Ж. М. "Йога в десяти уроках". Упражнение йога змея


могущество богини-змеи. Йога и сексуальные практики

Кундалини: могущество богини-змеи

Эзотерические учения сообщают о великой силе, заключенной в человеческом организме. Эта сила в тантрах называется Внутренней Женщиной, или Кундалини-Шакти, ее уподобляют опасной, свернувшейся в кольца змее. Эта сила в обычном состоянии спит, но, будучи пробужденной, может созидать или разрушать, оказывать положительное или отрицательное влияние.

Кундалини можно воспринимать как на физическом, так и на метафизическом уровне. Слово «кунда» означает «водоем». Можно сказать, что Кундалини этого мира – это расплавленный водоем первичных элементов в ядре Земли. Эта Кундалини мира пульсирует с постоянной частотой и периодически прорывается в виде землетрясений и извержений вулканов.

Кундалини человечества находится в сексуальной области каждого отдельного человека. Это некий жизненный огонь, обладающий ужасной силой. Кундалини-Шакти – это могущество секса, которое может связать человека либо привести его к Освобождению. Как скрытая сила, необходимая для обретения духовности, Кундалини имеет особое значение для тех, кто хочет проникнуть в мир сексуальности.

Тантра обучает различным методам пробуждения и использования энергии Кундалини. Согласно «Гхеранде-самхите», «Великая богиня Кундалини, первородная энергия самости, находится в сексуальной области тела. Она подобна змее, свернувшейся в три с половиной раза. Пока Кундалини спит, индивидуальная душа Джива подвергается ограничению, и истинного знания не возникает. Но так же как ключ открывает лишь определенную дверь, так и хатха-йога отпирает дверь Кундалини, самость переживает присутствие Брахмы и обретает Освобождение». Этот текст также описывает, каким образом задержка дыхания и визуализация, мысленное повторение определенных слов и телесные движения, вместе взятые, помогают пробудить и контролировать всемогущую Кундалини: «Сядьте в удобную позу и глубоко вдохните, представляя себе, как Прана, эволюционная жизненная энергия, соединяется с Апаной, текущей вниз энергией тела. Напрягите прямую кишку, сжав анальный сфинктер, и представьте, как оба жизненных дыхания входят в центральную Великую Ось в область чуть выше основания позвоночника. Когда вы задерживаете дыхание, змея Кундалини чувствует, что она попала в ловушку, начинает задыхаться и шевелиться. После этого надо разбудить спящую богиню Кундалини, повторяя в уме всемогущий слог-семя „Хум“ (произносится как „Хоунг“). Скажите себе „Сахам“, что значит „Я есть это“, представьте себе, что вы наполнены силой Шакти и находитесь в единении с Шивой. Потяните вверх энергию Кундалини из нижней области и созерцайте единение Чистого Духа Шивы с Первородной Энергией Шакти».

«Когда спящая богиня Кундалини пробуждается за счет благодати учителя, тогда тончайшие лотосы и мирские узы оказываются пронзенными. Пусть мудрый человек твердо ведет вверх богиню Кундалини, потому что она может дать ему чудесные силы».

«Шива-самхита»

Многие йоги проводят долгие годы, готовясь к пробуждению Кундалини. Сознательное пробуждение и контроль силы Кундалини требует напряжения ума, осознания естественного эволюционного движения вверх «сырой» сексуальной энергии и поддержания тела в гармоничном равновесии. Так как телесное благополучие связано с диетой, физическими упражнениями и умственным развитием, необходимо прежде разобраться с этим, осуществить все необходимые приготовления и изменения жизненного стиля, прежде чем пустить Кундалини в собственный жизненный опыт, чтобы она его преобразила. Каждая стадия приготовления достаточно проста, и любой участник может ей следовать.

Сексуальный контакт особенно пригоден для того, чтобы стимулировать и пробудить внутреннюю Кундалини. Влюбленные иногда спонтанно переживают пробуждение внутренней Кундалини, так как во время занятий любовью жизненные энергии могут естественным образом сливаться. Тяжелая физическая нагрузка, особенно в гетеросексуальной любви, может воссоздать условия, необходимые для пробуждения Кундалини, глубокое дыхание и движения в сексуальной области, слияние и взаимный обмен жизненного дыхания, стоны и звуки любви, такие как «ммм», «ха» и «уу», являются факторами, которые играют свою роль в пробуждении силы Змеи.

Переживание поднимающейся пробужденной Кундалини ни с чем не спутаешь. Она подобна внутренней дрожи, мурашкам, жидкому огню, одновременно холодному и горячему, электризующему, практически парализующему тело, открывающему вверх все существо, наполняющему его светом и свободой, перехватывающему дыхание. Иногда пробуждение Кундалини может быть страшным опытом, но если руководствоваться правильными установками, то можно легко использовать эту энергию в положительном смысле. Визуализация и творческое воображение, осознание тела и различные техники (см. «„Обращенная“ Кундалини») помогают преодолеть негативное переживание Кундалини.

Если Кундалини пробуждена во время радостных занятий любовью, она дает партнерам широкие возможности для постижения высот духа. Для пары, вовлеченной в тантрические занятия любовью, Кундалини – это союзница, которая помогает достижению экстаза и Освобождению. Ее могущество преображает биологические инстинкты, превращая их в стремление к трансценденции. Вообразите Кундалини в себе и вашем партнере. Внимательно и любовно сопровождайте ее на пути вверх. Совместно ведите ее из области половых органов к макушке головы, наполните ваши сердца радостной энергией Шивы и Шакти.

Вообразите себе, как вы оба поднимаетесь, освобожденные от привязанностей и двойственностей этого мира.

