Морально-этические принципы йоги. Принципы йоги


Основные принципы йоги - YogaNotes

Каков путь от простой гибкости до божественности?Мудрец Патанджали в своих Йога-сутрах изложил основные принципы жизни практикующего.Патанджали утверждал, что асаны делают тело совершенным, прекрасным по форме, грации, силе, а также твердым и сияющем, как алмаз.   В итоге, когда все слои тела и все составляющие человека скоординированы в асане, колебаниям ума приходит конец, страдания прекращаются.  Интеграция предполагает, что вы гармонизируете физическое тело со всеми остальными: эмоциональным, ментальным и телом блаженства.

Но как этого добиться? Как выявить глубинную трансформацию в том, что со стороны кажется банальной растяжкой и безумным акробатическим номером?Все начинается с осознанности.

Итак, принцип первый – осознанность.

Осознанность

Мы привыкли считать, что интеллект и восприятие имеют отношение только к нашему мозгу, в йоге же они пронизывают все тело,оно буквально пронизано разумом. Большинство современных людей так мало используют свое тело, что перестают его чувствовать.Они передвигаются на автомате и это нельзя назвать действием. Действие – это движение, пронизанное интеллектом.Йога учит наделять наши движения осознанностью, превращая их в действие.Действия в асане призвано стимулировать интеллект, при все при том, что обычно только движение и вовлекает ум в работу.Тренируя тело, мы развиваем чувствительность. Находясь в асане, вы должны все время пополнять вашу интеллектуальную осознанность, что подразумевает непрерывный поток внимания.Стоит отвлечься – и внимание рассеивается, и вы моментально перестаете обогащаться, а занятия превращаются в привычку,а не во вдохновляющую и творческую практику. Стоит вам сфокусировать свое внимание, как вы уже творите , а творение само по себе обладает энергией и жизнью.Осознанность позволяет преодолевать усталость и изнеможение не только в асане, но и в жизни.

Динамическое растяжение

Целю любой из асан является то, что вы должны делать их из центра вашей Сущности, растягиваясь по периферии тела.Растяжение и развитие всегда крепко коренятся в одном месте, и свое начало они берут в центре своего существа.Когда большинство людей занимаются растяжкой, они тянутся к какой-либо воображаемой точке, которой они пытаются достичь,но они забывают тянутся и развиваться из определенной точки. Когда вы тянетесь и развиваетесь , вы делаете это не только куда-то, но и откуда-то.Травмы случаются только тогда, когда ученик теряет связь со своим центром, со своей божественной сущностью.Вместо этого на сцену заступает эго, которое требует все большего натяжения, чтобы непременно достать пола вне зависимостиот способностей тела, вместо того , чтобы постепенно вытягиваться из центра.

  • Постарайтесь направить свое внимание вовнутрь, а не вовне,  не заботясь о том, что увидят другие. Главным судьей и зрителей для вас должна оставаться ваша Самость.
  • Не зацикливайтесь на том, насколько вы растянулись, а думайте , насколько правильно вы это делаете.

Важно соблюдать баланс, избегая растяжений, но в то же время работать в полную силу. Всегда пытайтесь растянуть и развить тело.  Это приводит к появлению пространства,  которое ,  в свою очередь, приносит свободу. От свободы тела вы эволюционируете к свободе ума,  а далее – к Высшей Свободе. Высшая свобода ,  к которой и стремится йога, прослеживается в наших телах, по мере того как каждый член   тела получает независимость и гибкость от соседних частей. Ригидность и жесткость в теле, напротив, подобна ношению смирительной рубашки или сидению в тюрьме.

Расслабление

Если вы все делаете верно, вы должны чувствовать себя расслаблено, даже если при этом натянуты как струна.Если после натяжения наступает расслабление, разум и тело не колеблются.Расслабление означает освобождение от излишнего мышечного напряжения, что, в свою очередь, позволяет телу быть крепким, а уму – умиротворенным.

  • Входите в позу на выходе, пока не почувствуете состояние внутреннего безмолвия в клетках и внутри себя.

Вдох – всегда напряжение, выдох – свобода.

  • Все движения делайте на выдохе, он сглаживает напряжение и давление в теле.

Если, находясь в определенной позе, вы захотите потянутся еще, делайте это только на выдохе.Сфокусируйтесь на расслаблении, когда максимальное натяжение уже достигнуто, не на сжатии и удержании, а на отдыхе и раскрытии.  Это прекрасно успокаивает и тело и мозг.

  • Непременно расслабьте шею и голову.

Если задняя поверхность шеи расслаблена, а язык мягкий, мозг не будет напрягаться.Как только вы научитесь расслаблять язык и гортань, вы сможете расслабить и мозг, потому что этот процесс взаимозависимый.Когда вы находитесь в позе, следите также и за своими глазами.

  • Если глаза неподвижны и спокойны, мозг умиротворен и пассивен.

Он способен воспринимать что-то новое только в полном расслаблении.

Легкость

При верно выполненной асане ваши движения будут мягкими, тело легким, мысли свободными.Когда вы растягиваетесь в асане, вы должны поддерживать в себе это ощущение легкости.Если асана кажется тяжелой, значит, она сделана неправильно. Если тело сковано, мозг перегружен и вы словно пойманы в ловушку.  О какой свободе в этом случае может идти речь?

В отличие от ригидности и жесткости, усилие – это ни хорошо, ни плохо. В свое время оно должно иметь место в правильном количестве.

  • Йоги говорят, что нет такого места в этом мире, где совсем отсутствовало напряжение.

Вам нужно только верно отмерить его количество для своего тела. Только оно сможет удержать вашу энергию внутри.Переизбыток напряжения порождает агрессию. Так получаются травмы – вследствие агрессивных движений, а не из –за самой йоги.  Недостаток его – это уже слабость.

  • Напряжение должно распределяться равномерно.

Правильное напряжение – значит, здоровое.

Баланс

Ищите баланс осознанности во всех позах, просто наблюдая за разницей между двумя частями тела, а также за интенсивностью натяжения от уровня к уровню, от конечности к конечности, от сустава к суставу, от макушки до пят, от задней к передней части, от стороны к стороне.

