Важнейшие асаны йоги. Краткий гид по асанам. Позы йоги основные


Йога для начинающих: 7 асан, которые научат владеть телом

Когда мы в первый раз приходим на йогу, мы думаем, что главное — добиться точного повторения позы инструктора. Иногда это легко, иногда кажется невозможным. Но в любом случае главное не «фасад», а внутреннее содержание: важно выполнить позу правильно, а не пытаться слепо кого­-то скопировать.

Мы подготовили основные асаны йоги для начинающих в картинках и рассказали, о каких нюансах стоит помнить при их выполнении.

Если у вас есть сомнения относительно противопоказаний, обязательно обсудите ваш случай с квалифицированным инструктором: иногда не требуется полностью исключать асану из практики, а лишь уменьшить время пребывания в ней. Обратите внимание, что классическое время выдерживания асаны в йоге для начинающих (кроме Сарвангасаны и Шавасаны) — 5-­10 циклов медленного и глубокого дыхания.

Тадасана (Самасхити)

Как дом начинается с фундамента, так и освоение йоги начинается с исходного положения — Тадасаны, позы горы. Казалось бы, это просто положение стоя. Но простота обманчива: правильное выполнение асаны требует полной концентрации и отличается от той позы, в которой мы привыкли стоять в повседневной жизни. Принципы положения тела в Тадасане очень важны и применяются в большинстве асан йоги для начинающих.

Техника выполнения

Стопы вместе, параллельно друг другу, пятки немного разведены. Ноги активные. Мышцы живота подтянуты, таз подвернут вперед, копчик направлен вниз. Плечи расправлены и опущены. Руки вытянуты вниз. Задняя поверхность шеи вытянута, макушка тянется вверх.

На что обратить внимание

Все тело от стоп до макушки — одна прямая линия. Вес тела распределен равномерно между стопами. Мышцы в тонусе, но не напряжены.

Польза асаны

— Тонизирует все тело.

— Улучшает осанку.

— Приводит в состояние «здесь и сейчас».

Противопоказания

Нет.

Адхо мукха шванасана

Без знаменитой «Собаки мордой вниз» не обойдется ни один комплекс йоги для начинающих. Эта асана только в первое время кажется трудной, но при регулярной практике обязательно наступает момент, когда преподаватель называет ее «позой отдыха», и вам это больше не кажется шуткой.

Техника выполнения

Стопы и ладони примерно на ширине таза. Пятки тянутся к полу. Позвоночник вытянут. Крестец тянется вверх. Шея расслаблена.

На что обратить внимание

Вся поверхность ладоней плотно прижата к полу, пальцы разведены, средний палец направлен точно вперед. Руками мы непрерывно отталкиваемся от пола, что позволяет распределить вес тела более равномерно. Плечи отводим от ушей, освобождая шею и сводя вместе лопатки. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние между руками и ногами, войдите в асану из позиции на четвереньках, когда ладони находятся под плечами, а колени — под тазобедренными суставами.

Облегченный вариант

В йоге для начинающих асану лучше выполнять немного сгибая ноги в коленях — важно не скорее достать пятками до пола, а максимально вытягивать позвоночник.

Польза асаны

— Улучшает кровообращение во всем теле.

— Насыщает мозг кислородом.

— Укрепляет основные группы мышц.

— Полезна при анемии и депрессии.

— Отлично тонизирует организм

Хотите заняться йогой, но слишком устали? Начните с этой асаны, и силы появятся.

Противопоказания

— Гипертония.

— Болезни глаз.

— Нарушение мозгового кровообращения.

— Воспалительные процессы (отит, гайморит).

— Серьезные заболевания нервной системы (эпилепсия, судорожный синдром).

— Болезни сердца.

Еще больше полезных асан вы найдете в видеокурсе йоги для начинающих от Анны Лунеговой. Подробнее здесь.

Уттхита триконасана

Поза вытянутого треугольника — обязательный элемент в занятиях йогой для начинающих, причем утром эта асана поможет проснуться, а вечером растянет и расслабит напряженные мышцы.

Техника выполнения

Ноги расставлены широко, правая стопа направлена строго вперед, левая — под углом 45 градусов. Руки вытянуты в стороны. Правой рукой тянемся как можно дальше вправо, смещая туда же корпус, и, по достижении максимума, опускаем ладонь на пол с внешней стороны стопы. Левую руку вытягиваем вертикально вверх. Голова повернута в сторону левой ладони. Повторяем с другой стороны.

На что обратить внимание

Важно выполнять асану в одной плоскости, не заваливаясь вперед. Представьте, что вы стоите у стены (первые несколько раз полезно будет потренироваться у настоящей стены) — оба ваши плеча должны ее касаться.

Облегченный вариант

Если все делать правильно, то вряд ли получится сразу поставить ладонь на пол, поэтому можно располагать руку на специальном блоке или на ноге, но ни в коем случае не опираться на колено. При боли в шее можно развернуть голову прямо.

Польза асаны

— Расширяет область грудной клетки, помогает при трудностях с дыханием.

— Массирует органы брюшной полости и почки.

— Укрепляет основные группы мышц.

— Уменьшает жировые отложения на талии.

— Помогает при болях в спине.

— Способствует раскрытию таза.

Противопоказания

— Гипертония.

— Нарушения мозгового кровообращения.

— Болезни сердца.

— Травмы позвоночника.

Врикшасана

Врикшасана, или поза дерева — одна из важнейших асан йоги для начинающих, которая не только отлично смотрится на фото, но и оказывает мощное благотворное воздействие на нашу психику.

Техника выполнения

Вес тела на правой ноге. Левая стопа упирается в бедро правой ноги, колено развернуто в сторону. Ладони соединены в центре груди. Повторяем с другой опорной ногой.

На что обратить внимание

Для сохранения баланса очень важно зафиксировать взгляд — на любой неподвижной точке прямо перед собой. Следим, чтобы бедро опорной ноги не смещалось в сторону, выравниваем тело относительно центра. Таз подвернут, копчик направлен вниз.

Облегченный вариант

При необходимости стопа может находится ниже бедра — на голени или даже щиколотке, но не на колене.

Польза асаны

— Способствует психическому равновесию.

— Успокаивает возбужденную нервную систему.

— Придает ощущение устойчивости, стабильности, уверенности в себе.

— Улучшает осанку.

— Помогает при плоскостопии.

Противопоказания

— Боли в суставах.

Пашчимоттанасана

Доказано, что утром наш позвоночник длиннее, чем вечером. То есть в течение дня, когда мы находимся в вертикальном положении, расстояние между позвонками понемногу уменьшается. Такая компрессия вредна для спины, и сон помогает это исправить лишь частично. Пашчимоттанасана, или интенсивное вытяжение задней стороны тела, приходит нам на помощь.

Техника выполнения

Мы начинаем с того, что стараемся сесть на седалищные кости так, чтобы почувствовать, как они упираются в пол. На вдохе вытягиваемся вверх за руками, распрямляя позвоночник, на выдохе с прямой спиной опускаемся к ногам и захватываем стопы.

На что обратить внимание

Старайтесь сначала коснуться животом бедер и постепенно «укладывать» корпус. Цель — не дотянуться до стоп во что бы то ни стало, а максимально вытянуть поясницу и средний отдел позвоночника. В пашчимоттанасане особенно важен ритм дыхания: с каждым вдохом дополнительно распрямляем позвоночник, с выдохом уходим еще чуть глубже в наклон. В «инь» варианте асаны можно скруглить спину и полностью расслабиться — этот вариант подойдет перед сном или когда вы очень устали. Некоторые школы рекомендуют комбинировать такой вариант с классическим: сначала выстроить более активную позу и задержаться в ней, затем полностью отпустить контроль на несколько циклов дыхания.

Облегченный вариант

Не страшно, если не получается сразу уложить тело по всей длине ног: как и почти все основные асаны йоги для начинающих, пашчимоттанасана предполагает вариацию. В начале освоения асаны стоит немного сгибать ноги в коленях, чтобы живот касался бедер и одновременно получалось удобно захватить стопы. Так мы эффективно вытягиваем поясницу и не рискуем навредить себе, а со временем сможем постепенно выпрямлять колени.

Польза асаны

— Помогает при болях в спине и различных проблемах с позвоночником.

— Благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и восстанавливает силы.

— Способствует массажу внутренних органов, улучшает работу кишечника.

— Снимает головную боль.

— Полезна для репродуктивной системы.

— Помогает при варикозе.

Противопоказания

— Смещение дисков позвоночника.

— Менструация в интенсивной фазе.

