Первый шаг к Аштанга-виньяса йоге: что нужно знать? Виньяса йога


Виньяса йога - 115 фото примеров особых занятий и системы упражнений

Динамичным течением йоги, пользующимся популярностью особенно у мужчин, является комплекс Аштанга-виньяса. Этот вариант подходит для людей, которые отличаются дисциплинированностью и целеустремленностью, способны следовать всем процедурам и правилам.

Последовательность поз в аштанга йоге, ритм их выполнения не являются произвольными, а предопределены наставником.

Содержимое обзора:

Кто может приступить к упражнениям

Данное направление йоги требует четкого понимания цели занятий и важности точного выполнения всех заданных действий. Входить в практику будет легче людям, имеющим определенные физические способности и подготовку, которые готовы соблюдать повышенные нагрузки.

Виньяса йога для начинающих будет доступна:

  • опытным ценителям этого восточного искусства, которые смогли освоить начальные ступени хатха-йоги;
  • мужчинам, решившим в дополнение к тренировке физической выносливости повысить уровень своей внутренней силы и готовы укрепить дух;
  • всем людям, собравшимся проверить себя и свои силы;
  • желающим взять под контроль свой вес и максимально эффективно снизить его.

А вот лицам, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, целесообразно отказаться от этой идеи и выбрать себе другое времяпровождение.

Начинать нужно с подготовки

Желающие начать курс упражнений не должны заранее приводить себя в порядок при помощи дыхательных упражнений как в некоторых других направлениях.

Виньяса йога требует, прежде всего, начального уровня физической подготовки. Это относится к способности правильно выполнять действия по растяжке, тренировке выносливости, укреплению мышечной массы. Поэтому вспомните, выполняли ли вы ранее физические упражнения и сможете ли выдержать дополнительные нагрузки.

Интенсивные занятия обусловливают необходимость научиться:

  • концентрации на своем внутреннем состоянии и ощущении частей своего тела;
  • способности сохранять состояние медитации;
  • управлять своим дыханием и следить за его равномерностью.

Базовые понятия виньяса йоги

Данное направление уникальным образом объединяет систему дыхания и активность асан. Виньяса йога видео демонстрирует реализацию такого гармоничного комплекса. Он включает несколько базовых элементов:

  • позы, которые выступают базой для всех действий;
  • виньясы, предполагающие механизм соединения комплекса поз в одну непрерывную цепочку, согласованную во времени;
  • дыхание (пранаяма) – требуется контроль вдоха-выдоха с необходимостью правильного использования горла;
  • концентрация – контроль и управление вниманием с фиксацией своей энергии на одной точке;
  • Бандхи-замки (корневого типа, на прессе и горловой) и правильное их применение.

Если вам правильно удастся совместить все эти составляющие, то вы почувствуете жар в собственном теле, начнется потоотделение в интенсивном режиме.

Мускулатура, внутренние органы укрепляются и омолаживаются, активизируется дыхание и кровообращение, выводятся вредные вещества из организма.

Уровни практики и как их применять

Интенсивная виньяса йога должна начинаться с самых первых ступеней, что позволит последовательно, повышая способности и навыки, двигаться по ступеням саморазвития и самосовершенствования. Практика включает несколько основных этапов:

Кайя Чикитса – способствует комплексному очищению организма, всестороннему его оздоровлению. Это наиболее важный этап, создающий базис для последующих свершений. Нельзя переходить на новый уровень, не освоив Йогу Чикитса.

Нади Шодана – энергетическое оздоровление, очищение всех каналов и всей нервной системы. Духовное развитие и обретение гармонии переносят человека на совершенно новый, более высокий уровень развития.

Стхира Бхага – уровень для просвещенных учеников, требующий особой силы, гибкости, контроля дыхания и стабильности умственной деятельности. Состоит их нескольких подуровней, благодаря которым практикующий человек движется по пути духовного роста.

Особенностью и одновременно сложностью Аштанга йоги является невозможность и нецелесообразность самостоятельного освоения. Требуется обязательное посещение занятий с инструктором.

Советы для правильного вхождения в практику

Курс йоги требует внимания к мелочам, следование последовательности действий. Но особенно сложно будет начинающим ученикам. Ведь у многих первые же сложности могут вызвать отторжение или страх перед последующим освоением. Чтобы этого не произошло, воспользуйтесь нашими простыми советами:

Выучите всю базовую терминологию и наименования асан. Спешить при их освоении не стоит. Важна не скорость прохождения курса, а техника исполнения. И не надо все делать по своему усмотрению. Только наставник способен правильно задать ритм, а ваша задача – следовать наставлениям.

Нагрузки должны наращиваться постепенно. Самая большая ошибка в любой тренировке – это изнурительная работа по несколько часов. Это совершенно недопустимо. Продолжительность на первых порах не должна превышать 40 мин. После того как вы войдете в ритм, начинайте удлинять время тренировок.

Более простые асаны на первых этапах должны сменяться усложненными позами в последующем.

Подберите совместно с инструктором наиболее подходящую систему дыхания. Так вы сможете зарядиться энергией и повысить свою выносливость. Фото виньяса йога вам может помочь, но только учитель даст квалифицированную консультацию.

Даже простое упражнение должно быть освоено в полном объеме. Не следует пренебрегать ни одной асаной.

Следите за собой и своим телом. Только так вы сможете увидеть прогресс в освоении каждой позы. Если что-то дается с трудом, снизьте нагрузку, но прорабатывайте каждое движение внимательней.

Ничего сложного в следовании указанным правилам нет. Но эффект от точного соблюдения будет впечатляющим.

