Самые популярные виды йоги и разница между ними. Аштанга йога упражнения в картинках


Серии Аштанга йоги

Серии Аштанга йоги

Асаны Аштанга йоги образуют единую последовательность, разбитую на три серии (третья, в свою очередь, еще на четыре) по характеру воздействия поз на организм.

Первая (начальная, или основная) серия называется йога-чикитса или рога-чикитса (roga — недомогание, болезнь; cikitsa — терапия). Сюда входят асаны, помогающие оптимизировать работу тела, избавиться от имеющихся болезней и предотвратить новые. Уходит лишний вес, исчезают хронические боли, улучшается кровообращение, очищаются внутренние органы, развивается способность концентрировать и удерживать внимание. Человек становится здоровым, гибким, сильным и уравновешенным.

Вторая (промежуточная) серия — нади-шодхана (nadi — энергетические каналы в теле; sodhana — очищение), предназначена для очищения нади, или нервной системы.

Третья (продвинутая) серия получила название стхира-бхага (sthira — устойчивый, неизменный; bhaga — часть, место), что переводят как «достижение внешней и внутренней силы и гармонии». Чтобы практиковать Третью серию, требуется большая сила и гибкость, контроль дыхания и  бандх, стабильность ума. Тело становится необычайно легким и крепким, сознание — устойчивым и восприимчивым.

Каждую серию необходимо осваивать планомерно, шаг за шагом. Нужно научиться выполнять каждое движение и удерживать асаны, не испытывая дискомфорта и сохраняя спокойное равномерное дыхание. Только после этого можно двигаться дальше.  В противном случае неподготовленные тело и сознание будут расходовать энергию вместо того, чтобы накапливать. Йога бесполезна, если пропускать сложные элементы, пренебрежительно относиться к очередности асан и виньяс, технике и дыхания и другим элементам. Все это негативно отразится на мышцах, нервной системе и сознании, и может сильно замедлить движение по пути.

Как устроены серии
  1. Любая серия начинается с Сурья-Намаскара A и В. Это идеальная техника для разогрева и пробуждения тела. Обычно выполняют 5 первых и 3-5 вторых — в зависимости от климата и состояния тела.
  2. Асаны стоя. Этот блок есть во всех сериях. Это фундамент всего, что делается далее, и пренебрегать им ни в коем случае нельзя.
  3. Асаны сидя. Эта часть в каждой серии меняется.
  4. Завершающая часть — перевернутые асаны (начиная с Саламба Сарвангасаны).

В каждой серии асаны расположены таким образом, что предшествующая поза подготавливает тело к следующей. Поэтому пропускать позы или заменять одни на другие нельзя. Если человек не в состоянии выполнить полный вариант асаны, можно сделать подготовительный или упрощенный.

Кроме того, как было сказано выше, серии Аштанга йоги оказывают на тело и сознание определенный эффект. Однако он достигается, только если мы сохраняем последовательность в целостности, не меняя ее по своей прихоти.

Памятки для скачивания

Сурья Намаскар А и В

Сурья Намаскар А и В

 

Первая серия

Вторая серия

Вторая серия

  • 22
  • 10
  •  
  •  
  •  
  •  

    32

    Поделились

yoga-shala.ru

Мария Воробьева. Аштанга виньяса йога – мифы и реальность

Мария Воробьева

 

Аштанга виньяса йога – мифы и реальность

 

Если говорить о стилях, оказавших наибольшее влияние на сегодняшнюю хатха йогу на Западе, то, в первую очередь, на ум приходят йога Айенгара и Аштанга виньяса. Под «влиянием» я имею в виду не только популярность самого стиля, но и то, какое значение он имел в развитии более молодых школ. И здесь Аштанга Виньяса Йога занимает одно из первых мест, породив целую плеяду вариаций и подражаний. Кроме того, многие из создателей интересных и самобытных направлений, в той или иной степени, используют ее методики, некоторые в прошлом занимались Аштангой, например, один из основателей  «Дживамукти йоги» Дэвид Лайф, вообще, долгое время был авторизованным преподавателем АВЙ.

 

Нужно сказать, что зарубежная и отечественная история развития хатха йоги довольно сильно различаются. Скорее всего, массовая популярность практики асан на Западе началась с триумфального шествия йоги  Б.К.С. Айенгара в середине 60-х годов, после выхода знаменитой «Йога Дипики» (1966). В России последователи сурового учителя из Пуны появились еще в 80-ые годы, а в 1989 впервые приезжал и сам отец-основатель. Практикующие йогу Айенгара, впрочем, всегда стояли особняком от других школ. Конечно, были те, кто начинали заниматься по его системе, затем, по тем или иным причинам, переходили к другим стилям или создавали свои. Они, в дальнейшем, использовали  подробную отстройку базовых асан и очень четкую, понятную западному уму методологию. Но, это произошло уже позже, когда появилась альтернатива – те самые другие направления. До начала 90-х ни одной другой более-менее известной школы на территории бывшего СССР не было. Простому советскому гражданину выехать за пределы горячо любящей своих граждан Родины в Индию было практически нереально. На фоне дружбы Леонида Ильича Брежнева и Индиры Ганди, появления нескольких репортажей о жизни трудового индийского народа и фильма «Индийские йоги, кто они» (1970), был некоторый всплеск интереса к учению йоги. Правда, воспринимали ее исключительно как еще одну оздоровительную систему — индийский вариант школы Порфирия Иванова. Духовности, таким категориям как карма, реинкарнация, самадхи - в массовом сознании места не было. Йога считалась неким диковинным видом иноземной физкультуры, способом довести степень владения телом до невероятных высот. Достаточно вспомнить книгу “Лезвие бритвы”  популярного в те времена писателя Ивана Ефремова, где об одной из главных героинь — мастере спорта по художественной гимнастике, прыжкам в воду и скалолазанию, короче, спортсменке и комсомолке, устами бородатых старцев индусов говорилось, что она “постигла хатха йогу”. Поскольку, более глубокое погружение в практику неизбежно приводило бы к вопросам о природе человека и его предназначении, а йогическая трактовка глобально отличалась от идей марксизма-ленинизма, изучение этой темы, выходящее за пределы чисто научного интереса, не поощрялось. Конечно, некоторые традиционные тексты переводились на русский, защищались диссертации, но это были академические исследования людей, не имевших никакого опыта личной практики, пытавшихся объяснить все многообразие явлений и исторических реалий древней Индии с точки зрения диалектического материализма, западной психологии и философии. Чуть позже всю восточную «упадническую» тематику запретили вообще и те, кто занимались, делали это тайком, прикрываясь названиями вроде «Группа здоровья».

