Ступени йоги. 8 ступеней для овладевания йогой. Ступени йоги


Ступени йоги | Мир Йоги

 

Ступени йоги - 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.

 

Они следующие:

  1. Яма (моральные законы общего характера)

  2.   Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)

  3. Асана (поза)

  4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством      дыхательных упражнений)

  5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)

  6. Дхарана (концентрация)

  7. Дхьяна (медитация)

  8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).

 

 

Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.

 

К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:

·  Ахимса (не причинение вреда, отказ от насилия)·  Вегетарианство·  Отказ от наркотиков, алкоголя, сигарет и любых, дурманящих сознание, средств·  Брахмачарья (контроль и накопление сексуальной энергии)·  Сатья (быть правдивым и искренним не только к другим, но и к себе)·  Астейя, апариграха (не быть привязанным к материальным вещам и прочим удовольствиям.

 

К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:

·  Шауча (держать свое тело и дух в чистоте)· Сантоша (быть удовлетворенным и довольным; стараться воспринимать мир и других такими, какие они есть и всегда довольствоваться тем, что имеешь)· Тапас (подразумевает самодисциплину, способность к аскетической практике, обладание непоколебимой волей)·   Каика (сексуальное воздержание)·   Сева (преданное служение)·  Вачика (дисциплина речи; гармоничная речь, направлена на прославление духовного пути, искренность, отказ от критики, сплетен)· Свадхьяя (саморазвитие, изучение философских трудов и священных текстов, дисциплина ума)·  Ишвара-пранидхана (доверие к Богу и его творческим энергиям).

 

Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).

 

                                           

 

Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают  регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).

 

Правильная Дхарана и наступающая за ней Дхьяна - данные Ступени йоги приводят ищущего к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцание, созерцающий и созерцаемое нераздельны и не существуют одно без другого. В процессе практики йогин сливается с Творцом, обретая свою естественную природу. Это именуется  Самадхи.   

 

 

Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара

 

Яма – символической нагрузкой данной ступени йоги Патанджали является имя бога смерти в индийской мифологии – Ямы . Говорится именно о нанесении смертельного удара порокам, позаимствованным из социума (курение, брань, алкоголь, наркотики, поведение, неправильное мышление).  Данная ступень подразумевает установление гармонии с внешним миром, так как социум играет основную влиятельную роль воздействия на человека.

Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему "связь". Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от "служения" вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.

 

 

Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:

- Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.

- Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками "говорите" о возможности разрешения того или иного вопроса.

- Астейя – нестяжательство.  Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение "дружбы" с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.

- Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.

- Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.

Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.

 

 

Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.

После освоения  первой ступени (опустошенное сознание), ученик начинает познавать Нияму – пять ее основных принципов: Шаучу – чистоплотность, Сантошу – довольствие, Тапасью – самоограничение, Свадшаучухьяю – интроспекцию, Ишвара пранидхану - набожность.

 

Существуют также и семь " вспомогающих " уровней Ниямы:

- Сауманасья – благожелательность;

- Ман-дхатар - вдумчивость;

- Нирага- бесстрастность;

- Аваща - независимость;

- Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;

- Дамсанавант – обладание неземной силой;

- Нишпратидвандва – неимение врагов;

    

 

 

Основные принципы Ниямы:

Шауча

Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: "Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору". Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.

Второй принцип Ниямы - Сантоша

Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).

Третий принцип Ниямы - Тапасья

Необходимо взять контроль над постоянно-возникающими «хочу - не хочу» или «буду - не буду», а также – всегда заканчивать все свои начинания. Данный этап предназначен для развития способности самосовершенствования.

Четвертый принцип Ниямы - Свадхъяя

Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.

Пятый принцип Ниямы - Ишвара Пранидхана

Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.

 

 

Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары  будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.

Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода "подпитки" – "отключение чувств".

Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую "чувственную" информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие "уходит" внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).

 

 

Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на "пятом" этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).

Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко,  не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и "укрощать" Ваш ум.

Для этого следует лишь обратиться к "запоминающей" функции вашего мозга и дать ей команду внести в "архив" данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!

 

Тематический материал на сайте:

Дхарана, дхьяна, самадхи

Пранаяма

Асаны. Разновидности Асан

 

Видео:

 

Книги:

Васильев Т. "Начала Хатха-йоги"

Классическая йога "Йога сутры" Патанджали

Эккирала Кришнамачарья "Уроки по йоге Патанджали"

Свами Вивекананда "Афоризмы Патанджали"

 

Цитаты (Патанджали):

Любая злая мысль или поступок, от которых мы сумели удержаться, идет на пользу нам.

Просыпайся и не останавливайся, пока не достигнешь своей цели.

Не может быть добра без зла, как не может быть зла без добра.

Не трать время на пустые речи, но говори дело или молчи.

Тело - это лодка, в которой мы пересекаем океан земного существования

 

Йогически- интересно (инфографика):

 

 

www.yogamir.ru

8 ступеней йоги — и их практическая польза

Восемь ступеней йоги — такая же классика, как кодексы поведения йогов «Яма» и «Нияма». Это аксиоматические, неопровержимые, основополагающие данные по йоге. Как бы ни менялась йога сегодня и завтра, такие вещи, как 8 ступеней (и Яма — Нияма) не меняются. Это неплохой эталон, по которому можно сверять свою практику, и так «отлавливать» и удалять любые «перекосы» в ней.

Как можно разъяснить Аштанга-лестницу так, чтобы можно было применять каждую из этих 8 ступеней в своей жизни уже сегодня? Не только чтобы достичь Пробуждения — цель далеко не всех, кто занимается на коврике — но и просто чтобы стать счастливей, эффективней, ну, и лучше йогу практиковать? Оказывается, и это реально.

Цель Аштанга (Раджа) Йоги — контроль ума (а также обнаружение иллюзорных эффектов жизни и духовное Освобождение), как и заявляет в своей знаменитой второй (а по сути — первой) сутре её основоположник, Риши (великий мудрец) Патанджали, который жил в древней Индии (где-то в районе 2го века нашей эры).

Раджа-йога (собственно, «классическая индийская йога») называется королевской и потому, что на заре йоги заниматься ей было по силам лишь царям — и нищим! — т.е. людям, обладавшим значительной степенью социальной свободы. А также потому, что эта Йога направлена на контроль ума, который, естественно, считается «царем» или «королём» тела и эмоций.

