Вини-йога. Вини йога


история направления, особенности стиля, уровни, занятия и эффективность вини йоги

Вини-йога представляет собой максимально проработанную систему, объединяющую в себе эффективную практику и древние аюрведические знания. Это одно из самых популярных направлений на Западе, относящийся, скорее, к области йога-терапии, и один из самых гибких стилей.

Современный способ преподавания йоги оставляет впечатление, что существует единственный подход к решению проблем разных людей, одно лекарство от всех болезней. Но йога влияет в первую очередь на разум, а разум у каждого свой. Отсюда следует, что не человек должен подгонять себя под йогу, а напротив, что йогическая практика должна быть приспособлена к каждому конкретному практикующему.Т.К.В.Десикачар, «Сердце йоги»

Вини-йога ориентирована на индивидуальные предпочтения, потребности и возможности практикующих, поэтому она не имеет возрастных и половых ограничений, доступна даже для людей со слабым здоровьем и начинающих учеников. Особенно она полезна спортсменам, в недавнем прошлом перенесшим физическую травму и желающим в кратчайшие сроки избавиться от ее последствий.

История направления

Не будет преувеличением сказать, что в распространении на Западе духовных практик огромную роль сыграл знаменитый йогин Шри Тирумалай Кришнамачарья, поскольку именно его ученики стали основателями трех мировых школ: Аштанга Виньяса йоги (Паттабхи Джойс), йоги Айенгара (Б.К.С. Айенгар) и Вини-йоги (Т.К.В. Десикачар).

Десикачар приходился родным сыном Кришнамачьрье и обучался у него в течение тридцати лет до самой смерти отца.

Пандит - почетное звание брахмана, ведический ученый, получивший знания из традиции

Мастер родился в 1939 году в Майсоре в семье пандитов, поэтому с детства был посвящен в ведическую культуру. Десикачар стремился преуспеть в светском образовании, поэтому получил степень бакалавра в области гражданского строительства и даже успел начать инженерную карьеру. Однако с техническими дисциплинами он был связан совсем недолго – довольно быстро юноша осознал, что хочет всю свою жизнь посвятить йоге, и стал ближайшим учеником Шри Кришнамачарьи.

Т.К.В. Десикачар (слева) и Шри Тирумалай Кришнамачарья (справа)

В конце семидесятых годов он основал в Мадрасе центр обучения йоги Кришнамачарья-йога-Мандирам, представляющую собой главенствующую организацию Вини-йоги, которая существует уже несколько десятилетий. Мандирам оказывает целительскую помощь самым бедным слоям населения, проводит курсы обучения для преподавателей и открытые классы, расписание и плата за которые устанавливается индивидуально. Классы включают в себя изучение канонических текстов, выполнение асан, Пранаямы, пение ведических гимнов, медитацию, лекции по философии и йога-терапии.

Десикачар вместе со своим самым близким учеником и сыном Кастубом в настоящий момент преподает не только в Мадрасе, но и в Европе, Австралии, США и Новой Зеландии. Он продолжает писать книги (самая известная из них – «Сердце йоги», в которой автор отвечает на важнейшие теоретические и практические вопросы), статьи о духовных аспектах практики и общем оздоровлении при помощи йога-терапии, каждую неделю он проводит занятия по йогическим сутрам и индивидуальные консультации для инструкторов.

Приемник Шри Тирумалая Кришнамачарьи на протяжении всей жизни стремится сделать йогу доступной для масс, его ученики – люди самого разного происхождения и вероисповедания, без особых привилегий и материальных возможностей.

Интересно, что название «Вини-йога» этот стиль получил с легкой руки американских учеников Десикачара, сам же мастер не считал необходимым создавать для него «знамя школы».

Одним из самых известных отечественных учеников знаменитого гуру является президент Киевской Федерации йоги Андрей Лаппа, прошедший полный 2-х годичный курс обучения у Т.К.В. Десикачара. Он объединил полученные знания с собственными разработками и создал новое направление – Универсальную йогу.

Андрей Лаппа

Особенности стиля

Мягкость практики Вини-йоги объясняется тем фактом, что в последние десятилетия своей жизни Кришнамачарья усердно изучал тонкости йога-терапии и акцентировал обучение своего самого близкого ученика на этом аспекте йогического знания.

Данное направление проповедует основной принцип Кришнамачарьи – персонализированный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего. Именно поэтому Вини-йога отрицает практическую пользу групповых занятий, она преподается индивидуально от учителя к ученику. Главная задача преподавателя заключается в подборе наиболее оптимальной структуры занятия в зависимости от поставленных терапевтических целей.

Вини-йога не предполагает групповых занятий

Практика включает в себя статические и динамические упражнения, изучение дыхательных техник и ведическое пение (мантры) в комбинации с асанами, причем каждой позе соответствует компенсирующая асана (поза с обратным действием). Особое внимание уделяется бандхам, мудрам, изучению ритуалов и йогических текстов.

Главное отличие Вини-йоги от Аштанга Виньяса йоги заключается в отсутствии структуризации классов: здесь нет фиксированных последовательностей асан, которые складываются спонтанно в ходе занятия, и самого порядка проведения. По убеждению Десикачара, практика может начинаться как с изучения сутр, так и с медитации. Главное, чтобы все ее объекты были гармонично объединены.

Интересная особенность – основатель стиля выделяет особый класс медитативных поз и не настаивает на приоритете асан в духовной практике. Главная ее задача и ценность заключается в постоянном самонаблюдении и позитивном влиянии на жизнь ученика, а не на его физические достижения.

Уровни Вини-йоги

Практика Вини-йоги последовательно развивается в трех этапах.

Первый этап – развитие. Он ориентирован на сравнительно здоровых людей, стремящихся к физическому и духовному самосовершенствованию.

Второй этап – поддержание. Здесь особое внимание уделяется ослабленным и имеющим проблемы со здоровьем людям, нуждающимся в щадящей и несложной практике.

Третий – расслабление. Это занятия на релаксацию, освобождение и успокоение ума. Они ориентированы на физически и умственно переутомленных людей и состоят в основном из простых асан в положении лежа.

Как проходит занятие?

Индивидуальное занятие начинается с определения текущих потребностей практикующего и даже его планов на ближайшие несколько часов. К примеру, инструктор может составить программу, ориентированную на расслабление, мобилизацию физических резервов или на сохранение концентрации, если предстоит умственная работа.

Общая схема выполнения асан выглядит следующим образом: разогревающие позы в положении стоя, затем лежачие асаны, перевернутые, асаны в положении лежа на животе, сидя и стоя на коленях. Далее следует расслабление и Пранаяма в медитативных позах.

Наукасана (Поза Лодки) - поза в положении лежа на животе

Вини-йога использует в качестве дыхательных упражнений не только Уджайа Пранаяму, но и обратное полное дыхание, при котором на вдохе происходит расширение груди и живота (именно в таком порядке), а на выдохе сначала освобождается живот, затем середина груди и верхние доли легких.

Ученик волен по своему усмотрению модифицировать асаны, изменять ритм дыхания и всей тренировки, самостоятельно выбирать разминку.

Эффект

Вини-йога – это превосходная терапевтическая практика. Регулярные занятия способствуют излечению болезней, облегчению неприятных ощущений и болей в спине, возращению гибкости и подвижности всего тела.

