Так значит, вы хотите быть учителем йоги? Учитель йоги


Учитель йоги | SLAVYOGA

На основании внешних характеристик и определённых склонностей учителей йоги можно «просеять» через призму трёх Гун:

• тамаса (тьмы, инерции),• раджаса (активности, страсти)• и саттвы (света, равновесия)

Учитель йоги, который целиком пребывает в саттве, всеми своими устремлениями направлен к достижению Истины и Самореализации.

Служение своим ученикам такой наставник рассматривает как служение самому Богу, отдавая всё самое лучшее, на что он только способен на настоящий момент без следов тщеславия, гордости и эгоизма. Если и учитель, и ученик находятся под преобладанием энергии саттвы, то они одновременно обучают друг друга, будучи заинтересованными только лишь в познании собственного «Я» (атма джняна). Саттвичный учитель йоги одинаково относится ко всем своим ученикам в соответствии с их способностям и потребностям, не вознося кого-то выше других и не опуская ниже остальных.

Учитель йоги, находящийся под воздействием гуны страсти (раджаса) обычно не хочет видеть сильных и самодостаточных учеников, которые способны самостоятельно структурировать свою жизнь. Таких «Гуру» привлекает лишь постоянный рост своих последователей, на фоне которого они могут утвердить своё эго и почувствовать свою собственную значимость. Их тревожит впечатление, которое они производят на своих адептов и они даже могут серьёзно расстроиться, если ученики перестают следовать их рекомендациям и находят себе другого наставника. Такой тип учителя йоги духовно, эмоционально и материально полностью находится в плену у своих последователей. Вместо того чтобы посвятить все свои силы и отмеренное жизнью время на познание Истины, они культивируют в себе гордость, собственную значимость и стяжательство.

В отличие от саттвичного учителя йоги, раджасичный наставник всегда окружён фаворитами, находясь в атмосфере их лести и восхваления. Такой человек способен без угрызения совести открыто сплетничать о других Мастерах, высмеивая их и запрещая своим ученикам практиковать по их руководством. Корнем же данного поведения является не беспокойство о судьбе ученика, а всего лишь неуверенность в самом себе. Для такого учителя вопрос оплаты за свои занятия является одним из приоритетов его деятельности по «просвещению общества». В зависимости от степени вознаграждения они могут производить градацию в рядах своих поклонников, уделяя одним больше своего внимания, другим – меньше, а третьих – вообще игнорировать.

Учитель йоги, находящийся в плену тамаса будет воспитывать бездумных фанатов, которые без критики и осмысления будут выполнять любые его прихоти, даже неэтичные и безнравственные. Такой «учитель» способен даже поощрять наркоманию у своего ученика, оправдывая это тем, что сам Шива употреблял определённые растения для постижения собственной сути. Манипуляция людьми ради увеличения собственной власти является мотивацией для многих их действий.

Если Вы инструктор йоги, учитель или тренер, всегда стремитесь к развитию в себе качества саттвы. Если Ваша карма предполагает наличие преподавательской деятельности, то постарайтесь сделать так, чтобы Вы находились и духовно, и материально свободными от своих учеников. Направляйте все свои действия на постижение Истины и личную садхану, и описанные ловушки на пути духовного роста Вы преодолеете даже и не оглянувшись на них.

Если же Вы ученик, постигающий науку йоги, то, взращивая в себе саттву, Вы можете достигнуть просветления даже под руководством тамасичного либо раджасичного учителя, но только при условии, если будете отрешённо «пропускать мимо» ложные нагромождения и омрачения, присутствующие в уме у Вашего наставника.

Конечно же, темп Вашего развития у саттвичного учителя йоги будет заметно выше и Вам очень повезет (или уже повезло), если Вы найдёте (нашли) себе такого Гуру. Он на собственном опыте сможет помочь Вам не оказаться в плену у своих внутренних слабостей и откроет для вас путь к Свету и Истине.

Всегда помните о том, что действительно хороший учитель служит лишь только для достижения Вашего просветления и роста осознанности. Его цель – открыть Вашего внутреннего гуру и наладить крепкую связь с ним, убрав из Вашего сознания всё, что мешает постижению души и истинного «Я».

