Аштанга-виньяса-йога: то, что необходимо знать новичку (серии), часть 1. Дыхательные упражнения аштанга йоги


как правильно дышать. Как правильно дышать животом и диафрагмой

oum.ru Как правильно дышать. Дыхательные техники

В этой статье мы объясним, какое отношение имеет пранаяма к техникам правильного дыхания и как с помощью медитации, полного йоговского дыхания с применением дыхания животом вы сможете поработать над своим процессом дыхания с той целью, чтобы сделать его более естественным и свободным и помочь организму получать больше энергии, а также в целом функционировать наиболее продуктивным образом.

Как правильно дышать: несколько рекомендаций

Для того чтобы научиться дышать, используя правильное дыхание животом, читателю придётся погрузиться в мир древней духовной практики йоги. Правильно дышать учат многие школы, но пока не изобрели ничего более естественного для организма человека и его развития, чем дыхательные практики йогов.

Многие другие техники, призывающие к правильному дыханию и утверждающие, что именно их техника поможет вам освоить так называемое правильное дыхание, на самом деле являются не чем иным, как производным продуктом йоговской школы. Они, конечно, ничего не скажут об этом неопытному адепту, который так и будет находиться в неведении относительно происхождения и основы тех техник, которые он будет изучать. Но к чему использовать суррогатные техники, отягощённые новыми приёмами с целью придания им оригинальности, если нужные уже изобретены, и они как нельзя лучше подходят для человеческого организма. Давайте к ним и обратимся, чтобы изучать первоисточник, а не переписанное и доработанное сочинение.

Йога — это первое средство, к которому прибегают, когда хотят научиться правильно дышать. Почему люди выбирают йогу? Потому что именно в духовном учении йоги ещё до нашей эры Патанджали выразил свои идеи, касающиеся целостного человеческого развития.

Он выстроил систему комплексно, расположив ее ступени в таком порядке, который наиболее оптимален для органичного развития человеческой сущности, начиная с обучения и практики моральных законов, переходя к развитию физического тела через выполнение асан и плавно приступая к практикам чисто духовного порядка, таким, как дхьяна и самадхи, через предшествующие им пранаяму, пратьяхару и дхарану.

Каждая ступень 8-ступенной системы аштанга-йоги, разработанной Патанджали, гармонично и верно приводит к последующей. Поэтому, до того как вы начнёте практиковать упражнения на дыхание, т. е. пранаяму, рекомендуется помнить и ещё лучше выполнять практики ямы, ниямы и асаны. Именно за счёт того, что в этой системе переходы от одной практики к другой логично продуманы, можно смело на неё положиться и следовать в своём духовно-физическом развитии, опираясь на рекомендации, которые даёт учение йоги.

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению дыхательных упражнений, которые представлены в пранаяме, следует заметить, что само полное дыхание, которое осваивают на первых ступенях обучения практики асан в хатха-йоге, уже является подготовкой к пранаямам, потому что во многих пранаямах вам понадобится использовать полное йоговское дыхание. Знакомство с учением йоги с практики асан задаёт хорошее начало для дальнейшего погружения и изучения дыхательных техник йоги.

Полное йоговское дыхание учит, как правильно дышать диафрагмой

Через освоение полного йоговского дыхания вы научитесь использовать диафрагму в процессе дыхания. Дело в том, что обычно среднестатистический человек, не знакомый с учением йоги, дышит в буквальном смысле как придётся. Если у него к тому же стрессовая работа, а сейчас у многих она именно такая, то, в начале дня включившись в гонку, он уже не выключится до самого вечера. Отсюда получается, что с самого утра, поддавшись стрессу, человек начинает дышать поверхностно и быстро. Так мы обычно и дышим, когда чем-то испуганы, таким образом, брюшной отдел в этом типе дыхания не включен.

В основном задействовано грудное и ключичное дыхание, которое не позволяет лёгким наполниться кислородом. Конечно, в верхний и средний отделы лёгких кислород проходит, но дальше, в нижний отдел, не идёт. Для того чтобы лёгкие полностью наполнились О2, нужно было бы подключить дыхание животом, но человек напряжён, и нижняя область тела у него находится в таком же состоянии. Выходит, что о правильном дыхании можно забыть, и о наполнении лёгких кислородом на 100 % — тоже.

Как правильно дышать человеку

Для правильного дыхания человек должен подключить все три вида дыхания:

  • брюшное,
  • грудное,
  • ключичное.

Такое дыхание известно как глубокое дыхание, или полное йоговское дыхание. Чтобы не рассказывать одну лишь теорию, мы попросим читателя прямо сейчас, прочитав этот абзац, остановиться и самому на практике проверить, что значит дышать лишь одним типом дыхания. Тогда вы поймете, как мы себя обделяем, используя при вдохе и выдохе лишь один отдел — ключичный, грудной или брюшной.

Прямо сейчас напрягитесь и представьте, что вы испуганы, или подумайте о чём-то действительно неприятном для вас, а теперь понаблюдайте, какие части тела находятся в движении при выполнении вдоха и выдоха. Наверняка это был ключичный отдел, т. е. плечи слегка поднимаются и опускаются, при этом грудная клетка даже не расширяется. Если бы в работу включился грудной отдел, это бы означало, что вы подключили грудное дыхание, но когда человек испытывает стресс или страх, то он настолько скован, что не дышит даже грудью. Отчего и говорят, когда хотят подбодрить человека, чтобы он вдохнул полной грудью.

Теперь сделайте противоположное: подумайте о чём-то очень приятном, об удачно проведенном отпуске или каникулах, когда вы действительно чувствовали себя очень комфортно, пробудите память того момента и мысленно перенеситесь туда. Будет ещё лучше, если вы проделаете этот опыт, сидя в кресле. Тут-то вы и заметите, как в работу включился брюшной отдел. Вы действительно чувствуете расслабление.

Как научиться правильно дышать. Как правильно дышать животом

Из трех видов брюшное дыхание, или дыхание животом, — самое естественное для человека, и с точки зрения физиологии оно помогает организму снимать напряжение, т. к. начинает работать диафрагма, а когда она используется, то автоматически снимается излишняя нагрузка с сердечной мышцы. То есть польза от дыхания брюшным отделом большая, но ещё лучше, если вы научитесь включать все три вида дыхания.

Для того чтобы научиться правильно дышать, вы должны выучить полное йоговское дыхание — это первый пункт вашей практики. После того как это будет сделано, можно начинать практиковать пранаямы. Многие из них достаточно просты и благотворно действуют на дыхательную систему, а также хороши как основа для практики медитации, но об этом чуть позже.

О том, как правильно дышать животом, написано немало, но на самом деле это довольно просто. Когда вы проводили эксперимент и вспоминали приятные образы из своего прошлого, то вы, должно быть, заметили, что при расслаблении, и особенно в положении сидя, дыхание сразу же становится более глубоким, плечи опускаются, мышцы грудной клетки освобождаются, и в дыхании участвует живот.