Этот стиль учит осознанному подходу к выполнению упражнений и воспитывает самодисциплину, меняет отношение к миру и к своим возможностям, давая не только мужество, но и эффективные «инструменты» для борьбы с недугами.

Вини-йога избавляет от дурных мыслей, депрессивных состояний и подавленности, она заботится о каждом своем ученике и открывает для него доступ к неизведанным ресурсам собственного сознания и тела.

Читайте также:

Первым, кто освоил этот стиль, был президент Никсон. А сейчас Бикрам йогой занимаются Ирвин Уэлш, Мадонна и Сальма Хайек.

Этот стиль заслуживает внимания уже потому, что основателем его является знаменитый Гуру Махариши Картикейя, который по преданию владел сиддхами и прожил около 300 лет.

В современном мире принято считать, что «в здоровом теле – здоровый дух». В духовных практиках – наоборот. Почему йога – это не просто фитнес?

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

enjoyoga.ru

Вини-йога ЙОГУ.рф - уроки йоги для начинающих, детей и беременных в домашних условиях

Пандит - почетное звание брахмана, ведический ученый, получивший знания из традиции

Вини-йога представляет собой максимально проработанную систему, объединяющую в себе эффективную практику и древние аюрведические знания. Это одно из самых популярных направлений на Западе, относящийся, скорее, к области йога-терапии, и один из самых гибких стилей.

Современный способ преподавания йоги оставляет впечатление, что существует единственный подход к решению проблем разных людей, одно лекарство от всех болезней. Но йога влияет в первую очередь на разум, а разум у каждого свой. Отсюда следует, что не человек должен подгонять себя под йогу, а напротив, что йогическая практика должна быть приспособлена к каждому конкретному практикующему.Т.К.В.Десикачар, «Сердце йоги»

Вини-йога ориентирована на индивидуальные предпочтения, потребности и возможности практикующих, поэтому она не имеет возрастных и половых ограничений, доступна даже для людей со слабым здоровьем и начинающих учеников. Особенно она полезна спортсменам, в недавнем прошлом перенесшим физическую травму и желающим в кратчайшие сроки избавиться от ее последствий.

История направления Вини-йога

Не будет преувеличением сказать, что в распространении на Западе духовных практик огромную роль сыграл знаменитый йогин Шри Тирумалай Кришнамачарья, поскольку именно его ученики стали основателями трех мировых школ: Аштанга Виньяса йоги (Паттабхи Джойс), йоги Айенгара (Б.К.С. Айенгар) и Вини-йоги (Т.К.В. Десикачар).

Десикачар приходился родным сыном Кришнамачьрье и обучался у него в течение тридцати лет до самой смерти отца.

Мастер родился в 1939 году в Майсоре в семье пандитов, поэтому с детства был посвящен в ведическую культуру. Десикачар стремился преуспеть в светском образовании, поэтому получил степень бакалавра в области гражданского строительства и даже успел начать инженерную карьеру. Однако с техническими дисциплинами он был связан совсем недолго – довольно быстро юноша осознал, что хочет всю свою жизнь посвятить йоге, и стал ближайшим учеником Шри Кришнамачарьи.

Т.К.В. Десикачар (слева) и Шри Тирумалай Кришнамачарья (справа)

В конце семидесятых годов он основал в Мадрасе центр обучения йоги Кришнамачарья-йога-Мандирам, представляющую собой главенствующую организацию Вини-йоги, которая существует уже несколько десятилетий. Мандирам оказывает целительскую помощь самым бедным слоям населения, проводит курсы обучения для преподавателей и открытые классы, расписание и плата за которые устанавливается индивидуально. Классы включают в себя изучение канонических текстов, выполнение асан, Пранаямы, пение ведических гимнов, медитацию, лекции по философии и йога-терапии.

Десикачар вместе со своим самым близким учеником и сыном Кастубом в настоящий момент преподает не только в Мадрасе, но и в Европе, Австралии, США и Новой Зеландии. Он продолжает писать книги (самая известная из них – «Сердце йоги», в которой автор отвечает на важнейшие теоретические и практические вопросы), статьи о духовных аспектах практики и общем оздоровлении при помощи йога-терапии, каждую неделю он проводит занятия по йогическим сутрам и индивидуальные консультации для инструкторов.

Приемник Шри Тирумалая Кришнамачарьи на протяжении всей жизни стремится сделать йогу доступной для масс, его ученики – люди самого разного происхождения и вероисповедания, без особых привилегий и материальных возможностей.

Интересно, что название «Вини-йога» этот стиль получил с легкой руки американских учеников Десикачара, сам же мастер не считал необходимым создавать для него «знамя школы».

Одним из самых известных отечественных учеников знаменитого гуру является президент Киевской Федерации йоги Андрей Лаппа, прошедший полный 2-х годичный курс обучения у Т.К.В. Десикачара. Он объединил полученные знания с собственными разработками и создал новое направление – Универсальную йогу.

Андрей Лаппа

Особенности стиля Вини-йога

Мягкость практики Вини-йоги объясняется тем фактом, что в последние десятилетия своей жизни Кришнамачарья усердно изучал тонкости йога-терапии и акцентировал обучение своего самого близкого ученика на этом аспекте йогического знания.

Данное направление проповедует основной принцип Кришнамачарьи – персонализированный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего. Именно поэтому Вини-йога отрицает практическую пользу групповых занятий, она преподается индивидуально от учителя к ученику. Главная задача преподавателя заключается в подборе наиболее оптимальной структуры занятия в зависимости от поставленных терапевтических целей.

Вини-йога не предполагает групповых занятий

Практика включает в себя статические и динамические упражнения, изучение дыхательных техник и ведическое пение (мантры) в комбинации с асанами, причем каждой позе соответствует компенсирующая асана (поза с обратным действием). Особое внимание уделяется бандхам, мудрам, изучению ритуалов и йогических текстов.

Главное отличие Вини-йоги от Аштанга Виньяса йоги заключается в отсутствии структуризации классов: здесь нет фиксированных последовательностей асан, которые складываются спонтанно в ходе занятия, и самого порядка проведения. По убеждению Десикачара, практика может начинаться как с изучения сутр, так и с медитации. Главное, чтобы все ее объекты были гармонично объединены.

Интересная особенность – основатель стиля выделяет особый класс медитативных поз и не настаивает на приоритете асан в духовной практике. Главная ее задача и ценность заключается в постоянном самонаблюдении и позитивном влиянии на жизнь ученика, а не на его физические достижения.

Уровни Вини-йоги

Практика Вини-йоги последовательно развивается в трех этапах.

Первый этап – развитие. Он ориентирован на сравнительно здоровых людей, стремящихся к физическому и духовному самосовершенствованию.

Второй этап – поддержание. Здесь особое внимание уделяется ослабленным и имеющим проблемы со здоровьем людям, нуждающимся в щадящей и несложной практике.

Третий – расслабление. Это занятия на релаксацию, освобождение и успокоение ума. Они ориентированы на физически и умственно переутомленных людей и состоят в основном из простых асан в положении лежа.

Как проходит занятие?

