Смысл йоги. Смысл йоги


Истинный смысл йоги | Интересное | Лазарев Сергей Николаевич. Человек будущего

Истинный смысл йоги

Пятница, 25 Окт. 2013

Когда люди слышат слово «йога», они обычно представляют себе человека, сидящего в позе лотоса, стоящего на голове или принявшего какую-то немыслимую скрученную позу. Именно это можно увидеть в телепередачах о «йоге» и на многочисленных занятиях по «йоге». Люди занимаются йогой, чтобы поправить здоровье, сбросить вес, стать более энергичными, лучше выглядеть.

Другие считают, что заниматься йогой значит выполнять дыхательные упражнения (пранаяму) или сидеть в тишине с закрытыми глазами, погрузившись в какую-то внутреннюю деятельность. Но на самом деле ничто из этого не раскрывает истинный смысл слова «йога».

Дыхательные и физические упражнения (йоговские позы, или асаны) — это часть хатха-йоги — физической системы, назначение которой — помочь человеку достичь настоящей йоги. К сожалению, в западном мире часто путают популярную хатха-йогу с йогой как таковой. Происходит это потому, что многие называют себя «учителями йоги» лишь на том основании, что учат физическим упражнениям. Поэтому часто настоящему учителю йоги приходится объяснять, что йога — это не просто набор физических упражнений. «Йога» означает «единение с Богом». Настоящий учитель йоги учит, что такое, на самом деле, связь с Богом и как её установить.

Английское слово “yoke” (соединять) происходит от санскритского слова «йога». Йога означает соединение индивидуальной духовной души с Верховной Душой. Таким образом, йога — это не физическое усилие, как представляют себе большинство людей. Йога — это духовное усилие живого существа в стремлении достичь единства с Верховным Живым Существом, а также само это состояние единства. В этом смысле йога представляет собой истинный смысл религии, потому что цель всех религий — единение с Богом, или йога. Религиозные процессы предназначены для того, чтобы помочь человеку достичь состояния йоги.

Хатха-йога — система физических и дыхательных упражнений — помогает сделать тело менее чувствительным к действию физических раздражителей, чтобы человек не отвлекался, сидя и медитируя на Бога. Упражнения хатха-йоги очищают тонкую нервную систему, в результате чего человек может ощущать жизненную силу в своём теле всё более и более отчётливо. Выполняя физические упражнения (асаны), а затем дыхательные упражнения (пранаяму), человек очищает тело от загрязнений, и тогда в него может войти больше энергии, не вызвав его разрушения. Этот процесс похож на устранение засора в трубе. Старая водопроводная труба засоряется ржавчиной. Сначала её нужно очистить, чтобы труба не лопнула, когда вы попытаетесь её использовать. Подобным образом, упражнения хатха-йоги, в том числе пранаяма, позволяют увеличить количество энергии в теле, чтобы оно при этом не разрушилось. Это необходимая предварительная стадия перед кундалини-йогой (её также иногда называют аштанга-йогой) — процессом подъёма жизненной силы от основания позвоночника к макушке. Китайские йоги практикуют нейгун (цигун) — процесс, немного отличающийся от хатха-йоги, — с той же целью — поднять жизненный воздух.

И хатха-йога, и кундалини-йога действуют лишь на физическом уровне. Тому, кто немного более продвинут в знании, понимании своего истинного «я», нет надобности с них начинать. Такой человек понимает: «Ахам брахмасми — я не материальное тело; я — духовная душа, жизненная сила в теле. Я — неотъемлемая частица Бога, Верховной Души». Такое знание называется гьяна. Гьяна-йога — это развитие трансцендентного знания, и цель занятий ею — понять разницу между материей и духом, осознать: «Я — дух, не материя». Например, с помощью научного анализа вы можете понять, что тела, которое у вас было десять лет назад, больше нет — все атомы, из которых оно состояло, теперь входят в состав чего-то другого, — но вы продолжаете существовать. Так вы можете понять, что вы — не тело, а жизненная сила, духовная душа внутри тела.

В конечном счёте, гьяна-йога предназначена для осознания Верховной Личности. В гьяна-йоге человек связан с Абсолютной Истиной, Богом, с помощью знания. Он обладает знанием, что его истинное «я» — духовная душа, он знает, что Бог существует и что он — подвластная неотъемлемая частица Бога. Он не впадает в иллюзию, что он — Бог. Тот, у кого есть это философское понимание, осознание, называется гьяна-йогом (подробнее о гьяна-йоге).

Человека называют гьяна-йогом, хатха-йогом или кундалини-йогом в зависимости от того, на каком уровне он находится. Если он следует только процессу хатха-йоги, он остаётся хатха-йогом; если он следует гьяна-йоге, он остаётся гьяна-йогом.

Но того, кто достиг высшего совершенства йоги — единения с Богом, — больше не относят к хатха-йогам, гьяна-йогам и т.д. Его называют бхакти-йогом.

В русском языке нет эквивалента слову «бхакти». Его можно перевести как «любовь и преданность». Наиболее полно смысл бхакти выражен в первой и главной заповеди Иисуса Христа: «Возлюби Верховного Господа всем сердцем, разумом, всем своим существом и выполняй Его волю». В таком состоянии у человека нет желания получить что-то взамен, какую-то плату — он просто выполняет волю Бога из любви: «Я люблю Тебя, и поэтому я делаю это для Тебя. Моё счастье в том, что Ты позволяешь мне служить Тебе». Такая безусловная любовь к Богу — истинная цель йоги.

Подытоживая, можно сказать, что все процессы йоги призваны помочь человеку выйти на тот уровень, когда он, во-первых, полностью понимает, что его истинное «я» — духовная душа: «Я не материальное тело. Я — неотъемлемая частица Верховного Господа», и, во-вторых, когда он не только знает своё «я», но и действует в соответствии с ним: «Я — слуга Бога».

Человек, действующий в соответствии с той истиной, что он — подвластная неотъемлемая частица Бога, достиг совершенства в йоге и в жизни. Он просто чувствует счастье от того, что счастлив Тот, кого он любит — Верховный Господь.

Такова настоящая цель и настоящее определение йоги.

Вопрос: Хатха-йога — это подготовительная стадия перед кундалини-йогой, процессом подъёма жизненного воздуха. Для чего кундалини-йог хочет поднять жизненный воздух?

Ответ: Есть две причины. Во-первых: возможно, он хочет обрести сиддхи, или мистические силы, поэтому он старается поднять жизненный воздух последовательно от одной чакры, или материального уровня, до другого, чтобы получить власть над ними (каждая чакра связана с одним из восьми материальных элементов). Если, например, он сможет поднять жизненный воздух до уровня воды, то получит власть над стихией воды и сможет, помимо прочего, ходить по воде. Если он поднимет жизненный воздух выше стихии воды и достигнет уровня воздуха, то сможет парить в воздухе, или левитировать. Но более разумный йог знает, что он — не тело, и поэтому материальные достижения не сделают его счастливым. Его не интересует развитие мистических сил и обретение способности левитировать, или предсказывать ситуацию на бирже, или читать мысли. Вместо этого он преследует цель поднять жизненный воздух к макушке и оттуда погрузиться в брахмаджьоти — свет, излучаемый Верховным Духом, который иногда символически обозначают звуком Ом.

Многие йоги повторяют Ом, считая его воплощением брахмаджьоти; они не знают, что Ом — это звуковой образ Верховной Личности, источника лучей света. Брахмаджьоти исходит из Верховной Личности и предназначено для Его прославления. Великую личность можно узнать по тому, что от неё исходит. Например, от могущественного человека может исходить аура, или сияние, которое видят те, кому позволяет способность видеть. В одном из процессов йоги человек просто сохраняет свою сексуальную энергию, чтобы тело начало излучать сияние, прославляющее его. В мире бизнеса можно провести аналогию с магнатом — владельцем сети магазинов, окружённым исходящим из него множеством магазинов, в своём роде прославляющих его.

Когда люди встречаются с этим магнатом, они говорят: «О, Вы господин такой-то? Я видел Ваши магазины, но никогда не думал, что мне представится возможность встретиться с Вами лично». Подобным образом, Верховного Господа прославляют духовные лучи света, исходящие от Его духовной формы, как солнечные лучи от солнца. Мы прославляем солнце, считая его удивительным, поскольку от него исходит сияние.

Йог, стремящийся слиться с брахмаджьоти, не знает, что ему следует стараться подняться выше не только земли, воды, огня, воздух, эфира, ума, разума и ложного эго, но также пройти через брахмаджьоти. Пример такого стремления приводится в следующих молитвах йога в Шри Ишопанишад:

О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.

