Развитие Йоги в мире и странах СНГ. Развитие йога


Происхождение и развитие йоги

 

    Происхождение йоги  скрыто во мгле веков.    Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.     Истоки йоги однозначно не прослеживаются с желательной степенью достоверности.     Её медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только в Индии, но и во всём мире. Однако, она видоизменялась, приспосабливаясь к местным особенностям, общественным идеям и т.д.      Суть йоги излагали или объясняли с помощью различных символов,  и текстов на разных языках.     В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.     В основном, техники йоги передавались в устной форме от учителя  к ученикам.     Йога, которую мы знаем в наши дни, развивалась в Индии и использовалась, по крайней мере в зачаточном виде, более пяти тысяч лет назад.     При археологических раскопках памятников высокоразвитой протоиндийской городской цивилизации(возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта, если не превосходит их), которые проводились в долине Инда в Хараппе и Мохенджодаро (территория современного Пакистана), были найдены разнообразные статуи, изображавшие людей, которые занимаются йогой.     Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.     Развалины, где проводились эти раскопки, когдато были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху. Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись впоследствии заселившие его арийские племена,эта древнейшая цивилизация прекратила свое существование. Можно утверждать, что это произошло постепенно. И не в результате набегов кочевников-ариев  с северо-запада. Некоторые исследователи предполагают, что в этой местности произошла одна из первых экологических катастроф. Вырубка леса и нерациональное ведение поливного земледелия привели к наступлению пустынь с севера и к гибели цивилизации, которую некому было поддержать в слабозаселенной тогда долине Инда.Продолжением этой цивилизации стала цивилизация арийских племен, где уже быстрыми темпами развивалось ткачество, металлообработка и сельское хозяйство     Наступает Ведийский период.     Ведийский период (1500 год до н.э. – 600 год до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации.     Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды.     Хотя учёные затрудняются с точной датировкой, по общему мнению, эти книги были написаны, по меньшей мере, четыре с половиной тысячи лет назад. Правда, они не содержат описаний конкретных йогических практик, но, как правило, упоминают о йоге в символической форме — фактически, шлоки Вед произносились риши, или йогами, в состояниях духовного блаженства и познания (самадхи).  Именно по этой причине Веды считаются откровениями — риши не сочиняли шлоки, а действовали как своего рода передатчики, через посредство которых сообщались эти откровения. Веды считаются первым текстом йоги, поскольку они иллюстрируют суть йоги, пусть и косвенным образом.     Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе( там  упоминается слабый образ йогина - святого мудреца отшельника Муни)  Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.     Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.     В более поздней Веде- Атхарваведе(первый индийский текст, связанный с медициной. ) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса и мистического жара.     Визионеры Вед ясно осознавали существование динамического жизненного начала, которое они называли вайю  (прана). Они также отчётливо понимали, что эта прана тесно связана с дыханием.  В Ведах кратко упоминается о существовании пранических центров (чакр),  расположенных в теле, но не принадлежащих ему.     Также  была развита наука звука, поскольку в Ведах говорится о различных мантрах (психических звуках), которые могут использоваться для достижения как материальных, или мирских, так и духовных целей.     В заключение можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по настоящему сформулирована в доведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.     Лишь с появлением Брахманов(комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы.)     Упанишад(  В Упанишадах содержатся основы философии индуизма — концепция вселенского духа )мы начинаем видеть, как йога постепенно оформляется, изменяется  и принимает свой сегодняшний вид.     Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются джапа  (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и мауна  (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»)[1].     Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.     Уже в этих текстах Йога  начинает причудливо  трансформироваться,  возникают ее не классические формы.     Появляться  основы науки свара йоги  (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте Шива Свародайя.     В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.     Однако более прочный фундамент йоги был заложен только в Упанишадах. Именно в этих разнообразных текстах мы наблюдаем, как йога приобретает более определённые очертания.     Слово Упанишада  составлено из санскритских слов шад —  «сидеть», упа  — «рядом» и ни  — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово упанишада  можно истолковать как тайное учение.     Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры.     По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия.     Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара  и Брихадараньяка.     Упанишады чрезвычайно отличаются по размеру — наименьшая из них, Мандукья, содержит всего двенадцать стихов, в то время как в Брихадараньяке и Чхандогье насчитывается по несколько тысяч слов.     Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.     Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.     Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует немалых усилий.     Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы. Нечто подобное говорил и другой великий йог и духовный учитель — Христос: «Узок путь, ведущий к жизни (самореализации)».     Техника йоги Упанишад в некоторых  своих  моментах  настолько  напоминает классическую, что из этого следует, что и Патанджали и брахманистские изыскания пользовались  единым, гораздо более ранним источником  информации.     