Стремитесь к свободе и самодостаточности, потому что Вы – это часть Всевышнего. Не отягощайте своего наставника привязанностью к его личности — всё знание Мира покоиться в Вашем сердце. Просто создайте условия для его осознания, и пусть оно само откроется Вам.

Одна из старых индийских пословиц говорит о том, что основная задача ученика заключается в том, чтобы найти Гуру, любить Гуру, а затем покинуть Гуру…

Света, Любви и Радости Вам на пути постижения Вашей внутренней сути! Истинный учитель йоги находится в сердце каждого…

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Записки учителя йоги |

Как мы обычно выбираем профессию?

Правильно, мы думаем о том, что нам нравится делать, где больше платят, где есть перспективы карьерного роста. И, конечно же, родители, близкие, учителя дают нам бесценные советы, руководствуясь своими соображениями о том, что лучше для нас.

В результате в 22 года мы заканчиваем учебные заведения и понимаем, что не хотим работать по профессии. Что мы хотим путешествовать, а не продавать туры в душном офисе, мы хотим быть богатыми, а не корпеть в банке, считая чужие деньги, мы хотим жить, а не торчать на работе с утра до ночи. И тут начинается поиск себя, одни идут учиться заново, другие открывают свой бизнес, кто-то начинает трудиться по профессии (по статистике только 40% выпускников работают по специальности).

Профессия инструктора по йоге немного отличается от этого правила. Обычно желание стать учителем приходит в осознанном возрасте из огромной любви к йоге и стремления связать свою жизнь с этой древней практикой. Для этого не нужно учиться пять лет, программа подготовки длится от нескольких месяцев до года.

Но даже при этих условиях многие учителя до конца не понимают, с чем им придется столкнуться после прохождения курса. Тут-то и начинается настоящее обучение. И это путь длинною в жизнь.

Позвольте мне поделиться с вами тем, что я уже успела осознать за чуть более двух лет преподавания йоги.

Не мы учим, нас учат

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Али Апшерони.

Если вы думаете, что вы учите кого-то будучи инструктором по йоге, то вы очень ошибаетесь. Вы здесь лишь проводник древних знаний. Каждый человек приходит в класс со своими задачами, и вы тоже. И чем охотнее вы будете помогать ученикам решать их уроки, тем эффективнее вы сможете справиться со своими.

Известно, что читая книги, мы усваиваем 15% информации. Делая это на практике, мы усваиваем 60% информации. И обучая других, передавая другим знания, — в нас остается уже 90%.

Вы здесь для блага учеников

Урок йоги – это не про учителя, это про учеников. Бикрам Чоудхури.

Правило номер один инструктора по йоге: главная персона в классе – ученик, а не учитель. Забудьте о том, как вы выглядите, как себя чувствуете, какое у вас настроение, что творится у вас жизни. Откройте свое сердце и будьте готовы помогать другим в течении всего класса, а если потребуется и после.

Важно искренне интересоваться самочувствием учеников, давать ответы на возникающие у них вопросы, делиться своим опытом и знаниями. Какой прок от этих знаний, если ими не делиться? Общение вне класса способствует налаживанию более близких и доверительных отношений, и дает вам шанс помочь.

Вообще, помощь людям дает нам гораздо больше, чем им. Та радость, которую вы испытываете, когда вас благодарят после класса, когда делятся с вами своими успехами, когда вы видете изменения в практике учеников и их жизни, их горящие глаза, несравнима ни с чем.

Это как наркотик. Со временем вы понимаете, что больше не можете без этого, что как бы ни сложилась ваша жизнь, что бы не случилось, вы будете продолжать вести йогу и заниматься сами.

Не навешивайте ярлыки

Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах. Индейская мудрость.

Поверьте мне на слово, когда люди занимаются йогой (особенно бикрам йогой), их лица настолько сосредоточены, что поначалу кажется, что каждый из них вас тихо ненавидит. Но это ощущение обманчиво. Они не думают о вас, они витают в своих мыслях, заботах, проблемах. Не стоит обращать на это внимание.

На занятия йогой приходят совершенно разные люди, со своим характером, социальным статусом, своим отношением к практике и к вам, с разными судьбами, проблемами, страхами. Они по-своему провели сегодняшний день, а может быть вчерашний вечер, и конечно же, весь свой багаж они приносят на практику вместе с собой.