Индивидуальное занятие начинается с определения текущих потребностей практикующего и даже его планов на ближайшие несколько часов. К примеру, инструктор может составить программу, ориентированную на расслабление, мобилизацию физических резервов или на сохранение концентрации, если предстоит умственная работа.

Общая схема выполнения асан выглядит следующим образом: разогревающие позы в положении стоя, затем лежачие асаны, перевернутые, асаны в положении лежа на животе, сидя и стоя на коленях. Далее следует расслабление и Пранаяма в медитативных позах.

Наукасана (Поза Лодки) - поза в положении лежа на животе

Вини-йога использует в качестве дыхательных упражнений не только Уджайа Пранаяму, но и обратное полное дыхание, при котором на вдохе происходит расширение груди и живота (именно в таком порядке), а на выдохе сначала освобождается живот, затем середина груди и верхние доли легких.

Ученик волен по своему усмотрению модифицировать асаны, изменять ритм дыхания и всей тренировки, самостоятельно выбирать разминку.

Эффект Вини-йога

Вини-йога – это превосходная терапевтическая практика. Регулярные занятия способствуют излечению болезней, облегчению неприятных ощущений и болей в спине, возращению гибкости и подвижности всего тела.

Этот стиль учит осознанному подходу к выполнению упражнений и воспитывает самодисциплину, меняет отношение к миру и к своим возможностям, давая не только мужество, но и эффективные «инструменты» для борьбы с недугами.

Вини-йога избавляет от дурных мыслей, депрессивных состояний и подавленности, она заботится о каждом своем ученике и открывает для него доступ к неизведанным ресурсам собственного сознания и тела.

Источник enjoyoga ru

xn--c1alpv.xn--p1ai

йога - энциклопедия йоги и аюрведы

Вини-йога — это направление, ориентированное исключительно на тот результат, которого хочет добиться сам ученик. За исключением целей, она также учитывает и возможности практикующего. Поэтому эта йога отлично подходит большинству людей, даже тем, кто ранее не занимался никакими подобными практиками или имеет проблемы со здоровьем. Вини-йога - идеальный вариант для спортсменов, которые получили травму, и хотят как можно быстрее вернуть свой организм в надлежащую форму.

Историческая справка

Сразу же следует отметить, что йога своему распространению в западных странах почти полностью обязана знаменитому мастеру Шри Тиумалай Кришнамачарья. Именно под его руководством осваивали эту древнюю индийскую практику ученики, создавшие впоследствии три известные во сем мире школы: йогу Айенгара, Аштанга Виньяса йогу и, собственно, Вини-йогу.

Основатель Вини-йоги — Десикар, сын упомянутого выше йогина Кришнамачарья. Именно благодаря урокам отца он смог освоить древнее мастерство, а потом адаптировал его, с учетом своего взгляда на йогу.

В конце семидесятых годов двадцатого века им была создана собственная организация, которая стала основным распространителем данного учения. Следует отметить, что школа, которая называется Кришнамачарья-йога-Мандирам, существует и по сей день. Таким образом, ее история насчитывает уже порядка 40 лет.

Мэтр лично проводит занятия бедных людей, обучает преподавателей, а также собирает классы, за посещение которых для каждого человека назначается своя цена.

Сейчас Десикар занимается преподаванием своего учения как в самой Индии, но также и в других странах. В последние годы он успел побывать с миссионерской целью в Соединенных Штатах, Европе, Австралии и Новой Зеландии. Мастер регулярно публикует новые статьи о духовных аспектах Вини-йоги, а также пишет книги. Самой популярной из которых на сегодняшний день является "Сердце Йоги", содержащая в себе ответы на самые важные вопросы относительно Вини-йоги.

Достаточно любопытным является тот факт, что название "Вини-йога" было дано этой практике ее последователями из Америки. В свою очередь, сам Десикар считал, что вешать какие-либо ярлыки совершенно не нужно.

Особенности стиля

Вини-йога является достаточно мягкой. Это легко можно объяснить тем, что в последние годы жизни отец основателя данного учения занимался освоением йога-терапии. В последствии, передал свои знания сыну. Занятия Вини-йоги отличаются индивидуальным подходом к ученикам. Так, прежде, чем вы приступите непосредственно к практике, для вас будет составлена индивидуальная программа, учитывающая ваш уровень культурного, духовного и физического развития. Именно по этой причине Вини-йога отрицает пользу занятий в группах, а склоняется к тому, чтобы ученик был в полном контакте с учителем. Преподаватель находит наиболее оптимальное решение для каждого конкретно взятого ученика, чтобы тот в результате упражнений добился того эффекта, которого ожидает.

На занятиях ученики практикуют выполнение динамических и статистических упражнений, изучают дыхательные практики. Огромное внимание в Вини-йоге удаляется мудрам и погружению в саму философию данного учения.

Самое главное отличие этой практики от Аштанга Виньяса йоги в том, что здесь отсутствует такое понятие, как "фиксированный класс". Ученик может начать занятие с медитации, а закончить практикой сутр или наоборот.

Интересен тот факт, что основатель Вини-йоги выделяет медитативные позы в особый класс, как следствие, данная практика не делает основной упор на освоение асан. Самое главное здесь — процесс положительного влияния на состояние ученика, а совсем не стремление к тому, чтобы практикующий достиг каких-то особенных результатов.

Уровни

Всего в Вини-йоге три этапа. Первый из них — это развитие. Его практикуют здоровые люди, которые желают обрести более совершенное тело и гармоничный ум.

Второй уровень — это поддержание. Больные или просто люди со слабым здоровьем могут выбрать именно его. Здесь преобладают щадящие упражнения.

Ну, и третьим этапом является расслабление. Сюда включены упражнения, на релаксацию и на избавление от тревог. В первую очередь они ориентированы на тех, кто испытывает нервное истощение или часто подвергается стрессам.

Как проводятся занятия?

Сначала, как уже говорилось выше, для новоиспеченного ученика составляется индивидуальная программа. Так, например, инструктор может назначить вам методику, цель которой — это мобилизация энергетических резервов организма или напротив — расслабление.

Выполнение асан выглядит так: в начале для разогрева организма нужно выполнить позы стоя, далее идут упражнения, которые выполняются лежа на коврике, затем перевернутые асаны и те, которые выполняются на животе и коленях. Когда все необходимые асаны сделаны, нужно будет перейти к расслаблению и медитации.

Что касается упражнений на дыхание, то здесь используется не только Уджайа Пранаяма, но также и полное обратное дыхание: вдох широко раскрывает вначале живот и затем грудь, а на выдохе — наоборот вначале освобождается грудь, и только потом — живот. Отдельно внимания заслуживает тот момент, что практике Вини-йоги ученик вправе сам изменять асаны, ритм дыхания и всех другие аспекты тренировки, если он понимает, что это сможет повысить эффективность тренировок.

Эффект

Вини-йога является той практикой, которая позволяет достаточно быстро добиться терапевтического эффекта. Если вы будете ею заниматься на регулярной основе, то сможете избавиться от большого количества болезней, обретете гибкость и подвижность тела.

Используя данный стиль вы научитесь осознано выполнять все упражнения, и как следствие этого, дополнительно воспитаете в себе еще один полезный навык — самодисциплину.

