IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА. Часть 3. Световая йога


IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА. Энциклопедия йоги

IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА

Мистицизм повсеместно связывают со световыми ощущениями даже в большей степени, нежели со звуковыми. Действительно, запредельная Реальность часто описывается как чистое сияние и как таковая сравнивается с солнцем, или же зовется светилом, солнце затмевавшим. Освобождение также широко именуют просветлением или озарением. Как замечает автор Обыденного опыта:

Просветленные буквально купаются в тучах света. Более того, они сами излучают свет, который предстает аурой, окружающей головы святых и бодхи-саттв в христианском и буддийском искусстве. Имеется тонкая форма света, которая проникает во внутреннее око и наполняет собой тело. Просветление — это вовсе не метафора [433].

Одно из наиболее запоминающихся мест Бхагавадгиты связано с описанием видения Арджуной облика Господа Кришны как Конечной Сущности (смотрите первоисточник 10). Потрясенный явленным ликом Кришны, Арджуна восклицает:

Ты — без начала, конца, середины,

Очи Твои — словно месяц и солнце;

Ярого пламени мощью безмерной

Лик Твой вселенную испепеляет. (11.19)

Царевич Арджуна, который в момент лицезрения Кришны еще не прошел полностью весь курс йогической науки, оказался неподготовленным к такой неожиданной встрече с богочеловеком Кришной в его запредельном облике. Поэтому он умоляет Кришну вернуть ему обычное сознание, чтобы тем самым он мог опять воспринимать Кришну в привычном человеческом теле. Именно этот страх — страх утраты себя — неизменно мешает свершению заключительного акта просветления даже среди тех, кто преуспел на духовном поприще. Поэтому в Тибетской книге мертвых — Бардо Тёдол — того, кто готовится к великому переходному процессу умирания, особо учат не бояться Ясного Света, который он будет лицезреть в посмертном состоянии.

Переживание видения внутреннего света происходит задолго до того, как йогин достигнет того уровня духовной зрелости, когда происходит встреча с запредельным Светом и единственно приемлемым ответом является покорность происходящему. Эти переживания, именуемые фотизмами, можно рассмат ривать как генеральную репетицию к великому переживанию Сияния из сияний. Это могут быть достаточно яркие внутренние фейерверки, но чаще — более простыми проявлениями сосредоточенного или рассеянного нематериального света из одного или множества источников. Восприятие света «синего жемчуга» (нила-бинду), о чем часто говорит Свами Муктананда в своей биографии Игра сознания, служит примером предварительного проявления в человеке Конечного.

Подобно использованию в мантра-йоге или нада-йоге звуковых колебаний для растворения и преодоления обычного сознания, та-рака-йога привлекает высшие колебания как белого, так и окрашенного света. Кроме того, она включает некоторые приемы практики внутреннего звука (нада).

Слово тарана означает буквально «переправляющий» или «спаситель». Оно обозначает конечную Реальность, которая и есть истинный освобождающий фактор. Само это понятие встречается уже в Йога-сутре (3.54), где относится к освобождающей мудрости (джняна), которая происходит из непрестанного различения (вивека) трансцендентного Субъекта и объективного мира, включая наш ум. В ведантских сочинениях это понятие может также обозначать ом-кару. то есгь, звук ом. Позже слово тарана стало сопрягаться со световой йогой, которая, похоже, получила широкое распространение в Индш1 в период средневековья, и, возможно, оказала существенное влияние на китайский даосизм.

Адвая-тарака-

упанишада [434]

Тарака-йога особо обсуждается в Адвая-тарака («Недвойственный Спаситель») — упанишаде, небольшом сочинении всего из 19 шлок. «Недвойственный спаситель» — это трансцендентное Сознание, которое открывается йогину в виде «множества огней» — подобно тому, как Павла Тарсянина осиял свет с неба по дороге в Дамаск и «слава света» резко изменила всю его жизнь. Световые явления предвосхищают обретение непроявленного высшего света. Они лишь указующие вехи, знамения на пути.

Эта упанишада, похоже, послужила образцом для более обширно й Мандала-брахмана-упанишады В отличие от последней сама Адвая-тарака-упаниишда не пытается объединить йогу световых проявлений с приемами хатха-йоги. Стихи 14–18, возможно, сделанная позднее вставка.

Первоисточник 18 АДВАЯ-ТАРАКА-УПАНИШАДА

Ныне мы желали бы изложить тайное учение о недвойственном Спасителе во благо аскета (яти), который подчинил чувства и наделен шестью добродетелями, то бишь, умиротворенностью и покоем. (1)

Комментарий: шестью добродетелями, что прославляют ведантисты, являются покой (шама), самоконтроль (дама), отказ от вкушения [мирских желаний и деяний] (упарати), терпение (титикша), концентрация внимания (самадхана) и вера (шраддха).

Всегда осознавая «Я есмь по природе Сознание (чит)», с полностью закрытыми веками или слегка приоткрытыми глазами, вглядываясь вовнутрь поверх бровей, — тот, кто держится Абсолюта, Всевышнего, в виде множества огней Сущего-Со-знания-Блаженства, обретает вид [светимости]. (2)

[Это тайное учение известно как] тарака-йога, поскольку [позволяет йогину] преодолеть (сантараяти) великий ужас круговорота зачатия, рождения, жизни и смерти. Познавшему душу (джива) и Господа (ишвара) как призраков, и оставившему всякое разграничение наподобие «не [это], не [это]» (нети-нети) — тогда остается один недвойственный Абсолют. (3)

Ради обретения этбго [недвойственного Абсолюта] необходимо обратить усердно внимание (анусамдхана) на Три Знамения. (4)

В середине тела наличествует сушумна, «жила Абсолюта», в виде солнца и с яркостью полной луны. Начинаясь в основании корня (муладхара), она [то есть сушумна, срединная жила] тянется к «отверстию Брахмы». В центре этой [сушумны] располагается знаменитая кундалини с сиянием, равным множеству световых вспышек и тонкая подобно нити волокна лотоса. Удерживая ее умом, человек освобождается благодаря изведению всех грехов (папа). Если он непрестанно удерживает блеск (теджас) [кундалини] посредством сияния тарака-йоги в определенном месте (мандала) головы (лалата), тогда он сведущ. И, значит, в его обоих слуховых отверстиях, [которые следует] запечатать кончиками указательных пальцев, появится звук пху. Потом, удерживая в [возвышенном] состоянии ума эту область в виде синего света, размещенного между глаз, глядя вовнутрь, он достигает несказанного блаженства. Так воспринимает его сердце. Это и есть восприятие Внутреннего Знамения, в чем следует упражняться ищущим освобождения. (5)