Эта йога (одна из 6 основных школ индуизма) делится на 8 ступеней (ашт — «восемь», «анг» — ступеней):

  1. «Яма» — черты личности, которые надо развивать йогам: такие, как правдивость, непривязанность (аскетизм), предельная сдержанность в проявлениях желаний и гнева и т.п. Мы можем практиковать Яму каждый день, отказавшись от критики других людей (и религий, философий, норм поведения), а также ограничив потребление, избегая излишеств. Если человек потребляет изысканную сыроедческую пищу, при этом критикуя «трупоедов» и оскорбляя другие религии, он является антагонистом норм поведения, запечатлённых в кодексе «Яма». «Яма» означает «смерть», и тут речь идёт о смерти эго, оно не должно укреплять и расти. Яма даёт много энергии для практики йоги, по сути, Яма — это всесторонняя экономия жизненных сил, «энергоэффективность». Если есть избыток «личной силы», здоровья и энрегии — первая ступень пройдена. У некоторых людей даже не в русле йоги это происходит естественно (бизнесмены, звёзды эстрады, спортсмены и др.)
  2. «Нияма» — нормы социального поведения, рекомендованные йогам, такие как скромность, чистоплотность, самодисциплина, постоянное изучение йогической литературы и т.п. Если кто-то занимается йогой регулярно, постоянно углубляя свои познания и реализацию практик, поддерживает нищих аскетов, ищет и слушает Гуру, то он (она) практикует «Нияму». Суть Ниямы — в увлечённости практикой йоги, без которой не будет заметных успехов. Если вы занимаетесь йогой регулярно, и хотите связать с ней свою жизнь, можно считать, что и эта ступень пройдена.
  3. «Асана» — выполнение асан (удобных статичных поз) хатха-йоги. Асан великое множество, но лишь ядро их считается необходимым для перехода на следующие ступени Аштанга-Йога-лестницы. Патанжали описал асану как «удобную и устойчивую позу», очевидно имея в виду лишь асаны для медитации. Горакшанатх дал более эзотерическое определение асаны как «сварупа» — «пребывание в своей Истинной форме» (т.е. опять же, медитация!). В наши дни имеется невероятное количество тренировочных и разминочных асан, все из которых имеют одну цель — оздоровить и подготовить тело для длительной (час и более) медитации. Сегодня под «йогой» во всём мире в основном подразумеваются именно асаны. Но не стоит ждать, что взятые в отрыве от остальных ступеней, асаны окажут глубокое, целостное воздействие на организм и личность занимающегося. Практика одних асан (современная «йога») не описывается и не рекомендуется ни в одном оригинальном трактате по йоге, ни в одной книге по йоге, вышедшей до 20го века. Асана — самая практически применимая ступень йоги, она даёт здоровье организма. Если вы освоили основной блок асан йоги, и они не вызывают у вас боли, слабости, дискомфорта, «чисток» — то третья ступень пройдена.
  4. «Пранаяма» — управление жизненными «ветрами» («вихрями» по терминологии А. Сидерского) с помощью в первую очередь дыхательных упражнений. Пранаму нужно изучать под руководством знающего специалиста («Гуру»), иначе можно навредить здоровью и энергетике. Правильно выполняемые, пранаямы за 1-2 месяца дают мощные психические эффекты, такие как «открытие третьего глаза», пробуждение чакр и Кундалини, тонкое видение и т.п. Занимаясь пранаямой, важно следовать Яме и Нияме, иначе социальные последствия могут нарушить практику и всю жизнь того, что занялся пранаямой, не будучи духовно готовым к этому. Пранаяма — это мощная сила, и как любая сила, требует верного направления, контроля. Сила прана, не знающая контрола, сравнивается в текстах йоги с обезумевшим слоном. Высшие ступени пранаямы требуют следования вегетарианской диете. Пранаяма даёт контроль над умом. Прохождение ступени пранаямы — это управление потоками праны (с помощью упражнений, а не силой воли, естественно!) и способность выполнять длительные задержки дыхания (например, 4-5 минут Антар-Кумбхака — задержка дыхания на вдохе).
  5. «Пратьяхара» — достижение способность «забывать» тело, ограничивать обработку умом поступающих от него сигналов (начальные навыки медитации). Пратьяхару можно освоить за одно-два занятия. Пратьяхара — кульминация практик асан и пранаям — состояние, когда человек «забывает» и про позу, и про какое-то особое дыхание, т.к. Полностью увлечён невероятнейшими психическими эффектами, открывшимися во время выполнения техник йоги. Это могут быть в том числе видения чакр или просто состояние глубокого покоя («Ананда» — блаженство). Состояние Пратьяхара приходит на короткое время. Пратьяхара очищает, исцеляет эмоциональную сферу. Эта ступень обычно достигается упорной практикой асан и пранаям, с освоением базового уровня медитации.
  6. «Дхарана» — сосредоточение ума. Следствие Пратьяхары и других практик медитации. Дхарана доступна большому количеству желающих заниматься медитацией уже в первый месяц регулярных практик! Дхарана это фактически долго длящаяся Пратьяхара — состояние покоя без мыслей, эмоций, ощущений, желаний и страхов. Это крайне целительное состояние для любого человека — разгружает эмоциональный фон, т.к. даёт, что называется, «полный отдых от ... себя». Сосредоточение ума возможно с опорой и даже без (сосредоточение на самом уме). Из множества техник Дхараны можно выбрать те, какие подходят по сложности, культурной среде и темпераменту занимающегося. 112 техник Дхараны для разных уровней подготовки и разных типов личности описаны в знаменитом трактате «Виджняна-Бхайрава-Тантра», авторство которого иногда приписывают самому Шиве. Дхарана дарит новое измерение жизни, открывает тайну природы, функционирования собственного ума. Прохождение этой ступени возможно лишь упорной практикой медитации (либо если есть врождённые способности — «человек индиго» или «святая личность»).
  7. «Дхьяна» — кульминация медитативных техник — глубокая медитация. Обычно когда говорят о йогической медитации, под этим термином подразумевают «Дхьяну». Дхьяна — это плод медитации. Нередко Дхьяну путают с Самадхи, и разница между ними не очевидна, они разграничиваются условно, для обучения йогов. В период (состоянии) Дхьяны человек не осознаёт свою личность, личность не беспокоит и не проявляется. Обычно описать опыт Дхьяны можно лишь как «блаженство», т.к. словами сложно описать эти ощущения. Внешне человек, погружённый в Дхьяну, глубоко спит. Его (её) можно толкать без какой-то реакции на это. Дхьяна у опытных практикующих длится часами, как и Самадхи. Дхьяна приближает человека к переживанию его «души», глубже чем ум. Дхьяна считается логичным продолжением успехов в медитации, её достижение — не мистика, а плод упорного труда.
  8. «Самадхи» — «Сатори», духовное пробуждение, распознавание глубины своего существа, «своей истинной сущности». Неравнозначно «Просветлению», но является основной техникой для достижения последнего. Самадхи считается естественным («Сахаджа»), физиологическим и психологическим гармоничным состоянием человека, и не является ни новым навыком, ни новым опытом. Это состояние равновесия гармонии, не имеющее ничего общего с религиозным экстазом фанатика или жёстким интеллектуальным трансом погруженного в однонаправленную концентрацию аскета. На практике, разница между Дхьяной и Самадхи в том, что «заглянув» в Самадхи, практикующие распознают его как своё естественное и постоянное состояние и не боятся в дальнейшем «потерять», «забыть» его, «разучиться в него входить» и т.п. Различают разные типы Самадхи по способу достижения, ощущениям во время него, длительности и дальнейшим действиям человека (бывает даже «финальное» Самадхи, из которого человек уже не выходит — оставляет тело). Самадхи дарит сверх-человеческие, над-личностные переживания, с которыми эмоционально неустойчивый человек может не совладать и начнётся психический кризис — поэтому техники достижения Самадхи с успехом практикуются лишь теми, кто прошёл предыдущие 7 ступеней. Самадхи считается мистическим, загадочным результатом практики йоги, т.к. иногда Самадхи «случается» даже у неопытных практикующих (особенно в присутствии Гуру (высоко-реализованного, продвинутого адепта йоги), а другие — даже опытнейшие и владеющие всеми необходимыми техниками! — могут ждать его годами. Но в любом случае, нужно создавать благоприятные условия для того, чтобы оно «случилось» (подолгу, регулярно медитировать). Самадхи — духовное состояние, переживание, и не имеет прямого эффекта на здоровье (такого, как асаны и пранаямы, например, или следование режиму дня и питания), хотя по слухам даже несколько минут в Самадхи исцеляют все болезни тела.