  • Создавайте одинаковое натяжение, ровную устойчивость и равную интенсивность движения.

Чтобы правильно выровнять каждую часть тела, вам нужно работать с ним в целом.Баланс подразумевает не только баланс тела. Баланс тела – это основа сбалансированной жизни.В какой бы позиции, или по аналогии, в какой бы жизненной ситуации вы ни находились, вы должны уметь находить баланс.Баланс – это состояние присутствия в настоящем моменте – здесь и сейчас.Когда разум устойчив, для вас нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее.

  • Не живите мыслями о будущем. Только настоящее реально. Ум уносит нас мыслями о будущем с его планами, волнениями и сомнениями.  Память отвлекает на прошлое, сожалея и пережевывая дела давно минувших дней.
  • Только самость поддерживает нас в настоящем.

Древние мудрецы говорили, что ключ жизни в балансе, причем на всех уровнях существа.

Боль

Многие люди фокусируют свое внимание на прошлом и будущем, чтобы избежать настоящего, потому что оно причиняет им боль,а порой и вовсе кажется невыносимым. На уроках йоги некоторые стиснув зубы ждут, пока тренер не скомандует им выйти из позы.

  • Боль здесь –ваш учитель, равно как и в жизни. Знание добывается только в борьбе. Боль – ваш гуру.
  • Научиться находить неудобство даже в дискомфорте.
  • Постарайтесь не избегать боли, а двигаться сквозь нее и над ней.

Асаны помогают нам развить терпимость в теле и уме, чтобы нам было легче пережить стресс и легче переносить напряжение.Другими словами, усилие с его неизбежной болью – один из важнейших уроков, которые мы можем вынести из асан.Правильная боль конструктивна, она не только бодрит, но и бросает вызов, а неправильная – деструктивна и приносит мучительные страдания.Правильна боль создана для нашего внутреннего роста и духовной трансформации.Нарастая постепенно, она отличается от резкой, неожиданной и неправильной боли, которую наше тело использует ,предупреждая нас,  что не стоит заходить далеко за пределы своих возможностей. Большинство людей хотят только получать удовольствие и не испытывать страданий.

  • Принимая страдания, вы наладите отношения с огромным количеством людей, которым также плохо, как и вам.

Боль – прекрасный проводник. Познав ее, вы научитесь сочувствовать, чего нельзя сказать о вместе прожитых моментах радости.

Совершенствование

Пусть вашей целью станет достижение совершенства, но получайте удовольствие и от небольшого прогресса на пути к нему.Слишком большие амбиции могут быть деструктивны для устойчивого развития. Совершенство, в конце концов , доступно только Богу.Так какова ценность совершенства, если оно подвластно только ему? Но мы – существа, которые могут мечтать о совершенстве ,и именно эта мечта вдохновляет нас на пути улучшений. Эти грезы разжигают усилие, необходимое для трансформации.Совершенство создает интерес к искусству и жизни. Никогда не говорите, что вы разочарованы в себе.

  • Каждый день найдите время для того , чтобы поддерживать практику асан.

Есть ли у вас какая-то часть тела, которая причиняет вам дискомфорт во время практики?Негнущаяся спина или поврежденное колено? Это ваш трудный ребенок. Научитесь ладить с ним и воспитывать, как непослушное дитя,  которому нужно больше заботы и внимания. Не беспокойтесь о неудачах.Неудачи в жизни делают человека более решительным и наделяют его особенным философским подходом.Старайтесь быть беспристрастным. Все, что ни делается, все к лучшему.

  • Ничего не бойтесь.
  • Не привязывайтесь к телу.

Даже если страх придет, примите его и найдите в себе мужество с ним справляться.  Если вы чувствуете страх, вы должны практиковать без привязанности к телу , думая о нем объективно как об инструменте или перспективе для творческой работы.

по материалам Б.К.С. Айенгара «Свет жизни: йога»

yoganotes.ru

ЙОГА для начинающих: теория йоги, упражнения йоги МОЙУ

главная → что такое йога. основные принципы йоги

Что такое йога?

Йога - это древняя, очень добрая, чрезвычайно логичная и гармоничная система самопознания и познания Вселенной. Йога раскрывает внутренние способности человека и дает ему силы и свободу. Свободу физическую от ограничений тела, психическую, ментальную, духовную. Йога вобрала в себя многовековую мудрость и опыт последователей этой системы. В результате этого самопознания родились вполне конкретные рекомендации о том, как наиболее эффективно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, раскрывать скрытые в каждом человеке силы.

Основа всей йоги - это соблюдение гармонии во внутренней и внешней жизни, отказ от крайностей. Таким образом, любое физическое или умственное упражнение может как являться упражнением йоги, так и не являться им, если выполняется без внутренней гармонии и определенного внутреннего отношения, которое предписывает йога. Или по-другому, в йоге главное - метод.

Что такое метод в йоге?

Это гармоничная наука объединения того, где и когда надо себя заставить и, где и когда можно себе позволить. То есть при выполнении упражнений иногда надо себя держать в тонусе и преодолевать внутреннюю лень, а где-то надо полностью отдаться приятным ощущениям от выполнения упражнения. Йога призывает идти срединным путем. Но идти таким срединным путем и "отказаться от крайностей" вовсе не значит стать "бесхребетным конформистом" или "безвольной серостью". Это, скорее, наука того, как заставить крайности поглощать и уравновешивать друг друга, чтобы крайности занялись друг другом, а человек стал свободным.

Главные принципы йоги

Йогой называется лишь та система самопознания, которая строго соблюдает первый и второй принципы йоги и которая приводит человека к раскрытию и правильному использованию заложенной в каждом человеке свободы. В первую очередь к свободе от физических, интеллектуальных и психических ограничений, вызванных негармоничным образом жизни. I и II принципы йоги иногда называют принципом Доброты и принципом Здравого Смысла соответственно.

Первый принцип гласит: «Вы должны всеми силами стараться не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если нет возможности не причинять вред, то вы должны поступать так, как велит ваш долг».