Практика полного йоговского дыхания идеальна для того, чтобы вы приучили себя дышать животом. Постепенно это войдёт в привычку, и вы начнёте включать брюшное дыхание и тогда, когда вы не практикуете йогу; со временем вы сделаете этот вид дыхания своим естественным состоянием. Нужно только не отступать и практиковать.

Как нужно правильно дышать

«Как нужно правильно дышать?» — вопрос, который всё чаще можно услышать от людей. Тема не только популярна, она поистине насущна, потому что от дыхания зависит не только сам процесс газообмена между кислородом и углекислотой, но и многие процессы работы внутренних органов. Как, например, уже было сказано, с включением в работу диафрагмы снимается нагрузка с сердца, не говоря о том, что при брюшном дыхании массируются другие органы, т. е. происходит естественный массаж внутренних органов.

Конечно, нужно практиковать различные виды пранаям и полное йоговское дыхание, но в процессе практики не стоит увлекаться и проводить часы, занимаясь только пранаямой. «Почему этого не стоит делать?» — спросит читатель. Потому что в течение большей части своей сознательной жизни вы дышали по-другому. До недавнего момента вы всерьёз не посвящали время специальным дыхательным практикам. Поэтому сейчас, если взяться за дело слишком активно, это может принести скорей не пользу, а вред. Нужно, чтобы организм адаптировался к новым формам дыхания. Помните, что для тела они пока непривычны, как бы полезны они ни были.

Поэтому во время выполнения техник пранаямы всегда следите за самочувствием. Некоторые пранаямы специально направлены на то, чтобы помочь провентилировать лёгкие, т. е. дыхание получается очень интенсивным, и когда вы будете выполнять такие пранаямы, прислушивайтесь к организму. Он скажет, когда прекратить практику. Делайте столько циклов дыхания или в течение такого количества минут, как удобно вам, а не строго следуя указаниям из книг и учебников.

То, что там написано, задаёт примерную временную направленность, но не означает того, что вы должны неуклонно соблюдать только эти рекомендации. Если организм ещё не приспособился к новому ритму дыхания, лучше остановитесь, сделайте перерыв, а затем вновь можете практиковать. Однако в целом что бы хотелось ещё раз подчеркнуть, это то, что дыхание — штука мощная, поэтому и работать над его изменением нужно с осторожностью и тщательностью. Поэтому начинайте практики с нескольких минут в день, только постепенно прибавляя время, если ваше физическое состояние указывает вам на это. Выполнение техник должно быть комфортным — это золотое правило для практики пранаямы.

Как правильно дышать при медитации

На первых ступенях освоения медитации вы часто начинаете медитировать с использованием пранаям, потому что так человеку легче всего сосредоточиться. Концентрация на дыхании почти сразу акцентирует внимание на дыхательном процессе, вы чувствуете сам поток воздуха, ваши ощущения при этом и то, что происходит внутри и снаружи вашего тела. Мысли сосредоточены на этих ощущениях. Поэтому правильное дыхание при медитации будет зависеть в первую очередь от той техники пранаямы, которую вы выбрали в качестве средства медитации.

Когда вы со временем будете чувствовать себя свободно, выполняя несколько видом медитации, и начнёте растворять сознание, т. е. подойдёте к высшим ступеням медитационных практик, вы заметите, что на этом этапе ваше дыхание станет менее заметным, оно будто бы облегчится и станет менее частым. Это естественный процесс медитационных практик, причём необязательно включающих выполнение пранаямы.

Глубокая медитация сама становится своего рода пранаямой, только дыхание уже не нужно контролировать с помощью сознания, оно переключается в другой модус, когда уже медитационный процесс регулирует дыхательный. Таким образом дыхание полностью органично. Пожалуй, это тот вид дыхания, который является наиболее гармоничным и полезным для человека, но чтобы перейти на такой тип дыхания, нужно научиться погружаться в глубокую медитацию.

Вместо послесловия

Прочитав эту статью, вы сможете приступить к детальному изучению пранаям и медитационных практик. Теперь вы знаете, на что обращать внимание, чтобы практика принесла вам только пользу и вы улучшили состояние тела и духа.

www.oum.ru

Аштанга-йога – это современная хатха-йога

Аштанга-йога – это особая практика, сформировавшаяся в русле хатха-йоги. Если классическая йога уделяет первоочередное внимание дыхательным упражнениям, развитию гибкости и расслаблению, то аштанга-йога формирует силу духа и тела. Для того, чтобы достичь главной цели, – самадхи (полного равновесия, духовного совершенства), – нужно будет пройти восемь непростых этапов.

Паттабхи Джойс — автор аштанга-йоги

Если кто-то считает, что практика аштанга-йоги не потребует никаких серьезных усилий, то он ошибается. Не каждому под силу пройти весь Путь. От человека потребуется не только физическая выносливость, но и готовность подчиняться достойным правилам жизни, кардинально изменить свое мировоззрение.

Многим сложно преодолеть первые этапы Пути, что уж говорить о его конечной цели. Но уж точно можно быть уверенным, что, достигнув успехов в аштанга-йоге, физически и духовно самосовершенствуясь, человек уже не сможет отказаться от этой практики. Ведь это больше, чем просто увлечение. Это особый образ жизни.

 

 

Аштанга-йога – что это такое?

Аштанга-йога представляет собой восьмиступенчатый Путь к конечной Цели – самадхи (наивысшего духовного совершенства). Эту систему предложил несколько веков назад индийский риши Патанджали.

Хоть и конечной целью является достижение душевной гармонии, в аштанга-йоге очень внимательно относятся и к физическому совершенствованию, так как телесная оболочка и ментальный дух неразрывно связаны.

Данная практика отлично подходит для тех, у кого сильное тело и разум, жаждущий свершений. К практике аштанга-йоги прибегают чаще люди, желающие укрыться в собственном духовном мире от внешних проблем.

Каждый из восьми этапов Пути по-своему непрост. Первые два, пожалуй, одни из самых ответственных, так как учат человека психогигиеническим правилам жизни. Если нет достаточно желания и силы воли сделать их своим образом жизни, переходить к следующим этапам просто бессмысленно. В общем, если человек осознает, что у него нет готовности духовно менять себя, он должен понимать, что аштанга-йога – не для него.

В процессе занятий йогин должен уделять внимание трем важным моментам: правильная поза, точка концентрации и ровное дыхание.

Концентрация во время упражнений очень важна

 

Восемь этапов Пути к конечной Цели в аштанга-йоге

Патанаджали указывал, что для достижения конечной цели Пути необходимо по очереди преодолеть восемь этапов. И обязательно нужно придерживаться точной последовательности, иначе успешного результата не достичь:

  1. Йама – самоконтроль, напряжение, самоограничение. Этот этап предполагает работу над своим поведением и мышлением, борьбу с пороками, установление гармоничного контакта с социумом. Свое название этот этап позаимствовал у индийского бога Ямы, являющегося покровителем смерти.
  2. Нийама – самодисциплина, расслабление, духовное самосовершенствование.

