Мифы о преподавателях йоги. Учителя йоги


Как выбрать учителя йоги | SLAVYOGA

В данной публикации мы, опираясь на один из общепризнанных первоисточников по йоге, – «Хатха-йога Прадпику», пообщаемся с тобой на тему того, как избежать ловушек и сетей, умело расставленных предприимчивыми йога-бизнесменами, в которые стабильно попадают неофиты, а также определимся, как выбрать учителя по йоге, который гарантированно приведёт тебя к успеху и осязаемому результату в личной практике.

С Вами проект SLAVYOGA и я – Сергей Чернов.

Рекомендуем к просмотру

Реальность современного информационного пространства такова, что практически в любой сфере жизни количество предоставляемых возможностей намного больше, чем может вместить в себя отдельно взятый человек. И сфера выбора своего наставника на пути развития в йоге – не исключение.

Как же определиться в таком количестве вариантов?

На самом деле, всё, как обычно, очень просто.

Праздность, леность и энергетическая затратность работы человеческого мозга, опирающаяся на относительно щадящий стиль современного эволюционного отбора и жесточайший характер социального отбора, имеющий целью формирование миролюбивых, законопослушных и легко управляемых граждан, предоставляют плодородную среду для посадки и роста различных фантастических идей.

Широкий спектр красочных представлений о происхождении человека от потомков древних могущественных Богов, снизошедших на Землю; пришельцев из космоса и параллельных реальностей, а также других разнообразных свежеприготовленных концепций, ориентированных на мозг, не способный к элементарной логике и критическому системному мышлению, как это не выглядит забавным, только подтверждают нашу прогрессивную позицию среди приматов, умело копирующих идеи и поведение признанных в обществе доминантных особей.

Думаю, что каждый, кто какое-то время осознанно работает со своим эго и программами древнего мозга (инстинктом биовыживания, инстинктом продления рода и инстинктом доминирования), согласится, что свойство человеческой природы на этапах развития, предшествующих глубокому духовному осознанию – подражание. Сначала мы подражаем своим родителями, потом учителям в школе, университете, сверстникам, которые нам симпатичны или добились успеха в том или ином деле, харизматичным кумирам, образ которых отличается от среднестатистического шаблона.

Сфера йоги в данном вопросе – не исключение.

Прежде, чем мы обретём состояние интуитивного осознания того, какая практика подходит именно для нас, нужен длительный период подражания тем личностям, которые действительно демонстрируют успех в практике йоги. И, если мы хотим накопить драгоценный опыт без телесных и психических катастроф, а также нам импонирует образ человека, на которого мы хотим стать похожими через какой-то временной период, то самым естественным и логичным путём будет простое подражание способу практики данного человека и его жизненным установкам.

«Где же здесь речь про нашу уникальность?» — можете возразить Вы. Могу Вас успокоить, что благодаря генетическим, морфологическим, физиологическим, биохимическим, психологическим, социально-экономическим, климатическим и ещё длинному ряду индивидуальных отличий, для Вас гарантированно наступит период в данном многолетнем путешествии, когда Вы осознаете, что настало время создания собственного подхода к практике йоги, учитывающего все Ваши уникальные особенности.

Итак, каковы же критерии, по которым можно выбрать учителя, который не на словах, а стилем и образом собственной жизни демонстрирует достижение успеха в практике йоги?

Поговорим сначала про хатха-йогу, как наиболее распространённую и критически важную составляющую гармоничной практики.

Сватмарама, в первоисточнике по йоге «Хатха-йога Прадипика» (шлока 78 второй главы — «Шаткарма и пранаяма») даёт чёткий ответ в отношении вопрос успеха в хатха-йоге:«Совершенство хатха йога достигается тогда, когда имеются худощавость тела, спокойствие, проявление внутреннего звука, ясные глаза, отсутствие болезней, контроль над бинду, активный пищеварительный огонь и очищение нади».

То есть, внешние объективные признаки успеха, которые мы можем оценить визуально без дополнительных методов исследования таковы:1. худощавость;2. спокойствие;3. ясный взгляд;4. отсутствие болезней.

Получается, если кандидат на звание успешного учителя хатха-йоги не отвечает даже этим четырём критерием, то значит, он где-то недоработал и что-то здесь не то.Однако, помимо вышеперечисленных внешних проявлений, которые достигаются практикой хатха-йоги существуют ещё и внутренние проявления, которые достигаются практикой раджа-йоги.