Они по-разному реагируют на ваши инструкции и исправления, могут отказаться выполнять какие-то асаны, заниматься лениво и без энтузиазма, комментировать ваше занятие и высказывать свое мнение, показывать свое отношение к вам или вообще покинуть класс.

С некоторыми учениками очень непросто, но тем не менее – не стоит судить их или принимать их поведение на свой счет. Ничего личного. Вы не знаете, что они чувствуют, что происходит в их жизни. И если они пришли на ваш класс, значит это именно то место, где они должны быть сейчас и где они могут чему-то научится. Уважайте это.

Но и не позволяйте ученикам судить себя. Если они говорят вам, что недовольны вашим классом, что вы плохой учитель и им не понравилось, не нужно сжиматься в комочек и виновато что-то лепетать. Мы все разные, со своими пожеланиями и предпочтениями. Каждый ученик находит своего учителя, в соответствии со своим темпераментом и ожиданиями.

Поэтому нужно иметь смелость с высоко поднятой головой поблагодарить за обратную связь. Если критика была конструктивной, имеет смысл принять информацию к сведению и поработать над этим, если нет – учитесь не принимать ее близко к сердцу. К счастью, такие ситуации случаются крайне редко.

Ничего не ожидайте от класса

Жизнь надо не строить и планировать, а оформлять и режиссировать. Юрий Зарожный.

Каждый класс – это новая история. Да, у вас есть план урока, опыт и понимание, что вы будете делать, но всякий раз происходят непредвиденные вещи. Ученики могут упасть в обморок, потянуть связку, получить судороги, задать более быстрый или медленный темп выполнения асан, вам придется больше объяснять и показывать, если пришло много новичков и так далее. Будьте всегда готовы внести изменения по ходу пьесы и адекватно отреагировать на неожиданные события, не потеряв контроль над классом.

Ничего не ожидайте от себя

Совершенство не оставляет места совершенствованию. Константин Кушнер.

Вы учитель йоги, а не робот. Несомненно, всегда стараешься дать лучший класс, тем не менее вы физически не можете быть одинаково эффективным каждый раз. После некоторых занятий вы испытываете это тягучее приятное чувство удовлетворения, представляя себя супер-мега-учителем, а порой случается и сомневаться в своей компетентности.

И это тоже хорошо, потому что сомнения толкают нас совершенствоваться дальше, расти как учитель, открывать новые горизонты. Ведь если человек уверен в своей идеальности, у него пропадает стимул работать над собой, и начинается процесс деградации. А это точно не то, к чему мы стремимся.

Контролируйте свои силы

Но помните о самих себе: каждый сам себе допинг. Эрве Базен. 

Во время занятия идет мощный энергетический обмен между учениками и учителем. Нужно научится отдавать достаточное количество энергии, чтобы ваш класс был динамичным, чтобы зарядить учеников силами, но и следить, чтобы осталось что-то для себя после класса. Рассчитывайте свои силы. Есть риск растратить всю свою энергию на классе, но ведь она нужна нам и для других целей.

Не ожидайте больших доходов

Не мучь безмерно душу каждый час Исканьем в мире власти и богатств. Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Если вы все-таки решили стать инструктором по йоге – не ожидайте больших доходов. Существует много способов зарабатывать деньги в этой сфере: групповые занятия, индивидуальные занятия, йога-туры, семинары и лекции. Но оплата на начальном этапе минимальная. Нужно очень потрудиться, наработать имя и опыт, чтобы иметь доход с этой деятельности, достаточный для достойной жизни или содержания семьи.

Если вы все-таки решили освоить эту профессию, заручитесь поддержкой близких или обеспечьте себе другой источник дохода. Поверьте, эта работа не о деньгах, а о гораздо большем. Она наполняет душу любовью и гармонией, вдохновляет к развитию и помощи другим, привносит больший смысл в вашу жизнь.

Я ни разу не пожалела о своем выборе. Приходится постоянно учиться и расти как человек и профессионал, порой бывает очень трудно, в самом начале случалось и плакать и сомневаться в правильности своего решения, но это только сделало меня сильней.