Что дает виньяса йога

Многие практикующие уже через достаточно короткий промежуток времени отмечают позитивный эффект Аштанга йоги – атлетическая и подтянутая фигура, сброс веса, улучшенное самочувствие, общее оздоровление. В результате занятий:

  • разрабатываются все группы мышц, повышается гибкость тела;
  • фигура становится подтянутой;
  • человек очищается на энергетическом уровне;
  • организм выводит токсины и шлаки;
  • концентрация внимания и усидчивость повышается, улучшаются успехи на работе;
  • внутренние органы настраиваются на эффективную работу, ускоряется обмен веществ.

Самое главное, что человек гармонизируется. Он приходит к внутреннему согласию и спокойствию.

Курс Виньяса Йоги для начинающих

Наставник сможет подобрать для вас наиболее подходящий комплекс упражнений. Их последовательное выполнение поможет пройти все уровни саморазвития. Мы предложим для ознакомления такую последовательность выполнения асан:

Принять позу собаки с опорой рук и ног о поверхность пола, прогибом спины и поднятием копчиковой зоны. Совершите прыжок, подтянув ноги к рукам, затем выпрямитесь и поднимите руки в район груди. Вдохните, нагнитесь и подтяните руки к ногам, при этом ладони на полу.

Встав на край ковра, пригните ноги и подтяните руки. Совершив выдох, присядьте, обопритесь руками о пол и гнитесь по направлению к ногам. Поднимите голову, сделайте прогиб поясницы и при помощи прыжка перейдите к асане Планка.

Руки согнутые. Прогнув поясницу, перейдите в позу Кобра. Округлив спину, вернитесь в Собаке. Выпрямитесь, выдвинув правую ногу вперед. Вдохните и поднимите руки. При выдохе опуститесь на пол, перейдя к Планке. Согните руки и после прогиба займите позу Кобра.

Левой ногой сдвиньтесь вперед, заняв позу Собака. Станьте прямо, при вдохе поднимите руки, опустите ноги на выдохе. Вернитесь в Планку. Повторите комплекс и выпрыгните вперед.

Последовательность упражнений Сурья Намаскар повторяется три раза. После этого можно перейти к следующему комплексу.

Предлагаемая техника позволяет не только добиться впечатляющих физических результатов, но и обновиться на духовном уровне. Правильно поставив цель, соблюдая все последовательности упражнений, вам удастся пройти все важные этапы виньяса йоги.

Фото виньяса йоги

Посмотрите еще здесь

mirfitness.info

что это за стиль? Виньяса флоу, виньяса флоу йога: видео

Виньяса-флоу йога — одно из популярных современных направлений в развитии йогических практик. Прочитав эту статью, вы узнаете отличие этого типа йоги от других, а также в чём состоит преимущество занятий Виньяса-флоу йогой.

Виньяса-флоу: что это такое?

Виньяса-флоу йога — это направление, которое сохраняет в себе традиции Хатха-йоги, но с использованием динамичных связок. Их иначе называют виньясы. Типичная виньяса состоит из следующих элементов:

  • Чатуранга дандасана;
  • Поза собаки мордой вверх;
  • Поза собаки мордой вниз.

Именно такая последовательность из трёх асан чаще всего используется в виде связки при переходе к другим асанам. Однако само слово «виньяса» в более точном переводе с оригинала означает ‘организация чего-то особым способом’, т. е. в нашей теме это можно трактовать следующим образом: организация выполнения асан с динамическими переходами между ними. Классическая Хатха-йога не предусматривает выполнение связок (виньяс) между асанами. Они полностью статичны.

Это можно объяснить тем, что изначально Патанджали не задумывал использование асан с целью укрепления физического тела человека. Они были созданы исключительно как вспомогательное средство для достижения высших состояний сознания через практику осознанного дыхания, медитации и достижения самадхи. Поэтому изначально главных асан было всего 11, многие из которых предназначались для практики медитации как наиболее стабильные положения тела сидя.

В качестве развития физической силы, гибкости, выносливости и поддержания оптимальной формы асаны стали использоваться относительно недавно, и с того времени популяризация йоги как практического духовного учения набирает обороты. Виньяса-флоу йогу нельзя назвать изобретением нового времени. Слова Кришнамачарьи о том, что практика асан, выполняемых без переходов между ними, не самодостаточна, свидетельствуют о том, что идеи Виньяса-флоу йоги существовали давно, только они тогда ещё не оформились в самостоятельное течение.

С английского языка «флоу» (flow) переводится как ‘течение’, ‘поток’. Это ещё раз подчёркивает особую текучесть, динамичность этого стиля йоги. Вы идёте в потоке или даже лучше подключаетесь к энергетическому потоку, который начинает вести и направлять ваши движения и, быть может, даже вашу жизнь. Занятия различными стилями йоги безусловно влияют на то, как вы живёте. Зачастую, начиная заниматься йогой, человек замечает, как изменяются ценности и взгляды на жизнь. Казалось бы, вы выбрали занятия физическими упражнениями, традиция которых уходит корнями далеко в древность, а в реальности вместе с этим заложили основу новому образу жизни с преобладанием позитивного настроя и развитием уверенности в своих силах.

Виньяса-флоу йога: видео уроки

Благодаря особой популярности Виньяса-флоу йоги, это направление очень востребовано среди начинающих и продолжающих обучение. Многие находят этот стиль гармоничным и отлично вписывающимся в ежедневный распорядок. Её можно практиковать самостоятельно, используя в качестве основы видео-уроки и семинары, где во всех деталях показано, как выполнять асаны и связки между ними. Есть короткие видео на эту тему для тех, кто хочет сначала понять и увидеть пример того, что значит заниматься Виньяса-флоу йогой.