Второй принцип гласит: « Вы не должны тратить свою энергию и направлять свое сознание на все то, что не ведет вас к достижению целей, которые вы перед собой поставили в вашей работе, учебе, отдыхе или йоге. Вы должны всеми силами стремиться к поставленной цели».

Для некоторых, наиболее могущественных и редких разделов йоги, необходим также III принцип йоги или принцип преодоления страданий, но он применяется,только если человек утвердился в первых двух принципах.

В чем цель самопознания йоги?

Цель самопознания йоги - это обретение человеком свободы над всеми ограничивающими человека факторами. Как следствие обретения этой свободы, возникают те удивительные способности, которые иногда демонстрируют йоги, управляя своим физическим телом или ментальными и психическими силами своего организма, и которые обычному человеку кажутся фантастическими.

При этом обретение красивого, сильного, нестареющего тела, избавление от стрессов, развитие интеллектуальных способностей, использование скрытых психических сил и многое другое не является целью йоги, а есть всего лишь «бесплатное приложение» или побочный эффект от занятия самопознанием и познания Вселенной. Цель йоги очень высокая - это полная, ничем не обусловленная свобода вообще от всех, даже на сегодняшний момент неизвестных ограничений и обусловленностей. Поэтому йогой может называться лишь та система самопознания, которая ведет человека к подлинной не обусловленной свободе через познание себя и Вселенной.

Следует также помнить, что обратная сторона свободы - это ответственность и долг. Если вы стремитесь к своей личной свободе и при этом ущемляете или игнорируете свободу других живых существ, то, как учит йога, вы только усложните свою ситуацию в будущем. Достичь высшего идеала свободы для себя можно в первую очередь через помощь другим в обретении свободы. То есть достичь личной свободы можно только если при этом не сокращается свобода других - это называется ответственностью. Невозможно достичь свободы, игнорируя ответственность. Если вы встречаете человека, который демонстрирует вседозволенность поведения в ущерб свободе и интересам других, и если при этом такой человек прикрывается высшими идеалами свободы в йоге, то знайте, такой человек не имеет отношения к йоге. Если ваша свобода опирается на несвободу других, то рано или поздно вы сами станете несвободным.

Также следует помнить о своем долге. Если кто-то в прошлом был к вам добр и сокращал свою свободу во имя расширения вашей и вы пользовались этой свободой, то у вас возникает Долг, который может определить ваша совесть. Это, например долг перед родителями, родиной и так далее. Часто мы забываем, что своей текущей свободой мы обязаны тем, о ком забываем. Это приводит к тому, что мы выходим с прочного островка любящих нас людей и проваливаемся в болото негатива.

главная → что такое йога. основные принципы йоги

happyoga.narod.ru

Базовые принципы Йоги — Яма и Нияма

Наверняка, те из адептов йоги, которые начали с гимнастики и какое-то время уже потренировались начали поиски более глубокой информации о йоге и в этом процессе столкнулись с такими понятиями как «Яма и Нияма» и их общим названием — «моральный кодекс йоги».

Мудрец Патанджали в древности описал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. В классификации Патанджали «Асана» — третья ступень и прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогам полезно ознакомиться с принципами первых двух ступеней: «Яма» — всеобщие моральные заповеди и «Нияма» — самодисциплина.

По своей сути, эти, так называемые, правила или законы, облегчают человеку жизнь. И если вкратце описать двумя словами, то рекомендуют жить «по совести».

Яма

Яма — этические принципы, которые носят универсальный характер, и полезны для следования любому человеку независимо от пола, возраста, национальности. Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, их назначение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико. В Яму входят следующие принципы:

  • Ахимса – непричинение вреда;
  • Сатья — правдивость;
  • Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим;
  • Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;
  • Брахмачарья — контроль над половым влечением.

Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость — радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладания. Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии. Можно многие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой. В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.

Ахимса

Это высшее правило морали, главное из всех Ям. Ахимса буквально означает не убийство, ненасилие, но принцип Ахимса имеет более широкое значение. Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему. Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение. В Бхагават Гите Шри Кришна разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться: «Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов. Поэтому не надо колебаться. Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.» Ахимса предполагает освобождение от страха. Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого. Ахимса предписывает и освобождение от гнева. Это ведет к духовному развитию. Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога. Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда. Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также и себе, и он может поднять и воодушевить себя.

Сатья

Сатья — дословно правдивость. Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах. Любая неискренность препятствует достижению гармонии. Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд. Контроль над речью ведет к освобождению от злобы. Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем. Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.

Астея

Астея — буквально неворовство, предписывает не домогаться чужого. Астея запрещает любые формы злоупотреблений. Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.

Апариграха

Апариграха — не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка в чем-либо. Тогда все, в чем он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время. В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений. Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.

Брахмачарья

Брахмачарья переводится как безбрачие, религиозные занятия, воздержание. Однако понятие Брахмачарья — это скорее состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над влечениями. И холостяк, и семьянин могут одинаково заниматься йогой. Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу. Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи. Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности. Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Брахмачарья — дорога мудрости.

Нияма

Эти индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося. В Йога Сутрах выделены пять Ниям:

  • Шауча — чистота;
  • Сантоша- удовлетворенность;
  • Тапас — рвение и строгость;
  • Свадхиайя — самообразование или познание своей души;
  • Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам.

Шауча

Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души. Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке. Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д.- осуществляется с помощью специальных процедур. Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота». Но главное значение Йога придает нравственному очищению. Это прежде всего устранение отрицательных эмоций: ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения. Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями. Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость. Большое значение придается чистоте речи. Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний. В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи. Здесь важны способы, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления. Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности. Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному развитию и разрушает организм. В литературе по Йоге некоторые авторы настаивают на вегетарианской диете. С этим трудно согласиться. До 20 лет смешанное питание весьма желательно для полноценного развития, особенно в условиях нашего климата. В дальнейшем йогин переходит на чисто вегетарианскую пищу, только если почувствует в том необходимость.

Сантоша

Сантоша — это удовлетворенность, другими словами,- поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка. Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему. На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.