Шри Ишопанишад, Мантры 15-16

Тот, кто выходит за пределы всех материальных элементов, грубых и тонких, но останавливается на уровне сияния, считая его последним словом, Абсолютной Истиной, — настоящий неудачник. Он не знает, что истинная цель всех мистических практик и практик медитации — познать Верховную Личность, источник сияния Брахмана.

Все виды медитации и мистицизма — это средства постижения Нараяны [Верховной Личности]. Цель всех аскез — достичь Нараяны. Трансцендентное знание приобретают только для того, чтобы на мгновение увидеть образ Нараяны, и, наконец, обрести освобождение — значит вступить в царство Нараяны.

Шримад-Бхагаватам, 2.5.16

Разумный человек понимает, что высшая цель — восстановить своё положение вечного любящего слуги Верховной Личности.

Если вы занимаетесь йогой, медитацией, совершаете аскезы или приобретаете знания с какой-то иной целью, то вы не очень разумны.

Вопрос: Когда вы говорите, что йога означает единение с Богом, что вы имеете в виду под единением?

Ответ: Есть разные типы единства. Когда капля воды падает в океан — это единство. Но между двумя влюблёнными, друзьями или отцом и сыном возникает единство другого рода. Этот второй тип единства включает также связь духовной души с Верховной Душой, и природа этого единства — бхакти, безусловное любовное служение. Любовное служение Богу соединяет индивидуальную душу с Богом.

Имперсоналисты утверждают, что Бог — это безличный океан света, лишённый трансцендентной формы, и что индивидуальная духовная душа, соприкоснувшись с Богом, гаснет и становится частью этого великого океана света. Согласно их представлениям, если вы медитируете на Бога и развиваете любовь к Богу, влечение к Богу, то вы подходите к Богу всё ближе, ближе, как мотылёк, летящий в огонь; и, в конце концов, перестаёте существовать как индивидуум. Эти люди не могут себе представить одновременного единства и отличия. Они пребывают в иллюзии, что высшая цель йоги — единство в том смысле, что вы становитесь ничем или становитесь Верховной Душой.

Иногда имперсоналисты приводят пример капли воды, сливающейся с океаном, или реки, впадающей в море, — кажется, что всё становится единым. Но Чайтанья Махапрабху учит, что в настоящей йоге одновременно существует единство и отличие. Это как союз двух друзей: они одно, и в то же время индивидуумы. Существует единство любви, воли и сущности, но индивидуальности не сливаются и не исчезают.

В двенадцатом веке великий духовный учитель Рамануджачарья, описывая единство с Богом, которое испытывает настоящий йог, использовал аналогию с зелёной птицей, влетающей в зелёный лес. Когда зелёная птица влетает в зелёный лес, со стороны может показаться, что птица слилась с лесом и перестала существовать. Но, как объясняет Рамануджачарья, эта зелёная птица по-прежнему существует как индивидуум в зелёном лесу. Если вы издалека посмотрите на большую зелёную поросшую лесом гору, она, на самом деле, будет выглядеть как однородная зелёная масса. Но чем ближе вы подходите к этой горе, тем больше вы начинаете различать разные цвета и разные виды деревьев. И когда вы, в конце концов, входите в лес, вы видите всевозможные растения, живых существ, цветы, корни и т.д. — то, чего вы не могли видеть издали. Подобным образом, духовный мир, Абсолютная Истина — не просто безличная масса или океан света, как кажется извне. Она полна различий, индивидуальности, личностных качеств, любви и деятельности, и в то же время там нет материальной энергии.

Когда духовная душа входит в духовную сферу — духовное небо, царство Бога, или как бы вы его ни назвали, — она не берёт с собой материальное тело и ум. Она входит туда как индивидуальная духовная душа и продолжает существовать как индивидуум. Но вместо того чтобы существовать в мире материи, где есть рождение, болезни, старость и смерть, она теперь существует в духовном мире, где нет материи, нет рождения, болезней, старости и смерти. И у неё есть любовные отношения с Верховной Духовной Душой, Верховной Личностью, главным наслаждающимся в этом царстве.

Когда большинство людей говорят о царстве Бога, они оставляют Бога за его пределами. Они думают не о Боге, а об улицах, вымощенных золотом, и об ангелах с арфами. Но Бог — личность, и Он — главная личность в Своём царстве. Все любят Его, служат Ему, играют с Ним и поклоняются Ему. У каждого есть свои индивидуальные взаимоотношения с Ним.

Даже находясь в мире материи, т.е., в определённом смысле, не в царстве Бога, индивидуальная душа может заниматься любовным служением Верховному Господу. Их связывает то, что индивидуальная душа считает себя слугой Бога. Она скрепляет свою волю и свою жизнь здесь, в материальном мире, с волей Бога из любви к Нему.

Вопрос: Вы утверждаете, что Бог — личность?

Ответ: Да, Бог — личность. Он не лишён качеств. Некоторые люди говорят, что Бог — пустота, или безличен, но они также говорят, что эта безличная пустота из сострадания принимает форму, чтобы мы могли познать Её. Это означает, что безличная пустота чувствует любовь и проявляет сострадание. Это также означает, что безличная пустота — существо, отличное от других живых существ. Она обладает волей и в состоянии принять решение низойти — как, когда и куда пожелает.

Другими словами, после всего этого безличная пустота оказывается вовсе не безличной! В утверждении о том, что Бог безличен, но принимает форму из сострадания, нет логики.

На самом деле, Бог — личность, хотя и без материального тела. Чтобы увидеть форму Бога, мы должны развить духовное видение.

Шарлатаны от «йоги»

Вопрос: Свами Муктананда учит, что я Бог, но забыл об этом, и что если я буду медитировать по его системе, занимаясь практикой сиддха-йоги, то вспомню, что я, на самом деле, Бог. А вы, похоже, говорите, что мы не Бог.

Ответ: Если бы вы были Богом, вам не нужно было бы вспоминать, кто вы, не так ли? Представление, что Богу нужно медитировать, чтобы достичь самоосознания, смехотворно и оскорбительно. Бог не забывает, кто Он. Это одно из значений слова «Бог». Бог — это Тот, кто не забывает, кто Он.

Представление Муктананды и всех «новоэровцев» смехотворно. Они учат одному и тому же: «Да, вы Бог, но вы забыли. Но если вы будете медитировать (заплатите мне, и я вас научу), то вспомните, что вы Бог».

Но мы спрашиваем: «Если мы Бог, как мы могли забыть?» Бог не забывает, что Он Бог; Ему не нужно овладевать практикой медитации, не нужно достигать самоосознания. В некотором смысле мы все боги — с маленькой буквы, — потому что мы дух. У нас та же сущность, что и у Верховной Личности. Но над нами есть Бог с большой буквы. И Бог с большой буквы никогда не забывает, что Он Бог. Богу незачем кому-то платить, чтобы научиться медитации.

Источник: http://www.haribol.ru/yoga/istinnyi-smysl-yogi.html

Разместил(а): Администратор 25/10/2013 в 06:19

Тэги по теме: любовь, бог, христос, духовная практика, медитация, йога, единство, бхакти, преданность, служение, аскеза, брахман, чакра, имперсонализм, брахмаджьоти, рамануджачарья, чайтанья махапрабху • Российские новости  • Красота и здоровье  • Наука  • Образование  • Религия  • (5) комментариев  • (3312) просмотров  • постоянная ссылка печать | печать комментариев

Комментарии

Чтобы размещать комментарии, вам нужно зарегистрироваться

lazarev.org

Истинный смысл йоги

Истинный смысл йоги

Пятница, 25 Окт. 2013

Когда люди слышат слово «йога», они обычно представляют себе человека, сидящего в позе лотоса, стоящего на голове или принявшего какую-то немыслимую скрученную позу. Именно это можно увидеть в телепередачах о «йоге» и на многочисленных занятиях по «йоге». Люди занимаются йогой, чтобы поправить здоровье, сбросить вес, стать более энергичными, лучше выглядеть.

Другие считают, что заниматься йогой значит выполнять дыхательные упражнения (пранаяму) или сидеть в тишине с закрытыми глазами, погрузившись в какую-то внутреннюю деятельность. Но на самом деле ничто из этого не раскрывает истинный смысл слова «йога».