В шлоке 76 той же главы Сватмарама говорит: «Не может быть никакого совершенства, если хатха-йога практикуется без раджа-йоги, а раджа-йога – без хатха-йоги. Совершенство, следовательно, достигается через практику обеих».

Исходя из озвученной шлоки, можно утверждать, что тот, кто придерживается идеи о том, что практика хатха-йоги – слишком примитивный процесс, на самом деле впал в заблуждение и поддался очередной спекуляции собственного ума. Хорошо, если данное омрачение кратковременное и сопровождается правильными выводами на основании полученного отката физического здоровья и снижения адаптационных возможностей. Гораздо печальнее выглядит ситуация, когда человек «заходит в густой лес заблуждений» на годы, а иногда и до конца данного воплощения.

Но Бог с этими удобными для самооправдания человеческими глупостями, давайте заглянем ещё немного глубже в Хатха-йога Прадипику и узнаем, что Сватмарама подразумевает под термином «раджа-йога».

Опять же, мы обнаруживаем чёткий и ясный, лишённый двусмысленности и многовариантных интерпретаций, ответ: «Когда в уме, или читте, есть только одно, это называется раджа-йогой. Йог становится Ишварой…»

Можно смело утверждать, что для того, чтобы возвысить своё сознание до такого уровня, естественно, на протяжении достаточно длительного времени нужно не только практиковать асаны, но также соблюдать свод ямы-ниямы и пропустить поток своего восприятия через практику пранаямы, пратьяхары, концентрации, медитации и самадхи.

Иными словами — качественно подготовить свой физический якорь в виде органического тела, способного выдержать лавинообразно увеличивающийся уровень энергии, который неизбежно возникает от осознания собственной тождественности с Источником всего сущего.

Мы же все прекрасно знаем, что бывает с электроприбором, рассчитанным на 220 вольт, на который подают высоковольтный ток. Почему же мы так легко игнорируем такую очевидную параллель с физическим телом?

Мы затронули пласт хатха и раджа-йоги. А как же другие направления: мантра-йога, нада-йога, и, конечно же, йога с котиками 🙂

Если отбросить последний вариант и схожие с ним продукты современной суррогатной практики, можно сказать, что мантра-йога, нада-йога и весь ряд остальных способов самопостижения, требуют постоянной работы со своим умом и потому подпадают под категорию раджа-йоги.

Фактически, всё можно свести к концептуальной схеме «хатха-раджа йога», где хатха подразумевает работу с более грубыми проявлениями человеческой сущности в виде обретения контроля над физическим телом и дыханием, а раджа включает в себя спектр техник, напрямую направленных на работу с восприятием, вниманием и умом.

Надеюсь, данная беседа оказалась для вас интересной и полезной и теперь, когда Вам в очередной раз «Гуру хатха-йоги» с сахарным диабетом, язвой желудка или нездоровым цветом кожного покрова, а может быть даже «Эксперт в раджа-йоге», не способный пристально сосредоточить своё внимание на выбранном объекте концентрации хотя бы в течение 20-30 секунд будут рассказывать о быстром, уникальном и, конечно же, единственном методе Тотального Просветления, базирующимся на древней линии передачи глубоко сакрального учения, у Вас в уме сработают правильные настройки фильтров для выбора того учителя йоги, который действительно поможет вам максимально эффективно использовать время своей жизни и прийти к собственной тотальной самореализации.Если Вам понравилась данная публикация, пожалуйста, поделитесь своим опытом в данном вопросе в комментариях ниже. До новых встреч!

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Учителя йоги о счастье

Карта Сингх Кхалса, основатель и директор школы Кундалини-йоги «Амрит Нам Саровар»:

Я много путешествую и много вижу людей. Все люди ищут счастья в своей жизни, не только йоги. Все стараются избежать страдания, боли и одиночества. Я вижу, как уровень интереса относительно счастья всё выше и выше. Люди больше не концентрируются только на выживании или достижении чего-то. Происходит изменение общих установок планеты: сейчас уже очень много проблем решено с помощью технологий и науки, и теперь мы можем просто узнать, как это просто быть счастливым.

Шаг 1. Избавиться от ложных верований и предрассудков. Пятьдесят процентов способности быть счастливым заложено в наследии, оставленном предками. К сожалению, большая часть нашего наследия заключается в культивировании чувств вины и стыда. Вот почему возникает много неправильных систем верований. Нам нужно освободить себя от убеждений, которые ведут к несчастьям и грусти. Например, от верований в ад или верований что мы грешники и виноваты в чём-то. Многие люди проносят это через всю свою жизнь. И я думаю, первое, что действительно необходимо, это освободить себя от всего этого.