Благодаря Вини-йоге можно буде навсегда позабыть о депрессии, плохих мыслях и подавленном состоянии. Занимаясь данной практиков вы будете чувствовать себя на все 100 и в физическом и в духовном плане.

dayoga.ru

Вини йога: совершенство в индивидуальности - Различные школы и направления - Йога - Каталог статей

Золотой серединой между Аштанга Виньяса йогой, известной своей жесткостью и требовательностью,  и  йогой Айенгара, статичной и спокойной, стала Вини йога. Вини йога была основана Т. К. В. Десикачаром в 1976 году. Эта техника подвижная, но в то же время мягкая. Десикачар был учеником и сыном Шри Тирумалая Кришнамачарьи, находился с ним до самой смерти. Кришнамачарья был учителем многих йогинов и философов, среди них: Б. К. С. Айенгар, Паттабхи Джойс, Индра Деви.  В конце жизни Кришнамачарья занимался йога терапией. Он применял йогу для лечения людей, и восстановления травмированных спортсменов и танцоров. Последние труды отца легли в основу дела всей жизни его сына.

Основатель Вини йоги

Сам Десикачар в начале жизни избрал путь точных наук, но позже обратился к учению отца и провел возле него около 30 лет. В 1978г. он открыл институт йоги, который и возглавляет по сей день. Но он не ограничился одним руководством. Десикачар читает лекции учителям, преподающим йогу, в стенах института, а так же путешествует по миру, устраивая семинары по Вини йоге.В Индии Десикачар проводит обучение бедных людей, желающих приобщиться к культуре йоги. Не навешивая ярлыков и не расставляя рамок, он проповедует не просто курс гимнастики и фитнеса, а глубокое философское течение, направленное на развитие духовности и культуры личности. Кроме того, Десикачар пишет книги и воспитывает последователя, своего сына – Кастуба. Всю жизнь свою Десикачар посвятил распространению Вини йоги, хотя с названием ее не согласен, предпочитая не делать разделений, а предлагая всем выбрать свой путь духовного и физического совершенства.

Особенности учения Вини йога

Вини йога в отличие от других интегральных течений направлена на взаимодействие между учением и последователем, не содержит строгих требований и правил, адаптируется под возможности каждого. Обучение так же носит комплексный характер, внимание уделяется асанам, переходам между ними и дыхательной технике. Отличие заключается в индивидуальном подходе к постигающему практику ученику.Практика Вини йоги не предполагает групповых занятий, отдавая предпочтение работе учителя с учеником наедине. Сертифицированный тренер выстраивает занятия в той последовательности и с той интенсивностью, которая зависит от начальных показателей: психологических качеств, физического состояния, половой принадлежности и цели обучения конкретного ученикаТехника Вини йоги основана на выполнении асан, соединенных виньясами, также используются дыхательные техники. Кроме того, на занятиях практикуют пение мантр, как отдельно, так и во время выполнения упражнений. Обязательно изучаются индийские ритуалы и тексты йоги, осваиваются мудры.Главное отличие Вини йоги все же в отсутствии строгости в последовательности освоения шагов. Само занятие складывается из случайной последовательности асан. Важно только сохранять гармоничное сочетание

Три цели Вини йоги

Практика Вини йоги направлена на 3 различных категории учеников.Первая предполагает занятия с физически здоровыми людьми, обратившимся к йоге для достижения совершенных форм и сильного духа. Она получила название  «развитие».Вторая обращена к людям с ослабленным здоровьем, травмированным и имеющим увечья. Практические занятия облегчены, учитывают персональные проблемы. Направление получило название «поддержание».Простые асаны и позы для медитации содержатся в занятиях третьего типа, получившего название «расслабление». Именно расслабление требуется переутомленным психологически людям, поэтому на занятиях преобладают позы лежа.

Схема занятий Вини йогой

Занятие начинается с беседы учителя и практикующего, определения того, что ему необходимо: расслабление, тонизирование, мобилизация, концентрация внимания.Особенность вини йоги заключается также в использовании особой дыхательной техники. Практикуется не только прямое полное дыхание, но и обратное. Обратное дыхание предполагает на вдохе расширение легких за счет груди, затем живота, а выдох в обратном порядке.Опытный практикующий может изменять последовательность асан и строить схему занятия в соответствии с собственными предпочтениями на основе самонаблюдений и самоконтроля. Однако это доступно только очень образованным в данной области людям, так как последовательность асан в йоге очень важна, после многих асан следует выполнять компенсационные асаны.

Рекомендации к занятиям Вини йогой

Занятия Вини йогой рекомендованы для людей со слабым здоровьем, с функциональными нарушениями, полученными в результате травм и аварий. Для того чтобы упражнения были максимально полезны для практикующего, подбираются позы в зависимости от потребностей конкретного человека.Благодаря своим гибким программам Вини йога не имеет противопоказаний, ее рекомендуют начинающим, женщинам после родов в восстановительный период. Но это вовсе не означает, что Вини йогой могут заниматься только слабые и больные. Взрослым, крепким людям она так же найдет свой комплекс, включающий силовые асаны. Не следует приступать к тренировкам тем, кому Вини йога кажется скучной, кому сложно сосредоточиться и отдаться процессу полностью. Энергичным, активным, с пытливым умом больше подойдет Аштанга Виньяса йога.

xn----dtbfl7adabbleeq.xn--p1ai

Вини-йога

Вини-йога представляет собой максимально проработанную систему, объединяющую в себе эффективную практику и древние аюрведические знания. Это одно из самых популярных направлений на Западе, относящийся, скорее, к области йога-терапии, и один из самых гибких стилей.

Современный способ преподавания йоги оставляет впечатление, что существует единственный подход к решению проблем разных людей, одно лекарство от всех болезней. Но йога влияет в первую очередь на разум, а разум у каждого свой. Отсюда следует, что не человек должен подгонять себя под йогу, а напротив, что йогическая практика должна быть приспособлена к каждому конкретному практикующему.

Т.К.В.Десикачар, «Сердце йоги»

Вини-йога ориентирована на индивидуальные предпочтения, потребности и возможности практикующих, поэтому она не имеет возрастных и половых ограничений, доступна даже для людей со слабым здоровьем и начинающих учеников. Особенно она полезна спортсменам, в недавнем прошлом перенесшим физическую травму и желающим в кратчайшие сроки избавиться от ее последствий.  

История направления

  Не будет преувеличением сказать, что в распространении на Западе духовных практик огромную роль сыграл знаменитый йогин Шри Тирумалай Кришнамачарья, поскольку именно его ученики стали основателями трех мировых школ: Аштанга Виньяса йоги (Паттабхи Джойс), йоги Айенгара (Б.К.С. Айенгар) и Вини-йоги (Т.К.В. Десикачар).

Десикачар приходился родным сыном Кришнамачьрье и обучался у него в течение тридцати лет до самой смерти отца.

Мастер родился в 1939 году в Майсоре в семье пандитов, поэтому с детства был посвящен в ведическую культуру. Десикачар стремился преуспеть в светском образовании, поэтому получил степень бакалавра в области гражданского строительства и даже успел начать инженерную карьеру. Однако с техническими дисциплинами он был связан совсем недолго – довольно быстро юноша осознал, что хочет всю свою жизнь посвятить йоге, и стал ближайшим учеником Шри Кришнамачарьи.