Интересен тот факт, что упанишады  составлялись  примерно в то же время, что и «Йога - сутры», следовательно, именно тогда древняя универсальная технология йоги впервые подверглась интерпритации, что дало толчок для ее развития в самых разных направлениях.     Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют аналогии, притчи и, порой, прекрасную поэзию.     Другие Упанишады имеют более практическую направленность и описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему.     Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.     Во многих Упанишадах значительное место уделяется описанию праны и её значения.    Авторы более ранних Упанишад — Брихадаранъяки, Чхандогьи, Тайтирьи  и т.п. вполне осознавали тот факт, что прана составляет основу всех форм жизни. Они описывают существующие в теле, но не принадлежащие ему психические проводящие пути, по которым протекает прана, включая все важные нади — ида, пингала и сушумна[2].     В более поздних Упанишадах, таких как Прашна  и Катха,  эта тема получила дальнейшее развитие. В них различные формы праны в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о кундалини  (психической и духовной силы), существующей в теле в форме змеи. А также ,  содержат чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.     По существу Мандукья  полностью посвящена комментариям, относящимся к этой теме. В этих текстах снова и снова подчёркивается, что легче всего достичь состояния медитации, сосредоточиваясь на мантре АУМ.     В  Тайттирия - Упан  впервые приводится перечень состояний сознания  и есть упоминание о четвертом состоянии- турийя, которая впоследствии получила развитие в Тантре     В русле брахманизма создаются тексты «Йога-упанишат» в которых впервые названы и перечислены четыре основных разновидности йоги: мантра, лайя, хатха, и раджа, причем две ступени классической йоги асана и пранаяма выделены в отдельном направление.     Также в них обнаруживается  и первое описание особой физиологии которое в дальнейшом  станет основой учения тантризма.       Именно в этих Упанишадах была впервые показана возможность движения по пути йоги и достижения её вершины без отказа от выполнения повседневных обязанностей. До этого времени было принято считать, что духовный путь и путь йоги совершенно несовместимы с мирскими делами, и требуют ухода от мира.     Возвращаясь к историческим видоизменениям классической йоги на протяжение всего ведического периода индийской истории  так и после него терминалогия йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась извесными философскими школами, а также бесчисленными аскетами , магами и йогинами -одиночками в силу личного разумения- это были сугубо арийские интерпретации .     По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм.     Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды. Проявив немного фантазии, название «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».     Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всётаки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.     Даже в сегодняшней Индии, Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.     Древний индийский Махабхарата ставит знак тождества  между Брахман упанишад  и Вишну  и обращен к народным массам .Ее шестая книга- Бхагавадгита (песнь Кришны) и седьмая книга Мокшадхарма(основа освобождения ), коренным образом отличается от йоги Патанджали. Основной упор в Гите делается не на личное спасение путем ухода от мира и постоянной практики йоги, но на достижения уравновешенности в повседневных действиях. Йогин не должен покидать мир, напротив - он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего, единственное условие спасения заключается в систематической практики йоги и непривязанности к плодам своих действий (т.е. личность активная, живая, не засушенная  созерцанием, которая способна переживать чужую боль как свою)     В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, перемежается со многими отрывками, непосредственно относящимися к йоге. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именумой БхагавадГита.  Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги     По мере того, как человек продвигается по этому пути, ему открываются на страницах БхагавадГиты все новые слои мудрости; перед ним постоянно разворачиваються  все более высокие уровни смысла     Бхагавад Гита — это поистине совершенный текст йоги, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.     Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать, лишь удалившись от всех повседневных обязанностей или в какоето время в будущем, когда представится такая возможность. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.     Ещё один традиционный текст под названием Йога Васиштха  считается  естественным наследием и продолжением Рамаяны. Он также представляет собой собрание духовных наставлений и отличается глубиной своих научных и духовных идей. Это произведение тоже призвано вдохновлять тех, кто вступил на путь йоги. В этом трактате ясно описаны многие научные идеи, лишь недавно получившие распространение. В тексте делается попытка объяснить все аспекты творения и, в конечном счёте, связать их с сознанием. В нём обсуждаются все стороны жизни, от здоровья и болезней до счастья и страдания. Текст содержит описание различных методов достижения духовной реализации и многократно подчёркивает важность непосредственного восприятия и опыта в противовес знанию из вторых рук. В нём говорится о различных путях йоги, особенно, о пути медитации и джняны. Кроме того, рекомендуется пранаяма как метод управления умом и достижения медитативного состояния. Однако, эта книга не подходит для тех, кто только начинает заниматься йогой, ибо хотя она и представляет собой сокровищницу знаний и прекрасной поэзии, но не содержит сколько либо подробных указаний относительно пути, по которому следует идти. По существу, в ней отсутствуют практические аспекты йоги, и она, скорее предназначена для тех, кто уже знаком с техниками йоги и имел высшие переживания.     Следующая линия видоизменения - буддизм.     