Шаг 2. Найти себя истинного. У каждого из нас есть собственная уникальность. Необходимо отыскать и взращивать её. Не жить в соответствии с тем, чего ожидают другие. Когда вы встречаетесь с собой и начинаете чествовать себя как уникальное человеческое существо, это называется индивидуацией. В этот момент вы встаёте на орбиту вашего счастья. И это счастье представляет собой наполненность. Это не про, чтобы стареть и становиться более мудрым. И не про то, чтобы оставаться невинным младенцем. Нам нужно научиться быть одновременно и осознанными, и невинными. Это то, куда мы идём.

Шаг 3. Находить удовольствие в мелочах. В счастье большую роль играет удовольствие. Счастье — это не то, что создаётся большими шагами. Это, скорее, про то, как вы можете организовать свой образ жизни, чтобы привносить в неё удовольствие в мелких делах. Это, когда вы полностью вовлечены в свои действия, например, в приготовление пищи или употребление её, в занятия йогой. Тогда ваш организм начинает вырабатывать эндорфины. Быть здесь и сейчас, концентрироваться на том, что вы делаете в настоящий момент — это даёт вам удовлетворение и удовольствие. Чем больше вы можете не отвлекаться и фокусироваться на всём, что вы делаете, на каждом действии, тем больше это даст вам качество, чувство наполненности и счастья.

Владимир Ожогин, преподаватель йоги поля сознания, йога-студия «Материал».

Счастье у всех людей приходит изнутри, но поскольку включается оно зачастую с помощью каких-то внешних вещей, происходит отождествление счастья с чем-то внешним, и никто обычно не смотрит в обратную сторону, внутрь, чтобы найти источник счастья там. Хотя, даже обратив внимание внутрь, человек видит только собственные мысли, и они мешают заглянуть глубже. Поэтому без успеха в практиках, пробуждающих более глубокие уровни сознания, добиться устойчивого контакта с источником внутренней радости не получится.

Первый шаг на пути к этому — умение успокаивать мышление и входить в состояние внутреннего безмолвия. Для этого существует большое количество практик, и надо найти компетентного учителя.

Вторым шагом является понимание того, что в глубине этого безмолвия находится ваш дух. Он источник внутренней радости, не обусловленной никакими внешними объектами. Дух может быть представлен в виде сияющего золотого кольца с чёрным внутренним пространством, он появляется в этой форме у всех практикующих достигших контакта с ним. Эта форма может быть использована в медитации.

Третий шаг — надо стать другом со своим духом, чтобы получать радость и поддержку в любых ситуациях. Для этого вы отправляете все состояния радости, которые возникают в уме, внутрь безмолвия, к своему духу абсолютно безвозмездно, не ожидая ничего в ответ. Когда вы получите ответ, это превзойдёт все ваши ожидания, вас накроет волна огромной радости и любви идущей к вам.

Четвёртый шаг — постоянно общаться со своим духом, налаживая большую коммуникацию, делясь с ним радостью и получая в ответ радость, любовь и силу.

Пятый шаг — продолжать практики, пробуждающие сознание, чтобы двигаться навстречу собственному духу, поднимая уровень своего сознания до его уровня, чтобы в итоге быть единым со своим высшим «я». 

Светлана Цивилёва, (Сири Акал Каур), тренер школы Кундалини-йоги «Амрит Нам Саровар»

Счастье — это пульсирующая радость внутри. Это определённое состояние сознания, на которое не может повлиять ничто: ни погода, ни настроение других. Ведь когда вы счастливы, вы свободны от каких-либо внешних влияний. Потому что ежесекундно вы связаны с собой, со своей душой. Ваш центр — внутри, это важно. Часто люди переносят свой центр в любимого человека и в ребёнка. Тогда вы и ваше счастье полностью зависит от этого человека. Это разрушает вашу жизнь и ваши отношения с этим человеком. Счастье — это состояние невинности и глубокой искренности, словно в детстве. Когда человек радуется этому миру просто так. Я думаю, что такое соединение и понимание себя, результат практики.

Первая составляющая счастья, на мой, взгляд, — это умение концентрироваться на маленьких радостях. Жизнь состоит из мелочей. Например: наступили холода и не хочется выходить на улицу лишний раз, я покупаю лёгкое, как пушинка, тёплое пальто. Теперь я люблю зиму: я радуюсь, словно зажигается маленький лучик счастья внутри. Я знаю, что вечером, меня ждёт уединение и встреча с собой, и это меня тоже радует. Создавайте какие-то маленькие радости и удовольствия внутри себя, они будут украшать вашу жизнь каждый день.