Первые две ступени – духовно-врачующего характера. Они подготавливают человека к последующим этапам. Если не пройти йаму и нийаму, то это равноценно движению по ложному пути. Обязательно усваиваются определенные правила поведения, мышления, жизни.

 

  1. Асана – переход к духовно-физическому совершенствованию. Этот этап предполагает принятие устойчивого положения, определенных поз во время занятий. Асаны способствуют развитию энергосистемы, умению концентрироваться. При совмещении с правильным дыханием человек может избавиться от разных недугов, преодолеть эмоциональное и физическое напряжение, омолодиться и очистить организм от шлаков.
  2. Пранайма (переводится как «работа с энергией») – специальные дыхательные упражнения. Йог осваивает особую технику дыхания, позволяющую управлять энергией сознания.
  3. Пратьяхара. Для того, чтобы понимать суть этого этапа, следует знать о «щупальцах» сознания – так называемых «индриях», которые крепко держат неподготовленного человека. На пятой ступени пути йог учится управлять «индриями», то есть, выходить за пределы своей физической оболочки и изучать духовный мир. В общем, Пратьяхару следует понимать как отрешенность от раздражителей внешнего мира.
  4. Дхарана – поддержание концентрации, стремление к слиянию с Творцом.
  5. Дхьяна – медитативные тренировки. Их цель – приблизиться к самадхи путем увеличения сознания.
  6. Самадхи – это именно та цель, которая в аштанга-йоге считается конечной. Это наивысший уровень духовных свершений. Это само совершенство, единение с божественным началом, достижение абсолютной гармонии.

 

Немного подробнее рассмотрим первые два этапа Пути. Именно тогда, испытывая себя, человек понимает, действительно ли аштанга-йога – его путь. Йама и Нийама включают следующие правила жизни:

  • арджава – отсутствие высокомерия, простота в общении с окружающими;
  • ахимса – отказ от причинения живым существам какого-либо вреда словом, действием или мыслью;
  • митахара – принятие принципов вегетарианского, простого, натурального питания;
  • астея – отсутствие зависти;
  • сантоша – хорошее настроение;
  • шауча – поддержание чистоты тела;
  • хри – отрицание самолюбования, нарциссизма;
  • тапас – направление всех своих сил и ресурсов на борьбу с собственными пороками;
  • брахмачария – устранение желания признания и славы;
  • кшама – принятие мнения других людей, терпимость к инакомыслию;
  • дайя – доброта ко всему живому, милосердие;
  • сатья – чистота высказываний, отказ ото лжи и двусмысленности, правдивость;
  • ишварапранитхана – приятие того, что Творец присутствует во всем сущем, ощущение этого.

Если человек готов придерживаться этих правил и приступил к очищению духа, он может двигаться дальше, постигая непростой путь аштанга-йоги.

Одна из целей аштанги — духовное самосовершенствование

 

Аштанга-виньяса-йога – особая система хатха-йоги

Аштанга-виньяса-йога – это современная концепция, сформировавшаяся в пределах системы хатха-йоги. Слово «виньяса» переводится как «дыхательно-двигательная система упражнений», поэтому основу практики составляет объединение принципов динамичного движения и дыхательных техник. Основал эту школу Шри Паттабхи Джойс, обучавший в Майсоре (Южная Индия) желающих постичь тайны учения.

Главный принцип, которого придерживался Джойс, преподающий аштанга-виньясу, гласит: не йога должна приспосабливаться к ограниченным возможностям и слабости учеников, а наоборот – человек должен самосовершенствоваться, чтобы достичь идеала йоги.

 

В аштанга-виньяса-йоге есть особенности:

  • виньясы – двигательные упражнения, прорабатываемые между выполнением асан;
  • дришти – необходимость во время принятия поз и выполнения разных упражнений концентрироваться на определенной точке тела;
  • пранаяма – важность выполнения «правильных» вдохов и выдохов;
  • дхьяна – пение мантр, позволяющих достигать медитативного состояния и поддерживать его.

Кто практикует аштанга-йогу, проходит Путь. Это путь духовного и физического совершенствования, позволяющий человека сделать счастливым.

Безусловно, путь этот сложный, но он под силу каждому, кто жаждет изменений. Если вы хотите преодолеть собственные слабости, испытать гармонию, готовы усердно работать над своим телом и духом, то аштанга-йога – именно для вас.

indiada.ru

Аштанга Виньяса Йога - Atmanspirit

АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА

Аштанга йога – это система практик, записанная мудрецом по имени Вамана Риши в древнем манускрипте “Йога Корунта”. Этот докумен содержал в себе описания множества асан, а также учения про виньясы, дришти, бандхи, мудры и индуистскую философию в целом. “Йога Корунта” была передана от гуру Рама Мохана Брахмачари к Шри Кришнамачарье в начале 1900-х годов. Затем, она попала к йогину Паттабхи Джойсу. Он сохранил все тайные знания, и с 1948 года стал преподавать аштанга йогу в рамках Исследовательского Института Аштанга виньяса Йоги, строго придерживаясь тех учений, которые хранились в манускрипте.

 

В буквальном значении слова, аштанга йога переводится как “йога восьми конечностей”. Это отметил легендарный Патанджали в своих Йога Сутрах. Согласно его словам, путь внутреннего очищения для обретения Космического Я состоит из восьми духовных практик:

 

1. Яма (моральные принципы).

2. Нияма (самоочищение и учение).

3. Асана (поза тела).

4. Пранаяма (контроль дыхания).

5. Пратьяхара (контроль чувств).

6. Дхарана (концентрация).

7. Дхьяна (медитация).

8. Самадхи (растворение во Вселенной).

 

Первые четыре практики относятся к внешнему очищению. Согласно Паттабхи Джойсу, ученик имеет право немного их трансформировать для личного удобства, это не повлияет на процесс очищения. Однако, что касается второй четверки, то здесь какие-либо поправки могут быть опасными и нанести вред психическому здоровью человека.

 

Основной концепцией аштанга йоги является контроль ума. Для того, чтобы начать работать над этим звеном, необходимо освоить философию ямы и ниямы. Тем не менее, пути и практики аштанга виньяса йоги взаимосвязаны больше, чем это может показаться на первый взгляд. Поэтому, чтобы начать выполнение ямы и ниямы, ученик должен иметь крепкое физическое здоровье, которое, в свою очередь, достигается с помощью регулярного выполнения асан. Они помогают привести в тонус как мышцы, так и внутренние органы. Подобная зарядка делает человека бодрым, активным и здоровым. Только лишь тогда, когда тело пребывает в гармонии и радости – можно заводить речь о работе над умом и чувствами. Начиная контролировать ум, ученик и постигает первые две практики аштанга йоги.