Сарвангасана

Сарвангасана (стойка на плечах) считается «королевой асан» — по своему целебному воздействию на все системы организма она действительно превосходит большинство поз йоги. В классических текстах есть упоминание о том, что сарвангасана способна помочь при любой болезни и даже замедлить старение. Возможно, благодаря именно этой асане йоги часто выглядят моложе своих лет! Несмотря на то, что сарвангасану не назовешь простой позой, она непременно входит в комплекс асан йоги для начинающих.

Техника выполнения

Все тело вытянуто вверх. Ноги активные, подушечки пальцев ног тянутся к потолку. Подбородок прижат к груди. Руками поддерживаем спину, локти как можно ближе друг к другу. В асане лучше всего оставаться от 2 до 5 минут (25­60 циклов дыхания).

На что обратить внимание

Вес тела должен приходиться именно на плечи, а не на шею. Иногда полезно бывает подложить лишний слой коврика под плечи, чтобы дополнительно освободить шею. Голову следует держать неподвижной: неаккуратное движение в этой асане может привести к травме.

Облегченный вариант

Вариация сарвангасаны носит название випарита­карани мудры. В этом положении тело расположено не вертикально, а уголком: руками мы поддерживаем таз, а ноги вытянуты с наклоном 45 градусов.

Польза асаны

— Активирует лимфатическую систему, запускает процесс очищения организма от токсинов.

— Способствует регенерации клеток и омоложению.

— Улучшает кровоснабжение во всем теле.

— Благотворно воздействует на гормональную систему.

— Улучшает работу кишечника.

— Успокаивает, помогает при бессоннице.

— Обеспечивает приток кислорода к мозгу.

— Полезна при диабете.

Противопоказания

— Менструация.

— Гипертония.

— Нарушения мозгового кровообращения.

— Боли в шее.

— Болезни глаз.

— Воспалительные процессы (отит, гайморит).

— Серьезные заболевания нервной системы (эпилепсия, судорожный синдром).

— Болезни сердца.

— Гиперфункция щитовидной железы.

Шавасана

Спросите учителя йоги, какая асана самая сложная — 9 из 10 улыбнутся и скажут «шавасана». Что же сложного в том, чтобы лежать на спине? Оказывается, чтобы правильно выполнить «позу трупа», нужно постараться. Как и в йоге в целом, здесь именно внутренняя, а не внешняя работа принесет максимум пользы.

Техника выполнения

Удобно устраиваемся в положении лежа на спине. Руки и ноги раскинуты в стороны, ладони смотрят вверх. Последовательно сканируем и расслабляем тело от стоп до макушки. Остаемся в шавасане от 5 до 15 минут и очень медленно выходим: шевелим пальцами рук и ног, тянемся и, через поворот на бок, поднимаемся в положение сидя.

На что обратить внимание

Во время расслабления обычно становится прохладно, поэтому перед шавасаной лучше укрыться пледом. Расслабиться поможет дыхание: переводя внимание на очередной участок тела, с выдохом отпускаем из него все напряжение.

Облегченный вариант

Если не удается расслабить поясницу из­за выраженного прогиба, полезно будет подложить под колени болстер или сложенное одеяло.

Польза асаны

— Закрепляет целительный эффект от всего занятия.

— Восстанавливает силы.

— Благотворно воздействует на нервную систему, помогает при психических расстройствах, психосоматических заболеваниях.

— Готовит к медитации.

Противопоказания

Нет.

Надеемся, фото и описание основных асан йоги для начинающих будут полезны для вашей практики, однако рекомендуем осваивать новые асаны только под руководством сертифицированного преподавателя. С видео­курсами AnySports это можно делать не выходя из дома!

anysports.tv

Йога - основные асаны. - Все о физическом и духовном развитии

Йога: 10 основных асан на практике

Сегодня йога стала весьма популярным направлением в западном обществе. Это искусство представляет собой комплекс асан, основным назначением которых является освобождение от всех видов оков и достижение абсолютного состояния. 

Йога, основные асаны которой разрабатывались йогами в течение многих тысячелетий, превратилась в искусство весьма своеобразное по стилю. И все потому, что асаны очень отличаются от обычных физических упражнений, главным образом тем, что в процессе их выполнения тело сгибается, разгибается, скручивается и остается в таком положении на определенное время. Именно в момент этой паузы оказывается избирательное давление на определенные железы внутренней секреции и нервные сплетения, что и дает основной эффект от выполнения техники.

Практикующие йогу выполняют самые разнообразные асаны, но для неискушенного человека, решившего начать заниматься этим искусством впервые, можно запомнить всего 10 основных асан или поз йоги.

Самая простая асана – это поза горы.

Исходное положение – стоя ровно, свести ноги вместе, стопы параллельно, руки вытянуты вдоль корпуса. Поджимаем пальцы ног, напрягаем мышцы голени, колен, бедер и ягодиц. Распрямляем спину, сводим лопатки и расправляем плечи, мышцы рук тоже напряжены, ладони обращены в сторону тела, при этом руки не прижимаются к телу, а находятся от него на расстоянии 5 – 7 см. Удерживать положение 10 – 15 секунд, после чего расслабиться.

Посмотрите также видео позы горы.

Вторая асана носит название поза дерева.

Исходное положение аналогично первой асане. Одну ногу ставим на внутреннюю поверхность бедра другой ноги, при этом сводят ладони вместе на уровне груди в молитвенной позе. Для сохранения равновесия напрягите мышцы спины, пресс и ягодицы. На вдохе поднимите руки со сложенными ладонями и прижмите плечи к ушам. В такой позиции задержите дыхание на несколько секунд. На выдохе руки возвращаются в молитвенное положение на уровне груди. Затем принимаем исходное положение и проделываем то же самое с другой ногой.

Посмотрите также видео позы дерева.

Третья асана – поза треугольника.

Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты вдоль корпуса. Делаем широкий шаг одной ногой в сторону, после чего разворачиваем правую стопу наружу на 90 градусов, а вторую на 20-30 градусов во внутрь. Руки при этом поднять в стороны параллельно полу, вес тела на обеих ногах. На выдохе тянемся правой рукой к правой лодыжке, а левую руку тянем вертикально вверх.Затем плавно меняем ноги и повторяем то же самое.

Четвертая асана носит название поза воина.

Исходное положение и широкий шаг в сторону выполняем так же, как и в предыдущей асане. Затем руки поднимаем параллельно телу и сгибаем правое колено под прямым углом. Голову поворачиваем вправо. На выдохе разгибаем колено, меняем ноги и поворачиваем голову влево.

Пятая асана – поза вытянутого треугольника.

Начало выполняется аналогично позе воина, но после сгибания правого колена, правую руку опускаем на пол за правую ногу. Левая рука тем временем вытягивается по диагонали вперёд. Взгляд устремлен на левую ладонь. Задерживаемся в этой позе 10 – 15 секунд и повторяем то же самое на другую ногу.

Шестая асана – поза посоха.

Из положения, лежа на животе, упираемся ладонями в пол на уровне груди, стопы на расстоянии 30 – 40 см друг от друга. На выдохе отжимаемся от пола, напрягаем ровную спину, задерживаемся в этом положении на 10 – 15 секунд и опускаемся в исходное положение.

Седьмая асана – поза собаки головой вверх.

Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. На выдохе отжимаемся, отрывая корпус от пола и прогибаясь в позвоночнике. Задерживаемся в этой позиции 10 – 15 секунд.

Еще одна асана получила название поза собаки головой вниз.

Исходное положение такое же. На выдохе отрываем корпус тела от пола и приводим его в положение перевернутой буквы V. Задерживаемся в позе 10 – 15 секунд и на выдохе возвращаемся в исходное положение.

Девятая асана – поза бокового треугольника.

С аналогичного предыдущему исходного положения на вдохе отжимаемся как в асане «посох», затем разворачиваемся вправо и опираемся только на правую руку и сведенные вместе стопы, при этом левая рука направлена вертикально вверх. Удерживать это положение желательно 10 – 15 секунд, затем вернуться в исходное и повторить то же самое на другую сторону.

И последняя асана – это поза верблюда.

С исходного положения, стоя на коленях с опущенными вдоль корпуса руками выталкиваем вперед бедра и таз. На выдохе прогибаемся назад, при этом выпячивая грудь и запрокидывая голову назад, касаемся руками стоп. Задерживаемся в этой позе на 10 – 15 секунд и плавно возвращаемся в исходное положение.

Посмотрите также видео позы верблюда.

Приведенные выше асаны можно выполнять в любой последовательности, но удобнее все же делать их в том порядке, в котором они описаны.

isskystvoboya.ru

Интересная жизнь - Важнейшие асаны йоги. Краткий гид по асанам.

