Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела. Где возникла оздоровительная философская система упражнений йоги


Практика и философия йоги - путь к гармонии

В последние годы слово «йога» отлично прижилось в словаре современной женщины. Довольно быстро по всей стране появилось огромное количество школ для занятий йогой: каждый уважающий себя фитнес-центр включает в разнообразие программ занятия по йоге, да не одно, а не редко и несколько: хатха-йога, аштанга-йога, раджа-йога, кундалини-йога,  сахаджа-йога – как выбрать наиболее подходящее для себя направление? Как разобраться в новых заморских словечках таких как: асаны, пранаяна, дьяхна, дхарана, йама? 

Благодаря кинематографу, когда речь идет о йоге, часто возникает образ старца, стоящего на голове или идущего по битому стеклу. Благодаря щоу-бизнесу таким людям, как, Мадонна, Девид Духовны, Николь Кидман, Рики Мартин, Хайди Клум, Дженнифер Энистон, Шарлиз Террон йога вошла в моду и представляется чем-то вроде набора физических упражнений для растяжки мышц тела.

Что на самом деле из себя представляет йога? Откуда она взялась и какова ее философия? Почему столь резко и стремительно она завоевала любовь и признание огромного количества людей? 

Мадонна - одна из самых ярых поклонниц йоги

Хайди Клум на занятиях йогой

Откуда взялась йога

Слово «Йога» переводится с санскрита как «связь».

Истоки ее находятся в ведах – это древние священные писания, в которых говорится о событиях древнего мира. «Веда» переводится как «знание», появление этого источника датируется 1500 годом до нашей эры. Там впервые были описаны главные элементы йоги, целью которой было слияние души и тела человека в единое целое, духовного и материального, снятие ограничений разума и обретение гармонии.

Затем за следующие 2000 лет были созданы Упанишады – труд, где описывалась карма, взаимосвязь между смертью и рождением и моральные принципы человека.

500 годом до нашей эры датируется появление текстов Бхагават-Гите. В этих текстах зафиксирован разговор Кришны с Арджуной, обсуждается принцип преодоления эгоизма и самопознания.

Со временем йогу берут на вооружение буддийские монахи. Она служила им средством лечения от физических и духовных болезней.

Во 2 веке до нашей эры в Индии мудрец Патанджали создал труд «Йога-сутра», где он в 195 коротких фразах объединил опыт предыдущих поколений. По сути, это и есть та йога, которую применяют в современные дни. Новаторство Патанджали заключалось в том, что он разъединил считающееся ранее одним целым материальное и нематериальное, также он считал, что дух человека должен быть свободным от всего материального. Кроме того, йог говорил о важности работы над своим физическим телом, на что до него часто не обращали внимания, занимаясь в основном медитациями. После Патанджали новые йоги активно начинают изучать и раскрывать возможности своего тела, практиковать дыхательные упражнения.

В это же время йога начинает активно популяризироваться с помощью множества книг на территории Индии и Китая, начинается настоящий расцвет йоги.

Йога сочетает в себе как работу над физическим телом, так и духовное развитие

Европейские путешественники тех времен, которые бывали в Индии, рассказывали по возвращению своим соотечественникам, казалось, небывалые истории о невероятных способностях этих людей: они не боятся ни жары, ни холода, могут часами сидеть неподвижно и медитировать в странных позах, и им не мешает холодный снег в Гималайских горах. Они не боятся огня: могут ходить по горящей поверхности, не тонут в воде, могут бежать в течение нескольких дней без остановки. Еще говорили, что между собой йоги представляют братство, которое может общаться друг с другом посредством мысли на расстоянии.

Йог, медитирующий в Гималаях

Конечно, европейцы по-разному воспринимали такую информацию: кто-то скептически смеялся, считая это невозможным, другие верили в частичную истину. Неопровержимым было то, что йоги отлично владеют своим разумом и телом.

В 19 веке благодаря работе мудреца Вивекананды и Анкинсона, йога быстро набирает  обороты в США, появляются ее новые направления.

Только в 19 веке йога получила мировое признание

Как передается йога во времени

По традиции йога передается от учителя (гуру) к ученику (челя). Основное правило для передачи информации: от простого к сложному.

Задача учителя после того, как он освоил практики, строго помогать своему ученику их освоить, а также поддерживать его желание самосовершенствоваться. Обучение происходило долго и кропотливо. Такой путь передачи информации во многом защищал ее от искажений. Одновременно должны развиваться и душа и тело. 

