Йога и Религия. Что такое Йога. Религия йога


Йога – это религия?

Общаясь с христианами, я узнала, что людей условно подразделяют на три категории: верующий, сомневающийся и атеист. Находясь в поисках доказательств присутствия Бога, я относилась к категории сомневающихся, но знакомство с различными религиозными конфессиями только лишь усилило мои метания. «Где же Истина?» – я боялась пойти по неверному пути и приостановила свое путешествие, видя, что являюсь белым листом бумаги, на котором каждая религия готова нарисовать свою дорогу к Богу.

Познать себя: тело, ум, дух и душа

Спустя время в мое пространство вошел человек и произнес кодовую фразу: «Кундалини-йога» – от этих слов внутри меня что-то переключилось, словно нашелся ключик, который я искала много лет. На тот момент я не соотносила йогу ни с религией, ни с гимнастикой – йога для меня была больше психологической, чем физической и тем более духовной территорией. Иногда ко мне на занятие приходят люди, которые говорят: «Мы хотим расслабиться». Так и я смотрела на йогу – как на телесно-ориентированную психотехнику, которая через тело подготавливает ум к различным жизненным путешествиям. А если при этом наладится еще и физическое здоровье, то почему бы и нет? Про дух и душу я даже не размышляла, не видев всей глубины йоги. Мой учитель по Хатха-йоге делал акценты только на работе физического тела, а преподавателей по Кундалини-йоге в моем регионе не было, что вынуждено перевело меня в режим самостоятельного обучения. 

Но даже скромная домашняя практика привнесла в жизнь изменения: ушли вредные привычки, сменилось окружение, я научилась больше доверять своему телу, и оно ответило мне взаимностью, стало легче управлять ментальным состоянием и сохранять свой центр во время эмоционального шторма. Но самым главным эффектом от практики было осознание того, что Бог Есть, причем не просто верование, а внутреннее знание – я сотворена в Боге, «Я Есть!» 

Как так получилось? Занятия йогой помогают услышать и принять свои эмоции, заново открыть тело и заботиться о нем, а осознанное дыхание в сочетании с мантрой соединяет воедино все механизмы восприятия, и тогда ум из хаотичного состояния переходит к медитативному. И в этот самый момент внутри себя можно обнаружить пространство, в котором живет душа. «Когда Бог отправляет душу в путешествие воплощения, она спрашивает Его: «Как смогу помнить Тебя, как могу оставаться с Тобой на связи?» И Бог дает ей ум, МАНАС, со словами: «Это позволит тебе быть настолько близко ко мне, насколько ты захочешь!» – рассказывал Йоги Бхаджан. Для меня Кундалини-йога явилась ключом доступа к собственной душе – истинному «я», к осознанию того, что блаженство (ананда) находится внутри меня. И тогда уходит стремление к внешним временным источникам удовольствия, а отношения с материальным миром выстраиваются по-новому.

Доверие истинному «я» решит внутренний конфликт

Желая выразить Богу свои любовь и почтение, я решила ходить в Православный храм. В домашних закромах я нашла давно позабытый серебряный крестик и стала регулярно посещать церковные службы. Мне открылся новый мир с благоуханием ладана и теплотой церковных свеч, с колокольным перезвоном и духовным песнопением, с распростертыми в молитве руками и крестным знаменем, с дыханием чудотворных икон и с пламенным, чистым служением Господу. Когда я готовилась к причастию, то выяснила, что Православие воспринимает йогу как чуждую религию, ведущую к погибели человеческой души: от меня требовалось покаяние и отказ от занятий. Но внутри зрел конфликт. Перестать заниматься тем, что приблизило меня к Богу? Но, ведь именно йога придала форму моему религиозному предпочтению и привела в храм! Так, внешняя реальность шла в разрез с внутренней, оголяя тем самым мои страхи и сомнения и ставя передо мной новые вопросы: «Бог внутри или снаружи? Что же такое йога?» Мне хотелось получить ответы, и, как только представился случай, я решила поехать на обучающий тренинг учителей. В социальных сетях поделилась радостью о предстоящей поездке, и первым комментарием было: «Ты едешь в логово сатаны!» – написала знакомая христианка-пятидесятница. Несмотря на то, что занятия йогой дали мне уникальный опыт общения с Бесконечностью, внутри снова зашептались сомнения: «Ведь я плохо понимаю, что такое йога и могу из-за своего невежества предать Бога!» В таком смятении я оказалась на тренинге, и первое, что сделали Учителя – это разделили нас на подгруппы: из мешочка мы брали мантру, чтобы на основе такого «случайного» жребия объединиться в мини-группы. На тот момент я плохо разбиралась в мантрах, поэтому, когда развернула листик, чуть не упала в обморок – там было написано «Са Та На Ма». «Ты едешь в логово са-та-ны!» – эхом пронеслось у меня внутри. Не помню, как среди 180 человек нашла свою группу, поскольку в голове крутилась только одна мысль: «Господи, спаси и сохрани!» Сейчас, вспоминая об этом, я не только смеюсь, но и не перестаю удивляться, насколько умело пространство зеркалит наши слабости, и как же легко отсутствие преданности к своему личному и тонкому знанию (гьян) подменяется страхами и догмами какой-либо интеллектуальной или религиозной системы.

Бог принимает форму Гуру внутри и снаружи

На тренинге не было возможности задать волнующие вопросы напрямую, но произошло большее – общение Сердцами. Сила таких встреч – не только в присутствующих Учителях, но и в группе людей, сознание которых настроено на одну цель – Бесконечность. В таком пространстве истинной любви можно получить ответы на любые вопросы. Возвращаясь домой, я почувствовала, что наслоения уходят, и внутри вместо сомнений раскрывается доверие. И если недавно знакомство с различными религиями пугало, то сегодня страх сменился на любопытство: я прошла обучающий онлайн-курс у пастора пятидесятников, по вторникам хожу на изучение Библии к баптистам, в воскресенье могу вкусить прасад у кришнаитов, а дома иногда читаю суры Корана. И хотя то, чем занимаются евангелисты мне более понятно, все же ближе всех по духу Православие, возможно потому что позволяет лучше ощутить корни предков. Божественно – Безгранично и может принять любую форму. «Если вы не видите Бога во всём, вы не видите Бога совсем» – эта цитата Йоги Джи напоминает мне об одном из принципов пратьяхары, первой ступени Радж-йоги. Для меня религии подобны бриллиантовым граням, отражающим Свет Бога, и я уважительно отношусь к их традициям, понимая, что подобные рамки помогают им сохранить религиозную идентичность. 