Если Будда и отверг впоследствии учение двух своих учителей йоги, то лишь потому, что превзошел их в этом деле - так утверждает легенда. Буддизм не отрицает йогу, он видоизменил и дополнил ее классическую технологию и в дальнейшем появилась его собственная специфическая йога. Способы спасения  целиком основаны на йогической технологии. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и традиционную психотехнику.     Самое существенное преломление йога получила в тантризме, который объединил в себе массовые народные культы и с шестого века н.э. занял ведущие позиции в индуизме и буддизме, особенно тибетском « Ваджраяна или алмазная колесница»     Классическая йога подверглась в Тантре дальнейшему изменению, став более изощренной, основной акцент там был на очищении тела. Было разработано множество психотехник и возникла крийя - йога ( представленная в Бихарской школе Сатьянандой) Без абсолютного здорового тела нельзя достигнуть блаженства.     Наиболее известные средневековые комментарии по хатха йоге также написаны в русле Тантры - это « Шива» « Гхеранда - Самхита» а также « Хатхайогапрадипика»  Сватмарама Сури.(который жил в пятнадц. веке)     В двенадцатом веке  возникла йога  Горакхнахту  изложенная им в сжатом тезисном изложении « Горакша - шатака»     В  многих йоговских  сектах йога сильно деградировала( пример шиваитских аскетов, а также в тибетских тантрических обществах., и их обряд « чход»и т. д.)     В Японии буддизм трансформировался  в философию и практику дзен. После завоевания значительной части Индии мусульманами в результате культурного слияния возникли не только шедевры как Тадж- Махал, но и « мусульманская йога», которую практиковали суфии. Вначале йогов - мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов - индусов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников.     Поскольку учения йоги обычно передавались в устной форме, её развитие было бессистемным. Разные учителя учили разным методам, так что до своей систематизации йога была собранием разнообразных, не связанных друг с другом техник, пронизанным всевозможными личными верованиями и суевериями. Именно здесь авторы древних текстов сыграли величайшую роль, собрав воедино и обобщив все эти разнородные идеи. Одним из самых выдающихся авторов был Риши Патанджали, который незадолго до рождения Христа написал текст под названием Йога Сутры,  до сих пор считающийся классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге. Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.     Основной фундамент йоги, в её сегодняшнем виде, был уже заложен к тому времени, когда Патанджали закончил писать Йога Сутры.  Предстояло появиться ещё многим текстам и усовершенствованиям, но структура йоги была в общих чертах определена; требовалось лишь заполнить оставшиеся пробелы. Это делали, главным образом, многочисленные комментаторы, которые вновь и вновь интерпретировали традиционные тексты. Нередко это вместо ясности вносило ещё большую путаницу, поскольку появление множества различных комментариев приводило к спорам и домыслам. Тем не менее, некоторые из этих учёных всё же пролили определённый свет на традиционные тексты йоги. В качестве примера можно назвать Шанкарачарью(,он родился в 788 г. после Р. Х. ) который лично прокомментировал двенадцать различных Упанишад и Бхагавад Гиту,  а также написал множество оригинальных книг по йоге, в том числе Вивекачудамани  (Драгоценная вершина мудрости), Апарокшанубхути  (Непосредственный опыт реальности) и Атмабодхи  (Познание Я). Эти трактаты сами по себе были шедеврами. Шанкарачарья сам активно занимался практикой йоги и знал её важность на собственном опыте. В отличие от многих других, он не довольствовался чисто интеллектуальным анализом учения йоги без непосредственного личного опыта.     Были и многие другие люди, которые вносили важный вклад в развитие йоги и которых мы должны упомянуть.     Хотя бхакти йогу практиковали на протяжении всех эпох с момента зарождения учения йоги, в средние века её развитие получило особенно мощный толчок, благодаря таким практикам, как Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапрабху, Нам Дев и многие другие. Все они писали прекрасные поэтические произведения, которые даже сейчас воспламеняют сердца своим чувством преданности. Люди, подобные Кабиру, не только выражали свою пылкую любовь в поэзии, но и дополняли стихи ясными практическими советами относительно пути бхакти йоги и других путей.     На протяжении столетий было написано множество текстов по хатхайоге. Из них наиболее известны Хатхайога Прадипика, Шива Самхита, Гхеранд Самхита  и ряд других. В этих текстах подробно описаны асаны, пранаяма и другие практики хатхайоги, наряду с техниками выполнения мудр, бандх и т.д. Однако во всех книгах подчёркивается, что практики хатхайоги предназначены не только для обеспечения телесного здоровья. Они служат средством достижения более высоких идеалов, для чего, в первую очередь, требуется здоровое тело.     Развитию йоги способствовали многие мудрецы и практики, в том числе, древние йоги Горакхнатх, Матсиендранатх, Джанака, Яджнавалкья, Аштавакра, Вьяса и множество других, равно как и более современные йоги — Рамакришна, Вивекананда, Рамана Махариши Этот список  можно  продолжать бесконечно. Количество книг по йоге исчисляется тысячами.     Например, Аштавакра Гита  представляет собой возвышенное произведение, содержащее изречения йогов, находившихся в состоянии глубокой медитации; об Ану Гите,  составляющей часть Махабхараты, говорят, что она является дальнейшим разъяснением Бхагавад Гиты, которое Кришна даёт своему ученику Арджуне; в Брахма Сутрах  предпринята попытка обобщить в сжатом виде суть Упанишад; в Вьясабхасья  даётся великолепный комментарий к Йога Сутрам  Патанджали; в Бхакти Сутрах,  написанных Нарадой, содержатся правила практики бхакти йоги, и т.д. И этот список с каждым годом всё увеличивается.     Сегодня  Йога стала приобретать большую популярность как в самой Индии, так и за ее пределами. В Европе существует огромное количество центров, школ и ашрамов.     Это говорит об уровне сознания людей, люди пытаються охватить большее представление о жизни, а также то что йога являеться по истине исскуством от многих недугов как физических так и душевных.