Нужно ли такое огромное количество асан , которое появилось с появлением моды на йогу для успешной практики йоги? Многие серьезные специалисты по йоге считают, что нет, конечно нет.

Цель йоги –не в развитии акробатических способностей, а в сложном комплексном совершенствовании человека: физическом, энергетическом , духовном.

Классические комплексы асан , пришедшие от старых мастеров, являются наиболее важными и содержат в себе все необходимое достижения целей йоги.

 

13 важнейших асан йоги

 

СИРШАСАНА

САРВАНГАСАНА.. 2

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА.. 3

ХАЛАСАНА.. 4

БХУДЖАНГАСАНА.. 5

ШАЛАБХАСАНА.. 5

ДХАНУРАСАНА.. 5

АРДХА МАТСИЕНДРАСАНА.. 6

СИДДХАСАНА.. 6

ПАДМАСАНА.. 7

БХАДРАСАНА.. 8

СИМХААСАНА.. 8

ВРИКШАСАНА.. 9

32 ПОЗЫ И 11 ПОЗ

 

.. 10

12 асан йоги опасных для здоровья www.wday.ru

 

СИРШАСАНА

Shirshasana

Стойка на голове

Сиршасана — одна из основных поз Хатха-Йоги.

Она нормализует кровоснабжение мозга, гипофиза, шишковидной железы, при этом улучшаются память, зрение, слух, сон.

Асана улучшает цвет лица, разглаживает морщины, восстанавливает нервное равновесие. Пропадают боли в ногах. Благотворно действует на миндалины, сердце, печень, половые железы, позвоночник, вены ног. Дает облегчение при опускании внутренних органов.

Все тело в этой позе обновляется.

Сиршасану рекомендуется практиковать совместно с Сарвангасаной, именно в этом сочетании достигается наибольший нормализующий эффект обеих поз, особенно на нервную систему. Одна Сиршасана может вызвать некомпенсированное возбуждение центральной нервной системы.

Йоги верят, что все перевернутые позы, в особенности Сиршасана, способствуют развитию способностей ощущать биополе, «видеть» внутренним взором, и многих других скрытых возможностей человеческого мозга.

Свами Шивананда.  Йогические тексты называют Ширшасану «царственной позой». Вряд ли необходимо особо спорить о первостепенной важности нормального кровоснабжения головы и, в частности, головного мозга, ведь от него зависит нормальное функционирование всех без исключения органов и систем.

 Кроме того, переворачивание тонкого тела относительно нисходящего потока космической энергии приводит к смене направления вращения изначального вихря — самой тонкой структуры эфирной части человеческого существа — на противоположное, что вызывает замедление (а в отдельных случаях — и обращение) направления потока внутреннего времени, в результате чего происходит замедление процессов старения. Поэтому некоторые специалисты —в частности, выдающийся йогин древности Гхеранда — относят Ширшасану к категории разновидностей Випарита-ка-рани-мудры.

Нарушения зрения, пародонтоз, головные боли и головокружения нервного происхождения, истерия, чрезмерные ночные поллюции, запоры, нарушения пищеварения, болезни печени и селезенки, а также многие другие заболевания излечиваются регулярной настойчивой практикой Мастака-мудры.

Техника

slavyoga.ru

Видео

youtu.be

youtu.be

 

САЛАМБА САРВАНГАСАНА

Salamba Sarvangasana

Поза для всех частей тела

 

Распространенное название этой асаны — «березка».

Это удивительная поза, способствующая восстановлению практически всех систем организма.

Особое влияние Сарвангасана оказывает на щитовидную и зобную железы, миндалины, половые железы, мозг, сердце, легкие. Успокаивается нервная система и исчезают головные боли.

Длительной практикой в Сарнангасане излечиваются хронические головные боли, хронические простудные заболевания, гипертония и гипотония. Улучшаются память, слух и зрение. Усиливается перистальтика.

Сарвангасану применяют при расширении вен нижних конечностей, мочевых и менструальных расстройствах, смещении матки, опущении почек, геморрое и грыже.

Асана препятствует образованию новых морщин и способствует разглаживанию старых.

Желательно практиковать Сарвангасану дважды в день, минут по 10. При выдержке асаны менее 5 минут воздействие ее заметно снижается.

Свами Шивананда. Сарвангасана не менее благотворна, чем Ширшасана. Она оказывает удивительное воздействие на железы, относящиеся к Висма-грантхи.

Щитовидную железу называют также «железой молодости». Это говорит о ее значении для сохранения молодости тела.

Старческая дряхлость — не естественное состояние, а болезнь. Это доказывают нам не только йогины, сохраняющие силу и молодость до самой смерти и уходящие из жизни в осознанно выбранный ими момент, но и многие старики, остающиеся здоровыми и сильными благодаря нормальному образу жизни.

Регулярная практика Сарвангасаны оказывает изумительно благотворное сбалансированное воздействие на всю область Висма-грантхи.

Запор, несварение, расстройства печени и селезенки, менструальные расстройства и смещение матки у женщин излечиваются ею чудесным образом. Она ликвидирует общую слабость, головокружения, геморрой и грыжу.

Техника

www.yoga.ru

Видео

youtu.be

 

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА

Символ перевернутого действия

Випарита Карани Мудра — одна из ключевых мистических практик Йоги.

При выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на направление потока внутреннего времени.

В Хатха Йога Прадипике (шлока 82) говорится:«Вначале тело следует держать в перевернутом положении только в течение короткого времени. Продолжительность можно постепенно увеличивать день ото дня. После шести месяцев ежедневной практики морщины и седые волосы исчезнут».

Другими словами, одно из важнейших полезных воздействий этой позы — омоложение организма, приостановление или замедление процессов старения. Конечно, чтобы достичь серьезного результата за полгода, как описано в тексте, нужно следовать более сложной технике, при которой необходимо предварительное овладение Удджайи пранаямой, Чакра кшетрам, ощущением потоков праны и навыками визуализации. Тем не менее, даже при выполнении внешней формы асаны, вы сможете ощутить большую пользу, как для тела, так и для ума.

Благодаря регулярной практике Випарита Карани мудры ваши волосы и кожа будут выглядеть здоровее, значительно отложится приход седины. Асана устраняет запоры, анемию, несварение, улучшается пищеварение и жизненный тонус организма. Из-за сильного влияния на пищеварение и метаболизм, при практике асаны нужно полноценно питаться (но не прямо во время ее выполнения, разумеется — после приема пищи должно пройти 2, лучше — 3 часа до начала практики; также не рекомендуется есть раньше 30-60 минут после выполнения асаны).

Свами Шивананда.  Классические трактаты в один голос утверждают, что практика Випарита-карани-мудры сохраняет молодость тела. Кожа не увядает и волосы не становятся седыми с течением времени. Это упражнение оказывает мощное благотворное-влияние на структуры, относящиеся к Висма-грантхи, устраняет запоры, несварение, анемию, повышает аппетит и общий жизненный тонус организма.

За счет стимуляции Вайю и Агни Випарита-карани-мудра способствует нейтрализации и разрушению токсинов в организме. Кроме того, перевернутое положение тела в Випарита-карани-мудре снимает часть нагрузки с системы кровообращения, обусловленной необходимостью преодолевать силу тяжести при прохождении кровью нижней части тела. Кровь приливает к органам брюшной полости и верхней части тела, в особенности — к шее и голове. Кровеносные сосуды ног отдыхают, мозг получает дополнительное кровоснабжение, щитовидная железа обильно омывается свежей кровью.

Техника

slavyoga.ru

Видео

www.unagrandeyogaclub.ru

 

ХАЛАСАНА

Halasana

Поза плуга

Халасана происходит от слова “хала”, что обозначает плуг, на который похоже тело при выполнении этой асаны.

Халасана и некоторые другие позы составляют цикл Сарвангасаны.

В этой позе устраняются искривления позвоночника и боли в спине, улучшаются кровоснабжение спинного мозга, функции печени, почек, селезенки, надпочечников, поджелудочной железы. Благодаря вытягиванию рук излечиваются судороги в руках. Асана усиливает перистальтику, дает облегчение при метеоризме (вздутии живота газами). Помогает при опущении внутренних органов, болезнях печени, диабете, пиелонефрите, геморрое. Воздействие Халасаны во многом сходно с воздействием Сарвангасаны, но в Халасане достигается больший эффект для органов живота.

Свами Шивананда. Стимулирует нервы и нервные сплетения, связанные с передней стороной позвоночника. Способствует собиранию праны в середине живота и ее равномерному распределению оттуда по всему телу. Кроме того, данная асана является одним из упражнений, сохраняющих подвижность позвоночного столба и, следовательно, молодость тела.