Бывают люди, которые испытали Самадхи, не зная никаких техник йоги. Другие могут заниматься асанами и даже пранаямами годы и даже десятилетия, не испытывая уровней Пратьяхары и Дхараны. Третьи могут освоить и то и другое, но за счет пренебрежения Ямой и Ниямой сходят с пути йоги куда-то в тёмные области укрепления эго йога-магическими техниками... Всё это говорит о том, что полезно иногда сверяться с «деревом» или «лестницей» Аштанга-Раджа-йоги («Восьмиступенчатого Благородного (Королевского) Пути»), чтобы практика была оптимальной.

Фото: bananablondie108/instagram.com

yogajournal.ru

Ступени йоги - энциклопедия йоги и аюрведы

Классическая йога (Аштанга йога) — это духовная и телесная практика, которой должен овладеть человек, желающий постичь максимум своих способностей и в конце стать частью Божественной сущности. Данный путь состоит из восьми ступеней: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна. Аштанга Мудрец Патанджали, живший в Индии во II в. д.н.э. проповедовал, что в процессе изучения...

далее

В Аштанга-Йоге (она же "Восьмиступенчатый путь") "Ямой" называют самую первую ступень, через которую прокладывается дорога к просветлению. Она, в свою очередь, состоит из пяти принципов, о каждом из которых будет рассказано ниже. Ахимса Самый главный ее принцип — это Ахимса. Он является основой практики духа, а посему ее соблюдение не должно ограничиваться только одними мыслями....

далее

В классической йоге "Ниямой" называют вторую ступень к достижению "Сознания бога". Патанджали, мудрец, живший и проповедовавший в Индии во 2 веке до нашей эры, не случайно очень большое значение приписывал именно первым двум уровням. Если Яма — это некий свод законов, рассказывающий о правильном отношении с окружающим миром, то Нияма преследует цель научить общению со своей душой, что...

далее

Основатель "Восьмиступенчатого пути" гуру йоги Патанджали определял асану, как способ сидеть комфортно, не испытывая в теле никакого напряжения. Третья ступень классической йоги представляет собой не просто гимнастику, а специальные позы, которые позволяют тому, кто их практикует, стать максимально уравновешенным как в душевном, так и в физическом плане. Для асан можно не приобретать...

далее

Термин "Пранаяма" составлен из двух слов. Так, "Прана" переводится с санскрита как "Энергия жизни", а "Яма" означает "напряжение". Прана является энергией, которая пронизывает абсолютно все живое во вселенной. Человек получает ее из всего: воздуха при дыхании, еды при трапезе, с водой при утолении жажды. Она входит в человеческое тело через глаза, поры кожи, желудок и т.д. Управляется...

далее

Пятая ступень классической йоги Термин "Пратьяхара" на санскрите означает: отвлечение, собирание в себя. Ее цель заключается в том, чтобы научить человека фокусироваться исключительно на объекты своего сознания. При этом нужно отрешиться от всех внешних раздражителей, так как происходящее во внешнем мире провоцирует очень сильные эмоции, которые могут легко затмить импульсы, исходящие из...

далее

В своих "Йога-сутрах" великий мудрец Патанджали определил Дхарану как привязывание своих мыслей к какому-нибудь конкретному объекту. Но, такое утверждение является лишь очень маленькой крупицей знания, которое может дать классическая йога относительно рассматриваемой практики. Начинающему йогину довольно сложно понять Дхарану, опираясь на древние тексты, так как информация там...

далее

Медитацию можно характеризовать как состояние, в котором практикующий максимально сосредоточен на каком-то одном объекте. Если в процессе данной процедуры наблюдается блуждание разума, то это называют Дхараной. Основное различие между Дхараной и Дхьяной состоит в том, что на шестой ступени медитации во время Дхараны человек осознает только сам факт, что его сознание сосредоточено на чем-то...

далее

Гуру йоги Сватмарама характеризует Самадхи как слияние Атмана (духовной сущности) и ума, при этом сравнивая этот союз с крупинкой соли, которую растворили в воде. Переживания, испытываемые в состоянии Самадхи, полностью отличаются от того, что ощущает человек, не занимающийся данной практикой. В обыденной жизни мы все привыкли мыслить образами, в свою очередь, постигнув данную ступень,...