yogaclassic.od.ua

Развитие Йоги в современном мире.

Меняются эпохи, меняются взляды людей на вселенную и её законы, меняются сами люди под влиянием технократической цивилизации, но вечные истины, связанные с природой человеческого существа, остаются по-прежнему незыблемы....

 

Тенденции развития Йоги в современном мире и СНГ

Йога как система претерпевает в современном мире свои "взлеты и падения", с одной стороны - повышенный интерес и появление "моды на йогу", а с другой предельное упрощение системы и зачастую девальвация подлинных ценностей Учения. Как грибы появляются "авторские стили", "новые" направления йоги соединяющие в себе несовместимые вещи, но при этом рекламируемые как эзотерическое ноу-хау...

К сожалению, в большинстве центров и школ преподают "адаптированную систему йоги" для расслабленного цивилизованным комфортом среднестатистического человека. Этой ситуации не могут избежать даже "продвинутые" йога-центры, многие из них ориентированы на бизнес и не стремятся вести к духовному созреванию своих последователей. Непрерывный поток занимающихся создаёт "конвеер обучения" йоге и это приносит весомую прибыль в крупных городах.

Подход к практике йоги в некоторых школах и центрах СНГ довольно поверхностный, практикующего обучают общим положениям и дают ему техники базового уровня. В таком режиме начинающий может заниматься годы. Это обычно объясняется тем что для более сложных тренировок вы ещё не готовы. Но эта "готовность" при таком обучении не наступает никогда! У бизнес-центров от йоги просто нет намерения развивать людей.

Порой даже сами инструктора имеют слабое представление о продвинутых техниках, так как в наше время, стать инструктором йоги можно довольно легко. При определённой подготовке и пластичности тела нужно пройти пару сертифицированных семинаров и "учитель йоги" готов. При этом понимание Учения может быть очень неглубоким. Максимально к чему может вести такой "незрелый" инструктор после ускоренного обучения в стиле "взлёт-посадка" - это показать как выполнять упражнения йоги на уровне тела, без особого погружения в тонкости Учения. Такой "инструктор" скажет вам, что не следует применять никаких психотехник и медитаций, так как сам в них ничего не смыслит. Это реалии, такая ситуация вызвана широким интересом к системе, отражающим тенденцию "моды на йогу".