Отселе [следует] восприятие Внешнего Знамения. Если оно воспринимается перед носом на расстоянии четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати пальцев поочередно, то пространство (вйоман), которое дважды наделяется пылающим желтым цветом и опять имеет вид кровавого [цвета], [который порой] схож с голубым свечением или темной [синевой], тот есть йогин. Есть лучи света начальные в видении того, кто практикует эту тарака-йогу, [когда он] взирает на пространство рассеянным взором. [Если он] видит так, значит, это йогин. Когда он видит лучи света, походящие на литое золото, [либо] с краю бокового поля [зрения], либо на земле, [можно сказать,] что само видение обретено. Тот, кто видит [так] на двенадцать

пальцев от головы, обретает бессмертие. Если тот, кто устоялся в этом видении, затем имеет видение свечения пространства в голове, то где бы он не был, это определенно йогин. (6)

Засим [следует] восприятие Промежуточного Знамения. [Йогин] видит [явления] наподобие целого солнечного колеса, переливающегося утренними красками, или же наподобие зарева пожара, [или же] вроде [залитой рассеянным светом] «средней сферы» (антарикша), где нет подобного выраженного излучения. Он пребывает в форме их формы. Посредством созерцания того, что изобилует таковыми [световыми явлениями], он становится пространством (акаша), лишенным качеств. [Затем] он становится высшим пространством (парама-акаша) [435], схожим с кромешной тьмой, что озаряет лучезарный облик Спасителя [то есть Сущее-Сознание]. [Потом] он становится великим пространством (маха-акаша) [436] подобно зареву пожара [в конце] времен. [Затем] он становится пространством Реальности (таттва-акаша) [437], напоенного высшей яркостью, которая превосходит все. [Наконец] он становится солнечным пространством (сурья-акаша) [438], напоминающим сияющее великолепие ста тысяч солнц. Сим образом пятеричное пространство, [существующее] вовне и изнутри, [составляет] Знамение Спасителя. Тот, кто испытает это, свободный от плодов [своих деяний], становится подобным пространству, сходному с теми, что описаны выше. Так он становится Спасителем, Знамением, дарующим плоды внемысленной (аманаска) Реальности. (7)

Это [постижение] Спасителя двояко: первое сам Спаситель, и второе — внемысленное Состояние. Об этом есть стих: «Сию тарака-йогу следует знать как двоякую, состоящую из предшествующей и последующей формы, причем предшествующую следует знать как Спасителя, и внемысленную [Реальность] как то, что идет потом». (8)

В учениках (тара) внутри глаз есть слепок солнца и луны. Через учеников (тарака) [приходит] восприятие солнечного и лунного дисков как бы в макрокосме, и есть [соответствующая] пара солнечного и лунного дисков в пространстве в середине головы как микрокосма. Согласно этому подобные [внутренние солнечные и лунные светила должны быть] восприняты через учеников. Здесь [йогин] должен также созерцать, укротив ум, рассматривая двоих идентичными, [ибо если бы] не было связи (йога) между этими [двумя уровнями реальности], не было бы места и для чувственной деятельности. Значит, наблюдать за Спасителем следует лишь посредством проникновения в себя. (9)

Комментарий: отрывок вводит краеугольное представление эзотерической философии, а именно, понимание того, что макрокосм и микрокосм суть зеркальные отражения друг друга. Здесь от йогина требуют выявлять свою тождественность напрямую через самонаблюдение, или прозревание (антар-дришти). Используется также игра слов тара («ученик») и тарака («спаситель»).

Сей Спаситель двояк: Спаситель с образом и Спаситель без образа. Тот, что «заканчивается» чувствами — «с образом». Тот, что выходит за пределы ощущений — «без образа». В любом случае, определяя внутренний смысл вещи, желательно применять управляемый ум. [Равно,] посредством тарака[-йоги], через видение того, что покоится вне [чувств], с усмиренным умом и через прозревание (антар-икшана) [йогин открывает] Сущее-Сознание-Блаженство, Абсолют в его исконной форме (сва-рупа). Засим впервые проявляется Абсолют, образованный белым сиянием. Абсолют познается глазами с помощью ума при прозревании вовнутрь. Тем самым [познается] также и «внеобразный» Спаситель. Посредством усмиренного ума, посредством глаз становятся известны дахара и другие [световые явления]. Вследствие зависимости процесса восприятия и изнутри и снаружи от ума и зрения такое восприятие может состояться лишь посредством союза зрения, ума и Я. Посему внутреннее видение при усмиренном уме есть [средство] проявления Спасителя. (10)

Комментарий: в обычном понимании приведенное выше слово дахара относится к мыши или выхухолю. Оно происходит от глагольного корня дабх, означающего «вредить» или «обманывать». Однако в своем эзотерическом смысле его следует производить от корня дах, что значит «гореть». Вероятно, оно относится к крохотной области на сердце, которая с давних пор рассматривалась местоположением сияющего трансцендентного Я. Эта же дахара упоминается еще в Кшурика-упанишаде (стих 10), первоисточник 19.

Взгляд [следует сосредоточить] в полости, что между бровей, посредством чего пребывающее вверху сияние становится явленным — это и есть тарака-йога. Хорошо «сочетав» при тщательном усилии и усмиренном уме Спасителя с умом, [йогин] должен чуть-чуть приподнять брови. Это первый [вид] тарака-йоги. Второй, однако, лишен формы и именуется внемысленным. В области над основанием нёба имеется великий луч света. Его должны созерцать йогины. Оттуда исходит способность к «малости» (аниман), и прочее. (11)

Комментарий: способность уменьшаться (аниман), или становиться крохотным как атом (ану), составляет одну из восьми классических сверхъестественных способностей (сиддхи), приписываемых подвижникам.

