Медитация. Траттака. Тратака йога


Тратака (сосредоточение взгляда)

Техники восстановления зрения

помоги себе сам

Данная техника взята с сайта yogin.ru.

Тратака (сосредоточение взгляда)

Эта практика традиционно рассматривается как элемент хатха-йоги. Но поскольку по своей технике она больше похожа на мудру, то может рассматриваться также и как часть раджа-йоги.

Это мощное упражнение может быть определено как сосредоточение взгляда на одной точке (слово «тратака» означает «пристально созерцать»).

При систематической практике это упражнение чрезвычайно развивает способность к концентрации. В результате этого происходит пробуждение скрытых способностей, имеющихся в каждом из нас. И хотя существует множество других способов, описываемый ниже является самым простым и общедоступным.

Техника выполнения:

Примите удобную позу (предпочтительно асану для медитации) в темной комнате. Поставьте перед собой на уровне глаз зажженную свечу на расстоянии 1-2 футов (30-60 см) от лица. Выпрямите спину, расслабьтесь и закройте глаза. Ощущайте только свое тело. Приняв удобное положение, постарайтесь в дальнейшем не шевелиться в течение всего упражнения.

Когда вы будете готовы, откройте глаза и сфокусируйте взгляд на ярком пятне пламени (на самом кончике фитиля). Со временем вы сможете смотреть на пламя не отводя глаз и не мигая в течение нескольких минут. Продолжайте смотреть на пламя с предельной концентрацией. Все ваше сознание должно быть полностью сосредоточено в глазах, в то время как восприятие остального тела должно раствориться.

Взгляд должен быть сосредоточен на одной точке. Когда глаза устанут или начнут слезиться, закройте их и расслабьтесь. Не двигайтесь. Сохраняйте перед закрытыми глазами образ пламени. Каждый из нас, посмотрев на солнце (или на источник яркого света) и закрыв на некоторое время глаза, сохраняет его четкое изображение на сетчатке глаз. Точно так же произойдет и с пламенем свечи. Выполняйте тратаку на изображение пламени свечи, удерживая его непосредственно перед междубровьем или чуть выше. Как только изображение начнет пропадать, откройте глаза и вновь сконцентрируйтесь на пламени свечи.

Варианты:

Объектами тратаки могут быть: небольшое пятнышко (кружочек на стене), полная луна, тень, стеклянный шар, кончик носа, вода, темнота, пустота (см. «Бхучари-мудра»), эмблема Шивы, источник неяркого света и многие другие предметы.

Люди, имеющие личное божество или гуру, могут практиковать тратаку на изображения последних, пытаясь при этом почувствовать их духовное присутствие. Объектом тратаки также может быть восходящее солнце, собственное отражение в зеркале или глаза другого человека.

Однако практиковать тратаку, используя в качестве объекта все вышеперечисленное, можно только под руководством инструктора.

Существует две разновидности тратаки: бахиранга (внешняя) и антаранга (внутренняя). Все описанные выше методы являются разновидностями внешней тратаки (бахиранги).

Внутренняя тратака — это визуализация с помощью внутреннего зрения (например, собственной чакры или личного божества). Глаза в этом случае обычно закрыты. Если же они открыты, то внутренняя концентрация должна быть достаточно глубокой для того, чтобы ни один внешний объект не воспринимался.

Продолжительность: Обычно достаточно 15-20 минут.

В случае духовного совершенствования или исправления дефектов глаз длительность практики может быть увеличена. Страдающие бессонницей или умственным перенапряжением должны выполнять тратаку в течение 15 минут, перед отходом ко сну.

Время и последовательность: Наилучшее время для тратаки — период между 4 и 6 часами утра, после асан и пранаям. Но, разумеется, тратака может выполняться в любое время. Для достижения лучших результатов желудок во время практики должен быть пустым.

Предостережение: Простая форма тратаки (сосредоточение на пламени свечи) совершенно безопасна. Нужно только избегать излишнего перенапряжения глаз вначале. Способность пристально смотреть, не мигая при этом, разовьется со временем.

Польза практики: На физическом уровне тратака исправляет определенные дефекты глаз, например близорукость. На ментальном уровне она успокаивает нервную систему, устраняет бессонницу и расслабляет даже чрезвычайно беспокойный разум.

Поскольку глаза являются вратами разума, то, когда они сосредоточены и неподвижны, разум пребывает в таком же состоянии. Процесс мышления автоматически останавливается по мере углубления концентрации. Тратака представляет собой один из наиболее мощных методов управления буйным умом и его мыслями-волнами.

Вот еще одно описание этой техники из книги Ошо «Медитация: искусство внутреннего экстаза».

Тратака

Выполняя тратаку вы должны непрерывно глядеть, не мигая, в течение тридцати-сорока минут.

Глядение в зеркало — это одна из форм тратаки, древней йогической техники фиксированного глядения. Другой мощный вид тратаки — глядеть на фотографию своего гуру или на фотографию духовного учителя, с которым вы чувствуете глубокое сродство. Фотография должна изображать лицо полностью, и глаза учителя должны смотреть прямо вперед.

Установите фотографию приблизительно на расстоянии длины руки от себя так, чтобы глаза учителя были на одном уровне с вашими. Зафиксируйте свой взгляд на глазах гуру или на пространстве между его глазами. Так же, как и глядение в зеркало, это упражнение должно выполняться в течение тридцати-сорока минут ежедневно, минимум двадцать один день.

Тратаку можно также практиковать и с другим человеком: каждый глядит в глаза другого от тридцати до сорока минут. Если второй человек ваш любовник или лицо, к которому у вас сильное чувство (положительное или отрицательное), вы прибавите новое измерение к вашим занятиям. Опять же полезно делать это ежедневно с одним и тем же человеком — в течение, по крайней мере, двадцати одного дня.

Все ваше сознание должно собраться в глазах. Вы должны стать глазами. Забудьте все, забудьте остальное тело. Будьте только глазами и глядите непрерывно, не мигая. Когда все ваше сознание соберется в глазах, ваше напряжение достигнет предела, переломного момента. Глаза — наиболее тонкая ваша часть, поэтому они могут напрячься больше, чем любая другая часть. И когда напряжены глаза, напряженным станет весь ум. Когда вы стали глазами и глаза достигли предельного напряжения, ум тоже достиг предельного напряжения. И когда вы падаете, после этого перелома, вы падаете без усилий в бездну расслабления. Тратака создает один из наиболее высоких пиков напряжения, на которое способно сознание. Падение с этого пика само порождает его противоположность — расслабление произойдет спонтанно.

Когда вы занимаетесь тратакой, ваше мышление прекратится автоматически. Постепенно ваше сознание станет все больше концентрироваться в глазах. Вы будете просто созерцать, думания не будет. Глаза не могут думать. Когда ваше сознание сконцентрировано в глазах, в уме не остается энергии для думания. Ума нет — есть только глаза, поэтому нет и мыслей.