 

Учитель, обучающий йоге

Философия йоги

Итак, основная цель йоги – познать себя и свою душу, получить ответы на вопросы о смысле жизни, собственном будущем, о том, что происходит после смерти человека, а затем слиться с Брахманом – высшей силой в единое целое. В йоге считается, что этом состоянии человек получает ощущение блаженства и просветления. В результате работы над собой человек избавляется от привязанностей, иллюзий и переходит в мир истинной реальности, соприкасается с вечностью и осознает свою Божественную природу. Йога является способом достижения состояния, при котором в жизни нет места печали, боли, смерти, болезням.

Существует две формы образа жизни: вертикальный путь и горизонтальный путь.

  • Вертикальный путь – это путь отшельника, который отрекается от всего материального мира, фокусируется только на себе самом и духовной работе, что позволяет ему достичь наибольшего счастья.
  • Горизонтальный путь – не говорит об отказе от материального мира. Напротив, йога в этом пути призвана помочь человеку раскрыться в обычной жизни, применяя йогические практики в работе, построении отношений в семье, да и в целом в отношении к своему существованию на земле.

Считается, что с помощью йоги человек достигает ощущение высшего блаженства

 

Медитация в йоге - способ очищения сознания

О чем мы думаем больше всего, что наполняет наше сознание и бессознание?

Если проанализировать свои мысли, наверняка, каждый согласится, что большую часть времени мы тратим на раздумья о чепухе, о том, что по-настоящему не столь важно. Доказано, что большую часть времени в наших головах происходит бессвязный поток мыслей, на который тратится огромное количество энергии и который остановить не так-то просто.

Слово «медитация» переводится как «погружение». Йоги используют медитацию как процесс концентрации мыслей, что  позволяет сделать собственное мышление подвластным человеку, а значить, быть хозяином своей жизни.

Конечно, это не значит, что человек должен целыми днями и ночами медитировать, отвлекаясь только на поесть и поспать. С помощью медитативных практик йоги учатся держать фокус на тех мыслях, которыми они сами хотят наполнить свой разум. Дело в том, что процесс мышления при медитации направлен на какой-то один предмет, например: мысль о предмете медитации – завтрак – мысль о предмете медитации – обед – мысль о предмете медитации – работа… таким образом, человек перестает размениваться по мелочам, полностью контролируя мыслительный процесс. 

Также благодаря тому, что медитация помогает правильно работать нервной системе, происходит процесс выброса негативной энергии, что может оказать влияние на отказ от вредных привычек, таких как алкоголь, курение, переедание.

Медитация помогает избавиться от негативной энергии

Мантра в йоге: звуковые вибрации как способ обретения гармонии

Особое место в системе йоги занимает мантра.

«Мантра» – слово, образованное от двух слов «ман», то есть «ум» и «траяте» - «освобождение». Считается, что с помощью голосовых вибраций просыпается в человеке особый вид энергии. Используются мантры в медитации, во время практики йоговских поз (асан) и дыхательных упражнений. Йоги считают, что энергия слова может исцелять физические и духовные болезни человека, притягивать желаемое и отталкивать ненужное. Но самое главное предназначение мантры – успокоить ум человека.

Одна из самых распространенных – мантра «Ом». Считается, что она была произнесена в момент сотворения Мира.

Как работает мантра? Дело в том, что это особый звуковой код, аффирмация, которая влияет на человека таким образом, что его ум перепрограммируется и заполняется гармонией, очищением и вдохновением.

С помощью мантры происходит очищение разума человека

Карма и освобождение в йоге

Считается, что душа человека имеет свойство перерождаться. Изначально человек очень сильно зависит от материального мира: в каком доме он живет, какую одежду носит, на какой машине передвигается. Ощущение неудовлетворенности вызывает большой негатив к себе, к жизни, к близким, выражающийся в скандалах дома, постоянной нервозности.

Так вот такое состояние в йоге считается несвободным, обреченным на вечное страдание, если над ним не работать. Следовательно, йога считает, что весь мир делится на две части:

  • материальный мир (Пракрити)
  • духовный мир (Пуруши)

Йоги считают, что чем больше мы зависим от материального, тем быстрее постигнем разочарование. Чем больше стремление к удовлетворению и наслаждениям, тем менее свободный человек. Настоящую свободу можно получить только в случае отделения человека от материального мира, достижение свободы разума и обретение счастья. Так разрушается карма – прерывается замкнутый круг страдания души, которая переходит из одного тела в другое.