Я веду бикрам йогу на трех языках, йогу для детей, и, думаю, это не предел. Впереди меня ждет еще много открытий и изменений, а это именно то, что я люблю в жизни больше всего!

P. S. Мои друзья, учителя йоги, вы согласны со мной? Вы счастливы в своем выборе? Какие выводы вы сделали из своего опыта?

С искренней симпатией, Олеся.

Популярные статьи

bebalance.ru

Учитель йоги: 4 уровня мастерства

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru.

Фото: Instagram.com/talia_sutra

yogajournal.ru

Как выбрать учителя йоги? 5 признаков, которые помогут вам определить Гуру йоги

Когда мы рассуждаем о травмобезопасности в йоге, то чаще всего говорим о необходимости правильно отстраивать асаны и вдумчиво выбирать комплексы для занятий дома. Занятия в студии же априори считаются безопасными: там ведь есть опытный инструктор, который всегда подскажет, поможет и поправит. В целом это, конечно, так. Грамотный тренер – это залог того, что во время практики вы сведёте к минимуму риск травм и приблизите к максимуму полученную пользу. Однако найти опытного инструктора – дело нелёгкое. Особенно новичку, который не знает на что нужно обращать внимание и по каким критериям выбирать тренера.

Существует 5 критериев, которыми вам стоит руководствоваться при поиске  преподавателя. Зная их, вы значительно облегчите процесс выбора инструктора. Давайте же разберёмся, какими качествами и навыками должен обладать инструктор, чтобы быть удостоенным звания Гуру, а от каких горе-инструкторов стоит бежать как от огня.

Каким должен быть тренер по йоге?

  1. Тренер должен нравится вам как человек.Казалось бы это очевидный пункт, не заслуживающий отдельного внимания. Однако, на самом деле, привлекательность инструктора – это один из основных моментов. Только если вам приятно находится в обществе этого человека, если вам интересна его манера ведения тренировки, если вам хочется задать интересующий вопрос о йоге ему, а не «Гуглу» — только тогда ваши занятия будут носить не временный характер, а станут образом жизни, способным принести массу положительных эмоций.

    Положитесь на вашу интуицию. Зачастую она отлично срабатывает в вопросе: подходит нам человек или нет. Поэтому в том случае, если инструктор вызывает у вас отторжение (пусть даже ничем не объяснимое), не стоит тратить время на занятия с ним. Помните, что ваше окружение оказывает на вас влияние. Задайте себе вопрос: «Хочу ли я стать похожим на этого человека?». Если ответ утвердительный, то вы можете заниматься с ним. Конечно, перед этим «пройдясь» по другим пунктам этой статьи, чтобы проанализировать профессионализм, знания и навыки этого преподавателя.

  2. Тренер не должен поражать сложными асанами в группах для начинающих.Многие могут удивиться: а как же тогда понять, что это действительно профессионал в своём деле? Профессионал не будет мотивировать новичков на выполнение того, к чему они не готовы. Он не будет показывать сложные позы, которые в группе из сорока человек кое-как выполнят двое. Наоборот, в занятии для начинающих грамотный тренер больше времени уделит простым асанам и их технике выполнения. Ведь именно на их основе потом и будут строится все сложные элементы. И эти элементы обязательно появятся. Но только на тренировках основного или продвинутого уровня.

    Поэтому старайтесь найти инструктора, цель которого будет не самоутвердится за счёт восхищённых взглядов начинающих учеников, а грамотно построить тренировочный процесс.

  3. Тренер по йоге должен отличаться от тренера фитнес-направлений.И без того тесная ассоциация йоги и фитнеса становится сильнее с каждым днём. Дело здесь и в активном развитии йоги, которая теперь встречается в сетке расписания каждого фитнес-центра; и в создании новых методик: фитнес-йога, yoga fit, йогалатес, йога+стрейчинг. Однако не стоит забывать, что йога – это особое направление, в котором будут неуместны многие «фишки» из фитнеса.