Дыхательные и физические упражнения (йоговские позы, или асаны) — это часть хатха-йоги — физической системы, назначение которой — помочь человеку достичь настоящей йоги. К сожалению, в западном мире часто путают популярную хатха-йогу с йогой как таковой. Происходит это потому, что многие называют себя «учителями йоги» лишь на том основании, что учат физическим упражнениям. Поэтому часто настоящему учителю йоги приходится объяснять, что йога — это не просто набор физических упражнений. «Йога» означает «единение с Богом». Настоящий учитель йоги учит, что такое, на самом деле, связь с Богом и как её установить.

Английское слово “yoke” (соединять) происходит от санскритского слова «йога». Йога означает соединение индивидуальной духовной души с Верховной Душой. Таким образом, йога — это не физическое усилие, как представляют себе большинство людей. Йога — это духовное усилие живого существа в стремлении достичь единства с Верховным Живым Существом, а также само это состояние единства. В этом смысле йога представляет собой истинный смысл религии, потому что цель всех религий — единение с Богом, или йога. Религиозные процессы предназначены для того, чтобы помочь человеку достичь состояния йоги.

Хатха-йога — система физических и дыхательных упражнений — помогает сделать тело менее чувствительным к действию физических раздражителей, чтобы человек не отвлекался, сидя и медитируя на Бога. Упражнения хатха-йоги очищают тонкую нервную систему, в результате чего человек может ощущать жизненную силу в своём теле всё более и более отчётливо. Выполняя физические упражнения (асаны), а затем дыхательные упражнения (пранаяму), человек очищает тело от загрязнений, и тогда в него может войти больше энергии, не вызвав его разрушения. Этот процесс похож на устранение засора в трубе. Старая водопроводная труба засоряется ржавчиной. Сначала её нужно очистить, чтобы труба не лопнула, когда вы попытаетесь её использовать. Подобным образом, упражнения хатха-йоги, в том числе пранаяма, позволяют увеличить количество энергии в теле, чтобы оно при этом не разрушилось. Это необходимая предварительная стадия перед кундалини-йогой (её также иногда называют аштанга-йогой) — процессом подъёма жизненной силы от основания позвоночника к макушке. Китайские йоги практикуют нейгун (цигун) — процесс, немного отличающийся от хатха-йоги, — с той же целью — поднять жизненный воздух.

И хатха-йога, и кундалини-йога действуют лишь на физическом уровне. Тому, кто немного более продвинут в знании, понимании своего истинного «я», нет надобности с них начинать. Такой человек понимает: «Ахам брахмасми — я не материальное тело; я — духовная душа, жизненная сила в теле. Я — неотъемлемая частица Бога, Верховной Души». Такое знание называется гьяна. Гьяна-йога — это развитие трансцендентного знания, и цель занятий ею — понять разницу между материей и духом, осознать: «Я — дух, не материя». Например, с помощью научного анализа вы можете понять, что тела, которое у вас было десять лет назад, больше нет — все атомы, из которых оно состояло, теперь входят в состав чего-то другого, — но вы продолжаете существовать. Так вы можете понять, что вы — не тело, а жизненная сила, духовная душа внутри тела.

В конечном счёте, гьяна-йога предназначена для осознания Верховной Личности. В гьяна-йоге человек связан с Абсолютной Истиной, Богом, с помощью знания. Он обладает знанием, что его истинное «я» — духовная душа, он знает, что Бог существует и что он — подвластная неотъемлемая частица Бога. Он не впадает в иллюзию, что он — Бог. Тот, у кого есть это философское понимание, осознание, называется гьяна-йогом (подробнее о гьяна-йоге).

Человека называют гьяна-йогом, хатха-йогом или кундалини-йогом в зависимости от того, на каком уровне он находится. Если он следует только процессу хатха-йоги, он остаётся хатха-йогом; если он следует гьяна-йоге, он остаётся гьяна-йогом.

Но того, кто достиг высшего совершенства йоги — единения с Богом, — больше не относят к хатха-йогам, гьяна-йогам и т.д. Его называют бхакти-йогом.

В русском языке нет эквивалента слову «бхакти». Его можно перевести как «любовь и преданность». Наиболее полно смысл бхакти выражен в первой и главной заповеди Иисуса Христа: «Возлюби Верховного Господа всем сердцем, разумом, всем своим существом и выполняй Его волю». В таком состоянии у человека нет желания получить что-то взамен, какую-то плату — он просто выполняет волю Бога из любви: «Я люблю Тебя, и поэтому я делаю это для Тебя. Моё счастье в том, что Ты позволяешь мне служить Тебе». Такая безусловная любовь к Богу — истинная цель йоги.

Подытоживая, можно сказать, что все процессы йоги призваны помочь человеку выйти на тот уровень, когда он, во-первых, полностью понимает, что его истинное «я» — духовная душа: «Я не материальное тело. Я — неотъемлемая частица Верховного Господа», и, во-вторых, когда он не только знает своё «я», но и действует в соответствии с ним: «Я — слуга Бога». Человек, действующий в соответствии с той истиной, что он — подвластная неотъемлемая частица Бога, достиг совершенства в йоге и в жизни. Он просто чувствует счастье от того, что счастлив Тот, кого он любит — Верховный Господь.

Такова настоящая цель и настоящее определение йоги.

Вопрос: Хатха-йога — это подготовительная стадия перед кундалини-йогой, процессом подъёма жизненного воздуха. Для чего кундалини-йог хочет поднять жизненный воздух?

Ответ: Есть две причины. Во-первых: возможно, он хочет обрести сиддхи, или мистические силы, поэтому он старается поднять жизненный воздух последовательно от одной чакры, или материального уровня, до другого, чтобы получить власть над ними (каждая чакра связана с одним из восьми материальных элементов). Если, например, он сможет поднять жизненный воздух до уровня воды, то получит власть над стихией воды и сможет, помимо прочего, ходить по воде. Если он поднимет жизненный воздух выше стихии воды и достигнет уровня воздуха, то сможет парить в воздухе, или левитировать. Но более разумный йог знает, что он — не тело, и поэтому материальные достижения не сделают его счастливым. Его не интересует развитие мистических сил и обретение способности левитировать, или предсказывать ситуацию на бирже, или читать мысли. Вместо этого он преследует цель поднять жизненный воздух к макушке и оттуда погрузиться в брахмаджьоти — свет, излучаемый Верховным Духом, который иногда символически обозначают звуком Ом.

Многие йоги повторяют Ом, считая его воплощением брахмаджьоти; они не знают, что Ом — это звуковой образ Верховной Личности, источника лучей света. Брахмаджьоти исходит из Верховной Личности и предназначено для Его прославления. Великую личность можно узнать по тому, что от неё исходит. Например, от могущественного человека может исходить аура, или сияние, которое видят те, кому позволяет способность видеть. В одном из процессов йоги человек просто сохраняет свою сексуальную энергию, чтобы тело начало излучать сияние, прославляющее его. В мире бизнеса можно провести аналогию с магнатом — владельцем сети магазинов, окружённым исходящим из него множеством магазинов, в своём роде прославляющих его.

Когда люди встречаются с этим магнатом, они говорят: «О, Вы господин такой-то? Я видел Ваши магазины, но никогда не думал, что мне представится возможность встретиться с Вами лично». Подобным образом, Верховного Господа прославляют духовные лучи света, исходящие от Его духовной формы, как солнечные лучи от солнца. Мы прославляем солнце, считая его удивительным, поскольку от него исходит сияние.

Йог, стремящийся слиться с брахмаджьоти, не знает, что ему следует стараться подняться выше не только земли, воды, огня, воздух, эфира, ума, разума и ложного эго, но также пройти через брахмаджьоти. Пример такого стремления приводится в следующих молитвах йога в Шри Ишопанишад:

О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.

Шри Ишопанишад, Мантры 15-16

Тот, кто выходит за пределы всех материальных элементов, грубых и тонких, но останавливается на уровне сияния, считая его последним словом, Абсолютной Истиной, — настоящий неудачник. Он не знает, что истинная цель всех мистических практик и практик медитации — познать Верховную Личность, источник сияния Брахмана.

Все виды медитации и мистицизма — это средства постижения Нараяны [Верховной Личности]. Цель всех аскез — достичь Нараяны. Трансцендентное знание приобретают только для того, чтобы на мгновение увидеть образ Нараяны, и, наконец, обрести освобождение — значит вступить в царство Нараяны.

Шримад-Бхагаватам, 2.5.16

Разумный человек понимает, что высшая цель — восстановить своё положение вечного любящего слуги Верховной Личности.

Если вы занимаетесь йогой, медитацией, совершаете аскезы или приобретаете знания с какой-то иной целью, то вы не очень разумны.

Вопрос: Когда вы говорите, что йога означает единение с Богом, что вы имеете в виду под единением?