Значит, получается, что йог должен быть бездушным и неэмоциональным человеком?

Конечно нет, напротив: человек, осваивающий йогу гораздо тоньше воспринимает мир, но  в этом случае только он сам становится хозяином своих чувств.

Согласно йоге, человек должен оторваться от материального мира

Бог в йоге

Считается, что в материальном мире Божественная сила не нужна. Человек нуждается в боге тогда, когда он начинает искать ответ на вопрос о смысле жизни.

Бог в йоге – верховное существо, которое знает все истины и свободное от всех недостатков и несовершенств. Он свободен от всех несчастий и переживаний, свободен от всех впечатлений и трудностей, он бессмертен.

Более того, нет ничего, что могло бы конкурировать с богом, весь мир должен признавать его силу, мудрость и могущество. Также Бог является верховным судьей, который для йогов одновременно представляется и сдерживающей силой.

 

Бог в йоге - верховное всевидящее и всезнающее существо

Основные школы йоги

Хатха-йога – одна из самых популярных школ йоги, она является базовой, то есть, чтобы продвигаться в дальнейшем духовном развитии человек сначала изучает самую простую хатха-йогу, затем переходит на более сложные ступени.

Эта школа строится на балансе энергий инь и янь. Достигается такое состояние с помощью духовной и физической работы над собой.

Хатха-йога включает в себя:

  • Физические упражнения
  • Упражнения для очищения внутренних органов
  • Дыхательные упражнения
  • Правильное питание
  • Практики по расслаблению организма.

Раджа-йога – переводится как «царица среди йог» и занимает особое место в системе йоги.

Цель этой школы обучить человека контролю над своим разумом с помощью медитации.

Кундалини-йога – эта школа сочетает в себе мантры, медитации, физические упражнения, дыхательные упражнения, релаксацию. Символом этого направления является змея, свернувшаяся клубочком у позвоночника. Считается, что когда человек практикует йогу, змея поднимается вверх по энергетическому каналу, пробуждая к жизни одну чакру за другой. Итогом считается достижение просветления.

 

 

Аштанга-йога – эта школа представляет собой комбинацию йоговских поз, техники дыхания и управления своим разумом. Это направление йоги состоит из восьми ступеней, если проходить их последовательно, то человек обретает контроль разума над телом и психикой.

8 ступеней аштанга-йоги включают в себя:

Йама – соблюдение моральных законов

Нийама – внутренняя дисциплина

Асана – комбинация йоговских поз, оздоравливающих тело

Пранаяна – комбинация дыхательных упражнений

Дхарана – практика по управлению мыслями

Дьяхна – медитации

Самадхи – нирвана, просветление

Айенгара-йога – для этой школы характерен индивидуальных подход, а также использование при проработке асан дополнительных опор. Основное внимание уделяется анатомическому совершенству за счет правильного использования ресурсов своего тела.

Сахаджа-йога – основана на медитации, которая позволяет иметь баланс между духовным и внешним состояниям человека.

Прана-йога – основана на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять энергией ци.

Агни-йога – основной силой считается духовный огонь сердца и духовная энергия. Основано русским художником Н Рерихом и егосупругой.

 

Изучение йоги начинается с практики базового курса

Противопоказания для занятий йогой

В большинстве своем, йога будет полезно каждому, однако, гуру просят быть осторожными при следующих условиях:

  • Если повышена температура
  • При острых и хронических заболеваниях
  • Детям до 6 лет
  • Большую осторожность следует соблюдать людям старше 60 лет
  • Выполнять упражнения запрещено женщинам во время месячных
  • С начала третьего месяца женщинам рекомендуется прекратить занятия
  • Приступить к занятиям представляется возможным женщинам спустя три-четыре месяца после родов.

Йога будет полезна практически каждому

Йога современная

Сегодня йога является предметом изучения медицины, психологии, физиологии. Эти дисциплины пытаются дать ответ на вопрос: как человеку удается в неблагоприятных условиях функционирования нервной, эндокринной, дыхательной систем не только не умереть, но и отлично себя чувствовать.

Йога быстро завоевала популярность в мире, потеснив другие направления физической культуры, такие как фитнесс, шейпинг. В чем успех? Дело в том, что ни одна из других программ не обращается в таком объеме к совершенствованию духовного мира человека.

