Как я стала преподавателем йоги. Преподаватели по йоге


Как начать преподавать йогу? :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру

Как начать преподавать йогу?

Многие считают, что начать преподавать — это логичное продолжение личной практики длинной в несколько лет. «Мне нравится йоги, я достиг(ла) в ней успехов, хочу передавать знания». С одной стороны, это хорошая мотивация, а с другой — плохая (говорю на личном опыте 17 лет практики и 9 лет преподавания). Почему же плохая? Потому что придётся подстраиваться под преподавание. И не всегда это комфортно. Чтобы не испытать шок и не свернуть с намеченного пути — либо «свернуть» как раз туда, куда надо — ниже что-то вроде «шпаргалки» для тех, кто хочет стать «йога-преподом» / преподавательницей йоги.

Что НЕ нужно для того, чтобы начать преподавать йогу:

  • Какая-либо инициация или благословение от «Гуру»
  • Знание тайных практик и мантр
  • Умение контролировать людей и подчинять своей воле, знание магических приёмов (которые по факту есть в йоге которые некоторые преподаватели используют)
  • Досконально знать человеческую анатомию
  • Не нужно быть врачом или профессоинальным спортсменом (как и, например, балериной или гимнастом)
  • Не нужно много денег и деловая жилка — ведь открывать свой йога-центр совсем необязательно
  • Не нужно даже много лет заниматься йогой (хотя это очень помогает)
  • Для большинства стилей, не нужно быть «духовной личностью» или «Пробуждённым»
  • Не нужно иметь ИДЕАЛЬНОЕ здоровье — ведь и ваши ученики не будут им обладать
  • Не обязательно иметь самый дорогой коврик для йоги и самую модную американскую одежду для неё — достаточно базового комплекта. Многие йога-центры с радостью предоставят преподавателю (и учащимся) коврик.
  • Не обязательно обладать личным транспортом — на ваши 2-3 урока в день вы, в принципе, доедете и на метро.

А вот что НУЖНО:

  • «ПСИХИКА». Быть психологически стабильной личностью — чужое мнение (о вашей практике и о вас лично не должно вас задевать — будь оно восторженное или неодобрительное)
  • «ФИЗИКА». Иметь умеренно хорошее здоровье и личную энергию для интенсивного преподавания (иметь силы проводить 1-4 урока в день)
  • «ТЕОРИЯ». Обладать базовыми знания о теории и практике йоги — чтобы отвечать на стандартные вопросы и направлять людей туда, куда надо. Проштудируйте «Йога-сутры», «Хатра-йога Прадипику» и «Шива-Сутры» — для начала хватит.
  • Наработать ядро практик, которые вы и будете преподавать. Делиться надо только тем, что сам(а) хорошо знаешь. Новые для вас практики надо сначала «обкатать»: прежде, чем давать другим людям практику, сделайте её сами хотя бы 108 раз (это обычно занимает 2-3 месяца или больше).

Как не «перегореть», начав преподавая йогу:

  • Внимательно прислушивайтесь к собственному здоровью. В случае появления тревожных симптомов в суставах, позвоночнике, или общем упадке сил — договаривайтесь со своими работодателями и снижайте интенсивность преподавания. Например, не берите 3-4 урока в день, оставьте 1-2. Делайте «выходные». Оставьте время на личную практику, восстановление сил, и на повышение квалификации без отрыва от работы.
  • Если вы преподаёте — все асаны делайте аккуратно, не допускайте травм. Не стремитесь показывать максимальную форму каждой асаны! Не рискуйте работой и здоровьем, демонстрируя сложные позы, которые вы пока знаете не «на пять». Травма выбивает преподавателя на 2-3 месяца, если не больше — из работы и своих занятий.
  • Оставляйте в графике дня хотя бы час-два на отдых, пребывание на природе, и в тишине. Идеально — серьезно займитесь медитацией. Это поможет восстанавливаться от тесного общения с (очень разными!) людьми и езды по городу в часы пик. Ваши нервы должны быть в хорошем «рабочем» состоянии, иначе преподаватель йоги из вас никудышний.