Будьте настороже, когда вашим глазам захочется мигнуть. Ум пытается вернуть энергию обратно к думанию, он пытается отвлечь сознание от глаз обратно в ум. Вот почему здесь требуется постоянное глядение. Даже одно только движение глаз возвращает энергию уму, поэтому не двигайте глазами совершенно. Ваш взгляд должен оставаться постоянно фиксированным.

Когда вы глядите неподвижными глазами, ум также фиксирован. Ум движется вместе с глазами. Глаза — двери, принадлежащие уму внутри, но также и миру вовне. Если глаза совершенно неподвижны, ум тоже останавливается. Он не может двигаться.

Эта техника начинает с глаз, потому что начинать с ума трудно. Трудно контролировать ум, но глаза — вещи внешние, вы сможете их контролировать. Поэтому пусть ваш взгляд будет абсолютно фиксированным. Глядите, не мигая. Когда неподвижны ваши глаза, ваш ум тоже станет неподвижным.

В системе йоги рекомендуется пристально смотреть на свечу, не моргая, пока на глаза не накатится слеза. Это упражнение дает очень хороший очищающий, успокаивающий и общеоздоравливающий эффект.

seeactive.by

Медитация. Траттака

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > Медитация. Траттака

Первоначальная цель всех медитативных практик состоит в достижении сосредоточения ума как прелюдии к медитации. Для этой цели используются самые разнообразные методы. Один из самых простых, прямых и, в то же время, эффективных методов — это техника тратаки. Её механику легко изучить и понять. Её может практиковать каждый с огромной пользой для себя. Даже начинающие, приложив немного усилий и упорства, могут многое от неё получить за короткое время при наличии минимального опыта. И что самое важное, она может непосредственно вести к медитации.

Мы познакомим вас с основными этапами тратаки, постепенно переходя от её простого варианта к более сложным. Слово тратака  означает «неподвижный взгляд». Практика тратаки включает в себя немигающий взгляд в одну точку или на какой‑либо объект. Это метод сосредоточения глаз и, в свою очередь, ума на одной точке, при исключении всего остального. Объект осознания может быть либо внешним по отношению к телу, в этом случае практика называется бахир тратака  (внешний взгляд), либо внутренним, и тогда она называется антар тратака  (внутренний взгляд). Посредством этого метода всё внимание и сила ума сливаются в один непрерывный поток. В результате может спонтанно проявляться скрытый потенциал ума.

Тратака как всемирно известный метод

Тратака описана во многих текстах, хотя обычно она известна под другими названиями и видоизменяется в соответствии с традициями. В классическом тексте хатха‑йоги Гхеранд Самхита  она считается одной из шаткарм. Поскольку остальные пять практик шаткарм (нети, дхоути и т.д.) касаются только очищения тела, тратака кажется здесь совершенно неуместной — по существу, аномалией. Однако она рассматривается как последняя из шаткарм, и включена в их число вполне обоснованно — а именно, как промежуточная ступень между физически ориентированными практиками и умственными практиками, которые ведут к более высокому осознанию. В каком‑то смысле, тратака играет роль моста между хатха‑йогой и раджа йогой.

Тантра, которая, вероятно, представляет собой наиболее всеобъемлющую духовную систему из всех, когда‑либо созданных, и которая легла в основу йоги, широко применяет тратаку в своих многочисленных практиках, где роль объекта поклонения или осознания играют символические диаграммы, божества или объекты. Тратаку в той или иной, порой сильно замаскированной форме, используют почти все религиозные и духовные системы. В индуизме неотъемлемую часть религиозной практики составляет сидение перед изображением или статуей Кришны или Шивы, символом АУМ и т.д. Хотя многие сочтут это формой поклонения и, разумеется, это может быть таковой, если поклоняющийся искренен, в действительности, это разновидность тратаки, поскольку цель состоит в сосредоточении ума на внешнем божестве. Это приводит к успокоению ума и состоянию медитации. Кроме того, многие индуисты обладают способностью по своей воле создавать внутренние образы внешних объектов и выполнять внутреннюю тратаку.

То же самое происходит в христианстве, хотя и в менее очевидной форме. В церкви имеются изображения Христа, свечи, и всегда присутствует символический крест. Эти объекты служат точками сосредоточения для тратаки, хотя, разумеется, под этим названием она не известна. Все эти объекты имеют глубокий символический смысл, который обычно действует под уровнем обыденного сознания. Иными словами, эти символы соотносятся с опытом и памятью, которые содержатся в том, что Юнг называл коллективным бессознательным, и стимулируют их. Поэтому эти объекты осознания пробуждают переживания и знания, которое обычно нам недоступны.

В тибетском буддизме тратака часто выполняется путём сосредоточения на различных божествах, Будде и разнообразных геометрических фигурах, которые называются янтрами или мандалами. Даже в дзен‑буддизме используется тратака, хотя, возможно, в более абстрактной форме, наподобие сосредоточения взгляда на пустой стене. Практика тратаки не ограничена йогой. Это универсальный метод, который во все времена использовался для выхода за пределы обычного опыта. Тратака — простая, но в то же время чрезвычайно мощная техника, и именно поэтому столь многие различные системы и религии в той или иной форме использовали её в качестве средства достижения духовного подъёма.

Различные методы тратаки

Тратака состоит из трёх различных видов практики:

  1. Только внешней (бахир) тратаки

  2. Сочетания внешней и внутренней (антар) тратаки

  3. Только внутренней тратаки.

Внешнюю тратаку можно практиковать и отдельно, хотя, в действительности, для достижения наилучших результатов её обычно соединяют с внутренней тратакой. Техника, которую мы будем обсуждать в этом и следующем уроках, представляет собой сочетание внешней и внутренней тратаки. Самой эффективной, хотя и более трудной техникой является внутренняя тратака, выполняемая в отдельности — третий этап практики тратаки.

  1. Внешняя тратака.  Её можно делать, используя практически любой объект. Некоторые рекомендации по этому поводу будут даны ниже. Прекрасную разновидность внешней тратаки представляет агочари мудра. Поскольку большинство людей привыкли в течение всей своей жизни постоянно быть обращёнными к внешнему миру, для них оказывается почти невозможным закрыть глаза больше чем на несколько секунд, если только они не собираются спать. В этой ситуации можно использовать внешнюю тратаку. Однако наиболее полезная цель внешней тратаки — тренировка глаз, чтобы можно было длительное время, не моргая, смотреть на объект и сформировать его чёткий внутренний послеобраз для целей внутренней тратаки.