 

Чтобы правильно выполнять асаны аштанга йоги, ученик должен изучить виньясы и тристану. Виньяса имеет отношение к дыхательной и двигательной системам. На каждое движение приходится один вдох. Например, в практике Сурья-намаскары существует девять виньяс. Первая виньяса выполняется путем поднятия рук над головой и складывания их вместе со вдохом, вторая виньяса – прогиб вперед и протягивание кистей к стопам со вдохом, и так далее. В этом ключе, все асаны аштанга йоги связаны с определенным количеством виньяс.

 

Как уже говорилось ранее, основная цель виньясы – это внутреннее очищение. При синхронизации дыхания и физических упражнений ускоряется работа сердечно-сосудистой системы, что снимает боль в суставах, выводит токсины и борется с болезнями внутренних органов. При правильном выполнении практик аштанга йоги, человек потеет, и с потом из тела выходят все грязи. Таким образом тело очищается, оно становится здоровым и сильным.

 

Тристана относится к союзу “трех точек внимания”: позы, дыхания и точки, на которую обращен взгляд. Эти три составляющие очень важны в аштанга йоге, поскольку связаны с тремя уровнями очищения: физическим, психологическим и умственным. Они неразрывно связаны друг с другом.

 Ровный позвоночник, открытие чакр при занятиях Аштанга Виньяса йогой

 Осанка.Все асаны в аштанга йоге сгруппированы в шесть рядов. Первый ряд, йога чикитса, очищает организм и выравнивает позвоночник. Второй ряд, нади шодхана, успокаивает нервную систему путем открытия энергетических каналов – чакр. Ряды с третьего по шестой, штира бхага, увеличивают количество силы и гибкости, что позволяет выполнять больше упражнений с высокой интенсивностью. Занимающемуся аштанга виньяса йогой нужно выполнять каждую практику очень тщательно и внимательно, от этого зависит переход на следующий уровень. Необходимо в точности знать последовательность асан и скрупулезно следовать им изо дня в день. Помните, что каждое движение в аштанга йоге находится в своей строгой очередности, оно является незаменимым на пути движения вперед, к главной цели. Не стоит забывать, что без практик ямы и ниямы, асаны будут походить на бессмысленные и неэффективные телодвижения.

 Правильное дыхание Аштанга Виньяса йога

Дыхание. Дыхательная техника также выполняется вместе с виньясой и называется уджайи или “победоносное дыхание”. Оно состоит из пураки (вдоха) и речаки (выдоха). Вдох и выдох должны быть устойчивыми и равными по длительности. Спустя некоторое время выполнения упражнения, длина и интенсивность вдохов и выдохов должна увеличиваться, параллельно с повышением интенсивности самого физического действия. Длинное и ровное дыхание приходит спустя некоторое время занятий аштанга виньяса йогой, оно похоже на своеобразный “сигнал успешности” ученика. Оно усиливает внутренний огонь и одновременно дарит безграничное спокойствие.

 Выполнение бандхи в практиках Аштанга Виньяса йоги

Бандхи относятся к незаменимым компонентам техники дыхания уджайи в аштанга виньяса йоге. В переводе с санскрита “бандха” означает “замок” или “печать”. Ее целью является разблокирование праны и направление ее к 72000 нади – энергетическим каналам тонкого тела. Одной из трех базовых бандх считается мула бандха – это напряжение анальных мышц, нижнего “замка” живота, нижней чакры. Это упражнение начинает работу с корнем тела, перенаправляя энергию снизу наверх по всему телу. Второй известной бандхой считается джаландхара бандха, которая работает с горловым “замком”, не позволяя пране выходить из тела. Она выполняется путем напряжения области горла, прижимания подбородка к груди и задержки дыхания. Третья бандха – удияна бандха, считается нижним брюшным замком, удерживающим прану посредине тела, распределяющим ее там равномерно. Без знания о техниках бандхи практики аштанга виньяса йоги будут малоэффективными.

 Точки внимания при выполнении Аштанга Виньяса йоги

Точка внимания. Во время выполнения асан необходимо уделять внимание собственному взгляду, а точнее – точке, к которой он будет прикован и на которой будет постоянно сконцентрирован. Это называется дришти. Существует девять видов дришти:

 

1. Нос.

2. Пространство между бровями.

3. Пупок.

4. Большой палец.

5. Ладони.

6. Стопы.

7. Верх.

8. Право.

9. Лево.

 

Дришти помогают привести ум в состояние сосредоточения и спокойствия. Выполняя асаны аштанга виньяса йоги, ученик должен концентрировать ум на вдохах и выдохах, а также на дришти. В таком случае он откроет для себя путь шестой и седьмой практики: дхараны и дхьяны.

 

После того, как асаны будут освоены и досконально выучены, можно приступать к пранаяме. Пранаяма – это приобретение тонкой энергии жизни с помощью речаки (выдыхания), пураки (вдыхания) и кумбхаки (задержки дыхания). Только лишь эти крийи, выполняемые вместе с тремя бандхами (мула бандхой, удияна бандхой и джаландхара бандхой), могут называться правильной пранаямой. Это – путь аштанга виньяса йоги, как и любого другого вида йоги. С помощью описанных практик ученик может контролировать собственный ум, обретая знания и устремляясь к Истине.

 Избавление от шести ядов  разума с помощью Аштанга Виньяса йоги

Аштанга виньяса йога, выполняемая регулярно на протяжении нескольких лет, дарит каждому занимающемуся чистоту разума, силу тела и стабильность нервной системы. Четыре внешних очистительных практики (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи) приводят ум в порядок. Когда это состояние достигнуто, шесть ядов постепенно покидают тело:

 

1. Карма (желание).

2. Кродха (гнев).

3. Моха (невежество).

4. Лобха (жадность).

5. Матсарья (лень).

6. Мада (зависть).

 

С помощью четырех внутренних очистительных практик ум становится кристально чистым и его деятельность направляется в сторону главной жизненной цели человека. Именно таким образом достигается самореализация и обретается истинное “я”.

 

Выполняйте аштанга виньяса йогу, тщательно и внимательно, соблюдая ее предписания под руководством опытного гуру, и вы сможете убедиться в том, что йога – это не работа, йога – это великий духовный путь, приятный и легкий, который ведет к духовному просветлению.Google

atmanspirit.com

8 ступеней Аштанга-йоги – руководство для счастливой жизни и духовного развития

Автор Йога-сутр Патанджали в своем трактате называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).

Восемь ступеней аштанга-йоги – это руководство к тому, как прожить полную и счастливую жизнь. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы.