Не стремитесь сразу становиться «Гуру», персональным коучем людей, которые наладили с вами психологический контакт. Вы можете давать индивидуальные занятия, но не стремитесь «дружить» даже со своими лучшими учениками\цами. Держите дистанцию и никогда не позволяйте отношениям с учащимися становиться личными и тем более интимными. Есть люди, которые ищут наставника (а то и родителя!) и готовы на всё, чтобы заполучить коуча. Став преподавателем\ницей йоги, вы берете на себя ответственность за то, чтобы не входить в далеко идущие отношения с учениками, которые потом могут негативно повлиять на всех участников отношений. Это «само собой разумеющееся» правило очень часто нарушают западные преподаватели и мы недавно наблюдали целую череду связанных с этим скандалов.

Изучите правовые нормы, регулирующие преподавание йоги (их почти нет). узнайте, какие последствия имеет получение травмы человеком на вашем занятии, обсудите это с вашими работодателями. Если вы не врач, НИКОГДА и ни под каким предлогом не пытайтесь заниматься йогатерапией каких-либо заболеваний.

Дополнительно:

Не допускайте, чтобы ваша личная практика зачахла из-за интенсивности преподавания. Не берите больше часов занятий, чем вы можете потянуть, сохранив 1-2 часа личной практики в день. Иначе вы не преподаватель йоги, а винтик в машине йога-индустрии — и в долгосрочной перспективе, не сможете дать своим ученикам глубоких знаний.

Раз-два в год ездите на «повышение квалификации» — к продвинутому учителю\нице йоги, за границу или на ретрит. Узнавайте новые техники йоги. Изучайте авторитетную йогическую литературу.

Поддерживайте своё здоровье в максимально хорошем состоянии. Если позволяют средства, регулярно получайте массаж, сеансы хиропрактики или мануальной, висцеральной терапии. Делайте аюрведические процедуры.

Вы не обязаны становиться вегетарианцем, но обязательно питайтесь полноценно — так, чтобы ваше тело было в отличной физической форме. Регулярно сдавайте полный (развёрнутый) анализ крови, чтобы контролировать показатели. Если сами не обладаете глубокими знаниями по диетологии, получите консультацию у специалиста (врача). Никогда не пользуйтесь материалами по питанию или чисткам организма, выцепленными с просторов интернета: они, мягко говоря, не надёжны!

Так как вы работаете с людьми, постарайтесь иногда (1-2 раза в год, хотя бы) получать консультацию психолога или коуча. Так вы снимете психологические конфликты (а они на работе будут иногда) и будете «держать руку на пульсе» своего личностного роста.

Если вы хотите построить свой йога-бизнес, или сделать преподавание йоги основным источником дохода, имеет смысл получить удалённое бизнес-образование или хотя бы ряд консультаций у специалиста по бизнесу. Йога-бизнес мало чем отличается в любого другого и вполне логичен. Если не хотите ближайшие 5 лет рабоать «за донейшен» или «сколько надо и как придётся», не пренебрегайте такими инструментами, как бизнес-план и ведение личной бухгалтерии (контроль доходов\расходов).

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

hanuman.ru

Для чего нужны преподаватели йоги? :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру

Для чего нужны преподаватели йоги?

В наши дни в России йога не только вышла из подполья, в котором она прозябала при советской власти, но и расцвета пышным цветом. Появились собственные «звездные» преподаватели, известные на мировом уровне. Нередко в Москву, Петербург и другие города приезжают с матер-классами знаменитые западные учителя. Организуются йога-фестивали и йога-туры. А кто-то ездит в Индию учиться у тамошних специалистов, носителей аутентичных традиций (Парампар). При этом, йога у нас сильно коммерциализирована (как и в США, и в Европе), и фактически превратилась в умеренно доходный бизнес.

То есть, налицо — с одной стороны, наличие коммерческой составляющей во всем этом, а с другой — нетрудно убедиться, почитав оригинальные трактаты по йоге, что цели этой науки исключительно духовные, и оказывать услуги по их достижению за деньги даже как бы неэтично. Эту непростую парадоксальную ситуацию каждый преподаватель решает сам. Один вовсю штампует «обучающие» DVD (хотя довольно очевидно, что «под запись» йоге не учатся), другой по три раза в неделю набирает 30-40 человек на занятие, третьи проводят выездные йога-семинар. А кто-то тихо сидит на своей даче, или в Крыму, или на Кавказе, и практикует, не известный никем, кроме близкого круга знакомых. Другие вообще уехали на Восток ретрититься и получать знания, или делать личную садхану в местах Силы, и встретить такого преподавателя непросто. Как же выбрать «своего» инструктора по йоге? И вообще, нужны ли они? Если можно взять книгу, диск, посетить 1-2 семинара — и запомнить, как делать ту или иную технику, а потом пытаться повторить это дома?