 

Единственным способом получить хоть какое-то представление по теме стали «самиздатовские» переводы не самого высокого качества. На такой благодатной почверасцвели различные авторские стили, особенно, в начале 90-х, когда государству было уже не до йогов. И только в 2000-ые годы многие интересующиеся из стран бывшего СССР стали регулярно посещать Индию на долгий срок и учиться у преподавателей традиционных школ. В числе прочих добрались и до Майсора. До тех пор позаниматься классической Аштанга Виньясой можно было, исключительно, по многократно переписанным видеокассетам Дэвида Свенсона или Паттабхи Джойса с учениками. Получается, что к нам этот стиль пришел довольно поздно, не более 10 лет назад, и не в гордом  одиночестве, а вместе с Шивананда йогой, Бихарской школой йоги, школой Дхирендры Брахмачари и пр. Прибавьте к ним еще и многообразные местные школы - получится весьма пестрая картина.

 

На западе была совершенно иная ситуация. Увлекающиеся философией и экзотикой Востока американские и европейские хиппи - «дети цветов», могли свободно перемещаться по поверхности планеты, жить в сказочно дешевой, по их меркам, Индии в тепле, на берегу моря и не работать. Однако, не все были удовлетворены лежанием на пляже и бойким потреблением различных меняющих сознание веществ, они поехали дальше - искать другой жизни. Так сложилось, что у них на пути оказалась харизматичная фигура Паттабхи Джойса истиль стал распространяться, вначале, в США, затем, в Европе.Поэтому, по большому счету, сейчас у нас та же ситуация, что в Америке 70-х. Ясное дело, есть свои нюансы. Мир за это время изменился, информационный обмен ускорился в сотни раз, поэтому, такого долгого «раскачивания» в нашем случае не будет. Плюс, школа пришла не на девственную почву, а туда, где йоги много и самой разной. Помню удивление Доминика Кориглиано (сертифицированный преподаватель АВЙ из США), когда он впервые приехал в Москву по нашему приглашению в 2005, ему казалось, что на просторах безбрежной России ни о какой Аштанга йоге слыхом не слыхивали.Кроме того, поскольку, у некоторых «наших» преподавателей серьезной базы в виде подготовки в традиции нет, они не понимают — зачем это, вообще, нужно, передавая такое отношение занимающимся.

 

Хочу уточнить, что я ни в коей мере не противник авторских подходов — любая система развивается с течением времени, для талантливого и опытного инструктора абсолютно естественно привносить в йогу что-то свое. Большинство известных сегодня «традиционных» стилей оформились как отдельные школы не более 80 лет назад. Другое дело, что подобные инновации должны основываться на реальных знаниях, длительном обучении, а не на собственных фантазиях. У Паттабхи Джойса, Айенгара, Свами Шивананды, Свами Сатьянанда Сарасвати, Дхирендры Брахмачарьи была парампара - все они вначале практиковали под руководством авторитетных учителей, а не самородков-самоучек или по плохим переводам Йога Сутр и еще пары книг.

Отсюда и возникают совершенно не соответствующие действительности, но активно транслируемые и продвигаемые некоторыми инструкторами мифы. По поводу Аштанга виньясы их, также, довольно много. Среди прочих хотелось бы особо отметить следующие:

 

1.Миф первый. «Аштанга виньяса йога — физкультурная практика, где важны только крутость выполнения позы и прыжки, а остальных техник хатха йоги нет, отстройки поз тоже нет».

 

Побывавшие на семинарах Дэвида Свенсона, Марка и Джоан Дарби могли воочию убедиться, что это не так. Отстройка есть, конечно, она не настолько подробная, как в йоге Айенгара. Просто, здесь считается, что вытяжение кожи на больших пальцах ног не настолько важно. Большее внимание уделяют принципу виньясы — согласованию всех движений с правильным дыханием, когда ваше тело движется в потоке, перетекая из одной асаны в другую. Вначале, новичкам объясняют, как правильно дышать уджайи, показывают оба варианта Сурья Намаскар, несколько поз стоя, завершающий блок перевернутых поз. Только когда все вышеперечисленные элементы качественно освоены, дают следующие асаны. И основной смысл всей практики — не просто выполнять все позы из последовательности (это, как раз, не принципиально), а  отстраивать полноценную практику, со всеми ее составляющими. Асаны не игнорируются - все правила корректного выполнения и травмобезопасности соблюдаются, большое значение имеют бандхи - при правильной отстройке они возникают автоматически, являясь показателем того, что поза выполнена так, как нужно. В свою очередь, применение бандх позволит вам с легкостью выполнить даже сложные элементы, казавшиеся невозможными, застрахуют от травм. Считается, что при поддержании постоянного ритма движения, выполнении бандх, дришти (определенные точки концентрации внимания в каждой асане) возникает особое состояние сознания, которое можно назвать одним из видов динамической медитации.

Пранаямам в АВЙ, действительно, обучают не сразу. Дело в том, что пранаяма  в том виде, в котором обучал Паттабхи Джойс — довольно сложная техника, с большими задержками, выполняемая строго в падмасане. Для этого требуется хорошая подготовка, поэтому, ее дают только после освоения третьего уровня. В наше время ряд ведущих преподавателей АВЙ (Тим Миллер, Дэвид Свенсон) объясняют и показывают более простые варианты для начинающих. Пранаямы в подаче П.Джойса включали в себя варианты нади шодханы, сурья бхеданы с разными пропорциями и кумбхаками.

Единственное обязательное требование к новичкам в плане дыхания — уджайи  и оно очень важно. Конечно, многие забывают об этом, поскольку, все их внимание приковано к последовательности. Это типичная ошибка. Правильное дыхание по типу уджайи:

 

- Улучшает венозный отток от конечностей и органов малого таза. В Аштанге довольно много поз стоя, поэтому нагрузка на вены ног приличная, уджайи помогает скомпенсировать этот момент. Практика Аштанги оказывает сильный симпатический эффект из-за большого количества виньяс. Уджайи, наоборот, стимулирует парасимпатическую нервную систему, снижая тонус скелетной мускулатуры, нагрузку на сердце и сосуды.

 

- Как результат, достигается оптимальный режим практики, тренировка остается такой же эффективной, но без ненужного напряжения, вам легче расслабиться.

 

- Оказывает легкий согревающий эффект, без излишнего нервного возбуждения.

 

Что касается шаткарм и обучения сидячей медитации, такого, действительно, не встретишь в современной Аштанга Виньяса йоге, если только это не инициатива отдельных преподавателей, знающих эти предметы. Хотя Дэвид Свенсон вспоминал, что П.Джойс обучал джала и сутра нети, а Шарат периодически рассказывает об этих техниках на лекциях и проходивших курсах для преподавателей, в настоящее время, шаткармам в этой школе не обучают. 

 

2.Миф второй. «Аштанга виньяса - травмоопасная практика и требует очень хорошей спортивной подготовки».