Вторая — удерживать внимание в теле. Отмечать его отклик. Проснуться и почувствовать, какой сейчас отклик в теле. Если просыпаться и засыпать с концентрацией на теле, то по ночам ваш ум не будет гулять и обдумывать что-то, не будет тратить вашу энергию. Тогда вы встанете наполненными, радостными и счастливыми. Потому что все ваши тела: физическое и более тонкие, проснутся отдохнувшими и наполненными.

Третье — это благодарение. Просыпаясь, приветствуйте и благословляйте день. Приглашайте душу в сегодня, благодарите, что она сопровождает вас и даёт вам ответы на внутренние вопросы, такие нужные и важные. Так же вечером, когда вы ложитесь спать, вспоминайте этот день и благодарите жизнь, а также всех людей, которых вы встретили сегодня. Благодарите своих учителей и наставников, что они поддерживают вас и ведут. Удивительно, но это очень помогает.

Четвёртое — это девиз вашей жизни. Слова, вспоминая которые, мы настраиваемся на позитив, на радость. Если вам станет больно и грустно, вы просто вспомните эти слова. Они вам помогут переключаться на волну счастья. Найдите такой девиз для себя. Например, для меня этим девизом стали три закона процветания от Йоги Бхаджана: «Будь добр ко всем, не говори плохо о других, не говори плохо о себе».

Хотите попасть на класс к лучшим? У вас появится такая возможность на 12-й Международной Конференции Yoga Journal 31 марта — 1 апреля в новой Пране на Войковской.

Конференция Yoga Journal — уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. 2 дня практики, мастер-классов, лекций, медитаций и встреч с самыми известными преподавателями со всего мира.

Фото: bryceyoga/instagram.com

yogajournal.ru

Учителя Йоги. Гуру

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Авторитеты и персоналии > Учителя Йоги. Гуру

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.

Гуру - Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник.

Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая учеников до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить ее, а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения.

Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя.

Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

Гуру это человек, который показывает вам, что вы забрели на ложный путь, уводящий все дальше и дальше во тьму. Он знает верную дорогу и преисполнен любви ко всем, кто не хочет блуждать в ночи без светильника.

Гуру демонстрирует ученику тот невидимый ток, что приводит в действие самые различные приборы - лампу, микрофон, вентилятор, холодильник, магнитофон, плиту и т.д. Гуру заслуживает благодарности. Ведь он подобен страннику, который входит в жилище бедняка и объявляет, что у того под полом лежит сокровище. И овладеть им можно, стоит только несколько минут поработать лопатой!

Гуру укажет вам Имя и Образ, соответствующие вашему темпераменту и склонностям, обусловленным кармой (самскарами). Если же гуру начинает командовать вами и велит придерживаться какой-то садханы, утверждая: "Таково мое повеление (аджна)", то вы можете сказать ему, что вам важнее обрести собственную удовлетворенность, а не его. Совершать садхану следует в атмосфере радости и умиротворения.

Гуру предостерегает и пробуждает. Он открывает истину и направляет вас к ней. Пока ваше сердце не станет устремленным и открытым, а разум - ищущим, вы не совершите многого. Голодного можно накормить, но для того, кто не голоден, пища покажется наказанием. Гуру - садовник, который будет ухаживать за растением, но прежде чем он приступит к этому, деревце должно прорасти. Гуру не добавляет растению ничего нового, он только помогает ему развиваться согласно его собственному предназначению, возможно, быстрее и полноценнее, но не против его внутренней природы. Гуру избавляет от нищеты, указывая на сокровище, которое закопано в жилище самого человека, он советует, как его извлечь, рекомендует, как лучше всего им воспользоваться и т.д.

Деятельность (карма) и жертвенность (упасана) зависят от того, что предписывает дхарма на данной конкретной стадии вашей жизни, а также от того, какая гуна управляет вами. Даже эликсир бессмертия (амрита) может оказаться опасным для жизни, если его попытаться выпить через нос. Для каждого искателя существует определенный образ жизни, метод восхождения, путь прогресса, отличный от пути других. Истинный гуру знает, что вам подойдет лучше всего. Это не значит, что у гуру есть пристрастия или предубеждения, это значит только то, что он добр и осмотрителен, потому что не примеряет на всех людей один и тот же пиджак.