Например, в 1965 году йога стала обязательной для изучения в армии, полиции и ряде учебных заведений страны.

Многие спортсмены и сотрудники спец служб активно используют йоговские упражнения.

Не мало тех, кто пришел заниматься йогой из интереса, вскоре замечают, что у них начинается и духовное очищение, из жизни постепенно уходят негативные эмоции.

Конечно, традиции йоги тоже претерпели трансформацию: если раньше занятия проходили индивидуально, то сейчас практикуются в основном групповые. Часто акцент делается на физических упражнениях, а не на духовной работе – медитации.

Актуальным будет вопрос, а возможно ли освоить йогу, несмотря на череду бытовых проблем и ситуаций в мегаполисах? Ведь формирование йога происходило в постоянных медитациях в горах под звуки водопадов и ручейков. Гуру убеждены, что все получится, если есть большом желании. Когда йога могли напугать будущие испытания?

Чаще всего в фитнес-центрах йога практикуется в группах

Интересные факты о йоге!

  • Доказано, что йогой занимались древние народы, обитавшие на месте современной Латинской Америки
  • Йога помогает привести в норму три составляющие: ум, тело, дух. Если хоть одно из них нарушается, то возникают болезни
  • Загадка йогов до сих пор не раскрыта: некоторые йоги могут задерживать свое дыхание на час или впадать на время в клиническую смерть
  • Есть версия, что производным для слова  «Баба Яга» является слово «йог»
  • В 60-е годы 20 века появилось направление неотантра, или сексуальная йога, куда входит растяжка, эротический массаж, медитации, дыхательные упражнения
  • Существует йога для беременных, она считается одним из самых эффективных способов для подготовки девушки к родам

Йога для беременных позволяет подготовить организм к родам

  • Йоги считают, что большинство болезней появляется от неправильного дыхания. В йоге эта проблема решается с помощью пранаяма-йоги
  • Йоговские движения для релаксации помогают наладить работу сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и органов пищеварительного тракта
  • Занятия йогой полезны для умения концентрироваться

 

Фильм о йогах

www.supermamma.ru

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги — Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. — в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды — ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там — к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде — индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога — философия бескорыстного действия, бхакти-йога — общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога — самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра — собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога — в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия — позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога — это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Йога: мифы, маркетинг и правда

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, - по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней - это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, - не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати 

Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Подробности: conf.yogajournal.ru

Фото: omandthecity/instagram.com

yogajournal.ru

Эволюция йоги: от древней духовной практики к системе оздоровления тела

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни 20-ого века. Если в конце 19 века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале 21 века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории.

Йога: как это было?

До 20 века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими. Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в 13 веке, во времена существования натхов, был введён термин хатха. Практики хатха йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Получается, что ещё задолго до 20 века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы. Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.

Собственно еще в начале 20 века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-ых годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии постуральной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине 20 века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.

Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека. И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были созданы Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры. Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда.

Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?

В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми. В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип. Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.

На войне все средства хороши

Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты ­– адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа. Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуре. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе. Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.

Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни. То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом. А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.

Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришна Раджа Водияра №4. Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя. После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце.

Махараджа Кришна Раджа Водияр №4 был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.

В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей. В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.

Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кринамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что «тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар». (подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок).

Отец современной йоги на службе у Махараджи

Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.

После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры. Кстати, именно так ­– «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи  в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора. Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».

Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления. К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги. Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.

Йога и бодибилдинг: что у них общего?

Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс Сурья Намаскар, который сегодня стал «визиткой» йоги.

Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр №4. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.

Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс Сурья Намаскар. Данная последовательность впервые была упомнута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?

С одной стороны, данная последовательность и без того была популятна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.

Йога в 21 веке: финальная точка или начало эволюции?

Нельзя не заметить, что 20 век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении. Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволюция в йоге. Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.

Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к не порождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.

yogictv.ru

Философия Йоги - энциклопедия йоги и аюрведы

Происхождение и первоисточники йоги

Под философией йоги понимается древнейшее учение о совершенствовании человеческого духа. Это учение пришло к нам от древней цивилизации Ариев. Йога - одна из школ философии (даршан) в Индии. Основные принципы йоги описаны в трактате «Йога сутра», автором которого является Патанджали. До нашего времени дошло очень мало информации об авторе, разные источники датируют «Йога сутру» в промежутках от 2-го столетия до нашей эры, до 2-го столетия нашей эры. Однако достоверно известно, что Патанджали не изобретал само учение. Первоисточником описанной им йоги является древнейший письменный трактат - Веды (2-е тысячелетие до н.э.), а также в упанишадах (6-3 век до н.э.), и в таких древнейших произведениях, как Махабхарата и Рамаяна (1 тысячелетие до н.э.). Во всех этих древних источниках есть упоминания о ключевых методиках йоги, но нет системы и упорядоченности. Патанджали был первым, кто обобщил и систематизировал все древнейшие знания о йоге в своем труде «Йога сутра» и по прошествие более двух тысяч лет его труд заслуженно считается классическим в теории йоги. «Йога сутра», как большинство книг написанных в то время, состоит из кратких высказываний – сутр, которые, скорее всего, выступали в качестве памяток для запоминания долгих устных рассуждений. Очевидно, для учеников Патанджали этого было достаточно, однако для последователей, которые не имеют возможности обратиться непосредственно к учителю, практиковать йогу только по этим сутрам невозможно. Поэтому существуют пояснения к «Йога сутре». Самые авторитетные из них были написаны философом Вьясе, написавшему свой трактат «Йога бхашья» в 5 веке н.э.

Философия йоги

Все сущее делится на две составляющие - Пуруша и Пракрити. Пуруша – это духовная составляющая, а Пракрити – материальная составляющая. Материя - это все то, что мы можем увидеть, услышать, почувствовать любым возможным способом и называется Пракрити. Другими словами, это практически все, начиная от молекул и заканчивая планетами и галактиками. Пуруша – вечный Дух или духовное начало, вне пределов материального мира, у него отсутствует конкретная форма, и человеку трудно его вообразить. Пуруша - наивысшая часть бытия и при этом обладает сознанием, в то время как в материи сознания нет. Однако не нужно путать Пурушу с представлением о Боге на западе. Тем не менее, в классическом варианте йоги существует бог – Иншвара, это воплощение Пуруши, но кроме него существует множество других божеств, а он считается главным среди них. Иншвара не создавал Землю и не главенствует над миром, но может соединять дух и материю. Существуют три основные силы, из которых состоит Пракрити (материя). Эти силы называют гуны. Гуна саттва – покой, гуна раджас – движение, гуна тамас – деградация. Пока духовное начало не влияет на материю - эти силы уравновешенны. Когда Дух и материя соединяются, силы начинают взаимодействовать и изменяться, образуя все существующее. При взаимодействии сил первое, что образуется - это идеальная основа вселенной (Будхи-махат). В дальнейшем образуются пять стихий: вода, земля, огонь, воздух и эфир. Из пяти стихий образуется все остальное, существующее в Пракрити. Очень важным моментом в этой философии является отсутствие времени. Йога рассматривает все существующее, как непрерывный процесс изменения, поэтому времени нет, но есть процесс изменения. То есть время - это изменение состояния материи. В отличие от Пракрити, Пуруша считается неизменным, поэтому он существует вне пространства и не зависит от времени. Пурушу сравнивают с наблюдателем, который следит за изменениями Пракрити.

Учение йоги о человеке

Основным моментом в философии йоги является то, что человек - это микро Вселенная внутри большой Вселенной, соответственно, также является результатом соединения Пурушу (духа) и Пракрити (материи). В результате взаимодействия Пурушу и Пракрити создается Будхи-махат идеальная основа Вселенной, в человеке происходит все точно также, только у каждого человека создается индивидуальная будхи. Далее в результате трансформаций появляются другие органы: органы действия, орган сознания, органы чувств. Все это относится к материальному и находится в индивидуальном будхи. Духовная часть человека, его Пуруша – это Дух, его истинное Я, которое никогда не изменяется и контролирует все процессы и изменения в нашей материальной части Пракрити. Учение йоги сравнивает Пурушу и Пракрити со слепым и безногим, которые потерялись в лесу и выйти могут, только объединив свои усилия.