  2. Сочетание внешней и внутренней тратаки.  Именно эту разновидность тратаки мы будем описывать в данном разделе и в следующем уроке. Человек сначала смотрит в течение некоторого времени на какую‑либо точку или внешний объект, затем закрывает глаза и смотрит на послеобраз этого же объекта. Как и прежде, можно использовать любой предмет, однако лучше всего подходит яркий объект, поскольку он формирует на сетчатке глаз отчётливый рисунок, который можно ясно видеть, закрыв глаза. Хотя этап внешней тратаки в определённой степени помогает сосредоточиться, его основная цель — создание чёткого внутреннего образа. Во время внутренней тратаки этот послеобраз действует как почти исключительный объект внимания. Если он достаточно яркий и чёткий, то будет, в каком‑то смысле, зачаровывать ваше внимание так, что вы больше ничего не будете осознавать. Это как раз то, что нужно, ибо ведёт к сосредоточению умственных сил и, в свою очередь, к медитации.

    Метод сочетания внешней и внутренней тратаки особенно полезен тем, кому крайне трудно по своей воле создавать внутренний образ без внешнего прототипа. Те люди, которые могут без труда создавать устойчивый и чёткий внутренний образ без помощи внешнего объекта, могут практиковать одну лишь внутреннюю тратаку.

  3. Внутренняя тратака.  Эта разновидность тратаки в наибольшей степени содействует интроспекции и исследованию ума, поскольку в ней, в отличие от двух предыдущих вариантов, полностью отсутствует контакт с внешним миром. Однако две другие формы наиболее подходят для общей практики и, особенно, для начинающих. Причина состоит в том, что у большинства людей беспокойный ум, который постоянно пребывает в состоянии смятения и борьбы. В таких обстоятельствах обычно бывает трудно создать мысленный образ, который будет достаточно непреодолимым, чтобы захватить внимание ума. Если ум взбудоражен, и вы выполняете внутреннюю тратаку, как правило, оказывается, что постоянно блуждающий ум быстро забывает о внутреннем образе и отвлекается на другие мысли. В результате вы не получаете большей части благ практики. В этих условиях гораздо лучше делать только внешнюю тратаку или внешнюю тратаку в сочетании с внутренней, поскольку отчётливый и более осязаемый характер внешнего объекта будет легче удерживать внимание ума, исключая другие мысли.

Внутреннюю тратаку следует выполнять , когда вы сможете создавать чёткий внутренний образ и почувствуете, что ваш ум достиг достаточной степени невозмутимости и устойчивости. Такое состояние наступит, если вы практикуете йогу честно и с энтузиазмом. Внутренняя тратака — это мощный метод развития осознания более глубоких аспектов ума и пробуждения его удивительного потенциала.

Выбор объекта осознания

Вы можете выбрать практически любой предмет. Вы должны сами решить, что вам больше всего подходит. Однако мы советуем, чтобы этот объект имел для вас какое‑то значение. Так вы легче сможете удерживать своё осознание на объекте во время тратаки. В качестве примера, ниже приводится перечень обычно используемых объектов:

  • пламя свечи

  • крест

  • символ АУМ

  • цветок, например, роза или лотос

  • чёрная точка на белом листе бумаги

  • восходящее солнце (но не полуденное солнце)

  • луна

  • звезда

  • шивалингам

  • кончик носа

  • точка между бровями

  • глаза другого человека

  • небо

  • вода

  • Ишта Девата (личное божество)

  • символ инь/ян

  • кристалл

  • янтра или мандала

  • ваша собственная тень

  • тьма

  • изображение или статуя Будды

  • изображение или статуя Христа

  • ваши собственные глаза в зеркале и множество других возможностей

Вы можете выбрать в качестве объекта всё что угодно, но, приняв решение, старайтесь не изменять его, поскольку это снизит эффективность тратаки. Иными словами, если вы в течение какого‑то времени развиваете своё осознание одного конкретного объекта, а затем внезапно его меняете, то вам, по существу, нужно начинать все с начала, чтобы ваш ум мог усвоить новый объект. Ум должен привыкнуть к конкретному объекту, чтобы тот почти автоматически его привлекал и удерживал. Как правило, это требует времени, и усилия оказываются напрасными, если вы внезапно начинаете приучать ум к другому объекту. Выбирайте тщательно и старайтесь придерживаться своего решения. Если через некоторое время вы почувствуете желание его изменить — а это распространённое явление — посоветуйтесь со специалистом, прежде, чем действительно это сделать.

Мы обнаружили, что прекрасным объектом для тратаки, особенно для начинающих, может служить свеча. Причина состоит в том, что её яркость, судя по всему, приковывает к себе и удерживает ваше внимание. Она оказывает почти гипнотическое воздействие на глаза и осознание человека. Кроме того, она оставляет очень яркий послеобраз при практике внутренней тратаки. Даже те, кому чрезвычайно трудно создавать послеобраз других объектов, при небольшой тренировке должны быть способны видеть чёткую внутреннюю картину пламени свечи. По этой причине мы будем использовать свечу в качестве объекта в методе тратаки, которые мы вскоре опишем.

Поза

Тратаку следует практиковать сидя в наиболее удобном и, в то же время, наиболее устойчивом положении. Можно сидеть в любой позе, даже на стуле. Однако желательно использовать такие асаны, как падмасана, сиддхасана и т.п., поскольку они автоматически и без усилий удерживают тело в устойчивом положении.

Тратака — этап 1.

Положение объекта для внешней тратаки

Это важно для получения от практики максимальной пользы. Если объект находится слишком далеко, то на нём труднее удерживать внимание ума; кроме того, гораздо меньше вероятность того, что он оставит чёткий и поглощающий внимание послеобраз во время внутренней тратаки. Если объект расположен слишком низко, вы будете склонны, сидя наклоняться вперёд; это не способствует устойчивости позы, а также вызывает неудобство и боль в спине. Если объект находится слишком высоко, то напрягается шея. На собственном опыте мы убедились, что лучше всего, если объект находится в той же горизонтальной плоскости, что и глаза, и на расстоянии вытянутой руки от них.

Разумеется, вы можете подобрать положение объекта по своему вкусу; мы предлагаем не более чем совет, хотя мы убедились, что он подходит для большинства людей. Некоторые предпочитают, чтобы объект находился на уровне глаз, но гораздо ближе к ним. Можно привести много доводов в пользу такого выбора, особенно, если объект небольшой. Вы должны сами поэкспериментировать.

Нечего и говорить, что вышесказанное не применимо ко многим объектам, вроде солнца, луны, кончика носа, точки между бровями и т.п., положение которых нельзя изменить, потому что природа его уже зафиксировала. Тем не менее, эти общие рекомендации применимы к широкому спектру объектов, от свечи до символа АУМ.

Если у вас какой‑либо дефект зрения, вам следует постараться расположить объект так, чтобы его образ не двоился и не расплывался по краям. Вы должны быть способны видеть чёткие очертания объекта. Лучше всего не надевать очков — только в случае необходимости. Например, если вы близоруки и делаете тратаку на луну, то будете видеть только жёлтое пятно. В этих обстоятельствах очки будут необходимы. Однако, практика тратаки без очков поможет вам уменьшить свою зависимость от них, хотя для этого потребуются время и усилия.