    Здесь не подойдёт громкая, агрессивная музыка:  музыкальный фон на йоге должен успокаивать, а не возбуждать. Не подойдёт требовательная манера ведения тренировка: «быстрее, выше, сильнее» — это не о йоге. Не подойдёт грубая правка силой: йога – это не гимнастика, где главной целью является достижение невероятной гибкости и умения выполнять сложные балансы. Любая правка в йоге должна быть корректной и без применения силы.

    Выбирайте инструктора, который будет уважительно относится к возможностям вашего тела. В йога-классе нет место соревновательности, там должна царить атмосфера гармонии и умиротворения.

  4. Грамотный тренер не будет «зацикливать» вас на физических аспектах практики.В йоге практика асан – это не основная цель, а средство. Поэтому настоящий учитель не станет акцентировать ваше внимание только на физическом аспекте практики. Не стоит идти заниматься к преподавателю, который будет «подбадривать» вас в явно сложной для вас асане: «Давай, ты сможешь! Надо просто постараться! Эту позу могут выполнять все!». Конечно проще поддержать интерес к регулярным тренировкам, если давить на то, что до достижения сложно выполнимой, но такой желанной позы, осталось совсем чуть-чуть.

    Однако грамотный инструктор сможет объяснить, что главное в занятиях – это не достижение внешней формы, а работа со своими внутренними процессами. И сможет поддержать интерес клиента не обещая ему гибкости Алины Кабаевой и Ван Дама, а рассказывая о других, более тонких, но не менее интересных аспектах.

  5. Тренер должен знать противопоказания к асанам и их пользу.Комплекс асан – это не набор абсолютно безопасных и безвредных упражнений. Поэтому нужно помнить, что идеально выполненная, но противопоказанная лично вам асана, не принесёт пользу. Грамотный инструктор обязательно проговаривает общие противопоказания во время группового класса. Но если у вас есть какие-либо «редкие» заболевания и связанные с ними вопросы, то в ходе личной беседы грамотный инструктор сможет обозначить запрещенные для вас упражнения и, по возможности, подобрать к ним адаптивные варианты.Однако верно составленный комплекс асан действительно способен решить многие проблемы со здоровьем, а индивидуально подобранные пранаямы и медитации принесут ощутимую пользу на ментальном уровне. Поэтому плюсом в копилку тренера будет его умение посоветовать вам пару-тройку упражнений для домашней практики.

Подводим итоги

Найти «своего учителя» — это не единственно важный момент. Для того, чтобы занятия в студии принесли вам желаемую пользу, ознакомьтесь со статьёй Занятия йогой в студии: как защитить себя от травм? Это позволит вам заниматься правильно: вдумчиво и осознанно.

И завершении хотелось бы ещё раз вас уберечь: не тратьте время на занятия с человеком, в профессионализме которого у вас есть сомнения. Не занимайтесь с человеком, в обществе которого вам неприятно и не хочется находится. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам получить удовольствие от занятий и принесёт пользу не только на физическом, но и на ментальном уровне.

Категория Йога для начинающих Советы для начинающих

Автор: Анна Тигинян

Инструктор по Хатха йоге, пилатесу и стрейчингу.

Журналист, автор статей на сайте yogictv.ru

yogictv.ru

Как выбрать учителя йоги

Школы йоги появляются на каждом шагу, но задача найти учителя йоги становится от этого не проще, а только сложнее. Как узнать среди множества квалифицированных и сертифицированных инструкторов того, кто станет для вас настоящим проводником в мир йоги?

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.

Читайте также

www.psychologies.ru

Учитель йоги. | ���� � ������

Одним из ключевых факторов, формирующих интерес к йоге, является личность инструктора. Удобство расположения зала, дизайн центра, антураж и атмосфера отступают на второй план, если нам нравится учитель йоги. В тоже время, как показывает многочасовой опыт общения с многочисленными адептами йоги, заранее определить «своего» инструктора практически невозможно. Как же быть? По каким критериям можно заранее оценить учителя йоги и понять, стоит ли посещать занятия у него? Выделим три, наиболее важных с нашей точки зрения.

Уровень подготовки. Важно знать уровень подготовки и квалификации инструктора. В отличие от массажистов и докторов над инструкторами йоги нет вышестоящей государственной организации, которая раздает лицензии. Нет ни квалификационного экзамена, ни сертификационной комиссии. Поэтому, записываясь на занятия к инструктору, вы должны узнать об уровне его подготовки. Как правило, такую информацию несложно найти, и она всегда указывается в профиле учителя йоги на сайте.