Когда есть видение Внешнего Знамения и Внутреннего Знамения, [глаза] лишены [способности] закрываться и открывать-

ся — это есть истинная шамбхави-мудра. Будучи временным пристанищем для знающих, что «покорили» эту печать (мудра), земля очищается. Через видение этих подвижников все сферы (лока) очищаются. Те, кому дарована [возможность] почтить столь великих йогинов, тоже спасаются от [круговорота обусловленного существования]. (12)

Комментарий: описание шамбхави-мудры смотрите в главе восемнадцатой.

Яркий свет Внутреннего Знамения есть исконная форма (сва-рупа) [недвойственной Реальности]. Через наставление высшего учителя Внутреннее Знамение становится ярким свечением тысяче[-лепесткового лотоса у макушки головы], или светом Сознания (чит), сокрытого в полости буддхи, или Четвертого Сознания, пребывающего в «шестнадцатом пределе» (шодаша-анта) [439]. Восприятие этой высшей Реальности зависит от истинного учителя. (13)

Комментарий: буддхи является высшим умом, местопребыванием мудрости. Шодаша-анта, или «шестнадцатый предел», это психический центр или область, расположенная на пятнадцать пальцев выше макушки головы. Этот таинственный психоэнергетический локус также упоминается в некоторых сочинениях кашмирского шиваизма.

[Действительно знающий] учитель прекрасно сведущ в Ведах, поклоняется Вишну, свободен от зависти, чист, знаток йоги, и поглощен йогой, всегда обладая природой йоги. (14)

Тот, кто вооружен преданностью к своему учителю, кому особо ведомо Я, — обладающий такими добродетелями годен быть учителем (гуру). (15)

Слог гу [означает мрак]. Слог ру [означает] разрушителя сего [мрака]. Ввиду [способности] развеивать мрак его именуют гуру. (16)

Единственно учитель есть высший Абсолют. Единственно учитель есть высший путь. Единственно учитель есть высшее знание. Единственно учитель есть высшее прибежище. (17)

Единственно учитель есть высший предел. Единственно учитель есть высшее сокровище. Поскольку он есть учитель сей [недвойственной Реальности], он выше всякого иного учителя. (18)

Тот, кто удосуживается прочитать это [писание] даже один раз, избавляется от круговорота [горестного существования]. В это мгновение отпадают грехи, совершенные во всех рождениях. Свершаются все его желания. [Для такого йогина] обретается конечная цель всего человечества. Тот, кто знает это, [воистину знает] тайное учение. (19)

Мандала-брахмана-упанишада

Мандала(«Круг») — брахмана-упанишада содержит 92 стиха, разделенных на пять глав. Сами учения приписываются Яджнявалкье, который проповедует восьмеричную йогу с некоторыми непривычными определениями каждого из звеньев. Самоконтроль (яма) — первое звено — содержит следующие четыре практики:

1. Неизменное управление теплом и холодом, а также Питанием и сном.

2. Умиротворенность (шанти).

3. Неподвижность (нишчалатва) ума.

4. Сдерживание чувств.

Непреложности (нияма) — второе звено — состоит из следующих девяти практик:

1. Преданность учителю (гуру-бхакти).

2. Приверженность пути истины.

3. Наслаждение Сущим (васту), когда то прорывается в приятных переживаниях.

4. Довольство.

5. Непривязанность (нихсангата).

6 Затворническая жизнь (экантаваса).

Прекращение мыслительной деятельности.

8. Непривязанность к плодам собственных деяний.

9. Бесстрастие (вайрагъя), которое, по всей видимости, означает отказ от всех желаний.

«Обуздание посредством положения тела» (асана-нияма), третья ступень восьмеричного пути, определяется как всякая удобная поза, которую можно сохранять продолжительное время. Регуляция дыхания (пранаяма), опять же разделяется на вдох (пурака), задержку (кумбхака) и выдох (речака), которые, согласно тексту длятся соответственно шестнадцать, шестьдесят четыре и тридцать две «меры» (матра). Иными словами, дыхательный цикл имеет хорошо знакомый йогический ритм 1:4:2.

Удержание чувств (пратьяхара) толкуется как сдерживание ума от обращения вовне к чувственным объектам, тогда как концентрация — шестое звено — определяется как установление сознания в трансцендентном Сознании (чайтанья). Видоизменяя определение Патанджали Яджнявалкья разъясняет созерцание (дхьяна) — предпоследнюю ступень восьмеричного пути — как «единичную направленность» (эканата) внимания в сторону трансцендентного Сознания, которое скрыто во всех существах. Наконец, экстаз (самадхи) предстает состоянием забвения (висмрита) при созерцании, когда уходит чувство «я» и остается лишь полное Сущее-Сознание-Блаженство.

Эта блаженная Реальность проявляется световых феноменах, которые можно наблюдать и внутри и снаружи. Как и в Адвая-тарака-упанишаде, внутренние фотические переживания называются «видениями внутреннего знамения» (антарлак-шья-даршана), а внешние фотические восприятия — «видениями внешнего знамения» (бахья-лакшья-даршана). Эти феномены тесно связаны с представлением о «излучающем пространстве» (аксона). Оно вовсе не является хорошо известным физическим, трехмерным пространством, но предстает протяженностью жизненной силы и самого сознания, как его можно переживать при глубоком созерцании.

Различается пять видов излучающего пространства, которые, похоже, соответствуют различным уровням светового восприятия. Первый — это излучающее пространство (акаша), существующее как вовне, так и изнутри, которое «полная темень». Возможно, оно соответствует восприятию «пространства сознания» в начале медитации. Второй уровень именуется «высшим излучающим пространством» (пара-акаша), которое светло подобно зареву пожара в конце времен, когда разрушается мироздание. Затем идет великое излучающее пространство (маха-акаша), яркость которого безмерна. Четвертое — это солнцеподобное излучающее пространство (сурья-акаша), которое всепроникающе и несказанно блаженно, и чье свечение совершенно неописуемо.

Мы можем лишь догадываться о практической значимости этих световых пространств. Они, естественно, нематериальны и лишь отдаленно напоминают эфир, некогда придуманный физиками в качестве среды для распространения света. Легче медитирующим оценить, на что могут походить подобные излучающие пространства.