 

Конечно, если человек пришел на «лед класс» первого уровня впервые, а последнее его занятие элементарной физкультурой случилось 20 лет назад в школе, ему будет очень непросто. Собственно, именно для таких людей и существуют облегченные группы —  для начинающих; так называемая, half-виньяса (от английского слова “half” – половина, виньясы выполняются не через каждую сторону, а через каждую асану, то есть, в два раза реже). Сложные позы есть в любом стиле и никто никогда не утверждал, что делать их нужно превозмогая страх и боль. Сами последовательности продуманы и  сбалансированы. Первый уровень направлен, прежде всего, на укрепление мышечного корсета, плечевого пояса, вытяжение задних поверхностей ног, занимающегося учат правильно вытягиваться, поэтому в нем так много виньяс, наклонов вперед.  Квалифицированный преподаватель никогда не будет заставлять вас через силу выполнять ту или иную асану, покажет более простой вариант, даст возможность отдохнуть. «Дотягивать» начинающих в позах, с моей точки зрения, не нужно. Да, в Майсоре вам могут помочь глубже войти в асану, но там занимаются те, кто практикует уже много лет и свой уровень делает легко. На начальной группе, где люди не настолько опытные и зачастую не чувствуют своих пределов, обязательно нужно поправлять, корректировать позу, а не завязывать в узел — придет время и тело само пустит дальше.Иногда встречается мнение, что в первой серии слишком быстро начинается работа с полу-лотосом, что опасно для коленей новичков. Возможно, Кришнамачарья составлял последовательность, ориентируясь на индийских учеников, у которых (культура сидения на полу с детства) были и так хорошо раскрыты тазобедренные. Но опытные преподаватели всегда предложат упрощенные варианты и не требуют доводить себя до болевых ощущений в коленях.

 

3.Миф третий. «Аштанга Виньяса подходит только определенному типу людей».

 

Это к вопросу о столь распространенной сейчас теории, что каждому обязательно нужно выбирать себе какой-то определенный стиль, в зависимости от конституциональных особенностей. Зачастую, те, кто утверждает подобное, просто плохо знакомы с особенностями обсуждаемых школ, реального длительного опыта личной практики и преподавания в русле того или иного направления у них нет.   Посетив несколько занятий или побывав на паре семинаров, они составляют весьма поверхностное, общее представление о практике, это еще при условии, что занимались они у преподавателя, владеющего предметом, а не «примазавшегося» в целях саморекламы к той или иной школе. Конечно, бывают серьезные, специфические проблемы, но таким людям, в целом,  показана индивидуальная практика, которая будет учитывать их заболевания. Мое глубокое убеждение — каждый человек может заниматься любым стилем йоги, если его учитель владеет методикой. Методика - не слепой набор определенных упражнений, который все должны выполнять одинаково, а определенные принципы преподавания и отстройки различных техник и элементов практики; режим тренировок, где каждый элемент дополняет и развивает другой, а вместе они составляют стройную систему.

 

4.Миф четвертый. «Аштанга Виньясу Кришнамачарья придумал для детей, потому что у них не было усидчивости фиксировать позы, и он для забавы дал им виньясы». Сюда же относится миф, что «Аштанга возникла под влиянием английской гимнастики».

 

Эти мифы можно услышать из уст некоторых преподавателей йоги Айенгара, либо представителей некоторых украинских школ. Они основаны на недостаточном знании истории жизни и практики Кришнамачарьи и, в целом, на незнании физической культуры и единоборств южной Индии. Да, действительно, в школе йоги Майсорского дворца у Кришнамачарьи занимались преимущественно молодые люди из сословия браминов и кшатриев, в том числе и молодой П.Джойс. Однако, практика виньяс имеет под собой продуманную основу, а не просто является «прыжками, чтоб занять беспокойных детей». Во первых, в своей ранней работе «Йога Макаранда», где описана основа первой серии, Кришнамачарья нигде не упоминает что данная практика предназначена только для детей и молодых, а настаивает на ее способности укрепить и закалить любого, кто усердно практикует. В дальнейшем, когда Кришнамачарья переехал в Мадрас и у него в основном были пожилые, нуждающиеся в йога-терапии ученики, он не преподавал им серии АВЙ, но продолжал использовать принцип виньяс (динамических связок между позами), хотя и более вариативно. Это легко можно проследить по работам учеников позднего Кришнамачарьи – его сына Дешикачара, Мохана, Шриватсы Рамасвами. Все эти мастера используют разные виньясы в своих системах. Мало того, Кришнамачарья наказал П.Джойсу сохранять и передавать серии АВЙ Майсорского периода, что тот и делал, и, хотя, П.Джойс неоднократно потом навещал Кришнамачарью в Мадрасе, никаких указаний о «смене стиля» не было. Никогда сам Кришнамачарья не заявлял что серии АВЙ предназначены «для детей». В знаменитом фильме 1938 года, где он практикует вместе с молодым Айенгаром, мастер сам делает асаны с виньясами. Ряд авторов отмечает, что разные виньясы, в том числе, вариации движения «собака мордой вверх – вниз» встречаются в аутентичных тибетских стилях практики асан, строго передающихся по линии преемственности со времен 8-9 веков в рамках тантрического буддизма Ваджраяны. В тибетских средневековых тантрах по Ца Лунг и Трул Кхор (названия стилей практики асан в буддизме Ваджраяны и Бон) динамика выполнения поз в сочетании с дыханием, кумбхаками и бандхами, предназначена для активизации энергетических каналов и потоков праны, то есть, цели явно не из серии «развлечь детей».  Интересно, что один из главных учителей Кришнамачарьи, Раммохан Брахмачари, жил на берегу озера Манасаровар в Тибете – об этом рассказывает сын Кришнамачарьи Т.К.В. Дешикачар.

Что касается «английской гимнастики», это мнение опирается на работу шведского автора Н.Е.Сьомана «Традиция майсорского дворца», в которой автор предпринял попытку выявить истоки системы Кришнамачарьи. Он не нашел в библиотеке майсорского дворца упоминаемый Кришнамачарьей и П.Джойсом манускрипт «Йога Корунта», приписываемый древнему мудрецу Вамана риши, где описан принцип виньясы как связки между асанами, поэтому поставил под сомнение факт его существования.  Зато, нашел рукопись системы подготовки индийских борцов, «Шритаттва Нидхи», в которой есть силовые упражнения, асаны, использование веревок и канатов в качестве вспомогательных материалов (идея использования вспомогательных средств в упражнениях йоги, таким образом, не является изобретением Б.К.С. Айенгара, а использовалась Кришнамачарьей, который взял ее из упражнений индийских борцов - «Маллакхамб»).  Почему-то (возможно это свойственный некоторым западным ученым, так называемый, «европоцентризм» - идея, что прогресс во всех видах наук и искусств возникает и распространяется в странах «третьего мира» благодаря «белой цивилизации»), Сьоман считает, что виньясы и позы типа чаттуранга дандасаны заимствованы Кришнамачарьей из гимнастики английских солдат, которую тот мог видеть при дворце Махараджи Майсора. Эта идея кажется довольно «натянутой», учитывая что виньяса в АВЙ явно не является прямой копией «отжимания от пола», и, например, присутствует помимо системы Кришнамачарьи в упражнениях традиционного боевого искусства Калари Паятту из Кералы, в тибетских стилях. Даже если брать простое отжимание, как-то очень уж нелепо считать, что народы Востока и, в частности, Индии не знали этого упражнения до прихода английских колонизаторов. Фактически, в своей работе Сьоман не пришел хоть к каким-то убедительным выводам, ссылаясь на недостаток источников и финансирования.