Видео большей продолжительности с записью полного урока позволят вам выполнять асаны, следуя рекомендациям инструктора. Однако можно приступить к делу ещё серьёзней и пройти онлайн-курс Виньяса-флоу йоги, где в реальном времени вместе с другими практикующими вы будете выполнять упражнения под руководством опытного инструктора.

Преимущества занятий онлайн состоят в том, что не нужно торопиться в центр йоги, преодолевая километры. В зимнее время это особенно актуально по причине перепада температур. Виньяса-флоу йога сильно разогревает организм, т. к. смены поз в ней происходят динамично. Во время их выполнения включается особый вид пранаям — уджайи, что усиливает процесс выработки тепла организмом. Так, оставаясь дома, вы можете не беспокоиться о том, что после занятий придётся выходить на улицу очень разогретым.

Для тех, кто хотел бы очно участвовать в занятиях Виньяса-флоу в Москве, такая возможность есть, т. к. практика в группах в центре йоги проводится регулярно. Главное успеть вовремя на неё записаться. Если вы хотите заниматься этим стилем йоги, но живёте в других странах и городах Виньяса-флоу онлайн станет отличной возможностью практиковать йогу вместе с опытными инструкторами, совершенствуясь от занятия к занятию, переходя от асан для начинающих к более сложным позам и связкам между ними.

Большое количество людей открыли для себя эту возможность освоения йоги, и в наше динамичное и мобильное время такой вид занятий завоёвывает всё больше поклонников.

Практика онлайн предоставляет человеку больше свободы. Если вы не успели к уроку в реальном времени, то можно посмотреть запись, ничего не пропустив.

Почему Виньяса-флоу йога в Москве для начинающих — это отличный выбор

Есть много причин, почему выбор Виньяса-флоу в Москве будет отличным решением для начинающих.

Концентрация внимания

Вы остаётесь сконцентрированным на протяжении всего занятия, т. к. синхронизация дыхания с входом в асаны и выходом из них, а также связки между ними не позволяют вниманию отвлекаться. Вы всё время сконцентрированы. Это хорошая практика, которая подготовит к выполнению медитаций.

Разнообразие выбора асан

В отличие от других направлений йоги, Виньяса-флоу не накладывает ограничений на количество и выбор асан, которые включены в практику. Виньяса-флоу мотивирует к творчеству. Вы всегда сможете добавить какую-то полюбившуюся асану в свою ежедневную практику или инструктор йоги, посчитав нужным, может расширить курс с помощью вставки новых связок-виньяс. Варьирование — вот ключ к этому типу йоги. Нет каких-то строгих правил, регламентирующих порядок выполнения асан, поэтому вам будет всегда интересно заниматься этой практикой, ведь она открывает возможности для экспериментирования.

Раскрытие внутреннего потенциала

Виньяса-флоу эффективна в раскрытии физического и духовного потенциала практикующего. Несмотря на внешнюю легкость в исполнении асан и плавность переходов, динамичное выполнение асан развивает ваше тело, делает его более выносливым. Здесь меньше возможности отдохнуть, т. к. каждая поза перетекает в следующую без остановок. С её помощью вы расширите границы по нескольким направлениям: силе, гибкости и балансу.

Кардионагрузка

Виньяса-флоу тренирует сердечную мышцу. Несмотря на то, что упражнения выполняются в спокойном темпе, возможно вам придётся попотеть, потому что дыхание уджайя вместе с динамичными переходами оказывает разогревающий эффект на организм и заставляет сердце биться сильней. Такая практика может стать хорошей альтернативой другим кардионагрузкам.

Пранаяма

Выполняя Виньяса-флоу, вы также получите теоретические знания и практические навыки пранаямы — осознанного дыхания и контроля над ним. Уджайя пранаяма широко используется при выполнении асан Виньяса-флоу йоги. Полное йогическое дыхание выполняется перед началом занятий.

Виньяса-флоу занятия в москве для новичков

Занятия Виньяса-флоу в Москве для новичков — это новый подход к освоению древней практики йоги. Многим начинающим этот стиль йоги импонирует потому, что он гибкий, даёт возможность менять последовательность асан, чередовать их по своему усмотрению. Для того чтобы избежать однообразия, можно каждую неделю, или даже чаще, варьировать асаны.

В этом виде йоги можно ориентироваться на настроение и собственные познания в сфере йоги. Если по каким-то причинам вы хотели бы посвятить больше времени определённым асанам, то в Виньяса-флоу — это даже приветствуется. Составляйте курс так, как посчитаете нужным, или следуйте тому, что показал инструктор, а если вы поменяли местами асаны, то ничего страшного, потому что Виньяса-флоу — это прежде всего состояние потока. Не только физического, но и психологического. Вы научитесь быть более осознанным и вместе с тем гибким. Через практику йоги вы на деле постигнете концепции древних философских учений.

Анатомия Виньяса-флоу и асан, выполняемых стоя

Выполнение асан стоя — это фундаментальная составляющая Виньяса-флоу йоги.

Падангуштасана, Падахастасана, Уттхита Триконасана и Уттхита Паршваконасана, Прасарита Падоттанасана, Паршвоттанасана, Уткатасана и Вирабхадрасана — это лишь небольшой список асан, выполняемых стоя, которые обычно включены в практику Виньяса-флоу. Преимущество этих асан состоит в том, что они доступны даже для начинающих, а оздоровительный и общеукрепляющий эффект от их выполнения неоспорим. Они помогают поддержать опорно-двигательный аппарат в оптимальной форме. Благодаря тому, что в некоторых из них применяется скручивание, правильное исполнение может также оказать мягкий терапевтический эффект на состояние позвоночника. Наклоны и прогибы помогут проработать область талии, уменьшить жировые отложения и стимулировать работу пищеварительной системы. Асаны стоя помогают справляться с ревматическими болями, делают суставы более подвижными, укрепляют связки и мускулатуру. Практикуя Виньяса-флоу йогу, ваше тело в целом станет физически более выносливым и привлекательным.