Идеальный инструктор должен хорошо ориентироваться в анатомии и физиологии, а также в применении всех этих знаний в практиках асан. Йога неразрывно связана с философией, а следовательно, инструктор должен знать основы философии йоги, анатомии тонких материй, глубоко понимать принципы пранаямы и медитации. И это далеко не полный список требований, а скорее обязательный минимум, которыми должен обладать инструктор для того, чтобы начать работать с учениками.

Учитель йоги должен обладать не только знаниями, но и иметь солидный практический опыт. Конечно, не существует пропорциональной зависимости между тем, сколько лет отработал инструктор и качеством его преподавания, но и отрицать такую связь нельзя. Опыт – один из важнейших критериев, на который необходимо обратить внимание при выборе инструктора.

Страсть. Йоги любят йогу. Звучит как бессмыслица, но для того чтобы заработать на жизнь, инструктор должен проводить 1-2 занятия ежедневно. А это серьезная физическая и эмоциональная нагрузка, которая может привести к полному истощению и которую без подлинного энтузиазма, веры и энергии трудно выдержать. Поэтому настоящий учитель йоги опознается по порой трудно уловимому блеску в глазах.

Страсть заставляет инструктора постоянно учиться чему-то новому, исследовать новые области и заставлять себя быть вечным учеником. Смирение должно быть главным качеством подлинного йога, и оно исчезает, когда учитель перестает ощущать себя учеником. Лучший учитель всегда должен чувствовать себя еще и учеником.

Представьте себе ситуацию, когда ваш личный доктор, который, может быть, отсучился и получил диплом более 15 лет назад, не стремится освежать свои знания в медицине. Мимо него проходит информация о новых технологиях или курсах лечения, которые могут спасти наши жизни. То же самое и с инструкторами йоги: невозможно переоценить важность самосовершенствования, особенно в бурно развивающемся мире йоги.

Душевность. Учитель йоги должен быть внимателен к ученикам и по-настоящему заинтересован в том, чтобы принести им пользу. Философия йоги содержит в себя знания, способные сделать нас более добрыми и сострадательными. Это не значит, что инструктора должны быть идеальными. Но они должны быть терпеливыми к несовершенству других, уметь видеть высокий потенциал своих учеников, любить их, проявлять душевность.

Можно сказать и по-другому: учитель йоги должен быть просветленным. Не стоит преувеличивать значение этого слова; просветленным – значит, мудрым, уравновешенным, близким к ощущению вечности, прощающим. Инструкторы йоги должны искренне любить людей. Учителя работают с людьми напрямую, служат на благо ученикам. Если ваш инструктор старается быть лидером, называет себя гуру йоги, значит, что-то не так.

Йога – это не иерархичная структура, потому что иерархия порождает разделение, которое противоречит духу йоги. Любой инструктор, который устанавливает или усиливает иерархию, противоречит истинам, которым учит йога. Не так уж и легко признаться в своем несовершенстве и воспитать в себе человеколюбие, когда кто-то чувствует себя «лучше, чем» или «выше» других. Настоящие учителя йоги отказываются от иерархий, воспринимают нас как друзей, не выделяют любимчиков и не унижают начинающих.

www.yogagorod.ru

Так значит, вы хотите быть учителем йоги?

Кришнамачарья называл 3 неотъемлемых качества учителя йоги.

Шри Тирумалай Кришнамачарья

Являясь источником большой части современной йоги и учителем таких светил, как Б.К.С. Айенгар и Шри К.Паттабхи Джойс, этот человек явно представлял, каково это — обладать всей глубиной мудрости, которую воплощает в себе йога. Безусловно, есть одно первостепенное качество, чтобы быть учителем йоги – просветление – но вместо такого абсолютного духовного опыта Кришнамачарья предлагает три других качества для тех, кто претендует на звание учителя.

Первое, иметь связь с линией преемственности учителей.

Это указывает на то, где студент бывал, кто курировал его обучение и несет ответственность за его знания. Важнейшими их всех в йоге являются отношения между учителем и учеником.