Ответ: Есть разные типы единства. Когда капля воды падает в океан — это единство. Но между двумя влюблёнными, друзьями или отцом и сыном возникает единство другого рода. Этот второй тип единства включает также связь духовной души с Верховной Душой, и природа этого единства — бхакти, безусловное любовное служение. Любовное служение Богу соединяет индивидуальную душу с Богом.

Имперсоналисты утверждают, что Бог — это безличный океан света, лишённый трансцендентной формы, и что индивидуальная духовная душа, соприкоснувшись с Богом, гаснет и становится частью этого великого океана света. Согласно их представлениям, если вы медитируете на Бога и развиваете любовь к Богу, влечение к Богу, то вы подходите к Богу всё ближе, ближе, как мотылёк, летящий в огонь; и, в конце концов, перестаёте существовать как индивидуум. Эти люди не могут себе представить одновременного единства и отличия. Они пребывают в иллюзии, что высшая цель йоги — единство в том смысле, что вы становитесь ничем или становитесь Верховной Душой.

Иногда имперсоналисты приводят пример капли воды, сливающейся с океаном, или реки, впадающей в море, — кажется, что всё становится единым. Но Чайтанья Махапрабху учит, что в настоящей йоге одновременно существует единство и отличие. Это как союз двух друзей: они одно, и в то же время индивидуумы. Существует единство любви, воли и сущности, но индивидуальности не сливаются и не исчезают.

В двенадцатом веке великий духовный учитель Рамануджачарья, описывая единство с Богом, которое испытывает настоящий йог, использовал аналогию с зелёной птицей, влетающей в зелёный лес. Когда зелёная птица влетает в зелёный лес, со стороны может показаться, что птица слилась с лесом и перестала существовать. Но, как объясняет Рамануджачарья, эта зелёная птица по-прежнему существует как индивидуум в зелёном лесу. Если вы издалека посмотрите на большую зелёную поросшую лесом гору, она, на самом деле, будет выглядеть как однородная зелёная масса. Но чем ближе вы подходите к этой горе, тем больше вы начинаете различать разные цвета и разные виды деревьев. И когда вы, в конце концов, входите в лес, вы видите всевозможные растения, живых существ, цветы, корни и т.д. — то, чего вы не могли видеть издали. Подобным образом, духовный мир, Абсолютная Истина — не просто безличная масса или океан света, как кажется извне. Она полна различий, индивидуальности, личностных качеств, любви и деятельности, и в то же время там нет материальной энергии.

Когда духовная душа входит в духовную сферу — духовное небо, царство Бога, или как бы вы его ни назвали, — она не берёт с собой материальное тело и ум. Она входит туда как индивидуальная духовная душа и продолжает существовать как индивидуум. Но вместо того чтобы существовать в мире материи, где есть рождение, болезни, старость и смерть, она теперь существует в духовном мире, где нет материи, нет рождения, болезней, старости и смерти. И у неё есть любовные отношения с Верховной Духовной Душой, Верховной Личностью, главным наслаждающимся в этом царстве.

Когда большинство людей говорят о царстве Бога, они оставляют Бога за его пределами. Они думают не о Боге, а об улицах, вымощенных золотом, и об ангелах с арфами. Но Бог — личность, и Он — главная личность в Своём царстве. Все любят Его, служат Ему, играют с Ним и поклоняются Ему. У каждого есть свои индивидуальные взаимоотношения с Ним.

Даже находясь в мире материи, т.е., в определённом смысле, не в царстве Бога, индивидуальная душа может заниматься любовным служением Верховному Господу. Их связывает то, что индивидуальная душа считает себя слугой Бога. Она скрепляет свою волю и свою жизнь здесь, в материальном мире, с волей Бога из любви к Нему.

Вопрос: Вы утверждаете, что Бог — личность?

Ответ: Да, Бог — личность. Он не лишён качеств. Некоторые люди говорят, что Бог — пустота, или безличен, но они также говорят, что эта безличная пустота из сострадания принимает форму, чтобы мы могли познать Её. Это означает, что безличная пустота чувствует любовь и проявляет сострадание. Это также означает, что безличная пустота — существо, отличное от других живых существ. Она обладает волей и в состоянии принять решение низойти — как, когда и куда пожелает.

Другими словами, после всего этого безличная пустота оказывается вовсе не безличной! В утверждении о том, что Бог безличен, но принимает форму из сострадания, нет логики.

На самом деле, Бог — личность, хотя и без материального тела. Чтобы увидеть форму Бога, мы должны развить духовное видение.

Шарлатаны от «йоги»

Вопрос: Свами Муктананда учит, что я Бог, но забыл об этом, и что если я буду медитировать по его системе, занимаясь практикой сиддха-йоги, то вспомню, что я, на самом деле, Бог. А вы, похоже, говорите, что мы не Бог.

Ответ: Если бы вы были Богом, вам не нужно было бы вспоминать, кто вы, не так ли? Представление, что Богу нужно медитировать, чтобы достичь самоосознания, смехотворно и оскорбительно. Бог не забывает, кто Он. Это одно из значений слова «Бог». Бог — это Тот, кто не забывает, кто Он.

Представление Муктананды и всех «новоэровцев» смехотворно. Они учат одному и тому же: «Да, вы Бог, но вы забыли. Но если вы будете медитировать (заплатите мне, и я вас научу), то вспомните, что вы Бог».

Но мы спрашиваем: «Если мы Бог, как мы могли забыть?» Бог не забывает, что Он Бог; Ему не нужно овладевать практикой медитации, не нужно достигать самоосознания. В некотором смысле мы все боги — с маленькой буквы, — потому что мы дух. У нас та же сущность, что и у Верховной Личности. Но над нами есть Бог с большой буквы. И Бог с большой буквы никогда не забывает, что Он Бог. Богу незачем кому-то платить, чтобы научиться медитации.

Источник: https://www.haribol.ru/yoga/istinnyi-smysl-yogi.html

lazarev.ru

Смысл йоги. Зачем заниматься йогой. Точка зрения В. Бойко.

25.05.2016 / denver / 0 Comments

Трансформация психики и судьбы посредством йоги, принципы которой описал Патанджали, возможна только в русле «действия не действием». Собственно говоря, такой подход (управление условиями для срабатывания системы в полезном ей, а, следовательно, и мне, направлении) и есть йога. Любая физическая либо ментальная деятельность, от начала до конца построенная на личных усилиях, самоконтроле и происходящая в состоянии бодрствования йогой НЕ является!

Многие современные виды «йоги», от начала до конца основанные на личном усилии бессмысленны, поскольку в нелинейной среде, каковой является организм человека «Могут возникать только те структуры, которые в ней потенциально заложены и отвечают собственным тенденциям процессов в данной среде. И ничего иного в качестве метастабильно устойчивого не может быть сконструировано в этой среде. Это – своего рода эволюционные правила запрета» (278, с.132). Иными словами мы можем сконструировать любую последовательность физических действий и как угодно её назвать, но полезной она будет только в том случае, когда её цели совпадают с главной задачей психосоматики – сохранением и укреплением устойчивости гомеостаза.

Американские врачи и хиропрактики всерьёз обеспокоены растущим числом травм, которые люди получают при занятии йогой, особенно «скоростной» её разновидностью, так называемой «пауэр-йогой», которая всё больше входит в моду в последние годы. Как вспоминают специалисты, такого не было с 80-х годов, когда Джейн Фонда начала популяризировать аэробику.

Корреспонденты Boston Globe приводят пример «жертв» увлечения йогой. Так, 30-летний мужчина нуждался в операции после того, как повредил коленный сустав. Женщина с большим опытом «классической» йоги повредила шею после занятий с новым «гуру», другой мужчина повредил нерв и потерял чувствительность бедра (хотя газеты обычно приводят не статистику, а «жареные факты», очевидно, дыма без огня не бывает – В.Б.).

По некоторым оценкам йога в США сейчас является наиболее динамично развивающейся формой групповой физической активности, по сведениям «Yoga Journal», ею занимаются восемнадцать миллионов человек, в то время как в 1998 было только семь. По данным Американской ассоциации производителей спортивных товаров эти цифры несколько скромнее, и статистика выросла с 7,4 в 2001 году до 9,7 млн. сегодня.

Как отмечают эксперты, в большинстве случаев йога безопаснее прочих систем, однако многие понимают её неправильно, превращая в соревнования, а отсутствие предварительной тренировки (и необходимых знаний) приводит к травмам. Ситуация усугубляется отсутствием стандартизации в подготовке инструкторов, хотя сейчас и организован «Альянс йоги», который выступает за определённые требования к их обучению» («Медновости» от 09.01.2003).