Техника выполнения

Метод делится на две части: внешняя тратака на свече и внутренняя тратака на послеобразе. Те, кто хочет, могут делать только внешнюю тратаку, тогда как остальные могут выполнять обе части, одну после другой. Выбор за вами.

Зажгите свечу и поставьте её на маленькую скамейку или на стол так, чтобы пламя находилось на уровне глаз, когда вы сидите на полу.

Сядьте на пол и устройтесь таким образом, чтобы свеча находилась на расстоянии вытянутой руки от ваших глаз и прямо перед вами.

Выберите такое положение, чтобы вам было удобно сидеть с выпрямленной спиной. Закройте глаза и расслабьте все тело.

Выполняйте кайя стхаирьям. Пусть всё ваше тело станет подобно статуе. Примите твёрдое решение, что вы не будете шевелиться в течение всего занятия; если вы пошевелитесь, ваше осознание сразу же отвлечётся от практики. Подготовка очень важна, поэтому полностью сосредоточьтесь на своём теле; постарайтесь не думать ни о чём другом.

Выполняйте кайя стхаирьям в течение нескольких минут. Когда будете готовы, откройте глаза.

Пристально смотрите на пламя, направляя своё внимание в особенности на кончик фитиля.

Не смотрите ни на что другое, только на пламя и фитиль. Старайтесь не моргать и не двигать глазными яблоками. Не перенапрягайте глаза. Если необходимо моргнуть — моргните. По мере практики вы обнаружите, что способны пристально смотреть, не мигая, в течение длительного времени. Важно как можно больше расслаблять глаза; если они напряжены, постарайтесь их расслабить. Именно напряжение глаз заставляет их мигать.

Многие люди слишком стараются не моргать, отчего возникает напряжение и становится более трудно контролировать это мигающее движение. Не старайтесь чрезмерно, и вы заметите, что глаза автоматически перестают мигать. Удерживайте своё осознание на пламени свечи и фитиле. Сосредоточивайте своё осознание таким образом, чтобы перестать осознавать своё тело.

Если ваш ум блуждает, мягко возвращайте его к выполняемой практике.

Первоначально продолжайте такое пристальное рассматривание в течение 2—3 минут. Затем закройте глаза.

Каждый когда‑нибудь смотрел на солнце, а затем, закрыв глаза, видел чёткий образ, который свет оставил на сетчатке глаз. Аналогичным образом, постарайтесь увидеть послеобраз пламени свечи перед своими закрытыми глазами.

Если вы не видите послеобраз, не огорчайтесь; для этого необходима практика. Тем временем просто попытайтесь зрительно представить себе пламя.

Обычно образ смещается вверх или вниз; постарайтесь сделать его устойчивым.

Постарайтесь полностью осознавать только послеобраз. Если возникают какие‑нибудь мысленные видения, посторонние мысли или другие переживания, просто оставайтесь свидетелем. Никак не реагируйте на них; просто позволяйте им появляться и следите за ними без всякого интереса. Действуйте таким образом до тех пор, пока послеобраз остаётся чётким.

Когда образ начнёт исчезать, откройте глаза и вновь смотрите на пламя свечи и фитиль.

Сосредоточивайте своё осознание на внешнем пламени и ни на чём ином.

Продолжайте это рассматривание в течение 2—3 минут, снова, по возможности, не моргая глазами.

Затем вновь закройте глаза и рассматривайте внутренний образ до тех пор, пока он остаётся чётким и различимым. Продолжайте поочерёдно повторять внутреннюю тратаку и внешнюю тратаку, пока позволяет время. Затем, перед тем как закончить практику, закройте глаза и рассматривайте тёмное пространство перед своими закрытыми глазами.

Наблюдайте за любыми действиям, которые могут там происходить, стараясь оставаться лишь свидетелем без какой‑либо заинтересованности. Осознавайте все мысли, которые возникают. Занимайтесь этим в течение нескольких минут. Затем откройте глаза и задуйте свечу.

Устойчивость взгляда

Как мы уже отмечали, очень важно стараться не моргать и не двигать глазами при выполнении внешней тратаки. Это необходимо для создания отчётливого послеобраза для внутренней тратаки. Без устойчивого немигающего взгляда очень трудно получить чёткий послеобраз и именно поэтому начинающим зачастую не удаётся его увидеть.

Кроме того, устойчивость взгляда прямо соотносится с устойчивостью и сосредоточением ума. Они неразрывно связаны. Великих мудрецов со спокойным, умиротворённым умом часто можно отличить по их проницательным глазам, которые как будто почти не мигают. Поэтому, добиваясь устойчивости взгляда в тратаке, вы автоматически уравновешиваете и сосредоточиваете ум.

Часто людям говорят, что моргать нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если они испытывают неудобство, их глаза наполняются слезами и т.д. Мы не согласны с таким подходом, поскольку он лишь создаёт напряжение, отчего становится ещё труднее без усилий сохранять устойчивое положение глаз. Мы уже указывали, что хотя цель состоит в том, чтобы глаза оставались неподвижными, если вы испытываете необходимость подвигать ими вследствие дискомфорта, сделайте это. Поначалу новичкам может показаться, что это очень трудная практика, и они будут способны пристально смотреть лишь несколько секунд, прежде чем почувствуют необходимость моргнуть. Не волнуйтесь, по мере тренировки у вас постепенно разовьётся способность пристально смотреть без малейшего движения глаз в течение длительных промежутков времени.

То же самое относится и к внутренней тратаке на послеобразе. Поначалу изображение будет перемешаться вследствие движения глазных яблок при закрытых глазах. В ходе дальнейшей практики вы научитесь удерживать глаза в неподвижном состоянии и сохранять устойчивый образ. Помните, что секрет успеха при освоении тратаки заключается в максимальном расслаблении глаз.

Продолжительность внутренней и внешней тратаки

Продолжайте смотреть на пламя до тех пор, пока вы можете делать это не моргая. Начинающим следует ориентироваться примерно на 2 или 3 минуты. По мере приобретения опыта увеличивайте это время до пяти и десяти минут за один раз.

Внутреннее рассматривание можно выполнять до тех пор, пока вы способны ясно видеть послеобраз. Начинающим, которые не способны видеть образ, следует стараться создать или различить образ в течение примерно минуты, а затем открывать глаза. Те, кто продвинулся в практике, могут обнаружить, что они способны видеть образ почти неопределённо долго. В этом случае выполняйте внутреннюю тратаку в течение всего занятия или до тех пор, пока вы можете видеть образ. Цель состоит в том, чтобы увеличивать продолжительность внутренней тратаки и постепенно сокращать период, отводимый для внешней тратаки. Это обусловлено тем, что внутренняя тратака гораздо больше способствует медитации и осознанию глубинных слоёв ума.