Заниматься Виньяса Флоу-йогой онлайн!

Виньяса флоу йога: видео

www.oum.ru

Что такое «виньяса» в Аштанга-йоге?

В предыдущей статье мы прошлись по азам Аштанга-йоги для новичков. Теперь будем продвигаться дальше в теорию и практику, узнаем что такое виньяса.

Асана «Собака мордой вниз»

Динамический стиль Аштанга-виньяса-йоги состоит из асан и плавных перемещений между ними, которые именуются виньясами. Это санскритское слово имеет два корня: «ви» — означающее начальное разделение, начало движения, действия, а «ньяса» — это размещение определенным образом, установка, посадка. Санскрит очень многогранный язык, в котором одно слово может переводиться до пятнадцати вариаций русских слов, поэтому все переводы с него очень приблизительные и не всегда передающие главный смысл. Возможно поэтому некоторые инструкторы или практикующие неверно трактуют данный термин.

Что такое виньяса в практике асан?

В Аштанга-йоге виньясой называют динамический переход от одной асаны к другой, сопровождающийся специальным дыханием уджджайи, при чем синхронизация дыхания и движения тела: вдох – это одно движение, выдох -уже другое. Движение телом вверх или на расширение грудной клетки и объема легких – это всегда вдох, движение вниз или на сжатие легких – это всегда выдох. Это первый принцип виньясы.

Второй принцип – это движение тела, равное по темпу дыхания. Например, перемещение между Собакой мордой вверх и Собакой мордой вниз занимает три секунды, а выдох при этом движении продлился всего секунду – это неправильно, необходимо либо дыхание растянуть, либо движение тела сделать более быстрым.

Также виньясами в повседневной практике сокращенно называют Jumping back (прыжок назад) и Jumping through (вперед) – это динамическая мини-связка между асанами сидя.

Асана Утткатасана

Фул-виньяса

«Фул» в переводе с английского – полный, а значит фул-виньяса – это полная, то есть вся от начала до конца. Так иногда называют Сурью Намаскар А в традиции Аштанга-виньяса-йоги, в середине которой вставляют необходимую асану. Такому стилю практики обучал своих учеников Шри Кришнамачарья, в первой половине 20 века. В те времена практика асан занимала не менее трех-четырех часов подряд и выносливость учеников-йогинов поражала. С прогрессом цивилизации времени на практику становилось все меньше, и последователь великого мастера йоги Паттабхи Джойс решил сократить виньясу, оставив только центральную ее часть, которую назвали халф-виньяса.

Халф-виньяса

«Халф» на английском – это половина. Такая виньяса – это всем известные и так желаемые всеми практиками Jumping back и Jumping through: прыжок из асаны в Чатурангу и наоборот из позы Собака мордой вниз в положение сидя. Каждое положение тела в такой виньясе строго следует за дыханием:

  • Лоласана – это вдох
  • Чатуранга Дандасана – выдох
  • Урдхва Мукха Шванасана (Собака мордой вверх) – на вдох
  • Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз) – на выдох
  • прыжок в положение сидя – вдох

За одно занятие по Первой Серии Аштанга-йоги таких мини-связок йогин выполняет более 60 (!), и это всего за полтора часа практики. Неудивительно, что «аштангисты» терпеливые и равнодушные к тяготам жизни люди: их к этому приучила йога.

Сурья Намаскар — комплекс асан плавно переходящих из одной в другую (виньяса)

Виньяса с Чакрасаной

Среди асан лежа и в перевернутом положении (когда таз находится намного выше головы) имеется еще интересная виньяса: с Чакрасаной. В многих школах йоги так называют позу Мостика, но в Аштанга-йоге это кувырок назад из положения лежа на спине в Чатуранга Дандасану, который делается на вдох, нарушая все принципы перемещения (но исключения имеются в любой системе).

Для начинающих это довольно сложное движение не сколько из-за закрепощенного тела, сколько из-за страха. Чего только не услышишь от практикующих в такие моменты: «а вдруг шея сломается», « я не смогу так никогда», «это нечеловеческое движение», но когда учитель направит своими руками тело ученика в нужное движение – изумленные глаза сделавшего невозможное говорят сами за себя: бояться было нечего.

Для чего нужны виньясы?

Практика осознанного движения, не дающая ни малейшего шанса уму для отвлечения на посторонние объекты – вот главная задача виньясы. Ведь пока асана удерживается – ум сосредоточен на дришти, бандхах, а когда начинается перемещение тела – ум с легкостью отвлекается и ищет новых впечатлений вне тела. Вот тут йогину на помощь приходит связь дыхания и тела – виньяса и ум продолжает сосредотачиваться уже на сохранении баланса движения и длины вдоха-выдоха.

На физическом уровне практика виньяс (халф в особенности) разогревает тело, постоянно поддерживая внутренний жар, который очищает тело на клеточном уровне, избавляя от шлаков и токсинов. Тело постепенно становится свободным от болезней, сильным и гибким, а ум спокойным и устойчивым благодаря умению концентрироваться на одном процессе, избегая ненужных колебаний сознания.

Самый простой способ понять принцип виньясы и почувствовать, как она работает – это освоить Сурья Намаскар, которая состоит из динамических движений тела и одной асаной в статической фиксации. Об этом пойдет речь в следующей статье.

Смотрите также:

womenuseful.ru

Первый шаг к Аштанга-виньяса йоге: что нужно знать?