Тапас

Дословно ТАпас означает быть снедаемым огнем, пламенеть или испытывать боль, что означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину. Практика Тапаса — это кузница характера. Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость. Непременное условие успешного продвижения вперед — наличие достойной цели. Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей. Жизнь — это движение, и только имея твердый ориентир, можно оценить свои успехи, т.е. ощутить это движение. С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия. Именно Тапас делает возможным любое продвижение.

Свадхиайя

Свадхиайя значит самообразование. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию. Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях. Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции. Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.

Ишвара Пранидхана

Под Ишвара Пранидханой понимают посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практикуя Свадхиайи. Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству. Учителем при этом выступает сама жизнь.

По мотивам, благодарю источник: http://www.yogatrain.ru/sty.php?sty_id=108

happy-yoga.com.ua

Принципы йоги: Нияма

В каждой культуре и системе развития есть свои моральные нормы. В йоге это Яма и Нияма, о которых не следует забывать, приступая к практике. Учение йоги содержит десять установок для медитирующих: пять запретных и пять предписывающих — «нельзя» и «следует» духовного пути. Значение их в том, что они предотвращают «утечку» нашей энергии. Достигается это тем, что сначала с их помощью заделываются дыры в подойнике, а затем они помогают нам собирать «молоко» внутреннего мира.

Нияма является второй ступенью классического восьми-ступенчатого йоговского пути, описанного в «Йога-Сутрах Патанджали» — древнем общепризнанном тексте, где пять принципов Ниямы звучат так: «Нияма — это очищение себя внутри и снаружи, удовлетворенность, аскетизм, прилежание и почитание Бога» (пер. Свами Вивекананды).

Нияма — это по большей части принципы внутреннего поведения, которые продолжают описание принципов поведения и мышления йогов, начатых с Ямы — моральных заповедей, касающихся прежде всего внешнего поведения.

Шауча, или внешняя и внутренняя чистота

Свадхьяя — это один из принципов Ниямы, фундаментальной основы для всех без исключения направлений йоги. Йогин, реализующий принцип Свадхьяя, выступает наблюдателем и исследователем. Он непрерывно расширяет свой опыт и знания, концентрируя мысли и действия в направлении самосовершенствования и превращая жизненный путь в череду полезных открытий.

Говорят, что Знание — это Сила. Изучая свой внутренний мир, знакомясь с принципами существования Природы, наблюдая, анализируя и делая разумные выводы, человек совершает меньше жизненных ошибок, что значительно усиливает степень его счастья и удовлетворенности.

Самопознание — основа самореализации.

Каждый из нас обладает безграничным внутренним потенциалом. В одном дремлет выдающийся музыкант, в другом — сверхуспешный бизнесмен, третьему дано оставить после себя след в виде гениальных технических изобретений, полезных всему человечеству, кому-то суждено стать прекрасным родителем и воспитателем своих детей, а в ком-то откроется великий духовный наставник.

Но как можно реализовать этот потенциал, если даже не задумываться о его наличии? «В каких пластах реальности лежит моя истинная стезя? В какой деятельности я смогу стать успешным и полезным для мира?» — ответы на подобные вопросы человек может найти в себе самом, если будет следовать принципу Свадхьяя.

Как человек может быть счастлив, если общается с неподходящими для него людьми, или тратит свое жизненное время на пустые, бессмысленные занятия, или занимается не своим делом? Убежденный пацифист не может быть счастлив на военной службе, а гуманитарий по призванию не реализуется в технических профессиях.

Йога учит, что счастье — это изначальное состояние человека, его суть и природа. Познавая себя и следуя своему призванию, мы находим свой жизненный путь, занятия и друзей, что в свою очередь помогает нам раскрыть свое внутреннее состояние безграничного и непреходящего удовлетворения, называемого в йоге «ананда».

«Царство Божие внутри вас» — этому утверждению вполне соответствует йоговская философия. Познавая себя с помощью Свадхьяи, мы узнаем, что скрывает от нас нашу собственную Ананду и получаем возможность устранить все препятствия на пути к внутреннему «Царству Божию», или, говоря современным языком — отсутствию страданий и самореализации.

Необходимая составляющая высших йог.

Недаром йога поясняется многими учителями как процесс самопознания. Свадхьяя неизменно присутствует во всех ее направлениях.

Самопознание является методом и целью Джняна-йоги, йоги мудрости. Человек, идущий этим путем, пытается получить ответ на свои вопросы разными путями: самостоятельно, вопрошая мудрецов или штудируя тексты. Он не удовлетворяется первой мыслью, которую выдаст его разум, или первым же изречением, написанным в древнем писании, или словами даже признанного всем миром авторитетного риши. Свои выводы и сторонние наставления он анализирует и проверяет собственным опытом. Поиск ответа на вопрос о своей истинной сути не является для такого джняна-йогина чем-то досужим, каким-то развлечением. Он стремится к непосредственному переживанию истины, знанию, основанному не на словах, а на личном трансцендентальном опыте, который не поддается словесному описанию, после которого не остается никаких сомнений и никаких вопросов. Такой процесс самопознания становится для йога неизменным атрибутом самой жизни, имеющим такое же значение, как и регулярные вдохи-выдохи. Разумеется, Свадхьяя для Джняна-йоги необходима уже на старте ее практики.

Не все люди интересуются своей внутренней природой. Но если они покопаются в себе, то обязательно найдут те вопросы, которые буквально «берут за душу». Свадхьяя реализуется в данном случае как процесс поиска подобных вопросов, таких как: «Какова причина существования реальности? Какая моя роль в бесконечности пространства и времени? Откуда я пришел и куда иду?»

Раджа-йога, или путь медитации, приводит к углублению в Свадхьяю. Это может происходить и как постепенное продвижение к цели, и как мгновенная вспышка озарения. Процесс медитативного углубления чем-то похож на углубление в бесконечную внутреннюю структуру атома. Медитативные техники удаляют наслоения мыслеформ с поверхности разума, позволяя человеку в итоге остаться в своей изначальной природе чистого сознания.