Продолжительность и время проведения занятий

Чтобы добиться заметных результатов от упражнения, старайтесь практиковаться по меньшей мере пятнадцать минут ежедневно, а по возможности и больше. Можно заниматься в любое время, хотя идеально делать это рано утром или поздно вечером. Если возможно, занимайтесь и утром и вечером. Постройте свою программу так, чтобы в это время вас ничто не отвлекало.

Предостережение

В уме каждого человека есть скопившиеся комплексы и проблемы. Цель йоги — очищать ум от этого ненужного мусора. В этом отношении тратака представляет собой превосходный метод, поскольку помогает вам осознать свои проблемы. Однако, ваши проблемы могут проявляться слишком быстро, вызывая нервные расстройства. Если вы заметите, что это происходит, прекратите занятия и обратитесь за советом к специалисту.

Благотворное действие

Тратака невероятно развивает способность к сосредоточению, что чрезвычайно полезно для повседневной жизни. Кроме того, сосредоточение умственной энергии в одной точке приводит к спокойствию ума, поскольку подавляет его тенденцию к постоянному блужданию. Тратака — прекрасный метод для обретения медитативного опыта и высвобождения некоторых скрытых потенциальных возможностей ума.

У многих из нас хорошей памяти препятствует взбудараженность ума, которая как будто затуманивает наш мысленный взор, когда нам нужно вспомнить какие‑либо события. Успокаивая ум, тратака способствует улучшению нашей памяти.

Тратаку рекомендуется регулярно практиковать всем, кто страдает от бессонницы, нервного напряжения и т.п. Кроме того, она может быть очень полезна людям с плохим зрением и слабыми глазными мышцами.

В Индии тратаку часто используют для обретения парапсихических способностей — телепатии, ясновидения и т.д. Мы не рекомендуем вам практиковать её с подобной целью, независимо от того, верите ли вы в эти способности или нет, поскольку они отвлекают от пути к высшему осознанию и самопознанию.

Мы описали тратаку с использованием пламени свечи в качестве объекта осознания. Помните, что вы можете практиковать тратаку аналогичным образом, используя любой другой объект по собственному выбору.

Тратака — этап 2

Метод, который предлагается в этом разделе, представляет собой более сложный вариант той же основной практики. Он включает в себя две дополнительные техники, которые делают его более мощным средством для достижения спокойствия и сосредоточенности ума.

После того, как вы в течение некоторого времени выполняли первый этап тратаки и приобрели достаточный опыт и мастерство в этой практике, вам следует переходить от первого этапа ко второму. Самое главное состоит в том, что вы должны быть способны в течение некоторого времени пристально смотреть на внешний объект без малейшего желания моргнуть. Если все ещё оказывается, что в ходе практики вы моргаете, вам гораздо лучше продолжать выполнять первый этап, пока вы не достигнете достаточного мастерства. Кроме того, если вы все ещё не видите никакого послеобраза во время внутренней тратаки, вам также следует продолжать выполнять первый этап. Если вы не можете увидеть послеобраз, ни в коем случает не беспокойтесь, поскольку это получается не сразу у большинства людей; тем не менее, на определённой стадии практики они медленно, но верно, начинают различать образ. Сначала он бывает слабым и неясным, но по прошествии дней и недель постепенно становится более отчётливым.

Общие подготовительные сведения

Общие сведения о выборе объекта осознания, положении объекта относительно сидящего наблюдателя и самой позы, в которой он находится, можно найти в предшествующем уроке (тратака, этап 1).

Техника выполнения

В соответствии с описанием первого этапа тратаки, которое было дано выше, мы будем использовать в качестве объекта осознания пламя свечи.

Эта практика состоит из четырёх стадий, которые следует выполнять по очереди.

Стадия 1: подготовка

Примите удобную позу, желательно — одну из медитативных асан.

Устройтесь поудобнее и устраните все источники неприятных ощущений, чтобы у вас не возникало необходимости двигаться в течение всей практики; гораздо лучше сделать приготовления сейчас, чем шевелиться во время упражнения. Закройте глаза.

В течение нескольких минут выполняйте кайя стхаирьям. Осознавайте только своё тело.

Примите решение, что больше не шевельнётесь на протяжении всей практики. Затем переходите к стадии 2.

Стадия 2: взгляд вовне

Откройте глаза.

Смотрите прямо на кончик фитиля свечи. Выполняйте внешнюю тратаку.

Старайтесь не моргать и не двигать глазами. Будьте полностью поглощены рассматриванием пламени и фитиля. Если вас одолевают посторонние мысли, позвольте им приходить; осознавайте их и затем мягко напоминайте себе, что вы практикуете тратаку. Таким способом удерживайте внимание сосредоточенным на пламени и на фитиле. Продолжайте в том же духе в течение примерно трёх минут. Затем переходите к стадии 3.

Стадия 3: осознавание дыхания

Выполните кхечари мудру.

Начните осознавать своё дыхание, одновременно сохраняя осознавание пламени свечи. Практикуйте уджайи пранаяму.

Теперь вам потребуется немного воображения. Во время вдоха представьте себе, что вы направляете своё дыхание от пламени свечи к точке между бровями и далее к затылку.

Вам необходимо разделить своё осознание, чтобы оно было занято и пламенем свечи, и движением дыхания. Кроме того, осознавайте звук своего дыхания. При выдохе вы должны представлять себе, что поток дыхания выходит из затылка, проходит через межбровный центр и затем возвращается к пламени свечи. Всё это время глаза не должны моргать. Продолжайте повторять этот процесс, вдыхая и выдыхая, одновременно стараясь чувствовать, представлять себе, что воздух движется от пламени свечи, через точку между бровями к затылку и обратно.

Всё это время следует одновременно осознавать пламя свечи, дыхание и его звук.

Если вы будете заниматься усердно и с достаточным осознанием, то со временем должны будете обнаружить, что вам кажется, будто воздух действительно естественным образом движется туда и обратно между пламенем и вашим затылком.

Продолжайте эту практику в течение нескольких минут. Затем переходите к стадии 4.

Стадия 4: внутренняя тратака

Закройте глаза.

Смотрите на послеобраз.

Смотрите на послеобраз точно так же, как вы смотрели на внешний объект.

Осознавайте пламя внутренней свечи и дыхание.

Если изображение неясное, не беспокойтесь; просто осознавайте то, что можете увидеть.

При вдохе чувствуйте, что дыхание движется от пламени перед вашими закрытыми глазами к затылку. Попытайтесь почувствовать, что вы втягиваете образ назад по направлению к затылку.

При выдохе представьте себе, что дыхание выталкивается вперёд к закрытым глазам.

Продолжайте действовать подобным образом. Вдыхайте и почти тяните образ и дыхание назад к затылку. Выдыхайте и выталкивайте образ и дыхание вперёд. Ваше осознавание должно быть всё время сосредоточено на образе и дыхании.