Центральное учение йоги

Классическое учение йоги говорит о том, что конечной целью существования человека должно быть освобождение от материального. В стандартном состоянии человек способен воспринимать себя только с материальной точки зрения. Человек отождествляет себя со своими действиями (Я делаю), чувствами (Я чувствую), мыслями (Я думаю), но это все материальное и содержится в рамках Пракрити, по сути все это - результат взаимодействия сил (гун). А истинное сознание, истинное Я – это Пуруша. Всё материальное изменяется – наши близкие люди подвержены старению и смерти, повторяющиеся события не приносят первоначального удовлетворения, удовольствие всегда заканчивается, а эмоции изменяются с положительных на отрицательные. Человеку хочется постоянно получать удовольствие, а это невозможно. И чем больше удовольствие, которое получает человек, тем сильнее он разочаровывается, когда удовольствие заканчивается. Стремление к материальному влияет на Карму. Фактически, карма - это причинно-следственный закон, который утверждает, что все действия, совершенные человеком, влияют на то, каким будет его будущее. В Ведах этот закон трактуется таким образом: кто сеет добро – пожнет добро, кто сеет зло - тот пожнет зло. В отличие от западного понятия «судьбы», которая не зависит от человека, понятие «карма» полностью определяет будущее в зависимости от поступков человека, как хороших, так и плохих. Все наши стремления к материальному оставляют оттиски на нашей будхе. Каждый момент мы что-то делаем, думаем, говорим и это оставляет новые следы, и после смерти тела наш дух перерождается в новом виде в зависимости от того, какие отпечатки были оставлены в предыдущей жизни. Таким образом, происходит постоянный цикл перерождений (колесо сансары), и человек постоянно присутствует в материальной среде и постоянно должен страдать. Согласно учению, вырваться из круговорота перерождений можно только практикуя йогу и постепенно приходя к пониманию своего высшего бытия и отказа от стремления к материальному. Человек, которому удастся отказаться от материальных привязанностей, перестанет перерождаться, вырвется из круга сансары и будет существовать только в духовном мире в виде неизменного Духа, который равен богу Иншвари. Такое существование нельзя представить, но оно исключает страдание или неудовлетворенность. Однако с постоянно растущей популярностью йоги теряются ее первоначальные цели, и сейчас люди, практикующие йогу, стремятся больше получить в материальном мире, чем достичь духовного освобождения.

dayoga.ru

Йога как философская система

Сейчас повсеместно я наблюдаю какой – то бум, помешательство на йоге. Звезды Голливуда занимаются йогой, в моде индийские течения в одежде, в моде вегетарианство и так далее. Например, в моем родном городе за последние 2 года открылось около 5 новых йога клубов!

Хорошо? Наверное, да, с одной стороны хорошо. Но посещая эти клубы, чаще я вижу, что люди, которые туда ходят они воспринимают йогу, как фитнес, например, ну или просто оздоровительную гимнастику. При этом они спокойно вечерами ходят в клубы, пьют алкогольные напитки, кушают мясо и т.д. Мне кажется, что как раз-таки это называется – профанация культуры, и не просто культуры, а великого наследия человечества. Относясь так поверхностно к чему – либо, человек не просто принижает, но и вносит совершенно другой смысл в понятие йоги, теряя суть, и, неся в мир не квалифицированные знания.

Изначально йога – это всего лишь одна из школ, так называемых даршан, классической индуисткой философии. Это один из путей достижения освобождения, мокши, путем практических действий, не только со своим физическим телом, но, и в первую очередь, со своим сознанием, путем медитации, познания своего истинного «Я».

Слово «йога» с древнего санскрита переводится как «связь». И это не удивительно, йога – это связь души с Абсолютной истиной, с Богом, Космосом, в разных культурах по – разному называется этот аспект просветления.

Первые упоминания о йоге трудно конкретно проследить, но, например, есть археологические артефакты, найденные в долине реки Инд (так называемая Хараппская цивилизация), на которых изображены люди в йогических асанах, либо в позах для медитации. Уже в древних памятниках Веданты – Упанишадах, упоминается конкретно понятие «йога», существуют даже упанишады, непосредственно посвящённые йоге, т.е. освобождению сознания и достижения истинного «Я». Более подробно о видах йоги упоминает великий памятник древности –Бхагавад – Гита, священное писание, наравне с Библией и Кораном, почитаемое во всем мире. Там Кришна (как ипостась Ишвары, Абсолюта, Бога) рассказывает своему другу Арджуне о разных видах йоги. Здесь Кришна уделяет внимание тому, что йога – это связь с Верховным Господом. Йога- это контроль ума, обуздание материальных желаний.

Но главным историческим источником, описавшим очень подробно йогу, философию йоги, асаны, принято считать так называемые Йога сутры. Считается, что их изложил во II веке до нашей эры мудрец Патанджали. Именно это классическое писание и многочисленные комментарии на него и по сей день используются как основа и главное писание для всех йогических школ и систем.