Мышцы живота, бедер, тазовой области укрепляются, сердце отдыхает, печень, поджелудочная железа и селезенка получают мощные стимулирующие импульсы. Устраняются излишние жировые отложения во всем теле, развивается аппетит. Органы области Висма-грантхи, в частности, щитовидная и паращитовидные железы, подвергаются исключительно благотворному функционально-регулирующему воздействию.

Техника

yogajournal.ru

 Видео

youtu.be

 

Комбинация из трех классических упражнений: Бхуджангасана — Шалабхасана — Дханурасана

 

БХУДЖАНГАСАНА

Bhujangasana

Поза змеи

Исправляет искривления позвоночника, ставит на место смещенные позвонки, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует излечению радикулита. Помогает при запорах.

Вариант Бхуджангасаны с поворотом головы и корпуса вправо и влево благотворно влияет на соответствующие почки, вызывая интенсивную циркуляцию крови в поясничной области.

Свами Шивананда.  Асана тонизирует мыщцы спины, способствует исправлению осанки и в известной степени устраняет искривления позвоночника.

Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости. Мышцы таза и тазового дна укрепляются. Мышцы спины развиваются быстро и пропорционально. Линии груди у женщин делаются безупречными. Кроме того, Бхуджангасана незаменима при лечении гинекологических заболеваний.

Техника

yogajournal.ru

Видео

youtu.be

 

ШАЛАБХАСАНА

Salabhasana

Поза саранчи

Асана очень хорошо влияет на позвоночник, исправляет его искривления и окостенения, применяется при смещении позвонков. Тонизирует органы пищеварения, мочевой пузырь и предстательтельную железу, помогает при метеоризме и расстройствах кишечника.

Свами Шивананда.  Подобно тому как Бхуджангасана тонизирует верхнюю часть туловища, практикой Шалабхасаны прорабатывается его нижняя часть и ноги.

Эта асана — очень эффективное профилактическое средство против радикулита и ревматических симптомов в области поясницы. После нескольких дней практики она полностью излечивает часто сопутствующие менструациям боли в области крестца у женщин.

Упражнение содействует избавлению от ревматизма рук и ног, а также от невралгии седалищного нерва. Кроме того, она позволяет совершать длительные пешие переходы, не чувствуя при этом ни малейшей усталости, и повышает выносливость к тяжелым физическим нагрузкам.

Расправляются, тонизируются и развиваются альвеолы легких, ноги приобретают стройность, жировые отложения на бедрах и туловище быстро исчезают.

Техника

yogajournal.ru

Видео

youtu.be

 

ДХАНУРАСАНА

Dhanurasana

Поза лука

Дханурасана — одна из самых «древних» поз йоги, рекомендованная в «Хатха-йога прадипике» Сватмарамы и в «Гхеранда Самхите».

Поза стимулирует деятельность печени, почек, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Укрепляет позвоночник, делает его подвижным, тонизирует нервы позвоночника. Практика в этой асане излечивает смещение позвонков, устраняет невралгические боли, вызванные долгим сидением.

Свами Шивананда. Дханурасана — завершающий элемент гармоничной комбинации из трех классических упражнений: Бхуджангасана — Шалабхасана — Дханурасана. Правильно выполненная Бхуджангасана прорабатывает верхнюю часть тела. Шалабхасана — нижнюю, Дханурасана уравновешивает их, прорабатывая среднюю часть.

Она оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечник, устраняет дефекты желудка, печени, желчного пузыря, селезенки и поджелудочной железы. Мышцы живота укрепляются, позвоночник приобретает гибкость. Кроме того, Дханурасана способствует избавлению от остеохондроза, ревматизма и диабета, а также устраняет жировые отложения на животе и бедрах.

Техника

yogajournal.ru

Видео

youtu.be

 

АРДХА МАТСИЕНДРАСАНА

Половинная поза Матсиендры

Матсиендра — Бог рыб

Асана излечивает боли в спине, пояснице и бедрах. Оживляются предстательная железа и мочевой пузырь, печень и селезенка, улучшается работа всех органов пищеварения. Позвоночник}в этой позе поддерживается здоровым, а йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, старости нет».

В Ардха Матсиендрасане хорошее развитие получают плечи, укрепляются плечевые суставы и связки.

«Матсиендрасана улучшает аппетит, раздувая пищеварительный огонь, она разрушает страшные болезни в теле. Во время практики в этой асане пробуждается Кундалини и душа становится спокойной» (Хатха-Йога Прадипика).

Позы со скручиванием позвоночника ничем заменить нельзя.

Техника

yogajournal.ru

Видео

youtu.be

 

Восемьдесят четыре главнейших асаны даны Шивой. Я скажу о четырех самых важных. Сиддха, Падма, Симха и Бхадра — вот эти четыре. Из них Сиддха наиболее удобна и должна практиковаться постоянно. («Хатха-Йога-Прадипика», 1-35; 1-36).

 

СИДДХАСАНА

Siddhasana

Совершенная поза

Сиддхи в индийской мифологии — святые существа, обладающие сверхъестественными способностями.

Сиддхасана считается одной из важнейших асан. Несмотря на простоту, она очень благотворно действует на нервную систему, улучшает кровоснабжение в области таза, восстанавливает равновесие многих физиологических процессов в организме.

Поза очень хороша для дыхательных упражнений, голосовых упражнений, мысленной концентрации и упражнений для глаз. Главное условие успешной практики Сиддхасаны — прямая спина.

В Гхеранда Самхите эта асана упоменается первой из 32 рекомендованных «людям в этом мире»: «Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется Сиддхасана».

«Из всех восьмидесяти четырех асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади». «Хатха Йога Прадипика» Шлокa 39

В ряде источников по йоге сиддхасана считается самой лучшей из всех возможных асан. В отличие от других поз, которые помогают человеку обрести здоровье и гармонично развитое тело, а также избавиться от ряда недугов, сиддхасана в первую очередь используется для практики пранаямы и медитации. Часто даже говорится о том, что сиддхасана – это совершенная поза.

Традиционно считается, что высших ступеней йоги можно достичь даже лишь одной настойчивой практикой сиддхасаны. Само название указывает на то, что асана открывает практикующему сиддхи, т.е. совершенства и сверх способности, которые могут помочь на пути к полной самореализации.

В «Хатха Йога Прадипике» (часть 1, стих 39-42) говорится: «Из всех 84 важнейших асан особо следует практиковать сиддхасану, так как она очищает 72000 нади. Йог, практикующий в течение двенадцати лет сиддхасану, медитирующий при этом на собственном Я и ограничивающий себя в еде, достигнет состояния высшего совершенства. Нет необходимости в других асанах, если достигнуто мастерство в сиддхасане.

Тщательное выполнение пранаямы в этой асане делает излишней практику любых других асан и наступает кевала-кумбхака (непроизвольная остановка дыхания). Лишь одной этой асаной спонтанно порождается унмани-кала. Если совершенство в сиддхасане достигнуто, три замка выполняются автоматически и без напряжения».

Техника

hanuman.ru

Видео

slavyoga.ru

 

ПАДМАСАНА

Padmasana 

Поза лотоса

Одна из эффективнейших поз, оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех систем организма. Исчезает скованность в коленях и лодыжках, укрепляется спина.

Падмасана считается очень спокойной позой, тело в ней отдыхает, а ум может быть направлен на любую жизненную точку.

Наряду с Сиддхасаной, Падмасана отлично подходит для разнообразных упражнений сидя и для медитаций (мысленном представлении различных образов, состояний и ощущений).

Падмасана рекомендуется для практикования пранаямы.

Падмасана будет выполняться намного легче, если предварительно освоить позу полу лотоса.

«Приняв Падмасану и положив ладони одна на другую, твердо прижать подбородок к груди и, сосредоточившись на Брахмане, часто сокращать анальное отверстие и поднимать апану; подобными же сокращениями горла продвигать вниз прану. Этим достигается непревзойденное знание благодаря Кундалини (пробуждаемой этим процессом)» ("Хатха-йога-прадипика")

Техника

hanuman.ru

Видео

youtu.be

 

БХАДРАСАНА

Bhadrasana

Поза, приносящая благо

«Хатха-Йога-Прадипика» относит Бхадрасану к четырем самым важным асанам.

Действие. Эта асана возбуждает аппетит, развивает и укрепляет коленные и тазобедренные суставы, а также все органы, находящиеся в нижней части брюшной полости и внутри таза. Является исключительно мощным средством развития половой потенции как у женщин, так и у мужчин, при правильной полноценной практике вырабатывает поистине невиданную сексуальную силу и, что особенно важно — способность эту силу контролировать, перераспределять и силой этой осознанно управлять.