В конце семидесятых годов он основал в Мадрасе центр обучения йоги Кришнамачарья-йога-Мандирам, представляющую собой главенствующую организацию Вини-йоги, которая существует уже несколько десятилетий. Мандирам оказывает целительскую помощь самым бедным слоям населения, проводит курсы обучения для преподавателей и открытые классы, расписание и плата за которые устанавливается индивидуально. Классы включают в себя изучение канонических текстов, выполнение асан, Пранаямы, пение ведических гимнов, медитацию, лекции по философии и йогатерапии.

Десикачар вместе со своим самым близким учеником и сыном Кастубом в настоящий момент преподает не только в Мадрасе, но и в Европе, Австралии, США и Новой Зеландии. Он продолжает писать книги (самая известная из них – «Сердце йоги», в которой автор отвечает на важнейшие теоретические и практические вопросы), статьи о духовных аспектах практики и общем оздоровлении при помощи йога-терапии, каждую неделю он проводит занятия по йогическим сутрам и индивидуальные консультации для инструкторов.

Приемник Шри Тирумалая Кришнамачарьи на протяжении всей жизни стремится сделать йогу доступной для масс, его ученики – люди самого разного происхождения и вероисповедания, без особых привилегий и материальных возможностей.

Интересно, что название «Вини-йога» этот стиль получил с легкой руки американских учеников Десикачара, сам же мастер не считал необходимым создавать для него «знамя школы».

Одним из самых известных отечественных учеников знаменитого гуру является президент Киевской Федерации йоги Андрей Лаппа, прошедший полный 2-х годичный курс обучения у Т.К.В. Десикачара. Он объединил полученные знания с собственными разработками и создал новое направление – Универсальную йогу.  

Особенности стиля

  Мягкость практики Вини-йоги объясняется тем фактом, что в последние десятилетия своей жизни Кришнамачарья усердно изучал тонкости йога-терапии и акцентировал обучение своего самого близкого ученика на этом аспекте йогического знания.

Данное направление проповедует основной принцип Кришнамачарьи – персонализированный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего. Именно поэтому Вини-йога отрицает практическую пользу групповых занятий, она преподается индивидуально от учителя к ученику. Главная задача преподавателя заключается в подборе наиболее оптимальной структуры занятия в зависимости от поставленных терапевтических целей.

Практика включает в себя статические и динамические упражнения, изучение дыхательных техник и ведическое пение (мантры) в комбинации с асанами, причем каждой позе соответствует компенсирующая асана (поза с обратным действием). Особое внимание уделяется бандхам, мудрам, изучению ритуалов и йогических текстов.

Главное отличие Вини-йоги от Аштанга Виньяса йоги заключается в отсутствии структуризации классов: здесь нет фиксированных последовательностей асан, которые складываются спонтанно в ходе занятия, и самого порядка проведения. По убеждению Десикачара, практика может начинаться как с изучения сутр, так и с медитации. Главное, чтобы все ее объекты были гармонично объединены.

Интересная особенность – основатель стиля выделяет особый класс медитативных поз и не настаивает на приоритете асан в духовной практике. Главная ее задача и ценность заключается в постоянном самонаблюдении и позитивном влиянии на жизнь ученика, а не на его физические достижения.  

Уровни Вини-йоги

  Практика Вини-йоги последовательно развивается в трех этапах.

Первый этап – развитие. Он ориентирован на сравнительно здоровых людей, стремящихся к физическому и духовному самосовершенствованию.

Второй этап – поддержание. Здесь особое внимание уделяется ослабленным и имеющим проблемы со здоровьем людям, нуждающимся в щадящей и несложной практике.

Третий – расслабление. Это занятия на релаксацию, освобождение и успокоение ума. Они ориентированы на физически и умственно переутомленных людей и состоят в основном из простых асан в положении лежа.  

Как проходит занятие?

  Индивидуальное занятие начинается с определения текущих потребностей практикующего и даже его планов на ближайшие несколько часов. К примеру, инструктор может составить программу, ориентированную на расслабление, мобилизацию физических резервов или на сохранение концентрации, если предстоит умственная работа.

Общая схема выполнения асан выглядит следующим образом: разогревающие позы в положении стоя, затем лежачие асаны, перевернутые, асаны в положении лежа на животе, сидя и стоя на коленях. Далее следует расслабление и Пранаяма в медитативных позах.

Вини-йога использует в качестве дыхательных упражнений не только Уджайа Пранаяму, но и обратное полное дыхание, при котором на вдохе происходит расширение груди и живота (именно в таком порядке), а на выдохе сначала освобождается живот, затем середина груди и верхние доли легких.

Ученик волен по своему усмотрению модифицировать асаны, изменять ритм дыхания и всей тренировки, самостоятельно выбирать разминку.  

Эффект

  Вини-йога – это превосходная терапевтическая практика. Регулярные занятия способствуют излечению болезней, облегчению неприятных ощущений и болей в спине, возвращению гибкости и подвижности всего тела.

Этот стиль учит осознанному подходу к выполнению упражнений и воспитывает самодисциплину, меняет отношение к миру и к своим возможностям, давая не только мужество, но и эффективные «инструменты» для борьбы с недугами.

Вини-йога избавляет от дурных мыслей, депрессивных состояний и подавленности, она заботится о каждом своем ученике и открывает для него доступ к неизведанным ресурсам собственного сознания и тела.

yoga-namaste.ru

Твой стиль: руководство для новичка

Йога в мире

Школ йоги, которые обрели популярность во всем мире, немного. Но именно они считаются наиболее авторитетными на сегодняшний день, поскольку полностью отвечают нуждам современного человека, основаны всемирно известными и уважаемыми Учителями и имеют под собой глубокую научную и философскую основу.

Кундалини-йога

«Кундалини» — это название энергии, которую в ходе практики необходимо направлять из основания позвоночника вверх через все чакры (энергетические центры). Считается, что в момент, когда энергия кундалини достигает верхней чакры, сахасрары, сознание йогина сливается с божественным сознанием.

Метод Кундалини-йоги активно развивался в индийском штате Пенджаб как часть подготовки солдат в сикхской армии в XVII-XVIII веках. Мировую известность данному направлению принес Йоги Бхаджан, потомственный сикх, посвятивший свою жизнь духовным практикам. Переехав в 1968 году в США, он начал преподавать Кундалини-йогу всем желающим и год спустя основал фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные», обучающий йоге, медитации и вегетарианскому питанию. В России метод появился в конце 90-х годов ХХ века благодаря деятельности ученого и врача-нарколога Якова Маршака, который изучал целительное действие крий Кундалини-йоги с точки зрения нарко- и алкозависимостей. Сегодня Кундалини-йога — одна из самых востребованных методик йоги в России.

Хатха-йога

Хатха-йога — направление, основанное на первых четырех ступенях классической йоги Патанджали (яма, нияма, асана, пранаяма). Основным направлением в практике становятся освоение различных асан (от простых к сложным) и совмещение асан с дыхательными техниками. Первое подробное описание методики Хатха-йоги дал Гуру Свами Сватмарама в книге «Хатха-йога Прадипика» в XV веке. Кроме асан и дыхательных техник, Свами Сватмарама рассказывает о шаткармах (практиках очищения организма), о мудрах (положениях пальцев рук), бандхах (энергетических «замках» в теле человека) и нади (каналах, по которым течет энергия прана). Целью учения Хатха-йоги является достижение физического здоровья и долголетия.