/Отрывки из книги САТЬЯ САИ БАБА "САДХАНА. Внутренний Путь Духовной Дисциплины"/

 

all-yoga.ru

Шарат Джойс о важности наличия учителя йоги

Истинный гуру может помочь найти ваш собственный путь – как в практике йоги, так и в обычной жизни.

Когда я обучаю в Майсоре, то на протяжении шести месяцев вижу приблизительно 2 тысяч студентов. Во время тура я вижу вдвое больше людей со всего мира. Причем приходят не только старые студенты. Много новых студентов, которые раньше не были знакомы с йогой. Я поправляю их в асанах и помогаю выстроить фундамент практики, поощряю к тому, чтобы заниматься именно йогой. А это не просто два часа практики на коврике. Это то, как вы живете, как ведете себя в повседневной жизни. Аштанга йога – это образ жизни. И здесь без здоровой структуры и фундамента здание не будет прочным.

В йоге очень важно иметь гуру, который направляет вас. Это как когда ребенок учится ходить. Ребенка побуждают сделать шаг вперед. Если он падает, кто-то тут же поднимает его. После того, как ребенок научится ходить, это действие само по себе становится привычным делом, и человек больше не нуждается в такой поддержке. Так же и в йоге – поддержка и вдохновение нам нужны в начале, чтобы сделать первые шаги. Когда старые и новые студенты практикуют вместе, они вдохновляют друг друга. В дальнейшем, на более высоких уровнях йоги, вы уже не нуждаетесь в поддержке. Как и ходьба, это происходит естественно.

Тем не менее, йога-садхана – это самостоятельная вещь. Благодаря вашим собственным усилиям, образованию и пониманию она ведет вас в духовном направлении. В то же время вы нуждаетесь в руководстве, в направляющей силе. Гуру дает студентам более широкий взгляд на йогу. Люди стремятся знать то, чего они не знают. Стремятся знать, что такое йога; что такое духовность; в чем конечный смысл этого; в чем цель того, что они делают? Мы все стремимся познать это. Какова цель этой жизни? Какова цель духовности? Как мы можем получить это, как заставить себя жить лучше независимо от того, сколько времени у нас есть в этом мире?

Мы должны найти способ, чтобы идти глубже внутрь, глубже в практику. Мы не увязаем в группе людей, которые говорят лишь об асанах и стремятся прояснить, как делать стойку на руках и как делать прогибы. Это знание очень ограничено и оно не является необходимым. Что вам нужно знать – это как подготовиться к тому, чтобы обрести бОльшие знания. Это то, в чем суть практики йоги. Йога – это идея, подобная сознанию и высшему сознанию. Но это также и инструмент. И гуру дает инструменты студентам. Он показывает, как использовать их для того чтобы достичь этого света бОльшего знания. Асана – только часть этого процесса. Мы должны собираться вместе, практиковать и двигаться в этом направлении. Если же студенты не знают, как использовать инструменты, будет беда.

Только через гуру, вашего учителя, передается знание. Многие люди выкладывают йога-видео на YouTube, но при этом не имеют связи с другими людьми. И каждый хочет копировать других. Многие сегодня хотят написать книгу. Они берут куски из других книг и вставляют их в свою собственную книгу. Они просто копируют и все. Люди превращают свою жизнь в копипаст, живут по принципу «копировать и вставить». Но в этом нет опыта, нет переживаний. Люди просто хотят скопировать чужую жизнь, потому что она хорошо смотрится или кажется привлекательной, и вставить ее в свою жизнь. Они смотрят видео чтобы увидеть, как делать асаны, но не получают руководства и энергии от гуру. Они не познают реальной жизни. Если энергия не приходит от гуру, у вас нет связи. Многие вещи теряются. Многие вещи размываются. Без этого вы не получите опыт реальной йоги.

Во время тура я стараюсь дать студентам представление об истинной практике в соответствие с тем методом, который я знаю. Я стараюсь передать ее по-своему. Это важно, даже если это поможет лишь некоторым из них заняться йогой и узнать, в чем суть этой практики. Моя мечта состоит в том, что каждый испытает для себя настоящую йогу.

Автор: Шарат Р. Джойс

Перевод: Александра Белуза

Оригинал статьи опубликован на портале sonima.com

Фото: Архив

yogajournal.ru

Мифы о преподавателях йоги

МИФ 1. Все преподаватели йоги невероятно гибкие, сильные и спокойно могут «завязаться в три узла». 