далее

dayoga.ru

Ступени йоги. 8 ступеней для овладевания йогой

В настоящее время увеличивается интерес к различного рода оздоровительным системам, в том числе к йоге и биоэнергетическим методам оздоровления. Йогу включили в свои программы некоторые организации, занимающиеся оздоровительными системами. Суть йоги – это достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Чтобы добиться этой цели необходимы правильные средства. Мудрец Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги.

Ступени йоги

1. Яма — общие этические законы. Законы эти состоят из ряда общих положений:ахимса — непричинение вреда живым существам. В частности, ахимса нашла свое выражение в вегетарианской диете йогов, которые не употребляют в пищу животных (только яйца и молоко).сатья - правдивость, отказ, в первую очередь, от самообмана.астея — человек не должен стремиться к обладанию вещами или титулами, не заработанными своим трудом.апариграха — человек не должен стремиться иметь титулы и вещи, которые не являются абсолютно необходимыми для него, он должен всегда и во всем рассчитывать только на собственные силы.брахмачарья — физическое, половое, эмоциональное и интеллектуальное воздержание. Человек для достижения наилучших результатов должен быть способен к соблюдению брахмачарьи в течение длительных периодов (до нескольких месяцев).

2. Нияма — основы личного поведения, строящиеся на самодисциплине. Нияма, в свою очередь, базируется на шести основных принципах:шауча — необходимо содержать в чистоте тело и кишечник;митахара — нужно есть чистую пищу, не рекомендуется употреблять спиртное, чай и кофе;сантоша — нужно поддерживать хорошее настроение, создавать положительные эмоции;свадхиана — необходимо размышлять о смысле жизни, о своем месте в ней, вести философские беседы со знающими людьми, изучать священные писания;тапас — нельзя забывать о самоограничении;ишварапранитхана - нужно постоянно чувствовать, что в жизни всегда есть присутствие высшей силы и высшей мудрости.

3. Асана — положение. Очищение тела (внутреннее и внешнее). Система физических упражнений, называемых асанами лежит в основе технологического алгоритма хатха-йоги. Каждая асана — это особое гимнастическое упражнение, которое при надлежащем выполнении оказывает гармонизирующее и тренирующее воздействие на ткани внутренних органов и опорно-двигательный аппарат.

4. Пранаяма — четвертая ступень восьмиступенчатой системы йоги — управление дыханием через дыхательные упражнения. Пранаяма, в переводе с индийского, значит контроль над праной (жизненной силой). Это раздел дыхательной гимнастики, с помощью которой человек учится осваивать свою биоэнергию. В учении йоги прана считается первичной энергией Вселенной. Она присутствует везде: и в живых организмах, и во всех других объектах материального мира. В теле человека прана циркулирует в определенной системе каналов, которые называются меридианами.

5. Пратьяхара — освобождение ума от влияния чувств, разделение чувства и объекта. На первом этапе Пратьяхары мы словно разрешаем себе мыслить свободно, ни о чем особенно не задумываясь. Постепенно мысли как бы исчезают, и ум успокаивается. На втором этапе мы достигаем отделения чувств от ума.

6. Дхарана — сосредоточение, медитация. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия.

7. Дхияна - созерцание, медитация. Дхияна - продолжение дхараны, которая является неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно целое, что вызывает целые гаммы ощущений — это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней.

8. Самадхи — состояние сверхсознания, достигающееся глубоким созерцанием, при котором занимающийся сливается с предметом созерцания. Это медитативное состояние, когда субъект познает объект медитации. Человек сосредоточивает свое внимание на объекте и внутренне объединяется с ним. Объекты медитации бывают как внутренние, так и внешние. Внутренние объекты — это то, из чего состоит человек: внутренние органы, сознание, чакры и т.д. Внешние объекты — это то, что нас окружает: живые существа и предметы. Их объединение означает единство с объектом при помощи концентрации.

Для йогов самадхи также означает «испытать смерть при жизни». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.

Вернуться в начало раздела ЙогаВернуться в начало раздела Красота и здоровье

www.inmoment.ru

Йога как образ жизни — 8 ступеней йоги

Вообще можно довольно долго распинаться о йоге как образе жизни, ведь, по сути, если человек начинает серьезно заниматься ею, его жизнь действительно меняется, зачастую — коренным образом. Существуют древние трактаты по йоге, такие, как Гхеранда Самхита, Шива Самхита, Бхагавад Гита, и много других. Одним из известных людей, сделавших серьезный вклад в науку о йоге, является Патанджали, написавший Йога Сутры. Эти сутры, в сжатой форме, систематизируют учение йоги, преподнося его в виде тезисов для дальнейшего раскрытия в школе мастера (гуру).

Ступени Йоги

Йога — это не только упражнения (физические и дыхательные), это целая система, состоящая из 8 ступеней, последовательно подготавливающих человека к достижению просветления и обретению истинного счастья. Ниже я привожу 8 ступеней йоги.

1. Яма (запреты) — выражается в формировании правильного отношения к другим и миру вокруг нас. Существует 5 яма:

— Ахимса или ненасилие. Имеется в виду не совершать насилия по отношению к другим как физически, так и мысленно. Вегетарианство тоже относится к этой категории.

— Сатья — правдивость (не говорить лжи). Живя честной жизнью, и говоря правду, человек возвышает свое сознание, и уменьшает количество негативной кармы. Однако это не слепая правдивость: если правда может кому-то навредить, то лучше пока ее не говорить, а сказать в подходящий момент.

— Астея — «не красть». Это опять же относится не только к физическим объектам, но и к интеллектуальной собственности других людей. Также этот пункт означает умение хранить тайны.

— Брахмачарья (целибат). Интересный пункт. Вообще он означает воздержание от половых отношений. Если же человек живет семейной жизнью, но при этом вступает в половые отношение только со своей женой, но к брахмачарью иногда относят и к такой ситуации. Вообще, концепция брахмачарьи состоит в том, чтобы уменьшить зависимость человека от низших потребностей, и развить в нем интерес к высшим, без чего невозможно достичь просветления, недаром, слово «брахмачарья» переводится как «действующий в духе (или на духовном уровне)». Также, брахмачарья позволяет развить самоконтроль и силу воли, способность преодолеть собственное эго.