Каждый имеет право на свое мнение. Но, чтобы быть объективными, рассматривая критику метода АВЙ, стоит обратить внимание, не является ли она в устах тех или иных авторов способом «конкурентной борьбы» между стилями и школами современной хатха йоги, нежели попыткой объективного и исторически выверенного анализа.

 

 

Майсорский стиль и майсорская жизнь.

 

Если хотите позаниматься Аштанга Виньясой в традиции П. Джойса «из первых рук»,  можно поехать в Майсор к наследнику линии и директору Института АВЙ – Шарату Рангасвами. Правда, нужно иметь в виду, что на его классы  имеет смысл регистрироваться только тем, кто знает наизусть и хорошо выполняет первый уровень. Иначе, вам не разрешат делать большую часть последовательности. Занятия идут шесть дней в неделю, пять раз – «майсор класс» (все занимаются сами в своем темпе, преподаватели только поправляют), один раз – «лед класс» (синхронная практика под голос учителя), суббота – выходной. Не рассчитывайте на особое внимание на классах Шарата – народу занимается много, в несколько потоков, и поправят в асанах вас, может быть, 3-4 раза за тренировку.

 

 

Это место скорее для оценки практики и сертификации инструкторов, нежели для обучения новичков.  Инструктор должен посещать Шалу в течение как минимум четырех или более лет, оставаясь в каждый приезд как минимум на месяц, а желательно дольше. Через несколько лет, при условии безупречного владения первой серией АВЙ, можно обратиться к Шарату за бумагой об «авторизации» (документ на право преподавать первую серию). Он может выдать бумагу, а может и нет – решение зависит от его личной оценки. Затем надо приезжать в Майсор раз в два года и заниматься как мимнимум месяц для продления авторизации. На английском такой инструктор называется Autorised teacher. Есть, также, «сертифицированные» преподаватели (Sertified teacher) – они могут вести все серии АВЙ, такие люди занимаются здесь по 10 и более лет, некоторые с середины 70-х. Есть еще классы более легкие, их ведет Сарасвати  - дочь П. Джойса и мать Шарата, там меньше людей и больше правок. Тем, кто только начинает заниматься,  и хотел бы учиться не только у отечественных преподавателей, лучше посещать семинары известных западных учителей (многие из них регулярно приезжают в Россию), имеющих большой опыт личной практики и преподавания, учитывающих особенности западного тела и мышления.

 

 

Жить в Майсоре приятно. Это, наверное, один из самых «цивильных» городов Индии, как сказал мне один знакомый местный индус -  «рай для богатых пенсионеров». В Майсоре вы найдете все приметы индийской жизни — пыльные улицы, хаотичное дорожное движение (хотя, по сравнению с другими маленькими городами и поселками, все очень даже обустроено — много перекрестков со светофорами и полицейских), толпа людей, запах помоев, специй и цветов. Институт Исследования Традиционной Аштанга Йоги, или попросту Шала,  расположена в дорогом районе — Гокуламе. Это некий аналог нашей Рублевки, застроенный здоровенными особняками, правда, участки там настолько маленькие, сотки по четыре, а семьи такие большие, что всю площадь занимает только дом, поэтому стоят они практически вплотную друг к другу. Короче, как и везде в Индии, народ живет кучно. Сама жизнь для иностранца довольно комфортная — есть хорошие рестораны и кафе, большие магазины. Почти все говорят по английски, в домах есть Wi-Fi. В городе интересная архитектура, много оригинальных сооружений, стили самые разные – колониальный, классицизм, модерн.

 

 

Короче, можно и нужно гулять, смотреть и фотографировать. Если желаете установить культурные и дружеские связи не только с жителями полуострова Индостан, но и с западными практиками йоги — прямая вам дорога в местные «европейские» кафе, которых здесь немало. Небольшие заведения, многие из которых находятся прямо во дворах жилых домов, организованы западными йога-студентами.  Еда в них, по местным меркам, дорогая и для нас более привычная, но главное - это место тусовки и общения, поэтому засиживаются там долго, говорят много. Досуг вокруг Шалы тоже организовать не сложно — есть курсы санскрита, каждый день в 4 часа проходит лекция, она длится час, во время которой Шарат, чаще всего, отвечает на различные вопросы. Кроме того, в предбаннике на доске объявлений постоянно вывешиваются рекламы классов по готовке индийской еды, музыкальных концертов и прочего.

 

Интересно, что многие ученики, находясь в совершенно другой стране, с иной культурой и жизнью, ограничивают свое пребывание исключительно общением с западными коллегами и едой в ресторанах для туристов. Я встречала людей, которые, прилетая сюда на месяцы, ни разу не выезжали за пределы Гокулама. Ну, каждому свое, я предпочитаю сочетать. Тем более, тут есть на что посмотреть. Для любителей индийской экзотики советую выбраться  в центр города и посетить местный рынок.

 

 

Это большая квадратная площадь, зажатая между  одноэтажными старыми домами, крытая пленкой, шифером, тряпками, циновками, короче, всем, что попалось под руку местным работникам торговли. Здесь царит полный Восток — узкие проходы, овощные и фруктовые развалы, большую часть товаров вы ни разу в глаза не видели; цветочные ряды, прилавки с синдуром — разноцветным порошком, используемым для нанесения тилаков и бинду (знаков на лоб).

 

Существенный минус нахождения в этом славном месте, на мой взгляд, только один — мало зелени. Чтобы подышать свежим воздухом, нужно специально выезжать. Правда, недалеко от Шалы есть довольно большое озеро с парком, но, вода там совсем грязная и протухшая, людей много, а углубиться подальше в лес не получается — начинается бурелом, продраться через который нереально. Зато, в городе есть хороший зоопарк и Чамунда хилл (гора Чамунда), наверху которой небольшое поселение и храмы Дурги и Шивы, на полпути к ним стоит статуя священного быка Нанди, ваханы Шивы (вахана — ездовое животное, оно есть практически у каждого божества индуистского пантеона). На вершину ведет как автодорога, так и пешеходная тропа, по которой паломники обычно поднимаются босиком, в качестве аскезы.

