это банально не звучало)8. Модификация асан для людей, имеющих проблемы с шеей, коленями, спиной.9. Йога для беременных, очень полных, имеющих повреждения, пожилых и других нестандартных категорий занимающихся.10. Использование вспомогательных средств для освоения асан (стена, стул, кирпич, одеяло).

Это основное из основного. Я тут не говорю, что вы должны знать санскритские названия всех основных поз, хотя бы мало-мальски историю йоги, основные тексты по ней, как средневековые так и современные учебники и многое другое. Это подразумевается.

На какой курс йоги записаться и какой лучше, у меня спрашивать бесполезно. Не знаю, не посещал, не сравнивал, и имею очень мало отзывов, поэтому ничего советовать не могу. Тут вам нужно будет самостоятельно решение принимать, кому доверить свои деньги и своё профессиональное будущее.

Кто-то проходит курсы у нас, кто-то, отдыхая в Индии, попутно проходит обучение и сертифицируется.

Наверное, лучше всего выбирать тот, в стиле которого вы сами тренируетесь, школа и лидер которого вам нравится и какова вероятность последующего трудоустройства. Кроме того, наверное, будут иметь больший вес курсы, выдающие сертификаты международного образца.

С оглядкой на собственное прошлое, готов подтвердить утверждение, что с момента начала занятий до преподавания йоги, должно пройти хотя бы 3-5 лет, за которые вы в должной степени измените и натренируете собственное тело, а также накопите необходимый багаж опыта и наблюдений.Мой вам совет никуда не спешить. Процесс должен развиваться максимально органически и естественно.

Помимо получения профессиональных знаний и навыков, нужно уметь ими пользоваться и научиться эффективно транслировать свои знания. Для этого нужны отдельные компетенции и квалификации. Это отдельное большое поле работы, с которым вы столкнётесь и которое по мере вашей работы с людьми, будет постепенно прорабатываться. Если к этому вопросу подойти осознанно, то, наверное, можно и этот путь пройти быстрее.

Я когда-то рискнул обобщить необходимые элементы, для того, чтобы тренировка была живой, рабочей и проходила с максимальной отдачей в сюжете «Алгоритм успешной тренировки». Всем кто этот сюжет не смотрел – рекомендую посмотреть, он вышел накануне нового года.

Я сейчас только перечислю основные пункты, которые я там подробно разбирал.

Это:

-состояние – ваша настроенность и заряженность вести занятие-программа – заблаговременная заготовка всего занятия, учитывающая запросы группы-расчет времени – по сути, продолжение второго пункта – баланс в нужной пропорции всей программы, в которую должен помещаться нужный объём каждой группы поз.-техническая часть (умения самого инструктора) – умение продемонстрировать предлагаемые к освоению упражнения.-речь – мало знать материал, нужно ещё и уметь его проговорить. Делать это ясно, чётко и по существу.-коммуникация – умение вести диалог с занимающимися.

После того как вы прошли первый большой этап, получили сертификат и начали преподавание йоги, начинается второй большой этап, который заключается в необходимости самостоятельного продолжения собственного роста. Вам, конечно, если вы имеете амбиции развиваться дальше, нужно будет из стадии простого инструктора, который ведёт групповые занятия, где просто по накатанной даёт упражнения, по заученной методике, с неё подниматься на следующую ступень профессионального роста и становиться тренером. Обычно эти слова вообще не различают, но вы должны ее иметь в виду. Инструктор – это узкий специалист, имеющий право преподавания в рамках программы, по которой он получил квалификацию. Тренер – это высококвалифицированный специалист, который понимает все аспекты йоги, хорошо знает теорию и методику, способен выстраивать индивидуальные занятия, соотносить программу с конкретным человеком, знать хотя бы основы йогатерапии, основы физиологии, знать, что происходит в мире современного фитнеса, а также понимать, что человеку нужно дать помимо йоги. Разбираться в питании, психологии и постоянно учиться. Т.е. тренер – это человек с большим багажом систематизированных знаний.

На этом мы разобрали, так сказать, формальную сторону вопроса.

Как стать преподавателем йоги, какой вести образ жизни и как справляться с кризисами

Ходят самые разные мифы и легенды об образе жизни йога. Я, кстати, как-нибудь обязательно запишу сюжет обо всех этих мифах. Что инструктор йоги, это такой себе посвятивший жизнь целибату веган с проколотыми ушами. Конечно, это не так. Точнее бывает и так, но это те случаи, когда человек сконструировал себе некоторый образ, живёт в нём, представляя его за «йоговский», а в массе своего все тренеры йоги «такие же люди» как и остальные.