  • Редкому преподавателю удается совмещать серьезный подход к личной практике с регулярным проведением коллективных занятий. Но с точки зрения учеников, посещающих эти занятия, и с помощью материальной поддержки укрепляющих преподавателя в желании преподавать, это не важно. Это логично. Ходить надо к тому, кто готов уделять вам время и силы. А не искать какого-то заоблачного Гуру — кто гарантирует, что он вообще станет с вами говорить? Продвинутому йогу, который сидит в пещере (в прямом или в переносном смысле), вы — со своей энергетикой и своим уровнем сознания и своими иллюзиями — не нужны, неважно сколько денег вы можете предложить — скорее всего, к такому человеку просто не попасть. Либо он даже позволит вам приблизиться, но не скажет ничего практически, по вашему мнению, ценного в вашей текущей ситуации. Так что вопрос не в том, «кто более продвинутый». Вопрос соответствия уровня преподавателя и вашего текущего уровня подготовки (реализации).
  • Преподаватель — это, фактически, вы через 5-10 лет упорной практики. Поэтому сразу посмотрите на него (нее), и решите — хотите ли вы быть на него (нее) похожими. Если нет — это не ваш «Йидам», не ваш шаблон. Преподаватель не может научить только тому, что знает и практикует сам — поэтому чем больше вы с ним будете заниматься, тем больше будете на него похожими.
  • Преподаватель имеет опыт достижения успеха в различных техниках, а также опыт ошибок — неверного выполнения. Поэтому он (она) может подсказать нюансы выполнения практик, и оценить правильность того, что вы делаете. В йоге всегда практикуется индивидуальный подход, т.к. у всех у нас разное тело (отсюда разная работа в асанах) и разные возможности легких (отсюда разная работа в пранаямах), и тем более — разное состояние ума (поэтому у одних людей получается одна медитация, а у других- другая). Преподаватель наверняка знает гораздо больше техник, чем тот набор, который дает на занятии или даже в рамках месяца\курса. Поэтому преподаватель может подобрать вам индивидуально именно те упражнения, которые нужны вам на данном этапе.
  • Преподаватель — в каком-то смысле именно «тренер», который мотивирует вас заниматься. Бывают дни, когда ну не хочется идти на йогу, а даже придя в зал, у вас словно нет сил заниматься. Потом это проходит, как говорил Б.К.С. Айенгар, «главное — встать на коврик». Преподаватель — тот, кто мотивирует вас встать на коврик, и начать двигаться — а дальше уже энергия асан и пранаям делает свое дело, и занятие происходит. В конце, именно преподаватель похвалит вас, закрепляя полученный опыт самодисциплины. Это может показаться какой-то муштрой, но многим людям (которым сложно заниматься дома), преподаватель по йоге просто необходим!
  • «Бхава», харизма или пассионарность, или закон притяжения. Некоторые преподаватели отличаются тем, что до мозга костей уверены в том, что они делают, как живут, и что преподают — и поэтому буквально «заряжают» других своим «фанатизмом». Это в высшей степени ценное качество. С таким преподавателем у вас даже не возникает вопрос, вставать на коврик или нет — вы уже знаете, что сейчас будете делать все, что он скажет, и даже больше. С такими преподавателями бывает очень быстрый рост, наработка практики (взлет ракеты). При этом, неважно, насколько глубоки и широки познания человека вокруг йоги — будьте уверены: то, что он знает, он в вас заложит. Опасность таких преподавателей лишь в том, что девушки-студентки часто подпадают под их очарование, и зачастую вступают с ними в отношения, которые неизбежно заканчиваются так же быстро, как начались. Если эго преподавателя не подконтрольно, это может стать для него настоящей болезнью, искушением, напастью. Такой человек может долго пребывать в иллюзии того, что он «помогает» женщинам, сам же лишь укреплять свое неведение. Некоторые из таких «шри донжуанов» имеют также материальную выгоду от таких отношений. Важно разделять йогу и личностные отношения с харизматичными преподавателями, иначе драмы, разочарования, горечи обид — не избежать. Если вы не хотите рисковать общаться с таким преподавателем, зная, что он как раз такой, вы, конечно, останетесь в стороне от проблем, но можете многое потерять в плане йоги.
  • Преподаватель йоги — почти всегда мастер какого-то одного метода. Поэтому изучать с ним надо именно то, что он сам практикует, не надо даже интересоваться мнением человека по поводу других направлений, стилей, или персоналий. Нормальная ситуация — в том, что преподаватель Хатха-йоги мало знает о Кундалини-йоге (Йоги Бхаджана), и с недоверием относится к ее эффективности — и наоборот. Электрик и сантехник оба делают дом уютнее, но каждый из них — по-своему, и не разбирается в работе другого! Как не стоит спрашивать у вашего батюшки мнения на тему той или иной мантры или асаны, так же не надо спрашивать йога ни про что, что не относится к сфере его непосредственной практики. Если, конечно, это не признанный духовно реализованный Мастер (уровня Аммы, Муджи и др.), который познал все стороны жизни. В хатха-йоге много разных техник, и человек обычно хватается за какую-то одну, и она ему помогает. При этом он может отрицательно отзывать обо всем остальном. Это не истина в последней инстанции, а скорее налет Майи, остатки Эго человека, нехватка кругозора. Я слышал возмутительные заявления в адрес йоги и медитации от некоторых адептов других систем саморазвития — при этом, это не значит, что они глупцы, просто они видят в своем «коридоре». Точно так же йог может негативно отзываться о какой-то религии или виде спорта — который субъективно «помогает» миллионам других людей.