Хатха-йога — одно из самых популярных в наше время направлений. Парадоксально, но под названием Хатха-йоги часто может прятаться авторский стиль преподавания, главный упор в котором делают на корректное выполнение асан. Одновременно с этим Хатха-йогой в широком смысле слова являются многие авторские стили йоги, возникшие в начале и середине XX века.

Аштанга-виньяса-йога

Аштанга-виньяса-йога — школа йоги, ставшая известной благодаря Паттабхи Джойсу, ученику известного йогина начала XX века Шри Кришнамачарьи. Паттабхи Джойс систематизировал принципы построения практики, переданные ему Кришнамачарьей, и основал Институт йоги в штате Майсор. Сейчас институтом руководит внук Паттабхи Джойса — Шарат Джойс.

Аштанга-виньяса-йога считается одним из самых интенсивных направлений в йоге и, кроме того, самым требовательным по отношению к ученикам: освоение асан происходит самостоятельно под руководством учителя, что совсем не похоже на типичные групповые занятия.

Ключевым принципом в данной системе является виньяса — на каждое движение в связке асан приходится одно дыхание. Для всех асан, собранных в последовательности разного уровня сложности, установлено определенное количество виньяс. Благодаря динамичному выполнению асан (обычная задержка в асане — всего пять вдохов и выдохов) практика развивает силу и выносливость. Дыхание, совмещенное с движением, разогревает тело, делая его очень пластичным, и при регулярной практике прогресс в асанах будет очень быстрым. Кроме того, жар, производимый Аштанга-виньяса-йогой, разгоняет кровь, она быстрее циркулирует, доставляя кислород и удаляя загрязнения из тела. Дополнительный эффект очищения происходит за счет обильного потоотделения практикующего.

Йога Айенгара

Йога Айенгара — авторский стиль другого ученика Шри Кришнамачарьи, Б.К.С. Айенгара. В отличие от Паттабхи Джойса, Айенгар проповедует более мягкий, спокойный стиль практики, в котором все внимание уделяется долгой и вдумчивой проработке каждой асаны. Ключевой особенностью метода является статичное выполнение асан со всевозможными опорами и приспособлениями, которые должны помочь ученику постепенно исправить структуру тела. Ремни, одеяла, кирпичи, валики и стулья — те инструменты, которые необходимо использовать, если практикующий на данном этапе не может корректно выполнить позу. Благодаря неторопливому и скрупулезному подходу йога Айенгара имеет очень сильный терапевтический эффект. Дыхательные и медитативные практики в данной системе также используются, но только после того, как ученик достаточно проработает свое тело, выровняет спину и избавится от мышечных зажимов.

Вини-йога

Вини-йога — стиль йоги, созданный Т.К.В. Десикачаром, сыном и учеником Кришнамачарьи. В отличие от двух других известных учеников своего отца — Айенгара и Паттабхи Джойса, основавших буквально противоположные по динамике стили, Десикачар нашел средний вариант. Он разработал одновременно и активный, и мягкий подход к практике йоги.

Для Вини-йоги характерен индивидуальный подход к каждому ученику: не студент подстраивается под стиль определенной школы, а методы йоги адаптируются к студенту, учитывая состояние его здоровья.

Главное отличие Вини-йоги от других стилей заключается в отсутствии жесткой структуры классов. В Вини-йоге нет строгой последовательности асан или самого порядка проведения урока: набор асан выстраивается учителем каждый раз по его собственному замыслу.

Шивананда-йога

Авторский стиль индийского врача Куппусвами, который начал заниматься йогой в дополнение к медицинской практике, а затем создал собственную систему преподавания.

Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому новичков учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Благодаря расслаблению всего тела прана свободно течет по энергетическим каналам, снимаются внутренние зажимы и психоэмоциональные блоки. Правильному расслаблению в практике способствует и глубокое пранаямическое дыхание, которое в Шивананда-йоге активно используют. Важной особенностью Шивананда-йоги является строго определенная последовательность асан. Практика базируется всего на двенадцати основных позах, которые достаточно просты и доступны для освоения даже новичками.

Школа Дхирендры Брахмачарьи

Хранителем традиции Сукшма-вьяямы и ее популяризатором считается Свами Дхирендра Брахмачарья. Вьяяма — это система упражнений йоги. Основное значение слова «вьяяма» — упражнение, но его часто переводят, используя второе и третье значения: вращение, разминание. Вьяяма содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.

Йога за океаном

Появление в XX веке йоги на Западе послужило толчком к созданию авторских методик, популярность которых в последнее время дошла и до России.

Дживамукти-йога

Дживамукти-йога — методика, придуманная американцами Дэвидом Лайфом и его женой Шэрон Гэннон на основе системы школы Аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойса и других направлений йоги. Лайф и Гэннон придерживаются выполнения виньяс (сочетания движения в асане с дыханием), но добавили к строгим последовательностям Паттабхи Джойса новые сочетания асан. Важную часть занятий Дживамукти-йогой составляет изучение древних текстов, пение мантр и медитация.

Бикрам-йога

Бикрам-йога — авторская методика йогина Бикрама Чоудхури. Практика заключается в последовательном выполнении 26 асан классической Хатха-йоги и двух дыхательных упражнений. Главная особенность Бикрам-йоги — это воссоздание в зале условий тропического климата: температура 40% и влажность 40%. Динамичное занятие (не более минуты в одной асане) и высокая температура в помещении способствуют сильному расслаблению суставов и разогреву мышц, поэтому прогресс в технике выполнения асан идет очень быстро. Кроме того, повышенное потоотделение помогает вывести из организма все шлаки. Однако данный вид йоги, несмотря на свою высокую эффективность, имеет и внушительный список противопоказаний.

Трай-йога

Трай-йога, или «Три-йога» — современный стиль йоги, который основала американка Кали Рэй. По ее словам, она спонтанно начала выполнять новые вариации асан во время глубокой медитации. Дополнив эти откровения знаниями о классической Хатха-йоге, Кали Рэй составила собственную систему преподавания. «Трай» (или «три») в названии стиля означают единство тела, ума и духа. Эта практика очень мягкая и плавная, ее можно условно отнести к «женскому классу». Асаны синхронизированы с дыханием и буквально «перетекают» одна в другую. Движения в последовательности выстроены волнообразно. Большое значение в практике Трай-йоги уделяется мудрам — специфическому положению кистей рук и пальцев, помогающему направлять течение энергии в теле.

Сделано в СНГ

Первые отечественные школы появились на постсоветском пространстве в конце ХХ века, после того как пал железный занавес. Особенно плодотворно в этот период производила новые направления йоги Украина.

Йога23

Тренировочная система Йогa23 — авторский метод украинского мастера Андрея Сидерского. Впервые представлен им в 2003 году. В основу направления вошли различные тренировочные техники из области Хатха-йоги, боевых искусств, плавания, фридайвинга и даже фитнеса. Кроме очень интенсивной практики выполнения асан, названных Сидерским «фигурами», система Йога23 включает в себя и упражнения дыхательной гимнастики, выполняемые как на суше, так и в воде, а также медитативные техники.