Безусловно, что йога через изменение тела меняет и много чего ещё в жизни. Привычки, предпочтения, интересы, но личность всё равно будет оставаться личностью.

Отдельно хочется сказать, что в йоге, как и в любой другой сфере, бывают свои кризисы. Моменты, когда может накатить усталость, желание сделать перерыв, или вообще всё забросить и попробовать себя в чём-то другом. Когда кажется, что все усилия ни к чему не привели, результаты скромные, а время безвозвратно потеряно.

Кризисы – это нормально. В том смысле, что они не приходят просто так, и значит действительно пришло время задуматься о своей стратегии, миссии и целях. Возможно, что-то действительно не оправдало себя, а возможно вы просто недостаточно усилий в это вложили. Или делали что-то совсем противоположное вашей цели с какого-то момента. Кризис, это не та штука, которая рождается на ровном месте, что-то за ним обязательно стоит и что-то в сложившемся образе ваших мыслей и действий (мыследействий) придётся менять. А это значит, что вам придётся думать, устранять ошибки и делать следующий ход развития. Что само по себе будет иметь для вас позитивное значение и заряд энергии для следующего витка вашего развития.

И на этой оптимистической ноте я закончу. Думаю, тем, кому тема интересна, свою пищу для размышлений получили, и всё основное вроде как сказано.

Автор статьи — Артур ПаталахРедактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Видео о том, как стать преподавателем йоги

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

7 советов начинающему преподавателю йоги

Мечтаете стать хорошим учителем йоги? Следуйте этим правилам.