Три типа преподавателей йоги

Преподавателя йоги можно оценить по трем параметрам (осям координат): знание физиологии йоги тела, логики выполнения физических упражнений; знание эффектов и противопоказаний разных йогических техник; и знание сути, или философии, а также первоисточников, по йоге. Смотря по типу направленности личного развития преподавателя, он может помочь вам добиться тех или иных результатов — но не «прокачать» по всем трем осям одновременно!

  1. Инструктора первого типа можно условно назвать «гимнаст». И правда, он обычно имеет высшее спортивное образование, без видимых усилий гнется во всех направлениях, и если его сильно попросить, свяжется в три узла, при этом не прекращая объяснять, какое сухожилие как работает в данном случае, и под каким углом должна стоять берцовая кость в данной асане. У такого преподавателя можно научиться технично выполнять внешнюю форму поз йоги (асан) — с тем, чтобы избежать травм и мышечных блоков и быстро наработать необходимый мышечный каркас для безопасного выполнения широкого диапазона поз. Гимнаст не станет долго распространяться о том, как эта асана усиливает функцию поджелудочной или шишковидной железы — он покажет, куда подвернуть большой палец, чтобы держать ее полчаса, при этом не вспотев. Эзотерический смысл выполняемого от «гимнаста» обычно ускользает.
  2. Второй тип преподавателя — знаток Аюрведы и йогатерапии. Этот очень ценный тип инструктора можно назвать «доктор» (некоторые из таких преподавателей и являются докторами). Он может помочь решить проблемы с позвоночником, несварением желудка, выправить зрение, избавиться от вредных привычек, очистить организм. «Врач» часто адаптирует асаны под свои нужды, строго говоря уходя от собственно йоги. И не интересуется философией и конечной целью йоги как связки Хатха-Раджа, т.к. решает прикладные, текущие проблемы. Это как реанимация: врачи на скорой помощи не объясняют вам, как надо отжиматься в Дандасане, или что говорил по этому поводу Риши Патанджали — они просто ставят дают разряд, делают искусственное дыхание — и вы снова живете. «Доктор» объяснит, как работают митохондрии в данной пранаяме, но может не заметить, как криво вы при этом держите спину, и не сможет вам внятно объяснить, как именно повальное размножение митохондий в вашей крови поспособствует вашему Просветлению.
  3. Третий тип преподавателя — «философ», это самый потенциальный и одновременно самый опасный тип. Таким людям не нравится, когда их называют «инструкторами», зато втайне радуются, когда ученики за глаза называют их «Гуру джи» или «мастер», или «Учитель». При этом, человек может быть неспособен не то что встать на голову на полчаса, а банально сесть в «лотос». Он может иметь живот, два кредита (или, наоборот, доходных дома в центре Москвы), а также четверых детей от разных женщин, или быть монахом (возможно, даже японским). Все это плещется мельче его уровня — самой глубины океана мудрости. Он не бегает ни за бешеными прибылями с семинаров на сто человек, ни за молоденькими студентками (то и другое приходит, или избегает его, в зависимости от положения планет). Он знает философию йоги, и отлично представляет ее цели — к чему, собственно, все эти практики, куда они могут привести. В идеале, он реализовал уровень Самадхи и Самореализации, или близок к этому. Однако зачастую это просто человек интеллектуального склада, решающий свои интеллектуальные проблемы через интеллект же — говоря языком трактатов, Джняна-йоги. Это одна из самых утонченных йог, к которой готовы единицы даже из тех, кто считает, что готов. И подходит, понятно, не всем. Человек, почувствовавший вкус непосредственного постижения, может вам в открытую заявлять, что асаны и пранаямы и даже медитация — не нужны, и его харизмы может хватить на то, чтобы вас убедить. Вопрос в том, что это может быть истиной для него, но скорее всего не для вас. К такому человеку надо внимательно присмотреться — и либо уйти от него к преподавателю 1 («гимнаст») или 2го типа («доктор») за получением более приземленных знаний, либо принять его как своего личного духовного наставника (Гуру) и следовать его дальнейшим указаниям.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