Бхадрасана является одним из средств продления молодости и обретения великих магических сил. Женщинам, в течение нескольких лет постоянно практикующим Бхадрасану, она, помимо прочего, в огромной степени облегчает роды.

Техника

hanuman.ru

Видео

youtu.be

Дополнение: Баддха Конасана (поза бабочки)

youtu.be

 

СИМХААСАНА

Simhasana

Поза льва

Симха означает «лев». Эта асана посвящена Нарасимхе (нара — человек, симха — лев) — человеку-льву, одному из воплощений Бога Вишну .

Симхасана относится к позам йоги, предназначенным для лечения горла. Усиливая приток крови к области шеи, Симхасана помогает бороться с заболеваниями верхних дыхательных путей, очищает язык, улучшает голос и слух, избавляет от неприятного запаха изо рта, усиливает слюноотделение.

Кроме этого, поза льва укрепляет связки горла, мышцы шеи, лица, живота, рук и ног. Разглаживает морщины на лице. Устраняет второй подбородок.

Улучшает дикцию. Полезна всем, кому приходится много и громко говорить: лекторам, певцам, а также людям, имеющим дефект речи. Эта поза также усиливает кровоснабжение задних долей мозга, активизирует и перезаряжает горловой энергетический центр (Вишуддха-чакру).

Оказывает общеуспокаивающее действие.

Снимает психическое напряжение.

Даёт возможность приобретения сиддх и передачи их другим лицам.

Техника

hanuman.ru

Видео

youtu.be

 

ВРИКШАСАНА

Vriksasana

Поза дерева

Все йогические упражнения (асаны) направлены на успокоение ума и нервной системы, но особенно этой цели служат позы на равновесие. Врикшасана является одной из них.

Главный эффект, который оказывает врикшасана

Свами Криянанда: «Поза дерева очень помогает в достижении большей концентрации в себе (в духовном, а не в эгоистическом смысле) и выработке правильной осанки».

За счет этого происходит успокоение ума и нервной системы.

Дополнительный эффект от позы дерева

  • развивается подвижность плечевых суставов
  • укрепляются мышцы ног и рук
  • подтягиваются мышцы ягодиц
  • тренируется вестибулярный аппарат
  • помогает при плоскостопии

После выполнения врикшасаны человек чувствует прилив сил, легкость и уверенность.

Техника

yogajournal.ru

Видео

youtu.be

 

 

32 асаны и 11 асан

 

Древний мудрец Гхеранда в своём труде «Гхеранда-самхита» определил 32 позы как самые важные:

Гхеранда сказал:

1.   Шива описал 8 400 000 асан.  Возможных положений тела столько, сколько видов живых существ во вселенной.

2.   Из них наилучшие суть 84.  А из этих 84 всего лишь 32 чрезвычайно полезны для человечества в этом мире.

3 – 6.   32 асаны, дарующие совершенство в мире смертных, таковы:

Сидда, Падма, Бадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомука, Вира, Данура, Мрита, Гупта, Матсья, Матсьендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката, Маюра, Куккута, Курма, Уттана Мандука, Уттана Курмака, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Шалаба, Макара, Уштра, Буджанга и Йога-асана.

1. Сиддхасана (поза совершенства)2. Падмасана (поза лотоса)3. Бхадрасана (благословенная поза)4. Муктасана (поза освобождения)5. Ваджрасана (поза алмаза)6. Свастикасана (поза свастики)7. Симхасана (поза льва)8. Гомукхасана (поза коровьей головы)9. Вирасана (поза героя)10. Дханурасана (поза лука)11. Шавасана / Мртасана (поза трупа)12. Гуптасана( скрытая поза)13. Матсьясана (поза рыбы)14. Матсиьендрасана (поза Матсьендры}15. Горакшасана (поза Горакши)16. Пашчимоттанасана (поза вытягивания спины)17. Уткатасана (приподнятая поза)18. Санкатасана (сплетенная поза)19. Маюрасана (поза павлина}20. Куккутасана (поза петуха)21. Курмасана (поза черепахи)22. Уттана-курмасана {поза вытянутой черепахи}23. Утгана-мандукасана (поза вытянутой лягушки)24. Врикшасана (поза дерева)25. Мандукасана (поза лягушки)26. Гарудасана (поза орла)27. Вршабасана (поза быка)28. Шалабхасана (поза кузнечика)29. Макарасана (поза крокодила)30. Уштрасана (поза верблюда)31. Бхуджангасана (поза кобры)32. Йогасана (поза йоги)

Благодаря этим позам человек может обрести огромное количество благ, однако только 11 из этих асан считаются ключевыми.

Именно их перечисляет йог Сватмарама, ученик Гаркшанатха, в тексте «Хатха Йога Прадипика»:

1. Сиддхасана (поза совершенства)2. Падмасана (поза лотоса)3. Гомукхасана (поза коровьей головы)4. Вирасана (поза героя)5. Куккутасана (поза петуха)6. Курмасана (поза черепахи)7. Дханурасана (поза лука)8. Матсиьендрасана (поза Матсьендры}9. Пашчимоттанасана (поза вытягивания спины)10. Маюрасана (поза павлина}11. Шавасана / Мртасана (поза трупа)

Среди всех перечисленных асан падмасана и сиддхасана занимают ключевую позицию, ввиду того, что качественное освоение ими открывает дорогу для овладения следующими ступенями йоги.

 

О Свами Шивананда

Свами Шивананда (1887-1963) - индуистский духовный учитель, широко известный сторонник Йоги и Веданты. Свами Шивананда является основателем общества «The Divine Life» («Божественная жизнь») и автором более 200 книг по йоге, Веданте и множеству других предметов. Он создал Шивананда Ашрам, местонахождение штаб-квартиры общества «The Divine Life» на берегу реки Ганг в Шивананданагар, на расстоянии 3 километров от города Ришикеш. Свами был паломником и осуществлял путешествия по всей Индии, медитировал на святых местах и изучал работы духовных учителей. Он создал Всемирную федерацию Садхуса в 1947 году и Академию Йоги-Веданты в 1948 году. Свами называл свою йогу «йогой синтеза».

 

ВИДЕО

 

Yoga in our daily lives (Йога в нашей повседневной жизни)

youtu.be

Все асаны 

youtube.com

 

 

intelife.ru

Основные Асаны в Кундалини йоге - вариация поз сидя

Асаны. Вариации поз сидя

Асана означает осознанно принятую позу. Каждая асана оказывает свой особый эффект на осознанность, реакции и эмоции. В крийях Кундалини Йоги существует большое количество асан. Некоторые освоить очень легко, другие же приходится осваивать постепенно. В каждом упражнении Кундалини Йоги указывается, какую позу необходимо принять. Иногда в упражнениях или медитациях не указано, какую позу сидя нужно принять. Может быть предложено сесть в любую медитативную позу, или позу со скрещенными ногами, или сесть в Простую Позу. В таком случае основным требованием является прямой позвоночник и сбалансированная поза. Любые из вышеперечисленных поз сидя удовлетворяют данным требованиям.

Когда вы садитесь для медитации, очень важно чувствовать себя сбалансированно и устойчиво. Если вы заваливаетесь в какую-нибудь сторону или у вас болят колени или лодыжки, вы не сможете медитировать. Если вы войдёте в медитацию, находясь в несбалансированной позе, то рискуете направить энергию и поток крови, которые стимулируются крийей, в неправильное русло. Например, выполнять медитацию, сидя на стуле, абсолютно нормально, если крийя это позволяет, но если вы сидите, а ваши ноги свободно свисают, либо вес неравномерно распределён между стопами, то распределение крови в области таза будет также неравномерным относительно двух сторон тела. Это, в свою очередь, может сместить Пупочный Центр, что может привести к головным болям, нерегулярному менструальному циклу, пищеварительным проблемам и множеству менее значительных проблем со здоровьем, причины которых сложно выявить.

Помните, что все части тела взаимосвязаны и влияют друг на друга. Ваша поза всегда должна быть сбалансированной и комфортной для вас. Поза должна быть абсолютно гармоничной. В определённых глубоких медитациях ваше сознание может преобразоваться до такой степени, что вы временно потеряете ваше привычное ощущение тела. В таком случае поза должна быть сбалансирована таким образом, чтобы телу было просто держать её автоматически без осознанных усилий. Если вы не сбалансированы, тогда мышцы могут дёрнуться, чтобы приспособиться к стрессу, или случится спазм. Этот небольшой спазм может слегка сместить позвоночник. Когда йога была ещё в новинку в этой стране, некоторые предприниматели представляли медитацию, стоя на голове. Это выглядело очень эффектно и впечатляюще, но приводило к большому количеству повреждённых шей и испорченных медитаций. Помня об этом, выберите любую из поз, описанных ниже, и осознанно садитесь в неё правильно.