Название возникло благодаря внутреннему системному делению всех практик Йога23 на определенные категории и этапы, объединенные в каталоги. Общая база упражнений в Йога23 составлена из двадцати трех каталогов фигур (асан).

Универсальная йога Андрея Лаппы

Методика преподавания Хатха-йоги, основанная на синтезе всех знаний, которые собрал Андрей Лаппа за годы путешествий по Индии, Непалу, Тибету и другим азиатским странам. Исследуя мировой опыт йогической практики, Лаппа выделил 16 «дуальностей» (или противоречий) йоги и 32 подстиля. Самые очевидные «дуальности» — это статика и динамика в йоге, а также силовые нагрузки и упражнения на гибкость. Умение корректно сочетать «дуальности» йоги является главным условием эффективной практики; именно такому подходу и учит метод Универсальной йоги.

Кроме того, наблюдая за движениями рук и ног во время переходов между асанами и виньясами (статичными и динамичными элементами), которым в большинстве школ не уделяется особого внимания, Андрей Лаппа составил из возможных вариантов траекторий отдельную дисциплину, которую назвал «Танцем Шивы».

Ишвара-йога

Ишвара-йога — стиль йоги, созданный украинским мастером Анатолием Зенченко. «Ишвара» в переводе с санскрита означает «внутренний учитель». Зенченко учит, что каждый ученик должен прислушиваться к своему внутреннему духовному началу и затем выстраивать собственную, индивидуальную практику йоги.

На занятиях Ишвара-йогой уделяется особое внимание корректному положению тела в каждой асане. Контролируя каждый участок тела от головы до стоп, ученик осознанно распределяет вес тела, учится расслаблять одни мышцы, не участвующие в конкретном движении, и включать другие, более глубокие. Акцент в практике Ишвара-йоги идет на отстройку симметрии тела, и только после достижения определенного физического уровня ученики переходят к пранаяме и медитативным практикам.

Апнэа-йога

Апнэа-йога — авторская методика россиянина Александра Дудова, основанная на синтезе древних техник йоги, цигун и современных методов подготовки фридайверов, ныряльщиков в глубину на задержке дыхания. Особенностью стиля является использование техник задержки дыхания в процессе выполнения физических упражнений («апнэа» в переводе с греческого означает «безветрие», «бездыхание»). Дыхание используется как инструмент, воздействующий на тело, эмоциональное и ментальное состояние.

Йога в воздухе

Методика, созданная москвичкой Светланой Ангел. Асаны, гимнастические упражнения и медитация проходят в специальном гамаке со стропами, который крепится к потолку и располагается на небольшой высоте от пола. Благодаря подвешенному состоянию снимается лишняя нагрузка на позвоночник и суставы, ученикам легче осваивать перевернутые асаны. Йога в воздухе использует привычные для классической Хатха-йоги положения тела, однако опорой для выполнения каждого из них служит не пол, а полотно гамака и специальные стропы.

Форрест-йога

Автор метода — Ана Форрест. К созданию своей методики она пришла, настойчиво работая с личным травматичным опытом. Ана изучала шаманские практики индейцев Северной Америки, терапию полярностей, акупрессуру, гомеопатию, боевые искусства, психотерапию и регрессионную терапию — все это заложило основу ее стиля йоги.

АкроЙога

АкроЙогу придумали в 2003 году американцы Джейсон Немер и Дженни Кляйн. Это стиль Хатха-йоги, который совмещает парную йогу (выполнение асан в непосредственном контакте с партнером) и акробатику. Роли в паре распределяются таким образом, что один из учеников с помощью своего тела выстраивает «базу», опираясь на которую второй ученик выполняет так называемые балансовые асаны. Кроме укрепления физического здоровья, что свойственно для всех стилей Хатха-йоги, АкроЙога учит осознанной работе в паре, коммуникации с партнером и доверию.

Части целого. Классические направления йоги

Кроме современных направлений, в йоге существуют еще и классические направления, которые были описаны много лет назад. Их всего четыре, и они считаются неотъемлемыми частями неделимого учения йоги. Это: Джняна-йога, Бхакти-йога, Карма-йога и Раджа-йога.

Раджа-йога

Раджа-йога — это йога работы с сознанием, в ней практически не используются асаны, а развитие практикующего идет в области медитации и самоанализа. Раджа-йога объединяет практику высших ступеней йоги: пратьяхару, дхарану, дхьяну, самадхи. В буквальном переводе название направления звучит как «царица йоги». Целью Раджа-йоги является духовное развитие, которое должно привести ученика к освобождению сознания от любых физических и ментальных ограничений, что позволяет ему ощутить слияние с высшими силами и реализовать их в себе. Главным инструментом Раджа-йоги считается самьяма — техника одновременной практики трех высших ступеней йоги (дхараны, дхьяны и самадхи).

Бхакти-йога

Бхакти-йога — или «йога любви и преданности» — направление йоги, суть которого заключается в установлении тесной связи между практикующим и Богом. В основе практики лежит служение Богу. Древние ведические тексты называют Бхакти-йогу одним из самых простых способов достижения сверхсознания на настоящем этапе развития человечества.

Одним из наиболее распространенных методов, используемых в практике Бхакти-йоги, является джапа-медитация — то есть повторение мантр. Считается, что если повторять священные тексты непрерывно в течение длительного времени и совершать этот ритуал регулярно, то со временем мантра будет сама звучать в сердце практикующего, и ее смысл актуализируется. Так, даже неосознанно повторяя молитву, ученик может через систематическое повторение прийти к осознанию ее глубокого смысла.

Джняна-йога

Джняна-йога — в переводе с санскрита — это «йога знания». Ее задача — помочь ученику преодолеть авидью (незнание) и приблизиться к брахмавидье (божественному знанию). Данный стиль йоги также относится к духовному пути развития и заключается в усердной работе по воспитанию ума.

Цель Джняна-йоги — освобождение ума от тех ограниченных условий познания, в которые его ставят чувственное восприятие и логическое мышление, основанное на противопоставлениях. Иной подход к мышлению должен способствовать расширению идей и понятий, затем — представлений, что в конечном итоге приведет к исчезновению иллюзорных ощущений. Джняна-йога учит не накапливать разрозненные знания, а видеть во всех явлениях принципы, лежащие в основе всего бытия. Познание этих принципов происходит с помощью учителя и индивидуальной медитации на символ или текст из древних писаний.