«Йога – это религия? И да, и нет. В религии вам надо во что-то верить, а в йоге вам надо ощутить то, во что вы хотите поверить», – учил Мастер. То есть в каждой школе йоги, подобно различным религиям, есть свои схемы-традиции совершенствования «я», достижения сознания Христа (Будды, Кришны, Мухаммеда), ананды. С другой стороны, йога – это наука, опирающаяся на личный опыт, а не просто на веру. Именно с этими двумя парадигмами – опытом и верой – столкнулась я, когда с одной стороны получила опыт переживания Бесконечности внутри себя, а с другой – вера, на которую ложилась информация внешних авторитетов убеждающих, что истинное знание приобретается только в пределах религиозной системы. Но йога не принадлежит ни к одной религии, хотя многие религии в своей духовной практике совершают йогу, стремясь соединить индивидуальное сознание с Божественным. Йоги Бхаджан учил, что Кундалини-йогу могут практиковать люди, исповедующие любую религию, а также атеисты. Йога – это наука самопознания, она обладает набором инструментов для работы на разных уровнях: физическом, ментальном и духовном. Каждый может взять из техники, то, к чему открыто его сердце, и обогатить себя.

Практика

Крия Будды и Иисуса (описание крии можно прочитать в комментарии к видео). Эта крия позволит расширить состояние сознания и открыть Сердце, но не для того, чтобы стать Буддой или Христом. Крия может помочь получить опыт переживания Бесконечности внутри себя, что рождает ощущение целостности и преданности самому себе, своему истинному «я». 

Примечания:

• Кундалини-йога не является заменой психологической или медицинской помощи.

• Новичкам практику Кундалини-йоги следует выполнять под руководством учителя.

Sampuranjeet Kaur (Юлия Кудрявых) − преподаватель Кундалини-йоги и практикующий психолог. Регулярно проводит психологическую консультативную практику с использованием традиционных и йогических методов помощи, направленных на улучшение взаимоотношений, поиск и раскрытие внутренних ресурсов человека.

 

Фото: Wari Om

yogajournal.ru

Йога – не религия | Федерация йоги России

Йога – не религия

Йогу иногда путают, а то и вовсе называют религией. На этой почве у части людей, особенно у тех, кто еще мало знаком с йогой, возникают различные предрассудки, страхи и беспокойства, и порой обоснованные, поскольку, во-первых, – давайте говорить начистоту – как и в любой сфере жизнедеятельности, в йоге тоже можно столкнуться с «неграмотными специалистами, действующими лишь с целью коммерческой или иной выгоды», и, во-вторых, многие знают, насколько агрессивными бывают некоторые представители религиозных течений. Однако йога – это не религия, и мы хотели бы «передать слово» известным, признанным в мире учителям и преподавателям йоги, просто приведя несколько замечательных цитат на данную тему:

«Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако, предложите дать определение того, что же такое йога и вы получите огромный диапазон разнообразных и как правило противоречивых мнений: от «индийской гимнастики» до «религиозно-философского учения», от «факиризма» до «системы духовного самосовершенствования», от «реликта древних цивилизаций» до «подарка внеземного разума». Более «грамотный» собеседник может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и т.д. В разговоре о йоге неизбежно выплывет также слово «тантра», которую малограмотный собеседник может обозвать йогой секса.

Что же такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые традиции? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде «с древних времен» или это динамически развивающаяся система? А может это вообще реконструированная традиция, подобная «классическому» индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке или звериным стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины «китайская», «русская» или «современная» йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их так часто путают? Попытаемся дать предварительные ответы на эти вопросы.

Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются «эзотерическими». В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме, и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они… не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их «закрытости» состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят целью осознанное самоизменение личности, однако, в отличие от последних, предлагают конкретный, воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, однако, в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.

Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.

Вероятно, читатель уже догадался, к чему я клоню. Да, йога – это эзотерическая система внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между различными эзотерическими системами? Являются ли различные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга? Или от некоторой более древней, но не известной системы? А может этой более древней системой как раз и была йога? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? Действительно, сравнивая практики разных эзотерических систем невозможно не заметить множество аналогий. Например, читая одного из классиков исихазма – Григория Палламу, рекомендовавшего вдыхать «красный воздух» одной ноздрей, а «синий» другой, любой мало-мальски знакомый с йогой читатель воскликнет: «Да ведь это же анулома вилома! И про Иду и Пингалу они знали». Кажется, что на лицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно дело в общности объекта воздействия – человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым техникам, потому что это были наиболее эффективные методы?

Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя термины «йога», «йогин» встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое Йога. Не вызывало разночтений только то, что а) йога – это система методов и б) йога – это тайная (эзотерическая) система. Анализируя древнейшие источники, можно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят такую же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш, исихасты стремятся к достижению «чина ангельского при жизни», буддисты ищут просветления и т.д. Заимствование? Или опять общность объекта?

Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала, первобытной магией и т.д. Можно (хотя это выходит за рамки открытой книги) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже почувствовал мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Самое главное надеюсь, мы уже почувствовали – ИДЕЯ ПУТИ, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ АРХЕТИПИЧНА. Она, так или иначе, попадет в любую традицию, будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. ЙОГА ЕДИНА В ДУХЕ. Именно поэтому, несмотря на гонения, она по-прежнему существует, пережив большую часть своих «гонителей».

Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача не возможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является «скрытым» не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой – его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: «Нет стиля – есть личная техника Мастера». Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: «Нет классической йоги, есть личная йога Учителя». Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную йогу. И которая перестает быть йогой – Методом, будучи канонизированной. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. А эффективность и правильность Учения может проверить только Жизнь.

Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше. Постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи разные люди требуют разных слов и методик. Однако, основная задача, сформулированная выше, всегда проглядывалась. Хотя изменение статуса может быть тоже различным. Уровни Учителей тоже могли быть различны.

Итак, йога – не религия. Жизнь «здесь-и-сейчас» для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога – система методов (опять таки МЕТОДОВ), направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги, не является отходом от Духовного Пути, напротив она ее абсолютно необходимый элемент.

Йога – не практика аскетизма. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.