Поверхность, на которой вы сидите, не должна быть очень холодной или жёсткой. Поэтому многие практикующие сидят на овечьих шкурах или ковриках. Толстая подстилка или большая подушка не очень хороши для этих целей, потому что они не обеспечивают достаточную поддержку, чтобы стабилизировать позвоночник. У овечьей шкуры идеальная толщина. Она также обеспечивает электромагнитную изоляцию от земли. Это оберегает вас от усталости или оттока энергии во время медитации. Так же хорошими материалами для практики являются шерсть, хлопок и шёлк. Наихудшими для этих целей являются бетон или камень. Несмотря на то что мы все рождены с «естественной подушкой», на которой мы сидим, нам, тем не менее, нужно следить за устойчивостью позвоночника и электромагнитной интеграцией нервной системы.

Сукхасана, или Простая Поза

Существует три вариации Сукхасаны, которые часто используются в упражнениях и медитациях:

Первая вариация

Сядьте, слегка разведя прямые ноги. Поместите левую стопу в паховую область. Положите правую стопу поверх лодыжки левой ноги, чтобы она была на уровне бедра. Выпрямите позвоночник. Такую же позу можно принять, поменяв ноги.

Вторая вариация

Деликатная и эффективная вариация. Необходимо принять Сукхасану, затем приподняв пятку стопы, находящейся в паховой области, отодвинуть её от тела на 5-7 см. Поместите стопу сверху, таким образом, чтобы она оказалась чётко на голени, при этом лодыжка ноги, находящейся сверху, должна быть на 5 см выше лодыжки ноги, находящейся снизу. В этой позе убедитесь, что поясница слегка направлена вперёд, поскольку она часто имеет склонность терять естественный, поддерживающий прогиб.

Третья вариация

Если первые две вариации для вас слишком сложны, тогда попробуйте эту. Сядьте, вытянув обе ноги. Поместите ступню одной ноги под колено противоположной ноги, а затем поместите ступню вытянутой ноги под другое колено. Вытяните позвоночник и слегка подайте поясницу вперёд.

Все эти позы требуют меньшей гибкости, они легче для коленных суставов, чем Поза Лотоса. Единственный минус заключается в том, что вам придётся более осознанно держать поясницу слегка продвинутой вперёд, чтобы верхняя часть позвоночника могла оставаться прямой.

Поза Лотоса

Сядьте, вытянув ноги вперёд, разведите их. Согните левую ногу, чтобы левое колено находилось в области паха. Поместите левую стопу на правое бедро. Согните правую ногу таким образом, чтобы правая стопа оказалась на левом бедре как можно ближе к области живота. Выпрямите позвоночник. Поднимите грудную клетку и слегка толкните поясницу вперёд. Это очень фиксированная поза. Как только вы её освоите, вы сможете очень глубокомедитировать, и поза будет поддерживать себя сама. Существует лишь небольшое количество упражнений или медитаций, требующих этой позы, но она считается одной из лучших для глубокой медитации.

Сидхасана, или Идеальная Поза

Эта поза идеальна для стимуляции нервной системы и использования сексуальной энергии организма. Для того чтобы освоить её, потребуется время, но как только у вас это получится, простое нахождение в этой позе будет приводить вас в медитативное состояние.

Выпрямите обе ноги. Согните правую ногу и поместите её таким образом, чтобы пальцы ступни находились в области под левым коленом. Затем поместите левую пятку под правую ногу рядом с промежностью. Левая пятка должна касаться точки между половыми органами и анусом. Пальцы правой ступни расположены в сгибе левого колена, не зажат только большой палец. Вытяните позвоночник.

Когда вы начнёте осваивать эту асану, находитесь в ней всего несколько минут, постепенно увеличивая время до желаемого.

Ваджрасана, или Поза Алмаза

Эта асана широко известна из-за своего благотворного воздействия на пищеварительную систему. Она получила такое название, поскольку считается, что тот, кто станет Мастером данной позы, сможет, сидя в ней, «переваривать камни». Она так же сделает вас крепкими и сбалансированными подобно алмазу. '

Чтобы принять позу, необходимо сначала сесть на колени, верхняя поверхность ступней должна быть на полу. Сядьте на пятки. Пятки будут надавливать на два нерва, которые проходят через нижний центр ягодиц. Держите спину прямо.

Поза Воздержания

Является вариацией Ваджрасаны. Эта поза требует глубокого расслабления внутренней части бедра и обеспечивает очень укоренённое, расслабленное медитативное состояние. Находясь в Ваджрасане, высвободите пятки и поместите их по обеим сторонам от бёдер, позволив ягодицам расслабленно лежать на полу. Внутренняя часть бёдра направлена вовнутрь, поверхность стопы расправлена и смотрит прямо назад параллельно бедру. В идеале колени должны быть соединены. Позвольте пояснице слегка уйти вперёд, сохраняя естественный прогиб. В названии позы уже заключены все её плюсы. Практика данной асаны балансирует тазовую область и вторую чакру.

Вирасана, Поза Героя или Воина

Сядьте на левую пятку, поместив её чётко в области промежности между седалищными костями. Правое колено направьте к груди, поставив правую стопу на пол. Руки в Молитвенной Мудре находятся у Сердечного Центра.

Эта поза используется, когда поётся мантра «бохэ Гуру Вахэ Гуру Вахэ Джио» во время садханы Эпохи Водолея. Она образует большое количество жара в теле, усиливает магнитное поле и расширяет ауру. Это Поза Святых Воинов.

Полулотос

Существует две позы, которые часто называют Полулотосом. Более простая - это вариация Сукхасаны. В Сукхасане поместите ступню на бедро противоположной ноги, а не оставляйте её рядом с лодыжкой.

Вторая вариация Полулотоса немного сложнее. Сядьте в Ваджрасану, а затем вытяните правую ногу вперёд. Согните ногу таким образом, чтобы ступня оказалась на верхней части левого бедра. Вы должны сидеть и балансировать на левой пятке и правом колене. Иногда, если это указано, положение ног меняется.

Сидя в кресле

Если ни одна из приведённых поз некомфортна для вашей медитации, вы можете сесть в кресло, но не забудьте выбрать правильное кресло. Как правило, все склонны завалиться или полностью расслабиться, находясь в кресле. Вы должны противостоять этому импульсу, напоминая себе, что вы садитесь медитировать в расслабленном и полностью осознанном состоянии.

Выберите кресло, которое обеспечит вам устойчивую поддержку. Слишком большое кресло для отдыха может не подойти для глубокой медитации. Спинка кресла, если она прямая, может обеспечить вам дополнительную поддержку. Общая ошибка -это позволять ногам свободно свисать. Очень важно, чтобы стопы ровно находились на полу. Такое положение гарантирует то, что ваша поясница и бёдра сохранят баланс и устойчивость.

Переплетённый Лотос

Эта поза не относится к числу базовых, как предыдущие. Она является сложной для многих людей. Если вы можете её выполнять, то это прекрасная асана для глубокой медитации и баланса эндокринной системы. Примите полную Позу Лотоса. Поместите стопы как можно выше на бёдрах. Переплетите руки за спиной и ухватитесь за большие пальцы ног. Правая рука держит большой палец правой ноги, левая рука - большой палец левой ноги. Надавливайте на мясистую часть больших пальцев для стимуляции гипофиза. Спина прогнута вперёд. Подбородок втянут. Не заставляйте себя силой принять эту позу.

Медленно достигайте необходимой гибкости и начинайте с пары минут практики ежедневно.

Вариацией данной позы является позиция, когда вы касаетесь пола Точкой Межбровья. Это действует глубоко исцеляюще на нервную систему и позвоночник. Но дойти до её выполнения необходимо очень медленно и осторожно. Если в коленях или бёдрах чувствуется боль, выходите из позы и постепенно продвигайтесь к полной версии (используя подушки или другие дополнительные материалы).

Отклонение на 30 градусов

Сядьте в Простую Позу или Позу Лотоса. Отклонитесь назад на 30 градусов, сохраняя позвоночник прямым. Не заваливайтесь назад. Держите наклон. Это создаст небольшое давление на третий и четвёртый позвонки поясничного отдела. При медитации в данной позе обычно глаза остаются слегка приоткрытыми.