Так в чем же смысл занятий йогой, если она может привести к таким последствиям?

Подход человека Запада к йогическим практикам содержит коренную и, на мой взгляд, опаснейшую погрешность: древние тексты вовсе не имеют в виду прямой волевой контроль! Речь в них идёт только лишь о создании и сохранении условий, при которых включаются процессы системной самонастройки, протекающие вне сферы восприятия и компетенции разума. Я нахожу, готовлю, кладу в рот, пережёвываю и глотаю пищу (моё действие), но переваривается и усваивается она автономно, за это отвечают механизмы, неизмеримо более древние, чем сознание. Чтобы процесс был безупречен, нужно только одно: после акта глотания не мешать ему!

Аналогично и подлинная йога всегда была и остаётся искусством косвенной, но никак не прямой регулировки! Я создаю условия для того, чтобы система (психосоматика) сама привела себя к свойственному и желательному ей порядку! Этот порядок (гомеостаз) является скрытым, свёрнутым, и мы узнаем о его наличии только после его расстройства. Если жизнь субъекта строится так, что жизненные нагрузки превышают возможности восстановления, то рано или поздно деструкция накапливается в органах и системах, а затем начинает проявлять себя, сначала в виде функциональных расстройств, которые затем получают автономное развитие и становятся болезнями.

К числу таких попыток относится, например, возникшая в начале XX века «йогическая динамика» (Аштанга-виньяса-йога) характерная тем, что время пребывания в асане минимально, а в некоторых сегодняшних «авторских стилях» форма практически не фиксируется. Нынче на Западе популярны и «динамика» и «статика», но это, скорее всего, проистекает от незнания классической традиции. Правда, П.Джойс иногда утверждает, что фиксация асаны длится несколько дыхательных циклов, но видеозаписи его занятий с людьми это не подтверждают.

За мизерное время, разделяющее непрерывную смену форм в Аштанга-виньяса-йоге, процесс системной самонастройки включиться не может, отсутствуют его главные условия: недеяние и полная релаксация. Традиционная (основанная на глубоком мышечном и ментальном расслаблении) Хатха-йога обеспечивает очищение и регенерацию психосоматики без вмешательства извне, тело просто выполняет асаны, сознание при этом практически выключается, не участвует в процессе. Порядок же (последовательность) поз (судя по первоисточникам, их не более чем два-три десятка) не имеет особого значения, поскольку зависит от исходных физических данных и наличного здоровья.

Без разницы, на каком «материале» нарабатывать полную релаксацию, искомое психофизическое состояние гарантированно возникает именно в наиболее простых и доступных позах, равно как и в паузах между ними. Главное – отсутствие избыточной сложности, которая энергозатратна, травмоопасна, не отвечает принципу Оккама и требует соблюдения множества дополнительных требований, как-то: обязательная компенсация при работе на пределах мобильности, соблюдение последовательностей переходов, излишнее напряжение внимания, мышц и нервной системы. Удивительный терапевтический (оздоровительный) эффект йоги обеспечивается вовсе не прямым физическим воздействием асан, но именно системной регенерацией.

Немного истории. Моё личное знакомство с йогой (не считая совсем уж детской попытки после прочтения «Лезвия бритвы» в 1964) началось в 1971, с айенгаровской «Light on Yoga». Когда её привезли из Москвы – это было событие! Помню ксерокопию подлинника, кипу машинописного перевода и отдельно фотографии асан. Мы просто упивались ими: что делает человек со своим телом! И главное – потрясающая детализация, всё расписано по дням, бери и пользуйся.

Но с другой стороны была ещё йога Радхакришнана, «Махабхараты» , «Лезвия бритвы» «живая этика» Рерихов, интегральная йога Шри Ауробиндо. И всё это, кроме самых общих мест, никак не пересекалось с «Йога дипикой»! Она показывала что делать, сколько, в какой последовательности, но нигде не говорилось, как сделать асану, чтобы она удалась лично мне! Сколько угодно пассажей типа «Взять ногу, с выдохом занести её за голову…» и т.д. Но нога не желала заворачиваться туда, сколько не пытайся! Не получалось и подавляющее большинство поз, объяснений же по существу, которые проясняли бы ситуацию, в книге не было.

Философы упоминали асаны и пранаяму как этапы системы спасения, однако работы с телом метафизика не касалась. Речь шла, как правило, о медитации, подразделяющейся на дхарану, дхьяну и самадхи. Но каким боком относится к этому «Йога дипика»?

Возникал и другой вопрос: если одно (философия) находится вне видимой связи с другим (практикой), почему тексты упорно твердят о том, что Раджа-йога – система целостная и последовательность освоения её должна соблюдаться неуклонно?

В итоге мною было принято компромиссное решение: работать с предметом «сверху», изучая философский аспект йоги, и одновременно «снизу», через ежедневные занятия «по Айенгару», книга которого казалась нам тогда верхом совершенства. Моих друзей больше интересовало оздоровление, меня – смысл. Я упорно вгрызался в «Индийскую философию», «Локаята даршану», «Атмабодху», Упанишады (в переводах В.В. Бродова), отлавливал у букинистов ашхабадские выпуски «Махабхараты», вникал в учения бесчисленных школ и сект. Все они превозносили йогу как инструмент самореализации, спасения, интуитивного познания и т.д., ничего не говоря о технологии асан и медитации (кроме комментариев Б.Л.Смирнова к его переводам «Бхагавадгиты», да и там эти сведения были минимальны).

Я даже пытался отыскать здравое зерно в «живой этике», но при всём том неизменно занимался по утрам, до ухода в институт, «по Айенгару», однако если от философии трещали мозги, то асаны просто не получались! Я жил обычной жизнью, как все, ни от чего не уклоняясь (кроме спиртного), но в то же время не было причин, которые могли бы нарушить регулярность моих занятий.

Как ни странно, это оказалось неосознанным соблюдением классического познавательного условия, гласящего: я не могу требовать от мира, чтобы он шёл мне навстречу, когда реализую то, что мне интересно. Именно эти, казалось бы – совершенно излишние в повседневности усилия являются главным условием саморазвития.

Итак, самоотверженно занимаясь по «Йога дипике» на протяжении трёх лет институтской учёбы, я не получил какого-либо внятного результата кроме множества мелких травм. В книге всё выглядело элементарно: читай описание и делай, как показано на фотографиях, однако, несмотря на исключительную добросовестность, я топтался на месте. Любые попытки выполнить позы «как на картинке» неизменно перегружали тело. К счастью здоровья было вдоволь, но лично меня угнетало отсутствие прогресса и понимания. В конце концов, я пришёл в ярость и поклялся, что носа не суну в медитацию до тех пор, пока не разберусь с асанами.

Однажды, переживая очередную травму и временно утратив возможность старания в асанах, я ощутил совершенно непривычный внутренний покой, так в мой ум, омрачённый пагубным стремлением к воспроизведению чужой гибкости, проник луч истины. Тогда я попытался расслабляться более качественно, не давить на форму, и вскоре понял, что для обеспечения качества практики воля и личные усилия не нужны, более того – они являются помехой. А уже впоследствии произошла фундаментальная переоценка аспекта гибкости в Хатха-йоге.

Любой обмен информацией продуктивен лишь в том случае, когда психоэмоциональное состояние участников отвечает определённому уровню покоя. Следовательно, в йогической технологии должен присутствовать универсальный принцип, приводящий тело и сознание ко взаимно однозначному соответствию. Этот принцип – полная (мышечная и ментальная) релаксация, только при её наличии тело неощутимо «стекает» к абсолютной границе формы, куда невозможно добраться сознательным усилием.

Со временем выяснилось, что эта «текучесть» и прирост гибкости в асанах прямо пропорциональны степени «очистки» сознания, как от произвольной ментальной деятельности, так и от спонтанного «мусора».

К тому времени подоспел и «самопальный» перевод Сутр, где я с изумлением прочёл шлоку 47 главы второй: «При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном… асана достигается» (99, с.143). Это было как гром среди ясного неба: вот оно, почему же об этом нет ни слова в айенгаровской «Дипике»!?

Когда удалось сравнить результаты практики, основанной на расслаблении с тем, что получалось при добросовестных стараниях и в обычном состоянии сознания, сомнения исчезли – я на верном пути. Чтобы обеспечить технику безопасности в асанах, нужно было осознать и решить проблему растворения ощущений, а уже потом искать подходы релаксации ментальной. Вскоре стало ясно, что увеличение общей гибкости тела является физическим следствием глубокого расслабления, но одновременно и побочным его эффектом.