В последние годы о Кундалини-йоге говорят очень много, но это не является темой для теоретизирования, это практика, непосредственно связанная с сексуальностью. Если человек практикует Кундалини-йогу в одиночестве, то сексуальная энергия поднимается вверх и этот процесс всегда включает в себя эротическую визуализацию. Для некоторых людей достаточно эротических фантазий для того, чтобы пробудить Кундалини, но только в редчайших случаях человек может использовать эту энергию в творческих целях. Тексты тантры помогают понять, каким образом можно контролировать Кундалини и использовать ее могущественную силу созидательным образом. Психические феномены – ясновидение и способность к целительству – это лишь часть из того множества возможностей, какими можно творчески использовать энергию Кундалини. Однако только в гетеросексуальной любви Кундалини обоих партнеров может объединиться и раскрыть потенциал трансформации. Подобные переживания Кундалини-йоги приводят непосредственно к Космическому Сознанию, радостному экстазу единства со Вселенной и выходу за пределы временных ограничений.

Когда партнеры учатся проводить и сознательно смешивать свою энергию Кундалини, экстатическая дрожь возвышает их дух. Сидячие любовные позы особенно подходят для практики Кундалини-йоги

В третьей части этой книги мы описываем методы, которыми партнеры могут воспользоваться, чтобы вознести свою любовь до мистических измерений. Роль Кундалини в этом процессе крайне важна, потому что без ее сверхчувственной энергии занятия любовью не могут проникнуть в высшие сферы сознания. Овладение Кундалини должно быть целью как йогов, так и любовников. В этом случае можно использовать распространенное тантрическое изречение: «Нет ничего в этом мире или грядущем, что не находилось бы под властью Кундалини».

Вообразите себе Кундалини как чувственную женщину, прекрасную богиню, исполненную эротизма. Постарайтесь постичь ее особые качества и разделить с ней могущественную энергию мудрости. Кундалини всегда готова и желает перенести человека на высоты космического единения. Часто думайте о ней, говорите с ней и пытайтесь соблазнить ее. Разделяйте с ней свои глубинные желания и старайтесь доставить ей удовольствие, тогда она принесет вам их реализацию.

На своем пути кверху Кундалини-Шакти проходит через психические центры, известные как чакры. Эти точки сосредоточения тонких вибраций преображаются в контакте с поднимающейся Кундалини. Они расположены в области позвоночника. Одна – между половыми органами и анальным отверстием, вторая – в области селезенки, третья – пупка, другие – сердца, горла, и, наконец, в голове между бровями. Это тонкие, а не физические центры, они функционируют как трансформаторы, переводя импульсы одной частоты в другую. Они играют важную роль в тантрической космологии, как и в процессе духовного развития. Великий средневековый индуистский учитель Ананда Кири прекрасно описывает восхождение Кундалини: «Внутренняя женщина, восходя на Королевский Путь, отдыхает в тайных убежищах. Наконец она принимает в свои объятия Высшего Владыку в Лотосе головы. Это единение изливается тончайшим нектаром, который омывает и промывает все тело, и тогда человек испытывает неизмеримое блаженство».

Кундалини-Шакти может быть пробуждена различными способами, помимо тех, которые описаны здесь. Кундалини может быть пробуждена наркотиками или физической нагрузкой, танцами, особенно кружением, внезапным шоком или особыми звуками, которые резонируют с частотой Кундалини.

Однако в таких состояниях существует опасность, что могущественная энергия выйдет из-под контроля, результатом этого будут телесные и психологические проблемы. Наиболее безопасный способ проведения энергии Кундалини состоит в глубокой приверженности трансцендентной любви.

Экстатические занятия любовью уподобляются цветению лотоса. Когда бессознательное стремление к оргазму может контролироваться, энергия Шивы и Шакти переживает бесконечное благословение, дух возвышается

Когда человек обретает способность длительно переживать Кундалини, для него становится возможным дистиллировать некоторую часть ее энергии в сердечном центре и хранить ее там. В результате обогащаются эмоции, и сострадательная любовь заполняет сердечный центр. Тантра учит, что существует тонкий нерв, соединяющий сердце с обоими глазами, и что преображенная энергия Кундалини может проводиться наружу через глаза, направляться другому человеку. При этом Кундалини у человека пробуждается. Подобные переживания редко бывают длительными, если человек не обладает контролем над Внутренней Женщиной в самом себе.

Когда партнеры учатся пробуждать и сознательно проводить энергию Кундалини, их занятия любовью обретают совершенно новое измерение. Когда они относятся к Кундалини как к другу и союзнику, то могут быть перенесены чистой спонтанной радостью за пределы обыденного сознания к переживанию мистического значения любви.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Йога для начинающих: асаны дерево, плуг, змея, свеча

Существует несколько обязательных правил, которые необходимо знать каждому новичку при занятиях йогой.

Во-первых, заниматься йогой после сна не рекомендуется, во-вторых, йога действует на организм весьма возбуждающе, поэтому не рекомендуется заниматься и перед сном. В-третьих, позы следует делать только на голодный желудок (1,5-2 часа после легкого перекуса или через 4 после плотного обеда).

Заниматься йогой для начинающих и не только рекомендуется на природе или в хорошо проветриваемом помещении, в специально отведенное время, согласно вашему распорядку дня. Вас ничто не должно отвлекать, ни что не должно раздражать. Главная задача йоги – услышать себя и свое тело.

Первое упражнение: поза ГОРЫ (тадасана)

Основная поза. Именно с нее и начинается весь комплекс йоги. Упражнения достаточно простое, но для его правильного выполнения все же необходимы некоторые навыки. Упражнение выполняется следующим образом:Встаньте ровно. Ноги и колени должны соприкасаться. Спину держите ровно, бедра слегка напрягите. Плечи отведены назад, голову слегка приподнимите. Руки свободно опустите, прижимая ладони у туловищу. Мышцы лица должны быть максимально расслабленны. Глядя прямо перед собой, сосредоточьтесь на центре своего тела. Упражнение выполняется 1-2 минуты.

Второе упражнение: поза ДЕРЕВА (врикшасана)

Упражнение предназначено для укрепления нервной системы, развития вестибулярного аппарата, а также укрепления суставов.Упражнение выполняется следующим образом:Находясь в позе ГОРЫ, сгибаете правую ногу и заводите ее в сторону. После этого возьмите руками стопу и поместите ее на левое бедро, максимально близко к паховой области. При этом правое колено находится в одной плоскости со всем вашим телом. На вдохе вытянете руки вверх, при этом, не сгибая локтей, соедините ладони. Локти во время упражнения остаются прямыми. Упражнение выполняется 2-3 минуты. Затем повторите его на другой ноге.