Йога – не философия, хотя она имеет философские основание и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики.

Йога – не этическая система. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т.д. В йоге есть правила (например, Яма), однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.»

~ Андрей Сафронов, отрывок из книги «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика»

«Прежде, чем приступить к толкованию первой сутры Патанджали, необходимо понять кое-что другое. Во-первых, йога не религия – помните это. Йога – не индусская, не мусульманская наука. Да, йога – такая же чистая наука, как математика, физика или химия. Физика – не христианская наука, физика – не буддийская наука. И если законы физики были открыты христианами, это также не значит, что физика – христианская наука. То, что христианам удалось открыть законы физики – чистая случайность. Но физика, все-таки, остается наукой.

Йога тоже наука – индусы открыли ее тоже чисто случайно. Это не индуистская наука. Это математика внутренней жизни в чистом виде. Значит, мусульманин может быть йогом, христианин может быть йогом, джайн, буддист может быть йогом.

Все так называемые религии нуждаются в верованиях. Одна религия отличается от другой только характером этих верований. У мусульманина они свои, у индуиста – свои, у христианина – свои. Разница между религиями состоит в верованиях. Йога же не заставляет во что-то верить. Йога учит опыту ощущений. Если наука учит экспериментировать, йога учит опыту ощущать. Эксперимент и опыт суть одно и то же, но у них разное направление исследования. Эксперимент означает нечто такое, что делается снаружи; опыт означает нечто такое, что делается внутри. Опыт – это внутренний эксперимент.

Помните еще вот о чем: йога – экзистенциальная, экспериментальная, эмпирическая наука. Она не нуждается в верованиях, она не нуждается в вероисповедании – но она нуждается в мужестве, чтобы познавать.»

~ Ошо (Бхагван Раджниш)

«Йога означает дисциплину ума и тела. Она не предназначена для какого-то замкнутого круга. Практические занятия йогой не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения ни профессия, ни классовая принадлежность, ни религия, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным верованием или обрядом. Цель ее – последовательно развивать такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики. Этого можно достичь последовательно, проходя по различным ступеням йоги, известным под названием восьмеричного пути.»

~ Дхирендра Брахмачари

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями:

russianyogafederation.ru

Религия и йога. Йога и вера. Йога и христианство

Думаю, что данная статья необходима для каждого. Она снимет те вопросы, которые, возможно, иногда возникают у каждого, кто задумывается об учении йоги. Давайте разбираться вместе в вопросе: религия и йога.

Каждый человек во что-то верит: один верит в то,  что Бог есть, атеист будет утверждать, что Бога нет.

Сами христиане различаются: одни четко выполняют  все религиозные заповеди, другие, причисляют себя к христианству, потому что они имели честь родиться в христианской семье. Разве мало у нас сегодня тех, кто ходит в церковь один раз в месяц или  не ходит вовсе. Само христианство делится на ветви: католицизм, православие, протестантство и другие направления.

Есть ли связь Христианства и учения Йоги? Многие, начиная занятия, наверняка, испытывают беспокойство: " Я - христианин, могу ли я одновременно изучать и учение йоги? Имею ли я право на это?»

Во-первых, сразу скажу, что,  йога, действительно, возникла на  основе индуизма, но она не принадлежит  индусам. Это - наука универсальная, которая поднялась выше всякой религии.  Йога не диктует, что вы должны поклоняться  Шиве. Йога не указывает вам повторять конкретное Имя Бога. Да, Йога говорит, что проговаривание имени Бога - один из способов добиться концентрации ума. Повторяйте молитву Иисусу или вы можете молитесь Аллаху, или произносите другое имя, если вы относитесь к  другой религии. В йоге нет указаний, кому вы должны поклоняться и какое имя произносить.

И йога, и христианство утверждают, что совершенным божественным существом создано все вокруг. Кто это по вашему? Не имеет значения: Всемогущий Отец Небесный, Аллах, Иегова.  Это  свободное существо, и  ему неведомы ни радость, ни скорбь, ведь оно  ни к каким чувствам не привязано. Вот теперь внимание: "Только тот, кто свободен от скорби, достигает Абсолютного Сознания. Вот что является целью йоги , а значит и объектом медитации.

Таким образом, система йоги не ставит перед вами никаких других целей, кроме целей самой йоги. Она не просит нас отрекаться от нашей религии, наших верований. Она не указывает, что ее Бог отличается от того,  в которого  верите вы. Вам не придется менять богов. Ведь учение Йоги распространяется  далеко за рамки религии.

Во-вторых, йога это учение для человека на земле. Это учение было дано человеку, живущему на Земле, независимо от того, что он или кто он, и оно дано человеку на все времена. Йога помогает человеку  преодолевать  горе, боль и страдания. Йога - наследие человечества. Она не вмешивается ни в какую религию.

А теперь подумайте: разве  в истории были примеры религиозных войн, целью которых было бы насаждение учения Йоги?Зато примеров войн и других насильственных методов навязывания чужой веры в истории предостаточно.

Йога выше религий и, в то же время она замещает и дополняет религию. Посмотрите вокруг. Сколько людей потеряли веру во все?  Человек должен верить во что-то. Без веры человек страдает, его мучают неразрешимые проблемы и вопросы. Утрата веры может быть продиктована целым рядом причин и условий. Например, это связано с тем, что в обществе царит всеобщее пренебрежение к религии, отрицается религия как таковая, ее учения и ее мудрость.

Йога ставит своей целью совершенствование личности человека, воспитание терпимости к ближним., ведение правильной жизни в социуме. Она помогает человеку, для начала задать себе простой вопрос «Какова цель моей жизни? Зачем я пришел сюда? Что такое истинный смысл моей жизни?»

Йога  заставляет наш работать ум! Человек , практикующий йогу, ощущает духовную реальность внутри себя, ставит для себя цель: изменить свою сущность к лучшему. Все, кто занимается йогой регулярно, замечают, что им совсем не хочется ругаться, выяснять отношения, кричать. Налаживаются отношения с детьми и близкими. У них появляется время на осмысление своих действий…  А разве христианство не учит тому же: Возлюби ближнего своего, как самого себя? Йога подсказывает способ добиться этого.