Итак, Сутры определяют йогу как временное торможение физической, ментальной и эмоциональной активности. «Очень важно удерживать тело в одном положении без специального усилия, поскольку лишь выполненная непринуждённо асана даёт необходимое сосредоточение. Идеальное положение тела – когда отсутствует какое-либо усилие для его поддержания», пишет Вьяса. «Выполняющий асану йогин должен снять естественное телесное напряжение» (227 с.56).

И далее: «По отношению к физическому телу асана – это экаграта, сосредоточение на одном предмете: тело «сосредоточено» на своём положении. Как экаграта утишает колебания и рассеяние «вихрей сознания», так и асана прекращает всякие движения тела, наполняя его осознанием самого себя…» (там же).

Кажется, что такому описанию отвечает одна Шавасана, но это не так, поскольку подавляющая часть двигательной активности человека автоматизирована и происходит без контроля сознания. При этом мы никогда не причиняем вреда телу. Следовательно, для гарантий его безопасности в таком же ключе – без ощущений! – должна реализоваться и Хатха-йога.

Тело в асанах может нагружаться с любой интенсивностью, но в результате длительной тренировки при этом возникают два момента, существенно отличающие работу в традиционной йоге от обычной деятельности:

  • опустошённое и частично заторможенное сознание
  • сохранение преобладания парасимпатической активности ЦНС

Обычная практика йоги не может вызвать гипотонус, напротив, подобранные в необходимой (для данного индивида) пропорции силовые и растяжечные позы приводят организм к оптимальному вегетативному балансу. Что же до нервной системы среднего жителя мегаполиса, то социум ежедневно нагружает её до такой степени, что ментальная релаксация никогда не будет лишней. Свами Сатьянанда Сарасвати пишет: «Подобно тому, как для расслабления тела нужна удобная кровать, вашему уму также необходимы определённые периоды отдыха для сохранения свежести» (журн. «Йога», №1, 2003, с.6). Когда глубокое расслабление освоено, человек получает возможность без каких-либо отрицательных последствий напрягаться так, в том числе и физически, как раньше и мечтать не мог.

Природа устроена так, что на всех уровнях организации время работает против жизни. Одним из условий любого локального порядка является тот факт, что рано или поздно этот порядок исчерпывается. С момента появления человека на свет погрешность процессов жизнеобеспечения непрерывно нарастает, и лишь практикой Хатха-йоги (быть может, ещё цигун и зыонг-шинь) обычная скорость прироста энтропии тормозится.

Если любая удобная и устойчивая поза есть асана, в которой должно иметь место полное снятие усилий либо сосредоточение на бесконечном, по большому счёту без разницы ЧТО именно делать с телом – почерпнутое из первоисточников либо выдуманное. Зато известно состояние сознания, которое должно быть при этом, а именно – торможение ментальной активности, читта вритти ниродхо (в дальнейшем по тексту ЧВН). Асаны, как это следует из Сутр (и согласно ранним комментаторам), предназначены для выработки и сохранения устойчивого покоя и однонаправленности ума. Есть критичный порог формы и величины физического усилия, за которым ум и тело просто не могут релаксироваться, высокая сложность асан абсолютно не совместима с ориентацией практики на ЧВН. Возникает резонный вопрос: что же тогда такое Аштанга-виньяса? Либо «круги» и «сеты» дхара-садханы? И какое отношение всё это имеет к йоге? Ответ прост: никакого! Некоторые «учителя» так называемых «динамических стилей» – это не персоналии, а коммерческие проекты, где слово йога является наживкой.

Итак, подчёркивая решающую роль полной и, прежде всего, ментальной релаксации в Хатха-йоге, я имею в виду релаксацию сознания, и это полностью отвечает Сутрам! Усилие в любой асане должно быть минимальным, только чтобы сохранить доступную её форму, в этом и состоит мастерство мышечной релаксации. Но это вовсе не подразумевает отсутствия активной физической работы! Майюрасану может выполнить, скажем, и новичок и мастер, но у мастера усилие будет минимально по сравнению с тем, которое присутствует у новичка. Вот о каком минимуме речь. Полностью расслабиться это не значит выпасть из позы, ведь, расслабившись, мы не падаем со стула, сидя на нём.

Спектр индивидуально необходимых поз подбирается исходя из текущего состояния здоровья человека, мышечная релаксация это часть практики асан, очищение ментального пространства всегда приоритетно. Когда сознание тормозится так, что устойчивость этого покоя не зависит от того, что происходит с телом – возникает соматический аспект пратьяхары. В системе Айенгара это достигается выбросом в кровь эндорфинов на фоне сверхнагрузок.

Основа классической практики асан – действие не действием (в китайской традиции – метод «у-вэй»): я просто выполняю асану, насколько она получается, не пытаясь согнуться «как на картинке» либо подражая инструктору. Главное – посредством мышечной релаксации растворить явные ощущения. При этом в опорно-двигательном аппарате продолжается активная, но не воспринимаемая сознанием (если специально не прислушиваться!) работа. На этот аппарат, внутренние органы, кровеносную и лимфатическую системы влияет форма асан, но воздействие их приближается к размерности покоя.

Если асаны выполнены без молчания ума, то я либо получаю эффект обычной размерности (тренировку мышц, увеличение их силы, «горячую» гибкость), либо негативный (перегрузку и травмы). Если же практика вызывает ЧВН и сопровождается им, то результат всегда неизмеримо существенней, система не способна действовать себе в ущерб, что свойственно для ограниченного Я. Гибкость и растяжка, как функция от правильного (в ментальном отношении!) процесса исполнения, со временем возрастают до предела, свойственного каждому конкретному организму.

Как только ментальная суета в асанах начинает затихать, психосоматика, используя появившийся шанс восстановления, начинает активно поглощать релаксацию, «разгоняя» её по структуре, включается внутрисистемный «ремонт», устраняющий функциональные погрешности и «пробои» на всех уровнях организации.

Как ни странно регенерация (являющаяся основой йогатерапии), это всего лишь побочный эффект практики асан в состоянии торможения ментальной активности – активное самодостраивание системы до состояния целостности и гармонии. Но для огромного количества людей эффект этот является главным интересом и насущной потребностью, а нередко и последней надеждой.

 

По материалам книги Виктора Бойко «Йога. Искусство коммуникации.«.

yogabreath.ru

Смысл йоги

ЙОГА ТАТТВА УПАНИШАДАСМЫСЛ ЙОГИ

Ом!

Пусть Брахман будет нам защитой!Пусть Брахман будет нам Учителем!Пусть наша энергия будет бесконечной!Пусть никогда не будет ограничений этому Сознанию!Пусть обретём мы вечный покой!

Ом! Шанти! Шанти! Шанти!