Третье упражнение: поза ТРЕУГОЛЬНИКА (триконасана)

Поза идеально подходит для обладателей офисной, сидячей работы. Поскольку встряхивает спинной мозг и нервные боковые окончание, прогоняет лень, а еще уменьшает жировые отложения и расширяет грудь.Упражнение выполняется следующим образом:Стоя прямо, разведите ноги на ширину в один метр. Руки вытяните в сторону ладонями вниз, при этом держите их параллельно полу. На выдохе, наклонитесь влево, при этом коснитесь левой рукой пола, правая рука соответственно уходит вверх. Голова повернута в сторону правой ладони. Если упражнение выполняется правильно, то в правой части тела Вы почувствуете напряжение. Останьтесь в таком положении на пару минут. Затем вернитесь в исходную позицию и повторите упражнения для другой стороны. При выполнении упражнения контролируйте руки и ноги – они должны оставаться прямыми. Рекомендуется сделать 5 подходов на каждую сторону.

Четвертое упражнение: поза ЗМЕИ (бхуджангасана)

Поза предназначена для людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Упражнение предотвращает появление лишнего веса, а также омолаживает спинной мозг. Основной акцент делает на позвоночник, чтобы он был одновременно и прочным, и гибким, как у змеи.Упражнение выполняется следующим образом:Лежа на животе, вытяните сдвинутые ноги. При этом пятки и большие пальцы должны соприкасаться. Согнув руки в локтях, положите ладони на пол поближе к подмышкам. Медленно выдыхая, поднимите голову и выпрямляя руки, прогнитесь как можно глубже назад. При этом ваш подбородок должен быть высоко поднят, а плечи отведены назад. При правильном выполнении, ваше тело выше пояса оторвано от пола, ноги сдвинуты, а рот закрыт. Замрите на несколько секунд в этой позе. Затем на вдохе медленно опуститесь. Рекомендуется повторить упражнение пять раз.

Пятое упражнение: поза ПЛУГА (халасана)

Данное упражнение предназначено для укрепления позвоночника, а также благотворно влияет на нервную систему и щитовидную железу.Упражнение выполняется следующим образом:Лежа на полу, вытяните руки вдоль туловища ладошками вниз. Медленно вдыхая, поднимайте ноги. При этом колени не сгибайте. Ноги должны достигнуть вертикального положения. Как только вы ноги подняли на 90 градусов, начинайте выдыхать, медленно опуская ноги за голову, до самого пола. Задержитесь в этом положении на пару минут. Затем медленно возвратитесь в прежнюю позицию. Упражнение повторите 5-6 раз.

Шестое упражнение: поза СВЕЧИ (сарвангасана)

Универсальная поза абсолютно для всего организма, основанный на целебном свойстве силы тяжести. Данная асана благотворно влияет на систему кровообращения, сердце и щитовидную железу.Упражнение выполняется следующим образом:Лежа на спине, вытяните руки вдоль тела. Задержав дыхание, приподнимите ноги на 45 градусов. Возьмите себя за спину, ноги при этом держите прямо, не напрягаясь. Если Вы правильно держите руками спину, то ваше туловище и ноги составят сплошную вертикальную линию. Прижмитесь подбородком к груди и расслабьтесь. Дыхание ровное и спокойное. Задержитесь в позе на минуту. Со временем рекомендуется постепенно увеличивать время нахождения в данной позе до 10 минут. Затем медленно выходите из позы, постепенно опуская спину.

Седьмое упражнение: поза ТРУПА (савасана)

Считается самой прекрасной позой в йоге, которой обязан овладеть каждый ученик, поскольку помогает человеку преодолеть усталость, депрессию, повышенную утомляемость.Упражнение выполняется следующим образом:Упражнение выполняется лежа на спине, руки находятся на расстоянии от тела. Голова должна лежать на полу, лишняя одежда и тяжелые украшения необходимо снять, а также исключить любые раздражители. Закройте глаза. Прислушивайтесь к своему дыханию. Оно должно быть ровным, свободным и легким. Начинайте расслабляться. Мысленно посмотрите на некоторые части своего тела. Осмотр начинайте снизу вверх, от ступней до головы. Каждой части тела попытайтесь внушить сначала расслабление, потом утяжеление.Если упражнение выполняется правильно, то в расслабленном состоянии вы не можете поднять ни руку, ни пошевелить ногой, невозможно открыть глаза.Выходите из позы постепенно.

В данной статьи приведена лишь только малая часть столь необъятной темы, как «йога для начинающих». Для большего понимания рекомендуем посмотреть видео «Самые первые позы йоги для начинающих» с Ольгой Булановой:

Крайне благотворно воздействует на организм комплекс упражнений для шпагата, повышающий гибкость суставов и эластичность мышц.

be-inshape.ru

упражнения при остеохондрозе

 

Упражнение  «Пурна сарпасана» («Комплексная поза змеи»)