Мало того, йога приходит на помощь людям, потерявшим веру, помогает им удержаться в своей собственной вере. Не важно, кто он: католик, православный, протестант, мусульманин или иудей. Йога - это сила, которая пробуждает веру. Об этом свидетельствуют многие. После Йоги многие приходят к вере, начинают понимать смысл вещей, которые делаются во имя веры, в частности  христианской, начинают читать Библию, ходить в церковь. Многие вещи, которые казались когда-то бессмысленными, обретают смысл. Йога восстанавливает людей духовно. И это не зависит от религии, к которой  принадлежит человек. Она открывает людям внутреннее содержание духовной своей религии. Йога спокойно сосуществует с христианством , как и  с любой другой религией.

Йога не дает понятие Рая и Ада. Она призывает познать абсолютное, Бога, Высшее Существо.

Йога не заставляет бояться Бога, не говорит о неизбежном наказании за грехи. Она учит человека не совершать эти грехи.

Йога -это, своего рода клей, укрепляющий веру.

Йога - этой древнейшая система физического и духовного воспитания. В настоящее время ею интересуются все больше и больше людей.  Самая большая вещь, которую делает йога - это восстановление  духовных качеств человека. Йога не мешает  религии. Она не противоречит религии. Она призывает: «Попробуйте найти Бога там, где вы есть, старайтесь жить благородной жизнью. Очистите себя от низшей природы. Пробудите в себе божественные качества и откройте божественное внутри вас, идите к Богу ".

Это основная идея йоги, и ее будет развивать "Живи легко!". Теперь, я думаю, ясно каждому, что такой религия и йога, что можно гармонично включить йогу в любую религию и религиозную жизнь любого человека, любой веры.

 

jivilegko.ru

АЮРВЕДА - Религия и Йога

16 января 2013 г.

Совместимы ли занятия Йогой и Аюрведой и религиозные взгляды?Йога и Аюрведа – вне религии.Ее практикуют люди разных национальностей и конфессий.Йога – это «Остановление волнения ума» (1-я Сутра основного труда «Йога-Сутра» Патанджали). Для остановки волнения ума не нужно принадлежать к определённой конфессии.

А Аюрведа – медицинская сторона Йоги.

В комментариях к разным постам несколько раз были вопросы: – «Как мне быть, я мусульманка, занимаюсь Йогой и мучаюсь – правильно ли это?»– «Я – христианка, занимаюсь Йогой, но знаю, что Церковь категорически против этого. Наш батюшка говорит, что я не должна этим заниматься. Как мне быть?»

Церковь против много чего.

Вот, например – против изучения астрономии в школе  “<Православные активисты потребовали запретить астрономию в России” (обсуждению не подлежит).

“- Церковь о вас ничего не говорит”.– Мы тоже о ней ничего не говорим..”(“t”, Пелевин).

Все религии однобоки, и содержит только часть знаний, которое приходится собирать по крупицам. Религия не способна ответить современным людям на многие вопросы, возникающие при попытке изучения себя и Mира.Как в фильме «Матрица»:«Однажды у тебя появляется вопрос, и ты уже не можешь жить, не думая об этом». И вот тогда человек начинает искать. Религия (если он не был до этого религиозен) – 1–я ступень, самая близкая. Не нашедшие ответов в религии, кидаются в эзотерику, и полностью запутавшись зачастую бросают эти поиски. Некоторые добираются до Йоги. И находят облегчение – «Нашёл!». Для кого- то Йога остаётся гимнастикой, способом физического поддержания здорового тела. Кто-то продвигается на следующие ступени.

Церковь же не призывает к самосовершенствованию, а призывает готовиться к загробной жизни всю жизнь. А человеку хочется знать – что ему делать Сейчас. Со своими мыслями. Со своим телом.В Православии любая практика самосовершенствования обличается Сатаной, так как считается, что Бог сам обо всём позаботится, а наше дело только верить и не думать. Упор на чудо мощей, чудо икон, на батюшку с его перстом осеняющим. Помогает, конечно. Особенно – если верить. Но мода на религиозность часто мало имеет общего с Верой, поэтому у многих и не срабатывает.

Известны деятели русского богословия, которые конструктивно относились к йоге.Вот выдержка из книги старообрядческого епископа Михаила Семёнова (1874-1916):«Йога, её часть Хатха-Йога, есть учение о здоровом человеке. Йоги верят, что сущность человека не в теле. Они признают, что его бессмертное «я», которое всякое человеческое существо более или менее сознаёт, не есть его тело, которое оно только занимает и которым пользуется. Они признают, что тело только одежда, в которую облекается Дух.Они знают, что такое тело, и не обманываются мыслью, что оно является сущностью человека. Но, зная это, они знают также, что тело есть инструмент, которым Дух пользуется для своего проявления и работы.Они знают, что телесная оболочка необходима для проявления и роста человека в настоящей стадии его развития.Они знают, что тело является храмом Духа. И соответственно этому они верят, что заботы о развитии тела заслуживают такого же внимания, как и развитие некоторых высших сторон человека, потому что, имея нездоровое и недостаточно развитое материальное тело, мысль не может функционировать, как следует, и весь этот инструмент не может быть наивыгоднейше использован его хозяином – Духом.Они верят, что Дух – руководитель наш и в физической жизни, что он проявляется и через жизнь тела.В присутствии Духа с Духом можно и есть, и пить, и думать.Всё может быть и должно быть духовно.

И, не входя в обсуждение религиозных основ учения йогов, можно сказать, что их учение о теле носит черты истинно религиозного мировоззрения.Йога в той части, которая называется «Хатха-Йога», предлагает целый курс технически-морального воспитания тела и этики питания и дыхания.Кто желает, может обратиться к их теориям, сомнительным в философской части, но не бесполезным практически.Может быть, и не лишние их советы о дыхании, может быть, в самом деле, можно научиться приказывать клеточкам тела, можно управлять кровообращением, давать отдых уставшим частям тела.(Избранные статьи, «Китеж», 1998)

Ещё одна история (Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003), «Дом Божий»):

“Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским*.Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий.Мы это долго обсуждали, и он твёрдо мне сказал: “Нет, в них истины нет!”Я пришёл домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю:“Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку” их узнать?”.Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви.

Тогда я ему сказал, откуда это взято…(* Владимир Николаевич Лосский (1903—1958) — православный богослов, сын русского философа Н. О. Лосского.)