  1. Я передам стремящимся садхакам сущность йоги;Кто услышит это учение и реализует его – освободится от всей кармы.
  2. Вишну, Махайогин, Великая Реальность, Совершенный аскетизм,Изначальный Дух на пути йоги виден словно яркий свет лампы.
  3. Поклонившись этому Повелителю мира,Брахма просил его рассказать о смысле восьмиступенчатой Аштанга-йоги.
  4. Хришикеша сказал:Я расскажу смысл этой йоги. Слушай!Все существа барахтаются в сетяхрадости и страданий.
  5. Но существует путь, ведущий к Освобождению от сети майи – рождения, болезней, старости и смерти, - превосходящий смерть.
  6. Есть много различных методов, но ими трудно достичь Освобождения;тот, кто погряз в изучении писаний воображает себя мудрецом.
  7. Но Великое Состояние Брахмана не могут описать даже боги,разве могут объяснить его шастры?
  8. Однако Этот Неделимый, Чистый, Вечный, Абсолютный,всё превосходящий Атман окутан результатами кармы.
  9. Как же это Вечное, Высшее Сознание становится дживой (индивидуальной душой)?Брахман, за пределами всех миров, чья сущность – Джняна (чистое знание),
  10. сначала пришёл в движение, словно волны на глади океана,затем в нём проявилось отдельное я (ахамкара),в нём проявились пять чистых элементов (махабхути),развившиеся из хираньягарбхи (Шар Света),состоящее из трёх гун и различных таттв.
  11. Джива, испытывающая радость и страдание, создана иллюзией,поэтому истинная её сущность есть Высочайший Атман (Параматман).
  12. Желания, страх, жадность, невежество, страдание,гнев, рождение, смерть, горе, печаль, усталость, голод, жажда,
  13. смущение, отчаяние, волнение, захваченность –тот, кто свободен от этих пороков считается Освобождённым.
  14. Для уничтожения этих пороков я передам тебе средство;Разве без йоги появится Знание, Джняна, приводящее к Освобождению?
  15. Но и йога без Джняны не приведёт к Освобождению,Поэтому – тот, кто желает Освобождения (мумукшу) – пусть упорно практикует Джняну и йогу.
  16. От невежества – страдания, от джняны – Освобождение.Ведь это познание своей подлинной природы (сварупа) –достижение единства субъекта, объекта и восприятия.
  17. Так познаётся собственная природа, Высшее Состояние,Чистое Сознание – Сат-Чит-Ананда,
  18. Вне создания, поддержания и разрушения, проявления и знания."Истинное Знание".Теперь расскажу о йоге.
  19. Существует много различных йог, в зависимости от практики:Мантра-йога, Хатха-йога, Лайя-йога, Раджа-йога,
  20. достигший в них совершенства, как полный сосуднаполнится Сознанием Атмана,
  21. и будет восхваляем всеми, как познавший Брахмана.Я расскажу о практике Мантра-йоги.
  22. Кто будет повторять мантру в течение 12 лет,постепенно достигнет различных сиддхи, преодолевающих три гуны.Эту йогу практикуют садхаки низкого уровня.
  23. Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания;идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане.
  24. Таков смысл Лайя-йоги.Теперь слушай о Хатха-йоге.Йама, нийама, асана, пранасамьяма,
  25. пратьяхара, дхарана и дхьяна на Боге в межбровье,самадхи, сахаджа-стхити, - это называетсяВосьмиступенчатой Аштанга-йогой.
  26. Маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха, кхечари-мудра,джаландхара-бандха, уддияна-бандха, мула-бандха, а также
  27. повторение мантры "ОМ", соединяющей звук и Высшее Состояние,три мудры – Ваджроли, Амароли и Сахаджроли.
  28. Расскажу обо всём этом по порядку:Правильное питание – одно из главных условий ниямы.
  29. Ахимса – ненасилие, главная из заповедей йамы.из восьмидесяти асан самые важные – Сиддхасана, Падмасана, Симхасана и Бхадрасана.
  30. Вначале практики встретятся четыре помехи: лень, гордость, неправильное общение, стремление к богатству и женщинам – это тришна (жажда наслаждений).
  31. Узнав желания посредством вивеки,пусть садхак избежит этих помех практикой ямы и ниямы.
  32. Сев в падмасану пусть йогин затем управляет дыханием.Для этого пусть он построит красивую хижину с узкой дверью, но без окон,
  33. с земляным полом, очень тщательно вымазанным навозом или известью,чтобы практике не мешали насекомые,
  34. ежедневно тщательно подметаемую метлойи окуриваемую благовониями с приятным ароматом.
  35. на сиденье не слишком высоком и не слишком низком,покрытом тканью, шкурой и травой куша,пусть йогин, сидя в позе лотоса,
  36. и выпрямив позвоночник,пусть почтит Ишта-Дэвата (избранное божество),
  37. затем, большим пальцем правой руки закрыв правую ноздрю,пусть медленно наполняет воздухом канал ида, делая полный вдох;затем пусть выполнит кумбхаку.
  38. Далее пусть сделает выдох через канал пингала, также медленнобез напряжения пусть сделает полный вдох через пингалу.
  39. Выполнив задержку дыхания, пусть выдыхает медленно через канал ида.
  40. Пусть йогин отмеряет вдох, задержку и выдох.
  41. Делая вдох идой на 16 секунд,следует сделать задержку дыхания на 64 секунды.
  42. Далее нужно выдохнуть воздух пингалой на 32 секунды,а затем продолжить дыхание через пингалу как указано ранее,
  43. пусть йогин в сосредоточенном состоянии ума четыре раза в день:утром, в обед, вечером и в -практикует до 80 раз эту пранаяму.
  44. так через три месяца упражнений нади будут очищены,если же нади очищены – в теле йогина проявляются различные благоприятные признаки.
  45. Они таковы: лёгкость тела,красота, прекрасный аппетит,
  46. и худощавость тела несомненно появятся.Далее садху, практикующий йогу должен избегать следующих видов пищи:кислую, жгучую, чёрствую, старую, солёную, с горчицей, острую;
  47. также не следует ему употреблять зелень, избегать молодых женщин,не следует поддерживать жертвенный огонь и посещать места паломничества,
  48. соблюдать утренние омовения, голодание и другое,что ведёт к слабости тела.Для практикующего лучшая пища – молоко и масло;
  49. пшеница, бобы и рисовая каша очень благоприятны для йогина,тогда в задержке дыхания появятся высшие силы – сиддхи.
  50. Пусть йогин сдерживает вдох и выдох кэвала-кумбхакой – естественной задержкой.Если он достигнет в этом совершенства, его дыхание остановится;
  51. Для того, кто реализовал это,нет ничего невозможного во всех трёх мирах.При пранаямах сначала появляется пот, им нужно растираться,
  52. затем даже от медленного дыхания у йогина,сидящего в асане появляется дрожь тела.
  53. Потом йогин продвигается дальше и достигает дардри-сиддхи,отчего, подобно скачущей лягушке
  54. находящийся в позе лотоса йогин может передвигаться по земле.Затем продвигающийся в практике дальше поднимается над землёй,
  55. сидя в позе лотоса, йогин отрывается от земли.
  56. У йогина начинают проявляться сверхчеловеческие способности,но пусть он их не проявляет, кроме тех, что избавляют его от страданий тела,
  57. йогин мало спит, почти нет мочи и испражнений,кровотечений, слюны, пота, неприятного запаха изо рта –
  58. всего этого не будет у такого совершенного йогина.Затем у продвигающегося в практике дальше появятся ещё большие сиддхи,
  59. с помощью которых он сможет победить всех ходящих по земле:тигры, слоны, буйволы или львы
  60. могут быть убиты таким йогином одним ударом руки.йогин обретает тело подобное телу Бога Любви – Камадэве.
  61. Но не должен такой йогин терять семя –
  62. избегая мирских наслаждений,пусть продолжает он внимательно практиковать.Из-за удержания семени в теле йогина появится приятный запах.
  63. Затем, пусть йогин в уединении повторяет пранаву ОМдля очищения от всей кармы, накопленной раньше.
  64. Мантра ОМ уничтожающая все грехи иповторяемая йогином – это начало его совершенства.
  65. Далее йогин должен соединять прану с апаной,практикуя высшее дыхательное упражнение – гхата,так соединяется ум с волей, индивидуальная джива с Высшим Атманом, -
  66. когда эти два соединяются в одно – это правильная высшая пранаяма – гхата.Я расскажу о ней кратко.
  67. Пусть йогин практикует три часа ежедневно это упражнение.
  68. Эту задержку дыхания нужно выполнять один раз в день.Оно известно как отрыв чувств от предметов чувственного мира,
  69. когда йогин выполнил задержку гхата – это называется пратьяхара.Что бы он ни увидел глазами – он видит это как Атман,
  70. что бы он ни услышал ушами – он слышит это как Атман,что бы он ни обонял носом – он обоняет это как Атман,
  71. какой бы вкус ни ощутил он языком – он ощущает это как Атман.чего бы он ни коснулся кожей – он осязает это как Атман.
  72. Пусть таким образом он практикуетежедневно без лени в течение трёх часов.
  73. От этого у йогина появтся великие способности сиддхи:далеко слышать, далеко видеть, переноситься на большие расстояния,
  74. обладать совершенной речью (вакья-сиддхи), принимать любую форму тела,становиться невидимым;обмазанные его испражнениями и мочой,медь или другой металл становится золотом,