Терапевтические эффекты. «Комплексная поза змеи» развивает гибкость позвоночника. Йоги считают, что, пока позвоночник гибкий, человек молодой. Поза способствует предупреждению и лечению кифоза и сколиоза грудного отдела позвоночника, выпрямляет осанку. Как говорят йоги, с помощью этого упражнения в коре головного мозга создается центр «красивой осанки». «Пурна сарпасана» способствует лечению грудного и пояснично-крестцового радикулита, различных заболеваний почек, в том числе предупреждает и ликвидирует почечно-каменную болезнь; тренирует двигательные мышцы глаз, мышцы спины и живота; нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта; оказывает благотворительное влияние на органы таза; помогает при лечении пониженной функции щитовидной железы. Это упражнение противопоказано тем, у кого увеличена щитовидная железа, хотя они и могут выполнять его, опуская II и III стадии (т. е. повороты туловища и головы влево и вправо). Противопоказано это упражнение и тем, у кого имеется смещение позвонков.Перед этим упражнением сходите в туалет, умойтесь, сделайте водные процедуры. Затем сядьте на стул и небольшими глотками выпейте 300—350 г горячей воды такой температуры, чтобы вода не обжигала губы (от теплой воды может тошнить). Необходимую температуру воды можно получить, если смешать пополам кипяток с сырой водой (по полчашки) Детям до 16 лет достаточно жидкости в объеме 200—250 г. Если сразу трудно выпить такое количество воды, то надо начинать с меньшего объема и посте­пенно довести его до нормы. Питье усиливает кровообращение, согревает, подготавливает желудочно-кишечный тракт к последующим упражнениям, улучшает его работу. Эта вода не входит в общее количество жидкости (10—12 стаканов), которое необходимо ежедневно выпивать. Если утром некогда приготовить горячую воду, ее можно вскипятить с вечера и налить в термос. К утру, она будет иметь нужную температуру. Нельзя пить воду, не доведенную до кипения. Исходное положение. Сразу после питья горячей во­ды лягте на коврик, на живот, ноги вместе, упираются на носки, пятки ног соединены. Руки согните в локтях, ладони рук положите на коврик на уровне плеч, пальцы рук вместе. Подбородок упира­йся в коврик (рис. 27). Техника исполнения. I стадия. Медленно — позвонок за позвонком — откидывайте голову как можно дальше назад. Вслед за ней поднимайте верхнюю часть туловища, прогибаясь назад, но не отрывая нижнюю часть живота (область ниже пупка) от коврика. Руки служат опорой. В основном движение происходит за счет напряжения мышц шеи, спины и рук. Смотрите вверх в одну точку. Расслабив мышцы лица и тела, оставайтесь в этом положении (рис. 28) в течение 1 с. II стадия. Продолжая опираться на руки, медленно повер­ните голову, а за ней туловище влево и постарайтесь через левое плечо увидеть пятку правой ноги. Зафиксируйте это положение (рис. 29) на 1 с, стараясь быть максимально расслабленными. III стадия. Так же медленно поверните голову, а за ней туловище вправо и постарайтесь через правое плечо увидеть пятку левой ноги. Расслабьтесь и сохраняйте это положение в течение 1 с (рис. 30). IV стадия. Медленно верните голову и туловище в положе­ние, описанное в I стадии (см. рис. 28), прогнувшись назад, не отрывая от коврика нижнюю часть живота. Расслабьтесь и удер­живайте позу в течение 1 с. Потом начните медленно, позвонок за позвонком, опускать вниз сначала живот, потом грудную клет­ку, плечи, голову, пока не вернетесь в исходное положение, упи­раясь подбородком в коврик (см. рис. 27). Оставайтесь в этом по­ложение в течение 1 с. Упражнение повторите, но в другой последовательности: вверх-вправо-влево-вверх-вниз . Дыхание на протяжении всего упражнения произвольное, не­глубокое, спокойное, через нос. Внимание в исходном положении сосредоточьте на области щитовидной железы. В момент подъема головы и туловища вверх внимание должно скользить по позво­ночнику сверху вниз. В конце I стадии внимание сосредоточивайте на обеих почках и старайтесь удержать его там на II, III и IV ста­диях. Как только подбородок коснется коврика, внимание сосредоточьте снова на области щитовидной железы. Первые 10 дней оставайтесь в каждой стадии по 1 с. Каждые 10 дней прибавляйте по 1 с, пока не достигните 30 с в каждом по­ложении (через 30 декад). Во время выполнения упражнения не изменяйте положение кистей рук и ног, не растопыривайте пальцы рук и не отрывайте нижнюю часть живота от коврика. После окончания выполнения «Комплексной позы змеи» надо обязательно отдохнуть. Для этого йоги рекомендуют, оставаясь ле­жать на животе, положить голову на коврик на левую либо правую сторону, вытянуть руки вдоль туловища и полностью расслабиться.

есть вопрос?            п        с 

fotodoctor.narod.ru

Ж. М. "Йога в десяти уроках"

www.koob.ru

Дешане Ж. М.

"Йога в десяти уроках"

ВВЕДЕНИЕ

Введение

Христианская йога? Возможно ли создать систему йоги, которая по духу являлась бы христианской? Этот вопрос задается уже не первый год, и все пытавшиеся на него ответить проявляли при этом крайнюю осторожность. Вспомним суть их ответов.

По мнению доктора Юнга» высказанному им в труде «Йога и Запад», европейцы устроены так, что «неизбежно» используют йогу наихудшим образом, какой только возможен Тем не менее, доктор Юнг признает, что некоторые виды йоги, некоторые формы занятий йогой Западу необходимы «Западной цивилизации,—• пишет он,— нужно прежде всего избавиться от ограниченности и невежества, для чего следует глубже постичь ту сторону натуры человека, которая является собственно человеческой. Этих знаний не приобретешь, по-обезьяньи копируя методы, принятые у других народов, поскольку они выработаны в совершенно иных психологических условиях. Западу придется создать свою собственную йогу, основанную на христианском мировоззрении, —и со временем он ее создаст».

Эти слова Юнга цитирует фр. Регаме и добавляет: «Со временем? - вот именно! Без сомнения, это дело затянется надолго. Его исполнят европейцы—священники, монахи и миряне, глубоко и сознательно верующие, гармонические личности, пребывающие в мире с собой. В относительно молодом возрасте—около тридцати—эти люди побывают у вот Матери Индии: иные на месте, иные не покидая Запада, если найдут здесь достойного гуру. Все эти условия, действительно, существенно важны. Те европейцы, кто уловил лишь слабое отражение Индии, как и те, кто усвоил ее учение, но при этом утратил свои первоначальные свойства, тормозят хорошее дело, вместо того, чтобы его продвигать».