Всё время продолжайте выполнять кхечари мудру и уджайи пранаяму.

Поскольку вы выполняете уджайи, вы должны слышать непрерывный звук, исходящий из области горла; старайтесь осознавать и его, но соединяйте его с движением дыхания от точки между бровями к затылку. Таким образом, представляйте себе, что звук возникает, когда поток дыхания движется туда и обратно через голову.

Старайтесь полностью отдаваться выполняемой практике. Продолжайте до тех пор, пока образ не станет нечётким или не исчезнет.

Затем откройте глаза и повторите стадию 2 в течение нескольких минут, по возможности не моргая глазами (те, кто хотят непрерывно осознавать дыхание, могут пропустить стадию 2 и сразу начать следующий цикл со стадии 3). После этого переходите к стадии 3 и повторите весь процесс. Продолжайте в том же духе в течение всей практики. В конце практики посидите несколько минут с закрытыми глазами, просто наблюдая чёрное пространство (чидакаша) перед закрытыми глазами.

Будьте свидетелем любых мыслей или психических видений, которые могут возникать. Затем откройте глаза и задуйте свечу.

Соотношение продолжительности этапов

Чем дольше вы можете выполнять внутренние стадии практики, тем лучше. Иными словами, если оказывается, что вы легко можете удерживать чёткий внутренний образ, сократите или даже исключите внешние стадии. Разумеется, если вы не способны видеть чёткий послеобраз, то вам следует увеличить продолжительность внешних стадий.

Количество циклов или повторений полностью зависит от вашей способности сохранять внутренний образ. Те, кому это удаётся лучше, вероятно, могут ограничиться одним циклом, поскольку они смогут удерживать внутренний образ в течение всей практики. С другой стороны, начинающим придётся выполнять несколько повторений, в зависимости от их умения и продолжительности занятия.

Осознание

В зависимости от выполняемой стадии, необходимо в максимальной степени поддерживать осознание пламени свечи, движения потока дыхания и возникающего звука.

all-yoga.ru

Тратака – секреты йогов или как улучшить зрение в домашних условиях

Улучшить зрение в домашних условиях

Читать я научилась в 3 года, и уже в 3,5 начались проблемы со зрением. И почему дети так любят “глотать” книги с фонариком под одеялом? Я не была исключением. Прошло 35 лет, а результат этого детского легкомыслия ощущаю и сейчас. Здорово, что есть йога, которая помогает самостоятельно справляться с различными глазными болезнями! Опишу основные йогические методы по самостоятельному улучшению зрения.

Упражнения Сукшма-Вяямы

Вы все прекрасно знаете их со времен детского сада – еще в советские годы медики взяли на заметку эту универсальную йогическую технику. Упражнения для глаз («восьмерка», «циферблат», «горизонт» и т.д.) очень просты в исполнении и они реально помогают, если их ДЕЛАТЬ! И делать РЕГУЛЯРНО! Инфографика от АиФ по глазной гимнастике:

Упражнения для глаз

Тратака

Это и очистительная практика, и медитативная в одном флаконе. С помощью тратаки я значительно улучшила зрение (ниже будет скан моего абонемента в офтальмологической поликлинике с динамикой по диоптриям). Кроме того, тратака всегда надежно помогает мне при коньюктивите. Причем, как правило, прям с первого раза! Поэтому я даю её в своих группах на каждом занятии. Итак, как делать тратаку.

Для начала нужно выбрать объект для созерцания. Классический вариант – это пламя свечи. Но можно и просто точку на стене. В случае со свечой желательно практиковать в темном помещении. Поместите свечу на уровне глаз или чуть ниже. Сядьте с прямой спиной (это важно!) созерцайте свечу, не отводя взгляда, и НЕ МОРГАЯ. Через какое-то время на глазах выступят слезы. Поплачьте ещё несколько минут. Потом можно закрыть глаза и попытаться на внутреннем «экране» восстановить образ пламени. Потратьте на это ещё пару минут. Всё. Если появляется резь в глазах, я рекомендую своим ученикам поворачивать голову вправо-влево или вниз-снова на свечу, не отводя от неё глаз. Я это нигде не прочитала, сама придумала, так что сами решайте делать так или нет, но если у вас появится резь в глазах, вряд ли вы станете оспаривать эту точку зрения. Тратаку можно отнести к практике Дхараны, когда мы отвлекаемся от мира, сосредотачиваясь на объекте. Если это получается, то с точки зрения тренировки сознания это весьма полезная медитация и её нужно делать! Но даже если медитативно вы эту практику и провалили, вы все равно получаете несомненную пользу для здоровья глаз. Вот, например, мой результат за три года практики два раза в неделю по пять минут:

Улучшение зрения – результат за три года

Как видно из фотографии, в апреле 2011 года моё зрение было -4,75 на правый глаз и -4,25 на левый (точнее, мне так выписали линзы, в реальности их подбирают на 0,25 диоптрии меньше, чтоб зрение не было точно единица, а чуть меньше). Потом зрение чуть упало до -5, -4,75. А потом в декабре 2012 года началось улучшение зрения: выписали линзы -4,5; -3,75. В мае 2014 года мне уже выписали линзы -4; -3.Знакомая офтальмолог утверждает, что наш глаз организован таким образом, что более, чем на 1,5 диоптрии зрение улучшить в принципе невозможно. Посмотрим еще через несколько лет насколько она права.

Другие методы улучшения зрения

В аюрведических практиках существуют различные способы промывания глаз всевозможными маслами. Как известно, йоги любят отмыть себя до скрипа – то веревки в нос засунут, то кишечник соленой водой промоют насквозь, то тряпки глотают, а потом достают, чтоб желудок почистить. Глаза тоже пачкаются, их тоже следует мыть :-) Но пока я не готова совершать подобные действия с таким нежным органом тела без контроля учителя или специалиста по аюрведе, так что поделиться опытом не могу. Если кто-то из читателей может – буду рада увидеть ваши отзывы о процедуре в комментариях.

Понравился текст? Подпишись на рассылку сайта.

antarika.ru

Формы тратаки

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога.Сегодня продолжаю развивать тему тратаки и предлагаю вашему вниманию продолжение лекции Свами Сатьянанда Сарасвати, прочитанную на тренинге для инструкторов йоги в 1967 году.  Ранние лекции Свами интересны тем, что информация непосредственно исходит от него, а не от его учеников, которыми на основе его учений были написаны многие книги Бихарской школы йоги. Лекция переведена с незначительными сокращениями. Полезно почитать первую статью "Тратака"

Лучшее время для практики тратаки, которая относится к системе очистительных упражнений Шаткармам, это раннее утро между 3-4 часами ( это для Индии и для серьезно практикующих, нашим же работающим гражданам можно подстроить практику под свои условия). Вначале не практикуйте более получаса.

После тратаки хорошо сделать медитацию или йога нидру.