Практикуя йогу более 4 лет, я вдруг захотела попробовать новое для себя направление, которое раньше упорно избегала в силу его жесткого характера – аштанга виньясу. Согласно философии этой школы, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.

Не то что бы я полюбила аскезу и работу на пределе своих возможностей, просто очень уж привлекательными показались мне результаты, которые обещает эта практика: идеальная форма тела, гибкость и сила, покой в уме, а главное, умение управлять своим вниманием, которого мне очень не хватает. Впрочем, более подробно обо всех бонусах аштанга виньясы я расскажу чуть позже…

Итак, будучи наслышанной о суровости метода, я решила получить максимально подробную информацию. В качестве эксперта я выбрала учителя йоги и знатока писаний из центра «Керала», Арья Мурти. Возможно, то, что мне удалось узнать в ходе нашей беседы будет полезно еще кому-то для успешного начала практики Аштанга виньяса йоги.

О традиции

На Западе многие считают, что стиль был создан учителем йоги Паттабхи Джойсом, среди учеников которого было немало известных личностей – Мадонна, Стинг и многие другие. Однако это не совсем так. Действительно, Шри Паттабхи Джойс сформулировал и систематизировал Аштанга-виньясу как отдельное направление, но знания он получил от своего прославленного гуру, пожалуй, самого известного йога 20 столетия Шри Кришнамачарьи, который в с свою очередь взял его из древнего первоисточника, священного текста Йога Корунта, автором которого является мудрец Шри Вамана. Сегодня благодаря Паттабхи Джойсу миллионы людей по всему миру практикуют этот стиль, трансформирующий тело и сознание.

Элементы практики аштанга виньясы

  • Асаны – позы. Являются базисом Аштанга виньяса йоги, как и всех остальных видов Хатха-йоги.
  • Виньясы – движения, соединяющие асаны в единый поток.
  • Уджаи – особый вид дыхания со звуком, задействующий горловую область.
  • Дришти – фиксация взгляда на одной точке, основной метод управления вниманием.
  • Бандхи – «замки». Всего их три: мула бандха (корневой замок), удьяна бандха (замок в области живота) и джаландхара бандха (горловой замок).

Уровни практики

Аштанга виньяса йога имеет три серии, различающиеся уровнем сложности. Пожалуйста, не думайте, что имея базу в йоге или просто хорошую физическую подготовку, вы сможете пропустить один из них, сразу перескочив на средний, или тем более продвинутый уровень. Залог успеха в аштанга йоге – системный подход.

Первая серия называется Кайя Чикитса, или Йога Чикитса. Чикитса в переводе с санскрита означает «исцеление». Йога Чикитса – это «лечение йогой», последовательности асан начального уровня, направленные на очищение и оздоровление физического тела. Эта серия cчитается самой главной, ведь на ней строится понимание всех последующих серий.

Второй серия – Надишодана, состоит из асан и виньяс среднего уровня для очищения неосязаемых энергетических каналов тела.

Третья серия, Стхира Бхага, предназначена для продвинутых пользователей и в свою очередь так же имеет свою градацию – подуровни А, B, C, D. Но о них мы не будем говорить в суе.)))

Советы по безопасному вхождению в практику от Арья Мурти:

  1. Будьте терпеливы. Не нужно спешить скорее приступать к виньясам, сначала следует освоить все асаны. Необходимо отлично технику их выполнения, вхождения и выхода из асаны, принципы ее отстройки и противопоказания. Так же нужно выучить названия асан, в идеале, и на санскрите, и в переводе, ведь в них заложено ее настроение и ментальный образ. К тому же это необходимо, чтобы быстро и без заминок следовать в потоке за инструкциями учителя.
  2. Начните с недолгих практик. Классическая практика аштанга виньясы длится 90 минут, но по факту только продвинутые ученики могут это осилить. Лучше начать с 45-минутных занятий, постепенно удлиняя их, чтобы дать телу возможность привыкнуть к нагрузкам.
  3. Знайте свои возможности. Переоценка своих физических даннных, равно как и неправильно отстроенные позы могутт закончиться проблемами со здоровьем. Необходимо изучить виды усложнений каждой асаны, и постепенно двигаться от одной модификации к другой. Таким образом вы постепенно разовьете свое тело, избежав ненужные травмы.
  4. Осознайте свое дыхание. Частое дыхание вызывает усталость. Правильное же, глубокое дыхание заряжает энергией и успокаивает ум. Шри Кришнамачарья использовал схему в 10 секунд вдоха и 10 секунд выдоха. Правильные вдохи и выдохи – залог хорошей практики и самосовершенствования.
  5. Осваивайте элементы практики постепенно. На начальном этапе практики не нужно пытаться объединять сразу все четыре компонента: виньясы, дыхание уджаи, дришти и бандхи. Осваивайте их по отдельности, а потом один за другим соединяйте между собой. Например, освоив асану, соедините ее с дыханием уджаи. Практикуйте дришти, концентрацию на кончике носа или на центре между бровей сначала в сидячей позе, а достигнув успеха, включайте в исполнение асан и виньяс во время занятий. То же правило и для бандх. Тренируйте удьяна бандху в стоячем положении, а затем в сидячей позе. И только после этого бандха может использоваться во время практики асан.
  6. Отслеживайте реакции тела. При малейшем дискомфорте в финальном положении асаны, то есть по завершении отстройки, необходимо снизить уровень усложнения. Например, если вы почувствуете боль в лодыжке во время Прасарита падоттанасаны (прогиб вперед, стоя с прямыми ногами), перенесите вес тела на переднюю половину стоп, иначе голеностопный сустав может повредиться. Как мы уже говорили ранее, необхоимо очень хорошо знать различные модификации асан и осваивать их лучше под руководством квалифицированного учителя.