Данная Упанишада к тому же различает два вида фотического опыта. Первый — это «спаситель с образом» (мурти-тарака), который находится в пределах досягаемости органов чувств и состоит из проявлений света в области межбровья Второй вид — «внеобразный спаситель» (амурти-тарака), которым является сам запредельный Свет.

Конечное, искомое в данной йоге состояние именуется «внемыслительностью» (аманаската), или «ликованием» (унмани) [440], или «йогическим сном» (йога-нидра). Состояние унмани является следствием длительного погружения во внеобразный экстаз (нирвикальпа-самадхи). Это ведет к растворению ума (мано-наша), после чего занимается запредельная Реальность в своем исключительном величии.

Йогины, погруженные в Океан Блаженства, становятся этим [Абсолютом] (2.4.3)

В сравнении с этим конечным блаженством Индра и прочие боги едва ли блаженны. Посему тот, кто достигает такого блаженства, есть высший йогин. (2.4.4)

Растворение ума — на самом деле слово наша означает «разрушение» — не следует превратно истолковывать как преднамеренный отказ от своих мыслительных способностей. Напротив, оно говорит о йогическом процессе преодоления обычного ума, который поглощен всецело чувством эго. Йогин, достигший возвышенного внемыслительного состояния, именуется высшим лебедем (парама-хамса) и авадхутой — то есть тем, кто все отринул. «Даже невежда, находящийся на услужении такого человека», сообщает доверительно Яджнявалкья, «обретает свободу» (5.9).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА. Часть 1

IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА

Мистицизм повсеместно связывают со световыми ощущениями даже в большей степени, нежели со звуковыми. Действительно, запредельная Реальность часто описывается как чистое сияние и как таковая сравнивается с солнцем, или же зовется светилом, солнце затмевавшим. Освобождение также широко именуют просветлением или озарением. Как замечает автор Обыденного опыта:

Просветленные буквально купаются в тучах света. Более того, они сами излучают свет, который предстает аурой, окружающей головы святых и бодхи-саттв в христианском и буддийском искусстве. Имеется тонкая форма света, которая проникает во внутреннее око и наполняет собой тело. Просветление — это вовсе не метафора .

Одно из наиболее запоминающихся мест Бхагавадгиты связано с описанием видения Арджуной облика Господа Кришны как Конечной Сущности (смотрите первоисточник 10). Потрясенный явленным ликом Кришны, Арджуна восклицает:

Ты — без начала, конца, середины,

Очи Твои — словно месяц и солнце;

Ярого пламени мощью безмерной

Лик Твой вселенную испепеляет. (11.19)

Царевич Арджуна, который в момент лицезрения Кришны еще не прошел полностью весь курс йогической науки, оказался неподготовленным к такой неожиданной встрече с богочеловеком Кришной в его запредельном облике. Поэтому он умоляет Кришну вернуть ему обычное сознание, чтобы тем самым он мог опять воспринимать Кришну в привычном человеческом теле. Именно этот страх — страх утраты себя — неизменно мешает свершению заключительного акта просветления даже среди тех, кто преуспел на духовном поприще. Поэтому в Тибетской книге мертвых — Бардо Тёдол — того, кто готовится к великому переходному процессу умирания, особо учат не бояться Ясного Света, который он будет лицезреть в посмертном состоянии.

Переживание видения внутреннего света происходит задолго до того, как йогин достигнет того уровня духовной зрелости, когда происходит встреча с запредельным Светом и единственно приемлемым ответом является покорность происходящему. Эти переживания, именуемые фотизмами, можно рассмат ривать как генеральную репетицию к великому переживанию Сияния из сияний. Это могут быть достаточно яркие внутренние фейерверки, но чаще — более простыми проявлениями сосредоточенного или рассеянного нематериального света из одного или множества источников. Восприятие света «синего жемчуга» (нила-бинду), о чем часто говорит Свами Муктананда в своей биографии Игра сознания, служит примером предварительного проявления в человеке Конечного.

Подобно использованию в мантра-йоге или нада-йоге звуковых колебаний для растворения и преодоления обычного сознания, та-рака-йога привлекает высшие колебания как белого, так и окрашенного света. Кроме того, она включает некоторые приемы практики внутреннего звука (нада).

Слово тарана означает буквально «переправляющий» или «спаситель». Оно обозначает конечную Реальность, которая и есть истинный освобождающий фактор. Само это понятие встречается уже в Йога-сутре (3.54), где относится к освобождающей мудрости (джняна), которая происходит из непрестанного различения (вивека) трансцендентного Субъекта и объективного мира, включая наш ум. В ведантских сочинениях это понятие может также обозначать ом-кару. то есгь, звук ом. Позже слово тарана стало сопрягаться со световой йогой, которая, похоже, получила широкое распространение в Индш1 в период средневековья, и, возможно, оказала существенное влияние на китайский даосизм.

Адвая-тарака-

упанишада

Тарака-йога особо обсуждается в Адвая-тарака («Недвойственный Спаситель») — упанишаде, небольшом сочинении всего из 19 шлок. «Недвойственный спаситель» — это трансцендентное Сознание, которое открывается йогину в виде «множества огней» — подобно тому, как Павла Тарсянина осиял свет с неба по дороге в Дамаск и «слава света» резко изменила всю его жизнь. Световые явления предвосхищают обретение непроявленного высшего света. Они лишь указующие вехи, знамения на пути.

Эта упанишада, похоже, послужила образцом для более обширно й Мандала-брахмана-упанишады В отличие от последней сама Адвая-тарака-упаниишда не пытается объединить йогу световых проявлений с приемами хатха-йоги. Стихи 14–18, возможно, сделанная позднее вставка.

Ныне мы желали бы изложить тайное учение о недвойственном Спасителе во благо аскета (яти), который подчинил чувства и наделен шестью добродетелями, то бишь, умиротворенностью и покоем. (1)

Комментарий: шестью добродетелями, что прославляют ведантисты, являются покой (шама), самоконтроль (дама), отказ от вкушения [мирских желаний и деяний] (упарати), терпение (титикша), концентрация внимания (самадхана) и вера (шраддха).