Религия – свод правил и предписаний для достижения Богоосознания. Йога то же самое по сути. Но религия звучит как-то теоретически, в то время как йога всегда связана с практикой.В общем, Йога и религия имеют одну цель – единение с Богом (познание его), но добиваются этого разными путями.Причём в силу чего-то путь Йоги более эффективен, результат ощущаешь на себе в этой жизни, а не “когда-то там после смерти”.

«В здоровом теле – здоровый дух». Религия, к сожалению, уделяет этому аспекту очень мало внимания…..Здоровье тело, чистая энергия – это основа для духовного совершенствования.

Йога – расстелил коврик – и все. Никто больше не нужен.

А любой религии нужна паства. И контроль над ней.«Отец Пантелеймон просит нас на буддизм наехать. Денег много даёт»– Им–то это зачем?– Паства расползается»(Пелевин. «t»).

Часто путают религии Индии с Йогой и Аюрведой. Религий в Индии много, Богов (вернее – полу-Богов) – очень много. И все они являются формами единого Божественного. Каждый из них несёт в себе одну из граней вездесущего Бога, ибо сказано: «Истина одна, но мудрецы зовут её разными именами».

Некоторые деятели РПЦ пытаются представить Йогу как ересь, противную духу Православия, но это не соответствует действительности, оздоровление тела и души – дело несомненно богоугодное . Как может то, что приводит человека в Гармонию, противостоять Промыслу Создателя?

По поводу Веры и Православия у меня было небольшое наблюдение во время моего недавнего приезда в Москву.Сидела в каком-то присутственном месте, ждать нужно было долго, в холле громко орал телевизор, не давая сосредоточиться на чтении. Телевизор я не смотрю много лет, но тут пришлось.Показывают лицей, выпускников. Опрос: «Как вы считаете, кто такой порядочный человек?И все как один, отрепетировано отвечают: «Порядочный человек – это человек, живущий по православным законам».У меня, как у человека, уже много лет живущего в одном из самых многонациональных городов мира (в Торонто проживают выходцы из 170 стран мира) сразу вопрос «А что, араб, мусульманин, еврей, сикх… не может быть порядочным человеком?».После этого репортажа из лицея на экране появилось главное Православное Лицо и стало вещать. К тому времени моё дело в присутствии закончилось и я не успела послушать.

Поделилась с родственниками. Сказали, что это выступление было задолго анонсировано и подготовлено. Т.е. гимназисты были разогревом.Я привыкла к политкорректности и представляю, какой бы шум поднялся в Канаде при подобном заявлении на главном канале о порядочности отдельной религии.

Когда это же наблюдение я рассказала в компании русскоязычных канадцев, все сразу в один голос повторили мою фразу: «А человек другой религиозной принадлежности не может быть порядочным человеком?». Вот что значит – многокультурное общество! (улыбка!).

К чему я рассказала эту историю? К однобокости освещения действительности.

И чтобы меня не сильно забрасывали камнями, скажу, что была рьяной прихожанкой много лет, пока не поняла, что так и не получу ответы на свои вопросы, что все это гораздо шире и выше.

Йога – вне религии. Занимайтесь спокойно!

Вот что говорит о разных религиях Свами Вивекананда в статье «Мой учитель», посвященой его Учителю Шри Рамакришне:

«…идея, воспринятая мною от моего Учителя, идея, может быть, самая главная,- это та чудесная истина, что религии мира не противоречат друг другу и не враждебны одна другой, что все они – лишь различные фазы Одной Вечной Религии; эта Одна Вечная Религия применяется к различным планам существования, применяется к мнениям различных умов и различных народов.

Никогда не было моей религии или вашей религии, моей национальной религии или вашей национальной религии; никогда не существовало многих религий, была и есть только одна. Одна бесконечная религия существовала извечно и будет существовать вечно, и эта религия выражает себя по-разному в разных странах. Поэтому мы должны уважать все религии, и мы должны стараться принять их все, насколько это возможно.

Религии разнятся не только в зависимости от народа и географического положения, но и в зависимости от индивидуальных способностей. В одном человеке религия проявляется как энергичная деятельность, как работа, в другом – как глубокая набожность, в третьем – как мистицизм, в четвертом – как философия и т. д.

И неверно говорить другим: “Ваши методы неправильны”. Один человек, чья природа – любовь, может думать, что другой человек, делающий добро людям, идет к религии неправильным путем, потому что это не тот путь, который признает правильным он сам; но такой человек не прав. Философ, который думает: “Ах, бедные, невежественные люди, что они знают о Боге любви, что они понимают в любви к Нему? Ничего-то они не знают и не понимают!” – такой философ не прав, потому что и они могут быть правы, и он.

Надо понять эту главную тайну, что истина может быть одна и множественна в то же самое время, что у нас может быть различное видение той же самой истины с различных точек зрения,- вот что надо понять, вот что надо сделать. Тогда вместо вражды по отношению ко всем другим у нас будет сочувствие ко всем.

Зная, что, покуда в этом мире люди рождаются разными, одна и та же религиозная истина будет нуждаться в различных адаптациях, зная это, мы будем понимать, что должны относиться терпимо друг к другу. Подобно тому как природа – это единство в многообразии: мир явлений бесконечно многообразен, но в основе его лежит Бесконечное, Неизменное, Абсолютное Единство,- так и в каждом человеке микрокосм есть всего лишь уменьшенное воспроизведение макрокосма; несмотря на все многообразие, и микрокосм, и макрокосм пронизаны вечной гармонией, и мы должны познать ее..».

——UPD:

Беседа с Андреем Лаппой о целях Йоги, настоящих Учителях и физкультуре«Йога — это наука, а не религия»

————————————

ЗАКАЗ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С АЮРВЕДОЙ ПРОИЗВОДИТСЯ НА СТРАНИЦЕ «КОНСУЛЬТАЦИИ».

ayurveda.help

Йога и религия

Можно ли йогам держать Великий пост?

Совсем скоро Великий пост в христианской традиции. Я держу пост каждый год, и меня часто спрашивают, как я совмещаю религию и йогу?…

Взаимоотношения между йогой и религией не однозначны и вызывают много вопросов в йога-сообществе. Уместно ли заниматься созерцательными практиками, медитацией, пранаямой и асанами йоги в Великий Пост? Могут ли сосуществовать йога и религия?