 

Тропа идет среди кустарников, здесь летают попугаи и бегают мангусты. Вообще, рядом с Майсором довольно много мест, куда можно прокатиться после утренней практики. Но одно вам точно не удастся сделать — отыскать уголок, где нет людей. Это характерно почти для всей Индии, кроме пустынь и труднопроходимых гор. Единственное место, где можно найти покой и уединение - ваша комната. Надо сказать, что местные жители видели  очень много иностранцев, белое лицо для них не в диковинку, поэтому на вас не будут обращать слишком пристальное внимание. Главное, не попасть в зоопарк в тот день, когда из ближайших деревень туда привозят школьников на экскурсию. Будьте уверены — маленьким индийским любителям живой природы вы гораздо интереснее, чем обезьяны в вольерах, которых они  видят на улицах по сто штук на дню. Правда, спрогнозировать приток юных натуралистов никак нельзя. Еще мне очень нравится Лакшми Пурам - район, находящийся в противоположном от Шалы конце города, тоже довольно богатый, но более тихий, даже зелени, вроде бы, побольше. Именно там жила семья Джойса до переезда в Гокулам в 2001 году и занимались его первые ученики.

 

 

Стоит, также, посетить дворец Махараджи Майсора. Теперь это музей- огромный замок в центре города, сюда лучше приезжать по вечерам в выходные, когда включают освещение и все здание сверкает и переливается в темноте. Здесь, в  свое время, обучал Шри Т. Кришнамачарья, его зал с деревянными полами можно посмотреть и сейчас. На первом этаже здания – храм Хаягривы, формы Вишну с лошадиной головой.

 

Возвращаясь в Москву, начинаешь задумываться о том, что наши реалии преподавания АВЙ отличаются от индийских и американских. Схема «майсор классы 5 раз в неделю, один лед класс и один выходной» у нас мало где распространена. По статистике, в Нью-Йорке занимается йогой каждый 14-й человек, в Москве — значительно меньше, я уже не говорю о других городах. Отчасти поэтому, желающих посещать занятия в майсор-стиле в 6 утра у нас значительно меньше. Все это приходится учитывать даже центрам, специализирующимся на ведении АВЙ – придумывать новые виды тренировок, проводить специализированные курсы и семинары. Я не считаю, что это плохо. В конце концов, необходимо учитывать особенности места и времени, а сохранить все принципы и дух Аштанги можно, даже немного отступив от принятой системы подачи.

 

 

Фото Татьяны Третьяковой

 

 

wildyogi.info

Аштанга–йога: тернистый путь к самопознанию

Если вы ищете способ освободиться от житейских проблем, найти укрытие в уголках собственного духовного мира, вашим помощником в этом не простом деле станет одна из самых популярных разновидностей духовных практик — Аштанга-йога.

Это один из видов абсолютного саморазвития, который совмещает тщательное изучение и освоение высшего духовного пути с одновременным усовершенствованием физических возможностей тела. Как понять, действительно ли это – твоя йога? Вы готовы кардинально изменить собственное восприятие мира и своего места в нем? – Не сомневайтесь в правильности своего решения и выбирайте йогу, потому что только с ее помощью можно добиться не только духовного, но и физического совершенства.

Аштанга–йога: тонкости начала пути

На первый взгляд может показаться, что Аштанга йога — это невероятно сложная практика йоги. На самом деле ваши успехи зависят от духовной готовности соблюдать элементарные психогигиенические правила.Асаны в Аштанга-йога были предложены несколько столетий назад индийским риши Патанджали. Осознание, принятие и четкое следование простым и справедливым правилам пути в йоге поможет вам уверенно и легко подниматься по ступеням духовного самосовершенствования.

Вот пятнадцать положений, без которых невозможно развитие в данной разновидности йоги:

1. Шауча – путь чистоты тела (обязательное соблюдение норм личной гигиены).2. Ахимса – это путь в йоге требует не причинять зла любому живому существу, ни в помыслах, ни в действиях (один из важнейших и основополагающих путей в йоге).3. Астея – умение не завидовать.4. Сатья – путь, подразумевающий отречение ото лжи, придание всем словам однозначности и правдивости.5. Ишварапранитхара – глубокая духовная практика, умение видеть Создателя во всем окружающем.6. Тапас – абсолютная борьба с собственными пороками.7. Апариграха – стремление к духовному единению с Создателем.8. Брахмачария – духовный путь, который подразумевает игнорирование собственных эгоистичных желаний славы и признания.9. Свадхьяна – философские разговоры, приближающие к духовному совершенству.10. Дайя – доброта и милосердие к людям.11. Кшама – абсолютная терпимость к тем, кто не поддерживает ваш выбор.12. Арджава – отсутствие надменности, только абсолютная простота в общении.13. Сантоша – хорошее настроение в любой ситуации.14. Хри – отречение от самодовольства, абсолютное смиренномудрие.15. Митахара – вегетарианство. Это очень важная ступень, которая проистекает из Ахимсы – пути не причинения вреда любому живому существу.

Важно не просто посвятить себя изучению данных духовных практик, которые требует Аштанга-йога, а научиться жить через применение. Только так вы сможете добиться в йоге и жизни абсолютного духовного самосовершенствования и добиться единения с Создателем.

Аштанга-йога: упражнения и дальнейший путь

  •  Из восьми духовных ступеней, которые предлагает Аштанга-йога, первые две тесно переплетены между собой. Посвящение в них происходит одновременно. Ступени Йама и Нийама – напряжение и расслабление, постигая тонкости этих ступеней, вы излечиваете дух и изучаете основные положения, которые содержат абсолютно все виды йоги. Не стоит пренебрегать основами в Аштанга-йоге — если вы решите их перескочить, то рискуете уйти с истинного пути и сделаете свою энергетику грубой и зачерствевшей, а не чистой и абсолютной.
  • После того как вы подготовили себя к третьему этапу Аштанга йога, вооружитесь ковриком для йоги и будьте готовы что все упражнения лучше всего совершать рано утром, примерно в четыре или пять утра. Асана – определенное положение тела, принимаемое для осуществления кропотливой духовной работы.
  • Когда вы станете свободно себя ощущать, можно приступать к освоению четвертой ступени – Пранайама. Это духовная практика, в которой работа с энергией осуществляется через дыхательные упражнения.
  • Научившись контролировать свою физическую оболочку, можно смело приступать к переходу на уровень Пратьяхара – духовную ступень, на которой адепты учатся покидать земную оболочку и путешествовать по многомерному окружающему пространству.
  • Только после успешно пройденных предыдущих ступеней Аштанга-йоги можно браться за Дхарана – путь, который способствует в йоге поддержанию необходимой и абсолютной концентрации. Лишь тогда возможно единение с Создателем. Этот шаг является началом абсолютного духовного единства.
  • Теперь вы готовы к освоению медитативных упражнений и переходу на новую ступень в Аштанга-йоге — Дхьяна. Медитации на этой ступени позволяют достигнуть ранее неведомых ощущений. Раскройте новые грани своего сознания.
  • Завершающая, восьмая ступень Аштанга-йоги – это Самадхи. Это самый высокий уровень духовных достижений, познав который вы откроете для себя невероятное расслабление сравнимое с блаженством и насладитесь ощущением абсолютного единения с Создателем.