Леон-Ноэль, мирянин, посвятивший себя самостоятельным занятиям йогой, без чьей-либо помощи (и с таким энтузиазмом, что едва не потерял разум), писал после своего обращения в христианство:

«Элементарное знание йоги, безусловно, является фактором, способствующим достижению физического и психического равновесия. Но если вы хотите добиться большего, вам необходим знающий гуру — христианский гуру (если таковой найдется), мастер, способный указать ученику путь от йоговских методов сосредоточения к молитве и благочестивым размышлениям пред лицом Господа... Йога, вероятно, поможет нам обновить свои способы молитвы; однако я думаю,— судя по собственному опыту,— что в первую очередь она должна пройти «обращение», то есть забыть себя и открыться Богу живому; ей нужно осознать свободу божественной воли, божественной личности, как средоточия благодати; иными словами, ей следует отказаться от идеи, что она является действенным методом единения с божеством. Если мы признаем, если мы назовем йогу способом обращения к Богу, объединяющим тело и душу, тогда я готов поверить в возможность существования даже не одной, а множества христианских форм йоги».

В то время, когда вышеприведенные взгляды были высказаны, я уже накапливал свой собственный опыт йоги. Безусловно, я преследовал ограниченные цели. Идея христианизо-вать йогу — любую из индийских форм йоги — еще не приходила мне в голову. Я лишь хотел с помощью некоторых йоговских дисциплин обогатить свою духовную жизнь. Я желал, оставаясь истинным христианином, воспользоваться содействием йоги, чтобы преобразовать себя пред лицом Господа, Бога личного и живого, Бога Откровения и Библии.

Я не читал Юнга, однако пришел к заключению, что истинная и цельная жизнь христианина начинается непременно с более глубокого понимания того, что имеется в человеке собственно человеческого. Непосредственным следствием этого должно стать большее уважение к человеческой натуре как продукту воли Божьей, а также стремление не нарушать единства, заложенного в человеке Богом. Мы представляем собой тело, душу (ум) и дух (сердце). Однако тело с его склонностями часто доминирует в нас, оставляя в тени остальные наши составные части. И наоборот, зачастую наши устремления сводятся к тому, чтобы жить исключительно на интеллектуальном плане. Обычно мы далеки от того, чтобы поставить силу тела и успехи ума на службу самой благородной части нашего существа — сердцу, или духу. Я сразу предположил, что йоговские упражнения (различные позы [асаны] и дыхательные упражнения [пранайяма]) и практика концентрации помогают человеку достичь внутри самого себя синтеза трех аспектов своей натуры; добиться единения с собой и быть самим собой пред лицом Господа, который создал человека и постоянно притягивает его к себе. Мне показалось, что занятия йогой порождают некоторую внутреннюю тишину, благоприятную для созерцания, приближения к Богу и контакта с различными его ипостасями. Все, что мне нужно было сделать, это поставить цель, привести ее в соответствие с христианским идеалом и выбрать из числа йоговских упражнений те, которые вернее приведут к цели

Это не заняло у меня много времени. На помощь мне пришла своеобразная интуиция, и после многих месяцев неизбежных первоначальных трудностей (у меня не было гуру!) я смог оценить в целом полученный мною опыт, и мне осталось только обобщить его. В 1955 году, по поручению парижского издательства Декле, я написал книгу «Путь молчания»4 (впоследствии она была переведена на многие языки5). Тем временем меня послали в тропики. Желая ознакомить со своим методом африканцев — как черных, так и белых — и получая многочисленные письменные просьбы дать более подробное объяснение некоторых аспектов своего метода, слишком сжато изложенного в «Христианской йоге», я подготовил полный заочный курс, который лег в основу данной книги. В ней я вновь рассмотрел существо доктрины, о которой шла речь в «Христианской йоге», и дал усовершенствованное описание йоговских поз и дыхательных упражнений.

Именно этот курс, пересмотренный и улучшенный, я решил опубликовать в виде книги. Как в заочном курсе, я прибег к методу не опосредованного подхода, а также постепенного посвящения как в теорию (основные принципы и воззрения христианской формы йоги), так и в практику. Увеличилось количество упражнений. Описаны они подробнее, чем в «Христианской йоге», указано терапевтическое действие каждого из них и связанные с упражнением опасности, если таковые имеются (противопоказания). Книга, являющаяся, собственно говоря, результатом многочисленных бесед с учениками (имевших место за последние шесть лет), снабжена замечаниями и разъяснениями.

Говоря по правде, сегодня я чувствую некоторое волнение, когда думаю о том, как благосклонно был принят мой скромный труд во многих уголках земли.6 Такой прием, мне думается, неоспоримо доказывает полезность христианской йоги, во всяком случае, той формы йоги, которая является христианской но духу. Надеюсь, что мой опыт будет интересен тем людям, которые, как н я, желают служить человечеству и оставаться верными посланию, исходящему от Бога живого и Сына Его, Иисуса!

Жан-Мари Дешане, орден св. Бенедикта. ^

Первоначальная версия носила многозначительное название: «Метод созерцания, основанный на йоге».

^

ТЕОРИЯ

Этому искусству, этой системе, объединяющей физическую и психическую культуру, нелегко дать определение. Ее смысла и целей не разъяснить в нескольких словах. В преимуществах этой системы лучше всего убеждает практика ее постепенного освоения.

Но даже на этой ранней стадии я предпочел бы дать вам некоторые представления о хатха-йоге (в дальнейшем я буду называть ее просто йогой), пусть неполное, но, по возможности, точное. Удобнее всего будет сравнить и сопоставить упражнения йоги с гимнастическими упражнениями и прочими физкультурными занятиями.

Упражнения динамические — Упражнения статические

Гимнастика развивает мускулатуру, заставляя ее работать. Мышцы подвергаются при этом последовательным растяжениям и сжатиям (число которых может быть очень большим), обычно в довольно высоком темпе. Для каждой мышцы существует одно или несколько упражнений.

Пример: Ниже приведено одно из многих гимнастических упражнений (обыкновенно называемых отжиманием) для развития трицепсов (мышц руки), а также грудных и брюшных мышц.

«Лечь, ладони положить на пол на уровне груди. Приподняться на руках, тело держать в вытянутом положении (отжимание). Затем согнуть руки и грудью коснуться земли (наклон). Обе части упражнения повторить в быстром темпе десять-пятнадцать (или более) раз. Распрямляя руки, вдыхайте, а сгибая — выдыхайте (или наоборот)».

^ Тренировка брюшных, а также спинных мускулов.