  1. Разрешите себе то, чем вы занимаетесь. Еще совсем немного времени отделяет вас от статуса продвинутого ученика, но теперь вы – учитель. Диплом или свидетельство об окончании курсов украшает стену, вы успешно сдали все, что нужно было сдать. Но сделать этот самый первый ключевой шаг и набрать свою группу не представляется возможным? Словосочетание «своя группа» уже будит ужас – мол, куда же мне, сирому и убогому, недостойному и неопытному брать под свое крыло (еще хуже: прямо вот за деньги), этих светлейших существ, желающих ступить на путь познания и заняться йогой?! Неужели, кроме меня нет более достойных кандидатов?.. Пока вы не избавитесь от перфекционизма, у вас действительно не будет своей группы. И денег от любимой работы. И признания, благодарных учеников и выездных семинаров. Знаете, почему? Потому что пока вы в тайне будете надеяться, что люди каким-то образом сами узнают о вас, обратят внимание на такого скромного и совершенного, благородно практикующего в пустом зале после занятий, затаив дыхание будут смотреть в щелочку у прикрытой двери… или обратят внимание на вас в чайной комнате, тихо и с достоинством читающего в уголке умную книгу, не такого, как все эти выскочки в цветастых штанах, и пойдут с инициативой к администратору йога-студии «а что это за такой прекрасный неизвестный нам йог? мы хотим заниматься у него!» – ничего не будет. Ничего не будет, если вы решите, что ваша задача – просто Практиковать и все. А все вопросы с арендой зала, с выгодными часами работы, с рекламой – не вашего ума дело. Быть самостоятельным йога-тичером – это не только вести занятия качественно и безопасно, это еще и масса организационных вопросов, это еще и отчеты в налоговую, продвижение в соцсетях, стрессменеджмент с владельцами студий и залов для занятий, ответы на кучи дуратских вопросов. Разрешите себе быть не только йогом, а и подрядчиком, представителем в сфере услуг, менеджером по работе с клиентами.
  2. Найдите свой профиль и развивайте его. Сейчас «просто йоги» очень много, потому что организовывать йога-курсы намного выгоднее, чем проводить регулярные занятия – следовательно, предложений от таких, как вы – пруд пруди. Потому готовьтесь к тому, что даже если ваша «просто йога» действительно очень качественная и «настоящая» -на вас никто не обратит внимания. Не обязательно придумывать авторский стиль с провокационным названием вроде «йога упругих попок», но вам необходимо показать миру то, в чем вы реально знаете толк. Вам нужно разобраться в том, что получается у вас давать людям (тут я подчеркну – не у вас лично, а у вас – давать людям) лучше всего, найти этому определение и подогнать под формат. Таким образом обозначится дорожка, по которой ваши последователи смогут найти вас.
  3. Дружите с конкурентами, не брезгуйте учиться у других. Как только вы нащупаете «свой» профиль, вам станет намного проще строить отношения с теми, с кем приходится трудится на одном поле. Вам всегда будет чему поучиться даже у тех, кто «по физике» и по «духовке» объективно слабее вас. Но не вздумайте вести работы по «спасению иноверцев», то есть развивать диверсионно-переманивательную деятельность в чужих раздевалках – уважайте чужих учителей, чужие школы и традиции! Тогда вам обязательно откроется что-то, что сделает вас круче и опытней в глазах ваших учеников. Не бойтесь отправлять потенциальных учеников с не совсем подходящими под вашу практику запросами к другим учителям. Будьте в курсе того, что представляет из себя рынок йога-услуг в вашем регионе, умейте им пользоваться.
  4. Уходите от зависимости учителя, но не теряйте учителя в своей жизни. Это очень важный момент – у вас должен быть учитель. Это тот человек, который дал вам наиболее точные, наиболее востребованные вами знания и умения, чьему мнению вы доверяете и куда вы можете время от времени попадать на личную практику и «калибровку». Ваша собственная преподавательская практика будет во многом продиктована стилем и подходом вашего учителя. Но, как только отпочкуетесь, помните – вы уже сами, отдельно, вы вообще о другом и вы можете добавлять или отнимать от практики все, что считаете нужным. Важно оставаться собой в своей практике и преподавании и убирать «не свое». Паттабхи Джойс и Айгенар – ученики одного учителя, но их практики совсем не похожи друг на друга. Если вы будете постоянно оглядываться назад и проверять свою деятельность на «верность традиции», то можете скатиться в комплекс отличника и перфекциониста и провалитесь в черную дыру, описанную в пункте 1. Более того, ваш учитель может сам, осознанно или не очень, побояться вашей активности вблизи его звезды, а также раздевалок, и у вас начнутся палки в колесах от человека, которому вы привыкли верить как самому себе.
  5. Не загоняйтесь. Как правило, у новообращенного йога-тичера работы или слишком много или слишком мало, а денег стабильно мало всегда. Опытный преподаватель с регалиями работает меньше, а зарабатывает больше. Как так? Во-первых, более опытным (именитым, наглым… нужное зачеркнуть) перепадает самое лучшее время в зале, это 19:00 пн-ср-пт. Большинство посетителей йога-студий ходят на занятия именно тогда – после работы. И пол в холле в это время заставлен уличной обувью от плинтуса до плинтуса, а окна в зале радостно запотевают от бурлящей работы. Вас, новичка, с удовольствием поставят в открывающуюся группу на 11, например, утра, или на 15:30 – когда весь ваш потенциальный контингент с проблемными спинами и тугими тазобедренными трудится по офисам города. Вам останутся домохозяйки и фрилансеры – и те и те нестабильны в плане регулярных посещений, у них болеют дети, интересные поездки и вечный форс-мажор. Хорошее вечернее время и большую группу может предложить фитнес-клуб среднего пошиба, но не спешите радоваться – как правило, в клубах платят фиксировано мало, независимо от количества пришедших человек. Таким образом, вы, толком не разобравшись, насобираете себе по 3-4 класса день в разных студиях в самое неходовое время на самых плохих условиях и будете получать за эти 3-4 класса все равно меньше, чем ваш учитель, собирающий один полный зал три раза в неделю в 19:00, в раскрученном месте в центре возле метро и дающий, на ваш взгляд, практику, ничем не уступающую вашей собственной. Но где он, а где вы… см п1. Загнавшись, вы впадете в апатию и будете как зомби перемещаться между классами, у вас не останется сил на собственное развитие и варианты перехода из «никому неизвестных новичков» в «светил, достойных вести занятие в прайм-тайм» отодвинутся на неопределенный срок. Ведь чтобы «на вас» ходили, нужно что-то из себя представлять и расти и совершенствоваться каждый день, не забывая сообщать миру об этом. Потому, чтобы позволить себе заниматься качественной йогой, иногда приходится работать на какой-то другой работе на первых порах и получать на ней достаточно, чтобы с душой и удовольствием выкладываться на каждом занятии в йога-студии. Или уйти в первые два года в своеобразный рабочий ретрит, без особых амбиций и финансовых ожиданий.
  6. Найдите ученика. Это будет не «клиент», а именно ученик, вместе с которым вы также будете заниматься и совершенствовать собственную практику. Это должен быть единомышленник, заинтересованный в личном росте, в йоге, в возможном преподавании в дальнейшем – но отстающий от вас лет на пять. «Об него» вы будете учиться, его вы будете поднимать, вкладывая в него максимум сил и внимания. Он сможет заменить вас в случае чего на ваших занятиях, обеспечит какой-то тыл, вместе вы сможете посещать всевозможные йога-семинары, обсуждать детали практики. Возможно, этот человек будет заниматься у вас за символическую плату или даже бесплатно, но это того стоит!
  7. Делитесь и развивайтесь. Лучший способ, чтобы о вас узнали – искренние щедрость и открытость. Соглашайтесь работать «за еду» на известных йога-фестивалях, участвуйте в благотворительных йога-марафонах, проводите бесплатные занятия, заведите канал на ютьюбе. Чем больше вы отдадите – тем больше к вам потом вернется. В виде опыта, новых умений, знаний и, конечно, новых учеников. Но не загоняйтесь