Мы все слышали понятие «гуру». Тогда как его толкование исказилось и, возможно, размылось в среде обывателей, первоначальное значение гуру было весьма простым – тот, кто помог удалить тьму, чтобы показать свет.

Йоги – это искатели некоей Высшей Истины, и величайшим препятствием к этому служит наше собственное неведение (авидья) и эго (асмита). Гуру – тот, кто персонально и откровенно помогает нам осознать наши же блоки и установки через наставления и испытания для их преодоления. Это трудный и порой бесславный процесс.

Учитель – тот, кто бесстрашно указывает на наши заблуждения и сбивает спесь, когда мы думаем, что все уже изучили и у нас в руках все ответы. В противоположность западному мышлению, йога дорожит связью и почтением к тем, кто стоит выше нас, а также предполагает, что нам не нужно проходить путь в одиночестве или заново изобретать колесо.

Если наши учителя были мастерами, значит, мы можем подражать их деяниям с какой-то степенью успеха. Это снимает груз по «повторному изобретению колеса» и позволяет нам практиковать наше учение так, как это уже было успешно проделано.

Учитель йоги может довести нас лишь туда, куда дошел сам, и с учетом этого, нам благоразумно выбирать учителей, которые обрели некоторую степень счастья и свободы внутри себя, так как в таком случае они могут показать нам, как туда попасть.

Второе качество для учителей йоги – поддерживать ежедневную практику.

Когда гуру показал путь, жизненно необходимо, чтобы мы реально перенесли этот метод на практику для проверки его достоверности и силы. В традиции йоги говорится, что есть три способа познать что-либо: через обучение, через умозаключение и через личный опыт. Ценнейшим способом познания чего-либо в йоге является личный опыт. Самый продвинутый учитель может быть способен дать нам ключ к счастью, но пока мы не вставим этот ключ в замок и не повернем, сами ничего не поймем.

Будучи учителем, наша ежедневная практика – это то, как мы даем йоге, которую мы изучили и любим, реально делать свое дело. Чтобы она сработала на нас, нужно время. И время – ключевой фактор. В своей книге «Outliers» Malcom Gladwell раскрывает 10-летнее или 10000-часовое правило успеха. Gladwell заявляет, что мастерство в любой области требует громадных свершений – 10 лет, или 10000 часов.

Хатха Йога Прадипика тоже высказывает мысль о том, что для достижения мастерства в практике асан требуется 12 лет каждодневной практики. Йога сутра утверждает, что мастерство приходит с постоянной практикой через длительное время. Просто йоге нужно время сделать свое дело, чтобы переписать заново наш внутренний сценарий и модель так, что стандартные привычки, реакции и паттерны станут подобными поведению йогина – того, кто пребывает в совершенном покое.

Дабы ввести в действие наши 10000 часов, нам нужно прилежно работать над нашей собственной практикой и позволить йоге жить в нас. Когда так происходит, учитель может наставлять не просто чему-то услышанному от кого-то, а учить тому, что познал сам в полном смысле слова.

И, наконец, последнее качество учителя в том, что мы по-настоящему любим людей.

Нам ведь работать с ними, ведь так? Поэтому разумно, что мы с легкостью работаем и общаемся с разными людьми. Самым важным в симпатии к другим является умение создавать участливые и сочувственные взаимоотношения.

На этой финальной стадии остается мало места для эго, так как задача учителя смотреть на студентов, как на уже целостных и совершенных, в отличие от тех, кому требуется «наладка». Это уникальный ракурс, и, когда учитель видит, на что способен студент, тогда студент видит возможность воспользоваться предоставленным шансом.

Как сказал бы Дейл Карнеги:

«Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с существами логики, а с существами эмоций».

Если мы способны вдохновлять и стимулировать студентов двигаться (безопасно) за их ограничения, значит мы сможем сделать то, что наши учителя в свое время сделали для нас, и таким образом мы передадим волшебную мудрость Кришнамачарьи. Когда мы познакомились с великими учителями и приняли во внимание их наставления, тогда мы способны передать эту мудрость другим.

источник

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Так значит, вы хотите быть учителем йоги? / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a

www.ashtanga.su


Смотрите также