Искусное выполнение поз — не цель йоги.  Позы (асаны) – всего лишь инструмент, с помощью которого вы сможете лучше понять себя и тот мир, который вас окружает. Основным назначением асан является создание абсолютного и гармоничного взаимодействия физического тела, ума и энергии. Вовсе не обязательно стремиться к невероятно сложным позам, как на обложке журнала по йоге. Конечно, если ваша цель «завязаться в три узла» дабы удивить своих друзей, этого легко можно достичь – правда, это уже не йога. Бесспорно, асаны дают огромную пользу, укрепляя здоровье и создавая надёжную основу для медитативных практик. 

Однако самый важный момент практики — не войти в наслаждение своим телом, своей гибкостью, а двигаться дальше. Если йогину удается преодолеть искушение гибкостью, он сможет совершить серьезный прорыв в своей практике. «Секрет гибкости состоит в искушении гибкостью!», однако гораздо важнее быть преданным своей практике и постоянно исследовать то, как тело, ум и сердце реагируют на нее.

МИФ 2. Все преподаватели йоги знакомы с любыми диагнозами и имеют медицинское образование. 

Занимающиеся очень часто подходят с разного рода вопросами о своем здоровье, называя сложные диагнозы. Рассказывают о проблемах с сосудами и печенью, о своей тревоге или депрессии, спрашивают про конкретные препараты, просят советов по БАДам и о многом другом. Конечно, преподавателю с таким уровнем доверия, кажется очень здорово дать компетентное суждение или внести пару рекомендаций. Но если вы не эксперт в этой области и не имеете должного медицинского образования, то лучше воздержаться от конкретики и советов, дабы не причинить вреда ни себе ни ученику. 

Достаточно честно ответить, что с радостью бы, да не можете помочь, потому что не медик и не лечите физическое тело. Лучше обратиться к своему лечащему врачу или пройти обследование, если есть серьезные опасения, чтобы вовремя обнаружить нарушения. 

Не торопитесь раздавать советы на каждом углу: преподаватель йоги несет огромную ответственность перед каждым, кто встал на коврик и любое ваше замечание может оказаться решающим. Слушайте учеников и учите их только тому, что знаете. А лучше посоветуйте разобраться в своем образе жизни и мыслей. Ведь часто корень проблемы кроется именно тут. Это всё, что вы можете сделать.

МИФ 3. Преподаватели йоги никогда не бывают в стрессе, всегда спокойные и расслабленные. 

Многие из тех, кто пришел к преподаванию, изначально начинали заниматься именно для того, чтобы разобраться с собственными неврозами, страданиями, тревогами и болью. Они на собственном опыте ощутили, что практика йоги может предложить тем, кто проживает трудные времена. Если благодаря практике вы всегда счастливы и спокойны, отлично. Если у вас бывают тяжёлые дни, которые вы проводите в постели, — это тоже реальность. Преподаватели йоги — живые люди, переживающие всю гамму человеческих эмоций.

Медитативные техники позволяют справляться со сложными периодами гораздо быстрее, но совсем не подвержены эмоциям и омрачениям лишь освобожденные мастера, чьи автобиографии мы читаем в древних книгах.

МИФ 4. Преподаватели йоги никогда не болеют.

Многие думают, что преподаватели йоги, «Великие Гуру», спят на гвоздях, безконечно закаливаются, принимают ванны со льдом и никогда не болеют. Ходят, эдакие моржи, в любую погоду «налегке», растапливая груды льда своими горячими сердцами.

Конечно же, это не так. Преподаватели йоги - тоже люди, как ни странно, и они тоже подвержены различным заболеваниям. Разница лишь в том, что йоги «зрят в корень» - они умеют различить болезни ума и тела.

Простудные заболевания считаются неотъемлемой частью сезона холодов, однако на самом деле не всегда их причина - коварный вирус. Да, у преподавателей йоги тоже проседает иммунитет, и, казалось бы, банальное ОРВИ может легко подкосить их авторитет.  Очень часто слышно: «Эй, ты же йог, как ты можешь вообще болеть?!».

Однако, очень много факторов, из-за которых мы можем поддаваться простудным заболеваниям. Если вы нагружаете себя заботами, работаете без выходных, стараетесь успеть как можно больше, а в результате заболеваете, не удивляйтесь. Это защитная реакция организма, который более чутко реагирует на наши потребности, чем мозг. 