Система постижения уровней, которые требует Аштанга-йога, может показаться слишком жесткой, но ступив на путь саморазвития, вы с легкостью развеете свои сомнения, и научитесь воспринимать окружающий мир совершенно иначе.

Аштанга йога для начинающих в картинках.

 

Аштанга йога для начинающих в картинках дома.

 

Похожие Статьи

xn----ctbectdf4bxh.xn--p1ai

аштанга йога - начало практики

Аштанга-йога – довольно старое направление для духовного развития, которое может быть полезно в абсолютно любом возрасте. Но лучше начать заниматься данной практикой в ранние годы, то есть в юности, чтобы к концу жизни дойти до полного духовного просветления. Основная задача аштанга-йоги заключается в том, чтобы продвигаться по высшему духовному Пути. Параллельно необходимо совершенствовать телесную оболочку, чтобы достигнуть максимальной гармонии. Аштанга-йога была придумана много лет назад. Основателем ее является ришиПатанджали.

Аштанга-йога: начало практики

Чтобы достигнуть максимального просветления в этой жизни, необходимо пройти через восемь ступеней:

  • йама;
  • нийама;
  • асана;
  • пранайама;
  • пратьяхара;
  • джанара;
  • дхьяна;
  • самадхи.

Но если вы планируете начать заниматься данным видом йоги, то вам обязательно нужно определить, готовы ли вы к этому. Если вы душой чувствуете, что есть необходимость очиститься, стать более просветленным и духовным человеком, то вам можно попробовать начать заниматься. Вы должны быть готовы к тому, что с вами начнут происходить перемены. Вы должны стремиться к совершенству себя: своей души и тела. Только в этом случае можно смело сказать: вам под силу преодолеть все восемь ступеней. Не стоит с самого начала обращать внимание на недостатки своего тела. Так как в процессе этой практики ваше тело будет совершенствоваться. Но это произойдет не сразу.Первые два этапа между собой очень похожи. Названия ступеней переводятся как «напряжение», а также «расслабление». На данных уровнях вам придется принять некоторые жизненные правила, которым придется придерживаться каждый день. Если вы не готовы принять их, то аштанга-йога – не ваш вариант. Можете использовать другие виды йоги.

  1. ахимса – избегание причинения какого-либо время людям, животным даже в мыслях или на словах;
  2. сатья – вы должны научиться никогда и никого не обманывать;
  3. астея – учитесь избегать зависти;
  4. апариграха – полная свобода души, когда вам ничего не мешает достигнуть просветленности;
  5. брахмачария – полное прекращение погони за земными удовольствиями, отказ от славы;
  6. шауча – вы должны содержать свое тело в чистоте, делать это нужно каждый день;
  7. митахара – предусматривает потребление только вегетарианской пищи;
  8. сантоша – вы должны избегать уныния и пребывать в хорошем расположении духа;
  9. свадхьяна – изучайте различные философские течения, старайтесь достигнуть просветления ума;
  10. тапас – это правило подразумевает борьбу с пороками;
  11. ишварапранитхана – старайтесь достичь гармонии;
  12. кшама – относитесь к инакомыслящим с терпением;
  13. дайя – проявляйте к окружающим доброту и милосердие;
  14. арджава – сдерживайте свое высокомерие, постарайтесь избавиться от него;
  15. хри – данное правило подразумевает отказ от любования собой и своими достоинствами, смирение.

Вы можете более подробно узнать об аштанга-йоге из книг. Но помните, что главная задача заключается не в том, чтобы постоянно изучать основы, а в том, чтобы постоянно применять их в жизни. Практика йоги очень важна.

Аштанга йога: асаны

Данный вид йоги включает в себя многочисленные асаны, которые представляют собой устойчивое положение вашего тела. Асаны позволяют сделать тело гибким, более выносливым, здоровым. Для удобства занятий можете приобрести в спортивном магазине небольшой коврик. Асаны нужно делать где-то в 5-6 утра, когда ваше тело еще только проснулось, а мысли максимально чисты. Третья ступень, пожалуй, наиболее проста. На четвертой ступени аштанга-йоги вам предстоит осваивать различные дыхательные практики. На следующем этапе вам предстоит научиться покидать тело. Шестая ступень учит максимальной концентрации. Потом идут три ступени, когда вам предстоит больше заниматься медитацией. Самадхи, то есть последней ступени, достигают лишь единицы. На этой стадии вы будете ощущать себя единым со всем миром. Твоя йога может быть любой.

Похожие Статьи

xn----ctbectdf4bxh.xn--p1ai

Ликбез для начинающих практиков аштанги. Что смотреть, что читать

Клаудиа, опытный практик аштанга-виньясы и йога-блоггер, основатель ресурса http://earthyogi.blogspot.in, рассказывает, как «войти» в аштанг-виньяса-йогу. Начало читайте тут. 

Мария Старченко, Москва

 

Школа традиционной Аштанга йоги в СПб. Майсор-классы, занятия для новичков, семинары >>

9. Жизненно необходимо сохранять хорошее чувство юмора. Это всего касается.

10. Постарайтесь принять душ до практики.

Особенно поначалу, практика стимулирует интенсивное очищение тела от токсинов. Так что ваш запах может измениться, особенно если вы не сходили в душ. Кроме того, теплая вода расслабляет и подготавливает к практике. 

13. Как выучить открывающую и закрывающую мантры?

  • Вот тут можно послушать, как Паттабхи Джойс поет открывающую мантру, и также можно прочитать текст и перевод. А здесь закрывающая мантра.

14. Зайдите на сайт йога-шалы Паттабхи Джойса www.kpjayi.org, посмотрите архив, почитайте историю, биографии и прочее. Почерпнете вдохновение и желание практиковать.