Всегда осознавая «Я есмь по природе Сознание (чит)», с полностью закрытыми веками или слегка приоткрытыми глазами, вглядываясь вовнутрь поверх бровей, — тот, кто держится Абсолюта, Всевышнего, в виде множества огней Сущего-Со-знания-Блаженства, обретает вид [светимости]. (2)

[Это тайное учение известно как] тарака-йога, поскольку [позволяет йогину] преодолеть (сантараяти) великий ужас круговорота зачатия, рождения, жизни и смерти. Познавшему душу (джива) и Господа (ишвара) как призраков, и оставившему всякое разграничение наподобие «не [это], не [это]» (нети-нети) — тогда остается один недвойственный Абсолют. (3)

Ради обретения этбго [недвойственного Абсолюта] необходимо обратить усердно внимание (анусамдхана) на Три Знамения. (4)

В середине тела наличествует сушумна, «жила Абсолюта», в виде солнца и с яркостью полной луны. Начинаясь в основании корня (муладхара), она [то есть сушумна, срединная жила] тянется к «отверстию Брахмы». В центре этой [сушумны] располагается знаменитая кундалини с сиянием, равным множеству световых вспышек и тонкая подобно нити волокна лотоса. Удерживая ее умом, человек освобождается благодаря изведению всех грехов (папа). Если он непрестанно удерживает блеск (теджас) [кундалини] посредством сияния тарака-йоги в определенном месте (мандала) головы (лалата), тогда он сведущ. И, значит, в его обоих слуховых отверстиях, [которые следует] запечатать кончиками указательных пальцев, появится звук пху. Потом, удерживая в [возвышенном] состоянии ума эту область в виде синего света, размещенного между глаз, глядя вовнутрь, он достигает несказанного блаженства. Так воспринимает его сердце. Это и есть восприятие Внутреннего Знамения, в чем следует упражняться ищущим освобождения. (5)

Отселе [следует] восприятие Внешнего Знамения. Если оно воспринимается перед носом на расстоянии четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати пальцев поочередно, то пространство (вйоман), которое дважды наделяется пылающим желтым цветом и опять имеет вид кровавого [цвета], [который порой] схож с голубым свечением или темной [синевой], тот есть йогин. Есть лучи света начальные в видении того, кто практикует эту тарака-йогу, [когда он] взирает на пространство рассеянным взором. [Если он] видит так, значит, это йогин. Когда он видит лучи света, походящие на литое золото, [либо] с краю бокового поля [зрения], либо на земле, [можно сказать,] что само видение обретено. Тот, кто видит [так] на двенадцать

пальцев от головы, обретает бессмертие. Если тот, кто устоялся в этом видении, затем имеет видение свечения пространства в голове, то где бы он не был, это определенно йогин. (6)

Засим [следует] восприятие Промежуточного Знамения. [Йогин] видит [явления] наподобие целого солнечного колеса, переливающегося утренними красками, или же наподобие зарева пожара, [или же] вроде [залитой рассеянным светом] «средней сферы» (антарикша), где нет подобного выраженного излучения. Он пребывает в форме их формы. Посредством созерцания того, что изобилует таковыми [световыми явлениями], он становится пространством (акаша), лишенным качеств. [Затем] он становится высшим пространством (парама-акаша) , схожим с кромешной тьмой, что озаряет лучезарный облик Спасителя [то есть Сущее-Сознание]. [Потом] он становится великим пространством (маха-акаша) подобно зареву пожара [в конце] времен. [Затем] он становится пространством Реальности (таттва-акаша) , напоенного высшей яркостью, которая превосходит все. [Наконец] он становится солнечным пространством (сурья-акаша) , напоминающим сияющее великолепие ста тысяч солнц. Сим образом пятеричное пространство, [существующее] вовне и изнутри, [составляет] Знамение Спасителя. Тот, кто испытает это, свободный от плодов [своих деяний], становится подобным пространству, сходному с теми, что описаны выше. Так он становится Спасителем, Знамением, дарующим плоды внемысленной (аманаска) Реальности. (7)

psibook.com

IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА. Часть 3

1. Преданность учителю (гуру-бхакти).

2. Приверженность пути истины.

3. Наслаждение Сущим (васту), когда то прорывается в приятных переживаниях.

4. Довольство.

5. Непривязанность (нихсангата).

6 Затворническая жизнь (экантаваса).

Прекращение мыслительной деятельности.

8. Непривязанность к плодам собственных деяний.

9. Бесстрастие (вайрагъя), которое, по всей видимости, означает отказ от всех желаний.

«Обуздание посредством положения тела» (асана-нияма), третья ступень восьмеричного пути, определяется как всякая удобная поза, которую можно сохранять продолжительное время. Регуляция дыхания (пранаяма), опять же разделяется на вдох (пурака), задержку (кумбхака) и выдох (речака), которые, согласно тексту длятся соответственно шестнадцать, шестьдесят четыре и тридцать две «меры» (матра). Иными словами, дыхательный цикл имеет хорошо знакомый йогический ритм 1:4:2.

Удержание чувств (пратьяхара) толкуется как сдерживание ума от обращения вовне к чувственным объектам, тогда как концентрация — шестое звено — определяется как установление сознания в трансцендентном Сознании (чайтанья). Видоизменяя определение Патанджали Яджнявалкья разъясняет созерцание (дхьяна) — предпоследнюю ступень восьмеричного пути — как «единичную направленность» (эканата) внимания в сторону трансцендентного Сознания, которое скрыто во всех существах. Наконец, экстаз (самадхи) предстает состоянием забвения (висмрита) при созерцании, когда уходит чувство «я» и остается лишь полное Сущее-Сознание-Блаженство.

Эта блаженная Реальность проявляется световых феноменах, которые можно наблюдать и внутри и снаружи. Как и в Адвая-тарака-упанишаде, внутренние фотические переживания называются «видениями внутреннего знамения» (антарлак-шья-даршана), а внешние фотические восприятия — «видениями внешнего знамения» (бахья-лакшья-даршана). Эти феномены тесно связаны с представлением о «излучающем пространстве» (аксона). Оно вовсе не является хорошо известным физическим, трехмерным пространством, но предстает протяженностью жизненной силы и самого сознания, как его можно переживать при глубоком созерцании.