hanuman.ru

Обучение инструкторов по йоге, подготовка преподавателей: йога-обучение

Московский Университет Йоги

Кирилл Ржаной

Дисциплины на курсе

  • Хатха-йога
  • Методики построения практики
  • Мастерство преподавания
  • Психосоматика
  • Медитация

Ольга Ржаная

Дисциплины на курсе

  • Хатха-йога
  • Мастерство преподавания
  • Психология йоги
  • Хатха-йога для женщин
  • Отстройка базовых асан

Сергей Лобанов

Дисциплины на курсе

  • Веды и другие священные тексты Индии
  • Йога-сутры Патанджали Бхагавад-гита
  • Хатха-йога прадипика
  • История и философия йоги

Анастасия Ковалева

Дисциплины на курсе

  • Йогатерапия
  • Отстройка базовых асан
  • Тематические классы по хатха-йоге
  • Методика проведения занятий для начинающих

Александра Грачева

Дисциплины на курсе

  • Мастерство преподавания
  • Методики построения практики
  • Психология йоги
  • Основы пранаямы
  • Медитация

Александр Таишев

Дисциплины на курсе

  • Мастерство преподавания
  • Методики построения практики
  • Внутренняя работа в асанах
  • Энергетические аспекты йоги

Дмитрий Серебровский

Дисциплины на курсе

  • Психосоматика
  • Психология йоги
  • Йогатерапия
  • Отстройка базовых асан

Людмила Хомякова

Дисциплины на курсе

  • Йога Айенгара
  • Теория и практика
  • Отстройка базовых асан

Леонид Ланин

Дисциплины на курсе

  • Аштанга-виньяса йога
  • Теория и практика

Оксана Будкина

Дисциплины на курсе

  • Хатха-йога
  • Йога-терапия
  • Йога для беременных

Андрей Ткаченко

Дисциплины на курсе

  • Школа Дхирендры Брахмачари
  • Теория и практика

Юлия Синявская

Дисциплины на курсе

  • Аюрведа и йогическое питание
  • Йогатерапия
  • Женские практики
  • Йога голоса

Ульяна Агалакова

Дисциплины на курсе

  • Хатха-йога
  • Отстройка асан
  • Мастерство преподавания
  • Теория и практика йоги

Дмитрий Семёнов

Дисциплины на курсе

  • Анатомия и физиология
  • Анатомические цепи
  • Соматика Ханны
  • Йогатерапия ОДА

Инна М-Ли

Дисциплины на курсе

  • Школа ТриЙога.
  • Теория и практика

Антонина Миронова-Тихомирова

Дисциплины на курсе

  • Универсальная йога Андрея Лаппы

www.niketan108.com

Как я стала преподавателем йоги

Как эволюционировать из журналиста в инструктора по йоге. И зачем.

«Как ты здесь оказалась? Ведь ты же такого же скептического склада, как и я!» – любопытствует Петренка (ж), выходя вместе со мной из йога-студии, в которой я преподаю. Петренка – мой друг и мой же ученик. Она размялась, ей легко, она хохочет. Я – инструктор. И, хоть убейте меня, я не понимаю, как так вышло. Очнулась этим летом в Москве. Сижу на коврике, трогаю пальчиком диплом об окончании курса йоги со своей фамилией. Все, что было до – ёж в тумане. Какой-такой волной меня на этот коврик вынесло – вопрос и вовсе мистический.