Карма-йога не будет реализована без принципа Свадхьяя. Человек может вдохновиться идеей выполнения идеальных действий, но это вдохновение быстро разрушится, если не найти ту деятельность, которая нравится сама по себе. Когда какая-либо деятельность приносит человеку такое удовольствие, что он в ее процессе забывает об ожидаемых от нее результатах, когда выполняя какую-то работу он вовлекается в нее с головой — это и будет самой лучшей карма-йогой. Свадхьяя позволяет найти занятие по душе, и если оно найдено, карма-йогин уже не думает о результатах труда, так как знает, что они автоматически реализуются наилучшим из всех возможных способов.

Бхакти-йога, или путь любви к Абсолюту (Природе, Высшим силам), также не будет реализована без Свадхьяи. Обнаружив Божественность и ощущая свою нераздельность с Ней, бхакти-йог не забывает поддержать это чувство глубинной внутренней работой. Изучение вопросов «Кто для меня Бог? Кто я для Бога?» — пример практики Свадхьяи для начинающего бхакти-йогина.

Познание всеми доступными методами.

Чтение духовной и научной литературы — важная составляющая принципа Свадхьяя. Научные исследования не менее интересны и полезны для процесса самопознания, чем информация, полученная из духовных писаний. Человечество и Вселенная находятся в постоянном процессе эволюции, поэтому многие современные открытия вы не найдете в древних текстах.

Йогин использует все доступные ему методы самопознания и не разделяет их на «важные» и «не важные». Здесь намного уместнее употребить «подходящие» и «не подходящие» по отношению к индивидуальным особенностям личности. Один человек скажет: «Я больше всего люблю погрузиться в медитативное размышление, поиск сути своего Я». Другой же ответит: «А я предпочитаю читать древние тексты и соотносить эти знания со своим личным опытом». Третий продолжит: «А я вижу самопознание как научный процесс, основанный на методе эксперимента». Эти люди мудры, если понимают, что говорят исключительно о своих предпочтениях в едином процессе самопознания и самосовершенствования разумных существ.

Ишвара-Пранидхана, или любовь к Богу

Логическими умозаключениями доказать или опровергнуть существование Того, кого люди называют именами Бог, Абсолют, Аллах и другими, имеющими то же значение, еще никому не удавалось. Поэтому оставим бесполезные дискуссии и примем лишь факт, подтвержденный миллионами людей и зафиксированный в любых письменных и устных источниках знаний о йоге: отрицание Божественности делает невозможным успешную практику йоги и достижение ее целей. Иными словами, без Бога йога не работает, а искренняя любовь к Божественным проявлениям «почему-то» быстро приводит йогина к успеху. Зная эту закономерность, каждый практикующий сам для себя делает выводы о необходимости соблюдения или хотя бы стремления к одному из фундаментальных принципов Ниямы и йоги в целом, который называется Ишвара-Пранидхана. Он означает любовь к Богу, понимание Божественных принципов мироустройства и следование им, тотальное и благодарное, с верой в Высшую Справедливость, принятие Жизни во всем ее многообразии.

Ишвара-Пранидхана отнюдь не означает слепую покорность «заветам святых отцов», на которой настаивают нечистые на руку «посредники» между Богом и людьми. Напротив, этот принцип требует от человека максимального применения своих сил и способностей для совершенствования Вселенной на основе Божественной безусловной Любви и Гармонии, наиболее ясно выраженной в мантре: «Да будут счастливы все существа во всех мирах».

Ишвара-Пранидхана — это то, к чему рано или поздно естественным образом направляются мысли и чувства человека. Это то, что является сутью Жизни, что не отлично от самой Жизни и то, что является единственной целью всех духовных практик.

Любовь к Высшим Силам не приходит к человеку извне, но постепенно раскрывается им, познается, как неотъемлемая часть и глубинная основа всей его личности, индивидуального сознания. Без познания этой любви невозможно обрести внутреннее счастье, покой и радость.

Человек может гоняться за призрачными миражами внешнего мира, но так и провести свою жизнь впустую. Ни деньги, ни слава, ни успех в обществе — ничто не подарит удовлетворения, если их обретение не идет в ногу с Любовью. «Бог есть Любовь» — говорят мудрые люди. Реализуя и познавая Любовь, мы реализуем и познаем Бога.

И цель, и средство ее достижения.

Даже асаны Хатха-йоги не дадут никаких значимых результатов практики, если они не будут основаны на Ишвара-Пранидхане. Более того, в этом случае есть опасность огромного вреда — человек возгордится здоровьем и красивым телом, он привяжется к своим достижениям и выпустит из рук путеводную нить, ведущую к истинным целям йоги, а вскоре неминуемо потеряет и здоровье, и красоту тела, и само тело.

Гибкие суставы не смогут подарить внутреннее счастье, стройная фигура и хорошее здоровье не обязательно свидетельствуют об успехах на духовном пути и внутреннем блаженстве. Человек, видящий результатом своей практики лишь здоровье и раскрытие «сверхспособностей» так же далек от целей йоги, как и тот, кто, уничтожает тело неестественным образом жизни.

Физическое тело человека — лишь временная оболочка бессмертной Души, поэтому его здоровье — важная составляющая йоговского пути самопознания. Больное тело не дает возможности сосредоточиться на духовных практиках, навсегда избавляющих ум от страданий. И любовь к Богу, о которой говорит Ишвара-Пранидхана, помогает ясно понять истинное значение здоровья, не преувеличивая, но и не преуменьшая его. Тот, кто заботится о своем теле, как об инструменте, позволяющем развивать Любовь, Волю и Разум, легко обретет все необходимые результаты йоги: физическую силу, здоровье, силу мысли, креативность, свободу от стрессов, стабильный позитивный настрой, самопознание и самореализацию.

Принцип Ишвара-Пранидхана не означает отказ от разнообразных прелестей материального мира. Но он настаивает на верном отношении к успехам и неудачам, приобретениям и потерям.