Для чего же все - таки нужна йога?

Сам Патанджали, основатель философии йоги очень четко формулирует что такое йога во второй сутре:

«Йога – обуздание волнений, присущих уму.»

Пройдя семь ступеней йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна) йогин достигает Самадхи – осознания своей истинной природы. Считается, что йогин посредством правильной жизни, контроля над телом, языком, умом и сознанием поднимает свою жизненную энергию Кундалини в Верхний центр, Сахасрару, и там его личное сознание сливается с Абсолютом.

Философия йоги очень схожи и переплетается с философией санкхьи, буддизмом. Все эти учения говорят об Освобождении. И что же такое Освобождение? Познание иллюзорности этого мира, материи (Пракрити) и осознание главного – «Я не есть тело, я ДУША» - вот первых шаг к освобождению. Прейдя к этому пониманию, йогин, посредством усиленной практики познает Абсолют, или Пурушу – верховное сознание.

Современное понятие йоги, чаще ассоциируется с хатха йогой, йогой тела, йогой асан и пранаямы. Само понятие «хатха» йоги связано с весомым и очень авторитетным трактатом «Хаха – йога- Прадипика». Написан он был в XVI веке мудрецом Сватмарамой. Это писание значительно отличается от Йога Сутр Патанджали, где большее внимание уделяется так называемой раджа – йоге, высшему аспекту достижения самадхи.  В «Хатха – йога Прадипика» больший уклон сделан на очищение физического тела, считая, что очищение тела приводит к чистоте ума (понятие «ха»), и дальнейшему очищению праны (понятие «тха»). Отсюда и всем известное название хатха йоги.

Конечно, это только философия. В современном мире, очень непросто руководствоваться такими сложными понятиями, полностью соблюдать и жить по строгим канонам. Но приходя в мир йоги, каждый должен четко усвоить, что он, в первую очередь, душа, а не тело. Тогда возможно достижение нечто большего, чем просто красивая фигура. В сердце станет больше любви и сострадания к ближнему, а разве это плохо? Сейчас в век бездуховности, зачастую только вера во что – то или религия помогает человечеству выжить. Йога, если рассматривать ее не просто как асаны и позы для здоровья тела, может принести покой и мир в душу каждого человека. Стоить только попробовать.

getalife.ru

Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела

Н-cкий Филиал Государственной Академии Физической Культуры

Кафедра теоретических дисциплин

Студент(ка) ... курса, … группы

заочного факультета …………..

Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела

(Курсовая работа по теории и методике физической культуры)

Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент ……

Н-ск, 2001 г.

Содержание

Глава I. Йога прошлого и настоящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава II. Физиологические основы йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава III. Лечение словом и издержки словесного диалога . . . . . . . . . . 10

Глава IV. Практические шаги по ступеням йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Глава I

Йога – искусство учиться плавать с радостью во встречных течениях жизни.

Патанджали.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв. до н. э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV–VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название “Ригведа”, “Атхарваведа”, “Самаведа” и “Яджурведа”, объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II–I вв. до н.э. Разумеется, Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных “Йогасутра”. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в “Йогасутре” согласуется с авторитетом Вед, т. к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью. По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.

Что же такое, в сущности, йога?

Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает “соединение”, но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Я думаю, что следует помнить – йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели.

Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994) считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога – это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус.

Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру. Заниматься нужно систематически.

В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги:

1. Яма – межличностные взаимоотношения.

2. Нияма – внутриличностная самодисциплина.

3. Асана – позы.

4. Пранаяма – система дыхательных упражнений.

5. Пратьяхара – отход от чувственного восприятия.

6. Дхарана – концентрация мысли.

7. Дхяна – медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).

8. Самадхи – самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).

Причем следует учесть, что “восьмеричный путь” йоги делится на низшую ступень – хатха-йога, и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, асаны и Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. В данной работе я, в основном, буду рассматривать хатха-йогу (физическую йогу).

Глава II

Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” – словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “...мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).

Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. – все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника? Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует положительно. Небольшая специальная тренировка – и можно ускорять или замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока поверхность разреза – и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить” левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться. Раздражительному человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.

Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога – это гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. “...Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью... Все движения выполняются медленно и плавно... Основная цель – в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.

Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за “перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.

mirznanii.com


Смотрите также