— Апариграха — избегать жадности. Жадность и просветление несовместимы (если только мы не говорим о жадности к просветлению :)). Также это означает жить, довольствуясь необходимым, не усложнять свою жизнь напрасно.

2. Нияма (предписания) — это предписания, касающиеся самого человека. Есть пять ниям:

— Шауча или чистоплотность. Изначально это очень комплексная вещь; в целом, сводится к поддержанию чистоты в теле (регулярные омовения, чистая одежда, посуда, жилье), и чистоты в сознании (духовные практики, медитация, молитва, не погружать сознание в состояния с низким вибрационным фоном). Опять же, в какой-то мере, вегетарианство тоже сюда относится (не загрязнять свое тело трупами убитых животных). Соблюдение людьми шаучи, наряду с апариграхой, способно восстановить экологическое равновесие на планете.

— Сантоша или удовлетворенность. Человек учится быть довольным тем, что у него есть. Сюда также относится практика смирения, терпения, скромности и умеренности. Человек, обретший удовлетворение, достигает настоящего умиротворения, и больше ничего в жизни не способно вывести его из равновесия.

— Тапас или аскетизм. В простом варианте это означает держать тело и ум в сбалансированном состоянии, не подвергая их излишним встряскам (эмоциональным и физическим). В более сложнов варианте, тапас подразумевает строгую дисциплину, и совершение всевозможных практик, таких как посты на экадаши, мауна (обет молчания), определенные ограничения в питании и физической активности, и т.д.

— Свадхьяя или изучение священных текстов (сюда относится изучение духовной науки). Данный пункт подразумевает получение информации о цели человеческой жизни, и способах ее достижения.

— Ишварапранидхана или вручение себя Божественному. Вообще, этот пункт говорит о вручении себя Богу, о понимании, что все в этом мире — божественного происхождения, что все происходит по воле свыше, и что нужно вернуться к Источнику всего. Также человек должен познать свою духовную природу и действовать на ее основе.

3. Асана (позы йоги)

Этот раздел или ступень посвящена непосредственно работе с телом через выполнение поз йоги.

4. Пранаяма или обучение контролю над дыханием.

5. Пратьяхара — обретение контроля над чувствами. Это уже довольно высокий уровень, когда человек учится не быть жертвой своих инстинктов, а управлять ими.

6. Дхарана (концентрация). Задача человека — научиться сосредотачивать сознание на одном объекте, и быть способным удерживать на нем полное внимание в течение хотя бы 24 секунд.

7. Дхьяна (медитация). Обретя способность к стабильной концентрации, человек может достаточно долго погружать свое сознание в определенный объект. На этом уровне он способен медитировать на Источник всего сущего.

8. Самадхи или просветление. Достигая устойчивой медитации, сознание человека постепенно трансформируется, проявляя духовные качества. Когда же сознание станет полностью таким же, как в духовной реальности («сама» — такое же, подобное, «дхи» — сознание, санскр.), тогда человек достигает духовного просветления и достигает освобождения из плена материального мира.

Таковы 8 ступеней йоги; путь между первой ступенью и восьмой ступенью может длиться не одну жизнь; но он представляет собой эволюцию сознания, которую каждому из нас, в свое время, предстоит пройти.

 

источник: denissvetlichny.ru

econet.ru

Аштанга йога, ступени по Патанджали и асаны — OUM.RU Здравый Образ Жизни

oum.ru Аштанга-йога. Восемь ступеней йоги по Патанджали

В последнее время распространение такого бренда как «Йога» набирает обороты. Куда ни глянь — сплошные йога-студии и йога-туры. Существует уже столько направлений и стилей йоги, что и не запомнить. Йога — это прекрасно! Но в современном мире всё больше внимание уделяется внешнему содержанию, то есть физкультуре. Далеко не всем известно, что йога имеет несколько иные цели, нежели красивое тело.

В данной статье мы ознакомимся с классическим подходом к йоге, известным как Восьмиступенчатая йога Патанджали, или Аштанга-йога, что, надеюсь, расширит границы понимания этого понятия, и приведёт к повышению эффективности практики как для действующих, так и потенциальнх йогинов и йогинь.

Считается, что Патанджали жил во II в. до н.э., является основателем йоги и автором произведения «Йога-сутры». Есть мнение, что в Сутрах он лишь изложил то, что существовало задолго до его рождения, чему я склонна верить. В Йога-сутрах представлена некая последовательность в продвижении на пути йоги, состоящая из восьми ступеней или принципов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Рассмотрим каждую более подробно.

Ступень 1. 

Яма — обет по отношению к внешнему миру. Патанджали выделяет пять обетов: ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха.

Ахимса — ненасилие, непричинение вреда. С первого взгляда всё ясно, не убивай, не причиняй вреда, относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Однако на деле оказывается всё не так-то просто. Мы используем кожаные изделия, кто-то до сих пор употребляет животных в пищу, да даже просто, сказав недоброе слово, мы можем причинить непомерное зло. При этом зачастую мы путаем, что есть на самом деле польза, а что есть вред. Порой кажется, что, жалея кого-то, мы проявляем сострадание и милосердие, тем самым не наносим такому человеку вреда. Хотя не исключено, что именно этому человеку нужно жёстко сказать о том, что пора бы прекратить жаловаться и ныть, и начать видеть в проблеме плюсы. 

Одним из критериев определения, как же поступать, может служить понимание, к чему приведут ваши слова или действия: к развитию или деградации. Если вы пожалеете, и человек не сделает выводов, и в следующий раз снова придёт, чтобы его выслушали и пожалели, то это деградация. Ахимса нарушена. Если же после выговора человек поймёт, что действительно, чего это он всё ноет и ноет, и возьмет, да и изменит ситуацию, то это развитие. Таким образом, вы помогли и, несмотря на внешнюю грубость, ахимсу не нарушили. К сожалению, в жизни не всё так прямолинейно, и необходимо развивать в себе тонкое восприятие каждой отдельно взятой ситуации. Однако, начинать стремиться к соблюдению данного обета можно с малого, например, стать вегетарианцем, экономить воду, не грубить людям и т.п.

Практиковать ахимсу весьма сложно, но важно понимать, что это в первую очередь стремление к избавлению от враждебности, развитие сострадания и милосердия ко всем живым существам, а также отсутствие злых намерений, то есть каждое действие, слово или мысль должны быть во благо.