Различается пять видов излучающего пространства, которые, похоже, соответствуют различным уровням светового восприятия. Первый — это излучающее пространство (акаша), существующее как вовне, так и изнутри, которое «полная темень». Возможно, оно соответствует восприятию «пространства сознания» в начале медитации. Второй уровень именуется «высшим излучающим пространством» (пара-акаша), которое светло подобно зареву пожара в конце времен, когда разрушается мироздание. Затем идет великое излучающее пространство (маха-акаша), яркость которого безмерна. Четвертое — это солнцеподобное излучающее пространство (сурья-акаша), которое всепроникающе и несказанно блаженно, и чье свечение совершенно неописуемо.

Мы можем лишь догадываться о практической значимости этих световых пространств. Они, естественно, нематериальны и лишь отдаленно напоминают эфир, некогда придуманный физиками в качестве среды для распространения света. Легче медитирующим оценить, на что могут походить подобные излучающие пространства.

Данная Упанишада к тому же различает два вида фотического опыта. Первый — это «спаситель с образом» (мурти-тарака), который находится в пределах досягаемости органов чувств и состоит из проявлений света в области межбровья Второй вид — «внеобразный спаситель» (амурти-тарака), которым является сам запредельный Свет.

Конечное, искомое в данной йоге состояние именуется «внемыслительностью» (аманаската), или «ликованием» (унмани) , или «йогическим сном» (йога-нидра). Состояние унмани является следствием длительного погружения во внеобразный экстаз (нирвикальпа-самадхи). Это ведет к растворению ума (мано-наша), после чего занимается запредельная Реальность в своем исключительном величии.

Йогины, погруженные в Океан Блаженства, становятся этим [Абсолютом] (2.4.3)

В сравнении с этим конечным блаженством Индра и прочие боги едва ли блаженны. Посему тот, кто достигает такого блаженства, есть высший йогин. (2.4.4)

Растворение ума — на самом деле слово наша означает «разрушение» — не следует превратно истолковывать как преднамеренный отказ от своих мыслительных способностей. Напротив, оно говорит о йогическом процессе преодоления обычного ума, который поглощен всецело чувством эго. Йогин, достигший возвышенного внемыслительного состояния, именуется высшим лебедем (парама-хамса) и авадхутой — то есть тем, кто все отринул. «Даже невежда, находящийся на услужении такого человека», сообщает доверительно Яджнявалкья, «обретает свободу» (5.9).

psibook.com

IV. СВЕТОВАЯ ЙОГА. Часть 2

Это [постижение] Спасителя двояко: первое сам Спаситель, и второе — внемысленное Состояние. Об этом есть стих: «Сию тарака-йогу следует знать как двоякую, состоящую из предшествующей и последующей формы, причем предшествующую следует знать как Спасителя, и внемысленную [Реальность] как то, что идет потом». (8)

В учениках (тара) внутри глаз есть слепок солнца и луны. Через учеников (тарака) [приходит] восприятие солнечного и лунного дисков как бы в макрокосме, и есть [соответствующая] пара солнечного и лунного дисков в пространстве в середине головы как микрокосма. Согласно этому подобные [внутренние солнечные и лунные светила должны быть] восприняты через учеников. Здесь [йогин] должен также созерцать, укротив ум, рассматривая двоих идентичными, [ибо если бы] не было связи (йога) между этими [двумя уровнями реальности], не было бы места и для чувственной деятельности. Значит, наблюдать за Спасителем следует лишь посредством проникновения в себя. (9)

Комментарий: отрывок вводит краеугольное представление эзотерической философии, а именно, понимание того, что макрокосм и микрокосм суть зеркальные отражения друг друга. Здесь от йогина требуют выявлять свою тождественность напрямую через самонаблюдение, или прозревание (антар-дришти). Используется также игра слов тара («ученик») и тарака («спаситель»).

Сей Спаситель двояк: Спаситель с образом и Спаситель без образа. Тот, что «заканчивается» чувствами — «с образом». Тот, что выходит за пределы ощущений — «без образа». В любом случае, определяя внутренний смысл вещи, желательно применять управляемый ум. [Равно,] посредством тарака[-йоги], через видение того, что покоится вне [чувств], с усмиренным умом и через прозревание (антар-икшана) [йогин открывает] Сущее-Сознание-Блаженство, Абсолют в его исконной форме (сва-рупа). Засим впервые проявляется Абсолют, образованный белым сиянием. Абсолют познается глазами с помощью ума при прозревании вовнутрь. Тем самым [познается] также и «внеобразный» Спаситель. Посредством усмиренного ума, посредством глаз становятся известны дахара и другие [световые явления]. Вследствие зависимости процесса восприятия и изнутри и снаружи от ума и зрения такое восприятие может состояться лишь посредством союза зрения, ума и Я. Посему внутреннее видение при усмиренном уме есть [средство] проявления Спасителя. (10)

Комментарий: в обычном понимании приведенное выше слово дахара относится к мыши или выхухолю. Оно происходит от глагольного корня дабх, означающего «вредить» или «обманывать». Однако в своем эзотерическом смысле его следует производить от корня дах, что значит «гореть». Вероятно, оно относится к крохотной области на сердце, которая с давних пор рассматривалась местоположением сияющего трансцендентного Я. Эта же дахара упоминается еще в Кшурика-упанишаде (стих 10), первоисточник 19.

Взгляд [следует сосредоточить] в полости, что между бровей, посредством чего пребывающее вверху сияние становится явленным — это и есть тарака-йога. Хорошо «сочетав» при тщательном усилии и усмиренном уме Спасителя с умом, [йогин] должен чуть-чуть приподнять брови. Это первый [вид] тарака-йоги. Второй, однако, лишен формы и именуется внемысленным. В области над основанием нёба имеется великий луч света. Его должны созерцать йогины. Оттуда исходит способность к «малости» (аниман), и прочее. (11)

Комментарий: способность уменьшаться (аниман), или становиться крохотным как атом (ану), составляет одну из восьми классических сверхъестественных способностей (сиддхи), приписываемых подвижникам.

Когда есть видение Внешнего Знамения и Внутреннего Знамения, [глаза] лишены [способности] закрываться и открывать-

ся — это есть истинная шамбхави-мудра. Будучи временным пристанищем для знающих, что «покорили» эту печать (мудра), земля очищается. Через видение этих подвижников все сферы (лока) очищаются. Те, кому дарована [возможность] почтить столь великих йогинов, тоже спасаются от [круговорота обусловленного существования]. (12)

Комментарий: описание шамбхави-мудры смотрите в главе восемнадцатой.