Эффект практики

Как и обещала, подробно описываю эффект от практики аштанга виньясы, оперируя теперь уже всеми необходимыми терминами:

  • Развивает тело: прорабатывает все группы мышц, делает его гибким и эластичным, и что немаловажно, дарит идеальную физическое форму.
  • Очищает тело на физическом уровне, выводя шлаки и устраняя застои, и на энергетическом – снимает блоки в каналах нади, по которым циркулирует жизненая сила – прана.
  • Дыхание уджайи успокаивает нервную систему и ум. Избавляет от бессонницы и других расстройств нервной системы. Приносит чувство покоя, удовлетворенности и умиротворения.
  • Практика Дришти развивает силу концентрации и способность направлять внимание.
  • Замки помогают стимулировать работу внутренних органов и оздоравливать тело. Например, мулабандха эффективна при психосоматических и дегенеративных болезнях. А удьяна бандха по сути является своеобразным массажем для внутренних органов, воздействует на функцию поджелудочной железы, печени, балансирует работу надпочечников и придает сил всем внутренним органам.
  • Практика имеет удивительный эффект на ментальном плане. Изначально она предназначена для людей, чьей управляющей энергией является раджас, или страсть. Этих людей обычно характеризует тяга к деятельности, они активны и зачастую суетливы. В ходе практики происходит трансформация от раджаса к сатве, или энергии благости. Это большое продвижение по лестнице духовного развития, ведь благость – это энергия позволяющая устраниться от бессмысленной материальной активности и запустить процесс самоосознания. Это энергия мудрецов и великих йогов.

Я описала лишь некоторые из бонусов практики, которые показались лично мне наиболее ценными, на самом же деле, по словам Арья Мурти, они бесчисленны.

В общем, если по прочтению моей скромной заметки вы вдохновитесь начать практиковать аштанга виньясу, пожалуйста, отнеситесь внимательно к финальным советам:

  • определите свои физический, психологический и духовный уровень – не пытайтесь перескочить сразу на более высокий уровень без достаточной базы;
  • будьте серьезны и осознанны в своей практике;
  • найдите квалифицированного учителя, поскольку любое знание передается без искажений только в цепи ученической преемственности;
  • будьте упорны в работе над собой;
  • ставьте цели и прилагайте усилия в их достижении;
  • получите максимум пользы;
  • наслаждайтесь процессом практики и внутренним спокойствием, которое она вам непременно принесет.

ОМ)

Текст: Евгения Турецкая

Фото: naomisyoga /instagram.com

yogajournal.ru

Айенгар вся правда о виньясе

Здравствуйте, уважаемые читатели, поздравляю всех с Новым Годом!

Желаю крепкого здоровья на долгие годы и успехов во всех начинаниях!

Сегодня хотел предложить вам отрывок из письма, опубликованного в News - журнале Oxford Iyengar Yoga Institute летом 1996. Статья вошла в переведенный на русский язык сборник "Аштадала-Йогамала.Том I".В этом письме широко известный мастер йоги Б.К.С. Айенгар излагает свои взгляды на практику виньяс. Так же им представлена классификация последовательностей асан. Как обычно очень прямо и открыто, что свойственно этому мастеру йоги.

Есть только одна йога

Йога одна. Так, есть асана, но люди дают ей различные имена и формы. Ничего такого не существует, как виньяса йога для аштанга йоги и это неправильно называть йогу, как виньяса йога.

Прошу прошения за сомнения, которые возможно поднялись в умах практикующих. Не делайте йогу дешевым продуктом для продажи под различными именами и брендами!

Все тексты по йоге показывают, что средства и цели йоги неизменны. Они были такими в прошлом, такие же и сейчас и будут такими же в будущем.

Достижение /процесс/ конечного состояния асаны может быть названо виньясой, и только.

Даже восемь аспектов йоги, которые носят названия - яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, не что иное, как виньяса крама логично классифицированная Патанджали.

Я начал обучение у моего гуру, так же как обучались другие его ученики. Он никогда не называл практику виньясы, как виньяса йога. Он никогда не говорил, что обучает аштанга йоге. Он всегда упоминал о той самой практике, как о йоге патанджали.

Во время практики асаны, пранаямы или дхьяны - тело, ум и интеллект /разум/ должны тренироваться, тонизироваться и сонастраиваться, так, что они начинают излучать ритмичные вибрации и правильную модуляцию, как антенна, которая улавливает новости, и может передавать их, когда правильно настроена частота.

У них есть свой собственный модус функционирования и мы, как садхаки, должны распознать его.

Значение понятия "виньяса"

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса"  имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке.

Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения.

В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место.

Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.

Виньяса крама

В 30 и 40-х годах 20 века Гуруджи (Кришнамачарья) учил в йогашале, a так же в других местах, вхождению в асану путем выполнения виньясы. В это время он часто устраивал "йога туры", с подачи патрона Шри йогашалы махараджа Майсора, тогда он был молод, да и мы были в расцвете сил.

Он учил нас асанам в связке с широко известным Сурья намаскар /приветствие солнца/. Но по сути Сурья намаскар - это и есть асаны. Асана, такая как - Урдхва Хастасана, Уттанасана, Чатуранга Дандасана, Урдхва Мукха Шванасана и Адхо Мукха Шванасана /смотрите рисунок внизу/, были соединены различными способами на пути к основной позе.

Для примера, чтобы выполнить Пасчимоттанасану, нужно было выполнить Самастхити, Урдхва Хастасану, Уттанасану, Чатуранга Дандасану, Урдхва Мукха Шванасану, Чатуранга Дандасану, Адхо Мукха Шванасану, Лоласану, Дандасану и наконец, Пасчимоттанасану. Выход из асаны сопровождался зеркальной последовательностью до Самастхити.