15. Список DVD, по которым можно заниматься самостоятельно:

  • Ричард Фриман, «Введение в аштанга-йогу», а также его диск «Первая серия». Ричард практикует более 40 лет, и его главным учителем был Паттабхи Джойс. Он объясняет принципы счета виньяс и прочие нюансы.
  • Кино МакГрегор, «Введение в аштангу». Помимо асан, здесь есть объяснения по поводу дыхания и философии. На этом диске она объясняет серию до джану-ширшасаны А. У нее есть и запись полной первой серии.Кино — одна из лучших преподавателей и практиков аштанги в мире. Груджи очень любил ее за преданность йоге. На ее сайте есть много полезных статей и видеозаписей, а также — вдохновляющих фотографий.
  • Марк Дарби, «Первая серия аштанга-йоги». Плюс этой записи в том, что Марк показывает основной вариант асаны, а его ассистент – облегченный.Помню, что поначалу была счастлива, когда можно было наконец-то лечь! Это долгая практика, но делайте ее до тех пор, пока можете! Со временем становится легче!
  • У Шарата Джойса есть несколько DVD с записью первой серии. Мне очень нравится, что там никто ничего не говорит – он только выполняет асаны под счет, и это, собственно, и есть лед-класс. Есдинсвенный минус – Шарат очень высокого уровня практик, поэтому он переходит из позы в позы довольно быстро, и не показывает упрощенных вариаций. Так что для новичка это видео может оказаться сложным. 
  • Запись  лед-класса 1993 г. с Гуруджи, Шри Паттабхи Джойсом, сделанная в Лос-Анджелесе. 
  • Запись первой серии в исполнении Лино Миеле, очень популярного сертифицированного (это значит, что у него есть правл преподавать вторую серию) учителя из Милана.

Еще очень советую посмотреть – для удовольствия и чтобы удивиться по-настоящему:

 16. Что читать 

  1. «Йога-мала» — единственная книга, которую написал Шри Паттабхи Джойс. В ней вы найдете описание асан и «краткое руководство йогина», касающееся образа жизни, философии и прочего. Есть на русском языке.
  2. «Гуруджи» — замечательная книга о Шри Паттабхи Джойсе. Здесь много историй от его учеников, дочери и сына. Пока — только на английском.
  3. Дэвид Свенсон «Аштанга йога». Замечательная книга, в которой есть полные описания асан первой и второй серии, с фотографиями и различными вариациями, от основных до очень простых, так что заниматься по ней может абсолютно любой человек! Также вы найдете здесь мини-плакат с последовательностью асан, который поможет вам запомнить серию. И – внимание – для самых занятых практиков, у которых нет времени на полную серию, Дэвид предлагает укороченный варианты, на 45, 30 и даже 15 минут! Лучше сделать хоть что-нибудь, чем ничего. Книга доступна только на английском, но, если вы не знаете языка, вы можете смотреть картинки – они вас многому научат-))
  4. Грего Маеле «Аштанга йога». Книга содержит описания асан, фотографии, пояснения по анатомии, а еще, в отдельном разделе – комментарии на «Йога-Сутры» Патанджали. Пока что доступен только английский вариант, но русский – в процессе подготовки. Вот тут можно прочитать одну из переведенных глав http://www.ritambhara.org/books/new/gregor_maele_153-156.html
  5. Петри Райсянен, «АШТАНГА-ЙОГА. Руководство по практике асан и виньясв соответствии с традицией Шри К. Паттабхи Джойса». Отличная книга известного финского преподавателя аштанги. Содержит описание асан, комментарии по отстройке и счету виньяс. Отличное издание, на русском языке можно купить тут: http://pranayoga.ru/contacts

 

yogatimejournal.ru

Самые популярные виды йоги и разница между ними

Йога – неотъемлемая часть индуистской религии. Первые ее виды появились в Индии еще в X веке. Каждый из них провозглашал свое отношение к человеческому телу, духу и Богу. Хотя некоторые помогали развивать гибкость и выносливость, основной их целью всегда было просвещение ума и нахождение гармонии с собой и миром вокруг. Сейчас йога существенно преобразилась. Несмотря на то, что индуисты до сих пор выполняют асаны, пытаясь приблизиться к Богу, для большинства людей она стала независимым от религии способом укрепить здоровье и познать себя. Логичность и разнообразность движений, доверие к своему телу и развитие внутреннего спокойствия делает ее одним из лучших видов физической нагрузки. 

За тысячу лет появилось множество видов йоги, которые подойдут одним ученикам и категорически не понравятся другим. Чтобы занятия дали нужный эффект, нужно еще на стадии выбора группы определиться с направлением. Одни виды практики направлены на работу с головой и сознанием, другие – с телом. Одни требуют физической подготовки, другие доступны и для начинающих.

Прислушайтесь к своим желаниям и выберите подходящее направление. 

Универсальная хатха-йога — прекрасный вариант для начинающих

Хатха-йога – весьма популярная разновидность йоги, входящая в пять классических видов. Оставшиеся четыре менее распространены, так как акцентируют внимание на внутренней составляющей человека и требуют серьезной предварительной подготовки. 

Благодаря более легкой программе занятий, хатха-йогу рекомендуют новичкам, незнакомым с дыхательными техниками (пранаямами), техниками релаксации и медитацией.  После изучения основ ученику будет легче приступить к более сложным и необычным видам. 

Этот вид йоги подойдет тем, кто ищет хорошую физическую нагрузку и не готов полностью погрузиться в духовную составляющую направления. Хатха-йога не требует большой выносливости или физической подготовки. Она подойдет офисным сотрудникам, которые мало двигаются на протяжении дня и много времени проводят за компьютером. К тому же, с ее помощью можно избавиться от болей в спине и конечностях, которые появились в результате нездорового образа жизни.

Кундалини-йога и работа с внутренним миром

Если хатха-йога направлена на тело, то кундалини-йога призывает осознать свой творческий потенциал, избавиться от злых мыслей и вредных зависимостей. Она не включает сложных асан, но полностью сосредотачивает внимание ученика на медитации, мантрах, расположении рук и техниках дыхания. Занятия кундалини-йогой помогают человеку избавиться от психологических проблем, успокоить нервы и уменьшить воздействие стресса. Преподаватели рекомендуют начинать тренировки ранним утром, чтобы силы и энергии хватило на целый день. 

Занятия начинаются с чтения одной из мантр, общее количество которых исчисляется сотнями. Научно доказано, что мантра повышает выработку эндорфинов в крови и делает человека более счастливым. После этого начинаются разминки и растяжки, сопровождаемые разными видами пранаям. За час занятия ученик впадает в состояние полной релаксации и расширенного сознания. Для очень занятых людей существуют и краткие занятия, которые могут длятся 10-15 минут. Эффект от них не полный, но при правильной технике все равно весьма заметен.

Трудная, но полезная Аштанга Виньяса йога 

Аштанга-йога развивает силу и выносливость, как физическую, так и духовную. Она направлена на тело, как и хатха-йога, но ее асаны отличаются повышенной сложностью.  Аштанга-йога напоминает аэробику своими повторяющимися комплексами упражнений и высоким темпом. Она идеально подходит для похудения, укрепления мышц и укрепления тела. Этот вид йоги может быть слишком тяжелым для начинающих, потому многие преподаватели советуют выбирать ее для занятий преимущественно людям с некоторой физической подготовкой.