Карма-йога

Карма-йога — «йога деятельности», которая объясняет, как изменить свою судьбу и жизнь через изменение своего отношения. Данный стиль йоги связан со стремлением к внутреннему развитию. Карма-йога утверждает, что как только человек пересмотрит свое отношение к тому, что с ним происходит, это, в свою очередь, неизбежно изменит характер событий, которые с ним случаются. В системе Карма-йоги считается, что человек на самом деле не совершает самостоятельных поступков, а является частичкой, движимой гораздо бОльшими силами. В этом случае все события перестают восприниматься оценочно и становятся нейтральными; через осознание этого факта практикуется непривязанность. Непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Например, препятствия и трудности на пути он воспринимает не как повод для огорчения, а как полезные условия для саморазвития.

yogajournal.ru

Вини-йога Википедия

Гуру-основатель:Год основания:Расположение центра:Распространенность:Акценты:Официальный сайт:Подобные школыРодственные понятия
Вини-йога

Т. К. В. Дешикачар

1976[1]

Ченнаи (Мадрас), штат Тамилнад, Индия

Индия, США

асаны, пранаяма, медитация, ведическое пение[1]

kym.org

Вини-Йога (англ. viniyoga) является динамичной и мягкой практикой йоги, делающей упор на индивидуальном подходе к практикующему. Слово viniyogah(санскр. विनियोग) упоминается в Йога-сутрах в сутре 3.6[2] и переводится как «применение», «действие»[3]. Вини-йога основывается на труде «Йогарахасья» Тирумалай Кришнамачарьи[4] и преподается в Индии в центре «Кришнамачарья Йога Мандирам», однако на своем сайте, сам Т.К.В. Дешикачар в 1998 году попросил не использовать имя Вини-йога и не рассматривать его как отдельное учение[5].

Основателем направления считают Т.К.В. Дешикачар — сын и ученик Тирумалай Кришнамачарьи, однако сам Дешикачар не основывал никакого стиля йоги с отдельным имененм. В 1976 году им был основан центр «Кришнамачарья Йога Мандирам»[6]. Дешикачар родился в 1939 году, он был четвёртым ребёнком Кришнамачарьи. В 1960 году он начал обучение у своего отца и в течение 30 лет ученичества всесторонне изучал йогу, аюрведу и санскрит.

Распространённость

В США развитие данная школа получила благодаря усилиям Герри Кравцова.[7] Из известных мастеров йоги в СНГ обучение Вини-йоги проходил Андрей Лаппа, в дальнейшем создавший Универсальную йогу.[8] Во Франции действует Международный Союз Вини-йоги (L’Union Internationale Viniyoga[9]), основателем и руководителем которого является Клод Маречал. С 1983 он является редактором журнала Viniyoga. В Англии с 2006 года действует Центр йоги (Centre for Yoga Studies) под руководством Пола Харви[10].

В настоящее время в Индии продолжает семейную традицию данной школы Кастуб Дешикачар — сын Т. К. В. Дешикачара.

Особенности школы

Особенностью данного стиля является гибкость в выборе инструментов по трансформации сознания учеников. Школа использует асаны, пранаямы, медитации, расслабляющие техники, мантры и лекции по философии. Дешикачар считает, что не ученик существует для практики, а практика для ученика. В этом стиле методы йоги адаптируются к уровню практикующего[11]. Ступени аштанга-йоги осваиваются через разные промежутки времени, например, сначала может практиковаться медитация, по прошествии определённого времени практика асан и т. д. Таким образом ученик осваивает сначала подходящие для него практики и по мере подготовленности переходит к следующим[1]. Строго установленной последовательности техник не существует[12].

В практике асан допускается динамический и статический вариант исполнения. При выполнении асаны в динамике нужно несколько раз «войти» в неё и «выйти», синхронизируя движения с дыханием. При выполнении асан практикуется концентрация на определённых точках, дыхании или движении. Практика асан мягкая, перемежающаяся расслаблением, основа стиля это индивидуальный подход к практикующему.

Это одна из школ йоги, предлагающей схему дыхания, противоположную общепринятой. Полное йоговское дыхание в большинстве описаний предполагает начинать расширение и наполнение объёма тела с живота и постепенно доводить его до ключиц, а на выдохе также прогонять волну снизу вверх. Дешикачар предлагает во время вдоха наполнять сначала грудь, потом живот, а во время выдоха в первую очередь освобождать живот, а в последнюю — верхние доли легких[1]. Учителя Вини-йоги считают, что расширение сверху вниз помогает углубить дыхание[13].

Вини-йогу можно отнести к области индивидуальной йогатерапии. Каждая поза подстраивается под потребности, возраст и возможности практикующего, помогая справляться с собственными проблемами.

Исследования

Проведенное в 2005 году исследование показало, что занятия Вини-йогой могут быть эффективными для уменьшения боли и осложнений у пациентов с хроническими болями в спине (люмбаго).[14] Тем не менее нет данных, что вини-йога намного более эффективна в снижении боли в спине, чем занятия упражнениями на растягивание.[15]

Литература

  • Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги.
  • Т. В. Анантанараянан. Вини-йога. Самоучитель динамической йоги. — Экслибрис, 2002. — 192 с. — ISBN 5-91620-02-X.
  • T.K.V.Desikachar. A Guide to Vedic Chanting. — 66 с. — ISBN 978-81-920716-5-7.
  • T.K.V.Desikachar & R.H.Cravens. Health, Healing & Beyond : Yoga and the living tradition of Krishnamacharya. — Aperture, 1998. — ISBN 0-89381-941-7.
  • Desikachar, T.K.V. with Kausthub Desikachar and Frans Moors (1994), The Viniyoga of Yoga: Applying Yoga for Healthy Living (Second Reprint, 2001 ed.), Chennai, India: Krishnamacharya Yoga Mandiram, ISBN 81-87847-11-5 

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 М.В. Николаева. Философские основания современных школ хатха-йоги. — Петербургское Востоковедение, 2007. — 315 с. — ISBN 978-5-85803-348-6, 978-5-352-02116-3.
  2. ↑ Judith E. Carman. The Viniyoga Approach // Yoga for Singing: A Developmental Tool for Technique and Performance. — Oxford University Press, 2012. — P. 11. — 292 p. — ISBN 9780199759408.
  3. ↑ Kausthub Desikachar. The Yoga of the Yogi. — 2005. — С. 103. — 240 с.
  4. ↑ Шри Натхамуни. Йогарахасья. — Janus Books, 2000. — ISBN 5-901620-09-7.
  5. ↑ TKV Desikachar (1938-2016) (англ.). Heart of Yoga. Проверено 15 февраля 2018.
  6. ↑ Denise Cush, Catherine A. Robinson, Michael York. Encyclopedia of Hinduism. — Psychology Press, 2008. — С. 178. — 1086 с.
  7. ↑ Институт Вини-йоги в Америке (англ.).
  8. ↑ История Вини-йоги
  9. ↑ Французская федерация Вини-йоги (фр.).
  10. ↑ Биография Пола Харви (англ.). Проверено 27 августа 2014.
  11. ↑ Bija Bennett. Emotional Yoga: How the Body Can Heal the Mind. — С. 16. — 240 с.
  12. ↑ Анастасия Гостева. Тело — в дело. YogaJournal (№1, 2005).
  13. ↑ Клаудиа Камминс. Дышите — не дышите. YogaJournal (№5, декабрь 2005).
  14. ↑ Sherman, KJ; Cherkin, DC; Erro, J & Miglioretti, DL (2005), "Comparing yoga, exercise, and a self-care book for chronic low back pain: a randomized, controlled trial", Annals of internal medicine Т. 143 (12): 849–56, PMID 16365466, DOI 10.7326/0003-4819-143-12-200512200-00003 
  15. ↑ Yoga no better than stretching for bad backs, London: The Telegraph.

wikiredia.ru


Смотрите также