Сегодня этот способ практики асан в последовательности или виньяса крама широко известен как "джампингс" /посмотрите рисунок/.

Начиная с 1937 года, когда я жил в Пуне, и до 60-70х годов, я преподавал этот метод в различных образовательных учреждениях.

Детям и молодым нравиться такой стиль практики, они наслаждаются его быстротой, резвостью, скоростью и разнообразностью.

Но в конце 40-х Гуруджи отошел от него. В моем случае, я продолжил следовать данному стилю, потому, что в то время я обучал в школах, колледжах, давал уроки кадетам National Defence Academy - я следовал ему, так как это было необходимо. В институте /главный центр в Пуне/ мы даже сейчас продолжаем использовать данный метод для детских классов и иногда для других.

Но он не практикуется на постоянной основе. В детском классе я часто использую виньяса краму. Если, я должен погрузить их в глубину асаны, то я сохраняю их энергию от "джампингс" и заставляю их сконцентрироваться на частях тела, участвующих в асане, и побуждаю задействовать ум, наполняя их тела знанием глубины.

Я обучал, так называемой, виньяса йоге на протяжении многих лет, так как моим юным ученикам нужна была мощь, сила и выносливость. Когда, те же самые ученики достигали 35-40 лет, они были измучены данным методом и начинали сваливать. Из-за большого оттока практикующих, я был вынужден изменить мой способ практики и преподавания с чисто физического уровня на изучение более глубоких аспектов йоги.

В те дни Пуна /йога центр/ была храмом физкультуры, и это было знаменитым местом по выпуску спортсменов.

Практикуя виньяса краму, люди с диабетом, с давлением, гиперактивностью, разболтанными нервами и проблемами спины ощущали жар в глазах и ушах.

Затем я подумал, что если я буду продолжать в том же направлении, то такая йога долго не просуществует. Так, я прекратил давать им виньясу, что, безусловно, положительно сказалось на их практике - они не задыхались, не уставали, а самое главное перестали добавляться проблемы со здоровьем, которые появлялись после йоги с виньясой.

Я начал исследовать внутреннее, скрытое тонкое тело и стал объяснять моим студентам искусство внутреннего наблюдения и осознавания -  взамен прыжков в виньясе.

Это зажгло интерес и собрало новый импульс для практики йоги и заслужило уважения. В молодые годы  на демонстрациях по всему миру, я делал практику с виньяса крамой - показывая внутреннюю экспрессию и динамизм. Я очаровывал зрителей. Шло время, и я стал показывать несколько асан с прыжками, а затем давал объяснения о внутренних аспектах практики. Публика начала умолять меня давать все более подробные объяснения.

С тех пор, я начал делать демонстрации и лекции все больше о уме, разуме и сознании, и о том, как они преломляются в теле в различных асанах. Я хотел бы определенно признать, что я подтолкнул слушателей к познанию данного предмета, и затем замотивировал их познать истинную глубину - все это добавило уважение данному искусству.

Так, мое устоявшееся мнение насчет джампингс в асанах - прыжки работают на уровне физики или на внешнем уровне тела и, что виньяса это последовательность для достижения завершающей или конечной формы асаны. Любой, кто делает джампингс, сосредоточен только на этом, потому, что его ум будет прыгать и двигаться, а не сосредоточен на осознавании и исследовании темных уголков тела. Для меня центрированность - есть стабильность, а проникновение в темные уголки тела - просветление.

Даже, в этом подходе проницательности, есть виньяса крама, но она применяется в другом ментальном состоянии и отношении. По средствам этого подхода концептуальный ум и разумность вместе с энергией /прана/ и осознаванием /праджня/ накапливаются в системе в различных аспектах человеческого существа последовательно и постепенно.

К тому же, виньяса крама не обязательно быстрые движения с джампингс /прыжками/ Сурья Намаскар. Это можно выполнять и с медленными движениями тоже. К примеру, вам нужно принять Саламба Ширшасану /стойку на голове/ - можно подготовить себя к перевернутому положению путем выполнения последовательности асан - Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Прасарита Падоттанасана/наклон из положения стоя с широко разведенными ногами/, Джану Ширшасана /наклон из положения сидя - голова к колену/, Пасчимоттанасана /складка сидя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/. После того, как время выдержки Ширсасаны подойдет к концу, можно повторить последовательность в обратном порядке.

Этот вид виньясы осознано подводит к Саламба Ширсашане /смотрите рисунок/, подготавливая на физическом и ментальном уровнях.

Путешествие в обратном порядке, после завершения основной асаны, поддерживает ощущение покоя и спокойствия. Помимо этого, подготовительная последовательность помогает тем, кто физически слаб, страдает высоким давлением или проблемой с глазами.

С другой стороны, Адхо Мукха Врикшасана /стойка на руках/, Пинча Маюрасана /стойка на предплечьях/ оживляют нас перед Саламба Ширшасаной/ - смотрите рисунок.

Когда основная асана практикуется с виньяса крамой - это называется сампутана крия - упаковка /смотри рисунок/.

Висаманьяса крама

В противоположность виньясе, есть понятие - висаманьяса. Висаманьяса - значит расположение в разрозненном или непринятом порядке. Безусловно, что это не лишено логики. Точнее, это метод вызова. В нем асаны из разных категорий соединяются вместе без прерывания потока движений. Для примера, Эка Пада Ширшасана /нога за головой/ и различные вариации, выполненные в потоке, носят название - градхана стхити /завязывание тела в узел/. Эта серия выглядит так: Эка Пада Ширшасана из положения сидя /упавиштха стхити/, Скандасана /наклон или пасчима пратана стхити/, Бхайравасана /лежа на спине или супта стхити/, Кала Бхайравасана или Чакорасана / баланс на руках или пхуджатоласана стхити/, Дурвашасана /стоячая или утиштха стхити/, Ричикасана /уттиштха пасчима пратана стхити/ и так далее - смотрите рисунок.