У кого-то есть шикарная машина или дом, но разве владелец может гарантировать их сохранность? Знаем ли мы, как, когда и при каких обстоятельствах мы расстанемся с нашим телом? Путник может быть внезапно убит молнией, а потерпевший кораблекрушение так же внезапно может быть или спасен «случайным» судном, или съеден «случайной» акулой. На самом деле, никакой внезапности и случайности в происходящем нет. Духовно развивающиеся люди об этом знают из собственного опыта, остальные — лишь догадываются.

Все, чем мы пользуемся в этом мире, дано нам временно и будет отнято постоянно изменяющейся и эволюционирующей Природой, живущей по ее же Законам, в основе которых лежит Гармония, Любовь и Целесообразность. Отдельная личность — песчинка в этом процессе Вселенской Жизни. Осознать это — значит сделать большой шаг к внутреннему счастью и к реализации Ишвара-Пранидханы. После этого осознания у йогина не остается иного разумного выбора, как совершение любого действия ради радости самого действия, стремясь все делать безупречно. Разве можно предложить Вселенской Гармонии несовершенный борщ, некачественное строительство, плохо сделанный отчет или программное обеспечение со множеством ошибок? Ведь «как аукнется — так и откликнется»! Но если человек глуп и ради сиюминутного личного блага готов пренебречь голосом Совести, ему будет очень сложно совершать идеальные действия. Эгоистичные люди постоянно попадают в неприятные ситуации, даже не догадываясь, что это явилось следствием подмены ими законов Природы другими законами, идущими вразрез со стремлением мира к красоте и гармонии всеобщего существования.

Поклонение? Любовь!

Есть большая разница между принципом Ишвара-Пранидхана и ритуалами поклонения. Любовь к Богу не означает зависимость «господин-раб». Конечно же, индивидуальной душе не стоит впадать в иллюзию и возвеличивать себя до уровня Абсолюта. Атом ничтожен по сравнению с Космосом, но он является частью Космоса и в своей бесконечной глубине неотличен от него по своим свойствам. Зачем атомам воды поклоняться Мировому океану? Зачем Мировому океану нужно, чтобы вода поклонялась ему? Они — едины, их независимое существование — нонсенс.

Однако практики поклонения — мощный духовный инструмент, ведущий к раскрытию внутреннего чувства бхакти и реализации Ишвара-Пранидхана. В начале духовного пути человек может регулярно бить поклоны, повторять молитвы и совершать простирания перед статуями божеств. Их можно сравнить с нанесением моющего средства на грязное окно — оно помогает убрать пятна, затем нужно применить лишь тряпку и воду без чистящего средства, а когда окно очищено — через него можно просто смотреть, и тогда вовсе пропадает надобность в очищающих действиях-ритуалах.

Для йогина, реализовавшего Ишвара-Пранидхана, каждый вдох является актом поклонения и благодарности, каждое действие — проявлением Любви, каждое слово — общением с Богом, каждая мысль отражает Его величие, каждая эмоция направлена к Нему. Уже незачем выделять специальное время для молитв или ходить в храмы: везде Храм, всегда молитва.

Кого любят йоги?

Бог неограничен. Все имена — Его. Все формы — Его. Иисус, Будда, Кришна, Шива… Йогин не делает разницы между проявлениями Бога, но при этом может чувствовать особо теплые чувства по отношению к отдельным Его эманациям.

Например, если разум захвачен блистательным образом Кришны, не стоит заставлять себя обязательно концентрироваться на качествах Иисуса или Шивы. Сердце легко подскажет, к какой форме и к какому имени стоит направить свое бхакти.

Прислушиваясь к самому себе, йогин безошибочно узнает объект своей любви. И постепенно он перестанет видеть разницу между Его проявлениями. Он будет видеть Бога и в иконе, и в мельчайшей травинке у себя под ногами, и в себе самом.

Любовь атеиста.

Атеист — это такой же человек, с таким же внутренним устройством, что и самый преданный последователь какой-либо религии или философской системы. Любовь теплится в груди у обоих. А разница лишь в том, что у одного она направлена на антропоморфные образы, а другой реализует Ишвара-Пранидхана через любовь к Природе, самой Жизни.

Можно не верить в Бога, но нельзя не верить в Жизнь. А между ними нет разницы. Атеизм — выдумка, не существующая в реальности. Жизнь есть повсюду. Достаточно здраво осмотреть окружающий мир, чтобы в сердце зародилась волна уважения и любви к той безграничной движущей Силе, которая лежит в основе всего сущего. Поддержание этой волны, следование за ней — это и есть реализация принципа Ишвара-Пранидхана.

Предание себя Высшей Воле.

Ишвара-Пранидхана имеет множество аспектов. Согласие с волей Бога — один из важнейших.

О некоторых людях говорят, что у них «все не слава Богу». В этой пословице кроется двойной смысл — она ясно указывает на причину несчастий.

Многие люди избирают жизненный стиль, который можно назвать «плыть против течения». Только кому-то такое плавание приносит драйв в жизнь, делая человека сильнее и не причиняя ему вреда, а кто-то постоянно получает по лбу встречающимися навстречу бревнами-обстоятельствами, страдает от болезней и собственных мыслей. Почему так происходит? Причина кроется в умении видеть правильный путь и следовать знакам, которые посылает нам Жизнь.

Разве человек способен противостоять воле Природы? Мудрый йогин не преувеличивает значение своих усилий, понимая, что является лишь одним из актеров в спектакле, поставленном гениальным и всемогущим Режиссером. Когда приходит это осознание, нет более смысла кичиться своей свободной волей. Йог знает, что эта свобода дает только два выбора: или всегда быть в потоке, четко следуя сложившимся тенденциям жизни, или плыть против течения, настаивая на своих желаниях и решениях. «Режиссер» видит общую ситуацию на «сцене» и намного лучше знает, что является для «актера» благом, а что горем. У человека действительно есть свободная воля, а Режиссер дает ему подсказки в виде вмешательства в его судьбу. Страдания, болезни и неудачи — это сигнал о неверном, с Его точки зрения, способе жить. Воодушевление и удачно складывающиеся обстоятельства, пусть даже и с небольшими трудностями ментального или физического характера — это «похвала» от Него и знак продолжать в том же духе.