Я начинаю утро с Приветствия солнцу и практики асан, небольшой медитации, стараясь сохранять доброту и смирение на весь оставшийся день, как учит любая религия и быть осознанной, не концептуальной и не эгоистичной, как говорит йога. Если объединить все предлагаемые техники, богатый исторический и литературный опыт, которым располагают на сегодняшний день йога и религия, то можно достичь потрясающих результатов.

Религия помогает, смягчает, поддерживает… Йога дисциплинирует, учит, очищает… Для меня йога и религия прекрасно  дополняют друг друга. Цель – единое целостное состояние. Счастье. Но не мещанское, короткое и нестабильное. А непроходящая удовлетворенность. Не ее ли мы видим в святых ликах? Те, кто достигает этого состояния единства, не видят противоречий.

Есть прямое упоминание о йоге в 2х религиях – индуизме и буддизма. А есть внеконфессионное понимание йоги – это наука о природе человека и его развитие вне религиозных аспектов. Практикуют это направление свободные йогины, выходящие за рамки религии. Буддизм ведет человека к дхарме, индуизм – к мокше, христианство – к Богу, а йога  – к освобождению и состоянию единения.  Религии и йога предлагают разного типа методики, через которые достигаются, может быть, немного разные состояния, а может, это вообще, одно. Отличаются лишь методы, философия и термины. Но в конце пути человек так или иначе обретает счастье.

Что такое счастье в йоге? Наше НЕсчастье существует по причине дуалистического мышления. В нашем уме мы имеем концепции хорошего и плохого, которые закладываются еще с детства. Если мы имеем дело с тем, что считаем хорошим для нас – мы чувствуем себя счастливыми, если с тем, что плохо – несчастными. Но на самом деле нет ничего “хорошо” и “плохо” – это все концепции ума каждого из нас. Нет универсального определения терминов “хорошо” и “плохо” для всех людей. Лишь обусловленный ум делит все вокруг на хорошо и плохо, на “Я” и “не-Я”, отделяет нас от Бога, от духовного начала и безусловной любви, но наша душа всегда находится в этом состоянии чистоты и единства. Вот почему духовный путь открыт для каждого – от преступника до блаженного, у каждого из нас есть шанс “поумнеть”, устранить ограничения ума и жить сердцем. В этом нам помогает йога и вера –  достичь единства, равновесия, сознательности и открытого сердца, любви и сострадания, и проявляют их, то это суть, а методы достижения этого состояния могут быть разными – да и какая разница, какими именно. И это то, что может примирить все конфессии. Так или иначе, сердце все объединяет, и его не обманешь. Поэтому те, кто борется между религиозными конфессиями, действуют от воззрений ума и не видят сути сердцем.

Тему постов с точки зрения оздоровления рассматривал профессор Ю.С. Николаев в работе “Медико-научное обоснование Православного поста на основе клинической практики разгрузочно-диетической терапии (лечебное голодание)”. Заслуга Ю.С. Николаева в том, что он сумел ввести в официальную медицину не признававшийся ранее древний метод лечения голоданием. Сегодня этот метод все шире применяется в России и за рубежом. Например, мой учитель по детоксу Наталия Роуз рекомендовала всем студентам сертификационного курса по детоксу и питанию к прочтению книги Юрия Сергеевича и его сына Валентина Юрьевича Николаева (он продолжил труд отца и написал книгу «Выбор пищи  – выбор судьбы»).

Авторы используют в лечебном голодании православные посты. Причем ценность православных постов намного шире, чем просто поддержание здоровья – это также психо-энергетические результаты, обновление, перезагрузка.

Накопленные за два тысячелетия знания о посте, их благотворности, целостном результате неоценимы и доступны каждому. Для сравнения цели многих современных диет очень ограниченны – это чаще всего лишь физическое здоровье. Надолго ли удастся сохранить этот результат, если не меняется образ жизни и мышления? С моей точки зрения, Великий Пост – самый настоящий детокс, близкий нам по традиции и духу, наполняющий, обновляющий, целостный!

Источник: yogabodylanguage.com

В избранное

meditation-portal.com

Ваша религия и практика йоги: есть ли противоречие?

Восток всегда манил меня, а в 1975 году, познакомившись с учением Свами Муктананды, я всерьез увлекся йогой. И в том же 75-м распевал утреннюю мантру «Гуру Гита» в калифорнийском ашраме Муктананды в компании новообращенных. Сладкий аромат благовоний окутывал нас, когда мы медленно погружались в созерцательное блаженное состояние под странные звуки фисгармонии, напоминавшие старинный орган. На стене висел портрет Нитьянанды, учителя Муктананды, и взгляд его как будто сулил награду самым преданным. Я приближался к состоянию экстаза и буквально растворялся в песнопении. И хотя я не совсем отдавал себе отчет в происходящем, меня вдруг осенило: именно такой я всегда хотел видеть синагогу.

Что ж, я был не одинок, огромное количество американцев искало того же неземного удовольствия в многочисленных разбросанных по всей стране ашрамах и школах йоги. Кто-то решил окончательно порвать с религиозными традициями, в которых был воспитан. Кто-то пытался объединить старую и новую веру – Запад и Восток и должен был ответить для себя на вопрос: можно ли заниматься йогой и придерживаться религиозных взглядов, довольно далеких от индийской философии? И если да, то можно ли посещать и йогу, и храм? Не значит ли это молиться двум богам сразу?

Где прячется дьявол?

Йога – по крайней мере так, как ее преподносят на Западе или в Америке, – не претендует на то, чтобы навязывать какие-то религиозные убеждения. Но в то же время перед занятием учитель и ученики обычно приветствуют друг друга «Намасте»  (что означает «Я чту божественное внутри тебя»), а в начале и конце поют мантры. Эти на первый взгляд незначительные и невинные ритуалы могут насторожить верующих. Фундаменталисты любого направления могли бы заявить, что поиск бога внутри себя – это оскорбление бога, который над нами. Мантры, обращенные к индуистскому божеству, также могут послужить тревожным сигналом для представителей христианского, мусульманского и иудаистского духовенства.

Многие ученые, и среди них Хьюстон Смит, Джейкоб Нидлман и теолог Мэтью Фокс, придерживаются мнения, что все крупные религии, в сущности, предлагают разные способы достижения одной и той же цели. В своей новой книге One River, Many Wells («Одна река, много колодцев») Фокс приводит строки из священных текстов и цитирует великих учителей, пытаясь обосновать свое положение о том, что откровения, легшие в основу той или иной религии, сближают веры. В то же время и Фокс, и его коллега Нидлман, преподаватель философии Государственного университета Сан-Франциско, автор A Little Book On Love («Маленькая книжка о любви»), пишут о том, что религия – это не только духовный мир человека. Любое религиозное учение – это институты и люди, которых эти институты наделяют властью.