  75. с помощью особых практикон может перемещаться в пространстве.
  76. Но для йогина, который всегда стремится к Освобождению,эти великие сиддхи – препятствия, пусть он проявляет разум и не радуется им,пусть не демонстрирует эти сверхспособности, данные йогой.
  77. Как простак, глухой или глупец –так пусть ведёт он себя в мире для сохранения способностей в тайне.
  78. Ученики желают проявления чудес,но удовлетворя их просьбу, такой садху забудет свою практику.
  79. Не забывая слов Гуру, пусть йогинпродолжает упражняться днём и ночью.Так постоянной практикой появится состояние гхата-авастха.
  80. Так как без практики, только разговорами о йоге Освобождения не достигают,пусть йогин продолжает упорную практику.
  81. Тогда при продолжении садханы появляется состояние паричайя:праны, смешанные с огнём Кундалини,
  82. беспрепятственно входят в Сушумну,таким образом с воздухом туда проникает и сознание,
  83. пусть в Сушумну войдёт сознание и дыхание йогина.Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство – в этих пяти
  84. элементах, управляемых пятью божестваминужно выполнить йогину пять концентраций (дхаран).
  85. От стоп до колен находится область Земли.Земля – четырёхугольник жёлтого цвета с биджа-мантрой ЛАМ.Задержав дыхание и концентрируясь на область Земли, читая мантры ЛАМ,
  86. Медитируя на Бога Брахму – четырёхрукового, четырёхголового, золтого цвета,пусть йогин выполняет дхарану два часа, задержав дыхание,тогда он может контролировать элемент Земли.
  87. Такой йогин никогда не погибнет от земли.От колен до ануса находится область Воды:
  88. Вода – белый полумесяц, в котором находится слог ВАМ,Задержав дыхание и концентрируясь на месте обитания Бога Варуны, читая мантру ВАМ,
  89. медитируя на четырёхрукого, подобного прозрачному хрусталю,одетого в жёлтое одеяние, вечного Бога Нараяну,
  90. пусть задерживает дыхание два часа – тогдайогин очищает свою карму и никогда не погибнет в воде.
  91. От ануса до середины груди находится область Огня,Огонь – треугольник красного цвета, в котором находится слог РАМ.
  92. Задержав дыхание и концентрируясь на элементе Огня, читая мантру РАМ,йогин медитирует на Рудру, трёхглазого,похожего на взошедшее солнце, выполняющего желания,
  93. обсыпанного пеплом, незапятнанного,пусть йогин концентрируется два часа – тогда он не погибнет в Огне
  94. и его тело, попав в костёр, не сгорит.От середины груди до межбровья находится одласть Воздуха.
  95. Воздух – шестиугольник с биджа-мантрой ЙАМ,задерживая дыхание и концентрируясь в области воздуха, чиатя мантру ЙАМ,
  96. пусть йогин медитирует два часа на Ишвару, полного Знания, пребывающего везде,тогда йогин будет летать в небе как ветер и не погибнет в Воздухе.
  97. От межбровья до макушки головы находится элемент Пространства,
  98. Элемент Пространства – в виде дымчатого круга с биджа-мантрой ХАМ.Задержав дыхание в области Пространства и читая мантру ХАМ,
  99. пусть йогин медитирует на Шанкару, Шиву, высшую точку сознания Махадэву,Садашиву (Вечного Шиву), с телом подобным хрусталю, с месяцем в волосах,
  100. десятируком, пятиголовом, трёхглазым,держащим различное оружие, украшенном драгоценностями,
  101. половина тела которого Ума,он исполняет все желания и является причиной всех причин.Выполняя эту дхарану йогин может перемещаться в пространстве куда угодно.
  102. и в любом месте достигнет высшего самадхи.Так нужно йогину выполнять пять дхаран,
  103. от этой практики тело станет здоровым, смерть отступит от такого йогина,и даже при растворении Вселенной он не исчезнет.
  104. Пусть йогин затем занимается медитацией, и так задерживая дыхание,представляет избранное божество (Ишта-дэвата).
  105. Эта медитация с формой даёт сверхспособности и достижение восьми великих сиддхи,затем с помощью медитации без формы, йогин достигнет самадхи.
  106. Кто достигнет самадхи всего за 12 дней, - тот йогин, задержав дыхание,становится дживан-муктой.Самадхи – состояние соединения с Параматманом.
  107. Если йогин пожелает в самадхи своё тело оставить — пусть просто отпустит себя,
  108. в состояние Брахмана пусть полностью войдёт,но свой уход из мира пусть не убыстряет.Если он ещё сохраняет физическое тело,
  109. путешествуя по мирам Большой Вселенной,обладая сверхспособностями,он может наслаждаться жизнью на Небесах Богов,
  110. в один момент может он менять физический облик, становясьчеловеком, духом, или по своему желанию любым животным.Он может реализовывать различные желания, которые есть в мирах:
  111. йогин может стать даже Махешварой (Великим Богом).Разные практики йоги приносят разные результаты,но приводят к одной и той же цели – Атману.
  112. Вот другая практика:Пятку левой ноги нужно прижать к промежности,нужно взяться руками за пальцы правой ноги,
  113. затем надавить подбородком на грудь,наполнить воздухом лёгкие,и сделать задержку дыхания (кумбхаку), в конце – выдохнуть.
  114. Пусть он выполняет эту практику на левую и на правую ногу.Вытянутую ногу нужно затем положить на противоположное бедро.
  115. Эта практика называется Великий Замок (Маха-бандха),нужно делать его три раза в день.
  116. В этой практике йогин, делая вдох,поворачивает дыхание карна-мудрой (джаландхара-бандха),дважды запирает в Сушумне воздух (пута-двайам), так он достигает совершенства.
  117. Эта практика называется Маха-ведха,и повторяется йогином днём и ночью.
  118. Заворачивая язык к верхнему нёбу,нужно поместить его в полость черепа,взгляд должен быть в межбровье – это великая Кхечари-мудра.
  119. Надавливая подбородком на грудь, нужно остановить ум –эта мудра называется джаландхара-бандхой.Эта мудра побеждает смерть, как лев слона.
  120. Если втянуть внутренности живота вверх к позвоночнику,прана будет подниматься по Сушумне – эта мудра называется Уддияна-бандхой.
  121. Если надавить пятками на промежность и наклониться вперёд –апана поднимается вверх, эту бандху называют йони-мудрой.
  122. Мула-бандха – корневой замок соединяет прану с апаной в области пупа (здесь находится вход в Сушумну),этим упражнением достигаются плоды йоги.
  123. Положение Випарита-карани устраняет все болезни,у йогина, который практикует её возрастает огонь пищеварения,поэтому он должен правильно питаться,
  124. Иначе внутренний огонь приведёт тело к истощению.В Випарите йогин поднимает ноги вверх в первый день на одно мгновение.
  125. Затем каждый день пусть увеличивает время практики.Через три месяца у него исчезнут морщины и седые волосы,
  126. практикуя каждый день эту мудру по три часа йогин достигнет состояния самадхи.
  127. Пусть он практикует Ваджроли-мудру – её практикой достигается совершенство:если йогин овладеет ей легко достигнет йога-сиддхи.
  128. Тот, кто практикует кхечари мудру знает прошлое, настоящее и будущее.Амароли нужно пить через нос каждый день, затем выполнять ваджроли и сахаджроли.
  129. После йогин должен практиковать раджа-йогу.Когда он овладевает Раджа-йогой,
  130. Тогда различение уходит и наступает Высшее Состояние.Вишну, Великий Йогин, Великое Сознание,Первая Душа, ясно виден словно свет солнца днём.
  131. Тот, кто раньше сосал грудь, теперь трогая её наполняется желанием;рождённый из влагалища, снова наслаждается этим же влагалищем.
  132. Тот, кто был матерью становится женой, затем снова матерью,тот, кто был отцом снова становится сыном, затем вновь отцом.
  133. Это колесо рождений и смертей (сансара),на этом колесе, как черпаки на колодезном колесе крутятся живые существа,
  134. они заполняют миры перерождения.
  135. Существуют три мира, три веды, три гуны –основа этого три слога мантры ОМ и половина слога в виде точки.
  136. Это – Высшее Состояние, это – Атман.Как запах в цветке, масло – в молоке,
  137. как масло в кунжутных зёрнах, а в породе – золото,в Анахата-чакре находится Высший Атман.
  138. В этом лотосе бинду находится местопребывание ума.На звуке А лотос выпрямляется, на звуке У – раскрывается,
  139. На звуке М достигаются высшие вечные ползвука,это – чистота, недвойственность уничтожает карму.
  140. Практикуя йогу человек достигает Высшего Состояния.Как черепаха втягивает все конечности в панцирь –так пусть йогин во время пранаямы концентрируется на Атмане.
  141. Когда воздух задерживается в девяти воротах тела,прана поднимается вверх,
  142. как огонь в горшке, который не колеблется ветром,так йогин с закрытыми девятью отверстиями телауверенный в практике видит Высший Атман благодаря йоге –так говорится в упанишаде.
Ом!

Пусть Брахман будет нам защитой!Пусть Брахман будет нам учителем!Пусть наша энергия будет бесконечной!Пусть никогда не будет ограничений этому Сознанию!Пусть обретём мы вечный покой!

Ом! Шанти! Шанти! Шанти!

На этом окончена Йога таттва упанишада.

shkolnie.ru


Смотрите также