Фото: sohoyogabne/instagram.com

yogajournal.ru

6 мифов о преподавателях йоги

Мечтаете стать инструктором по йоге? Убедитесь, что вы не подвержены шести этим стереотипам.

Миф 1

Йога-тичеры удивительно гибкие, сильные и отлично выполняют все асаны.

Искусное выполнение поз — не цель йоги. Позы — инструменты, при помощи которых можно лучше понять себя и свои отношения с миром. Нереалистично, неправдоподобно и не нужно уметь делать все асаны на уровне моделей на обложках журналов по йоге. Легко сделать из асан некий фетиш — однако гораздо важнее быть преданным своей практике и постоянно исследовать то, как тело, ум и сердце реагируют на практику.

Миф 2

Все йога-тичеры — вегетарианцы.

Многие преподаватели йоги вегетарианцы. Как правило, они мотивируют свой выбор ахимсой, ненасилием, первой ямой «Йога-Сутр» Патанджали. Однако другие преподаватели не придерживаются вегетарианства. Часто для них это тоже проявление ахимсы — только по отношению к самим себе. Вот такая разная ахимса. 

Миф 3

Йога-тичеры всегда расслабленные, позитивные и никогда не бывают в стрессе.

Многие йога-тичеры изначально начинают заниматься именно для того, чтобы разобраться с собственными неврозами, страданиями, тревогами и болью. Они на собственном опыте ощутили, что практика йоги может предложить тем, кто проживает трудные времена. Если благодаря практике вы всегда счастливы и спокойны, отлично. Если у вас бывают тяжёлые дни, которые вы проводите в постели, — это тоже реальность. Преподаватели йоги — живые люди, переживающие всю гамму человеческих эмоций.

Миф 4

У всех йога-тичеров глубокие знания философии.

Преподавательский курс длиной в 200 часов даёт основу асан, анатомии и философии. Вы всё ещё ученик — особенно, что касается философии и традиционных текстов. Уважайте эти тексты и адекватно оценивайте свою способность говорить о них с другими. Преподавайте только то, что хорошо знаете, — лучше, если это будет понимание, основанное на опыте. Чтобы провести хорошее занятие, необязательно сыпать цитатами из тантрических текстов.

Миф 5

Все йога-тичеры разбираются в человеческом теле не хуже любого врача.

Ученики будут задавать вам разные вопросы о своих коленях, бёдрах и плечах. Будут рассказывать о проблемах с сосудами и с печенью, о своей тревоге или депрессии. Будут просить советов. Если вы не эксперт в этой области, то лучшим ответом на такие вопросы будет что-то вроде: «Я не знаю точно, как вам помочь. Проконсультируйтесь, пожалуйста, с врачом. А мы давайте займёмся йогой — возможно, она облегчит ваше состояние». Слушайте учеников и учите их только тому, что знаете. Это всё, что вы можете сделать.

Миф 6

Преподавание йоги — работа мечты.

Порой преподавание йоги по ощущению напоминает любую другую работу. Нереалистично считать, что вы можете каждую минуту быть вдохновляющим и страстно вовлечённым. Позвольте себе все те взлёты и падения, которые есть в любой работе, — и пусть ваши друзья и родственники убеждены, что вы проводите свои дни, практикуя на пустынном пляже и распивая коктейли. Заботьтесь о себе — даже если это работа мечты, она всё равно прежде всего работа.

Хотите овладеть искусством преподавания йоги? — Приглашаем принять участие в онлайн пре-тичерз курсе Yoga Journal.

Пре-тичерз — это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий — Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Старт курса — 21 ноября. Специальная цена на курс только до 9 ноября! 

Фото: ariellerabier/instagram.com

yogajournal.ru


Смотрите также