Асаны и пранаяма не повредят после тратаки, но медитативные практики сделать естественнее.

Если вы продолжите сидеть для медитации после тратаки, то вы ощутите полное спокойствие ума.

Обычно последовательность такова - асаны, пранаяма, тратака и аджапа джапа.

Тратака должна практиковаться как можно раньше утром (для нас можно и вечером, чтобы успокоиться после трудового дня), в полной тишине и без вентилятора (последнее актуально для Индии).

Тратака это крия, которая увеличивает жар, поэтому оптимально практиковать после омовения.

Если вы выполните сурья намаскар перед тратакой, то тело может слишком разогреться, и во время тратаки вы будете чувствовать дискомфорт.

Постарайтесь не перегреваться перед тратакой!

Если вы останетесь некоторое время в медитативном состоянии, то вы освежитесь и избавитесь от жара.

Практика тратаки возможна в различных формах: тратака на пламени свечи, на черной точке, на фото или рисунке, пустоте, восходящем солнце, на отражении солнца в чистой воде, на божестве (статуэтке или изображении), темноте, на собственной тени, на отражении в зеркале и на кристалле.

Это основные формы тратаки, правда есть еще некоторые оккультные способы практики.

Например, для обнаружения украденных рукописей, для поимки вора, похитившего их.

Тратака на восходящем солнце

Обычно у тех, кто практикует тратаку на восходящем солнце, к старости развивается катаракта, и они слепнут.

Я таких много встречал, но по прежнему люди практикуют ее.

В писаниях индуизма тратака рассматривалась, как один из религиозных ритуалов.

Так для чего она сейчас делается? Только для улучшения зрения. Это неправильное понимание развилось благодаря тем, кто не принимал непосредственного участия в религиозных ритуалах, ассоциирующихся с тратакой на солнце.

Когда в писаниях говориться, что солнце источник зрения, люди думают, что нужно просто смотреть на него, совершая ритуал поклонения.

Есть много ритуальных практик, которые находятся под религиозным патронажем, ассоциирующихся с данной крией.

Следует отметить, что когда вы делаете тратаку на солнце, то никогда не смотрите на него напрямую.

Что можно в этом случае делать?

Люди идут к реке и смотрят на отражении солнца в воде.

Так, что когда я говорю - тратака на солнце, то это значит тратака на его отражении на кристально чистой и гладкой поверхности воды.

Когда отражение разбивается волнами или рябью, то тратаку в таком случае делать не стоит.

Никогда не делайте тратаку на движущихся объектах!

Нужно сохранять осторожность при тратаке на металле, потому, что если металл сыграет, то никто не знает, как это может отразиться на зрении.

Некоторое время назад в Индии жил один свами, которого звали Вишуддхананда. Практикуя тратаку на солнце, он достиг определенных сиддхи. Свами стал слепым, но как результат практики, он мог получить любой опыт внутри себя.

Если вы задумали какой-либо запах, то Свами мог дать вам испытать этот самый запах непосредственно.

Позднее его стали называть Гандха Баба ("гандха" -  с санскрита значит "запах"). Он мог сказать - сандал, и вы в тот же момент ощущали запах сандала.

Многие жители Бенареса (Варанаси) могут продуцировать любой запах своими ладонями.

Так посредством продолжительной практики тратаки на восходящем солнце можно научиться создавать любой запах - это говорится в писаниях.

Те, кто хочет научиться этой практики должны найти опытного наставника!

Тратака на темноте

Такой вид тратаки практикуется в абсолютной темноте, например в темной комнате или ночью в джунглях, когда не видно даже своих рук.

Нужно открыть глаза и смотреть в темноту.

Продолжайте смотреть, как можно дольше не напрягая глаза.

Через некоторое время тьма расступиться, и поплывут видения.

Согласно мнению психологов, у тех, кто практикует тратаку на темноту, начинает выходить на поверхность подсознательный ум (устоявшиеся привычки, фобии, подавленные чувства, страхи) в форме видений, которые появляются из темноты.

Для тех, у кого отклонения в уме, ум грязный и неспокойный, нежелательно практиковать данную крию, потому, что когда они будут вынуждены уединиться, темная сторона ихнего внутреннего сознания или подсознательный ум не замедлит себя ждать.

Увидев видения, они испугаются и будут думать, что кто-то реально появился в комнате или месте тратаки.

Может появиться мертвец или кто-то, кому они доставляли много неприятностей.

Ужас поселится у них в уме и ум станет более нестабильным.

Поэтому тратаку на темноту могут делать только махатмы или садху, чей ум достаточно контролируется, без привязанностей и те, кто ведет чистую и дисциплинированную внутреннюю жизнь.

Во время тратаки на темноту они будут видеть верхний астральный план.

Тратака на собственной тени

Она известна, как чхайя упасана (chhaya upasana) - концентрация и осознание собственной тени.

Суть метода такова.

Садитесь спиной к солнцу и смотрите на свою собственную тень на земле.

Сосредоточьте свой взгляд на тени в районе вишуддха чакры.

Нет возможности точно увидеть чакру, так что держите представление в уме.

Делайте тратаку на вишшудхе в течение 6 минут или более, но сохраняя комфортное состояние.

Когда невозможно уже концентрироваться ни одной секунды, то остановитесь и направьте взгляд прямо в небо.

Удерживайте ваше сознание там и вы сможете увидеть огромную тень на фоне голубого неба.

Она будет серебристая и немного в дымке.

Продолжайте смотреть на тень, пока она не растворится, и затем постарайтесь отыскать ее снова, как я уже объяснял для антар тратаки (внутренняя).

Для начинающих будет достаточно сложно собрать тень, но 1-2 раза получится без проблем.

Затем снова возобновите тратаку на вишуддхе у тени.

После нескольких минут практики, без отвлечений, устремите взгляд снова в небо на большую тень.

Это правда, что посредствам данной практики можно узнать время прихода смерти.

Вы сможете считывать ауру кого угодно.

Даже, если вы не знаете, как делать предсказания о смерти, неотвратимая угроза будет показана в ясном видении.

Те, кто боится смерти или боли, у кого неустойчивый ум, не должны подходить к данной практике.

Этой тратаке могут быть обучены и могут ее практиковать только те, для кого смерть и опасность не имеют значения.

Иначе это знание будет причиной переживаний о будущем, о смерти и т.д.

Этой крии следует мантра, которая дается не на людях и не вслух, а только шепотом на ухо ученику.

Согласно традиции приглашается ученик и устраивается шумная инициация.

На пике шума гуру подходит к ученику и нашептывает мантру ему на ухо.

Из-за шума у адепта нет возможности услышать мантру и он не знает на поверхностном уровне, что гуру сказал ему.

Затем гуру записывает мантру на специально приготовленном для этого листе и говорит сколько нужно повторять ее ученику.

Ученик не должен говорить мантру кому-либо, чтобы это ему не стоило, потому, сто тогда она потеряет свою силу.