Сатья — правдивость, воздержание ото лжи и самообмана. Говорить правду. Часто задают вопрос: «А как же быть, если приходится выбирать между правдивостью и ахимсой. Например, вы совершенно точно знаете, что, сказав правду, кто-то от этого погибнет?» В этом случае нужно исходить из кармических последствий. За враньё, что называется, во благо, кармические последствия будут не столь долгими и ужасными, сколько за смерть живого существа, поэтому, скорее всего, будет правильнее нарушить сатью, нежели ахимсу. Но, опять же, всё не так однозначно, если нарушив сатью, вы создадите иллюзию на века, следуя которой множество и множество живых существ будет окутываться мороком, то, может, правильнее нарушить ахимсу.

Астея — честность, неворовство, неприсвоение чужого. Быть честным как с собой, так и с другими. Согласно комментариям к Йога-сутрам Патанджали плодами соблюдения астеи являются ясновидение и интуитивное осознание. То есть это способность видеть вещи как они есть на самом деле. Казалось бы, тоже всё понятно, не воруй, не бери чужого, но, к сожалению, в наше время, пожалуй, все как один не соблюдают этот принцип: цены завышены, налоги платят единицы, да и вообще налоги тоже завышены и куда они в итоге идут — большой вопрос. В обществе паразитов и потребителей крайне сложно разобраться, что есть правда, что есть ложь, где ты честен, а где кормишь демонов. Как раз это результаты повсеместного нарушения сатьи. С одной стороны, можно оправдываться тем, что нас поставили в такие условия, с другой — всё же необходимо максимально стараться не усугублять сложившуюся ситуацию, стараться создавать честное общество, начиная с себя. 

Брахмачарья — чувственное (плотское) воздержание. На мой взгляд, воздержание должно осуществляться также как и шауча (см. ниже) на уровне тела, речи и ума. Брахмачарья — это не просто отказ от физического контакта, а также контроль поведения, речи и мыслей. Это важный аспект практики йоги особенно на начальном этапе. Так как практик, не утвердившийся на пути, если не возьмёт под контроль свою сексуальную энергию, может быстро покончить с йогой и уйти совсем в другом направлении. Другими словами, он будет отвлекаться и постоянно сливать накопленную энергию через нижние центры. За вожделение и похоть отвечает свадхистана чакра — это вторая чакра снизу. Занимаясь йогой, мы неустанно поднимаем уровень энергии и прикладываем максимум усилий для реализации этой энергии на более высоких центрах, но если постоянно её «сливать», то прогресс будет приходить гораздо медленнее, если вообще будет. Согласно Патанджали, утвердившийся в брахмачарье избавляется от страха смерти.

Апариграха — нестяжательство, ненакопительство, не принятие даров. Здесь имеется в виду, что у йога не должно быть ничего лишнего. Это от части связано с тем, что на поддержание любой вещи, принадлежащей нам, мы тратим свою энергию. Самый яркий пример — машина, вот представьте, что у вас их три. Сколько нужно энергии, чтобы их обслужить, и имеется в виду не только непосредственное участие, возможно, у вас есть личный механик и тому подобное, но и им нужно что-то платить, соответственно работать вам нужно будет больше, чтобы больше зарабатывать. Так и с любой другой вещью. Все окружающие нас вещи существуют за счёт нашей энергии, и не важно — дорогие они или дешёвые, крупные или мелкие. Наверняка, многие отмечали, что стоит выкинуть хлам и на душе как-то легче, именно от того, что уменьшается неконтролируемый отток сил.

Помимо этого, человек, так или иначе, начинает себя отождествлять с окружающей его материей. Могут начать развиваться такие качества, как жадность, эгоизм, привязанность. Все эти качества являются препятствиями на Пути. Йог должен спокойно расставаться как с людьми, так и с вещами, оставлять только самое необходимое. 

Ступень 2. 

Нияма — обет по отношению к себе. Согласно Патанджали, их также пять: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана.

Шауча — чистота. «От очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим» (Сутра 40). Такие плоды достигаются соблюдением чистоты на трёх уровнях: тела, речи и ума. Соответственно, для соблюдения шаучи на уровне тела необходимо регулярно совершать омовение, практиковать шаткармы (шесть очистительных действий), употреблять чистую пищу, носить чистую одежду, убирать дом; на уровне речи — не сквернословить, правильно строить свою речь, избавляться от слов-паразитов; на уровне ума — останавливать неудержимый поток мыслей, стараться думать о благостных вещах, контролировать всё, что твориться в голове. «Практикой ментальной чистоты достигается способность к жизнерадостности, однонаправленности, контролю над чувствами и видению самости» (Сутра 41). Соблюдение данного принципа способствует оздоровлению организма, окружения и ума, что приводит к минимизации отвлечений во время практики.

Сантоша — удовлетворённость. Практику необходимо быть удовлетворённым, иначе у него могут образовываться комплексы, различные психические отклонения, депрессии и т.п. Неудовлетворённому человеку не удастся достичь успехов в медитации, т.к. ум будет постоянно требовать желаемое и уводить йога от практики. Поэтому часто в йогу приходят люди, хорошо реализованные социально, которые уже разочаровались в сансаре (мирской жизни) и понимают, что всё это иллюзия, не приносящая действительного удовлетворения, что истинное удовлетворение в отсутствии желаний и страстей.

Тапас — аскетизм. «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств» (сутра 43). Данному принципу уделяется крайне большое внимание, так как без аскез продвинуться на пути невозможно. Именно посредством аскез происходит развитие, преодолевая, ошибаясь, разочаровываясь, человек начинает открывать в себе новые резервы на всех уровнях, становится более выносливым и устойчивым в практике.

Свадхьяя — самопознание, самоосознание, самообразование. Для того, чтобы себя менять и развиваться, нужно понимать, кто мы есть, каков наш нынешний уровень развития, к чему мы идём. Мы воплощаемся в этом мире для развития, для накопления опыта. На мой взгляд, наиболее подходящая модель поведения для этого мира выглядит следующим образом: наша вселенная — это школа, наша жизнь — урок, люди вокруг — учителя и мы здесь ученики.