«Встаньте прямо. Поднимите вытянутые руки над головой. Прогнитесь назад, насколько сможете. Согнитесь вперед и коснитесь руками пальцев ног. Снова выпрямитесь.

Ритмично повторяйте упражнение, стараясь в конце коснуться обеими ладонями пола — хотя бы на мгновение».

Это упражнение выглядит довольно грациозно. Когда его цель (коснуться земли, не сгибая колен) достигнута, важна только динамика. Внимание концентрируется на том, чтобы выполнить упражнение как можно лучше и быстрее, давая мышцам максимальную нагрузку.

В йоге все совершенно иначе. В этом и следующих уроках я намерен описать два йоговских упражнения, до некоторой степени сопоставимых с вышеприведенными: в «Змее» имеется то же самое распрямление рук, а в «Глубоком поклоне» — то же самое сгибание туловища. Однако в обоих случаях упражнение выполняется только один или два раза — максимум три — и обязательно медленно — так медленно, как только возможно. Приняв позу, следует некоторое время в ней оставаться, и с каждым разом все дольше и дольше.

В этом состоит первое отличие (или, вернее, ряд связанных между собой отличий) гимнастических упражнений от йоговских. Позвольте мне вкратце их перечислить:

1.     В обычной физкультуре предполагается динамика. Упражнения йоги лишены динамики.

2.    В одном случае: упражнения повторяются быстро и сусилием; вначале они легки, а затем становятся все труднее.Во втором случае: одна-единственная поза, которую всегда трудно принять; ее принимают медленно и остаются вней более или менее продолжительное время.

3.     В первом случае чередуются сокращения и растяжения. Во втором—медленное сокращение определенной группы мышц происходит один раз, а затем снова следует общее расслабление.

4.  В первом случае напрягаются, главным образом, мышцы. Во втором — железы (в этом мы убедимся ниже).

Другие, причем более важные, расхождения связаны с основным смыслом обеих систем. Об этом я поговорю позднее. Чем точнее вы станете следовать моим инструкциям, тем яснее выявятся эти различия. Но разрешите мне привлечь ваше внимание к двум из них.

Гимнастика на публике — Гимнастика в уединении

Обычная физическая культура пригодна для групповых занятий. Это зрелище, непременно включающее в себя соревновательный элемент. При коллективных занятиях успех заключается в том, чтобы превзойти других участников в числе повторов и в скорости движений. Когда физкультурник занимается в одиночку, он стремится выполнять каждое упражнение лучше, чем в предыдущий раз или предыдущий день, и так далее. Такие мысли не чужды, вероятно, и одинокому приверженцу йоги. Но он не придает им такого большого значения. В йоге самое важное поза. Те, кто изучает йогу, принимают нужные позиции не «прыжком», а плавно. Зрелищная сторона выполняемых упражнений их нимало не интересует. Они сосредоточивают внимание на работающих мускулах, а приняв позицию, прекращают усилия. Они расслабляются и остаются в расслабленном состоянии некоторое время.

Изучающий йогу самостоятелен; ему нужно быть в одиночестве, чтобы ничем не отвлекаться; он должен быть занят только собой, чтобы достичь максимального мира и спокойствия.

Разумеется, можно практиковаться и в небольшой группе, под руководством опытного инструктора. Но, как правило, лучше работать отдельно.7 Учащийся занимается упорней и достигает больших успехов.

7 Не вижу причин, почему бы не устраивать время от времени совместные занятия. Я представляю себе регулярные встречи пяти или шести адептов, живущих в одном городе или. одной общине. Более опытные возьмут на себя руководство и определят порядок поз в соответствии с заранее намеченным планом. Остальные будут выполнять те же упражнения, но совершенно свободно, сами по себе. Это может продлиться четверть часа, самое большее двадцать минут. В заключение последует «тихая медитация», продолжительностью не более десяти минут; .каждый адепт примет ту позу, которая ему лучше знакома («Лотос», «Совершенная поза» или се варианты). У совместных занятий имеются два преимущества: обновляется энтузиазм участников и вновь обретают цель занятий те, кто начал терять ее из виду. Разумеется, на долю руководителей занятий выпадает нелегкая задача — но какая благодарная! (См. также: «Замечания и разъяснения» (приложение 1), раздел 1, стр. 142 и далее).

^ — Равновесие и самоконтроль

Основное различие между физической культурой и йогой заключается в задачах, которые ставят перед собой две эти системы. Цель физкультурника — сделать свое тело сильным и здоровым, мускулистым, грудь — широкой, а руки — мощными. Йог достигает, в большей или меньшей степени, того же результата, однако цели у него иные.

Он стремится к спокойствию, желает освободиться от усталости, а вернее — стать к ней невосприимчивым.

Йог хочет притушить некоторые из своих наклонностей — гнев или нетерпение,— которые являются свидетельством телесного или психического нездоровья. Его цель — жить более полной жизнью и быть при этом ее хозяином. Он желает избежать гнета некоторых телесных потребностей, но не теряет связанных с ними преимуществ. Этот предмет мы вскоре рассмотрим подробнее.

Цель йога, говоря короче,— усовершенствовать себя, избавить от стоящих на пути препятствий. Тело, вместо того чтобы — как часто бывает — причинять различные неприятности и препятствовать прогрессу, расцвету умственных и духовных сил, должно стать помощником.

Вот и все, что я, на данной стадии своих рассуждений, собирался сказать об этих жизненно важных предметах. Если вы захотите задать мне вопрос: «Каким образом йоговские упражнения делают занимающегося спокойным, свободным, во всех отношениях развитым человеком?», я отвечу: «Подождите и увидите. Начинайте упражняться, и со временем, когда вы почувствуете, что система действует, я все это вам объясню. И не только это, а и многое другое!»

Сейчас вы знаете уже достаточно, чтобы самостоятельно приступить к некоторым упражнениям и ежедневным процедурам.8

8 См. также: «Замечания и разъяснения» (приложение 1), раздел I, стр. 143.

ПРАКТИКА

Как? Когда? Где?

Лучше всего—на открытом воздухе. Выберите по-настоящему спокойное место—на берегу реки или в уголке вашего сдца. Если потребуется, выровняйте площадку, избавьтесь от камней, веток и всего прочего, что может поранить вас или причинить неудобство. Расстелите мат или коврик.