Яркий свет Внутреннего Знамения есть исконная форма (сва-рупа) [недвойственной Реальности]. Через наставление высшего учителя Внутреннее Знамение становится ярким свечением тысяче[-лепесткового лотоса у макушки головы], или светом Сознания (чит), сокрытого в полости буддхи, или Четвертого Сознания, пребывающего в «шестнадцатом пределе» (шодаша-анта) . Восприятие этой высшей Реальности зависит от истинного учителя. (13)

Комментарий: буддхи является высшим умом, местопребыванием мудрости. Шодаша-анта, или «шестнадцатый предел», это психический центр или область, расположенная на пятнадцать пальцев выше макушки головы. Этот таинственный психоэнергетический локус также упоминается в некоторых сочинениях кашмирского шиваизма.

[Действительно знающий] учитель прекрасно сведущ в Ведах, поклоняется Вишну, свободен от зависти, чист, знаток йоги, и поглощен йогой, всегда обладая природой йоги. (14)

Тот, кто вооружен преданностью к своему учителю, кому особо ведомо Я, — обладающий такими добродетелями годен быть учителем (гуру). (15)

Слог гу [означает мрак]. Слог ру [означает] разрушителя сего [мрака]. Ввиду [способности] развеивать мрак его именуют гуру. (16)

Единственно учитель есть высший Абсолют. Единственно учитель есть высший путь. Единственно учитель есть высшее знание. Единственно учитель есть высшее прибежище. (17)

Единственно учитель есть высший предел. Единственно учитель есть высшее сокровище. Поскольку он есть учитель сей [недвойственной Реальности], он выше всякого иного учителя. (18)

Тот, кто удосуживается прочитать это [писание] даже один раз, избавляется от круговорота [горестного существования]. В это мгновение отпадают грехи, совершенные во всех рождениях. Свершаются все его желания. [Для такого йогина] обретается конечная цель всего человечества. Тот, кто знает это, [воистину знает] тайное учение. (19)

Мандала-брахмана-упанишада

Мандала(«Круг») — брахмана-упанишада содержит 92 стиха, разделенных на пять глав. Сами учения приписываются Яджнявалкье, который проповедует восьмеричную йогу с некоторыми непривычными определениями каждого из звеньев. Самоконтроль (яма) — первое звено — содержит следующие четыре практики:

1. Неизменное управление теплом и холодом, а также Питанием и сном.

2. Умиротворенность (шанти).

3. Неподвижность (нишчалатва) ума.

4. Сдерживание чувств.

Непреложности (нияма) — второе звено — состоит из следующих девяти практик:

psibook.com

Туда и обратно. Йога Света. Духовный опыт по йоге. Эзотерика и духовное развитие.

Я хочу описать опыт из своей жизни, который я получила около двух лет назад. Мне кажется, он достаточно важен и, надеюсь, поможет кому-то сориентироваться, ну или хотя бы задуматься. Заранее прошу прощения за объем, но детали делают картину более полной, поэтому я не смогла выбросить ни одной. Источник - Эзотерика. Живое Знание

Весной 2010 года на одном форуме мне попалась информация от человека, называемого себя Инсайдером, или Люцифером. Информация была сильной, новой, интересной, касалась помимо всего прочего, перехода 2012 года, истории сотворения мира, небесных иерархий, пользы и вреда телевидения, интернета и т.д. и т.п. Все было очень красиво и четко изложено, логически обосновано, он уверенно, вежливо и спокойно отвечал на вопросы читателей о Боге, о переходе, о добре и зле. В общем, для ментальных людей самое то. Я восприняла эту информацию достаточно серьезно, и то, что она шла от существа, называющего себя Люцифер, меня совершенно не беспокоило. То, что он открыто говорил о своей негативности, о задаче, которая стоит перед ним – перевести как можно больше людей на негатив, подкупало. Я верила в то, что смогу отличить истинное от ложного, а информация казалась достаточно разумной. Это потом я поняла, что небольшого искажения Истины достаточно, чтобы полностью увести человека в сторону. Я изучала то, что было написано, читала много раз, вникала. Некоторые мои друзья тоже прочитали эту информацию и восприняли ее положительно.

Следующая неделя была просто волшебной. Первое, что я почувствовала, — это тонус, бодрость. Мне не хотелось спать. Я могла не спать ночь, и быть бодрой целый следующий день. Я вставала рано, ложилась поздно, мне хватало 4-5 часов сна, и могла днями мотаться по делам, не уставая. Какого нормального человека такое не обрадует?

Второе – меня потянуло изменить свое питание на более «правильное». На той же неделе я начала практиковать вегетарианство, потом попыталась перейти на сыроедение. Меня удивляло, как легко мне удалось отказаться от мяса и уменьшить количество потребляемой еды почти в три раза, меня не беспокоил голод. Я быстро похудела и радовалась своему отражению в зеркале. Я все больше ездила на велосипеде и чувствовала себя прекрасно, опять же, не уставая. Тело стало легким, я не чувствовала никаких зажимов, ничего не болело.

Настроение было прекрасным, я не беспокоилась ни по какому поводу. Я начала замечать всякие «чудеса», типа облака в виде глаза, сердца, необычной радуги, цвета и т. д. Мне казалось, все вокруг подает мне знаки, внешний мир стал важен.

Я стала много читать, все больше эзотерической литературы. Столько информации еще не было в моем мозгу! Начитавшись всякого разного, я решила, что все изменения в моей жизни только помогают убирать негативы, что я набираюсь Света. Причем очень серьезно верила в это, потому что появилось ощущение, что я живу в любви. Ни к кому не привязанной, а такой общей, ко всему на свете. Не особо задумываясь, просто принимала все, что происходит, всех людей, все свои и чужие действия, как должное, как то, что имеет право на существование.

Я научилась контролировать свои мысли, «думать позитивно», отгоняя все неприятное. Я верила в то, что мысль материальна. Поэтому у меня «все было хорошо».

То есть жизнь, кажется, улучшилась во всех смыслах.