Источник: учебник "Садхана"

academyyoga.ru

практика асан с позиции Аюрведы

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЙОГИ

Чтобы понять йогу и аюрведу, нам сначала нужен беглый обзор йоги, ее современного применения и исторических корней. Йога – это широкая система с детальными техниками для всех аспектов развития человечества – от музыки и танца до психологии и социологии. Она подобна великой горе, на которой есть чудесные животные, растения, минералы и широкий простор и на которую надо долго смотреть с разных ракурсов.

Главная практика йоги, которую мы сегодня наблюдаем во всем мире, – это асаны. Асаны распространяются на все упражнения, а также на дыхательные методики и ментальные упражнения. Асана – это внешнее лицо йоги, и для большинства людей – их первый шаг к ее изучению. Для большинства из нас йог – это человек, похожий на отличного гимнаста, выполняющий трудную позу. Корни асан уходят в традицию, которая называется Хатха йога. В этой традиции асаны (позы), пранайяма (дыхание) и медитация образуют триединство духовных практик, направленных на развитие наших внутренних энергий. Йога, имеющая дело с асанами, иногда называется Хатха йога, потому что тексты Хатха йоги содержат самое подробное описание асан. Но мы должны помнить, что она охватывает только один ее аспект, а не всю систему в целом.

Традиция Хатха йоги уходит своими корнями в классическую йогу, сконцентрированную в сутрах великого мудреца Патанджали (200 год до н. э.). Эти сутры называются йога Даршана, или философия йоги. Однако Патанджали не был изобретателем йоги, она существовала за много веков до него. Патанджали систематизировал и кодифицировал долгую традицию йоги в форме афоризмов, по сей день остающихся лучшим итогом системы, которая была разными путями усвоена из разных методик йоги.

Йога Патанджали называется Раджа йога, или королевская йога, из-за своего высокого уровня преподавания. Это Аштанга йога, или восьмиступенчатая йога, из-за восьми уровней практики, где асаны – всего лишь один из них. Хатха йога имеет отношение к начальным стадиям Раджа йоги, особенно к подготовке тела и праны, и считается важным шагом на пути к их полному развитию.

Система Патанджали Раджа йога, в свою очередь, уходит своими корнями в более древние учения Хинду йоги в Упанишадах, Бхагавад Гита, Махабхарата и Пуранас и в философскую систему Самкхья, которая содержится в них. Эти санскритские тексты объясняют различные йоговские практики медитации, мантры, посвящения и развития праны. После Патанджали сама Гита считается обычно первоначальным текстом йоги, обрисовывающим в общих чертах интегральный подход, похожий на йогу в сутрах.

Таким же образом Кришна, величайший учитель Бхагавад Гита, часто считается и величайшим из всех йогов.

Все более древние учения йоги в Индии восходят к Ведам, учениям древних гималайских риш, насчитывающим более пяти тысячелетий. Веды представляют огромное и разнообразное духовное наследство древнего мира, большая часть которого потеряна или забыта и которое однажды распространилось по всему миру.

Действительно, йога так же стара, как и само человечество, и представляет более высокое по духовности наследие, которое, по сути, есть у всех нас глубоко в сердце, как бы мы это ни называли и в какой бы форме ни представляли себе. Йога – часть нашего вечного поиска самореализации, которой мы все должны достичь в этой или иной жизни.

Ее методы и идеи важны для каждого, независимо от его происхождения, и применимы в любое время, когда человек готов заглянуть внутрь себя и развивать внутреннюю жизнь сознания и радости.

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ

Патанджали рисует полный восьмиступенчатый путь йоги, который имеет отношение ко всем аспектам жизни, внутренним и внешним. Эти восемь ступеней (аштанга) следующие:

• Яма – поведение.

• Нияма – развитие образа жизни.

• Асана – позы йоги.

• Пранайяма – контроль над Праной.

• Пратьяхара – контроль над ощущениями.

• Дхарана – концентрация.

• Дхьяна – медитация.

• Самадхи – реализация.

1. Пять яма: пять практик социального и персонального поведения

Яма – это практики, применяющиеся для того, чтобы исключить возможность неправильного, вредного или беспокойного поведения. Они создают основу правильной жизни, покоя и гармонии – как социальной, так и персональной. Благодаря этим практикам йога предоставляет простую модель самодисциплины, которая искореняет проблемы, возникающие из-за чрезмерных материальных запросов, существующих в реальной жизни. Она обеспечивает нас справедливыми этическими законами учителей йоги и аюрведических докторов.

Пять яма

• Ахимса – непричинение вреда.

• Сатья – правдивость, или нелживость.

• Брахмачарья – правильное использование сексуальной энергии.

• Астейя – неучастие в воровстве.

• Апариграха – нестяжательство.

Первой идет Ахимса, или непричинение вреда. Основой любой истинной мудрости или здорового образа жизни является желание не навредить любому живущему существу – не только человеку, но любому творению, включая камни! Помните, что нанося вред другим – мысленно, эмоционально или своими действиями, – вы всегда наносите вред и себе. Ахимса означает необходимость избегать любых действий, которые могут причинить вред, и поддерживать те действия, которые уменьшают его или защищают от несправедливости и вреда.

Второй принцип – это правдивость. Правдивость в мыслях и поведении необходима для ясности и покоя ума и для создания социальных взаимодействий, чтобы устанавливать доверие и исключать конфликты. Мы можем обмануть других, но мы сами знаем правду о том, что делаем.

Неучастие в воровстве означает не брать то, что нам не принадлежит. Это, естественно, относится к материальным вещам, но также распространяется на психологические факторы – например, не лишать кого-либо хорошей репутации, говоря о нем плохо. Материальные вещи обладают психической силой. Если мы берем вещи, которые законно не принадлежат нам, их негативная психическая сила будет давить на нас. Брахмачарья означает избегать неправильного сексуального поведения, что является серьезной причиной и обмана, и вреда – и для нас самих, и для других людей. Неправильное использование сексуальной энергии является главным фактором социальных и психологических страданий. Сексуальная энергия, которая используется правильно, является основой и для целительной, и для духовной энергий.

Нестяжательство означает, что мы не должны думать, будто реально владеем вещами. Мы должны смотреть на нашу собственность как на часть общего добра, а на себя – как на слугу для блага всех. Нестяжательство вызывает отсутствие жадности и жажды накопления, не порицается наличие только небольшой собственности. Оно показывает материальную простоту, присущую практике йоги.

2. Пять нияма: пять практик личного развития, принципы йоговского образа жизни

• Шауча – чистота и непорочность.

• Сантоша – удовлетворенность.

• Тапас – самодисциплина.

• Свадхия – самообучение.

• Ишвара Пранидхана – признание божественной воли.

Чистота относится к внешней аккуратности, включая следование вегетарианской диете.

Вегетарианская диета считается одним из самых действенных видов помощи для медитации, и ее должны придерживаться все серьезные ученики йоги. Непорочность и чистота относятся также и к чистоте сердца и ума. Мы должны быть свободными от ментальных и физических ядов, для того чтобы функционировать в полную силу и с максимальной мощностью. Чистый ум, свободный от озабоченности, алчности, страха и других эмоциональных затруднений, создает ясность и мудрость. Удовлетворенность означает сохранение равновесия во всем, что мы делаем. Это не значит быть самодовольным. Оставаться невозмутимым при всех жизненных взлетах и падениях означает истинное удовлетворение, сантошу. Быть уравновешенным, способным оставаться сосредоточенным и проницательным во всех поступках и жизненных переживаниях – вот ключ к нашему успеху.

Тапас означает дисциплину, опирающуюся на постоянное применение воли в достижении значительной цели, которая предполагает способность жертвовать на этом пути менее важными вещами. В любой сфере жизни, будь то соревнования по бегу или бизнес, нам нужны правильная мотивация и дисциплина, воля продолжать дело при любых обстоятельствах. Поэтому, чтобы продвигать работу вперед и добиться более высокого сознания, мы должны оставаться постоянными в нашем осуществлении тапаса.

Самообучение означает, что мы должны понимать, кто мы и какими могут быть наши реальные способности и потребности. Каждый из нас обладает уникальной природой и потенциалом, который мы должны раскрыть. То, что хорошо для одного человека, может быть нехорошо для другого.

Поэтому, следуя данному принципу, йога всегда адаптируется к нашей индивидуальной основе. Все ее практики являются средством саморазвития, а не внешней системой, навязанной нам.

Признание Бога или космической воли не является предметом только религиозных представлений. Это означает сублимацию «я» и его потребностей до более высокого сознания, работающего на протяжении всей нашей жизни и управляющего этой необъятной Вселенной. С целостным «я» скорее становится возможным переживать это «целое».