Однако организовать занятия на открытом воздухе бывает нелегко, а иногда и невозможно. В таком случае вам придется отступить в спальню. Это должна быть тихая, хорошо проветренная комната. Поместите коврик в углу (и в дальнейшем места не меняйте) напротив окна.9 Запритесь. Важно, чтобы вам никто не мешал. Постель для упражнений не подходит — разве что очень жесткая.

Наиболее подходящее время, без сомнения, утром, перед завтраком. Те, кто не готов к занятиям в это время суток, могут отложить упражнения до любой свободной минуты. Возможно, им будет удобнее всего заниматься перед сном, но только не сразу после ужина. Еще лучше, для тех, кто работает в конторе, упражняться после возвращения домой с работы, до еды.10

Снимите лишнюю одежду: достаточно купальника или трусов. Ничто не должно мешать движениям, давить на талию или живот. Выберите короткие трусы, которые держатся на бедрах.

В первую очередь — научиться дышать

В обычной физкультуре дыханию придается большое значение. Еще более важную роль играет дыхание в йоге. Без правильного дыхания, контроля дыхания, ритмических вдохов-выдохов нельзя по-настоящему заниматься йогой.

Дыхание — это настоящее искусство. Могу вас уверить, что большинство людей не умеет правильно дышать. Безусловно, мало кто в течение дня уделяет хотя бы малейшее внимание своему дыханию. Хороший йог, напротив, в определенные моменты суток занимается тем, что следит за своим дыханием и размышляет о нем; в эти мгновения он, так сказать, дышит вдумчиво.

^

Примите расслабленную позу.

Лягте на спину, вытянитесь на коврике, ноги слегка разведите, руки положите вдоль боков или слегка раскиньте в стороны (как вам удобнее), ладони лучше всего обратить вверх.

Отдыхайте телом и душой. Смотрите вверх. Направьте взгляд на какой-нибудь участок неба или потолка. Вначале не думайте ни о чем. Прислушайтесь к окружающим звукам, но невнимательно, без напряжения.

Через минуту или две скажите себе: «Я буду дышать медленно и как можно глубже». Или, еще лучше, спокойно произнесите: «Дыши хорошенько, глубоко дыши».

Затем освободите легкие от воздуха, осторожно втягивая живот.

Вам будет удобнее, если вы, не нажимая, положите на живот обе ладони. Постепенно выдыхая, вы ощутите, что руки опускаются вслед за животом.

При выдохе приоткройте рот. Затем закройте его и сделайте спокойный вдох через нос. Представьте себе, что вы стараетесь наполнить воздухом живот, но не грудь. Живот опять поднимется, а с ним и ладони.

Снова вытесните воздух из легких и втяните живот.

Я сделал упор на самом важном: при выдохе втягивайте живот. Выдыхайте через нос (при выдохе можете приоткрыть рот).

. Вначале у вас не получится. Но скажите себе, что это придется освоить, если вы стремитесь к успеху. Так называемое дыхание «животом» (при котором поднимается живот)—один .из существеннейших элементов йоги. Вам оно непривычно. Вы приучены дышать только грудью. Вы даже стремитесь «подтянуть живот», как всегда говорят в армии и в физкультурном зале. Так что с самого начала вам придется преодолевать эту трудность. Но не тревожьтесь: вы справитесь. Далее в данном курсе я научу вас комбинировать дыхание животом и дыхание грудью. Но это позднее. Никогда не нужно спешить.

Еще одна трудность заключается в дыхании через нос. Но и ее вы преодолеете. Не огорчайтесь, если первые попытки покажутся безуспешными. Старые, укоренившиеся привычки поддаются не сразу!

А теперь ваше первое важное упражнение." Лежа на спине, десять раз медленно и глубоко вдохните и выдохните.

^

Умение стоять не утомляясь —- это настоящее искусство. Не удивляйтесь, если в первых уроках я буду обращать ваше внимание на вещи, которые кажутся совсем простыми. «Так вот что такое Йога!» — возможно, скажете вы. Ну что ж, в дальнейшем вы узнаете о ней больше. Вы поймете, как важны движения и позы, которые сами по себе просты, но которые трудно исполнить правильно.

Человек - держится вертикально (он единственный из всех тварей, кто это умеет, что является знаком его природного достоинства), когда его суставы находятся в естественном положении. Для этого он должен сохранять равновесие, учитывая центр тяжести, данный ему природой. При самом вертикальном положении тела человека его позвоночный столб (ось скелета) принимает очертания буквы «S» — это наглядно видно у конголезских женщин, несущих на голове груз. Пусть мои читатели-мужчины попытаются сделать то же самое! Встаньте и представьте себе, что вам нужно уравновесить на голове чашу. Стойте в такой позе совершенно неподвижно. Вы ощутите приятный покой.

Ступни можно расположить либо параллельно, либо под прямым углом, пятки — вместе или на расстоянии; строгих требований здесь нет. Каждый из вас инстинктивно найдет ту позу, в которой ему проще сохранять равновесие. Руки должны свободно свисать, ладони могут быть обращены вперед или касаться внешней поверхности бедер. Живот плоский, не втянутый и не выпяченный, или же расслабленный (проверьте в зеркале).

Стоя в этой позе, вы скоро начнете испытывать удовольствие. Вам покажется, что вы можете стоять так бесконечно долго, не уставая. Фактически, однако, достигнутое состояние равновесия будет очень скоро нарушено, поскольку мы от природы существа «нервные»; вы выставите вперед ногу, шевельнете рукой, опустите голову, согнете спину или сделаете еще что-нибудь в этом роде и окажетесь в неустойчивой, утомительной позе, от которой устанете больше, чем от ходьбы.

Тут-то и выявляется важность этого упражнения. Примите описанное стоячее положение сразу после дыхательного упражнения, которое выполняется лежа, и оставайтесь в нем не» которое время. Стойте так, пока не сделаете пятнадцать вдохов (чуть дольше минуты — как раз то, что нужно!) и сосредоточьтесь на том, чтобы ваши члены пребывали в покое. Вы убедитесь, что это трудная задача. Пальцы у вас затекут. Терпите. Постепенно эта естественная поза станет для вас привычной и вы начнете обретать чувство равновесия. Возникнув в зачаточном состоянии, оно, по мере освоения вами данного курса, будет совершенствоваться и, главное, углубляться.