Первые четыре ступени аштанга-йоги Патанджали помогают совершенствовать свою личность и обрести контроль над телом. Это готовит нас ко второму этапу внутреннего путешествия, в ходе которого нам предстоит познакомиться со своими чувствами и умом и в результате достичь высшего состояния сознания.

Яма

Первая ступень, яма – это совокупность этических правил поведения, регулирующих наши отношения с другими людьми. Яма – это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности – «не делай другому того, чего не желаешь себе». К пяти ямам относятся: Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание, Апариграха – нестяжательство.

Нияма

Нияма, вторая ступень йоги, относится к сфере духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.

К пяти ниямам относятся: Шауча – чистота, Самтоша – удовлетворенность, Тапас – пыл, религиозное рвение, Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Асана

Асаны – это специальные позы, практикуемые в йоге. Они являются третей ступенью йоги. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

Пранаяма

Четвертая ступень аштанга-йоги – это пранаяма, контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии». Это неудивительно – пранаяма не только способствует омоложению организма, но и продлевает жизнь. Пранаяму можно практиковать как отдельную технику (т.е. в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить ее в регулярную программу занятий йогой.

Пратьяхара

Пратьяхара, пятая ступень аштанга-йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Дхарана

Каждая ступень аштанга-йоги готовит нас к последующей. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Разумеется, мы уже развили определенную способность к концентрации в ходе предыдущих трех стадий. Но несмотря на то что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

Дхьяна

Медитация или созерцание, седьмая ступень аштанга-йоги, предполагает непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей. Чтобы достичь этого состояние нужны сила и выносливость. Но не отчаивайтесь! Помните, йога – это процесс, и каждый этап нашего внутреннего путешествия ценен сам по себе.

Самадхи

Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной. Для кого-то это прозвучит слишком громко и будет казаться далеким от реальной жизни. Но задумайтесь на минутку: чего именно вы хотите от своей жизни? Разве ваши мечты, надежды и желания не об одном и том же – не о радости, самореализации, свободе? То, что Патанджали описал как прохождение восьмиступенчатого пути, на самом деле есть то, к чему стремится каждый из нас – к миру. Заключительная ступень йоги – это просветление – то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть. Просветление можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

yogajournal.ru

Аштанга йога

Классическая Аштанга йога

Аштанга йогу часто называют Классической Йогой. Индийский риши Патанджали определил Аштанга Йогу в древнем тексте написанном им и названым Йога-сутры. В Йога-сутрах Патанджали даёт классическое определение йоги и затем определяет Йогические практики или 8 ступеней (частей) необходимых для того, чтобы достичь цели Йоги.

Аштанга йога сегодня

Аштанга виньяса йога — одна из систем йоги, которую Вамана Риши изложил в древнем тексте «Йога Корунта». Шри Т. Кришнамачарья получил этот текст от своего Гуру Рамы Мохана Брахмачари и позже передал его Шри К.Паттабхи Джойсу, который всю свою жизнь посвятил учению Аштанга виньяса йоги.

Шри К. Паттабхи Джойс и его семья являются хранителями традиции этой школы. Шри К. Паттабхи Джойс основал исследовательский институт Аштанга йоги (AYRI) в Майсуре (штат Карнатака, Индия). После смерти Гуруджи Шри К.Паттабхи Джойса, 18 мая 2009 года, хранителями традиции являются его дочь Сарасвати Рангасвами и внук Рангасвами Шарат Джойс. Сейчас институт исследования Аштанга йоги переименован в «Институт Аштанга Йоги Шри К.Паттабхи Джойса».

Аштанга Виньяса Йога в Традиции Шри Паттабхи Джойса

«Не следует приспосабливать учение йоги к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам традиции.» Шри К. Паттабхи Джойс

Большинство людей воспринимают аштанга-йогу как интенсивную, динамическую практику. Все верно, однако развитием силы и гибкости аштанга-йога не ограничивается. В нее включаются также психофизические техники, глубоко воздействующие на тело и сознание: особый вид дыхания (уджжайи), фиксация взгляда на определенных точках (дришти) и удержание энергетических замков (бандх). Шри К. Паттабхи Джойс утверждает, что аштанга-йога – это дорога к познанию своей истинной природы, к Духу, пребывающему в любом из нас.

Изучение философии йоги и чтение сакральных текстов является только частью пути. Книги указывают, что приведет к свободе и счастью, но нужно действовать, чтобы запустить процессы физического, интеллектуального и духовного обновления, на самом деле преобразовать тело и ум. Шри К. Паттабхи Джойс любил повторять, что аштанга-йога на 99% состоит из практики и на 1% - из теории.

В аштанга-йоге приемы дыхания, асаны, техника виньяс (виньяса-крама), бандхи и дришти тесно взаимосвязаны. Сочетая их, мы основательно разогреваем тело, значительно развиваем гибкость и тем самым защищаем себя от травм. Внутренний жар запускает процессы очищения, затрагивающие все оболочки человека, его внутренние органы, мышцы, нервную систему, сознание и душу.

В аштанга-йоге наряду с асанами и пранаямой применяются психофизические техники: виньясы – специальные движения, выполняемые синхронно с дыханием, бандхи – энергетические замки и дришти – концентрация взгляда на определенных участках тела или пространства. Три этих метода, называемых тристхана, помогают направлять фокус внимания вовнутрь, не позволяют отвлекаться на внешние объекты, способствуют глубокому погружению в практику и переходу в медитативное состояние (дхьяну).

Виньяса

«О, йогин! Не делай асану без виньясы.» Ваманариши

Виньяса (vi – двигаться, nyasa – располагаться) представляет собой технику выполнения асан в аштанга-йоге. Это настоящее искусство соединения асан в последовательность с помощью дыхания и движения. Комплекс виньяс и асан основательно разогревает тело, заставляя его усиленно потеть. Бандхи разворачивают нисходящую энергию апана-ваю вверх, в область пупка (самана-ваю), в которой апана-ваю сливается с прана-ваю и разжигается внутренний огонь (агни). В результате повышенного разогрева и потоотделения мышцы, внутренние органы и нервная система очищаются от токсинов и блоков, что позволяет восполнить изначальный недостаток гибкости и в дальнейшем справиться с самыми сложными асанами.

Иными словами, виньяса является мощным средством, устраняющим загрязнение тела и сознания. Необходимость в дополнительных очистительных процедурах (крия-йоге) или посте если и возникает, то лишь в случае болезни.

Делая виньясы, мы очищаем тело, развиваем силу и гибкость, при этом ум становится ясным, спокойным и сконцентрированным.

Согласно традиции метод виньяс заучивается наизусть: последовательность и название асан, количество виньяс в каждой асане, точки фиксации взгляда и фазы дыхания. Только так можно выработать двигательные навыки, при которых не требуется сознательно контролировать свои действия и удается целиком сосредоточиться на внутренней йоге.