Опыт показывает, что у продвинутых практиков отношения с болезнями складываются еще интереснее. Чем активнее преподаватель йоги занимается просветительской деятельностью, тем чаще ему приходится иметь дело с проблемами тела. И это неплохо - ведь вылечить простуду или потерпеть больное колено проще, чем работать с проблемами психо-эмоционального уровня. 

Поэтому, не торопитесь судить преподавателя йоги на больничном. Быть может ваш Учитель всего лишь устал...?!

Миф 5. Преподавание йоги - лёгкая работа, не требующая больших усилий.

Есть такое мнение, что преподавание - это череда потягушек на коврике, поездок в теплые края и расслабляющих медитаций под звук поющей чаши. Нет тебе ни начальства, ни корпоративных правил, ни офиса. Нет безконечных собраний, планов продаж, недовольных коллег. Вобщем работа мечты... 

С одной стороны всё верно, но, как всегда в этом мире, за успехом стоит труд и дисциплина. 

За эффектными асанами - годы упорных тренировок; за длительным сидением в позе лотоса - регулярные практики с наворачивающимися от боли в ногах слезами; за захватывающими поездками - организационная работа и ответственность за группу. 

Бывают травмы, сложные ученики, недопонимания с учителями и соратниками, потеря мотивации и многие другие трудности. Ведь ничто человеческое преподавателю йоги не чуждо... 

Чтобы быть на хорошем энергетическом и физическом уровне, приходится много трудиться, начиная от физических упражнений, заканчивая постоянным самообразованием и обязательной личной практикой. 

Ещё один важный момент: люди выбирают преподавателя, как ориентир, как то, к чему стоит стремиться. Не дай Бог тебя увидят с печенькой! Соблюдать то, о чем ты говоришь – это также дополнительная ответственность учителя йоги. 

Но, несмотря на все трудности, преподавание йоги - один из самых благоприятных видов деятельности. Где еще вы так эффективно сможете приносить благо и одновременно расти самому?

МИФ 6. Преподаватели йоги - все поголовно мягкие и миролюбивые.

"Ты же йог!" - эту фразу часто слышат преподаватели йоги в ответ на любую попытку проявить жёсткость или отстоять свою точку зрения.

Спокойствие в йоге - это способность контролировать эмоции, а не мягкотелость. Безусловно, излучать невозмутимое спокойствие в позе лотоса в любых жизненных обстоятельствах - хорошо, но это скорее красивая картинка из интернета.   В социальной жизни бывают ситуации, когда эффективнее повысить голос или прямо дать понять человеку, что он не прав, а "не гладить всё время по головке". Если вы прочтете жизнеописания выдающихся мастеров, то, возможно, с удивлением узнаете, что они спокойно могли пройтись по ленивым ученикам палкой или устроить им жёсткое испытание. Настоящий учитель не будет пытаться подстроится и угодить. Его задача - помогать развиваться, даже если придётся задеть чьё-то эго.

Например, с каким преподавателем вы быстрее освоите асаны: с тем, который раз за разом ставит вас в чатурангу, или с тем, который предлагает полежать на коврике, раз вы и так устали с работы?  Во всём нужна золотая середина: баланс между жесткостью и мягкостью, между безкомпромиссностью и уступчивостью, между властностью и попустительством. Способность найти этот баланс, научиться решать сложные ситуации, оставаясь спокойным внутри - это и есть высший пилотаж в йоге.

МИФ 7. У всех преподавателей большой стаж в практике.

  Есть такое мнение, что преподавателем йоги можно стать после... 5, 10, 100 лет личной практики. Сроки разнятся, но смысл в том, что преподавать могут только очень опытные люди. С одной стороны это правильно, но где граница, когда наступает этот час Пик и уже можно начинать учить? Когда совершеннолетие у йога? 

Ведь можно 10 лет ходить в зал 1-2 раза в неделю или на год погрузиться в практику с головой. На выходе может получится, что за год прогресса и в физическом и ментальном плане будет больше. 

Для того, чтобы стать преподавателем не обязательно ждать седых волос, шпагата, знака свыше и т.п. Нет никаких четких критериев, когда стоит начинать. Здесь ориентироваться нужно не себя, на свою внутреннюю готовность давать знания и помогать людям. Благо на сегодняшний день существует множество курсов для учителей йоги, где вас познакомят с азами. А дальше всё зависит от самого человека, прилагаемых усилий и осознанности. 

МИФ 8. У всех преподавателей глубокие знания философии йоги.

Бытует мнение, что для большинства преподавателей йоги санскрит чуть ли не второй язык. Они наизусть знают все воплощения Вишну и Шивы, и, хоть ночью разбуди, процитируют любую страницу из йога-сутр.