^

Снова примите лежачее положение, на сей раз на животе, но сделайте это таким образом:

Поднимите руки высоко над головой; затем медленно согните туловище и обопритесь ладонями о землю на довольно большом расстоянии от ног (пальцы рук должны быть направлены вперед). В этой наклонной позе, опираясь на руки и пальцы ног, согните руки и неспеша опустите туловище. Без напряжения (сначала выдвинув одну руку, затем другую) лягте грудью на землю, а вернее, на тыльную сторону ладоней. Наклоните голову — лоб должен касаться земли. Оттяните носки, чтобы пятки смотрели вверх.

Мгновение оставайтесь в этой позе. Расслабьтесь. Раза два-три, не меньше, глубоко вздохните, как можно больше втягивая живот.

Когда вы начнете ощущать в себе глубокий покой, то, опираясь на ладони и полностью распрямляя руки, медленно поднимите верхнюю часть туловища (от головы до талии). Тело при этом должно быть выгнуто дугой, голова до предела откинута назад. Нижняя часть туловища, от талии до пальцев ног, по-прежнему соприкасается с землей. Носки оттянуты (рис. 1).

Приподнимаясь на руках, сделайте глубокий вдох (через ноздри).

В этой позе, не сгибая локтей, не опуская подбородка и задержав дыхание, оставайтесь как можно дольше. Практически, при первых попытках вы едва ли продержитесь дольше одной секунды. Постепенно вы увеличите это время, но насиловать себя не следует.

Сгибая руки, медленно возвратитесь в исходную позицию (йога не допускает резких движений). Когда ваша голова вновь коснется земли, а грудь ляжет на тыльную сторону ладоней, начинайте свободно дышать.

Через минуту повторите упражнение. Сделайте его три

раза подряд.

^ Это упражнение благоприятно (и почти что радикально) воздействует на юношей и девушек, страдающих излишней горячностью, поскольку оно влияет на тимус (вилочковую железу). Кроме того, оно помогает развитию личности, индивидуальности. Далее оно, развивая гибкость позвоночника, тренирует глубоко расположенные мышцы живота (rectus abdomlnis) и спины. Эта поза заставляет работать позвоночный столб, в первую очередь, поясничный отдел. Оно оказывает стимулирующее воздействие на почки.

Противопоказания. Таковых нет — разве что гипертрофия щитовидной железы.

^

Через несколько минут обхватите руками голову, приложив пальцы к вискам и верхней части лба. Локтей и предплечий от земли не отрывайте. Затем медленно вставайте, поднимая середину туловища и опираясь частично на лоб и локти, частично на носки. Поднявшись, перенесите ближе к голове сначала одну ногу, потом вторую, так, чтобы ваше тело очертаниями походило на арку, как показано на рис.2.

Это расслабляющая поза. Оставайтесь в ней чем дольше, тем лучше. Она весьма благоприятна для брюшного i таком положении вы сможете без затруднений (направлять воздух в нижнюю часть живота и надувать живот при каждом вдохе. Так же легко вам будет втягивать живот при выдохе.

Сделайте десять вдохов и выдохов в этой позе, концентрируясь на том, чтобы втягивать живот.

 

Рис, 2. «Дельфин»

Упражнение 5. Коленопреклоненная поза Теперь согните колени. Ноги, от ягодиц до пяток, держите вместе, как показано на рис, 3. Выпрямитесь и присядьте на пятки или между пяток. Вначале это будет немного затруднительно из-за негибкости лодыжек и непривычности такого положения ног (подошвами вверх). Однако, как говорится, практика делает чудеса.

Рие. 3. «Коленопреклоненная поза» (фаза первая)

Руки поместите на бедра или сложите на груди (рис. 4). Это ваш первый урок. В течение двух недель каждый день скрупулезно выполняйте все пять упражнений в том порядке, в каком они здесь приведены.

Вы заметите, что, начиная с упражнения 3, различные позы естественно переходят одна в другую. При этом вы не меняете места и не делаете ни одного лишнего движения.

Рис. 4. «Коленопреклоненная поза» (фаза вторая)

Весь набор упражнений займет у вас четверть часа. Это не так уж много. Разумеется, вы можете при желании продлить пребывание в каждой позе и промежутки между ними. Но, в любом случае, еще до истечения двух недель вы ощутите некоторые преимущества йоги.

1. Вы учитесь дышать или, точнее, налаживаете свое дыхание. Если вы в течение дня найдете свободную минуту, чтобы попрактиковаться в дыхании животом, стоя, сидя или лежа (ночью в постели, например), то вы ощутите обновление, в вас вольется поток новой жизненной силы.

Вы учитесь правильно держаться, лучше владеть собой. На страницах этой книги я постоянно буду вести разговор о вашей манере держаться. Инструкции, данные в упражнении 2, относительно того, как стоять спокойно, придадут вам без сомнения, высокое духовное достоинство — достоинство устойчивости. К этому я еще вернусь.

Проделывая упражнение 3, вы улучшаете работу тимуса - железы, расположенной в затылочной части головы.

вы легко возбудимы, вспыльчивы, то вы с удивлением кружите, что стали намного спокойнее. Возможно, за по-

о неделю занятий вам удастся ни разу не выйти из себя. То же упражнение положительно скажется на позвоночнике и кишечнике. Кишечник растягивается, отчего улучшается пищеварение и появляется чувство легкости.

4. Упражнения 4 и 5 считаются подготовительными для других поз, которые принесут вам мир, безграничный покой Быть может, с самого начала, когда вы будете стоять на коленях или сидеть на пятках"(поза кармелитов!), вы почувствуете, что расслабляетесь, отчего ум ваш делается необычайно ясным Воспользуйтесь этим мигом,— вы ведь " христианин—чтобы вознести молитву...

^

do.gendocs.ru


Смотрите также