Уджжайи, или дыхание со звуком

От дыхания зависит наша жизнь и здоровье, а также способность контролировать ум. Поэтому неудивительно, что управление дыханием является одной из основных составляющих практики. Дыхание служит своего рода проводником между сознанием и телом: сознание регулирует дыхание, делая его ровным и глубоким, и заставляет тело двигаться в одном темпе с дыханием, а это в свою очередь воздействует на сознание и успокаивает ум.

Дыхание, используемое в аштанга-йоге, известно как уджжайи (ujjayi), что означает «победоносный». Оно характеризуется своеобразным шипящим звуком, который возникает в гортани при вдохе и выдохе и напоминает морской прибой или шум ветра в кроне дерева. Контролируемое сужение голосовой щели позволяет устанавливать такую длительность и интенсивность вдохов и выдохов, которые соответствуют асане и снабжают организм нужным количеством кислорода: тело наполняется свежей энергией и вырабатывается тепло, достаточное для хорошего потоотделения. Паттабхи Джойс предпочитал называть это дыхание дыханием со звуком (sound breathing), чтобы не путать с одним из видов пранаямы, уджжайи-пранаямой: в асанах дыхание спокойнее и полнее, а течение праны свободнее.

Бандхи, или энергетические замки

Бандхи воздействуют на энергетические токи тонкого тела – прану и ваю. Бандха (bandha), или замок, не позволяет пране рассеиваться и направляет ее в нади. Организм очищается, наполняется бодростью и энергией. В асанах бандхи служат еще и точкой опоры, которая позволяет перераспределять вес, делая одни части тела легкими, другие тяжелыми. Это помогает правильно осваивать асаны. Работа с бандхами укрепляет глубинную мускулатуру, улучшает устойчивость и гибкость. Выполнить асану становится проще. Бандхи защищают внутренние органы, а также очищают и нормализуют работу органов пищеварения.

В практике асан применяются две бандхи: мула (корневой замок) и уддияна (абдоминальный замок). Третья бандха, джаландхара (горловой замок), используется только в пранаяме при задержке дыхания (кумбхаке). В некоторых позах положение подбородка, направленного к груди или яремной ямке, напоминает джаландхара-бандху, но ее техника несколько сложнее. Эти три замка тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Выполняя асаны, мула-бандху подтягивают к пупку, где она объединяется с уддияна-бандхой, которую поджимают к позвоночнику и поднимают. В пранаяме к ним подключают джаландхара-бандху.

Важно, что в асанах и виньясах бандхи применяются с разной интенсивностью. Внимательно отслеживайте состояние бандх: обычно они удерживаются с умеренной силой, но в некоторых случаях их нужно слегка отпустить, в некоторых – сжать максимально.

Дришти, или точки фиксации взгляда

В аштанга-йоге принято, удерживая асану, смотреть на определенную точку – дришти. Тогда внимание не рассеивается и можно целиком сосредоточиться на асане и инструкциях преподавателя. Испускаемая из глаз праническая энергия активизирует нади и чакры, расположенные в области дришти. Прана не распыляется, а остается в пределах йога-коврика и наполняет тело. Дришти является также одним из средств отстройки асаны: переводя взгляд, мы корректируем положение головы.

В качестве дришти выбрано девять точек:

1.Хастагра – кончики пальцев руки или кисть.

Примеры использования: уттхита триконасана А и В.

2.Бхрумадхья – межбровье.

Примеры использования: курмасана и упавиштха конасана.

3.Падхайорагра – пальцы стоп; падангуштха – большие пальцы стоп.

Примеры использования: навасана и ардха баддха падма пасчиматтанасана.

4 и 5. Паршва – правая и левая сторона, в зависимости от направления позы.

Примеры использования: маричасана С и D.

6. Насагра – кончик носа. Насагра-дришти считается универсальной точкой фиксации взгляда, которая подходит для любой асаны. Если вы не знаете, куда смотреть, смотрите на кончик носа.

Примеры использования: самастхитихи и прасарита падоттанасана.

7. Урдхва или антара – вверх.

Примеры использования: убхайя падангуштхасана.

8. Ангуштха мадхья – большие пальцы рук; ангуштхагра – кончики больших пальцев рук. Направляя взгляд на ангуштхагра-дришти, голову следует полностью отводить назад. Чтобы добиться этого, часто вместо кончиков больших пальцев рук рекомендуют смотреть вверх.

Пример использования: первая виньяса сурья намаскара А.

9. Набхи чакра – пупок. Эта дришти активизирует манипура- или набхи-чакру. В адха мукха шванасане нижняя часть живота сильно втянута и пупок скрыт, поэтому допускается смотреть не на него, а в его сторону. Увидеть набхи чакру можно, слегка скруглив поясницу, как показано на старых фотографиях Кришнамачарьи и Паттабхи Джойса.

Метод

Основные аспекты практики Аштанга виньяса йоги, описанные Гуруджи Шри К.Паттабхи Джойсом:

Виньяса

Виньяса — способ синхронизации дыхания и движения. На каждое движение приходится один цикл дыхания. Для всех асан установлено определенное количество виньяс.

Целью виньясы является внутреннее очищение. Дыхание и движения, совершаемые одновременно с асанами, заставляют кровь становится горячей, или как говорит Шри К.Паттабхи Джойс, «заставляют кровь бурлить». Застоявшаяся густая кровь является грязной и вызывает различные заболевания в теле. Жар, производимый йогой, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без затруднений. Сочетание асан с движением и дыханием позволяет крови свободно достигать всех суставов, унося боль из тела. В случае недостаточной циркуляции возникает боль. Нагретая кровь также проходит через все внутренние органы, удаляя загрязнения и болезни, которые выводятся из тела через пот во время практики.

Пот — важный продукт виньясы

Пот — важный продукт виньясы, потому что только через пот болезнь покидает тело и происходит очищение. Выполнение виньясы стимулирует циркуляцию крови и выводит все токсины из организма вместе с потом. Если следовать методу виньяс, то тело становится здоровым, сильным и чистым «как само золото».

После очищения тела, становится возможным очистить нервную систему, а затем и органы чувств. Первые шаги весьма сложны и требуют многих лет практики. Органы чувств неизменно направлены вовне, а тело постоянно пребывает под властью лени. Однако благодаря твердому намерению и усердной практике их можно контролировать. Виньяса создает основу для того, чтобы контроль ума происходил автоматически.

Тристхана

Тристхана — три момента внимания: поза, способ дыхания и направление взгляда. Все три являются очень важными в практике йоги, и охватывают три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Они всегда взаимосвязаны друг с другом.

Асаны очищают, укрепляют и придают гибкость телу.

Дыхание — это речака и пурака (вдох и выдох). Вдох, и выдох должны быть ровными и спокойными, длительность вдоха должна быть равна длительности выдоха. Правильное дыхание способствует очищению нервной системы.