***

Первое, что помню – меня переехал танк. Или лунный трактор. В общем, какой-то механизм на гусеничном ходу. «Приходите, будет восстанавливающая практика», – обманули меня по телефону перед первым занятием. Немного полежали, поскручивались, позадирали ноги. Еще думаю, фуфло какое-то, эта ваша йога. Зря спортивные штаны покупала. Руками до пола я и так достать могу. А спустя сутки, значит, поехал по мне луноход. И лапы ломит, и хвост отваливается. О, думаю, это хорошо. Так качественно лежать, что все мышцы потом ноют, это мне подходит! Еще пойду.

***

В первую руку получаешь от йоги недоумение. Приходишь в зал весь такой начальник. А тебе говорят: выпрями ноги, втяни ребра. Выпрями! – Да я выпрямила! – Нет, еще прямее выпрями! Не выпрямляются. Через пару месяцев у тебя начинает что-нибудь болеть на постоянной основе. Чаще всего это та зона, о существовании которой раньше ты даже не подозревал. Например, кожа между лопатками. Еще через полгода ты понимаешь, что уже можешь что-то с этой кожей делать. Сбросить ее еще нет, но опускать к пояснице – уже да. Зачем? Никогда не говорите йогу слово «зачем». Для власти!

***

«Как ты берешься принимать какие-то ответственные решения по поводу своей и чужой жизни, если не можешь управлять даже собственным мизинцем!» – приговариваешь ты про себя, когда идешь покупать свой первый коврик. Хороший коврик стоит столько, что требует подобного самоубеждения. Хороший коврик пахнет резиной и еще полгода пылится в углу. Ты же начинаешь заниматься вместо традиционных двух раз в неделю три. Потом пять. Потом внезапно понимаешь, что не можешь без отвращения нюхать котлеты и выпить больше полстакана вина. «Йога эта чистой воды алкоголизм», – говорит тебе девушка с соседнего коврика. И ты соглашаешься, мол, да, вызывает аддикцию. Разговор идет ранним субботним утром, которое нормальные люди проводят в постели. Что за сила выгнала вас в это время в студию и заставляет выделывать кульбиты со странными названиями, стараешься не думать. Дабы не впасть в эзотерическую истерику и не начать вопринимать слог «Омммм» всерьез.

***

Нет, поначалу ты очень сопротивляешься метаморфозе. В теле уже набирают силу какие-то вихри, но после занятия ты все равно идешь и покупаешь себе пива. На следующее утро ширшасана (стойка на голове) – буээ. Не похмелье, просто задумываешься. Задумчиво продолжаешь делать триконасану, уттанасану, вирабхадрасану и прочее городское сумасшествие. Это все простые с виду позы, в которых у тебя нифига не прижимается к полу проклятая внешняя пятка. Вспоминаешь, что снилась тебе внезапно чатуранга, мученье твое и боль. Понимаешь, что у тебя начинается йога головного мозга.

***

Следующий этап - инструктор Наташа строго говорит: надо преподавать. Ты с хохотом отмахиваешься, а через пару недель обнаруживаешь себя на преподавательском коврике. Инструктор уехала, ты – за старшую. Большинство преподавателей начинают так же. Сидишь, смотришь на толпу людей, у которых йогической практики в два раза больше, чем у тебя, и думаешь «Чо ж делать-то, а?» Тем временем, старшие товарищи с задних рядов взглядами приказывают не робеть, вы все вместе встаете в тадасану и начинаете урок. Следующие полтора часа ты помнишь до конца своей жизни. Тех, кто тебя поддержал, оставшись в зале до конца занятия, считаешь вторыми крестными родителями.

***

Нет, сначала оно все понарошку. Ты подменяешь инструктора, потом набираешь себе «группу выходного дня», которую посещают исключительно твои любимые друзья, чтобы перевидаться с тобой и весело поржать. Параллельно учишься йоге в Москве – «для себя» и «ну, бумагу ж какую-нибудь дадут!». А потом в твоей группе появляются незнакомые люди, их становится больше. И наступает практически медицинская ответственность: «не навреди!» Вместе с этим ты начинаешь осознавать страшное. Что взрослые в этом зале теперь ты и только ты. Других не будет. А у той вон девочки грыжа, а у той – шея болит. Вон та тетенька с варикозом. И практически все они почти не контролируют или плохо контролируют свое тело.