И естественно, что представители духовенства радеют не только за веру, но и за церковь, которую они представляют и которую хотят сохранить. Поэтому, сколько бы мы ни размышляли над вопросом, запрещает ли та или иная религия йогу, ее лидеры всегда смогут убедить вас, что дьявол в буквальном смысле слова скрывается в мелочах. Иудаизм занимает, пожалуй, самую непримиримую позицию по отношению к йоге, заставляя людей сделать свой выбор. Но, несмотря на это, ортодоксальные иудеи среди практикующих не редкость. Джонатан Фоуст, заведующий учебными программами в Kripalu Center for Yoga and Health в Леноксе (Массачусетс), вспоминает, как ортодоксальные иудеи выражали беспокойство по поводу алтарей, расположенных на территории центра «Крипалу», хотя политика центра – учить йоге, не навязывая никаких религиозных взглядов. По словам Фоуста, работа центра направлена на то, чтобы люди обрели душевное равновесие. Но, естественно, здесь почитают индийские традиции и при этом пытаются соблюдать политкорректность. Все это хорошо, но не соответствует еврейскому канону, который учит почитать одного бога. Ортодоксальные иудеи, так же как и фундаменталисты других религиозных направлений, считают неприемлемыми любые проявления индуистской религиозности.

Однако взгляды Раббанессы Мириам Клотц, последовательницы реконструктивистского иудаизма,  не мешают ей преподавать йогу в еврейских центрах по всей Америке. По ее словам, не все ортодоксальные иудеи придерживаются крайних взглядов – многие практикуют йогу и не испытывают при этом чувства вины. Клотц считает, что сходство между йогой и иудаизмом легко обнаружить в традиционной иудейской литургии – в практике кавваны (состояния сосредоточенного внимания, умения открыть душу перед богом) во время молитвы. Духовная зрелость, по мнению Клотц, приходит вместе с искусством кавваны, или умением “направлять ум по внутренним, предначертанным богом путям”.

Согласно мистическому учению хасидов каждый человек во время рождения уже обладает некой истиной, которую только открывает в течение жизни. Йога помогает Клотц концентрироваться, чтобы увидеть “святой умысел”. По ее словам, способность к концентрации, которую она воспитала в себе за время занятий йогой, обогатила ее духовную жизнь. Теперь, читая молитвы, Клотц произносит слова неторопливо и одухотворенно, как будто превращает молитву в медитацию. 

Что в имени тебе моем

Прежде чем сделать выбор, кому-то из верующих необходимо получить благословение священника или одобрение других членов своей семьи. Кому-то – найти подтверждение правильности своего решения в священных текстах. Мэтью Фокс не сомневается, что если вы заглянете в священные тексты и попытаетесь глубже проникнуть в них, то обнаружите очевидное сходство с философией йоги. Многие верующие не подозревают о мистическом богатстве своей собственной традиции. Мало кто из христиан знаком с учениями магистра Экхарта, пророка Магомета и хасидов или Хильдегард фон Бинген и с мистическими откровениями Фомы Аквинского. Не все хотят признавать, что Христос тоже был мистиком. Фокс уверен, что стоит только копнуть глубже, как обнаруживаются совершенно удивительные вещи.

Если же вы давно решили для себя вопрос, заниматься йогой или нет, а духовный наставник или набожные родственники по-прежнему считают вас заблудшей овцой, может быть, откровения Экхарта помогут развеять их сомнения? Одна из любимых строк Мэтью Фокса из Экхарта звучит так: «Я молю господа, дабы избавил он меня от господа». Автор книги A Heart as Wide as the World («Душа, широкая, как мир») Шэрон Зольцберг, занимающийся медитацией, настаивает на том, что, убеждая скептически настроенных по отношению к йоге верующих, нужно опираться на собственный опыт. Главное – доходчиво объяснить близким людям, какую пользу приносит нам йога и как она обогащает наш духовный мир. 

Что можно возразить родственникам, которые не могут примириться с пением мантр, обращающихся к индуистскому божеству? Если мы постоянно думаем о боге, то Брахма, Шива, Шакти просто дополняют список имен господа. В конце концов, люди поклоняются не именам, а божеству, которое эти имена символизирует. Как считает Фокс, настоящие идолы – это не новые имена бога, а кумиры, которых мы создаем, и все то, что мы боготворим и что губит наши души, – деньги, власть, слава, машины, большие дома.

Шведский стол

Но путь компромисса, на который встали многие верующие, таит в себе одну опасность. Безусловно, никто не станет отрицать, что йога предлагает такой оздоровительный комплекс упражнений, которым не может похвастать ни одна мировая религия. Но, пускаясь в поиски новой духовности и продолжая соблюдать заповеди, мы в каком-то смысле начинаем молиться двум богам. Нидлман замечает, что довольно трудно быть одновременно глубоко верующим христианином и, скажем, индуистом. И дело не в том, что две традиции противоречат друг другу, – сбить с толку могут не только совершенно различные ритуалы, но и огромное количество образов. Шейла Вайнберг, последовательница реконструктивистского иудаизма, соглашается с тем, что “смешение понятий” представляет собой реальную опасность для последователей йоги. Вместе с Сильвией Бурнштайн Вайнберг проводит тренинги по медитации осознанности для представителей духовенства. В свой утренний молитвенный ритуал Вайнберг включает также выполнения комплекса Сурья Намаскар («Поклонение Солнцу») и некоторые фрагменты тибетской йоги. Но ее религией остается иудаизм. По ее мнению, для человека чрезвычайно важно принадлежать какому-то сообществу и чувствовать себя частью его истории, знать, что у тебя есть свой дом.

Только когда у человека есть какая-то поддержка и уважение к традициям, новые заимствованные техники и практики действительно обогатят его внутренний мир. Если же он одновременно пытается примкнуть к разным религиозным традициям, ему вряд ли удается постичь хотя бы одну из них. Скорее всего, у него останутся довольно смутные представления как о том, так и другом.