Это традиция согласно тантра шастре, которая не отличается от йоги, но ее подход немного другой.

Практика йоги служит только для достижения реализации, хотя тантра иногда имеет дело с психическими силами и оккультизмом.

Тратака на собственном отражении

В Йога сутрах Патанджали, единственном тексте раджа-йоги, в котором описываются все формы йоги, есть упоминание о этой тратаке.

В одной из сутр есть такое описание, что если делать тратаку на собственном отражении, то можно потерять осознание существования своего собственного тела.

В суфизме - мистическом течении ислама, смотрят на отражение в зеркале на красную или черную точку, поставленную в межбровье в трикути, и достигают просветления.

Вы можете практиковать на своем собственном отражении в зеркале или в воде.

Лучшее время для практики - когда солнце высоко, лучше не практиковать ночью и в дождливый и облачный день.

Когда вы делаете эту тратаку, то вы должны всегда помнить, что все что вы можете увидеть в зеркале - есть проекция вашего ума - ничего не может придти извне.

Хотя, делая эту форму тратаки или последние три, если вы испытываете что, что-то пришло явно извне, то лучше прекратить практику, потому, что это может вызвать сильный страх.

В действительности все проявления - это то, что есть в вас.

Когда женщина смотрит в зеркало и видит себя с медведем, то это ее подсознание.

Эти видения приходят постепенно, пока вы не потеряете себя. Затем приходит страх.

Опасность не в потере себя, а в том, что происходит замещение привычного себя другими формами и это приводит к сильному страху.

Этот ужасный страх, не поддается интеллектуальному анализу и не устраняется, потому, что в это время просто на просто поверхностное сознание отсутствует.

Вы как ребенок, который не может думать. Вы существуете в данный момент на инстинктивном плане.

Так, если что-то безобразное, отвратительное или опасное придет к вам, у вас ничего не останется, как испугаться.

Если у вас другие самскары (например, как у махатмы) и вы увидите угрожающий вам образ - подсознательный ум может сказать, что всё в порядке, пусть этот образ присутствует.

Есть некоторые моменты в жизни, когда ум находится на инстинктивном уровне, и мы не можем избавиться от страха, злости и т.д., потому, что мы не можем анализировать эти проявления при помощи интеллекта.

Поэтому мой совет вам - практикуйте легкие формы тратаки, в которых нет тенденции быстро терять себя.

Тратака на кристалле

Когда используется кристалл для тратаки, то пространство, в котором происходит практика должно быть слегка затемненным.

Сначала постелите темную ткань на сто, а затем на подставке поставьте кристалл.

Вы должны смотреть только на кристалл, не по сторонам.

Сознание и взгляд должны проникнуть в сердце кристалла.

Когда вы смотрите на кристалл, то вы не видите ничего.

Здесь объединена тратака на внешнем объекте и пустоте.

Когда вы смотрите на кристалл долгое время, то все вокруг погрузится во тьму, и поползут видения, даже если ваши глаза открыты.

На эту практику отводится порядка 10 минут, но не должно быть напряжений.

Вы должны смотреть на кристалл как можно дольше без морганий.

Глазные мышцы должны оставаться совершенно расслабленными и веки не должны моргать.

Когда вы почувствуете усталость, то нужно закрыть глаза и дать им отдохнуть.  Не думайте о кристалле, когда закрыли глаза.

Вначале 10 минут тратаки будут вызывать напряжение в глазах, но со временем это уйдет.

Те, кто практикует тратаку на кристалле, хранят ее в тайне и не рассказывают о ней другим.

В Индии у нас для тратаки используются два вида кристаллов: спхатик лингам и джотир лингам.

Спхатик лингам прозрачный, как стеклянный шар, а джотир лингам - переливающийся.

Используя спхатик лингам, концентрация приходит очень быстро.

Быстро приходят телепатические способности, так как кристалл притягивает звуковые волны.

В Тибете гора Кайлаш состоит спхатик кристалла.

Тем не менее, те, кто хочет практиковать тратаку на кристалле должны использовать джотир лингам.

Лучшим местом для поиска джотир лингама является Варанаси.

Их так же можно отыскать на берегах реки Нармада.

Если, вы поместите джотир лингам под струю воды, то в любое время дня, вы сможете наблюдать различные цвета и видения.

Вы просто продолжайте смотреть на него без напряженья и начнут появляться различные формы, змеи, слоны, джунгли, реки, земли, создание и разрушение мира и т.д.

Всё во Вселенной построено на принципах нашей внутренней реальности. Великие риши непосредственно видели лингам особой формы внутри себя, и это послужило созданию внешней символической формы.

В Упанишадах говорится, что тратака на внешнем шива лингаме - есть тратака на собственном астральном теле.

И форма, которая видится вовне, это та же форма, которая внутри и есть ваше астральное тело.

Посредством тратаки на джотир лингаме практикующий встречается лицом к лицу с собой и изучает секреты рождения и смерти.

Он способен удовлетворить свои духовные стремления.

В конце концов, он видит вечную жизнь внутри себя.

Этот джотир лингам- сваямбху- саморожденный.

Никто не делал его. Даже до вашего рождения он уже существовал, так как тонкое тело существует до рождения физического.

Джотир лингам различный на разных уровнях сознания.

В физическом мире его можно увидеть в храмах.

На других планах он видится, как свет.

Для поклонения джотир лингаму не требуются молитвы, мантры или подношения цветов, но нужно сесть напротив лингама, омыть его водой и смотреть на него,  пытаясь сделать его единым с внутренней формой.

Ничего другого не нужно, даже религиозного настроения.

Вы можете быть хинду, христианином или мусульманином, верить или нет в бога.

Вы только расположитесь удобно, положите напротив кристалла лист билвы и практикуйте тратаку.

Тратака для улучшения зрения

Тратаку нужно практиковать без очков, но об этом ничего не говориться в древних текстах.

Для тех, у кого плохое зрение, нужно практиковать тратаку на пламени от фитиля на касторовом масле, пока не потекут слезы. Затем нужно закрыть глаза и дать им обсохнуть.

Начинайте с одного круга и постепенно доведите до пяти.

Практика нетти то же полезна для глаз. Она должна делаться с теплой подсоленной водой.

Промывание глаз розовой водой то же полезно.

Вместо розовой воды можно использовать несколько капель лотосового меда

или сахаджан меда, потому, что в этих медах содержится мало кислоты.

Эту практику можно делать рано утром или вечером.

Если у вас есть вопросы по практике тратаки или дополнения к материалу, то оставляйте их в комментариях.

Обратите внимание на мой видео курс "Шаткарма".

Если вам показалась статья полезной, то поделитесь ей в социальных сетях, понажимав соответствующие кнопочки.

Успехов!

С уважением, инструктор йоги Раев Алексей.

Комментарии:

www.yogadream.su


Смотрите также