***

Больше всего урок по йоге напоминает выступление на сцене с выходами в зрительный зал. И выходы те – не за цветами. Ты стоишь в обтягивающих штанишках перед толпой народа и на собственной, извините, попе показываешь, как удлиннять ягодицы к пяткам. О том, как ты выглядишь в этот момент, думать не успеваешь. Вся мощь процессора уходит на рождение новых доходчивых метафор про ту самую попу. Самое удивительное, что тебя слушаются из любого положения. Даже стоя кверху пятками взрослые люди сосредоточенно стараются подкручивать копчик, только б ты к ним не приставала. Но самое приятное, когда в конце занятия на вопрос «Как самочувствие?» отвечают «Гораздо лучше, чем было!» Когда такое слышишь, внутри от восторга подпрыгивает какой-то гелиевый гном. И быстрой ножкой ножку бьет.

***

Кстати, вариантов для занятий с людьми йогой – уйма. Даже в таком медленнотекущем городе, как Брянск, для опытного преподавателя имеется простор и ширь. Можно сделать это основной работой и ходить по групповым урокам из зала в зал, из студии в студию. Бывает, что после таких групповых занятий у тебя появляются ученики, которые хотят заниматься с тобой индивидуально. Еще можно открыть свою йога-студию, заиметь себе кучу бизнес-задач, но ни от кого не зависеть. А можно просто заниматься с людьми несколько часов в неделю по вечерам. Завести себе такой физкультурный кружок и с удовольствием создавать людям новые торсы. В любом случае – будь ты опытен, как удав Каа, либо еще зелен, как петрушка, с тобой останутся люди, которые хоть чем-то, но точно с тобой схожи. Поэтому получается, что компания у тебя на йоге всегда подбирается хорошая.

***

Говорят, если вы всерьез занимаетесь, сложнее всего - остаться социальным. Потому что йога эта чистит тебя, как луковицу, сдирая наваждения слой за слоем. Причем незаметно. Сначала ты начинаешь лучше осознавать себя, а там и до продажи Родины недалеко. Сидячая работа с трехчасовыми совещаниями вызывает скепсис. Начальство чего-то больше не авторитет. Новости и прочая политическая буза провоцируют почти физическое отторжение. Все больше внимания ты начинаешь уделять своему комфорту. И, конечно же, своим невозможным ногам в зеркалах фитнес-залов, в которых ты преподаешь.

***

Айенгар, великий учитель, говорил, что самое сложное в йоге – это расстелить коврик. На самом деле самое сложное – это расстелить коврик и не лечь на него плашмя с мыслью «Я устал, я – мухожук». Работать в йоге надо много, как и везде. Но работа эта дает освобождение от напряженного самого себя. Того самого человека, который нам в первую очередь мешает. Бывалоча, идешь после хорошей практики, а все люди тебе навстречу – редкой красоты. Думаешь, что ж такое, откуда навылезало столько милых лиц. А потом проясняется, что это не вокруг милые лица, это внутри тебя что-то отпустило, иллюминаторы промылись и вот ты уже на теплой ламповой планете с добрыми маршрутчиками и улыбающимися собаками.

***

Стоит сосредоточиться на йоге, как на работе, начинаются открытия. И самое главное из них – мы все воспринимаем чужие слова совершенно по-разному. Инструктор может трижды, глядя тебе в глаза, объяснить, что куда разворачиваем и куда что втягиваем в позе. Но каждый ученик все равно сделает все по-своему. Как при такой разобщенности все вокруг не разваливается и на взрывается Хиросимой – загадка.

Еще одна вещь, которую ты приобретаешь в процессе, – спокойствие. Нет, внутри себя ты по-прежнему можешь быть тревожен, как милицейская мигалка. Твое право. Но как кто-то снаружи может изменить твое состояние, если ты в любой момент можешь включить блаженную шавасану? Самое сложное тут, конечно, вовремя об этом вспомнить. В общем, все у этих йогов, как у обычных людей.

Елена Кузьменок – журналист, студент учебного центра Yoga Practica, преподаватель йоги Айенгара.

Фото: istockphoto.com

Фото: Array

yogajournal.ru


Смотрите также