Смешанную группу асан так же можно назвать как последовательность висаманьяса. К примеру, Тадасана /гора/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Парипурна Навасана /лодка/, Уткатасана /поза стула/, Уштрасана /поза верблюда/, Капотасана /поза голубя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/ и так далее - смотрите рисунок.

Так как у детей гибкое тело, то они наслаждаются практикой в таком стиле - когда смена асан в последовательности связана с вызовом. Мой гуру просил меня практиковать асаны именно в этом ключе. Он просил исполнить Саламба Ширшасану /стойку на голове/ и внезапно прыгнуть в Натараджасану /поза великого танцора/.

Виньяса и висаманьяса классифицируются, как вилома, анулома и пратилома

Виньяса и висаманьяса снова классифицируются, как вилома, анулома и пратилома. Вилома виньяса значит последовательность с равными промежутками. В вилома виньясе асана, принадлежащая к такой же классификации, связывается с выбранной асаной, как например, Джану Ширшасана /наклон голова к колену/ - Пасчимоттанасана /складка в наклоне сидя/, Трианг Мукха Экапада Пасчимоттанасана /наклон сидя к трем точкам/ - Пасчимоттанасана, Ардха Баддха Падма Пасчимоттанасана /наклон с полулотосом/ - Пасчимоттанасана, Упавишта Конасана /наклон сидя с широко раскрытыми ногами/ - Пасчимоттанасана и так далее - смотрите рисунок.

В вилома висаманьясе практикуемая асана применяется, как разделитель или ее можно классифицировать как противоположную к отдельно выбранной асане. Это значит делать наклон, а после него прогиб /пасчима пратана стхити и пурва пратана стхити/, последовательность, такая как Пасчимоттанасана - Урдхва Дханурасана /мост/, Пасчимоттанасана - Уштрасана, Пасчимоттанасана - Дви Пада Випарита Дандасана /прогиб с опорой на голову и предплечья/ - смотрите рисунок.

Ранее я объяснял последовательность асан ведущую к Саламба Ширшасане и обратно. В том методе есть пратилома виньяса и анулома виньяса. Путешествие от Адхо Мукха Шванасаны к Саламба Ширшасане есть пратилома виньяса /действие против потока/. Это есть восхождение или неестественный порядок, напротив от Саламба Ширшасаны к Адхо Мукха Шванасане - анулома виньяса /идущая естественно/ или в привычном порядке. В пратилома виньясе практика проходит в восходящем порядке, а в анулома виньясе в нисходящем.

Для того, чтобы принять продвинутую асану, вы идете от простого к сложному. Это путь подзарядки тела, жизненной энергии, ума, органов чувств, и прокаливание разума и эго /сознание "я"/называется пратилома виньяса; напротив возвращение от сложной к простой асане, когда все системы погружаются в умиротворение, носит название - анулома виньяса.

В этих случаях планка активности или пассивности в теле поднимается или опускается, что помогает приоткрыть горизонты ума. Часто на регулярных классах и обычной практике вы могли отметить, что начинается класс с простой позы, а затем постепенно доходят до закрученной сложной /это процессе пратиломы/ и далее идет «падение» и возвращаетесь к простой /процесс ануломы/.

Виньяса есть в пранаяме и дхьяне

Практика пранаямы то же практикуется в таком же ключе. Удджаи /победоносное дыхание/ с попеременным нормальным дыханием носом или Вилома пранаяма /неестественное дыхание/ практикуется с попеременным циклом Удджаи /несколько небольших вдохов, затем один выдох/.

Даже, в Дхьяне все равно случается перемещение или дрифт сознания, и требуется его подпитка. Патанджали напоминает нам о мантра джапе /рецитации мантр/, о секретном звуке Аум /Ом/. Он говорит о важности знать и прочувствовать его значение. Читта прасаданам или подходящее расположение и присутствие сознания во время медитации /дхьяна/ должно быть сделано как виньяса. Тем не менее, во время дхьяны виньяса проявляется как утонченная и едва уловимая. Она не может быть исполнена на грубом уровне.

Оставаться статичным в динамизме действия

Студенты йоги должны помнить, что виньяса это не просто быстрые мобильные движения в асанах. Это процедура построения себя. Быстрые и грубые движения восхищают молодых, которые продвигаются через них. Если практик удовлетворяется грубым уровнем, используя только внешнее тело, без проникновения вовнутрь, то такая практика, безусловно, помогает, но на определенном уровне она становится йогой удовольствия /преяс йога/. Чему я учу и что сам практикую - это исследование утонченности и устойчивости в каждой асане.  Поэтому, это благостная йога /шреяс йога/. Давайте не допускать увлечение движением, а оставаться статичными в динамизме действия.

Мы все обучались этому методу от нашего гуру, и никогда не было никаких разделений в обучении. Упомянутый выше метод - для молодежи, чтобы стимулировать их интерес и сделать их мужественными и стойкими. Второй метод - это искусство сублимации эго и дорога к прогрессу разума.

На видео показана демонстрация с виньясами Б.К.С. Айенгара, есть еще несколько видео, где мастер исполняет практику ну, очень похожую на  аштанга виньяса йогу.

Смотрите мои видео программы по йоге.Книги Б.К.С. Айенгара можно посмотреть здесь

Комментарии:

www.yogadream.su


Смотрите также