Каждый, более менее приличный фитнeс или спорт клуб желает иметь в своём арсенале услуг йогу "под любым соусом". Отсюда рождается примитивный "йогический ширпотреб", щедро питаемый западными урезанными "псевдо йогическими" современными направлениями. Центрам йоги не всегда удаётся поддержать чистоту учения, так как к ним обращается масса людей с искажёнными представлениями о йоге, воспитанных в духе современного прагматического общества, не стремящихся особо напрягаться ради непонятных "духовных иллюзий", тем более следовать рекомендациям, которые прямо призывают заниматься самоограничением, самодисциплиной и прочими серьёзными вещами. В наше время обыватель привык наслаждаться, а трудиться над собой - это довольно неинтересное и утомительное занятие, как ему представляется. Поэтому настоящие адепты йоги так редки.

Еще одной серьезной "болезнью" страдает пооветская йога - отсутствие терпимости и духовной сплоченности среди единомышленников. Не редко можно встретить удручающую картину скабрезного выяснения "аутентичности" традиций и посвящений, принадлежности к определенной "духовной элите" которая определяет, а порой и диктует свои идеи йогической среде. На различных форумах "дхармы", вместо того, чтобы открываться сердцем и помогать ищущим людям развиваться, "продвинутые" наставники, а чаще их услужливые ученики бесконечно судачат о всех кто "посягнулся на их территорию", не понимая, что этим они только порочат великое Учение йоги и предают заветы Учителей.

Поэтому, устремлённые к Знанию люди остаются отстранёнными от этой "бизнес-машины дхармы" и стараются самостоятельно продвигаться, объединяться с искренне ищущими, посещать тех немногих живущих сейчас Учителей, которые ещё несут этому миру Истину...

Ом Тат Сат

Наверх  Назад  Главная

yoga-shambhu.ru

Развитие: "Своя йога" - Журнал "ИМХО"

Я была влюблена в мальчика, а у этого мальчика была своя девочка. Мне было так грустно, что я взяла и подружилась с этой девочкой. А девочка была не простая, а преподаватель йоги. Через полгода я забыла о том мальчике, купила себе коврик для йоги, первую книгу с ведами, занялась духовными практиками и стала счастливой.

Так часто то, что поистине нам нужно, весьма завуалировано преподноситься нам нашей судьбой. Как в молитве Антуана Де Сент-Экзюпери: «Пошли мне, Господи, не то, что я желаю, а то, что мне действительно необходимо».

ЙОГА СТАЛА ЦЕЛЫМ КУЛЬТОМ, МОДНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ И ОТЛИЧНЫМ МЕСТОМ ПРЕПРОВОЖДЕНИЯ

Йога. Сейчас вокруг нее столько шумихи. Йога стала целым культом, модным направлением духовной практики и отличным местом препровождения.

Не спорю, отчасти, ее стало слишком много. Но как я говорю всем недоброжелателям по отношению к этому делу: «Если столько людей начинают ей увлекаться, поют ей столь громкие дифирамбы, то, возможно, это действительно стоящая вещь?!» 

В этой статье я не хочу затрагивать темы «асаны для новичков», «пранаяма как способ обрести здоровье» или «красота через просветление ума и вегетарианство». Нет.

Для начала я даже не начну умничать, открывая первоначальные истоки и историю зарождения этой культуры. Ни в коем случае.

ЙОГА - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЭТО ДРУГ, СОВЕТНИК, ЭТО ТОТ САМЫЙ ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ

Я просто хочу рассказать о том, что для меня конкретно йога. И быть может, кто-то, прочтя мои наблюдения, захочет точно так же, как я однажды, расстелить впервые прорезиненный коврик в проветренной комнате, неумело принять позу полу лотоса и с опаской произнести глупое на первый взгляд «Ом».

Йога - это образ жизни, это друг, советник, это тот самый праздник, который всегда с тобой.

Почему? Потому что изначально йога – это ты сам. Это ты сам себе советуешь, сам себя выслушиваешь, самостоятельно скручиваешь свое тело в странные узелки. Это твое внутреннее я, твой собственный мир, душа, тело.

В центре всего йогического стоит именно человек. Такой, каким он есть.