Хьюстон Смит говорит о том, что очень важно понять: на самом деле между йогой и религиозными взглядами выбирает наше разборчивое эго. И благодаря ему многие подходят к решению духовных вопросов как к блюдам на шведском столе, говоря себе: «Ага, пожалуй, я попробую хатха-йогу для тела, а для ума мне подойдет випассана». Покойный тибетский учитель буддизма Трунгпа говорил, что большое заблуждение думать, что мы знаем, чего хотим. Ведь если бы мы действительно знали это, мы бы уже находились в конце духовного пути, а не в его начале.

Джонатан Фоуст из центра «Крипалу» считает, что в настоящее время йоге не угрожают нападки фундаменталистов, так как люди в большинстве своем занимаются йогой прежде всего для поддержания хорошей физической формы. Правда, во время практики внутри может вдруг что-то проснуться. Но существует большая разница между тем, чтобы копать один колодец, но глубоко, и тем, чтобы рыть несколько и не обнаружить воду. В конце концов, поиск пути – это тоже путь, где йога может стать большим подспорьем в решении серьезных проблем.

В контексте

Вопреки опасениям многих церковных представителей йога вряд ли соблазнит западного человека и уведет от своей веры. И все же эта популярная индийская практика серьезно повлияла на отношение к религии в Америке, и это, по мнению многих прогрессивных религиозных лидеров, довольно позитивное влияние. Если раньше йоге отдавали предпочтение мечущиеся люди, отошедшие от традиционных западных религиозных направлений, то сегодня происходит взаимное обогащение йоги и других традиций. Возьмите, например, Мириам Клотц и Мешьях Алберт, которые преподают сегодня йогу, не изменяя при этом тем традициям, в которых они были воспитаны, – в данном случае иудаизма. В настоящее время на Западе очень популярно сочетать йогу с еще одной восточной практикой – буддийской медитацией осознанности. Многие студии йоги и буддийские центры США серьезно рассматривают возможность интеграции двух традиций, полагая, что от этого выиграют как последователи буддизма, так и те, кто практикует йогу. Сама по себе религия может принести как пользу, так и вред, поэтому наша цель – находить полезные стороны в любом религиозном учении. Шейла Вайнберг уверена, что главная задача каждого человека – это прийти к такой духовности, которая была бы реальной и целостной и давала бы ему то, к чему он внутренне стремится.

Фото: istockphoto.com

yogajournal.ru

Йога и Религия

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Йога и Религия. Что такое Йога.

/Президент Украинской Федерации Йоги,Эзотерик, философ, целитель Андрей Сафронов/

Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако предложите дать определение того, что же такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от "индийской гимнастики" до "религиозно-философского учения", от "факиризма" до "системы духовного самосовершенствования", от "реликта древних цивилизаций" до "подарка внеземного разума". Более "грамотный" собеседник может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и т.д. В разговоре о йоге неизбежно выплывет также слово "тантра", которую малограмотный собеседник может обозвать йогой секса.

Что же такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые традиции? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде "с древних времен" или это динамически развивающаяся система? А может быть, это, вообще, реконструированная традиция, подобная "классическому" индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке, или "звериным" стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины "китайская", "русская" или "современная" йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их так часто путают? Попытаемся дать предварительные ответы на эти вопросы.

Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими" . В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они -  не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.

Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.

Вероятно, читатель уже догадался, к чему я клоню. Да, йога - это эзотерическая система внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между различными эзотерическими системами? Являются ли различные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга? Или от некоторой более древней, но не известной системы? А может, этой более древней системой как раз и была йога? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? Действительно, сравнивая практики разных эзотерических систем, невозможно не заметить множество аналогий. Например, читая одного из классиков исихазма - Григория Палламу, рекомендовавшего вдыхать "красный воздух" одной ноздрей, а "синий" - другой, любой мало-мальски знакомый с йогой читатель воскликнет: "Да ведь это же анулома вилома! И про Иду и Пингалу они знали". Кажется, что налицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно, дело в общности объекта воздействия - человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым техникам, потому что это были наиболее эффективные методы? Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя термины "йога", "йогин" встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое Йога. Не вызывало разночтений только то, что: а) йога - это система методов, и б) йога - это тайная (эзотерическая) система. Анализируя древнейшие источники, можно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят такую же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш, исихасты стремятся к достижению "чина ангельского при жизни", буддисты ищут просветления и т.д. Заимствование? Или опять общность объекта?

Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала, первобытной магией и т.д. Можно (хотя это выходит за рамки данной статьи) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже почувствовал мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Самое главное, надеюсь, мы уже почувствовали - ИДЕЯ ПУТИ, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ АРХЕТИПИЧНА. Она, так или иначе, попадет в любую традицию - будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. ЙОГА ЕДИНА В ДУХЕ. Именно поэтому, несмотря на гонения, она по-прежнему существует, пережив большую часть своих "гонителей".

Существует ли прямая непрерывная преемственность йоги? Правомерно ли говорить о "классической" йоге? Думаю, нет. От такой постановки вопроса так и веет детством, верой в мудрых взрослых дядь, которые старше и поэтому мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить+. Не говоря уже о философской несостоятельности такой точки зрения. Откуда это знание взяли "дяди"? Опять позовем на помощь внеземные силы? А они-то как придумали йогу?

Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие учения выродились в религии. Увы, поклоняться проще, чем думать и творить.

Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является "скрытым" не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой - его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае, оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: "Нет стиля - есть личная техника Мастера". Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: нет классической йоги - есть личная йога Учителя. Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную йогу. И которая перестает быть йогой-Методом, будучи канонизированной. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. А эффективность и правильность Учения может проверить только Жизнь.

Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше. Постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основная задача, сформулированная выше, всегда проглядывалась. Хотя изменение статуса может быть тоже различным. Уровни Учителей тоже могли быть различны.

Итак, ЙОГА - НЕ РЕЛИГИЯ. Жизнь "здесь-и-сейчас" для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога - система методов (опять-таки МЕТОДОВ), направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, напротив, она ее абсолютно необходимый элемент.

ЙОГА - НЕ ПРАКТИКА АСКЕТИЗМА. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.

ЙОГА - НЕ ФИЛОСОФИЯ, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики.

ЙОГА - НЕ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т.д. В йоге есть правила - например, яма, которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.

Именно постижение ПРИНЦИПОВ и является основной познавательной задачей йоги.

all-yoga.ru


Смотрите также