3. Асана

Асана состоит из физических поз и движений, которые снимают напряжение, выводят токсины и подготавливают ум для медитации. Это не только знакомые позы, такие, как, например, стойка на голове, но также из менее знакомых последовательностей движений. Это первая стадия персональной практики, направленной на физическое тело – основу всего, что мы совершаем в жизни. Асана, обращенная к другим уровням, предлагает еще больше. Фокусируясь больше на процессе практики асан, чем на выполнении отдельной позы, практикующий может узнать о работе своего ума и о препятствиях, созданных прошлыми переживаниями. Затем асана может стать воплощением одной из форм медитации.

4. Пранайяма

Избыточная прана, или энергия, необходима, чтобы добиться наших целей или выполнить что-то значительное в жизни. Большинство практик пранайямы состоят из дыхательных упражнений, которые развивают жизненную силу, помогающую активизировать энергию, дремлющую в уме, и очистить тело. Эти упражнения состоят из специфических типов степеней дыхательных практик. Асана приводит тело в состояние равновесия, чтобы мы могли работать над нашими пранами посредством пранайямы.

Однако пранайяма распространяется на все способы развития и контроля над праной в теле и уме и на доступ к новым источникам праны, как внутренним (посредством медитации), так и внешним (например, вдыхание праны солнца).

Некоторые техники пранайямы являются духовными практиками, специально изобретенными для развития более глубокой связи между космической жизнью и могучими преобразующими силами.

5. Пратьяхара

Пратьяхара касается разнообразных методов управления впечатлениями и контроля над ощущениями, которые являются нашим главным источником контакта с внешним миром. Все, что мы получаем через ощущения, воздействует на наше сознание, подобно тому, как пища, которую мы едим, воздействует на наше тело. Многие великие учителя говорили: «Ты становишься тем, что тебя окружает». Ваши ощущения вбирают окружающую вас среду. Посредством правильного использования ощущений мы можем жить в гармонии с миром вокруг нас.

Большинство методов пратьяхары заключается в отталкивании от бремени внешних ощущений и переходе к покою и тишине внутри нас. Глубокая релаксация также является частью пратьяхары, которая заключается в приведении моторных органов в спокойное состояние. Большинство асан должно заканчиваться какойлибо из форм пратьяхары, например, использованием Савасаны.

6. Дхарана

Дхарана состоит из практик по концентрации, которые организуют и стабилизируют внимание. Внимание – это главная сила ума. Мы должны учиться тренировать его, как мышцу, если хотим раскрыть наши высшие ментальные способности. В противном случае мы попадем под контроль внешних сил и не сможем реализовать наше высшее предназначение в жизни. Культивируя силу внимания, мы будем способствовать тому, что все возможности ума постепенно раскроются перед нами. Типичные методы дхараны заключаются в концентрации на различных чакрах (внутренних энергетических источниках) или длительном внимании к какому-то объекту (например, на пламени свечи), до тех пор пока ум не становится спокойным и стабильным. Удерживая тело в устойчивой позе, асана помогает концентрации сознания.

7. Дхьяна

Дхьяна относится к медитации, которая является продолжительной концентрацией или глубоким размышлением над каким-нибудь мысленным объектом. Через удерживание «одноточечного» внимания мы можем прийти к глубокому пониманию реальности всего, о чем мы медитируем. На чем бы мы ни сосредоточили полностью наше внимание, это раскроет нам свое внутреннее значение. Все в жизни говорит с нами, если мы умеем войти в медитативное состояние ума. Величайший инструмент знания – это не машина или книга, но наше собственное сознание, достигшее стабильности.

Медитация – основной метод классической йоги, цель которого – в управлении сознанием. Разнообразные методы медитации в йоге включают Самопознание, признание Божественного начала (оформленного или нет), религиозные практики, энергетические практики и использование мантры (самого первого звука). Асана успокаивает тело, для того чтобы помочь успокоить сознание для медитации.

8. Самадхи

Самадхи состоит в слиянии ума с объектом его внимания, что происходит естественным путем в процессе длительной медитации. Когда сознание становится одним целым со своим объектом, мы переживаем глубокий покой и блаженство. Мы понимаем все, что мы видим, как сторону нашей собственной, более значительной и универсальной природы. Мы, вероятно, можем лучше понять самадхи как тотальную концентрацию, в которой мы так полно преданы тому, что делаем, что совершенно забываем о себе. Мы возвращаемся глубже к нашему сердцу и забываем все тревоги внешнего мира.

Самадхи – конечная цель практики йоги, которая осуществляется посредством долговременной медитации. Йога показывает нам, как добиться этого внутреннего состояния блаженства, постепенно работая с телом, праной, ощущениями, сознанием и сердцем. Она показывает нам, как организовать нашу жизнь и поведение на всех уровнях, чтобы прийти к этой высочайшей цели, которая обычно предназначена только для немногих необыкновенных мистиков.

ВАЖНОСТЬ ПРАКТИКИ АСАН

Асана связана со всеми ступенями йоги, которые переплетаются различными способами. Асана является частью жизненных практик ямас и ниямас, потому что это средство самообучения и самодисциплины. Асана – это форма пранайямы, потому что посредством правильной позы мы можем контролировать нашу прану. Асана – это форма пратьяхары, потому что она дает нам контроль как над нашими ощущениями, так и над нашими двигательными органами. Асана – это форма дхараны, потому что посредством ее мы можем концентрировать наши энергии. Наконец, асана – это форма медитации, потому что ее правильное выполнение требует, чтобы мы поддерживали наше сознание в ясном и активном состоянии.

Не считая других аспектов йоги, асаны также полезны сами по себе благодаря тому, что поддерживают здоровье и жизнеспособность, лечат многие болезни, даже если мы не используем позы для нашего духовного развития. Асаны снимают стресс, напряжение и успокаивают нервы, что является распространенной проблемой при нашем бешеном ритме жизни. Они являются важной частью здорового образа жизни и имеют терапевтическое влияние как на наше тело, так и на наше сознание. По этой причине люди, которые не интересуются духовной составляющей йоги, могут все же найти много пользы в практике асан.

ВАЖНОСТЬ ВОСЬМИ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ

Восемь ступеней йоги – это нечто совершенно необычное. Однако они также отражают естественную структуру нашей жизни. Это не искусственная конструкция, но часть естественного движения тела и сознания.

• Все мы имеем разные ценности и представления, которые мотивируют нас в жизни (яма и нияма), становятся основой наших профессий, увлечений и углубленных поисков.

• Из этих ценностей мы развиваем первоначальную физическую активность или позу (асану), сидим ли мы за столом в офисе или бежим трусцой. Это как бы характерная поза нашей индивидуальной жизни, и она также влияет на наше сознание.

• Наша первоначальная физическая активность вызывает отдельную проекцию энергии (пранайяма) – того, как мы задерживаем наше дыхание или приводим в действие энергии в главных физических позах, которые мы принимаем. Для некоторых из нас это может быть то, как мы задерживаем дыхание, сидя перед экраном компьютера. Для других – энергия, которую мы способны вложить в нашу работу.

• Наша проекция энергии вызывает специфическую ориентацию ощущений (пратьяхара), подобно той, которая есть у человека, сосредоточенно смотрящего на монитор компьютера, или у художника, сосредоточенного на написании картины. Ощущения впитывают все, что они воспринимают от окружающих.

• Эта ориентация ощущений ведет нас к концентрации на отдельном проекте (дхарана), будь то бизнес-проект, творческий поиск или некая духовная практика.

• Длительная концентрация приводит нас в состояние рефлексии (дхьяна), в котором мы постоянно думаем об отдельном проекте, и это поглощает нас полностью. Многие из нас поглощены своими тревогами, амбициями или конфликтами и не знают, как использовать свое сознание, чтобы подумать о чем-то трансцендентном.

• Эта рефлексия со временем приводит нас к тому, что мы сосредоточиваемся на объекте нашего внимания (самадхи) до такой степени, что становимся с ним одним целым, подобно тому, как это происходит у спортсмена с его усилием, у художника с его произведением или у верующего с его божеством. Самадхи так же относится к тем экстремальным состояниям, в которых мы достигаем объектов наших поисков, добиваемся успехов, достижений и реализации всех планов, что доставляет нам огромную радость.

Большую часть времени мы следуем этому процессу механически или неосознанно, ведомые скорее своими желаниями, чем высшим духовным стремлением. Йога показывает нам, как следовать процессу осознанно, для того чтобы развивать высшее понимание и творческие способности. Мы всегда занимаемся йогой или стремимся достичь какой-то цели в жизни, которая заставит нас чувствовать себя счастливее, гармоничнее или мудрее. Восемь ступеней йоги дают нам путеводную нить того, как это делать оптимальным способом, и открывает нас для высшего духовного стремления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru


Смотрите также