Однажды у меня спросили, каким направлением йоги я занимаюсь. Я ответила, что своим собственным. Это прозвучало на первый взгляд очень глупо. Но потом я задумалась над этими словами. И поняла, что, действительно, у каждого своя йога. Кто-то обращается к ней, чтобы излечиться, поправить здоровье или похудеть, и видит в ней спорт. Кому-то больше интересны духовные аспекты, для душевного равновесия, спокойствия или восстановления порядка в мыслях, и йога для него становится психологом и собеседником. Каждый, кто однажды открывает свое сердце ей, непременно получает то, за чем когда-то обратился, – получает себя настоящего.

Лично я пришла просто так, как мне казалось, от грусти и печали, от безнадеги, внутренней и внешней апатии. Но в итоге оказалось, что я обратилась к ней, чтобы услышать себя, понять себя, освободить свой творческий потенциал, попросту говоря, обрести себя и больше терять. Поначалу было нелегко. Я, по правде говоря, тупо заставляла себя расстилать этот дурацкий коврик, мне было не комфортно, часто я психовала, но все же терпела, я пыталась найти это заветное «расслабление через напряжение». Не многим, не малым, прошло около полугода, прежде чем я увидела, как появился блеск в глазах, легкость в мыслях. Я, сама того не замечая, с радостью просыпалась пораньше для выполнения Сурьи Намаскар, при любой возможности повторяла про себя мантры, с наслаждением читала новые материалы о йоге и Аюрведе, изучала веды. Мне вдруг стало легко, я почувствовала внутреннюю гармонию, людям, которые окружали меня, вдруг стало со мной легче. Я больше не была колючкой, обиженной на весь мир. Я начала ощущать счастье просто от того, что я живу, от того, чем занимаюсь. И это стоило всего пережитого раннее.

НЕВАЖНО, ЧТО ЭТО БУДЕТ. ВАЖНО, ЧТО ЭТО БУДЕТ ВАМ ДАВАТЬ

Тот мальчик, который мне некогда приглянулся, был не моим. А йога оказалась на сто процентов «моё». И спустя время она научила меня видеть светлое и хорошее сквозь грусть и досаду, говорить «спасибо» человеку, из-за которого мне было плохо, но тем не менее благодаря которому я пришла к тому, что помогает мне, учит меня и вдохновляет.

И я, в свою очередь, делюсь этим с остальными, рассказываю свою историю читателю и собеседнику, и надеюсь, что каждый сможет найти для себя свою «йогу».

Неважно, что это будет. Важно, что это будет вам давать. Если вы наполняетесь любовью и светом от зажигательных танцев, бега, катания на велосипеде или приготовления печенья – занимайтесь этим. Ведь как гласят веды: «Медитация просветляет ваше сознание. А что такое медитация? Это то, что приводит вас к спокойствию души и сердца, наводит порядок в вашей голове, очищает ум и мысли». Найди занятие по душе, и мир вокруг тебя изменится. Намасте.

(с) Katrinsky

Читайте также:

РАЗВИТИЕ: «КРАСОТА КАК СИСТЕМА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ»

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД: «СИЛА МЫСЛИ ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО НАМ МЕЧТЫ»

МОДА: «ЖЕНСТВЕННОСТЬ — ЭТО МОДНО!»

 

im-ho.media

Краткая история развития современной йоги

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века. Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги.

История йоги: как это было на самом деле?

До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.

Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Индийские йоги позднего средневековья

Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.

…в древности крутым йогом считался тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог успокоить колебания ума.

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы. Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.

Факиры Индии конца XIX-го века

Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.

Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека. И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были возобновлены Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры. Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда. И снова история йоги сделала поворот.

Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?

Юджин Сандоу – человек, вдохновивший Индию на независимость через атлетизм.

В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми. В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип. Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.

На войне все средства хороши

Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты – адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа. Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуры. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе. Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.

Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни. То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом. А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.

Первые бодибилдеры Индии массово пропагандировали патриотизм.

Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришнараджендра Водияр IV. Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя. После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце. Новый поворот в истории йоги.

Шри Тирумалаи Кришнамачарья – отец современной йоги.

Махараджа Кришнараджендра Водияр IV был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.

В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей. В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.

Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кришнамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что

«тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар».

Подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок.

Отец современной йоги на службе у Махараджи

Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.

После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры. Кстати, именно так – «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора. Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».

Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления. К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги. Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.

Йога и бодибилдинг: что у них общего?

Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс «Сурья Намаскар», который сегодня стал «визиткой» йоги.

Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр IV. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.

Включение «Сурья Намаскар» в систему йоги

Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс «Сурья Намаскар». Данная последовательность впервые была упомянута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?

С одной стороны, данная последовательность и без того была популярна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.

Йога в XXI веке: финальная точка или начало истории?

Нельзя не заметить, что XX век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении. Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволяция в йоге. Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.

Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к непорождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.

Записано на уникальных лекциях по истории йоги в Гималайской Академии Йоги (Ришикеш, Индия).

azbukayogi.com

Йога и развитие координации | ЙОГАТЕРАПИЯ

В этой статье я расскажу о координации, важности развития координации и о том, почему йога для этого -идеальное средство.

Учебники по физической культуре выделяют 5 физических качеств человека:

  • Сила
  • Выносливость
  • Быстрота
  • Ловкость
  • Гибкость

 Наиболее сложным образом из этих 5 качеств тренируется и развивается ловкость, которая определяется координационными способностями.

Ловкость – способность освоить новое определенное движение (двигательный акт) за относительно короткое время.

Координация – согласованность двигательных действий в ответ на поступившую задачу, характеризуется эффективностью выполнения движения и быстротой реакции.

Уровень развития ловкости определяется степенью развитости так называемого мышечного чувства, и пластичностью процессов обработки информации центральной нервной системой. Координация движений регулируется мозжечком. При развитии ловкости у спортсмена формируются новые координационные связи, скорость обработки поступающей информации увеличивается, ощущение собственного тела в целом и каждой его отдельной мышцы обостряются, движения становятся точными, слаженными и эффективными.

Люди с хорошей координацией выполняют движения легко и без видимых усилий, как например, профессиональные и полупрофессиональные спортсмены и любители командных игр — футболисты, баскетболисты и волейболисты. Вообще любому увлеченному спортом человеку необходима хорошая координация для повышения эффективности выполняемых движений и качественной техники их выполнения. Например, бегунам необходимо развивать координацию, чтобы не тратить лишние ресурсы на удержание оптимального положения позвоночника во время движения, особенно при беге по пересеченной местности.

Дорогие мои силовики, бодибилдеры и железные люди! Вам не менее важно развитие координационных способностей, ведь силовые нагрузки влияют на иннервацию (связь нервной системы с мышечной) мышц таким образом, что количество двигательных единиц (точек взаимодействия нервных окончаний с мышечным волокном) значительно меньше, чем у других атлетов, занимающихся более разнообразной и динамической физической активностью.   Развивая координацию Вы сделаете движения своего красивого тела легкими, аккуратными и пластичными!

Зачем координация домохозяйке или студенту? В быту хорошая координация предохранит Вас от нечаянных действий, приводящих к часовой уборке разбитой посуды, рассыпанного по всей кухне риса, разбитых мизинцев ног и синяков от дверных ручек, на замерзшие лужи Вы будете смотреть с вызовом, а не со страхом и перепрыгнуть любой забор для Вас станет пустяковой задачей!

Развитие координации – это развитие центральной нервной системы, включение в согласованную работу одновременно большого количества отделов мозга и развитие новых нейронных связей, это полезно любому человеку и это интересно, потому что это вызов самому себе!

Йога и координация

Почему йога? Потому что на занятии йогой в мягком и технически безопасном режиме мы выполняем огромное количество упражнений на баланс! Мы учим свое тело сначала в статическом (неподвижном) режиме удерживать определенную позу (асану), сначала простую:

Затем задача усложняется:

Затем мы учимся соединять простые и сложные асаны между собой движением, выполнять разные связки движений постепенно все усложняя их, меняя одну форму тела на другую, оставаясь в потоке, спокойными и невозмутимыми. Сначала даже удержание простого, но не привычного для тела положения кажется невыполнимой задачей, но регулярно практикуя, развивая тело и мозг, мы приходим к ощущению собранности, целостности и единства своего тела. Мы начинаем с ним дружить, слышать его и управлять им! А наш мозг, преодолевая то, что казалось непреодолимым, учится любую проблему видеть как задачу и искать ключи к ее решению! Спокойно, осознанно, и оставаясь невозмутимым в потоке жизни!

На фото Ренева Анна, https://vk.com/reneva_anna

Будьте здоровы, развивайтесь и дружите со своим телом!

yogatherapyspb.ru


Смотрите также