Дришти — место концентрации взгляда во время выполнения асаны. В йоге различают девять дришти: кончик носа, межбровье, пупок, большой палец, ладони, стопы, вверх, вправо и влево. Дришти очищает ум и обеспечивает устойчивость его функционирования.

Для очищения тела изнутри необходимо наличие двух факторов: воздуха и огня. В нашем теле точка огня расположена на 10 сантиметров ниже пупка — здесь и находится наша жизненная сила. Для горения нужен воздух, отсюда следует необходимость в дыхании.

Длинное ровное дыхание усиливает внутренний огонь, увеличивает жар в теле, который в свою очередь нагревает кровь для физического очищения, а также сжигает загрязнения нервной системы. Когда внутренний огонь увеличен, то и наше здоровье, все функции организма и продолжительность жизни тоже возрастают. Неровный вдох и выдох, или ускоренное дыхание, нарушают равномерность сердцебиения, сбивая ритмы физического тела и вегетативной нервной системы.

Важные составляющие дыхательного метода — мула и уддияна бандхи. Это замки анального сфинктра и нижней части живота, которые запечатывают энергию внутри, придают легкость, силу и здоровье телу, а также помогают создать сильный внутренний огонь. Без бандх дыхание не будет правильным и асаны не принесут пользы. Когда мула бандха освоена в совершенстве, контроль ума происходит автоматически.

Шесть ядов

Как сказано в Йога Шастрах, Бог обитает в нашем сердце в виде света, но свет этот окружен шестью ядами: кама (желание), кродха (гнев), моха (иллюзия), лобха (жадность), матсарья (зависть) и мада (лень). При регулярной практике йоги жар, производимый ею, сожжет эти яды, и засияет наш внутренний свет.

ashtangacenterodessa.com

Физиология йоги. Дыхание Уджайи

Уджайи — победоносное или горловое дыхание, при котором мы специально немного сжимаем гортань, сужая проход для воздуха, благодаря чему появляется легкий горловой звук. Это очищает горло и господствует над областью груди

Уджайи — победоносное или горловое дыхание, при котором мы специально немного сжимаем гортань, сужая проход для воздуха, благодаря чему появляется легкий горловой звук. Это очищает горло и господствует над областью груди. Происходит от санскритского слова «уд», означающего «верх» или «превосходство» и слова «джайи», смысл которого «победа», «успех». Другое значение «подчинение», «обуздание».

Дыхание уджайи особенно распространено в традиции аштанга-виньяса йога. Основатель метода — Патаббхи Джойс, который рекомендовал во время дыхания уджайи постоянно осознано удерживать в поджатом состоянии дыхательное горло, что создает препятствие потокам воздуха. Трение воздуха, проходящего через голосовую щель, согревает воздух перед тем, как он поступает в легкие. Выполняя дыхание уджайя, тело согревается и в сочетании с асанами образуется мощное потоотделение, что способствует выведению токсинов. Ровное, глубокое дыхание в сочетании с тихим шипящим звуком не только прогревает тело, но и успокаивает пульс, сердце работает в щадящем режиме и это дает возможность легче переносить нагрузку. Кроме того, пережатие голосовой щели создает дополнительную нагрузку на дыхательные мышцы, оказывая тренирующий эффект на дыхательную мускулатуру. Это хороший задел в подготовке практикующего к задержкам дыхания.

Это и хорошая профилактика легочных заболеваний и сезонных простуд. Регулярно выполняя дыхание уджайи, сочетая его с полным дыханием йогов, можно добиться хороших результатов в лечении храпа, а также это будет хорошей профилактикой после длительного периода курения.

Дыхание Уджайи является простой, очень доступной и полезной практикой. Она не только щадит сердце во время динамичной практики, но и снимает мышечное напряжение. Во время этого дыхания мышцы, напрягающие и суживающие гортань, постоянно участвуют в работе и массируются проходящим под давлением потоком воздуха. Эти мышцы активизируются гортанными мышцами, которые являются ответвлением блуждающего нерва, отвечающего за запуск парасимпатической нервной системы. Эта система вызывает частоту сердечных сокращений, падение артериального давления и снижение частоты дыхания. Также снижает импульс мышечных сокращений и ослабляет тонус скелетных мышц, уменьшает гипертонус после практики асан.

На основе этих фактов, Бихарская школа йоги рекомендует применять данную технику при повышении артериального давления и излишнем мышечном и эмоциональном напряжении.

Есть вариант техники Уджайи с повторением мантры «со-хам». Вдыхая и направляя дыхание вдоль позвоночника, нужно медленно повторить «со», а выдыхая и чувствуя движение воздуха по позвоночнику вниз, повторить «хам». Концентрация на звуке вашего дыхания и произнесении мантры часто используется вместе с практикой асан для достижения конкретных терапевтических эффектов и стимуляции сушумны. Дыхание Уджайи позволяет мягко входить в асану и осознано отстроить ее, помогает контролировать перебои в дыхании во время наиболее сложных асан и отследить возникающее напряжение. Слушая свое дыхание, мы учимся выравнивать вдох и выдох, погружаясь в процесс мы успокаиваем ум, переходя на более высокую ступень практики. Расслабляя физическое тело и ум, при помощи Уджайи, мы развиваем осознание тонкого тела и психическую чувствительность, мы способны чувствовать вибрации и расширять границы своего осознания.

Несмотря на простоту выполнения, дыхание Уджайи очень полезная техника, оказывающая комплексное воздействие на организм. Прежде всего она способствует более мягкой и осознанной практике, но в тоже время активизирует её, очищая тело от токсинов, снижая нагрузку на сердце и тренируя его. Учит контролю дыхания, что позволяет снять напряжение, легче переносить физическую нагрузку и успокоить ум. Противопоказаниями к практике дыхания Уджайи является гиперфункция щитовидной железы и низкое артериальное давление.

www.niketan108.com

Аштанга йога для начинающих (серии)

Уникальная и многогранная методика саморазвития, меняющая человека на всех уровнях бытия – это Йога, а одна из ее ветвей – Аштанга-виньяса по достоинству признана самой мощной, сметающей все преграды на пути человека к лучшему себе. Как она работает, в чем ее отличие от других стилей и какие тонкости необходимо знать начинающему йогину рассмотрим в этой статье.