Можно соотнести понятия «самоосознание» и «самообразование» через призму изучения древних текстов. Например, в своих лекциях Андрей Верба часто упоминает о том, что изучая Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, Махабхарату или Рамаяну, можно вспомнить, кто мы есть на самом деле. Дело в том, что события, описанные в названных произведениях, имели место очень и очень давно, задействовано там было очень много живых существ, и, учитывая, что любое живое существо постоянно перевоплощается, велика вероятность, что мы принимали в прошлых воплощениях участие в этих событиях. Например, сидели и слушали Дхарму, проповедуемую Буддой. Таким образом, вспомнив, к чему мы шли все прошлые воплощения и что мы уже знаем (просто подзабыли), не нужно будет тратить уйму времени на получение предыдущего опыта, а можно смело идти дальше, минимизируя ошибки. Другими словами, соблюдение свадхьяи приводит к пониманию собственного предназначения.

Ишвара пранидхана — подчинение Богу, смирение. На всё воля Бога. Что бы ни происходило, всё происходит именно так как и должно. Иначе, если мы чем-то не довольны, означает, что мы ставим себя на место Бога, считаем, что там наверху ошиблись, то есть тем самым мы позволяем себе усомниться в совершенстве Бога (Высшего разума, Абсолюта). Смирение говорит о том, что человек понимает, что Высшие силы создают для него идеальные условия для его развития. Поэтому, что бы ни происходило: счастья, неудачи — всё устроено для накопления опыта. Частые неудачи в жизни указывают на непрохождение уроков, говорят о необходимости пересмотреть собственное поведение, образ жизни, мысли и т.п. При этом важно понимать, что ишвара пранидхана не подразумевает перекладывание ответственности за происходящее на Бога. Можно сравнить отношения с Всевышним с отношениями ученика и учителя: учитель даёт ученику задание, но как оно будет выполнено, что из этого урока вынесет ученик и какова будет благодарность ученика к учителю за полученные знания, зависит лишь от ученика, а вот похвала или отправка на доработку зависит от учителя.

Если с последующими шестью ступенями обычно человек знакомится в контексте йоги, то с ямой и ниямой знаком каждый, просто, как правило, в народе они носят иное название: морально-этические нормы, заповеди и т.п. И бОльшую часть мы, так или иначе, соблюдаем, и не от того, что так где-то написано или в противном случае попадём в ад, а от того, что по-другому существовать в этом мире нельзя. Эти правила или обеты являются естественными для человека и, если он их не выполняет, то лишь в силу своего невежества, обусловленного густым налётом морока.

Ступень 3. 

Асана — устойчивая удобная поза. После того как практик освоил яму и нияму, т.е. уменьшил внешние и внутренние раздражители можно перейти к асанам. В контексте Йога-сутр Патанджали под асаной подразумевается медитативная поза, в которой йог может практиковать все остальные ступени. Но если вы попробуете сесть в любую позу со скрещенными ногами и прямой спиной, будете неприятно удивлены, что просидеть так можно особенно в первое время буквально несколько минут, т.к. начинаются боли сначала в ногах (!!!), потом в спине и так далее. Именно поэтому нужно заниматься хатха-йогой, она помогает укрепить, растянуть, вывернуть все необходимые мышцы и суставы, другими словами, подготовить тело к медитативной позе.

Медитативные асаны: падмасана, сиддхасана, сукхасана, свастикасана и т.п. должны выполняться без особых усилий, чтобы во время медитации не происходило отвлечений на напряжение в теле.

Ступень 4. 

Пранаяма. В широком понимании пранаяма — это дыхательные упражнения, направленные на гармонизацию и снабжение организма жизненной энергией (праной). В конечном итоге практик должен научиться задерживать дыхание на длительный период времени. Дело в том, что дыхание — это единственное, что связывает наше сознание с внешним миром, т.е. колебания ума происходят пока мы дышим. Чем медленнее и глубже дыхание, тем спокойнее ум. А так как ум является основным препятствием к осознанности (как бы странно это ни звучало), необходимо его усмирять. И лучшим инструментом служит именно дыхание.

Ступень 5. 

Пратьяхара. «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов» (сутра 54). 

Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним. Заключается она в том, что практик перестает реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. В повседневной жизни чаще встречается обратный процесс, когда чувства управляют умом, что в какой-то степени противоречит нашей духовной природе. Важным аспектом тут является не подавлять чувства, а взять их под контроль, и развернуть сознание внутрь. Именно для этого необходимо как следует освоить предыдущие четыре ступени, чтобы внешний мир не беспокоил ни физически, ни ментально. Тогда приходит осознание глубины, скрытой в нас, не постигаемой умом, где есть все ответы, и которую можно познать в самадхи.

Ступень 6. 

Дхарана — концентрация. После того, как практик утверждается в пратьяхаре, он может переходить к концентрации, как на внешних, так и внутренних объектах. Это могут быть пламя, звук, образ, дыхание и т.д. Цель этой практики — развить однонаправленность ума, убрать его любые колебания. То есть ум полностью собран в одну «точку», что позволяет в полной мере постичь объект концентрации.

Ступень 7. 

Дхъяна — непрерывный поток содержания сознания, то есть медитация. Непрерывная дхарана есть дхьяна. В комментариях к Йога-сутрам Патанджали Свами Сатьянанда Сарасвати указывает, что, по сути, медитация это та же концентрация, но более высокого качества. В медитации практик не прерывает концентрацию, то есть не отвлекается. До тех пор, пока параллельно с концентрацией идёт мысль — это дхарана.

Ступень 8. 

Самадхи — это состояние, когда есть только объект, появляющийся без осознания собственной самости. То есть дхарана переходит в дхьяну, а дхьяна переходит в самадхи. Эти три процесса имеют название «Самьяма». В самадхи пропадает самоотождествление, т.е. пропадает, так называемая, самость практика. Свами Сатьянанда комментирует это следующим образом: «Самьяма начинается с субъектного и объектного осознания, т.е. дуального осознания. Вы осознаёте ваш объект медитации, который, с одной стороны, внутри вас, а с другой — во внешнем мире. Постепенно дверь наружу закрывается, и вы видите только вещь, которая внутри вас. Это дхьяна. Затем вещь, видимая внутри, становится всё яснее и яснее, и одновременно вы теряете осознание собственной личности. Это называется самадхи».

Как видно из статьи, чем выше ступень, тем меньше ясности. Дело в том, что есть вещи действительно неподвластные уму, и теоретизирование по поводу которых не придаёт этой самой ясности. Как говорит Андрей Верба: «Практикуйте, пробуйте, набирайтесь опыта».