Практики, открывающие осознание Ишвара-Пранидханы.

Совсем не просто в одно мгновение полностью реализовать принцип Ишвара-Пранидхана. И если такое случится, человеку больше не нужна будет практика, ведь он уже пребывает в йоге.

Для большинства людей любовь к Богу раскрывается в процессе самосовершенствования, внутреннего очищения в результате системных занятий. Достигшему цели йоги становится доступен процесс раскрытия в себе так называемых «сверхспособностей», данных каждому человеку от рождения.

Вам также может понравиться:

Рейтинг статьи:

 

Текущая оценка 4.5 из 5Всего проголосовавших: 2

Другие статьи из этой рубрики

abovetheclouds.ru

Морально-этические принципы йоги - ЙОГА

Йога начинается тогда, когда йогин соблюдает правила самоконтроля и морали на санскрите называемые Яма и Нияма. Если же человек практикует хатха-йогу (или другие виды йоги) и даже пытается медитировать, но не соблюдает что-либо из предписанных в Яме-Нияме правил – он не может называться йогом и по сути йоги нет в его жизни.

Поэтому, если вы твердо решили заняться йогическими практиками, исцеляющими тело, ум и душу, начните с самых азов.

Яма-Нияма  – это первые ступени аштанга-йоги из восьми существующих, о которых писал Патанджали.

Яма – правила морали и контроля собственного Я,  нияма – духовные истины, асана – устойчивая поза, пранаяма – контроль дыхания и нервной системы, пратьяхара – отвлечение чувств и ума от мирских объектов, дхарана – фиксация внимания на определенном объекте, дхьяна – медитация  и самадхи – высшее состояние медитации, просветление, достижение сознанием полной трансформации.

Огромное количество йогической литературы сегодня открывают нам секрет этих истин и эта статья касается именно их.

Но перечитав большое количество книг, я пришла к выводу, что все универсальные моральные принципы не отделимы от йоги Горакнатха, но к уже существующим правилам Ямы-Ниямы, натха-йоги добавляют еще по пять правил.

Не буду упражняться в красноречии, просто приведу цитату из книги Маханта Авидьянатха «Введение в натха-йогу» о яме-нияме:

«Десять форм ямы таковы: ахимса, сатья, астея, брахмачарья, кшама, дхрити, дайя, арджава, митахара, шауча. 

1. Ахимса – непричинение вреда всем созданиям не только действиями, но также мыслями и речью. Это означает воздержание от злых чувств и поступков, враждебного поведения по отношению ко всем людям и живым существам.

2. Сатья – правдивость не только в речах, но также в мыслях и поведении. Это подразумевает приверженность истине в каждой сфере внутренней и внешней жизни.

3. Астея – неворовство не только в действии, но и в мыслях и желаниях. Иными словами, ум должен быть свободен от низменных желаний или склонности к присвоению какой-либо собственности любого существа во всякой форме. Погоня за прибылью тем или иным неподобающим способом за счет других рассматривается как форма воровства. Такие побуждения необходимо изгонять из ума.

4. Брахмачарья – контроль над всеми чувственными наклонностями, особенно над сексуальным вожделением, безупречное сохранение физической и ментальной энергий. Энергию следует внимательно направлять вверх, и она никогда не должна двигаться вниз, чтобы вызывать наслаждение объектами чувств. Мужчина и женщина должны вести себя сдержанно в присутствии друг друга.

5. Кшама – прощение недостатков и вины других. Когда духовно практикующему причиняется какой-либо вред или наносится оскорбление, недопустимо обижаться или жаждать мести. Следует воздавать добром за причиненное зло, а не наоборот. Неуместно проявление недовольства или стремление свершить возмездие над оскорбившим.

6. Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах. Духовно практикующий должен развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия и все встречающиеся трудности и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.

7. Дайя – сострадание ко всем людям и иным созданиям, находящимся в беде. Здесь подразумевается выражение сочувствия, переживание бедствий и трудностей другого человека как своих собственных и внутреннее побуждение оказывать реальное содействие в устранении невзгод, восстановить в жизни счастье и мир. Практикующий должен воспитывать в себе всеобщее расположение, чувство всеединства и готовность служить всем.

8. Арджава – простота жизни. В поведении не должно быть искусственности, двуличия, неискренности. Следует вести простую жизнь без пышности и великолепия в еде, одежде и жилище, избавиться от лукавства в поведении. Внешняя жизнь практикующего должна правдиво отражать внутреннюю, и он не должен выставлять себя тем, кем он не является на самом деле.

9. Митахара – строгое регулирование питания. Практикующий должен всегда помнить, что пища предназначена для поддержания и питания тела, а не для услаждения вкуса, удовольствия от вкушения и удовлетворения желаний. Он должен сформировать привычку принимать надлежащую пищу в нужном количестве и в назначенное время, а не потакать требованиям ума и вкуса.

10. Шауча – очищение тела и ума. Омовение различных частей тела, купание в чистой воде, питье чистой воды, дыхание чистым воздухом, принятие чистой пищи в чистом обществе, соблюдение необходимых правил здоровья и гигиены и т.д. – все эти процедуры необходимо выполнять для очищения тела. В конечном счете, чистые мысли, эмоции, желания и наклонности должны быть направлены на очищение ума.

Эти десять форм самоограничения как во внешнем поведении, так и во внутренних мыслях, чувствах и желаниях, называются ямой, и они очень важны для подготовки тела и ума к йогической практике.

Следующие десять форм ниямы, описанные великим учителем, таковы: тапас, сантоша, астикья, дана, Ишвара-пуджана, сиддханта-вакья-шравана, хри, мати, джапа, хута.

1. Тапас – аскетизм, то есть принятие такого образа жизни, который позволяет уму и телу спокойно воспринимать любые изменения климатических условий и внешнего окружения. Йог приучает тело безболезненно переносить жару, холод, дождь и прочие перемены погоды, вкушать грубую и невкусную пищу, соблюдать пост. Так он обуздывает всякую избирательность в предпочтениях тела, чувств и ума. Вся жизнь должна быть хорошо налаженной.