Мужчина практикует Аштанга виньяса йогу

Традиция и Парампара

Первое, что отличает Аштанга-йогу от других стилей – это строгое следование традиции:

  • Практика шесть раз в неделю: «аштангист» практикует каждый день, с одним перерывом в неделю на выходной, при чем желательно, чтобы день был выбран единожды и без крайней надобности не менялся. Время практики также рекомендуется выбрать стабильное – ум привыкнет, график дня подстроится и занятие будет даваться намного легче, да и тело адаптируется быстрее. Идеальное время – раннее утро перед рабочим днем.
  • Фиксированная последовательность асан: в Аштанга-йоге шесть последовательностей
  1. Йога-Чикитса (йога-терапия) – предназначена для восстановления тела и возвращения ему природной гибкости, силы и здоровья. В среднем на ее освоение дается пять лет, хотя если занятия йогой начались в юности, то можно пройти и за более короткий срок. Упор в асанах сидя дается на глубокое вытяжение задней поверхности всего тела.
  2. Нади Шодхана (чистка энергетических каналов) – работает с глубокими прогибами, снимая усталость и даря неимоверный приток новых сил, очищает тонкие уровни структуры человека. Большинство обычных практикующих дальше нее не заходят, так как она сама по себе достаточно сложна в освоении.
  3. Стхира Бхага А, В, С, D (наращивание Силы и достижение гармонии) – четыре серии, имеющих одно название, прорабатывают самые глубокие зоны тела и психики человека. Ее рекомендуют практиковать только тем, кто решил на всю жизнь связать свою жизнь с йогой – преподавателям.
  • Каждое занятие начинается с Сурьи Намаскар, далее идет обязательный для всех уровней блок асан стоя, затем идет текущая последовательность и в конце также обязательный блок перевернутых асан с Шавасаной (поза расслабления) в конце.
  • Занятие проходят в двух видах: традиционный Майсор-класс (личная практика в группе, йогин предоставлен сам себе и полностью отвечает за свой прогресс) и Лэд-класс (занятие под счет учителя)
Серия упражнений из Аштанга йоги у моря на закате дня

Особое внимание уделяется Парампаре — «непрерывной цепи преемственности» от Учителя к ученику. Это значит, что рекомендовано обучаться Аштанга-йоге у авторизованного преподавателя, который прошел аттестацию и получил соответствующий документ именно в Майсоре – святая святых аштангистов, город в Индии, в котором зародился этот стиль. На данный момент по всей Земле существует не более 800 авторизованных преподавателей этого мощного стиля, из них не более 80 авторизованы по Второй Серии. Это говорит о тщательном отборе компетентных учителей и жестким правилам отбора, что дает большой плюс этой системе йоги.

На данный момент (2017 год) традицию Аштанга-йоги несет Шарат Рангасвами Джойс, внук Шри К. Паттабхи Джойса, первого Учителя этого динамического стиля. При этом Гуруджи (так с любовью называют Паттабхи Джойса ученики) не является основоположником этой системы, он только систематизировал знания, полученные от самого великого йога 20 века – Шри Тирумалая Кришнамачарьи, который в свою очередь почерпнул знания из древнейшей священной книги «Йога Корунта».

В чем отличие Аштанга-виньясы от других течений йоги?

Что еще отличает Аштанга-йогу от других направлений Хатха-йоги, так это виньяса: принцип соединения движения тела с дыханием. Виньясы предназначены для соединения асан (поз тела) в единый непрерывный поток: тело перетекает из одного положения в другое, асаны как бусины нанизываются на единую нить дыхания. Аштанга- это динамика: позы по мере освоения удерживаются всего пять циклов дыханий, только в перевернутых асанах это время удваивается или утраивается (в зависимости от позы).

Еще одна особенность этого стиля заключается в том, что не практика подстраивается под человека (как, например, в йоге Айенгара), а наоборот человек всеми силами пытается дотянуться до необходимого уровня, тренируя таким образом выдержку, целеустремленность и силу воли, что приводит к добровольному самоограничению и наращиванию силы Духа.

Также в Аштанга-виньяса-йоге основополагающей является Тристхана, как ключ к обузданию ума и чувств и применение бандх – замков тела для направления потоков энергии внутри тела в необходимые участки.

Девушка выполняет йога-асану, на морском побережье

Тристхана – стержень Аштанга-йоги

Сочетание в единое целое и контроль над дыханием, положением тела и направлением взгляда называют Тристханой. Когда практикующий йогу сосредоточен на этих трех объектах, он достигает состояния медитации в движении.

  • Дыхание Уджджайи (дыхание победителя): при выдохе голосовая щель незначительно прикрывается и проходящий сквозь нее воздух слегка слышим (на детской йоге очень просто объясняют: так дышит Дарт Вейдер из «Звездных войн»). Такой тип дыхания отлично обогащает клетки кислородом за счет более глубокого газообмена, тело больше разогревается, обильно потеет и через поры избавляется от токсинов и шлаков.
  • Асана: поза, положение тела в пространстве, удерживаемое без напряжения ума и со спокойным ровным дыханием.
  • Дришти: направление и концентрация взгляда на определенной точке. В Аштанга-виньяса-йоге семь дришти (вверх, на ладонь, пальцы ног, в сторону, кончик носа, пупок и межбровье), в каждой асане имеется свое заданное направление взгляда. Благодаря устойчивому взгляду ум не блуждает в поисках впечатлений вне тела, а погружается внутрь в тело, в осознавание происходящих процессов.

Бандхи, как средство управления энергией тела

Те, кто прошел «первый рубеж» и освоил Приветствие Солнцу и первые семь-восемь поз, начинают осваивать внутренние замки тела: бандхи (физические, энергетические и психические). Основных бандх три:

— Мула-бандха: корневой замок, находящийся в промежности

— Уддияна-бандха: брюшной замок, который располагается между пупком и диафрагмой

— Джаландхара-банхдха: горловой замок, который находится в области шеи (передняя линия)

Женщина йогиня, выполняет мула-бандху, с концентрацией на энергетическом центре (в данном случае предположительно больше на Наби, но точно где она держит внимание, может знать только она сама)

Все три замка могут совершаться физически (сокращением необходимых мышц), психически (силой мысли) и предназначены для корректной отстройки положения тела и более глубокой концентрации ума. Более того, каждая бандха направляет поток энергии (праны) вверх, препятствуя неконтролируемому рассеиванию.

Пример выполнения динамической Мула-Бандхи

Рекомендации начинающим

Не торопитесь осваивать новые позы, дайте телу и уму обжиться в нескольких начальных, чтобы не возникало сопротивления изнутри и пришло понимание базовых ключей отстройки асан.

Самое важное – никогда себя не сравнивать с другими практикующими на соседних ковриках, ведь кто-то занимается год, кто-то пять, а кто-то всего две недели. У некоторых гибкая спина, у других сильные ноги – разве возможно сделать асану также как все? Йога – это не соревнование, кто круче, гибче или сильнее, это познание себя и принятие себя, таким какой есть, в первую очередь. Первое, чему учит Аштанга-йога – это смирение (это происходит примерно на двадцатой неудавшейся Чатуранге), второе – это принятие себя со всеми недостатками и несовершенством. И когда это случается – это и есть первый шаг на путь настоящей йоги.

Видео уроки по Аштанга-виньяса-йоге

Смотрите также:

womenuseful.ru


Смотрите также