Занятия состоят из 5-8 ступеней. Во время каждого этапа надо концентрировать внимание на точках, через которые в организм поступает энергия. Еще одно важное отличие – использование виньяс, которые связывают разные позы и помогают сохранять концентрацию при переходе из одной асаны в другую.

Желающие научиться аштанг-йоге сначала столкнутся с трудностями, повышенной усталостью и ломотою во всем теле после тренировок. Но уже через пару недель регулярных занятий боль и неприятные ощущения уходят. Вместо них появляется легкость и сила, ощущение спокойствия и уверенность в себе.

Йога по методу БКС Айенгара для исцеления

Это направление йоги оздоравливает организм. Его основное назначение - это не улучшение состояния мышц или успокоение сознание, а исцеление и избавление от боли. Другие виды йоги тоже могут преследовать эту цель, но айенгара-йога целенаправленно создана для нее, а потому дает самый лучший результат. Опытные мастера составляют индивидуальный курс занятия для каждого ученика. После его завершения уходят боль и болезни, ощущается прилив жизненных сил.

В айенгара-йоге не увидишь резких и быстрых движений, поэтому ее часто называют статичной. Большинство асан может выполнить даже новичок. Однако суть упражнения заключается не в самой позе, а в длительности пребывания в ней и в плавности перехода в следующую асану. Каждое движение должно быть выверенным и медлительным, тогда оно массирует мышцы, суставы и связки.

eastetica.ru

Методика аштанга-йоги

Методика

Основные принципы Аштанга йоги

Ключевыми элементами аштанга-йоги являются:

  1. Фиксированные серии (последовательности) асан. Первая называется йога-чикитса – йога-терапия. Она помогает оздоровить тело, сделать его сильным, гибким и выносливым. Вторая — нади-шодхана — работает с нервной системой. Однако на самом деле обе серии оказывают комплексное воздействие. 3-6 серии — «продвинутый» уровень для тех, кто уже умеет контролировать тело и ум.

Каждая серия оказывает максимальное воздействие только в своей целостности, поэтому выдергивать из них отдельные кусочки нет смысла, даже если вы можете выполнить часть асан из второй или третьей. Так что все начинают с первой серии, и, по мере освоения, двигаются дальше. Степень готовности студента к новым асанам оценивает преподаватель.

  1. Виньяса — принцип синхронизации движения и дыхания, на котором строится вся системы аштанга-йоги. Под виньясой понимается:
  • Одна фаза дыхания и соответствующее ему движение.
  • Динамический переход между асанами.

 Каждую асану удерживают от 5 до 25 дыханий.

  1. Дыхание уджайи, или дыхание со звуком — специфический способ дыхания, применяемый на протяжении всей практики.
  2. Дришти — концентрация внимания на определенной точке тела или вне его.
  3. Бандхи — мышечные (энергетические) замки. В аштанга-йоге используются мула-бандха и уддияна-бандха. Посредством контроля мышц тазового дна и нижней части живота мы учимся манипулировать энергией в теле, удерживать и накапливать ее, вместо того чтобы тратить.

Без реализации этих принципов Аштанга йога утрачивает свою суть и превращается в разновидность фитнеса, поэтому очень важно с самого начала уделять им пристальное внимание.

Формат практики

В Аштанга йоге существует два формата практики: майсор-класс и лед-класс.

Майсор-класс

Майсор-класс — это уникальный метод обучения, существующий только в традиции аштанга-йоги. Здесь нет ведущего, то есть инструктора, который «руководит» уроком. Занимающиеся выполняют свою практику (это может первая серия, вторая, часть серии и т.д.), а преподаватель работает с каждым индивидуально, помогая отстраивать асаны, разбираться со сложными моментами и избегать ошибок. По мере готовности  к новым победам преподаватель дает вам новые асаны. Так студент постепенно продвигается по пути аштанга-йоги.

Может показаться, что такой формат — не для новичков, так как человек должен иметь хоть какое-то представление о системе, порядке асан и основных принципах аштанга-йоги. Однако это не так. Тем, кто приходит впервые, преподаватель объяснит все ключевые моменты и научит начальным асанам. Если же вы хотите получить базовые знания до посещения майсор-класса, приходите на вводное занятие.

Майсор-класс — один из самых эффективных и безопасных способов изучения йоги. Вам не нужно подстраиваться под других, как на обычном групповом занятии хатха-йогой. Вы можете практиковать в своем ритме, без спешки, полностью осознавая происходящее. Преподаватель уделит вам столько внимания, сколько требуется (в отличие от обычных классов, где зачастую у ведущего нет времени на детальную отстройку).

Еще о майсор-классе >>

Лед-класс

Лед-класс — это выполнение Первой серии Аштанга йоги, проходящее под полным руководством преподавателя, который называет асаны, ведет подсчет виньяс и задает определенный ритм дыхания. Преподаватель может помочь ученику в какой-либо позе, а также напомнить о необходимости концентрации внимания и удержания бандх. Объяснений по технике выполнения асан на лэд-классах не дают. Во-первых, это невозможно сделать из-за непрерывности потока практики, во-вторых, предполагается, что ученик приобрел необходимые навыки на майсор-классах. Лэд-классы проводятся по 1-й и по 2-й серии раздельно.

Лед-класс — не для новичков. Прежде чем приходить на это занятие, вы должны освоить как минимум две трети первой серии, знать и применять базовые принципы Аштанга йоги (дыхание, бандхи и дришти).

Для чего нужен лед-класс? Во-первых, это своего рода проверка: если вы можете выполнять асаны без напряжения, не теряя внимания и дыхания, значит, этот отрезок пути освоен. Если у вас есть какие-то недочеты, которые вы не замечаете во время личной практики, они обязательно проявятся, и вы увидите, над чем необходимо работать.  Во-вторых, во время лэд-класса мы практикуем «в потоке», без остановок и перерывов, соблюдая ровный, единый ритм дыхания на протяжении всей последовательности. Это своего рода эталон,  который мы затем стремимся воплотить на майсор-классах.

Регулярность практики

Практикующие аштангу занимаются 6 дней в неделю, за исключением полнолуния и новолуния (йогиням также полагается 3 выходных во время критических дней). 1-2 раза посещают лед-класс, и 4-5 — майсор-класс.

Конечно, никто не требует от новичка сразу переходить на шестидневный режим. Мы начинаем с трех дней в неделю и постепенно, по мере роста выносливости и желания практиковать, увеличиваем частоту занятий до 4, 5 и, в конце концов, 6 дней.

 

История школы

Об истории Аштанга йоги читайте здесь >>

  •  
  • 19
  •  
  •  
  •  
  •  

    19

    Поделились

yoga-shala.ru


Смотрите также