2. Сантоша – удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном отказе от наложения какого-либо рода взысканий на происходящее. Это правило предполагает сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу.

3. Астикая – вера в Веды, гуру и всех просветленных святых и мудрецов прошлого и будущего. Эта вера должна прилежно взращиваться. Следует освободить собственный ум от выискивания пороков души, постоянных сомнений и неверия. Серьезно практикующий должен веровать в духовные достижения древних маха-йогов и маха-джняни, для того чтобы развивать веру в свои личные качества для достижения подобных духовных высот.

4. Дана – пожертвование. Дарение подразумевает взращивание великодушия, раскрытие сердца, переживание единства с другими посредством практики подаяния, производимого с сочувствием и смирением тем, кто живет в достатке и хорошо зарабатывает, для пользы того, кто нуждается. Это практический путь развития духа жертвенности и отрешенности и освобождения ума от привязанности к земному богатству, которая выступает наиболее опасным препятствием на пути духовного развития.

5. Ишвара-пуджана – поклонение божеству с преданностью, восхищением, почтением и любовью, выполняемое в конкретных формах, которые указаны в священных писаниях. Это понятие включает в себя непрерывное размышление об Ишваре, или Высшем Духе, как о Неизменной Самости и Абсолютном Властителе существующего миропорядка и сокровеннейшей душе каждого человека и иного творения, а также постоянное памятование о нем, осуществляемое с преданностью и любовью. Следует укреплять веру в то, что мир божественен и каждое действие направляется божественной волей. Надлежит ясно ощущать величественное присутствие Божества внутри сердца и во всех проявлениях космической системы, и развивать дух безостаточной самоотдачи Богу. Поклоняющийся должен предложить Богу свое «я» и все «мое» и думать о себе и личном имуществе как о том, что принадлежит Всевышнему Господу. Ишвара не обладает особым именем или особой формой, а в силу вечной неисповедимой Шакти проявляется в бесчисленных именах и формах. Поклонение ему возможно с помощью любого избранного имени и формы, которая способна вдохновить сердце поклоняющегося ощущением трансцендентного всепроникающего духовного присутствия Божества и пробудить во всем его существе искреннее восхищение, благоговение, любовь и самопожертвование. Людям известны многие великие имена, которые пробуждают божественное сознание в сердцах преданных, принадлежащих к разным слоям общества и говорящих на разных языках. Нередко особые формы или образы ассоциируются с определенными именами Божеств. В школе Горакхнатха почитают всех их, признавая за Ишвару, или Высший Дух, любые имена и формы. Горакхнатх и его просветленные последователи не одобряют какие бы то ни было ограничения, ханжество или фанатизм, которые, по их мнению, становятся камнем преткновения на пути духовного прогресса.

Совершая поклонение всем священным именам и формам, признанным как божественные различными религиозными обществами, и усматривая Ишвару в каждом из них, учителя Натха-Йога Сампрадаи придают огромное значение имени и форме Шивы. Как уже упоминалось ранее, Шива есть особый Ишта-Девата, или Избранный Бог этой сампрадаи, поскольку его имя многие тысячелетия ассоциировалось с высшим духовным идеалом, достигаемым посредством йога-садханы. Имя Шивы пробуждает сознание Ишвары, или Бога, воспринимаемого как Маха-Йогешвара, Маха-Джнянешвара, Маха-Тьягешвара, Маха-Премешвара, Маха-Гуру – Верховная Личность, в которой йога, джняна, тьяга и према вечны и совершенны, Вечный Гуру для всех ищущих истину. Вот почему йоги под Ишвара-пуджаной понимают в первую очередь поклонение Шиве.

6. Сиддханта-вакья-шравана – систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей. Перед вступлением на путь йоги, истинно ищущий должен ознакомиться с существующими представлениями о духовной природе человеческой души и основных духовных идеях человеческой жизни, получить представление об истинном отношении индивидуума с мироустройством, истинной природе Всеобщей Реальности, сокрытой и проявляющейся в мире путем естественного опыта. Необходимо понимать важность йоги для совершенства тела, ума, разума и ясного сознания, ведущего к восприятию прямой тождественности души с Всеобщей Реальностью, а также главные отличительные черты и стадии йога-садханы. Посредством шраваны, свадхьяи и вичары, – то есть при получении наставлений от компетентных учителей, систематическом изучении и размышлении, – следует изгнать из ума все склонности и предрассудки, ошибочные представления и предубеждения, ограниченные взгляды и сектантское высокомерие, чтобы обрести искренность и серьезность духа, взыскующего подлинной истины, добродетели и красоты.

7. Хри – чувство стыда и угрызений совести при совершении любого неверного деяния, малейшем уклонении от пути благородства, нравственности и духовности, потакании любым дурным мыслям, желаниям или чувствам, произнесении любых оскорбительных, злых, лживых или неприличных слов. Это подразумевает взращивание способности к стойкому противостоянию любым пагубным влияниям, воздействующим на человека.

8. Мати – развитие остроты разума, глубокого понимания, утонченной склонности и направления постоянного потока эмпирического сознания к тому, что имеет неизменную духовную ценность в жизни. Ум должен быть чистым, ясным, рассудительным и всегда открытым для истины.

9. Джапа – повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно и вслух, с глубокой преданностью. Необходимо верить, что божественное имя представляет собой живое речевое воплощение Бога, а повторение имени поддерживает осознание постоянного присутствия Бога. Для практики джапы необходимо специально выбрать одно из его святых имен. Имя, полученное от гуру, наделено особой энергией.

10. Хута (хома) – предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося. Эта практика ежедневного жертвоприношения. Жизнь должна поддерживаться и преумножаться посредством жертвоприношения. Все необходимое для существования следует вначале предложить Богу и только после того употреблять как прасад (божественное благословение).

Не мучайте тело, изнуряя его сложными асанами, дайте пищу уму, чтобы он направил сознание к высшему разуму.

ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОБРОЕ ДЕЛО? РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ!:

yogaji.ru


Смотрите также