Вот только я не хотела замечать таких «мелочей», как то, что я стала поступать не очень порядочно с людьми. Что у меня стали появляться подружки, которые больше всего любят мужчин и деньги. Что пытаясь оставаться «на позитиве», я разучилась сочувствовать. Что друзьями я начала считать тех, кто меня использует. Что все отношения стали поверхностными, разговоры – тоже. Что мне все сложнее было хорошо относиться к собственному ребенку. Что сложнее стало справляться с раздражением. Я считала себя хорошим человеком, ведь я живу на позитиве, я контролирую мысли, эмоции, я вежливая и приветливая со всеми, а все остальное — мелочи.

Все это я заметила немного позже. Когда встретила Сурью, основательницу Йоги Света. Это случилось через полгода после того, как я прочитала откровения инсайдера.

Ее высказывания в сообществе сразу вызвали бурю эмоций. Меня тянуло и отталкивало. Я чувствовала свое сопротивление и интерес. Сурья говорила вещи, прямо противоположные инсайдеру. Мне сложно было их принять, потому что у меня ведь было все хорошо, зачем что-то менять? И все же что-то мне не давало покоя.

И занятия с Сурьей все изменили. Все вдруг начало становиться на свои места. Я как бы пошла в противоположную сторону. Я начала много спать и хорошо питаться. Появился аппетит и расслабленность – начал налаживаться обмен веществ, это требует много сил, а силы организм восстанавливает во сне. Сейчас я набрала несколько килограммов, я ем мясо, я перестала носиться как бешеная килька, у меня появилось умиротворение. Я вспомнила, что такое усталость.

Сейчас я знаю, что тот невероятный тонус мне дала сильная подпитка негативом. А при переходе на позитив тонус уходит, и нужно время для адаптации к Свету.

У меня начали появляться болезненные ощущения в теле, потому что повысилась чувствительность, и вдруг оказалось, что я не такой уж и здоровый человек, это подтвердили и врачи. Для меня это стало сюрпризом, потому что я никогда НЕ ЧУВСТВОВАЛА никакой боли и считала себя полностью здоровой. Потом оказалось, что я много чего еще не чувствовала…

Через некоторое время после начала занятий мне показалось, что радости в моей жизни стало меньше. Меня это сразу беспокоило, но потом стало ясно, что ее, радости-то, на самом деле было мало. Раньше я ее себе постоянно придумывала, то есть на самом деле не хотела прислушиваться к себе, а навязывала то настроение, которое было нужно. По мере очищения, радости становится все больше, но теперь она идет изнутри. Теперь все естественно.

Постепенно ушел интерес к внешним чудесам. Внутренний мир начал становиться приоритетным, он стал мне интересен, и я поняла вдруг, что ничего о себе не знаю. Не знаю, что чувствую, не знаю, чего хочу, не знаю, что на самом деле люблю. Я начала к себе прислушиваться и себя изучать. Сопротивление было достаточным для того, чтобы я не замечала в себе плохого, но постепенно начал получаться взгляд со стороны, объективный взгляд. Увидеть себя настоящую всегда тяжело, не хочется признавать какие-то свои ошибки, негативы. Все это выходило со слезами, потому что глаза стали открываться на все, что я делаю и что есть в моей жизни, и я не могла ничего с этим поделать. Но именно так происходит очищение – и больше на те же грабли наступать не захочется.

На сегодняшний день я сама уже увидела, сколько всего я допускала и попускала в себе, сколько раз закрывала глаза на то, что мне не нравилось, что противоречило каким-то нравственным принципам, и жила с этим. Как много я разрешала другим людям что-то менять в моей жизни и управлять ею. Открытия до сих пор происходят каждый день и не перестают удивлять.

Я вижу, что становлюсь более порядочным, разумным, уверенным в себе и здоровым человеком. Я не закрываю глаза на еще оставшиеся негативы, потому что я знаю, как их убирать. Теперь я могу признавать свои ошибки, потому что приходит осознание объективности. Я человек, а это значит — я полубог, полузверь, и мне тоже свойственно ошибаться.

Своими друзьями я теперь могу гордиться. Они знают, что такое сочувствие, честность и благородство. Я знаю, что могу рассказать им все. Пустые разговоры мне уже неинтересны, поэтому и подружки, которых интересуют только богатые мужчины и крутые тачки как-то сами ушли из моей жизни.

Мысли свои я теперь не контролирую. Я только наблюдаю за собой и прошу Духа убирать негативы, когда замечаю их. Они уходят без всяких усилий с моей стороны, и настроение улучшается по-настоящему, без разных мыслеформ, аффирмаций и визуализаций.

Читать хочется все меньше. Появилась потребность изучать не чужие мысли, а свой внутренний мир. А он, оказывается, интереснее...

Теперь я не живу с ощущением «любви ко всему и всем». Я не могу притворяться даже перед собой, что люблю все. Я много чего не люблю и не хочу иметь в своей жизни. Но любви стало больше, и она теперь разборчивая. Теперь есть также много вещей, которые я люблю, я это нашла в себе и, поверьте, это большое счастье – понимать себя.

То есть получается — все, что я сейчас делаю, оказывается полностью противоположным тому, на что меня подвИг называющий себя Люцифером. Он дал мне ощущение чуда, без понимания того, что происходит. Сейчас ощущение чуда никуда не ушло, а только стало иным. Акцент переместился с внешнего мира на внутренний, а самое главное – теперь я понимаю, ЧТО и почему происходит со мной. Разница еще и в том, что тогда чудо было мгновенным, а сейчас оно входит в жизнь постепенно, нарастая. Я не могу сказать, смогла бы я тогда довериться Сурье, не имея такого опыта, но то, что я пережила, просто не оставляет места для сомнений.

Все эти детали я описала для того, чтобы было ясно, что энергии проявляются очень конкретно, но мы многое в своей жизни считаем «мелочами» и не обращаем внимания. А потом удивляемся, когда жизнь преподносит «сюрприз», который не заметить уже невозможно. Не стоит относиться легкомысленно к своей жизни.

Сурья и Йога Света дали мне очень много. Сила Света просто невероятна, я в этом все больше убеждаюсь. И уверенность в том, что теперь я иду в правильном направлении, у меня никто не отберет.

Рейтинг: 3.31 (Проcмотров: 6715)

Читайте раздел Йога на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru


Смотрите также