С одной стороны, существует некая последовательность в аштанга-йоге, но с другой — все восемь ступеней можно и нужно прорабатывать в комплексе, и каждый пункт будет ещё больше раскрываться благодаря другим. Чтобы достичь высших ступеней йоги, практик должен быть целостным, он не должен чего-то желать или не желать, должен быть здоровым, устойчивым, гибким, спокойным, в нём не должно быть колебаний, тело и ум не должны отвлекать.

Существуют практики, меняющие реальность совершенно на других уровнях. Для этого им не нужно идти на площадь и призывать к благим деяниям, они знают, как устроен мир в целом и куда он движется. Конечно, наш уровень развития гораздо ниже, но у каждого из нас есть возможность влиять хотя бы на свой микромир — семья, друзья, знакомые, город, страна, планета, и сделать мы это можем, лишь меняя себя. Ведь нельзя помочь выбраться из болота, пока мы сами барахтаемся в этом болоте.

Благодаря освещённым в этой статье Восьми ступеням йоги человек, стремящийся к познанию себя и мира вокруг, сможет приблизится к истине, или обрести её уже в этом воплощении, с тем, чтобы не прожигать свою жизнь, а прожить её максимально осознанно, во благо всех живых существ.

Андрей Верба часто упоминает: «Есть лишь три вещи, которые мы сможем забрать в следующую жизнь. Это — мудрость, опыт практики и благодарности». Почему бы не начать паковать этот багаж уже сейчас?

Ом!

автор статьи: преподаватель йоги Стёпочкина Варвара

www.oum.ru

8 ступеней йоги – ваш путь к освобождению

Что такое настоящая йога? Для тех, кто недавно приобщился к йоге, возможно, будет интересно узнать, что йога не ограничивается рамками коврика и во всей красе расцветает в нашей повседневной жизни, выражаясь в соблюдении особых йогических принципов.

Эти принципы составляют уникальную философию «восьмеричного пути» или 8-ми ступеней йоги, сформулированных индийским мудрецом по имени Патанджали в труде «Йога-сутра». В соответствии с его концепцией, йога состоит из 8 этапов, которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления. То есть это своеобразное руководство по истинной йоге: от практики асан до абсолютного единения со Вселенной.

Мы решили сделать общую выжимку по Йога-сутрам Патанджали для тех, кто еще не успел познакомиться с этим творением, а также для тех, кто решил освежить знания.

Первое, с чего следует начинать свое восхождение на вершины просветленного существования – это первая ступень или «Яма». На этом этапе человек стремится обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), отказ от воровства (астея), умеренность в потребностях (апариграха), целомудрие (брахмачарья).

Не освоив первую степень, не рекомендуется переходить на следующую. К тому же жить в соответствии с этими принципами в обычной жизни не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Старайтесь взращивать в себе каждый день сострадание к себе и окружающим существам, будьте честны – особенно с собой, ищите радость в мелочах, не тратьте энергию попусту, чувствуйте себя, а не играйте социальные роли.

Научившись жить в ладу с внешним миром и очистившись от пороков, человек поднимается на вторую ступень, Нияму, на которой он стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром. Здесь главенствуют следующие 5 ниям: чистота разума, речи и внешнего вида (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самопознание (свадхъяя), вера в Божественное присутствие (ишвара-пранидхана).

В течение дня носите чистую одежду, чистые мысли, чистые слова. Будьте благодарны за то, что имеете. Тренируйте дисциплину, устремляйте внимание внутрь себя, наблюдайте себя. Узнайте разницу между отчаянием и смирением и практикуйте последнее.

Человек, который говорит, что он собирается на йогу, подразумевает, что он будет уделять внимание третьей ступени – Асанам. Это одна из самых противоречивых граней йоги: одни могут причислять ее к разновидности примитивной физкультуры, другие считают, что вся йога происходит в рамках йога-класса. Чтобы пролить свет на эту дилемму, будет уместно уточнить, что физическая работа очень важна: мы снимаем различные ментальные блоки, запускаем энергетические процессы и приносим невообразимую пользу своему организму. Однако йогические позы – не цель, а средство, которое помогает достичь духовного развития. Поэтому практика асан – лишь 1/8-я часть йоги, и если человек может стоять 10 минут на голове и выполнять акробатические номера, но не способен соблюдать остальные принципы, соответственно, он на столько и йог, то есть даже меньше, чем наполовину.

Четвертая ступень принадлежит Пранаямам, суть которых состоит в особых дыхательных техниках, позволяющих накапливать энергию и контролировать дыхание. Учитывая то, что наша жизнь на сто процентов состоит из вдохов-выдохов, пранаямы становятся одним из ключевых и могущественных аспектов йоги, которые нежелательно обделять вниманием.

Пратьяхара – пятая ступень, с которой начинается Раджа Йога. Фактически, это состояние нахождения в своем внутреннем мире, а не во внешнем. Но, чтобы не пугать общественность таким странным определением, легче объяснить это понятие на примере: когда мы практикуем йогу в классе, инструктор всегда напоминает нам концентрироваться на собственных ощущениях, а не глазеть по сторонам, сравнивая себя с другими – вот, это и есть пратьяхара! Также можно объяснить ее, как безусловный контроль ума.

Приручив ум, человек продвигается дальше, оказавшись на шестой ступени Дхараны – или стадии абсолютной концентрации. Здесь он собирает все свои навыки контроля ума и направляет на конкретное направление – так он приближается к своей истинной природе, а значит, постепенно и к главной цели йоги.

После Дхараны наступает Дхаяна, в которой человек ощущает только то, что является предметом его медитации. Это словно Дхарана во второй степени.

И наконец, финальная ступень йоги – Самадхи. Здесь человек постигает состояние сверхсознания, исчезают временные и пространственные рамки, в глубокой медитации он постигает Божественное.

Итак, если вы еще не вознеслись в абсолютный мир и не постигли Дзен, и все-таки успели дочитать нашу статью до конца, то теперь вы знаете наверняка, в чем истинная суть йоги, и к чему можно стремиться в ближайшие сто лет. Будьте терпеливы и регулярно практикуйте. Успехов!

Подробнее о 8-ми ступенях читайте здесь.

Фото: istockphoto.com

yogajournal.ru


Смотрите также