К счастью или к сожалению, это не совсем так. Реалии современности таковы, что многие йога-курсы нацелены больше на изучение анатомии йоги и лишь по верхушкам разбирают философские труды и термины (хорошо, если вообще разбирают...).  Классического "брахманского" образования для учителей йоги практически нет. Что и в какой степени изучать - личная инициатива и ответственность преподавателя. 

Да и к тому же йога - это система практик, не привязанная ни к какому вероисповеданию, народности или философской школе. Кто-то, занимаясь йогой, штудирует Йога сутры Патанджали, кто-то изучает буддийские тексты, кому-то интересна славянская традиция. И при должном прикладывании усилий все обязательно преуспеют в йоге.

Есть такие понятия - метод и мудрость. Практика - это метод, а мудрость можно найти в писаниях разных течений, жизненном опыте или внутренней интуиции. 

Прекрасно, если преподаватель йоги начитан, но гораздо важнее насколько осознанно и "экологично" он живет. Является ли он хорошим примером для своих последователей, и не только в физическом плане. Ведь от его образа жизни и мыслей будет во многом зависеть и развитие учеников.

МИФ 9. Все преподаватели йоги худые.

Есть такой стереотип, что все йоги - сплошь худощавые с бледными лицами, ибо жуют только траву.  В действительности это не совсем так. Преподаватели йоги и вообще серьезные практики не обязательно худые и жилистые.

Они - разные, потому что у каждого человека на планете свой тип конституции как физической, так и ментальной. Это только на станицах модных журналов о йоге все практики и преподаватели один к одному тростиночки. К сожалению, образ поджарого йога, завернутого в три узла, стал определенным клише - эталоном продвинутого преподавателя.

На деле же есть и вполне себе внушительных форм преподаватели йоги с разной комплекцией тела, разного возраста и разными телесными способностями.  Адекватная Йога – не для худобы. Она формирует тело, подтягивает внутренние, глубоко расположенные мышцы, приводит в тонус мускулатуру внутренних органов, нормализует гормональный фон. И совсем не обязательно, что, практикуя, вы станете худеньким.  Придерживаясь здорового питания, режима дня и практики йоги, наше тело принимает естественную форму - ту, которая генетически заложена в нас нашими предками. 

Согласно Аюрведе существует три типа конституции: Вата (ветер), Питта (огонь) и Капха (вода/слизь) Доши. Именно они и определяют наши с вами «габариты» и начальное состояние ума. Важно привести все три доши в баланс и быть в гармонии с собой. Научиться разумно принимать себя, не потакая желаниям съесть на ночь очередной "полезный" тортик, - это тоже непростой навык.  А йога и информация о здравом образе жизни вам в помощь, Друзья!

МИФ 10. Все преподаватели йоги - вегетарианцы.

"Есть" или "НЕ есть"? Этот вопрос задают себе не только занимающиеся, но и учителя йоги. Очень часто они также, как и все, отказываясь от мясных продуктов, на первых этапах боятся потерять белок, стать хилыми, умереть молодыми и прочих мифов про "незаменимое мясо". 

Но, развиваясь в йоге, большинство все-таки приходит именно к разумности и правильности вегетарианства. Конечно же к этому приходят не все. Каждому свой путь.  Кто-то преподает только физическую часть йоги (асаны) и не желает глубже постигать мировоззрение йогического образа жизни.  Кто-то считает ахимсу или "ненасилие" (один из основных йогических постулатов) применимым только к человеческим существам.  Кто-то действительно искренне считает мясо обязательным продуктом в рационе. 

Но помимо самой философии ненасилия, важным моментом с точки зрения здоровья тела является то, что мясо - тяжёлый и долгоперевариваемый продукт. Для большинства же практик нужен пустой желудок и чистый кишечник, поэтому такую пищу активно практикующим приходится заменить на более легкоусваеваемую. 

Опыт показывает, что множество преподавателей йоги, демонстрирующие чудеса силы и выносливости, не употребляют в пищу животных. 

Безусловно, вегетарианство не делает человека автоматически духовным и нравственным, но этот аспект достаточно важен. Ведь, то что мы мы едим, влияет на наше тело и сознание. 

Одна из главных задач духовной практики - остановить насилие внутри и вокруг себя, а придерживаясь вегетарианства, сделать это в разы проще.

 

Поделиться с друзьями

ekb.oum.ru


Смотрите также